Педагогический проект «Добрый мир. Рабочая программа "добрый мир"

Учебно-методический комплект «Добрый мир (Православная культура для малышей)» является вводной частью авторской общей программы «Православная культура» для 1-11 классов (Центр поддержки культурно-исторических традиций Отчества. М. 2004-2011).

Он разработан на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по авторским учебно-методическим комплектам «Православная культура» для 1-10 годов обучения в 55 регионах РФ, странах СНГ, зарубежных странах в 2003-2010 гг. и рекомендованных Министерством образования Московской области, Управлениями образования Белгородской, Тверской, Калининградской и др. областей РФ, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (2007 г.).

В состав комплекта входят 8 пособий: Хрестоматия в 4 книгах для детей с методическими комментариями для воспитателя (Книга 1. Прогулки по дням творения. /Устроение мира/ ; Книга 2. Хорошо - плохо? /Устроение отношений в мире/; Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. / Как устроены отношения в нашей жизни/; Книга 4. Православные праздники. Чему мы радуемся? /Ценности жизни христиан/); Методическое пособие с программой; Рабочая тетрадь для творческих видов деятельности; Музыкальное сопровождение занятий (СД - диски); Наглядные материалы по темам хрестоматий.

Особенностью комплекта является интегративный характер содержания, объединяющего все виды деятельности дошкольников на основе традиционных ценностей отечественной культуры. Отбор содержания произведен с учётом Стандарта начального образования второго поколения и Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленного Министерством образования РФ (М., 2002 г.), обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного и школьного звеньев образования.

Комплект предназначен для использования в дошкольных образовательных учреждениях всех типов (старшая и подготовительная группы детского сада), а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.


М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е

В сборнике методических материалов представлены: 1. Концептуальное обоснование Содержательного модуля «Духовно-нравственная культура. Православная культура» в составе основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей»; 3. Методические разработки занятий. В Приложениях представлен справочный материал.

Отбор содержания произведен с учетом ФГОС дошкольного образования (2013г.), федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009г.), федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования нового поколения (2009 г.), «Примерного содержания по предмету «Православная культура» (МО РФ 2002 г.), опыта преподавания православной культуры по авторской программе «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1-11 классов в 55 регионах РФ в 2004-2011 гг., ставшей основой программы экспериментального учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») (2009 г.), обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного образования на уровне дошкольного и школьного звеньев системы образования.

Методическое пособие входит в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир» (в составе 8 пособий). Материалы предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений всех типов, а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.

Раздел 1. Общая характеристика программы.

Раздел 2. Содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Программа «Добрый мир. Православная культура для малышей»
2.1. Пояснительная записка.
2.2. Возрастные особенности духовно-нравственного развития детей 5-7 лет.
2.3. Интегрированное содержание работы по духовно-нравственному воспитанию при освоении образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования при включении содержательного модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)»
2.3.1. Задачи психолого-педагогической работы с детьми 5-6, 6-7 лет.
2.3.2. Принципы отбора содержания модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» с учетом интеграции образовательных областей программы дошкольного образования.
2.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы «Добрый мир. Православная культура» в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2.5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей».

Раздел 3. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

П р и л о ж е н и я
Приложениe 1. Состав пособий комплекта «Добрый мир».
Приложение 2. Задачи образовательных областей, выделенных в тексте Федеральных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в рамках которых возможно дополнение основной образовательной программы содержанием программы «Добрый мир».
Приложение 3. Возрастные особенности детей.
Приложение 4. Духовно-нравственное воспитание детей в семье и в условиях конфессионального образования.
Приложение 5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Приложение 6. Структура учебно-методического комплекта «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для дошкольного и школьного звеньев.

Литература для детей.

Литература для воспитателя.

Программы и методические материалы по воспитанию детей дошкольного возраста.

Х Р Е С Т О М А Т И Я В 4 К Н И Г А Х

КНИГА 1. Прогулки по дням творения
Наш красивый добрый мир. Тропинки прогулки. «Что мы видим на прогулке?»
Прогулка первая: «Свет. День. Ночь».
Прогулка вторая: «Небо».
Прогулка третья: «Земля. Вода. Растения».
Прогулка четвертая: «Солнце. Луна. Звезды».
Прогулка пятая: «Птицы. Рыбы. Насекомые».
Прогулка шестая: «Человек. Животные».
Прогулка шестая: «Человек».
Прогулка седьмая: «День отдыха (покоя)».
Кто сотворил наш красивый, добрый мир?

КНИГА 2. Хорошо - плохо
Рассказ первый: «Что хорошо и что плохо?»
Рассказ второй: «Будь послушным!»
Рассказ третий: «Помоги!»
Рассказ четвертый: «Не спорь! Прости!»
Рассказ пятый: «Будь скромным! Не хвастайся».
Рассказ шестой: «Не кради! Не обманывай!»

КНИГА 3. Устроение отношений в нашей жизни
Рассказ первый: «Моя семья. Наш род».
Рассказ второй: «Моя Родина».
Рассказ третий: «Православный храм».
Рассказ четвёртый: «Наши меньшие друзья».

КНИГА 3. Ценности жизни христиан
Чему мы радуемся? Православные праздники.
Праздник Воскресения Христово. Пасха.
День Ангела. Небесные покровители.
Воскресный день.
Окончание путешествия. Благодарение.

