Кому и зачем нужна сенсомоторная коррекция. Дополнительное образование по психологии

Все методики, использующиеся в центре, назначаются специалистами после предварительной диагностики.

“Ваня очень невнимательный, часто отвлекается, не хочет заниматься», - это жалуется мама во время консультации, а Ваня сосредоточенно крутит колесико у машинки… , потом водит кисточкой по ладошке и жмурится от удовольствия. Ване всего 5 лет, а список его неудач навис над ним, как Домоклов меч. Но он не слушает нас, он переходит от игрушки к игрушке, ощупывает, осматривает, но за час, который мы провели в кабинете, ни одна игрушка «не стала с ним играть», а он с ней. Диагностика показала, что у Вани нет аутизма, но есть аутистические черты.

Таких детей часто называют «разбалансированными» или детьми с «сенсорной дезинтеграцией». Проблема в том, что Ваня не может собрать (интегрировать) получаемую от окружающего мира информацию в единую, стройную систему. У большинства из нас это происходит автоматически, мы не задумываемся над этим. И, соответственно, нам очень трудно понять, как это: причиной плохого обучения, странного поведения, трудностей коммуникации могут быть проблемы обработки сенсорной информации. А так это еще и трудно без специального обучения диагностировать – вот мы и получаем непонимание. Ване бы двигаться, много проводить времени на природе: вдыхать запахи, ощупывать, обнимать деревья, рассматривать и слушать, а он «не хочет сидеть за партой на занятиях у коррекционного педагога». А уж мои рекомендации по развитию игры, и вовсе поначалу воспринимаются мамой через «приподнятую бровь»: «Нам никто не говорил, что надо играть!»

К сожалению, педагогические коррекции приводят к истощению нервной системы таких детей. И дети, и родители, и учителя прилагают массу усилий, но, то, что другие дети делают легко и непринужденно, наши дети делают с надрывом, со сверхмобилизацией всех ресурсов – и часто результат не удовлетворяет тех, кто их оценивает. Нарушение сенсорной интеграции может превратить даже очень простые действия в очень сложные. И простым, «линейным» способом с этим не справиться.

«Детство играет в сенсорной интеграции главную роль, ибо ребенок организует не только свои зрительные и слуховые ощущении, но и ощущение собственного тела и действия силы тяжести. Чтение требует весьма сложной интеграции ощущений, поступающих от глаз, ушей и мышц шеи, а также от особого чувствительного орган во внутреннем ухе…

Когда мозг слабо интегрирует ощущения, это влияет на многие сферы жизни человека. Ему требуется больше усилий, чтобы преодолеть трудности, которых тоже становится больше, а вот результаты усилий менее заметны и не столь вдохновляющи»

Э.Джин Айрес.

Поэтому мы корректируем проблемы чтения, письма не многократным прочтением текстов «до упаду», а физическими упражнениями и развитием ощущений.

Какие проблемы являются производными от сенсорной дезинтергации?

  1. Трудности саморегуляции – лабильность настроения, неуравновешенность;
  2. Проблемы сна – и засыпание, и сон, и просыпание – все проблемно.
  3. Проблемы питания: избирательность в еде, отказ от еды.
  4. Проблемы пищеварения и выделения.
  5. Необычайно высокий или необычайно низкий уровень возбуждения, активности и внимания.
  6. Сложности социального и эмоционального функционирования.
  7. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
  8. Когнитивные нарушения
  9. Дислексия
  10. Нарушения аутистического спектра
  11. Невербальные когнитивные расстройства
  12. Психологические проблемы (обссесивно-компульсивное расстройство, биполярное расстройство)
  13. Аллергии.

Занятия по сенсорной интеграции в нашем центре входят в курс сенсомоторной коррекции, и для каждого ребенка составляется индивидуальная программа. Очень часто мы даем занятия по сенсорной интеграции в качестве домашнего задания.

Для понимания процесса мы предлагаем родителям прочитать книгу Э.Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития».

Вы можете, заполнив анкеты на нашем сайте обратить внимание на проблемы сенсорной интеграции у Ваших детей, а также выявить особые «зоны» внимания, которые важно развивать.

Метод нейропсихологической сенсомоторной коррекции разработан на кафедре детской психиатрии и психотерапии медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) профессором Ю.С. Шевченко и канд. психол. наук В.А. Корнеевой.

Нейрокоррекция - это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе нейропсихологического обследования.

Больше чем 80% проблем развития детей связаны с расстройствами и повреждениями головного мозга, которые возникли на ранних стадиях развития — во время беременности, в период родов, в последствии тяжелых заболеваний на первом году жизни ребенка. Поэтому воздействие метода нейропсихологической сенсомоторной коррекции направлено изначально не на развитие высших психических функций, а на базальный сенсомоторный уровень, т.е. на развитие дефицитарных функций, которые были повреждены на раннем этапе развитие ребенка. И только в заключительной части коррекционного этапа, работа переходит в область когнитивной психотерапии.

