Сложности африканского воспитания. Особенности африканского воспитания

В африканских племенах обнаружено, что дети никогда не капризничают, не кричат и не ссорятся друг с другом. Этот удивительный факт вызвал интерес понаблюдать за образом жизни этих племён. И стало очевидным, что образ жизни, и тем более воспитание детей существенно отличается от образа жизни и воспитания в европейских странах.

Прежде всего обнаружено, что ребёнок всегда в процессе жизни, его сфера не отделяется манежами, колясками и погремушками. Его жизнь находится в тесном соприкосновении со взрослой жизнью. С самого рождения его не кладут спать в кроватку рядом, а он спит вместе с родителями. И так до того момента пока он сам не захочет отделиться, примерно в 3-5 лет. Для нас это может казаться очень странным, особенно на фоне того, что сейчас очень модно класть ребёнка отдельно, и не отзываться на его крики, якобы воспитывая в нём самостоятельность.

В действительности, в первые годы жизни у ребёнка очень сильно проявлен страх, для него всё, что происходит либо безопасно, либо опасно. Он ещё не отделяет себя от матери как самостоятельная личность, поэтому оказаться в одиночестве и изолированности от мамы, грозит серьёзным чувством брошенности, которое может сопровождать человека всю его последующую жизнь. До семи лет ребёнок должен получить чувство безопасности и защиты.

В африканских племенах матери носят своих детей возле груди, даже когда готовят, стирают или собирают ягоды. Ребёнок чувствует себя также комфортно, как и в утробе матери, ведь он ещё не способен оставаться наедине с собой. Параллельно, он наблюдает за бытом и даже осваивает ремёсла. И как только он начинает немножко взрослеть, он тут же включается в процесс быта и помогает всем, чем может. В африканских племенах дети могут спокойно брать ножи и другие острые предметы, при этом, не поранив ни себя, ни других. Они могут прогуливаться возле огромного обрыва, при это не упасть туда.

Наше же воспитание зациклено на ограничениях, которые формируются в негативной форме: «Не ходи туда, ноги переломаешь», «не бери то-то, а то сломаешь» и т.д. Возможно, в нашем обществе уже и невозможно избежать всех этих запретов, ведь в действительности они формируются поколениями и культурой. Но можно попробовать немного ослаблять контроль и позволять малышу помогать. Только потом не говорить о том, как крупно порезаны огурцы, ведь это навсегда отобьёт охоту помогать.

В африканском обществе нет манежей, где дети играют. Как-то попытались построить им такой манеж, но за ненадобностью, он просто стоял без дела. Ползание и осваивание территории помогает ребёнку ощущать трёхмерное пространство, правую и левую стороны, центр тяжести. В дальнейшем это позволяет ребёнку учиться читать и считать. Ведь открывая книгу, ребёнок, который «не доползал», просто не понимает это параллельное пространство, он не умеет с ним взаимодействовать. Природой всё устроено настолько гармонично и правильно, и вмешиваясь в этот процесс мы, зачастую, можем только навредить. Кто бы мог подумать, что умение читать связано с ползанием младенцем по полу!

Бывает, что на терапию приходят взрослые люди, которые сшибают углы, или не умеют чертить. И их заново учат… ползать! Учат осознавать пространство и чувствовать его. В африканских племенах уж в этом точно нет ограничений, ведь быт устроен таким образом, что практически ничего невозможно сломать, и любая помощь приветствуется. Ребёнок с самого детства вместе с родителями делает все тоже самое, что и они. Он не чувствует травмы от оторванности с внешнем миром, от того, что он ещё маленький и бесполезный, а родителям на него нет времени. Может быть именно поэтому у него нет необходимости плакать, капризничать и обижаться?

Удивительно как сочетаются такая сильная привязанность к матери, неразрывное с ней существование, и такая самостоятельность и самодостаточность при взрослении!

Африка для многих представляется отсталой частичкой от всего цивилизованного мира. И о каком воспитании в их племенах может идти речь? Однако, как бы удивительно это не звучало, именно африканские дети менее капризные и агрессивные. Они редко ссорятся между собой и не позволяют себе повышать голос на старших.