Р А Б О Ч А Я Т Е Т Р А Д Ь

Рабочая тетрадь входит в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» и используется в комплекте с другими пособиями.

В рабочей тетради представлены задания для творческих видов деятельности детей в соответствии с темами книг-хрестоматий. Взаимосвязь заданий указана символическими обозначениями, соответвующими рубрикам «Путешествие с книгой» и «Рисуем», с указанием номера страниц книг-хрестоматий.


Н А Г Л Я Д Н Ы Е М А Т Е Р И А Л Ы

Наглядные материалы входят в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» и используются во взаимосвязи с материалами методического, музыкального, хрестоматийных пособий и рабочей тетради.

В пособии представлены наглядные материалы для иллюстрации темы «Православный храм» (книга-хрестоматия 3, страницы 42-55).

В наглядных материалах представлены иллюстрации и фотографии произведений иконописи, памятников церковной архитектуры, рисунки детей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Одной из важнейших государственных задач современности является проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями исконно русской православной культуры. Понимание того, что без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетия, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры, высказывается на высоком государственном уровне. Без духовности, которую передавали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не можем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, справедливости, патриотизме, представления о человеке в целом.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Именно этим целям в общеобразовательной школе посвящен предметный модуль «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенного с 1 сентября 2012 г. по поручению президента РФ Д. А. Медведева.

Однако начинать какое-либо воспитание необходимо еще в дошкольном возрасте. Именно в этом возрастном периоде идет активное накопление нравственного опыта, активного познания мира и человеческих отношений, происходит обращение к духовной жизни. Как отмечает С.Куломзина, «в эти годы формируется его духовное подсознание, которое станет почвой и фундаментом свободной мысли и сознательных действий в будущем» 1 . Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает гармоничное формирование его личности, а «отсутствие в образовательном процессе ценностных смыслов дискредитирует трансляцию культурного опыта человечества, сводя образование и обучение к передаче информации и научению, а воспитание — к нравоучению и морализации» 2 . К сожалению, многие родители и педагоги забывают об этом, превращая с раннего детства воспитание лишь в подготовку к учебе в школе.

Министерство образования Московской области плодотворно взаимодействует с Московской епархией Русской Православной Церкви, закрепив сотрудничество договором от 12.11.2001 г. , а с 2002 г. функционирует соответствующий Координационный совет.

Одной из таких программ, реализующих духовно-нравственное воспитание дошкольников, является программа Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей». Она представляет собой содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования, дополняя ее обязательную часть новой образовательной областью, тем самым обеспечивая достижение духовно-нравственного развития детей, их готовность к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования « Духовно-нравственная культура народов России», а также преемственность решения задач духовно-нравственного образования на уровне дошкольного и школьного звеньев системы образования (программа является вводной частью авторской общей программы «Православная культура для 1-11 классов»). Отбор содержания программы произведен с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки от 23.11.2009 г. № 685), федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования нового поколения (2009 г.), «Примерного содержания по предмету «Православная культура» (МО РФ 2002 г.), опыта преподавания православной культуры в 55 регионах РФ. По замыслу автора, в программе «Добрый мир» сохраняется культурологический подход изложения религиозной культуры, она носит культурологический развивающий творческо-игровой проективный характер — маршрут духовного краеведения. Введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни — задача семейного воспитания, невыполнимая в системе светского образования.

Программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (от 5 до 7 лет). Учебно-методический комплект «Добрый мир. Православная культура для малышей» состоит из восьми пособий: 1) Книга 1 «Прогулки по дням творения»; 2) Книга 2 «Хорошо — плохо»; 3) Книга 3 «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья»; 4) Книга 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники»; 5) наглядные материалы; 6) рабочая тетрадь; 7) методическое пособие для учителя (программы, планы, разработки уроков); 8) CD-диск. Музыкальное сопровождение занятий.

Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей 3 .

В основе программы лежат фундаментальные положения святоотеческого наследия о закономерностях духовно-нравственного развития личности, о методах и формах духовно-нравственного воспитания в соответствии с возрастными возможностями, о принципах отбора учебного материала, а также исследования научной психолого-педагогической отечественной школы о закономерностях развития и методах воспитания дошкольника, государственные документы в области образования, обобщение практического педагогического опыта духовно-нравственного воспитания и образования в РФ.

Основными содержательными компонентами программы для дошкольников являются знания о религиозной культуре как о добром, красивом мире творений Божиих; о нормах устроения отношений в мире как системе духовно-нравственных отношений человека к Богу, к обществу, к людям, себе и миру вещей, к миру природы; о ценностях жизни христиан, отразившихся в традициях православных праздников 4 . Соответственно построено и содержание учебников. В книге 1 «Прогулки по дням творения» рассказывается о сотворении мира, проявлении воли Божией о мире и человеке в устроении мироздания. Пособие является базовым в освоении главных понятий православной культуры, которые будут углубляться в следующих книгах. В книге 2 «Хорошо — плохо» углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни — послушание, трудолюбие, любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определяется как зло. В книге 3 «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья» углубляется этическая тема, показываются примеры благочестивой жизни — того, как эти нормы проявляются в устроении повседневных отношений жизни христиан. Книга 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники» рассказывает о счастье жизни христиан, о христианской радости, отразившихся в главных православных праздниках — Рождества и Воскресения Христова, Дне ангела как основании и завершении пути Божественного спасения человека.

