Песочная терапия для физического развития детей. Песочная терапия для детей. Возможность высказать свои чувства

Песочная терапия в детском саду

В последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка “взгляду со стороны”, мы тем самым помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира. Сам сеанс имитирует… детское копание в песочнице. Однако вместо лопатки и ведерка предлагается набор фигурок, а также бусины, кубики, миниатюрные автомобили, игрушки, кусочки дерева, монетки, камешки, сухие листья… Словом, в распоряжение предоставляется все, что нужно для создания своей собственной модели внутреннего мира в миниатюре.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Песочница и «песочная терапия для детей» не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества - именно так действует песочная терапия на детей.

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, дети могут проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении, свои страхи.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Для организации песочной терапии понадобится:

  • Ящик для песка (песочница), размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.
  • Песок (обычный, но просеянный, чистый)
  • Вода
  • Коллекция миниатюрных фигурок

Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины.

Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок и специальных песочниц с сухим или влажным чистым песком.

На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочным человечком – хранителем волшебной песочницы. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы, ребята слушают рассказ Песочного человечка о новой интересной игре.

Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что психолог дает задание создать картину своего настроения и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки.

Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.

В условиях детского сада и школы не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.

Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

Все занятия проходят в игровой форме. Игра с песком – это в то же самое время своеобразная само терапия ребенка с помощью психолога.

Существуют разнообразные подходы к использованию песочной терапии:

  • Психокоррекционные занятия с детьми дошкольного возраста;
  • Игровые тренинги с младшими школьниками и тренинги с подростками;
  • Дидактическая песочница-обучение через игру с песком чтению, письму, энциклопедическим знаниям;
  • Подготовка к школе в мини-группах из 6 человек.

Ключевыми направлениями (задачами) являются:

  • Развитие творческих, созидающих возможностей личности;
  • Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;
  • Формирование позитивных коммуникативных моделей;
  • Творческая коррекция проблемных ситуаций;
  • Коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;
  • Повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);
  • Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);
  • Развитие навыков общения.

Рассмотрим более подробно формы и варианты песочной терапии:

1.Игровые методы

Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.

Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой « Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир)

1.«Чувствительные ладошки»

Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

2. «Отпечатки наших рук» . Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

3. Игра « Секретик» « Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

4. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

2.С целью диагностики (индивидуальная и групповая форма)

В индивидуальной форме можно диагностировать:

  • Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)
  • Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)
  • Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора
  • Потенциальные, ресурсные возможности (когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)
  • Способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание)
  • Уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия)
  • Анализ расположение фигурок в песочнице и их значение

В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:

  • Характер взаимодействия в группе
  • Распределение ролей в группе
  • Стиль поведения каждого участника группы

3. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.).

Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. При наличии у ребенка определенных речевых нарушений, как у детей с ОНР применяется серия игр «Песочная грамота», направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

Стиль и динамика игры в песочнице у детей, имеющих проблемы интеллектуального развития составляет до 60 мин. Сюжет, как правило у них в игре не четкий и чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, параллельная игра.

Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной моторики и зрительно - двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

4. В качестве психопрофилактического, развивающего средства

Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию – песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный жизненный опыт.

5. В качестве оказания первичной психологической помощи.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками

Таким образом, основной целью песочной терапии является повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.


Песочная терапия - одно из направлений психотерапии, относящееся к арт-терапии. Современные специалисты разработали несколько программ занятий с песком, позволяющих решать множество проблем психологического характера как у детей, так и у взрослых. Песочная терапия дает возможность человеку избавиться от последствий стресса, душевных травм, почувствовать уверенность в своих силах, а также является средством для снятия психоэмоционального напряжения.

  • Показать всё

    Потенциал песочной терапии для детей

    Занятия с песком помогают малышу раскрепоститься, избавляют от трудностей в общении (коллективные) и позволяют развить мышление, воображение и мелкую моторику. Психологам песочные упражнения помогают понять внутренний мир ребенка, провести диагностику его психического состояния. Также методика игр с песком обладает следующими возможностями:

    Возможности Характеристика
    Релаксация и успокоение Тактильный контакт с природным материалом является мощнейшим средством психологической разгрузки. Даже простое погружение рук в сыпучую субстанцию окажет умиротворяющее действие, вызовет положительные эмоции. Малышам в возрасте около 1 года, которые еще не могут участвовать в развивающих играх, можно показать простейшее упражнение пересыпания песка с одной ладони в другую
    Самовыражение и совершенствование творческих способностей Рисование на песке различных картин позволит ребенку выразить свои эмоции и развить воображение. Лоток с песком символизирует в данном случае "чистый лист", на котором всегда можно все начать заново. Занятия песочным рисованием вместе с родителями укрепят связи между ребенком и взрослым, дадут возможность лучше понять друг друга
    Способ выражения чувств Не всякий малыш в состоянии выразить свои чувства с помощью речи. Песочная терапия поможет ему в этом. Родитель, наблюдая за действиями ребенка с песком, сможет понять, что хочет сказать малыш
    Формирование речи, мышления, фантазии Игровые упражнения помогут ребенку быстрее сформировать речь и мышление, разовьют внимание и воображение. Учась описывать нарисованные картины, малыш усвоит правильное произношение звуков
    Диагностика психического состояния Грамотно выстроенные упражнения с песком смогут помочь не только специалисту, но и родителям разглядеть внутренние посылы малыша, причины его страхов и проблем
    Развивающие игры Лоток с песком является прекрасной средой для развивающих игр. Ребенок учится писать, считать, различать форму и цвет предметов в игровой увлекательной форме
    Психокоррекция С помощью специалиста-психолога родители смогут корректировать поведение своего малыша. Специально подобранные упражнения помогут ему со временем изменить поведение в лучшую сторону, устранить трудности в общении, научиться избегать конфликтов

    Детям очень нравятся занятия с песком, однако, стоит помнить, что это бывает небезопасно. Ребенок может проглотить песчинки, вдохнуть их и т. п. Поэтому малышей дошкольного возраста оставлять одних во время игр в песочнице не следует.

    Показания и противопоказания

    Бывают ситуации, когда ребенку просто необходимы занятия с песком. Показаниями к песочной терапии являются:

    • агрессивное поведение, тревожность;
    • необщительность;
    • стрессы, связанные с отношениями в семье;
    • неврозы;
    • психосоматические заболевания.

    Существуют и некоторые противопоказания для подобных упражнений. К ним относятся:

    • эпилепсия;
    • аллергические реакции на песок;
    • заболевания кожи.

    Упражнения с песком

    Для полноценных занятий с песком требуется приобрести необходимые материалы. К ним относится специальный стол-песочница, кварцевый песок и мелкие фигурки людей, животных, растений и т. д. Стол-песочницу приобретать лучше изготовленную из дерева. Здесь важен тактильный контакт ребенка именно с природными материалами. Если такой возможности нет, стол можно изготовить самостоятельно из деревянных брусков. Песок (если кварцевый отсутствует) также может быть заменен на речной или морской. Он должен быть мелкий (чтобы легко струился в руках) и тщательно промытый.

    Индивидуальные занятия

    Эти упражнения используются в домашних условиях, в работе с психологом, логопедом, арт-терапевтом:

    Упражнение Описание
    Игра в сказку Упражнение направлено на развитие фантазии и образного мышления малыша. В лотке с песком есть возможность разыгрывать как любимые сказки ребенка, так и выдумать новые сюжеты. Взрослый может предложить придумать другую концовку известной сказки
    Изучение свойств С помощью песка дошкольник может изучить свойства материалов, получить представление о понятиях "теплый-холодный","мокрый-сухой" и т. д. Познакомиться с геометрическими формами, рисуя их пальцем на поверхности
    Дождик Игра предназначена для релаксации и обладает умиротворяющим воздействием. Дети в возрасте 2-3 лет должны играть в нее вместе с родителями. Взрослый предлагает малышу подставить ладошку и начинает медленно сыпать в нее песок, затем просит ребенка сделать то же самое с его ладонью. Дети постарше играют в "Дождик", пересыпая песок из одной ладошки в другую без участия родителей
    Угадай, что это Упражнение, помогающее укрепить семейные связи. Родитель зарывает в песок несколько любых фигурок, пока малыш стоит с закрытыми глазами. Далее ребенок на ощупь, погружая руки в песок, должен определить, что это за фигурки
    Ветерок Для этого упражнения понадобится соломинка для коктейля. Ее конец опускается в песок, ребенок должен дуть с противоположной стороны. Эта игра предназначена для детей старшего возраста
    Учим буквы Родитель выкладывает на песке буквы или слова (для детей постарше), затем прячет буквы в песке. Ребенку предлагается найти их и вновь составить слово или назвать буквы. Цель: обучение алфавиту, развитие речи, тактильная релаксация
    Строитель Лоток с песком предоставляет малышу неограниченные возможности для строительного творчества. Можно воспользоваться фигурками и создать целый мир в ограниченном пространстве, и, увлажнив песок, строить объемные фигуры

    В песочнице ребенок является творцом и созидателем, он сам принимает решения и воплощает их в жизнь. Это очень важно для становления уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.

