Что нужно знать о психическом развитии ребенка. Сексология детства. Что нужно знать родителям о детях

Родители часто задаются вопросами: «Как лучше воспитать ребенка?», «Что для него полезно, а что нет?»… Специально для мам и пап мы составили небольшой список интересных фактов на основе нескольких современных исследований психологов. Они помогут по-новому взглянуть на устоявшиеся стереотипы:

Проявляя любовь к ребенку, родители сами становятся счастливее

Постоянно разговаривая и играя с малышом, проводя с ним максимум времени, искренне интересуясь им и проявляя свою любовь, люди ощущают себя счастливыми. Они находят в ребенке такой неиссякаемый источник позитива, который никогда не обрести горе-родителям, стремящимся жить только для себя.

И пускай со стороны слишком заботящиеся взрослые выглядят смешными, их упрекают в том, что они избаловали свое чадо – они то знают, что живут по-настоящему гармоничной и полной жизнью. Секрет в том, что все, что они вкладывают в своего ребенка, возвращается к ним «той же монетой».

Строгость

Всем так или иначе приходится ругать своего ребенка за шалости или плохую успеваемость. Родители делают это уверяя, что такие меры предпринимаются во благо, и с годами чадо их обязательно поймет и простит.

В США, где стараются блюсти права ребенка всеми способами, провели эксперимент. В нем приняло порядка 1000 семей с детьми. Они показали, что если чрезмерно грубо ругать подростков, то вероятность потерять над ними контроль значительно возрастает. Выслушивая нападки по поводу малейших провинностей, со временем чаша их терпения может переполниться. Это приведет к активному протесту, и не исключено, что он перестанет блюсти авторитет родителей, и выпустит на свободу всех своих демонов.

«Многие держат детей в ежовых рукавицах, потому что так для них лучше, потому что делается это из любви. Но последствия такой чрезмерной требовательности могут оказаться непредсказуемыми», – говорится в исследовании.


Режим помогает ребенку стать умнее

Оказывается, придерживаться графика активности и отдыха необходима для нормального развития мозга. В эксперименте участвовали более 10 тысяч детей детсадовского возраста. Режим активности и сна влияет на когнитивные функции мозга. Малыши, которым давали вволю беситься, когда нужно было идти спать, демонстрировали худшие навыки в математике, чтении, даже физическом развитии. Особенно важно соблюдать режим в три года, говорят ученые.

Пение с малышом объединяет

На первый взгляд это еще одна игра или просто прихоть крохи, но на самом деле совместные пения дают ребенку мощный заряд счастья и единения с другими членами семьи. А еще это способ ненавязчиво приучить его к домашней работе. Не зря хоровые песни лежат в основе разнообразных ритуалов – они способны сплотить даже взрослых и направить их энергию в нужное русло.

Отгораживая ребенка от отца, женщина оказывается в стрессе

Когда исследователи опросили около 200 женщин, они выяснили следующую закономерность: мамы, которые пытаются препятствовать общению крохи с папой, сами повергают себя в депрессию. Те же, кто не ревнует детей к отцам или по другим причинам не мешает им взаимодействовать, реже подвергаются нервному напряжению.

Также в постоянном стрессе оказываются мамы, решившие полностью посвятить себя ребенку, отказавшиеся от своей личной жизни. Забота о чаде полезна для психики только если она идет от сердца, и не воспринимается самой мамой как непосильный крест, который она вынуждена нести.

Внимательно наблюдая за развитием ребенка в интервале от 1 до 3 лет, можно предотвратить задержку психического и речевого развития. О некоторых моментах развития ребенка мы поговорили с детским психиатром, врачом высшей категории медицинского центра "София" Ольгой Гуленко.

Несколько способов, которые помогут малышу проснуться легко и комфортно. Положите телефон или будильник так, чтобы для его выключения нужно было подняться с постели. Когда используете 2–3 пробуждающих звонка, лучше, если их мелодии будут разными. Больше уюта. Пусть у кровати ребенка ждут мягкие тапочки и теплый халат, а на кухне – плед, в который можно завернуться. Учитывайте особенности ребенка. Кому-то поможет проснуться яркий свет или легкий массаж, а кого-то нужно рассмешить.

На что обращать внимание

В возрасте 1-3 года родители сами, наблюдая за своим ребенком и другими детьми, могут заподозрить проблему в психофизическом развитии малыша. Для этого важно обращать внимание на такие основные моменты:

ребенок вовремя начал поднимать головку, в возрасте один год и один-два месяца должен уже начать ходить. Если ребенок еще не ходит самостоятельно, и у него при этом нет ортопедических проблем, то такая задержка физического развития должна настораживать родителей и педиатров, поскольку означает вероятность формирования задержки психофизического развития. Кроме этого, дети в этом возрасте начинают приседать, залезать на диван, к 2 годам уже подпрыгивают и умеют бить мяч, качаться на качелях;

уже к году дети могут сосредотачиваться на игрушке, заниматься с взрослыми совместными действиями, складывать пирамидку, кубики, конструкторы, играть с песком, пытаются рисовать карандашом или фломастерами;

дети уже с 9-12 месяцев начинают имитировать действия взрослых: "ладушки", "сорока-белобока", "до свидания", воздушный поцелуй;

развивается моторика. Ребенок после года уже учится пользоваться ложкой, чашкой, самостоятельно есть, разрывать бумагу.

