Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста. Сущность духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание в жизни общества

Постоянная убыль народа - это лишь внешнее проявление глубинных болезненных изменений, происходящих в сознании современных русских людей. Такое происходит, когда народ теряет волю к жизни, забывает о воспитании - о естественном для каждого здорового сообщества живых существ воспроизводстве и преумножении себя в череде поколений. В человеческих сообществах, отличающихся от просто животных особым качеством - духовностью, и воспитание должно быть прежде всего духовным. Даже телесное питание, особенности кухни разных народов обязательно основываются на каких-то мировоззренческих, как правило, вероучительных представлениях (на целом ряде духовно обоснованных правил воздержания, на пищевых запретах и т.п.). Точно так же телесные упражнения, игры и боевые искусства разных народов коренятся в их духовно-обрядовых преданиях (и если, к примеру, какие-то русские подростки углубленно изучают китайское боевое искусство ушу, то вместе с тем они духовно впитывают китайский пантеизм, воспитываются на нем и образуют из себя, сами того не понимая, некое подобие секты, отсеченной от живого целого собственного народа, и некую, пусть нелепую, прививку к китайскому народному древу).

К сожалению, лишь совсем недавно, на рубеже тысячелетий, губительность исчезновения воспитательного начала из образования и всей культуры осознали на самом высоком государственном уровне, после чего была написана и принята федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». На местах были созданы и выполнены свои подпрограммы данной направленности (например «Патриотическое воспитание населения Новгородской области на 2002-2005 годы»). Сейчас приняты и действуют программы на 2006-2010 годы.

Таким образом, хотя бы в последние годы деятельность Министерства образования определяется стремлением к срочному и всемерному восстановлению воспитательного начала в народном образовании на всех уровнях: от начального школьного до высшего. Правительством России утверждена «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Как отметил в 2002 году на Х Международных Рождественских образовательных чтениях В.М. Филиппов, в то время занимавший пост министра образования Российской Федерации, «этот документ подытожил многолетние дискуссии о путях развития обучения и воспитания подрастающих поколений. Образно говоря, он вернул государство в сферу образования, восстановил подвергавшийся непростым испытаниям союз государства и общества в деле просвещения молодежи. Это событие заключает в себе значительный духовно-нравственный смысл. И вот в чем он состоит. Первое. Воспитание рассматривается в Концепции “как первостепенный приоритет в образовании”. Цитирую конкретнее решение Правительства России: “Воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - это формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания и духовности”».

Эти общие методологические установки, а также их испытание в ходе выполнения государственной и областных программ патриотического воспитания стали основой для намеченного на 2008 год системного преобразования всей воспитательной работы в сфере народного образования. Ожидаемое обновление существенно затронет содержание передаваемых от поколения к поколению знаний. В частности, с 2007 года обсуждается новая образовательная концепция, согласно которой предполагается введение с 2009 года в очередное поколение государственных стандартов общего образования целой образовательной области «Духовно-нравственная культура»: «Предлагаемые в Концепции решения позволят продвинуться от имеющейся в настоящее время относительной возможности (выделено авторами Концепции. - А.М.) систематического изучения духовно-нравственной культуры общества, в том числе религиозной, приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и традициям своей семьи, народа в общедоступной государственно-общественной (светской) школе - к гарантии такого образования как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса» . Очевидно, что уровнем только среднего образования предполагаемое обновление не ограничится и впоследствии затронет все другие уровни образовательной системы - от дошкольного до высшего профессионального.

Теперь мы заново осознаем простую и очевидную истину: отвлеченных и непременно общеполезных знаний попросту нет, всякое знание добывается благодаря определенному мировоззрению и несет на себе отпечаток этого мировоззрения, его образ, и как раз этот заложенный в знании образ бытия способствует образованию человеческой личности, души. Знание является пищей духовной для человека, оно питает, воспитывает душу, усваиваясь ею, становясь своим для нее. В этом и заключается глубинная сущность воспитания как развивающего, образовывающего и образующего духовного питания.

Так что говорить о совершившейся в былые годы утрате воспитательного начала в образовании можно лишь в определенном смысле - в смысле отказа от государственного управления в этой области. На самом деле человек вместе со знаниями в любом случае все равно получает определенную пищу, вот только общество, народ порою не желает следить за этим сверхважным делом, пускает его на самотек, и тут-то воспитание, действительно, может пошатнуться и даже превратиться в нечто противоположное, поскольку вместе с доброй духовной пищей в потоке знаний, не подлежащих проверке опытных людей, может попасться и пища отравленная, злокачественная, то есть и не пища уже, а губительный яд, который не воспитывает, а разрушает душу (крайний пример такого «воспитания» - обучение детей в преступных сообществах, вследствие чего получаются «хорошие» преступники, но плохие люди).

К счастью, в действительности общественное воспитание народа не может идти совсем стихийно и неуправляемо. Даже в случаях крайнего небрежения оно все равно складывается из более-менее сознательных, хотя и разрозненных действий, предпринимаемых в отдельных семьях ради продолжения рода (а из растущих родов, говорящих на одном языке и верующих в одного Бога, образуется на-род ). Однако гораздо более действенным общественное воспитание оказывается при сознательном, целенаправленном и последовательном воздействии на все общество в целом, и в этом случае особенно важным оказывается подбор духовной пищи. Распознание духовных свойств знания на основе имеющегося у старших поколений опыта как раз и является одной из основных задач воспитания (наряду с добычей самих доброкачественных знаний).

Стремительный возврат в чиновно-государственный язык понятий «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «духовное воспитание», «гражданское воспитание», «патриотическое воспитание» таит в себе опасность омертвления глубинных корневых смыслов этих слов, то есть тех смыслов, которые развивались в течение многих веков нашей народной истории под солнцем Православия, но в XX веке значительно поблекли под воздействием бездуховной власти.

В частности, понятие духовное воспитание в своем полном, не усеченном объеме предполагает веру не только в духовность, бесплотность человеческой души или, если угодно, личности с ее сознанием и сверхсознанием (по словоупотреблению современной науки), но также обязательно и веру в бытие сверхчеловеческих духов, как добрых, так и злых, и, прежде всего, веру в бытие Божиего Духа. При этом надо помнить, что духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так и злой, как нравственной, так и безнравственной. Поэтому все чаще теперь употребляемое и, казалось бы, громоздкое выражение «духовно-нравственное воспитание» не представляется излишним.

Нравственность

Целью воспитания является выработка у отдельных людей и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности - своеобразного умения и навыка выбирать и совершать в любых жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится , но только то из понравившегося, что в свете имеющегося общественного опыта не губительно, не вредно для жизни и поэтому будет способствовать ее продлению, а значит, и сохранению самой возможности выбирать понравившееся в дальнейшем. Простой пример: если человеку по неведению понравится какой-то красивый, вкусный, но смертельно ядовитый плод и он его съест, то в будущем уже не сможет повторить подобный выбор. Подобно пище телесной, пища духовная несет в себе некий внутренний заряд воздействия на человека, в данном случае воздействия духовного, мировоззренческого, суть которого, в конечном счете, сводится либо к утверждению, либо к отрицанию жизни, то есть либо к нравственности, либо к безнравственности. Всякое мировоззрение, отрицающее вечность и непреходящую ценность частного, неповторимого человеческого существования (разные виды атеизма, пантеизма), по сути, является безнравственным, ибо так или иначе внушает идею конца, пресечения данной частной человеческой жизни. Такое мировоззрение может логически оправдать любой вид насилия над другими и над собой, любой вид самоуничтожения (например употребление наркотиков или прямое самоубийство в обстоятельствах кажущегося жизненного тупика).

Нравственность с ее тягой к сохранению и бесконечному продлению человеческой жизни неизбежно связана с вероисповеданием , ибо только на основе веры как совершенно особого вида познания можно объяснять целостность и неохватную бесконечность бытия. В жизни каждого народа вырабатывается свой нравственный (или относительно нравственный) взгляд на мироздание в целом. В частности, все основательные научные теории, включая самые современные (не говоря уже о больших древних мифологиях, предшествовавших науке) в той или иной степени опираются на веру в какой-то образ бесконечного бытия. А бесконечность бытия по самой своей сути откликается на любую веру, и вера начинает работать, по жизни доказывать свою истинность, верность (коренной смысл слова «вера» как раз и обозначает самое глубокое и непосредственное соприкосновение с истиной). Вера как таковая есть «осуществление ожидаемого» (Евр. 11: 1) Другое дело, насколько вера нравственна: именно настолько она и продлевается в своем существовании, и народ, исповедующий ее, не пропадает с лица Земли.

Здесь мы подошли к еще одной особенности воспитания: оно является не только нравственным, но нравственным в определенном вероисповедном смысле. И смысл этот различен у разных народов.

