Пошаговые рекомендации по приучению годовалого малыша к горшку

Мама, собираясь с маленькой донкой в поликлинику, спрашивает у нее:

— Давай сходим на дорожку?

— На дорожку? Давай!

Мать приносит горшок, девочка удивленно:

— Мама! Ты же сказала — на дорожку!!!

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что одной из «глобальных» проблем, волнующих всех родителей детей в возрасте от 0 до 3 лет, является приучение своего «цветочка» к горшку.

Немаловажным фактором является и общественное мнение. Бабушки в один голос утверждают, что в их время дети в 1 год уже вовсю справляли свои нужды исключительно на горшок. Есть и некоторые современные мамочки, которые рассказывают всем, что уже с первых дней жизни приучают своих детей ходить на пеленку, в раковину, тазик и так далее: кто во что горазд.

Не скрою, и на меня в свое время «давило» общественное мнение, и мне очень хотелось быть образцово-показательной мамочкой, у которой дети с первых месяцев жизни были бы с горшком «на ты»! Поэтому, вооружившись инструкцией по раннему высаживанию на горшок, я вплотную занялась приучением нашего старшего сына Дениса к этому занятию месяцев с четырех.

Раннее высаживание ребенка подразумевает, конечно, не усаживать ребенка на горшок в прямом смысле этого слова, а предлагать ему сделать «свои дела», удерживая его над раковиной или тазиком — там, где маме удобнее.

Для начала предлагается сопровождать определенные действия своего малыша соответствующим «пи-пи» или «а-а». А когда он начнет соотносить ваши звуки с действием, переходить к следующему шагу — самому высаживанию. При этом надо придерживаться следующих правил.

1. Высаживать ребенка нужно после каждого сна, вне зависимости от того, проснулся он мокрым или сухим.

2. Высаживать при проявлении им беспокойства.

3. Высаживать по собственному требованию, если вам это нужно, например, перед прогулкой.

4. Высаживать, если малыш давно не писал и вам кажется, что уже пора.

Стоит заметить сразу, что наши «пи-пи» и «а-а» Денис никак не воспринимал, сколько бы мы ему не «пиликали». Сынишке это казалось просто забавным. Еще с рождения мокрые пеленки не вызывали у него никакого беспокойства. К тому же сидеть «раскорякой» на руках у мамы ему очень не нравилось, и он категорически отказывался это делать. Мы нашли компромисс — он делал все лежа на одноразовую пеленку. Не стоит и говорить, какая это была тренировка для мамы и окружающих близких: поймать тот момент, когда ребенок наконец-то захочет «справить свою нужду».

В 8 месяцев мы начали осваивать горшок. Надо сказать, сидеть на нем ребенку нравилось, и «все дела» он туда делал, как надо. Мы, конечно, расслабились — ура! Наши старания увенчались успехом. Денис на горшок не просился, но мы успевали посадить его в нужное время. Мы даже брали с собой горшок, когда ездили с малышом на юг. (Денису был 1 год и 1 месяц.)

Однако не тут-то было: в 1 год и 2 месяца сын категорически отказался садиться на горшок. Он просто перестал это делать! Не сидел на нем ни минуты. Денису стало неинтересно сидеть и чего-то ждать (даже если и подождать-то надо было всего пару минут). Все это повергало меня в большое уныние, так как я не могла найти причины такого поведения. Ведь мы Дениса не ругали, не заставляли.

И в результате, он снова начал ходить на горшок только в 2 года. (Спасибо нашим воспитателям в детском саду за выдержку и терпение!)

Поэтому я пришла к выводу: природу не обманешь! Ведь не зря существуют установленные специалистами физиологические нормы (по Е. Комаровскому).

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.

2. Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшочных» навыков колеблется в интервале от 22 до 30 месяцев (говорят, у девочек — пораньше, у мальчиков — попозже).

3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

В общем, лучше, чем пишет доктор Комаровский, и не скажешь: «Дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано».

Со своей младшей дочерью Танюшей мы все учли. До 1,5 лет мы к ней с этим вопросом и не приставали. Мы, конечно, купили ей горшок, показали и поставили возле туалета (в туалете у нас просто нет места). Не разрешали ей с ним играть, давая понять, что горшок — это не игрушка. Это специальное приспособление для соответствующих нужд.

К слову, я вообще не очень понимаю производителей, которые делают горшки в виде машин, животных и т.п. Где здесь логика? Дети тут же начинают с этим играть, но, простите, как можно в игрушку писать или какать? Никому же не пришло в голову делать унитазы в виде машинок или еще чего-нибудь?

Мы периодически обращали внимание Тани на то, как Денис пользуется горшком и для чего это делает. Предлагали ей самой посидеть, но она не хотела сидеть на горшке ни секунды, однако мы и не настаивали.

Через какое-то время мы стали замечать, что Танюшка пытается самостоятельно сесть на горшок. В один из дней (Тане уже было почти 1 год и 7 месяцев) я, поняв, что она хочет в туалет, посадила ее на горшок. На этот раз она не стала упираться и сделала «свои дела». Вид у нее был после этого очень удивленный. А мы ее очень- очень за это похвалили! И рассказали все в присутствии Тани бабушке и дедушке. Они тоже ее очень и очень хвалили! Через некоторое время мы повторили «успех». Теперь я уже пыталась предугадать, когда должно все случиться, и предлагала дочери сесть на горшок.

Не прошло и месяца, как Танюшка стала не просто пользоваться горшком, но и проситься на него. (Кстати, все свои «горшечные» позывы она обозначала одним словом «ка-ка».)

Какие тут можно сделать выводы?

1. У каждого ребенка — свое время. Он сам подскажет, когда будет готов. Просто создавайте для этого соответствующие условия.

2. Если вы начали приучать к горшку (с добровольного согласия ребенка), то делайте это в системе, каждый день, а не от случая к случаю. Не буду утверждать, что это надо делать всегда после еды, сна и т.п. Вы лучше знаете своего ребенка, его биологические ритмы и физиологические особенности.

