Одинаковые и Непохожие: почему в одной семье такие разные детки? Почему мы неодинаково любим своих детей

Люди часто задаются вопросом, почему, казалось бы, у детей из одной семьи и от одних родителей разные характеры, порой диаметрально противоположные. Родители в таких случаях только разводят руками и заверяют, что воспитывали и любили всех одинаково. Психологи нашли разгадку этой тайны: дело, оказывается, в очередности появления детей на свет.

По мнению психологов, большой отпечаток на характер детей накладывает очередность появления на свет. Конечно, в первую очередь это связано с особенностями их воспитания и отношений между членами семьи. Понаблюдайте за семьями своих знакомых и проверьте, так ли это на самом деле.

Так, старший ребенок обычно является по натуре лидером, так как ему приходится рано становиться самостоятельным (родители вынуждены отвлекаться от него, чтобы заняться воспитанием других детей) и во многих случаях брать на себя ответственность за младших. Однако первенец может провоцировать и конфликтные ситуации. Если он уже привык быть единственным, а в семье появляется второй малыш, старший может ревновать, обижаться на родителей за невнимание к своей персоне, отказываться участвовать в уходе за младшим. Если же старший принимает младшего, то это нередко помогает ему стать более организованным и дисциплинированным, а также развивать свои способности и интеллект. Именно старшие дети в семье нередко достигают профессиональных успехов и карьерных высот.

В этом разделе:
Новости партнеров

Средние дети, как правило, вырастают "дипломатами". Ведь им родители уделяют меньше всего времени; кроме того, им приходится учиться ладить со старшими и младшими братьями или сестрами. Для "средненьких" характерны гибкость и умение идти на компромиссы. Они легко адаптируются в любом коллективе. В зрелом возрасте они могут и не сделать большой карьеры, но их будут ценить за неконфликтный характер и умение строить отношения с окружающими. Таким индивидам больше подходит работа с людьми. Единственная "ложка дегтя" заключается в том, что "середнячки" могут ощущать себя обделенными родительской любовью и страдать от этого, иногда всю жизнь.

Младшие дети обычно получают куда больше любви, заботы и внимания, чем старшие и средние. Поэтому они нередко вырастают избалованными и несамостоятельными, привыкают рассчитывать на помощь других людей. Они не любят брать на себя ответственность и не умеют самостоятельно принимать решения. В то же время, у "младшеньких" часто вырабатывается нестандартное мышление, они бывают наделены способностями к творчеству (это результат того, что в детстве уделялось много внимания их внутреннему развитию). Но им претит регулярный труд и рутина. Типичная ситуация, когда старший в семье — карьерист или бизнесмен, а младший становится человеком свободной профессии — музыкантом или художником. Причем его деятельность часто не приносит прибыли. В результате он вынужден опять-таки обращаться за помощью к родным.

Единственные дети редко вырастают заурядными личностями. Ведь родители уделяют им максимум внимания. Поэтому, с одной стороны, у них возникают лидерские задатки, с другой — они получают возможность развиваться в соответствии со своими природными склонностями (разумеется, если родители на них не слишком давят). Опасность заключается лишь в том, что единственного ребенка легко избаловать, поэтому он может вырасти несамостоятельным, неспособным ступить шагу без родителей. При неправильном воспитании такой человек начинает считать себя центром Вселенной и полагает, что все ему что-то должны. Иногда же он вырастает, наоборот, чересчур самостоятельным, индивидуалистом: из-за своей нестандартности с трудом выстраивает отношения с окружающими.

Впрочем, вся эта классификация достаточно условна, так как здесь рассмотрены только типичные ситуации. А могут быть и нетипичные: скажем, в одной семье растут дети от разных браков, приемные дети, больные дети или дети-инвалиды. Ситуация может поменяться в связи со смертью одного из детей, уходом кого-то из детей из семьи, а также появлением новых детей.

Также следует учитывать разницу в возрасте. Так, если разница между детьми составляет больше пятнадцати лет, то личность старшего ребенка, скорее всего, уже сформировалась как личность единственного, и вряд ли следует ожидать каких-то серьезных изменений.

Нельзя также сбрасывать со счетов и того, что у родителей могут быть среди детей свои любимчики. Случается, что больше любят старшего или среднего, а не младшего. Или мать больше любит одного ребенка, а отец — другого. Естественно, это не может не сказываться на формировании личностей детей. В общем, в каждом отдельном случае необходим индивидуальный подход.