На развитие и воспитание ребенка оказывает влияние не мама с папой, а окружающая внешняя среда. Дети с самого рождения лишены всех тех благ, которые имеются у детей других стран: кроватки, коляски, манежы, погремушки, соски. Они сразу попадают в огромный мир, где их маленькая жизнь очень тесно переплетается с жизнью взрослых людей. Из-за того, что у родителей просто нет возможности организовать отдельное спящее место для своего чадо, ребенок ночной отдых проводит вместе с родителями. И только он сам потом решает, когда ему придет время покинуть это ложе.

Африканские женщины в первые годы жизни своих малышей ни на минуту с ними не расстаются. Они носят их на себе в специальном коконе, и как раньше выполняют все домашние обязанности: готовку, уборку, сбор веток и ягод, стирку. Получается, что малыш целыми сутками чувствует мамино тепло и при этом подсознательно знакомится с делами взрослых. Как только ребенку исполняется год, и он начинает ходить, он сразу вовлекается в бытовой процесс.

У африканских детей хорошо развито чувство опасности и самосохранения. Маленькие дети могут часами бегать по двору с колющими и режущими предметами, при этом не поранить остальных и самим остаться невредимыми. И от родителей, которые становятся свидетелями таких ситуаций, никогда не услышишь запретов и ограничений.

Если речь идет не о племенах, то в африканском обществе новоиспеченной маме предоставляют декретный отпуск только на 4 месяца. Затем ребенка отдают в ясли, которые очень неплохо оборудованы. Там находятся дети разного возраста, их разбивают на группы. Однако, если в одной группе с маленькими детьми их всего лишь 3-4 человека, то их могут соединить с более взрослыми ребятами. Такой подход позволяет деткам быстро учиться у старших всем навыкам и умениям. Они развиваются намного раньше, чем их сверстники в других странах.

В африканской семье, наверное, как нигде, существует четкое разграничение обязанностей между девочками и мальчиками. Юноши с ранних лет приучаются быть добытчиками и защитниками своей семьи и своего племени. Их посвящают во всевозможные обряды и ритуалы, проверяя на выносливость и силу. Девочки же целыми днями находятся возле своих матерей, полностью помогая им по хозяйству. Задача мамы, обучить малышку всему, что должна знать африканская женщина. В воспитании сыновей, мамы, после определенного возраста, совершенно не вмешиваются.

Процесс воспитания детей разных стран во многом зависит от культуры конкретного народа. Каждая страна имеет свои неповторимые традиции, в каждой стране сохраняются национальные обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Редакция сайт подготовила материал о способах и принципах воспитания детей в разных странах. Сегодня мы заглянем в Бразилию, Англию и Африку.

Бразилия

Эта одна из немногих стран, где очень бережно относятся к обычаям. Именно в этой стране сохранились традиционные бразильские семьи, большие и дружные. Необходимо отметить, что количество детей часто зависит от уровня материального достатка семьи. Существуют большие различия между воспитанием мальчиков и девочек, однако до пятилетнего возраста существенных различий нет. Девочек сразу начинают приучать к домашнему хозяйству и уходу за младшими детьми, а впоследствии и за родителями. В пятнадцатилетнем возрасте их уже выдают замуж. Мальчиков воспитывают как будущих глав семей, по мере возможности им дается наилучшее образование. А дальше они подыскивают себе работу, как правило, согласно своему социальному статусу. Воспитанию как таковому родители уделяют мало времени. Они позволяют детям развиваться самостоятельно и набираться опыта.

Англия

Английское воспитание имеет ряд своих oособенностей. С малых лет ребенок рассматривается как самостоятельная личность. К совсем юным детишкам относятся очень терпеливо, от баловства и шалостей просто отвлекают чем-нибудь, переключая их внимание на что-то другoе. За любoе правильное решение или поступок, пусть даже и незначительное, ребенка стараются похвалить, поднимая его самооценку и уверенность в себе. В этом англичане видят ключ к воспитанию уверенной в себе личности, готовой преодолеть сложные жизненные ситуации.

Одна из интересных особенностей заключается в том, что родственники с момента рождения детей стараются откладывать на его банковский счет ежемесячно небольшие суммы. В итоге к совершеннолетию сумма становится довольно приличной. Таким образом, окружение ребенка создает для него некий материальный задел, который одновременно служит средством приучения малыша к понятию «зарабатывание денег». В итоге он сам начинает стремиться пополнить свой банковский счет с помощью различных подработок, средства от которых накапливаются для осуществления поставленной цели.

