Особенности процесса мышления ребенка второго года жизни. Развитие и воспитание детей второго года жизни

На втором году жизни малыш очень сильно отличается от того беспомощного свертка, который его близкие принесли из роддома. Второй год жизни примечателен, прежде всего, совершенствованием основных движений, ребенка, особенно ходьбы; его необычайной подвижностью; быстрым и разноплановым развитием предметно-игрового поведения. Очень быстро развивается речь крохи, но понимает окружающих он по-прежнему лучше, чем говорит. В конце второго года жизни в активном словаре малыша насчитывается уже от 200 до 300 слов, то есть, его речь уже можно рассматривать как основное средство общения со взрослыми.

Ребенок уже обладает хорошими навыками самостоятельного передвижения, и сейчас он легко может добраться до мест и предметов, которые раньше были для него недоступными. Сейчас малыш — исследователь и испытатель. Он все рассматривает, трогает; он знает содержимое и кухонного шкафа, и книжного, и бесконечно проводит с окружающими его вещами опыты по установлению их размеров, формы и даже прочности.

Родителям такие опыты доставляют много беспокойства, им приходится постоянно контролировать местонахождение и действия ребенка. Однако, им следует не раздражаться, а радоваться его стремлению познавать этот мир, создавая малышу для этого все условия. Прежде всего, нужно позаботиться о безопасности крохи, убрав подальше лекарственные средства, режущие, колющие и бьющиеся предметы, а электрические розетки закрыв специальными заглушками.

На самом деле, найти компромисс между стремлением ребенка исследовать каждый уголок в доме и желанием родителей обезопасить его от травм, а имущество — от порчи, очень просто. Например, можно сделать несложную перестановку в кухонных шкафчиках: найдя место для бьющихся предметов и продуктов на верхних полках, нижние оставить для кастрюлек, эмалированных мисок и пластмассовой утвари. На журнальном столике лучше разместить детские книжки с картинками, в незакрывающихся ящиках письменного стола — разнообразные коробочки, игрушки и т.д.

Двигательная активность ребенка на втором году жизни

Для здорового малыша этого возраста характерно постоянное движение во время бодрствования. Именно подвижность является одним из основных стимулов ребенка к развитию, она дает ему возможность для знакомства с окружающим его миром, способствует психическому развитию ребенка. При мышечной работе, сопровождающей движение, снижается нервное напряжение.

Поэтому подвижность малыша должна только радовать его родителей. Тревожиться им нужно, когда ребенок на втором году жизни не проявляет желания познакомиться с окружающим миром, он малоподвижен и тих. Если малыш проявляет гиперактивность, следует сдерживать его подвижность, переключая детское внимание на занимательные, но более спокойные игры.

Чем выше становится двигательная активность крохи, тем большее значение приобретает качество обуви, которую ему надевают. Однако, дома необходимо позволять ему ходить босиком. Дело в том, что хождение босиком способствует развитию мышц стопы. В этом возрасте формируются своды детской стопы, и, когда подошвенная поверхность стопы контактирует с полом, она чутко реагирует на характер поверхности. Это способствует напряжению маленьких мышц, участвующих в образовании сводов. Когда ребенок постоянно носит обувь, эти естественных физиологические моменты просто не имеют возможности влиять на его развитие.

Чтобы помочь малышу на втором году жизни расширить свои двигательные возможности и освоить более сложные движения, родители не должны ограничивать его стремление к постоянному перемещению, если только действие, которое он задумал, не грозит ему какой-то опасностью.

В этот период времени ребенок научится не только подниматься на возвышение, но и спускаться с него, преодолевать невысокое препятствие, бегать, и все время, пока он будет осваивать эти навыки, родители должны помогать ему и, в случае необходимости — подстраховывать. Однако, когда малыш падает, не следует показывать ему свой испуг и бежать к нему со всех ног, лучше дать ему возможность самостоятельно подняться. Усилия, которые он при этом предпримет, не просто укрепят его мышцы, но и позволят приобрести неоценимый опыт поведения на улице и в следующий раз обойти место, где его настигла неприятность.

Нужно помнить, что, осваивая различные виды движения, ребенок получает уверенность в своих силах, он развивает свою смелость, сообразительность и упорство в достижении цели, поэтому он всегда должен встречать поощрение своей двигательной активности и необходимую помощь близких.

Развитие речи ребенка на втором году жизни

В развитии речи ребенка следует выделить два направления: малыш учит значения слов и учится произносить их. Как мы сказали вначале, понимание в этом возрасте развивается с опережением активного произнесения.

Чтобы развивать активную речь ребенка, родителям следует побольше с ним разговаривать и употреблять при этом простые предложения. Нужно учить его просить нужные ему вещи, это будет способствовать усилению необходимости в общении со взрослыми и интереса к самостоятельному произнесению слов. Также очень полезно разыгрывать короткие сценки с игрушками, в которых действия всех участников сопровождаются речью.

Игры ребенка на втором году жизни

Еще долго, вплоть до начала школьной жизни, игра будет для ребенка самым эффективным и доступным средством умственного, физического и эмоционального развития. Навыки самостоятельной игры у него появляются не сразу, сначала родители должны играть вместе с ним. Но со временем малыш захочет сам выбирать сюжет игры и устанавливать в ней правила.

Дети, достигшие года, любят играть в подвижные игры. Особенно полезно проводить их на свежем воздухе. Малыш уже может гулять без коляски, и станет исследовать все, что встретится ему на пути. Если это не будет иметь вид окурка, осколка стекла или другой опасной или грязной вещи, не нужно его одергивать. Если интерес малыша все же вызовет нежелательный предмет, следует мягко переключить его внимание на что-то другое.

Очень полезны для ребенка этого возраста игры с мячом. Они способствуют развитию ловкости, глазомера, улучшению координации движений и приносят ребенку большое удовольствие. Малыш на втором году жизни умеет бросать и толкать мяч, а также пытается его ловить и удерживать.

Вместе с тем, подвижные игры следует чередовать со спокойными и отводить достаточно времени на то, чтобы кроха сосредоточился на своих игрушках. Складывая свои карандаши, снимая и надевая колесики на машинки или разбирая их на запчасти, он развивает мелкую моторику пальцев, что чрезвычайно полезно для развития его нервной системы и речи.

В этом периоде своего развития ребенок может подолгу играть с книжками-картинками. У него уже есть любимые изображения, а на фото он узнает людей, в обществе которых проводит много времени.

Безусловно, малыш уже в этом возрасте нуждается в своем уголке. Однако, не следует загромождать его игрушками, так как их обилие будет рассеивать внимание ребенка, кроме того, он еще не в состоянии поддерживать там порядок. Следует давать ему по несколько игрушек и периодически их менять, а остальные держать отдельно.

В это время важно приучать ребенка оставаться одному в комнате, и легче всего это удается делать, когда он увлеченно играет. Если рядом с ребенком неотлучно будут взрослые, он впоследствии будет бояться остаться один, что создаст очень много сложностей. Поэтому следует учить кроху преодолевать этот страх, поощряя его самостоятельность и постепенно удлиняя периоды, когда он остается один.