Что касается речевого развития, то в 1 год в лексиконе должно быть порядка 3-10 слов, в 2 года ребенок должен составлять предложения из двух слов, в 2 с половиной года – предложения до 3-4 слов, а в 3 года словарный запас должен быть уже достаточно большой. Уже в 2,5 года ребенок может знать названия основных цветов. При этом он может не только назвать цвет, но и соотносить предметы по цветам: например, красный фломастер и красный же колпачок, зеленое блюдце к зеленой чашке. В этом возрасте дети уже могут определить форму предмета: треугольник, круг и т.д.

Как спрогнозировать задержку психического развития

Еще до того момента, как ребенок начнет говорить первые слова, важно не пропустить моменты, которые могут свидетельствовать об особенностях психического развития ребенка. Ребенок не удерживает зрительный контакт, не фиксируют свой взгляд на игрушке, развитие моторики не соответствует возрасту, ребенок не сидит в 7-8 месяцев. Кроме этого, важно помнить, что психофизическая патология очень часто сопровождает неврологическую. Дети, которые в первый год жизни обследуются у невропатолога по поводу повышенного или пониженного тонуса, отстают в физическом развитии, у них очень часто проявляется и психиатрическая патология. В истории болезни ребенка 3-4 лет с проблемами психического развития очень часто прослеживается тот факт, что они наблюдались у невропатолога в связи с неврологическими проблемами. Однако это не значит, что все дети с нарушениями тонуса на первом году жизни, потенциально будут с задержками, но в этой группе выше вероятность того, что они могут иметь задержку психоречевого развития.

Сколько заниматься с ребенком

В современных семьях возможны как недостаток занятий с ребенком, например, в случае работающей матери-одиночки, так и излишнее рвение мамы заниматься с ребенком 24 часа в сутки. В первом случае возможна задержка развития ребенка по причине так называемой педагогической запущенности (задержка психического развития вследствие депривации). Есть дети, у которых лучше компенсация, то есть вечером, например, работающая мама может компенсировать недостаток общения. Однако некоторым детям такого общения мало.

В норме нужно чередовать развивающие методики и самостоятельные игры, двигательные игры. Ребенок сам покажет, если ему занятия уже неинтересны. Тем более что нельзя насильно заставлять ребенка заниматься, если он не хочет. Насильно не надо хватать и заниматься.

К кому обращаться

Если вы обнаружили, что ваш ребенок как-то отличается от сверстников, но отличие несущественное, то, чтобы унять тревогу, можно проконсультироваться у педиатра. С более существенной проблемой стоит обратиться к невропатологу. Если же у ребенка уже явно выраженная задержка (от 1 года до 2-3 лет не расширился словарный запас, не понимает обращенной речи, не выполняет простые инструкции, к 3 годам ребенок не ест, у ребенка не формируются навыки опрятности, он не просится в туалет), можно напрямую обращаться к детскому психиатру, чтобы не терять время.

Татьяна Корякина

— Поделится Новостью в Соц. Сетях

Несколько способов, которые помогут малышу проснуться легко и комфортно. Положите телефон или будильник так, чтобы для его выключения нужно было подняться с постели. Когда используете 2–3 пробуждающих звонка, лучше, если их мелодии будут разными. Больше уюта. Пусть у кровати ребенка ждут мягкие тапочки и теплый халат, а на кухне – плед, в который можно завернуться. Учитывайте особенности ребенка. Кому-то поможет проснуться яркий свет или легкий массаж, а кого-то нужно рассмешить.

Весна всегда радует нас первым теплым солнышком, но еще дают о себе знать зимние заморозки и холодные дожди со снегом, поэтому каждый родитель должен знать, как одеть ребенка весной так, чтобы он не простудился и получил максимум пользы от прогулки. Предлагаем вашему вниманию 8 рекомендаций о том, как одеть ребенка весной: Не стоит сильно кутать ребенка, собираясь на весеннюю прогулку, ведь уже все-таки не зима, одетый в два свитера ребенок быстро вспотеет и простудится.

Появление первых зубов у детей: что нужно знать?

