Скоро в детский сад. Советы родителям. Я от бабушки ушел и от дедушки ушел

Любовь Мухаметзянова
Скоро в детский сад. Советы родителям

Скоро в детский сад .

Скоро дети пойдут в детский сад . Многие родители столкнутся с такой проблемой – как приучить ребенка к детскому саду ? Как пройти ребенку безболезненно период адаптации? Мне хочется дать родителям несколько полезных советов .

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем . Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Ведь с приходом ребенка в сад, его жизнь существенным образом меняется : другой режим дня, характер питания, температура помещения, отсутствие родителей , новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Проблема адаптации ребенка в детском саду актуальна практически в каждой семье, потому что лишь в редких случаях первые несколько недель в новом месте проходят для малыша без стресса. Посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, однако социальная среда необходима для полноценной подготовки ребенка к взрослой жизни. Именно тут он учится отстаивать свою точку зрения, проявляет самостоятельность и получает бесценный опыт общения с взрослыми и сверстниками.

Я расскажу родителям о правилах подготовки детей к поступлению в ДОУ.

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых : родителей , педагогов. Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада .

Для этого нужна подготовительная работа в семье.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию. Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов :

Подготовительный - его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад . Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

1. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ко времени поступления в садик ребенок должен самостоятельно кушать, уметь обслуживать себя. Он должен быть приучен к выполнению ежедневных гигиенических процедур.

2. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи, соответствующий режиму ДОУ.

4. Обязательно нужно играть с ребенком в детский сад . Замечательно, если с вами будут «играть» любимые игрушки. В процессе игры стараться эмоционально увлечь малыша, закрепляя тем самым положительный образ о детском садике . Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе . Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив - вначале детский , потом школьный, а затем уже и взрослый.

5. Очень полезным будет похвастаться перед родственниками, знакомыми и их детьми о том, что ребенок скоро пойдет в детский сад . Делайте это в присутствии Вашего малыша, побуждая его к таким же действиям.

6. Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада . Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

7. Еще необходимо прогуливаться с ребенком на детскую площадку , учить общению с другими детьми. Познакомьте ребенка с другими детьми на площадке, в песочнице. Поиграйте вместе с ним, приучайте просить, а не отнимать игрушки, меняться игрушками.

8. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

9. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению, но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.

10. Познакомьтесь с воспитателями и нянечкой. Обязательно расскажите им об индивидуальных особенностях ребенка и об особенностях его физического развития. Эти сведения очень помогут воспитателям в подборе индивидуального подхода к Вашему малышу.

Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т. к. главная задача этого этапа - создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.

1. Во время адаптационного периода больше всего проблем возникает по утрам, когда ребёнок наотрез отказывается расставаться с родителями . Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошёл спокойно? Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу : папа - в свой офис, мама - в свой, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад , а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой. Главное правило : спокойна мама – спокоен малыш. Поэтому и дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – при раздевании. Разговаривайте с ребёнком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая всё, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берёт с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад» , малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошёл в садик, как ему сначала было неуютно и немного страшно, но потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно всё это и затевается, чтобы малыш понял : мама обязательно за ним вернётся.

2. Ещё один секрет : пусть малыша отводит тот родитель или родственник , с которым ему легче расстаться. Давно замечено, что с одним из родителей ребёнок расстаётся относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик. Придумайте свой «ритуал» прощания – просто махание рукой или поцелуй в щеку. Ни в коем случае не стоит изображать перед уходом сожаление или нерешительность – это поспособствует новым переживаниям вашего чада. Также обязательно скажите, что вы придёте, и обозначьте когда (после прогулки, обеда или после того, как он поспит и покушает) . Малышу легче знать, что мама придёт после какого-то события, чем ждать её каждую минуту.

3. Впервые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 1-2 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

4. Важное средство общения в дошкольном учреждении - это детские игрушки . Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую) . Прижимая к себе что - то мягкое, которое является частичкой дома, ребёнку будет гораздо спокойнее в «чужих» стенах.

5. Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

6. В выходные дни следует придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

7. Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями . Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери, участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско- родительских взаимоотношений .

8. На первых порах постарайтесь уделять вашему ребенку тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью.

9. Немаловажно научить ребенка играть самостоятельно.

11. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшения в поведении.

12. Позаботьтесь о том, чтобы вещи ребенка были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь на липучках или молниях. Чтобы ребенку легко было убирать свои вещи (куртку, жилет, кофту, пришейте на одежду петельки, удобные для ребенка.

Я провожу в адаптационный период проводятся такие игры,как : «Раздувайся пузырь» , «Чей голосок» , «Расскажи руками» , «Найди игрушку» , «Чьи вещи» , «Рисунки на песке» , игры с водой. Эти игры направлены на сближение детей друг с другом и с воспитателем. Они способствуют быстрой адаптации ребенка в коллективе.

Родители , постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком .

Успешная адаптация ребенка к ДОУ зависит от физического, психического развития, состояния здоровья, привитых навыков самообслуживания, личностных качеств. А также от умения общаться со сверстниками и взрослыми, степени тревожности, социального положения. Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду - очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем - не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.

Ваш малыш подрос, и вы уже думаете о том, что пора выходить на работу. Лето – пора дачного отдыха, когда еще есть возможность воспользоваться помощью бабушек, а вот осенью - или надо думать о поиске няни, или определять ребенка в детский сад.

Когда отдавать?

Мнения о том, в каком возрасте можно отдавать ребенка в садик, сильно отличаются в разных странах. В Израиле, например, послеродовой отпуск длится всего три месяца, после чего мать определяет ребенка в ясли, а сама возвращается на работу. Противоположная тенденция наблюдается в США. Американские психологи пришли к выводу, что ребенок в возрасте до одного года нуждается в матери 24 часа в сутки, до 3-х лет - может потерпеть, если она ненадолго выйдет в другую комнату, и лишь после 3-х лет ребенок становится способным оставаться без матери в течение нескольких часов. Связано это с тем, что в первые годы, и особенно первые месяцы жизни формируется чувство базового доверия к миру, на котором строится все дальнейшее развитие личности.

Существует точка зрения, что ребенка лучше вообще не отдавать в сад, особенно, если у него есть неработающая бабушка, готовая сидеть с внучком. Однако домашний ребенок, который находится под постоянной опекой, рискует вырасти полностью не приспособленным к взрослой жизни, к коллективу, становится зависимым и не умеет считаться с другими людьми. Что же касается стресса, который ребенок испытывает в первые дни посещения детского сада, то ребенок испытает его в и школе, а это, возможно, окажется еще тяжелее.

В нашей стране преобладает мнение, что ребенка надо отдавать в садик после 2-х, а лучше – 3-х лет. В основном это связано с тем, что малыши в саду часто болеют, а также с тем, что нянечки и воспитательницы не в состоянии обеспечить достаточный уход каждому из 15-20 малышей, которые еще не умеют самостоятельно ни пользоваться ложкой, ни одеваться, ни обращаться с горшком. К сожалению, это действительно так.

Чем младше ребенок, тем слабее его иммунная система, тем более восприимчив он к инфекциям. И конечно, придя в садик, ребенок должен иметь хотя бы основы знаний о самостоятельности. Кстати, во многих садах запрещается приносить с собой соски, а далеко не все дети готовы отказаться от них при засыпании. Кроме того, в саду для всех детей установлен единый режим, и чтобы привыкнуть к нему, детям требуется определенная самодисциплина. Учитывая эти трудности, отдавать в обычный районный садик ребенка младше 2,5 – 3-х лет нецелесообразно. Однако существуют альтернативные варианты.

Куда отдавать?

