Какие бывают отношения между людьми? Понятие и виды социальных отношений

Вы никогда не задумывались над тем, насколько прочными нитями мы связаны со всем тем, что нас окружает? Всю свою жизнь мы тратим на то, чтобы укрепить или ослабить эти связи. В психологии для их определения используют термин "взаимоотношения". Это то, без чего невозможно наше существование в социуме, поэтому необходимо знать все нюансы построения взаимоотношений. Также следует уметь преодолевать проблемы в их структуре.

Взаимоотношения - это что такое?

С одной стороны, термин "взаимоотношения" понятен каждому ребенку, ведь малыш с момента появления на свет учится их выстраивать. Но с другой стороны, они являются очень тонкой субстанцией, которую невозможно осязать или увидеть.

Если объединить все описания в книгах по психологии, то можно сказать, что взаимоотношения - это совокупность связей между всеми окружающими нас людьми. Каждый человек, с которым нам приходится контактировать, становится втянутым в сложную систему. Она может быть кратковременной, как со случайными знакомыми. Но, например, с родителями мы имеем долговременные взаимоотношения. Они постоянно развиваются и длятся всю жизнь, до смерти кого-либо из участников.

Значение

Человек не может существовать без взаимоотношений. С самого раннего детства они становятся важным этапом его развития и становления как личности. В подсознании человека заложена тяга к взаимоотношениям. Мы испытываем острую нужду в друзьях и возлюбленных, нам необходимы их одобрение и признание. Познавая другого человека, мы лучше узнаем себя и свой внутренний мир. Это дает нам силы для достижения поставленных целей и творческого развития.

Психологи доказали, что проблемы во взаимоотношениях решаются в первую очередь путем изменений в себе. Если вы поменяете внутреннее отношение к миру, то и связь с ним станет совсем иной. Это позволяет связям находиться в постоянном движении и останавливаться, дойдя до определенных стадий.

Взаимоотношения: общий принцип формирования

Межличностные отношения формируются на уровне эмоциональной эмпатии и общности интересов. Изначально они выстраиваются из любого контакта и взаимодействия людей, в дальнейшем влияют на любую совместную деятельность.

Причем взаимоотношения имеют принцип избирательности. Они всегда ярко окрашены и зависят от сферы потребностей участников этих отношений. То есть каждый участник взаимоотношений преследует в них свои цели и потребности. Если они совпадают, то до реализации этих целей либо до их изменения отношения будут существовать и развиваться.

Виды взаимоотношений: характеристика и описание

Везде, где появляется человек, образуются взаимоотношения между людьми. Даже мимолетная встреча и краткое общение трактуются таким образом. Исходя из этого, их можно разделить на две больших группы:

  • деловые;
  • личные.

Деловые взаимоотношения вытекают из определенной деятельности и часто поддерживаются именно ею. Они контролируются правовыми нормами, реже подобные связи регулируются нормами морали и этики. Личные взаимоотношения основываются на особенностях характера и симпатии. Они регулируются только моральными нормами и имеют сложную структуру.

Каждый вид взаимоотношений имеет свои особенности. Но каждый человек в равной степени втянут в деловые и личные связи. Причем психологи отмечают взаимосвязь между умением выстраивать личные отношения и успехом в карьере, которая напрямую зависит от атмосферы в отдельной группе на основе конкретной деятельности.

Отношения имеют свою четкую структуру, которая в некоторых источника называется системой. Ее можно представить следующим образом:

1. Первый контакт. Во время знакомства между людьми происходит активное взаимодействие на подсознательном уровне. Большинство информации, которая и определит, насколько нам приятен либо неприятен собеседник, попадает в наш мозг за первые минуты общения. В этот временной промежуток укладываются оценка собеседника по многим параметрам и определение схожести или различия жизненных установок и целей.

2. Приятельские взаимоотношения. Если первый контакт оказался успешным и неоднократным, то между партнерами сформировываются Они являются тем переходным этапом, который может длиться годами и ни во что иное не перерасти. В приятельских взаимоотношениях их участники тесно связаны на эмоциональном и рациональном уровне. Они имеют общие интересы, схожесть жизненных позиций и активно обмениваются эмоциями, получая и отдавая необходимую энергию. Но в подобной системе связей оба партнера чувствуют себя абсолютно свободными и ничем не связанными.

3. Товарищеские взаимоотношения. Данная система взаимоотношений подразумевает более глубокое проникновение в мир друг друга. Оба участника доверяют друг другу, участвуют во всех делах и всегда оказывают посильную поддержку.

Данные три этапа системы проходят абсолютно все люди, участвующие в процессе. В дальнейшем развитие взаимоотношений идет по многовариантной ветви возможностей. Они могут стать сугубо деловыми или перерасти в интимные. В любом случае все начинается именно с первых вышеописанных этапов.

Как развиваются?

Учтите, что взаимоотношения не могут не развиваться. Они являются динамичной субстанцией, которая постоянно находится в движении. Это является основной характеристикой абсолютно любых отношений. Если они на какой-то момент останавливаются в своем развитии, то оба участника перестают ощущать удовлетворенность ими. А именно удовлетворенность является основным составным компонентом взаимоотношений. В случае, когда они перестают развиваться, оба партнера начинают искать новые источники удовлетворенности и комфорта, то есть вступают в новую систему взаимоотношений. Причем это в равной степени касается личных и деловых отношений.

Взаимоотношения: проблемы

Трудно представить межличностные связи, не омраченные различными проблемами. Проблема взаимоотношений серьезно занимает умы психологов. Специалисты анализируют их и подсказывают пути выхода из трудной ситуации. Самой распространенной проблемой являются конфликты, которые касаются абсолютно всех видов и категорий межличностных отношений.

История доказывает нам, что решить эту основную проблему практически невозможно, она существовала во все времена, но вот выявить ее причину и работать с ней психологи в состоянии. Причины конфликтов, являющихся основной проблемой взаимоотношений, можно представить следующим образом:

1. Препятствие в достижении желаемого. Если один человек становится на пути к заветной цели другого человека, то их взаимоотношения превращаются в серьезную проблему. Подобный сценарий развития конфликта возможен в деловых связях, когда разные люди претендуют на одну и ту же должность или желают получить премию за какие-либо достижения. В личных контактах такие проблемы встречаются не менее часто.

2. Психологические различия. Данная проблема существенно осложняет жизнь участников взаимоотношений. Они не могут прийти к единому мнению по различным вопросам, испытывают друг к другу необъяснимую антипатию, не могут существовать в одном пространстве.

3. Неправильная оценка другого человека. Эта причина проблем является наиболее распространенной. Один человек может приписывать другому несуществующие добродетели и в дальнейшем испытать разочарование от неоправданных надежд. Также провоцируют конфликтную ситуацию и обвинения в адрес другого человека, они становятся причиной долгих и затяжных проблем во взаимоотношениях, которые могут привести к их полному разрыву, если это возможно в принципе.

4. Реальные недостатки. Существует категория людей, которые сложно выстраивают взаимоотношения с социумом. Они обладают неуживчивым характером, приносящим им массу проблем и неприятностей. Такие люди часто разрывают отношения и не стремятся выстраивать другие.

5. Недопонимание. Во взаимоотношениях довольно часто проблемы вызывают недопонимания между их участниками. Оба человека имеют свое мнение и не могут прийти к компромиссу из-за определенных различий. Взаимоотношения детей и родителей часто страдают именно от данных проблем. Они относятся к преодолимым и решаемым.

Взаимоотношения - это самое важное, что имеет человек в жизни. Поэтому стоит дорожить ими и грамотно выстраивать, чтобы не пришлось страдать от их потери в будущем.

