Разработки занятий по конструированию в ясельной группе. Конструирование в младшей группе детского сада. Поезд для матрёшки

Елена Тимченко
Перспективное планирование по конструированию в 1 мл. группе ФГОС

п/п Тема месяца

СЕНТЯБРЬ

Здравствуй детский сад (с 1.09 - 12.09)

«Узкая дорожка для куклы»

Цель : формировать умения строить дорожки из кирпичиков, приставляя их друг к другу узкими, короткими гранями, различать постройки по цвету.

«Кровать»

Цель : формировать умения строить мебель, самостоятельно отбирать детали, различать их по цвету и форме. Привлекать к общению, формировать умение слушать и понимать объяснения.

Деревья и цветы (с 15.09 – 19.09)

«Лесенка»

Цель : формировать умения строить лесенку, ровно составлять и соединять геометрические формы. Уметь обыгрывать постройку. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Транспорт (с 22.09 – 26.09)

«Автобус»

Цель : продолжать формировать интерес к конструированию , побуждать в процессе работы правильно называть конструкции : кубик, пластина; закрепить представление о видах транспорта.

Осень (с 29.09-10.10)

«Домики для овощей»

Цель : Продолжать знакомить с настольным и напольным строительным материалом. Формировать умения сооружать постройки по образцу. Формировать умение соотносить размеры построек с размерами овощей (помидор, огурец)

«Горка»

Цель : формировать умения объединять сооружения, лесенки и горки, играть с постройкой, не разрушая ее. Продолжать формировать навыки выбирать из общего количества строительного материала нужные детали.

Домашние животные (с 13.10-17.10)

«Домик для котенка»

Цель : Продолжать знакомить с настольным и напольным строительным материалом. Формировать умения сооружать постройки по образцу, подбирать сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек.

Дикие животные (с 20.10-24.10)

«Кроватки для большого мишки и маленького зайки»

Цель : Продолжать учить строить мебель, самостоятельно отбирать детали, различать их по цвету и форме. Обратить внимание на величину построек (большая/маленькая) . Воспитывать интерес к конструированию .

Народная культура и традиции (с 27.10-31.10)

«Башня с флажком»

Цель : формировать умения действовать по показу воспитателя, акцентировать внимание на синем цвете; способствовать речевому общению.

Мой дом (с 5.11 – 14.11)

«Забор возле дома»

Цель : формировать умения устанавливать кирпичики в ряд на узкую длинную грань, плотно приставляя друг к другу, активизировать в речи слова «забор» , «строю» .

«Домик»

Цель : Продолжать учить строить дом с перекрытиями. Формировать умения различать цвета, вызывать стремление к игровому и речевому общению.

Я человек (части тела) (с17.11 – 21.11)

«Стол и стул разных цветов»

Цель

Мое имя (моя семья) (с 24.11 – 28.11)

«Праздничный стол»

Цель : Продолжать учить действовать по образцу, учитывая размеры большой и маленькой кукол. Способствовать запоминанию названий основных цветов.

Игрушки (с 1.12-5.12)

«Стол и стул для матрешки»

Цель : формировать умения одновременно действовать с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками. Различать их, приемом прикладывания и накладывания, строить и объединять постройки по смыслу сюжета.

Народная игрушка (с 8.12 – 12.12)

«Стол и стул из кубиков и кирпичиков желтого цвета»

Цель : Упражнять в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, узнавать и назвать эти детали, используя прием накладывания и прикладывания деталей. Отвечать на вопросы воспитателя простыми фразами.

Новогодний праздник (с 15.12 – 31.12)

«Широкая красная дорожка»

Цель : Совершенствовать навык детей в укладывании кирпичиков на широкую грань, закрепить знание красного цвета, формировать культуру общения детей в процессе игры, способствовать различению построек по величине.

«Елочка из треугольников»

Цель : формировать умения собирать елочку из треугольников, вырезанных из картона. Активизировать слова «большой» и «маленький» . Вызвать интерес к конструированию из бумаги .

«Подставка для елочки»

Цель : формировать умения находить нужную фигуру, соединять две фигуры в одно целое, вставляя одну в отверстие другой; учить различать предметы по величине, находить предмет по описанию.

Сезонные изменения (с 12.01 – 16.01)

«Заборчик из кубиков и кирпичиков»

Цель : Совершенствовать навык детей в постройках заборчика, чередуя строительные детали на плоскости по прямой. Побуждать пояснять свои действия словами и простыми фразами, отвечать на вопросы воспитателя.

Домашние животные (с 19.01 – 23.01)

«Заборчик для коровы с теленком»

Цель : формировать умения выполнять построение заборчика из кирпичиков, работать коллективно. Сравнивать и различать корову и теленка, развивать в игре мелкую моторику рук.

Дикие животные (с 26.01 – 30.01)

«Автобус»

Цель : Продолжать знакомить детей с приемом накладывания одной формы на другую, закреплять узнавание и называние цветов, геометрических фигур.

«Неделя приветствий и доброты» с 01.02-07.02

«Построй, что хочешь» .

Цель

«Гендерное воспитание» с 09.02-13.02

«Автобус и грузовик по образцу»

Цель : побуждать детей выполнять постройки по словесному объяснению воспитателя, рассматривая только образец.

Тема : «Мой папа» с 16.02-20.02

«Поезд»

Цель : закрепить навыки детей в постройках транспортных средств, используя кирпичики, кубики и пластины, формировать величины и цвет.

Тема : «Моя мама» с 24.02-06.03

«Скамеечка для матрешки»

Цель : Программное содержание : познакомить детей с новым действием со строительными деталями – простейшими перекрытиями, формировать аккуратность в процессе работы по образцу.

«Стол и стул разных цветов»

Цель : побуждать детей различать постройки по цвету, расширять навык различных построек из кирпичиков и кубиков.

«Весна (особенности одежды) с 09.03-15.03

«Загон для лошадки»

Цель : формировать умения огораживать пространство высоким забором; приему ставить кирпичики на длинную узкую грань. Развивать фантазию.

«Весна (перелётные птицы) с 16.03-20.03

«Загородка для садика»

Цель : формировать умения огораживать большое пространство («озеро» для уточек). Закреплять умение рассказывать, как будут строить. Поощрять стремление конструировать по своему замыслу и представлению.

«Неделя театра» с 23.03-31.03

«Теремок для матрёшки» .

Цель : Закреплять представление о знакомых предметах; умение правильно называть детали строительного набора. Формировать умения играть с постройками.

«Насекомые» с 01.04-4.04

«Ворота» .

Цель : Учить : изменять постройку в высоту; называть детали : кирпичики, кубики; строить разнообразные ворота, разные по высоте. Закреплять умение способов расположения деталей.

