Социальная работа учебное пособие. Учебное пособие: Социальная работа с семьей. В чем заключается специфика социальной работы


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Д А Ш У К И. Н.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Орел - 2008
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Д А Ш У К И. Н.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


УДК 364 (075.8)

ГОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Рецензенты:

Митяева А. М. – доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой социального управления и конфликтологии ОГУ,

Маслова Н.Ф. – доктор педагогических наук, профессор.

Д 217 Дашук И. Н. Основы социальной работы : Учебно-методическое пособие – Орел: ОГУ, 2008. - с.


Пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300 Социальная педагогика и предназначено для самостоятельной работы студентов по курсу «Основы социальной работы».

В учебно-методическое пособие включены методические указания и учебные материалы для самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям.

Адресовано студентам социального факультета Орловского государственного университета. Может быть полезно также практическим социальным работникам и социальным педагогам.

УДК 364 (075.8)

ББК 65.272 я73

С И.Н.Дашук, 2008.


Содержание
Предисловие.

Методические указания к семинарским занятиям

1.1. Социальная работа как профессиональная деятельность: объект, предмет, уровни практики

1.2. Особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе

1.3. Сущность, факторы и профилактика эмоционального выгорания специалиста по

социальной работе

1.4. Проблемы научной идентификации социальной работы

1.5. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики

1.6. Динамика становления моделей социальной работы

1.7. Социолого-ориентированные модели теории и практики СР

1.8. Объяснение личностных проблем, принципы и предлагаемые методы СР

в психолого-ориентированных моделях

1.9. Комплексно-ориентированные модели теоретического обоснования социальной работы

ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ И В РАЗНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

2.1. Социальная работа по профилактике аморального поведения и проституции

2.2. Социальная работа с алкоголиками и наркоманами

2.3. Профилактика суицидов как направление практики социальной работы

2.4. Социальная работа по профилактике насилия в семье и обществе

2.5. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях

2.6. Социальная работа с лицами без определенного места жительства и занятий

2.7. Социальная работа с мигрантами

2.8. Проблемы безработных как предмет социальной работы

2.9. Социальная работа с инвалидами. Социальная реабилитация

2.10. Теория и практика социальной работы с пожилыми людьми. Социальное обслуживание

2.11.Социальная работа с молодежью

2.12. Социальная работа с семьей

2.13. Социальная работа с детьми. Усыновление, опека и попечительство

Глава III. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

3. 1. Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения

3. 2. Социальная профилактика

3. 3. Консультирование в СР

3. 4. Социальное обеспечение, его виды и механизм осуществления

3. 5. Технологии социального предвидения

3. 6. Технологии связи с общественностью

Экзаменационные вопросы по курсу «Основы социальной работы»

Приложения

Предисловие
"Основы социальной работы" являются базовый курсом в программе подготовки по специальности 031300 Социальная педагогика. Цель курса – дать студентам целостное представление о содержании социальной работы, ее направлениях, технологии и организации.