Детство у английских детей очень короткое: уже в 4-летнем возрасте начинается школьная пора, но стоит отметить, что занятия в младшей школе проходят в игровой форме, исходя из возможностей ребенка. И еще одна отличительная черта английского воспитания, которая, пожалуй, относится больше к взрослым, нежели к детям: в Англии не поощряется, чтобы взрослый делал замечания чужому ребенку. Если ребенок шалит или делает что-то нехорошее, то по английским правилам нужно сказать об этом родителям шалуна, а не одергивать ребенка. Главная цель английского воспитания – развить силу характера ребенка, привычку в любых условиях владеть собой, не сдаваться перед трудностями и находить выход из любых, даже самых непростых ситуаций, и, конечно же, сохранить при этом манеры истинного джентльмена или истинной леди, как веками было принято в английском обществе.

Африка

Это огромный континент с невероятным разнообразием дикой флоры и фауны, климатическими условиями и необычными народами. Каждая этническая группа представляет собой общность со своими традициями, обычаями, верованиями. Но при этом наиважнейшую социализирующую функцию у всех без исключения народов выполняет коллектив – община. Дети являются объектом заботы и воспитания не только близких, но и для общины в целом.

Жизнь ребенка тесно соприкасается с жизнью взрослых. От рождения его не кладут спать в кроватку рядом, он спит вместе с родителями. Это продолжается до того времени пока он сам не пожелает отделиться, приблизительно в 3-5 лет. В африканских племенах матери носят своих детей возле груди, даже когда готовят, стирают или собирают ягоды. Ребенок ощущает себя так же уютно, как и в лоне матери, так как он еще не может оставаться один. Между тем малыш наблюдает за бытом и даже осваивает ремесла. И как только он начинает немножко взрослеть, он тут же включается в процесс быта и помогает всем, чем может.

В общинах Африки дети могут свободно пользоваться ножами и другими острыми предметами, при этом не поранив ни себя, ни других. Обучение подростков навыкам труда, профессии – это важнейший элемент воспитания в семье. Также стоит отметить, что большое внимание уделяется воспитанию в детях уважения к старшим и послушания.

О традициях воспитания написано огромное количество книг, но ни одна из них не даст ответа на вопрос, как правильно воспитать ребенка? Не стоит забывать о самом главном: человек учится на примерах, быть хорошим примером для своего ребенка – самая главная задача.

Продолжение следует...

В африканских племенах обнаружено, что дети никогда не капризничают, не кричат и не ссорятся друг с другом. Этот удивительный факт вызвал интерес понаблюдать за образом жизни этих племен. И стало очевидным, что образ жизни, и тем более воспитание детей существенно отличается от образа жизни и воспитания в европейских странах.

Прежде всего обнаружено, что ребенок всегда в процессе жизни, его сфера не отделяется манежами, колясками и погремушками. Его жизнь находится в тесном соприкосновении со взрослой жизнью. С самого рождения его не кладут спать в кроватку рядом, а он спит вместе с родителями. И так до того момента пока он сам не захочет отделиться, примерно в 3-5 лет. Для нас это может казаться очень странным, особенно на фоне того, что сейчас очень модно класть ребенка отдельно, и не отзываться на его крики, якобы воспитывая в нем самостоятельность.

В действительности, в первые годы жизни у ребенка очень сильно проявлен страх, для него все что происходит либо безопасно, либо опасно. Он еще не отделяет себя от матери как самостоятельная личность, поэтому оказаться в одиночестве и изолированности от мамы, грозит серьезным чувством брошенности, которое может сопровождать человека всю его последующую жизнь. До семи лет ребенок должен получить чувство безопасности и защиты.

В африканских племенах матери носят своих детей возле груди, даже когда готовят, стирают или собирают ягоды. Ребенок чувствует себя также комфортно, как и в утробе матери, ведь он еще не способен оставаться наедине с собой. Параллельно, он наблюдает за бытом и даже осваивает ремесла. И как только он начинает немножко взрослеть, он тут же включается в процесс быта и помогает всем чем может. В африканских племенах дети могут спокойно брать ножи и другие острые предметы, при этом не поранив ни себя, ни других. Они могут прогуливаться возле огромного обрыва, при это не упасть туда.

