Нормально ли это: мой ребенок не ползал, а сразу начал ходить . Ребенок не хочет начинать ходить: зачем заставлять? Маленький ребенок не хочет двигаться

И старше проходит индивидуально. Есть общие нормы, на которые стоит опираться. Но все же детки разные. Бывают особо ленивые, которые не хотят двигаться. Как быть в такой ситуации?

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ПЕРЕВОРАЧИВАТЬСЯ

Инна, мама 5-месячной девочки, поделилась, что ее дочь никак не хочет переворачиваться. Она делает ей массажи, развивает, но все безрезультатно. Малышка уже хочет садиться, подтягивается на ручках и даже пытается становиться на ножки, а вот с переворотами у нее сложно.

Что делать в такой ситуации?

Ребенок до года осваивает свое тело, начиная с головы и заканчивая ногами. Сначала идет голова, потом шея, плечи и руки, спина и ножки. Важно соблюдать эту последовательность. Когда малыш лежит на животе, сгибайте его ручки в локтях и кладите ладонями вниз поближе к телу. Так кроха учится поднимать голову с упором на руки, то есть осваивает плечи и руки. Параллельно с этим ребенок обучается еще одному движению - скручиванию. Именно оно отвечает за перевороты с животика на спину.

Специалист по физическому развитию Екатерина Лещинская советует делать несколько упражнений, которые помогут .

  • Положите ребенка на живот с упором на предплечья, возьмите один локоть и подтолкните его под грудь малыша и немного вверх. Когда малыша удалось уложить на бок, возьмите его за бедро и «докрутите» до положения на спине. Затем выполните обратный поворот на животик. Легко поверните левое бедро, перекиньте левую ножку через правую и одновременно подталкивайте к повороту плечевой пояс.
  • Положите ребенка на спинку на своих коленках. Одной рукой медленно водите перед ним игрушкой справа налево, описывая полукруг. Малыш будет тянуться за игрушкой и поворачивать плечи и ручки.
  • Уложите кроху на ровную поверхность на спинку. Поворачивайте его берда то в праву сторону, то в левую. Немного поупражнявшись, перейдите к более сложному варианту. Поверните бедро, затем скрутите и переложите малыша на животик с упором на руки. Потом переворачивайте на спинку - и так несколько раз. Затем в обратную сторону.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ПОЛЗАТЬ

Что делать в такой ситуации?

  • Прежде чем , научите его стоять на четвереньках. Понаблюдайте за малышом. Когда он лежит на животике, он должен упираться на предплечья и стараться выпрямить руки. Если у него с этим трудности, попробуйте развивающие упражнения для ручек.
  • Когда с руками задача выполнена, перейдите к ножкам. Сгибайте ноги ребенка по-лягушачьи. Не ждите, что малыш сразу поползет. Он может немного запутаться, так как чтобы поползти, ему нужно отталкивать ножки назад. Это получится не сразу. Поэтому для начала нужно зафиксировать само стояние на четвереньках. Когда кроха научится этому, можно перейти и к ползанью.
  • Если проблема с ножками - ребенок не хочет класть их в позу лягушки и отводит назад - попробуйте следующее упражнение. Согните ножки по-лягушачьи, а ручки малыша обоприте на себя так, чтобы малыш стоял почти вертикально. Пусть кроха освоится с этой позой и научится держать равновесие в таком положении.

На велосипеде не поеду — ноги болят, пешком не пойду — я устал, на коньках не хочу — я меня толкнут… Когда ребенок ленив, то всегда изобретает причину не выходить из дома. Как преодолеть нежелание физических нагрузок?

Начните с раннего возраста

Конечно, намного удобнее посадить 2-х годовалого малыша в коляску и быстренько обежать все магазины, дойти до детской площадки, а потом домой. Но если вы хотите, чтобы малыш был физически крепким и любил физические нагрузки, старайтесь больше ходить пешком. В крайнем случае, есть детские самокаты и велосипеды. Сидя на них малыш все-таки вынужден хотя бы работать ногами. Детский самокат развивает ловкость и выносливость, а маме не придется тащить ребенка на руках, если он устал.