    Коллективные упражнения

    В основном коллективные игры применяются воспитателями ДОУ. Их цель активизация детей, установление отношений в группе, создание сплоченного коллектива. Также совместные занятия способствуют снятию излишнего напряжения и стабилизации психоэмоционального фона в группе.

    Чаще всего в детских садах применяются следующие игры с песком:

    Упражнение Описание
    Знакомство Цель: ознакомить детей с материалом и его свойствами. Участники должны встать вокруг песочницы. Педагог предлагает всем погрузить руки в песок, погладить, потрогать его, пересыпать с ладони на ладонь. Попутно воспитатель должен объяснить малышам правила игр в песочнице
    Веселая история Воспитатель выкладывает в песочнице фигурки в определенном порядке. При этом рассказывает историю об этих фигурках. Затем прячет их в песок. Дети должны отыскать фигурки, разложить их в том же порядке и пересказать историю. Игра способствует развитию внимания, связной речи. Укрепляет связи в коллективе
    Мой город Педагог предлагает ребятам построить свой город в песочнице так, как они его представляют. Упражнение способствует развитию фантазии
    Придумай сказку Воспитатель предлагает детям придумать свою собственную сказочную историю. Для игры используются фигурки сказочных персонажей, деревьев и животных. Также педагог может нарисовать образы вымышленных героев, которые дети будут использовать в своей сказке. Упражнение развивает речевую деятельность, активизирует воображение, способствует снятию психоэмоционального напряжения
    Волшебный круг Педагог предлагает ребятам выложить круг из камушков, бусинок и т. д. Каждому ребенку раздается по несколько камней, которые он должен будет вложить в общий круг. Цель занятия: коррекция гиперактивного поведения, рефлексии
    Песочная картина Ребенок рисует (пальцем, кисточкой) в песочнице картину и объясняет остальным ребятам, что именно он нарисовал. Цель игры: развитие речи, укрепление дружеских связей в коллективе, активизация общения

    Так как песок является природным экологически чистым материалом, он становится все более популярен в детских учреждениях. Игры с песком относятся к здоровьесберегающей технологии, направленной на сохранение и стимулирование состояние малыша.

    Показания к песочной терапии для взрослых

    Песочная терапия помогает проблеме обрести внешнюю форму. Занятия творчеством помогают расслабиться, выплеснуть скопившиеся негативные эмоции, проявить себя.

    • возрастной, ценностный, личностный кризис;
    • натянутые отношения с близкими;
    • проблемы в семье;
    • расставание с любимым человеком, развод;
    • смерть родных и близких;
    • страхи, панические атаки;
    • социальные конфликты;
    • психосоматические заболевания;
    • неврозы, нарушения психического состояния.

    На основе творческих стараний человека в песочнице специалист сможет сделать достоверные выводы о его психоэмоциональном состоянии и помочь решить выявленные проблемы.

    Песочные упражнения

    Подобные занятия используются психологами для психоэмоциональной разгрузки клиента, анализа и коррекции его внутренних проблем:

    Упражнение Описание
    Медитация Занятие обязательно проводится под расслабляющую тихую музыку. В него включены: рисование на сухом и мокром песке, создание композиции с различными предметами, пересыпание песка из различных емкостей. Цель упражнений - релаксация
    Реконструкция Психолог предлагает клиенту восстановить свой жизненный путь с помощью фигурок. На каждом этапе должна быть использована та, что олицетворяет человека в данный период его жизни. Цель занятия - интеграция
    Перепроектирование Специалист просит человека подумать о том, что бы он хотел поменять в своей жизни. Затем клиент должен с помощью фигурок изобразить эти изменения в лотке с песком. Цель упражнения - выявление внутренних проблем
    Переговоры Психолог предлагает клиенту провести переговоры между двумя фигурками в лотке с песком, придумать диалоги. Цель - выявление социального конфликта
    Пассивный-активный Доктор просит выбрать три фигуры, олицетворяющие активное начало пациента и три - пассивное, разместив их в лотке. Между ними необходимо выстроить диалог. Цель занятия - интеграция
    Параллельный мир Коллективное занятие, подходящее для семейного сеанса. Каждый человек в своем лотке выстраивает придуманный мир, затем рассказывает о нем. Цель - выявление семейных проблем
    Событие Психолог предлагает реконструировать с помощью фигурок событие, вызывающее негативные эмоции и обыграть его. Цель - помочь найти решение проблемы

Безграничны возможности и фантазии человека. Приглашаем вас к продолжению разговора об арт-терапии. Сегодня рассмотрим одно из ее направлений — песочную терапию. Узнаем ее секреты, кому и для чего она подходит, а также предложим конкретные упражнения для детей и взрослых.