Наверняка в вашем районе найдется несколько садиков на коммерческой основе, которые принимают малышей от 1,5 лет, а то и младше. Количество детей в группах там не превышает 7-12 человек, дети занимаются по различным современным методикам (Монтессори, Никитины, Зайцев и другие), проходят оздоровительную программу. В таких садиках не устанавливают жестких требований к тому, что ребенок должен уметь, а от чего обязан отказаться. Хотя, конечно, самостоятельность и здесь приветствуется. Казалось бы, рай для ребенка и для родителей. Но необходимо приготовиться к тому, что ежемесячная оплата за посещение такого садика составит от 100 до 300 долларов в месяц.

Родители, которых не устраивают ни первый, ни второй варианты, объединяются с другими мамами в своем дворе и создают «семейный детский сад». Это означает, что каждая мама по очереди сидит со всеми детьми у себя дома. Или одна из мам устраивает садик в собственной квартире, а остальные приводят к ней ребятишек за определенную плату. В случае с семейным, или частным детским, садом есть возможность более гибкого, индивидуального подхода к детям, и максимально снижается риск заболеваний. Если ваш ребенок активен, общителен, интересуется другими детьми – вероятно, он легко адаптируется к коллективу. Если же он замкнут, задумчив, не проявляет интереса к другим детям – возможно, с садиком лучше подождать.

И вот вы все-таки приняли решение о том, что малыш пойдет в детский сад. Позаботиться об этом надо заранее. Запись в группы на осень производится, обычно, в марте-апреле, а иногда и раньше. Если же речь идет об обычном районном садике, то бывают случаи, когда приходится ждать очереди по 1,5-2 года. Иногда мамы записывают детей в детский сад, еще в период беременности. Совсем как в дореволюционные времена, когда отцы определяли в гвардейский полк еще не родившегося сына, даже не будучи уверенными, что родится именно мальчик.

Подготовка ребенка к садику

Подготовка к садику не заканчивается записью в группу. Чтобы избежать частых болезней, необходимо заняться закаливанием ребенка. Для этой цели не обязательно проводить сложные ежедневные процедуры. Достаточно просто не считать ребенка тепличным растением, не кутать его, а одевать так же, как себя. Годовалый малыш уже вполне может пить сок и кефир не подогретыми, прямо из холодильника.

Постепенно снижайте температуру воды при купании, доводя ее до 28 – 26 градусов. Можно также использовать контрастный душ в конце купания, но если ребенку эта процедура не нравится, от нее лучше отказаться. А летом не стоит терять возможность искупаться в естественных водоемах. Постарайтесь приучить малыша к режиму, максимально приближенному к тому, который ожидает его в детском саду.

Если ваш ребенок никак не может овладеть премудростью использования горшка, не отчаивайтесь. Как правило, малыш, глядя на других детей, сам отказывается от памперсов, и начитает пользоваться горшком. То же самое касается и самостоятельной еды.

Первые дни в саду

Адаптация к садику должна быть постепенной. Сначала приходите туда на пару часов, давая возможность малышу поиграть с другими детьми, и сами посидите, понаблюдайте за своим ребенком. Когда ребенок привыкнет к новому коллективу, на некоторое время оставьте его в садике, но обязательно предупредите его о том, что собираетесь уйти, и сообщите время, когда собираетесь вернуться. Так как в этом возрасте понятие «два часа» для ребенка еще ничего не значит, скажите, например, что заберете его после обеда, и обязательно выполните обещание.

Адаптация на новом месте может длиться одну-две недели, в зависимости от характера ребенка. Если малыш замкнутый и слишком привязан к вам, то - выходом из положения могут стать центры, специально созданные как промежуточное звено между домашним воспитанием и садиком. Надеемся, что вам повезет с садиком, и ваш ребенок будет посещать его с удовольствием!

Уже совсем скоро многие родители поведут своего ребенка первый раз в Детский Садик.

И в это время я получаю много вопросов о том, как быстро и легко подготовить ребёнка к детскому саду, чтобы его адаптация прошла хорошо.
И в этой статье я дам ответы на некоторые из них.

Во сколько лет отдавать ребенка в садик?