Цель метода непрерывная немедикаментозная активация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия, формирование оптимального функционального статуса передних структур головного мозга.

Метод состоит из серии дыхательных и двигательных постепенно усложняющихся упражнений, приводящих к активации подкорковых структур головного мозга, способствующих регуляции тонуса, снятию локальных мышечных зажимов, развитию равновесия, развязке синкинезий, развитию восприятия целостности тела и стабилизации стато-кинетического баланса. При этом восстанавливается операциональное обеспечение сенсомоторного взаимодействия с внешним миром, стабилизируются процессы произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов, ориентированных на формирование оптимального функционального статуса передних долей головного мозга, на развитие процессов мышления, внимания и памяти, синестезии и саморегуляции.

Дети с аутизмом имеют нарушенное восприятия мира. Одних ощущений ребенок избегает, к другим, наоборот, стремится, и они превращаются в аутостимуляции. Кроме того, сигналы, полученные от разных органов чувств, не складываются в единую картину. Не случайно символом аутизма является разобранный паззл. Основная задача нейропсихологической сенсомоторной коррекции – научить ребёнка осознавать себя в пространстве, улучшить восприятие окружающего мира, развитие моторных, познавательных и сенсорных умений ребёнка.

Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность; нарушение мыслительной деятельности; снижение функции внимания и памяти; несформированность пространственных представлений; недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой , а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Показания к проведению нейрокоррекции

Нейропсихологическая коррекция показана при таких видах диагноза как:

  • Детский аутизм
  • ЗПР (задержка психического развития)
  • ЗРР (задержка речевого развития)
  • Алалия, дизартрия
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность),
  • Дислексия, дисграфия (нарушение письма и чтения)
  • Органические расстройства
  • Нейрокоррекция эффективно помогает при проблемах в обучении различного характера

Когда стоит начинать?

Наиболее эффективна методика для детей возрастом от 5 до 12 лет. Чем раньше будет проведена диагностика нарушения и начнется терапия, тем быстрей будут видны ее результаты. В среднем минимальный эффект достигается от 2-3 месяцев, максимальный спустя 7-9 месяцев.

В случае органических нарушений, когда развитие ребенка проходит очень медленно, появление заметных результатов коррекционной работы может растягиваться на месяцы и даже годы.

Формы

Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи:

  1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение - важно при письме, и не только).
  3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

Этапы

Диагностический этап. Наиболее адекватным методом диагностики в данном случае является методика А. Р. Лурии, адаптированная для детского возраста. Преимущество нейропсихологической диагностики заключается в том, что с ее помощью можно выявить не только актуальный уровень знаний и умений ребенка, но и базисные патогенные факторы, приводящие к наблюдающимся нарушениям развития.

Установочный этап. Цель данного этапа – создание у ребенка и его родителей активной установки на психокоррекционную работу, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования, снижение тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений. Необходимость установочного этапа обусловлена в данном случае тем, что довольно часто применение методики сенсомоторной коррекции не соответствует ожиданиям родителей, которые «настраиваются» на известные им психологические приемы, в том числе суггестивные. Таким образом, происходит достижение более полного осознания проблемы, переформулировка запроса. Для повышения эффективности коррекционной работы необходимо объяснять родителям и детям (на доступном для них уровне) смысл тех или иных упражнений, выполняемых ребенком.

Коррекционный этап: происходит осуществление коррекционного воздействия. Сенсомоторная коррекция может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Начало коррекционной работы направлено, в основном, на улучшение функционирования подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Следующий этап коррекционной работы направлен на развитие двигательной, пространственной сферы, становление адекватной схемы тела и образа физического Я, развитие мелкой моторики; многие упражнения проводятся с целью повышения дифференцированности мозговых функциональных систем, улучшения межполушарного взаимодействия. Последний этап направлен на повышение уровня саморегуляции и произвольного контроля. Порядок выполнения ребенком упражнений соответствует направлению онтогенетического развития (начиная с положения лежа, затем – сидя, на четвереньках, стоя). Опосредованно через оптимизацию функционирования мозговых структур, регулирующих работу внутренних органов, нейрогуморальной и иммунной систем, а также через повышение уровня рефлексии и самоконтроля, в т. ч. в сфере телесности, происходит улучшение состояния и соматической сферы ребенка.