Игрушки ребенка на втором году жизни

Правильный подбор игрового материала дает возможность ребенку не только развлекаться, но также активно приобретать и развивать различные навыки и знакомиться с разнообразными проявлениями окружающего его мира.

Прежде всего, в этом возрасте ребенок очень любит строить, поэтому нужно позаботиться, чтоб у него было достаточно «стройматериалов» — кубиков.

Полезно будет обзавестись тележкой на веревочке или с ручкой, которую он будет возить за собой, загружая и разгружая, ведь в это время малыш с удовольствием все толкает, тянет, возит.

На втором году жизни ребенок уже начинает рисовать, поэтому необходимо, чтобы у него были цветные карандаши или мелки. Это занятие полезно и для родителей, ведь, пока кроха будет представлять себя художником, они получат несколько драгоценных минут покоя.

После полутора лет ребенку необходимы игрушки, развивающие ловкость рук, например, формочки, имеющие разную величину и цвет, которые можно вставлять друг в друга. Также следует позаботиться, чтобы он имел все необходимое для игры в песочнице: лопатку, грабли, совочек, ведерко и т.д.

Полезно покупать малышу ситуативные игрушки, ведь с помощью самолетов, машин, домиков, гаражей, кукол, детской посуды и т.д. он сможет воспроизводить действия взрослых, изучая их мир.

Незаменимой игрушкой для малыша такого возраста является мяч. Сначала ребенка нужно познакомить с возможностями его использования, поиграть с ним вместе, подключить к игре других детей. Однако, если малыш допускает ошибки, не следует его укорять, а лучше предложить ему еще потренироваться.

На втором году жизни ребенок уже сможет пользоваться самокатом, который полезен для повышения двигательной активности детей и выработке у них двигательных реакций. Нужно следить, чтобы он периодически менял ногу, которой он отталкивается от земли, чтобы физическая нагрузка распределялась равномерно. Выбор самоката определяется ростом ребенка.

Если малыш проявит интерес к трехколесному велосипеду, то можно приобрести и его. Скорее всего, это случится в конце второго года жизни. Катание на велосипеде полезно для укрепления мышц и тренировки равновесия. Задача родителей — подогнать велосипед к росту малыша, чтобы он сильно не сгибался при езде. В катании нужно делать перерывы и давать крохе каждые 15-20 минут возможность направить свою энергию в другие виды физической активности, например, побегать, поиграть с мячом, или просто отдохнуть.

В зимнее время отличным развлечением для малыша будут санки. Причем, не нужно его все время катать, следует помогать ребенку только тогда, когда он взбирается с ними на гору, а в остальное время пусть он трудится и толкает их сам.

Как видим, второй год жизни малыша принесет ему значительные изменения и в физической, и в интеллектуальной сфере его развития. Но одно останется неизменным еще долгие годы: его потребность в вашей любви, в вашем понимании и в вашей уверенности в его силах и способностях. Именно эта уверенность и огромное терпение родителей являются главным условием успешного развития ребенка.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Организация жизни детей второго года

В условиях правильного гигиенического ухода, питания и воспитательных мероприятий дети второго года жизни за каждый месяц прибавляют в весе 170-190 г, вырастают на 1 см. К двум годам вес ребенка в среднем достигает 12-12,7 кг, рост - 85-86 см. У двухлетнего ребенка - 20 молочных зубов. Увеличивается работоспособность нервной системы: в первом полугодии дети могут активно бодрствовать 3-4 час., во втором - 4-5 час. Соответственно уменьшается суточное время сна - с 14 до 12,5 час.
В первые 2-3 месяца второго года жизни сохраняются особенности физического и психического развития, характерные для предшествующего этапа. Совершенствуются уже приобретенные ребенком движения, действия с предметами, речевые реакции. В это время в основном продолжается педагогическая работа, начатая с детьми в конце первого года жизни.
Темп психического и физического развития детей на втором году жизни менее интенсивен, чем на первом. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает изменение режима дня, задач и методов воспитания не поквартально (через каждые 3 месяца), а по полугодиям.
Группа второго года жизни комплектуется детьми в возрасте от 1 года до 2 лет. Детей до 1,5 лет должно быть не более 1/3 списочного состава: если в группе 18 малышей, то детей первого полугодия должно быть примерно 6, второго - 12.
В этом возрасте у детей увеличивается продолжительность бодрствования. До 1,5 лет дети могут бодрствовать 3-3,5 часа, после 1,5 лет - 5 час. Дети первого полугодия спят днем 2 раза: по 2-2,5 часа и 1-1,5 часа; после 1,5 лет - один раз 2,5-3 часа.
Перевод детей на режим с однократным дневным сном совершается постепенно, в течение нескольких месяцев. Сначала, в 1 год 3 месяца - 1 год 5 месяцев, укладывание на первый дневной сон отодвигается на более позднее время - вместо 9 час. 30 мин. в 10 час. Если дети, уложенные на второй дневной сон, подолгу не засыпают, их к 1 году 5-8 месяцам (в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья) переводят на одноразовый, более продолжительный дневной сон. Вначале переведенные на этот режим дневного сна дети чувствуют себя хорошо, но постепенно у них накапливается утомление, вызванное увеличением отрезка бодрствования: они плохо едят во время обеда, иногда засыпают за столом, становятся возбудимыми. В этом случае детей следует временно вернуть на режим с двумя дневными снами, а спустя примерно две недели снова перевести на одноразовый дневной сон.
Комплектование группы детьми первого и второго полугодия позволяет разделить ее на две подгруппы: во время бодрствования одной другая подгруппа спит. Это дает возможность больше внимания уделить детям, которые еще очень нуждаются в помощи взрослых.
Выполнение режима в группе второго года имеет свои трудности, поэтому очень важно четко распределить обязанности между воспитателем и няней.
Все режимные процессы должны проводиться с учетом принципа постепенности. Это значит, что воспитатель или няня включают в процесс столько детей, сколько одновременно могут обслужить, а каждый ребенок должен затратить на режимный процесс столько времени, сколько требуется ему одному, а не всей группе детей. Остальное время он должен играть.
Малышей до 1,5 лет поднимают и кормят постепенно по мере пробуждения по 3-4 человека. Дети после 1,5 лет завтракают, обедают и ужинают все вместе.
Во время кормления, одевания, туалета дети привлекаются к посильной самостоятельности. К 1 году 3 месяцам они начинают пользоваться ложкой, в 1,5 года - самостоятельно едят, по напоминанию воспитателя вытирают рот салфеткой, задвигают стульчик, выходя из-за стола, и т. п. Детей учат при умывании подставлять руки под струю воды, принимать участие в вытирании лица и рук, проявлять активность при одевании и раздевании.
К двум годам дети должны уметь самостоятельно есть все виды пищи, знать свое место за столом, правильно пользоваться салфеткой, отодвигать и задвигать стул, выходя из-за стола. Во время переодевания дети снимают колготки, штаны, ботинки. Эти действия они осуществляют под руководством и при помощи взрослого.
К концу первого года жизни ребенок начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Эти предпосылки определяют его развитие на втором году жизни. Поэтому ведущими умениями являются: совершенствование ходьбы, развитие действий с предметами, возникновение сюжетной игры, становление речи и на ее основе формирование взаимоотношений со взрослыми, потом со сверстниками.

