Индийские краски холи. Праздник холи в индии

Весна всегда несет буйство красок и радости. В каждой стране её приход отмечают по-разному, но самое яркое пиршество в мире устраивают индусы.

Самый яркий праздник в мире

Праздник красок Холи, история которого таит в себе много загадок и красивых легенд, всегда сопровождается обсыпанием яркими красками или обливанием подкрашенной водой друг друга всеми участниками торжества. Это день добра и мира, поэтому он не является исконно индуистским праздником и отмечается также в других странах.

Как известно, весна – это пора обострения различных болезней и в частности , что является особенно серьезной проблемой для стран Азии. Но индусы нашли выход - краски для фестиваля изготавливаются из лекарственных растений, препятствующих распространению вирусов, хотя сегодня все больше используются искусственные безопасные аналоги.

Празднуют Холи в конце - начале марта на протяжении двух дней. Как правило, в эти дни на небе полная луна. Одно из главных мероприятий – сожжение чучела. В этот день также устраивают хождение по углям и самое главное праздничное действие – шествие, во время которого все обсыпают друг друга разноцветными красками. Ещё один атрибут праздника – специальный напиток «тандай», который содержит небольшое количество марихуаны.

Легенды

Фестиваль красок Холи имеет несколько историй возникновения. Одна из легенд рассказывает о злой богине Холике, которая решила убить Вишу – бога хранителя мироздания. Она убедила его сделать самопожертвование во имя добра, предложив вместе сгореть на костре, в то время как сама злая владычица обладала даром, который защищал её от пламени. И тем не менее, по легенде, Вишу был спасен, а Холика сгорела на костре. С тех самых пор в этот праздник делают её чучело и сжигают.

Также историю праздника красок Холи в Индии связывают с легендами о Кришне. А традицию празднования ассоциируют с играми Кришны и гопи (девушек-пастушек – предвестниц весны).

Индия подарила миру, пожалуй, самый яркий праздник в мире, имя которому Холи – один из старейших праздников, он упоминается даже в древних санскритских текстах и детально описывается в Ведах, в Нарада Пуране, в Бхавишйа Пуране, Джаймини Миманса. О его проведении свидетельствует также и надпись на камне, сделанная 300 лет до н.э.

Считается, что в древности это был один из специальных ритуалов, во время которого замужние женщины поклонялись полной луне для привлечения счастья и благополучия в свои семьи.

Празднование Холи символизирует собой приход весны и начало нового года.

Праздник Холи отмечается ранней весной, в конце февраля – начале марта: начинается в день полнолуния (последний день) в месяце пхалгун (февраль – март), продолжается на следующий день – первый день месяца чайтр (март – апрель). Бенгальский Новый год по индуистскому календарю. Как и многие древние народы, приверженцы этой религии встречают его весной, когда пробуждается природа. И праздник Холи посвящается наступлению весны, наполненной солнечным светом и расцветающей природой. В 2015 году праздник Холи в Индии проходил 6 марта, в 2016г. это произойдет 23 марта.

Праздник Холи посвящается божествам и силам плодородия очень популярен не только в Индии, Непале, Шри-Ланке, Бангладеш (где известен, как Дольятра или Бошонто Утшоб (букв. «Весенний фестиваль»), а также в странах с большими диаспорами индусов, таких как Суринам, Гайана, Южная Африка, Тринидад, Великобритания, США, Маврикий и Фиджи.

Последнее время этот праздник набирает большую популярность и в странах бывшего Советского Союза: Белоруссии, Украине, России. Проводят его в летнее время, так как наши природные особенности не позволяют проводить его весной, и называется он Фестиваль красок Холи.


Этим летом впервые в Мариупольской ятре будет праздноваться этот чудесный, весёлый, красочный праздник, который, в первую очередь, будет устраиваться для наших Божеств.

Мы надеемся, что Фестиваль красок Холи станет нашим самым любимым летним фестивалем!!!

История праздника Холи

Откуда взялась эта дата, кто и когда впервые отметил ее - теперь уже проследить не удается: разветвленные корни традиции уходят в глубину веков.

Как многолика, ярка и загадочна Индия, так же многолик и Холи . В каждой области он «оформляется» по-особому. Пышнее всего праздник проходит, пожалуй, на северо-западе, а скромнее всего - на юге. И даже на вопрос о том, какому из множества богов прежде всего посвящен Холи , каждый район страны дает свой ответ.

Возникновению праздника предшествовало несколько легенд, которые на протяжении сотен лет переходили из поколения в поколение.