«Теория социальной работы» под общей редакцией Кузиной И.Г. Гор. Владивосток Изд-во ДВГТУ 2006 3 ВВЕДЕНИЕ В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. в Российской Федерации сформиро- вались предпосылки для становления и развития профессиональной социальной работы. В большинстве стран социальная работа как самостоятельная профес- сия сложилась уже в начале прошлого века и достигла к его концу больших ус- пехов. Ее развитие шло от практики к теории, от возникновения феноменов со- циальной помощи и поддержки – к попытке их осмыслить и объяснить. Сегодня социальная работа как вид деятельности в сфере профессий типа «человек – человек» остается объективно необходимой для общества, т.к. по- средством этой деятельности устанавливаются приемлемые отношения между личностью и социальной системой. Удовлетворяя потребность в социальной защите, прежде всего, социально уязвимых слоев населения, социальная работа призвана обеспечить оптимальное сочетание общественных и личных интере- сов, поскольку улучшение функционирования членов общества и совершенст- вование самого социума неразрывно связаны. Одновременно общество посред- ством социальной работы создает условия для активного участия человека в оптимизации собственной жизни, в осознании ее смысла, поэтому уровень раз- вития социальной работы отражает степень цивилизованности общества. Повышение внимания к социальной работе в мире в настоящее время вы- зывается обострением глобальных проблем человечества в экологической, де- мографической, коммуникативной сферах, обусловливающих противоречия со- циального развития. Среди них следует указать на отсутствие социальной и культурной безопасности, политическую нестабильность, обесценивание чело- веческой жизни, высокие темпы роста социального неравенства и пр.(75. С.462). В данных условиях социальная работа решает задачи, связанные с адап- тацией общества и личности к социальным изменениям. При этом макросоци- альные предпосылки развития социальной работы, связанные с глобализацией 4 социума, дополняются микросоциальными. В России специалисты называют факторами, способствующими выходу социальной работы на профессиональный уровень, с одной стороны, наличие разнообразных теоретических и практических моделей социальной защиты в «доперестроечный» период, которые нуждались в юридическом оформлении. С другой стороны, обострение кризисных явлений в экономике и значительное ухудшение социального здоровья общества в эпоху политических и социаль- ных реформ 80-90-х гг. XX в., что потребовало объединения усилий государст- ва и общества в направлении позитивной социализации личности (5. С.4-5; 52. С.3-4). Понятие «социальная работа» включает в себя несколько составляющих. С позиции статуса и квалификации субъектов деятельности, в ней выделяют профессиональную и непрофессиональную социальную работу. С точки зрения содержания самой деятельности, социальная работа рассматривается как вид научного знания, сфера практической деятельности и как учебная дисциплина. В области профессиональной социальной работы особо выделяют также дея- тельность специалистов высшего и среднего звена. В марте-апреле 1991 г. профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах. Превращение социальной ра- боты как вида практической деятельности в институт российского общества оз- начало, что социальная работа нуждается в кадровом и научном обеспечении. Началось формирование системы высшего и среднего специального образова- ния по данному направлению и специальности. В настоящее время более 130 учебных заведений страны ведут подготовку специалистов по социальной ра- боте (91. С.9). Говоря о теоретическом анализе практики социальной работы в России, следует заметить, что первоначальное накопление научных знаний в этой об- ласти включало в себя осмысление ведущих тенденций теоретической мысли зарубежных авторов, прежде всего европейских государств и США. Однако по- степенно начала формироваться российская школа теории социальной работы, анализирующая отечественный опыт социальной практики и опирающаяся на 5 собственные научные традиции и инновации. Появились российские учебники, монографии, диссертационные исследования, начали издаваться специализиро- ванные журналы. Социальная работа стала рассматриваться как наука, интег- рирующая фундаментальные положения социального и гуманитарного знания, но имеющая свой объект и предмет изучения, методологию и методику (15. С.4). За 15 лет в России сложился опыт практической деятельности в сфере со- циальной работы, предопределивший организационно-управленческие, эконо- мические, технические, социально-психологические факторы ее дальнейшего развития. Появились новые формы деятельности и типы учреждений, направ- ленные на совершенствование системы социальной защиты населения. Между тем, становление социальной работы в России выявляет существенное проти- воречие. Оно заключено, с одной стороны, в стремлении специалистов соста- вить целостное представление о современных тенденциях оптимизации соци- альной работы и внедрить научные знания в практику, а с другой стороны, – в отсутствии у государства последовательной политики и ресурсных возможно- стей для развития социальной работы на современном уровне, что снижает мо- тивацию к продуктивной деятельности у ее субъектов. В результате теория со- циальной работы продолжает оставаться в стадии научной идентификации, со- ответственно, эвристическое обеспечение практики социальной работы не дает нужного импульса для развития системы социальной защиты и социальной по- литики. Рассмотренные выше проблемы заставляют заинтересованных в резуль- тативности своего труда специалистов предпринимать новые попытки создания научных и учебно-методических текстов, раскрывающих их взгляды на концеп- туальные основы социальной работы. Предлагаемое учебное пособие имеет целью помочь студенту специаль- ности 040101 «Социальная работа» овладеть знаниями в области одной из ос- новных общепрофессиональных дисциплин – теории социальной работы. Cогласно Государственному образовательному стандарту, изучение данной дисциплины предусматривает усвоение студентом основных категорий теории 6 социальной работы, ее теоретических парадигм, приобретение знаний в области принципов и закономерностей, направлений, уровней, форм и методов, объек- тов и субъектов социальной работы. Специалист должен знать предмет и объ- ект теории социальной работы, иметь представление о проблемах научной идентификации социальной работы, ориентирах развития ее теории в XXI в., проблемах эффективности в социальной работе. Учебное пособие состоит из семи глав, в которых последовательно изла- гается содержание и категориальный аппарат теории социальной работы, ана- лизируются ее важнейшие концепции. Индуктивный метод изложения мате- риала в учебном пособии (от частного к общему) позволяет, отталкиваясь от простых для восприятия понятий, перейти к более сложным категориям и обобщениям. В результате овладения новыми знаниями в ходе работы с учеб- ным пособием студенты приобретают навыки абстрактного мышления, учатся строить гипотезы и пр. Постепенно, от рассмотрения вопросов, связанных с содержанием прак- тики социальной работы, взаимодействий в ее пространстве и основных поня- тий, на которые опирается исследователь в области социальной работы, автор переходит к анализу методологических оснований, предмета и объекта теории социальной работы. Особое внимание при этом уделяется месту и роли в фор- мировании теории социальной работы социологических концепций социально- го действия и социальных изменений. Изложение основ теории социальной ра- боты завершается освещением тенденций развития профессиональной подго- товки в области данного вида деятельности. Рассматриваемый в учебном пособии материал строится на современной научной и учебной литературе и актуальной правовой основе. В каждой главе пособия содержатся проблемные и контрольные задания и вопросы, активизи- рующие самостоятельную работу студентов. Учебное пособие также включает типовые вопросы для итогового контроля, тематику рефератов по данной учеб- ной дисциплине, библиографический список и словарь основных терминов, об- легчающий усвоение теоретического материала. 