Оценка эффективности коррекционной работы. Необходимо отметить, что устранение симптома не является достаточным поводом для окончания коррекционной работы. Положительный результат, выражающийся в ликвидации проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, не является единственным критерием эффективности. Снятие симптома и преодоление дезадаптации могут носить временный характер. Если при этом не устранены причинные факторы, то вполне возможно быстрое возвращение тех же самых или других симптомов. Многие родители считают конечной целью снятие нарушений, явившихся причиной обращения к специалисту. Однако занятия с ребенком надо продолжать для разрушения патологического механизма, обеспечения устойчивости достигнутого эффекта, профилактики новых нарушений. Необходимо учитывать, что у данного метода имеется целый комплекс косвенных результатов: например, повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении. Максимальный эффект достигается спустя 7-9 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия. Отсроченная проверка должна показать устойчивость достигнутых результатов на отдаленных этапах после завершения коррекции. Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом коррекции. Кроме того, специфика сенсомоторной коррекции дает возможность использовать объективные критерии улучшения состояния ребенка – данные медицинского обследования и клинических исследований (ЭЭГ, РеоЭГ и др.). Несмотря на стабильность результатов сенсомоторной коррекции, возможно повторное прохождение коррекционного курса. Это связано не с нивелировкой эффектов проведенной работы, а с динамичностью психического онтогенеза, изменениями социальной ситуации развития, а также с воздействием различных негативных факторов (травмы, заболевания и пр.).

Таким образом, процесс нейропсихологической сенсомоторной коррекции направлен на возможно более полную адаптацию аутичного ребенка к жизни в обществе, на интеграцию из специальных в другие типы образовательных учреждений.

В мире интернет технологий дети проводят своё детство за компьютерными играми, которые сильно отличаются от обычных игр. Развитие ребенка с помощью компьютера сильно истощают психику, потому что детская физиология не приспособлена к этому. Из-за этого нейропсихологи часто обнаруживают у детей некоторые отклонения в развитии.

Благодаря интернету, дети растут умнее своих сверстников, но в то же время они сильно уступают им в физической силе и быстрее устают. У малышей слабый мышечный тонус, они не чувствительны к голоду и бессоннице. Также могут неравномерно развиваться мозговые структуры. Многие проблемы связаны с дородовым периодом (обвитие пуповиной, гипертонус и т. д), реакция на некоторые прививки также оказывают негативное воздействие.

Вышеперечисленные проблемы ярче всего проявляются до школы. Если вовремя не принять необходимые меры, ребенку будет трудно учиться в школе. В таком случае усвоение программы сильно истощит психику. Комплексная коррекция стабилизирует развитие мозговых процессов, но результат во многом зависит от возраста, чем раньше родители обратятся за помощью, тем лучше.

Что такое нейропсихологическая помощь и кому она нужна?

Нейропсихологи рекомендуют сенсомоторную коррекцию для профилактики дезадаптации при подготовке к школе. В это время детские психические функции (внимание, восприятие, память и др.) находятся в “боевой готовности” и если вовремя обратиться за помощью, ребёнок сможет без проблем учиться по школьной программе. Те, кто столкнулся с проблемой обучения чтению, счёту и письму имеют трудности с переключением внимания, усидчивостью и концентрацией. После коррекции они улучшат успеваемость.

Особенно нейропсихологическая коррекция важна для левшей и детей, находящихся на учёте у невролога. Сенсомоторная коррекция помогает становлению взаимодействий между полушариями мозга, развитию самоконтроля и пространственного восприятия. Коррекция подбирается каждому индивидуально, учитывая проблемы конкретного ребёнка.

Нейропсихологическая коррекция содержит в себе двигательные упражнения, игры и когнитивные задания и воздействует на:

  • уровень энергии ребёнка.
  • обработку поступающей информации.
  • корректирует психическую деятельность.

Двигательные (сенсомоторные) упражнения очень просты, но психоневрологи учитывают, что именно корректируют упражнения, когда и сколько их нужно выполнять.

Когнитивные задания - развивают мышление, тренируют память и способность принимать решения, раскрывают творческий потенциал.

Занятия с опытным нейропсихологом поможет решить сенсомоторные, эмоционально-волевые и когнитивные проблемы. Но такая коррекция обязательно должна поддерживаться родителями, которые всесторонне поддержат своё чадо и помогут справиться с проблемами.

Cенсомоторная (нейропсихологическая) коррекция - один из основных методов в борьбе с нарушениями деятельности центральной нервной системы

Известно, что основными причинами сбоев в деятельности центральной нервной системы являются сосудистые нарушения, наследственные и инфекционные заболевания, нарушения в процессе внутриутробного развития, различные травмы, отравления. В большинстве случаев процесс реабилитации – длительный и сложный. Одним из основных методов в борьбе с недугом сегодня является сенсомоторная (нейропсихологическая) коррекция.

Повышенное внимание к этому методу обусловлено тем, что за несколько десятков лет применения он доказал свою значимость при восстановлении естественного хода развития, позволяя стимулировать деятельность тех участков мозга, которые по каким-либо причинам оказались «выключены».

