Как организовать первый день в летнем лагере. «Самый трудный день в детском лагере – третий

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЛАГЕРЕ

От него зависти многое в дальнейшем ритме смены. Первые часы в лагере, как правило, заняты важными для жизни лагеря делами: формирование отрядов, размещение в жилых помещениях, уточнение списков детей, медицинский осмотр. Важно организовать медицинский осмотр, четко выполнять указания медработников в медпункте, а также соблюдать инструкции старшего вожатого.
После того, как Вы получили отряд, необходимо:

· представиться ребятам;

· не только Вы впервые видите ребят, но и они Вас. Поэтому они будут приглядываться к Вам, а Вы - к ним. Только они это будут делать скрытно и непроизвольно. А Вы открыто, заранее подготовившись. Не бойтесь взаимных смотрин, будьте уверенны в себе, веселы, приветливы, заботливы, а вместе с тем тверды, точны в словах. Это пока главное;

· разместить их в комнатах, предназначенных для Вашего отряда: ребята обустраиваются в своих комнатах (их можно оформить, подписать, кто здесь будет жить, даже придумать название своей комнате и т.д.). Необходимо подсказать детям, как лучше разместить вещи в комнате (что можно, а что нельзя хранить в тумбочке, куда положить чемодан и т.д.);

· проверить, у всех ли ребят на месте вещи и все ли смогли в комнате определиться с местом для сна и тумбочкой, у всех ли на месте постельные принадлежности;

· проверить, все ли смогли принять душ;

· отвести ребят в столовую в то время, которое будет указано старшей вожатой;

· составить список отряда с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства (города или населенного пункта) каждого ребенка; один список отдать старшей вожатой, а второй оставить у себя;

· собрать все лекарства у ребят (исключая те, что в Вашем присутствии разрешил оставить врач при медосмотре), положив таблетки каждого ребенка в отдельный пакет с фамилией того, у кого взяли;

· собрать быстропортящиеся и несвежие пищевые продукты;

· весь отряд должен собраться для знакомства с вожатым, друг с другом, а также с порядком, режимом и традициями лагеря;

· совершить прогулку по территории лагеря, показать, где находятся столовая, медпункт, спортивные площадки, администрация лагеря, выход на пляж и др.;

· будет оправдано, если одновременно Ваш отряд займется и поиском отрядного места, на котором проходят отрядные линейки и сборы, встречи, отдельные моменты подготовки к общелагенрным мероприятиям: отрядное место может быть создано как на базе стационарных мест отдыха (скамеек, поставленных в ряд или полукругом, беседок и т.п.), так и на голом месте (с помощью переносных скамеек и бревен, из которых будут созданы места для сидения). Важно, чтобы для вожатых вопрос выбора отрядного места не носил стихийный характер. Заранее пройдите по территории, посоветуйтесь с вожатыми других отрядов, и предложите ребятам такие варианты отрядного места, чтобы их обустройство было реально возможно и безопасно. В любом случае, ребят нужно грамотно подвести к тому, чтобы они согласились с Вашим выбором, только тогда оборудование отрядного места для отряда станет первым значимым коллективным творческим делом;



· отряду необходимо выбрать свое название и командира. Название отряда должно подчеркивать его образ: запоминающийся, оригинальный, отличный от других отрядов, который ребята пронесут через всю смену, оно должно отражать его индивидуальность, особенность;

· провести несколько игр на знакомство.

Игры в летнем лагере

07.09.2011 32378 1186

Игры в летнем лагере

Тормоз-тормоз

Перед началом игры каждый сидящий в кругу напоминает всем свое имя. Все стараются друг друга запомнить. Затем все вместе начинают хлопать в ладоши, два раза - в ладоши, два раза - по коленкам, в ритм. Хлопки не должны останавливаться. Первый игрок должен назвать два имени - свое и любого сидящего в кругу - на хлопки в ладоши. Услышавший свое имя пропускает один или два интервала (по предварительной договоренности) и тоже на два хлопка в ладоши называет свое имя и другое. Так как в кругу может быть несколько человек с одним именем, договоритесь, чтобы играющие смотрели на того, чье имя называют. Главное - не сбить общий ритм хлопков и не остановиться. Затем можно усложнить игру, исключив интервалы. Например, раз-два, Света-Лена, раз-два, Лена-Миша, раз-два, Миша-Оля и т.д.

Если кто-то из участников ошибся и не успел вовремя вступить, его имя заменяют на прозвище. Обычно первый получает прозвище "тормоз" или "чайник". Таким образом, теперь этому человеку нужно называть не свое имя, а прозвище.

Отрядные традиции

Ребятам любого возраста очень нравится, если их отряд отличается от других. Какие-то отличительные знаки, атрибуты, свои кричалки, свой собственный, ни на кого не похожий способ шагать - все это ребята придумывают с удовольствием, нужно только помочь им начать. Хорошо бы в первый же день придумать интересное название отряда. Исходите из известной строчки “как вы яхту назовете, так она и поплывет”. Имя у отряда должно быть красивым, говорящим само за себя. Исходя из названия, можно оформить отрядное место.

Существует много форм работы с отрядом. Одна из них - чередование творческих поручений (ЧТП). С ее помощью можно разнообразить ежедневную жизнь, организовать отряд и быстрее сдружить ребят.

В начале смены отряд делится на постоянные группы. Это можно сделать с помощью жеребьевки или игры. Например, с помощью социометрии или игры “лидер”. У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на пять экипажей кораблей. Капитаны встают в ряд и по очереди набирают себе команду. Сначала боцманов, затем лоцманов, радистов, коков, матросов. Последние - юнги. (Вариации: дерево {корень, ствол, листья, цветок}). Лучше, если не один человек набирает группу, а первый - второго, второй - третьего и т.д. В этом случае вы учтете желание детей быть вместе, и группы, скорее всего, получатся равноценными. После деления на группы лучше провести с ними маленькое КТД (творческое дело) или просто дать небольшое задание. И уже потом объявить, что в этом составе группа будет работать всю смену. Пусть ребята выберут название группы, исходя из названия отряда, и командира, который будет следить за тем, чтобы никто в группе не был обижен, чтобы каждый был включен в работу. Также командир отвечает за выполнение поручения.

Поручения должны быть постоянными, в течение смены, но если какое-то из них не срабатывает, его стоит заменить. Меняются поручения по кругу через день или каждый день, на ваше усмотрение.

Предлагаем вам следующие поручения по ЧТП

Группа “Хозяева” . Эта группа в течение дня следит за чистотой в корпусе и вокруг него, приносит питьевую воду, разливает суп на обеде, принимает гостей, если таковые есть.

Группа “Уют”. За период своей работы группа “Уют” должна внести какой-либо вклад в оформление отрядного места, сделать его чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее.

Группа “Сюрприз”. Уже исходя из названия ясно, что отряд не должен догадываться о том, что задумала эта группа. В течение дня, или на вечернем “огоньке” ребята этой группы должны удивить отряд каким-нибудь приятным сюрпризом. Маленькое творческое выступление, или подарки всем - все, что угодно. Может быть, у кого-то день рождения - группа “Сюрприз” должна позаботиться о поздравлении.

Группа “Мастер”. Эта группа должна пополнить отрядный запас сувениров, которыми вы награждаете ребят в ходе отрядных дел. Пусть это будут 3-4 поделки, но они должны быть хорошо сделаны.

Группа “Летопись” . Чтобы о смене осталась долгая память, можно вести летопись отряда. Группа, которая сегодня выполняет это поручение, должна описать вчерашний день, красочно оформить страничку летописи.

Группа “ЧП”. Всех поручений не предугадать. Эта группа выполняет любое возникшее в ходе дня поручение. Готовит дрова для вечернего костра или рисует приветственный плакат к родительскому дню - это должен придумать вожатый.

