Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза. Образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше контрастирует с мрачными реалиями России дореформенного периода. В эпицентре разворачивающейся драмы - конфликт между героиней, стремящейся отстоять свои человеческие права, и мира, в котором всем заправляют сильные, богатые и властные люди.

Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

Уже с самых первых страниц произведения образ Катерины в пьесе «Гроза» не может не привлечь к себе внимания и не заставить проникнуться симпатией. Честность, способность глубоко чувствовать, искренность натуры и склонность к поэтичности - вот те черты, которые отличают саму Катерину от представителей «тёмного царства». В главной героине Островский постарался запечатлеть всю красоту народной простой души. Свои эмоции и переживания девушка выражает незатейливо и не использует искажённые слова и выражения, распространённые в купеческой среде. Это нетрудно заметить, сама речь Катерины больше напоминает мелодичный напев, она изобилует уменьшительно-ласкательными словами и выражениями: «солнышко», «травка», «дождичек». Невероятное чистосердечие героиня проявляет, рассказывая о своей вольной жизни в отеческом доме, среди икон, спокойных молитв и цветов, где она жила «точно птичка на воле».

Образ птицы - точное отображение душевного состояния героини

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше перекликается с образом птицы, в народной поэзии символизирующим свободу. Беседуя с Варварой, она неоднократно обращается к этой аналогии и утверждает, что она - «вольная птица, что попала в железную клетку». В неволе ей тоскливо и тягостно.

Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса

В доме Кабановых Катерина, которой присущи мечтательность и романтичность, чувствует себя совершенно чужой. Унизительные упрёки свекрови, привыкшей держать всех домочадцев в страхе, атмосфера тирании, лжи и лицемерия угнетают девушку. Однако сама Катерина, являющаяся по натуре человеком сильным, цельным, знает, что терпению её есть предел: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Слова Варвары о том, что без обмана в этом доме не выжить, вызывают у Катерины резкое неприятие. Героиня противостоит «тёмному царству», его порядки не сломили в ней волю к жизни, счастью, не заставили её уподобиться другим жителям дома Кабановых и самой начать лицемерить и лгать на каждом шагу.

По-новому раскрывается образ Катерины в пьесе «Гроза», когда девушка делает попытку вырваться прочь из «опостылевшего» мира. Она не умеет и не желает любить так, как это делают жители «тёмного царства», ей важна свобода, открытость, «честное» счастье. В то время, как Борис убеждает её, что их любовь останется тайной, Катерина желает, чтобы об этом знали все, чтобы все видели. Тихону, своему мужу, однако пробудившееся в её сердце светлое чувство кажется ей И как раз в этот момент читатель сталкивается лицом к лицу с трагедией её страданиями и муками. С этого момента происходит конфликт Катерины не только с окружающим миром, но и с самой собой. Ей трудно сделать выбор между любовью и долгом, она силится запретить себе любить и быть счастливой. Однако борьба с собственными чувствами не по силам хрупкой Катерине.

Уклад и законы, царящие в окружающем девушку мире, давят на неё. Она стремится покаяться в содеянном, очистить свою душу. Увидев на стене в церкви картину «Страшный суд», Катерина не выдерживает, падает на колени и начинает прилюдно каяться в грехе. Однако даже это не приносит девушке желанного облегчения. Другие герои драмы «Гроза» Островского не способны поддержать её, даже любимый человек. На просьбы Катерины забрать её отсюда Борис отвечает отказом. Этот человек не является героем, он просто не способен защитить ни самого себя, ни возлюбленную.

Смерть Катерины - луч света, озаривший «тёмное царство»

Со всех сторон на Катерину обрушивается зло. Постоянная травля со стороны свекрови, метания между долгом и любовью - всё это в итоге приводит девушку к трагическому финалу. Успевшая за свою недолгую жизнь познать счастье и любовь, она просто не способна продолжать жить в доме Кабановых, где таких понятий вовсе не существует. Единственный выход видится ей в самоубийстве: будущее страшит Катерину, а могила воспринимается как спасение от мук душевных. Однако образ Катерины в драме «Гроза», несмотря ни на что, остаётся сильным - она не выбрала убогое существование в «клетке» и никому не позволила сломать свою живую душу.

Тем не менее смерть героини не была напрасной. Девушка одержала нравственную победу над «тёмным царством», ей удалось немного рассеять мрак в сердцах людей, побудить их к действию, раскрыть глаза. Жизнь самой героини стала «лучом света», полыхнувшим во мраке и надолго оставившим своё зарево над миром безумия и тьмы.