« Стоит ли сынулю отдавать в этом году или следует все-таки подождать до исполнения 3-х лет? »

В целом, психологи рекомендуют до 3 лет ребёнка в садик не отдавать, если есть такая возможность , и я с этим согласна. До 3 лет у детей нет ярко выраженной потребности играть и общаться с другими детьми, они не всегда умеют сказать словами, объяснить, что именно они хотят или не хотят. Детям до 3 лет сложнее оставаться долгое время без мамы рядом, им сложнее даются навыки самообслуживания.

Но всегда нужно индивидуально решать этот вопрос, учитывая особенности данного конкретного ребёнка.

Есть такие активные, общительные малыши, которым и до 3 дет будет хорошо в садике. А есть такие детки, которым даже в 4 года будет непросто находится целый день в саду.

В любом случае помните: в каком бы возрасте вы не отдавали ребёнка в садик, очень важно его заранее подготовить, чтобы избежать порой очень драматических ситуаций.

Если ребенок в садике не ходит на горшок?

« Интересует вопрос с туалетом. Дома на горшок ходит, но зачастую с моей подачи. Спим пока только в памперсе:(даже дневной сон, с этим не знаю, как быть. »

Обычно в садике детей организованно высаживают на горшки в определённое время: перед прогулкой и перед дневным сном:)

Дети подражают друг-другу и часто бывает так, что если ребёнок сам на горшок не садился, глядя на то, как это делают другие, он быстро начинает это делать.

Вопрос по поводу памперсов лучше всего заранее уточнить у воспитателя либо у заведующей садика. Как правило, воспитатели ничего не имеют против того, чтобы ребёнок был в памперсе во время дневного сна.

Кроме того, во многих детских садах даже в течение дня в группе можно ходить в памперсе, если ребёнок пока ещё не приучен к горшку. Правда, в некоторых есть свои требования. Поэтому этот вопрос лучше всего прояснить с конкретным садом.

Желательно, конечно, чтобы к началу посещения детского сада ребёнок мог сам попроситься на горшочек, если ему хочется.

Есть один забавный и весёлый способ, который помогает научить ребёнка делать то, что он делать не хочет. С помощью этого способа можно научить ребёнка самостоятельно кушать, одеваться, а также проситься на горшок.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

P.P.S. Я подготовила для вас эти , чтобы вы смогли хорошо подготовить своего ребёнка к садику.

Пожалуйста, также посоветуйте эти уроки тем родителям, кто скоро собирается начать водить ребенка в детский сад.

«Нам потребовалось бы 60 лет напряженного труда,
чтобы добиться того, к чему ребёнок приходит
всего за три первых года своей жизни»

Мария Монтессори

Что такое ТОДДЛЕР-КЛАСС?

В переводе с английского toddler – это ребёнок, начинающий ходить. Поэтому тоддлер класс - это группа раннего возраста для малышей от 14-16 месяцев (когда ребенок начал ходить уверенно ) до 3 лет. Задача группы - адаптация ребёнка к жизни. Как работает группа? До 15 детей; два воспитателя: монтессори-педагог и ассистент и помощник воспитателя (няня); разновозрастная группа от 14 – 16 месяцев до 3 лет.

Работа группы построена на научных знаниях Монтессори-метода об особенностях возраста 0-3.

Возраст детей от рождения до 3 лет - это очень важный период развития, когда ребёнок буквально впитывает всё, что находится вокруг него, не прилагаяособых усилий для овладения навыками. А взрослый действует не прямо, а косвенно – через подготовленную среду (ребенка в этом возрасте невозможно в прямом смысле «учить», можно только содействовать самостоятельному развитию). Любая преграда в реализации природных потребностей негативно сказывается на способности ребенка полноценно развиваться.

Разновозрастная среда позволяет:

  • - Легко адаптироваться младшему ребенку в присутствии старших детей.
  • - Самый младший ребенок имеет пример перед глазами как ориентир: чего я могу достигнуть?
  • - Старшие дети имею возможность раскрыть свои человеческие качества: заботу, внимание, ласку, снисхождение, терпимость, лидерские качества, дают уроки младшим детям.
  • - Происходит более быстрое развитие речи:
    • - кто-то еще не говорит (в 14 мес. - язык тела, указующие жесты, слоги)
    • - часть детей учится говорить (1,5 - 2 года - говорят отдельными словами)
    • - кто-то уже разговаривает полными предложениями (2,3 – 3 года) – так, коммуникация идет в нормальной среде, где дети могут общаться и со взрослыми, и с детьми.