Вероисповедный нрав народа образуется, созревает веками, а в некоторых случаях и тысячелетиями. Если эта нравственность сильна, справедлива, истинна, то она способствует продлению народной жизни, а если ложна - пресечению (в данном случае следует говорить уже о впадении народа в губительную безнравственность). История свидетельствует: если какой-то народ попустительствует распространению в своей среде безнравственности (в любых известных и доказанных опытом проявлениях), он начинает слабеть и распадаться. То же самое совершается и в пределах частной жизни каждого человека. Не случайно безнравственность еще определяют как растленность.

Для России государствообразующим народом стали русские, а народообразующей верой - Православие. Что бы ни говорили современные неоязычники, дохристианское язычество славян не породило единого мощного государства (тем более столь обширного, как позднейшая православная держава), как не породило оно и единого мощного народа, скрепленного, связанного в одно целое общей верой в определенное мироустройство. Вера запечатлевается в языке, в словесных понятиях, и единый общепонятный язык становится основою, духовным корнем народа. Язычество не может породить такого единого мощного народа по самой своей сути: оно создает бесконечное множество «богов» - чуть ли не для каждого куста и каждой кочки - и способствует не столько объединению народа, сколько раздроблению на отдельные соперничающие роды и семьи, на обособленные, частные, пораженные тягой к бесконечному раздроблению языки (в этом смысл понятия «язычество»).

Упадок, казалось бы, православнейшей России к 1917 году свидетельствует лишь об одном - об утрате внутренней силы народной веры, о вероотступничестве, которое неуклонно возрастало в течение второй половины XIX века, а постепенное усиление страны после 1917 года свидетельствует о подспудном восстановлении православной веры в народе. И все-таки навязываемая сверху ложная материалистическая вера (глубоко безнравственная и самоубийственная в самой основе своей) не могла питать здоровой народной жизни и создать прочное государство. Чтобы существовать долго, само государство должно поддерживать определенную и притом правильную (верную) веру. Болезненный кризис конца XX века - окончательное доказательство слабости и разрушительности избранного после 1917 года безбожия и в то же время свидетельство прорыва наружу, из-под спуда, глубинной православности, которая, как свидетельствует наша более чем тысячелетняя история, способна при соблюдении своей чистоты возродить и народ, и государство.

Общей закономерностью исторической жизни народов является воздаяние через поколение. Недаром библейский Моисей водил свой народ по пустыне сорок лет: за такой срок можно постом, молитвою и покаянием заслужить землю обетованную, а можно и наоборот - безнравственными поступками обречь дотоле благополучную страну на какие-нибудь казни египетские.

Население, граждане и патриоты

В последнее время заговорили о патриотическом воспитании граждан , а также населения. В связи с этим надо прояснить коренной смысл названных понятий и определить их подлинное соотношение.

Патриотическое воспитание является высоким проявлением доброкачественного общественного воспитания. Как никакой другой вид воспитания оно нацелено на сохранение, воспроизводство и преумножение народа. Эта коренная особенность патриотического воспитания отражается в самом наименовании. Слово « патриотизм» , подобно большинству выражений на «-изм», применяемых для обозначения отвлеченных понятий, является у нас сравнительно новым. Раньше него, со времени Петра I, в русском языке укоренилось слово « патриот», которое является передачей древнегреческого «патриотис» («соотечественник», а оно вместе с «патриос» - «отчий, отечественный, прадедовский», в свою очередь восходит к «патир» - «отец, родитель»). Таким образом, в истоке понятия «патриотизм» содержится представление о самых близких и теплых, воистину семейных отношениях в обществе. Еще до Петра I, в древнерусском языке, возникает свое слово для выражения данного понятия - отчизнолюбие . В первой половине XIX века утверждается близкое, но более широкое по смыслу понятие народности . Само слово «народность», возможно, изобрел кн. П.А. Вяземский в 1819 году в качестве снимка с французского nationalité, во всяком случае, он сам так считал: «Слово, если нужно, оно укоренится… Окончание “ость” - славный сводник» .

Патриот ощущает себя соотечественником, сродником всему народу как большой семье. На этом уровне человеческих отношений стремление к личным выгодам сменяется жертвенностью во имя сохранения и продолжения жизни целого - большой народной семьи, в которой достижения каждого становятся общим достоянием, а общее достояние служит каждому соотечественнику. Как высшее выражение человеческого достоинства патриотизм представляет собой явление исключительно духовного порядка, не имеющее ничего общего с родо-кровными, по сути животными, связями, на основании которых возникают расизм, национализм (с такими частными проявлениями как шовинизм, фашизм, иначе говоря - нацизм). В западноевропейской культуре латинское по происхождению понятие «нации» (nātio - «рождение, род, народ») развивалось в двух противоположных направлениях, стремясь достичь и там и там крайности: с одной стороны, усиливая родо-кровные, языческие корни понятия и переходя, таким образом, в нацизм, с другой - усиливая в нациях общечеловеческие черты, стирая частное своеобразие и переходя через интернациональность к наднациональной безлико-серой «всечеловечности».

Славяно-русский, православный по духовному основанию патриотизм (также как и греко-православный, византийский) нацелен на многоцветное, многонародное развитие рода человеческого в целом. Это исключительно созидательное состояние народного духа, чуждое любому подавлению любого другого народа. В то же время патриотическое настроение духа естественным образом проникает и в родо-кровные отношения соотечественников внутри одного народа, одухотворяя эти отношения. Здесь прямо сказывается не забытое Православием евангельское откровение о предустановленной свыше таинственной духовно-языковой сохранности каждого из возникших в истории народов («языков», по-старославянски) вплоть до конца света и Страшного суда над всеми этими народами (более того, в Евангелии утверждается дальнейшая вечная жизнь этих народов как неких соборных личностей): «Егда же приидет Сын Человеческий в славе Своей… тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы; и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ; и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю… И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Мф. 25: 31-33, 46).

Патриотическое чувство неразрывно с желанием рождать и воспитывать детей, пестовать внуков и правнуков не просто на родной земле, но в среде своего народа, своего родного языка и передаваемого этим языком миропонимания, которое в основе своей объединяет соотечественников, не позволяет им ослабляться во внутренних раздорах, помогает ставить и достигать общие жизненные цели. Патриотом нельзя стать без глубокого постижения своего народного языка и без осознания его как именно родного. На таком уровне язык начинает усваиваться вместе с молоком матери, и поэтому подлинному патриоту дóлжно родиться в данном отечестве и получать в нем изначальное воспитание.

Население в широком смысле - это все, кто проживает на данной земле, населяет ее, включая и патриотов. Однако вместе с патриотами проживают и явные не-патриоты. Они обозначаются понятием населения в узком смысле, являясь противоположностью патриотов-соотечественников. Лишенные патриотического сознания насельники, сожители одного места объединяются преимущественно хозяйственной, деловой привязкой к данному месту, причем привязкой не обязательно постоянной. Понятое таким образом население обладает сознанием временщиков, кочевников, наемных работников, подселенцев, которые живут по закону: «Моя хата с краю, я ничего (и никого) не знаю». Мощную прослойку в населении составляют убежденные, сознательные преступники разного рода, образующие безродные или же родо-кровные тайные сообщества. У населения нет сознания своей принадлежности к местному государствообразующему народу, отечеству, родине, нет и любви к этим жизненным данностям. Подселенцы часто осознают себя принадлежащими к какому-то другому, не коренному для данного места народу и сознательно не желают изучать язык коренного народа, тем более признавать его родным и воспитывать на этом языке собственных детей. Такие внутренне замкнутые сообщества поселенцев (включая и прямо преступные сообщества) образуют своеобразные государства в государстве, обычно становясь передовыми, наступающими отрядами других народов, патриотами которых они себя в некоторых случаях осознают.

Вместе с тем среди новых поселенцев всегда находятся люди, искренне желающие включиться в семейное целое коренного народа, остаться на данной земле, в данной стране и воспитывать своих детей, а тем более внуков, на данном коренном языке как уже родном для них. Каждое здоровое государство, каждый полноценный народ приветствует такое пожелание своих гостей и, установив испытательный срок в несколько лет (в каждом государстве свой), награждает поселенцев достоинством граждан как переходной ступени на пути вхождения в состав государствообразующего народа.

