Неуважение к родителям в христианстве. Заповедь о почитании родителей: вернуть неоплатный долг

Почитать отца и мать – значит быть уважительными в словах и действиях, а также отдавать должное их положению. Греческое слово, обозначающее почтение, значит «превозносить, ценить и дорожить». Почёт заключается в уважении не только за заслуги, но и за статус. Например, некоторые наши сограждане могут не соглашаться с решениями Президента, но они должны уважать его статус руководителя страны. Точно так же дети всех возрастов должны почитать своих родителей, вне зависимости от того, «заслуживают» ли их родители этого, или нет.

Бог призывает нас почитать отца и мать. Он настолько высоко оценивает важность почитания родителей, что включил это в Десять Заповедей (Исход 20:12) и напоминает далее в Новом Завете: «Дети, повинуйтесь родителям ради Господа, ведь это ваш долг. Чти отца своего и мать - вот первая заповедь, за которой следует обещание: тогда будет тебе хорошо, и проживешь долгую жизнь на земле» (Эфесянам 6:1–3; тут и далее использован современный перевод Российского Библейского Общества). Почтение родителей является единственной заповедью в Священном Писании, которая гарантирует долгую жизнь в награду. Дети, почитающие своих родителей благословенны (Иеремии 35:18–19). Напротив, люди с «испорченным умом» и проявляющие порочность в последние дни, охарактеризованы непослушанием родителям (Римлянам 1:30; 2 Тимофею 3:2).

Соломон, мудрейший человек, призывал детей почитать своих родителей (Притчи 1:8; 13:1; 30:17). Хотя мы можем уже не находится под их авторитетом, мы не можем «перерасти» Божью заповедь почитать своих родителей. Даже Иисус, Бог Сын, подчинялся как Своим земным родителям (Луки 2:51), так и небесному Отцу (Матфея 26:39). Следуя примеру Христа, мы должны относиться к своим родителям с тем же почтением, как и к нашему небесному Отцу (Евреям 12:9; Малахии 1:6).

Нам приказано почитать своих родителей, но каким образом? Почитайте их и действиями, и отношением (Марка 7:6). Уважайте как озвученные, так и невысказанные их желания. «Мудрость сына – от отцовских наставлений, а наглец упреков не слышит» (Притчи 13:1). В Евангелии от Матфея Иисус напоминает фариссеям о Божьей заповеди почитать отца и мать. Они следовали букве закона, но добавили свои собственные традиции, которые существенно исказили его. Хотя они почитали своих родителей на словах, поступки демонстрировали их истинные мотивы. Почтение – это нечто большее, чем пустые слова. Слово «почитать» в этом стихе является глаголом и, как таковое, требует соответствующих действий.

Мы должны стремиться почитать своих родителей так, как мы стремимся принести славу Богу – своими мыслями, словами и поступками. Для ребёнка послушание родителям идёт рука об руку с их почитанием. Это включает умение слушать, внимательность и покорность их авторитету. После того, как дети повзрослеют, послушание, которому они научились в юности, поможет им уважать другие авторитеты, как правительство, полиция и работодатели.

Тем не менее, хотя от нас требуется уважение к своим родителям, это не значит следование плохому примеру (Иезекииля 20:18–19). Если родитель указывает ребёнку совершить что-либо, противоречащее Божьим заповедям, он должен скорее слушаться Бога, чем своих родителей (Деяния 5:28).

Почтение порождает почтение. Бог не будет почитать тех, кто не выполняет Его заповедь почитать своих родителей. Если мы желаем принести Богу радость и быть благословенными, то нам следует почитать своих родителей. Проявлять почтение нелегко, оно не всегда приносит удовольствие и, несомненно, его невозможно достичь своими собственными силами. Но почтение – это, определённо, прямой путь к нашей цели в жизни – прославлению Бога. «Дети, во всем повинуйтесь родителям, ведь это приятно Господу» (Колоссянам 3:20).

Цикл уроков по теме: Почитание родителей

Заповедь почитания отца и матери включает в себя обязанность любви к ним, нежного и трепетного отношения. И необходимо выполнять её во всех аспектах: мысленно, словами и действиями.