В ТОДДЛЕР-КЛАССЕ мы поддерживанием основные потребности детей до 3 лет:

  • - Безопасность
  • - Порядок
  • - Желание исследовать
  • - Научиться уверенно двигаться
  • - Желание обрести самостоятельность и независимость
  • - Научиться общаться с другими людьми
  • - Быть полезным

Виды деятельности и области, охватываемые в ТОДДЛЕР-КЛАССЕ, включают:

Самая главная цель группы ТОДДЛЕР – развитие навыков самостоятельности, уверенности в себе и независимости. Поэтому все виды деятельности имеют реальную цель (а не только игровую или развивающую).

  • - Практические жизненные навыки. Работа с материалами из зоны практической жизни помогает детям научится следить за собой, поддерживать порядок и бережно относится к окружающей среде. Например, дети учатся самостоятельно одеваться, убираться, готовить еду, накрывать на стол и ухаживать за цветами.
  • - Сенсорная деятельность. Изучение мира с помощью всех органов чувств, развитие моторных навыков и способностей к решению проблем. Ребенок изучает формы, цвета и получает тактильный опыт, проталкивая, нанизывая и ощупывая предметы. Также есть музыкальная зона, где ребёнок знакомится с различными музыкальными предметами и может потанцевать под подобранную музыку.
  • - Развитие речи и коммуникативных навыков. В этом возрасте ребенок активно увеличивает свой словарный запас. Поэтому мы проводим упражнения по выстраиванию фраз, а также игры, стимулирующие развитие речи, в том числе на основе интересных для ребенка пособий и материалов.
  • - Знакомство с математикой и приобретение навыков критического мышления. Подсчет, сопоставление, сортировка и другие навыки, призванные помочь даже маленьким дошкольникам узнать о математических концепциях и создать фундамент.
  • - Наука и исследование природы. Изучение природного мира лежит в основе метода Монтессори. Ваш ребенок узнает о сезонах, растениях и животных,проводя время на открытом воздухе, и с помощью наших Монтессори материалы.
  • - Творческий опыт. Творческий процесс, а не конечный результат, лежит в основе нашей художественной программы.Ребенок занимается в своем темпе, согласно заложенной природой логике, без вмешательства взрослого, но с его принятием и поддержкой.

Что дает ТОДДЛЕР-КЛАСС родителям?

  • - помощь и консультирование в организации домашней среды;
  • - индивидуальное психологическое и педагогическое консультирование;
  • - участие в тематических семинарах;
  • - участие в мастер-классах;
  • - сообщество в клубе осознанных родителей.

МЫ РАДЫ ВИДЕТЬ ВАС У НАС В ГОСТЯХ, ЧТОБЫ ВСЕ ПОКАЗАТЬ И РАССКАЗАТЬ!

СКОРО В ДЕТСКИЙ САД: полезные советы родителям малышей.

Скоро наступит волнующий день — первый день Вашего малыша в детском саду. Это важное событие в жизни малыша.

Прежде чем готовить ребенка к детскому саду, давайте подготовимся к нему сами. Познакомьтесь с жизнью детей в детском саду (чем занимаются, каков режим, каковы требования и т. п.). Желательно предварительно познакомиться с воспитателем и няней группы, в которую будет ходить ваш ребенок, рассказать о его особенностях, привычках, интересах и т. д.

1. АДАПТАЦИЯ.

Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может повышаться температура без видимых причин.

У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Не волнуйтесь и ни в коем случае не стыдите, не ругайте малыша. Пройдет неделя, другая, и все навыки у него восстановятся.

Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть.

