Может ли здоровый ребенок заменять указательный жест. Особенности жестового общения детей

Это столь нелюбимое некоторыми родителями указывайте пальцем, сопровождаемое столь же ненавистным «lt;Ы?». Родителям кажется, что ребенок ведет себя невоспитанно и глуповато. Меж тем психологи относятся к этому жесту с гораздо большим уважением. Вот отрывок из сочинений корифея советской детской психологии Л. С. Выготского:
Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко отстоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация исходная для дальнейшего развития... Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других. В ответ на неудавшееся хватательное движение ребенка возникает реакция не со стороны предмета, а со стороны другого человека. Первоначальный смысл в неудавшееся хватательное движение вносят, таким образом, другие. И только впоследствии, на основе того, что неудавшееся хватательное движение уже связывается ребенком со всей объективной ситуацией, он сам начинает относиться к этому движению как к указанию.
Ребенок приходит, таким образом, к осознанию своего жеста последним. Его значение и функции создаются вначале объективной ситуацией и затем окружающими ребенка людьми. Указательный жест раньше начинает указывать движением то, что понимается другими, и лишь позднее становится для самого себя указанием".
На этом этапе могут появляться первые, еще очень беспорядочные слова. Чаще всего они являются плодом совместного творчества родителей и ребенка. Например, младенец беспечно вокализует - Ма-ма-ма-ма-ма...
А мама радостно подхватывает, тыкая себя в грудь:
1 Цит. по: Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Электронный ресурс]. iprofit.ru/books/88275.htm1

Да, да - мама! Я - твоя мама!
У Алеши на этом этапе нам удалось вычленить очаровательный словарик из пяти слов.
"Мама" (очень неопределенно). «lt;Туда!* (сопровождалось указующим жестом, очень напоминающим жест Ленина на броневике). «Надо!» (в ответ на нельзя). «Дай!» и «Ам-ам!* (без комментариев).
Через полгода от этого словарика не осталось ничего. «lt;Мама* стало употребляться гораздо четче и определеннее, «туда* и «надо* исчезли бесследно, «дай!» превратилось в «дать!* (от вопроса «Дать тебе...»), а «ам-ам» почему-то в «ням-ням*. Кроме того, появилось еще не меньше двух десятков новых слов. Словом, на этом этапе словообразование у ребенка идет еще очень причудливо и непредсказуемо, что весьма затрудняет жизнь мамам, ведущим списки освоенных слов.
Но так или иначе, если ребенок получает ответ на свой главный вопрос *Ы?», его пассивный словарь (слова, которые он понимает) непрерывно растет, а значит, будет прирастать и активный словарь (слова, которые он может произнести).

Обратите внимание на собеседника во время разговора. Как часто он жестикулирует, сопровождая тем самым свою речь? Насколько эмоционально он это делает? Какие действия пальцами проскальзывают?

Многие люди прибегают к помощи рук во время беседы, чтобы придать своей речи более яркий эмоциональный окрас. Иногда при помощи жестов пальцами можно понять, в каком настроении пребывает человек или что на самом деле он хочет донести до собеседника.

Поднятая вверх ладонь

В большинстве стран поднятая вверх ладонь обозначает сигнал "стоп". Такое ее применение используется в процессе разговора, чтобы остановить собеседника.

Вторым обозначением является "приветствие" или "прощание", когда на короткое время ладонь поднимают вверх. А вот у народов Греции это оскорбительный жест, после которого незамедлительно последует конфликт.

Соединение кончиков пальцев обеих рук

Когда собеседник складывает кончики пальцев вместе, можно сразу понять, что он преисполнен спокойствием и уверенностью в себе и своих знаниях. Такие люди скупы на эмоции и весьма уравновешены.

Также жест обозначает момент раздумия и принятия решения. В такой интерпретации он использовался несколько сотен лет назад на судейских заседаниях.

Скрещенные указательный и средний пальцы

Во многих странах Запада на удачу. В России этому жесту соответствуют два обозначения: на удачу и как отмена своих слов. Когда человек дает какое-либо обещание, которое не собирается сдерживать или же его речь недостоверна, то он за спиной держит скрещенные пальцы, чтобы "снять с себя всю ответственность" за сказанное.

А вот в Ватикане, показывая этот жест собеседнику, человек наносит ему оскорбление, поскольку в этой стране такое сплетение пальцев означает женские половые органы.

Зовущий жест указательным пальцем

На территории России, а также во многих европейских и западных странах вытянутым вперед и загибающимся указательным пальцем подзывают кого-либо, однако он считается "жаргонным" символом и не используется при культурном общении. В странах Азии эта жестикуляция является запрещенной. На Филиппинах таким способом зазывают собак, поэтому его использование в отношении к человеку унизительно и оскорбительно.