По замыслу автора, в программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольника формы совместной с воспитателем групповой и самостоятельной работы: ролевые, сюжетные игры, драматизация, беседа, наблюдение, экспериментирование, обсуждение проблемных ситуаций, конструирование, художественное творчество, музицирование и др. в условиях предметно-развивающей среды (прогулки-путешествия, выставки, спектакли, концерты и т. п.). Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра-путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной 5 .

В детских садах Мытищинского муниципального района работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию организована с сентября 2012 г. и проводится в двух формах: 1) в рамках организованной образовательной деятельности (ООД) как дополнение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования по образовательным областям «Познание. ФЦКМ», «Коммуникация. Развитие речи. Общение», « Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество», « Социально-личностное развитие. Социализация» и др.; 2) в рамках дополнительного образования по выбору родителей (кружковая работа).

В течение года проведения работы по духовно-нравственному воспитанию наметилась следующая тенденция:

на 01.09.2012 г.

на 01.03.2013 г.

на 01.09.2013 г.

Кол-во дошкольных
образовательных
учреждений
внедряющих программу
«Добрый мир»

34 (из 48)

45 (из 48)

48 (из 48)

Реализация в рамках кружковой работы (кол-во ДОУ / кол-во детей)

18 / 391

21 / 467

36 / 1080

Реализация в рамках ООД (кол-во ДОУ / кол-во детей)

16 / 452

24 / 701

12 / 432

Таким образом, количество детей, с которыми ведется работа по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Мытищинского муниципального района в рамках кружковой работы за год увеличилось на 63,8%, а в рамках ООД уменьшилось на 4,5%, переходя в кружковую работу.

Однако следует учитывать, что если кружковая работа предполагает посещение детьми занятий вне основного времени и с согласия родителей, то организованная образовательная деятельность предполагает участие всех детей без исключения в течение дня. Следовательно, в таком случае в программе делается упор на нравственную и другие составляющие, опуская при этом духовную составляющую курса из соображений толерантности по отношению к детям маловоцерковленных или вообще невоцерковленных родителей. Таким образом, к сожалению, задачи духовно-нравственного воспитания в рамках ООД в полной мере не реализуются. Тем не менее, количество детей, посещающих занятия «Добрый мир» в рамках кружковой работы, где духовно-нравственное воспитание реализуется соответственно программе в полной мере, на 1 сентября 2012 г., согласно проведенному мониторингу, составляет 10,4% от всех воспитанников 5-7-летнего возраста ДОУ Мытищинского района, а на 1 сентября 2013 г. — 28,7% соответственно, что на 18,3% больше, чем в прошлом году.

Также следует заметить, что работа по духовно-нравственному воспитанию проводится не исключительно по программе Л. Л. Шевченко. В качестве дополнительных к основной воспитателями используются такие программы, как «Путь в храм», автор А. Г. Уралова; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева; «Философия для детей в сказках и рассказах», автор М. А. Андрианов; «Оберег», автор Е. Г. Боронина; « Байки-побайки» , автор Е. В. Сальникова и другие подобные. Однако их содержание вызывает сомнение в истинном решении задач духовно-нравственного воспитания, подменяя его патриотическим или фольклорным элементом, порой противоречащим православным традициям. Подмена духовно-нравственного воспитания гражданско-патриотическим прослеживается на многих занятиях педагогов.

Базовой характеристикой личности являются понятия «духовность» и «нравственность». Современная светская педагогическая мысль связывает духовность личности с гуманизмом и нравственными ценностями, проявлением «человеческого в человеке», полагая, что «жить по совести — это значит быть личностью духовной» 6 . С точки зрения православного мировоззрения духовность — это «качество личности, способ ее существования, которому соответствует внутренняя направленность на Абсолютные ценности» 7 . Духовный человек всегда ощущает свое несоответствие этому идеалу и постоянно стремится совершенствоваться.

Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность — сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом. С точки зрения православной педагогической мысли нравственная жизнь неотделима от духовного мира человека, поскольку является способом «практической ориентации поведения личности, которому соответствует внутренняя направленность на Абсолютные ценности» 8 . По мнению Л. Л. Шевченко, «христианская нравственность как компонент православной культуры всегда являлась системообразующим компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, формирования их гражданской позиции. Это находило отражение в определении задач образования, мировоззренческих установок, составляло основу анализа деятельности и отношений людей» 9 .

Таким образом, целью и объектом духовно-нравственного воспитания, по мнению Т. И. Петраковой, «является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания, целью и объектом которого является мышление, и от эстетического — целью и объектом которого являются чувства…» 10

Действительно, «если ориентировать подрастающего человека на так называемые общечеловеческие ценности, которые весьма размыты и относительны, где отсутствует определенный идеал, ни о каком развитии подлинной духовности не может быть и речи» 11 .

Тесно связано с духовно-нравственным воспитанием гражданско-патриотическое. Как подчеркнула в своем выступлении на IX Московских областных Рождественских образовательных чтениях Л. Н. Антонова, патриотическое воспитание направлено на формирование социальной активности, ответственности, правовой культуры, зрелой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу, выполнению своего конституционного долга 12 . Все эти качества имеют большое значение для нравственного укрепления личности, поскольку «на основе чувства патриотизма, уважения к национальным святыням укрепляется любовь к Родине, проявляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества» 13 . Однако гражданско-патриотическое воспитание требует восполнения духовно-нравственным, которое имеет первостепенное значение.