Фундаментом методики является оптимизация психического развития посредством стимулирования сенсорной и моторной сфер человеческого организма, для чего используется комплекс специально разработанных упражнений. Для нормализации деятельности нервной системы применяются различные блоки тренингов: дыхательные, глазодвигательные, ползания, растяжки. Каждый из этих видов требует значительной проработки и тщательного, сугубо индивидуального подхода, но особое внимание во всех случаях без исключения уделяется постановке правильного дыхания, поскольку именно от этого в дальнейшем будет зависеть улучшение кровообращения, газообмен, вентиляция лёгких, и многое другое. Как результат – у пациента заметно улучшается самочувствие, снижается напряжение, повышается общий уровень концентрации внимания.

В курс реабилитации обязательно включаются методы, которые способствуют развитию так называемого произвольного контроля – имеются в виду различные игры, а также упражнения, позволяющие стимулировать переключаемость. При этом высокой эффективности в лечении маленьких пациентов помогает достичь введение специальной формы внешнего контроля, когда малыш не просто механически выполняет действия в заданном порядке, но и сам участвует в регуляции своей деятельности. Иными словами, контроль не вместо ребёнка, а вместе с ним, своего рода сотрудничество. Применение методики сенсомоторной коррекции в дальнейшем даёт ребёнку возможность научиться чувствовать своё тело, увереннее ориентироваться в пространстве, способствует развитию зрительно-моторной координации, помогает усвоить последовательность выполнения тех или иных действий, стимулирует интеллектуальную деятельность подопечного. То есть мозг учится не только воспринимать, но и систематизировать ту информацию, которую он одновременно получает от всех органов чувств.

Как уже было сказано выше, этот метод вполне оправданно завоевал популярность, и его не случайно порой называют «необыкновенным чудом». Однако не следует забывать о том, что, как и любое лечение, он, прежде всего, требует серьёзного и продуманного отношения со стороны всех участников процесса.

Занятие ведет:

Хвингия Ирина Сергеевна.

Клинический психолог, нейропсихолог.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19 с.Дальнее

Рассмотрено на педсовете

Протокол № от 16

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №19

Е.А.Сафонов____________

Программа

«Сенсомоторная коррекция детей с проблемами в развитиии»

Составитель: Лазутина Оксана Васильевна,

педагог-психолог

с.Дальнее,

2016 год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

1.1. Актуальность программы

1.2. Цель и задачи программы

1.5. Режим занятий

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III. Содержание программы

3.1. Структура занятия

IV. Методическое обеспечение программы

ЛИТЕРАТУРА

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

В настоящее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, общении, психосоматическими расстройствами, трудностями адаптации.

У ряда детей клинические обследования не выявляют грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем, они могут демонстрировать стойкие проблемы в обучении и поведении.

1.1. Актуальность программы

Одним из основных факторов, влияющих на возникновение этих отклонений, являются дисфункции ЦНС, возникающие, как правило, вследствие нарушения процессов внутриутробного и раннего постнатального развития. В связи с этим особое место начинает занимать метод сенсомоторной коррекции, позволяющий преодолеть дисфункции подкорково-стволовых структур и других отделов головного мозга, направленный на нормализацию морфофункционального созревания мозговых структур. Сенсомоторная коррекция воздействует на механизм возникновения отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование центральной нервной системы в целом, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода улучшает у ребенка внимание, память, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снимает гипер- или гипотонус, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

В случае наличия у ребенка существенных отклонений в развитии сенсомоторная коррекция может проводиться только в индивидуальной форме. Однако в настоящее время растет количество детей с минимальными мозговыми дисфункциями, а также детей, чье состояние можно оценить как пограничное. С такими детьми целесообразно проведение коррекции в групповой форме. Помимо задач, решаемых сенсомоторной коррекцией, данный вид работы помогает ребенку решить задачи, связанные с нарушением социальной адаптации, трудностями в общении. Групповая работа создает оптимальную обстановку для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. Кроме того, некоторые приемы сенсомоторной коррекции оказываются особенно эффективными в условиях группы, где ребенок может сравнить свое выполнение задания с другими участниками, где можно показать удачные и неудачные способы решения двигательных задач, ввести игровые и соревновательные элементы.

Метод сенсомоторной коррекции успешно апробировался нами при различных нарушениях. Во всех случаях было отмечено существенное улучшение соматического состояния ребенка, во многих случаях – исчезновение симптомов заболевания. Таким образом, сенсомоторная коррекция доказывает свою эффективность и должна являться необходимым элементом психологической работы с детьми.

1.2. Цель и задачи программы

Целью данной программы является улучшение функционирования центральной нервной системы в целом, повышение продуктивности протекания психических процессов.

Задачи:

Улучшение процессов активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов;

Повышение эффективности операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия со внешним миром;

Развитие произвольной регуляции и самоконтроля;

Активация в развитиии ВПФ (внимание, память, речь, пространственные представления);

Улучшение социальной адаптации, преодоление трудностей в общении (в процессе группового взаимодействия).