ЧТП - это система работы. Если вы берете эту форму, не забывайте каждый день час-полтора выделять на работу по группам и на каждой утренней планерке напоминайте группам, какое поручение они сегодня выполняют. На вечернем “огоньке” обязательно обсуждается работа каждой группы. Работа не должна остаться без внимания. Если вы решите ввести соревнование в отряде, то работу по ЧТП можно оценивать. Но соревноваться стоит в том случае, если вы можете в итоге что-то предложить ребятам, как-то наградить их в конце смены. Лучше, если ребята будут работать не за баллы, а из интереса.

Дети в лагере. Возрастные особенности.

Лагерь, как мы уже говорили - это совершенно иной мир - мир, где средний возраст жителей гораздо меньше 18 и самая большая разница в возрасте едва ли достигает 10 лет, но у каждого возраста есть свои особенности, которые надо знать и учитывать в своей работе. Существуют также игры, которые ориентированы на тот или иной возраст. Это совершенно оправдано с одной стороны, но с другой стороны стоит иметь в виду, что любую даже самую взрослую игру можно адаптировать для маленьких. А детские игры для самых маленьких проходят на взрослых на ура без всяких изменений.

Маленькие дети (4-8 лет)

Дети такие же, как мы, только немного другие.

В этой фразе мы выразили основную, на наш взгляд, мысль этого раздела. Не совсем понятно? Тогда попытаемся объяснить. Ребенок, сколько бы лет ему ни было - личность. Если принять это утверждение, то понять остальное гораздо проще. Принимайте детей такими, какие они есть. Не нужно относиться к ним как ко взрослым, в лучшем случае маленький ребенок вас просто не поймет. Но и считать их пришельцами с другой планеты, наверное, тоже не стоит.

Дети испытывают огромную потребность познавать и открывать. Ребенок (особенно маленький) стремиться воспринимать новые для него идеи, ему приятно откликаться на них, и нужно лишь представить эти идеи в понятной для него форме. Постарайтесь использовать язык, идеи и образы, которые будут понятны маленькому ребенку. Игры, сказки, истории - это то, что надо.

Очень важно в работе и общении с детьми - это быть искренним. Ребенок моментально чувствует фальшь и наигранность. Ну и конечно, детей необходимо любить, иначе зачем вообще работать в лагере. Сами замучаетесь, и детей замучаете.

А теперь наши конкретные советы и пожелания.

То, что маленькие дети гиперактивны, вы, наверное, знаете и без нас, кроме этого они еще и чрезвычайно изменчивы. Ребенок 6-8 лет не может долго заниматься каким-то одним делом, ему нужно переключаться. Старайтесь поэтому чередовать спокойные и подвижные игры. Если у вас запланировано большое действо часа на три, важно, чтобы оно было наполнено как можно более разнообразными игрушками.

Маленькие дети очень восприимчивы и им трудно, в отличие, скажем, от подростков противостоять мнению взрослого. Именно поэтому, худший вариант - это заставлять ребенка делать что-либо (а вам нравиться, когда вас заставляют?.. то-то!). Нам ближе другой метод, который называют недирективным. Его можно представить в три этапа:

ПРИНЯТИЕ

ПОДСТРОЙКА

ВВЕДЕНИЕ

Не нужно пугаться терминов, потому что на самом деле все просто. Принятие означает то, что для вожатого важно понять внутреннее состояние ребенка. Узнать: как он себя чувствует? какое у него настроение? хочет ли он играть, и если да, то во что? и т.д. Подстройка значит лишь то, что мероприятие должно проводится, учитывая потребности ребенка в настоящий момент. А термин ведение поясним на примере. Предположим, вам кровь из носу нужно подготовить отрядный вечер, а из детей фонтаном бьет энергия. В таком случае разумно для начала провести какую-нибудь игру, дающую возможность излишек этой энергии сбросить, например Ипподром. А затем плавно перейти к основному мероприятию. Т.е. пытайтесь проводить что-то не НАД детьми, а ВМЕСТЕ с ними.

Дети обожают всевозможные тайны, и один из способов привлечь их внимание, это сказать что-то вроде: "Ребята, я вам открою одну тайну, но никто кроме нас ее знать не должен".

Детям доставляют удовольствие игры, где чередуются тишина и шум. Игры, где можно кричать и визжать, обычно проходят на ура.

Из всего набора игр, который может знать вожатый, особую ценность представляют развивающие игры. Для маленьких детей это различные игры и конкурсы, где они могут задействовать все органы чувств, например игра "Похрустим", когда ребенку завязывают глаза и дают по звуку угадать, что именно сейчас едят другие участники: яблоко, чипсы или капусту.

Игра пройдет веселее, если она связана с мелодией и повторяющимся текстом. Вообще почаще проводите любые игры, в которых сочетается движение, мелодия и ритм.

Очень хорошо, если в отряде есть некий талисман, им может быть любое выдуманное существо, или какая-нибудь игрушка, лучше мягкая. С ее помощью вожатый может решить множество проблем: начиная от того, как уложить ребенка спать, и кончая тем, как отвлечь его от тоски по родителям.

Игры, в которые можно играть с маленькими детьми очень много. Мы привели лишь несколько самых, на наш взгляд, характерных. Эти игры хороши тем, что в них можно играть с участниками разного возраста. Вообще почти любую игру можно приспособить для проведения с детьми любого возраста, нужно лишь иметь немного желания и каплю воображения. В некоторых играх необходимым фактором являются материалы, а бывает и наоборот, имея под рукой какой-нибудь предмет, вы можете придумать много новых игр. Если у вас под рукой будут, например, воздушные шарики, то чем занять маленьких детей, вы найдете всегда.

Игры для маленьких

Ипподром

Цель:

Время: 5 мин.

Количество участников: от 10 и более.

Место проведения: любое.

Участники либо стоят, либо сидят в кругу.

Ведущий: “Покажите мне ваши руки и ваши коленки. У всех есть две коленки? Тогда вперед! Будем сейчас участвовать в скачках на ипподроме. Повторяйте за мной".

Участники повторяют движения за ведущим. "Лошади вышли к старту (хлоп-хлоп-хлоп вразнобой по коленям). Остановились на старте. Помялись (тихонько хлопаем). На старт, внимание, марш! Гонка началась (хлопаем быстро по коленям). Барьеры (поднимаем руки, словно зависли над барьером). Каменная дорога (стучим кулаками по груди). По болоту (дергаем себя за щеки). Песочек (трем ладонь о ладонь).

Финишная прямая (очень быстро). Ура!"

Колобок

Цель: разгрузка, выход энергии, "покричать".

Время: 5-8 мин.

Количество участников : от 10 и более.

Место проведения : любое.

Все сидят на стульях (стоят в кругу). Стулья расставлены по комнате на большом расстоянии друг от друга, чтобы можно было обежать вокруг (если все стоят в кругу, то можно приседать). Каждый получает роль “колобка” и еще какую-нибудь (дед, баба, лиса, волк, медведь, тропинка) так, чтобы у каждого участника было минимум две роли. Ведущий начинает сказку: “Жили-были дедушка и бабушка (те, кто “дед” и “баба” должны обежать вокруг своих стульев) в маленьком домике. И попросил как-то дед (обегает) бабушку (обегает) испечь колобок (все обегают вокруг своих стульев)... и т.д., рассказ идет с постепенным учащением употребления слова “колобок” (“А лиса колобку и говорит: “Колобок, колобок, колобок румяный бок, я тебя, колобок, съем...”) и в какой-то момент ребята уже не будут успевать бегать - игра сама собою оканчивается.

(Можно рассказать для разнообразия сказку “Репка”, “Теремок”)

Все на колбасу!

Цель: разгрузка, выход энергии, "покричать" (хорошо проводить ее в ожидании входа в столовую).

Время: 5-15 мин.

Количество участников : от 8 до 20.

Место проведения : любое (лучше на улице, на траве).

Играющие разбиваются на две команды и встают друг напротив друга. Все получают номера. (Например, в каждой команде 5 человек, значит, есть два первых номера, два вторых и т.д.). Команды расходятся на пять шагов. Посередине вожатый кладет какой-нибудь предмет (это "колбаса").