"Почему в нашей семье оба ребенка такие разные? Ведь растут они в одной семье, да и воспитывали мы их одинаково. Первый - серьезный, добросовестный, учится хорошо, а у второго только озорство на уме". На этот вопрос, нередко звучащий на встречах с родителями, приходится отвечать другим вопросом: "Да, вы живете в той же семье. Но правда ли, что вы и ваши дети живете в одинаковой семье? Я, например, уверен в обратном".

Ваш первый ребенок, придя в этот мир, встретился с мамой и папой и определенное время был единственным ребенком.

Ваш второй ребенок никогда не был единственным ребенком и всегда жил в семье, где, кроме него и родителей, был еще один ребенок.

Первенец - всегда первенец. Он получил больше любви, внимания и больше испытал на себе последствия тревоги родителей, ощутил непоследовательность их отношения. Он испытал горечь "сверженного с престола" после появления второго ребенка. Младший появился в более спокойной атмосфере, но, придя в этот мир, встретился не только с родителями, но и со своим предшественником. Однако ко всему этому мы должны добавить еще один не менее важный фактор, который проявляет себя в структуре межличностных отношений семьи.

Первенец первым "прощупывает", находит "слабые места" родителей и приспосабливается к ним. Он находит своеобразные способы поведения в семье, при помощи которых ощущает свою значимость, получает необходимое внимание родителей. Например, первенец чувствует, что внимание родителей обусловлено тем, какие новые навыки он освоил, чему новому научился, что любовь родителей зависит от того, сколько он помогает дома, насколько способен придерживаться порядка и т. д. Иными словами, старший принимает роль "маленького помощника".

Второй ребенок после младенческого периода (безоговорочной любви матери) попадает в ситуацию выбора средств, какими он может достичь любви и внимания родителей. В отличие от старшего, которому были открыты все пути, малыш находится в более сложной ситуации. Если он будет строить свои отношения с родителями по модели старшего, в нашем случае - стремиться к роли помощника, то он рискует остаться "в тени" старшего. Часто младшие дети и пытаются вести себя, как старшие, но отношение родителей к их пока еще неумелым попыткам бывает разное, и от этого зависит дальнейший выбор. Поощрение даже за попытку действовать так, как старшие брат или сестра, - явление достаточно редкое, хотя только такое отношение может способствовать принятию младшим внутренней установки, аналогичной установке старшего.

Тогда при благоприятных прочих условиях мы наблюдаем в семье кооперацию, то есть братья, не конкурируя между собой, стремятся, например, как можно больше помочь родителям, берут на себя определенные домашние обязанности или вместе составляют костяк футбольной команды двора. Однако чаще наблюдается противоположное. Попытка малыша следовать за старшим, конечно сперва нелепая, неумелая, смешная, вызывает снисходительную улыбку взрослых, вначале ставится в пример, а потом такие попытки остаются без внимания. Следуя за старшим, сам малыш часто воспринимает свою слабость, незначительность, говоря иными словами, попадает "в тень" старшего, остается позади него. Малыш может устремиться "вдогонку" за старшим, с большим рвением развивать в себе способности для полноценной конкуренции и в надежде когда-нибудь стать лучше его, сильнее в каком-то значимом отношении. Все же дети чаще выбирают более легкий и простой путь - найти свой, индивидуальный способ ощущения значимости в семье, получения внимания и любви родителей.

Ситуацию развития второго ребенка образно можно представить в виде такой схемы-рисунка (рис. 1).

Рисунок 1.

В этом рисунке солнце - прообраз древнего символа благополучия - изображает родительскую любовь и внимание. Первый ребенок (дерево № 1) находит свой "путь к солнцу" - определенные способы получения любви, поощрения родителей (например, принимает роль маленького помощника, роль ребенка, постоянно нуждающегося в присмотре, и т. д.). Иными словами, он как бы оставляет за собой определенную тень; если второй поведет себя так же, как и первый, то, будучи моложе, не имея достаточной жизненной практики, он останется в этом отношении слабее, будет "всегда вторым". А это воспринимается ребенком как урон чувству его значимости, более того, будучи менее совершенным в определенных формах поведения, чем старший ребенок, он реально может замечать, что ему меньше достается похвалы, добродушного внимания родителей, а вместо того постоянно надо следовать чьему-то примеру.

Второму ребенку, как и реальному дереву в представленной картинке, приходится искать собственный путь, чтобы выйти из "тени", пробиться к "солнцу" - то есть "прощупать" те способы поведения, которые обеспечивали бы ему родительское внимание, восприятие и любовь его как индивидуального, ни с кем не сравнимого человека. Примером логики развития личности второго ребенка может служить следующий пример.