Неверная расстановка акцентов в ряде случаев говорит о некомпетентности педагогов дошкольных учреждений в области духовно-нравственного становления личности ребенка. В связи с этим повышению квалификации уделяется большое внимание. Так, в 2012/13, а также в 2013/14 учебных годах в ДОУ Мытищинского района проводились педсоветы и консультации для педагогов на тему духовно-нравственного воспитания в ДОУ и семье; консультации для родителей на тему «Система духовно-нравственного воспитания в семье». На районном уровне — семинар для педагогов, внедряющих программу «Добрый мир»; круглый стол по проблеме реализации программы «Добрый мир» с участием представителей духовенства Мытищинского благочиния.

Однако, как показала статистика, высококвалифицированных специалистов крайне мало. Несмотря на то что краткосрочное обучение по программе «Добрый мир. Православная культура для малышей» на базе МГОУ прошли 45 педагогов района, этого недостаточно. Педагогу, тесно соприкасающемуся с душой ребенка, необходимы не только соответствующие знания, но и личный глубокий опыт жизни в православной культурной традиции, который приобретается не сразу. Вспомним слова В. А. Сухомлинского, который предъявлял достаточно высокие требования к личности педагога: «Мы должны быть… примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» 14 . Пожалуй, главным для преподавателя православной культуры должно быть осознание необходимости собственного духовного возрастания, когда «определяющим становится сознательный выбор мировоззрения, который обуславливает и мысли человека, и его поступки» 15 , а также ответственный подход к преподаванию данного предмета 16 .

Кроме того, некомпетентными в данной области являются и большинство родителей, воспринимая зачастую данный курс интуитивно и в общих чертах. Условием посещения детьми кружка во многих случаях является уже знакомый родителям педагог, которому можно довериться, а не профессиональный специалист и содержание курса.

Тем не менее, известны и противоположные положительные примеры. Так, в детском саду поселка Пирогово Мытищинского района существует многолетняя традиция проведения подобных занятий с участием священника и творческой инициативой родителей.

Подобные примеры делают необходимым выстраивание последовательной работы педагога с родителями и семьей в целом. Например, может оказаться целесообразным подбор интересных заданий по пройденной теме для совместной домашней работы родителей и детей; организация выставок работ детей для демонстрации родителям; вывешивание информационных содержательных листов (например, «Как определить День ангела ребенка?»), а также информационных листов с темой и целью пройденного занятия. Подобная примерная работа с родителями предлагается автором курса «Добрый мир. Православная культура для малышей» в методическом пособии.

Итак, продолжая анализировать проделанную работу в Мытищинском районе за 2012/13 уч. г. и подводя итоги результатов проведенных диагностик, отметим, что у детей старшего дошкольного возраста в рамках программы на занятиях формировались культурологические знания и представления о смысле праздников Рождества Христова, Пасхи, Дня ангела; базовые моральные чувства, такие как умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира как гармоничного, красивого творения Божия; различать добрые дела и плохие поступки; находить хорошие качества в друге; различать в себе добро и зло (выделять в себе недолжное); видеть и понимать действия и последствия послушания-непослушания; иметь представления о дружбе, трудолюбии и лени, щедрости и жадности, милосердия и заботы о ближнем; иметь представление о действии прощения, гнева-кротости, скромности-хвастливости, честности и воровства; видеть действия и последствия правды и лжи.

В качестве итоговых мероприятий с детьми проводились конкурсы рисунков «Рождество Христово», «Рождественские кружева», «Зимняя фантазия», «Подари улыбку миру»; конкурсы детских поделок «Ангелочек и Я», «Добрый ангел», ко Дню Матери; районный отборочный тур Международного конкурса декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо 2013»; конкурсы чтецов «Моя страна — моя Россия», «Мир встречает Рождество»; праздники и досуги: «Зимние забавы», «Рождественские колядки», «Крещенские посиделки», «Пасхальная сказка», «Масленичные гуляния»; на районном уровне — конкурсы детского творчества.

Несмотря на существующие трудности, работа в данном направлении продолжает развиваться. При управлении образования Мытищинского муниципального района создана рабочая группа для разработки учебно-тематического планирования, планов-конспектов занятий, анкет-опросников, диагностики уровней усвоения программы. В планах на будущий год:

— проведение круглых столов с участием представителей духовенства Мытищинского благочиния на тему «Актуальные вопросы по преподаванию модуля „Православная культура для малышей“ в рамках реализации программы „Добрый мир“ Л. Л. Шевченко »; «Обогащение знаний педагогов о духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста посредством использования модуля программы „Добрый мир“ Л. Л. Шевченко »;

— районный семинар на тему « Ценностно-содержательная основа модуля „ Духовно-нравственная культура“ (представление педагогов о формировании у детей старшего дошкольного возраста основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор)»;

— организация работы районного методического объединения по реализации программы «Добрый мир» и др.