Все свежее, молодое, талантливое гибнет в мрачной атмосфере изображённого Островским в «Грозе » города Калинова . Оно чахнет от насилия, злобы, от мертвой пустоты этой жизни. Слабые спиваются, порочные и мелкие натуры побеждают деспотизм хитростью и изворотливостью. Для натур же прямых, светлых, наделенных неутомимым стремлением к иной жизни, неизбежен трагический конец при столкновении с грубыми силами этого мира.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Этот исход становится неизбежным для Катерины, главной героини «Грозы ». Воспитанная в отцовском доме, по условиям того времени взаперти в комнатах родного дома, девочка росла, окруженная любовью в собственном своеобразном мирке. Мечтательная по натуре, она находила выход для смутных влечений детской души в религиозных созерцаниях и грезах; она любила церковные богослужения, жития святых, рассказы богомолок о святых местах.

Любовь к природе слилась у неё с религиозными представлениями и мечтаниями; в душе у неё горит какой-то религиозный восторг, как у Жанны д"Арк в детстве : по ночам она встает и жарко молится, на рассвете она любит в саду молиться и, плакать в смутном, бессознательном порыве. Душевные силы скопляются в ней и побуждают, зовут ее к каким-то жертвам и подвигам. Ей снятся сны о чудесной красоты странах, и невидимые голоса поют ей из вышины. В то же время она обнаруживает силу, прямоту и самостоятельность характера.

И эта-то девушка, полная светлых душевных сил, попадает в грубую атмосферу дома купчихи Кабановой , женой её слабохарактерного, забитого и приниженного сына, Тихона. Сперва она привязалась к мужу, но его вялость, забитость и вечное его желание уйти из родительского дома и забыться во хмелю – оттолкнули от него Катерину. В доме самодурки Кабановой стали все реже посещать Катерину религиозные её видения; она стала томиться и скучать. Встреча с племянником купца Дикого, Борисом, решила её судьбу: она полюбила Бориса так, как было свойственно её натуре – сильно и глубоко.

Катерина долго борется с этой «греховной страстью», вопреки уговорам дочери Кабановой, Варвары. Но в конце концов, гнетущее чувство одиночества, тоска и пустота существования в доме. Кабановой и страстная жажда жизни в молодой душе Катерины разрешают её колебания. В своей борьбе она ищет помощи у мужа, но тот уезжает из опостылевшего материнского дома, где ему и жена не мила. Сознание того, что она преступила какую-то нерушимую заповедь, не оставляет Катерину; она не может спокойно отдаться любви, как Варвара, хитрить и скрываться. Катерину грызет сознание виновности, жизнь её вся замутнена; чистая по натуре, она не может жить в обмане, во лжи, в преступных радостях.

Полная мучительных сомнений и жажды сбросить с себя что-то нечистое, омыть какое-то пятно, однажды в грозу, под раскаты грома всенародно кается в грехах, давая выход своей возмущенной совести. Жизнь в доме Кабановой после покаяния становится совершенно невыносимой. Доведенная до отчаяния, видя, что спасения ждать больше не откуда, Катерина бросается в Волгу и погибает.


Александр Николаевич Островский в пьесе "Гроза" раскрыл тему противостояния добра и зла. Главная героиня- девушка Катерина, которая по воле судьбы сталкивается с "Темным царством" города Калинова и Семьи Кабановых. "Темным царством" в критике назван давно устоявшийся быт и образ жизни жителей города Калинова. В этом мире всем заправляют самодурство, тирания, жестокость. Все цели добиваются с помощью унижения других людей. Большинство героев превозносят себя за счет обличения неудач других. Ярким, и можно сказать, главным представителем этого царства является Кабаниха, которая всеми силами пытается подчинить всех членов своей семьи, она устанавливает законы, которые никто не имеет права преступать. Унижением, упреками и прочими моральными средствами давления Марфа Кабанова строит свой социальный статус, заставляет подчинятся, не позволяя выходить за рамки дозволенного.

Катерина стремится к свободе, она точно знает, чего она хочет и ни за что не станет повиноваться самодурству и тирании. Можно сказать, что девушка своим противостоянием всем законам этого царства выносит приговор нечеловеческим устоям этого общества.

Катерина-цельный образ национального характера. Всё в ней, от внешности до внутреннего мира, выражает стремление к справедливости, свободе и счастью. Катерина- истинно-трагическая героиня. С детства в ней воспитывали самое лучшее, девушка, выросшая в любви и нежности, попросту не могла смириться со столь жестоким бытом, царившим в доме Кабановых: "Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.

Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю." Простота и душевность девушки, присущая всем русским людям, резко отличает Катерину ото всех прочих героев пьесы. Девушка к каждому старается относится с добром и пониманием, никому не желая зла, она живет с надеждой на счастье. Девушка пытается найти общий язык с мужем, наладить отношения и жить счастливо, изо всех сил старается быть нежной, любящей, понимающей и верной женой. Но все попытки становятся тщетными. Тихон попросту не может понять, чего хочет от него Катерина, он полностью принадлежит матери, каждый его шаг контролирует Марфа Кабанова, и никакие силы не могут этого изменить.

Говоря об образе девушки, нельзя забывать о том, что Катерина необычайная красавица, очень скромная и обаятельная героиня. Простота, доброта, набожность, наивность, честность- дополняют образ «земного ангела». Речь Катерины занимает не последнее место в ее образе. Девушка разговаривает плавно, красиво, ее речь можно сравнить с песней. Но какая бы не была невестка, Марфа Кабанова всей душой невзлюбила её. Также неотъемлемой чертой является решительность и твердость характера Катерины. Не каждая девушка способна на столь решительные поступки, нельзя сказать, что поступок героини является примером, но если задуматься, то можно понять, что такая личность, как Катерина никогда не пожертвует своими принципами. Но какая бы не была невестка, Марфа Кабанова всей душой невзлюбила её и когда девушка появилась в их доме, нарушила покой их самодурских условий, Кабаниха решила сделать все возможное, чтобы избавить своего сына от такой жены. Жизнь в доме нелюбимого мужа, давление свекрови-всё это не делало Катерину счастливой, и она всеми силами пытается бороться с этим.

Чистый и светлый образ девушки говорит о том, что Катерина олицетворяет идеальную русскую женщину. Тут нельзя сделать другой вывод. Катерина как никто другой умеет любить, для нее это самое важное из чувств. Она готова ради нее на все, и отчаявшись найти это чувство в душе мужа, она влюбляется в Бориса, он кажется ей идеальным, совершенным, родным человеком. Но Катерина обжигается снова. Из всех этих неудач, неоправданных надежд, несбывшихся мечт складывается решение, которое освободит героиню от всего что причиняло боль, и как бы она не жалела себя, героиня готова расплатиться за свои ошибки.

Характер Катерины нельзя назвать простым,

она не дает себя в обиду, не терпит нападки свекрови: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

Катерина бывает горяча и эмоциональна, о чем она сама говорит, рассказав Варваре историю из своего детства: «Обидели меня чем-то дома…; я выбежала на Волгу, села в лодку.… На другое утро уж нашли, верст за десять!» Девушка любит мир, любит людей, старается относится ко всему с добром. Она доверчива и проста, мечтательно и прекрасна. Так же для этой девушки очень важны честность и благородство. Ей тяжело утаивать от мужа ее предательство, и когда она признается Тихону в измене, ей становится легче, но она понимает, что ничего вернуть уже нельзя. "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" - такова жизненная позиция Катерины.

Девушка пошла против системы самодурства и тирании, не стала повиноваться абсурдным приказам свекрови и ни разу не усомнилась в своей правоте. Девушка не предала себя, осталась верна своим принципам. Катерина без всякого сомнения была права, когда следовала путем, который подсказало ей сердце. Она осталась верна себе, обрела вечную свободу, воспарила над всем "тёмным царством", обличив все его пороки.

Нельзя не сказать о том, что самоубийство Катерины - это её победа, эта девушка мечтала о светлом будущем, огромной любви, счастливой семье, но судьба распорядилась так, что только этот шаг стал избавлением ее от оков "темного царства" Многие черты характера помогли девушке определить свою судьбу. Пусть пьеса и заканчивается на такой трагической ноте, но каждый понимает, что самоубийство стала для Катерины необходимостью, тем самым средством достижения абсолютной свободы от жестокости и тирании.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Ущемленной в правах и рано выданной замуж. Большинство браков того времени были рассчитаны на получение выгоды. Если избранник был из состоятельного семейства, это могло помочь получить высокий чин. Выйти замуж хоть и не за любимого молодого человека, а состоятельного и богатого было в порядке вещей. Такого явления, как развод, не было. Видимо, из таких расчетов и Катерина выдана замуж за богатого молодого человека, купеческого сына. Замужняя жизнь не принесла ей ни счастья, ни любви, а напротив, стала воплощением ада, наполненного деспотизмом свекрови и ложью окружающих людей.

Этот образ в пьесе Островского «Гроза» является главным и в то же время самым противоречивым . От жителей Калинова она отличается силой характера и чувством собственного достоинства.

