Для чего нужны кружки и секции. Советы для родителей: как выбрать кружок или секцию для ребенка. Польза дополнительного образования

«Кружки и секции – это отличный способ развить талант» — считают многие мамы и в чем-то они правы. Особенно если это не только желание мамы, но и самого ребенка. Занятость ребенка – еще один плюс посещения секции. «У него меньше времени на глупости». И это тоже так. Остается только выбрать тот самый кружок, на который ваш школьник будет ходить с удовольствием.

Как выбрать кружок или секцию для ребенка

Во-первых, учитывайте желание ребенка. Поэтому если вы решили, что пришло время выбирать кружок, поговорите об этом с самим «будущим талантом». Разузнайте его интересы и мнение по этому поводу. Не нужно настаивать, если кружок не по душе ребенку.

Во-вторых, учитывайте темперамент ребенка. Дети все разные. Активным непоседам будет интереснее в спортивных секциях, скромным молчунам больше подойдет более спокойные занятия.

В-третьих — забудьте о моде. Мода на тот или иной кружок – единица непостоянная. Сегодня модно заниматься спортом, завтра – фотографией. Каждый кружок по-своему хорош.

В-четвертых – познакомьтесь с преподавателем кружка. Лучший способ понять насколько хорош педагог – это посетить занятие. Сейчас разговор не о том, чтоб у педагога был диплом о высшем образовании, а скорее о его способностях интересно передать свои знания детям. Посмотрите как проходят занятия. Весело и интересно или скучно и в тишине. Помните, что это не урок в школе, не дополнительные занятия.

Кружки и секции для школьников

Спортивные

Для мальчиков выбор просто замечательный. Ведь спорт – это не просто здоровье, но и сила. А какой мальчик не хочет чувствовать себя сильным. Сегодня спортивные кружки очень популярны среди молодежи. Спортом занимаются и девочки.

Вам подойдет такая секция, если ребенок активный, общительный и, конечно же, если у него есть интерес к спорту. На сегодняшний день выбор секций огромный. Это может быть плавание, хоккей, футбол, аэробика и т.д.

Рисование

Не нужно думать, что рисование может быть интересно только девочкам. Вспомните только, сколько великих художников мужского пола знает мир. Это не значит, что именно ваш ребенок станет Микеланджело. Скорее всего, он будущий понимающий в искусстве человек, который сам рисовать умеет чуть лучше, чем другие.

Но сколько интересного он сможет узнать на занятиях! Завораживающий мир искусства, походы по музеям, возможность выразить себя через рисунок.

Театральные кружки

Несмотря на то, что театральные кружки в последнее время не пользуются популярностью, это самая простая возможность привить у ребенка любовь к литературе и раскрыть свои творческие способности. Многие дети начиная ходить на театральный кружок, не бросают его до конца школы. Ведь атмосфера здесь царит по-настоящему театральная.

Театральные кружки полезны для развития ребенка не меньше, чем другие. На них узнают о великих художественных произведениях в простой форме. Они отлично развивают память, учат красиво выражать свою мысль, грациозно двигаться, работать в коллективе. А кукольный театр еще и развивает мелкую моторику.


Литературные кружки

Интересен и завораживающий мир литературы раскроется перед вашим ребенком на литературном кружке. Так же как и на театральном кружке, он познакомится с великими произведениями литературы, улучшит память и научится выражать мысль. Он сможет представить «критике» (таким же детям) свои произведения. Он научится правильно анализировать и понимать прочитанное.

Технические кружки

Такие кружки интересны, как правило, только мальчишкам, но бывают и исключения. Строить, вырезать, моделировать разные игрушки и предметы, работать с чертежами и инструментами – все это научит технический кружок.

А вы будете каждый раз улыбаться, видя как ваш мальчик радуется, когда в его руках очередная деревяшка превращается в самолет, рамку, другой предмет.

Кружки для девочек

Альтернативой для девочек станет кружки, на которых учат вышивать, шить, вязать, и т.д. Навыки, полученные на таких занятиях, пригодятся ей на протяжении всей жизни. Сделать оригинальный подарок? Легко. Украсить дом или связать модную кофточку? Без проблем. Не говоря уже о том, что хенд-мей все больше набирает популярность и высоко ценится.

Математические кружки

Как бы ни был такой кружок полезен для учебы, не нужно насильно отдавать в него своего ребенка. Это приведет только к одному – острой нелюбви к математике. Другое дело, если ваше чадо действительно любит вычислять.

Здесь ребенок узнает еще больше о математике, познакомится с интересными фактами об этой науке, на которые не хватает времени у педагога на уроках.

Шахматные кружки

Не стоит недооценивать шахматные кружки для развития ребенка. Не только усидчивость и внимание развивается на этих занятиях. В игровой форме ребенок учится логике, анализу. Учится сравнивать и ориентироваться на площади.

Компьютерные кружки

Ну и как же без компьютерных кружков. Увлеченность современных детей компьютером просто невероятна. Иногда она приводит к катастрофе. Но не стоит переживать за свое чадо во время занятий в компьютерных кружках. Ведь на занятиях они не просто играют в игры, а еще и знакомятся с основами информатики более глубоко, чем на уроках в школе.

Родители всегда стремятся дать ребенку лучшее, максимально развить его умения и способности, как физические, так и интеллектуальные. Многообразие кружков и секций для детей предоставляет широкие возможности для этого. В то же время, невозможно развить все, поэтому приходится выбирать те занятия, которые принесут наибольшую пользу.