Еще раз возвращаясь к цели данного курса и содержанию организованной работы Министерства образования Московской области в данном направлении, хочется подчеркнуть, что сегодня очень важно формировать нравственное начало, приобщать подрастающее поколение к духовным и национальным традициям, вовлекать в деятельность по сохранению культуры, обеспечивать тесное взаимодействие семьи и образовательного учреждения. Вслед за протоиереем В.Зеньковским отметим, что духовно развитый человек — это «не тот, кто только понимает, но тот, кто и правильно оценивает, и верно действует» 17 . «Духовно и нравственно развитый ребенок живет с ощущением своей духовной „сопричастности“ к жизни окружающей его действительности, он имеет живой интерес к происходящим событиям, искренние и добрые чувства по отношению к окружающим людям, сердечные устремления к Богу, а также чувство ответственности за свои действия, слова и мысли… При этом ребенок реально проявляет чувство милосердия и сострадания к ближним, поскольку воспринимает их как духовно близких людей» 18 .

Л. И. Мумрикова
канд. пед. наук,
старший преподаватель кафедры
общей педагогики ПСТГУ

Список литературы:

1. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: Сб. науч. тр. и материалов по итогам науч.конф./ Н. М. Борытко, науч. ред. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.: В 2 ч. Волгоград, 2005. Ч. 1. С. 238.

2. Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на торжественном открытии IX Московских областных Рождест-венских образовательных чтений http://www..

3. Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. 239 с.

4. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. 194 с.

5. Зеньковский В., прот. Педагогика. М., 1996. 154 с.

6. Куломзина С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. М., 2007. 192 с.

7. Мумрикова Л. И. Образ учителя Православной культуры: профессиональные, нравственные и духовные качества // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. М., 2012. № 2 (25). С. 17-23.

8. Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. № 1-2. С. 6-11.

9. Петракова Т. И. Духовно -нравственное воспитание в начальной школе: Учебно-методические рекомендации. М., 2004. 96 с.

10. Склярова Т. В. Личностная характеристика

и профессиональная компетентность преподавателя «Основ православной культуры» // XIV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы.

М., 2005. С. 684.

11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1983. 224 с.

12. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. М., 2012. 202 с.

13. Шевченко Л. Л. Православная культура: методическое пособие для учителя 1 класса. М., 2003. 119 с.

    1 Куломзина С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. М., 2007. С. 38.

    2 Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: Сборник научных трудов и материалов по итогам научой конференции / Н. М. Борытко, науч. ред. Волгоград, 27-30 сент. 2004: В 2 ч. Волгоград, 2005. Ч. 1. С. 238.

    3 Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. М., 2012. С.7.

    4 Там же. С.30.

    5 Там же. С. 8.

    6 Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. № 1-2. С.6-11.

    7 Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. С. 109.

    8 Там же. С. 114.

    9 Шевченко Л. Л. Православная культура: методическое пособие для учителя 1 класса. М., 2003. С. 12.

    10 Петракова Т. И. Духовно -нравственное воспитание в начальной школе: Учебно-методические рекомендации. М., 2004. С. 5.

    11 Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. С. 146.

    12 Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на торжественном открытии IX Московских областных Рождественских образовательных чтений http://www..

    13 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. С. 119.

    14 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1983. С. 22.

    15 Склярова Т. В. Личностная характеристика и профессиональная компетентность преподавателя

    «Основ православной культуры» // XIV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы.

    М., 2005. С. 684.

    16 Мумрикова Л. И. Образ учителя Православной культуры: профессиональные, нравственные

    и духовные качества // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. М., 2012. № 2 (25). С. 17-23.

    17 Зеньковский В., прот. Педагогика. М., 1996. С. 8.

    18 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. С. 104.

Пояснительная записка

Программа предназначена для детей старшей и подготовительной группы в возрасте от 5 до 7 лет.

Духовно - нравственное воспитание - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Издавна отечественная педагогика тесным образом связывалась с развитием духовно - нравственной сферы сознания человека, имела основную цель: воспитывать человека существом мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным и трудолюбивым, скромным, уважительным.

Основы христианской нравственности в каждом народе и традициях проявляются в благотворительности, почтение к родителям, к старшим, вежливости, доброжелательности, милосердии.

Эти духовнонравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром; на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство нуждаются в образовательных духовно-нравственных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Значимость этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры. Но решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений.

Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, задача педагогов, а также, что именно родители ответственны за воспитание детей. Проект нацелен на укрепление внутрисемейных связей, а также связей между семьей, Церковью и детским садом.

Цели программы:

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям Православной культуры.

Изучение духовного краеведения.

Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи:

Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали. Учить детей различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. В разных формах пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

Создание условий для восприятия детьми целостной картины мира.

Через изучение национальных, культурных традиций воспитывать у детей любовь к Родине.

Развивать способность воспринимать литературные произведения и анализироват прочитанное, учить формировать свои мысли, выражать чувства, обогащать словарный запас.

Воспитывать общую музыкальную культуру. Большее внимание уделять хоровому пению, приучать детей к классической, духовной и народной музыке.

Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию дошкольников. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Ориентация семьи на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами Православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

Для достижения задач программы используются различные приемы и методы обучения.

Наглядный метод.

Чтение педагогов рассказов с показом демонстрационного материала.

Экскурсий;

Наблюдений;

Показа сказок педагогам, детьми;

Рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин;

Проведение дидактических игр;

Экскурсий по городу, целевых прогулок;

Моделирование сказок.

Словесный метод используется при:

Чтении литературных произведений;

Чтении стихотворений детьми;

Беседах с элементами диалога, в обобщающих рассказах воспитателя;

Ответы на вопросы педагога, детей;

Проведение разнообразных игр (малоподвижных), сюжетно-ролевых, дидактических, игр драматизации и др.