Из этой статьи вы узнаете:

Попытки познать межполовые отношения и тонкую сферу эмоций предпринимались людьми с древности. Особенно много внимания уделялось любви: для нее придумывали определения, раскладывали на составляющие. Древние греки классифицировали три основных и три промежуточных типа любви. На основе этого знания социологи, психологи и философы строили собственные концепции и предположения, какими бывают межполовые отношения.

Если чувства развиваются так, чтобы быть крепче и продолжаться, то партнеры становятся более чуткими друг к другу, у них качественно развивается эмпатия, они становятся менее эгоистичными. Источник: Flickr

Психология отношений между мужчиной и женщиной

Психология отношений между людьми

Здоровые отношения возможны только между зрелыми личностями.

Нездоровые отношения предполагают созависимость партнера от вредных привычек, некорректного поведения второй стороны. Созависимый партнер хитростью, уговорами, угрозами, подкупом управляет вторым партнером, поскольку сотрудничество между ними не налажено.

Разновидность нездоровых отношений – тиранически-виктимные, где один партнер выступает в роли жертвы и настолько привык к этому, что не осознает своего положения или осознает, но не хочет менять, а второй – в роли агрессора.

Типы отношений между мужчиной и женщиной

Типы отношений между людьми

На основе древнегреческой теории о типах любви канадский социолог Джон Алан Ли описал, какие бывают отношения между мужчиной и женщиной.

Это страстное влечение к объекту любви, в основе которого лежит половое желание и стремление овладеть партнером. Образ объекта идеализирован. Отношения развиваются бурно, со ссорами и примирениями, расставаниями и воссоединениями. Почти всегда в отношениях присутствует ревность. В качестве инструмента влияния применяется измена. Эрос – любовь очень молодых людей. Со временем она либо гаснет, не имея под собой существенных оснований, либо развивается в более крепкое чувство. Продолжительные отношения, основанные на эросе, разрушительно действуют на нервное и психическое здоровье, изматывают партнеров и эмоционально опустошают их, оставляя разочарование в закончившихся отношениях и сомнение в будущих.

  • Сторге

Это глубокое чувство, развивающееся ровно, без перепадов. Основа такой любви – нежность, трепет, дружба между партнерами, общность интересов и взаимное уважение. Основанные на ней отношения могут длиться всю жизнь. Такая любовь темпераментным людям может показаться скучной, но именно она – самый зрелый и здоровый тип любви.

  • Людус

Это своеобразное состязание между партнерами, любовь-игра с гедонистическим характером. Для такого рода отношений характерны недолговечность и частая смена партнеров. По отдельности ни один из них не ценен как личность для каждой стороны. Они только лишь средство развлечения. Если обоих партнеров устраивает подобная форма, то между ними складываются так называемые свободные отношения, которые могут быть довольно продолжительными. Со временем такие отношения либо изживут себя и распадутся, либо перейдут в иное состояние. Случается, что любовь-людус ложится в основу брака, где супруги ведут свободный образ жизни, но при этом привязаны друг к другу дружбой, бизнесом, творчеством или другими совместными вещами.

Три основные типа любви в сочетании дают три производных:

  • Мания (эрос и людус)

Это нестабильная, опасная и разрушительная любовь. Ее синоним – одержимость. Один жаждет обладать и ревнует, другой играет этими чувствами и забавляется эмоциональными реакциями. Постоянные спутники этих отношений – напряжение, ослепление, навязчивость.

Подобные отношения заранее обречены.

  • Прагма (сторге и людус)

Это рациональные отношения, развивающиеся ровно и спокойно. В их основе не случайно вспыхнувшее чувство, а разрешение себе испытывать это чувство. Причем разрешение взвешенно и объяснено самому себе. Прагма – любовь по расчету, а расчет строится на соображениях собственной душевной безопасности. Такие отношения могут стать длительными и даже счастливыми, если в них добавится элемент свободы и эмоциональности.

  • Агапе (эрос и сторге)

Это редкий тип любви. Бескорыстное чувство, базирующееся на самоотдаче и самопожертвовании. Удивительное сочетание страсти и нежности, самозабвенности и преданности.

Если чувства развиваются так, чтобы быть крепче и продолжаться, то партнеры становятся более чуткими друг к другу, у них качественно развивается эмпатия, они становятся менее эгоистичными.

Из всех перечисленных типов собственно любовью можно назвать только сторге. Только в таком типе отношений возможна взаимная заинтересованность в душевном комфорте друг друга, духовном развитии, физическом здоровье. Именно подобные отношения могут стать основой крепкой семьи.

Главенствующее чувство в отношениях

Какое чувство самое главное?

Помимо любви взаимоотношения мужчины и женщины могут базироваться на других предметах.

  • Расчет

Это уже не прагма, где объект любви оценивался с точки зрения личных качеств. При отношениях по расчету личность партнера ничего не значит. Интересны только деньги и имущество, что имеет партнер, его деловые связи, статус и положение в обществе, которые могли бы сыграть службу для второй стороны.

Отношения по расчету начинают циничные люди, которые не верят в любовь и отрицают бескорыстные отношения. Что касается партнера, обладающего благами, то он либо добросовестно заблуждается относительно чувств к нему, либо также строит отношения на расчете, получая в обмен на деньги, статусность и преференции, доступ к телу молодого привлекательного партнера, возможность демонстрировать его в своем окружении, удовлетворять с ним свои тайные потребности.

В течение жизни каждый создает те или иные отношения в зависимости от своих целей и чувств по отношению к партнеру — всё это весьма индивидуально.

  • Страх

Страх может быть разного толка:

  1. Нежелание остаться в одиночестве.
  2. Боязнь осуждения («что-то с ней/с ним не так, раз до сих пор не вышла замуж/не женился).
  3. Опасение «не успеть» построить семью и родить детей, хотя «уже пора».

Подобные переживания свойственны неуверенным в себе людям с заниженной самооценкой, зависимым от чужого мнения.

Часто подобными мыслями руководствуются родители, воспитывающие ребенка в одиночку, особенно женщины. Им кажется, что «с довеском» они никому не нужны и потому нужно хвататься за любую возможность устроить личную жизнь.

Очень быстро наступает разочарование в партнере и недовольство наскоро построенными отношениями. Они либо распадаются, либо сохраняются из тех же соображений, из каких были начаты.

  • Дружба

Возможность дружеских отношений между мужчиной и женщиной многие ставят под сомнение, полагая, что она либо начинает, либо завершает любовные или интимные отношения, но все же есть примеры долгой взаимной межполовой дружбы, которая зачастую оказывается крепче дружбы между представителями одного пола.

  • Интимная близость

Какие ещё бывают взаимоотношения? Если связь кратковременная, то кроме полового влечения людей не связывает ничего. Удовлетворение половой потребности обычно означает окончание едва начавшихся отношений. Если же они приобретают долгосрочный характер, то перерастают в один из любовных типов.

  • Постоянное ухаживание

Случается, что человеку хочется красивой картинки, романтической сказки, но при этом он либо не желает постоянных отношений, либо боится их начинать. В таком случае пара начинает встречаться, переживает период свиданий, прогулок, букетов и прочих атрибутов начального периода. Но как только один из партнеров делает шаг к развитию, второй тотчас обрывает отношения. Причины могут быть какие угодно – от нежелания развития именно с этим партнером до глубокой психологической травмы.

Виды отношений между мужчиной и женщиной разнообразны. В течение жизни каждый создает те или иные отношения в зависимости от своих целей и чувств по отношению к партнеру — всё это весьма индивидуально. Главное — относиться друг к другу искренне и с добротой.

Каждый человек – это личность, которая отличается от остальных индивидуумов системой жизненных ценностей, принципов, моральных устоев, взглядами на жизнь и приоритетами. Человек является личностью только тогда, когда он обитает в социуме, общается, встречается, знакомится и развивается вместе с другими людьми, которые его окружают. Взаимосвязь человека с другими личностями и умение читать людей по невербальным признакам , устанавливать контакт с ними (какие-то чувства, эмоции, вызывать интерес и т.д.) называется межличностными . Другими словами, межличностные отношения – это взаимосвязь одного человека с другим, или с целой группой людей.