Гражданство является знаком включенности в государство, осуществляющее признанную народом власть. Граждане, по коренному смыслу этого понятия, отличаются оборонным сознанием жителей «града», объединенных принадлежностью не просто к определенному месту жительства, но месту своему, дорогому для себя и потому огражденному, огороженному, защищенному. Данное слово образовано от старославянского «град» - огражденное место (по-русски - «город», огороженное место). Понятие восходит к древним городам-государствам (в частности, греческим полисам). В настоящее время понятие «граждане» обозначает признанных, узаконенных обитателей всех населенных мест в составе определенного государства, ограждающего их своею властной и законодательной защитой от внешних враждебных воздействий. Граждане собственно и являются основной силой государства, они объединены стремлением к совместной самозащите от любых внешних угроз, а также желанием внутреннего благополучного развития своего целостного сообщества. Отсюда устойчивое понятие «гражданская оборона» и противоположное понятие «гражданская война» (первое соотносится со здоровым состоянием гражданского сознания, второе - с его болезнью и распадом). Граждане признают свои определенные обязанности перед данным замкнутым сообществом людей, а сообщество в виде государства наделяет граждан определенными правами, преимуществами, которых лишены не-граждане. Граждане должны на определенном, достаточном для общения уровне овладеть коренным государствообразующим языком, хотя и не обязаны признавать его родным. Образованию собственно гражданского сознания способствует гражданское воспитание . Гражданское сознание поддается более точному юридическому описанию по сравнению с сознанием патриотическим, основанным на высших духовных качествах человека: любви, совести, вере, верности.

Патриотическое воспитание может относиться к населению в целом, а может - и к более сплоченным, упорядоченным слоям населения - гражданам и патриотам. В ныне действующей государственной программе патриотического воспитания речь идет о гражданах, а не о всем населении России, хотя и население, еще не получившее гражданство, в целом неизбежно охватывается данным воспитательным воздействием, благодаря этому постепенно преобразуясь в граждан и патриотов.

Наше государственное мышление в его новейшем состоянии близко к тому, чтобы признать, если можно так выразиться, неслиянность, но и нераздельность российского государства и Православной Церкви. В области государственного управления народным просвещением об этом впервые возвестило письмо Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”». В приложении к письму, между прочим, говорится о «выдающемся значении православной христианской религии в истории и современной жизни российского общества и государства, месте православной культуры в отечественном историческом и культурном наследии». Именно веющий от этого письма сокровенный дух будущего государственного развития, а не рассудочно-логическое содержание, ничего нового в уже наличное состояние народного образования не привносящее, так встревожил современную либеральную общественность. Понятие гражданственности сближается с державностью, патриотизм - с народностью и православностью, и все это предсказывает возможное восстановление триединства «Православия - самодержавия - народности». Во всяком случае, государство на наших глазах движется навстречу Церкви, словно бы вспоминая о достоинствах и возможностях древней византийской и русской симфонии властей.

Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700 . (2007 год.)

Письмо П.А. Вяземского в А.И. Тургеневу от ноября 1819 года // Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. М., 1959. C. 385.

Раскрытие сущности человеческого духа, сохранение и укрепление здоровья тела, воспитание, обучение чтению, счёту и письму, основам наук, а также обучение конкретной специальности с помощью соответствующих образовательных программ и есть многоуровневая, едино множественная цель общего и профессионального образования, единая цель человеческой жизни.

Универсальная задача образования ХХ1 века - осознание и раскрытие человеческой души – истинного, бессмертного человека, который создаёт по своему образу и подобию новое, духовное общество и новую, духовную цивилизацию. По отношению к обществу задача образования заключается, прежде всего, в постижении обучающимся национальной идеи России.

По отношению к природе - воспитывать в человеке разумно нравственное отношение к ней и к её высшим силам.

По отношению к самой себе задача образования заключается в его расширенном само воспроизводстве как целостной, духовно нравственной системы обучения и воспитания.

Метод педагогической деятельности является главной составляющей идеей образования, ибо он превращает педагогическую мысль в практику. Это и есть реально действующая, практическая педагогика. Универсальный метод образования есть практически действующее самосознание предмета, реализующее свою универсальную цель – духовное рождение человека

Подход к проблеме духовно – нравственного образования

По своему понятию педагог есть живой носитель смысла жизни и образования.

Истинное назначение педагога – духовное творение человека, рождение его в общей культуре.

Душа – это поток переживаний человека, помыслов, чувствований, болевых ощущений; приятных и не приятных, значительных и не значительных состояний; воспоминаний и забвений, деловых соображений и праздных фантазий и т.д.

Известный физиолог академик П.М. Ершов и Ю.П. Вяземский в своей работе “Происхождение духовности” (М., 1989) предприняли попытку комплексно охарактеризовать истоки духовности, её историческое происхождение и современные формы бытия. Итоги анализа показали, во- первых, что духовность есть такое состояние личного сознания, при котором умелое использование духовных ценностей служит развитию познания во благо других людей, реализует любовь к ним. Во- вторых, религиозная и светская формы духовности в условиях цивилизации вырастают из одного корня – страсти к добру как желанию блага для других. Духовность есть обретаемое в жизни качество гуманистической личности. В- третьих, духовность есть абсолютно позитивное свойство человеческого рода. Она развивается в постоянном преодолении относительно бездуховности усилиями самой личности при благоприятных общественных условиях. Духовность, в- четвёртых, означает гармоничное сочетание эмоционального и интеллектуального начал сознания личности.

“Жизнь детей во многом задаёт бумажный век и недостаток в живом, красочном мире… . Нельзя раскрывать лишь одну плоскость мира. В этом отношении искусство, художественное творчество является той самой новой плоскостью, которая необходима для полноты человеческой жизни”. Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости воспитания с яркостью говорят наши дни. Человечество, лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст новый лучший мир без духовного обучения.

Что же такое духовное воспитание и обучение?

Что под этими словами подразумевают несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

Строго религиозное воспитание в рамках, какой- либо одной концессии;

Воспитание души ребёнка через культуру: литературу, историю, музыку, живопись.

Воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.

Но разве в жизни можно отделить одно от другого? Если исключить религиозное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: Что такое Бог? Почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? и т.д.

Когда-то философ Рене Декарт говорил: тот, кто сможет всё рассказать о себе, тот опишет всю Вселенную. Но для простого смертного это задача невозможна. Для этого нужен талант. Любой роман, любая картина или симфония – это рассказ художника о себе. Внутреннее Я и делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины.

“Искусство не есть наслаждение, утешение или забава; искусство есть великое дело. Искусство есть орган жизни человечества, переводящее разумное сознание людей в чувство” (Л.Н.Толстой).

Всё больше выкристаллизовалась мысль о том, что предметы, в основе которых лежит искусство в процессе восприятия творческой деятельности, более всех других школьных предметов способствуют формированию отношения к миру и самому себе.

Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он воспитывается и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Платон утверждал, что человека ничему нельзя научить, если понимать учение, как перекладывание занятий из одной головы в другую. Человек должен сам все вспомнить.

Все это, однако, не означает того, что не нужно учиться, не нужно овладевать обычными знаниями, не нужно изучать то, что люди до тебя давно знали. Ты то ведь не знаешь. Чтобы подняться на уровень большого сознания, нужно постоянно и всесторонне развивать малое, создавать себе опору для дальнейшего прыжка в неизвестное.

Опыт преподавания ИЗО искусства показал, что в педагогике искусства не хватает самого искусства, что тяготение методик преподавания предмета к принципам преподавания предметов естественно-научного цикла лишает их ценнейшего средства – не только учить но и воспитывать.

Искусство есть такое воздействие на людей, при котором в душах их таинственное становится – очевидным, смутное делается – ясным, сложное – простым, случайное – необходимым.

Как же это донести до ребёнка, как сделать так, чтобы зажглась, проявилась, та маленькая искорка, которая непременно есть в душе каждого ребёнка? Какими способами дать почувствовать и прочувствовать самого себя и весь этот мир?

Первый способ передачи – самый обычный – слова. Второй способ – это пластическое искусство, рисование и лепка, - наука о том, как для глаза передать то, что знаешь другому. И третий способ – музыка, пение, наука, как передать своё настроение, чувство.

Каждому педагогу необходимо понимать Мир Детства. Речь идёт не о том, чтобы с вершины педагогической мудрости снизойти к прозаическому миру детских интересов. Речь идёт о том, чтобы подняться к тонким истинам Мира Детства. Подняться, а не снизойти.

Есть два удивительных источника очищения души – это природа и искусство. “Природа будет действовать на нас со всей своей силой, только тогда, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость, наша печаль, придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений от прожитой жизни” (К.Паустовский).

Язык искусства отличается от природы, он создан руками человеческими, но и ему присуща власть над душой. Музыка, поэзия, архитектура, живопись, наполняют душу каждого, кто к ним прикоснётся. Говорят о том, что душа – это волшебная тайна Бога и, когда она зажигается Его светом, она становится удивительно прекрасной. А творчество – это великая молитва души. Это когда душа отдаёт свой свет людям.

Одним из проявлений духовного я является творческая интуиция художника, поэта, философа, учёного.

М. Шагал писал: “Искусство – это состояние души, а душа свята у всех нас ходящих по этой грешной земле”. Язык искусства создаётся человеком, но это божественный язык. Невозможно представить себе духовное воспитание ребёнка без музыки, живописи, поэзии.