Наше же воспитание зациклено на ограничениях, которые формируются в негативной форме: «Не ходи туда, ноги переломаешь», «не бери то-то, а то сломаешь» и т.д. Возможно в нашем обществе уже и невозможно избежать всех этих запретов, ведь в действительности они формируются поколениями и культурой. Но можно попробовать немного ослаблять контроль и позволять малышу помогать. Только потом не говорить о том, как крупно порезаны огурцы, ведь это навсегда отобьет охоту помогать.

В африканском обществе нет манежей, где дети играют. Как-то попытались построить им такой манеж, но за ненадобностью, он просто стоял без дела. Ползание и осваивание территории помогает ребенку ощущать трехмерное пространство, правую и левую стороны, центр тяжести. В дальнейшем это позволяет ребенку учиться читать и считать. Ведь открывая книгу, ребенок, который «не доползал», просто не понимает это параллельное пространство, он не умеет с ним взаимодействовать. Природой все устроено настолько гармонично и правильно, и вмешиваясь в этот процесс мы зачастую можем только навредить. Кто бы мог подумать, что умение читать связано с ползанием младенцем по полу!

Бывает, что на терапию приходят взрослые люди, которые сшибают углы, или не умеют чертить. И их заново учат… ползать! Учат осознавать пространство и чувствовать его. В африканских племенах уж в этом точно нет ограничений, ведь быт устроен таким образом, что практически ничего невозможно сломать, и любая помощь приветствуется. Ребенок с самого детства вместе с родителями делает все тоже самое, что и они. Он не чувствует травмы от оторванности с внешнем миром, от того, что он еще маленький и бесполезный, а родителям на него нет времени. Может быть именно поэтому у него нет необходимости плакать, капризничать и обижаться?

Удивительно как сочетаются такая сильная привязанность к матери, неразрывное с ней существование, и такая самостоятельность и самодостаточность при взрослении!

Коренное население Африки (кроме мусульманских государств и древнейших государств Африки, таких как Эфиопия и др.) вплоть до середины 60-х годов не имела школ в привычном для нас понимании.

Воспитание осуществлялось в рамках семьи или родовой общины, где детям рассказывали сказки и легенды о жизни предков. Основной метод воспитания - личный пример. Девочек воспитывали как будущих матерей и жен, учили готовить пищу, плести циновки и т.д. Дети до 7 лет проживали с матерями, а затем мальчиков направляли в хижину для подростков. Мальчиков обучали стрельбе из лука, пользоваться копьем, учили ритуальным танцам. В возрасте 13-14 лет их подвергали обряду инициации (посвящение в юношей), подвергая тяжелым испытаниям. Так, в Нигерии их жалили дикими пчелами, отправляли в Священный лес, где они должны были провести неделю на деревьях. После этого им вырезали на спине полосы как знак того, что они теперь взрослые воины и могут жениться. На этом воспитание и образование завершалось.

В настоящее время Африка южнее Сахары добилась значительного прогресса с тех пор, как в 2000 году на Всемирном форуме по образованию в Дакаре были приняты цели образования для всех (ОДВ). Однако многие из этих достижений находятся под угрозой из-за глобального экономического кризиса. В связи с этим защита уязвимых групп населения, а также обеспечение дальнейшего продвижения к ОДВ являются главными приоритетами развития. Любое замедление прогресса в достижении целей образования будет иметь негативные последствия долгосрочного характера для экономического роста, сокращения масштабов нищ еты и обеспечения охраны здоровья населения.

Воспитание и образование детей младшего возраста является краеугольным камнем ОДВ. Правильное питание, эффективная охрана здоровья и доступ к надлежащим дошкольным учреждениям способны компенсировать социальную обездоленность и улучшить результаты обучения. Тем не менее, работа с детьми младшего возраста по-прежнему страдает от недостатка внимания.