3. За каждый «успех» хвалите ребенка! Похвала — лучший стимул! За неудачи ругать не стоит. Ребенок не сразу научается полностью контролировать свои физиологические потребности. Это все равно что ругать только что родившегося ребенка за то, что он не умеет ходить.

И последнее. Существует много споров вокруг того, влияет ли пользование одноразовыми подгузниками на процесс приучения к горшку. Если честно, я никакой взаимосвязи не вижу. Мы пользовались и тканевыми подгузниками (позднее надевали обычные трусики), и памперсами. Не могу сказать, что использование памперсов как-то замедлило процесс. Когда и Денис, и Таня уже начали активно пользоваться горшком, мы все равно на ночь для подстраховки надевали им одноразовый подгузник. Так они все равно перед сном обязательно ходили на горшок и с утра, как просыпались, просились в туалет. Подгузник при этом мог остаться абсолютно сухим.

Еще раз повторю: у каждого ребенка — свое время!

Умение ходить на горшок детей ещё один важный показатель взросления. Недаром вопрос о том, когда ребёнок стал садиться на горшок, звучит так же часто, как и когда он начал ходить или говорить. Родители относятся к нему с полной серьёзностью, тем более что слышат об этом самые разные мнения и советы от бабушек, других родителей и педиатров.

Одни делятся воспоминаниями, как приучали детей к туалету, начиная едва ли не в три месяца держать кроху над тазиком или раковиной. Другие утверждают, что их 7-8 месячный малыш уже ходит на горшок по большому. А с экрана телевизора доктор Комаровский говорит, что и в два с половиной года не поздно начинать приучать к горшку.

Возраст, когда стоит начинать приучать ребенка к этому важному навыку, один из самых спорных вопросов. Причем спор идет не между педиатрами. Все врачи мира придерживаются одного мнения, что раньше 18 месяцев, или полтора года, ребенок не в состоянии контролировать свое тело в этом вопросе, а значит научить его осмысленно садиться на горшок и делать нужные дела невозможно.

Бабушки и некоторые родители пытаются это оспаривать, утверждая, что им удавалось приучить своих детей ходить на горшок до года. Специалисты поясняют, что если даже родителям удалось добиться, чтобы малыш опорожнялся в ночную вазу, то речь может идти у годовалого ребенка только о рефлекторном действии.

До возраста полутора лет ни один ребенок не в состоянии контролировать свое мочеиспускание или опорожнение кишечника. Данная способность по утверждению специалистов формируется в период с 1,5 лет до 2,5 года, когда ребенок начинает контролировать мочеиспускание и дефекацию в течение дня и в 3,5 года ночью.

Доктор Комаровский призывает родителей не волноваться и не торопиться, ведь все здоровые дети в конце концов обучаются этому важному делу, а лучше уделить больше внимания ползанию маленького ребенка, что будет более эффективной тратой родительского времени.

Детей начинать приучать к горшку надо не раньше, чем он достигнет возраста полтора года и летом, когда мокрые трусики не грозят здоровью. Но если вашему малышу исполняется 1,5 года в разгар зимы, и вы не хотите долго ждать до следующего лета, чтобы начинать обучение, то можно начинать приучать к горшку и после года. Только при этом не ждать от малыша невозможного.

Ни один самый хитрый способ не может обмануть природу. Если ребенок физически не готов контролировать собственные физиологические процессы, как бы родители ни старались и не сердились, это может только оттолкнуть годовалого кроху от нового навыка, а не приблизить желанный момент.

Хотя все педиатры настаивают, что ранее 18 месяцев приступать к освоению «туалетного» навыка нет смысла, но признавая индивидуальность каждого ребенка, дают советы определять возраст начала приобщения к горшку с того момента, когда он будет к этому готов. Доктор Комаровский называет следующие признаки этого.

  1. Установление стабильного режима дефекации и умение более 1,5 часов не мочиться.
  2. Знание названий частей тела и предметов одежды.
  3. Демонстрация неудовольствия от пребывания в мокрых трусиках.
  4. Умение самостоятельно снимать и надевать трусики.
  5. Умение самому доходить до горшка, садиться и вставать с него.
  6. А самым главным доктор Комаровский считает способность малыша любым способом дать понять, что он хочет в туалет.

Комаровский дает родителям советы не обсуждать ни с кем, как получается у маленького приучаться к горшку, а быть внимательным к малышу и терпеливо ждать, когда он созреет.

Как приучить ребенка к горшку – Доктор Комаровский

Какой горшок выбрать?


При выборе горшка на что, кроме собственных эстетических вкусов, стоит обращать внимание:

  • Он должен быть приятен малышу и не пугать его. Поэтому лучше брать пластиковый, а не металлический. Пластик более теплый материал, и не будет холодить попку крохи. Поэтому стоит отказаться от горшков с музыкальным или другим звуковым сопровождением. Неожиданные звуки могут напугать ребенка.
  • Выбирая цвет горшка, также учитываем индивидуальные особенности крохи. Часть детей опасаются ярких непривычных предметов, другие, напротив, тянутся ко всему броскому.
  • Горшок должен быть удобен и устойчив, чтобы ребенку было не трудно на него садиться, и он не опрокидывался, когда кроха встает. Для этого можно выбрать горшок в виде креслица со спинкой, или расширяющиеся к низу.
  • Для девочек берут круглые, а для мальчиков овальные сосуды с выступом впереди. Кроме анатомических особенностей стоит учесть и полноту вашего ребенка. Горшок не должен быть ни слишком большим для него, ни слишком узким.
  • Производители пытаются привлечь родителей к своим моделям всяческими дополнительными эффектами – музыкой, игрушками, ремнями безопасности и т.п. Но психологи предупреждают, что горшок не должен походить на игрушку. Всё это отвлекает ребенка от его главной функции.
  • Дома нужно найти покупке подходящее место, чтобы он был на глазах у ребенка и доступен ему.