Первый ребенок - мальчик семи лет, послушный, покладистый. Он стремится к усвоению новых навыков, знаний, особенно в тех сферах, которые кажутся важными его родителям. В школе с первых дней учится только очень хорошо, что вызывает восторг родителей. Он, как говорит мать, серьезный, дисциплинированный, на него можно положиться. Второй мальчик, моложе на два года, - "живое серебро" (подобие ртути). Он неугомонен, у него на уме только разные проделки, шутки, ничем не может серьезно заняться, ему бы только дурачиться.

При более пристальном знакомстве с семьей вы бы несомненно увидели причины такого разного личностного развития детей. Второй ребенок таким своим развитием обязан, во-первых, своему творческому отношению к окружению, во-вторых, способу поведения первого ребенка и, в-третьих, личностным особенностям своих родителей. Мать, говоря о втором, "проблемном" ребенке, рассказывая о его проделках, все же не может сдержать улыбку. Почему?

Второй ребенок, подсознательно приняв роль шута в семье, своей непосредственностью, шутливостью, неконвенциональностью поведения принес то, что надо и родителям, и всей семье, - эмоциональность. И нашел он это, опираясь не на какие-то знания, сверхчутье и т. д. Все значительно проще - как только он начал вести себя иным способом, чем его брат, а именно так, как он ведет себя теперь, он ощутил внимание к себе, к своим индивидуальным проявлениям и, наконец, улыбку и расторможенность в поведении родителей. Образно говоря, он вылез из "тени" брата, нашел путь к тому, чтобы ощутить свою значимость, не конкурируя с ним.

Старший общается с родителями на "взрослом уровне" - делится идеями, расспрашивает их и т. д. Второй же - на детском, непосредственном, эмоциональном уровне. Каждый из них заполняет определенную "экологическую нишу" в семье, получая при этом необходимую "психологическую пищу" - чувство значимости, любовь и внимание родителей к ним как к индивидуальным и автономным людям. Это способствует и развитию доброжелательных и терпимых отношений между братьями: оба брата прекрасно общаются между собой: младший - постоянный выдумщик, генератор идей, а старший - интеллектуальный контролер, реализатор, руководитель.

Хорошо это или плохо, что дети выбирают столь разные формы поведения? Вопрос сложен, и однозначно на него ответить, наверное, невозможно. В описанном случае братья как бы дополняют друг друга, делают жизнь всей семьи более разнообразной, полной. И все же второй ребенок вызывает и определенную тревогу: сможет ли он стать порядочным человеком? Наверняка, если эмоциональная связь родителей с ним продержится, об этом беспокоиться не следует, хотя очевидно, что будет он совершенно другой личностью, чем его брат. Смотреть на их различие можно с точки зрения философии обыденного сознания: все люди по-своему красивы и ценны. Каким скучным стал бы мир, если бы в нем жили одинаковые личности.

Однако существует не только такая жизненная философия, но и научные аргументы в пользу того, что терпимое, в некоторой степени снисходительное отношение к путям развития личности служит одним из важных факторов психического здоровья развивающегося человека. В психологии накоплено много фактов о том, что необоснованное стремление "сделать из ребенка что-то", "перекроить" его по нередко фантастическому представлению родителей, то есть нетерпимость к индивидуальным, творческим (в широком смысле слова) проявлениям ребенка, как правило, приводит к плачевным результатам: искаженным отношениям к окружающим и себе, протесту, негативизму, а часто и к психическим нарушениям.

В некоторых семьях процветают однообразные, часто ничем не обоснованные жесткие представления о том, как должен вести себя ребенок, каким быть и даже... кем быть двадцать лет спустя! Конечно, такой набор правил ложится тяжким бременем на развитие каждого ребенка в семье, но это отдельная тема. Давайте ограничимся только ситуацией второго ребенка, который в этом случае попадает в очень сложное положение. Ее так же образно можно представить в виде схемы-рисунка (рис. 2).

Рисунок 2.

Его отличие от рисунка 1 в том, что родительские требования ставят очень жесткие ограничения возможному поведению ребенка. Первенец быстро распознает их и, если они не слишком противоречат его психологическим потребностям, приспосабливается к ним. Психологическое пространство, или "свет родительского солнца", оказывается полностью заслоненным для второго, преграды окружают его со всех четырех сторон. Стремление второго "пробиться на свет" постоянно блокируется ограничениями родителей и косвенно - избранным путем развития первенца.

Второй может выбрать путь следования за старшим и как-то существовать в его "тени". В таком случае он постоянно недополучает родительскую любовь и внимание как автономное, неповторимое существо. Это травмирует его самоуважение, ощущение собственной значимости. Как реальное дерево, растущее в подобных условиях, остается малорослым и недоразвитым, так и ребенок в таком положении в личностном плане не вырабатывает в себе жизненных сил. Однако подобные условия развития не могут хотя бы эпизодически не вызывать протеста, поиска выхода из положения. В решении подобной ситуации можно наблюдать, по крайней мере, три стратегии.