Появление первых зубов у малыша - волнующее событие не только для ребенка, но и для его родителей. Процесс проходит болезненно, малыш становится беспокойным, и родители готовы на все, чтобы как-то помочь своему маленькому чаду. Когда у детей прорезаются первые зубки, и что родителям нужно знать об этом – читаем в нашем материале. Как правило, первые зубки появляются в период от 3-х до 8-и месяцев. Учитывайте, что у каждого ребенка свой график развития, и если первый зуб прорезался только в год - не стоит переживать по этому поводу.

Как правильно выслушать ребенка

Умение слушать - ключ к взаимопониманию Будьте доступны для разговора: пусть ребенок знает, что вы при необходимости отложите все дела и выслушаете его проблему. Покажите свой интерес, но не перехватывайте инициативу, не перебивайте, дослушайте. Не реагируйте слишком эмоционально, иначе в следующий раз ребенок вряд ли поделится с вами чем-то важным.

Как правильно укачивать ребенка

Лучше всего новорожденные дети засыпают под маминой грудью. Сосание и ритмичное покачивание успокаивают малыша. Так что оптимальный вариант, когда мама в конце кормления ребенка начинает слегка покачиваться вместе с ним. Чтобы кроха уснула с соском во рту. Это самый естественный вариант. При этом помните, что укачивание плодотворно влияет на детскую психику, лишь при наличии прямого контакта с матерью. Малыша, как минимум, до полугода лучше всего укачивать на руках, а не в коляске.

Для воспитания детей недостаточно одной горячей любви к детям, готовности к самопожертвованию. Нужны знания о возрастных особенностях детей, как физических, так и психологических. Тогда родители смогут лучше их понимать, не делать ошибок и промахов при общении с ребенком, а также не предъявлять завышенные требования, невыполнимые для него не в силу капризов и упрямства, а по объективным причинам, связанным с возрастом ребенка и особенностями его психики.

Давайте научимся быть рядом с ним в нужный момент, «предлагая ему именно те слова и поддержку, какие важнее всего в эту минуту».

Протоиерей В. Зеньковский и А. Рогозянский, говоря о возрастных особенностях детей, выделяют 4 стадии развития и взросления ребенка.

Начальная стадия – это первое детство (до 6–7 лет). В этом возрасте происходит знакомство ребенка с окружающим миром, закладываются фундаментальные основы его отношения к людям, событиям и явлениям, формируются привычки. У ребенка еще не развит интеллект, отсутствует опыт, поэтому он опирается в своих ощущениях только на интуицию, чувства. Это так называемый «наивный эгоцентризм». Восприятие мира происходит только в связи с собой: «моя мама», «моя игрушка». Оценка самого себя, своих действий еще очень слабы, в мышлении нет места для критики и сравнения. Мораль ребенка такова: хорошо-плохо, можно-нельзя; все принимается на веру, родители – безусловный авторитет во всем. Основное воспитание происходит в семье, зависит от духовной атмосферы, царящей в доме.

Религиозное восприятие Бога и духовной жизни в раннем возрасте очень живо. В силу такой особенности детей, как подражание, дети сами охотно следуют примеру благочестивой жизни родителей, воспринимают простые религиозные обряды и правила. Поэтому задача родителей в этом возрасте максимально напитать ребенка духовно: показать, что основу жизни, центральное место занимает вера, Церковь.

Пусть чувства детские получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады – для глаз, молитвы и священные песни – для слуха и прочее. Дитя еще не понимает ничего из того, что у него перед глазами, но его глаз и слух привыкают к священным предметам, и они, предзанимая сердце, тем самым ставят вдали другие предметы. Особую заботливость должны проявлять родители к обстановке тех комнат, в которых спят дети, и уголков, где они играют и проводят большую часть времени. (свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. С. 342).

В первые годы детской жизни душа ребенка так нежна, так впечатлительна и беспомощна. Она вся всему доступна и не защищена никакой защитной броней; все может стать или уже становится ее судьбой, все может повредить, «испортить ребенка».

В эти годы ребенка надо беречь, не терзать его никакими страхами и наказаниями, не будить в нем преждевременно элементарные и дурные инстинкты. Однако упускать эти годы в смысле духовного воспитания было бы столь же недопустимо и непростительно. Надо сделать так, чтобы в душу ребенка проникало как можно больше лучей любви, радости и Божией благодати. Здесь надо не баловать ребенка, не потакать его капризам, не изнеживать его и не топить его в физических ласках, но заботиться о том, чтобы ему нравилось, чтобы его умиляло и радовало все то, что есть в жизни божественного – от солнечного луча до нежной мелодии, от жалости, сжимающей сердце, до прелестной бабочки, от первой лепетом сказанной молитвы до героической сказки и легенды… (И. Ильин. О семье // В доме Отца Моего. – М., С. 21).