Способы приучения ребенка к горшку поэтапно

Любой способ приучения к горшку начинается с того, что мы просто знакомим кроху с новым предметом, объясняем и показываем на игрушках, для чего он нужен. Можем, смотря с малышом мультик, привлекать его внимание к моментам, где видим горшок. Даем время привыкнуть к нему, и лишь затем приступаем собственно к приучению.

Опытные мамы дают советы начинать этот важный этап с отказа в течение дня от памперсов. Также поступают и в садике. Тогда ребенок начнет замечать связь между тем, что он пописал и трусики стали мокрыми и неприятными. Он ещё не может контролировать себя, но начинает осознавать последовательность событий и учится давать знать маме после того, как трусики стали мокрыми, о том, что ему некомфортно. Конечно, отказываться от памперсов ночью пока не стоит.

Один способ предлагает вначале высаживать малыша на горшок в памперсах или трусиках просто для того, чтобы он привык и не боялся. И лишь после этого через 7 – 10 дней начинать высаживать его два раза в день, не стремясь подловить нужные моменты. И только когда он привыкнет к этому этапу, переходить к систематическому высаживанию.

Другой способ предлагает сразу начинать высаживать малыша на горшок после сна ночью и днем, после еды, перед прогулкой и перед сном. Если благодаря этому удается «подловить» момент, когда он сходит по большому, то похвалите малыша. Пусть он поймет, чего от него ждут.

  • На горшке малыш должен сидеть не долго, не более 5 – 7 минут. Даже если он ничего не сделал, после этого времени поднимаем. Лучше чуть позже ещё раз повторить попытку.
  • Сидя на горшке, малыш не должен смотреть мультик, слушать сказку или играть. Это отвлекает его от процесса и затрудняет понимание того, для чего он тут.

Затем, внимательно наблюдая за малышом в течение дня, видя признаки, что он хочет в туалет, предлагать ему горшок, помогая снять трусики, чтобы он садился на него почти самостоятельно. Когда у ребенка уже получается самостоятельно ходить на горшок, не ругать его и не стыдить, если время от времени он будет «оступаться». Заигрываясь, малыш забывает и не замечает своих потребностей. Поэтому просто время от времени напоминайте ему о горшке.

Если малыш упорно отказывается от горшка по каким-то причинам, идя на конфликт с родителями, то не надо настаивать. Лучше сделать перерыв в обучении, чтобы у малыша не сформировалась отрицательная привязка к этому нужному предмету. Постарайтесь понять, чем вызван отказ – усталостью от обучения, неприятными ощущениями от прохладных краев, испугом во время пребывания на «троне», чтобы устранить эту причину.

  • Не стоит начинать обучение или переходить к следующему этапу, если малыш болеет. Также на обучении может отрицательно сказаться любая стрессовая для малыша ситуация – переезд, конфликты в семье, появление братика или сестрички.
  • Приступая к обучению малыша этому важному навыку, запаситесь терпением и оптимизмом. Знайте – несмотря на временные отступления, как бы долго все не шло, но все дети осваивают горшок и ваш не исключение.
  • Приучать ребенка проситься на горшок ночью, если его возраст меньше 2 – 2,5 лет практически бесполезно. Ночью малыш не способен контролировать себя до определенного возраста. Даже если родители высаживают его ночью на горшок, он справляет нужду рефлекторно, неосознанно и это не закрепляется в его поведении.

Когда приучать ребёнка к горшку? – Доктор Комаровский

Перед каждым родителем встает в свое время вопрос о том, когда и как приучать ребенка к горшку . Однако многие родители, особенно те, кто воспитывает первенца, часто слишком рано пытаются научить малыша ходить в туалет «по-взрослому». Ниже речь пойдет о том, как наиболее просто научить ребенка пользоваться горшком, как воспринимать правильно те неудачи, которые неизбежно случаются в процессе приучения, почему малыш не всегда может научиться ходить в туалет достаточно быстро, а также о других важных аспектах, интересных молодым родителям.

Как приучить ребенка к горшку: методы и их особенности

Когда малыш подрастает, и перед мамой и папой неизбежно встает вопрос, как приучать ребенка на горшок ходить, многие взрослые делают ошибки, которые в итоге оборачиваются стрессом и для родителей, и для ребенка. В итоге взрослее тратят очень много времени и усилий даром, высаживая малыша даже ночью, а результата не получают вообще, либо в итоге отмечается нестойкий результат.

В свое время бытовало мнение о том, что приучить ребенка к горшку быстро и правильно вполне возможно, если начать заниматься этом уже на первом году жизни малыша. Даже сейчас многие бабушки и даже опытные мамы дают молодым родителям советы о том, как приучить ребенка к горшку в 1 год. Подобные рекомендации можно иногда услышать даже от отдельных педиатров.

Однако в настоящее время столь раннее приучение уже научно признано неправильным и несвоевременным, а также таким, что противоречит естественной физиологии младенца. То есть те, кто пытается приучить малыша к горшку уже в последние месяцы первого года жизни, противоречат его психологии и не учитывают особенностей физиологического созревания. В итоге получается, что весь этот процесс приучения очень продолжительный и, как правило, малопродуктивный. К тому же тем, кто пытается научить пользоваться горшком таких маленьких мальчика или девочку, приходится, по сути, давить на малыша. А это, конечно же, вызывает ряд негативных последствий, а именно:

  • развитие у малыша, иногда ведущего к развитию неврологических и психосоматических болезней;
  • проявление недержания мочи , ;
  • нервные тики , логоневрозы ;
  • развитие серьезных проблем в более позднем возрасте, в частности, энкопреза , гиперактивности мочевого пузыря .

На самом деле родители очень часто отмечают, что у ребенка появляются описанные выше проблемы. Но при этом они не сопоставляют причину и следствие, и часто не понимают природы этих проявлений.