Песочная терапия для взрослых и детей

Что такое песочная терапия и как она может помочь человеку в решении его трудных ситуаций? Кто и как может применять упражнения в песочнице? Об этом – в нашей статье.

Песок – особый материал, ведь он, можно сказать, «родом из детства». Кто из нас не любил в совсем юные годы повозиться с куличиками и лопатками? Наверное, мало таких, ведь песочница во все времена была магнитом для малышей.

Правда, мы часто воспринимаем песок как среду для свободной игры, и недооцениваем его коррекционные и терапевтические свойства. И уж точно не всегда осознаем, что играть в песке полезно не только детишкам, но и взрослым. Что же полезного несет в себе песочная терапия?

Возникновение и суть песочной терапии

Песочная терапия – одно из направлений проективной психотерапии. Основателем метода считается Карл Юнг, позже инициативу поддержали его ученики.

Если бы можно было описать суть песочной терапии в одном предложении, оно звучало бы так: подсознание человека общается с ним на языке знаков и символов, и уже они помогают нам решить собственные проблемы и трудности в разных сферах жизни и отыскать ответы на непростые жизненные вопросы.

Проще говоря, на песочном полотне мы перепроживаем какие-то моменты своей жизни, и как бы заново перерисовываем собственную «картину», получая новый чувственный опыт, что впоследствии проявляется переменами уже в реальности.

Песочные картины, которые мы создаем собственноручно, помогают вытащить на белый свет неосознанные чувства, конфликты и переживания. Специалист по песочной терапии может рассмотреть все это на картине клиента, понять, что его тревожит и как ему максимально эффективно помочь.

Песочная терапия часто используется в практике многих детских и «взрослых» психологов, сказкотерапевтов, арт-терапевтов, воспитателей детских садиков. Но для применения ее элементов и получения позитивных сдвигов в собственной жизни и жизни детей совсем не обязательно месяцами и годами учиться и защищать диплом специалиста, хотя, конечно, это тоже очень полезно. Но для начала можно попробовать метод и применить его элементы на практике в домашних условиях.

Функции песочной терапии

Сама по себе возня в песочнице – процесс очень приятный. Посмотрите, как играют дети! Их не надо заставлять покопаться в песке, и даже лепка куличиков, пересыпание, просеивание песка успокаивают и расслабляют как ребенка, так и взрослого.

Кроме того, к функциям песочной терапии относят:

  1. Диагностическую – определенным образом построенная игра в песочнице поможет терапевту, родителям или самому взрослому клиенту увидеть ответы на многочисленные вопросы о своем внутреннем мире или мире малыша, понять настоящие причины страхов и тревог.
  2. Развивающую – в песке можно проводить развивающие игры. Прямо в песочнице можно проводить занятия по обучению счету, письму, чтению, сортировке и т.д. Все это хорошо запоминается и легко дается малышу, если «одеть» развивашку в сказочную форму и весело обыграть. Кроме того, песочные игры развивают мелкую моторику, внимание, воображение, образное мышление ребенка, а также его речь, ведь в процессе он учится говорить, «озвучивать» героев в песочнице, связно говорить.
  3. Коррекционную – с помощью определенных игр в песочнице можно так перенаправить деятельность ребенка, что его поведение постепенно начнет меняться в лучшую сторону.
  4. Высвобождающую – в песке малыш может свободно выразить свои эмоции и чувства, выпустить негативные переживания. Ведь далеко не каждый малыш в состоянии говорить о своих чувствах вслух. Но внимательная мама обязательно заметит его трудности, просто наблюдая за его играми. И самому ребенку тоже полегчает после таких игр, он сможет прожить эмоцию и пойти дальше, не «зависая» на ней. Кстати, это актуально не только для детей, но и для взрослых.
  5. Психотерапевтическую – в песочнице мы можем исцелить всевозможные трудности малыша, его фобии, страхи, тревоги и т.п. Но с этим лучше всего обратиться к профессионалу.

Песочная терапия в домашних условиях. Как организовать?

Организовать дома песочницу не так уж сложно. Вам понадобятся:

Прямоугольный деревянный ящик размером 70Х50Х8 см, но можно, конечно, рассмотреть и другие варианты. Психотерапевты в своей работе используют песочницу с голубыми бортиками и дном. Мы же можем взять любую удобную емкость – таз, поднос, контейнер из пластика (удобно, если он с крышкой, так после игры можно быстро убрать и спрятать песок).

Собственно, песок. Важно, чтобы он был очищенным и безопасным. Такой песок можно приобрести в зоомагазине, но можно и самостоятельно подготовить, тщательно промыв и прокалив в духовке. И тогда можно не бояться проверки «на зубок», которая в случае с малышами случится непременно, и в самый неожиданный момент.