По одной из легенд, Вишну дал четырём сословиям общества четыре праздника - по одному на каждое. Холи достался - шудрам, то есть земледельцам, рабочим, слугам. Однако именно Холи стал самым популярным праздником у представителей всех сословий и почти у всех народов, населяющих Индостан; не случайно популярна поговорка: «Саван пурнима – праздник брахманов, Дашера – день раджпутов, Дивали – вайшьев, Холи – для простонародья». Действительно, Холи в отличие о многих других торжеств, имеющих общественные или религиозные ограничения, рассматривается, как общенародный праздник, для которого не существует каких-либо границ и препятствий. Так как в этот день не проводится специальной службы (пуджа) в храме или перед домашним алтарем, то неиндусам легче присоединиться к празднованию, которое широко отмечается и сикхами, и мусульманами и даже иностранцами. Во время Холи, говорят индийцы, даже враги становятся друзьями.

Легенда о Холике

По одной из легенд, название Холи произошло от имени демоницы Холики. Прахлада - сын злого царя Хираньякашипу, поклонялся Вишну, и ничто не могло разубедить его в этом. Тогда сестра царя демоница Холика, которая, как считалось, не горит в огне, уговорила Прахладу взойти на костер во имя Бога. К всеобщему изумлению, Холика сгорела, а Прахлада, спасенный Вишну, вышел невредимым.


В память об этих событиях накануне праздника Холи сжигают чучело злой Холики, олицетворяющей зло и зимний холод. Её чучело делают из соломы, в костер также обязательно добавляют солому - это напоминает о собранном урожае и о начале нового сельскохозяйственного цикла. На юге Индии иногда вместо чучела Холики на праздничном костре сжигали особое украшенное дерево, причем разные селения или сословия состязались за овладение висящими на нем предметами. Этот день называется «Пуно», когда изображения Холики сжигаются в соответствии с легендой о Прахладе и его преданности Богу Вишну. В индийских деревнях вечером жгут большие костры, жители собираются вместе у огня, насыщая воздух народными песнями и танцами. Славяне порадуются, узнав масленичные гуляния.

За несколько дней (примерно за две недели) до начала праздника на северо-восточном конце деревни, на перекресте дорог, устанавливают остов – основа для будущего костра. Чаще всего им становится ствол акации бабул, так как это дерево считается у индуистов одним из самых нечистых из-за млечного сока, который оно выделяет. Его установкой занимаются представители средней сословия(в некоторых случаях – портные) под руководством деревенского жреца, который совершает обряды – жертвуются рис, бетелевый орех, монеты, корни куркумы, закладываемые в основание ствола. Это символическое дерево украшается некручеными нитями красного и желтого цвета. Уже за несколько недель до празднования Холи

В день зажжения костра многие жители деревни с помощью цирюльника наи или самостоятельно делают себе масляный массаж, используя специальную очищающую пасту, приготовленную из молотых горчичных зерен, смешанных с куркумой и небольшим количеством воды. Собранные с себя комочки грязи, они бросают в огонь костра, что символизирует полное очищение от грехов и неприятностей, а также помогает предотвратить кожные болезни.

Розжиг праздничного костра происходит в строго определенное время – благоприятный момент, вычисленный астрологом, – но всегда после десяти часов вечера, а веселье длится далеко за полночь. По старой традиции первым зажигал костер возле своего дворца раджа, и уже оттуда огонь разносился по простым жилищам. Эта часть празднования редко происходит чинно и строго, везде исполняются народные песни и танцы, считаются нормальными шутки, смех, жестикуляция, обмен колкостями, свист, улюлюканье.

Когда костер разгорается, люди обходят его пять раз, идя друг за другом и стараясь ни в коем случае не наступать друг другу на пятки. По другой примете: в пламени огня нужно обязательно опалить пучок или небольшой сноп только созревших колосьев ячменя или пшеницы (это зерно затем едят дома как освященную пищу – прасад, а растения хранят до следующего года). Дети поджаривают зеленый горошек – грэм, пекут в огне картофель и другие кушанья для угощения на воздухе. Местные знаменитости поют и танцуют, увеселяя публику. В южной части страны в некоторых селах для магического очищения люди прыгали через костер, проходил по горячим углям сгоревшего костра и даже прогоняли по ним скот.

В центр прогоревшего костра помещают палку или зеленое дерево – символ спасенного Прохлада, и, как вариант, символ мирового дерева и нового земледельческого цикла. На следующий день после ритуального сожжения Холики дети посыпают золой пол в доме и всех его жителей; эту же золу также намазывают себе на лоб – на счастье в предстоящем году, эта традиция нашла свое отражение в другом названии праздника Холи – Дхувалд, от корня dhul - «пепел». Кострище может оставаться на своем месте еще несколько дней, а потом золу и угли убирают.