1.3. Отличительные особенности программы

Методологически нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа опирается на современные представления о закономерностях развития, и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (прежде всего – в ракурсе теории о трех функциональных блоках мозга А.Р.Лурия); на учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; на принципе «замещающего онтогенеза» (А.В.Семенович, Б.А.Архипов).

Методически – на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, когнитивных, коммуникативных, арт-терапии и др.психотехник применительно к детскому возрасту .

Разработанная программа сенсомоторной коррекции «Движение к жизни» полностью отвечает современным образовательным тенденциям. Она представляет собой иерархически организованную четырехуровневую систему, включающую 3 группы методов, в нейропсихологическом контексте каждый из них имеет свою цель.

Методы I уровня направлены, прежде всего на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головногомозга;

II уровня – на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушарий;

III уровня – на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

Системный подход подразумевает одновременное включение в коррекционный процесс упражнений, воздействующих на все три уровня мозговой организации психической деятельности, однако удельный вес и время применения тех или иных методов постепенно меняются с учетом как динамики состояния ребенка, так и логики онтогенетического развития.

Воздейтсвие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционно-развивающего процесса предпочтение отдается именно двигательным методам. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций создается их базовая предпосылка для их полноценного участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Практика показывает, что воздействие на двигательные функции дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, это так называемый «эффект ненаправленной коррекции», что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций.

Во время коррекционно-развивающей работы с детьми важно учитывать, что моторная функция развивается в онтогенезе поэтапно. Наибольшее значение имеет развитие ребенка в первый год жизни. Программа нейропсихологической сенсомоторной коррекции состоит из четырех этапов, соответствующих основным этапам моторного развития ребенка: на первом этапе основные упражнения выполняются в положении лежа, на втором – ребенок сидит, на третьем этапе активно используются упражнения на четвереньках, и, наконец, на четвертом идет отработка упражнений в положении стоя.

Программу проводит педагог-психолог;

Помощь завершается в момент разрешения проблемы или диагностики устойчивой тенденции к разрешению.

Предполагается активное участие родителей в ходе занятий для закрепления упражнений, а также домашнее выполнение базового комплекса упражнений для автоматизации навыка и профилактики негативных симптомов.

1.4. Особенности группы детей.

По своему типу группы сенсомоторной коррекции относятся к психотерапевтическим и обучающим, т.к. целью групповой работы является решение психологических и социальных проблем ребенка и обучение саморегуляции поведения; в ходе работы развиваются определенные умения и навыки. Как правило, группы отбираются по 6-8 детей (девочки и мальчики) с разницей в возрасте не более 2-х лет, имеющие схожий нейропсихологический статус, независимо от нозологии. Таким образом, в одну группу с детьми, имеющими психосоматические расстройства, могут войти дети с неврозами, патологическими привычками, гиперактивностью и расстройством внимания и легкой задержкой психического развития, а также имеющие сочетанную патологию. Очень важно, чтобы гиперактивных детей в группе было не больше двух, и только один с гиперфункцией правого полушария. В группы не должны попадать дети с психическими расстройствами и пережившие сексуальное насилие. В одну группу не принимаются дети-родственники, кроме близнецов. Группы являются закрытыми, т. к. используются обучающие техники, занятия продолжаются от 6 месяцев до 2-х лет, в зависимости от возраста и состояния детей.

1.5. Режим занятий

Индивидуальные и групповые занятия с детьми и родителями проводятся в виде выполнения комплекса упражнений для сенсомоторной сферы, развивающих игр, сенсомоторных упражнений.

1.6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Проверка результатов осуществляется за счет комплексной нейропсихологической и психолого-педагогической диагностики каждого ребенка в начале и в конце программы. Помимо этого, в ходе реализации программы осуществляется динамическое наблюдение за состоянием ребенка, консультации родителей по мере обращения с целью получения обратной связи.

При положительной динамике – ребенок заканчивает посещение группы сенсомоторной коррекции, родителям даются рекомендации по закреплению достигнутых результатов, контрольная проверка, по рекомендациям итогового заключения, специалистами центра проводится через полгода.

При отсутствии динамики – проводится анализ ситуации, разработка дальнейшего маршрута сопровождения (возможно продолжение данного курса, участие специалистов смежных областей и т.д.)