7 ГЛАВА I СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Социальная деятельность и социальные отношения Социальная работа как научная категория и социальное явление может рассматриваться через близкие понятию «работа» понятия «деятельность» и «активность», поэтому данные категории глубоко разрабатываются в теории социальной работы. Активность – это всеобщее свойство живой материи, обу- словленное, прежде всего, потребностью выживания и адаптации ее объектов в социоэкологической среде. Деятельность является особой формой активности организмов, она возникает на основе отношений системы и окружающей среды в целях поддержания устойчивости системы. Наиболее подробно в теории социальной работы рассматривается про- блема социальной деятельности как структуры и процесса. Социальная дея- тельность выступает как одно из проявлений самодвижения материи и вклю- чает в себя целесообразные изменения и преобразования, которые личность или общность осуществляют при взаимодействии с другими людьми и с природой. Следовательно, социальная деятельность является, с одной стороны, способом, а с другой, – условием существования общества, приводящим его в постоянное движение. Социальная деятельность имеет многоуровневый характер и развернута во времени, в социоэкологическом и межличностном пространстве. Выделяют следующие характеристики социальной деятельности: орудийно-опосредованный характер, который актуализируется через технические средства, социальные организации, знаки и символы и пр.; сознательный характер, проявляющийся в целеполагании и рефлексии; универсальный характер, указывающий на возможность человека сво- 8 бодно (в рамках биосферы, земли, исторического пространства) выбирать фор- мы и средства поведения; творческий характер, что находит отражение в инновационных моделях, формах и методах деятельности; коллективный характер, позволяющий человеку успешно адаптировать- ся в социуме, что обеспечивается средствами контроля в социальных институ- тах (22. С.59-60). К структурным (формальным) компонентам деятельности ее исследо- ватели (М.С.Каган, Б.Г.Ананьев, Л.П.Буева и др.) относят специфику и цели, определяемые потребностями и интересами людей; социальные группы, вклю- ченные в процесс деятельности; организационные формы деятельности (ее управленческие структуры и органы, исполняющие их решения); социальные нормы и правила, регулирующие деятельность; средства и методы деятельно- сти (91. С.206). Содержание деятельности как процесса включает три компо- нента: субъект, направляющий свою активность на различные объекты или на других субъектов; объект, на который направлена эта активность; сама актив- ность, выступающая в форме действий и взаимодействий между людьми. Следовательно, социальная деятельность состоит из отдельных актов – действий людей, которые обусловлены определенными мотивами. Под моти- вом понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду ак- тивности, связанной с удовлетворением ее потребности (42. С.4). Действия проявляют себя в конкретной социальной ситуации, под которой подразуме- вают совокупность их объективных и субъективных условий. Человеческая активность проявляется в движении, формы которого опи- сывают термином «поведение». Действие – это поведение, снабженное смыс- лом, человеческий поступок, имеющий общественное значение. Это значение может быть психологическим (мотивационным), т.е. установленным самим ин- дивидом, а также культурным, т.е. установленным сообща, группой или кол- лективом людей. Кроме непосредственного поведения индивидов, действия проявляют себя опосредованно, через социальные общности, институты и про- цессы. Социальные действия одновременно выступают и механизмом поддер- 9 жания целостности и устойчивости структуры общества, организации, лично- сти, и средством регулирования отношений системы с другими общностями и людьми. Социальные действия, как поведение, которое обращено к другим людям и постоянно модифицируется в зависимости от их реакций, выступают главной составной частью социальной жизни. Из совокупности этих действий появля- ются социальные контакты как пары взаимно ориентированных действий мимолетного, мгновенного характера. На их основе на определенном отрезке времени могут возникнуть взаимно ориентированные действия, рассчитанные на более длительную перспективу – это социальные взаимодействия, дина- мичная последовательность взаимообусловленных действий, инициативных (акций поведения) и ответных (реакций на них). Сеть взаимодействий подвижна и подвержена непрерывным изменениям, она охватывает всех членов общества, все составляющие окружающего мира. Предметом социальных действий и взаимодействий являются различного рода ценности, необходимые для удовлетворения потребностей людей. При этом сама социальная деятельность непрерывно усложняется, повторяющиеся и ре- гулярные взаимодействия индивидов и групп подвергаются регулированию в обществе. В результате складываются социальные отношения как норматив- ный образец взаимодействий субъектов, занимающих определенные социаль- ные позиции. Социальные отношения стимулируют разностороннюю деятельность и реализуются в разнообразных взаимодействиях людей. Люди объективно вы- нуждены организовывать свои отношения при совместной деятельности. Польский социолог П.Штомпка выделяет следующие характеристики соци- альных отношений: это их прочность и постоянство; создание общей схемы для множества многопредметных взаимодействий (регулируемость); следование определенным образцам и примерам (нормативность); связь с социальными статусами и ролями индивидов (102. С.90-92). 10 На основе ряда критериев можно выявить различные виды социальных отношений, с точки зрения: статусной позиции, – это предписанные отношения, в которые люди всту- пают независимо от своей воли, и приобретенные отношения, достижение ко- торых связано с сознательными усилиями; мотивации, – это инструментальные отношения, как способ получения определенных благ, и самоценные отношения, цель которых заключена в них самих; регулирования, – это формальные отношения, обязывающие к выполне- нию нормы, и неформальные отношения, реализующиеся спонтанно; сферы взаимодействий, – это диффузные отношения, включающие значи- тельный объем взаимодействий; и специфичные отношения, ограниченные их одной областью или предметом; временного критерия, – это постоянные отношения, в структуру которых включена длительность, и срочные отношения, которые ограничены времен- ными рамками; соотношения социальных позиций, – это эгалитарные отношения, строящиеся на основе равенства, и неэгалитарные отношения, исходящие из положения неравенства; значимости социальных признаков партнеров, – это гомогенные отноше- ния, где партнеры не имеют значительных социальных различий, и гетероген- ные отношения, когда обнаруживаются их социально существенные различия; эмоциональной экспрессии, – это официальные отношения с невыражен- ной эмоциональной мотивацией и интимные отношения, когда люди руково- дствуются эмоциями (102). Задание Приведите примеры различных видов социальных отношений. 11 Совокупность различного рода зависимостей, существующих между людьми – социальных контактов, взаимодействий, отношений, без которых не- возможно развитие социальной жизни, объединяется понятием социальной связи. Установление и регулирование социальных связей происходит в обще- стве осознанно, через координацию их элементов – субъектов, предмета и средств связи, а также институтов и организаций, контролирующих ее функ- ционирование. Восхождение форм связи от простого к сложному приводит к институционализации социальных отношений, что выражается в кристаллиза- ции нормативного регулирования социальной связи. Противоположный про- цесс, когда происходит движение от более сложных к менее сложным действи- ям и отношениям, и нормативное регулирование утрачивается, указывает на распад социальных связей. Проблема социальных связей между обществом, социальной группой и индивидом, являясь основной в социологии, выступает также одной из ключе- вых проблем теории социальной работы. В социальной работе на первое место среди профессиональных навыков ее акторов, т.е. субъектов деятельности, выдвигают их умение осуществлять деятельность в интересах нуждающихся в помощи людей, развивая взаимо- действия между человеком и его окружением, и создавая социальные отноше- ния вовлеченных в процесс деятельности институтов общества. Задание Изучите главы 2-4 учебника П.Штомпки «Социология» (М., 2005) и объ- ясните, как социальная деятельность в разных ее формах, – от поведе- ния человека до социальных отношений, – формирует социальную ре- альность. 12