Легенда о Камадеве

Кроме того, праздник Холи связывают с историей о том, как Шива испепелил своим третьим глазом бога любви Камадеву, который пытался вывести его из медитации,нацелил свой лук с пятью цветками-стрелами после чего Камадев остался бестелесным (и с тех пор зовется Анангом). Но по просьбе жены Шивы Парвати и жены Камадевы богини Рати Шива вернул Каме тело на 3 месяца в году. Вот в честь этого возвращения и устраивают Холи. Когда Кама обретает тело, все вокруг расцветает, и счастливые люди празднуют самый веселый праздник любви. Расцвет природы символизируется обливанием подкрашенной водой и цветными порошками, и чем сильнее обсыпан человек порошками и облит водой, тем больше направляется ему хороших пожеланий. И теперь много людей поклоняются Камадеве в дни Холи, принося ему в жертву цветки манго и пасту из сандалового дерева.

История о Радхе и Кришне


Когда Кришна был юношей он все время приставал к своей матери с вопросом, почему его возлюбленная Радха такая светлая кожей, а он темный. Яшоде надоели эти вопросы и она посоветовала ему нанести краску на лицо Радхи. В игре Кришна помазал лицо своей возлюбленной разноцветной краской. Радха и ее подружки – гопи разозлились и бросились на Кришну с палками. Тот убежал от них в свой родной Нандаграм (Нандгаон). Эта игра вошла в традицию, которая до сих пор существует в Барсане и Нандгаоне.

Брызгание красками

Эта игра холи проводится в роще Лалиты на площадке, выстеленной драгоценными каменьями. Пол разрисован изящными узорами из рисовой пасты. По бокам стоят золотые кувшины с красками, такими как мускус, кункума, агуру и сандалом, разведенными на воде. Рядом приготовлены золотые шприцы. Есть особые бомбочки из камфары, кункумы, мускуса и агуру, скреплённые снаружи слоем лака. Всё это благоприятные вещества, и когда их бросаешь в другого, с любовью, он испытывает блаженство. Бомбочки такие нежные, что разлетаются прямо в воздухе, осыпая противника красками. А для снятия усталости рядом приготовлены ещё пан, душистая розовая вода и цветочные гирлянды.

Вринда раздаёт всем белые одежды, гирлянды, пан и украшает их пастой чанданой. Кришна с друзьями на одной стороне площадки, Радха с подружками - на другой. Сладкая атмосфера любви кружит голову. Под флагом Купидона разворачивается захватывающее сражение: Кришна и гопи пускают друг в друга цветные жидкости и стрелы любовных взглядов.

Вскоре на лбах гопи проступают капельки пота. Их волосы приходят в беспорядок, рассыпаясь по плечам, из кос выпадают цветы. Они то брызгают из шприцев, то достают из передников бомбочки и бросают в мальчиков. Чтобы усилить дух любви, гопи поют романтические песни.

Когда Кришна брызгает из шприца, струя через некоторое время разделяется на сотни маленьких струй, потом на миллионы, и на гопи опускается дождик из цветных капель. Иногда бомбочки падают на землю и, взрываясь, обдают облаком ароматной пыли.

Одежды участников развлечения вскоре промокают, и краски прилипают к ним ещё сильнее. Ранее белые одеяния становятся радужными. Некоторые гопи незаметно обходят Кришну сзади и обдают струёй из шприца. Все девочки не могут удержаться от смеха, когда кто-нибудь из гопи, подкравшись сзади, закрывает Ему глаза ладошками. Тут же они окружают Его и забрасывают душистыми красками. Кришна, пользуясь возможностью, обнимает и целует подруг. Особенно легко это Ему удаётся, когда Он вынуждает их зажмуриваться от красок, брошенных им в лицо. Во время всего этого развлечения девочки и мальчики дразнят друг друга и шутят.

Праздник Холи также часто связывают с играми Кришны с пастушками, которые нашли отражения и в земном мире. Заигрывания молодого человека и девушки во время праздника Холи - излюбленная тема для танца. Юноша выманивает девушку, отвлекает ее, она засматривается на что-нибудь, а он в этот момент перемазывает ее цветной пудрой или обливает подкрашенной водой. Девушка обижается, он просит прощения (характерный жест - берется за мочки ушей). Она его прощает и тоже в ответ обливает его цветной водой. Редкая возможность для молодых людей при общей строгости индийских нравов.

Город Вриндаван и соседний с ним Матхура в это время принимает тысячи любителей Холи. Громадные храмовые ступени превращаются в своеобразные места для танцев и веселья, где несколько дней подряд проходит празднование.