Как только члены команд слышат свой номер, они должны броситься вперед и схватить колбасу.

"На колбасу... вторые!" Та команда, которая оказалась быстрее, получает очко.

Блохи

Цель : развитие внимания и быстроты реакции.

Время : 8-10 мин.

Количество участников : от 10 и более.

Место проведения : любое.

Все встают (или садятся) в круг. Ведущий показывает два одинаковых предмета. Их нужно быстро передавать по кругу. Тот, у кого их окажется сразу два, вылетает.

Если участников больше 20 можно пустить трех блох.

Ролевая игра: “Театр”

Цель

Время : 8-10 мин.

Количество участников : от 6 до 20.

Место проведения : любое.

В начале игры происходит распределение ролей. Называем и распределяем роли (занавес, король, королева, фрейлина, собачка фрейлины и т.п.) Ведущий говорит: “Сейчас мы с вами ставим спектакль. Для того чтобы спектакль получился хорошим его нужно обязательно отрепетировать. Занавес пошел (вжик-вжик “занавес” пробегает по сцене в обе стороны). Нет, не так! Еще раз!”

“Ну, теперь нормально. Король пошел”.

“Да нет, не так. Все снова”. И т.п. Таким образом, ведущий изображает из себя очень придирчивого режиссера, который все заставляет делать заново. Можно повторять, меняя жанр.

Ролевая игра: “Дом”

Цель : развитие внимания и быстроты реакции, разгрузка.

Время : 8-10 мин.

Количество участников : от 6 до 20.

Место проведения : любое.

Ведущий: "Давайте построим дом! У дома есть крыша, так? Кто хочет быть крышей? Кто хочет быть стенами (2 человека)?

В доме есть окошко, не так ли? Кто хочет быть окошком? А у окошка все время сидит пушистая кошка... Кто будет кошкой?

На окне одиноко стоит большой кактус... Кто будет кактусом?

Сидит кошка и видит, что вдруг начался дождик. Кто у нас дождик?

Вышла кошка на крылечко... Кто у нас крылечко? ... посмотреть поближе. Она увидела лягушку. Кто лягушка? Потом появился ветер и прогнал дождь и т.д.” (конец у сказки должен быть хороший).

Ролей должно хватить на всех или почти на всех.

Игра создает веселое, но не очень взвинченное настроение, а также является индикатором ситуации в группе - люди чаще всего выбирают роль созвучную их внутреннему состоянию (следовательно, роли должны быть разнотипными, чтобы каждый нашел себе подходящую).

9-11 лет

Для этого возраста характерны внутренняя уравновешенность, жизнерадостность, стремление к активной деятельности. В этом возрасте дети легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.

Они очень восприимчивы ко всяческим ритуалам, их увлекает совместная деятельность. Но им обязательно нужен успех, поощрение, при неудачах они теряют интерес к деятельности.

Для этого возраста самыми подходящими будут ролевые игры, соревнования.

12-15 лет

Где-то в возрасте 12-13 лет ребенок становится подростком, и это очень много значит для него самого и для окружающих его людей. В результате всех физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и застенчивым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувеличивая его значение (девочка с веснушками может думать, что они ее уродуют). Небольшая особенность строения его тела или функционирования организма сразу же убеждает мальчика, что он не такой, как все, что он хуже других. Подросток так быстро меняется, что ему трудно разобраться, что он собой представляет. Его движения становятся угловатыми, потому что он еще не может управлять своим новым телом так легко, как раньше; аналогично вначале ему трудно управлять и своими новыми чувствами. Подросток легко обижается на замечания. В какие-то моменты он чувствует себя взрослым, умудренным жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно. Но в следующую минуту он чувствует себя ребенком и ощущает необходимость в защите и материнской ласке.

На доброе слово и предложение помочь, подросток частенько ответит показной грубостью и холодностью, но долго будут вспоминать, как именно его похвалили как самого ответственного в отряде и именно ему сказали, что он может стать хорошим спортсменом в будущем.

Мальчики и особенно девочки влюбляются в разных людей, чаще всего литературных и киногероев, причем совсем не обязательно противоположного пола. Например, мальчик может восхищаться своим учителем, девочка может без ума влюбиться в свою учительницу или литературную героиню. Это происходит потому, что в течение многих лет девочки и мальчики придерживались общества представителей своего пола, а представителей противоположного пола считали своими естественными врагами. Этот барьер преодолевается медленно. Когда подросток впервые осмеливается допустить нежные мысли о существе противоположного пола, то им обычно оказывается кинозвезда. Спустя некоторое время мальчики и девочки, общающиеся вместе, начинают мечтать друг о друге, но даже тогда пройдет еще много времени, прежде чем самые застенчивые найдут в себе смелость выразить свою приязнь в лицо.

Вы можете помочь ребятам открыто выразить свою приязнь с помощью игры. Прекрасный способ - провести в конце смены грандиозное шоу "Любовь с первого взгляда".

Другой особенностью этого возраста является формирование собственной точки зрения. У человека в таком возрасте обо всем есть свое мнение. Он стремится определить свое место в коллективе, и очень переживает о том, что о нем думают другие.

Для подростков характерно объединение в неформальные группы.

Игры на знакомство

Снежный ком

Цель: развитие внимания, знакомство.

Время : 10-15 мин.

Количество участников : от 10 до 40.

Место проведения : любое, но участники должны сидеть все вместе в кругу.

Вожатый объясняет правила: "Друзья, сейчас мы попробуем познакомиться со всеми вместе. Для этого нужно быть очень внимательными. Правила нашей игры такие: первый человек называет свое имя. Его сосед называет имя первого и свое. Сосед соседа называет имя первого, второго и свое. И так далее".

1 чел. Петя;

2 чел. Петя, Вася;

3 чел. Петя, Вася, Лена;

4 чел. Петя, Вася, Лена, Оля...

Желательно чтобы вожатый оказался последним и правильно без ошибок назвал все имена ребят (завоевание расположения группы).

Варианты этой игры:

1. назвать свое имя и сделать какое-нибудь движение;

2. имя + слово, с которым ты ассоциируешься;

3. имя + слово, предмет, который тебе нравится на ту же букву.

Часы

Цель : развитие коммуникативных навыков, знакомство.

Время : 60 мин.

Количество участников : от 24 до 30.

Место проведения: в просторном помещении.

Материалы: листы бумаги с изображением больших часов на каждого члена группы, ручки, 14 тем разговора, заготовленных заранее.

Ведущий раздает каждому участнику часы. Дается несколько минут, чтобы все назначили друг другу встречи на определенное время и записали имя своего товарища напротив определенного времени. Нельзя встречаться с одним человеком 2 раза.

Все показывают часы с заполненными делениями.

Вожатый объявляет: "Сейчас час дня и в час дня мы говорим о том, какую музыку мы любим. У вас есть 3 минуты". Ребята находят человека, с которым у них назначена встреча на час и болтают с ним о музыке.

"А теперь 2 часа. И мы говорим о том, как вчера мы собирались в лагерь и что нам сказали родные на прощанье", и т.д.

Расскажи про своего соседа

Цель : знакомство.

Время : 60 мин (зависит от числа участников).

Количество участников : от 10 до 30.

Возраст : от 12 лет.

Место проведения : в просторном помещении.

Ребята сидят в кругу. Вожатый предлагает им внимательно посмотреть на своего соседа справа и попробовать догадаться, какой он в жизни (или каким был в 5 лет, каким станет, когда ему будет 30 лет). Потом каждый рассказывает.

Развивающие игры

Игры на концентрацию внимания

Возраст не ограничен, количество участников тоже, время проведения обычно не больше пяти минут. Такие игры хорошо проводить в начале такого занятия, когда вам нужно привлечь внимание детей.

Искра

Все участники сидят в кругу. Задача как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы получилось очень-очень быстро.

