Использование мультимедийных установок для дидактических игр. Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников. Развитие познавательной активности дошкольников через дидактичес

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 2»

городского округа Саранск

педагог дополнительного образования

Данилова Екатерина Евгеньевна

Обобщение педагогического опыта на тему:

«Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
(Антон Семёнович Макаренко)

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА ОПЫТА

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».

Фундамент активной, инициативной, творческой личности закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития познавательных интересов детей. Эти направления нашли отражение в трудах таких авторов как А. Н. Поддьяков, А. Г. Гогоберидзе, Н. Б. Шумакова, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др.

Познавательный интерес – ведущий мотив учебной деятельности, способствующий формированию глубоких и прочных знаний; развитию и повышению качества мыслительной деятельности, активности в учении, благоприятствующий формированию способностей, созданию более благоприятного эмоционального фона для протекания всех психических процессов.

Одна из важнейших задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его потенциала, чтобы он мог быстро реагировать на изменяющиеся условия, был способен обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь, как я считаю, при помощи информационно-коммуникационных технологий.

В связи с интенсивным использованием информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, закономерно происходит их внедрение и в сферу образования, поскольку возникла необходимость в поколении, умеющем работать с передовыми технологиями.

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого развития. Основу для учебной деятельности ребёнка и многих сфер жизни человека в обществе составляет грамотность. Современная грамотность, выросшая из традиционных “читать, писать, считать”, изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, информационной культуры. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, которое предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения», где поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно-образовательном процессе ИКТ.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. В контексте повсеместной компьютеризации актуальным становится использование мультимедийных дидактических игр в деятельности дошкольника. Мультимедийные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Ребенок получает информацию через познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, внимание, речь, память. В основе развития познавательных процессов лежат анализаторы, благодаря им ребенок более эффективно и полно познает окружающий его мир. Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность - инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Кроме наглядности дети также воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие ФГОС ДО.

Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут использоваться во всех образовательных областях.

Мультимедийные дидактические игры в союзе с высоким педагогическим мастерством делают образовательный процесс дошкольного образования разнообразным, живым и ненавязчивым для детей. Применяя интерактивные игры, повышается мотивация детей к обучению, дети учатся новым формам сотрудничества, формируется рефлексия ребенка, оценка своих достижений.

Новизна моего опыта заключается в использовании дидактических компьютерных игр для старшей возрастной группы, что позволило совершенствовать формы, методы, приемы работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения электронных дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников.

2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕДУЩЕЙ ИДЕИ ОПЫТА.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.

На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую мы используем, это проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций, а также занятий с использованием интерактивной обучающей программы Mul tikid и цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия». Это дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Одним из самых популярных программных средств, используемых воспитателями и педагогами ДОО, на занятиях с использованием информационно-коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft – PowerPoint. Ею владеют все воспитатели и узкие специалисты ДОО. Поскольку на сегодняшний день для нас актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то программа PowerPoint одна из тех программ, с которой мы начали изучение компьютера.

В течение двух лет, работая над темой «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников», периодически применяла в работе с детьми электронные дидактические игры, взятые мной из сети Интернета. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации НОД или индивидуально с одним ребенком очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Первоначально я использовала готовые игры с различных сайтов интернета: анимационные игры – презентации, но однажды я не нашла нужной мне в данный момент игры, и решила сделать игру сама. Игра получилась, нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейшее творчество в этом направлении.

Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.

Цель моей работы: обеспечение развития познавательной активности воспитанников через поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей дошкольного возраста, повышение качества образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели, мною сформулированы следующие задачи:

познакомиться с передовым педагогическим опытом использования интерактивной дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.

Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность обучающихся в работе с информацией.

внедрить ИКТ в познавательно – игровую деятельность детей дошкольного возраста;

использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;

создать медиатеку электронных дидактических игр для дошкольников;

представить материалы в процессе методической работы (открытые мероприятия, выступления, обобщение опыта, аттестация).

3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.

В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОО.

Перед началом работы по теме опыта мною были изучены исследования ведущих ученых и специалистов в области дошкольного образования (Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г.). Они высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОО, начали активно создаваться программы для дошкольников.

Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Исходя из этого, в своей работе я стремилась показать, как сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира посредством использования ИКТ.

4. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. СИСТЕМА КОНКРЕТНЫХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.

Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют педагогу сегодня использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников. Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft OfficePowerPoint, выполняют функции демонстрационного материала.

К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности".

Использование мультимедийных презентаций обеспечивает такую наглядность, способствующую восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Занятия с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

Использую информационные технологии на всех этапах занятия: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

повышает качество знаний

продвигает ребенка в общем развитии

помогает преодолеть трудности

вносит радость в жизнь ребенка

позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и обучающихся и их сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно - образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, шум дождя.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

6. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Подробные мультимедийные презентации позволяют мне сделать НОД более яркой красочной и запоминающейся. Детям нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо большей отдачей.