Кукиш

Такой знак в разных странах интерпретируется по-своему. Так, у жителей России это выражение отказа, причем в грубой форме. А для бразильцев - наоборот, символ доброжелательности, которым желают крепкого здоровья и удачи. Поэтому в этой стране его используют довольно часто.

Средний палец

Этот жест в большинстве цивилизованных стран является непристойным, оскорбительным. Он символизирует мужские половые органы, причем в таком обозначении средний палец применялся еще во времена древних римлян.

Кулак

Когда все пальцы на одной или обеих руках прижаты к ладони, то есть сжаты в обозначает враждебную настроенность человека.

Возникновение жестов пальцами

Использование пальцев рук во время разговорной речи или отдельно от нее начало свое существование многие столетия назад, еще во времена становления цивилизации. Особенно часто жесты были задействованы в религиях.

У христиан движения пальцами, складывание их в различные сплетения применялись во время прочтения молитв, богослужения.

У мусульман каждая фаланга пальцев, а также ладонь наделены буквой алфавита.

Во Франции, когда были организованы различные тайные сообщества, при помощи жестов пальцев и рук общались члены этих обществ. Причем жесты были известны только им и были тайными.

В китайской медицине при помощи пальцев проводили лечение всего организма, нажимая на особые точки. Поэтому в азиатских странах руки - это также символ здоровья, и жестикуляции при их помощи оскорбительных знаков запрещены.

Со временем использование пальцев как способ общения укоренилось в общественной жизни и стало дополняться новыми символами, менять свое значение. Сейчас большинство людей пользуются таким способом общения, порой бессознательно, выражая свой эмоциональный всплеск.

Для людей с ограниченными возможностями это единственный способ взаимодействия с окружающим миром. Следовательно, жестикуляцию пальцами нельзя игнорировать при общении.

анонимно

Здравствуйте, меня беспокоит отсутствие у ребенка указательного жеста.Всегда ли это показывает наличие диагноза, аутизм например? Ребенка год и восемь, очно консультировалась у дефектолога,психолог- никаких особенностей не нашли. В целом мальчик приветливый жизнерадостный, физически хорошо развит, сам ест ложкой, просьбы выполняет, словарный запас очень маленький: мама, дай и то редко, в основном на своем разговаривает.С детьми играет.

анонимно

Ребенку 1 год и 8 месяцев. Не всегда реагирует на имя, выполняет просьбы дай- принеси- пошли-садись. Обращеную речь понимает но нп всегда. Никогда рп моказывает пальцем, вобше ничем не показывает на вопрос где папа? Где киса? Хотя видно что понимает, находит глазами, улыбается. В книжках тоже не показывает животных. Меня это очень волнует. Есои ему что то нужно он берет за руку и ведет.Развивался по возрасту пополз в семь, пошел в десять. Слов тоже почти нет мама, дай и то очень редко. Что это может быть? Зрр? Обращались очно к психологу, дефектологу, логопеду- дали рекомендации, но сказали особенностей не видят. Меня мучает этот указательный жест, получается что попросить он может только криком, пока не угадаю что ему надо. Хотя я постоянно проговарию: что тебе дать? Что ты хочешь? Показываю его пальчиком. Помогите пожалуйста разобраться!

Часто такая озадаченность чем-то мамина,которая представлена здесь как страх и напряжение, просто фиксируется в ребенке как страх и - не идет,застревает то или иное умение,навык,а то и функция. Как с энурезом,стоит мальчика один раз наказать,показать что это невозможная стыдная глупая страшная "вещь",так и энурез становится реактивным неврозом. Попробуйте некоторое время не просто показывать его пальчиком,а мягко просто играя это делать,а лучше не делать вообше - забыть о том,что у ребенка этого не получается. Думаю,что если мои коллеги не увидели проблем - то их нет. И вообще он показывает ГДЕ! ГЛАЗАМИ,УЛЫБКОЙ,но вы же - упрямитесь вам этого мало! Успокойтесь и играйте больше с ребенком! Речь связная для такого возраста у мальчиков может быть не активной.Главное развитие пассивного словаря и умение общаться,а он как я поняла,если с ним быть в контакте,умеет! И просит не только криком,он берет вас и подводит,а это уже просит. Если вы будете демонстрировать в ответ реакцию раздражения,волнение и нетерпение - еще больше его затормозите.Превращайте все моменты общения с ребенком в счастливые,больше играйте,пусть он чувствует от вас не страх а любовь,больше его ласкайте,телесно подпитывайте,давайте тепло и все наладится!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.