Первый аспект — мысль. Эту великую заповедь выполняют мысленно, когда думают: какие особенные, замечательные, прекрасные у меня родители. Вспоминают их хорошие качества, поступки, достоинства. Великий мудрец Торы нашего времени, Рав Хаим Шмулевич, говорил, что необходимо уважать родителей не вопреки тому, каковы они, а за то, какие они. То есть видеть их достоинства и превозносить их. И даже если все окружающие этого не видят и так не думают.

Второй аспект — слово. Говорить с родителями и о них с большим почтением и высокой оценкой, с любовью и нежностью. В различных источниках приводится, что с отцом и матерью следует говорить, как с царём и царицей, всячески выказывая им то почтение, которое дети испытывают к ним. Дети должны стараться всегда первыми здороваться с папой и мамой, сообщать им новости, говорить об отъезде и возвращении, живо интересоваться их новостями, здоровьем. Если сын или дочь просят кого-либо и те люди, которых они просят, — знакомые их родителей, то даже если они, и не зная родителей, выполнили бы просьбу, всё равно следует сказать: «Сделайте мне это одолжение ради моего отца (или матери)». Этим человек возвышает своих родителей и оказывает им уважение. Если сын или дочь слышат, что об их родителях отзываются в неуважительной форме, должны сразу же это пресечь. Если вмешательство не поможет, а только вызовет ещё более бурный гнев и приведёт к ещё большему унижению, иногда целесообразнее промолчать.

Третий аспект выполнения заповеди — действие. Само то, что человек в повседневной своей жизни поступает честно, ведёт себя, как подобает, приятен и признан — Всевышним и людьми — является в некотором смысле исполнением заповеди почитания родителей, т.к. доброе имя отца и матери будет превознесено и отмечено: «Такие прекрасные дети могут быть только у хороших родителей». Всякая заповедь и доброе дело, которое совершает человек, косвенно является исполнением заповеди почитания родителей — ведь благодаря им и их воспитанию он готов сделать это. Всевышний «вспоминает их» к добру и воздаёт им в этом и в будущем мире. Когда дети помогают родителям, делают что-либо для них, это должно сопровождаться радостью, весельем, доброжелательностью, чтобы родителям было приятно принимать их услуги. Талмуд говорит: иногда случается, что дети подают своим родителям изысканные блюда и их ждёт за это геином — ад, а иногда — заставляют родителей тяжело работать и попадают в ган-эдэн — рай. Так, например, сын подаёт отцу жареных откормленных перепелов на обед. На вопрос отца: «Откуда у тебя это, сынок?» он сквозь зубы цедит: «Жуй, жуй, старик, не отвлекайся», — за такое отношение он попадает в геином . Другой сын, чтобы отца не взяли на тяжёлую царскую службу (выполнять какую-то повинность), устраивает его к себе на мельницу. Отец тяжело работает, а сын успокаивает его ласково: «Ведь на царской работе тяжелее, она продолжительней и утомительней». Такой сын получает награду и в этом, и в будущем мире.

Выполняя заповеди, относящиеся к родителям, необходимо помнить общие правила Торы. Одно из них это «намерение сердца»: во время выполнения любой заповеди человек должен думать и помнить о том, что данное действие является заповедью Всевышнего. Ещё одно правило: заповедь, которую человек делает сам, выше и значимее, чем та, выполнение которой он поручает другим людям. Поэтому, когда родителям требуется какая-либо помощь, лучше, чтобы сын или дочь сами сделали это, а не просили и не нанимали других.

За чей счёт осуществляется заповедь почитания родителей?

Иногда выполнение заповеди почитания родителей связано с материальными затратами. Закон установлен в соответствии с мнением, гласящим, что расходы, сопряжённые с выполнением заповеди почитания родителей, осуществляются за их счёт. В случае, если у родителей есть возможность оплатить расходы на свои нужды, дети помогают родителям, пользуясь их деньгами, — транспортируют, покупают лекарства, продукты, одежду, делают ремонт — за счёт родителей. Когда необходимо, чтобы сын или дочь для того, чтобы помочь родителям, пропустили работу, потеряли зарплату, доходы, это не восполняется родительскими деньгами. Деньги, потраченные на телефонные звонки, на проезд, на письма и т.п., которые дети тратят, чтобы выполнить заповедь почитания родителей, не должны возмещаться из родительских денег, т.к. вместо звонка или письма дети могли бы явиться лично, а вместо того, чтобы пользоваться транспортом, — добраться пешком. Поэтому получается, что это расходы для удобства детей, которые не должны оплачиваться родителями.