«Рыбы» с 07.04-10.04

«Аквариум для рыбок»

Цель : Закреплять : представление о знакомых предметах; умение правильно называть детали строительного набора. Формировать умения играть с постройками.

«Я и моё здоровье» с13.04-17.04

«Разноцветные постройки»

Цель : закрепить навык построек из кирпичиков, пластин разных по величине и цвету, формировать умение общаться и помогать в процессе обыгрывания построек, способствовать усвоению слов-названий для обозначения строительных деталей (кирпичик, кубик) .

«Неделя сказки» с 20.04-24.04

«Дорожка для колобка» .

Цель : формировать умения аккуратно складывать детали; рассказывать, из каких деталей будут делать постройку; использовать постройку в игре.

«Неделя бабушек и дедушек» с 27.04-30.04

«Домик с окошком»

Цель : закрепить навыки, полученные детьми в течение года, побуждать детей завершать начатые постройки, формировать умение добиваться определенных результатов, способствовать дружеским взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

«Посуда; продукты питания» с 06.05-15.05

«Мебель для кукол» .

Цель : формировать умения строить детали по образцу без показа приемов; анализировать изделие. Закреплять умение называть детали и их цвет.

«Автобус»

Цель : продолжать знакомить с приемом накладывания одной формы на другую, закреплять узнавание и название цветов.

«Лето» с 18.05-29.05

«Конструирование из песка » .

Цель : Закреплять знание о свойствах песка.

Учить строить башенку, домик для собачки, дорожки, скамейки, столы и т. д.

Воспитывать интерес к конструированию из песка .

«Построй, что хочешь» .

Цель : Учить сооружать знакомые постройки, закрепляя приобретённые умения и навыки. Учить строить совместно, не мешая друг другу.

Ирина Янкевич
Картотека игр по конструированию (младшая группа)

1 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Постройка домика для кошки, собачки и козлика»

Цель : Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры

Материал

Ход игры. - Посмотрите, идет дождь, и наш щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.

«Загончик для животных»

Цель : Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Активизировать словарь : кирпичик, загончик

Материал : кирпичики.

Ход игры. Воспитатель приносит набор пластмассовых домашних животных и предлагает построить для них загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.

5 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Постройка грузовика, дороги»

Цель : Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой короткой стороной (дорога) . Устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик (машина) .

Материал : кубики и кирпичики.

Ход игры. Воспитатель вносит в группу светофор , дети вспоминают, что они знают о светофоре. Давайте с вами построим дорогу и машину, показывает, как необходимо строить, обыгрывает постройки.

«Ворота для машины Айболита»

Цель : Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик.. Материал : кирпичики

Ход игры. Внимание в зоопарке заболел тигр. Добрый доктор Айболит едет на машине, чтобы вылечить больного Машина въезжает в парк, деревья мешают проехать дальше., нам с вами необходимо срочно построить ворота для машины. Дети предлагают свои постройки.

9 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«У куклы новоселье»

Цель : Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками, обогащать опыт детей. Постройка мебели, комнаты различными способами.

Материал : кубики и кирпичики. призмы, пластины. цилиндры.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям стать строителями и построить для кукол целые комнаты с мебелью. Подобрать самим строительный материал. Друзей для работы, и поселить кукол в новый дом.

«Городок для кукол»

Цель : Продолжать создавать постройки по общему сюжету. Формировать умение конструировать по желанию , воспитывать желание и умение строить спокойно вместе

Материал : кубики и кирпичики призмы, пластины. цилиндры.

Ход игры. - Посмотрите, наши куклы очень расстроились, у них случился пожар, сгорели все дома в городе. Поэтому им необходимо помочь, построить новые дома. Давайте мы поможем нашим игрушкам., создадим свои дома., придумаем свои постройки.

13 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Складываем фигуры»

Цель представлений конструктивная деятельность Материал

Достаньте вкладыши, например круги, и предложите ребенку собрать их на столе, а затем вложить их в соответствующие окошки. Затем соберите таким же образом треугольники, квадраты.

15 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Придумываем фигуры»

Цель : Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал : набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ребенок может придумать и сложить фигуры из различных элементов, дать им названия.

«Обведи контур»

Цель : Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений : знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность : складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности. Материал :

В наборе имеются рамки. Если ребенок любит рисовать и раскрашивать, то он довольно легко сможет сам нарисовать фигурку, обводя рамку изнутри карандашом. Потом этот рисунок можно заштриховать или закрасить; вырезать

3 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Лесенка для черепашки»

Цель : Продолжать учить детей создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом; узнавать и называть строительный материал и постройки.

Материал : кирпичики и пластины.

Ход игры. В группе дети находят семью черепашек. Воспитатель заранее строит в группе водоем и предлагает детям построить лесенку, чтобы черепашки добрались до водоема. Кирпичики необходимо накладывать друг на друга.

«Скамеечка узкая для Зайки – Длинное Ушко, скамеечка широкая для Мишутки»

Цель : Учить строить узкую скамейку из двух кирпичиков и пластины и широкую из четырех кирпичиков и двух пластин.

Материал : кирпичики и пластины.

Ход игры. В гости к детям приходят веселые игрушки, которые рассказывают детям о том, что в лесу нет даже скамеечек. Воспитатель предлагает детям построить для зайки узкую скамейку, а для мишки- широкую скамейку. Дети сами подбирают материал для строительства.

7 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Собери круги»

Цель : Закреплять умение детей ориентироваться в однородных предметах (больше, меньше, еще меньше, маленькие, подбирая их в определенной последовательности; учить обогащать чувственный опыт при действии с определенной формой и разной величины, познавая их физические свойства.

Материал : плоскостные круги разного размера и цвета.

Ход игры. Давайте с вами создадим сказочную комнату и разложим круги по размеру, по цвету, по вашему настроению.

«Мост для пешеходов»

Цель : Продолжать учить две лесенки и делать перекрытие (накладывать сверху пластину, играть с постройкой. Словарь : лесенка, высота, сверху, мост, рядом, пластина.

Материал : кубики и кирпичики, пластина

Ход игры. Вот у нас широкая река. А нам с вами необходимо перевести игрушки. – Что нам делать? Конечно же построить мост. (Воспитатель строит образец)

Предлагает детям построить свой мост и перевезти игрушки.

11 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Разные машины»

Цель : Закрепить у детей представление о цвете и названии строительных деталей, способы конструирования . Научить детей сравнивать постройки, замечать их различия.

Материал : кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. Мы с вами уже строили дорогу и машину. а теперь вы придумаете свои машины и построим целый гараж разнообразных машин. Дети сравнивают постройки. Называют свои автомобили.

«Постройка парохода, лодки. Поездка куклы в гости»

Цель : Закреплять умение детей приставлять плотно друг к другу кирпичи, ставя на длинную узкую сторону, изображая лодку или пароход. Различать детали нос, корма.