Созерцая прекрасное произведение, человек, одарённый чувством, вкушает, кроме самих звуков и их сочетаний, ещё что- то другое, что можно назвать внутренней красотой. Как бы позади звуков и сквозь них мы воспринимаем ещё нечто невысказанное, о чём в словах можно дать только слабый, несовершенный намёк, звуки, краски и линии воспринимает наши ухо и глаз, а то невысказанное, о чём они говорят, воспринимает непосредственно наша душа.

Звуки музыки, слова лирического стихотворения, образы пластических искусств, природы или человеческого лица, добрые поступки пробуждают в нашем сердце что- то иное, говорят нам о чём – то далёком, непосредственно недоступном, смутно различаемом; нашей души достигает весть о чём- то потустороннем, запредельном. До нашей души, согласно Франку, доходит голос как бы издалека, говорящий о некоем лучшем, высшем мире. Совершенно несущественно, называем ли мы это голосом совести или голосом Бога. Важно лишь то, что мы испытываем в интимной глубине нашего сердца живое присутствие и действие некой силы, о которой мы непосредственно знаем, что это сила высшего порядка, что нашей души достигла некая весть издалека, из иной области бытия, чем привычный, будничный мир.

Искусство божественно и впечатляюще. Это пища для ума и сердца. Оно обладает чудесным влиянием на сердца детей, ибо сердца их чисты, и всё это имеет огромное воздействие на них. Скрытые таланты, которыми наделены сердца детей, могут раскрыться под его неуклонным воздействием.

Детское творчество и духовность

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания, в том числе художественных способностей, видится в формировании эстетического отношения в мире – к искусству, природе, людям и, наконец, к самому себе – через развитие умения воспринимать и создавать художественные образы. При этом художественный образ понимается как “знак” для передачи эстетической информации; специфический способ и форма отображения действительности в её конкретных проявлениях; форма оценочного выражений мыслей, чувств и отношений, а выразительность – как способность художественно реализовать свои отношения, мысли и чувства.

Следует заметить, что художественный образ лежит в основе всей передаваемой детям визуальной культуры (а не только искусства) и является центральным, связующим звеном в системе педагогического опыта. При этом развитие способности воплощать в образах свои чувства и размышления с помощью различных выразительных средств – наиболее сложная задача художественного воспитания.

художественные способности наиболее успешно формируются тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт соответствующие образы в своём воображении при восприятии произведения искусства, параллельно участвуя в доступных ему формах деятельности.

Способности к изобразительной деятельности предполагают лёгкость создания образов изобразительно – выразительными средствами, основанием которой служит интуитивно – эмоциональное синкретическое восприятие.

Изобразительная деятельность – основной путь развития способностей ребёнка, так как способности проявляются и развиваются в адекватной деятельности. Изобразительная деятельность – тот вид художественного творчества, в котором активность ребёнка приводит к наглядным, осязаемым, ощутимым результатам.

Развитие изобразительной деятельности происходит в контексте внутреннего переосмысления, что позволяет ребёнку передавать не только содержание темы, но и своё личное отношение к ней.

Мотивы художественного творчества развиваются не изолированно. Они определяются атмосферой, в которой живёт ребёнок, условиями, в которой он формируется как личность и как творец. Происходит освоение мира изобразительно – выразительными средствами и при наличии соответствующей возрасту “Я – концепции творца”.

В связи с этим представляется, что развивающиеся художественные способности – это Ценность не только и не столько педагогическая, но и социальная. Лучше сказать социально – педагогическая.

Как считал философ В.Соловьёв, “для своей настоящей реализации добро и истина должны стать творческою силою в субъекте, преобразующею, а не отражающею только действительность… свет разума не может ограничиться одним познанием, а должен сознанный смысл жизни художественной воплощать в новой, более ему соответствующей действительности….творить в красоте”. Эта идея объединяет помыслы и надежды двух веков, в которых нужны не “лишние люди”, а творцы – глубоко мыслящие, тонко чувствующие, созидающие прекрасное.

В детях все величайшие возможности

Поразительное создание природы – ребёнок. Как в нём подчас умещаются радость и печаль, добро и зло, простота и величие, стремление к стройности и беспорядок…

Странная схожесть с двумя чашами весов, где на одну чашу кладёт своё приданное сама природа, а на другую – общество взрослых людей. И кто знает наверняка, сколько наших с вами чаяний, тревог и надежд необходимо возложить на одну из этих чаш, при каком распределении сил между природным потенциалом и общественным воспитанием ребёнок будет достойно развиваться с надеждой на будущее.

Отчего дети нравственно выше большинства людей? Оттого, что разум их не извращён ни суевериями, ни грехами. На пути к совершенству у них ничего не стоит.

Тогда как у взрослых стоят грехи, соблазны и суеверия.

Какое время может быть лучше детства, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и потребность любви – являются единственными побуждениями в жизни.

Каждый ребёнок в детстве, в пору формирования личности, должен что – то “увидеть” - не важно что; важно, чтобы увиденное глубоко запало в душу, в память сердца, чтобы произошло “прикосновение” к миру и родилось изумление перед ним.

Это может быть солнце, пробивающееся сквозь кроны деревьев, или полная луна, или “пенящиеся” ветви цветущих яблонь. Такое видение, открытие мира называют созерцанием. Созерцание – это смотрение умом, всей душой, всей человеческой сущностью. С него всегда начинается творчество.

Если у человека никогда не было переживания удивительной новизны, свежести и бездонной неисчерпаемости мира, то он остаётся один на один с собой, со скудным набором правил жизни, с постепенно крепнущим убеждением, что жизнь скучна, уныла и однообразна и не имеет никакого внутреннего смысла.

Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей – писателей, художников, учёных. Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, - когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в неё что – то от себя. Везде где есть место человеческой деятельности, имеет место творчество.

Необходимо не забывать о духовной основе творчества мастеров. Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребёнка чуть-чуть приоткрыться – и она уже отзывается стихами, сказками, рисунками.

Творчество детей – это глубоко своеобразная форма их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка. Эту самобытность невозможно охватить какими то правилами, единственными и обязательными для всех.

От рождения до 12 лет Руссо предлагает заботиться о развитии тела и органов чувств ребёнка, больше тренировать чувства, потому, что, став взрослыми, люди забывают о них и начинают жить только разумом, становятся поверхностными и книжными.

Надо учиться видеть, учиться слышать окружающую природу.

Младший школьный возраст – возраст достаточно активного формирования личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться направленность личности.

В этом возрасте можно развивать практически все качества личности, способствовать выработке верной мотивации поведения человека.

Нужно стать способным к творчеству всё время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество – это образ жизни.

Указать путь. Не пройти этот путь за них или с ними, а лишь указать. Идти человек может только сам, в своем внутреннем духовном опыте, который неизбежно приведёт его к внешним поступкам, ибо зрелый настоящий опыт выражается в делах.

Духовное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, искусство, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста и роста души ребёнка. Дети – всегда единственное будущее рода человеческого - писал В. Сараян.

Талант и творческое созерцание

Увидеть что – либо впервые чрезвычайно трудно. Наши знания, образование, привычки – всё сейчас же приводят в привычные штампы. Мы видим, как идёт первый снег за окном, он пошел вдруг, хотя давно его ждали, и, вместо того чтобы порадоваться, как большие белые хлопья медленно, словно танцуя, падают, мы говорим: “Что тут удивительного? Это просто циклон принёс холодный воздух!”

Однако с удивлённого видения и начинается творчество.

Талант и творческое созерцание часто даются детям не в соразмерности. Одному даётся дар выражать и изображать, но не даётся сила творческого созерцания. Другому наоборот.

Искренность и глубина созерцания делают ребёнка поэтом. Душа, предрасположенная к созерцанию, как бы непроизвольно пленена тайнами мира и таинством Божьим.

Природа есть Родина всех талантов, начиная от росинки солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая всеми талантами, переходящими в историю культуры.

“В художественном акте” могут участвовать все силы души – такие, для которых у нас есть слова и названия (чувства, воображение, мысль, воля), и такие, для которых у нас, вследствие бедности языка и чрезвычайной ограниченности внутреннего наблюдения, ни слов, ни названий ещё нет.

Мир чувств ребёнка во всей его неисчерпаемой сложности и утонченности: аффекты – глубокие, пассивно вынашиваемые раны сердца, от которых душа как бы заряжается, сосредотачивается в себе, но не разряжается; и эмоции – эти вырывающиеся из сердца восклицания, вопли и бури, разряжающие внутреннюю атмосферу.

Духовно – практическое отношение человека к миру рассматривает мир не как чуждый и противостоящий человеку своей объективностью, но наоборот, как мир, несущий на себе отражение человеческой субъективности. Это целостное отношение, в котором чувства и мышление не разделены, а мир воспринимается непосредственно “свой”, “мир человека”, как продолжение своего “я”. Изобразительную деятельность детей одновременно сопровождают два психологических различных процесса: один – рассудочный и вполне осознанный ребёнком, другой – образный, по большей части им не осознаваемый.