Чтении литературных произведений вне занятий;

Сообщение дополнительного материала воспитателем;

Загадывание загадок;

Рассматривание наглядного материала;

Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Чтений литературных произведений родителями.

Практический метод используется при:

Организации продуктивной деятельности дошкольников;

Проведении игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);

Пошива кукол к сказкам;

Организация постановок сказок, литературных произведений, конкурсов, викторин;

Проведение экскурсий различной направленности;

Организация вечеров с родителями;

Изготовлении детьми наглядных пособий для занятий.

Условия реализации программы.

Данная программа рассчитана на возрастную группу детей с 5 до 7 лет. В течение года дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.

Возрастные особенности детей.

Ребёнок 5 -7 ле т стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи в зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В возрасте от 5 до 7 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. В этом возрасте также формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование её отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. В 5 - 6 лет дети имеют представление о внешней и внутренней красоте мужчин и женщин. Устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором главное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений.

К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослыми. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым.

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приёмы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).

На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значения слов, многозначные слова.

Круг чтения ребёнка 5 - 7 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно «чтение с продолжением».

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребёнка 5 - 7 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки.

Методические указания .

Для того чтобы добиться желаемого результата родителям и педагогам необходимо:

Осознать, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребенку;

Воспитывать у ребенка уважение к родителям, которые дали ему жизнь и приложили много душевных и физических сил, для того чтобы они росли и были счастливы;

Помнить о том, что ребенок уникальная личность, поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми, такого как, он нет больше в мире и мы должны ценить его индивидуальность поддерживать и развивать ее;

В педагоге ребенок всегда должен видеть людей готовых оказать ему личную поддержку и придти на помощь;

Проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка и т.д.);

Восхищаться вместе с родителями его инициативой и самостоятельностью, это пособствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях;

Регулярно индивидуально общаться с родителями и обсуждать все вопросы, связанные с воспитание и развитием ребенка.

Знания и умения обучающихся детей к концу года.

К окончанию курса духовно-нравственного обучения дети должны показать результаты, заключающиеся в:

v - усвоении ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояния близости души, внутреннего мира дошкольника к Вышнему;

v - позитивном отношении ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;

v - потребности и готовности проявления сострадания и сорадования;

v - воспитании патриотизма, знакомства с историческим прошлым своей земли, русского государства, государственными символами, жизнью русских героев, святых подвижников, досточтимых людей русской земли, потребность служения на благо Отечества;

v - приобщении к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимания своего места в семье и посильное участие в домашних делах;

v - деятельном отношении к труду;

v - ответственности за свои дела и поступки.

Главный результат должен включать в себя наиболее полное усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремления его к добру и неприятию им зла.

Учебно-тематический план.

В программе по духовно-нравственному воспитанию использовали материалы из следующих разделов:

ü - литература;

ü - краеведение;

ü - история;

ü - познание;

ü - коммуникация;

ü - продуктивная деятельность.

Учебный курс включает в себя занятия следующих циклов:

  1. «Наш красивый добрый мир»; Через знакомство с окружающим миром данного блока открываем дошкольникам путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Обращаем внимание детей на его богатство, красоту и разнообразие, учим видеть отличие мира созданного руками человека от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам как единственную возможность их сохранения, способствуем развитию творческой личности ребенка.
  2. «Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?»; Занятия данного цикла на примере литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) учим детей различать понятия добра и зла, даем представление о нравственной свободе человека, помогаем увидеть красоту нравственных поступков. Основными задачами таких занятий являются - научить ребенка в себе видеть эти движения к добру и злу и различать их, воспитывать у детей желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести, формировать христианское отношение к ближним.
  3. «Как устроены отношения в нашей жизни?» Смысл данного раздела в том, чтобы детям в отношении к творениям как к братьям меньшим был показан пример отношения святых к животным. В их действиях выделяются нравственные качества, соответствующие мировосприятию ребёнка 5 - 6 лет - доброта, любовь, забота, мирность души.
  4. Ценности жизни христиан . В данный раздел включаются занятия в соответствии с календарём православных праздников и датами Дня ангела детей.
  5. «Край, в котором ты живешь». На занятиях данного цикла знакомим детей с историей с. Кудиново Московской обл, формируем фотоуголок на тему «Малая Родина». Основные задачи этих занятий является просвещение детей на тему почитания и любви того места, где зародились предки, откуда берёт начало семья каждого из детей, а также учение видеть красоту и величие памятных мест родного края.
  6. «Православная Россия в лицах». На занятиях данных циклов знакомим дошкольников с родным городом: историей, памятниками архитектуры, историческим значением нашего города в жизни России, со святынями и памятными местами родного края. На занятиях с детьми просматриваем страницы истории Российского государства, узнаем об историческом прошлом и настоящем Родины, государственной символики, русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей русской земли. Основные задачи циклов а) воспитываем у детей чувства любви к своему городу, стране, б) уважение и признательность к прославленным людям нашего города в) гордости историческим прошлым Подмосковья.
  1. Православная культура»;

На занятиях данного цикла знакомим детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, рассказываем о том, как встречают православные праздникив России, помогаем в подготовке и проведении с активным участием детей и родителей, календарных праздников, раскрываем им подлинный жизненный смысл. Основные задачи циклов: а) прививаем уважение, любовь к православным традициям своего народа, б) воспитываем желание подражать благим образам.