Материал : кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. Наши игрушки очень любят путешествовать, но чтобы плавать по морю необходимо построить корабль. Давайте поможем нашим игрушкам и построим корабль и назовем его «Дружба.»

14 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Находим геометрические фигуры»

Цель : Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений : знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность : складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал : набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Рассыпьте игру и предложите ребенку найти треугольники, круги, прямоугольники. Попросите перечислить геометрические фигуры, сосчитать их количество, сравнить по основным признакам (угол, стороны, их количество)

17 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Сделай орнамент»

Цель : Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений : знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность : складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал : набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

В основе орнамента лежит расположение повторяющихся элементов на плоскости. Орнаменты можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур располагая их по линии, веером, цветком или накладывая частично друг на друга

Светлана Аксенова
Планирование по конструированию в 1 младшей группе

З А Н Я Т И Е № 1

Тема : «Знакомство со строительным материалом»

Цель : Познакомить детей со строительным материалом, его названием : кубик, кирпичик, пластина; показать, как правильно соединять детали.

Ход занятия:

1. Приход, большого мишки с корзиной

2. Показ, что принес мишка

3. Рассматривание строительного материала

4. Игры со строительным материалом

З А Н Я Т И Е № 2

Тема : «Играем в кубики»

Цель : Вызвать у детей интерес к строительному материалу, показать способ соединения строительных деталей.

Ход занятия:

1. «Чудесный сундучок»

2. Игра «Сделай так»

3. Игры с кубиками и кирпичиками

З А Н Я Т И Е № 3

Тема : «Машина»

Цель : Учить детей соединять два кубинка вместе, играть сними.

Ход занятия:

1. Рассматривание кубиков

2. Показ соединения

3. Игра «Машина»

З А Н Я Т И Е № 4

Тема : «Паровоз»

Цель : Учить детей соединять вместе 3–4 кубика, играть с кубиками.

Ход занятия:

1. Постройка машины

2. Показ постройки паровоза

3. Постройка паровоза

4. Игры с кубиками

З А Н Я Т И Е № 5

Тема : «Постройка башенки из кубиков»

Цель : Учить детей ставить кубик на кубик закрепить понимание слова кубик, показать детям варианты использования кубиков, побуждать детей играть с постройкой.

Ход занятия:

1. Приход зайчика, который не умеет строить башенку

2. Постройка башенки

3. Игра «Паровоз» 3 – 4 кубика

4. Игры «Машина» 2 кубика

З А Н Я Т И Е № 6

Тема : «Башни»

Цель : Закреплять умение ставить кубик на кубик, познакомить с вариантами постройки разных башенок (высокая, низкая) .

Ход занятия:

1. Приход Зайки

2. Постройка для зайчика башни из 2 кубиков

3. Рассматривание высокой башни

4. Постройка разной величины башенок

З А Н Я Т И Е № 7

Тема : «Постройка домика»

Цель : Научить детей сооружать простую постройку, узнавать ее и называть словом.

Ход занятия:

1. «Чудесный сундучок» . Дети открывают, и находят кубики и призмы (крыши)

2. Показ, что можно построить и как

3. Постройка домика

4. Игра с матрешкой и домиком

З А Н Я Т И Е № 8

Тема : «Домики»

Цель : Закрепить умение строить домик, вызвать желание построить не-сколько домиков (улица) ; продолжать учить детей плотно прикладывать строительные детали; вызвать желание играть с постройкой; побуждать детей к общей сюжетной игре.

Ход занятия:

1. В гости приходят игрушки. Просят построить для них домики

2. Повторение : как строим домик

3. Постройка домиков

4. Игры с домиками и игрушками

З А Н Я Т И Е № 9

Тема : «Постройка дорожки»

Цель : Научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности, приучать детей играть с постройкой, закреплять понимание слова кирпичик, произношение звукоподражания «топ – топ»

Ход занятия:

1. Знакомство с маленькими куклами. Куклы хотят бегать по дорожке

2. Игра «Найди кирпичики» . Дети выбирают кирпичики

3. Показ, как нужно, прикладывать кирпичики

4. Постройка дорожки

5. Игра «По ровненькой дорожке»

З А Н Я Т И Е № 10

Тема : «Постройка дорожек»

Цель : Продолжать учить детей плотно прикладывать кирпичик, к кирпичику располагая кирпичики по разному : длинное ребро к длинному, короткое к ко-роткому. Познакомить детей с понятиями «широкая» , «узкая» .

Ход занятия:

1. «Волшебный сундучок» , в котором лежат маленькие машинки

2. Игровая мотивация : машинки не могут ездить по большим дорогам им надо построить маленькие, так как машинки маленькие

3. Постройка дорожек

4. Сравнение дорожек. Названия : «широкая» , «узкая»

5. Игры с машинками и дорожками

З А Н Я Т И Е № 11

Тема : «Дорожки разной длины»

Цель : Формировать у детей представление о протяженности предметов, познакомить с названиями «короткая – длинная» , учить играть с постройками, не разрушая их.

Ход занятия:

1. Игра «Шагаем по дорожке»

2. Рассматривание готовых образцов

3. Показать способ соединения кирпичиков

4. Постройка дорожек

5. Игры с маленькими дорожками

З А Н Я Т И Е № 12

Тема : «Домики с дорожками»

Цель : Закреплять умение строить домик, дополнять его другими постройками, играть с постройкой, не разрушая ее; играть с другими детьми, «ходить в гости»

Ход занятия:

1. Рассматривание иллюстрации с домами

2. Рассматривание готового образца

3. Постройка домика с дорожкой

4. Игра «Пойдем в гости»

З А Н Я Т И Е № 13

Тема : «Заборчик»

Цель : Учить детей ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро. Играть с постройкой.

Ход занятия:

1. Игровой момент : приходит маленький зайчик, хочет поиграть в прятки

2. Игровая мотивация : построить заборчик, чтобы зайчик спрятался за заборчиком

3. Постройка заборчика

4. Игры с зайчиком

З А Н Я Т И Е № 14

Тема : «Разные заборчики»

Цель : Закрепить навык точного соединения деталей и выстраивания их в ров-

ную линию, познакомить с ритмичным чередованием в постройке двух разных

положений кирпичиков, дать детям правило чередования.

Ход занятия:

1. Показать детям два типа заборчиков

2. Познакомить с правилом чередования : показ

3. Постройка заборчика

4. Обыгрывание построек с мелкими игрушками

З А Н Я Т И Е № 15

Тема : «Домики с заборчиками»

Цель : Закрепить умение детей делать перекрытие треугольной призмы, стро-ить домик, научить детей дополнять постройку заборчиком, располагая кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро.