Первая стратегия. Второй ребенок очень рано начинает воспринимать старшего как препятствие, стоящее между ним и родителями. Это ведет к конкурентным отношениям с ним и начинает проявляться в чувстве зависти, стремлении унизить старшего в глазах родителей, ябедничестве, чрезмерном хвастовстве с целью искусственно повысить свою значимость. Такое поведение диктуется искаженным умозаключением: "Я буду ценен и любим, когда превзойду старшего, и все средства хороши для достижения этой цели". Старший, как правило, быстро улавливает "нечестную игру" младшего (ябедничество, хвастовство, обман) и со своей стороны наказывает малыша за это собственными средствами или унижает, дискредитирует его в глазах родителей. Тот в свою очередь или пытается прямо "побороть" старшего, или еще яростнее прибегает к "запрещенным" приемам, например, пытается оклеветать старшего, делает что-то недозволенное и сваливает вину на старшего. Это опять взвинчивает старшего. И так далее.

Так образуется замкнутый круг, в котором все нарастают конкурентные, чрезвычайно напряженные отношения, что, как правило, приводит к разнообразным выраженным нарушениям (преимущественно у младшего ребенка), к долговременной вражде, ненависти между братьями. Наверное, и вам приходилось сталкиваться с, казалось бы, внешне необъяснимой враждой между уже взрослыми сестрами, братьями и быть ошеломленным ею. В восьми случаях из десяти - это отголоски детских сражений. Описанная ситуация как раз образно и представлена на рис. 3.

Рисунок 3.

Вторая стратегия. Ребенок направляет свою энергию не на конкурирование с братом, а на ломку родительских ограничений (рис. 4). Внутренняя позиция в таком случае как бы направляет поведение ребенка одновременно против родителей и на поиск контакта с ними: "Я заставлю вас считаться со мной таким, какой я есть". Хотя отчаянное стремление ребенка бороться с ограничениями родителей выражает ощущаемую ненужность, отверженность, эмоциональный холод, оно очень редко воспринимается родителями именно так. Чаще - как проявление "плохости", как результат недостаточно строгого воспитания, разбалованности и т. д.

Таким образом, стремление ребенка пробиться сквозь ограничение встречается с нарастанием ограничений со стороны родителей, с их ужесточением. Создается порочный круг: протест против ограничений - ужесточение ограничений - более сильный протест и т. д. С возрастом реакции протеста ребенка становятся все сильнее. В конце младшего школьного и особенно в подростковом возрасте немалая часть правонарушений совершается как своеобразный протест против семейной ситуации, как иллюзорное средство ее решения.

Рисунок 4.

Третья стратегия. Она представлена на рис. 5. Дерево, вместо того чтобы расти вверх, к солнцу, поворачивает назад, в землю. Не знаю, насколько это реально в природе, но в отношении развития личности иногда происходит нечто подобное. Ребенок в таких случаях как бы совершенно отказывается от борьбы за себя, теряет надежду достичь ощущения собственной значимости и любви со стороны окружающих. Всем своим поведением он как бы говорит миру: "Разве вы не видите, какой я никчемный? Так оставьте же меня в покое!" Это закрытый, необщающийся ребенок, целыми днями, кажется, ничем не занимающийся. Если взрослый пытается ему помочь, заняться с ним, он, кажется, специально показывает свою глупость, неловкость. "Оставьте меня в покое", - это внутренняя позиция ребенка, в психологическом аспекте находящегося в самом тяжелом положении.

Рисунок 5

Обобщая, можно сказать, что развитие второго ребенка происходит легче и полноценнее в тех случаях, когда родители с пониманием относятся к различным и разнообразным проявлениям личности, обладают способностью воспринимать и любить своих детей такими, какие они есть. Это дает шанс обоим детям найти приемлемые неконкурентные позиции по отношению друг к другу, сохраняет эмоциональный контакт между родителями и детьми.

Такое "нестесненное" развитие некоторым может показаться вообще неконтролируемым. На самом деле эффективнее в воспитании не прямая манипуляция путем системы жестких ограничений, а вера в мудрость развивающегося человека, поддержка его и эмоциональная теплота. Это основа того, чтобы маленький человек сам разобрался в окружающем его мире, был достаточно храбрым, чтобы идти по избранному пути, и в то же время чтобы он смог открыто, с привязанностью и нежностью смотреть своим родителям в глаза.