Следующий этап развития детей – второе детство (до 10–11 лет). В этом возрасте ребенок старается усвоить практические стороны жизни, он погружается в реальность, старается определить, какое место в окружающем мире занимает. Появляется самосознание, контролируется поведение. Преобладает интеллект, идет активное усвоение рациональных сведений о мире, формируется собственное мировоззрение. В этом возрасте заимствуются взгляды и опыт старших в практической сфере жизни. Второе детство – торжество «практического разума». Мышление приобретает сравнительные и практические формы, более значим социальный аспект. Однако связь с семьей и ее пример еще велики: «А у нас дома так делают», «моя мама говорит, что.»

Но к концу «второго детства» постепенно начинается отход от семьи, в сферу сверстников ребенка.

Наряду с рационализацией ребенка, все большее значение для него приобретают моральные принципы. Все, что поддерживается всеми в семье, что справедливо, целесообразно, это считается хорошим для ребенка. Отступление от общепринятых, нравственных норм поведения – грех – сознается и переживается душой ребенка. Он бывает недоволен собой, испытывает уныние, скорбь от своих ошибок и слабостей. Поэтому исполнение религиозных обязанностей на этом этапе педантично – это и молитвы, и посещение храма. Вместе с тем наблюдается раздвоенность – воля ребенка зовет к исполнению, а сердце молчит. В храме ему бывает скучно, он должен что-то делать, например, следить за свечами, помогать в чем-то прислуживающим в храме или священнику. На этом этапе возникает опасность появления хитрости, двоедушия. Поэтому задача родителей – сохранить в ребенке стремление к возвышенному, не дать увлечься внешними нормами, усвоить лицемерное позирование, выполнение благочестивых дел напоказ. Родители должны привить детям вкус ко всему высокому и тонкому в искусствах, сделать религиозный взгляд на вещи основой его мировоззрения.

Основной объем знаний о вере усваивается именно в этом возрасте, это годы интенсивной учебы. Родители, помните, во втором детстве у ваших детей идет интеллектуальное восприятие духовных начал. Вам необходимо самим стараться избегать духовной мелочности, сохранять искренность и глубину веры. В этом вы должны подавать пример своим детям.

В это время привычки – даже в религиозной сфере – имеют роковое значение, ослабляя духовное внимание. Духовное оскудение и обмельчание ребенка во втором детстве (особенно к 9-10 годам) сплошь и рядом остается незамеченным, особенно если родители требуют одних только внешних религиозных навыков. Очень легко впасть в иллюзию, думать, что у ребенка все хорошо и благополучно. Между тем уже в эту пору наступают странные «засухи» в душе, когда не хочется молиться, под покровом привычных действий (молитва, крестное знамение и т. д.) происходит отделение их от духовного ядра личности, идет быстрое распыление и выветривание духовных движений. Внешнее совершение молитвы лишь усиливает тяжесть положения, иногда бывает заканчивается внезапным исчезновением религиозных запросов в душе. Сердце перестает быть руководящей силой и на его место становится близорукая социальная интуиция, приспособление и подражание.

Духовный интерес перемещается к миру, и это уже делает невозможным прежний наивный эгоцентризм; дети, конечно, остаются в какой-то доле эгоцентричными, сосредоточенными на себе, но для них уже невозможна прежняя бессознательная и наивная эгоцентричность, – наоборот, во всем проступает стремление сообразоваться либо с непосредственными житейскими требованиями, либо с «идеалом» и «моделью», взятыми из сказок, или истории, или окружающей жизни.

Духовная работа над ребенком в это время должна быть направлена на то, чтобы удержать прежнюю духовную жизнь в ее глубине и содержательности. Именно в эти годы душа ребенка особенно легко воспринимает и то, что можно назвать «религиозным мировоззрением». Обыкновенно здесь изучают Закон Божий. Но даже тогда, когда школа прекрасно справляется со своей задачей, на долю семьи остается и в этом отношении очень большое и существенное участие.

Можно навсегда связать в развитии ума сферу религиозных идей и сферу миросозерцания, но можно если и не навсегда, то надолго разместить их в разных плоскостях.

Дети типически «послушны» в эти годы. Однако они уже обладают свободой, еще не сознавая до конца ее смысла, ее власти, ее объема. Они еще легко допустят в это время угнетение свободы – но реакция придет в свое время в течение отрочества. (По работам прот. В. Зеньковского «О религиозном воспитании в семье» и «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии». См.: Рогозянский А. Хочу или надо?.. С. 154).

В отрочестве (до 16 лет) подросток отдаляется от семьи, его занимают проблемы пола. Он обнаруживает в себе неведомые до того чувства и влечения. Происходит замыкание в самом себе, отчужденность, он ощущает свое одиночество – «дурной субъективизм». Начинаются поиски своих собственных ориентиров, не таких, как у родителей. Это период бунтарства, поэтому подросток сближается с такой же средой сверстников, не принимающих существующих правил. Его мышление аналогично и отвергает всякие правила и авторитеты. Все становится важнее семьи, новые силы и чувства преобладают над интеллектом. Подросток ищет героизма, даже авантюры, склонен к неожиданным поступкам. Как он считает, в этом проявляется его личность, независимость от взглядов окружающих.