  1. Хозяева и хозяюшки»; На занятиях данного цикла знакомим детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведения праздничных дней, содействуем формированию представлений детей об особенностях разных материалов и правила пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. Основные задачи циклов: а) воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах, б) ориентировать дошкольников на мужественные и женские образцы поведения.
  2. Благодарение. Окончание путешествия. Является содержательным обобщением всей программы, она включает основные понятия всех тем - творец, творения, добро, любовь и разрабатывается в разных видах деятельности: музыкальной, художественной и т.д.

Календарно-тематический план.

Учебно-тематический план .

Сентябрь

практика

I. Цикл «Наш красивый добрый мир»

кол-во занятий

кол-во занятий

Прогулка

«Мир Божий вокруг нас»

Творческая мастерская

«Что создал Бог за 7 дней на земле?»

Занятие-путешествие

«Кто сотворил добрый мир?»

Музыкальное занятие

«Звуки доброго мира»

Октябрь

практика

II. Цикл «Устроение отношений в мире»

кол-во занятий

кол-во занятий

Литературная гостиная

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Занятие-поучение

«Законы, которыми Бог сохраняет мир»

Художественная лаборатория

«Изображение добрых дел»

Историческая театрализованная постановка (при участии родителей).

«Православный праздник Покров»

Ноябрь.

практика

III. Цикл «Как устроены отношения в нашей жизни»?

кол-во занятий

кол-во занятий

Беседа. Групповое тестирование «Рисунок семьи»

«Моя семья. Отношения родителей и детей».

Экскурсия

«Памятники села Кудиново».

Занятие-рассуждение

«Моя Родина. Отношение к родной земле»

Мастерская скульптора

«Мой дом»

Декабрь.

практика

IV. Цикл «Ценности жизни христиан».

кол-во занятий

кол-во занятий

Беседа. Тематическое рисование.

«День Ангела».

Исторический экскурс

«Православные праздники»

Посещение колокольного класса, храма Покрова Пресвятой Богородицы.

«О чем поют колокола»?

Театрализованная постановка

«Рождество Христово»

Январь

практика

V. Цикл «Край, в котором ты живешь».

кол-во занятий

кол-во занятий

Беседа-выступление. Рисование генеалогического древа.

«История моей семьи».

Историческая справка.

«Село Кудиново»

Оформление фотоуголка

«Малая Родина»

«Памятники села Кудиново». Экскурсия.

«Герои родного края»

Февраль

практика

VI. Цикл «Православная Россия в Лицах».

кол-во занятий

кол-во занятий

Историческая выставка.

«Символы России».

Музыкальная гостиная.

«Звуки русской природы»

Беседа. Художественная мастерская.

«Преподобный Серафим Саровский Чудотворец».

Оформление выставки.

«Я люблю свою Родину»

Март

практика

VII. Цикл «Православная культура».

кол-во занятий

кол-во занятий

Занятие-рассуждение.

«Что такое культура?»

Просмотр видеофильма. Обсуждение

«Святые праздники» (отрывок).

Беседа. Мастерская скульптора.

«Православный храм»

Вечер поэзии.

«Православная культура»

Апрель

практика

VIII. Цикл «Хозяева и хозяюшки».

кол-во занятий

кол-во занятий

Литературная гостиная.

«Хозяйка в русских народных сказках»

Мастерская ручного труда.

«Семейные традиции».

Посещение мини-музея. Экскурсия.

«Русская изба»

Художественная выставка.

«Великая Пасха»

практика

IX. Цикл «Благодарение. Окончание путешествия».

кол-во занятий

кол-во занятий

Беседа-рассуждение

«Умеем ли мы благодарить?»

Экскурсия в православный храм.

«Благодарим Бога».

Литературная гостиная.

«Стихотворение «Спасибо»

(рисуем словом)

Художественная выставка.

«Добрый мир Божий»

Краткое содержание занятий.

  1. Цикл «Наш красивый добрый мир».

1 занятие. Мир Божий вокруг нас. (Прогулка) .

Цель : дать представление о мире, в котором живёт человек как о даре (подарке) Бога человеку, ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; рассказать, как он возник.

Ход прогулки.

  • Готовимся к путешествию. Вопросы детям: что мы увидим, узнаем, научимся, что будем делать? Какими бывают путешествия? Можно ли наши прогулки назвать путешествием? Что путешественникам требуется?
  • Наблюдение за конкретными явлениями и объектами окружающего мира (Время суток (день, свет), небо, земля, вода, растения, солнце, птицы, насекомые, животные, люди).
  • Игровая деятельность. П/и «Коршун», «Следопыты».
  • Заключительная беседа. Вспоминаем, как прошло путешествие. Обсуждаем семь дней творения Богом мира, вспоминаем, когда мы говорим «спасибо», обращаем внимание на слово «дар», взаимосвязь с понятным и радостным детям словом «подарок». Подчеркнуть, что мир вокруг - это дар от Бога человеку.
  • Продуктивная деятельность после прогулки. Рисование «Что мы видели на прогулке?»

2 занятие. Что создал Бог за 7 дней на земле? (Творческая мастерская).

Цель: закрепить представление детей о семи днях творения Богом мира, привлечение внимания детей к разнообразию цвета, звучанию его в природе, к разнообразию форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения, способствовать развитию творческих способностей - умению отражать в своих работах красоту мира.

Ход занятия.