Движения

Важную роль в развитии движений у детей второго года жизни играет организация специальных условий бодрствования, проведение подвижных игр, гимнастических упражнений.
Ведущим видом движений в это время является самостоятельная ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, поэтому она вызывает у него положительные эмоции. Ходьба дает малышу возможность лучше ориентироваться в мире предметов, познавать их свойства, взаимосвязи и т. д.
Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем, стимулируют развитие психических функций (ощущений, восприятия, памяти, внимания, наглядно-действенного мышления).
По мере того как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Он может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их. К концу второго года ходьба настолько автоматизируется, что ребенок убыстряет шаги, свободно преодолевает препятствия, встречающиеся на его пути, бегает.
Однако автоматизация ходьбы и координация движений рук и ног определяются специальными условиями, которые создаются взрослыми. Мебель, пособия расставляются вдоль стен так, чтобы середина групповой комнаты была свободной, при этом ковры, дорожки должны быть убраны. Во избежание травм ряд предметов и мест группового помещения (батареи, шкафы с посудой, туалеты и пр.) должны быть недоступны детям.
Наряду с обеспечением свободного пространства необходимо иметь специальное оборудование для формирования у малышей различных видов двигательной активности (горку с лесенкой, площадкой и скатом, на которую они могли бы входить и спускаться с нее, и др.). Горку целесообразно поставить у окна, чтобы дети, взобравшись на площадку, могли наблюдать происходящее за окном. Кроме того, в группах должны быть столики со стульчиками по их росту; диванчики, предметы для развития движений, перелезания, влезания (ящики, бревно и т. п.).
Для развития координации движений ног и рук необходимо иметь набор игрушек, которые дети могли бы переносить в руках {крупные мягкие игрушечные животные, куклы, мячи, корзинки, ведра, мешочки и др.), возить за тесьму (машины, коляски и т. п.) возить, подталкивая вперед (каталки, крупные игрушки на колесах и пр.).
Воспитатель, руководя самостоятельной деятельностью детей, обязан следить, чтобы они все были активны, деятельны. Важно обеспечивать смену движений у детей, предупреждая возможное утомление при однообразных манипуляциях. Регуляция двигательной активности, побуждение к тому, чтобы дети не только ходили, но и выполняли другие движения (присаживание, вхождение на горку и т. д.),- важное условие их физического развития. Предупреждая утомление разбегавшихся детей, нужно усаживать некоторых из них за столы для спокойных игр.
Обязательным является проведение подвижных игр, которые имеют большую педагогическую ценность. Эмоции удивления, радости, испытываемые детьми во время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений. Так, в играх в прятки дети, отыскивая спрятанные игрушки, выполняют самые разнообразные движения: встают на носочки, чтобы заглянуть на полочку, подвешенную к стене, нагибаются и смотрят под мебель и т. д. При организации подвижных игр не следует обязывать детей ходить парами или строем. Уровень развития произвольных движений у них еще низок, и они не могут двигаться организованно, например, взявшись за руки, идти в одном направлении.
Значительную ценность для общего развития детей имеют подвижные игры с музыкальным сопровождением: притопывания, приседания и т. п. в такт музыке содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.
Важную роль в формировании двигательной активности ребенка второго года жизни играют занятия гимнастикой. Они проводятся с применением специального оборудования (лесенок-стремянок для влезания, скамеек для ходьбы и пр.). Это оборудование применяется только на занятиях и не предоставляется детям для самостоятельного использования.
Гимнастические упражнения ценны тем, что в процессе их выполнения ребенок осваивает такие виды движений и их отдельные элементы, которыми он не может овладеть самостоятельно (ходьба по наклонной доске, перешагивание через веревку, лежащую на полу или приподнятую на высоту 5-15 см, и т. п.).
Большое значение для формирования четких движений и координированной ходьбы имеет методически верная организация прогулки. В холодное осенне-зимнее время и ранней весной прогулка назначается только детям, научившимся устойчиво держаться на ногах и ходить. Не умеющим же хорошо ходить в теплой верхней одежде (валенки, рейтузы, шуба, шапка, шарф), живущим на режиме с двумя дневными снами рекомендуется заменять прогулку сном на свежем воздухе (на веранде или в прогулочной комнате).
В теплое время года, когда дети могут быть вне помещения в легкой одежде, возможно организовать прогулку и для тех, кто только еще начинает ходить. Передвижение по неровностям земли, преодоление препятствий (бугорков, ямок, густой травы и т. п.) содействуют развитию координации движений, укрепляют у детей чувство уверенности при ходьбе. В теплое время на участке возможна организация со всеми детьми подвижных игр и гимнастических упражнений.
Учитывая большую потребность в движениях детей второго года жизни и организуя для этого специальную обстановку, следует помнить, что двигательная активность не должна мешать формированию сосредоточенности, умения спокойно заниматься игрушками. Важно следить за правильным чередованием движений и спокойных занятий. Надо удовлетворять потребность детей в движениях, но так, чтобы это не шло в ущерб другим видам их деятельности.

Действия с предметами

На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования ряда вещей, предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям - умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом.
Учитывая большое значение овладения этими действиями для психофизического развития детей, в «Программе воспитания в детском саду» раскрытию их посвящается специальный раздел.
В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. Например, малыш 1 года 6-7 месяцев может правильно оценивать расстояние, он уже не тянется, как раньше, к высоко расположенной игрушке, а просит воспитателя достать ее. По предложению взрослого он может на ощупь вынуть знакомый предмет из мешочка.
В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.
Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры. Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы - по 2-3 ребенка, при этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических игрушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет продумана воспитателем.
Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительно занимающихся с одной и той же игрушкой и выполняющих при этом одни и те же заученные действия, следует переключать их на деятельность с другими игрушками.
Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды деятельности - основные моменты организации воспитателем предметной деятельности детей.