Анализ семьи с двумя детьми не будет полным, если умолчать о "природных" обстоятельствах, облегчающих развитие первого и второго ребенка. На первый взгляд кажется, что семьи, в которых растут дети противоположных полов, находятся в психологически более благоприятной ситуации. Традиционно с очень раннего возраста мальчики и девочки встречаются с разными требованиями. В нашей культуре, например, мальчиков чаще поощряют за инициативу, храбрость, предприимчивость, независимость и даже агрессивность. Традиции воспитания нацеливают мальчиков на обширный мир социальных и трудовых отношений. От девочек ждут, что они вырастут нежными, душевными, чуткими, отзывчивыми. Они направляются на ограниченную сферу социальных действий, на глубокое и тонкое понимание человеческих отношений, на семью.

Таким образом, брат и сестра редко жестко конфликтуют друг с другом, если их поведение соответствует ожиданиям родителей. Конкурентные, трудные взаимоотношения в таких семьях возникают главным образом из-за явного предпочтения родителями какого-то одного пола. Чаще всего это мальчики, по крайней мере в европейской культуре. Возможно, что предпочтение мужского рода относится к реликтам ушедшего феодального строя, в котором мальчик - и наследник, и продолжатель рода, и физическая сила, защищающая семью. Как бы там ни было, явное желание иметь только мальчика (реже девочек) приводит к ярким внутрисемейным психологическим проблемам.

Девочки, растущие в семьях, ориентированных на мужские ценности, часто начинают чувствовать собственную неполноценность из-за своей половой принадлежности. Стремление к значимости, которая осмысляется так: "я буду любима и желанна, если во всем сравняюсь с мальчиком" - ведет к принятию мужских форм поведения, усвоению мужских ценностей. В таких случаях развивается и острая конкуренция между сестрой и братом, все больше отдаляющая девочку от "женских" способов самовыражения. Почти в каждом дворе можно найти девочку, гоняющую вместе с мальчишками мяч, бегающую с ними наперегонки и даже одетую подобно мальчику. В сущности, эти девочки демонстрируют своеобразное приспособление к преобладающим ценностям в семье. Как правило, такое поведение не дает желаемого ощущения значимости - сколько ты ни старайся, все равно останешься девочкой. Даже несмотря на хорошо усвоенное "мальчишество", они постоянно находятся под угрозой обострения внутреннего конфликта "кто я?": "я девочка - я мальчик".

Это противоречие дает о себе знать, как только расширяется привычное социальное окружение (новое место жительства, детский сад, школа и т. п.), когда их мальчишеское поведение вызывает недоумение и насмешку окружающих. Внутренний конфликт обостряется в пору полового созревания. Возникает ощущение неадекватности собственного поведения, мучительное переживание неполноценности. В то же время девочка начинает смотреть на мальчиков как на что-то иное, да и отношения мальчиков к ней окрашиваются тонами первой любви, ожиданием чего-то большего, чем от простого компаньона детских игр.

Все это либо ведет молодую девушку к кардинальной перестройке привычных способов поведения и осмысления мира, либо отгораживает ее от сверстников: "я - ничто и ни с кем не могу сдружиться", либо девочка еще ярче проявляет свои мальчишеские черты, пытаясь не отстать и даже обогнать мальчишек в самых дерзких их затеях. В последнем случае развивается маскулинная личность женщины, которой наряду с сильным, решительным отношением к жизни приходится постоянно переживать ситуацию "белой вороны" как среди женщин, так и среди мужчин. Часто такая, внешне жесткая женщина прячет за подобным обликом высокую чувствительность, ранимость и чувство отчужденности.

Часто слышишь, как мамы говорят: «Я люблю всех своих детей одинаково и никого не выделяю…» Но ребятишки в многодетных семьях от случая к случаю задают вопрос: «А ты кого больше любишь, меня или Машу?» Вопросы не возникают на пустом месте, дети чувствуют разницу в отношении к ним. Но немногие из родителей наберутся смелости, чтобы заявить: да, моя любовь к детям неодинакова! И дело даже не в том, что одного любят больше, а другого меньше, просто родители любят всех своих детей по-разному. В чем же причина столь разных проявлений чувств? С этим вопросом я обратилась к детскому психологу, кандидату психологических наук, Деминой Людмиле Сергеевне .