Бедность домохозяйств и низкий уровень образования родителей - это два самых серьезных барьера, препятствующих осуществлению программ воспитания и образования детей младшего возраста. Например, проживание в одном из беднейших домохозяйств в Замбии сокращает шансы на охват программами воспитания и образования детей младшего возраста в 12 раз по сравнению с детьми из наиболее состоятельных домохозяйств. В Уганде этот показатель возрастает до 25 . Эти цифры показывают, в какой степени отсутствие воспитания и образования детей младшего возраста усиливает неравенство, связанное с условиями жизни.

По сравнению с 1990-и годами, в первом десятилетии XXI века наблюдается быстрый прогресс в обеспечении всеобщего начального образования. Число детей, не охваченных школьным образованием, сокращается, а число детей, завершивших обучение в начальной школе, увеличивается.

Нетто-коэффициент охвата - это широко используемый показатель прогресса на пути к достижению всеобщего начального образования. Он определяет долю записанных в школу детей официально установленного младшего школьного возраста. С 1999 г. в странах Африки к югу от Сахары нетто-коэффициенты охвата возросли, по сравнению с 1990-ми годами, в пять раз, соответственно, и достигли 73% в 2007 г. . Коэффициенты охвата растут, однако миллионы детей, поступающих в начальную школу, прекращают учебу до завершения полного начального цикла. В странах Африки к югу от Сахары из школы ежегодно отсеиваются около 28 миллионов учащихся.

Большое число детей, остающихся вне стен школы, по-прежнему является серьезнейшей проблемой для национальных правительств и всего международного сообщества. Лишение детей возможности подняться хотя бы на одну ступень образовательной лестницы ставит их на путь борьбы с трудностями на протяжении всей своей жизни.

Некоторые страны, имевшие в 1999 г. многочисленный контингент не охваченных школьным образованием детей, добились существенных успехов. В качестве примеров можно назвать Эфиопию, Кению, Мозамбик, Объединенную Республику Танзанию и Замбию. В период 1999-2007 гг. Эфиопия и Объединенная Республика Танзания сократили численность таких детей более чем на 3 миллиона человек каждая. Странами, добившимися лишь незначительного прогресса, являются Либерия, Малави и Нигерия .

Вероятность остаться вне стен школы в значительной мере определяется уровнем благосостояния родителей.

Основная задача любой системы образования заключается в том, чтобы обучить молодежь навыкам, необходимым для участия в общественной, экономической и политической жизни общества. Охват детей начальным образованием, начиная с самых младших классов, и продолжение обучения в средней школе являются не конечной целью, а лишь способом выработки таких навыков. Успех или неудача образования для всех в значительной мере зависит не только от большей продолжительности школьного обучения в той или иной стране; главным критерием является то, чему дети обучаются и каково качество их образования.

В странах Африки к югу от Сахары правительства сталкиваются с серьезнейшими вызовами реформы технического и профессионального образования. Исследования, проведенные в Буркина-Фасо, Гане и Объединенной Республике Танзании, показали, что меньше всего возможностей воспользоваться программами профессионального образования имеют обездоленные группы. Вместе с тем, появляются некоторые новые позитивные стратегии, в том числе в Камеруне, Руанде и Эфиопии.

Всеобъемлющим приоритетом должно быть повышение уровней охвата, уменьшение отсева и обеспечение перехода учащихся после базового образования на среднюю ступень. Профессиональное образование, однако, могло бы играть гораздо более заметную роль в предоставлении второго шанса обездоленной молодежи. Когда люди уходят из школы, так и не овладев базовыми навыками грамотности и счета, они сталкиваются с опасностью того, что вся их будущая жизнь будет носить печать обездоленности, а их социально-экономические перспективы окажутся ограниченными.

Итак, искоренение неграмотности - одна из самых неотложных задач и проблем развития в XXI веке. Цели, установленные в 2000 г., остаются контрольным показателем для оценки прогресса в обеспечении ОДВ.

Отставание африканских государств южнее Сахары по вопросам образования проявляется по всем основным показателям: доступности образования, расходам на него, уровню грамотности взрослого населения, охвату детей начальной школой и молодежи средним образованием, уровню развития высшего образования.