Те, кто озадачивался решением вопроса, как приучить мальчика к горшку или как научить девочку проситься в туалет раньше, чем это определено природой, использовали методы выработки условных рефлексов. Однако в данном случае речь не шла о выработке осознанного навыка, чего в идеале и нужно достичь.

Из-за подобного обучения выстраивалась неправильная последовательность действий. То есть родители добивались того, что ребенок опорожнил мочевой пузырь, когда слышал журчание воды, или когда ему приговаривали «пись-пись».

Вследствие многократных повторений таких действий малыш привыкал, что писать нужно именно после таких звуков. Хотя на самом деле побуждать к посещению туалета должно переполнение мочевого пузыря.

К тому же навык, который годовалый малыш получил в итоге развития такого рефлекса, не является стойким. Он может утратиться, так как основан на неправильной базе. К примеру, «отучить» малыша от горшка может любой стресс – переезд, начало посещения детсада, неспокойные отношения родителей и др.

Также этот навык ребенок может утратить примерно в 2 года – в том возрасте, когда на самом деле нужно было начинать процесс приучения к горшку. Если произошло подобное «отучение» позже малышу уже намного сложнее научиться приобрести этот навык.

Поэтому вывод однозначен: не нужно спешить, как можно раньше отучить ребенка от подгузников и пытаться за 3 дня приучить его к горшку. Этот навык должен вырабатываться своевременно и постепенно.

Таким образом, родители должны четко понимать, когда приучать ребенка к горшку нужно, а когда – еще слишком рано это делать.

По мнению Американской Академии Педиатрии, малыши достигают физиологической зрелости в возрасте 18-24 мес. Следовательно, надо приучать к горшку малыша не ранее, чем после достижения им 18 месяцев.

Важно не только знать, когда начинать приучать к горшку и во сколько должен научиться проситься в туалет маленький ребенок, но и то, какой именно метод стоит применять, чтобы результат был успешным. Важно применять такой способ, который будет ориентирован на малыша. То есть обязательно нужно учесть степень зрелости нервной системы маленького человека. Именно зрелость нервной системы определяет, готов ли малыш к приобретению такого важного навыка. Если использовать именно такую модель обучения, родители не будут давить на ребенка.

В свою очередь, малыш не переживет стресс, если его физиологическая и психологическая готовность будут на должном уровне. Именно поэтому, самый правильный ответ на вопрос, с какого возраста приучать ребенка к горшку можно, следующий: когда он будет готов к этому и физиологически, и психологически.

В процессе обучения малыш является основной фигурой, при этом он уже осознает, что делает, и чего именно хотят от него добиться взрослые.

Основными положениями физиологического метода являются следующие постулаты:

  • Физическая зрелость организма — укрепление мышц мочеиспускательного канала и сфинктеров прямой кишки, развитая иннервация мочевого пузыря и прямой кишки.
  • Психологическая зрелость – малыш уже понимает, чего от него требуют, может следовать инструкциям.
  • Эмоциональная готовность – ребенок позитивно настроен по отношению к приобретению новых навыков.

Особенности физиологии и анатомии малыша

Объяснить, почему приучение стоит начинать не ранее, чем в полтора года, поможет рассмотрение некоторых особенностей физиологии и анатомии малыша. Осознанно проситься на горшок малыш может только в то время, когда у него уже сформировались нервно-мышечные связи между его мозгом и органами малого таза. Их формирование начинается только после 18 месяцев. Это нервные волокна, формирующие сплетения вокруг прямой кишки и мочевого пузыря. Именно они подают импульс о том, что мочевик или кишечник переполнены. Этот импульс изначально передается в спинной мозг, после чего – в головной мозг. Он и является побуждением посетить туалет. Следовательно, формирование правильного навыка возможно только после четкого появления указанных связей. Поэтому, если ребенок в 1,5 года не ходит на горшок, это вполне нормальное явление.

Конечно некоторые «продвинутые» родители практически после рождения ребенка начинают ломать голову над тем, как заставить ребенка пописать в горшок. Однако большинство попыток слишком раннего приучения обречено на провал. Даже если появились определенные успехи, дети на горшке не чувствуют себя уверенно, и этот навык у них не закрепляется так, как следует.

Но если обучение стартует, когда ребенок начинает понимать, чего от него хотят, и когда его организм готов к такой «школе», успех не заставит себя ждать.

На горшок раньше срока: хорошо ли это?

О том, как малыш, которому еще и года не исполнилось, исправно ходит на горшок, рассказывают многие мамочки. Сталкиваясь с подобными историями, некоторые мамы маленьких деток и сами порываются как можно раньше научить свое чадо обходиться без подгузников.

Повторяя многократно звуки «пись-пись» или надрывное «а-а-а» и удерживая малыша на горшке, добиться того, что он сделает свое дело, конечно, можно. Но не забывайте, что при этом у него всего лишь появится условный .

Однако следует помнить о том, что малыш, обученный таким «премудростям» слишком рано, после полутора года может повести себя совсем не так, как ожидают родители. Если мочевой пузырь у ребенка не наполнен, соответствующий импульс к мозгу не поступает, а малыша тем временем упорно высаживают на горшок и побуждают сходить в туалет, условный рефлекс уже может нее срабатывать. А так как новому, правильному методу, дитя не обучено, проблема мокрых штанишек снова может проявиться во всей красе. При этом родители будут недоумевать по поводу того, почему вдруг что-то пошло не так. И в данном случае повторное приучение к горшку за 1 день невозможно – родителям снова придется постепенно «работать» с ребенком, чтобы в итоге у него развился стойкий навык.

В таблице предоставлено сравнение особенностей слишком раннего и своевременного обучения

Как понять, когда можно начинать обучение?