Каждый художник, по – своему видит и внешний, материальный мир, и внутренний мир души.

У художника в душе всегда есть жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нём огонёк мистицизма.

Сказка в процессе воспитания

Сказка – универсальный способ разговора с детьми на разные темы. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

Каждый ребёнок мечтает когда – нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне.

“Сказка – звонкое, блестящее, лучшее в свете золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и из уст их родителей” (Г.Х.Андерсен).

Нет человека, который не рассказывал бы или не знал бы сказку, который не был бы покорён задушевностью, красотой, весёлостью, наивностью и мудростью народной сказки.

Сказки разных народов глубоко национальны, хотя во многих из них одни и те же сюжеты. Это является символом единства народов и их духовной взаимосвязи.

Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предлагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти своё счастье. Неслучайно огромный интерес к фольклору, к сказке во всех европейских странах совпал во времени со многими крупными научно- техническими достижениями. Человечество, постигая мир, вселенную, создавая чудеса науки и техники, нуждалось в духовно – нравственной опоре. Просветительская вера в силу человеческого разума, живущая во многих сказках, искала поддержку в бескорыстном парении духа, в чистоте души.

Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при всём этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребёнок думал.

Не слушайте сказку при свете дня. Сказку надо слушать вечером или ночью, в волнующей темноте, которая снимает с вещей их знакомый и однозначный вид. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой смысл заложен в сказке. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребёнка. Он должен её прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребёнок не давал чётких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Ещё лучше, когда сам ребёнок сочиняет сказку, рассказ, они как нельзя лучше подсознательно позволяют широко открыть красоту души своей, естество.

Важно, чтобы в конце беседы был подведён главный итог, главная мысль, заложенная в сказке.

Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь национально языческую мудрость.

Заключение

Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово!

Думать, узнавать, познавать мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не пропустить это время!

Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его инстинкту. Кто из вас не жалел подчас о том милом возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа постоянно наслаждается миром?

Вера есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различному “голосу Божию”, подобно тому, как мы иногда среди оглушающего шума прислушиваемся к доносящейся издалека тихой мелодии.

Духовность – это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть Российскому государству.

Методики преподавания предмета могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой педагог.

Прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. Это требует от педагога живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания. Такой педагог найдёт путь к сердцу ученика, даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты, совести и целомудрия непривычны и чужды ему. В глубине души каждый человек стремится к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и семейному счастью. В подростковом и юношеском возрастах голос совести ещё не заглушен, даже вопреки усвоенной извне циничной морали.

Чтобы осознанно развивать (обучать и воспитывать) необходимо истинное значение природы, законов, смысла и эволюционного назначения, следовательно, нужно изучать, преподавать и претворять в повседневную жизнь науку духа, без которой абсолютный смысл жизни и образования не может быть осознан и практически осуществлён.

Вопросы духовности человека и общества всё более затрагивают человеческие умы. На страницах журналов и книг появляются статьи, размышления и реальные плоды в виде конференций, обсуждений и выдвижения собственных позиций по вопросам духовности общества, духовности государства и т, д.

Человек делает первые шаги в сторону неоднозначного восприятия мира и человека в нём.

Единство, гармония всех сфер и всех творений – вот цель, которую должен осуществить человек. И именно искусство может помочь в осуществлении, подготовке молодого поколения будущего государства.

Список литературы

1. Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка. М.: Аквариум, 1996. - 436 с.

2. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. Ижевск: Издательство удмуртского университета, 1996. - с. 8. - 106.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2002. - 380 с.

4. Субботина Л.Ю.Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.

5. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития,1997. - 220 с.

6. Фицпатрик Д. Диалог с ребёнком. М.: Аквариум, 1996. - 393 с.

7. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр педагогический поиск, 2001. - 176 с.

Слободчиков В. И.

Введение в проблему

Тема нашего обсуждения чрезвычайно важная и объемная. Я хотел бы обозначить лишь самые общие вопросы, сделать лишь отдельные акценты, чтобы навести хотя бы относительный порядок в наших представлениях по данной теме. Это первый момент.

Второй момент – так как я психолог, то главный акцент, естественно, буду делать, прежде всего, на духовно-нравственном развитии, не столько на воспитании, сколько на развитии. Потому что воспитание в этом плане является прикладной, практико-ориентированной частью общих проблем развития человека, развития его личности. Здесь важно развести сферы ответственности, сферы действия.

То, что позволено, и то, что может сказать и сделать психолог - это одно, а то, что может сказать и сделать педагог - это другое. Ясно, конечно, что современный психо-лог образования должен быть педагогически грамотен, но и наоборот – современный педагог должен быть не менее психологически образованным, оставаясь при этом педагогом. Только в этом случае они могут оказаться в одном смысловом пространстве, а значит - могут стать подлинными со-работниками.

Первая позиция - духовная ситуация в современном мире и в России - в частности. Мы должны ее точно поименовать. В чем здесь проблема, почему мы с такой горячностью обсуждаем ее в последнее время?

Вторая позиция – понятие духовности, ее природы и источников. Потому что слово «духовность» сегодня у всех на языке, но что за этим словом стоит – это иногда даже страшно подумать. Здесь мы с вами должны опять сделать разметку или произнося это слово, мы должны отдавать себе отчет, что мы имеем в виду, когда произносим это слово.

Третья позиция - может быть в кавычках, как некая метафора - это само «жизненное пространство, пространство существования» духовно-нравственной ипостаси человека. А где все это живет? - это живет в наших мозгах или это живет в книгах, или есть какое-то другое более внятное пространство, и мы должны его обозначить.

Четвертая позиция – в психологии она заявлена, про это достаточно много написано и потихоньку она входит в профессиональный язык педагогов – это понятие детско-взрослой общности. Мы привыкли говорить «учитель – ученик», «воспитатель – воспитуемый», мы привыкли говорить «класс», «школа», вот такими глобальными оргформами мы оперируем, а существо дела зачастую пропадает за этой организованностью, пропадает сама живая реальность встречи поколений, встречи взрослого и ребенка.

Кто (не что?), а кто встречается, и как они встречаются, и какое содержание живет в этих встречах - это требует специально отдельного обсуждения. Здесь точно также необходимо сделать разметку, обозначить и расставить некоторые акценты. В противном случае мы с вами будем постоянно говорить об абстрактных, неодушевленных предметах типа - школа, образовательные учреждения, подростки, которые для нас не живые люди, а просто некая криминально-временная метка и не более того, а что это за человек, который обозначается таким словом как подросток, мы часто не обсуждаем. Или ребенок, школьник, ученик второго класса или старшеклассник и т.д. – они кто в своей человеческой определенности? Т.е. эти вопросы, все эти разметки нашего профессионального говорения должны обрести какое-то измерение, т.е. мы должны ощущать живого человека, ощутить живую жизнь, которая за этими метками существует.

И еще один момент (он не последний) - это вопросы, связанные с проблемой семьи, семья - как малая церковь, прежде всего в этом своем измерении, не только в со-циальном, а и в культурологическом смысле. Эта проблема, как я ее обозначаю - встреча поколений. По словам Владимира Петровича Зинченко, одно из определений образования – это дар одного поколения другому. И здесь возникает вопрос: а что же мы дарим, кто является дарителем, и какой дар мы предлагаем вот этому, другому поколению.

Отдельный вопрос – это обсуждение понятия братства, сестричества, потому что по остаткам нашего советского сознания мы постоянно любые человеческие объединения сводим к понятию коллектива, у нас всегда только коллектив - как некое жестко структурированное сообщество людей, и все главное в этом объединении – только структура. А вот что там внутри, сам дух общности - к сожалению, слабо улавливается. Я думаю, что все эти моменты мы должны сделать темой нашего обсуждения. Тогда многие загадки нашей жизни, в том числе и в развитии духовности, нравственной сферы у нас и у наших детей станут более прозрачными.

Это примерная разметка проблемного поля нашей с вами Встречи. Разметка не полная, оговорюсь сразу, она может быть расширена, более детализирована, и частично я попытаюсь сделать это в своем сообщении.

1. Духовная ситуация в мире и в России

Сегодня практически у всех на слуху такие слова, такие два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь, как глобализация и постмодернизм. Эти два принципа, эти две, если можно так сказать, головные боли современного мира уже фактически привели к цивилизационному кризису не только европейского, и планетарного масштаба.

Что происходит? Происходит унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его самоопределения и одновременно – призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни.