© Курбатов В. И., 2015

© ООО «Издательство «КноРус», 2015

Предисловие

В настоящее время социальная работа как важное общественное явление представляет собой своеобразную модель реальной социальной помощи, которую общество реализует в данный конкретный исторический период, сообразно всем особенностям экономико-хозяйственного, национально-культурного, социально-политического развития и всей социальной политики государства. Можно сказать, что это – предельно широкое толкование социальной работы. В более узком предметно-профессиональном смысле социальная работа есть общественно-необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту маргинальных слоев общества.

В число задач социальной работы включаются следующие:

– социальная адаптация клиентов в обществе;

– создание реальных условий для самоутверждения представителей «слабых» групп; диагностика социальных и личностных проблем;

– социальная профилактика; социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся, консультирование клиентов в социальных службах;

– социальная реабилитация и терапия;

– социальный надзор и социальное попечительство;

– социальное проектирование и экспертиза социальных проектов;

– посредничество по определенному кругу вопросов между клиентами и различными организациями;

Социальную работу в соответствии с этим можно определить как специфическую форму государственного и внегосударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни населения.

Отечественная история практики и теории социальной работы своими корнями уходит в глубинные гуманистические традиции человеческого бытия, обусловленные биологической, психической и социальной природой человека, семейно-родственных отношений. Социальная работа как профессия также связана духовностью, нравственно-этническими принципами, приверженностью различным религиозным и другим вероучениям, которые оказали существенное влияния на формирование принципов человеческого общежития.

В различных социально-антропологических концепциях всегда подчеркивались и развивались лучшие качества человека в его отношениях с другими людьми, среди которых служение ближнему, забота о больном и немощном, оказавшемся в трудной жизненной ситуации, в беде, нищете и не имеющем возможности самостоятельно решить свои жизненные и витальные проблемы. Социальная работа проделала большой исторический путь от личной, персональной или коллективной благотворительности, часто основанной на религиозных взглядах, к теоретической научной или организованной филантропии, а затем и к признанию реальной ответственности общества за социальное благополучие своих граждан и за эффективность работы специальных профессиональных социальных служб, от добровольной помощи, основанной на здравом смысле, жизненном опыте и интуиции, к профессиональной деятельности.

На начальном этапе развития исторической практики и теории социальной работы ею занимались в подавляющем большинстве представительницы различных филантропических и феминистских движений.

Большую роль в утверждении профессии сыграли представительницы американской школы, выражавшие разные социально-философские взгляды на причины социальных проблем, и соответственно развивали разные подходы к наполнению социальной работы.

Социальная работа современного общества обычно связывается с развитием и расцветом промышленного капитализма, который повлек за собой в общественных формах Запада такие грандиозные изменения общественной структуры, что можно говорить о качественно ином типе отношений между человеком и обществом. На развитие социальной работы оказали влияние идейно-теоретические взгляды либерального, консервативного толка, а также теоретические социально-философские системы, существовавшие в XIX – начале ХХ в. К числу таких систем можно отнести, например, марксизм, социал-дарвинизм, теорию социального действия и др.

Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX в. в Великобритании и США способствовали формированию понятий об ответственности и моральном долге государства перед конкретным человеком за невозможность предоставить ему все условия для нормального существования в обществе, а также о том, что наиболее рациональным (и соответственно научным) способом решения возникших социальных проблем являются прогрессивные социальные реформы с индивидуально-личностным подходом к каждому нуждающемуся в помощи человеку.

Работа с проблемными людьми постепенно утратила неорганизованный характер чистой благотворительности и филантропии и приобрела новое качество вместе с соответствующим ему названием социальной работы. Одновременно возникли различные новые организационные формы деятельности. В процессе организации разнообразных специализированных служб был предпринят поиск моделей реальной социальной помощи, причем не только срочного или одномоментного, но и профилактического или даже превентивного характера, рассчитанного на длительный временной отрезок. Среди мероприятий, открывших впоследствии отдельные направления профессиональной социальной работы и системы социального благосостояния и социального обеспечения, можно выделить страхование. В области воспитания и образования – работу в школе, с семьей, с лицами асоциального поведения и др.

Нужно отметить, что новый импульс социальная работа получила вместе с новым витком в развитии социальной науки и практики в западном обществе 1970–1990-х гг. Этому периоду присущи глобальные изменения в производстве промышленной продукции, характеризующиеся высокой степенью автоматизации и компьютеризации, уменьшением в связи с этим числа промышленных рабочих. Это во многом обусловило появление самостоятельного, развитого сектора обслуживания, а позже и социального сектора, в котором самую значимую роль играли и продолжают играть социальные работники.

В новейшей истории России развитие социальной работы преимущественно связано с тем, что 23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам Перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе». С этого же времени началась профессиональная подготовка социальных работников в сфере среднего специального и высшего профессионального образования.

Следует отметить, что в истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что становление и развитие профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной благотворительной деятельности в сфере оказания помощи, а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период.

В этом, по-видимому, и состоит главная особенность формирования отечественной модели социальной работы. Другая ее особенность определяется тем, что, с одной стороны, в нашем государстве существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой – эта некогда развитая традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге к настоящему времени сложилась следующая ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились только в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы и развиты. Но сделать это не просто, поскольку слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, а именно исторические условия дореволюционной благотворительности и современные отечественные реалии. Потому возрождение предыдущего опыта социальной работы не может быть результатом слепого копирования. Очевидно, именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, хотя и не на пустом месте, но тем не менее создавать свою современную национальную систему социальной работы.

Следующая особенность современного состояния отечественной социальной работы органично связана с предыдущей, поскольку груз нерешенных проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед необходимостью одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идет одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность социальной педагогики.

И наконец, еще одна особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России – это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по воспитанию, социализации, адаптации, обучению и образованию человека.

Социальный работник должен владеть основами теории социальной работы. Ему должны быть свойственны специальные профессиональные и духовно-нравственные качества, такие как гуманизм, милосердие, сострадание, совестливость, ответственность, чувство гражданской и социальной справедливости.