Классификация межличностных отношений

Жизнь каждого человека многогранна, из-за чего и взаимоотношения в социуме бывают разные. В зависимости от ситуации и других многочисленных факторов межличностные связи классифицируют по нескольким признакам и разделяют их на такие типы межличностных отношений:

  • формальные и неформальные;
  • личные и деловые (профессиональные);
  • эмоциональные и рациональные (практичные);
  • паритетные и субординационные.

Перед тем как подробно изучить каждый тип отношений, мы хотим порекомендовать современные техники достижения психологии в построении взаимоотношений в различных сферах. Овладев этими психологическими техниками вы сможете легко взаимодействовать с людьми и выстраивать взаимоотношения.

Личные отношения

Особую нишу в жизни человека занимают личные взаимосвязи. В первую очередь — любовь. Бестселлер Марины Комисаровой «Любовь. Секрты разморозки» помог сотням людей выйти из кризиса личных отношений.

Также к личным отношениям следует отнести:

  • приязнь;
  • неприязнь;
  • дружбу;
  • уважение;
  • презрение;
  • симпатию;
  • антипатию;
  • вражду;
  • любовь;
  • влюбленность и др.

К этой категории межличностных связей относят те, которые складываются между индивидуумами помимо сферы их совместной деятельности. Например, человек может нравиться как специалист и в своем деле, но как личность он вызывает неприязнь и осуждение со стороны его коллег. Или же наоборот, человек – душа компании, его все любят и уважают, но на работе он безответственный и несерьезно относится к своим обязанностям, за что вызывает волну негодования у начальства и в коллективе.

Деловые отношения

Под деловыми (профессиональными) контактами понимают те, которые складываются на почве совместной деятельности и профессиональных интересов. Например, люди вместе работают и общий интерес у них – их работа. Ученики учатся в одном классе – общее у них школьная программа, одноклассники, учителя и школа в целом. Такие взаимосвязи складываются независимо от личных межличностных контактов, то есть можно даже никак не контактировать с человеком (не общаться и не испытывать никаких чувств по отношению к нему), но при этом наличие деловых связей не исключается, поскольку эти люди продолжают вместе учиться или работать. Особенно ценится умение поддерживать отношения в стрессовых ситуациях, когда общаться приходится с неадекватными людьми, ведь никто из нас не застрахован от этого. Есть прекрасная книга Марка Гоулстона о том, что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни . В ней вы найдете методики и советы, которые помогут вам контролировать общение с неадекватными людьми, исключить ненужные конфликты.

Основой делового типа взаимосвязей является распределение обязанностей между каждым членом коллектива (рабочего, творческого, учебного и др.).

Рациональные отношения

Рациональные взаимоотношения выстраиваются тогда, когда одна из сторон, или обе стороны имеют цель извлечь определенную пользу из этих отношений. Основой рациональных связей является здравый смысл, расчет. При этом можно использовать различные техники и знания. Например такие как сторителлинг.

Эмоциональные отношения

Эмоциональные контакты складываются в компании или группе людей на почве эмоций и чувств, которые возникают у них друг к другу. Только в редких исключительных случаях в таких взаимосвязях присутствует объективная оценка личностных качеств, поэтому эмоциональные и рациональные взаимоотношения индивидуумов часто не совпадают. Можно испытывать неприязнь к человеку, но при этом «дружить» с ним ради определенной выгоды.

Паритетные и субординационные взаимоотношения

Контакты двух или группы людей, которые выстраиваются по принципу равноправия, называются паритетными . Полной противоположностью таковых являются субординационные связи. Под ними понимают такие, в которых одна сторона имеет более высокое положение, социальный статус, должность, а также больше возможностей, прав и полномочий по отношению к другой стороне. Данный тип взаимосвязей складывается между начальником и подчиненными, между учителем и учениками, родителями и детьми и т.д. В то же время межличностные контакты внутри коллектива (между работниками, учениками, братьями и сестрами) относятся к паритетному типу.

Формальные и неформальные взаимоотношения

Можно разделить на два типы межличностных отношений: формальные и неформальные. Формальные (официальные) связи складываются на правовой основе и регламентируются законодательством, а также всевозможными уставами, порядками, инструкциями, указами и т.д. Такие взаимосвязи строятся независимо от личных чувств и эмоций. Как правило, такие отношения оформляются договором или соглашением в установленном законодательством письменном виде. Формальные взаимоотношения могут быть паритетными (между членами коллектива) и субординационными (между начальством и подчиненными), деловыми и рациональными.

Неформальные (неофициальные) межличностные отношения складываются без всяких законодательных ограничений и на основе личных интересов и предпочтений. Они могут быть как рациональными, так и эмоциональными, а также паритетными, субординационными, личными и даже деловыми. По сути официальные и неформальные межличностные контакты это практически то самое, что и личные и деловые взаимоотношения. Но здесь проходит тонкая грань, которую в большинстве случаев сложно определить, поскольку один тип связей накладывается на другой, третий и так дальше. Например, взаимоотношения между начальником и подчиненным. Между ними могут в одночасье быть такие виды контактов:

  • деловые (работодатель и работник);
  • формальные (работник обязан выполнять свои должностные обязанности, а работодатель оплачивать ему его труд, что регламентировано договором о приеме на работу);
  • субординационные (работник находится в подчинении своего работодателя и обязан выполнять его указания);
  • личные (приязнь, дружба, симпатия);
  • паритетные (работодатель может быть родственником или близким другом своего работника);
  • рациональные (работник вступает в эту взаимосвязь ради собственной выгоды – заработной платы);
  • эмоциональные (начальник хороший человек и очень нравится работнику).

Все типы личностных связей в реальной жизни между конкретным человеком и окружающими тесно переплетаются, чем усложняют процесс проведения четких границ между ними.

Чувства и их роль в отношениях

Каждые взаимоотношения выстраиваются на основании определенных чувств, которые могут быть как положительными (симпатия), так и отрицательными (антипатия). Сначала формируется чувства и эмоции, вызваны внешними данными нового знакомого, и только потом начинают формироваться определенные чувства к его , его внутренней сущности. Неформальные отношения между людьми часто складываются на чувствах, которые далеки от объективности. Искажают мнение одного индивидуума о втором, что может существенно повлиять на набор чувств, являются следующие факторы:

  • отсутствие способности различать истинные намерения и мотивацию других людей;
  • неумение объективно и трезво оценивать положение дел и самочувствие своего собеседника или просто нового знакомого в момент наблюдения за его поведением;
  • наличие у человека предубеждений, установок, навязанных самостоятельно или обществом;
  • наличие стереотипов, которые мешают разглядеть истинную натуру человека (он нищий – он плохой, или все женщины меркантильны, а мужчины полигамны и что-то в этом роде);
  • форсирование событий и стремление сформировать окончательное мнение о человеке так и не разобравшись до конца и не узнав, какой он на самом деле;
  • неумение принимать и считаться с чужим мнением и нежелание это делать в принципе.

Гармоничные и здоровые межличностные взаимосвязи выстраиваются только в том случае, когда каждая сторона способна отвечать взаимностью, сочувствовать, радоваться за другого, сопереживать. Такие контакты отдельных личностей достигают наивысших форм развития.

Формы межличностных отношений

Все отношения начинаются с общения. Умение договариваться с другими людьми в современном мире – залог успеха в любой сфере жизни. Искусство общения основано на четырех законах. Книга «Мастер коммуникации: четыре важнейших закона общения» поможет вам обучиться эффективному взаимодействию с людьми в самых разных ситуациях.

Испытывает человек симпатию или антипатию к другому человеку или группе людей, зависит исключительно от его способности принять их такими, какими они являются, и понять их мотив и логику.