В случае, когда у родителей нет возможности оплатить свои расходы, все их нужды оплачиваются детьми. Если у них есть несколько дочерей и сыновей, то расходы делятся поровну между детьми с учётом материальной обеспеченности каждого из них.

Если и у детей нет возможности оплатить родительские расходы, согласно букве закона они не обязаны просить милостыню для родителей, но, исходя из норм морали, сын не должен допустить, чтобы отец ходил с протянутой рукой, и должен сам собирать милостыню для них. Тем более, нельзя допустить, чтобы мать побиралась, поскольку позор женщины, просящей подаяния, намного больше, чем позор мужчины.

Дети обязаны помогать родителям, даже если из-за этого они могут быть уволены с работы и потерять заработок. Если у сына или дочери есть свои дети в возрасте до шести лет и денег хватает либо на пропитание детей, либо на оплату расходов на нужды родителей, обязанность по отношению к детям «перевешивает».

Обязанность вставать перед родителями.

Сын и дочь обязаны вставать перед родителями. Даже в случае, если родители или дети слепые, есть обязанность вставать перед родителями. Встают полностью, а не просто приподнимаются. Обязанность вставать при виде отца или матери, даже если они ещё далеко, и следует стоять, пока они не уйдут или не сядут. Обязанность вставать перед родителями, как минимум, 2 раза в день — один раз утром и один раз вечером. Если рядом находятся посторонние люди, которые не видели, что сын или дочь вставали перед родителями, они должны встать ещё раз. Каждый раз, когда дети встают перед родителями, и помимо обязательных двух раз, они выполняют заповедь почитания родителей, и награда за это велика.

Если сын или дочь, которые, увидев родителей, встали перед ними, должны были всё равно встать для того, чтобы идти в другое место, им следует сначала присесть на некоторое время и только после этого идти, чтобы показать: первый раз они встали только для того, чтобы выразить уважение к родителям. Родители могут позволить детям не вставать перед ними. В таком случае, если сын или дочь не встанут, они не совершат нарушения, но если продолжают вставать — выполняют заповедь каждый раз, несмотря на позволение родителей не вставать.

Иногда может быть, что отец является учеником своего сына-раввина, учит у него Тору. В таком случае сын встаёт перед отцом, поскольку тот — отец, а отец встаёт перед сыном, выполняя обязанность вставать перед учителем Торы. Всё же сыну необходимо всячески стараться, чтобы не утруждать отца, чтобы тому не приходилось вставать перед ним.

В еврейской истории были случаи, когда отец, являясь великим знатоком Торы, вставал перед своим сыном в знак почтения к его знаниям в Торе, даже если они и не превосходили знания отца. Так о мудреце Торы нашего времени, раве Хаиме Соловейчике, рассказывают, что он настолько ценил знание Торы и таланты своего сына, рава Ицхака-Зэева — раввина из Бреста, что всякий раз вставал, когда тот входил. Раву из Бреста не хотелось утруждать отца, и он частенько заходил домой… через окно.

Человек, который занимается изучением Торы в данный момент, также обязан вставать перед родителями.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Спрашивает Нелли
Отвечает Александра Ланц, 18.04.2010


Мир вам Нелли!

Вы спрашиваете о пятой заповеди из числа тех, которые были записаны на каменных скрижалях. Если вы не относитесь к числу тех верующих, которые убеждены в том, что Закон был отменён, т.е. полагаете, что верующим всё ещё нельзя прелюбодействовать, лгать, воровать, творить себе кумиров и пр., как об этом говорит Десятисловие, то предлагаю вам прочитать несколько наилучших комментариев, которые когда-либо были даны относительно пятой заповеди.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

Родители имеют право на такую любовь и уважение, которыми не пользуется никто другой. Сам Бог, возложив на них ответственность за души, вверенные им, предопределил, чтобы в первые годы жизни детей родители были для них вместо Бога. И тот, кто отрицает законный авторитет своих родителей, - отвергает авторитет Божий.

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также и любви и нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонных годах.

Соблюдение этой заповеди также подразумевает уважение к служителям, начальствующим, ко всем тем, кого Бог наделил властью. Апостол говорит: «Это - первая заповедь с обетованием» (). Для Израиля, ожидающего скорого поселения в Ханаане, соблюдение этой заповеди было залогом долгой жизни в обетованной земле, но она имеет более широкое значение и распространяется на весь Израиль Божий, обещая тем, кто выполняет ее, вечную жизнь на земле, освобожденной от проклятия греха.

"Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе" . Это первая заповедь с обетованием. Ее обязаны исполнять дети и молодежь, люди средних лет и преклонного возраста.

В жизни нет периода, когда детей можно было бы освободить от необходимости почитать своих родителей. Эта серьезная обязанность лежит на каждом сыне и дочери и является одним из условий продления их жизни на земле, которую Господь даст верным.

Это не просто тема, недостойная внимания, но вопрос первостепенной важности. Обетование существует при условии послушания. Если вы послушны, то будете долго жить на земле, которую Господь, Бог ваш, даст вам. Если же вы непослушны, то сократите свою жизнь на этой земле.

Бог не может содействовать тем, кто поступает вопреки ясному долгу, установленному в Его Слове, долгу детей перед своими родителями... Если они относятся непочтительно к своим земным родителям и бесчестят их, то они не будут уважать и любить своего Творца.

Многие нарушают пятую заповедь. - В это последнее время дети особенно проявляют непослушание и неуважение, и Бог особым образом отмечает, что это знамение близкого конца. Это свидетельствует о том, что сатана имеет почти полный контроль над умами молодых.

Многие относятся без уважения к людям преклонного возраста. Многие дети, которые заявляют о том, что знают истину, не чтят своих родителей должным образом, не платят им привязанностью, не проявляют любви к отцу и матери и не почитают их, стараясь уступать их желаниям или облегчать их заботы. Многие, называющие себя христианами, не знают, как почитать отца и мать свою, и в результате будут иметь слабое представление о том, как продлеваются дни на земле, которую Господь, Бог их, дает им.

В этот мятежный век дети, не принимающие верных наставлений и пренебрегающие обучением, плохо представляют себе, в чем заключается их долг по отношению к родителям. Часто случается так: что чем больше родители делают для них, тем более неблагодарными они становятся и тем меньше уважают родителей. Дети, которых баловали и которым прислуживали, всегда рассчитывают на это, и если их ожидания не сбываются, разочаровываются и приходят в уныние. Эта склонность будет проявляться на протяжении всей жизни; они будут беспомощны, будут искать поддержки у других и рассчитывать на то, что те окажутся благосклонны и уступят им. И если они встретят противодействие уже будучи взрослыми, то будут считать себя оскорбленными; так они влачат жалкое существование в мире, едва способные нести свое бремя, часто ропща и раздражаясь, потому что все им кажется не то и не так.

На небе нет места неблагодарным детям. - ...восприимчивость умов настолько притуплена, что они не принимают во внимание повелений святого апостола: "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость". "Почитай отца твоего и мать", это - первая заповедь с обетованием: "Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле". "Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу".

Дети, которые бесчестят своих родителей, не повинуются им, не принимают во внимание их советы и наставления, не могут быть приняты на новой земле. Очищенная новая земля не будет местом для упрямых, непослушных, неблагодарных сыновей и дочерей. Если они не научатся послушанию и покорности здесь, то они не научатся этому никогда; мир искупленных не будет омрачен упрямыми, буйными, непокорными детьми. Нарушающий заповедь не может наследовать Царства Небесного.

Нужно проявлять любовь. - Я знаю детей, которые, как видно, не проявляют никакой привязанности к своим родителям, не питают к ним любви и нежности, коих те достойны; но они щедро расточают свою привязанность и ласку на избранных, которым отдают предпочтение. Поступает ли так Бог? Нет и еще раз нет.

Приносите весь свет любви и привязанности в семью. Ваши отец и мать по достоинству оценят эти маленькие знаки внимания, проявляемые вами. Ваши усилия, направленные на то, чтобы облегчить бремя и сдержать всякое раздражительное и неблагодарное слово, показывают, что вы не беспечное дитя и что вы цените заботу и любовь, проявленные к вам во время вашего беспомощного младенчества и детства.


С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Закон, грех":

Почитание родителей в православии

Почитание родителей - это первая обязанность детей. Еще в дохристианские времена у всех народов незыблемым правилом было то, что младшие всегда почитали и уважали старших. В особенности дети своих родителей.