Усталость ребенка не повод брать его на руки или сажать в коляску. Отдохните на лавочке 10-15 минут и можете двигаться дальше. Разумеется, с малышами не стоит ходить пешком на длинные дистанции, но до детской площадки или парка он вполне может дойти сам или доехать на детском транспорте, пусть и медленно.

Команда поможет

Может быть, ваш ребенок ленив, но, возможно, ему просто скучно ходить с вами пешком или ездить на велосипеде. Пригласите на прогулку знакомых с детьми, организуйте для них подвижные игры с мячом или соревнование на скорость. В группе детей азарт соревнования поможет ребенку стряхнуть с себя лень.

Дайте ребенку свободу выбора

Это здорово, что вы хотите, чтобы ваш отпрыск проводил время активно. Но возможно ваши предпочтения не совпадают с его желаниями? Пусть иногда он сможет выбрать то, что он хочет. Быть может ему не нравится играть в догонялки, но зато понравится бросать мяч в корзину, сбивать кегли или плавать?

Подавайте хороший пример

Ребенок, почти во всем следует примеру образа жизни своих родителей. Если мама старается приобщить малыша к спорту, а папа весь выходной лежит на диване у телевизора, то скорее всего ребенок возьмет пример с отца. Устраивайте спортивные выходные всей семьей: ходите в бассейн, на каток, просто с мячом в ближайший парк, играйте вместе в подвижные игры на улице. Активных развлечений для семей с детьми много, но родители должны подавать пример, а не сложа руки учить и наблюдать за ребенком.

Этот пост навеян разговором в комментариях у моей френдессы. Так как тема мне кажется важной, я решила записать отдельно свои мысли

Мне иногда очень радостно слышать от других, не очень с нами знакомых людей:
- какая у вас Алиса спортивная!
- Алиса такая ловкая, такая активная
и т.п.
И не только потому, что я любуюсь своей девочкой, но и потому, что это - серьезная похвала мне лично.

Дело в том, что для того, чтобы Алиса бегала, прыгала, каталась, плавала и т.п. мне ВСЕГДА нужно прикладывать усилия. Да-да-да. Если ее не трогать - она ляжет на диван. Проверено:))))
И никакой пример папы, мамы, старшего брата - ничего это не работало. И компания друзей спортивных не дает особого эффекта. Нужны постоянные, подчеркиваю - ПОСТОЯННЫЕ стимулы.
- зарядка - через сказку
- кататься на велосипеде - ищем клады, отправляемся в путешествие, едем за яблоками
- кататься на роликах - соревнования, подружка, мелки
- плавать - через смех, брызги, догонялки, любимого тренера
- рукоход, лазать по шесту и канату - на "слабо"
- прыжки в воду - через адреналин, эмоции
и так во всем!

Хорошо это или плохо?
Ну, это - жизнь. Это - есть. При том, что мы с ней занимались физическим развитием, как и со Славой, и с Аленкой, с рождения, всегда, постоянно, без перерывов. И ведь темпераментом не обделена. Но вот так у нее. Чтобы начала двигаться - надо раскачивать. Когда раскачаешь - делает с удовольствием, и на какое-то время ей хватает. Но проходит время, и снова нужно поддерживать, провоцировать, подталкивать...

Мне несколько раз задавали вопросы: ну, если все так непросто, так может не стоит трогать ребенка?
Честно скажу: был момент, когда я устала и пустила все на самотек. Не хочешь - не надо.
И вот тогда ребенок лег на диван. Даже не сел, а именно лег. Она стала лежа играть, читать, рисовать. Выйти из дома стало проблемой. И так продолжалось не один день, и даже не одну неделю. Больше месяца ребенок вел лежачий образ жизни. Потом мы поехали на море. Там с лежачим образом жизни сложнее. Но даже там она готова была лежать на берегу. Вот тут я решила, что хватит экспериментов - начинаем действовать. И ребенок стал радостно плавать, прыгать, бегать, кувыркаться, кататься и т.п. И был при этом счастлив!