Мы говорим «могут», потому что все перечисленные выше нарушения в поведении ребенка в период адаптации, а следовательно, и его заболевания не обязательны. Родители должны совместно с детским учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.

А чтобы это сделать, надо знать, от чего зависят длительность и характер адаптации.

Исследования педагогов, медиков (Н. М. Аксарина, Н. П. Жукова) показывают, что характер адаптации зависит от возраста. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 9-10 месяцев до 1 года 8 месяцев - 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться довольно устойчивые привычки, а возможности к их перестройке еще нет.

После двух лет приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них уже есть опыт общения с разными людьми.

Однако не следует забывать, что дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы. Одни дети в первые дни пребывания в детском учреждении громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, заниматься, сопровождая все бурным протестом. Но вот проходит два-три дня, и ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит, сон, он охотно общается с воспитателем и детьми.

Есть дети, которые в первые дни в детском учреждении внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную им игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком - он с плачем бросается к ним. Подобные дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Такое внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго и привести к заболеванию.

На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в условиях его жизни. Мы говорили выше, что часто полностью изменяется режим, характер питания, температура помещения. В этом случае ребенку трудно перестроиться. И, наоборот, малыш значительно легче приспособится к условиям детского учреждения, если в семье он жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу (жидкую, густую), у него сформированы необходимые навыки самообслуживания и общения.

2. ПОДГОТОВКА К ДЕТСКОМУ САДУ.

Вам уже сейчас хочется знать, как сложатся отношения вашего малыша с воспитателем, с другими детьми. А для этого понаблюдайте за поведением ребенка в ситуациях с незнакомыми взрослыми, детьми.

Б) Легче адаптироваться к дошкольному учреждению помогут малышу знакомые предметы из семейного окружения. В первые дни посещения детского сада желательно, чтобы ребенок брал с собой любимую игрушку, которая бы помогала ему эмоционально адаптироваться в мире чужих вещей.

В) Готовя ребенка к детскому саду, особо следует оценить его навыки и умения в самообслуживании. Научите его одеваться, умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно. Отсутствие навыков самообслуживания у ребенка - действительно фактор риска для его здоровья. Дело здесь не только в том, что у воспитателя и у няни «на руках» много детей и они не успевают вовремя всех умыть, одеть. Отсутствие умений в самообслуживании может привести к дискомфортному состоянию, так как привычная потребность ребенка в своевременной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться. Продумайте до мельчайших деталей всю одежду ребенка: легко ли расстегиваются пуговицы, петельки. Расширьте петли у нового платья, по возможности замените сложные застежки на более простые. Этим вы избавите своего малыша от лишних проблем в самообслуживании, от ненужных отрицательных переживаний в детском саду.

Г) Желательно побывать с малышом на участке садика, показать, как дети гуляют, как им весело, чем они занимаются. Познакомьте его с обстановкой в группе, с работниками детского сада; покажите его кроватку, шкафчик для одежды, место за столом, туалетную комнату. Это создаст положительный настрой у малыша.

Д) Продумайте, на какое время вы будете оставлять малыша в детском саду первые дни. Вначале лучше сводить его на одну прогулку. Такая ситуация понятна ему, потому что он уже гулял во дворе с другими детьми. Потом на час-два, затем до обеда, постепенно удлиняя срок его пребывания в группе.

Е) Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был спокоен, при расставании с ним старайтесь не показывать своего волнения, беспокойства. Говорите ему, что его ждут дети, воспитательница (называйте ее по имени, отчеству), игрушки в группе. Иногда ребенок легче расстается с папой, чем с мамой. В этом случае целесообразно первое время отводить малыша в детский сад папе. Родителям важно знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. Проявите к своему малышу максимум внимания, чуткости. Компенсируйте в семье возможное недосыпание, недоедание в детском саду. Постарайтесь в этот период оградить ребенка от дополнительных стрессов, нагрузки на нервную систему (посещение гостей, магазинов, прием у себя гостей и т. п.). Если вы последуете всем советам, вашему малышу будет легче привыкнуть к детскому саду.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.