Почитание родителей требует, прежде всего, сама природа: ведь благодаря родителям мы призваны к жизни. И уже за одно это должны ценить мать и отца. И не только за это. Родители воспитали нас, дали образование, ухаживали, зорко смотрели за каждым шагом, помогали, когда мы имели нужду в посторонней помощи. Перенесли в своем сердце величайшие скорби, трудности, болезни, неудачи. И, конечно, все это учит детей чтить, уважать своих родителей.

В Священном Писании можно найти множество примеров любви родителей к своим детям. И даже пороки детей, неверные их поступки материнская и отцовская любовь может простить их. Поэтому дети должны помнить это и стараться быть благодарными своим родителям. Тяжко оскорбил Авессалом своего отца, царя и пророка Давида, восстав против него со своими негодными подданными. Но послушайте, что Давид говорит своим военачальникам: сберегите мне отрока Авессалома (2 Цар. 18, 5), а когда Авессалом погиб, Давид глубоко скорбел, плакал, рыдал и говорил: «сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя... (2 Цар. 18, 33). Припомним и из новозаветной истории, какой душевной скорби исполнено обращение хананеянки к Спасителю: «помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15, 22). Дочь страдает, но мать вдвойне страдает. Поэтому она говорит: помилуй меня, Господи! Вот такова нежная любовь родителей по отношению к своим детям. И дети этого забывать не должны. На эту любовь родительскую дети также должны отвечать взаимною, нежною любовью к ним.

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», говорится в пятой Заповеди Божьей (Исх. 20, 12). Примечательно, что эта заповедь следует непосредственно сразу после заповедей о любви к Богу. Потом уже идут: «Не убий», «Не укради» и все остальные. Уже из этого можно заключить, какое значение придает Сам Господь Бог исполнению Его воли о почитании родителей. Кроме того, эта заповедь уникальна и еще по одной причине: она единственная, в которой Господь нечто обещает человеку, а именно великую награду за исполнение этой заповеди уже в нынешней жизни. Вдумайтесь: «да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Время нашей земной жизни и благополучие человека непосредственно связаны с исполнением заповеди о почитании родителей. И еще сказано: злословящий отца или мать смертью да умрет (Мф. 15, 4). И множество есть таких примеров, когда родительское благословение низводило благодать на души своих детей. И наоборот - проклятие родительское подвергало ужасным страданиям, мучениям детей непокорных.

Святитель Николай Сербский пишет, что почитание родителей означает то, что: «прежде того, как ты узнал что-либо о Господе Боге, знали об этом твои родители. И этого довольно, чтобы им поклониться и воздать хвалу и почитание. Поклонись же и почтительно поблагодари всякого, кто прежде тебя познал Высшее Добро на этом свете». В подтверждение своей мысли он приводит пример: «Один богатый юноша-индиец путешествовал со своей свитой через долину Гиндукуша. В долине ему встретился старец, пасущий коз. Нищий старец в знак почтения склонил голову и низко поклонился богатому юноше. Юноша же, быстро соскочив со своего слона, распростерся перед старцем на земле. Удивился старец такому поступку юноши, удивились и все его слуги. Юноша же сказал так: «Кланяюсь твоим очам, которые прежде моих увидели этот свет, дело рук Всевышнего, кланяюсь твоим устам, которые прежде моих произнесли Его святое имя, и кланяюсь твоему сердцу, которое прежде моего затрепетало от радостного открытия Отца всех людей на земле - Царя Небесного и Господа всяческих.»

Как же правильно почитать отца и мать? Конечно же, в первую очередь любить их, быть им искренне благодарными, слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией, не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это - наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди.

«День и ночь упражняйся, сыне, почитать мать свою, ибо так научишься почитанию всех других матерей на земле, - говорит Святитель Николай Сербский. - Воистину, дети, неправильно почитать только своих отца и мать, а других отцов и матерей не замечать. Ваше почитание своих родителей необходимо для вас как школа уважения всех людей и всех женщин, которые в муках рожают и в трудах и страданиях воспитывают своих детей. Запомните это и живите по этой заповеди, чтобы Бог вас благословил на земле.»