Внешние формы проявления религиозности, а порой, и сама религиозность, почти полностью отвергаются. Грех, хоть и переживается остро, но проникнут пафосом «гибельного восторга».

Задача взрослых – дать ребенку возможность проявлять свою индивидуальность, не запрещать общение в круге своих сверстников, но самим приблизиться, создать доброжелательную атмосферу и постараться стать для него и его товарищей другом. Необходимо сделать жизнь подростка более спокойной и уравновешенной, направив его в правильное русло, например, чтобы он занялся каким-либо творчеством, спортом, или, быть может, стал где-то подрабатывать. Но, непременно, вы всегда должны быть в курсе его дел. Подростковый кризис протекает не так бурно, если ребенок уважает родителей, считает их образ жизни достойным и заслуживающим интереса, тянется к среде взрослых, приходящих в его дом, потому что они могут помочь подростку разобраться во всем, ответить на волнующие его вопросы.

В этот период крушения авторитетов бессмысленно взывать к здравому смыслу, эстетическому чувству и долгу, каждодневно «пилить» подростка бесконечными увещеваниями и нотациями. Остается только надеяться, что весь этот сумбур мнений, идеалов и вкусов, – явление переходящее, основы внутренней культуры личности (если, конечно, они были заложены вовремя, с самого раннего детства) пробудятся-таки и дадут о себе знать, оградят его душу от тлетворных влияний окружающего мира.

Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развивающийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма рока, современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам Оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений.

Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы и тем более порнографии.

Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как жили люди и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями» века сего. (Иером. Серафим (Роуз) // Отечник. Вып. 2. Воспитание детей. С. 67).

В юности (это 19–21 год) уже вполне созревают все силы души – духовная, интеллектуальная, физическая. Чувствуется готовность к жизни, но нет еще, в силу возраста, жизненного опыта. Этот период взросления характеризуется возвышенностью чувств, особой цельностью, способностями и желанием к творчеству. Но в наше время романтика юности, к сожалению, заменяется стремлением к легкой жизни и получению удовольствий. Юноша быстро утрачивает молодой задор, переключается на себя, даже преждевременно стареет. Если в эти годы не найдено положительного опыта применения своих сил, то молодые люди часто идут по пути или распутства, или участия в поп-культуре, бывает, становятся участниками каких-то бандитских групп.

Задача родителей – всеми силами поддержать чистоту устремлений юношей, направить их в правильное русло. Именно в эти годы молодой человек осознает и использует родительский опыт, семейные традиции, укладность семьи.

Юность, соединяя в себе все предыдущие периоды, постепенно вступает в фазу зрелости.

От второго детства в юность входит внимание к законам и порядкам внешнего мира, социального и морального, – но это все полно творческих замыслов о преображении мира. Юность хочет воздействовать на мир, чтобы творчески в нем проявить себя. Наконец, от отрочества в юность привходит могучая сила пола, но как бы уже просветленная, обычно находящая свой объект, в восторженном поклонении которому расцветают все лучшие силы души.

Личность достигает своего почти уже полного расцвета, со всем многообразием, которое в ней есть. Юность уже осознает до конца свое право на свободу, сознает всю ее силу. Порой в ней действует инерция житейских привычек, вошедших в душу от периода второго детства

По существу, юность можно охарактеризовать как религиозный период, но не в смысле содержания духовной жизни, а в смысле типа его – устремления к Бесконечности. Если юноша нецерковен, религиозная сила этого горения может оказаться неузнанной в своем подлинном смысле, и возможно даже, что юность в горении сердца и чистом энтузиазме отдаст себя разрушению религии в мире.

Социальная слепота приводит к тому, что юноша может последовать идеям вместо любви к живым людям, фанатически устранять все, что мешает юношескому радикализму. Необходимо спасти личность от неверного ее погружения в себя, от фатального ее обособления. Оцерковление личности – это и есть ее спасение, и это и есть основная педагогическая проблема. К Церкви нужно вести детей с раннего детства – хотя процесс оцерковления личности, по существу, может начаться лишь в юности. Но питание ребенка благодатными силами Церкви должно начаться раньше, чтобы сердце юноши не оказалось глухим, когда придет час творческих исканий. (По работе прот. В. Зеньковского «Проблемы воспитания в свете христианский антропологии». См.: Рогозянский А. Хочу или надо?.. – С. 158–159).

Чтобы семья была прочной, счастливой, любящей, дети радовали родителей, дом должен быть построен на прочном основании – вере. Именно она дает человеку силы преодолевать все трудности, уныние, отчаяние.