- Маленькие игрушки – модели из реальной жизни: куколки, предметы игрушечной посуды, фигурки растений, животных, машинки, домики, а также природные материалы – палочки, желуди, камни, шишки, каштаны.

— Водичка. Это необязательно, но работа с сухим и влажным песком дает разные ощущения, почему бы не поэкспериментировать?

Игры с песком

Предлагаю вам несколько игр в песочнице для малышей и одно упражнение для взрослых:

Песочный дождь

Попросите ребенка положить руки в песочницу. Посыпьте песком на его ладошку, и предложите ему тоже посыпать «дождиком» на ваши руки. Эту игру малыши обычно воспринимают на «ура».

Ветер

Возьмите соломинку для сока и предложите крохе аккуратно в нее подуть, предварительно опустив второй конец трубочки в песок. Важно быть аккуратными и следить за действиями ребенка.

Кто здесь прячется?

Предварительно спрячьте в песочнице несколько игрушек, а затем попросите ребенка их отыскать. Малышу точно понравится эта игра! А еще, можно попросить его самого спрятать игрушки от вас.

Строительство новых миров

Предложите ребенку построить на песке сказочный мир, где будет все, что ему хочется: города и страны, поля, реки и озера. Детям постарше можно задать задачку построить мир мечты или город будущего, и рассказать потом о нем как можно подробнее.

Мост в новый мир – упражнение для взрослых

Цель: гармонизация состояния, анализ ценностей и достижений.

Длительность – 20 минут.

Необходимые материалы: поднос с песком или манкой.

Схема выполнения:

Положите руки на поднос с песком (или манкой). Попересыпайте материал, познакомьтесь с ним. Он шершавый или мягкий? Прохладный или теплый?

Нарисуйте на песочном поле водоем, а через него — мост. Интуитивно, как пойдет.

Рассмотрите свой мост. Какой он? Где на этой картине вы? Попробуйте мысленно «попутешествовать» по разным областям песочной картины и прочувствовать, где и какие ощущения приходят.

Если вы сейчас хотите что-то изменить, обязательно сделайте это.

Почувствуйте, что с вами сейчас происходит, какие новые чувства, мысли, инсайты появились? Запишите их.

И позже ответьте на вопросы:

  • Нравится ли вам ваша картина?
  • Как бы вы ее назвали?
  • О чем говорит ваша работа? Запишите хотя бы три ассоциации.
  • Какие чувства вы испытываете, глядя на свое творение?
  • Если бы картина могла говорить, что бы она вам сказал?
  • Какие два небольших действия вы готовы сделать уже сегодня, чтобы построить этот мост в новую жизнь? Сделайте это!

Обязательно попробуйте эти игры в песочнице и техники песочной терапии, и пусть они подарят вам много творчества, энергии и радости!

В завершении приглашаю полюбоваться на чудеса песочных сказочных картин, возникающих в руках мастера:

Анна Кутявина,

Профессиональный психолог и мама.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Психотерапевты заметили свойства песка, позволяющие нейтрализовать отрицательную энергию человека, как бы вбирая её в себя. Этот сыпучий материал помогает психике высвободить внутренние конфликты, расслабиться. Песочная терапия для детей и взрослых применяется довольно успешно, позволяя решить многие проблемы.Для эмоциональной сферы детей такой метод имеет наибольшую актуальность, ведь можно одновременно лечить, развивать и развлекать ребёнка.

Кому подходит песочная терапия?

Песочная терапия для детей полезна в любом случае, даже при отсутствии каких-либо показаний. Но особенно необходима она в следующих случаях:

  • у ребёнка имеются страхи и часто возникает тревожное состояние;
  • присутствует задержка психического развития;
  • вы замечали нервные тики или диагностирован невроз;
  • неадекватное поведение (в виде агрессии или гиперактивности);
  • низкая самооценка;
  • напряжённое отношение со взрослыми (родителями, учителем, воспитателем или одноклассниками);
  • депрессивные состояния, замкнутость, мысли о суициде;
  • ребёнок перенёс насилие или другую психологическую травму

Малыши не всегда могут сформулировать чувства и эмоции, которые они переживают. Поэтому песочная терапия и игры для детей младшего возраста имеют большое значение.

Цели

Цель песочной терапии – ненавязчиво помочь освободиться от всего, что беспокоит и волнует ребёнка. Его самооценка повышается на подсознательном уровне, что в некоторых случаях делает данный метод коррекции психического состояния незаменимым.