Жизненные обстоятельства

В первую очередь, с рождением каждого ребенка в семье связана индивидуальная история. Какими были отношения мамы и папы в период, предшествующий зачатию малыша, подготовка к беременности , как протекало ожидание и сами роды. Хотим мы этого или не хотим, но с каждым ребенком связана наша собственная история. Важен и эмоциональный фон , сопутствующий зачатию и вынашиванию, а также насколько родители были готовы к этому событию. Часто бывает так, что при рождении первого ребенка родители еще не успели полностью раскрыть свои чувства друг к другу, а на втором - подготовились, и любовь смогла проявиться в большей степени. Или, наоборот, при рождении первенца молодые находились на вершине любви, а при рождении второго чувства потухли, появились ссоры и конфликты. Сюда также можно отнести то обстоятельство, насколько хорошо был обустроен быт молодоженов на момент зачатия ребенка. Немаловажна личность отца, насколько теплыми и трогательными были отношения с ним, насколько пара морально была готова стать родителями. Все это бессознательно переносится на малыша и влияет на проявление чувств к нему после рождения.

Кроме того, сила испытываемых к ребенку чувств зависит от его возраста . Когда перед нами беспомощный карапуз - чувство одно, когда подросток - немного другое. Невозможно одинаково показать любовь. Младенца нужно поцеловать, погладить, покачать на руках, а с взрослым - достаточно просто поговорить. Также проявление любви зависит от личности каждого ребенка и от того, как мы вообще, привыкли проявлять любовь. Отношение родителей к своим детям в большой степени зависит от того, как любили и принимали их самих . Очень трудно принять своего ребенка полноценно, если тебя самого отвергали в детстве. Таким образом, проявление родительской любви напрямую зависит от того, умеют ли мама и папа вообще выстраивать близкие отношения с людьми. Счастливое детство родителей может стать гарантией счастливого детства детей. Способность мамы любить ребенка напрямую зависит от того, насколько ее саму любили в детстве и насколько счастливо она живет. Таким образом, разные обстоятельства жизни бессознательно определяют объемы и способы проявления любви к детям.

Безусловная родительская любовь - это способность устанавливать контакт на уровне души, когда одна душа созвучна с другой. Способность принять свое чадо таким, какое оно есть. Но не у всех родителей есть такая способность. Многие родители проявляют лишь любовь-заботу, ошибочно считая, чем больше вкладываешь в отпрыска, тем сильнее любишь. При таком раскладе может отсутствовать личностный контакт, и нет того самого необходимого принятия, чтобы маленький человек мог почувствовать себя любимым. Общение мамы с ребенком - это еще и взаимосвязь двух личностей, характеры которых могут не совпадать по каким-либо параметрам. Также как и в отношениях со взрослыми, когда из окружающих мы выбираем наиболее приятных и близких по духу людей. Поэтому в своем ребенке родители могут отмечать неприятные черты характера. Разные дети - пробуждают разные чувства. Один вызывает уважение своей аккуратностью, другой восхищает внешними данными, третий - радует успехами в учебе или озорством.

Ожидания родителей

Спектр чувств, направленных на детей в большей степени зависит от ожиданий и надежд, которые родители возлагают на них. Было бы глупо изначально хотеть иметь пятерых детей и чтобы все они стали архитекторами или швеями. Жизнь разнопланова, поэтому диапазон ожиданий широк. Большинство родителей изначально надеются, что их дети достигнут в жизни больших вершин, чем они сами, и переносят исполнение своих детских мечтаний на ребенка. «Сама не научилась играть на пианино, так пусть хоть дочь научится!» По поводу каждого ребенка строятся определенные планы, поэтому и отношение ко всем детям разное.

Ожидания и проявление чувств зависят также от пола ребенка. Девочек и мальчиков любят по-разному, потому что с ними связаны разные ожидания и социальные установки. Исследования показали, что в младенческом возрасте мальчиков и девочек любят одинаково, а в возрасте постарше, когда сформирован характер, появляется разница в отношении. Маме легче с дочерью, она становится ближе ей душевно, тогда как общение с мальчиком дается сложнее. Хотя бытует мнение, что сына мама любит больше, чем дочь. Женщины подсознательно тянутся к мальчикам по причине иллюзии, будто вырастят себе готового мужчину, который никогда их не покинет. Отцы же более требовательны к сыновьям, так как видят в них свое продолжение. К дочери отец относится более трогательно и любит глубже в связи с тем, что она не обязана оправдывать никаких ожиданий, она слабая и нуждается в защите.