Святитель Григорий Богослов подчеркивает, что в супружестве человек еще больше привязывается к Богу, потому что «имеет больше побуждений обращаться к Нему. Кто обязан заботиться о милой супруге и детях, тот рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога» и воспитывает в этом духе своих детей.

Фото: Natalii Sdobnikova/Rusmediabank.ru

Дорогие читатели, сегодня поговорим об особенностях развития детей от рождения и до полутора лет. Конечно, в одной статье рассказать обо всем невозможно, но основные моменты я затрону, чтобы у вас уже сложилось понимание о том, как жить и что делать, с новорожденным.

После рождения мир для ребенка новый и кажется ему недружелюбным – нужно дышать самому, есть самому, а еще колики в животике, влияние погоды, рост зубов. У малыша на этом этапе много тревог и стресса. Поэтому это период максимального присутствия мамы в жизни ребенка. Маме необходимо всегда быть рядом, не отлучаться дольше, чем на 3-4 часа и своевременно реагировать на плач, транслируя крохе: «Я всегда рядом»; «Я сильная и помогу тебе»; «Вместе мы справимся».

Первые полгода – это ребенок-нарцисс, необходимо показать ему, что он важен для вас, он первый, главный. Малышу стоит давать максимальное внимание и бежать со всех ног при первом требовании. Не давайте ему долго плакать, берите на ручки, чаще прислоняйте тело к телу, смотрите в глаза, поглаживайте, агукайте вместе с ним. или хотя бы прикладывайте к груди, даже если нет молока. Грудь для ребенка нечто большее, чем просто источник молока – это способ близкого общения с мамой.

Тогда у ребенка укрепляется доверие к жизни и крепчает его эго. Если игнорировать его призывы о помощи, то у ребенка выработается недоверие к жизни, ненужность этому миру, травма отвергнутого. Ребенок будет зависимым, ведомым, а иногда и агрессивным, драчливым. И если он решит, что он плохой, никому не нужный, а мир недружелюбный и холодный, потом убедить его в обратном будет сложно.

Поэтому мамочке необходимо заботиться о ребенке и о своем спокойствии. Отдавая ему положительную спокойную энергию, мамочка тем самым уравновешивает его нестабильное состояние и формирует позитивное отношение к миру.

До 3-х лет не рекомендуется оставлять ребенка с и бабушкой на целый день. Для ребенка это страшная потеря. Мама ушла, где она? Он не может себе объяснить, не понимает, что вы на важной встрече и вернетесь через 8 часов или условно в 18:00. Ему не понятны ваши благие намерения заработать, дать все самое лучшее, поэтому если хотите вырастить счастливого ребенка и у вас есть возможность, то будьте с ним до 3-х лет, ну или минимум до 1,5 лет.

Папа тоже крайне важен в это время, так как его основная задача обеспечивать защиту, безопасность и комфортную обстановку маме, чтобы она была спокойна, имела возможность отдыхать, гулять, не отвлекаясь на другие дела и тем самым максимально быстро и качественно заботилась о ребенке, наполняла его своим теплом и любовью. Тогда у младенца активно развивается эмоциональный интеллект и в будущем он будет свободен от всякого рода зависимостей и соблазнов.

До года малыш все активно тянет в рот. Потому что удовольствие в этом возрасте ребенок получает только через рот. Мамина грудь, собственные пальчики на руках и ногах, соски, пустышки, игрушки, погремушки, ванночка, ботиночки, ложки, тарелочки. Все что только можно дотянуть до рта, ребенок будет тянуть. Не стоит кричать, ругаться, вырывать из рук предмет. Если он тянет в рот, что-то опасное/грязное, то аккуратно уберите и замените этот предмет игрушкой, например той, которую можно погрызть.

Старайтесь отвлекать ребенка и во всем придерживаться правила замены – убрать его ручку от чего-то нежелательного, найти замену опасным предметам. Если ботинок в рот нельзя, то погремушку можно. Если нож в руки нельзя, то ложку можно. Если на обоях не рисовать, то на огромных листах ватмана можно.

От полугода нужно постепенно отдалять ребенка от себя. Когда малыш проснулся и зовет вас можно уже крикнуть ему: «Иду, иду!» и чуть-чуть подождать/доделать дела. Здесь уже важно давать ребенку пространство и время побыть одному, поиграть без мамы.

От 7-9 месяцев до полутора лет – это этап отделения от мамы. Здесь ребенок начинает кусаться, щипаться, бросаться игрушками. Это все действия направленные на отделение. Он как бы проверяет, что вы разные части. Что мама это другой человек. Но все равно мысли мамы не менее важны для ребенка, вплоть до подросткового возраста именно мысли, самоощущения мамы имеют огромное влияние на ребенка.