Все малыши развиваются по-разному, поэтому нельзя полагать, будто в полтора года перейти от подгузников к горшку способен каждый ребенок. При этом родители должны четко помнить и тот факт, что формирование устойчивого навыка происходит к 22-36 месяцам. Следовательно, все промахи малыша нужно воспринимать спокойно.

Важно учесть и те признаки, которые свидетельствуют, что малыша уже можно начинать учить правильно ходить в туалет.

  • Дефекация происходит примерно в то же самое время суток каждый день.
  • Мочеиспускание отмечается не чаще, чем раз в два часа, о чем можно судить по сухим подгузникам.
  • Малыш уже знает разные части тела и способен их показать. Также он различает предметы одежды.
  • Он понимает, что значит «писать» и «какать».
  • Стремится подражать взрослым людям.
  • Когда подгузник грязный, малыш испытывает дискомфорт и демонстрирует это.
  • Делает попытки одеваться самостоятельно.
  • Интересуется туалетом, горшком.
  • Малышу уже исполнилось 1,5 лет.

Если все вышеперечисленные особенности уже наблюдаются, это свидетельствует, что процесс приучения к горшку будет проходить быстро и просто и для мамы с папой, и для ребенка.

Следует настроиться на то, что на горшок малыш может усесться не сразу. Если все попытки усадить его заканчиваются капризами и плачем, это может говорить о том, что ребенок просто не хочет сейчас в туалет. Важно не ругать его, а просто на некоторое время прекратить попытки и попробовать все повторить позже – через несколько недель. Примерно к двум годам маленький человек научится проситься в туалет и делать все правильно.

Не нужно заставлять сидеть на горшке малыша, если он по какой-либо причине боится это делать. Родители должны чутко отнестись к таким страхам и найти их причину. Часто это связано с пережитым стрессом или с тем, что горшок кажется ребенку неудобным.

Как провести процесс обучения?

Делать это нужно постепенно, не торопя малыша.

«Познакомить» с горшком

Сначала нужно показать ему, что на горшке можно просто сидеть. Поэтому сначала достаточно усадить его на горшок, при этом, не требуя сразу же использовать этот предмет по назначению. Правда, родителям здесь нужно быть предельно внимательными, ведь позволять малышу играть с горшком тоже нельзя, иначе, он станет воспринимать его как очередную игрушку.

Высаживать, когда малыш предположительно хочет в туалет

Если сидеть на горшочке ребенок не прочь, стоит пробовать высаживать его в то время, когда, вероятнее всего, ему хочется «по-маленькому». Лучше делать это после еды, после сна.

Следить за поведением

Если за маленьким человеком понаблюдать очень внимательно, можно заметить, что перед мочеиспусканием или дефекацией он затихает, как бы задумывается. Некоторые дети вздрагивают, другие пробуют самостоятельно снять трусики или штанишки. Именно такие сигналы могут говорить о том, что пора садиться на горшок.

Закрепить навык с помощью повторений

После того как малыш ошибся, нужно спокойно спросить его, куда нужно какать и писать. Если на горшок он после этого не показывает, тогда нужно подвести к нему ребенка и снова повторить «Вот горшок. Сюда нужно писать».

Воспринимать промахи спокойно, хвалить за успехи

Нельзя ругать детей за промахи и расстраиваться по этому поводу – со временем все обязательно получится. Неудачи на протяжении определенного времени бывают у всех. Иногда удается приучить малыша ходить в туалет за неделю-две, иногда на это уходит больше времени. Но если все получилось правильно нужно обязательно похвалить малыша и рассказать ему, какой он молодец и как хорошо все сделал.

Превратить поход на горшок в ритуал

Необходимо последовательное и привычное совершение всех действий. Чтобы малыш постепенно привык к этому. Взрослый человек должен постепенно производить их, при этом, рассказывая малышу, что он делает: «Снимаем трусики, садимся на горшок, надеваем трусики» и т. д. Так малышу будет проще привыкнуть к существующему порядку действий.

Правила, о которых нужно помнить в процессе приучения

  • Важна готовность и малыша, и родителей. Мама и папа должны осознавать, что ребенку в этот период придется уделять намного больше внимания. Также следует настроиться на промахи и на то, что придется больше времени посвящать уборке за малышом.
  • Начав процесс, нужно постоянно посвящать ему время. То есть не может быть так, что по выходным родители учат пользоваться горшком свое чадо, а в другие дни он ходит в подгузнике. Так можно только запутать малыша и существенно усложнить процесс.
  • Если днем ребенок пока не научился проситься в туалет, ночью приучение проводить еще не время.
  • К ночному горшку маленький человек должен привыкнуть. Этот предмет должен стоять на видном месте – так, чтобы его было легко найти, как только возникнет такая необходимость.
  • Когда все получилось, хвалить ребенка нужно обязательно, делая этот так, чтобы тот осознал, что сделал все хорошо. Если произошла ошибка, никаких «Ай-я-яй» из уст родителей звучать не должно – промахи следует воспринимать спокойно.
  • Важно приучение не только к горшку, но и непосредственно к ритуалу. Поэтому нужно научить выполнять все действия последовательно, показав, как снимают трусики, выносят горшок, моют руки и т. п.
  • Со временем нужно высаживать на горшок малыша перед сном, прогулкой – то есть, когда нужно сходить в туалет, чтобы избежать неприятностей.
  • На первых порах днем нужно отказаться от подгузников, но на ночное время или на период прогулки их лучше использовать, пока малыш еще не совсем освоил этот навык. Со временем от подгузников нужно отказаться полностью.
  • Нельзя разрешать баловаться с горшком, чтобы в итоге он не был воспринят, как игрушка.