Ритм

Все участники сидят в кругу. Ведущий задает ритм хлопками в ладоши. Ребята должны по кругу повторить этот ритм, при условии, что каждый хлопает только один раз.

Тишина

Ведущий: "Давайте послушаем тишину... Сосчитайте звуки в этой комнате. Сколько? Какие?" Ребята называют звуки, которые услышали. Лучше начать с того, что услышал меньше всех.

"Сосчитайте звуки вне комнаты, на улице…"

Пальцы

Ведущий показывает на руках разное число пальцев в хорошем темпе. Все хором называют.

Игры на внимательность и наблюдательность

Сколько?

Ведущий: "Посчитайте сколько предметов на букву “п” (“р”, “л” и т.п.) есть в этой комнате". Называем по очереди. Предметы не должны повторяться. Выигрывает тот, кто продержится дольше всех.

Ищите его

Игра со словами. Участникам предлагается короткое слово. Они должны вспомнить и записать за определенное время как можно больше слов, в которых содержится данное слово. Например: мак - гамак, тумак, смак, макака.

Потом устраивается соревнование, все по очереди зачитывают. Можно сделать по командам.

“Ай да я” (или “Ква-ква”, “Карамба” и еще что угодно)

Ведущий: "Мы сейчас будем по очереди называть числа по порядку, но вместо чисел, которые делятся на 3 (5, 7, 4) и содержат три в своем написании, мы будем говорить “Карамба” (например: 1, 2, Карамба, 4, Карамба, 7, 8, Карамба, 10, 11, Карамба, Карамба, 14,...). Тот, кто ошибается - вылетает из игры".

Можно усложнить задачу - взять две цифры и говорить при одной цифре одно слово, а при другой - другое, если они встретились вместе, то оба слова (например: (числа 3 и 5): 1, 2, Карамба, 4, Ква, Карамба, 7, 8, Карамба, Ква, 11, Карамба, Карамба, 14, Карамба-Ква [число 15 делится на 3 и на 5],…)

Помнишь там?

Цель : развитие внимательности.

Время: от 20 мин (пока не надоест).

Количество участников : от 4 до 10.

Возраст : от 8 лет.

Место проведения : настольная или напольная игра.

Материалы: около 40 картонных карточек с одинаковыми рисунками на каждых двух из них (то есть 20 пар рисунков). Можно изготовить из старых журналов вместе c детьми.

Все садятся в круг и раскладывают в центре карточки сначала лицом вверх. Одну минуту все смотрят внимательно и стараются запомнить расположение карточек. Потом карточки переворачивают. Ребята по очереди ходят. За один ход можно перевернуть две любые карточки. Если на них окажется одинаковый рисунок, игрок забирает их себе и ходит снова. Если нет - он снова переворачивает их.

Тот, у кого в конце игры окажется больше всех карточек, выигрывает.

Цель : развитие внимательности.

Время : ок. 20 мин.

Количество участников : от 5 до 40.

Возраст : от 12 лет.

Место проведения : любое (участники сидят в кругу).

Важно! игра "одноразовая".

Несколько добровольцев, которые никогда не играли в эту игру, покидают зал на одну минуту. Все остальные договариваются о том, что отвечать будут про своего правого соседа (МПС = мой правый сосед). Водящему, по возвращении, говорят: "Сейчас мы все вместе загадали человека из нашей группы. Тебе нужно отгадать, кто это и расшифровать его кодовое название МПС".

Игры на развитие творческого мышления

Диалог

Цель : развитие воображения, театральных способностей.

Время : 40 мин.

Количество участников : от 6 до 20.

Возраст : от 10 лет.

Место проведения : в помещении.

Важно! число участников ограничено, так как показ сценок занимает много времени.

Ведущий: "У вас есть диалог:

Что случилось?

Ты что с ума сошел?

А в чем собственно дело?

Помогите.

Придумайте и покажите ситуацию, в которой эти слова могут быть сказаны".

После всего можно их сравнить - насколько они разные, схожие.

Игры на сплочение

Джойстик

Цель : сплочение группы.

Время : 5-10 мин.

Количество участников : от 10 до 20.

Возраст : от 10 лет.

Место проведения : любое.

Все встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На стол кладется небольшой предмет (монета, сережка и т.п.). Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет "джойстиком", передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на предмет на столе.

Игру можно провести в форме соревнования. Если вы решили устроить из этой игры соревнование, не забудьте определить независимых судей, чтобы никто не жульничал.

Почта

Цель : создание и поддержание доброжелательной атмосферы в коллективе.

Время: от одного вечера до нескольких дней (игра идет параллельно с другими мероприятиями лагеря).

Количество участников : от 15 человек.

Возраст : от 10 лет.

Материалы : почтовый ящик и несколько листов цветного картона.

Каждый участник игры получает номер (это его адрес). Нужно сделать визитку со своим именем и номером и обязательно ее носить. Все могут писать всем разные веселые записки и складывать в ящик. Раздача почты происходит либо во всеуслышание, либо с помощью специальных почтальонов (заранее выбранных) доставляется прямо в руки адресата. Вожатые должны "разогреть" игру написав разные веселые и добрые записки как можно большему числу детей.

Летопись

Цель: сплочение группы, сохранение памяти о лагере.

Время : всю смену.

Количество участников : отряд.

Возраст: любой.

Материалы : бумага, краски, фломастеры.

Это мероприятие скорее можно назвать лагерной традицией, а не игрой. В течение смены ребята вместе вписывают в летопись новую страницу. Записывают, что произошло, кто отличился, делают иллюстрации. Главное не забывать хотя бы раз в два дня выделять для нее время. К сожалению, летопись создается лишь в одном экземпляре и поэтому, чтобы избежать обид ее берет себе вожатый.

Привет!

Цель : сплочение группы, создание теплой атмосферы.

Время: 5-10 мин.

Количество участников : от 10 до 30.

Возраст: любой.

Материалы : мяч.

Участники должны бросать друг другу мяч со словами: “Привет! Ты сегодня хорошо выглядишь”; “Доброе утро! Я рад тебя видеть такой счастливой!”...

Игры на выявление лидера

Веревочка

Цель

Время : 5-10 мин.

Количество участников : от 6 до 20.

Возраст : от 10 лет.

Место проведения : любое.

Материалы: веревка длиной около 6 метров. Свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих).

Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.

Задание : “Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник”.

Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб.

Индикатор

Цель : сплочение группы, выявление лидера.

Время: 5-10 мин.

Количество участников : от 8 до 20.

Возраст : от 13 лет.

Место проведения : просторное помещение.

Ведущий: "У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же".

Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.

Спокойные игры

Тшшшшшшшшш

Цель : концентрация.

Время : 5-10 мин.

Количество участников : от 6 до 20.

Возраст : от 10 лет.

Место проведения : любое.

Сидим в кругу. Каждый выбирает себе предмет и начинает мысленно описывать его. Вожатый случайно вызывает кого-нибудь, и он начинает озвучивать вслух свой рассказ, с того места, на котором мысленно находился, когда его вызвали. Одного и того же человека можно спросить два раза, чтобы народ не прекращал думать.

Большие игры

Большими мы называем игры, в которых может участвовать весь лагерь или, по крайней мере, несколько отрядов. Здесь представлены собственно лагерные игры (не поймите неправильно). Хотим также напомнить вам, что любая телевизионная игра может быть адаптирована к условиям лагеря, и прекрасно проходит, так как правила ее многим ребятам уже известны, а поучаствовать давно хотелось. Мы имеем в виду такие игры, как "Два рояля" (в лагере черный и белый рояль заменят два одеяла, а петь можно и без аккомпанемента), "Поле чудес", "Что? Где? Когда?" (только вопросы надо попроще - сейчас изданы специальные сборники несложных вопросов для любителей этой игры и детей), "Любовь с первого взгляда", "Седьмое чувство", "Звездный час", "Золотая лихорадка Леонида Ярмольника" и т.д. и т.п. Главное - выделить основную идею той или иной игры и не зацикливаться на технических трудностях.