Там, где больше почитают Кришну, в частности близ города Матхура в северном штате Уттар-Прадеш, где, как считается, он провел детство и юность, Холи связывают именно с Кришной.


В дни Холи Божества Кришны и Радхи, раскачивают на качелях, отсюда и другое название праздника - Доладжатра («Праздник качелей»). Качание на качелях - не простое развлечение, издревле оно понималось как магическое средство для стимуляции роста растений, в первую очередь посевов. Древние обряды культа плодородия и сейчас воспроизводятся во многих селениях.

Как отмечается праздник красок Холи?

Подготовка к Холи начинается заранее за несколько недель до праздника, еще с полнолуния предыдущего месяца магха (январь - февраль). До первого дня Холи в течение девяти – пятнадцати дней в деревнях проводятся малые торжества (Малый Холи): устраиваются ритуальные игры, выступают с праздничными песнями музыканты (прославляется победа Вишну или оплакивается смерть Камы), идет сбор денег и подготовка материала для большого праздника (например, собираются горючий материал для костра: дрова, хворост, мусор, тряпки для праздничного костра). Особой доблестью считается взять его, не спрашивая на это разрешения. В вечер Холи костры зажигаются, и в них сгорает злая Холика (считается, что огонь помогает прогнать холода и злых духов, которые остались после зимы), а люди продолжают праздновать, бросая в огонь зерна и плоды. Неподалеку выступают местные знаменитости, веселя народ.

« Ц в е т н о й п о р о ш о к »



Празднование длится два дня; одно из названий второй части торжества Рангапанчами («Праздник пяти разноцветных дней ») и Гулал («Цветной порошок »).

Данное наименование прекрасно передает смысл одного из наиболее ярких ритуалов этого торжества: во второй день Холи представители всех сословий, мужчины и женщины, старики и дети, посыпают друг друга цветным порошком – гулал, сделанным из кукурузной муки мелкого помола и окрашенным в красный, зеленый, розовый и желтый цвета (однако в настоящее время также используются и искусственные красители).


Старший член семьи (мужчина) начинает празднование с того, что обсыпает цветным порошком каждого члена семьи. Затем тоже проделывают остальные члены семьи.

В этот день все – не только люди, но и автомобили, и слоны, и священные коровы, и даже собаки, окрашиваются разноцветными красками. Один из главных цветов праздника – красный, который несет в себе остатки древней аграрной магии и солярного культа, а также реликты древних свадебных торжеств.


Очень весело праздник проходит в Махараштре и Гуджарате, где проводится игра под названием «Разбить горшок». Мужчины образуют огромную человеческую пирамиду, и тот, кто на самой ее верхушке, пытается разбить своей головой, высоко подвешенный горшок. Эта игра уходит своими корнями в историю о том, как Кришна, будучи маленьким, воровал масло, из высоко подвешенных горшков, в каждом доступном доме.

В Харьяне праздник носит название Дуланди Холи. В день Холи братья жены – бхабхи, бьют младших братьев мужа – деверей, расплачиваясь с ними таким образом за их проделки и шалости в течение года.


На юге Индии третий день праздника Холи часто ознаменовывался торжественной процессией во главе с «царем»: в прежние времена именно правитель считался ответственным за плодородие полей и процветание своей страны, что нашло отражение в этом обычае.

Считается, что чем обильнее покрывают одежду человека краски, как знаки судьбы, тем больше хороших пожеланий направленно в его адрес и тем больше удачи ему это принесет.



Заканчивается Холи, как правило, неожиданно.

Сразу же после полнолуния, в шестнадцать часов, безудержное празднование идет на спад, улицы начинают пустеть. Довольные, но усталые люди разбредаются по домам, для того чтобы привести себя в порядок. Некоторые из них направляются для смывания красок на реку. На юге люди устремляются к реке, приносят жертвы божествам воды, бросая в волны фрукты и другие подарки, молятся, танцуют и поют. Индийцы облачатся в чистые одежды и отправятся поздравлять своих родных, близких, друзей. Завершить гулянья полагается хорошим ужином или роскошным пиршеством – в зависимости от достатка. Сумасшествие прекращается. Впереди – трудовые будни упорной работы для хорошего урожая. Считается, что если традиции Холи соблюдены, как следует, то живительные муссоны не заставят себя долго ждать. А после них придет и хороший урожай.

На второй день - Дхалунди, праздник весны Холи продолжается походом в гости друг к другу и распитием особенного национального напитка - бханга. Основой напитка являются молочные продукты и сок или листья конопли. Существует много разновидностей бханга: на основе йогурта, молока, специй, миндаля и других добавок.