Ход занятия:

1. Рассматривание картинки с домиком

2. Предлагается построить домики с заборчиками

3. Постройка домиков

4. Игра «Идем, друг к другу в гости?»

З А Н Я Т И Е № 16

Тема : «Постройка стола»

Цель : Учить детей накладывать кирпичик на кубик, называть детали, играть с постройкой, закреплять понимание слова стол.

Ход занятия:

1. Игровой момент : кукле необходим стол

2. Рассматривание строительных деталей : кубика, кирпичика

3. Рассматривание образца

4. Постройка стола с помощью воспитателя

5. Обыгрывание постройки

З А Н Я Т И Е № 17

Тема : «Постройка стула»

Цель : Научить детей создавать новую постройку из кубика и кирпичика, пони-мать слово стул, играть с постройкой.

Ход занятия:

1. Игровой момент : кукла ходит вокруг стола и хочет сесть, просит детей по-мочь построить стул

2. Рассматривание образца

4. Постройка стула

5. Игры с постройкой

З А Н Я Т И Е № 18

Тема : «Постройка диванчика»

Цель : Продолжать учить детей сооружать мебель для игрушек, учить пра-вильно, совершать конструктивные действия , играть с постройкой.

Ход занятия:

1. Игровой мотивация : плачет кукла, хочет к себе в комнату диванчик

2. Рассматривание образца

3. Показ, как делать постройку

4. Постройка диванчика

5. Игры с постройкой

З А Н Я Т И Е № 19

Тема : «Постройка кровати»

Цель : Продолжать учить детей сооружать мебель для кукол и матрешек, де-лать постройку из кубиков, располагая их по-разному, учить играть с по-стройкой.

Ход занятия:

1. Игровой момент : матрешка приглашает детей к себе в комнату, где стоит стол, стул, диванчик

2. Игровая мотивация : кукле нужна кровать

3. Рассматривание образца

4. Постройка кроватки из 3-х кирпичиков

5. Игры с матрешкой

З А Н Я Т И Е № 20

Тема : «Постройка стола и стула»

Цель : Учить детей строить одновременно два предмета несколько отличающихся по конструкции , и использовать эти постройки для развертывания сюжетной игры.

Ход занятия:

1. «Волшебный сундучок» со строительным материалом

2. Повторение : что строили для матрешки

3. Постройка стола и стула без образца по словесному проговариванию

4. Игры с матрешками

З А Н Я Т И Е № 21

Тема : «Постройка диванчика и кроватки»

Цель : Продолжать учить детей строить два предмета одновременно, исполь-зуя кирпичики и кубики, воспитывать желание помогать матрешкам, развивать умение играть в сюжетные игры.

Ход занятия:

1. Игровой момент

2. Игровая мотивация

мебелью : диван, кровать, стол, стул

4. Постройка комнаты

З А Н Я Т И Е № 22

Тема : «Комната для куклы»

Цель : Закрепить умения детей работать со строительным материалом, строить мебель, играть с постройкой, побуждать детей играть вместе, «хо-дить друг к другу в гости» .

Ход занятия:

1. Игровая момент : кукла переехала в новую комнату, а мебели нет

2. Игровая мотивация : помочь кукле, построить мебель

3. Рассматривание комнаты с кукольной мебелью : диван, кровать, стол, стул

4. Постройка комнаты

З А Н Я Т И Е № 23

Тема : «Скамейка»

Цель : Научить детей делать перекрытие на устойчивой основе, закрепить слово скамейка, использовать постройку в игре.

Ход занятия:

1. Игровая мотивация : ждем в гости мишку, он большой, на стульчик не сядет, ему нужна скамейка

2. Рассматривание образца

3. Беседа на тему «Где стоят скамейки?»

4. Постройка скамейки

5. Игра «Мишка в гостях»

З А Н Я Т И Е № 24

Тема : «Постройка ворот»

Цель : Научить детей делать перекрытие, произносить слова машина, ворота; играть с постройкой, не разрушая её.

Ход занятия:

1. Беседа о домах, что есть возле каждого дома, рассматривание иллюстраций

2. Рассматривание образца

3. Постройка ворот

5. Игры с постройками и мелкими игрушками

З А Н Я Т И Е № 25

Тема : «Ворота с украшениями»

Цель : Закрепить умение строить аккуратно и прочно простое перекрытие, обратить внимание детей на основные и дополнительные части предмета, вызвать интерес к украшению ворот.

Ход занятия:

1. Рассматривание образца постройки

2. Анализ постройки

3. Постройка ворот

4. Украшаем ворота

5. Игры с постройкой

З А Н Я Т И Е № 26

Тема : «Загородки для животных»

Цель : Продолжать учить детей ставить кирпичики вертикально к поверхно-сти стола на длинное ребро, познакомить с понятием «загородка» , развивать умение играть с постройкой, используя игрушку.

Ход занятия:

1. Игровой момент : приходят в гости игрушки – животные, домашние

2. Игровая мотивация : построить для животных загородки

3. Постройка загородок

4. Игры с игрушками и постройками

З А Н Я Т И Е № 27

Тема : «Загородки с воротами»

Цель : Закреплять умение детей делать знакомые две постройки, соединять две постройки вместе; играть с постройкой, используя сюжетную игрушку.

Ход занятия:

1. Игровой момент : плачет кошечка в загородке, нет в ее заборчиках ворот, не-красивое у неё жилье

2. Повторение : как строить ворота

3. Постройка загородки с воротами

4. Игра «У бабушки во дворе» . Домашние животные и птицы

З А Н Я Т И Е № 28

Тема : «У бабушки во дворе»

Цель : Закреплять умение детей делать загородки использовать их для игры, вызывать желание строить для животных, помогать бабушке.

Ход занятия:

1. Приход бабушки Забавушки

2. Игровая мотивация : помочь бабушки (построить загородки)

3. Постройка загородок

4. Обыгрывание

З А Н Я Т И Е № 29

Тема : «Зоопарк»

Цель : Закреплять умение детей делать загородки, ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро; учить играть в сюжетно – ролевую игру, развивать дружеские отношения.

Ход занятия:

1. Рассматривание иллюстраций о животных

2. Рассматривание готовой постройки

3. Постройка загородок

4. С–ролевая игра «Зоопарк»

З А Н Я Т И Е № 30

Тема : «По замыслу»

Цель : Активизировать воображение детей, поощрять самостоятельное соз-дание детьми собственных вариантов построек на основе усвоенных в процессе обучения не содержащих, элементы новизны, закреплять навыки правильного соединения деталей.

Ход занятия:

1. Упражнения на выбор деталей по названию, а в случае затруднений по показу

2. Вспомнить, что можно построить

3. Предложения : придумать новые постройки

4. Рассматривание построек

5. Обыгрывание

З А Н Я Т И Е № 31

Тема : «Постройка лесенки»

Цель : Продолжать учить детей ставить кубик на кубик, сооружать инте-ресную постройку из одинаковых по форме строительных деталей.