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Этапы программы

Количество учебных часов

Всего часов

Количество занятий

I этап

II этап

III этап

IV этап

Всего:

III. Содержание программы

3.1. Структура занятия

Время проведения (мин)

Приветствие

Разминка:

Дыхательные упражнения

Самомассаж

Пальчиковая гимнастика

Основные упражнения:

Телесные упражнения

10-15

Растяжки

Упражнения для развития реципрокных координаций

Глазодвигательные упражнения

Игры и дополнительные упражнения:

Релаксация

Завершение занятия, обсуждение

Средняя продолжительность занятия

Цель

Примечания

Дыхательные упражнения

Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Способствуют улучшению работы вегетативных функций организма, успокаивают и улучшают концентрацию внимания

Отработку дыхательных упражнений лучше начинать со стадии выдоха. Нужно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, а плечи оставались спокойными. Сначала можно выполнять упражнение лежа, потом сидя по-турецки или в позе ученика, спина прямая

Самомассаж

Комплекс массажных упражнение направлен на оптимизацию общего уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

При возникновении трудностей на первом этапе эти упражнения можно выполнять в паре родитель-ребенок

Пальчиковая гимнастика

Направлена на развитие мелкой моторики, речи, памяти, внимания

Основные упражнения

Комплекс телесно-двигательных упражнений, направленный на отработку базовых двигательных навыков (тонических и локомоторных движений)

Растяжки

Эти упражнения способствуют оптимизации и стабилизации мышечного тонуса тела.

Реципрокные координации

Упражнения направлены на формирование межполушарного взаимодействия, повышают эффективность самоконтроля.

Глазодвигательные упражнения

Упражнения расширяют поле зрения, улучшают восприятие, способствуют формированию произвольного внимания. Совместные движения глаз, рук, языка развивают зрительно-моторную координацию, межполушарное взаимодействие.

Релаксация

Способствует расслаблению, самонаблюдению, воссозданию полимодальных сенсорных образов. Может использоваться как для регуляции тонуса, улучшения самоконтроля, так и для интеграции приобретенного на занятии опыта.

Подробнее см. в

Игры и упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы

Коммуникативные упражнения направлены на развитие навыков взаимодействия в группе, поиск и закрепление оптимальных форм поведения, улучшение рефлексии и эмпатиии, формирование произвольности.

Когнитивные упражнения направлены на развитие ВПФ, полисенсорную стимуляцию, формирование произвольности.

Подробнее о различных вариантах этих упражнений можно узнать из источников, приведенных в списке литературы.

3.2. Основные этапы сенсомоторной коррекции

1 этап: э тап знакомств, улучшения детско-материнских отношений, отработка базовых двигательных навыков (тонических и локомоторных движений.)(продолжительность 6-8 недель).

На первом занятии обязательно нужно познакомиться с детьми и познакомить их друг с другом, познакомить родителей. Необходимо спросить у родителей и детей, зачем они пришли на занятия к психологу.

Упражнения 1 этапа: Разминка

  1. Дыхание с задержкой на вдохе/выдохе сначала в собственном ритме, а затем в установленном ритме. Выполняется лежа, затем – сидя на полу «по-турецки» или на коленях; руки положить на живот. Ведущий вслух отсчитывает ритм, постепенно увеличивая интервалы от 3 до 7 секунд.(5 раз)
  2. Резкий вдох через нос с выбросом рук вверх, на долгий выдох опускаем руки и произносим звук «и»
  3. Медленный вдох носом, поднимая руки вверх, резкий выдох ртом со звуком «х», опуская руки
  4. Через стороны руки на вдохе медленно поднять вверх, на выдохе через стороны опустить медленно
  5. Развести прямые руки на вдохе на уровне груди в стороны, соединить на выдохе
  6. Быстро потереть ладони друг о друга, пока они не станут теплыми. Левой ладонью растереть правую кисть, затем правой ладонью - левую кисть.
  7. Хлопки в ладоши
  8. Поглаживание лица: приложить ладони ко лбу и на выдохе провести ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе вести руки со лба на темя и затылок, с затылка - на шею.
  9. Самомассаж головы и шеи совершается мягкими поглаживающими движениями.
  10. Самомассаж ушных раковин: зажав мочку уха большим и указательным пальцами, разминать его по краю снизу вверх и обратно. Потянуть ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
  11. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
  12. Растопыренные пальцы обеих рук борются друг с другом
  13. Пальцы – крючки цепляют друг друга и тянут
  14. Над головой скрестить руки в оленьи рога и напрячь, затем превратить в ослиные уши и поболтать расслаблено
  15. Хлопки и потирание ладошек по ковру
  16. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от локтя до запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.
  17. Пальчиковая гимнастика с речевками: «Мы писали», «Мальчик-с-пальчик где ты был», «Петушок», «Топ топ топотушки», «Капуста», «На двери висит замок», «Мы делили апельсин»
  18. «Кулачок ладошка я иду как кошка» смена кулак-ладонь
  19. «Мама нам печет блины» поочередная смена внутренней и тыльной сторон ладоней левой и правой рук.