Трехдневный праздник Холи – это фестиваль хорошего настроения, которым жители Индии встречают наступление весны. В это время забываются кастовые различия, все индийцы становятся равными. Им разрешается вести себя максимально раскрепощенно, совершая самые необычные поступки. Жизнерадостность и радушие жителей Индии, прославляющих в эти дни плодородие, надолго запомнятся каждому человеку, побывавшему на праздновании Холи.

Это просто великолепно, что в современном сером потоке будней есть такие вот солнечные просветы, как празднование Холи.

Ведь именно вот так, раскрепощаясь, люди показывают, как они умеют радоваться всему яркому, необычному и, конечно же, доброму.




Весёлого всем праздника ХОЛИ !

Праздник Холи - это Новый год в индийском понимании. Одной из особенностей Холи является плавающая дата наступления праздника, вспомните большинство христианских праздников и вы поймете о чем я говорю.

Праздник Холи отмечают во время полнолуния месяца Пхалгуны, т.е. наступление Холи следует ждать либо в марте, либо в феврале. Мне посчастливилось застать этот праздник в Удайпуре и он был 6 марта 2015 года, но в 2016 году праздник Холи будет буйствовать 23 марта.

Холи - история праздника

Холи в Индии ознаменовывает приход весны, если делать параллели, то индийский праздник Холи и славянский праздник Масленица - это одно и то же, ведь в обоих случаях люди прогоняют зиму путем сожжения чучел и прославляют языческих божеств.

Но вернемся к Холи, в Индии можно услышать множество легенд о происхождении яркого весеннего праздника, вот одна из них. Холика - это сестра короля Хираньякашипу, что брат, что сестра весьма мутные товарищи. Давным-давно власть короля Хираньякашипу была велика, но он был невластен над собственным сыном, который вразрез отцовской воле стал адептом Бога Вишну и всячески это демонстрировал.

Король Хираньякашипу долго смотрел на этот беспредел и в конце концов принял решение избавиться от своего сына, но сам в этой авантюре участвовать не желал. В качестве исполнителя выбрал свою сестру Холику. Злая демонесса Холика с радостью приняла заказ на убийство Прохлада, именно так звали сына короля.

Холика хитростью заманила Прохлада на костер, предложив проверить его веру в Бога Вишну, хотя сама имела стойкий иммунитет к огню и была уверена что не сгорит. Вместе с Холикой войдя в огонь Прохлад начал воспевать гимны, посвященные Вишну, как ни удивительно но Вишну обратил на это внимание и чудесным способом спас своего поклонника, а магическая сила Холики перестала действовать и она просто-напросто поджарилась в своей же ловушке. Вот такая вот миролюбивая история.

Могу предположить, что праздник Холи весьма молод, в отличие от его истоков, ведь они прямо указывают на элементы первобытных ритуалов, посвященных божествам, силам природы и богам плодородия, которые появились задолго до появления всем привычных религий.

Как празднуют Холи

Вечером перед праздником Холи на улицах индийских городов местные жители начинают мастерить костры, материалом для таких костров может быть все что угодно, лишь бы хорошо горело, но как правило всюду продают сухую солому, из нее и строят костры. Вот как было вечером перед праздником Холи в Удайпуре.

В Удайпуре я видел как буквально за полдня преобразился весь город, на каждой площади спешно построили костры и красочно нарядили деревья, а где площади были побольше там установили сцену и пригласили артистов, которые развлекали всех пришедших. Вечернее представление завершается костром, в котором сгорает злая демонесса Холика. Меня праздник Холи застал в Удайпуре и вот что из этого вышло (было весело).

Примерно одновременно с сожжением Холики на костре стартует всеобщая вакханалия с разноцветными красками, водой и прочими любезностями. Обливание водой тоже имеет свою легенду и связана она с Богом любви Каму. Шива и Кама что то не поделили и Бог Шива недолго думая изничтожил Бога Кама, но любвеобильная жена Шивы вмешалась и попросила своего благоверного о нисхождении. Шива прислушался к словам Парвати и разрешил Богу любви Кама появляться раз в год на три месяца. Вот с тех пор его появление встречают яркими красками и подкрашенной водой, которая в избытке льется друг на друга.

Что пьют на празднике Холи

Издревле индийцы употребляли священный напиток бханг, разновидность которого может быть сколь угодно обширной, но основным компонентом напитка является сок или листья конопли, которые в разных пропорциях добавляют в молочные продукты. Будьте осторожны со всякими бханг ласси, чрезмерное возлияние которых может существенно изменить восприятие окружающей действительности.

В последнее время на праздник Холи индийцы все чаще стали злоупотреблять алкоголем, дурман тот же но никакого просветления, а лишь тяжелое похмелье. В данном случае следует опасаться пьяных индийцев.