Неодинаково проявляется любовь к детям по старшинству. Старшие дети вырастают более ответственными, поскольку боятся потерять пальму первенства среди братьев и сестер, кроме того, они часто по поручению родителей отвечают за младшеньких. Средние дети очень изобретательны, поскольку им предстоит отвоевать родительскую любовь у старших брата или сестры и привлечь внимание к своей персоне. В ход идут любые, самые невообразимые средства, поэтому средние дети вырастают более социально адаптироапнными. Судьба третьего и последующих детей зависит от характера и темперамента . (Часто даже близнецы рождаются с разным набором личностных качеств.) Кто-то становится баловнем судьбы, так как младшие дети - самые любимые, кто-то эгоистом, а кто-то серой мышью, поскольку не каждый ребенок в этом положении может затмить таланты и способности старших братьев и сестер. В зависимости от индивидуальности наследников родители проявляют личностную любовь к каждому отдельно взятому ребенку. Такое чувство чаще встречается в многодетных семьях. Мама может сказать: «Старшего я люблю за ответственность, среднего за живой ум, а младшего за примерное поведение». И это будет правдой и истинной материнской любовью. Так как, прежде всего, в каждом ребенке нужно любить и уважать личность.

В многодетных семьях братья и сестры часто соперничают между собой. В этой ситуации важно отношение родителей к этой проблеме. Если они открыто заявляют, что один лучше другого, то программируют детей на конкурентное поведение в обществе. Такая конкуренция становится первым опытом соревнования и индивидуалистического поведения, который позже будет повторяться и усиливаться в различных жизненных ситуациях. Когда родители утверждают, что любят одного больше другого, фактически оказывается, что они не умеют полноценно любить никого из них. От степени конкурентоспособности также зависит проявление чувств к детям. Обычно самый слабый удостаивается большего внимания, на самого сильного валятся все шишки.

Чувства к детям склонны меняться с ходом жизни. В разные годы одни дети могут подменять других в роли любимчиков. Это зависит от успехов детей и от востребованности отклика на чувства родителей в тот или иной период жизни. Ожидания родителей относительно детей сконцентрированы также на школьной успеваемости, то есть на подготовке новой рабочей силы, поэтому они требуют от них дисциплины и хороших оценок. Если ребенок оправдывает ожидания, родителей переполняет чувство гордости, если нет - разочарование. От качества выплескиваемых родителями эмоций напрямую зависит отношение и проявление чувств к тому или иному ребенку в семье.

Разные дети - это разные люди, их по определению нельзя любить одинаково, ведь к каждому человеку любовь проявляется по-особому. Важно разглядеть и принять в ребенке личность, у которой есть свои черты характера, поведенческие особенности, различимые с возрастом. От того, как родители отреагируют на личностные проявления малыша, зависит качество общения на разных уровнях. От ожиданий по отношению к ребенку зависит его дальнейшая судьба: ждут ли от него, что он будет похож на всех представителей рода, или позволяют пойти своим уникальным путем.

Источник Сибирский медицинский портал

Отличаются друг от друга характером и поведением сильнее, чем чужие дети.

Почему дети из одной семьи и от одних родителей растут совершенно разными, объяснил психолог, специалист по детской травме Габор Мате.

Не бывает так, чтобы у детей были абсолютно одинаковые родители.

Меня часто спрашивают: если все зависит от окружения, то почему в одной и той же семье дети, получая одинаковое воспитание, еду, игрушки, становятся такими разными? У одного СДВГ, у другого — нет, один алкоголик или наркоман, другой — нет, одному достается то или иное заболевание, другому — нет. Даже среди однояйцевых близнецов бывает такое. Почему же гены одни, а дети разные?

Дело в том, что дети растут в разном окружении. У них разные родители. И у моих детей разные родители, хотя они родились от одного отца и матери.


Дело не в номинальном присутствии родителя и наследственности. Важно, в каком эмоциональном состоянии родитель общается с ребенком. И то, как ребенок его воспринимает.

Можно любить всех своих детей одинаково. Но, если во время беременности одним из детей, или в первые годы его жизни в семье был сильный стресс, а с другим ребенком такого не было — то вашим детям достались разные родители.

Начался экономический кризис, со временем между родителями появился разлад, — для последующих детей это уже другие родители.

Также есть такой фактор, как врожденный темперамент. Британский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт говорил: мать восьмерых не может быть одинаковой со всеми детьми, даже если бы очень захотела. Но, даже если бы ей это удалось, у детей все равно было бы восемь разных мам. Потому что они воспринимали бы ее по-разному, в силу темперамента.

Именно поэтому даже про детей из одной семьи нельзя сказать, что у них, в психологическом смысле, одни родители и сходные условия.

Дети вызывают неодинаковые реакции у родителей.

Отцы реагируют на сына и дочь по-разному. Матери по-разному воспринимают чувствительного ребенка и ребенка с устойчивым темпераментом. И так далее.


Пока ребенок формируется в ответ на реакции родителя, родитель тоже меняется, благодаря ребенку. Так что, некоторым образом, дети создают своих родителей.