  • Беседа о днях недели, предыдущей прогулке, сотворении мира за 7 дней. Называем, что конкретно создал Бог в каждый из дней, рассматриваем иллюстрации, а также рисунки, созданные детьми неделю назад после прогулки.
  • Прослушивание аудиозаписей: шум моря, дождя; звуки ветра; пение птиц, спокойной мелодичной музыки.
  • Рисование и пластилинография: просим изобразить детей один из дней во время сотворения мира, отразить красоту первозданной природы, с помощью изобразительных материалов.
  • Просим детей рассказать о своей работе, пояснить какой из дней изображён в их рисунке.
  • Организуем выставку художественного творчества.

3 занятие. Кто сотворил добрый мир? (Занятие-путешествие).

Цель: закрепить с детьми понятие Творец, подвести содержательное обобщение материала о сотворении мира. Повторить с детьми времена года название месяцев, основные приметы. Просмотреть мультфильм «Сотворение мира» - обсудить основные его моменты.

Ход занятия:

  • Объяснить детям понятие Творец, вспомнить, что сотворил Бог за 7 дней на земле.
  • Отправиться в импровизированное путешествие по 7 дням сотворения мира, с помощью наглядного материала повторить времена года, основные приметы, название месяцев.
  • Подвести детей в финале пути к тому, что весь мир вокруг нас - прекрасен и он последователен, что всё существует не зря, а существует благодаря Творцу - Господу Богу, и мир необходимо беречь и охранять.
  • Просмотреть мультфильм «Сотворение мира» - обсудить основные его моменты.

4 занятие. «Звуки доброго мира». (Музыкальное занятие).

Цель: вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение. На примере разных музыкальных инструментов послушать звуки доброго мира «Путешествие капельки» (колокольчик, бубен, треугольник, металлофон). Научить игре «Фигуры животных» - вспомнить какие звуки издаёт каждое животное. Прослушать аудиозапись с пением птиц. Нарисовать животное, которое издаёт самые добрые звуки.

Ход занятия:

  • Вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, улыбки, хорошее настроение. Напеть их, станцевать танец «Улыбка». Попросить детей прокомментировать, почему именно эти песни можно назвать добрыми.
  • Провести музыкальную игру «Путешествие капельки» - поиграть на колокольчике, бубне, треугольнике, металлофоне - попросить детей сочинить историю про капельку, пояснить, что история получается доброй из-за звуков, которые издают инструменты.
  • Предложить детям в процессе игровой деятельности изобразить животных, насекомых или птиц, которые по их представлению издают добрые звуки.
  • Прослушать аудиозапись с пением птиц, сделать вывод, что звуки доброго мира окружают нас каждый день.
  • Предложить детям нарисовать животное, которое по их мнению, издаёт самые добрые звуки.
  1. Цикл «Устроение отношений в мире».

1 занятие. «Что такое хорошо и ч

Людмила Фадеева
О программе «Добрый мир» Шевченко Л. Л. по духовно-нравственному и православному образованию дошкольников.

Программа Шевченко Л . Л. «Добрый мир » --- это программа духовно-нравственного образования дошкольников , одно из действенных средств в борьбе за чистоту детских душ. Она является содержательным модулем «Духовно -нравственная культура (православная культура ) » основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

Разработана программа «Добрый мир » в соответствии с Федеральным Законом «» Об образовании ». Она прошла апробацию в 55областях РФ.

Редакционный совет программы возглавляет Антонова Л. Н., бывший министр образования Правительства Московской области .

Эта программа создана для обучения детей старшей и подготовительной к школе групп с целью достижения их духовно -нравственного развития, готовности к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно -нравственная культура народов России» .

Это часть единой авторской программы «Духовно -нравственная культура. Православная культура » для 1-11 классов общеобразовательной школы , обеспечивающая преемственность в решении задач воспитания и развития детей. Следовательно, наши выпускники получат необходимый багаж знаний для продолжения обучения в школе по программе «Духовно -нравственная культура. Православная культура ».

Я первый год работаю со своими дошколятами по программе «Добрый мир » в области духовно-нравственного и православного образования . Как и дети, радуюсь каждому занятию-общению : это очищает и обогащает наши души любовью к окружающему нас миру. Из всех известных мне методик по нравственному воспитанию дошкольников программа «Добрый мир » самая глубокая и богатая по подбору материала.

Положительные стороны программы (из опыта работы) : детям нравятся прогулки и занятия , на которых они получают новые знания о днях сотворения мира Богом; интересный и разнообразный материал : поэзия и проза духовно-нравственного , православного и эстетического направления ; подробная информация об окружающем мире с любовью к нему; много игр, музыки и рисования (в отдельных рабочих тетрадях особенно) ; родители единогласно одобряют такое обучение . И всё это создаёт светлое и доброе настроение ! Сильная и художественно оформленная методическая база : методическое пособие, хрестоматия, рабочие тетради и аудиодиск.

Трудности в проведении занятий : нет специально отведённого времени в режиме дня дошкольников , приходится постоянно вторгаться в другие области общеобразовательной программы в детском саду : познание (ФЦКМ, коммуникацию, художественное творчество; не вся классическая музыка, особенно романсы, понятна детям.

В завершение хочу подчеркнуть : нам, воспитателям, необходимо формировать духовно -нравственные личности для спасения человечества от гибели и верным и надёжным путеводителем на этом пути для нас служит программа «Добрый мир » Шевченко Л . Л.!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.