Общепрофессиональным багажом социального работника является понимание места социальной работы (социономии) в системе социально-гуманитарного знания, что прежде всего связано с осмыслением основ теории социальной работы, знанием и использованием в теории и социальной практике философских, социологических, социально-психологических, правовых, статистических, социально-педагогических и других методов. Результат реального практического действия социального работника – это прежде всего умение и способность использовать различные общие и частные технологии, в числе которых социальная диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция и терапия, социальная экспертиза и прогнозирование, социальное посредничество и консультирование, социальное обеспечение и страхование, опека и попечительство.

Применение тех или иных социальных технологий обусловлено предметными сферами действий социальных работников, результатами их клиентурной деятельности: работой в сфере занятости, семьи, урегулированием отношений среди мигрантов, безработных, малообеспеченных и т. п.

1. Каковы основные способы решения социальных проблем?

Первый – революционно-преобразовательный . Марксистское направление, суть которого – решить социальные проблемы можно лишь революционным путем: преобразовав само общество. На практике, как мы знаем, такой подход нашел свое воплощение в СССР, странах Восточной и Центральной Европы и некоторых странах Азии и Латинской Америки в ХХ в.

Второй – реформистский , представители которого причины социальных невзгод также искали в обществе, но выход видели в постепенном реформировании общества. По этому пути пошло социальное развитие большинства стран с капиталистической системой хозяйствования. Особенно преуспели в этом скандинавские страны.

Третий – антропологический . Сторонники данного подхода считали, что причины социальных бед человека кроются в нем самом. Основатель этого течения – М. Ричмонд, автор ставшей классикой для теории социальной работы книги «Социальные диагнозы», вышедшей в 1917 г. Исходя из американской идеологии индивидуализма, Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.

2. Что значит социальная работа как вид общественной деятельности?

Это вид социальной деятельности , направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы. В социальной работе используются принципы, методы и подходы целого ряда научных направлений к решению социальных и гуманитарных проблем.

3. Что означает социальная работа как социальная теория?

Это теория , изучающая способы и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества в разных пространственно-временных ситуациях.

4. Какой смысл имеет социальная работа как учебная дисциплина, преподаваемая в сфере среднего специального и высшего профессионального образования?

Социальная работа как учебная дисциплина многоуровневого характера преподается в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников социальной сферы. Ее цели и задачи заключаются в формировании личностно-профессиональных качеств будущего социального работника с устойчивой установкой на самовоспитание, в обучении теоретическим знаниям и передаче необходимых навыков и умений, системы существующих в социальной работе технологий.

5. Что означает социальная работа как одна из разновидностей социальной практики?

Социальная работа – одна из разновидностей социального действия означает следующее: основные усилия целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе ориентированы на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной или реабилитационной работы с лицами асоциального или девиантного поведения. Границы социальной работы как сферы социального действия могут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах, поскольку на профессиональном уровне социальная работа во многом ограничена рамками, предопределенными социальной политикой конкретного государства в конкретный временной отрезок своего исторического развития. Социальной работе свойственна преемственность, которая обусловлена тем, что социальные и гуманитарные проблемы в обществе, а также теоретические и практические подходы к их разрешению возникают параллельно с развитием как самого общества, так и отдельных личностей, его составляющих. Сфера социальной работы расширяется одновременно и соответственно с расширением и усложнением характера и масштабов социальных связей в обществе.

6. В чем выражается социальная работа как вид профессиональной деятельности?

Социальная работа как обладает чертами, отличающими ее от других схожих по характеру профессий социальной направленности (врача, педагога, психолога, юриста и др.). Одна из основных отличительных черт – сам характер процесса социального действия и интеракций между специалистом и клиентом. В отличие от ролевых субъект-объектных отношений, свойственных другим видам помогающих профессий, и в этой связи акта принятия решений в процессе действия, в социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения, носящие доверительный характер, при которых клиент сохраняет за собой право или преимущество при принятии решений. Специфика клиентуры социальных учреждений состоит в том, что за помощью обращаются преимущественно представители материально необеспеченных, социально уязвимых или маргинальных слоев общества. Это означает, что социальная работа не может обладать высокой степенью престижности и приносить большие доходы профессионалам социальным работникам, тем более в условиях рыночной экономики и влияния в обществе как либеральной, так и консервативной идеологии. К социальной работе часто ошибочно относят услуги вспомогательного или технического персонала социальных служб или благотворительных организаций, занятых социально-бытовым обслуживанием, чей труд обычно не требует высокой квалификации и соответствующей подготовки по программе высшего или среднего специального образования, в то время как профессиональные услуги специалиста социальной работы, решающего личностные проблемы клиента на уровне консультанта-психолога или педагога, специалиста – менеджера по кадрам (персоналу) или занимающегося организацией социально-аналитической, исследовательской или прогностической деятельностью, требуют основательной теоретической и практической базовой подготовки.

7. Какие общественные сферы охватывает социальная работа?

Как профессиональная деятельность социальная работа общего профиля охватывает три широкие сферы: 1) социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды; 2) социальная работа с группой , причем группы могут классифицироваться: по возрасту (детские, молодежные или группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, объединения одиноких родителей, матерей-одиночек, отцов-одиночек, группы бывших алкоголиков или наркоманов и др.). Часто социальным работникам приходится иметь дело с группировками асоциального или даже криминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, организованная проституция, наркомания, молодежные группировки асоциальной направленности и т. д.); 3) социальная работа в общине, по месту жительства . Она ориентирована на расширение сети социальных услуг, укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата в местах компактного проживания людей, а также на организацию разного рода локальных инициатив, групп взаимопомощи и др.

8. В чем заключается специфика социальной работы?

Чтобы понять специфику социальной работы, нужно соотнести ее с благотворительностью, религиозной и светской, т. е. определить деятельность социальных работников как «профессиональную». Именно слово «профессионализм» и является ключевым при определении сути социальной работы ее элитой. В современном понимании используя термин «профессия», указывают на некий круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Кроме того, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае все имеет конечную цель, определяемую интересами клиента. Знания, умения, понятия и нормы профессиональной деятельности передаются от поколения к поколению через систему профессиональной подготовки. Причем особое внимание уделяется выработке практических навыков, а также передаче профессиональных традиций непосредственно от опытных специалистов к новичкам.