Существует несколько стадий (форм) формирования межличностных контактов:

  • Знакомство друг с другом. Данный этап состоит из трех уровней: 1 – человек узнает другого в лицо; 2 – обе стороны узнают друг друга и приветствуются при встрече; 3 – приветствуются и имеют общие темы и интересы.
  • Приятельство (проявление симпатии с обеих сторон и взаимного интереса);
  • Товарищество (деловые отношения, выстроенные на наличии общих целей и интересов (работа, учеба));
  • Дружба;
  • Любовь (является наивысшей формой межличностных взаимосвязей).

Человек – личность, которая рождается, в социуме. Каждое общество имеет свои моральные устои, определенные правила, предрассудки и стереотипы. На формирование личности в первую очередь оказывает влияние то общество, в котором человек обитает. От этого зависит и то, как складываются отношения в обществе.

Важными факторами в определении типа взаимоотношений в компании из двух и больше личностей являются не только их принадлежность к определенному обществу, но и пол, возраст, профессия, национальность, социальный статус и другие. В тоже время по системе Эрика Берна , человек в зрелом возрасте в состоянии управлять природой своего общения. И это является интересным психологическим развитием, помогающим понять себя и других.

С рождения и до самой смерти взаимоотношения являются основой и сутью жизненного опыта человека. Социальные психологи пытаются выявить скрывающиеся за бесконечным разнообразием человеческих отношений общие принципы, которые были бы применимы ко всем взаимоотношениям. Главный признак любого взаимоотношения состоит в том, что двое людей влияют друг на друга или, говоря более техническим языком, они взаимозависимы . Специфические способы взаимовлияния отличаются широким разнообразием. Человек может оказывать нам помощь или мешать, делать нас счастливыми или грустными, сообщать нам свежие сплетни или критиковать наши взгляды, давать нам советы или отчитывать нас. Движение от мимолетного контакта с незнакомым человеком к близким взаимоотношениям, длящимся долгие годы, сопровождается увеличением степени взаимозависимости между двумя индивидами.

Для обозначения взаимоотношений, предполагающих высокую взаимозависимость, социальные психологи используют термин «близкие взаимоотношения ». Это могут быть взаимоотношения с родителями, близким другом, учителем, супругом, коллегой по работе или даже принципиальным соперником или конкурентом. Все близкие взаимоотношения обладают тремя основными характеристиками . Во-первых, они предполагают частые взаимодействия в течение сравнительно длительных периодов времени. Во-вторых, близкие взаимоотношения включают участие в совместных делах или событиях. Например, друзья обсуждают друг с другом различные темы и обычно имеют множество общих дел и интересов. В-третьих, влияние, оказываемое находящимися в близких взаимоотношениях людьми, приобретает необычайную силу. Мы можем быстро забыть ехидное замечание продавца, но неделями мучиться по поводу реплики, брошенной лучшим другом.
В этой статье мы рассмотрим некоторые из наиболее важных свойств социальных взаимоотношений с позиций теории взаимозависимости .

Теория взаимозависимости

Наиболее перспективный подход к анализу социальных взаимоотношений нам предлагают разнообразные варианты теории социального обмена (Molm, Cook). Наибольшее внимание исследователей в области социальной психологии привлекла к себе теория взаимозависимости (interdependence theory) (Berscheid, Reis; Kelley, Thibaut). Этот подход опирается на анализ паттернов взаимодействия между партнерами. Один из способов теоретического осмысления этих взаимодействий предполагает их описание в терминах последствий — вознаграждений и затрат, — с которыми сталкиваются партнеры. Обычно мы пытаемся организовать свои взаимодействия таким образом, чтобы они максимизировали наши вознаграждения и минимизировали наши затраты. Однако, чтобы получать вознаграждения, мы должны также вознаграждать других . Будучи детьми, мы знакомимся с универсальным правилом или нормой взаимности: мы стремимся вознаграждать тех, кто вознаграждает нас. Если люди помогают нам, мы чувствуем себя обязанными помочь им. Если мы приглашаем кого-то на обед, мы ожидаем, что этот человек впоследствии ответит нам таким же приглашением. Социальное взаимодействие предполагает обмен и координацию последствий между взаимозависимыми партнерами (Rusbult, Van Lange).

Вознаграждения и затраты

Вознаграждением является результат взаимодействия, будь то ощущение любви или финансовая поддержка. То, что дорого одному человеку, может представлять малую ценность для другого. Удачный анализ вознаграждений в социальных взаимодействиях предложили Фэу и Фэу (Foa, Foa, 1974). Они выделили шесть основных типов вознаграждений: любовь, деньги, статус, информация, блага и услуги. Их, в свою очередь, можно классифицировать по двум измерениям. Измерение специфичности касается степени, в которой ценность вознаграждения зависит от того, кто его предоставляет. Ценность любви или, более конкретно, ценность таких вещей, как объятия и нежные слова, в значительной мере зависит от того, от кого они исходят. Следовательно, любовь — вознаграждение специфическое. В отличие от этого, деньги сохраняют свою полезность независимо от того, от кого они исходят; деньги не специфическое, а универсальное вознаграждение. Когда мы говорим, что какие-то взаимоотношения имеют для нас особое значение, мы часто подразумеваем под этим, что они обеспечивают уникальные или специфические вознаграждения, которые мы не можем получить где-нибудь еще. Второе измерение, конкретность, отражает различие между материальными, или осязаемыми, вознаграждениями — вещами, которые мы можем увидеть, почувствовать и потрогать — и неконкретными, или символическими вознаграждениями, такими как совет и социальное одобрение.

Затраты — негативные последствия наших взаимодействий или взаимоотношений. Взаимоотношения могут быть затратными, потому что требуют много времени и энергии, потому что вызывают серьезные конфликты или потому что другие люди не одобряют наши взаимоотношения и критикуют нас за них. Взаимоотношения также могут быть затратными, если они мешают нам осуществлять другое вознаграждаемое поведение. Если вы проведете выходные в компании друзей, у вас не будет времени на подготовку к экзамену или поездку к родителям.

В ходе одного исследования психологи просили студентов колледжа описать вознаграждения и затраты, связанные с их романтическими любовными взаимоотношениями (Sedikides, Oliver & Campbell, 1994). Перечень вознаграждений включал дружеское общение, ощущение, что тебя любят, счастье, душевную близость, понимание и сексуальное наслаждение. Воспринимаемые затраты от романтических взаимоотношений включали переживания за судьбу взаимоотношений, недостаток свободы общаться или встречаться с другими людьми, количество уделяемого взаимоотношениям времени и усилий, ссоры и ощущение зависимости от партнера. Несмотря на то что мужчины и женщины в целом описывали сходные вознаграждения и затраты, обнаружились некоторые тендерные различия. Например, женщины выражали большую озабоченность своей зависимостью от партнера и растворением в нем; мужчины выражали большую озабоченность денежными расходами и затратами времени и энергии.

Оценка последствий

Теория взаимозависимости предполагает, что люди отслеживают вознаграждения и затраты конкретных взаимодействий или взаимоотношений. Мы обычно не ведем счет хороших и плохих сторон взаимоотношений; тем не менее мы осознаем связанные с ними затраты и вознаграждения. В частности, мы фокусируем свое внимание на общем результате взаимоотношений — то есть определяем, является ли баланс взаимоотношений для нас выгодным (вознаграждения перевешивают затраты) или мы несем большие потери (затраты перевешивают вознаграждения). Когда люди говорят: «Эти отношения мне очень много дали» или «Не думаю, что наши отношения того стоят», они тем самым оценивают последствия своих взаимоотношений.