Поиск клада

Цель: укрепление физического здоровья детей, развитие сообразительности, умения работать сообща.

Время : 60 мин.

Количество участников : от 8 до 40.

Возраст : от 7 лет.

Место проведения : вся территория лагеря.

Материалы: несколько листов бумаги, один приз.

Подготовка игры: вожатый пишет записки, где завуалированно (в стихах, иносказательно, зашифровано) описаны места территории лагеря. Каждая новая записка посылает участников к следующей. Потом вожатый должен спрятать эти записки в определенных местах лагеря. Теперь можно начинать игру.

Каждая команда получает первое послание и по сигналу отправляется в путь. Каждая команда бегает по своему собственному маршруту, но записка с “кладом” только одна. Нужно пройти обязательно все этапы. В конце самая быстрая команда находит финальную записку с надписью “Клад” и идет к вожатому за призом. Оптимальное количество команд: 3-4.

Экскурсия по лагерю, корпусу и его окрестностям .

Цель: познакомить детей с их территорией, чтобы они знали местоположение всех важных для них объектов.

Время : 60 мин.

Количество участников : от 8 до 40.

Возраст: от 7 лет.

Место проведения : вся территория лагеря.

Экскурсия по лагерю проводится в самом начале смены. Ребятам будет гораздо интереснее, если вожатые организуют из этой прогулки веселое театрализованное действо полное тайн и интересных встреч. Легенду надо продумать заранее (хорошо подойдет какой-нибудь Новогодний вариант). Детей разбить на группы по количеству инструкторов. Всех остальных взрослых можно сделать лешими, призраками, Санта Клаусами и др.

Газета.

Цель: занять и развлечь детей, научить их работать коллективом самостоятельно (без инструктора).

Время: 3 часа.

Количество участников : несколько отрядов.

Возраст : от 12 лет.

Место проведения : вся территория лагеря.

Материалы : много бумаги, ватман, фломастеры, краски, скотч, клей, кисточки, ручки, карандаши, старые газеты и т.п.

Люди: Главный секретарь штаба, "интересные люди" (их должно быть минимум 3 человека, если взрослых мало, можно задействовать в этом старших ребят), минимум один свободный инструктор, который проходит время от времени по группам и отслеживает положение дел.

Игра ориентирована на всех детей лагеря сразу. Каждому отряду предлагается создать газету.

Начало игры : все собираются в общем зале. Разбиваются на группы (если нет четко выраженных патрулей или отрядов). По жребию они получают тематику своей будущей газеты.

Правила игры : Главный секретарь штаба: "Сейчас в вашем распоряжении будет ровно 2 часа на создание вашей газеты. Ваша задача сделать так, чтобы ваша газета была самой-самой. Через 10 минут этот зал станет информационным штабом проведения игры. Здесь вы сможете узнать о том, где и когда будут проходить встречи с интересными людьми, у которых вы сможете взять интервью. Для работы вам нужно будет сейчас взять все материалы для подготовки газеты, расположиться на вашем рабочем месте, выбрать журналистов, корректоров, писцов, редактора и т.д. Не забудьте о том, что чтобы газету читали, нужно провести также и рекламную кампанию. Итак, сейчас просим группы сообщить главному секретарю штаба темы ваших газет и в путь. Время пошло!

Первый час или полтора игры они должны рассылать журналистов в разные концы лагеря для встречи с разными интересными людьми (интересных людей изображают вожатые и другие взрослые). Информация о встречах появляется в штабе и должна сменяться буквально каждые 10-15 минут.

Второй час игры выделяется чисто на оформление и написание текста газеты. Во время игры дети проводят рекламную кампанию, разведывательные вылазки в другие редакции и т.д.

Срок окончания игры должен быть назначен четко и ясно. К этому моменту все газеты должны висеть в общем зале. Если ребята не успеют, им не разрешают вывесить газету (обычно такого не случается).

Перерыв. Все читают газеты соперников.

Независимая комиссия вручает призы по нескольким номинациям.

Гномы

Цель: создание доброжелательной атмосферы в детском коллективе.

Время: от одного вечера до 3 дней.

Количество участников : от 10 до 60 чел.

Возраст : от 8 лет.

Место проведения : вся территория лагеря.

Начало игры : каждый пишет свое имя и фамилию на листочке, сворачивает в трубочку и опускает в шляпу. В игре обязательно должны участвовать и инструктора, чтобы подхлестывать фантазию ребят. Они могут играть в своем кругу или с детьми вместе.

После того, как шляпа наполнилась, записки в ней перемешивают, и каждый достает себе из нее записку. Человек, имя которого написано в записке становится Великаном, для того, что ее вытянул. А он для него становится добрым Гномом.

Гном должен в течение игры делать своему великану добрые сюрпризы, но так чтобы тот не мог догадаться о том, кто он.

Игра идет параллельно с остальными мероприятиями, но о ней надо помнить и рассказывать всему лагерю о самых забавных проделках Гномов (ну, например, порядок навели в комнате Великана, платье на люстру повесили, букет цветов через третьих лиц передали и т.д.)

В конце игры устраивается бал, на котором каждый Гном дарит своему Великану подарок лично. Этот бал плавно переходит в дискотеку.

Круги

Цель: активно отдохнуть, повторить полученные знания.

Время : 3 часа.

Количество участников : несколько отрядов.

Возраст: от 10 лет.

Место проведения : большой зал.

Люди: ведущий. У ведущего должен быть список вопросов (с запасом), правила, расположение в зале отрядов, расположение стульев, призы, игры и фишки. Счетовод, который очень внимательно следит за ходом игры и не допускает несправедливости. У него должно быть табло с очками текущего счета, и он должен также себе записывать ситуацию после каждого раунда. Должны быть продуманы музыкальные паузы. Соответственно есть музыкальный техник. Группа поддержки не помешает. Все остальные вожатые должны сидеть со своими отрядами и заводить их.

Перед началом игры:

Все отряды располагаются по кругу в строго определенных местах. В центре нарисованы круги по числу отрядов. Каждому отряду выдаются листочки бумаги и ручки. Ребята выбирают писца, он заранее надписывает на каждом листке название своего отряда. Каждый круг имеет номер. Все приготовились. Начинаем!

Начало и ход игры:

Ведущий задает вопросы (чаще всего это вопросы о том, о чем шла речь в предыдущие дни лагеря). Ребята должны быстро и разборчиво написать ответ, и самый быстрый из отряда бежит к первому кругу. Если место в первом круге занято, он встает во второй и поднимает руку. Если во втором занято - в третий, и т.д. Помощники забирают ответы и помогают счетоводу подвести итоги. Вопросов может быть от 10 до...

Игра обычно проводится ближе к вечеру, но не очень поздно. Для того чтобы эта игра прошла хорошо, нужен заводной ведущий, который реагирует на ситуацию, хорошие музыкальные паузы, заводные вожатые в отрядах и справедливое подведение итогов. Да, самое главное - много призов! Почти всем!

Игра по станциям.

Особое место среди больших игр занимает игра по станциям. Она отличается своей универсальностью. Ее облик можно совершенно изменить, изменив тему и форму подачи. Но чтобы эта игра прошла удачно, нужно определить основные пункты ее проведения: Цель. Тема. Место. Материалы. Способы осуществления. Время.

Цель.

1. развлечь,

2. научить,

3. создать настроение,

4. заставить задуматься,

5. успокоить.

Тема.

Тут уж сами разбирайтесь.

Место.

Место должно соответствовать теме и цели.

Материалы.

Основное и, пожалуй, единственное: материалы должны быть заранее продуманы и должны быть.

Способы осуществления.

Сам вожатый не участвует в игре, он лишь соорганизует детей.

Должен быть план передвижений групп по времени. Этот план надо обязательно соблюдать, иначе нарушится движение всех.

Один-два вожатых должны специально следить за тем, чтобы никто не потерялся, чтобы каждая группа знала, куда ей идти.

Если станции далеко друг от друга, нужно продумать чем заняться на пути.