Для детей до третьего года жизни песок может использоваться на развивающих занятиях. Нужно изучить цвет, состав, форму, что будет, если налить воды. Впрочем, более взрослый ребёнок может использовать этот материал в творчестве, развивая свою фантазию.

Что нужно для терапии

Вам понадобится непосредственно сам материал (не менее 3 килограмм) и песочница.
Приобрести песочек для занятий и творческой деятельности можно в большинстве магазинов с игрушками, зоотоварами, а также товарами для рукоделия.

Там же можно поискать и песочницу. Выглядит она как небольшой короб (примерно 70*50 см и 10 см высотой) из хвойных пород дерева. Нередко можно встретить и песочницу из пластмассы. Если по каким-то причинам купить её не удалось, то не нужно расстраиваться или тем более отказываться от занятий данной терапией. Сделайте короб самостоятельно, либо возьмите самую большую посуду (тазик), которая имеется у вас в доме. Летом песочная терапия для детей дошкольного возраста может проводиться на улице (в песочнице на детской площадке).

Для более старшего (школьного) возраста будет интересен специальный песочный стол с подсветкой. На нём можно рисовать разнообразные картины, делать надписи при помощи пальцев рук. Такая терапия – это не только огромная польза для психического и эмоционального здоровья ребёнка, но ещё и развитие фантазии, творческих способностей.

Если такой стол вам не по карману, то можно приобрести обыкновенный ватман. Закрепите его края, чтобы не скатывался в рулон и высыпьте около килограмма сухого песка. Импровизированная песочная анимация готова, можете приступать к рисованию.

Какой песок нужен для терапии

Строгих правил для того, каким должен быть материал для песочной арт терапии для детей нет (сгодится даже манная крупа). Главное – отсутствие различных примесей. Поэтому если вы решили заготовить самостоятельно речной песок, то обязательно нужно его просеять. Также не забудьте тщательным образом просушить. Чем мельче материал для занятий, тем лучше (особенно если дети младше 2 лет).

В идеале для работы с детьми раннего возраста используется кварцевый песок с наименьшей фракцией до 0,3 (рыжий, светло-жёлтый или белый). Материал может быть влажный или сухой.

Занятия, упражнения

В работе с детьми можно придерживаться какой-то определённой программы, либо импровизировать. В любом случае, следует сначала познакомить ребёнка с песком.

Предложите сделать небольшие упражнения:

  1. Нужно провести по песку ладошками, сначала внутренней, а затем тыльной стороной. Попросите рассказать о своих ощущениях. Если малышу 1-2 года, то вряд ли он сможет правильно подобрать слова для описания, помогите ему в этом.
  2. Теперь выполните с ребёнком задание «змейка», рисуя пальчиками плавные волнистые линии.
    Предложить малышу взять по горсти песка в каждую руку и сжать кулачки. Затем пусть медленно высыплет обратно в песочницу.
  3. Закопайте ладошки малыша в песочек. Он должен их отыскать.
  4. В довершении знакомства каждый пальчик может «поздороваться» с песком, стараясь оставить отпечаток (углубление). Опять же, если ребёнку мало лет, то ему может потребоваться помощь взрослых.

Работа может проводиться как с группой детей, так и индивидуально. Песочная терапия подходит для любого возраста, даже если малышу нет ещё и года. Различные упражнения позволяют тактильно почувствовать сыпучий материал и оценить его свойства.

Лучше, если программа подбирается индивидуально. Ведь на первых занятиях педагог-психолог изучает проблемы, имеющиеся у маленького пациента, а они могут быть разными внутри одной группы. Впрочем, терапия песком полезна для всех: детей с зпр, инвалидов, гиперактивных малышей и депрессивных подростков.

Ниже приведён пример упражнения, который вы можете использовать для работы с агрессивными детьми.

«Сказка»

  • Предложите ребёнку несколько небольших фигурок. В выборе должны участвовать и злые, и добрые персонажи.
  • Далее его задачей будет придумывание и проигрывание в песочнице сюжета сказки (для более старших детей это может быть фильм или просто сценка).
  • Скорее всего, маленький человечек с проблемами агрессии выберет отрицательных героев. Возможно, вы увидите сцены насилия, войны, жестокости. Не удивляйтесь и не пугайтесь.
  • Дело в том, что во время игры он освобождается от негативной энергии, оставляя её в песке.
  • Через несколько занятий вы заметите, что ужасных сцен стало меньше, тогда как в реальной жизни поведение стало более спокойным и стабильным.

Заключение

Результат в развитии способностей и коррекции психического и эмоционального состояния бывает, как правило, заметен уже после 6-10 занятия.
Конечно, вы можете отдать своё чадо в какую-либо студию, где имеется песочная терапия. Это направление в последние несколько лет достаточно прогрессивно развивается. Но совместное с родителями творчество и общение приносит гораздо большие плоды, ведь в данном случае царит атмосфера взаимопонимания и любви – лучшее лекарство для восприимчивой и нестабильной психики ребёнка.