Да, всегда надо помнить свои обязанности по отношению к родителям. Святитель Тихон Задонский по этому поводу говорит:
«Всегда воздавай должное родившим тебя, и тебе за это будет великое благо. Помни, что родители - это величайшие твои благодетели. Вспомни все их скорби, труды, переживания, которые они подъяли при твоем воспитании. И, памятуя это, всегда достойно их за это благодари. Не оскорбляй их, оказывай им во всем послушание. Но это послушание должно быть разумным. Послушание должно быть согласно со словом Божиим и не противоречащим воле Божией. Ничего без совета и благословения родителей не делай и не предпринимай. Если родители тебя и наказывают, если это наказание ты считаешь справедливым, действительно ты виноват, то с кротостью перенеси это наказание. Потому что родители наказывают тебя с благой целью, чтобы тебя исправить, чтобы ты был добрее. Если ты считаешь, что это наказание несправедливое, ты не виноват, то скажи им об этом, потому что ты их чадо. Не оставляй своих родителей в нужде, помогай им, в особенности в их старости. Если и заметишь какие-либо немощи, слабости своих родителей, то убойся осуждать их, тем паче разглашать об этом другим. Не подражай Хаму - сыну Ноеву, который, увидев наготу отца своего, оповестил о том братьев. А если в чем-либо ты оскорбишь своих родителей, то непременно быстрее проси у них прощения. Слово Божие нам повелевает просить прощение у каждого ближнего, оскорбленного нами, тем паче - у своих родителей, которых мы должны любить и почитать более других людей».

Дети, непочтительно относящиеся к своим родителям, лишаются благословения Божьего. Они лишаются милости Божьей. Священное Писание, многочисленные примеры из нашей жизни учат нас, как мы должны относиться к своим родителям. Ведь родители в раннем нашем детстве как бы заменяли нам собою Бога. Всякая власть основана на власти Божией, утверждена Господом. Тем более, родительская власть утверждена Господом. Поэтому Господь исполняет волю родителей в этом случае. Будем и в своей жизни стараться эту заповедь Божию исполнять.












Copyright © 2015 Любовь безусловная

Библейский взгляд на почитание родителей
Библейский взгляд на почитание родителей. http://сайт/publ/ljubov/k_roditeljam/p/12-1-0-373

Библейский взгляд на почитание

Хванг Сан Хо

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием.
Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
Еф. 6, 1-3

Христианство требует от верующих в первую очередь почитание Бога, а затем почитание отца и матери.
Слово «почитание» заключает в се6бе четыре смысла: бояться, хорошо относиться, уважать и воздавать честь.
Но нынешний век спесив и надменен, горд и переполнен непочтительностью. Сегодня мы отказываемся почитать не только Бога, но даже собственных родителей, наставников и пасторов.

Дорогие братья и сестры! Если до сих пор мы относились к родителям пренебрежительно, грубо и неблагодарно, то, прослушав данную проповедь, давайте покаемся в содеянных прегрешениях и изменим наше отношение.

Дорогие верующие! Давайте приступим к анализу основного текста. Прежде всего, он учит нас тому, что почтение к отцу и матери должно быть богоцентричным. В первом тексте сказано: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе». Во Второзаконии 5, 16 сказано: «Почитай отца твоего и матерь твою».

Последователи буддизма и конфуцианства, а также мирские люди утверждают почтение к плотской части человека и к усопшим родителям. В большинстве случаев такое почтение приводит к идолопоклонству и суеверию. Заповедь заключается не в слепом повиновении, характерном для раба. Обратите внимание, если в первом стихе основного текста сказано «повинуйтесь», то во втором «почитай». Таким образом, почитание выше повиновения. В свое время Лютер сказал: «Мы должны превозносить своих родителей, но после Бога». В знак признательности за Божью благодать мы должны почитать Бога. Мы должны почитать родителей за их благодеяния.

Дорогие верующие! Почитание родителей является обязанностью детей. Из первого стиха следует: «Ибо сего требует справедливость». Другими словами, дети обязаны повиноваться родителям. Мы обязаны их почитать, потому что они произвели нас на белый свет, воспитали нас и дали нам всё необходимое для этой жизни. А Бога мы обязаны почитать, потому что Он возродил, усыновил и возлюбил нас. Наш Бог – Отец нашего духа. Для нас Бог является духовными родителями.