Это происходит не специально, не осознанно. Дети влияют своей личностью и реакциями, и чувствами, которые они вызывают у родителя.

Очевидно, что у более зрелых родителей отношения с детьми более ровные, и дети их воспринимают более одинаково. Но все же отличия неизбежны. Поэтому я и говорю:не бывает так, чтобы у детей были одинаковые родители.

Люди часто задаются вопросом, почему, казалось бы, у детей из одной семьи и от одних родителей разные характеры, порой диаметрально противоположные. Родители в таких случаях только разводят руками и заверяют, что воспитывали и любили всех одинаково. Психологи нашли разгадку этой тайны: дело, оказывается, в очередности появления детей на свет.

По мнению психологов, большой отпечаток на характер детей накладывает очередность появления на свет. Конечно, в первую очередь это связано с особенностями их воспитания и отношений между членами семьи. Понаблюдайте за семьями своих знакомых и проверьте, так ли это на самом деле.

Так, старший ребенок обычно является по натуре лидером, так как ему приходится рано становиться самостоятельным (родители вынуждены отвлекаться от него, чтобы заняться воспитанием других детей) и во многих случаях брать на себя ответственность за младших. Однако первенец может провоцировать и конфликтные ситуации. Если он уже привык быть единственным, а в семье появляется второй малыш, старший может ревновать, обижаться на родителей за невнимание к своей персоне, отказываться участвовать в уходе за младшим. Если же старший принимает младшего, то это нередко помогает ему стать более организованным и дисциплинированным, а также развивать свои способности и интеллект. Именно старшие дети в семье нередко достигают профессиональных успехов и карьерных высот.

Средние дети, как правило, вырастают "дипломатами". Ведь им родители уделяют меньше всего времени; кроме того, им приходится учиться ладить со старшими и младшими братьями или сестрами. Для "средненьких" характерны гибкость и умение идти на компромиссы. Они легко адаптируются в любом коллективе. В зрелом возрасте они могут и не сделать большой карьеры, но их будут ценить за неконфликтный характер и умение строить отношения с окружающими. Таким индивидам больше подходит работа с людьми. Единственная "ложка дегтя" заключается в том, что "середнячки" могут ощущать себя обделенными родительской любовью и страдать от этого, иногда всю жизнь.

Младшие дети обычно получают куда больше любви, заботы и внимания, чем старшие и средние. Поэтому они нередко вырастают избалованными и несамостоятельными, привыкают рассчитывать на помощь других людей. Они не любят брать на себя ответственность и не умеют самостоятельно принимать решения. В то же время, у "младшеньких" часто вырабатывается нестандартное мышление, они бывают наделены способностями к творчеству (это результат того, что в детстве уделялось много внимания их внутреннему развитию). Но им претит регулярный труд и рутина. Типичная ситуация, когда старший в семье — карьерист или бизнесмен, а младший становится человеком свободной профессии — музыкантом или художником. Причем его деятельность часто не приносит прибыли. В результате он вынужден опять-таки обращаться за помощью к родным.

Единственные дети редко вырастают заурядными личностями. Ведь родители уделяют им максимум внимания. Поэтому, с одной стороны, у них возникают лидерские задатки, с другой — они получают возможность развиваться в соответствии со своими природными склонностями (разумеется, если родители на них не слишком давят). Опасность заключается лишь в том, что единственного ребенка легко избаловать, поэтому он может вырасти несамостоятельным, неспособным ступить шагу без родителей. При неправильном воспитании такой человек начинает считать себя центром Вселенной и полагает, что все ему что-то должны. Иногда же он вырастает, наоборот, чересчур самостоятельным, индивидуалистом: из-за своей нестандартности с трудом выстраивает отношения с окружающими.

Впрочем, вся эта классификация достаточно условна, так как здесь рассмотрены только типичные ситуации. А могут быть и нетипичные: скажем, в одной семье растут дети от разных браков, приемные дети, больные дети или дети-инвалиды. Ситуация может поменяться в связи со смертью одного из детей, уходом кого-то из детей из семьи, а также появлением новых детей.

Также следует учитывать разницу в возрасте. Так, если разница между детьми составляет больше пятнадцати лет, то личность старшего ребенка, скорее всего, уже сформировалась как личность единственного, и вряд ли следует ожидать каких-то серьезных изменений.

Нельзя также сбрасывать со счетов и того, что у родителей могут быть среди детей свои любимчики. Случается, что больше любят старшего или среднего, а не младшего. Или мать больше любит одного ребенка, а отец — другого. Естественно, это не может не сказываться на формировании личностей детей. В общем, в каждом отдельном случае необходим индивидуальный подход.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.