Жизнь Катерины в родительском доме

На формирование ее личности большое влияние оказало ее детство, о котором Катя любит вспоминать. Ее отец был зажиточным купцом, она не испытывала нужды, материнская любовь и забота окружала ее с рождения. Детство ее прошло весело и беззаботно.

Главными чертами Катерины можно назвать:

  • доброту;
  • искренность;
  • открытость.

Родители брали ее с собой в церковь, а потом она гуляла и посвящала свои дни любимой работе. Увлечение церковью началось в детстве с посещения церковных служб. Позднее именно в церкви Борис обратит на нее внимание.

Когда Катерине исполнилось девятнадцать лет, ее выдали замуж. И, хотя, в доме мужа есть все то же самое: и прогулки, и работа, это уже не доставляет Кате такого удовольствия, как в детстве.

Прежней легкости уже нет, остались только обязанности. Чувство поддержки и любви матери помогало ей верить в существование высших сил. Замужество, разлучившее ее с матерью, лишило Катю главного: любви и свободы .

Сочинение на тему «образ Катерины в «Грозе» будет неполным без знакомства с ее окружением. Это:

  • муж Тихон;
  • свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова;
  • сестра мужа Варвара.

Человек, причиняющий ей страдания в семейной жизни - свекровь Марфа Игнатьевна. Ее жестокость, контроль над домочадцами и подчинение их своей воле касаются и невестки. Долгожданная свадьба сына не сделала ее счастливой. Но у Кати получается противостоять ее влиянию благодаря силе своего характера. Это пугает Кабаниху. Обладая всей властью в доме, она не может допустить, чтобы Катерина влияла на мужа. И упрекает сына за то, что жену он любит больше чем мать.

В разговорах между Катериной Тихоном и Марфой Игнатьевной, когда последняя открыто провоцирует невестку, Катя ведет себя крайне достойно и дружелюбно, не позволяя разговору перерасти в перепалку, отвечает кратко и по делу. Когда Катя говорит, что любит ее как родную мать, свекровь не верит ей, называя это притворством перед окружающими. Тем не менее дух Кати не сломить. Даже в общении со свекровью, она обращается к ней на «Ты», показывая этим, что они на одном уровне, в то время как Тихон обращается к матери исключительно на «Вы».

Мужа Катерины нельзя причислить ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. По сути, он - ребенок, уставший от контроля родительницы. Однако его поведение и действия не направлены на изменения ситуации, все его слова заканчиваются жалобами на свое существование. Сестра Варвара упрекает его за то, что тот не в силах вступиться за свою жену.

В общении с Варварой Катя бывает искренна. Варвара предупреждает ее о том, что жизнь в этом доме невозможна без лжи, и помогает организовать встречу с любовником.

Связь с Борисом полностью раскрывают характеристику Катерины из пьесы «Гроза». Их отношения развиваются стремительно. Приехав из Москвы, он влюбился в Катю, и девушка отвечает ему взаимностью. Хоть статус замужней женщины и тревожит его, но он не в силах отказаться от свиданий с ней. Катя борется со своими чувствами, не хочет нарушать законы христианства, но во время отъезда мужа, ходит тайно на свидания.

После приезда Тихона по инициативе Бориса свидания прекращаются, он надеется оставить их в секрете. Но это противоречит принципам Катерины, она не может лгать ни другим, ни себе. Рассказать об измене ее подталкивает начавшаяся гроза, в этом она видит знак свыше. Борис хочет уехать в Сибирь, но на ее просьбу взять ее с собой отказывается. Вероятно, она ему не нужна, любви с его стороны не было.

А для Кати он был глотком свежего воздуха. Явившись в Калинов из чужого мира, он принес с собой ощущение свободы, которой ей так не хватало. Богатое воображение девушки присвоило ему те черты, которых у Бориса никогда не было. И она влюбилась, но не в человека, а в свое представление о нем.

Разрыв с Борисом и невозможность соединиться с Тихоном заканчиваются для Катерины трагически. Осознание невозможности жить в этом мире побуждает ее броситься в реку. Для того, чтобы нарушить один из самых строгих христианских запретов, Катерине необходимо обладать огромной силой воли, но сложившиеся обстоятельства не оставляют ей выбора.

«Гроза». Это молодая женщина, ещё не имеющая детей и живущая в доме свекрови, где, помимо них с мужем Тихоном, живёт ещё и незамужняя сестра Тихона, Варвара. Катерина уже какое-то время влюблена в Бориса, живущего в доме Дикого, – осиротевшего его племянника.