Как раз в это время с 7-8 месяцев активно вводится прикорм в рацион малыша, и грудь перестает для него быть единственным источником пищи, а скорее остается больше как источник общения и успокоения. Многие мамы оставляют грудь до 2-х лет именно из-за болезненного появления зубов. Но исследования психологов показывают, что самое оптимальное и полезное для малыша время кормления грудью – до года. Считается, что постепенно общение и успокоение грудью стоит заменять общением словами, поглаживанием. После у ребенка наступает следующий этап развития психики, и если его затянуть будет наблюдаться отсталость в психологическом развитии ребенка.

Пусть ваши детки растут открытыми и счастливыми, а не удобными и послушными.
Напишите в комментариях, интересна ли вам эта тема? Тогда я продолжу ее развивать и расскажу подробнее об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.

P.S. Помните о том, что каждый ребенок индивидуален. Не стоит всех строго загонять под правила психологии и ставить диагнозы из материалов статей.

Так же хочу обратить внимание тех родителей, чьи дети уже старше 1.5 лет. Прочитав статью, у вас может возникнуть чувство вины. Ни в коем случае не обвиняйте себя – это пустое. Лучше старайтесь сделать все возможное на тот момент, который есть у вас сейчас.


Первые дни жизни новорожденного – важный и ответственный этап в развитии младенца. Маленький человечек познает окружающий мир и учится контактировать с мамой в непривычных для себя условиях. Что нужно знать молодым родителям о первых днях жизни малыша? Как происходит развитие ребенка в период новорожденности?

Период новорожденности

Новорожденным считается ребенок от рождения до достижения им возраста 28 дней. В этот особый период малыш активно растет, и все происходящее в первый месяц жизни влияет на развитие младенца. От молодых родителей во многом зависит, насколько благополучно пройдет период новорожденности и как адаптируется маленький человечек к новым условиям существования.

Доношенный новорожденный весит 2500-4500 г. Длина его тела составляет 47-55 см. На рост и массу тела малыша влияет наследственность, а также условия его внутриутробного развития. Большинство детей рождаются с весом 3-3,5 кг и ростом около 50 см.

В первые 3-4 дня жизни малыш заметно теряет в весе. В норме потеря массы тела может составлять до 5-8% . На 7-е сутки вес начинает восстанавливаться. В среднем в первый месяц жизни ребенок прибавляет в весе около 600 г.

В период новорожденности температура тела малыша остается неустойчивой и зависит от температуры окружающей среды. Малыш быстро охлаждается и перегревается, поэтому требует к себе особого внимания и ухода. В дальнейшем младенец научится контролировать свою температуру тела и будет гораздо легче переносить любые перемены.

Первые 2-3 дня жизни малыш обычно находится в роддоме вместе с матерью. При отсутствии осложнений ребенка выписывают домой на исходе 3 суток. С этого момента вся ответственность за младенца ложится на его родителей. Что следует знать мамам и папам об уходе за ребенком дома?

Питание

Лучшее питание для новорожденного – грудное молоко. Теоретически каждая женщина при правильно организованном грудном вскармливании способна выкормить своего малыша. По статистике только 3% всех молодых мам имеют серьезные проблемы со здоровьем, влияющие на выработку грудного молока. Речь идет в основном об эндокринных нарушениях, при которых развивается истинная гипогалактия (недостаточное образование молока в молочных железах). При отсутствии подобных проблем грудное молоко вырабатывается по требованию и ровно столько, сколько нужно для конкретного ребенка в конкретных условиях его существования.

При нехватке молока обратитесь к педиатру или консультанту по грудному вскармливанию.

Здоровый новорожденный должен питаться так часто, как ему это нужно. Ребенок может брать грудь каждый час и даже чаще, прерываясь лишь на сон. Такое состояние является совершенно нормальным и не считается поводом для беспокойства. Просто предлагайте малышу грудь каждый раз, как почувствуете его беспокойство. Со временем младенец выработает для себя свой собственный ритм, и организм женщины подстроится под этот режим своевременной выработкой грудного молока.

Сделать грудное вскармливание комфортным для мамы и малыша помогут следующие рекомендации.

  1. Кормите новорожденного по требованию.
  2. Позволяйте малышу сосать грудь столько, сколько ему это необходимо.
  3. Следите за тем, чтобы ребенок правильно прикладывался к груди.
  4. Не сцеживайтесь без необходимости. Сцеживайте молоко только в том случае, если вам нужно сделать его запасы.
  5. Следите за состоянием груди. При появлении трещин сосков воспользуйтесь заживляющейся мазью.
  6. Носите удобную одежду, позволяющую вам кормить своего малыша в любой обстановке (дома, на прогулке, в поликлинике или в гостях).
  7. В первые 3-4 дня дома постарайтесь отгородить малыша от контакта с посторонними людьми.