9. Каковы особенности специалиста-профессионала в области социальной работы?

Личность специалиста и ее профессионально значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора. Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника.

Определение сущности социальной работы связано со следую­щими ключевыми категориями: социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обеспечение, соци­альное обслуживание. Значения этих терминов образуют содержа­тельную характеристику социальной работы.

В обыденном сознании, а также в ряде нормативных актов эти понятия нередко употребляются как идентичные. Однако опреде­ление их специфики позволяет наиболее точно выявить содержа­ние социальной работы, цели и задачи этого вида социальной де­ятельности.

Феномен социальной защиты может рассматриваться в широ­ком и узком смыслах. В первом случае социальная защита пред­ставляет собой деятельность государства и общества по огражде­нию всех граждан от социальных опасностей, недопущению нару­шения жизнедеятельности различных категорий населения, соци­альная защита оберегает тех, кто находится в наиболее уязвимом положении. Во втором случае социальная защита - это создание условий, недопускающих возникновения трудной жизненной си­туации или ее осложнения у клиентов социальных служб.

Основной путь осуществления социальной защиты - соци­альные гарантии - обязательства государства по отношению к тем или иным категориям населения. Действие гарантий предпо­лагает компенсацию низкого социального статуса за счет увели­чения правового статуса. Социальные гарантии строятся с учетом определенных признаков, дающих право на привилегированное использование общественных ресурсов. Так, получение того или иного правового статуса (беженца, безработного, инвалида, ре- бенка-сироты) дает ряд дополнительных возможностей. В таком случае возникает специальный правовой статус. Специальный пра­вовой статус дает социальные гарантии со стороны государства в случае соответствия индивида определенным параметрам и про­хождения процедур, предусмотренных законом. Примером могут служить дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей. Согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшим­ся без попечения родителей» (1996) данная категория лиц имеет дополнительные гарантии в сферах здравоохранения, образования, получения жилой площади и т. д. Для ряда категорий существуют гарантии на получение социальной помощи.



В отличие от социальной защиты социальная помощь может быть оказана только в моменты непосредственной потребностей в ней (медицинская помощь, юридическая помощь, психологическая помощь).

Таким образом, социальная работа включает в себя как соци­альную защиту, так и социальную помощь, которые зависят от реальных трудностей в жизнедеятельности человека, группы или сообщества. Социальное обеспечение и социальное обслуживание показывают основные пути управления процессом использования внутренних, внешних и смежных ресурсов лиц и семей, оказав­шихся в трудной жизненной ситуации.

Хрестоматийное значение слова «обеспечить» - снабдить чем- либо в нужном количестве, предоставить достаточные материаль­ные средства к жизни, сделать вполне возможным, действитель­ным, реально выполнимым.

Социальное обеспечение следует трактовать как социальную по­мощь, предполагающую непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного ресурса в виде различного рода открытых и скрытых выплат.

Открытыми выплатами являются: пенсия - ежемесячная госу­дарственная денежная выплата, которая предоставляется гражда­нам в целях компенсации им утраченного заработка (дохода), и пособие (по безработице; временной нетрудоспособности: при бо­лезни, увечье, при уходе за больным членом семьи, карантине и в некоторых других случаях; по беременности и родам, многодет­ным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях, на детей военнослужащих срочной службы и т.д.).

Пенсионный вариант компенсации утраченного заработка воз­никает: в связи с прекращением государственной службы (при до­стижении установленной законом выслуги); при выходе на трудо­вую пенсию по старости (инвалидности); в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы; в результате радиационных или техногенных катастроф; в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; в целях предостав­ления нетрудоспособным гражданам средств к существованию.

Скрытой разновидностью социального обеспечения являются льготы - предоставление слабозащищенным категориям населе­ния преимуществ в оплате тех или иных услуг, предоставляемых государством, муниципалитетом, их учреждениями или иными организациями, освобождение от выполнения обязанностей по обязательным платежам, взимаемым центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в бюджеты раз­личного уровня.

В ряде федеральных законов социальное обслуживание предлага­ется понимать как деятельность по удовлетворению потребностей

Согласно Федеральному перечню гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслу­живания (от 25 ноября 1995 г. № 1151), в нашей стране существуют следующие виды социальных услуг: материально-бытовые услуги (в том числе содействие в предоставлении временного жилого поме­щения); услуги по организации питания, быта, досуга; социаль­но-медицинские и санитарно-гигиенические услуги; содействие (организация) в получении образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, содействие в трудоустройстве; правовые услуги; содействие в организации ри­туальных услуг.

В федеральных законодательных актах называются такие фор­мы социального обслуживания: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационар­ных учреждениях, предоставление вроменного приюта в специа­лизированном учреждении социального обслуживания, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, предо­ставление консультаций по различным вопросам (медицинские, правовые, психолого-педагогические), проведение реабилитации (в отношении инвалидов, несовершеннолетних правонарушите­лей и т.д.).

При уточнении значения категории социальная поддержка сле­дует больше внимания уделить интерактивной стороне взаимоот­ношений между субъектом и объектом помощи. Проблема объекта становится стержнем, на котором удерживается социальная под­держка как деятельность конкретного социального работника с конкретным клиентом. Социальная поддержка направлена на то, чтобы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодей­ствии с представителем социальной службы, построить собствен­ную линию поведения, которая признается клиентом как значи­мая и необходимая для него.

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Шрифт:

100% +

Владимир Иванович Курбатов
110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы
Учебное пособие

© Курбатов В. И., 2015

© ООО «Издательство «КноРус», 2015

Предисловие

В настоящее время социальная работа как важное общественное явление представляет собой своеобразную модель реальной социальной помощи, которую общество реализует в данный конкретный исторический период, сообразно всем особенностям экономико-хозяйственного, национально-культурного, социально-политического развития и всей социальной политики государства. Можно сказать, что это – предельно широкое толкование социальной работы. В более узком предметно-профессиональном смысле социальная работа есть общественно-необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту маргинальных слоев общества.