Сверхценностью объявлена демократия, ради которой можно идти на уничтожение не только государственного строя, но и целого народа. Это мы наблюдали в Югославии, это мы ощущаем у себя в России. Самый последний урок – это Ирак, в списке ожидания - целый ряд других стран, а сама эта тенденция набирает силу, например, сегодня на Украине.

В свое время, будучи в Штатах и разговаривая с американцами, я сталкивался с таким вопросом: «Ну почему у многих вызывает раздражение наше поведение, наши требования, когда мы появляемся в Европе, в вашей стране?» – Я отвечал: «По одной простой причине, вы хотите, чтобы на каждом квадратном метре планеты была Америка. Вот вы пришли на Северный полюс. Там живут белые медведи. Вы не хотите, чтобы там жили белые медведи по своим, медвежьим законам, вы хотите, чтоб там было по-американски, чтобы там был Макдональдс, чтобы были все удобства и т.д., т.е. везде, на каждом квадратном метре. А как это можно сделать? Только снести бульдозером нечто уже существующее, и на этом месте, как на пустом месте построить то, к чему есть навык и привычка. Поэтому идет тотальная цивилизаторская война - она не горячая и не холодная; это тотальное переустройство самого сознания того или иного народа, разрушительное переустройство его многовековой культуры. Как когда-то европейцы были цивилизаторами так называемых диких примитивных племен, они и поступали соответствующим образом. Сейчас эта тенденция достигла и самой Европы. Целый ряд европейских стран должен подвергнуться этой цивилизационной модернизации.

Сегодня уже фактически сложилась идеология постмодернизма (самая «современная современность»), который настаивает, что все, абсолютно все в мире относительно. Можно верить в это, а можно в другое, можно отстаивать такие ценности, а можно разделять иные. Все критерии и границы условны – как договоримся. Отсюда еще две идеологические приманки – толерантность и общечеловеческие ценности; заметьте - не любовь к ближнему, а лицемерная терпимость; терпение, так сказать, стиснув зубы, во имя ценностей какой-либо очередной сверхдержавы в качестве общечеловеческих.

Идеология постмодернизма и глобализации направлены на то, чтобы разрушить, смести, или, по крайней мере - нивелировать исторически сложившиеся защитные, иммунные системы того или иного народа – в виде устойчивых форм государственности, ценностей национальной культуры, традиционного образа жизни, вообще – хоть какого-нибудь осмысленного уклада. Только в этом случае можно будет превратить народ в этнографическую массу, в так называемое население.

Здесь необходимо учитывать две составляющие. Политико-экономическая составляющая, которая задает тип государственности и его границы, и духовно-культурная - глубинная составляющая, которая цементирует и сохраняет во времени такую реальность, как народ - с его исторической памятью и со своей системой ценностей.

Исторический опыт свидетельствует, что нация (народ) вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в нем появляется много людей с патологическим поведением (преступников), но когда в общественном сознании исчезает (падает) до некоторого критического уровня понятие «норма». Для того чтобы общество осознало грозящую ему опасность, необходима сила, обладающая «пророчески-обличительной» способностью. Этим качеством в плане сохранения общественного человеческого сознания в России обладает только православная Церковь!

Вы знаете, что даже у нашего организма есть специальный механизм, который отторгает некое чужеродное тело, попадающее в наш организм. Например, несовместимость тканей. Уже на генном уровне есть мощные механизмы защиты, которые придают уникальность, единичность, некую самостность любому организму.

Известно, что эволюция человека осуществляется по двум направлениям: совер-шенствование формы развития и обогащение сознания. При повреждении духовно-культурного генетического кода происходит потеря достижений, как в развитии формы, так и в становлении сознания. Геноослабленность в области сознания может происходить незаметно, поскольку форма человека при этом почти не ухудшается. Признаки снижения уровня сознания в виде усиления жестокости, равнодушия, потребительства могут также происходить неприметно, общество может их «не замечать», впадая в «апокалипсис мелкого греха», возводя грех в ранг нормы (добродетели). Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без цемента совести распадается на фрагменты (блоки). До времени эти блоки могут оставаться весьма крупными. Поэтому глубинное разрушение способностей к подлинному творчеству, связанных с духовно-нравственным состоянием, может происходить в скрытой (незаметной) форме.

Магнетизм понятий "духовность", "дух" очень велик и будет увеличиваться с каждым днём. Причина не только в том, что стремительно разлагающиеся "материи" уходящего мира обнаруживают отсутствие во многих человеческих сознаниях прочных опор, которые стали бы в этом быстро меняющемся мире новой и более надёжной основою для развития более сознательной нравственности, более устойчивой в Добре воли, более ясного ума, более широкого мировоззрения. Духовность востребована как никогда прежде: и теистами и атеистами, и просвещёнными сознаниями, знающими о предстоящем, обусловленном Законом Эволюции, новом взлёте в развитии человечества, и теми, кто вопреки закону необратимости Времени, мечтает вернуть устойчивость этому миру путём возвращения к прежним формам жизни. Но процессы постоянно сменяющихся волн бытия необратимы, и ни патриархальность взаимоотношений поколений, ни закостеневшие в невежестве религии, ни тем более ограниченный узким прагматизмом интеллектуализм современного образования не могут решить задачу преодоления бездны бездуховности и бескультурья, разверзшейся перед человечеством. Только новый уровень Знания о Жизни, о Человеке станет опорами моста, по которому человечество пройдёт в Будущее, к раскрытию всех потенциальных возможностей своего духа и сознания. И главной причиною магнетизма всех понятий, производных от слова "дух", является именно наличие в человеке внутренней, глубокой природы, которая, будучи достаточно развитой, проявляет себя в том числе и как свет духовности. И первым сознательным проявлением духовности является так называемое искание Истины - стремление сделать достоянием сознания ощущаемое сердцем наличие имманентного единого Гармонического Потока Бытия, познать его Великие Закономерности, обрести единство с ними, став сознательной и творческой силой в этой прекрасной неразделимой Величественной и Безграничной Целостности - Мироздании. Эти искания Истины - то есть подлинной Реальности - присущи каждой человеческой душе, достигшей соответствующего "возраста" в своём духовном развитии, и потому могут проявляться как главные потребности духа уже в раннем детском возрасте. В каких бы формах эта достигшая уровня активности духовность ни проявлялась: как стремление к самым возвышенным формам красоты, к глубоким сущностным познаниям или деяниям добра для всех людей - это всегда проявления внутреннего человека в человеке, его бессмертной индивидуальности.

Современная наука узкоматериалистична, религия же не владеет знанием, поэтому все разговоры о духовном: о духовных потребностях, духовном воспитании, о духовности - лишены прочной опоры - точного знания, и эта опора должна быть обретена. Агни-Йога, Учение Е.П. Блаватской - это Учение о человеке и о законах духовного развития. Вне этих современных и прогрессивных знаний невозможно строить современное воспитание.

Не должно быть ничего отвлеченного в понятии духовность, так же как в понятиях дух, душа, сердце. Сущность явления "духовность" открывается в свете знаний о внутреннем строении человека.

Духовность есть накопление сознанием тончайших энергий. В основе человеческого сознания - бессмертное зерно духа, искра, единосущная с Единым Началом Бытия. На основе этого сокровенного зерна человеческой природы происходит накопление тончайших энергий: в результате проявлений воли и стремлений, в результате мышления и деятельности под воздействием магнетизма искры духа эти накопления нарастают, постепенно становясь проводником излучений зерна духа во внешний мир. Духовность подлинная - это свет искры духа (зерна духа) в человеке и следствие накоплений высших энергий.

«Духовность есть основа всякого Бытия вечного, или бессмертного. Духовность развивается на яром росте врожденного инстинкта» (Рерих Е.И. Письма Том IX (1951-1955 гг.). - М., 2009 - С.322).

Безусловная любовь и безусловная радость, героизм и сострадание - все высшие чувства и высшее мышление, стремление к познанию сущности и цели Бытия - это энергии проявляющейся духовности, которые в то же время обеспечивают ее накопление.

Только энергетический подход ко всем важнейшим понятиям психологии даст продвижение в понимании явлений внутренней природы человека, выведет из состояния абстракции все высшие понятия, в том числе понятие духовность. «Ярая сознательность есть развитие психической энергии, которая и является Божественным Даром, уявляя распознавание. Именно психическая энергия является основою совершенствования Космоса и утончения его всеначальной энергии. Всеначальная энергия является основою созидания Космоса, и ярая в страстном напряжении при сочетании с разнообразными элементами на протяжении эонов бесконечных слагает сложнейший психический аппарат, через который действует уже психическая энергия, явленная в каждом существе в различной степени… Интеллект, уравновешенный с высокой духовностью, - великая Мощь в Космосе. Высокая Духовность есть ярая Любовь ко всему Прекрасному» (Рерих Е.И. Письма Том IX (1951-1955 гг.). - М., 2009 - С.323).