При оценке последствий взаимоотношений люди опираются на определенные стандарты. Рассмотрим это на примере. Находясь на дружеской вечеринке, вы избегаете разговоров с Джоном, довольно занудным парнем, которого вы в действительности недолюбливаете. Вместо этого вы тянетесь к Майку, довольно дружелюбному человеку, который умеет рассказывать веселые истории. Вы продолжаете общаться с Майком, пока не замечаете, что в компании появился ваш лучший друг Сет. Увидев его, вы извиняетесь и идете поговорить с Сетом. Наиболее простой стандарт для оценки взаимоотношения — это то, является ли оно для вас выгодным или затратным. В нашем примере общение с Джоном имело негативные последствия, а общение с Майком и Сетом — вознаграждающее.

Помимо оценки того, являются ли взаимоотношения выгодными, мы также формируем сравнительные суждения, оценивая эти взаимоотношения в сравнении с какими-либо другими. Наиболее важными являются два стандарта сравнения (Thibaut, Kelley, 1959). Первый из них — это уровень сравнения. Он касается качества последствий, которого, по мнению конкретного человека, он заслуживает.

Наш уровень сравнения формируется на основе прошлого опыта взаимоотношений. Например, вы можете оценить, уступают ли ваши нынешние любовные взаимоотношения прошлым. Или вы можете сравнить вашего нового босса с прежними начальниками. Вы также можете сравнить свои нынешние взаимоотношения с теми, которые вы видели в фильмах, о которых слышали от друзей или читали в популярных книгах по психологии. Уровень сравнения отражает наше личное представление в том, как должны выглядеть устраивающие нас взаимоотношения.

Второй важный стандарт — уровень сравнения для альтернатив, подразумевающий оценку того, насколько имеющиеся взаимоотношения сравнимы с другими взаимоотношениями, которые нам доступны в настоящее время. Лучше или хуже ваш любовный партнер других людей, с которыми вы могли бы встречаться, если бы того захотели? Лучше или хуже ваш нынешний босс других людей, с которыми вы могли бы успешно работать в настоящей сложившейся в вашей жизни ситуации? Если ваши взаимоотношения представляются наилучшими из тех, на которые вы могли бы рассчитывать, вы можете продолжать их развивать, даже если реальные выгоды от них не слишком велики. С другой стороны, даже если взаимоотношения оказываются для вас выгодными в абсолютных терминах, вы можете их разорвать при возникновении более подходящей альтернативы.

Координация последствий

Проблема любых взаимоотношений состоит в такой координации совместной деятельности, которая бы позволяла максимизировать выгоды для обоих партнеров . Рассмотрим проблемы координации на примере двух незнакомых людей, которые находятся рядом в самолете, выполняющем длительный авиарейс. Карл приходит первым, занимает всю верхнюю полку своим ручным багажом и захватывает средний подлокотник. Довольно общительный Карл надеется провести путешествие в приятной беседе с человеком, который займет соседнее место. Его соседка Кэти, в свою очередь, прихватила с собой кое-какую работу и рассчитывает провести эту поездку, погрузившись в чтение. Обнаружив верхнюю полку для ручной клади полностью занятой, она испытывает досаду и не без труда находит другое место, куда можно втиснуть свои вещи. В ходе небольшого обмена любезностями Кэти дает понять, что не желает ввязываться в долгий разговор, и заскучавший Карл начинает рассеянно листать журнал. Спустя некоторое время Карл опускает оконный фильтр и пытается вздремнуть. Это снова вызывает досаду у Кэти, которая собиралась увидеть Большой Каньон. Со стороны заснувшего Карла начинает доноситься храп. Вконец расстроенная, Кэти встает с кресла в надежде найти себе другое свободное место. В этом примере несогласованные действия партнеров побуждают одного из них отказаться от продолжения каких-либо взаимодействий.
Когда друзья получают удовольствие от одних и тех же занятий, им просто координировать свои взаимодействия. Говоря техническим языком, они обладают согласующимися последствиями - то, что вознаграждает одного, служит вознаграждением и для другого
Насколько легко или трудно двум людям координировать последствия взаимоотношений — зависит от количества имеющихся у них общих интересов и целей. Когда партнеры ценят одни и те вещи и им нравится заниматься теми же самыми делами, у них возникает сравнительно мало проблем в координации (Surrа, Longstreth, 1990). В таких случаях говорят, что они имеют согласующиеся последствия , поскольку последствия их взаимодействий совпадают — то, что хорошо для одного, хорошо и для другого, и то, что плохо для одного, плохо и для другого (Thibaut, Kelley, 1959). В целом партнеры со сходным жизненным опытом и установками испытывают меньше проблем в координации и поэтому могут с большей легкостью устанавливать взаимовыгодные отношения. Когда партнеры имеют разные предпочтения и ценности, они имеют несогласующиеся последствия, в результате чего чаще переживают конфликты интересов и проблемы в координации .

Конечно, даже хорошо подобранные партнеры время от времени переживают конфликты интересов. Когда это случается, партнерам приходится искать компромисс. Рассмотрим в качестве иллюстрации молодую супружескую пару, решающую, как потратить возвращенную им часть суммы подоходного налога. Жена хочет купить новый диван; муж хочет купить новый телевизор. Однако эта пара располагает ограниченным количеством денег и не может позволить себе купить и диван, и телевизор; следовательно, супруги должны скоординировать использование средств и разрешить конфликтную ситуацию. Одно из наиболее простых решений состоит в том, чтобы выбрать альтернативу, приемлемую для обоих партнеров. Например, молодая пара могла бы согласиться потратить деньги на путешествие — поначалу никем не выбранное, однако привлекательное для обоих решение. Другая возможность заключается в установлении порядка очередности приобретений, например покупки дивана в этом году и телевизора в следующем.

Улаживание конфликтов интересов путем переговоров и поисков компромисса в лучшем случае отнимает массу времени, а в худшем случае превращается в источник споров и негативных эмоций. Поэтому со временем партнеры зачастую вырабатывают правила, или социальные нормы, позволяющие им координировать свое поведение. Вероятно, ни одному из супругов не нравится выносить мусор или оплачивать счета, однако они могут согласиться на том, что он будет делать одно, если она будет делать другое. Наличие общих норм снижает необходимость в продолжительных переговорах с целью достижения координированного поведения партнеров.

Социальные роли это набор правил, определяющих, как люди должны себя вести в определенном типе взаимодействий или взаимоотношений. Роли обеспечивают решения некоторых из проблем координации, с которыми могут сталкиваться люди. Во многих типах взаимоотношений культурные правила предписывают определенные координируемые способы поведения. Обычно работник довольно четко понимает, что ему надлежит делать на рабочем месте, наниматель прекрасно представляет себе свои обязанности, и оба осознают, как они должны между собой взаимодействовать. Адвокаты и их секретари не ведут переговоров о том, кто будет составлять юридические документы, а кто будет их печатать, или о том, кто будет отвечать на телефонные звонки, а кто посещать судебные заседания.

Когда индивиды действуют на основе существующих культурных правил, они вовлекаются в процесс выбора роли (Turner, 1962). По мере приобретения жизненного опыта мы знакомимся со множеством социальных ролей, которые управляют нашими взаимодействиями с другими людьми. Мы можем противопоставить этот процесс выбора роли, в котором люди научаются или подчиняются культурным ролям, процессу создания роли, в котором люди вырабатывают свои собственные коллективные нормы социального взаимодействия. Во многих социальных ситуациях люди импровизируют и создают свои собственные решения проблем взаимозависимости. Например, когда двое приятелей решают снять квартиру, им нужно договориться о том, кто, что, когда и как будет делать. На кого ляжет обязанность оплачивать счета? Кто будет контактировать и договариваться с хозяином квартиры? Каковы будут правила в отношении поздних гостей? Многие типы социальных взаимодействий представляют собой смесь из выбора роли и создания роли. Когда социальные ориентиры нечетко определены или находятся в процессе изменения, индивиды получают больше свободы для действий, однако они должны также прикладывать и больше усилий для успешной координации взаимодействий.