Речь

Второй год жизни - ответственный период речевого развития. На базе речевых умений у годовалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой деятельности различен. В первом полугодии наиболее интенсивно развивается понимание речи, во втором (точнее, в последней четверти года) - активная речь.
Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно. Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т. п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.
Детей на втором году жизни надо учить отыскивать нужные им предметы. Для этого на занятиях их учат выбирать названный предмет из нескольких: «Я спрячу, а ты поищи». Усложнение задания заключается в увеличении числа предметов, среди которых ребенку нужно отыскать требуемый; в различении, узнавании в чем-то сходных предметов: по звучанию названия (шар, шарф), по внешнему виду (утка, курица); в подборе, группировке предметов одного названия, но имеющих разные внешние признаки (большая, маленькая, зеленая, красная машины). Эти задания в зависимости от сложности даются детям на протяжении всего второго года.
После 1 года 6 месяцев малыши овладевают умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий. Чтобы научить этому, используют показы-инсценировки. С детьми надо разговаривать не только о том, что они видят в данный момент, но и о хорошо знакомом по прошлому опыту, например, о том, что видели на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях («Кошка спит и девочка спит. Кошка спит на коврике, а девочка - в кроватке»). Это обогащает смысловое содержание слов, помогает сравнивать и обобщать.
В этом возрасте важно также научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения детей.
На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом их мысленное объединение. Сначала дети обобщают предметы по внешним более ярким признакам: кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое (шубку, шапку). Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго года жизни дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по их назначению, а также если эти предметы изображены на картинке. Названия многих действий тоже становятся обобщенными. Способность обобщать предметы и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.
Развитию функции обобщения способствует наличие в группе однородных игрушек, различающихся по цвету, величине, материалу: куклы матерчатые, целлулоидные, резиновые, большие, маленькие; машины разные по величине, окраске, внешнему виду и т. п. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и пр. Способность обобщения формируется, если ребенок, слыша название предмета или действия, воспринимает их одновременно разными анализаторами: видит, слышит, осязает, проделывает сам разнообразные действия.

Активная речь

В начале второго года жизни дети еще много лепечут. Лепет их разнообразен, эмоционально выразителен и сопровождает почти все действия. Подражание звукам и звукосочетаниям в этом возрасте совершенствуется, что способствует постепенному увеличению словаря. По принятым в нашей стране показателям развития детей, к полутора годам активный словарь составляет 30, а к двум - 200-300 слов. На развитии активного словаря отражаются индивидуальные особенности и условия воспитания.
К двум годам облегченные слова заменяются обычными. В речи детей появляются слова, обозначающие не только предметы и действия, но и доступные их пониманию качества и отношения между предметами (например, наречия). Личными местоимениями к концу второго года жизни ребенок пользуется без особого труда.
Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. Включенное в предметную ситуацию, оно заменяет предложение. Возглас «мама!» в одном случае означает «возьми меня на руки», в другом - «дай мяч». Словом «бах» малыш сопровождает падение игрушки и, обращаясь к взрослому, жалуется, когда падает сам. В конце второго года в предложениях может быть до 3-4 слов. Дети начинают изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делают еще много ошибок.
Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым звукам, словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого следует, как и на первом году, поддерживать лепет ребенка, устраивая с ним перекличку звуками, вызывать его на подражание легким звукосочетаниям («топ-топ») и на подговаривание («шш-уу, полетели», «гуси-гуси - га-га-га»), учить его по просьбе взрослого отвечать: «Как тикают часы? Тик-так. Скажи: «Тик-так». Чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произносить их в сопровождении правильных, например: «Спи, ляля, бай-бай». Как только у ребенка появится легкость подражания слышимым словам (примерно с 1 года 3-4 месяцев), надо перейти в общении с ним к обычной правильной речи. К ребенку после полутора лет нужно обращаться с различными словесными поручениями, давая образец для подражания: «Пойди позови Галю, скажи: «Галя, иди гулять».
Активная речь ребенка будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Она возникает, когда взрослый, часто и по разным поводам обращаясь к ребенку, разговаривает с ним. В этом случае у малыша устанавливается эмоциональный контакт со взрослыми. Помогают этому контакту веселые игры, чтение потешек («Поехали-поехали», «Сорока-белобока»). Но сводить все лишь к эмоциональному общению нельзя. Ценнее общение, основанное на деятельности: во время игры, манипулирования с предметами или наблюдения за окружающим.
Важно поддерживать каждое речевое обращение ребенка к взрослому, надо постараться понять и удовлетворить его просьбу. И наоборот, не отвечать на обращение жестом, мимикой. В этом случае нужно спросить: «Что ты хочешь? Машину? Скажи: «Машина». Надо ставить ребенка в положение, вынуждающее что-то сказать.

Занятия

В условиях детского учреждения нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. В этом случае может оказаться, что дети более активные, часто по своей инициативе обращающиеся к взрослому, будут узнавать больше, а менее активные и часто нуждающиеся во внимании окажутся в стороне. Поэтому для всестороннего развития детей следует проводить организованные занятия, которые являются экономной (объединено несколько детей) и эффективной формой обучения.
Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются раздельно для двух возрастных подгрупп. В первом полугодии проводится каждый день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим числом детей (5- 6 человек); во втором - занятия планируются по подгруппам с учетом пятидневной недели по два в день. Распределяются они следующим образом:
по развитию речи и ознакомлению о окружающим - 4
с дидактическими игрушками и строительным материалом - 3
по развитию движений -
музыкальное -
Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда условий. Вся возрастная подгруппа детей (6-12 человек) может участвовать в занятии при непринужденной форме его организации (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей основаны на подражании (музыкальные), а также если ведущая деятельность - зрительное восприятие (инсценировки с игрушками, организованное наблюдение за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия (рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруппы (3-6 детей).
Длительность занятий также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов деятельности могут продолжаться до 10-15 мин.; требующие же сосредоточенного внимания - от 5 до 8 мин.
Уровень развития детей, объединенных в одну подгруппу, должен быть примерно одинаковым. Вновь поступивших малышей к занятиям привлекают постепенно. Кроме специфических задач, во всех видах занятий ставится цель - научить детей заниматься: слушать, отвечать, сохранять рабочую позу.
На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе с детьми до 1 года 3 месяцев прежде всего ставятся задачи моторного характера: научить детей катать шарики, нанизывать кольца на стержень, класть друг на друга и в ряд кирпичики, перекладывать предметы (в мисочки, ведра), открывать и закрывать коробки, матрешки и т. д. (Сборные игрушки должны легко открываться, разбираться; размер их должен быть таким, чтобы ребенок мог легко охватить их ладошкой.)
По мере развития детей в занятия включаются задачи сенсорного, конструктивного, предметно-орудийного характера, которые постепенно усложняются. Сначала малыши учатся нанизывать кольца двух контрастных размеров: все большие, потом все меньшие. Затем добавляются кольца среднего размера, и наконец, дети собирают пирамидку из 5-6 колец смежных размеров. Подобным образом они учатся действовать с матрешкой.
Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с использованием метода пассивных движений.
Постепенность в усложнении задач соблюдается и при ознакомлении детей с цветом. Вначале дается одноцветный материал, позже - выбор из двух цветов (положить-красные палочки в красный стаканчик, синие - в синий), потом предметы трех цветов. В два года дети должны уметь выбрать предмет нужного цвета из четырех разных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
В занятиях со строительным материалом малыши учатся ставить кубики, кирпичики друг на друга (башня), потом рядом (дорожка, поезд, забор). Детей обучают располагать кубики, кирпичики в разном пространственном отношении друг к другу (лестница, кровать, диван). Постепенно вводятся постройки из разных форм (стол и стул вместе). На заключительном этапе детей обучают умению делать перекрытия (скамейка, ворота, дом). В конце занятия они каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины) для обыгрывания построек.
Этот вид занятий планируется с учетом разных темпов развития понимания и активной речи у детей в первом и втором полугодии второго года жизни. В первом полугодии содержание занятий должно быть направлено больше на развитие пассивного словаря, во втором - на усложнение собственной речи детей.
С целью развития понимания малышами речи широко используется показ предметов с называнием и моментами сюрпризности - внезапного появления игрушек. Многолетний опыт практиков позволил создать разнообразные варианты демонстрации игрушек, предметов: «Кто в домике живет», «Карусель», «Катание игрушек с горки» и т. п. Сначала детей знакомят с одним, потом с несколькими предметами, учат выбирать названный предмет из группы, к контрастным добавляют похожие, учат различать их, объединяют несложным сюжетом. Когда дети научатся различать реальные предметы, игрушки, их заменяют изображениями на картинке. Показ их от занятия к занятию усложняется по тому же принципу, что и демонстрация игрушек.
Речь детей активизируется приемами речевого подражания («Как кричит петушок, лает собачка?»). Они включаются во все виды занятий. Часто дети, захваченные зрелищем, не слушают воспитателя, отвлекаются, не реагируют на его просьбу произнести то или иное слово,- в этом возрасте им трудно одновременно слушать и товорить. Хороший результат дает разговор об игрушке в ее отсутствии. Надо ставить ребенка перед необходимостью говорить. Например, детям показали красивую куклу, они рассмотрели ее наряд, поиграли с нею, после чего куклу прячут.
Детям хочется снова ее увидеть. Воспитатель предлагает: «Позовите лялю, скажите: «Иди, иди, ляля».
Во втором полугодии наряду с расширением запаса понимаемых слов следует большое внимание уделять активизации словаря детей. С этой целью им задают вопросы. Вначале они отвечают односложно. Воспитателю следует формулировать вопросы так, чтобы дети, отвечая на них, пользовались знакомым словом в разных ситуациях: «Кто сидит? Чья кровать? Кто спит? Где платья?» и т. д. В других случаях, наоборот, ребенку задают один и тот же вопрос по поводу разных предметов, действующих лиц: «Кто спит?» (ляля, собачка, кошка). Такие вопросы подводят детей к обобщениям объектов и их действий. Этому способствует подбор соответствующих картинок.
После полутора лет, используя лексические образцы и вопросы, надо стимулировать развитие у детей фразовой речи. Занятия по развитию речи планируются на неделю. В течение месяца каждое занятие с усложнениями повторяется 4-6 раз. Всякое нововведение следует повторять чаще хорошо освоенного. Задачи по развитию речи детей в этом возрасте решаются не только на специальных речевых занятиях, но и во всех других их видах.