В число задач социальной работы включаются следующие:

– социальная адаптация клиентов в обществе;

– создание реальных условий для самоутверждения представителей «слабых» групп; диагностика социальных и личностных проблем;

– социальная профилактика; социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся, консультирование клиентов в социальных службах;

– социальная реабилитация и терапия;

– социальный надзор и социальное попечительство;

– социальное проектирование и экспертиза социальных проектов;

– посредничество по определенному кругу вопросов между клиентами и различными организациями;

Социальную работу в соответствии с этим можно определить как специфическую форму государственного и внегосударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни населения.

Отечественная история практики и теории социальной работы своими корнями уходит в глубинные гуманистические традиции человеческого бытия, обусловленные биологической, психической и социальной природой человека, семейно-родственных отношений. Социальная работа как профессия также связана духовностью, нравственно-этническими принципами, приверженностью различным религиозным и другим вероучениям, которые оказали существенное влияния на формирование принципов человеческого общежития.

В различных социально-антропологических концепциях всегда подчеркивались и развивались лучшие качества человека в его отношениях с другими людьми, среди которых служение ближнему, забота о больном и немощном, оказавшемся в трудной жизненной ситуации, в беде, нищете и не имеющем возможности самостоятельно решить свои жизненные и витальные проблемы. Социальная работа проделала большой исторический путь от личной, персональной или коллективной благотворительности, часто основанной на религиозных взглядах, к теоретической научной или организованной филантропии, а затем и к признанию реальной ответственности общества за социальное благополучие своих граждан и за эффективность работы специальных профессиональных социальных служб, от добровольной помощи, основанной на здравом смысле, жизненном опыте и интуиции, к профессиональной деятельности.

На начальном этапе развития исторической практики и теории социальной работы ею занимались в подавляющем большинстве представительницы различных филантропических и феминистских движений. Большую роль в утверждении профессии сыграли представительницы американской школы, выражавшие разные социально-философские взгляды на причины социальных проблем, и соответственно развивали разные подходы к наполнению социальной работы.

Социальная работа современного общества обычно связывается с развитием и расцветом промышленного капитализма, который повлек за собой в общественных формах Запада такие грандиозные изменения общественной структуры, что можно говорить о качественно ином типе отношений между человеком и обществом. На развитие социальной работы оказали влияние идейно-теоретические взгляды либерального, консервативного толка, а также теоретические социально-философские системы, существовавшие в XIX – начале ХХ в. К числу таких систем можно отнести, например, марксизм, социал-дарвинизм, теорию социального действия и др.

Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX в. в Великобритании и США способствовали формированию понятий об ответственности и моральном долге государства перед конкретным человеком за невозможность предоставить ему все условия для нормального существования в обществе, а также о том, что наиболее рациональным (и соответственно научным) способом решения возникших социальных проблем являются прогрессивные социальные реформы с индивидуально-личностным подходом к каждому нуждающемуся в помощи человеку.

Работа с проблемными людьми постепенно утратила неорганизованный характер чистой благотворительности и филантропии и приобрела новое качество вместе с соответствующим ему названием социальной работы. Одновременно возникли различные новые организационные формы деятельности. В процессе организации разнообразных специализированных служб был предпринят поиск моделей реальной социальной помощи, причем не только срочного или одномоментного, но и профилактического или даже превентивного характера, рассчитанного на длительный временной отрезок. Среди мероприятий, открывших впоследствии отдельные направления профессиональной социальной работы и системы социального благосостояния и социального обеспечения, можно выделить страхование. В области воспитания и образования – работу в школе, с семьей, с лицами асоциального поведения и др.

Нужно отметить, что новый импульс социальная работа получила вместе с новым витком в развитии социальной науки и практики в западном обществе 1970–1990-х гг. Этому периоду присущи глобальные изменения в производстве промышленной продукции, характеризующиеся высокой степенью автоматизации и компьютеризации, уменьшением в связи с этим числа промышленных рабочих. Это во многом обусловило появление самостоятельного, развитого сектора обслуживания, а позже и социального сектора, в котором самую значимую роль играли и продолжают играть социальные работники.

В новейшей истории России развитие социальной работы преимущественно связано с тем, что 23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам Перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе». С этого же времени началась профессиональная подготовка социальных работников в сфере среднего специального и высшего профессионального образования.

Следует отметить, что в истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что становление и развитие профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной благотворительной деятельности в сфере оказания помощи, а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период.

В этом, по-видимому, и состоит главная особенность формирования отечественной модели социальной работы. Другая ее особенность определяется тем, что, с одной стороны, в нашем государстве существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой – эта некогда развитая традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге к настоящему времени сложилась следующая ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились только в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы и развиты. Но сделать это не просто, поскольку слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, а именно исторические условия дореволюционной благотворительности и современные отечественные реалии. Потому возрождение предыдущего опыта социальной работы не может быть результатом слепого копирования. Очевидно, именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, хотя и не на пустом месте, но тем не менее создавать свою современную национальную систему социальной работы.

Следующая особенность современного состояния отечественной социальной работы органично связана с предыдущей, поскольку груз нерешенных проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед необходимостью одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идет одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность социальной педагогики.

И наконец, еще одна особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России – это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по воспитанию, социализации, адаптации, обучению и образованию человека.

Социальный работник должен владеть основами теории социальной работы. Ему должны быть свойственны специальные профессиональные и духовно-нравственные качества, такие как гуманизм, милосердие, сострадание, совестливость, ответственность, чувство гражданской и социальной справедливости.

Общепрофессиональным багажом социального работника является понимание места социальной работы (социономии) в системе социально-гуманитарного знания, что прежде всего связано с осмыслением основ теории социальной работы, знанием и использованием в теории и социальной практике философских, социологических, социально-психологических, правовых, статистических, социально-педагогических и других методов. Результат реального практического действия социального работника – это прежде всего умение и способность использовать различные общие и частные технологии, в числе которых социальная диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция и терапия, социальная экспертиза и прогнозирование, социальное посредничество и консультирование, социальное обеспечение и страхование, опека и попечительство.