Справедливый обмен

Люди испытывают наибольшее удовлетворение, когда воспринимают свои социальные отношения как справедливые. Нам не нравится, когда нас эксплуатируют, обычно нам также не нравится эксплуатировать других. Мы используем различные правила для определения того, являются наши взаимоотношения справедливыми или нет (Clark, Chrisman, 1994).

Рассмотрим ситуацию двух мальчиков-подростков, пытающихся решить, как им поделить пиццу. Они могут согласиться «поделить поровну», используя правило равенства (equality rule), в соответствии с которым каждый должен получать равные последствия. Люди склонны чаще прибегать к принципу равенства, когда взаимодействуют с друзьями, чем при общении с незнакомыми людьми (Austin, 1980). Дети чаще, чем взрослые, используют принцип равенства, вероятно потому, что это наиболее простое правило. Мальчики могут также воспользоваться принципом «каждому по потребностям», в основе которого лежит идея о необходимости учета относительных потребностей (relative needs) каждого человека. Согласно этому правилу, один мальчик может получить больший кусок пиццы, если он больше голоден или если он давно не пробовал пиццы. Этот принцип используют родители, когда решают потратить гораздо больше денег на ребенка, которому требуются ортодонтические скобки, чем на другого ребенка, у которого красивые и правильные зубы. Родители ставят медицинские и стоматологические расходы в зависимость от потребностей каждого ребенка.

Научиться делиться с друзьями - это важный шаг в понимании принципов справедливости в социальных отношениях

Третьим правилом является справедливость (equity ), или справедливое распределение. Оно опирается на представление о том, что доходы человека должны быть пропорциональны его вкладам (Deutsch, 1985; Hatfield, Traupmann, Spre- cher, Utne & Hay, 1985). Таким образом, мальчик, внесший большую часть денег при покупке пиццы или приложивший больше усилий в ее приготовлении, имеет право на большую порцию. С этой точки зрения справедливость существует тогда, когда два или более человека имеют равное соотношение последствий и вкладов.

Говоря профессиональным языком:

Теория справедливости

Теория справедливости, являющаяся ответвлением теории социального обмена, опирается на четыре основных допущения:

  1. Участвующие во взаимоотношениях люди пытаются максимизировать: свои выгоды.
  2. Пары и группы могут максимизировать свои коллективные вознаграждения, вырабатывая правила или нормы в отношении способов справедливого распределения вознаграждений среди всех заинтересованных участников.
  3. Когда индивиды замечают нарушения справедливости во взаимоотношениях, они испытывают напряжение. Чем больше воспринимаемая несправедливость, тем выше переживаемое напряжение.
  4. Индивиды, замечающие нарушения справедливости во взаимоотношениях, будут предпринимать шаги по восстановлению справедливости.

Исследования подтвердили ряд специфических прогнозов, вытекающих из теории справедливости (Hatfield et al.). В частности, было показано, что когда взаимоотношения оказывались несправедливыми, напряжение испытывали оба партнера. То, что лишенный заслуженного им вознаграждения (эксплуатируемый) человек испытывает напряжение, по-видимому, не противоречит здравому смыслу. Однако исследования показывают, что получивший незаслуженное вознаграждение человек также может испытывать напряжение, возможно, вследствие возникающего у него чувства вины или дискомфорта, вызванного нарушением баланса.

Существуют также свидетельства того (Hatfield et al.), что люди, замечая нарушения справедливости во взаимоотношениях, пытаются ее восстановить. Они могут добиваться этого двумя способами. Первый подход заключается в восстановлении реальной справедливости. Например, соседка по комнате могла бы признать, что она до сих пор не выполняла свою долю обязанностей по поддержанию в ней порядка, и в качестве компенсации приложить соответствующие дополнительные усилия. Второй подход предполагает использование когнитивных стратегий, которые изменяют восприятие нарушенного баланса, восстанавливая, таким образом, психологическую справедливость. Соседка по комнате могла бы исказить реальное положение вещей и прийти к выводу, что она в действительности выполняла равную долю обязанностей, уклоняясь, таким образом, от необходимости менять свое поведение. Будут ли люди обращаться к восстановлению реальной или психологической справедливости, зависит от соотношения выгод и затрат, которые они связывают с каждой конкретной стратегией. Наконец, при невозможности восстановить справедливость каким-либо из этих двух способов человек может попытаться прекратить взаимоотношения.

Большая часть данных, касающихся исследования феномена справедливости, была получена в ходе проводившихся ранее лабораторных исследований незнакомых людей, которые взаимодействовали в течение непродолжительных периодов времени; более современные исследования сфокусировались на изучении справедливости в близких взаимоотношениях (Sprecher, Schwartz, 1994). Ощущение справедливости влияет на удовлетворенность любовными и супружескими отношениями; недостаточно вознаграждаемые партнеры в целом сообщают о более низкой удовлетворенности. Исследование женатых и совместно проживающих пар показало, что сообщавшие о меньшей справедливости индивиды чувствовали себя менее счастливыми в своих взаимоотношениях, а негативные последствия влияния несправедливости на удовлетворенность сохранялись по прошествии одного года (Van Yperen, Buunk, 1990). Вопросы справедливости могут играть наибольшую роль на начальной стадии взаимоотношений. В ходе лонгитюдного исследования было обнаружено, что справедливость оказывается фактором удовлетворенности в начале добрачных взаимоотношений, но не несколько месяцев спустя. С течением времени индивиды могут приобрести убеждение в добрых намерениях своего партнера и не уделять столь пристального внимания характеру обменов.

Существуют, по-видимому, также индивидуальные различия во влиянии справедливости на удовлетворенность взаимоотношениями. На индивидов, получающих высокие оценки при измерениях общей обеспокоенности справедливостью во взаимоотношениях, несправедливость может оказывать более негативное влияние, чем на других людей. Кроме того, женщины с феминистскими и нетрадиционными аттитюдами к половым ролям могут оказываться особенно чувствительными к проблемам справедливости и поэтому испытывать большую, в сравнении с другими женщинами или мужчинами, неудовлетворенность при наличии, по их мнению, несправедливых взаимоотношений.

Наконец, в исследованиях в целом обнаружилось, что справедливость оказывается менее важной для счастья в близких взаимоотношениях в сравнении с тем абсолютным уровнем вознаграждений, которые получает человек в процессе этих взаимоотношений. Удовлетворенность оказывается наиболее высокой, когда люди полагают, что получают много вознаграждений, независимо от того, воспринимают они распределение вознаграждений совершенно справедливым или нет (Surra, 1990). Если вы думаете, что получаете от взаимоотношений очень много, вы будете ощущать себя счастливым, даже если вам кажется, что вы получаете немного меньше, чем этого заслуживаете. Более того, в наших самых близких взаимоотношениях мы можем выходить за пределы существующих строгих принципов справедливости и социального обмена.

За пределами обмена

Принципы социального обмена помогают нам понять множество различных видов взаимоотношений. Большинство людей признают идею, что обмен влияет на случайные взаимоотношения, однако они могут не согласиться с тем, что факторы обмена определяют также наши самые интимные взаимоотношения. Абсолютно неромантично полагать, как это однажды сделал социолог Эрвин Гоффман (Goffman, 1952), что «предложение руки в нашем обществе все больше связано с размышлениями, в ходе которых мужчина взвешивает свои социальные достоинства и приходит к заключению, что достоинства противоположной стороны не настолько превосходят его собственные, чтобы послужить препятствием союзу или удачному партнерству» .

Социальный психолог Зик Рубин (Rubin, 1973) выразил распространенное отношение к теории обмена следующим образом.