Организация игр

Самостоятельная деятельность детей второго года жизни становится более разнообразной: это действия с предметами и строительным материалом, движения, наблюдения, игры с сюжетными игрушками. Организуя ее, воспитатель заботится о соответствующих игрушках и пособиях, которые должны удовлетворить интерес детей к разным видам деятельности.
Развитию действий с предметами способствуют дидактические игрушки (пирамидки, бочонки, вкладыши, шаробросы, формочки для песка, средний строительный материал), развитию движений - мячи разных размеров, машины, тележки, каталки, из пособий - лесенка-горка, доски разной ширины и длины, бревно и т. п.
Для сюжетной игры необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели (стол, стул, кровать). Мебель должна быть крупной и прочной, так как дети часто усаживаются на нее сами. Нужно иметь предметы для ряжения (косынки, передники), лоскутки для завертывания кукол.
Игрушки размещаются по видам деятельности в разных частях комнаты. Определенное место хранения игрушек приучает детей к порядку, воспитывает организованность и самостоятельность. Малыши сами могут найти необходимый для продолжения игры предмет. Хорошо располагать игрушки комплектами: рядом с куклой положить одеяло, расставить на столике посуду; в тележку положить кирпичики, посадить куклу или другую образную игрушку. Это поможет ребенку использовать в игре не один, а несколько предметов, что усложнит игру.
Организуя деятельность детей, надо, следить, за тем, чтобы они использовали игрушки по назначению, не отвлекались, доводили до конца начатую игру. Воспитатель принимает участие в детских играх, создает условия для активного участия в них всех детей. Во время самостоятельной деятельности малыши должны быть спокойны, заняты, активны.
На протяжении второго года жизни игровые действия детей заметно усложняются. В начале года они воспроизводят лишь разученные действия, причем преимущественно на тех игрушках, с которыми действовал воспитатель. Постепенно ребенок учится переносу действий с одних игрушек на другие. После полутора лет благодаря умению подражать дети начинают включать в игру действия, самостоятельно подмеченные в жизни. Так у ребенка возникает отобразительная деятельность, но сюжетной игры еще может не быть, поскольку дети часто не заботятся о правильной последовательности действий, их привлекает сам процесс игры. Возникновению сюжетной игры, установлению взаимосвязи и взаимопоследовательности действий помогают показы-инсценировки с сюжетными игрушками. В заключительной части инсценировки следует давать детям предметы, аналогичные тем, с которыми действовал воспитатель во время показа. Показы-инсценировки способствуют уточнению представлений у малышей и усложнению сюжетной игры.
В конце второго года жизни в действиях детей можно подметить элементы сюжетной игры. Они выполняют игровые действия в логической последовательности; общаясь друг с другом, воспроизводят действия, которые обычно проделывает с ними взрослый: кормят, лечат, причесывают. В игре начинают использовать не только игрушки, но и заменители реальных предметов (кубик вместо мыла).
Руководя самостоятельной деятельностью детей, надо стараться формировать у них потребность по разным поводам обращаться к воспитателю: попросить помочь в игре, дать нужную игрушку, привлечь внимание к чему-то интересному. Кроме того, следует приучать детей выполнять требования взрослых, правила поведения: не отнимать игрушку у другого ребенка, уметь подождать, пока другой поиграет.
На втором году жизни продолжают формироваться взаимоотношения ьгежду детьми. Для создания у них положительного отношения друг к другу следует предупреждать возникновение конфликтов. Конфликты довольно часто возникают между детьми потому, что у них еще плохо развита речь, они не могут объяснить свое желание, а игрушка в руках другого ребенка всегда привлекательна. Иногда отрицательное отношение к сверстнику является следствием интереса к его деятельности и вместе с тем неумения действовать вместе.
Из положительных форм раньше всего проявляется эмоциональное общение. Дети второго года улыбаются друг другу, охотно играют в разученные с воспитателем игры (прятки, догонялки). Опираясь на доброжелательное отношение малышей друг к другу, следует начинать формировать у них предпосылки совместной деятельности: умение спокойно действовать рядом со сверстником, сосредоточенно заниматься своей игрой, не мешая другому ребенку, иными словами, формировать игру рядом.
А. П. Усова отмечала несколько форм взаимодействия детей 1,5-2 лет в играх рядом. Так, при механическом взаимодействии дети, играя индивидуально, воспроизводят разнородные действия. Взаимодействие возможно и на основе интереса друг к другу, к содержанию игры. Учитывая это, взрослый должен учить детей согласовывать свои действия. Организуя игру и наблюдая за ней, воспитатель создает ситуацию, где детям приходится подождать своей очереди, например при катании тележки; предлагает каждому ребенку выполнить какое-либо задание: одному накладывать кубики в машину, другому - возить, третьему - снимать; дает поручения: «Пойди, дай Оле мячик» и т. д.
В этом возрасте ребенок должен хорошо понимать значение слов «нельзя», «можно» (нельзя играть некоторыми вещами, ломать игрушки, отнимать их, кричать и т. п.). Когда требование или желание ребенка невыполнимо, а причину отказа он еще не может понять, его следует отвлечь, переключить внимание на другой объект.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Вы с огромным вниманием и удовольствием наблюдаете, как ваш ребёнок растёт и развивается в первый год жизни, вы чуть ли каждый месяц отмечаете этакий мини День рождения вашего ребёнка, вы радуетесь каждому новому большому или маленькому достижению и открытию. Да, несомненно, первый год жизни - важный этап всего дальнейшего развития вашего ребёнка, как физического, так и интеллектуального. Но, тем не менее, хочу заметить, что развитие ребенка второго года жизни ещё интересней и увлекательней.