Есть два варианта проведения игры по станциям: вожатые ходят по отрядам, отряды ходят по отрядным местам в гости к другим отрядам.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

нить сказку или рассказ, спеть на новый мотив известную песню, станцевать, приготовить выступление духового оркестра и др. Основное требование к заданию заключается в том, чтобы оно было посильным, интересным и вызывало творческую активность участников. При его проведении отряд имеет смысл тоже поделить на небольшие творческие группы по пять-семь человек, которые выберут для своего микроколлектива по два-три небольших задания и в течение 15 – 25 минут подготовят его представление.

При проведении любого выбранного дела важно помнить, что это должен быть непринужденный, веселый смотр находчивости, фантазии, юмора и творчества участников. Одновременно эти импровизированные игры-конкурсы должны помочь педагогу в решении основных задач дня. При подведении итогов важно сказать доброе слово о каждом и ни в коем случае не вводить оценку очками, баллами и всем тем, что может нарушить процесс формирования товарищеских отношений, вызвать обиду и ссору в первые часы пребывания в лагере.

Самым важным в первый день является сбор знакомств , который позволяет вожатым более близко познакомить детей друг с другом и вожатыми, сформировать у воспитанников представление об укладе жизни лагеря и его традициях, установить в отряде теплую дружескую атмосферу.

Кроме того, желательно, чтобы на первом сборе вожатые вместе с воспитанниками определили законы жизни отряда. Их не должно быть много. Главное – они должны нацеливать ребят на взаимоуважение, заботу друг о друге, взаимопомощь. Например:

– закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе;

– закон заботы: прояви заботу об окружающих людях, помни об их интересах, нуждах

и потребностях;

закон милосердия: рядом с тобой могут быть люди, которые нуждаются в помощи

и поддержке, не забывай о них;

– закон уважения: хочешь, чтобы уважали тебя, уважай человеческое достоинство

– закон правды: правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям, будь правдив.

Можно предложить воспитанникам разработать собственные формулировки законов. Для обеспечения социально-психологического благополучия воспитанников необходима деятельность – интересная, информационно наполненная и полезная. Для того чтобы организовать такую деятельность, вожатому необходима определенная информация о вос-

питанниках.

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Число, месяц, год рождения.

3. В какой класс, какой школы перешел?

4. Какое общественное поручение выполнял в школе?

5. Что умеет делать?

6. Что не любит делать?

7. В каких кружках, секциях занимается?

8. Выступал ли в роли ведущего на каком-либо мероприятии?

9. Чему хочет научиться в лагере?

10. В каких мероприятиях готов принять участие?

Эти вопросы лучше всего подготовить в форме анкеты. Если воспитанники ответили не на все предложенные вами вопросы – не стоит огорчаться. Эту часть информации можно получить постепенно через наблюдение за детьми и личное общение.

Вожатому лучше всего принимать участие во всех делах вместе с воспитанниками, необходимо постоянное с ними общение, нужно отвечать на все их вопросы, даже если они

И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»

повторяются, интересоваться успехами детей. Не менее важна эстетика и корректность в общении с детьми и со взрослыми, вожатому необходимо проявлять терпение, ненавязчивость, служить детям примером в выполнении всех правил и требований. Необходимо обратить внимание и на поведение вожатого: важно часто улыбаться детям, речь должна быть эмоциональной, в голосе всегда доброжелательные интонации.

Таким образом, главная задача вожатого на данном этапе заключается в том, чтобы помочь воспитанникам безболезненно и быстро войти в новую для них жизнь, поближе узнать друг друга, организовать их быт и режим, помочь адаптироваться в обстановке лагеря.

Несколько советов вожатым летнего лагеря, как организовать первый день, как познакомить ребят друг с другом, с порядками и территорией лагеря.

Знакомство детей

Как только вы приехали в лагерь, и дети разместились по местам (заняли кровати), вам необходимо познакомиться. Существует множество методик и игр знакомства. Могу предложить следующее. Организуйте с детьми круг, и каждый ребенок по кругу, начиная с вас должен на-звать свое имя и прилагательное, которое характеризует его и начинается на первую букву имени. Например, Антон – аккуратный, Маша – маленькая, Паша – прыткий и т.д. Далее каждый ребенок рассказывает о себе, придерживаясь определенного плана, заданного вожатым. План такого рассказа определяется вожатым с учетом особенностей ребят и может включать в себя следующие вопросы: в каких лагерях и сколько раз уже был; чем бы хотел заняться в лагере; круг увлечений и т.д. При этом присутствующие могут задавать вопросы, а ты записывай ответы в Дневник вожатого.

Разговариваем о правилах

В любом обществе существует определенный свод правил, которые его члены должны соблюдать. Основные правила загородного оздоровительного лагеря: соблюдение лагерного режима; уважение чести и достоинства других членов детского коллектива и персонала лагеря; запрет на выход за территорию лагеря; запрет приема алкогольных напитков, наркотических веществ, курение. Это самые главные правила, за нарушение которых возможен вывоз ребенка из лагеря. С полным перечнем лагерных правил для детей вы будете ознакомлены на вожатском инструктаже перед заездом.

Но разговор о правилах внутреннего распорядка лучше не начинать с нудной лекции и чтения нотаций, дети в первые часы знакомства ждут от вас совершенно другого. Предложите им самим составить «Свод правил», вооружившись ручкой и блокнотом. Как правило, они сами назовут все правила, некоторые из них могут выглядеть смешными, как-то «не материться в присутствии вожатого», или «не … (портить воздух) в палате». Вам останется только немного подправить их и зачитать весь составленный с детьми Свод правил. Дети будут гораздо лучшего его выполнять, считая, что он составлен ими.

Знакомство с лагерем

Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, - это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: "Посмотрите налево, посмотрите направо...". Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда.

Также знакомство с лагерем поможет организовать "Разведшкола". Создайте несколько групп по сбору информации. Каждой такой группе вручите пакет с перечнем вопросов, которые особо интересуют "Центр". Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия. Вопросы с грифом "Совершенно секретно" могут быть самыми разными, например: какого цвета занавес в концертном зале, сколько метров в самой длинной асфальтовой дорожке лагеря, сколько фонтанчиков на территории лагеря, как зовут маму худрука лагеря, сколько дежурных постов в лагере и где они расположены, при какой температуре воды можно будет купаться, сколько окон в здании столовой, какого цвета скамейка у административного корпуса, сколько домиков «на кружках», сколько на территории лагеря пожарных ящиков с песком, каковы размеры футбольного поля, какой почтовый адрес у лагеря, любимая спортивная команда физрука и т.д.

Придумываем название отряда

Известные слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное название отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всей смены и сделает жизнь детей в лагере более интересной. В конечном счете, выбор хорошего названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети будут играть до конца смены.

Придумывать название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от какой-либо темы. Это может быть тема лагерной смены. Если же она абстрактна, можно взять историческую. Например, первобытные люди, индейцы, викинги, рыцари или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты, моряки, журнали-сты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за помощью к мультфильмам и книгам: Белоснежка и семь гномов, Утиные истории, Приключения барона Мюнхгаузена. Или просто положиться на Вашу собственную фантазию.

Помните, что в рамках выбранной темы нужно не только придумать название отря-да, но и подготовить представление - визитку.

Название отряда лучше придумывать вместе с детьми. Но до начала обсуждения у вожатого должна быть одна или несколько собственных версий названия, которые детям сразу называть не стоит. Если на взгляд вожатого его собственная версия наи-более удачна, то надо постараться сделать так, чтобы дети предложили её сами. То есть направлять обсуждение в нужное русло до достижения конечного результата. Дети будут в большей степени гордиться названием отряда, если они сами его придумают. Помните, что название отряда и девиза должны: соответствовать возрасту детей; быть содержательными; быть удобно произносимыми; не нарушать традиций лагеря, если они есть; отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или их стремления.