Как выбрать горшок

  • Прежде всего, важно выбрать удобный горшок. Вполне возможно, что придется изначально сменить их несколько, чтобы малыш получил тот, на котором ему будет максимально удобно.
  • Его форма должна быть анатомической. Девочкам лучше выбирать круглые, мальчикам – овальные горшки, у которых есть выступ спереди.
  • Важна устойчивость, чтобы детский туалет не ездил и не ерзал по полу.
  • Предпочтительно покупать горшок со спинкой.
  • Что касается наличия крышки, то здесь особых рекомендаций нет – выбирать нужно то, что нравиться.
  • Идеальный вариант – обычный, максимально простой горшок, без музыкального сопровождения и декора в виде глаз, ушей и т. п. Такие вещи не только отвлекают малыша, но и воспринимаются им, как игрушка. Поэтому в итоге можно только сбить его с толку, позже очень много времени потратив на приучение.
  • Взрослые должны понимать, что этому навыку обучаются все дети. Поэтому относиться к процессу стоит спокойно, не превращая его во что-то сверхважное. Когда и психически, и физиологически малыш будет готов к этому, все обязательно получится.
  • Нужно не забывать и о том, что окончательно освоить этот навык, дети могут в возрасте 2-3 года. Поэтому если к трем годам еще время от времени случаются ошибки, ничего страшного в этом нет. В данном случае нельзя заострять на этом внимание, ругаться.
  • Важно всегда помнить самое важное правило: всему свое время. Чем раньше начать приучение, тем больше сил и нервов придется потратить зря.

Как быстро и без слёз приучить ребенка к горшку в 1 год? Речь в статье пойдёт об основных ошибках, которые допускают родители во время такого важного процесса. Также здесь собраны главные правила и рекомендации по приобретению успешного навыка у малыша, советы по выбору изделия, авторитетное мнение известного педиатра.

Вокруг мнения о том, когда нужно приучать ребенка к горшку происходит очень много родительских споров. Бывает, что молодые мамочки так и норовят высадить кроху уже в 9-10 месяцев, чтобы потом хвастаться перед подругами.

Важно помнить, что если грудничок до 1 года и справляет периодически нужду в горшочек, то речь тут идет лишь о рефлекторном мочеиспускании. Нервная система еще не дозрела и не научилась контролировать процессы испражнения. Малыш не понимает своих желаний, соответственно – не умеет сдерживать позывы.

Умение контролировать желание к мочеиспусканию возникает в возрасте не ранее, чем в 1,5 года . У некоторых малышей бывает и позже. Поэтому вопрос «Как быстро приучить годовалого ребенка к горшку?» необходимо формулировать немного иначе, не упоминая при этом возраст. Про причины энуреза у детей можно узнать из этой .

Когда спешить не стоит

Не стоит начинать приучать ребенка ходить на горшок, если:

  • он недавно переболел и пребывает в болезненном состоянии;
  • состоялся переезд, смена обстановки;
  • у крохи появился братик или сестричка;
  • в семье происходит кризис в отношениях, кто-то из членов семьи болеет или ушёл.
Готовность определяется дозреванием нервной системы

Чтобы уяснить, как правильно приучить ребенка к горшку, необходимо усвоить важное знание: навык формируется согласно рефлексу «позыв-судно-испражнение» .

Часто молодые мамы, руководствуясь советами старших женщин, приступают к высаживанию достаточно рано, а процесс стимулируют характерными звуками «а-а-а», «пи-пи-пи» или включают кран с водой.

Такой способ считается вредным, так как малыш приобретет искаженный рефлекс «судно-позыв-испражнение», и переучить его будет очень тяжело. Навыки самоконтроля в соответствии с возрастом:

  • 2-2,5 года – контроль дефекации;
  • 2,5-3 года – умение контролировать мочеиспускание в период бодрствования;
  • 3-4 года – умение контролировать позывы ночью.

Как приучить ребенка ребенка спать в своей кроватке мы рассказываем .

Признаки готовности и 5 правил успешного приучения

Чтобы быстро приучить ребенка к горшку, ему важно обладать следующими умениями:

  • самостоятельно ходить, садиться, освобождаться от одежды;
  • понимать речь, некоторые слова;
  • подражать окружающим его взрослым;
  • показывать свои желания жестами или словами;
  • проявлять старания, чтобы заслужить похвалу;
  • выполнять задачи, указания родителей.

Такие навыки приобретаются малышом около 18 месяцев, соответственно начинать раньше этого возраста не имеет смысла.

Как понять, что ребенок готов ходить на горшок

  • возраст старше, чем 1,5 года;
  • когда малыш ощущает желание сходить «по-большому» – замолкает, сосредотачивается, а в итоге говорит о совершенном факте;
  • просыпается сухим после сна днём, а потом в течение некоторого времени продолжает оставаться сухим (свидетельствует об умении контролировать мочеиспускание);
  • знает, что значит мамина просьба «одеть или снять трусы», с охотой выполняет такую просьбу;
  • может правильно показать части тела;
  • концентрирует внимание на игрушке или мультике достаточно продолжительно, сохраняя при этом спокойствие;
  • с легкостью исполняет несложные задачи (что-либо принести или отнести, куда-либо сходить и прочие).

Если перечисленное выше всё еще не свойственно вашему ребенку, не смотря на то, что ему уже исполнилось 2 года, приучить к горшку оперативно не выйдет.

Для того, чтобы помочь чаду – пробуйте периодически обходиться без подгузников . Крохе необходимо узнать свое тело, понять, ознакомиться с функционалом половых органов. Таким образом, скорее улавливается связь между позывами и следующими опорожнениями. Соответственно, крошке нужно видеть акты дефекаций и мочеиспусканий.