5 274601

Фотогалерея: Развитие ребенка второго года жизни

Итак, как правило, азы мира сего уже постигнуты: малыш умеет сидеть, стоять и, как правило, ходить. Теперь можно и нужно развивать полученные навыки для познания окружающего мира. За второй год жизни своего ребёнка вы будете наблюдать грандиозные изменения, как в физическом, так и в интеллектуальном аспекте его развития. Рассмотрим всё более детально.

Показатели физического развития ребёнка второго года жизни

Многие родители беспокоятся о том, в норме ли вес и рост их ребёнка, не слишком ли малыш толстый или не слишком он худой. Сказать откровенно, если вы ребёнка не перекармливаете и, в то же время, ваш малыш нормально и полноценно питается, он активен и подвижен, то повода для беспокойства нет. Существуют ориентировочные нормы роста и веса ребёнка различные для мальчиков и для девочек.

Наглядно рассмотрим показатели веса и роста ребёнка второго года жизни при помощи таблицы.

Показатели роста и веса ребёнка второго года жизни для мальчиков

Возраст, год

Показатели роста и веса ребёнка второго года жизни для девочек

Возраст, год

Как видим, показатели роста и веса ребёнка значительно варьируют, и нет определённых строгих рамок, указывающих, что ребёнок должен иметь какие-то конкретные показатели развития. Как правило, рост и вес ребёнка определяется ещё и генетически, поэтому следует проанализировать показатели развития, как мамы, так и папы и сопоставить их с показателями развития ребёнка.

Рост и вес ребёнка значительно замедляется по сравнению с показателями развития в первый год жизни. Средняя прибавка веса составляет 2,5-4 кг в год, роста - 10-13 см в год. В течение второго года жизни вы будете наблюдать, как изменяются пропорции его тела: малыш вытягивается, и уменьшается соотношение размеров головы по отношению к длине тела.

В то же время малыши второго года жизни продолжают активно расти. Быстро развиваются нервная система и органы чувств, улучшается координация движений, совершенствуется ходьба, ребёнок начинает бегать.

Если ребёнок пошёл после года

Не нужно огорчаться, если вашему малышу исполнился год, а он ещё не ходит. Не волнуйтесь, всё в пределах нормы. Ваш ребёнок пойдёт тогда, когда он будет к этому готов. У каждого ребёнка своя индивидуальная программа развития, которая является для него абсолютной нормой.

И если ваш малыш пошёл после года, а не в десять или даже в восемь месяцев, как его сверстники, то это не значит, что он отстаёт в физическом развитии. Он будет так же хорошо двигаться: ходить, бегать и прыгать, как и его сверстники. Наоборот, иногда слишком раннее познание двигательных навыков, в частности ходьбы, может негативно повлиять на развитие опорно-двигательного аппарата. Мне очень нравится высказывание по этому поводу доктора Комаровского: «Когда ребёнок должен ходить и говорить? - Когда ходит и говорит». Он никогда не даёт конкретных цифр на подобные вопросы, так как не нужно подстраиваться под нормы, которые кто-то для кого-то придумал.

Психоэмоциональное развитие

Главной целью ребёнка второго года жизни продолжает выступать познание окружающего мира. Малышом руководят два основных стремления: удовлетворение собственных желаний и желание общения, прежде всего с мамой. В этом возрасте происходит бурное эмоциональное развитие. Малыш удовлетворяет своё «почему» всеми возможными на то способами.

Кроме того, у детей второго года жизни наблюдается заметный скачок в развитии речи. Значительно увеличивается словарный запас, но снова же, здесь нет каких-то стандартов. Есть детки, которые уже в полтора года рассказывают маленькие стишки, а есть детки, словарный запас которых даже к концу второго года не очень велик. Но это, в то же время, не говорит об каких-то умственных способностях или недостатках вашего малыша. «Молчуны» готовятся к процессу общения более основательно. Наступит момент, и малыш удивит вас сказанным и, возможно, не отдельным словом, а сразу целым предложением. Как правило, мальчики начинают говорить несколько позже за девочек.

Второй год жизни ребёнка условно можно разделить на два периода: от года до полутора лет и от полутора лет до двух лет. Рассмотрим каждый из них.

Развитие ребёнка от одного года до полутора лет

Первое полугодие второго года жизни связано с освоением навыка ходьбы. Как правило, в этом возрасте детки ещё не умеют проходить большие расстояния, они часто падают и испытывают трудности в преодолении различных препятствий на их пути. Малыши в этом возрасте уже меньше спят, они дольше бодрствуют и ограничиваются разовым дневным сном.

Ребёнок проявляет интерес ко всему, но, немного поиграв, он ищет себе новое занятие. Особого развития приобретает понимание речи. Уже к полутора годам малыш начинает понимать смысл целых предложений о часто повторяющихся явлениях и знает большое количество слов, хотя ещё не произносит их. Если ребёнок не говорит, то это не значит, что он вас не понимает. К концу первого полугодия второго года жизни ребёнок может выполнять словесные просьбы взрослого, типа: принеси мячик, возьми чашку и т.д.

Малыш очень нуждается в общении со взрослыми, кроме того, в этом возрасте возникают положительные взаимоотношения с детьми. Уже сейчас начинают проявляться навыки самостоятельного поведения: малыш уже может оттолкнуть руку взрослого, чтобы сделать что-то самостоятельно.

Детки этого возраста любят всё яркое и красочное. Они обращают внимание на свою яркую одёжку и показывают её взрослым. Детки любят всё новое. Для них важно не качество, а количество (я говорю об игрушках), чего не скажешь об их родителях.