Все высшие человеческие качества есть прежде всего энергии, или качества единой энергии, со всеми свойствами энергии: неуничтожимость, магнетизм, способность к взаимодействию.

Все высшие и тончайшие энергии, явленные человеческой личностью, образуют ее нетленные накопления. Неуничтожимость духовных накоплений есть один из главных законов развития человеческого сознания и духовности, без осознания которого невозможно правильно подойти к вопросам воспитания.

В свете этого закона каждый ребенок - не tabula rasa, но и не обязательно гений. Множество взаимоисключающих концепций воспитания обретут золотую середину истины, если будет осознано, что каждый вновь родившийся человек - носитель своих собственных накоплений, достижений труда и мышления в прежних существованиях. И, соответственно, обладатель разной степени духовности - единственного неотъемлемого и подлинного сокровища каждой человеческой личности (как и разной меры опыта мыслительной и творческой деятельности, меры развития различных качеств, наследуемых у себя же самого). Закон перевоплощения, благодаря которому и осуществляются накопления всех способностей, талантов, духовности и эволюция человека в целом, - важнейший закон развития человека в его беспредельном пути жизни.

Духовные потребности человека не имеют ничего общего с перечислениями потребностей личности, ошибочно называемых духовными: интеллектуальных, социальных, творческих, эстетических, потребностей в "самореализации", "самоактуализации" и т.д.

Искание Истины, или потребность в Знании основополагающем, потребность в Красоте абсолютной и стремление к деяниям Блага для всех людей - эта триада является единым основанием для определения "степени"духовности проявляемых потребностей. Духовные потребности - это выявление накопленной духовности в центростремительном движении этого синтеза тончайших энергий к своему Истоку - к Началу Бытия.

Воспитывая ребенка, каждый взрослый должен знать, что всякое проявление познавательной потребности ребенка должно быть освещено знанием Основ Бытия: о бессмертии человеческого сознания, о перевоплощении, о Высшем Мире, о Высших Руководителях человеческой эволюции, о Жизни и Мысли, разлитых во всем бесконечном Пространстве… Эти основные знания о Мире станут прочной основой детского оптимизма в любых условиях жизни и основой правильного развития интеллектуальных сил и потребностей, которые должны быть также объединены с чувством Красоты и желанием делать добро для всех людей. И сама потребность в Прекрасном, присущая каждой человеческой душе, должна быть направлена к утончению, а качество трудолюбия одушевлено сознанием полезности труда не корыстного, но приведенного в созвучие с эволюционной необходимостью. «…даже ребенка можно спросить: что считаешь наиболее важным сейчас?» («Озарение», §341).

Современная школа не может разрешить ряд мнимых противоречий: демократичность и необходимость безусловного авторитета учителя, свобода воли и необходимость дисциплины и др. Только просвещение и учителя, и учащихся об основных Законах: Закон свободной воли, Закон причин и следствий, утверждающий абсолютную ответственность каждого за все свои выявления, Закон Иерархии, говорящий человеку о существовании бесконечной восходящей Лестницы Сознаний и необходимости подчинения низшего Высшему… - даст равновесие и верный путь для развития взаимоотношений в образовательной сфере. Так, несоизмеримо в свете этих знаний говорить о каждом школьнике как об "Ученике", также безответственно по отношению к юным ставить под сомнение абсолютный авторитет учителя, ибо каждый делящийся хотя бы крохой полезных знаний и своей энергией, будет достоин высшего уважения (и высших условий жизни и труда). В древнеиндийской Нити-шастре говорится, что ученик даже всеми богатствами мира не мог бы оплатить деяние учителя, раскрывшего ему духовный смысл хотя бы одной буквы.

Воспитание духовности как процесс накопления энергий Мысли, Красоты, сердечного устремления и общения с Высшим Миром, не нуждается в обязательной причастности к церковным организациям, но лишь в основных знаниях о Бытии и человеке, укрепляющих духовный инстинкт. «Религии запугали человечество судом и лишили дерзаний. Человек, отдавшийся слепо государственной религии, подобен ослу, несущему неизвестный груз. Можно ли религию допускать как полицейское требование? Можно ли принимать на веру приговор неизвестных людей, получающих плату за общение с небом?» («Агни-Йога», §245).

За Просвещение молодёжи вполне несет ответственность старшее поколение, интеллигенция, также, как государство несет ответственность за то, чтобы каждый ребенок был обеспечен всеми необходимыми условиями для здоровой жизни и развития, получил доступ к знаниям и мог выбирать свой путь в соответствии со своими способностями, а не сиюминутными требованиями рынка или материальным положением родителей.

Утверждение закона социальной справедливости - тема неотделимая от темы "Духовные горизонты детства". Если в стране важнейший для человеческого развития труд стоит в шкале ценности на низшей ступени, все горизонты детского развития будут затемнены мышлением узкого прагматизма, а немногие герои по-прежнему будут пополнять ряды мучеников за благо и просвещение людей. «Можно настаивать, чтобы учителя пользовались наилучшими условиями, чтобы они могли всецело посвятить себя тончайшему воспитанию. Но таких государств еще не существует. Между тем, сложность жизни и научных открытий требует проникновения в напутствии детей» («Надземное», §425). «…нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны. …Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Может ли человек, униженный и утесненный, говорить о Надземном, указать красоту небосклона и расширить мысль маленьких слушателей?» («Надземное», §663).

Страны, которые игнорируют сущностные духовные потребности ребенка, потребности в высших формах Красоты, Познания, в бескорыстном деянии добра, вынуждая с ранних лет думать о выживании, и в выборе образования и профессии руководствоваться не призванием, а мотивом жизнеобеспечения, обрекают себя на регресс.

Чтобы открыть детям духовные горизонты их развития, красоту бесконечного и радостного пути жизни, необходимо:

1) создать достойные жизненные условия каждому ребенку;

2) обеспечить высшее положение в стране учителю - человеку, от которого зависит воспитание новых поколений;

3) утвердить широкое просвещение об Основах Бытия, о сущности и цели человеческой жизни.

И, наконец, Культура должна стать единым подходом ко всем вопросам жизни, образования детей, главным принципом и энергетическим критерием.

Понятие Культура для человечества на данном этапе истории является понятием спасительным, ибо объединяет в себе все важнейшие явления: и духовность, и высокое мышление, и Красоту, и мотив Общего Блага во всякой деятельности и творчестве. Именно поле Культуры в самом высшем значении этого понятия: Свет, истинность, соответствие жизни с Законами Бытия - явится той необходимой средой, в которой будет развиваться каждый ребенок, открывая новые горизонты своих сил и возможностей.

М.В. Гореликова (Беларусь, Полоцк)

История развития народов, наций и цивилизаций доказывает, что преодоление сложности мира и его освоение осуществляется с опорой на духовность и веру. Целесообразно обратить внимание на то, что на современном этапе развития общества среди ученых наблюдается неоднозначное отношение к воспитательному идеалу и содержанию духовно-нравственной темы. школьников должно формировать личность ребенка на принципах христианской морали, воспитывать у подрастающего поколения глубокую любовь к своему народу, его культуре, преданность Родине, способствовать становлению высокого профессионализма личности и тем самым наполнить высокодуховным смыслом современный идеал воспитания.

Школьная практика воспитания доказывает, что никакие педагогические системы, никакое программное преподавание морали не могут заменить личного учителя на ученика. Судьба будущего нации всегда определяется значимостью интеллигенции, которая держит в своих руках развитие образования, науки и культуры.

Воспитывают не знания, а люди

Учителя, как некоторые из представителей элитного слоя общества, рядом с учеными, врачами, художниками могут способствовать расцвету нации и обогащать духовно-нравственное воспитание школьников. второго поколения должен ускорять эти процессы.

Воспитывают, как правило, не знания, а люди, которые несут эти знания. Учитель, как может вырастить высокодуховную личность только в том случае, когда, во-первых, в государстве изменится его социальный статус (общество должно понять исключительное значение профессиональной миссии учителя - возведение собора детской души); во-вторых, процесс целенаправленного, планомерного, систематического самосовершенствования станет необходимым, жизненно важным условием существования учителя, это будет способствовать раскрытию его духовно-нравственного потенциала как человека, как гражданина и как профессионала.

Религиозность и патриотизм - главные источники воспитания

В последнее десятилетие все больше политических и культурных деятелей, учителей, родителей, проводя духовно-нравственное воспитание старших школьников, обращаются к христианским моральным ценностям как наиболее устойчивым, универсальным, не подверженным политической и идеологической конъюнктуре.

Переходный период, который переживает сегодня общество, глубокие и системные реформы в отечественном образовании - это вызов для светских и духовных воспитателей по поиску новых концепций, путей и подходов, методов и средств в решении сложных проблем построения высокодуховного гражданского общества. Поэтому формирование духовного мира детей и учащейся молодежи, духовности как ведущего качества личности - большое и сложное задание, стоящее в центре внимания широкой педагогической общественности.