Дорогие братья и сестры! Не следует нам забывать, что почитание родителей угодно Богу.
В 1 Тим. 5, 4 Павел призывает нас «воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу».
Мы знаем, что Богу угодны наши восхваления, молитвы, материальные пожертвования, мученическая смерть и почитание родителей. Это – жертвы, угодные Богу.
Почитание родителей является первой ступенькой лестницы, ведущей нас к почитанию Бога. Человек, не почитающий своих родителей, не может любить и почитать Бога, Которого не видит. Поэтому почитание родителей является знаком или символом почитания Бога. Любовь и почитание к невидимому Богу не деле может проявляться только в любви к нашим родителям.

Через четыре заповеди, высеченные на первой скрижали, Бог учит нас почитанию и любви к Нему. Мы должны любить Бога всем сердцем, всей душой и всеми силами. Остальные шесть заповедей указывают нам, как мы, испытывая страх к Богу, должны обращаться с ближними своими. Мы должны любить ближних, как самих себя. Самыми ближними для нас являются наши родители. Поэтому мы обязаны любить их, как самих себя. Другими словами, о родителях мы должны заботиться так, как мы заботимся о себе. При этом мы обязаны заботиться не только об их плоти, но и об их душах.

Дорогие братья и сестры! Мы обязаны почитать своих родителей из признательности за их благодеяния. Благодать, которую Господь изливает на детей Своих, и благодеяния, которые совершали наши родители по отношению к детям, нельзя описать никакими словами и измерить никакими мерниками. На протяжении всей жизни дети не смогут отплатить им за то добро, которое они сделали для нас.

Библия учит нас, как мы должны почитать родителей. Мне бы хотелось подчеркнуть совершенный пример сыновней любви, которую показал Сам Иисус Христос. На протяжении тридцати лет Иисус Своим повседневным трудом разделял семейные тяготы. Завершив земное служение, умирая на кресте, в предсмертных муках Иисус не забывал о Своей матери и поручил ее своему любимому ученику Иоанну. Иоанн сразу же взял Марию в свой дом и с того времени нежно заботился о ней.

Дорогие верующие! Здесь стоит вспомнить женщину-моавитянку по имени Руфь, которая несмотря на все уговоры своей свекрови Ноеминь возвратиться в родительский дом, решила остаться с престарелой вдовой, чтобы быть для нее поддержкой и утешением.

Дети! Доставляйте как можно больше радости своим родителям. В Прит. 23, 25 сказано: «Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя».

Законы Хамураппи гласили так: «Тому, кто избивает и поднимает руку на родителей, отсекайте руку. Блудного сына лишайте права наследования!»

Дорогие верующие! Сколько раз вы вбивали гвоздь в сердца своих родителей? Сколько раз вы вынуждали их обливаться кровавыми слезами? Сколько раз вы пренебрегли их вниманием и унижали их? Сколько раз вы вызывали у них головную боль и лишали их сна? Наверное. Несчетное количество.
В Прит. 23, 22 сказано: «…не пренебрегай матери твоей, когда она и состареет».
В Прит. 15, 20 сказано: «…глупый человек пренебрегает мать свою».
В Прит. 12, 1 сказано: «…кто ненавидит обличение, тот невежда».

Говорят, что белый аист – необычная птица. В старости, когда птица-мама становится беспомощной, детеныш не покидает ее. Он приносит в клюве пищу и кормит ее.

Дорогие верующие! Порой мы ведем себя хуже этих птиц. Мы никак не реагируем, когда заболевают наши родители. Но стоит заболеть нашим детям, мы не жалеем никаких средств и бросаемся в поисках лучших клиник и врачей. Мы быстро забываем материнскую любовь, которая на протяжении несколько десятилетий обогревала нас. Но зато как мы радуемся сиюминутному вниманию, проявленному нам со стороны своих сыновей.

Отправив по почте определенную сумму денег родителям, многие дети успокаивают себя мыслью: «Я свой сыновний долг исполнил!» Сегодня дети категорически отказываются принимать какие-либо советы, наставления и обличения своих родителей, объясняя это разницей поколений.

Дорогие братья и сестры! Самым высшим почтением является забота о родительских душах. Ведь служить родителям, обеспечивать их деньгами, заботиться об их здоровье, внешнем виде и отправлять их в путешествия могут и неверующие. Их позиция по отношению к родителям такова: «Живите хорошо на этой земле, а затем благополучно отправляйтесь в ад!» Их никак не волнует проблема родительской души. Их не интересует, веруют ли родители в Бога или не5т. Живут ли они благочестивой жизнью или нет? Если есть среди вас такие, то покайтесь!!! Если мы не молимся ради своих родителей, не переживаем за их души, не вразумляем их верой и не беспокоимся о том, где они будут пребывать после смерти, то имеем ли мы право называться детьми, почитающими своих родителей?