Применение тех или иных социальных технологий обусловлено предметными сферами действий социальных работников, результатами их клиентурной деятельности: работой в сфере занятости, семьи, урегулированием отношений среди мигрантов, безработных, малообеспеченных и т. п.

1. Каковы основные способы решения социальных проблем?

Первый – революционно-преобразовательный . Марксистское направление, суть которого – решить социальные проблемы можно лишь революционным путем: преобразовав само общество. На практике, как мы знаем, такой подход нашел свое воплощение в СССР, странах Восточной и Центральной Европы и некоторых странах Азии и Латинской Америки в ХХ в.

Второй – реформистский , представители которого причины социальных невзгод также искали в обществе, но выход видели в постепенном реформировании общества. По этому пути пошло социальное развитие большинства стран с капиталистической системой хозяйствования. Особенно преуспели в этом скандинавские страны.

Третий – антропологический . Сторонники данного подхода считали, что причины социальных бед человека кроются в нем самом. Основатель этого течения – М. Ричмонд, автор ставшей классикой для теории социальной работы книги «Социальные диагнозы», вышедшей в 1917 г. Исходя из американской идеологии индивидуализма, Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.

2. Что значит социальная работа как вид общественной деятельности?

Это вид социальной деятельности , направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы. В социальной работе используются принципы, методы и подходы целого ряда научных направлений к решению социальных и гуманитарных проблем.

3. Что означает социальная работа как социальная теория?

Это теория , изучающая способы и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества в разных пространственно-временных ситуациях.

4. Какой смысл имеет социальная работа как учебная дисциплина, преподаваемая в сфере среднего специального и высшего профессионального образования?

Социальная работа как учебная дисциплина многоуровневого характера преподается в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников социальной сферы. Ее цели и задачи заключаются в формировании личностно-профессиональных качеств будущего социального работника с устойчивой установкой на самовоспитание, в обучении теоретическим знаниям и передаче необходимых навыков и умений, системы существующих в социальной работе технологий.

5. Что означает социальная работа как одна из разновидностей социальной практики?

Социальная работа – одна из разновидностей социального действия означает следующее: основные усилия целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе ориентированы на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной или реабилитационной работы с лицами асоциального или девиантного поведения. Границы социальной работы как сферы социального действия могут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах, поскольку на профессиональном уровне социальная работа во многом ограничена рамками, предопределенными социальной политикой конкретного государства в конкретный временной отрезок своего исторического развития. Социальной работе свойственна преемственность, которая обусловлена тем, что социальные и гуманитарные проблемы в обществе, а также теоретические и практические подходы к их разрешению возникают параллельно с развитием как самого общества, так и отдельных личностей, его составляющих. Сфера социальной работы расширяется одновременно и соответственно с расширением и усложнением характера и масштабов социальных связей в обществе.

6. В чем выражается социальная работа как вид профессиональной деятельности?

Социальная работа как обладает чертами, отличающими ее от других схожих по характеру профессий социальной направленности (врача, педагога, психолога, юриста и др.). Одна из основных отличительных черт – сам характер процесса социального действия и интеракций между специалистом и клиентом. В отличие от ролевых субъект-объектных отношений, свойственных другим видам помогающих профессий, и в этой связи акта принятия решений в процессе действия, в социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения, носящие доверительный характер, при которых клиент сохраняет за собой право или преимущество при принятии решений. Специфика клиентуры социальных учреждений состоит в том, что за помощью обращаются преимущественно представители материально необеспеченных, социально уязвимых или маргинальных слоев общества. Это означает, что социальная работа не может обладать высокой степенью престижности и приносить большие доходы профессионалам социальным работникам, тем более в условиях рыночной экономики и влияния в обществе как либеральной, так и консервативной идеологии. К социальной работе часто ошибочно относят услуги вспомогательного или технического персонала социальных служб или благотворительных организаций, занятых социально-бытовым обслуживанием, чей труд обычно не требует высокой квалификации и соответствующей подготовки по программе высшего или среднего специального образования, в то время как профессиональные услуги специалиста социальной работы, решающего личностные проблемы клиента на уровне консультанта-психолога или педагога, специалиста – менеджера по кадрам (персоналу) или занимающегося организацией социально-аналитической, исследовательской или прогностической деятельностью, требуют основательной теоретической и практической базовой подготовки.

7. Какие общественные сферы охватывает социальная работа?

Как профессиональная деятельность социальная работа общего профиля охватывает три широкие сферы: 1) социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды; 2) социальная работа с группой , причем группы могут классифицироваться: по возрасту (детские, молодежные или группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, объединения одиноких родителей, матерей-одиночек, отцов-одиночек, группы бывших алкоголиков или наркоманов и др.). Часто социальным работникам приходится иметь дело с группировками асоциального или даже криминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, организованная проституция, наркомания, молодежные группировки асоциальной направленности и т. д.); 3) социальная работа в общине, по месту жительства . Она ориентирована на расширение сети социальных услуг, укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата в местах компактного проживания людей, а также на организацию разного рода локальных инициатив, групп взаимопомощи и др.

8. В чем заключается специфика социальной работы?

Чтобы понять специфику социальной работы, нужно соотнести ее с благотворительностью, религиозной и светской, т. е. определить деятельность социальных работников как «профессиональную». Именно слово «профессионализм» и является ключевым при определении сути социальной работы ее элитой. В современном понимании используя термин «профессия», указывают на некий круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Кроме того, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае все имеет конечную цель, определяемую интересами клиента. Знания, умения, понятия и нормы профессиональной деятельности передаются от поколения к поколению через систему профессиональной подготовки. Причем особое внимание уделяется выработке практических навыков, а также передаче профессиональных традиций непосредственно от опытных специалистов к новичкам.

9. Каковы особенности специалиста-профессионала в области социальной работы?

Личность специалиста и ее профессионально значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора. Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.