5 правил эффективного приучения

  1. Отсутствие насилия. Нельзя удерживать кроху против его воли, есть желание встать и уйти – пускай сделает это.
  2. Доброе отношение и поощрения. Запрещено ругать малыша за мокрые или запачканные трусики . Будьте щедры на похвалы в случае достижения положительного результата.
  3. Паузы. В случае возникновения у чада негативных ассоциаций, связанных с конфликтами, насилием – остановитесь. Дайте ему оправиться от инцидента, забыть негатив. Некоторое время не возвращайтесь к вопросу высаживания.
  4. Внимательность родителей. Присматривайтесь чаще к малышу, и вы не пропустите миг, когда он становиться сконцентрированным, кряхтит. В такие минуты и стоит предлагать горшочек. Стоит также продемонстрировать наглядно, для чего создан этот предмет.
  5. Доступность и оперативность. Хорошо, если судно постоянно находится в зоне доступа малыша. Также во много раз облегчает задачу минимальное количество одежды на карапузе, чтобы не пришлось долго и нудно раздеваться. Высаживайте после каждого приема пищи, сна.

Этапы обучения

1 Сначала приобретается горшок. Его место – в детской, переставлять не рекомендуется. Лучше выбрать яркий, привлекательный по цвету, при этом удобный по конструкции предмет. Высаживайте ежедневно по пару раз на 2-3 минуты, одежду и подгузник пока снимать не стоит (чтобы не возникло негативной ассоциации в связи с неприятными ощущениями прохладной поверхности).

2 Спустя неделю начинайте высаживать уже без подгузника, также дважды в день. Не стоит энергично подлавливать кроху, когда он проявляет желание сходить в туалет. Таким поступком легко напугать и вызвать обратный эффект. Отличный совет – это постоянно демонстрировать предназначение изделия на примере старшего товарища, либо помещая использованный подгузник в судно, доступно объясняя свой поступок.

3 По истечении еще 2 недель уже разрешено улавливать моменты позывов, актуально подсовывая горшочек каждый раз. Усаживайте чадо после прогулки, пробуждения, еды.

4 И конечный этап – обучение самостоятельному использованию предмета. Важно помнить об изложенных ранее правилах успешного обучения: доступность горшка в любой миг обеспечит стабильность приобретенного навыка, поощрение и похвалы будут подбадривать малыша, а отсутствие насилия и добрые слова – не спровоцируют страхи и отторжение.

Во сколько бы ни началось приучение ребенка к горшку, опыт многих родителей показывает, что на приобретение и утверждение навыка уходит от 6 месяцев до 1 года . Поэтому рекомендуется набраться терпения и помнить о конечной идее, тогда всё случится максимально идеально.

Вместе с вопросом «Как приучить ребенка к горшку в 1 год?» родители интересуются о необходимости резкого отказа от подгузников в момент начала обучения. Специалисты утверждают, что такой нужды нет, так как в результате многочисленных исследований доказано отсутствие влияния такого факта на скорость достижения результата.

Горшок должен понравиться вашему малышу с первого взгляда
  1. Основное требование к предмету – удобность. Малышу ничего не должно давить, формы предмета повторяют анатомию тела.
  2. Привлекательность цвета и нанесенных изображений – так будет проще завоевать интерес крохи.
  3. Чрезмерность украшений, наличие музыкального сопровождения помешают малышу провести прямую связь с предметом, он будет считать, что перед ним игрушка.
  4. Если предмет приобретается для мальчика – стоит выбирать предмет с завышенностью в передней части. Так моча не будет проливаться за пределы судна.
  5. Соответствие размеров. По мере роста вашего чада следует покупать более крупное изделие.
  1. Созревание органов, имеющих отношение к процессу испражнения (мышцы брюшного пресса, сфинктер прямой кишки, сфинктер мочевого пузыря, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка).
  2. Полноценное развитие нервной системы, в первую очередь – коры головного мозга.
  3. Педагогическая активность обучающих взрослых.

Проще говоря, секрет быстрого результата заключается в адекватном подходе родителей к задаче : не стоит пытаться обучить чадо слишком рано, необходимо подождать пока организм будет готов. Чем раньше начнется процесс обучения, тем больше сил будет затрачено.

Золотое правило – это терпение. Если не выходит – отпустите ситуацию на 2-3 месяца, а затем начинайте опять.

Выводы

С какого возраста приучать ребенка к горшку – вопрос скорее индивидуальный, и рекомендуется в таком случае только минимально допустимый порог в 18 месяцев. Ну а если процесс по каким-то причинам начинается позже – в этом нет ничего страшного, ведь не существует в мире ни одного человека, который так бы и не научился контролировать свои естественные позывы.

Добрый день! Сегодня продолжаем разбирать тему как приучить ребёнка к горшку?

Спасибо Вам за участие в опросе «А Ваш ребёнок ходит на горшок?». Очень радостно было читать о Ваших успехах в деле приучения к горшку, некоторые дали ценные советы, которые я обобщу и поделюсь ими с вами в следующей статье.

Однако как показал опрос – есть и трудности в таком деле как приучение ребёнка к горшку.

Что же делать? Как провести процесс приучения к горшку максимально безболезненно и для ребёнка, и для родителей?

Давайте разберём основные ошибки, которые допускают многие родители, решив приучать ребёнка к горшку.

Уверена, что зная эти «подводные камни» Вы умело сможете их обойти!

ОШИБКА №1

Приучение к горшку начинается в неподходящем возрасте.

Зачастую в практике встречаются случаи, когда мамы начинают приучать ребёнка к горшку СЛИШКОМ РАНО! Забывая о том, что готовность садиться на горшок и управлять своими функциями требует зрелости. Причём большинство современных исследований говорят, что успех в приучении к горшку зависит от грамотного сочетания ТРЁХ факторов:

  • физиологическая зрелость,
  • психологическая зрелость,
  • социальная зрелость.

Высаживания на горшок в 6, 8 и даже в 12 месяцев не имеют никакого отношения к осознанному овладению ребёнка горшком.

Совет №1. Не торопиться!

Дождаться соответствующего возраста ребёнка для обучения его навыкам пользования горшком. Чаще всего это от 1,2 до 1,9. Но это не значит, что не нужно совершать подготовительных мер, которые помогут ребёнку быстрее освоить выделительную функцию.