Статья для родителей детского сада "Значение и роль сказочной песочной терапии для детей дошкольного возраста».

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данный материал будет полезен родителям, воспитателям, педагогам-психологам дошкольного образовательного учреждения.Данный материал можно использовать для детей раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка:
Сказкотерапия для детей – отличный и замечательный помощник, который помогает улучшить психическое состояния ребенка, эмоциональное настроение ребенка.
Цель:
- Развитие познавательной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
- Совершенствование мелкой ручной моторики.
- Развитие познавательной активности и мотивации учебной деятельности.
- Совершенствование предметно-игровой деятельности и развитие коммуникативных навыков.
"Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются в звёзды.
Но когда звёзды падают вниз, их уже не отличишь от простого песка.
Звёзды - это песчинки, которые над головой,
А песчинки - это звёзды, которые под ногами".
Феликс Кривин.


Песок- это дар природы, и этот дар природы, который доступен каждому из нас с раннего детства. Очень загадочен этот песок, он обладает способностью завораживать ребенка, своей легкостью, пластичностью, способностью принимать любые формы.
Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире - это тактильное ощущение.
Игры с песком очень полезны для психического здоровья и всестороннего развития детей.


Все дети любят играть с песком, им хочется рисовать, и они рисуют всем, что попадается им под руку, будь то палочка или что-то другое, им хочется выкопать ямку, закопать свои ноги в песок, используя при этом лопатки, формочки, различные совочки.
Играя с песком для ребенка важен сам процесс.
Сказкотерапия для детей – отличный и замечательный помощник, который помогает улучшить психическое состояния ребенка, эмоциональное настроение ребенка.
При помощи правильной сказки можно «вылечить» ребенка от застенчивости или нерешительности, закомплексованности, например, понять причины и возникновения его плохого поведения, неправильного поведения.


А с помощью песочницы и песка и при изготовлении различных фигурок можно проигрывать сказки. Из-за того что малыш будет наделять сказочных героев своими переживаниями, тревогой, характером наделять героев, им созданных, на свет вылезут все его обиды и комплексы, которые до этого момента прятались в потаенных уголках его души.
А мы взрослые, поняв, что конкретно волнует ребенка, можем помочь ему решить его возникшие проблемы.
Игры в песочнице – одно из самых любимых занятий многих детей. Но не все знают, что это занятие помимо интереса приносит детям много пользы. Игры на песке позволяют воссоздать образ реального мира и преобразовать его, тем самым дети могут в процессе подобной игры освободить заблокированную энергию и активизировать возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка.


Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Строя и разрушая, а затем, снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует внутри себя своё внутреннее состояние, эмоциональное настроение.
Погружая свои руки в песок, человек переносится мысленно на много лет назад, когда свободное творчество и познание мира были для него абсолютной нормой, а игра с формочками – важнейшим занятием. Играя с песком у ребенка отступает тревога, напряжение, пропадают симптомы хронического стресса, повышается эмоциональное настроение и уверенность в себе, в своих силах.


А игра с песком способствует внутреннему расслаблению, и активизации творческого начала.
Песочная терапия - это игра с песком как способ развития ребенка.
Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые его межличностные связи и общение с детьми у них происходят именно там - в песочнице.
Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, снимают мышечную напряженность, у них появляется желание почувствовать себя защищенными, игры развивают мелкую моторику рук и даже могут помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма!


Метод сказочной песочной терапии занимает особое место в психологической практике в силу своей универсальности.
Игра в песочнице, - это словно сказка, в которой человек является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его, а приобретенный опыт построения перенести в свою реальную жизнь. Через песочницу можно увидеть внутренний мир человека. Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство, рассказать, что его беспокоит, тревожит.


В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Дети любят строить и разрушать сказочные города, любят лепить буквы в песке, пишут печатными буквами слова, рисуют в песке причудливые узоры, «ходят» ладонями, кулачками, каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии. Песочная анимация, терапия – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства и анимации. В песочной терапии картины создаются из сыпучего материала - песка. Образы, созданные на песке, являются отражением бессознательного ребенка. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Они становятся, раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это им бесконечно приятно.