Развитие ребёнка от полутора до двух лет

В этом возрасте совершенствуются двигательные навыки! Ребёнок не только хорошо ходит, но и бегает, прыгает и взбирается по стремянке. Малыш может покружиться и «поиграть» с вами в мяч. Кроме того, ребёнок уже может выполнять более точные движения во время игры, к примеру, может «строить» при помощи конструктора. Малыш учится рисовать!

После полутора лет детки становятся эмоционально уравновешеннее: их игровая деятельность приобретает устойчивый и разнообразный характер. Значительно увеличивается словарный запас малыша. Некоторые детки уже начинают неплохо говорить, другие же больше молчат, но, тем не менее, помните, что малыш всё знает и прекрасно вас понимает. Средний словарный запас ребёнка в этом возрасте составляет 200-400 слов. Значительно совершенствуется игра малыша. К примеру, ребёнок не только кормит куклу и укладывает её спать, но и раздевает или одевает её, лечит, учит ходить и т.д. Малыш повторяет действия взрослых: пытается готовить кушать, убирать, стирать.

Ребёнок начинает усваивать определённые нормы поведения. Это как раз тот возраст, когда ребёнка следует приучать к горшку. Возможно, вы это делали и раньше, но именно сейчас начинает вырабатываться осмысливание собственных действий малышом. ребёнок проявляет интерес к сверстникам, к их деятельности, находит общее занятие с ними. В этом возрасте дети значительно развиваются в эстетическом аспекте: они любят музыку, проявляют интерес ко всему красивому, реагируют на ритм и напевность стихотворений.

Как видим, за год малыш заметно повзрослел, и не только в физическом аспекте, но также и в интеллектуальном. Ребёнок познаёт мир всеми возможными на то способами и, как результат, многого достигает и многого добивается.

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития детей второго года жизни

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность. непосредствеиность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых.

Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно "деловое". Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации "чистого общения", "контактов взглядов", "эмоциональные игры". Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи.

В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность обобщения - это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т. д.

Предметная деятельность - ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобраэительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий.

Необходимо создание предметно-игровой среды.

Важен также Комплексный метод руководства играми детей:

I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей;

2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей;

3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей);

4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.

Своеобразие обучения: усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.


На первом году жизни происходит окончательное формирование первой сигнальной системы, развиваются органы чувств, ребенок обучается видеть, слышать, осязать, различать форму и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года у ребенка появляется речь, т. е. начинает формироваться вторая сигнальная система (кратко о двух сигнальных системах можно прочитать здесь >>>>).

Быстроту развития в этом возрасте, пожалуй, не сравнить ни с чем. В течение одного года ребенок превращается из бессознательного комочка живой плоти в мыслящее существо - пусть и маленького, но человека, т. е. проделывает путь, на который природа потратила тысячелетия. Но конечно же все не может проходить гладко, такое быстрое развитие ребенка влечет за собой немало опасностей и проблем.

Два года - это первый кризис маленького человека, именно в этом возрасте ребенок сталкивается с большим миром, со всеми его прелестями и трудностями. Поэтому родителям необходимо максимально подготовить своего малыша к преодолению подобного кризиса.

Кто не знает замечательных слов А. С. Макаренко о том, что воспитание ребенка нужно начинать с первых дней его жизни? Однако далеко не все родители выполняют эту главную заповедь выдающегося отечественного педагога. "Ведь ребенок еще ничего не понимает, - рассуждают иные родители, - как его воспитывать? Вот подрастет, тогда..." А когда родители, мыслящие таким образом, непосредственно приступают к воспитанию, зачастую бывает слишком поздно.

Основы воспитания закладываются в течение первых пяти лет, причем наиболее важным является период именно полутора-двух лет.

Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности в целом. Через активное речевое общение с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. Речь содержит в себе словесные поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля поведения. Она же является носителем правил и норм, которым подчиняется ребенок. С усвоением речи качественно перестраивается, ускоряется процесс развития ребенка как личности.

Поэтому на данном возрастном этапе развития вашего малыша каждому родителю необходимо как можно больше внимания уделять формированию речи, так как именно на ранний возраст приходятся первые наиболее заметные изменения в психологии ребенка. На втором году жизни у малыша формируется способность к обобщению. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение предметов.

Немало тревог доставляет родителям формирование у детей языка общения. Ни одному явлению при изучении психологии развивающегося ребенка не уделялось столь пристального внимания, как мышлению и речи. Это объясняется тем, что эти две составляющие являются основой интеллекта, а проблемы развития интересуют ученых, в частности, для того, чтобы определить правильный подход к интеллектуальному воспитанию детей.

Называть вещи своими именами ребенок может уже в возрасте одного-полутора лет. Внятная речь появляется только к двухлетнему возрасту. В это время дети начинают комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной, самостоятельной речи.

Обычно связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими, у детей второго года формируется легко (после 2-10 повторений). Однако остается ряд проблем, на которые необходимо обратить внимание родителям.

Ваш ребенок, хорошо передвигающийся по комнате и на улице, сталкивается с большим количеством новых и незнакомых предметов, а нужная ему игрушка находится среди них. Поэтому родителям необходимо развивать ориентировку в окружающем мире, следить, чтобы вновь образованные связи (слово-предмет, слово-действие), закрепляясь, сохранились в разной по сложности обстановке.

Для того чтобы закрепить у ребенка навыки и ассоциации предмета с жизнью, вам - родителям - необходимо в первую очередь научить малыша отыскивать нужный ему предмет, но при этом он должен проговаривать название встречающихся ему вещей. В этом случае могут помочь игры "Я спрячу, а ты поищи", понаблюдайте за своим малышом, легко ли он справляется с вашим заданием.

Усложнение задания заключается в увеличении числа предметов, среди которых ребенку нужно отыскать требуемый, в различении, узнавании в чем-то сходных предметов - например, имеющих сходно звучащие названия (шар - шарф - шкаф) или внешне похожих, но имеющих контрастные названия (например, две птицы - утка и курица); и, наконец, в подборе, группировке предметов одного названия, но имеющих разные внешние признаки (мишка большой и маленький, мяч синий и красный).

Этими упражнениями можно заниматься с ребенком с полутора лет, они необходимы для развития интеллекта и речи, но до конца второго года дети справляются с ними с определенными трудностями. Такой факт не должен настораживать родителей и воспитателей - это вполне нормально. Так как у ребенка к двум годам больше развита "речь понимания", а вот активная речь, т. е. сам разговор, совершенствуется намного медленнее.

Учитывая эти факты, родителям во время игры необходимо отрабатывать четкий двигательный ответ на предложение "Покажи, где" или "Дай то-то". На втором году жизни ребенок начинает понимать смысл многих действий, которые отражают сферу обслуживания ребенка родителями, и действий, которые он проделывает сам с предметами и игрушками.

В этом возрасте родителям необходимо научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения малыша. При этом следует помнить, что новые действия он может выполнить только в том случае, если слово сочетается с показателем действия.