Основные упражнения

  1. «Колобок»: 1 этап – ребенок в «позе эмбриона» раскачивается назад – вперед, вправо – влево, затем, переворачиваясь со спины на колени, катится в сторону и обратно. Необходимо следить, чтобы голова была прижата к коленям. 2 этап – взрослый (мать) обхватывает ребенка, находящегося в этой же позе, и крутит его. При этом ребенок должен в любой момент остановки не упасть, а вернуться в исходное положение. 3 этап – ребенок сидит в той же позе, взрослый (мать) садится сзади и сильно обхватывает его руками и ногами. Ребенок должен, напрягаясь, вырваться.
  2. «Бревнышко»: ребенок ложится на спину, вытягивает руки вверх и перекатывается с живота на спину, не скрещивая и не сгибая при этом руки и ноги.
  3. «Солдатик»: лежа на спине, руки прижаты вдоль тела,перекатывается через лоб.
  4. «Гусеница». Руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, дети выгибают туловище вверх, Ноги подтягиваются к рукам, затем руки продвигаются вперед, а ноги снова подтягиваются к рукам и т.д. Во время движения ладони рук и подошвы ног не отрываются от пола.
  5. «Яблочко»: обхватить колени, прижать голову, перекат на бочок, на спину, на другой бок.
  6. Ребенок ползает по-пластунски, затем - только с помощью рук или ног.
  7. Ребенок ползает на спине при помощи плеч и торса. Ноги при этом не двигаются.
  8. «Лодочка». Ребенок ложится на спину, вытягивая руки. По команде ведущего ребенок одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет это упражнение, лежа на животе.
  9. Ребенок лежит на спине и поочередно соединяет локоть с коленом сначала одноименные, а затем разноименные. При этом противоположные рука и нога должны быть вытянуты.
  10. «Велосипед»: два ребенка ложатся на спину, ногами друг к другу. Соприкасаясь, друг с другом стопами, поочередно «крутят педали».
  11. Растяжка на животе, на спине (глаза смотрят на носки)
  12. Руки за головой, шаги бедрами по ковру.
  13. Ребенок лежит на спине, на ровной поверхности. На расстоянии вытянутой руки взрослый двигает какой-либо яркий предмет в разные стороны, по кругу, к носу ребенка. Ребенок должен следить за этим предметом глазами, не двигая головой. После освоения упражнения ребенок перемещает предмет самостоятельно.

2 этап: задачами второго этапа являются отработка локомоторных движений и растяжек (продолжительность 4-6 недель).

Упражнения 2 этапа

Основные упражнения

  1. Сидя на полу, ребенок вытягивает ноги и передвигается, поочередно выдвигая ноги, не сгибая их в коленях. Движения производятся по направлению вперед и назад.
  2. Сидя на полу, ребенок вытягивает ноги перед собой, совершает движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их одновременно и поочередно.
  3. В той же позе ребенок вытягивает руки вперед и одновременно выполняет движения кистями рук и стопами сначала синхронно, затем в противоположных направлениях.
  4. «Бабочка». Захватить сложенные подошвами стопы руками, колени в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам. Движения ног подобно взмахам крыльев бабочки.
  5. «Мельница». Сидя с вытянутыми и раздвинутыми ногами, ребенок достает прямой правой рукой мысок левой ноги, а потом левой рукой мысок правой ноги.
  6. Сидя с вытянутыми ногами, ребенок поочередно сгибая колено касается противоположного локтя. Свободной рукой опираются на пол.
  7. Сидя с ногами согнутыми в коленях, ребенок опускает их попеременно направо и налево.
  8. Глазодвигательные упражнения из 1 этапа делаются сидя.

3 этап: задачей третьего этапа является работа с патологическими синкинезиями (продолжительность 8-10 недель)

Упражнения 3 этапа:

Разминка(такая же как и на 1 этапе).

Основные упражнения

  1. Стоя на четвереньках, ребенок ползет, передвигая одновременно сначала левые руку и ногу, затем правые.
  2. Стоя на четвереньках. Ребенок двигается боком 1) приставным шагом; 2) приставным шагом, ставя руки в перекрест; 3) двигаясь руки вместе, ноги врозь.
  3. Ребенок ползет на четвереньках. Затем с движениями рук совмещаются движения языка: язык двигается за рукой, а потом - в противоположную сторону. Затем, упражнение совмещается с движениями головой в туже, и в противоположную сторону. В дальнейшем присоединяются движения глазами.
  4. Ребенок ползет на четвереньках, ставя руки крест-накрест. Затем с движениями рук совмещаются движения языка: язык двигается за рукой, а потом - в противоположную сторону.
  5. Ребенок, стоя на четвереньках, вытягивает правую и левую ногу, удерживая равновесие 10-15 сек. После чего меняет руку и ногу.
  6. Ребенок, стоя на четвереньках поочередно каждой ногой выполняет полукруговые движения. Ноги при этом скользят по ковру.

4 этап: задачей третьего этапа является работа с патологическими синкинезиями и формирование адекватных синергий. (продолжительность 4-6 недель)

Упражнения 4 этапа:

Разминка (такая же как и на 1 этапе).