Вечернее отрядное дело

Продолжая отрядное знакомство, после полдника или ужина необходимо познакомить ребят с творческими возможностями друг друга. Для этого можно провести концерт "Ромашка": отряд делится на несколько групп по 5-6 человек. Рисуется большая ромашка и вырезаются лепестки по количеству участвующих в концерте команд. После этого вожатые пишут на лепестках с задней стороны задания. Представители команд отрывают себе по лепестку и приступают со своей группой к под-готовке задания, и после небольшого перерыва демонстрируют свое коллективное творчество.

Задания могут быть такими: инсценировать какую-либо песню; составить рассказ из названий кинофильмов; изобразить пантомимой какую-либо пословицу; сочинить четверостишие на заданную тему или рифму; провести экскурсию по музею восковых фигур; продемонстрировать несколько моделей одежды для разных жизненных ситуаций.

Разбивая ребят на группы, старайтесь, чтобы в одну команду попали, по возможности, незнакомые или малознакомые друг с другом ребята - ведь от тех, кого хорошо знают, ожидают привычного поведения, а вот незнающие друг друга начинают изобретать и фантазировать. В ходе концерта не стоит выявлять победителей. Лучше предложить каждой команде поздравить ту, которая больше понравилась.

Игра "Времена года" также может помочь при проведении вечера знакомств. Ребята делятся на 4 команды в зависимости от месяца рождения: зима, весна, лето и осень. Каждая команда получает первое задание: вспомнить как можно больше песен, в которых упоминается их время года (на подготовку задания отводится 5 минут). После выполнения этого задания команда получает следующее: придумать рассказ, все слова которого начинались бы с одной буквы (соответствующую букву команда по-лучает в ходе жеребьевки). Для этого конкурса следует подбирать наиболее распространенные согласные буквы, например: М, Н, Р, С и т.д. Затем командам может быть предложен конкурс художников, в ходе которого участникам предстоит нарисовать с закрытыми глазами какое-нибудь животное, например: жирафа, корову, слона или бегемота. Каждый конкурсант рисует только одну часть тела животного.

Те, кто уже работал вожатым или воспитателем, знают, что первые три дня в лагере, называемые организационным периодом, самые тяжелые. Это сложный этап адаптации ребят: привыкание к новым условиям, к новым требованиям, к новым людям, к режиму дня и рациону питания. Поэтому вожатому очень важно правильно организовать свою работу в первый день, когда дети только заезжают в лагерь. Существует определенный алгоритм проведения этого дня, рекомендуемый педагогами и психологами.

Хорошее начало – половина дела.
Русская поговорка

Игры на знакомство

Запоминаем имена

Сначала детям нужно помочь запомнить имена друг друга. Как правило, для этого проводятся игры по типу «Снежный ком».

Снежный ком

Участники садятся в круг и по очереди, начиная с ведущего, называют свои имена. Первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего играющего, а затем свое, третий – имена предыдущих игроков по порядку, затем – свое и т.д. Разновидностью игры могут стать такие варианты, как называние не только имени, но и какого-нибудь слова, начинающегося на первую букву имени, – вида транспорта, на котором участник будто бы приехал, любимого фрукта или ягоды, прилагательного, обозначающего черту его характера, и т.п.

Игры для ребят младшего школьного возраста

Маленькие дети отличаются активностью, непоседливостью, конкретностью мышления, поэтому игры, проводимые с ними, должны быть подвижными и динамичными.

Это я

Играющие встают в круг. Ведущий находится в центре и называет два имени кого-то из присутствующих детей, одно мужское, другое – женское. Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это я!» – и меняются местами. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.

Здравствуй!

Все участники встают в круг лицом, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят: «Здравствуй!» – и называют свои имена. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

Игры для подростков

В подростковом возрасте развивается абстрактное и творческое мышление, появляется стремление к познанию, возрастает внутренняя активность, инициативность, подросток стремится занять удовлетворяющее его положение среди сверстников, поэтому для подросткового возраста актуальными будут более сложные игры, требующие сосредоточенности, внимания, быстрой реакции, дающие возможность для самовыражения.

Фрукты

Группа встает в круг. Каждый выбирает себе название фрукта на первую букву своего имени. Предлагается обмен фразами типа: «Яблоко любит Апельсин». После этого Апельсин должен назвать новую пару. Если ведущий успевает коснуться Апельсина до того, как он назвал следующий фрукт, то они меняются местами. Первую пару озвучивает ведущий, причем первый фрукт, который он называет, – это фрукт ведущего.

В этой игре вожатому заранее надо подготовить на каждую букву алфавита по нескольку названий фруктов, можно также и овощей, чтобы в процессе игры не тратить на это время.

Лгун

Ведущий готовит бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие фразы:

– Самое далекое место, где мне удалось побывать, – это ____________;

– В детстве мне запрещали делать __________, а я все равно делал;

– Мое хобби – ______________________;

– Когда я был маленький, я мечтал стать _____;

– У меня есть одна плохая привычка – _______.

Листочки с этими предложениями раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. То есть один ответ будет неправильным, ложным (номер этого ответа отмечается игроком на противоположной стороне листа).

Когда все заполнят такие анкеты, игроки начинают по очереди читать вслух свои ответы. Задача остальных – угадать, какой из ответов каждого игрока ложный.

Всем угадавшим чей-нибудь ложный ответ, присуждается очко. Выигрывает тот, кто набрал больше всех очков.

Можно поменять правила: вместо одного неверного ответа из пяти писать четыре неверных, а один верный.

Я еду

Участники стоят в кругу, водящий – в середине круга. Один из игроков делает шаг вправо со словами: «Я еду». Сосед встает к первому со словами: «А я тоже», третий участник – «А я зайцем», четвертый участник, делая шаг, называет имя любого человека из отряда, например: «А я с Олей». Оля встает на пустое место. Участник, стоявший слева от человека, который ушел (в данном примере это Оля), начинает заново. Задача водящего – занять пустое место. Можно вначале попробовать без водящего, чтобы дети уяснили суть игры.

Подводка к играм

Будут ли дети с удовольствием играть – это зависит от того, сумеет ли вожатый настроить их на игру. Нужно быть готовым к тому, что ваше предложение поиграть не вызовет у ребят интереса и уж тем более восторга. Поэтому слово «игра» иногда лучше не использовать, а придумать специальную подводку, учитывая возрастные особенности детей.

Подводка для детей младшего возраста

Перед игрой по типу «Снежный ком» ребятам можно объявить о проведении эксперимента: чья память лучше – их или вожатого. Далее беседу можно строить в зависимости от того, выиграл либо проиграл вожатый. Если выиграл, то можно предложить детям отыграться, проверив их внимание, ловкость и т.д.

Подводка для подростков

С ребятами постарше можно провести дискуссию о том, что такое имя, почему и как оно дается человеку, как связано с чертами характера, рассказать им, что, по мнению психологов, собственное имя для человека является самым любимым.

А затем уже предложить ребятам упражнения, которые помогут всем быстро познакомиться и запомнить имена друг друга. Можно также предложить им по очереди называть свое имя или прозвище, которым бы они хотели, чтобы их называли на протяжении всей смены.

Знакомство с лагерем

Знакомят с лагерем в основном детей младших отрядов: старшие, как правило, либо уже отдыхали в этом лагере, либо быстро сориентировались.

Есть несколько способов познакомить детей с лагерем:

Проведение экскурсии по лагерю вожатым или детьми, которые здесь уже отдыхали;

В виде игры по запискам, когда детям нужно что-либо найти, например карту лагеря. Дети ищут записки или различные символы-подсказки, которые указывают им на следующее место поиска, и так, пока не достигнута окончательная цель – не найдена карта;

В виде игры «Школа разведчиков». Ребятам дается перечень вопросов, на которые они должны ответить, собирая необходимую информацию, бегая по территории лагеря, например, посмотреть, что изображено на стенде при входе в лагерь, спросить у заведующей столовой, что будет приготовлено на ужин, и т.п. Играющих можно поделить на команды и устроить соревнование. Чтобы никому не было обидно, можно придумать несколько наград: за быстроту, за точность, за дружность и т.д.