Представления о том, что люди являются «предметами потребления», а социальные взаимоотношения — «сделками», несомненно, заставят содрогнуться многих читателей. Теория обмена постулирует, что человеческие отношения базируются изначально и прежде всего на своекорыстии. А раз так, кажется естественным рассматривать дружбу как мотивирующуюся лишь тем, что один человек может получить от другого, и трактовать любовь как изощренное «поигрывание мускулами»... Но, несмотря на то что нам хотелось бы полагать иное, мы не должны закрывать глаза на тот факт, что наше отношение к другим людям определяется по большей части нашими оценками тех вознаграждений, которыми они одаривают нас (р. 82).

Может оказаться полезным напомнить, что хотя теория обмена и заимствует терминологию из экономики, подразумеваемые вознаграждения и затраты зачастую являются личными и уникальными: очаровательная улыбка и дележ секретами есть в такой же мере часть теории обмена, как престижные автомобили и дорогие подарки.

Возможно, вы заметили, что вопросы обмена играют более важную роль в одних взаимоотношениях в сравнении с другими. К примеру, вы могли бы легко уступить просьбе вашего коллеги и поменяться рабочими сменами на эту неделю, но, как само собой разумеющееся, вы ожидаете, что он сделает то же самое для вас на следующей неделе. В отличие от этого, вы и ваш лучший друг можете оказать друг другу немало услуг и при необходимости прийти на помощь безо всякой мысли о какой-либо фиксации всего того, что вы отдали и получили взамен.

Дабы учесть эти соображения, Кларк и Миллз (Clark, Mills, 1979) проводят различие между двумя типами отношений: отношениями обмена и общинными отношениями. И в тех и в других функционируют процессы обмена, однако правила, регулирующие взаимное предоставление услуг, значительно различаются. В отношениях обмена (exchangerelationships) люди оказывают услуги, рассчитывая на предоставление в недалеком будущем сопоставимых ответных услуг. Отношения обмена чаще всего возникают с чужими людьми, случайными знакомыми и в деловых отношениях. В отношениях обмена люди не чувствуют какой-то особой ответственности за благополучие другого человека. В отличие от этого в общинных отношениях (communalrelationships ) люди чувствуют личную ответственность за потребности другого. Общинные отношения обычно возникают между членами семьи, друзьями и любовными партнерами. В этих взаимоотношениях люди оказывают партнеру услуги, чтобы показать свою заботу о нем и отреагировать на его нужды, не рассчитывая на получение в ближайшем будущем аналогичных ответных услуг.

Кларк и Миллс (Clark, Mills, 1994) разработали программу исследований для выявления различий между этими двумя ориентациями во взаимоотношениях. Вот некоторые из полученных ими результатов: в общинных взаимоотношениях, в сравнении с взаимоотношениями обмена, люди уделяют больше внимания потребностям партнера (Clark, Mills & Powell, 1986). Находящиеся в общинных взаимоотношениях партнеры предпочитают общаться на эмоциональные темы, например делиться радостями и горестями; находящиеся во взаимоотношениях обмена партнеры предпочитают обсуждать неэмоциональные темы, вроде любимого ресторана или садоводства (Clark, Taraban, 1991). Человек воспринимается более альтруистическим, когда предлагает помощь знакомому (слабые общинные взаимоотношения, не предполагающие необходимости близкого участия), а не только близкому другу (сильные общинные взаимоотношения, как правило, предполагающие близкое участие). Сходным образом, человек воспринимается более эгоистичным, если не предлагает помощи близкому другу, а не только знакомому (Mills, Clark & Mehta, 1992).

Инструкция: Пожалуйста, обведите кружком изображение, которое лучше всего описывает ваши взаимоотношения.
Рис.3 Шкала включения другого в собственное «Я».

Для обозначения системы отношений используют различные понятия: «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. В одном случае они употребляются как синонимы, в другом - резко противопоставляются друг другу. На самом деле, несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой.

Социальные отношения - это отношения между или их членами. Несколько иной пласт отношений характеризует понятие «общественные отношения», под которыми понимают многообразные связи, возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.Отношения классифицируют по следующим основаниям: -с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные);
- по объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали);
- по сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные);
- с позиции регламентированности (официальные, неофициальные);
- исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.).

Кроме понятия «общественные отношения», в науке широко используется и понятие «человеческие отношения». Оно, как правило, применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира, не исключая и отношение к самому себе. Социальные отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т. д.

Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.). Это множество предопределяется разнообразием функционально-производственных связей человека, которые задаются нормативами профессионально-трудовой деятельности и в то же время возникают стихийно по мере необходимости решения новых проблем.

Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя. Экономические отношения вплетены в производственные через (рабочей силы) и создание потребительских товаров. В этом контексте человеку свойственны роли хозяина и владельца средств производства и произведенной продукции, а также роль рабочей силы, которую нанимают.

Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными. Первые возникают в результате чрезмерного вмешательства государства в экономику. Вторые образуются за счет либерализации, свободы экономических отношений. Однако степень их свободы бывает разной - от полной до частично регулируемой. Основной признак нормальных экономических отношений - саморегулируемость за счет , соотношения . Но это не значит, что государство вообще устраняется от контроля за экономическими отношениями. Оно взимает налоги, контролирует источники доходов и пр.

Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. В конечном счете правовые отношения обеспечивают или не обеспечивают эффективное выполнение роли социально активного человека. Законодательное несовершенство компенсируется неписаными правилами поведения человека в реальных сообществах людей. Эти правила несут на себе огромную нравственную нагрузку.

Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей. В проявлении нравственных отношений много культурно-исторических условностей, идущих от образа жизни общества. В центре этих отношений находится человек, который рассматривается как самоценность. По проявлению нравственных отношений-человек определяется как «хороший-плохой», «добрый-злой», «справедливый-несправедливый» и т. п.

Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о таинствах его души, идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия, осмысления своих связей с космосом, объяснения таинственных явлений, которые не поддаются естественнонаучному анализу. В этих отношениях преобладают иррациональные начала психического отражения действительности, основанные на чувствах, интуиции и вере.

Идея Бога позволяет соединить разрозненные и смутные предчувствия случайных и закономерных событий жизни человека в целостный образ земного и небесного бытия человека. Различия в религиях - это прежде всего различия в этнокультурологических концепциях божества как хранителя души человека. Эти различия проявляются в житейском, культовом и храмовом религиозном поведении (ритуалах, обрядах, обычаях и т.п.). Если в принятии идеи Бога все верующие едины, то в ритуальной части богослужения и приближении к Богу они могут стать фанатически непримиримыми друг другу. Религиозные отношения воплощаются в ролях верующего или неверующего. В зависимости от вероисповедания человек может быть православным, католиком, протестантом, магометанином и т.д.

Политические отношения концентрируются вокруг проблемы . Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен. Власть, предназначенная для организации общественных отношений, реализуется в виде лидерских функций в сообществах людей. Ее абсолютизация, как и полное отсутствие, вредна для жизнеобеспечения сообществ. Гармония властных отношений может быть достигнута путем раз- деления властей - законодательной, исполнительной и судебной. Политические отношения в этом случае должны приобретать характер демократического процесса, в котором задача властных структур и лидеров заключается в поддержании баланса прав на свободу каждого члена общества. Этнические отношения возникают из различий сходства образа жизни локальных групп населения, имеющих общее антропологическое (родоплеменное) и географическое происхождение. Различия между этносами являются естественно-психологическими, так как в образе жизни этноса закреплен уклад общественных отношений, способствующих оптимальной адаптации человека к конкретной природной (географической и социальной) среде. Этот уклад естественно вытекает из особенностей воспроизводства жизни в конкретных условиях. Соответствующий образ жизни этноса закрепляется в стереотипах поведения и деятельности, в языке, ритуалах, традициях, обычаях, праздниках и в других культурологических формах общественного бытия.

Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью. То, что для одного человека может быть привлекательным, для другого - нет. Эталоны эстетической привлекательности имеют психобиологическую основу, которая связана с субъективной стороной человеческого сознания. Они обретают постоянство в этно-психологических формах поведения, подвергаясь культурологической обработке через различные виды искусства и закрепляясь в социально-исторических стереотипах человеческих отношений.