Основные упражнения

  1. В положении стоя, вращательные движения в тазобедренном суставе, в коленном суставе и стопами ног. При выполнении вращательных движений ног могут возникать синкинезии в руках или оральные, поэтому в руках ребенок может держать палку или мяч, а язык высунуть и слегка прикусить зубами.
  2. Ребенок, шагая, касается ладонью одноименного колена, затем разноименного.
  3. «Гусиный шаг». Ребенок шагает на корточках, переваливаясь с пятки на мысок.
  4. «Лягушка». Ребенок прыгает на корточках.
  5. Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Ребенок передвигается вдоль стены вправо, затем – влево, Сначала двигаются одноименные, а потом противоположные рука и нога: 1) руки и ноги параллельны; 2) руки перекрещены, ноги параллельно; 3)ноги перекрещены, руки параллельно; 4) руки и ноги перекрещены.
  6. Стоя свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения, сведение глаз к носу (другие глазодвигательные упражнения из программы 1 этапа).
  7. «Паровоз». Дети выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за локти). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача – аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия. Задача остальных – максимально «прислушаться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым, обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади. Каждый должен побывать в роли машиниста.
  8. «Полет». Исходное положение - стоя. Ребенок делает несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Затем ребенок закрывает глаза и представляет себе, что его руки сами поднимаются (как будто их кто-то тянет в стороны). При этом руки ребенка должны идеомоторно подняться без усилий с его стороны. У ребенка возникает чувство легкости, полета. Выполняя это упражнение, ребенок может начать отклоняться в какую-либо сторону, надо следить, чтобы он не упал.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1. Основные методы организации коррекционно-развивающего процесса

1. Форма занятий – групповая и индивидуальная.

2. Занятия проходят по повторяющейся схеме, включая методы трех уровней.

3. Использование домашних заданий в качестве обязательного элемента коррекционно-развивающего процесса.

4. Один из главных методов групповых занятий – предоставление каждому участнику роли ведущего.

5. В качестве критерия оценки результата по каждому этапу программы используется включенное набдюдение.

6. Эффективность программы определяется с помощью повторной (нейро)психологической диагностики и консультаций с родителями.

4.2. Материально-технические условия

Для групповых занятий требуется светлое проветриваемое помещение, размером 30-35 кв.м., полностью соответствующее санитарным требованиям для работы с детьми. Оборудование помещения предполагает: наличие коврового покрытия на 2/3 помещения (ковер размером 4х5-6м или больше), шкаф для размещения игровых материалов, стол и стулья для специалиста, несколько стульев для родителей, желательно наличие зеркала, аудиосистемы.

4.3. Дополнительное оборудование и материалы.

Для проведения различных игр и упражнений можно использовать широкий спектр материалов. Во многом это связано с возможностями, оснащенностью учреждения, в котором ведутся занятия, а также с опытом и предпочтениями специалиста, ведущего занятия по данной программе.

В общем виде программа предусматривает использование:

Крупных мягких модулей, кочек, туннелей, качалок, мячей различной формы и назначения. Наборы мячей, лент, специальных игр для дыхательных упражнений. Комплекты мячей, колец, ковриков, валиков для массажных упражнений. Комплекты игрушек для пальчиковых упражнений. Предметы и покрытия с различной текстурой, формой, размером, емкости для заполнения материалами для сенсорных ванночек. Разноцветные платки разных видов, веревочки, шнуры. Различные звучащие предметы и игрушки (бубны, колокольчики, погремушки с крупами и др.), далекие и близкие по звучанию. Наборы разных запахов (пробники с эфирными маслами, ароматические фломастеры и т.д.). Коллекция аудиозаписей с бытовыми и природными шумами, спокойной музыки для релаксации. При выполнении игр и упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы можно использовать различные методические пособия соответствующей направленности (задания на развитие эмоционального гнозиса, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, внимания, памяти, логические задания и т.д.). Наборы объемных букв и цифр разного размера, вида и текстуры. Материалы для творчества: бумага, краски, пластилин цветной песок и т.д. Призовой фонд (разнообразные маленькие игрушки, полезные вещи небольшого размера, например, канцелярские принадлежности, наклейки, закладки, шарики, магниты и т.п.) для поощрения роли ведущего, старательного выполнения упражнений, примеров правильного поведения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте. Москва, 1999.с.16.
  2. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при психосоматических расстройствах в детском возрасте. Глава в кн. Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков. Ред. Ю.С.Шевченко, СП, 2003, с.465-490.
  3. Горячева Т.Г. Программа групповой работы с детьми при проведении сенсомоторной коррекции. Ж-л «Психолог в детском саду», М., 2006,№3, с37-51
  4. Горячева Т.Г.. Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития. Ж-л «Неврологический вестник им.В.М.Бехтерева» т.XL, вып.3, с.56-60.
  5. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. Питер, 2008 с.242-260.
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.,2002 с.175.
  7. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М, 2004.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.