Я честно не знаю, почему оно вот так бывает. Не знаю. Мысли есть, но я не готова их озвучивать, не хватает фактов в поддержку моих предположений

Тут можно задать вопрос: а что, без спортивных нагрузок никак не обойтись? Все дети должны заниматься спортом?
Нет, конечно. Спорт - это не обязательно. Но против природы не пойдешь: всем детям нужно двигаться. Много и разнообразно. Это заложено в их развитии. Движение нужно не только для здоровья, но и для роста, формирования тела, развития мозга, наработки опыта и т.п.

То есть все дети нуждаются в регулярной, разнообразной физической нагрузке
Есть дети, которые сами прекрасно двигаются, и наша задача с такими детьми просто создавать условия для их активности. Домашний спорткомплекс - очень сильная штука, особенно для малышей. А дальше надо бы выходить куда-то дальше: на стадион, сложную детскую площадку, в бассейн, становится на лыжи... В общем, все равно нужна наша помощь в создании этих самых условий для активности

Но есть дети, которые не будут двигаться сами. И тут наша задача заключается в том, чтобы стимулировать их на движения . Да, да, да. С ними мало просто поставить спорткомплекс или купить беговел, с ними мало просто привести ребенка в секцию или в компанию других активных детей, с ними мало быть просто активными родителями. Нужно целенаправленно искать способы увлечь их движением. Нужно искать "крючки", которые их зацепят. Нужно искать что-то, что зажжет интерес, желание, стремление.

Всегда надо искать то, что зацепит ребенка. Ради чего он захочет напрячься
Это может быть адреналин, мышечный кайф, ощущения, равновесие, это может быть внешняя красота, радость победы, общение в команде... это может быть что-то совсем идиотское. например, соседская девочка начала заниматься танцами потому, что мама проела ей дырку в голове, что она толстая... Я сейчас не обсуждаю эту маму и на сколько девочка была толстая или не толстая. Но это - тоже способ сподвигнуть. Кстати, да, нужно очень четко отслеживать, чтобы не уйти в унижение, манипуляцию (пробеги круг - дам "конфетку") и прочие штуки.
Повторюсь, нужно искать способ, ситуацию, вид спорта, тренера и т.п., когда ребенок начнет получать от процесса кайф. Да, он в первую очередь будет связан, может быть, не столько с самой физической нагрузкой, сколько с сопутствующими вещами:
- мне было смешно, весело, интересно
- это было круто, страшно, необычно, я так еще не делал
- я еду как папа, я похож на папу
- я пробежал быстрее всех, я - крутой
- моя команда - мои друзья, у меня отличная компания
и т.п.
Но тем не менее, сам ребенок должен получать позитив от того, что он делает. Должен получать позитив от того, во что вкладывает силы. И как приятное дополнение - физическая нагрузка:)