Ход занятия:

1. Беседа на тему «как мы ходили на музыкальное занятие»

2. Игровая мотивация : построить лесенку для кукол

3. Постройка лесенок

4. Обыгрывание построек

З А Н Я Т И Е № 32

Тема : «Строительство горки»

Цель : Учить детей анализировать образец постройки (называть строитель-ные детали, соединять детали аккуратно, устойчиво, правильно располагать пластину.

Ход занятия:

1. Игра «Покатаем куклу»

2. Рассматривание образца, анализ

3. Организация процесса построения горки

4. Обыгрывание построек

З А Н Я Т И Е № 33

Тема : «Горка с лесенкой»

Цель : Учить детей делать две постройки и соединять их вместе, использовать в постройке разные детали.

Ход занятия:

1. Рассматривание горки, лесенки

2. Показ способа соединения построек

3. Постройка горок

4. Обыгрывание

З А Н Я Т И Е № 34

Тема : «По замыслу»

Цель : Стимулировать возникновение у детей собственного конструктивного за-мысла с помощью создания привлекательной ситуации для развертывания конструктивной деятельности .

Ход занятия:

1. Приход гостей : зайка, мишка, лисичка, волк, белочка, ежик

2. Рассказ гостям о том, что дети умеют строить

3. Постройки для гостей

4. Игры с постройками и игрушками

Цель: Формировать интерес к самостоятельному созданию и обыгрыванию построек, развивать сюжетно-игровой замысел.

Задачи:

  • формировать умение выполнять постройки по образцу с показом основных приемов конструирования;
  • побуждать различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию;
  • содействовать развитию потребности в общении со взрослыми и сверстниками, повысить коммуникативную культуру;
  • способствовать развитию способности определять местоположение объекта и правильном его обозначении;
  • развивать понимание речи, расширять активный словарь ребенка за счет слов, обозначающих местоположение предмета;

Материал:

  • фрагмент из м/ф "Кошкин дом" (пожар);
  • мягкая игрушка - кошка;
  • три больших поролоновых модуля: 2 куба и 1 призма;
  • деревянный строительный материал (большой и маленький)
  • для каждого ребенка;
  • игрушки: дикие и домашние животные (большие и маленькие)
  • по количеству детей;
  • диск программы "Ладушки" "Топ-топ, каблучок" (полька "Добрый жук")

Ход занятия

Ребята, давайте поприветствуем весь мир:

(Дети выполняют ритуал приветствия).

(В конце приветствия дети обнимают друг друга).

А теперь давайте поиграем с нашими ручками и ножками,

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы топаем ногами,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.

(Дети сопровождают текст, соответствующими движениями. На слово "кругом" дети бегут за воспитателем по группе, и находят, лежащий на полу диск с надписью "от Кошки".)

Ребята, на диске написано "от Кошки". Где же она? Кто же его сюда принес?

(Дети оглядывают по сторонам, ищут Кошку и не находят).

Как вы думаете, что на этом диске? Да, может быть, мультики, а может быть песенки, или звучит сказка?

(Дети высказывают свои предположения, что может быть записано на диске).

Сейчас мы его поставим в DVDплеер и узнаем, что на нем записано.

(Воспитатель вставляет диск в DVD плеер, сопровождает все свои действия пояснением, что и для чего делает).

(Дети видят на экране телевизора горящий Кошкин дом, смонтированный видеосюжет из м/ф "Кошкин дом").

Ребята, что случилось у Кошки? Кто пришел к ней на помощь? На чем едут пожарники? Удалось ли им потушить пожар?

(Воспитатель дает возможность детям прокомментировать происходящее).

Вам жалко Кошечку? Посмотрите какие у нее глаза? Вы хотите помочи кошке, построив для нее дом?

(Дети говорят, что кошечка плачет, она грустная и печальная: предлагают построить для нее дом.)

Молодцы ребята, какие вы добрые, отзывчивые "Друзья познаются в беде". Хорошо когда рядом есть такие великодушные дети, люди которые откликаются на помощь. (Воспитатель гладит и обнимает детей).

(Дети проявляют положительные эмоции).

Кто строит дом? Да правильно строители. Сегодня мы с вами будем строителями.

Воспитатель предлагает игру "Пальчики-строители".

Пальчики-мальчики, вы - строители,
На стройке поработать не хотите ли
Этот пальчик цемент и песок засыпает,
Этот воду туда добавляет.
Этот включает бетономешалку,
Чтобы раствор был похож на сметану.

Молодцы, хорошо поиграли наши ручки. А теперь пора приниматься за работу. Вот какие большие, красные кубики у нас есть. Из них мы сделаем стены, поставив, кубики рядом друг с другом.

(Дети помогают воспитателю переносить и устанавливать кубы рядом друг с другом.)

Что еще надо сделать? Чего не хватает нашему дому?

(Дети дают ответ).

Правильно, молодцы! Из чего сделаем крышу? Как называется эта деталь? На чем стоит крыша.

(Дети показывают нужную деталь, называют ее, помогают ставить ее кубы).

Правильно! Это призма. Повторите. (индивидуальная работа: воспитатель просит повторить каждого ребенка название детали (призма)).

Ребята смотрите, какой красивый дом для кошки у нас получился. Нравится он вам.

(Дети любуются домом, проявляют положительные эмоции).

Ребята, давайте покажем наш дом кошке. Давайте позовем кошку.

(Дети зовут кошку "Кошка иди к нам, кошка для тебя готов дом").

В группе появляется мягкая игрушка кошка.

Кошка: "Какой красивый дом вы для меня построили. Теперь мне не страшен мороз и ветер. У меня есть дом. Спасибо вам дети. А пока я пойду в дом, приготовлю все для новоселья".

Ребята, хотели бы вы построить каждый свой дом. Кто будет жить в твоем доме? Для кого ты его построишь (воспитатель спрашивает каждого ребенка).

(Дети показывают и берут ту игрушку, для которой хотят построить дом).

Какой величины будет твой дом? Какой дом хочешь ты построить? Большой или маленький? Какого цвета?

(Дети говорят какой дом каждый из них хочет построить).

Ребята, возьмите те кубики, которые вам нужны и постройте такой же дом как у кошки. Два кубика поставьте вместе. На кубики сверху поставьте призму.

(Дети отбирают нужный строительный материал, приступают к работе).

(Воспитатель уделяет внимание каждому ребенку, хвалит, помогает наводящими вопросами, уточняет размер и цвет постройки).

Молодцы, ребята! Какие красивые дома у вас получились. Сколько у нас домов? А сколько было? У нас получился целый город.