К сожалению, далеко не всегда родителям удается наладить полноценное питание своего ребенка. Случается, что по каким-то причинам новорожденный не берет грудь. Такое возможно при наличии различных врожденных заболеваний, в том числе патологий центральной нервной системы. При переводе малыша на искусственное или смешанное вскармливание следует посоветоваться с педиатром и подобрать оптимальное детское питание, подходящее по возрасту и прочим параметрам.

Уход за новорожденным

Уход за младенцем в первые дни жизни включает в себя несколько важных аспектов.

О комнате для ребенка нужно позаботиться заранее. В тот момент, когда малыш окажется дома, для него должна быть подготовлена детская кроватка, пеленальный столик, комод для вещей и другие необходимые вещи. Некоторые родители обходятся без специальной кроватки, предпочитая совместный сон с рождения. При любом раскладе необходимо обеспечить комфортные условия для совместного пребывания молодой мамы и младенца в первые дни дома.

Комната, где будет жить ребенок, должна соответствовать следующим требованиям:

  • светлое, чистое, теплое помещение;
  • оформление стен и мебели в спокойных тонах;
  • возможность ежедневного проветривания и быстрой уборки;
  • температура помещения – 20-22 ºC;
  • влажность воздуха – 60-70%.

Гигиена

Педиатры рекомендуют каждое утро дома начинать с гигиенических процедур. Умывать малыша можно на пеленальном столике или на любой твердой поверхности, подложив клеенку и мягкую пеленку. Все тело младенца осторожно протирается ватными дисками, смоченными в обычной воде. Для умывания глаз следует использовать кипяченую воду. Также следует подмывать ребенка после каждой дефекации.

Носик младенца также требует к себе особого внимания. Ребенок еще не умеет самостоятельно избавляться от скопившейся слизи, поэтому родителям придется помочь малышу. Для очищения носовых ходов можно использовать детские ватные палочки с ограничителями. Перед процедурой необходимо оросить нос солевым раствором. Ушки малыша также аккуратно очищаются мягкими ватными палочками.

Особый уход требуется за пупочной ранкой. Обработка пуповинного остатка проводится ежедневно. Лучше всего для этой цели использовать перекись водорода. В среднем пупочная ранка заживает через 10-14 дней после рождения ребенка.

При развитии воспаления в области пупочного кольца обратитесь к врачу.

Купание

При купании малыша следует придерживаться несложных правил.

  1. Купать младенца лучше всего в специальной ванночке.
  2. Кипятить воду для купания можно, но не обязательно.
  3. Оптимальная температура воды — 37 °C.
  4. Время первого купания – 5-10 минут. Через каждые 3-4 дня можно постепенно увеличивать продолжительность водных процедур до 30 минут.
  5. В воду можно добавить ромашку, календулу или другие травы (при отсутствии у ребенка аллергии).

Прогулки

При плюсовой температуре и хорошем самочувствии малыша гулять можно уже на второй-третий день после выписки. Летом лучше не выходить из дома в пик солнечной активности (с 12 до 16 часов). Зимой разрешается гулять с младенцем при температуре не ниже 15° мороза.

Как одеть малыша на выход из дома? Для всех детей первого года жизни работает одно простое правило. Одевать младенца нужно так же, как себя, плюс один слой одежды. Для новорожденных лучше использовать специальный конверт, защищающий малыша от всех неблагоприятных погодных условий.

Развитие новорожденного

Развитие новорожденного идет полным ходом. Здоровый ребенок реагирует на яркий свет и громкий звук, заявляет о своих желаниях плачем и умеет находить материнскую грудь по запаху молока. Доношенный новорожденный демонстрирует около 75 рефлексов. Контроль рефлекторной деятельности имеет большое значение, ведь именно этот параметр позволяет в полной мере оценить физическое развитие ребенка в этот период.

За 28 дней новорожденный осваивает множество полезных навыков:

  • фиксирует взгляд на лице мамы или другого взрослого человека;
  • пытается приподнять и удержать голову;
  • различает голос мамы;
  • узнает запах матери и ее прикосновения;
  • активно двигается.

Развитие младенца не прекращается ни на минуту. Если в первые дни жизни ребенок почти не реагирует на происходящее вокруг, то уже к концу первого месяца жизни он просыпается от громких звуков и различает голоса родителей. Развитие слуха идет одновременно с развитием зрения новорожденного. Спустя 2-3 недели после рождения малыш отчетливо различает лица людей и крупные предметы на расстоянии 20-30 см.

Развитие новорожденного оценивает педиатр при посещении на дому. В первый месяц доктор должен повидаться с малышом 4 раза. Через 28 дней после рождения ребенка вместе с мамой будут ждать в детской поликлинике для планового осмотра. По результатам обследования врач даст свои рекомендации по уходу за грудничком в первые месяцы жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.