ОШИБКА №2

Чрезмерное использование подгузников

Бывает, что практически с рождения ребёнок находится в подгузниках: и днём и ночью. А затем, когда родители решают, что пора ходить на горшок – подгузник резко убирается и от ребёнка ждут быстрой реакции на такую свободу.

Неоднократно встречала такой совет «Пусть походит немного в мокрых штанишках и тогда быстро сообразит, что нужно садиться на горшок!»

На самом деле на такое осознание у ребёнка большую часть времени носившего «защиту» может уйти до 3-5 месяцев.

Также частое ношение подгузников приводит к тому, что половые органы не получают должной стимуляции и не тренируются задерживать большие порции мочи. Подгузник создает ощущение чистоты и сухости, поэтому ребёнок даже в возрасте 8-9-12 месяцев может писать маленькими порциями почти как новорожденный.

Использование подгузинков ночью также нарушает созревание функции почек. Замечено, что дети, спящие в них, могут продолжать писаться ночью до 3-4 лет, в то время как дети, спящие БЕЗ них, уже к 2 годам перестают мочиться ночью (конечно при условии, что на ночь не было выпито 2 литров вкусного компота!)

СОВЕТ №2. Разрешите ребёнку знакомиться со своим телом.

Хотя бы днем, а в идеале и ночью ребёнок начинает обходиться без подгузника.

Если жалко ламинат, мебель, ковры и другие прекрасные предметы интерьера – обезопасьте их – застелите пелёнками, сшейте чехлы и т.д.

Поверьте, здоровье ребёнка стоит гораздо больше!

ОШИБКА №3

Слишком сильная заинтересованность родителей научить ребёнка ходить на горшок

В стремлении побыстрее приучить ребёнка к горшку, мы забываем о том, чья это зона ответственности?

Если Вы думаете что Ваша, тогда постоянные погони за ребёнком в попытках объяснить ему правила пользования горшком Вам обеспечены.

Слишком сильная заинтересованность родителей проявляется в том, что:

  • ежечасно ребёнка усаживают на горшок;
  • ребёнку не разрешают вставать пока он не сделает свои делишки;
  • ребёнку постоянно делаются внушения по типу «Ты уже большой!», «Пора ходить на горшок», «Горшок это замечательно!» и т.д.

Но любое давление вызывает обратную реакцию, сопротивление! И это видно на примерах, когда ребёнок честно ходивший на горшок ВДРУГ прекращает это делать. Возможно, родители просто чрезмерно увлеклись приучением к горшку и нужно ослабить поводья.

СОВЕТ № 3. Создавайте условия при которых приучение к горшку произойдет самостоятельно!

Ребёнок САМ сядет на горшок, просто потому что он здоровый, адекватный, умный малыш!

А вот создание соответствующих условий – задача, действительно требующая внимания. Сместите фокус внимания на нее!

Вследствие этой ошибки родители часто совершают еще одну ошибку по выбору горшка. Как выбрать правильный горшок смотрите в моем видеоуроке:

ОШИБКА №4

Пристыживание ребёнка, ругань

Очень сильно этой ошибкой грешат бабушки. Ведь в советское время пристыживание было одним из самых эффективных средств педагогического воздействия.

И вот ребёнок, который любит себя всего, и даже любит свои «произведения» (я имею в виду лужи и какашки) сталкивается с ….непринятием. Его вдруг начинают стыдить, ругать, наказывать, а иногда…ставить в угол, за то что вовремя не сел на горшок и намочил штаны.

Чем это чревато?

В самом легком случае – время дружбы с горшком отодвинется на более поздний возраст.

В худшем случае – чревато неврозами, фобиями и страхами, справляться с которыми придётся под руководством психолога.

СОВЕТ №4. Не при каких обстоятельствах не ругайте ребёнка за сделанные лужи или разложенные «кучки» - это делу не поможет.

Лучше привлеките ребёнка к уборке, а еще лучше полностью переложите это дело на него.

Можно сказать так: «Саша, ты пописал на пол! Давай пойдём, возьмём тряпочку и вытрем лужу, чтобы никто не замочил ножки. Вот тебе тряпочка – вытирай!

В следующий раз, пожалуйста, садись на горшочек, и писай туда – тогда пол и твои штанишки останутся сухими и нам не придется вытирать лужи».

Вы не ругаете ребёнка, но при этом показываете наилучший вариант развития событий, который Вы ждёте от ребёнка. А учитывая то, что ребёнок очень хочет быть хорошим и всегда следует родительским ожиданиям - вы на 1 шаг приблизились к сухому полу в квартире.

ОШИБКА № 5

Незнание стадий знакомства ребёнка со своим телом

Эта ошибка тесно связана с ОШИБКОЙ №2, когда половые органы ребёнка запираются в подгузник и ребёнок вынужден пропускать нормальные стадии взросления.

В деле приучения к горшку, горшок является одним из завершающих этапов знакомства со своим телом и обучением контролировать выделительные функции. Поверьте, это не простая задача.

Точно также как маленький ребенок вначале учится переворачиваться, затем вставать на четвереньки, затем ползать и вставать – развитие половой функции идёт по своим законам.

Если какая-то стадия пропущена – ребёнок обязательно к ней вернется! Просто в более позднем возрасте. Уверена, что Вы слышали истории как ребёнок вначале научился вставать и ходить, а затем вдруг пару месяцев подряд ползал. Это нормально. Развитие мозга идет по заданной траектории, и если где-то произошел сбой – этот пробел нужно закрыть.

Вот примеры из Ваших ответов, которые наглядно показывают, как ребёнок добирает недостающие стадии развития (просто видимо в силу каких-то ошибок делает их в более позднем возрасте, чем конечно вызывает растерянность у родителей)

Пример №1.

Пример №2.

СОВЕТ №5. Позволить ребёнку знакомиться со своим телом. Позволить ребёнку знакомиться со своими произведениями (пописами и покаками).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.