В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:

Принцип доступности.

Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.

Руководствуясьпринципом научности , я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

Я думаю, что вы со мной согласитесь что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала

Принцип творческой активности.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Принцип наглядности.

Принцип наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.

Работа ведется по трем направлениям:

- Работа с детьми;

- Работа с педагогами;

- Работа с родителями .

Обучение детей строится на основе программы «Детство». Эта программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирования духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря электронно - дидактическим играм, которые эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Применяю такие игры как: «Отгадай фигуру», «Четвёртый лишний», «Аналогии» и т.д.

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.

На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от непроизвольного, то есть возникающего само собой под влиянием внешних впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли.

Для того, чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого. Игры на развитие внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Повтори узор» и т.д.

Память ребенка – это его интерес. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Развитию памяти способствует дидактические игры. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставляя в открытие дидактическую позицию.

Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе. Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.
Для развития памяти и восприятия использую следующие игры: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?» и т.д.

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи . А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В своей работе с детьми я использую различные игры, но особое внимание уделяю электронно - дидактическим играм. В процессе мультимедийной дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет» и т.д.

Работа с педагогами:

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОО

Елена Пентина
Мультимедийные дидактические игры в образовательном процессе

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира , в котором выросли его родители. И это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, планшет, интерактивная доска и т. д.)

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Современные педагогические технологии направлены на реализацию ФГОС, где одной из задач является : обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм уровня дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников. Поэтому, основная задача педагога – выбрать методы, формы, инновационные педагогические технологии организации работы с детьми, которые оптимально соответствовали бы поставленной цели развития личности.

Информатизация общества ставит перед нами, педагогами-дошкольниками, задачи :

Идти в ногу со временем

Стать для ребенка проводником в мир новых технологий

Быть наставником в выборе компьютерных программ

Сформировать основы информационной культуры его личности

Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей

Воспитатели, ориентируясь на вышеизложенную информацию, на требования современного времени, используют на занятиях с детьми мультимедийные презентации .

Мне сегодня хотелось бы остановиться на использовании мультимедийных презентаций в образовательном процессе .

Готовясь к занятию, педагог задумывается : «Как улучшить образовательный процесс . И приходит в голову мысль достаточно очевидная - реализовать принцип наглядности в полной мере (с помощью ИКТ - это очень легко) .

«Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение .

Для создания компьютерных презентаций предназначены специальные программы. Одна из самых популярных программ – Power Point, которая входит в состав пакета Microsoft Office. Эта компьютерная программа с недавнего времени стала активно осваиваться педагогами нашего ДОУ.

Что подтолкнуло педагогов к освоению данной программы? Презентации в PowerPoint – современный интерактивный способ представления и хранения информации. Эта программа дает возможность постоянно дополнять и обновлять информацию, экономит пространство при архивации и хранении практических материалов, а также позволяет создавать и архивировать практические материалы и документы на электронных носителях.

Мультимедийная презентация – это интерактивный способ представления информации по принципу «Рассказываю и показываю» .

По сказке "Три поросенка" (средний возраст) Приятного просмотра!

Дидактическая игра "Чудесный мешок Буратино" для детей второй младшей группы Программное содержание: Учить детей правильно употреблять в речи название качеств предметов (величина, цвет), отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ. Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и длины), лошадки, утята, Буратино, качалка – лошадь, чудесный мешочек. Ход занятия: «Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Правильно, Буратино. Что это у Буратино? (нос). Какой нос у Буратино? (длинный). Буратино принес волшебный мешок. Что у тебя в мешке, Буратино? (игрушки). Ребята, вам интересно какие игрушки у Буратино в мешке?» вызываю ребенка к себе и прошу на ощупь достать из мешка игрушку, назвать ее и рассмотреть ее, ответить на вопросы. - Что это? (матрешка) Какая она красивая. Тебе она нравится? Давай посмотрим, что находится внутри. Еще матрешка, поставь их рядом. Вова, достань еще игрушку. Что это? (пирамидка). Покажи, где у пирамидки красный кружок. А этот по цвету какой кружок? (зеленый). Затем достают еще одну пирамидку и рядом ставят. Какая эта пирамидка? (большая), а другая (маленькая). Достают потом лошадку. Кто это? (лошадка, лошадь). Какой хвост у лошадки? (длинный). Следующий ребенок достает еще одну лошадку. - Что это у лошадки? (ноги). А какие у лошадки ноги (ноги длинные). Лошадка какая? (длинноногая). Хоровое и индивидуальное повторение. А кто это? (достает из мешка утят). Кря-кря-кря, это утята. Дети, в мешке еще что-то есть? Что это? (лента, ленточка). Первая лента – длинная, вторая – короткая. Посмотрите, сколько игрушек принес Буратино?» Затем выслушиваем 2-3 рассказа детей об игрушках. Физкультминутка: Езда на лошадке. На лошадке ехали,(Шагаем на месте.)До угла доехали.Сели намашину,(Бег на месте.)Налили бензину.На машине ехали,До реки доехали.(Приседания.)Трр! Стоп! Разворот.(Поворот кругом.)На реке - пароход.(Хлопаем в ладоши.)Пароходом ехали,До горы доехали.(Шагаем на месте.)Пароход не везет,Надо сесть на самолет.Самолет летит,В нем мотор гудит:(Руки в стороны, «полетели»)-У-у-ф.(И.Токмакова)Занятие продолжается. «Буратино хочет с вами поиграть. Игра: «Чего не стало». На стол ставим 3 пары игрушек (пирамидки, лошадки, матрешки) заменяем по очереди ленточками, затем убираем игрушки. Дети должны перечислить все игрушки, с которыми играли.