Где Холи ярче?

Индия большая страна и в каждой ее части празднование Холи имеет свои особенности. Есть регионы в которых Холи празднуют весьма сдержанно, а есть те в которых Холи всерьез и надолго.

В центральной Индии и на ее севере Холи принято отмечать с размахом. Города украшают в яркие, весенние цвета, здания стараются обновить и выкрасить (ну хотя бы фасад), всюду висят гирлянды из цветов и прочие красивости. Самым покупаемым товаром в эти дни становятся яркие краски и специальные разбрызгиватели воды. Самым шиком считается если краска для праздника изготовлена вручную.

В южных штатах Индии праздник Холи проводят более сдержанно, веселится как правило молодое поколение, люди постарше активного участия не принимают.

На родине Бога Кришны в городе Вриндаван, и соседний с ним Матхуре все превращается в один сплошной яркий фейерверк с тысячами местных и приезжих. Тут Холи длится несколько дней подряд, особенно ярко проявление праздника заметно вблизи храмов, что и понятно.

Как спрятаться от Холи

Несмотря на праздник и всеобщее веселье, не всем туристам нравится происходящее. Как же спрятаться от Холи? Во-первых стоит выбирать маршрут и если в нем будет регион в котором Холи празднуют особенно яростно, то вы обречены. Во-вторых, следует помнить что Холи это не навсегда.

Самое долгое что вас может ожидать - это трехдневное заточение в гостиничном номере, но три дня Холи отмечают не везде, так что можно расслабиться. В большинстве городов Индии праздник развивается по следующему сценарию. Ночь перед Холи, тут празднование, танцы и сжигание соломенных чучел, после которых начинается обливание краской. Далее, наступает день Холи, в этот день с самого утра все улицы города превращаются в район боевых действий, запасайтесь краской и нападайте первыми. Но после обеда (в редких случаях ближе к вечеру) пыл уличного веселья спадает и улицы пустеют.

Будучи в Удайпуре я тоже принимал активное участие в уличных беспорядках, но после нескольких часов буйства силы мои иссякли и я нашел спасение от праздника Холи в спокойном саду Гуляба.

Ну в общем хэппи Холи!!

Холи — один из самых ярких и красочных праздников в мире и символизирует наступление весны и начало Нового года по индийскому календарю. Холи также называют Фестивалем красок за пестроту и насыщенность цветом.

Популярный индийский фестиваль проходит в день полнолуния, его в Индии называют Пхалгун Пурнима. Дата Холи переходящая и обычно выпадает на конец февраля - март и длится несколько дней. В 2018 году Холи выпадает на 2-3 марта.

Это один из старейших праздников, он упоминается в древних санскритских текстах и детально описывается в Ведах (священные писания), в Нарада Пуране и других священных текстах индуизма. О его проведении свидетельствует также и надпись на камне, сделанная 300 лет до нашей эры.

Возникновению Холи предшествовало несколько легенд.

Легенды

По одной из легенд, название Холи произошло от имени прекрасной и доброй Холики. Злой царь получил в дар от одного из богов бессмертие, возомнил себя богом и приказал всем своим подданным поклоняться только ему. Но сын царя не признавал могущества своего отца и продолжал молится истинному богу.

Юного принца поддерживала его тетушка — прекрасная Холика. Разгневался царь и приказал сжечь на костре сестру и сына. Принц молил бога спасти любимую тетушку. И бог послал ему разноцветный шарф — священный дар всех богов, который должен был уберечь ее от огня.

Когда Холику привязали к столбу, принц подошел к ней и накрыл красочным платком, а сам сел рядом. Разожгли огонь, и вдруг порыв ветра сорвал с Холики спасительный платок, и накрыл им мальчика. Принц пытался спасти любимую тетушку, но огонь уже охватил ее тело, а глаза с любовью смотрели на племянника.

Так Холика погибла. Принца же огонь не коснулся, но глубоко проник в его душу, и мальчик еще крепче уверовал в бога. Бог решил покарать царя и пронзил молнией его холодное сердце. Так было наказано зло и восторжествовала справедливость.

Вот почему на Холи жители северной Индии мажут друг друга красками цвета священного покрывала Холики, как символа спасения принца и поливают водой, оберегая всех от злых сил, помогая богам восстановить справедливость.

По другой легенде, название Холи произошло от имени демоницы Холики. Прахлада — сын злого царя Хираньякашипу, поклонялся богу Вишну, и ничто не могло разубедить его в этом. Тогда сестра царя демоница Холика, которая, как считалось, не горит в огне, уговорила Прахладу взойти на костер во имя бога. К всеобщему изумлению, Холика сгорела, а Прахлада, спасенный Вишну, вышел невредимым. Поэтому в первый день праздника разжигают костры и сжигают на нем чучело злой ведьмы.