В психологии уже много десятилетий идет разработка категории отношений в специфическом для этой науки ключе. Но объективности ради следует отметить, что иные психологические школы относились настороженно к попыткам создать теорию человеческих отношений. Однако такой подход явно неоправдан, поскольку названная теория несет в себе сильнейшее гуманистическое начало. Основателем теории человеческих отношений на Западе считается Э. Мэйо, хотя в России одновременно с ним о необходимости разработки теории отношений в психологии писали В.М. , А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев.

Понятие «человеческие отношения» является более широким по сравнению со всеми остальными, обозначающими те или иные отношения. Какое содержание необходимо вкладывать в категорию отношений?

Отвлечемся от многих сторон бытия, с которыми связан каждый человек и к которым у него есть свое отношение, и остановимся лишь на его отношениях с различными общностями, членом которых он является, а также на его отношениях с теми или иными людьми. В этом случае можно выявить, что отношение, во-первых, предполагает актуализацию знания в образнопонятийной форме об общности или о личности у тех, кто вступает во взаимодействие; вовторых, оно всегда несет в себе тот или иной эмоциональный отклик взаимодействующих индивидов (общностей) на общность или личность; в-третьих, одновременно актуализирует определенное обращение с ними. Затем, если далее объективировать «психологическую изнанку» каждого из отношений, в систему которых включен человек, можно увидеть цель, которую преследует личность, вступая во взаимодействия с общностями и отдельными людьми, обязательно потребности, которые непосредственно влияют на характер ее отношений. У каждой личности обычно бывают разные отношения с какой-то общностью и даже с отдельным человеком, который входит в ближайшее или более отдаленное окружение. В отношениях одного человека с другим обнаруживается характерный признак - наличие положительной или отрицательной эмоциональной реакции на другого человека. Эта реакция может быть и нейтрально равнодушной или противоречивой. Естественно, что одни отношения в силу своего характера могут нести конструктивное начало и «работать» на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие личности, а действие других отношений может иметь для нее деструктивный результат. В этом смысле для личности особенно важны отношения с субъективно значимыми для нее людьми. Именно они сильнее всего влияют на восприятие личностью окружающего и толкают ее к нестандартным поступкам.

Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление степени соответствия характера отношения и формы его выражения в поведении человека, или, как говорил В.Н. Мясищев, в обращении человека с человеком. Формируясь как личность в конкретной социальной среде, человек усваивает и характерный для этой среды «язык» выражения отношений. Не останавливаясь на особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, следует отметить, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах этот «язык» может иметь свою весьма определенную специфику.

Глубоко интеллигентный человек выражает свое недовольство по отношению к другому человеку в корректной, не унижающей достоинство последнего форме. У плохо воспитанного, грубого человека форма выражения такого недовольства совсем иная. Даже проявление радости у представителей одной социальной подгруппы различается в зависимости от присущих им разных . Естественно, для того чтобы при общении с другим человеком адекватно воспринимать и понимать его отношение, надо проявлять весьма тонкую наблюдательность, в том числе и к форме выражения этого отношения. Разумеется, сказанным не утверждается, что отношение передается лишь с помощью речи и голоса. В живом, непосредственном общении участвуют и мимика, и пантомимика. И наконец, формой выражения отношения могут быть действие и поступок.

Вместе с тем существуют не только индивидуальные формы выражения одного и того же отношения. В жизни имеют место случаи, когда человек в общении искусно имитирует какое-то иное отношение, которого у него фактически нет. И такой человек необязательно является лицемером. Чаще всего при общении истинное отношение скрывается, а имитируется другое отношение, если человек хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле, в глазах тех, чьим мнением он дорожит. Мы завидуем более преуспевающему коллеге, а делаем вид, что радуемся его успехам. Нам не нравится стиль руководства начальника, а мы не только ему не перечим, но и вслух одобряем его деяния. В жизни есть расхожая фраза: «Не портить отношения!», смыслу которой как раз и соответствуют приведенные примеры. Конечно, в подобных случаях люди вступают в сделку со своей совестью. Нравственная цена этой сделки тем выше, чем серьезнее общественные последствия нашего двуличия. Сказанное вовсе не означает, что никогда и ни при каких жизненных обстоятельствах нельзя скрывать своего истинного отношения к чему-то или комуто. Так, в работе врача, следователя, разведчика, тренера порой возникают ситуации, когда без маскировки переживаемого отношения невозможно решить свои профессиональные задачи.

Детальное описание других видов социальных отношений, которые не стали предметом рассмотрения в данном учебном пособии, содержится в книге Д. Майерса «Социальная психология».

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, если у него сформированы психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения: способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии. Неприязнь или симпатия, испытываемые участниками общения, сказываются на его непринужденности и искренности, на степени легкости выработки единого мнения, на тех психологических последствиях, с которыми каждый из участников «выходит» из состоявшегося общения. Психологический механизм действия отношения на разворачивающийся процесс общения понятен: неприязненное отношение делает личность слепой к достоинствам партнера по общению и подталкивает ее к недооцениванию позитивных шагов с его стороны, направленных на успешный итог общения. Точно так же неприязненное отношение провоцирует личность на поведение, которое не ведет к углублению взаимопонимания общающихся, к установлению подлинного сотрудничества между ними.

Если отношения участников общения, так сказать, асимметричны, например, один из общающихся проявляет к другому пылкую любовь, а последний испытывает к нему неприязнь и даже, может быть, ненависть - нормального межличностного общения не произойдет. Чаще всего со стороны одного из общающихся будет стремление к подлинному межличностному взаимодействию, а со стороны другого - либо общение на формальном уровне, либо попытки «поставить партнера по общению на место», либо откровенное избегание общения.

Итак, мы рассмотрели , субъектами которого выступали отдельные личности. Однако в повседневной жизни помимо общения человека с реальными партнерами имеет место общение с самим собой. Такое общение «в уме» называют пролонгированным. Индивид может мысленно продолжать разговор с человеком, с которым недавно общался, особенно если они вели спор и некоторые аргументы пришли ему на ум позже.

Во внутреннем, умственном, плане происходит и предобщение человека: он может заранее обдумывать предстоящий разговор, предполагать возможные аргументы и контраргументы участников общения. Как правило, продумывается тактика разговора, предполагающая ориентировку в содержании общения, в возможных типах контактов, пространственно-временной организации общения (размещении участников, времени начала общения и т. п.).

Продумывание «в уме» тактики общения предполагает наличие у человека образа партера (партнеров) по взаимодействию и прежде всего предвосхищение того, кто будет стремиться доминировать в общении или занимать подчиненную позицию, а кто расположен к равноправному общению, к сотрудничеству и взаимопониманию. Исходя из изложенного о пролонгированном общении и предобщении, можно говорить об общении с представляемым партнером, воображаемым собеседником. В отличие от общения, происходящего в воображении писателей, здесь имеет место представление образа реально существующего человека, который в данный момент отсутствует. Такой вид общения чрезвычайно важен для развития личности и формирования ее самосознания. Это могут быть общение со своим вторым «Я» или внутренняя речь, являющаяся ретрорефлексией, т. е. анализом совершенных действий, поступков, критическая их оценка в настоящий период.

Разновидностью общения с самим собой может быть крайний вариант эгоцентрической речи. В этом случае общение может протекать с реальным человеком или конкретными людьми, но личность настолько увлекается произнесением речи, своими высказываниями, что забывает о партнерах и продолжает говорить «бесконечно», хотя слушателям это явно надоело и они перестали слушать.

Здесь общение носит явно односторонний характер. В этом параграфе даны самые общие характеристики общения и отношения, которые далее будут освещены в новом ракурсе и более конкретно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.