На втором году жизни у детей формируется способность к обобщению. Эти навыки на протяжении раннего дошкольного возраста проходят ряд ступений. Сначала слово замещает несколько образов от однородных предметов. Слово "кукла" относится не только к своей игрушке, но и к другим, имеющим с ней общие черты. Затем слово замещает несколько чувственных образов от разнородных предметов. Так, слово "игрушки" обобщает и мячи, и куклы, и кубики. Такие ступени обобщения говорят о том, что процесс познания и мышления происходит постепенно, последовательно.

Дети раннего возраста овладевают, как правило, первой и частично второй ступенью обобщения. На втором году, особенно после полутора лет, слово ассоциируется не с единичным, всегда одним и тем же предметом, а начинает обобщать все предметы данной категории, несмотря на имеющиеся у них различия. Дети узнают не только предмет-натуру, но и его изображение на картинке или этот же предмет-игрушку.

На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Внутреннее развитие мышления у малыша, в свою очередь, идет по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.

Не следует родителям бить тревогу, если их ребенок к двум годам не может быстро найти ответ на поставленную перед ним задачу. Выполнять подобные действия в уме для многих детей такого возраста еще очень сложно. На этой стадии ребенок может лишь абстрагировать и выделять форму и цвета предметов.

При решении задачи группировки предметов по их признакам дети в первую очередь ориентируются на размер и цвет предметов. Около двух лет основанием для выделения предметов становятся многие существенные и несущественные признаки: зрительные, слуховые, осязательные. В дальнейшем они могут классифицироваться по другим признакам.

Также хотелось бы отметить то, что в это время речь ребенка с его мышлением не очень хорошо связана. Понимание и говорение внешне представляют собой акты общения, а внутренне строятся на простых переходах от знака - воспринятого слова - к значению - конкретному предмету, который это слово обозначает, или наоборот - от значения к знаку. Но к двум годам значение слова постепенно становится обобщенным, насыщается смыслом, абстрагируется, отделяется от конкретного содержания.

В результате исследований было выявлено, что в более раннем возрасте у ребенка преобладает наглядно-действенное мышление, которое осуществляется практически независимо от речи. Но уже к двум-трем годам у ребенка начинает преобладать наглядно-образное мышление, так как образ сам по себе представляет некоторое абстрагированное свойство предметов. В образе знак связан со значением, но уже отделен от непосредственного восприятия обозначаемого им предмета.

Хронологически начало формирования у детей наглядно-образного мышления приурочено к концу младенческого возраста и по времени обычно совпадает с двумя событиями: становлением элементарного сознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Сопровождается все это достаточно развитым воображением ребенка.

У большинства малышей к концу второго года жизни начинается период "почемучек". В это время в диалоге ребенка появляется настойчивость, он непременно хочет добиться ответа на поставленный вопрос, демонстрирует собственное отношение к ответу, не всегда удовлетворяется им и не обязательно соглашается. Родители, не сердитесь. Это вполне нормальное явление, просто вашему ребенку пришло время "все" знать. Наоборот, вы должны радоваться тому, что у вашего малыша происходит формирование и накопление интеллектуального уровня знаний. Общаясь с вами, он узнает много нового и интересного. А кто же еще, как не родители, может познакомить с окружающим миром, ведь в нем так много интересного и незнакомого?

Да, конечно, часть жизненно необходимых сведений о предметах, их свойствах, назначении, о том, как с ними обращаться, дети приобретают в процессе общения с родителями и окружающими, но этого недостаточно. Нужны специальные, целенаправленные наблюдения, проводимые как занятия.

Существенно и то, на каком материале в процессе занятий малыш приобретает сведения о предметах. Рассматривание игрушечной кошки или медведя поможет сформировать у детей самые общие представления о них. Но отчетливо соответствующий образ может сложиться лишь тогда, когда ребенок увидит настоящее животное.

Жизненный опыт детей невелик. Поэтому родителям не следует забывать и о всевозможных прогулках в зоопарк, выездах на природу, посещении аквапарков - именно такие походы максимально пополняют кругозор малыша. Но, даже просто выходя на прогулку, постарайтесь как можно больше внимания ребенка обращать на окружающие предметы: солнышко, деревья, насекомые, животные. Заинтересуйте его происходящим вокруг.

Для лучшего усвоения ребенком информации во время каких-либо объяснений мы хотим рекомендовать родителям как можно больше использовать элементов наглядно-действенного обучения. Даже находясь дома, вы можете наглядно показать малышу назначение многих вещей. Посмотрите вокруг. Допустим, вы сели обедать, объясните, для чего нужен тот или иной столовый прибор, как им пользоваться, а также можете показать, как их мыть и где место тарелок, ложек, бокалов и т. д. Таким образом вы не только объясните ребенку предназначение каких-либо предметов, но и начнете приучать его к порядку.

С вашей помощью ребенок начинает психологически отделять себя от внешнего мира, в своем сознании он становится субъектом действия. Малыш начинает видеть себя как бы со стороны, управлять собственным поведением. Он осознает то, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах тогда, когда они непосредственно не воспринимаются им, т. е. когда он сам эти предметы не видит. Таким образом, ребенок начинает мыслить. Чем больше времени вы уделяете своему малышу, общаясь с ним, играя, обучая, тем больше пополняется его словарный запас, воображение, память. В таком возрасте лучше всего проводить познавательные игры, они помогут ребенку развить множество новых качеств и навыков.

С целью развития речи детей проводят показы предметов с названием их, показы предметов в действии, инсценировок, а также можно постепенно прививать детям любовь к культурным мероприятиям, например, показывая им кукольные спектакли.

Хорошо влияет на развитие речи и рассматривание иллюстраций. При этом ребенок учится узнавать определенные предметы, изображенные на картинке, и называть их. Вы должны показать ребенку знакомую игрушку, рассказать о ней, а потом показать другую картинку с изображением того же предмета. Задавайте при этом вопросы малышу: "Покажи, где мяч или кукла. Что это?"

При последующих занятиях ребенка следует ставить в ситуацию выбора: он должен выбрать требуемую картинку из двух, а затем из большого числа изображений знакомых ему предметов.

Постепенно малыш начинает узнавать, находить требуемое изображение не только на картинках, но и в комнате.

Совершенствуя наблюдательность и активную речь малыша, ему следует показывать изображения одних и тех же персонажей в разном виде, проделывающих разные действия. Рассматривание таких картин детям старше полутора лет дают также с целью формирования способности общения.

Такая способность формирует у ребенка отношение к действиям. К концу второго года жизни можно проводить занятия "Кто что сделал". При этом малыш называет действие, изображенное на предлагаемой картинке, и проделывает его с настоящим предметом.

В этом возрасте детям показывают также картины с жизненно близким сюжетом. Сначала используют настольные картины. Потом можно рассматривать картины уже большего размера, например, настенные. Но лучше всего такие занятия проводить не с одним ребенком, а в группе.

В число занятий по развитию речи мы рекомендуем родителям включить чтение потешек, небольших стихотворений, песенок. Этот процесс не только доставляет малышу радость, он развивает слуховое внимание, учит проговаривать слова, звукосочетания, воспроизводить игровые действия.

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.