Емельяненко Юлия Романовна,студент, ФГБОУ ВО«Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград[email protected]

Научный руководитель:Семенова Валерия Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования, ФГБОУ ВО«Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград

Интерактивные игры как средство познавательного развития дошкольника

Аннотация.В статье рассматривается проблема познавательного развития дошкольников средствами интерактивных игр. Научно обоснован выбор методов и средств познавательного развития детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности использования интерактивных игркаксредства познавательного развития детей дошкольного возраста.Ключевые слова:интерактивные игры, познавательноеразвитие, дошкольник, старший дошкольный возраст, мультимедия, мультимедийные средства, интерактивные технологии.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), «Познавательноеразвитиепредполагаетразвитиеинтересов

детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,становлениесознания;развитиевоображенияи творческой активности» .Фундамент активной, инициативной, творческой личности закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития познавательных интересов детей. Эти направления нашли отражение в трудах таких авторов как: А. Н. Поддьяков, А. Г. Гогоберидзе, Н. Б. Шумакова, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др. На современном этапе развития информационных технологий средства ИКТ (информационнокоммуникативных технологий) все более активно внедряются в процесс образования. На ступени дошкольного образования интерактивные игры могут стать помощником в организации познавательного развития.Так как игра –ведущий вид деятельности дошкольников, она имеет широкие возможности для всестороннего развития детей.Интерактивная игра –это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры является исследовательская и познавательная деятельность ребенка. Ребенок получает информацию через познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, ощущение, внимание, речь, память. В основе развития познавательных процессов лежат анализаторы, благодаря им ребенок более эффективно и полно познает окружающий его мир.Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность –инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений.Кроме наглядности, дети так же воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО.С помощью интерактивных и мультимедийных средств, возможно моделировать различныеситуации из окружающей среды, составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и т.д. .Работу с интерактивными технологиями можно организовать в разных формах: индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение ребенком поставленных перед ним задач;для решения заданий в паре используется парная форма; при использовании групповой формы, детей делят на подгруппы;если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная.Так же существует планетарная форма –наиболее сложная форма интерактивного обучения.При планетарной форме дети разбиваются на подгруппы, работают над проектами, а затем озвучивают свои исследования.Для проведения интерактивных игр авторами Н.Л.Кряжевой, К.Фопелем,Е.К.Лютовой, Г.Б.Мониной предложен определенный алгоритм:1) Подбор интерактивных игр педагогом для группы детей. Возможна предварительная работа;2) Знакомство детей с целью игры, правилами и инструкцией. Информация должна быть сформулирована доступно и четко;3) Взаимодействие детей друг с другом в процессе игры. При затруднительных моментах педагог корректирует действия дошкольников;4) Подведение итогов игры. После окончания интерактивной игры проводится анализ результатов, который включает рефлексию эмоционального и содержательного аспектов .Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут использоваться во всех образовательных областях:1. Физическоеразвитие–формирование представлений о здоровом образе жизни, развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту;2. Экологическое образование формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля,Формирование понимания того, что человек -часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, воспитание умения правильно вести себя в природе, воспитание любви к природе, желания беречь ее;3. Развития элементарных математических представлений

усвоение понятий формы, цвета, величины, числа и множества, пространства и времени;4. Нравственное воспитание –формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь, толерантность;5. Художественноэстетическое развитие развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественнотворческих способностей, приобщение к искусству, музыкальная деятельность, знакомство с художественной литературой.6. Социальнокоммуникативное развитие усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие навыков самообслуживания, формирование основ безопасности);7. Развитие речи развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи -диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.Существует несколько видов интерактивных игр для дошкольников:−