(Дети говорят, что теперь домов много, но не было, ни одного).

Воспитатель предлагает игру "Строим".

Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом - для киски,
Этот дом - для мышки,
Этот дом - для петушка,
Этот - для лошадки,
Этот дом - для курочки,
Этот - для коровки.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.

(Дети сопровождают текст соответствующими движениями, имитируют животных, согласно тексту).

Выходить кошка.

Кошка: Приглашаю всех на новоселье и ребят и игрушек.

Ребята, пойдемте к Кошке в гости. Свои игрушки возьмите с собой.

(Дети берут игрушки и ставят их рядом с Кошкой, около ее дома).

Звучит музыка.

Мальчики пригласите девочек на танец, взяв ее за руки.

(Дети танцуют, повторяя движения за воспитателем).

Ребята, вы сделали сегодня доброе дело - построили вместо сгоревшего дома новый. Вам понравилось помогать Кошке? Что вам еще сегодня понравилось?

С самого раннего возраста у ребёнка необходимо развивать творческие способности, художественное чутьё и восприятие, разрабатывать необходимые моторные навыки, стимулировать умственную деятельность. Занятия по конструированию как нельзя лучше подходят для этого. Также они учат детей взаимодействовать между собой, контролировать свои эмоции, приучают к коллективному труду. Конечно, необходимо учитывать возраст детей при подготовке подобных занятий.

Методические основы обучения конструированию в младшей группе детского сада

Конструирование в ДОУ - это процесс создания детьми поделок и построек из различных материалов (бумаги, пластилина, природного и бросового материала, специальных строительных наборов и конструкторов).

Цели и задачи

Детей в возрасте 1,5–3 лет знакомят с разными строительными наборами и конструкторами и обучают навыкам работы с ними. Объясняют особенности элементов конструктора и способы применения их в постройках различного назначения (что такое кирпичик, пирамидка, конус, шар, пластина и т. д., как использовать их в строительстве моделей). Развивают способность творчески подходить к поставленной задаче. Учат малышей строить по готовому образцу, по изображению на картинке, поощряют желание соорудить что-то самостоятельно.

С самого раннего возраста у ребёнка необходимо развивать творческие способности

Одной из задач занятий по конструированию является развитие глазомера и способности оценить пространственные соотношения (построить небольшой гараж для маленькой машинки, большую кроватку - для крупной игрушки). Воспитатель учит малышей использовать построенное в дальнейшей игре, развивает фантазию детей. Например, дорожка из пластинок может быть тропинкой через лес, автомобильной дорогой, железнодорожным полотном, взлётной полосой для самолётов и т. д. Развивать фантазию детей также помогут различные природные материалы, из которых можно соорудить разнообразные поделки.

Непременным условием проведения занятий по конструированию является уборка за собой рабочего места. Это приучает малышей к аккуратности.

Подходящие материалы для конструирования

Для занятий по конструированию в младшей группе лучше всего использовать различные строительные конструкторы и наборы: пластмассовые кубики, деревянные наборы, лего, разные конструкторы-собирайки.

Помимо строительства из кубиков, можно использовать и другие техники и материалы сообразно данному возрасту. Так, отличным материалом для конструирования являются разноцветные бумажные салфетки. Традиционно используются цветная бумага, картон и пластилин. Не обходят вниманием и сезонные природные материалы.

Все детали любых конструкторов для детей 1,5–3 лет должны быть большими

Если воспитатель хочет применить на занятии элементы аппликации, то потребуется заранее заготовить необходимые детали, так как малыши в силу возраста ещё не могут сделать это самостоятельно. Также необходимо использовать клей-карандаш - у детей будет меньше возможности перемазаться с ног до головы, перепачкать всё и всех вокруг.

В младшей группе лучше не давать детям заданий разной сложности. Элемент соревновательности здесь также неуместен. Единственно, что можно применять - немного разные задания, но одной сложности при работе в группе. Например, воспитанники конструируют мебель для комнаты. Кто-то из детей делает кровать, кто-то - стул, кто-то - стол и т. д.

Все детали любых конструкторов для детей 1,5–3 лет должны быть большими. Это относится и к другим материалам - безопасность прежде всего!

Элементы игры и обучения на занятиях по конструированию

Занятия по конструированию должны быть ещё и обучающими и информативными. Поэтому в начале занятия обязательна вводная часть. Например, воспитатель собирается использовать осенние листья. Это отличный повод для малышей на прогулке не только насобирать листьев для поделок, но и узнать, какой лист какому дереву принадлежит, понять разницу между деревьями и кустарниками, послушать стихи, сказки и рассказы о природе.

Если планируется занятие по конструированию мебели, стоит заранее показать картинки, рассказать детям, как делали мебель раньше, как делают сейчас, какие материалы используются для изготовления мебели.

Дети любого дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию во время игры. Поэтому желательно обыгрывать каждый момент занятия, использовать стишки, песенки, сказки, игрушки. Оценка работ также должна проводиться в игровой форме.

Подготовка и проведение занятия по конструированию в младшей группе

Рассмотрим примеры нескольких занятий по конструированию в младшей группе детского сада.

Кубики и строительные конструкторы

Используя кубики и различные строительные конструкторы, можно провести множество тематических занятий. Тут и знакомство с мебелью, и построение мостов и арок, и строительство заборчиков, и укладка дорожек, и применение различных фигур для строительства.

В начале занятий можно объяснить, для чего служит та или иная деталь конструктора, что можно сделать с её помощью. Рассказать, что если вы собираетесь построить лестницу из кубиков, то чем больше запланировано ступенек, тем больше понадобится кубиков. Для объяснения понятий ширины и высоты можно использовать маленькую и большую машинки и построить для них подходящие ворота.

При изготовлении мебели также используйте различной величины: маленький мышонок спит на маленькой кроватке, а слоник - на большой. Научите делать детей скамеечки - высокие и низкие.

Используя кубики и различные строительные конструкторы, можно провести ряд интересных тематических занятий

Обязательно стройте дорожки - узкие, длинные, широкие, короткие. А затем пусть дети придумывают, как их использовать в игре. Можно коллективно придумать историю или сказку и разыграть её, используя небольшие игрушки.

При строительстве заборчиков задания надо усложнять от занятия к занятию. Сначала дети строят заборчик из одинаковых деталей, потом используют детали разной величины, чередуя их, затем можно брать не только разновеликие детали, но и различающиеся по цвету. Строить заборчики можно по образцу, сделанному воспитателем, или по картинке.

Загончики также можно обыграть, используя, например, фигурки птичек. Вот птички спрятались в загончик. Вот сели на столбики. Вот вылетели наружу. А вот летит хищная птица - надо быстрее спрятаться обратно.