Анализ статистических данных свидетельствуют о том, что в рассматриваемом регионе происходят определенные позитивные изменения, несмотря на сложные задачи развития, стоящие перед африканскими странами, и целый ряд удручающих показателей, свидетельствующих о не вполне благополучном положении дел. Воспитание в современной Нигерии

В современной Нигерии огромное количество разных культур повлияло на жизнь людей, что в настоящее время практически не сохранилось первоначального, культурного и традиционного образа жизни нигерийцев.

Нигерия - это одна из стран, которая изначально была местом, куда сгоняли рабов для работы из самых разных стран, а также использовали коренных жителей страны в качестве рабочей силы.

Разные культуры и традиции смешивались, вносились новые культуры и религии. Какие бы изменения не происходили в жизни народа Нигерии, нигерийцы смогли сохранить свои национальные традиции и пронести их через все трудности жизни, сохранить и чтить по сегодняшний день.

Считалось, что африканская культура уже потеряла свой первоначальный облик, и находилась на грани полного исчезновения, но оказалось что это не так. В некоторых местах сохранился даже внешний вид рыбачьих сетей и техника рыболовства, также заметны африканские традиции в кулинарии.

Некоторые изделия из дерева, металлические и керамические предметы напоминают по стилю произведения отдельных племен. Все это говорит о том, что сохранены не какие-то отдельные элементы племен, их культуры, а сохранено общее африканское наследие.

В Нигерии сохранились африканские религиозные традиции. В настоящее время многие нигерийцы обратились к исламу, потому что в определенный период времени именно ислам стал практически единственной объединяющей религией в этой стране. Мусульманство принимали нигерийцы раньше только для того, чтобы быть свободными. Многие нигерийские мусульмане строго соблюдают моральные каноны ислама.

Что касается семьи, то для нигерийцев свойственна семейная солидарность. Особенностью характера нигерийцев является то, что безопасность человека, по их мнению, зависит от семьи, а не от материального благополучия.

Если вся семья всегда находится вместе, и родственные узы всегда сохраняются, то каждый человек в семье может рассчитывать на поддержку родственников.

Нигерийцы сейчас все больше стремятся во всем подражать западным культурам и тенденциям. Поэтому национальные традиции постепенно теряют свое значение.

Семейные отношения в Нигерии также претерпели значительные изменения и сохраняются на сегодняшний день только в очень отдаленных сельских районах. Семьи нигерийцев немногочисленны, но более или менее близкие родственники всегда остаются на связи между собой, и семья часто собирается вместе.

К старшему поколению в Нигерии относятся с большим уважением, поэтому зачастую родители довольно долгое время могут проживать вместе со своими детьми. Иногда младшие дети просто остаются в доме своих родителей, для того чтобы оказывать им всяческую поддержку.

В тех семьях, где стараются любыми способами сохранить традиции народа, детям передают все знания и умения, которые родители также переняли у своих предков. Детей воспитывают довольно строго, им стараются привить такие черты характера, как уважение к родителям, любовь к своим предкам и родственникам.

В Нигерии в семьях же где придерживаются современных взглядов на жизнь, дети пользуются большей свободой, хотя и их не особенно балуют. Более строгие отношения в семье между родителями и детьми в мусульманских нигерийских семьях. Здесь дети полностью подчинены воле родителей и должны почитать и уважать своих отцов. Особое внимание здесь уделяется мальчикам, что и следовало ожидать от настоящей мусульманской семьи. Мальчики должны были в дальнейшем стать продолжателями рода и главой семьи, поэтому их воспитанием занимаются только мужчины. Что касается девочек, то в их обязанности входит содержание дома в порядке, они должны следить за хозяйством, помогать матери воспитывать младших детей и просто подчиняться воле родителей. Девочка в семье не имела большого значения, потому что свое время она покинет дом, выйдет замуж, и станет принадлежать уже к другой семье.

Таким образом, в большинстве стран Африки идет сложный процесс экономического, социального и культурного развития, сопряженный с кризисами и конфликтами. Поэтому образование остается пока на низком уровне, воспитание осуществляется в русле национальных архаических традиций. Как заявил генеральный секретарь Международной Ассоциации социальных педагогов Ларс Стейнов, в Центральной Африке социальные педагоги оказывают помощь детям не в решении их межличностных проблем, проблем в саморазвитии, а вопросах снабжения голодных детей водой и пищей .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.