Прогрессивные педагоги все острее ставят на первое место в образовании - духовно-нравственное воспитание школьников. Мероприятия, проводимые с целью поднятия религиозности и патриотизма у детей - главные источники духовного воспитания со времен Киевской Руси. Служение Богу и Отечеству - две абсолютные ценности славянского народа.

Духовно-нравственная парадигма

Постепенный рост теоретических знаний на протяжении второй половины XX столетия можно проследить на примерах изменения парадигм и концепций образования, обучения, воспитания. Парадигма - модель, система теоретических, методологических и аксиологических установок, принята за образец для решения научных задач членами определенного научного общества. Духовно-нравственная парадигма воспитания определяет основным источником развития личности ее духовность, в ее основе - взаимодействие учителя и учеников, основанное на системе христианских ценностей.

Цель - Служба Богу и Отечеству. Эту задачу в обучении как одну из основных определил Всероссийский интернет-педсовет. Духовно-нравственное воспитание школьников - это создание таких условий жизнедеятельности ребенка, в которых он мог бы достичь вершин в своем развитии, вершин своей духовности и нравственности, интеллекта и чувственной сферы, физического состояния и творческих достижений через утверждение христианских ценностей в жизни, через приобщение к ценностям культуры. Духовно-нравственная парадигма воспитания - это целенаправленный духовно-ориентированный процесс становления у ребенка иерархического мира ценностей, который определяет цель и смысл собственного бытия.

Принцип построения современного воспитательного процесса

Анализ педагогического наследия позволяет утверждать, что улучшилось духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС дает четкое определение принципам построения современного воспитательного процесса на основе духовно-моральной модели воспитания:

  • национальная самоидентификация личности;
  • единство культурной, духовной и интеллектуальной образовательной среды;
  • религиозная образованность;
  • соотношение общей цели с задачей развития духовности ребенка;
  • интеграция ума и веры.

Эти принципы реализуются через систему правил нравственного поведения, что позволяет как ученику, так и учителю в процессе духовно-нравственного взаимодействия осознавать вектор личностного роста и чувствовать значимость своей личности для других людей.

Содержание данной модели воспитания ставит цели духовно-нравственного воспитания школьников по овладению абсолютно вечными, христианскими, национальными, гражданскими, экологическими, эстетическими, интеллектуальными ценностями бытия. Механизмом функционирования духовно-моральной парадигмы выдающегося педагога в современных условиях организации и функционирования учебно-воспитанного процесса является ценностно-смысловое духовное высоконравственное личностное ориентированное взаимодействие учителя и учеников. Эти положения требуют своего дальнейшего обоснования, что позволит создать систему методов, приемов и средств, видов и форм профессиональной деятельности учителя и окончательно решит проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

Педагог как ключевая фигура

Ключевой фигурой современных процессов модернизации системы национального воспитания, бесспорно, является педагог. Уровень профессиональной и личностной культуры педагога должен на должном уровне обеспечивать духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС влечет новые требования к профессиональной и личностной культуре педагога, рекомендует проводить существенные изменения в методологии, содержании, технологии непрерывного педагогического образования, а также привести их в соответствие с образовательными и культурными реалиями. Однако главным все же остается вопрос профессиональной и личностной компетентности учителя по вопросу качества организации воспитательного процесса в современном общеобразовательном учреждении.

Компетентность

Компетентность рассматривается педагогической наукой как концепция духовно-нравственного воспитания школьников, а также как способность личности учителя квалифицированно и эффективно действовать не только в стандартных условиях, но и решать профессиональные задачи в ситуациях, требующих творческого подхода.

В большинстве стран показателем осуществления учителем своей профессиональной миссии является компетентность как интегральный социально-личностно-поведенческий феномен, сочетающий в себе мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты. Задачи духовно-нравственного воспитания школьников включают в себя методологическую, психолого-педагогическую, специально-предметную и методическую составляющие. Однако все они являются производными от его мировоззренческой компетенции, определяют вектор личностного роста учителя как человека, гражданина и профессионала.

Комплекс сформированных ключевых мировоззренческих компетенций представлен в жизни учителя социальной, экономической, поликультурной, информационно-коммуникативной, политико-правовой, а также компетентностью в сфере личностной жизни.

Одним из центральных понятий педагогики является понятие личности. Учение о личности - методологическая основа любой педагогической системы. Современный учитель должен понимать, что формирование личности ребенка касается не только развития ведущих психических процессов, но в первую очередь это духовно нравственное воспитание школьников. “Картинки о добре и зле”, которые сегодня преподносятся в современной светской педагогике, носят относительный характер, в христианской религии зло нельзя оправдать и эстетизировать.

Мировоззренческая эрудиция

Мировоззренческая эрудиция учителя заключается в формировании особого духовного стиля общения и отношений, и влияет на духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС в новой редакции дает толчок учителю к стремлению стать высокодуховной личностью, воспитывать в себе ряд качеств, которые характеризуют его жизненную позицию как постоянное преобладание духовных ценностей над материальными, стремление к лучшему, что особенно должно быть заметно по его высоконравственной деятельности, направленности на развитие собственных способностей, таланта, творческих сил, осознания критерия выбора ценностей - христианская мораль, национальная культура, расширение возможностей постижения счастья.

Духовно-нравственное воспитание школьников: мероприятия

  1. Становление нравственности, стремление личности к духовному совершенству (неизменное следование нормам морали в любых жизненных ситуациях).
  2. Овладение содержанием духовной культуры народа (глубокие знания в области искусства, мифологии, мировой и отечественной литературы, широкая эрудиция, самостоятельные оценочные суждения, компетентность в области национальной культуры, ее религиозной составляющей: иконопись, храмовая культура, духовная музыка; интерес к внутреннему миру личности, интерес к философским и религиозным учениям).
  3. Становление гражданственности, (глубокие знания истории и традиций своего народа, своей семьи, развитое чувства долга и ответственности перед своей страной и народом, гражданского достоинства и т.п.).

Путь развития профессиональной компетентности

В гармонии душевного состояния учителя заключается главная концепция духовно-нравственного воспитания школьников. Гармоничность надо понимать не как развитие всех свойств человека до одинакового уровня, а как некую целостность, при которой каждая способность занимает то или иное место в связи с ролью ее в жизнедеятельности.

Гармония жизни современного учителя

  1. Гармония в отношениях с другими людьми, с внешней средой. Она достигается через христианское понимание любви - относись к ближнему так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. В сфере взаимодействия учителя и ученика этот уровень предполагает равноправие субъектов и утверждает в повседневной жизни чувство собственного достоинства. Практическим воплощением его являются благотворительные поступки учителя и учеников.
  2. Гармония с собственной совестью, что обеспечивает внутренний душевный комфорт личности. Если учитель дорожит собственной внутренней гармонией, он справедливо относится, когда злится; говорит правду, когда выгодно обмануть; честно выполняет свою работу, когда можно сделать по-другому.
  3. Гармония с Абсолютом Добра - любить добро и противостоять злу. В профессиональной деятельности такого учителя доминирует доброжелательность, человечность, вера, надежда, любовь, эмпатия, милосердие и оптимизм.

Принципы духовного воспитания

Опыт воспитания показывает, что нельзя организовать духовную жизнь человека через развитие его психофизиологических функций. Нельзя прийти к духовному росту через развитие только интеллекта, только свободы или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется развитием этих составляющих.

Человек от природы имеет склонность к наращиванию собственного духовного поля независимо от того, какими глазами смотрит на мир - глазами христианина или материалиста. Существенной особенностью духовности является то, что ей всегда присуща определенная направленность - нацеленность на идеал, в основе которого лежит вера в него.

Вера - естественная потребность человеческой души, которая является источником положительной мотивации поведения человека; она - основа процесса воспитания, фундамент убеждений личности. Главный вопрос о том, во что может и должен ребенок верить, в чем искать духовную опору. Целостность воспитательной деятельности основывается на взаимодействии веры и ценностей, единство которых убедительно показывает практика народного воспитания. Ценности присваиваются человеком прежде всего через веру, потому что она принадлежит к инструменту духовного познания.

Системы ценностей

Воспитание духовности школьников в рамках светского подхода требует становления системы ценностей как основы смысла человеческой жизни, стремления к вечным идеалам Добра, Истины и Красоты. Если общество состоит из людей, испытывающих гармонию души, то оно само становится уравновешенным, гармоничным, поскольку в целом моральное состояние общества определяется моральным состоянием его членов.

Только благодаря самопознанию учитель осознает собственную значимость и благодаря самосовершенствованию достигает высот человеческого достоинства, душевного обновления, приходит к истинной вере и активной жизнедеятельности.

Следует всегда помнить наставления "Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями".

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.