Аппликация из осенних листьев «Львёнок»

Перед этим занятием необходимо провести предварительную работу. Потребуется распечататать на листе бумаги изображение львёнка из мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню». Также понадобится пластилин и двусторонний широкий скотч. Нужно приклеить скотч по краю бумаги, не отрывая верхний защитный слой - этим займутся ребята.

Накануне занятия на прогулке нужно насобирать красивых осенних листьев и оставить их просушиться между газетными листами и под гнётом (иначе листья скукожатся и станут ломкими). С этим вполне справятся дети.

Непосредственно перед занятием дети просматривают мультфильм. Воспитатель обсуждает с малышами, какая красивая у львёнка грива и как они сейчас будут делать такую из заготовленных листьев.

Аппликация из осенних листьев потребует небольшой предварительной работы

Воспитатель раздаёт детям листы с изображением львёнка и пластилин. По гриве на листе необходимо тонким слоем пальцами размазать пластилин, хорошо его размяв. Педагог показывает детям, как это делается. Потом сверху пластилина наклеивают красивые жёлтые, красные и оранжевые листья. Затем удаляется защитный слой со скотча и наклеиваются листья сверху - получилась рамка картины.

Объем работы у данного задания слишком большой для детей этого возраста, поэтому можно провести целых 4 занятия:

  1. Собираем листья и раскладываем их на просушку.
  2. Распределяем пластилин по гриве.
  3. Делаем гриву из листьев.
  4. Делаем рамку.

Аппликация из цветных салфеток «Зонтики»

Салфетки - прекрасный материал для детского творчества, который отлично развивает мелкую моторику. Для работы потребуется заранее распечатать контуры зонтиков на половинках листа А4.

Необходимые материалы:

  • клей-карандаш,
  • цветные салфетки,
  • тарелочки для шариков.

Перед началом занятия воспитатель рассказывает детям, почему идёт дождь, для чего нужен зонтик, историю зонтов, предлагает послушать песенки про дождик или читает стишки.

Сначала дети разрывают салфетки на приблизительно одинаковые кусочки, а затем скатывают их пальчиками в шарики. Сделав таким образом заготовки для аппликации, приступают к основному этапу. Контур зонтика заполняется клеем, и туда приклеиваются шарики из салфеток.

Аппликация из бумажных салфеток развивает мелкую моторику и цветовое восприятие дошкольников

Дайте детям проявить фантазию - пусть у них получатся разные зонтики.

Вокруг зонтика наносят точки клея и приклеивают шарики голубого цвета - это дождик. К приходу родителей можно устроить выставку детских работ.

Поделка «Павлин»

Для занятия по изготовлению павлина понадобятся:

  • цветные салфетки,
  • пластилин,
  • клей-карандаш,
  • половинки ватных палочек,
  • заготовки хвоста из картона.

Перед занятием воспитатель рассказывает детям о павлинах, показывает картинки.

Поделка «Павлин» порадует как детей, так и их родителей

Пусть дети слепят фигурку павлина. Затем приготовят шарики из салфеток, как сказано выше. На заготовку хвоста наносится клей, затем на него приклеиваются шарики из салфеток. Пусть дети сами придумают, какие хвосты будут у их павлинов.

Таблица: картотека тем по конструированию в младшей группе

Автор Шарыпова Т.В., воспитатель МБОУ НШДС №77, г. Архангельск
Тема Описание
Столик для гномика Цель: развитие творческого мышления, умения видеть возможности преобразования предметов, навыков конструирования.
Материалы:
  • пробка,
  • дно от спичечного коробка,
  • кисточка для клея,
  • клей.

Педагог предлагает имеющиеся материалы преобразовать таким образом, чтобы сделать столик для гномика. Он помогает детям нанести клей на одну из сторон пробки, на неё надеть коробок от спичек (получится столик). После работы дети играют с гномиками (игрушками из «киндер-сюрприза»).

Кроватка для гномика Цель: развитие творческого мышления навыков конструирования, умения преобразовывать предмет, изменять его назначение.
Материалы: два коробка от спичек.
Педагог предлагает придумать, как можно использовать коробки от спичек. Затем показывает готовый результат своей работы - кроватку для гномика - и объясняет, как её сделать: один коробок вставить в другой (перпендикулярно).
Шкаф для гномика Цель: научиться аккуратно приклеивать детали, развивать творческие навыки и умение преобразовывать предмет, изменять его назначение.
Материалы:
  • две внутренние части спичечных коробков,
  • кисточка для клея,
  • клей.

Педагог предлагает детям изготовить шкаф для гномика. Показывает образец, а затем последовательность действий: клей нанести на боковую часть одного спичечного коробка, приклеить боковыми частями спичечные коробки.

Забор Цель: воспитывать у детей умение выполнять указания педагога; закрепить умение замыкать пространство, ритмично располагая кирпичики на плоскости их длинной узкой стороной.
Материалы:
  • 10–12 кирпичиков на каждого ребёнка,
  • матрёшки по 1 на каждого ребёнка,
  • 1–2 пластиковых дерева,
  • кукольная мебель.

Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает, что у них на столе. Затем сообщает, что он покажет им, как из кирпичиков построить забор для сада. «Кирпичики нужно поставить так, чтобы сад получился большой. (При этом воспитатель сам строит забор, ставя кирпичики на длинную узкую плоскость, и говорит, что кирпичики надо ставить на узкую длинную сторону. Предварительно вспоминает с детьми, где длинная узкая сторона.) Вот и забор готов. Сделаем теперь сад. В саду растут деревья. (Ставит игрушечные деревья.) Под деревом стоит скамеечка. (Ставит скамеечку.) Матрёшка Таня пойдёт в сад гулять. Теперь вы постройте из кирпичиков забор для сада, где будут гулять ваши куклы. В садике деревья, скамеечки. Когда вы сделаете сад, можно поиграть».
Дети приступают к постройке забора. Воспитатель следит, чтобы кирпичики они ставили правильно. В итоге занятия с готовыми постройками развёртывается игра. Аналогично можно построить забор для сада, расставляя кирпичики вертикально.

Мебель для кукол (стул, стол, диван) Цели:
  • закреплять у детей представления о знакомых предметах в окружающем, знать их назначение, видеть их особенности, выделять зрительно основные части (у стола крышка и ножки, у стула сиденье, спинка, ножки и т. д.);
  • закреплять умение правильно называть детали строительного набора, пользоваться этими названиями при анализе образцов;
  • учить детей играть со своими постройками;
  • воспитывать умение внимательно слушать педагога выполнять его указания.

Материалы:

  • кубики,
  • кукольная мебель.