Развивающие игры: направлены на развитие познавательных способностей, эмоционального и нравственного развития, развития воображения. В них нет четко выделенной дидактической задачи –они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. К этому виду относятся разнообразные графические редакторы («раскрашки» и «рисовалки»), музыкальные редакторы, конструкторы сказок, работа с иллюстрациями и др. −Обучающие игры: ребенку предлагается в игровой форме решить ту или иную дидактическую задачу. Сюда относятся игры на формирование у детей начальных математических представлений, обучением родному ииностранному языкам, сэстетическим и нравственным воспитанием, с развитием речи и др.−

Логические игры: направлены на развитие логического мышления ребенкадошкольника.К таким играм относятся головоломки с одной или несколькими задачами, которые должен решить ребенок.−

Игрызабавы:дают возможность ребенку в развлекательной форме полезно провести время. Здесь он может отправиться в увлекательное путешествие с любимым героем сказки или придумать дальнейшее развитие сюжета мультфильма .Интерактивные игры в союзе с высоким педагогическим мастерством делают образовательный процесс дошкольного образования разнообразным, живым и ненавязчивым для детей. Применяя интерактивные игры, повышается мотивация детей к обучению (что особо важно в подготовительной к школе группе), дети учатся новым формам сотрудничества, формируется рефлексия ребенка, оценка своих достижений.Многие родители задаются вопросом о пользе или вреде компьютера для ребенкадошкольника. Педагоги ДОО должны проводить консультации для родителей, в которых говорится о том, что если соблюдать гигиенические нормы при взаимодействии ребенка с компьютером, осуществлять содержательный отбор игр и систематично проводить физминутки, физпаузы и гимнастики для глаз, то интерактивные игры могут стать отличным помощником в образовательном процессе ребенка. Кроме того, интерактивные игры –настолько универсальное средство обучения, что его может использовать и создавать каждый родитель. Используя простые программы (Microsoft Office PowerPoint, Paint), можно создать мультфильм, игру, задания и упражнения с индивидуальными предпочтениями ребенка, с совместным участием родителей, так познавательный процесс будет проходить еще интереснее.Таким образом, нельзя недооценивать применение метода интерактивных игр в образовательном процессе дошкольного образования. Использование интерактивных игр наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает творческие способности детей.

Ссылки на источники1.Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. М.: Айриспресс, 2008 -208с.2.Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: Учеб.-метод. пособие /Киселева Л.С. 2010 -242с.3.Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: Учеб.-метод. пособие /Горвиц Ю.М. М, 1998-12с.4.Комарова Т.С. Информационнокоммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: Учеб.-метод. пособие /Комарова Т.С. М, 2011 -44с.5.Новосёлова С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст]:учеб. для вузов /Новосёлова С. Л. М.: Новая школа, 1997-с.39416.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: ФГОС ДО-2013.Введ.2013-17-10-М.: Издво «Просвещение»,2013.

Гульфия Сульхарнаева
План работы по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

План работы по самообразованию на 2017-2018 г .

Дата Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь Разработка и оформление дидактических игр Консультация «Использование дидактических игр в жизни детей »

Октябрь Игра «Солнышко» Буклет «Предлагаю поиграть» .

Ноябрь Игра Какого цветка не стало Папка-передвижка «Дидактическая игра в жизни ребенка» .

Декабрь Игра Волшебный шнурок Консультация для родителей

«Дидактические игры в детском саду и дома»

Февраль Игра Протяни дорожку Картотека мультимедийных дидактических игр

Март Игра Геометрические пазлы Буклет Использование мультимедийных дидактических игр в семье

Апрель Театральное представление Папка - передвижка Развитие познавательной активности детей через мультимедийные дидактические игры .

Май Игра Разложи по цвету Консультация Играя - учимся

В течение года Игры-занятия

Литература :

1. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия . Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет ». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика » . Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду - М.:Просвещение, 1982.

3. И. А Лыкова «Дидактические игры и занятия » -М. ;-2010

4. Удальцова Е. И., «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников », Минск, 1976 г.

5. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971.

6. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.

7. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М.: 1961.

8. Годовикова Д. Формирование познавательной активности . // Дошкольное воспитание . - 1986.-№ 1.

9. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр . Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М.:Просвещение,1990.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» Период работы над темой:09.2017 год-05.2018 год Цель:«Развивать познавательные способности, воображение, речь, логическое мышление» Задачи:.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии детей» Игра занимает совершенно особое место в жизни ребёнка. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых.

Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии «Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии». Федеральные государственные образовательные.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

План по самообразованию «Развитие речи детей с использованием словесных и дидактических игр» Сентябрь-Октябрь 18-20г Подбор и изучение литературы по теме; Дидактических игр и упражнений; сюжетных картинок. Рекомендация родителям.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» План работы по самообразованию Воспитатель: Грицкова Марина Александровна МБДОУ детский сад №27 «Колосок» Тема: «Сенсорное воспитание.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение центр развития ребенка Детский сад №133 «Радуга» (МБДОУ ЦРР -»Детский.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.