Библия показывает нам, к чему приводит непослушание детей, которые проявили непокорность родителям. «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольние, и сожрут птенцы орлиные» (Прит. 30, 17). «Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти» (Исх. 21, 15).

В качестве примера можно упомянуть Авессалома и сыновей священника Илии: Офни и Финееса.
Библия рассматривает непокорность родителям как тягчайший грех и считает ее страшнее убийства, блудодеяния и воровства.

Дорогие верующие! Чтобы показать нам, насколько покорность угодна Богу, к этой заповеди добавлено обетование. Суть обетования сводится к следующему: тем, кто «повинуется своим родителям, будет благо и будут они долголетни на земле». Под благом здесь подразумеваются земные и духовные благословения…

Во Втор. 5, 16 сказано: «…чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на земле». Долголетие, не сопровожденное благословением, является проклятием.
В Прит. 1, 8-9 сказано: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего… потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей».

Дети! Не предавайте забвению благодеяния своих родителей! Не смейте роптать на родителей, срывать на них свой гнев и пренебрегать ими!

У наших родителей могут какие-то недостатки и пороки. Нельзя упускать из виду и то, что между детьми и родителями существует разница в возрасте и мышлении. Но, невзирая ни на что, мы обязаны повиноваться родителям.

Порой мы кичимся полученным образованием и говорим родителям: «Ты – невежда!» Но я вас хочу спросить: «А благодаря кому вы накопили весь интеллектуальный и практический опыт? Благодаря кому вы стали верить в Бога?!»

Дорогие братья и сестры! Если вы не раз наносили душевные травмы родителям, если вы когда-нибудь отвергали их, если вы много раз были причиной материнских слез, если вы когда-нибудь обманывали их, если вы ни разу не свидетельствовали им и не заботились об их душах, то давайте во всем покаемся сейчас!
Аминь.

Батюшка, скажите, пожалуйста, как правильно понимать «почитай отца и мать твою»? Какой в это вложен Божий смысл? Спасибо за ответ.

Отвечает Архимандрит Тихон (Шевкунов) :

Десять заповедей, данных Господом Богом Моисею на горе Синай, в которые входит и та, о которой Вы спрашиваете, можно разделить на две части. Первые четыре говорят об отношениях человека к Богу. Шесть других - об отношениях человека к человеку. Так вот, отвечая на Ваш вопрос, хочу обратить внимание, что непосредственно сразу после заповедей о любви к Богу в Десятословии следует заповедь о почитании родителей. Потом уже идут: "Не убий", "Не укради" и все остальные. Уже из этого можно заключить какое значение придает Сам Господь Бог исполнению Его воли о почитании родителей. Раньше слова этой заповеди знали с самых младых ногтей: "Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле".

Кроме того, эта заповедь уникальна и еще по одной причине: она единственная, в которой Господь нечто обещает человеку, а именно великую награду за исполнение этой заповеди уже в нынешней жизни. Вдумайтесь: "да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле". Время нашей земной жизни и благополучие человека непосредственно связаны с исполнением заповеди о почитании родителей.

Как же правильно почитать отца и мать? Конечно же, в первую очередь любить их, быть им искренне благодарными, слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией, не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это - наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди.

Не случайно в мудрости народов в ряду самых мерзкий грехов - грех Хама, а в ряду самых отвратительных пороков - неблагодарность родителям.

Заповеди Божии непреложны, и их силу и действие никто не может отменить. Когда сегодня говорят о крайне низкой продолжительности жизни в нашей стране, о невысоком благосостоянии, почему-то забывают вспомнить о миллионах брошенных стариков, о страшном порой отношении к старшим, которое смертельно поражает наше общество уже из поколения в поколение.

А стоило бы ведь только обратить внимание на стариков, воздать им должное и в духовно-нравственном и в материальном смысле - как многое бы переменилось! Христианину нельзя ждать, когда государство или общество изменят свое отношение к заповеди Божией. Господь ждет от нас сейчас, в обстоятельствах, в которые мы поставлены Промыслом Божиим, исполнения этой заповеди без самооправданий и лукавства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.