Холи связывают также с легендой о том, как Шива испепелил своим третьим глазом бога любви Каму, пытавшегося вывести его из медитации. После этого Кама стал бестелесным, но просьбе жены Шивы Парвати и жены Камы богини Рати Шива вернул Каме тело на три месяца в году. Когда Кама обретает тело, все вокруг расцветает, и счастливые люди отмечают праздник любви.

Традиции

Холи — один из самых важных фестивалей в Индии и празднуется по всей стране. Праздник очень красочен и многолик, как и сама Индия.

К Холи начинают готовится за пару недель до праздника. В этот период в деревнях проводятся малые торжества — Малый Холи, во время которых устраиваются ритуальные игры, праздничные концерты, ведется сбор денег и подготовка материала для большого праздника.

В частности, собирают дрова, хворост, тряпки и так далее для праздничного костра. Костры зажигают в вечер Холи - люди считают, что огонь помогает прогнать холода и злых духов, оставшихся после зимы.

В каждом регионе страны есть свои особенности проведения Холи и даже на вопрос какому из множества богов прежде всего посвящен праздник, каждый — дает свой ответ.

В южной части страны в праздничных мероприятиях в основном участвует молодежь. Старшее поколение сидит дома или отправляется в гости, а матери готовят для своих деток подарочки, цветы и сладости, а дарят их утром - в Новый год.

В центральной части Индии на крышах строений обязательно зажигают маленькие огоньки и развешивают оранжевые флаги как символ огня, не забывая, что "холи" значит "горящий".

Особенно пышно отмечают Холи на севере Индии. Везде развешиваются разноцветные украшения, особенно много их в фиолетовых, белых, красных, розовых оттенках.

Перед Холи стены зданий выкрашивают в яркие цвета, а все пространство украшают цветами. Люди массово закупают специальные брызгалки для воды и разноцветные красящие порошки - гулал, которые делают из кукурузной муки мелкого помола и окрашивают в красный, зеленый, розовый и желтый цвета. Хотя, истинные почитатели традиций изготавливают порошки и водометы вручную.

Холи начинается в ночь полной луны — разводится костер для сожжения огромного чучела или украшенного дерева, символизирующего уничтожение нечестивой Холики, в честь нее был назван праздник. Есть традиция прогонять через огонь скот и ходить по углям. Люди верят, что зола костра Холи приносит удачу.

Праздник Холи отмечается красочными парадами в сопровождении народных песен, танцев и общего веселья. Участники осыпают друг друга яркими красящими порошками и обливают водой. В рамках фестиваля проходят соревнования по паркуру и фрирану, бои натуральными красками и водное сражение. В Холи принимают участие все без различий между кастой, классом, возрастом или полом.

Тысячи любителей Холи собираются в эти дни на родине Кришны в городе Вриндаване и Матхуре. Громадные храмовые ступени превращаются в своеобразные места для танцев и веселья, где несколько дней подряд проходит празднование.

Дни взаимных визитов планируются с третьего по пятый день — проводятся традиционные застолья. Празднование Холи никогда не обходится без традиционного напитка — тандая с бхангом, в его состав входят молоко или молочные продукты, а также сок или листья конопли.

Холи очень популярен не только в Индии, но и в Непале, Шри-Ланке, Бангладеше, а также в странах с большими диаспорами индусов, таких как Суринам, Гайана, Южная Африка, Тринидад, Великобритания, США, Маврикий и Фиджи.

Материал подготовлен на основе открытых источников

В России, как и почти во всем мире, вот уже не первый год проводятся т.н. «фестивали красок холи», во время которых люди кидаются друг в друга разноцветными красками и веселятся. Что же такое «холи», какой смысл данный праздник имеет на своей исторической родине и можно ли христианину в нем участвовать, мы попросили рассказать священника Георгия Максимова .

— Отец Георгий, в честь чего установлен праздник красок холи?

Холи установлен в честь сожжения заживо демоницы Холики

— Холи — это индуистский языческий религиозный праздник. Он установлен в честь сожжения заживо Холики, от имени которой и получил название. Согласно мифологии индуизма, Холика была демоном и сестрой короля демонов Хираньякашипу. Он много о себе воображал и требовал от своих подданных, чтобы они покланялись только ему. Однако его сын Прахлада продолжал поклоняться индуистскому «богу» Вишну. Хираньякашипу был этим весьма недоволен. Однажды Холика взяла племянника к себе на колени и села с ним в костер. На ней был магический плащ, защищавший ее от огня. А своего племянника она таким образом хотела убить. Однако плащ слетел с нее и накрыл Прахладу, а Холика сгорела заживо.