В начале занятия воспитатель показывает образцы: стол, стул, диван, выясняет с детьми, из каких деталей сделан каждый из них, как детали расположены, в какой последовательности надо выполнять работу. Воспитатель побуждает детей к рассказу о виденном. Например, привлекает внимание детей к образцу и просит рассказать, как можно сделать диван, из каких деталей; из чего сделать сиденье, спинку, как при этом ставить кирпичики. Конечно, дети сразу все не расскажут, но смогут ответить на вопросы.
После того как педагог выяснит с детьми, из чего и как сделаны образцы мебели, можно предложить малышам построить их самостоятельно. При этом воспитатель распределяет работу так, чтобы дети, сидящие за одним столом, выполняли разные образцы: один строит стол, другой - диван и т. д. Воспитатель следит за работой, поощряет усердие малышей.
В итоге занятия воспитатель говорит: «На столе у нас посуда. Подумайте, как можно поиграть. Возьмите кукол, посуду и поиграйте. Куклы будут приходить в гости, сядут за стол; чем их будете угощать, о чём будете с ними говорить?».
Дети объединяют свои постройки, и развёртывается игра, в ходе которой они убеждаются в практической надобности своих работ.

Домик для куклы Цели:
  • формировать у детей обобщённые представления о домах, умение отражать в постройке эти представления, передавая основные их признаки;
  • учить делать несложное перекрытие, выполнять постройку в нужной последовательности;
  • познакомить с новой деталью - призмой.

Материалы:

  • строительный материал,
  • 5 кирпичиков и 2 трёхгранные призмы,
  • матрёшка.

В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на новую деталь - призму - и сообщает, что сегодня они научатся строить домик для своей матрёшки. Воспитатель читает стихотворение:

  • Строим дом, дом большой,
    И с крылечком, и с трубой.
    Это чей, это чей?
    Новый дом из кирпичей?
    Это дети строят дом,
    Чтобы куклы жили в нём.

Затем воспитатель строит образец и показывает детям, каким должен быть дом для матрёшки, где у него стены, окна, дверь, крыша. Объясняет, как надо строить дом: «Сначала поставим кирпичик. (Ставит кирпичик на узкую длинную грань.) Это будет задняя стенка дома; к кирпичику приставим ещё по 2 кирпича, поставим их рядом с одной и с другой стороны. Сверху сделаем у домика крышу из призм. (Ставит 2 призмы.) Вот и домик. Сзади у домика окно, а спереди - дверь. В домике будет жить матрёшка.
Теперь вы постройте своим матрешкам домики. Что вы сначала будете делать? (Стены из кирпичиков, потом крышу.) Правильно».
Дети строят, а воспитатель наблюдает за их работой, добиваясь, чтобы выполняли они её в предложенной последовательности. Тем, кто закончит постройку дома, разрешить поиграть. Если ребёнок не может ничего придумать, воспитатель советует, как развернуть игру.

Лесенка для петушка Цель: учить детей, ориентируясь на образец, выполнять постройку и называть отдельные детали.
Материалы:
  • кубики строительного материала,
  • пластилин,
  • игрушка - петушок.

Воспитатель читает загадку:

  • Не княжеской породы, а ходит в короне.
    Не всадник, а со шпорами.
    Сам рано встаёт и другим спать не даёт.

Показывает игрушку - петушка и рассказывает сказку «Петушок и бобовое зёрнышко». По окончании рассказа предлагает детям построить для петушка лесенку, чтобы он мог взлететь повыше и разбудить всех. Дети конструируют лесенки из кубиков и пластилина, а затем играют с ними.

Грузовик Цель: учить сооружать постройки, делать их устойчивыми.
Материалы:
  • строительные наборы,
  • игрушечный грузовик,
  • игрушка - кошка.

Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Грузовик» и показывает грузовую машину, а в ней игрушка - кот. Педагог предлагает детям, сделать для кота грузовую машину из конструктора, предварительно уточнив у них:

  • что есть у грузовика?
  • почему машина называется грузовой?
  • сколько колёс?
  • кубики какой формы нужно взять для создания грузовика?

Воспитатель показывает, как надо сделать машину. Дети выполняют задание.

Сколько должно длиться занятие по конструированию в младшей группе

Маленькие дети не могут долго концентрироваться на выполнении одной задачи. И это нужно учитывать при подготовке занятий. Рекомендуемое время проведения занятий для первой младшей группы - 15 минут. Если за это время сложно управиться, в середине занятия необходимо предусмотреть игровую паузу, но и тогда занятия для детей данного возраста не должны превышать 20 минут.

Примерный конспект занятия «Построить дорожку»

Цель занятия: научить детей использовать деталь «кирпичик».

Задачи занятия:

  • научить располагать предметы встык,
  • научить детей работать сообща,
  • развить желание помочь нуждающемуся.

Предметы для занятия:

  • детали «кирпичики» из строительных наборов,
  • игрушки (зайчик и маленькие грузовики),
  • морковка - вырезанная из бумаги и настоящая, очищенная и порезанная на кусочки.
  1. Начало занятия. Зайчик собрал много морковки, но не может довезти её до дома, так как в лесу нет дороги к его домику. А морковки так много, что её можно отвезти только на машине, поэтому зайчик пришёл просить помощи у ребят.
  2. Непосредственно конструирование. Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, можем ли мы помочь зайчику? Как мы можем это сделать? Из чего мы можем построить дорогу к домику зайчика?». Дети отвечают и высказывают свои предложения по строительству дороги для зайчика. Воспитатель предлагает построить дорогу из кирпичиков и объясняет, как это надо сделать. Далее дети берут по одному кирпичику и строят дорогу.
  3. При конструировании дорожек дети учатся располагать предметы встык

    Можно ли проводить открытые занятия в младшей группе

    Открытые занятия в младших группах детского сада проводить не рекомендуется, поскольку дети отвлекаются на незнакомых людей и не могут сосредоточиться на образовательной деятельности. Также не нужно проводить и показательные уроки для родителей. Во-первых, по изложенной выше причине, а во-вторых, из-за того, что родители начинают активно вмешиваться в процесс, и воспитатель рискует провести занятие не для детей, а для их родителей. Исходя из опыта, утихомирить расшалившихся родителей гораздо сложнее, чем их детей.

    Подготовка к занятиям по конструированию и самообразование воспитателей

    Конечно, можно использовать одни и те же стандартные наработки для занятий по конструированию. Но на самом деле, если подходить к работе творчески - это очень увлекательное занятие для самих воспитателей, а также непочатый край работы по самообразованию. Это также возможность придумывать самому что-то интересное на основе собственных умений, изучать новые техники рукоделия. Для этого нужно только желание.

    Видео: занятие по конструированию «Строим домик»

    Занятия по конструированию являются важной составляющей в развитии и обучении ребёнка. Они помогают детям развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику, социальные навыки. Поэтому задача воспитателя - организовать такую деятельность интересно и творчески, чтобы малыши с увлечением создавали новое и таким образом развивали необходимые в дальнейшей жизни навыки и способности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.