Песочная терапия хорошо развивает мелкую моторику рук, движения пальчиками становятся более ловкими, уверенными и дифференцированными.
После прочтения сказки, попросите ребенка ее нарисовать, слепить из пластилина или представить в виде аппликации. Ребенок рисует, лепит, или работает с пластилином и в своем рисунке воплощает все, что его волнует, все свои тревоги, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое его беспокоило и беспокоит. Качество изображения не имеет значения. Ребенок, который использует в своих работах темные цвета, испытывает сильные чувства, переживания, и на работе могут появиться какие-то чудища, страшилки, огонь. Повторный рисунок по той же сказке, уже будет немного поспокойней, да и краски будут немного светлее и краше.
Неважно чем будет рисовать ребенок, будь то палочка, камешек, пальчик, или даже струя воды, все это приносит, безусловно, огромную пользу для ребенка, для развития его творческих способностей, для развития творческого воображения и мышления.
Есть такое направление как лэнд-арт – использование песка и других природных материалов (веточек, мха, семян) тем самым создавать интересные композиции и объекты.
С детьми можно поиграть в игру «Волшебные отпечатки»: оставить отпечатки своих рук и ног на песке, а затем дорисовать или дополнить их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки – рыбки, котики, цветочки и т.п. Очень полезно конструирование из песка – создание разных построек и всего, что только попадется вам под руку и придет в голову вам и ребенку. Например, ребенок сжимает в своих ручках песок, и тем самым понижает свое внутреннее напряжение, снижается агрессивное состояние ребенка.


Вам нужно только объяснить своему ребенку, что и как нужно делать для того, чтобы постройка была устойчивая, надежная, прочная и не развалилась при первом дуновении ветра, а дальше уже предоставляйте свободу выбора своих дальнейших действий своему ребенку. Пусть ребенок думает сам, какая будет его конструкция, и он пусть сам проявляет свои собственные представления о том, какой должна быть его конструкция: будет у него замок, крепость или гараж, ангар, или что-то невозможно фантастическое? Построенные фантастические замки, служат хорошим материалом для создания сюжетно-ролевой игры, стоит только предложить ребенку все это обыграть, придумать новую историю, и ребенок подхватывает и развивает эту идею, и в ход тогда идут различные палочки, веточки, листочки, цветочки. Важно чтобы ребенок в ходе игры проговаривал слова, фразы о том, что же он построил в песочнице в слух, проговаривая слова вслух ребенок учится слышать сам себя, и это способствует развитию речи, мышления, воображения. Игры в песочнице не только увлекательны, но и полезны для малыша: по мнению психологов, они благотворно сказываются на общем развитии, стимулируют пальчиковую моторику, учат добиваться поставленной цели, развивают творческие способности, фантазию, воображение и, конечно же, усидчивость.
Проживание вместе со сказочными героями всевозможных ситуаций, в ходе которого осуществляется переход ребенка из реального мира в мир воображаемый, и наоборот.
Разыгрывая ситуацию на песке, у него появляется возможность посмотреть на нее со стороны, что позволяет ребенку соотнести игру в песке с реальной жизнью, осмыслить происходящее вокруг, и найти, или, по крайней мере, искать способы решения этой проблемы.
Играя в песке, ребенок обменивается с такими же детьми, как он мыслями, идеями, развиваются партнерские отношения между детьми.
Но самое главное для ребенка, что играя с песком – «правил не существует!»
Попробуйте устроить с ребенком ливень из ведра, и вы увидите бурю положительных эмоций, это он будет помнить долго. Сделайте так, чтобы сначала был маленький дождик - тонкая струйка песка, а потом дождик, пусть усиливается, зачерпывайте двумя ладонями песок и сыпьте на ребенка. Ребенок осознает идею своей причастности к событиям окружающего мира, тогда ребенок перестает бояться дождя, а мир для него перестанет быть враждебным. Это упражнение хорошо снимает напряжение, тревогу, агрессию, стресс у вашего ребенка.
Ребенку трудно выразить словами, что происходит с ним, что его гнетет, что его беспокоит, потому что у него маленький словарный запас, да что и говорить, порой и взрослые не могут найти причину беспокойного поведения ребенка, докопаться до первоначального источника.
Но беспокойство, страхи гложут его, его душу, и тогда происходит перенос этой тревоги, этой душевной боли на тело, ребенок начинает болеть.
У ребенка начинается энурез, заикание, непонятное никому агрессивное поведение.
Желательно спроецировать свой внутренний мир из вне, может быть нарисовать, слепить, но ребенок, например в маленьком возрасте плохо рисует, родители расстраиваются, ничего не могут понять, что происходит, и вот тогда на помощь может прийти песочная терапия, игры с песком, с помощью таких игр ребенок освобождается от тяжкого груза внутренних переживаний, и медленно, но уверенно идет на поправку.
Игра с песком поможет Вашему ребенку выразить то, что он сам пока не осознает и не понимает.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.