Небольшое отступление
Мой муж всю жизнь играет во все подряд:) футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, бильярд. Они с 5 лет во дворе каждый день играли в футбол. Только уж очень сильный дождь, мороз и т.п. могли помешать. Каждый день, без всяких секций. И это - нормально для здоровья ребенка - иметь постоянную нагрузку. А летом была деревня - где была правильная невыдуманная нагрузка: сено, прополка, картошка, дрова попилить - порубить, воду принести. Когда подрос стал косить. Бабушке помогал по хозяйству на полную - больше некому было. Это - правильная, естественная нагрузка. Да даже если и не заморачиваться хозяйством, а просто жить на даче - в деревне, бегать босиком, ходить в лес часами, кататься на велике (потому что расстояния-то приличные), купаться и т.п. - ребенок и получит ту самую разную нагрузку, так важную для него. Но в городе всего этого нет. Вот и приходится создавать альтернативу - своими руками так сказать.
Поэтому да, в нашей семье мы всех детей обязательно "вписываем" в спорт. В любой, какой нравится. Потому что это просто необходимо для здоровья и развития.
Это не значит, что у них есть только спорт, нет конечно. Я ни в коем случае не против музыки, танцев, пения, рисования и всего остального. Я наоборот - только ЗА:) Занимались же дети в театральной студии, и если все сложится, в этом году продолжат Алиса и Аленка. Слава тоже бы хотел - но у него это ну вот совсем никак не вписывается в ритм жизни. А Слава в детстве на музыкальный кружок ходил. Ему нравилось, хотя никаких особых способностей и предрасположенности к этому у него не проявилось. Алиса, кстати, тоже ходила. И ей нравилось, но она больше к танцам тяготеет. И мы почти пошли в прошлом году, но там оказалась неудачная педагог - поэтому пока идея подвисла. Кстати, танцы - неплохая альтернатива спорту, если нравятся. Мы вот ищем для Алисы студию современных, но, к сожалению, пока есть варианты только очень далеко. Не получится пока возить ее туда. Может через пару лет, когда она сможет ездить сама, если не перегорит, или что-то поближе найдется.

Так как же вовлекать детей
Пока дети маленькие, на мой взгляд, проще всего это делать в игре. У нас дома это начиналось со , а потому мы и говорим, поиграем в сказку. Хотя, конечно, часто это и не сказка совсем. Это могут быть и игры, и квесты.
Когда дети подрастают, с ними точно так же можно и нужно играть. Только, конечно, игры меняются. Теперь это скорее квесты, чем просто истории. А если и игра, то она должна нести какой-то важный для ребенка смысл. И, кроме игр, теперь появляются и другие варианты: победа, общение с друзьями, командный дух, принадлежность к группе, награда, адреналин и т.п.
Самое главное, если вы понимаете, что вашему ребенку нужна вот такая ваша помощь, не опускать руки. На мой взгляд, очень важно не сдаваться, не махать рукой ставя "диагноз" - неспортивный у меня ребенок. А продолжать искать, искать, пробовать.

В общем, я хочу сказать вот что.
- детям нужно двигаться, постоянно и разнообразно
- если они делают это сами - мы радуемся и помогаем им, создавая условия
- если они не делают это сами, значит мы ищем варианты, как вовлечь их в эту самую физическую активность. Помним главное, в итоге ребенок обязательно должен получать радость.

А вы знакомы с "неспортивными" детьми? Ваши дети спортивные? Что вы думаете по этому поводу?

Некоторые дети не любят двигаться, они предпочитаю тихонько заниматься своими делами: смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры или просто перебирать свои игрушки в уголке. Однако стоит помнить, чтобы ребенок рос здоровым, ему просто необходимо двигаться. Привычка быть активным закладывается в детстве, но сопровождает человека на протяжении всей жизни.

Прививайте любовь к спорту

Конечно же, не все дети должны быть спортсменами, но попробовать привить ребенку любовь к спорту все же необходимо. Пусть он попробует самые разные виды спортивных занятий, может быть, ему понравится заниматься командными видами спорта, а может быть, это будет гимнастика или плаванье. Если же он не хочет заниматься в секции, попробуйте заинтересовать ребенка совместными прогулками, туристическими походами или же просто занятиями на спортивной площадке вместе с родителями.


Практически все дети любят проводить время вместе с родителями. Поэтому вы сами предложите ребенку прогулку на велосипедах или же игру в футбол. Берите мяч и выходите вместе на спортивную площадку, ребенок со временем привыкнет к подвижным играм и сам будет предлагать выйти поиграть в футбол или баскетбол. Когда он начнет проявлять интерес к подвижным играм, никогда не отказывайтесь выйти погонять вместе мяч или поиграть в бадминтон, так как в следующий раз, когда вы предложите это ребенку, он может отказаться и опять прилипнет к телеэкрану

Выключите телевизор

Уже давно специалисты всего мира бьют тревогу по поводу вреда, который наносит здоровью детей длительный просмотр телевизора. Такое времяпрепровождение провоцирует не только малоподвижный образ жизни, но и способствует набору лишнего веса у детей, ведь, просматривая очередную передачу, дети поглощают не контролированное количество вредной пищи, такой как чипсы, сухарики, кока-кола, и другой не менее вредной. Поэтому, даже если ребенок не склонен к подвижному времяпрепровождению, выключите телевизор и пригласите его на совместную прогулку с собакой или на детскую площадку.