— Как отмечают его в Индии?

Раскрашивание красками на празднике холи есть символическое нанесение на себя пепла сожженной демоницы

— В Индии праздник холи начинается накануне ночью, когда в большом костре сжигают чучело Холики. Исторически на следующий день индусы мазали себя пеплом, оставшимся от этих костров. Со временем пепел стали раскрашивать или заменять порошком разных цветов, что делают и доныне. Так что раскрашивание есть символическое нанесение на себя пепла сожженной демоницы. В этот день также употребляются специальные напитки и блюда, в состав которых входит сок либо листья конопли.

— А насколько безопасно швырять друг в друга красками?

— Во время праздника в Индии ежегодно растёт число пострадавших от разноцветной пыли. В большинстве случаев это астма, аллергия, проблемы с кожей и даже потеря зрения. Натуральные краски для этого действа даже в Индии используются редко — в ход идут различные химические смеси. Но даже при использовании гипоаллергенных красок остаются незащищенными глаза.

— Кто же занимается продвижением этого праздника в России?

— Есть сведения, что насаждением холи в России занимаются и другие секты неоиндуистского толка, прикрывающиеся названиями типа «Общества любителей индийской / ведической культуры» и так далее. Конечная цель устроения холи — вербовка членов в свою неоиндуистскую религиозную организацию.

— Неужели здесь нет коммерческой и «тусовочной» составляющих?

— Конечно же, есть. На проведении фестивалей крутятся большие деньги, и большинство молодежи приходит повеселиться, не подозревая, к какому языческому празднику они оказываются причастными. Но и сводить всё к одной лишь коммерции было бы неправильно. Смотрите: в 2005 году, когда холи только-только стал появляться в России, в Москве его проводили индуисты и . В Сургуте праздник красок 2014 года был напрямую организован кришнаитами, которые раздавали идоложертвенные пирожные и просили петь: «Харе Кришна!» То же самое происходило в Таганроге . В Новокузнецке фестиваль красок холи приурочили к «новому году по индийскому календарю». Наконец, хотелось бы спросить, почему в названии фестиваля красок присутствует слово «холи», указывающее на его языческое происхождение?

— А когда холи отмечают в Индии?

— Холи всегда отмечается в последний день полнолуния лунного месяца фалгун, что приходится на конец февраля либо начало марта. Поэтому индусы считают его также праздником наступления весны.

— Почему же холи, будучи праздником наступления весны, проводится в Москве летом?

  • Почему организаторы праздника в России скрывают его религиозное происхождение и значение?
  • Стоит ли мазать себя разноцветной грязью в честь языческого праздника Индии, установленного в память о сожженной заживо демонице?
  • Стоит ли подвергать риску собственное здоровье, если даже в Индии праздник сопровождается вспышкой астмы и аллергии?
  • Стоит ли поддерживать инициативы неоиндуистов, направленные на распространение в России чуждой религиозной культуры?

Многие, наверное, слышали, как в детстве мама им говорила: «Не тащи в дом всякую грязь!» Мудрый совет. Он напрямую относится к попыткам привить в России празднование холи.

— Отец Георгий, задам последний вопрос, актуальный для людей хоть и крещёных, но мало разбирающихся в вопросах веры: может ли христианин участвовать в языческих праздниках?

— Нет. Это тяжкий грех, который является предательством Бога. Еще в Ветхом Завете было описано, как грешили израильтяне, перенявшие языческий праздник в честь «богини неба». Бог через пророка Иеремию говорит: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба... Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?» (Иер. 7:18-19). Этим грехом израильтяне навлекли беду на свой народ, были побеждены и угнаны в вавилонское рабство.

Неудивительно, что многие мученики раннего христианства отдали свою жизнь за право не участвовать в языческих праздниках. Подобными историями полна вся история первых веков христианства. Например, святой Архип из числа 70 апостолов был вместе с родителями зверски исколот ножами и побит камнями в Колоссах в правление императора Нерона за то, что отказался участвовать в языческом празднике. При императоре Максимине был убит святой Афиноген, епископ Пидахфои, вместе с десятью своими учениками. Однажды в его родной город Севастию прибыл правитель Филомарх, решивший устроить языческий праздник. Большинство жителей города были христианами и отказались участвовать в этом празднике. Филомарх стал пытать христиан, заставляя подчиниться, а когда узнал, что их вдохновителем является епископ Афиноген, убил святого вместе с десятью его учениками.

Так что если вы христианин, задумайтесь: стоит ли совершать грех и изменять своей вере просто ради того, чтобы испачкаться разноцветной грязью?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.