Пока муж находится рядом, она мечтает о Борисе тайком, но после его отъезда Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в любовную связь, при пособничестве невестки, которой связь Катерины даже выгодна.

Основной конфликт в романе – это противостояние Катерины и её свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калинове – глубокое болото, которое все глубже и глубже засасывает. «Старые понятия» довлеют надо всем. Что бы ни сделали «старшие», им всё должно спустить с рук, вольномыслия здесь не потерпят, «барство дикое» здесь чувствует себя, как рыба в воде.

Свекровь испытывает ревность к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына, её власть над ним держится только на постоянных упрёках и моральном давлении. В невестке, несмотря на её зависимое положение, Кабаниха чувствует сильного противника, цельную и не поддающуюся её самодурскому гнету натуру.

Катерина не испытывает к ней должного почтения, не трепещет и не глядит Кабанихе в рот, ловя её каждое слово. Она не разыгрывает печали, когда муж уезжает, она не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок – она другая, её натура сопротивляется давлению.

Катерина – верующая женщина, и для нее грех – это преступление, которое она не может утаить. В доме родителей она жила так, как хотела, и делала то, что ей нравилось: сажала цветы, истово молилась в церкви, испытывая чувство просветления, с любопытством слушала рассказы странниц. Её всегда любили, и характер у нее выработался сильный, своевольный, она не терпела никакой несправедливости и не могла лгать и лавировать.

У свекрови же, однако, её ожидают постоянные несправедливые попрёки. Она виновна в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного почтения к матери, да и от жены его не требует. Кабаниха попрекает сына тем, что он не ценит страдания матери во имя него. Власть самодурши ускользает из рук прямо на глазах.

Измена невестки, в которой впечатлительная Катерина призналась прилюдно – это повод Кабанихи ликовать и повторять:

«А я же говорила! А никто меня не слушал!»

Все грехи и прегрешения оттого, что воспринимая новые веяния, не слушают старших. Мирок, в котором старшая Кабанова живёт, вполне её устраивает: власть над домашними и в городе, богатство, жёсткое моральное давление над домашними. Это жизнь Кабанихи, так жили её родители, и их родители – и это не менялось.

Пока девушка молода, она делает то, что хочет, зато выйдя замуж, она как умирает для мира, появляясь с домашними только на базаре и в церкви, да изредка в людных местах. Вот и Катерина, придя в дом мужа после вольной и счастливой молодости, тоже должна была символически умереть, но не смогла.

То же ощущение чуда, что вот-вот нагрянет, ожидание неизвестного, желание влететь и воспарить, что было с ней с её вольной юности, никуда не пропало, и взрыв все равно бы произошёл. Пусть не связью с Борисом, но Катерина бы все равно бросила вызов тому миру, в который пришла после замужества.

Катерине было бы легче, люби она мужа. Но каждый день наблюдая, как Тихон беспощадно подавляется свекровью, она растеряла и чувства, и даже остатки уважения к нему. Она его жалела, время от времени подбадривая, и даже не сильно обижаясь, когда униженный матерью Тихон вымещает на ней свою обиду.

Борис кажется ей другим, хотя он находится из-за сестры в таком же униженном положении, как и Тихон. Поскольку Катерина видит его мельком, она не может оценить его душевных качеств. А когда две недели любовного дурмана развеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и своей виной, чтобы понять, что его положение не лучше положения Тихона. Борис, все ещё цепляясь за слабую надежду, что ему что-то достанется из состояния бабушки, вынужден уехать. Он не зовёт с собой Катерину, на это его душевных сил не хватает, и он уходит со слезами:

«Эх, кабы сила!»

Выхода у Катерины нет. Невестка бежала, муж сломлен, любовник уезжает. Она остаётся во власти Кабанихи, и понимает, что та теперь не спустит провинившейся невестке ничего… если уж и раньше бранила её ни за что. Дальше – это медленная смерть, ни дня без попрёков, слабый муж и нет никакой возможности видеть Бориса. И верующая Катерина предпочитает всему этому страшный смертный грех – самоубийство – как освобождение от мук земных.

Она осознает, что её порыв страшен, но для нее даже предпочтительнее кара за грех, чем жизнь в одном доме с Кабанихой до своей физической смерти – духовная уже произошла.

Цельная и вольнолюбивая натура никогда не сможет выдержать давления и глумления.

Катерина могла бы бежать, но не с кем было. Потому – самоубийство, быстрая смерть вместо медленной. Свой побег из царства «самодуров русской жизни» она всё-таки совершила.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.