Личный пример родителей

Не забывайте, что ребенок поверит вам только в том случае, если будет видеть, что мама и папа также проводят свой отдых активно, а не перед телевизором или компьютером.

Главная мотивация для ребенка – это пример родителей, если они ежедневно занимаются зарядкой, выходят на прогулки, пробежки, ребенок также будет стараться подражать им.

Если ребенок стесняется бегать и прыгать из-за того, что имеет избыточный вес, не насмехайтесь над ним, а поощряйте за любое проявление активности. Предложите ему совместные пробежки в укромном уголке парка. А как только он почувствует, что может быть таким же подвижным, как и его родители, он постепенно привыкнет и начнет выходить играть в подвижные игры во двор с другими детьми. К тому же регулярные физические нагрузки приведут к потере лишнего веса и улучшению общего здоровья малыша.


Дети очень любят веселые игры. Поэтому если вы будете сопровождать подвижные игры забавными комментариями, это не только поспособствует двигательной активности ребенка, но принесет ему удовольствие и веселье. Предложите ему потянуться, как кошка, попрыгать, как зайка, побегать, как жеребенок. Малыш с удовольствием примет ваше предложение, особенно если вы это будете делать вместе. Если же ваши занятия будут сопровождаться веселой музыкой, он поймет, что движение – это же весело!

Некоторые малыши пропускают один из этапов развития - ползание. Они сразу встают и идут. Эксперты объясняют, насколько важен этот период и можно ли его пропустить.

«А у нас Сереженька даже не ползал толком, а сразу встал и пошел!» - с гордостью делится успехами сына мама на детской площадке. А ведь действительно, не каждый ребенок своевременно проходит все этапы развития на первом году жизни, есть дети, которые отказываются ползать в положенное время (примерно в 8 месяцев), а сразу учатся делать первые шаги.

Детский невролог Елена Борисовна Новикова и детский реабилитолог Олег Леонкин рассказали «Летидору», можно ли пропустить этот этап и не вредно ли это для развития ребенка.

Комментирует Елена Борисовна Новикова, детский невролог клиники «Альфа-Центр Здоровья», кандидат медицинских наук

Елена Борисовна Новикова

Новорожденный ребенок не умеет держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, стоять и вообще много чего не умеет. Так устроено природой, что все эти навыки формируются постепенно, и каждый этап двигательного развития вытекает из предыдущего.

Наш мозг продолжает формироваться после рождения, вместе с ним формируется и костный скелет, и мышечная система.

Поэтому для каждого этапа двигательного развития необходимо сочетание готовности не только головного мозга, но также костной и мышечной системы.

Ползание - это этап двигательного развития, который обычно следует за этапом уверенного сидения ребенка.

Часто родители задают вопрос: «Если ребенок не ползает, а до этого развивался двигательно хорошо, нужно ли беспокоиться?» Отчасти должна успокоить родителей: не все дети обязательно проходят этот этап, некоторые сразу встают и не испытывают в нем потребности. Когда ребенок ползает, он тем самым расширяет свое познавательное пространство. Поэтому стремление к этому отчасти зависит от темперамента ребенка и его любознательности.

Если малыш ограничен в пространстве (постоянно находится в манеже, кроватке), то и ползание не возникает.

Но это не означает, что ребенок не будет в дальнейшем стоять и ходить. Хочу подчеркнуть, что в каждом конкретном случае ответы на все ваши вопросы вы получите на приеме у врача, поскольку общих рекомендаций быть не должно.

Каждый человек, в том числе и маленький, индивидуален. Поэтому заочно врачи не дают советы. А сроки появления двигательных навыков у детей - понятие строго индивидуальное.