Диагностика детей

Для вожатого первые дни лагерной смены – это еще и изучение детей с использованием разнообразных методов психолого-педагогической диагностики. При помощи специальных тестов, игр и т.п. можно решить следующие задачи:

Выявить лидеров, способных сплотить и организовать отряд;

Выявить проблемных детей;

Изучить особенности личности каждого ребенка;

Узнать об интересах детей и т.д.

Проводить диагностику детей нужно для того, чтобы предусмотреть трудности, которые могут проявиться в дальнейшем. Для этого можно использовать такие широко известные методы, как рисунок несуществующего животного, конструктивный рисунок человека из геометрических фигур, тренинговые упражнения. Узнать склонности и интересы детей можно при помощи анкеты. Для определения лидеров отряда можно использовать такие игры, как «Индикатор», «Выявление лидера».

Индикатор

Ведущий объясняет отряду задачу: ребятам нужно договориться между собой так, чтобы как можно больше людей сделали одно и то же упражнение из четырех предложенных: подняли руки вверх, присели, сошлись в центре, разошлись по стенам.

После каждой попытки условия игры меняются: сначала у участников отнимается право голоса (то есть договариваться они должны молча), затем им запрещается использовать жесты, затем вводится запрет на мимику и многозначительные взгляды.

Зарядка

Сначала ведущий предлагает участникам разбиться на пары. Каждый из них должен придумать любое упражнение физической зарядки и показать это упражнение напарнику. Затем парам необходимо, ориентируясь друг на друга, прийти к единому упражнению. Далее пары складываются в четверки, потом – в восьмерки и т.д., и задание повторяется. На каждый этап игры дается 1 минута.

Организационное собрание

Организационное собрание – это знакомство детей с традициями и законами лагеря, с правами и обязанностями. Его целью является создание единых норм и требований относительно хозяйственно-бытовых условий проживания ребенка в детском лагере, организации деятельности.

Основные вопросы, обсуждаемые на собрании:

Режим дня в лагере;

Законы и традиции лагерной жизни;

Правила поведения в корпусе и на территории лагеря;

Правила личной гигиены.

Обычно собрание в отряде проходит в форме лекции, когда вожатый вещает, а дети слушают. Но будет гораздо лучше провести его либо в форме игры (для младших отрядов), либо в форме беседы, круглого стола (для старших).

Игра для детей младшего возраста

Отряд делится на 3–4 команды. Каждой команде дается листок с верными и неверными правилами поведения в лагере. Дети ищут ошибки (по одной), кто находит первую – поднимает руку и объясняет, почему это неверно. Затем слово дается следующей команде. За каждый правильный ответ команде начисляется балл, а в конце игры объявляется победитель.

Примеры правил поведения:

Нужно быть вежливым.

Если хочешь взять самую лучшую порцию в столовой, нужно бежать к своему столу быстрее всех.

Если ты не хочешь спать в тихий час, старайся не шуметь.

Чтобы никто не запрещал в бассейне нырять и прыгать с бортиков, нужно купаться без физрука и вожатого и т.д.

В зависимости от ситуации можно немного изменить задание. Отряд также нужно поделить на команды и предложить им самим назвать правила поведения в лагере. Кто больше всех назовет – тот и выиграл.

Круглый стол для подростков

Для старших отрядов можно провести беседу. Например, вожатый задает ряд вопросов, а ответы фиксирует на ватмане.

Примеры вопросов:

С какой целью вы приехали в лагерь?

Что нужно для того, чтобы ваша цель осуществилась?

Может ли коллектив помешать осуществлению вашей цели?

Какими должны быть отношения в коллективе?

Каких правил должны придерживаться члены коллектива?

В каких документах отражаются правила и нормы поведения в обществе?

Зачем необходимо придерживаться определенных правил и норм?

Что бы было, если бы каждый вел себя так, как хочет?

Также можно объявить конкурс крылатых слов и выражений, которые отражают правила поведения в лагере.

Примеры крылатых выражений:

Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

Всё в руках человека. Поэтому их нужно мыть чаще.

Чистота – залог здоровья.

Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

Выбор названия и девиза

Название отряда лучше всего придумывать отталкиваясь от названия смены, если же тематика смены не определена, можно придумать свою тему. В выборе названия и девиза отряда обязательно должны участвовать сами дети. Возможен такой вариант: отряд садится в круг, делится на пары, каждой паре дается задание придумать название, потом все ребята объединяются в четверки и выбирают из двух названий и девизов, потом в восьмерки и т.д. Таким образом, получается, что весь отряд участвует в придумывании и выборе названия и девиза.

Вечерний Огонек

Первый день в лагере заканчивается, как правило, вечерним Огоньком. Вожатый к Огоньку может подготовить талисман, например мягкую игрушку, который будет охранять отряд в течение всей смены.

В начале Огонька для создания доверительной атмосферы можно рассказать легенду об Орлятском круге.

Легенда об Орлятском круге

Давным-давно, в былые времена, в старинные годы жили на берегу моря люди. Это было племя красивых и сильных людей, любящих жизнь и красоту, любящих друг друга... Но ничто не длится долго. Пришла война. Появилась необходимость всем мужчинам уйти воевать. А как же любимые женщины, матери, сестры, дочери? Не забрать их с собою... И тогда все мужчины, чтобы не мерзли их любимые, сложили посередине пещеры свои горящие сердца. И ушли... Ушли воевать, защищать свой дом, свои семьи.

Сердца горели ровным и теплым огнем. Но ворвался злой ветер и начал тушить сердца мужские. И тогда женщины, дочери, матери, сестры встали плечом к плечу вокруг горящих сердец и загородили их от ветра. Долго они так простояли, но сберегли огонь сердец своих отцов, мужей, братьев, сыновей. Поэтому мужчины вернулись домой живыми и невредимыми и были встречены своими любимыми.

И вот с тех пор повелась традиция – вставать в круг, который и назвали впоследствии Орлятским. Встают в этот круг только самые близкие люди. Встают не просто так. Встают, чтобы поговорить, пообщаться, сказать друг другу что-то самое сокровенное, самое важное.

У Орлятского круга есть свои законы и традиции:

Слева – друг, и справа – друг.
Чуть качнется Орлятский круг.
Тут лишь о главном услышишь слова.
Руки в размахе крыльев орла:
Справа – на плечи, а слева – на пояс.
Тихо звучит о серьезном твой голос.
Круг этот прочный нельзя разрывать.
В центр, лишь прощаясь, можно ступать.

Эти законы объясняются очень просто. Когда вы встаете в Орлятский круг, ваша правая рука ложится на плечо соседа справа – это означает, что в трудную минуту вам есть на кого опереться; левая рука ложится на пояс соседа слева – то есть вы сами всегда готовы поддержать того, кто рядом. Выходить из круга нужно очень тихо и аккуратно (только после окончания песни или разговора), чтобы злой ветер не задул тепло горящих сердец, находящихся в центре. Поэтому и нельзя ступать в середину – кто же ходит по сердцам? И только уезжая из лагеря и прощаясь со своими друзьями, мы ставим свои сумки и чемоданы в центр круга, чтобы увезти с собой частичку нашего отрядного сердца и тепла.

После рассказанной легенды вожатый знакомит детей с правилами вечернего огонька и проводит обсуждение прошедшего дня.

Правила вечернего Огонька:

Когда говорит один – все молчат.

Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.

Все сказанное на Огоньке не должно выноситься за его пределы.

Огонек – это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.

Вопросы для обсуждения:

Что вам понравилось и не понравилось за день в лагере?

Чего вы ждете от завтрашнего дня?

Завершить Огонек первого дня можно выбором симпатий (каждый ребенок выбирает из отряда одного человека, подходит к нему, берет его за руку и объясняет свой выбор; этот человек выбирает следующего и т.д. – по цепочке) и спокойной песней в Орлятском кругу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.