То, что ребенок вашей подруги «уже сидит» или «уже ходит», а ваш еще нет, совсем не означает, что ваш ребенок отстает в развитии. То же самое с ползанием.

Вы можете предоставить ребенку условия - это чистое пространство без острых и опасных предметов, интересные игрушки, до которых ему захочется дотянуться.

Но если ребенок не захочет ползать, но при этом невролог при осмотре не отметит никаких отклонений со стороны нервной системы, то это совсем не означает, что дальнейшее двигательное развитие ребенка будет нарушено.

Растите, учитесь двигаться, а все сомнения лучше развеять на приеме у доктора!

Комментирует Олег Леонкин, переводчик с детского языка на взрослый, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и массажу, отец пятерых детей, блогер

Олег Леонкин

Большинство специалистов сходятся во мнении, что этап ползания очень важный, и пропускать его нельзя. Я считаю, что они правы и неправы одновременно.

Речь в большей степени идет о качестве освоения этого навыка. Помните, как школе: учились там все, а уровень знаний был разный. Вот и на развитие ребенка влияет именно качество освоения этого навыка. Надо отметить, что успешными становятся и те люди, которые ползали, и те, которые этот этап пропустили вообще.

Но ползание полезно как минимум по четырем причинам.

1. Для развития моторики. Когда малыш ползет, он учится выносить ногу от бедра, действует по принципу «правая рука - левая нога», его позвоночник отрабатывает ротационные (круговые - прим. ред.) движения. Эти навыки помогают ребенку быстрее освоить именно ходьбу.

То есть навык хождения приобретается через этап ползания.

Хотя как раз для развития моторики пропустить ползание менее всего критично - ребенок всего лишь чуть дольше учится ходить, его чуть дольше водят за руки.

В дальнейшем практически невозможно определить, ползал ребенок или сразу пошел.

2. Для эмоционального развития. Ползание дает ребенку возможность самостоятельно добраться до заинтересовавшего его предмета и изучить его.

Представьте, что ребенок сразу пошел, он быстрее ползающего младенца добрался до нужного предмета, но поднять его он может, только плюхнувшись на попу, при этом встать самостоятельно ему еще трудно, и он зависим от помощи взрослых.

А вот ползающий малыш в такой помощи не нуждается, он добрался до игрушки, взял ее и, заметьте, сделал это САМ!

И это самая главная мотивация для развития в будущем.

3. Для обучения в школе. У ребенка, который прошел этап ползания, иначе развиваются зрительные способности в пространстве. Малыш ползет - и вынужден при этом не только смотреть вперед, но и следить за пространством на полу, чтобы переставить ноги и руки.

Если провести одну линию от его глаз к руке, а другую от глаз к предмету, то становится очевидно, что угол обзора у ребенка составляет 90 градусов. Именно это позволяет ему при ходьбе в дальнейшем видеть, куда он поставит ногу.

Но и это не все: сидя за школьной партой, ученик способен видеть одновременно и доску, и тетрадь на парте.

То есть еще на этапе, когда ребенок постепенно учится ходить, у него формируется навык переноса информации из горизонтальной плоскости в вертикальную.

4. Для психического развития. Когда ребенок ползает, он не просто видит цель перед собой, к которой стремится, но и запоминает пространство.

Например, он знает, что находится за дверью или за углом, и помнит, к чему привело его вчерашнее любопытство: недавно он влез в этот шкаф, и мама сразу прибежала к нему, значит, можно снова отправиться туда - и она снова придет. У ребенка формируется умозрительная опора, он представляет образ того, что хочет, и идет туда.

Замечу, что этап ползания очень важен, отменять его сознательно родителям нельзя. Да и сам ребенок чувствует, как ему это нужно. Природа все придумала за нас.

Кстати, есть дети, которые сначала пошли, а уже потом освоили навык ползания, значит, у них в этом все равно была потребность.

Фото: Shutterstock.com Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.