Как выбрать подходящую секцию

При выборе того или иного дополнительного занятия для ребенка, необходимо оценить многие параметры, помимо пожеланий родителей, которые так же следует учесть.

Желание самого ребенка.

Многие дети сами говорят, что хотели бы посещать тот или иной кружок и поощрять такое стремление стоит. Даже если ребенок попробует и ему не понравиться, вреда точно не будет. Зато вы будете уверены, что не проглядели природный талант в данной области.

Способности ребенка.

При оценке склонности малыша к тем или иным видам деятельности конечно, необходимо, развивать талант, но так же стоит обращать внимание на то, что малышу совсем не удается. Особенно это актуально для дошкольников. Гармоничное развитие маленького человека — одна из задач родителей.

Нагрузка.

Не следует стремиться отдать его во все кружки сразу, это понятно каждому родителю. Но под нагрузкой следует понимать еще и требования к ребенку при посещении тех или иных занятий. Есть секции, ориентированные на «воспитание чемпионов» и секции с более мягкими требованиями. Лучше начинать со вторых и только при наличии у ребенка желания развиваться в данном направлении, увеличивать нагрузку и требования.

Здоровье — прежде всего.

При выборе какой-либо спортивной секции в обязательном порядке посетите терапевта и проконсультируйтесь о возможных противопоказаниях.

Удобство.

Если посещение даже очень хорошего кружка предполагает добираться на занятие в течение часа, а то и двух — лучше отказаться, особенно если ребенок еще дошкольник.

Цена.

Пока ребенок еще не определился, что хочет заниматься чем-то конкретным, выкладывать баснословные суммы за посещение кружка не имеет смысла. Лучше сначала найти занятия с умеренной оплатой в доме детского творчества, в школе или детском саду.

Педагог и его квалификация.

Первые посещения ребенком занятий должны быть совместными с родителями, а в случае с застенчивыми детьми и вовсе возможно совместное посещение занятий пока малыш не привыкнет к новой обстановке. Так Вы сами сможете оценить подход педагога к образовательному процессу, атмосферу, в которой будет заниматься ребенок. Если руководитель кружка отказывает Вам в этом — это уже повод задуматься и усомниться в его профессиональных качествах.

Возрастной состав.

Нежелательно, чтобы в одной группе занимались дети с разницей в возрасте более двух лет. Во-первых, требования к детям будут различными, во-вторых, велика вероятность давления старших товарищей на младших.

Выбор секций в зависимости от личностных особенностей ребенка

Все дети различаются между собой по типу темперамента и характера. В одной и той же семье может расти застенчивый меланхолик и подвижный холерик. Подходить к выбору дополнительных занятий необходимо и исходя из особенностей характера малыша.

Застенчивые дети

При выборе кружка или секции для такого ребенка важно обращать внимание на то, что у малыша хорошо получается. Ведь одним из требований при выборе секции в данном случае станет повышение самооценки малыша.

Так же неуверенному в себе ребенку подойдут спортивные секции, ориентированные на работу в команде — хоккей, футбол, водное поло. Командные игры позволят развить именно те навыки, которых ребенку недостает — коммуникабельность, умение работать в команде.

Особенно велика вероятность, что именно от такого ребенка, через некоторое время Вы услышите фразу «не хочу больше ходить в секцию». Но забирать его из кружка сразу же не стоит. Выясните, что именно является причиной такого решения. Очень часто первая же неудача становится трагедией для неуверенных в себе детей и побуждает отказаться даже от занятия, которое ребенку нравится.

Преодоление трудностей вместе с ребенком не только позволит продолжить заниматься важным и интересным для малыша делом, но и в наибольшей степени повысит его уверенность в себе и собственных способностях.

Активные и подвижные дети

На первый взгляд активному, общительному и подвижному ребенку подойдет любой кружок и секция. Часто такие дети с удовольствием посещают все или почти все, что предлагают родители. Основным при выборе развивающих кружков и секций для такого малыша является правильный подбор занятий и сочетание физической и интеллектуальной нагрузки.

Часто родители гиперактивных детей считают, что ребенку, прежде всего, необходимо «выпустить пар» и выбирают исключительно спортивные секции. Это не совсем верно. Гиперактивность детей, по мнению медиков, проистекает не из переизбытка энергии, а от быстрого истощения нервной системы. Чрезмерная физическая нагрузка не только может оказаться не на пользу таким детям, но и навредить.

Активному ребенку лучше подойдет сочетание спортивной секции, в которой раскроются его возможности и таланты с «тихими видами спорта», такими как шашки или шахматы, а так же с занятиями, требующими определенной сосредоточенности и концентрации — конструирование, моделирование, рисование. Это не только позволит сгладить негативные проявления в виде повышенной возбудимости, но и развить навыки, которые часто страдают у непосед — внимание, концентрация, способность сосредоточиться.

Плавание оказывает положительное воздействие на весь организм.

«Неспортивные» дети

Иногда от родителей можно услышать: «Мой ребенок совершенно неспортивный». Действительно, есть дети, которые не любят и не хотят заниматься спортом, а предпочитают тихие и спокойные занятия. Стоит ли настаивать на посещении спортивных секций в этом случае? Как ни странно да.

Выбирать при этом лучше виды спорта направленные на общее физическое развитие — аэробика, плавание, скалолазание, даже танцы. При выборе секции для такого малыша важно, чтобы само занятие казалось ему интересным, это позволит развить именно те навыки, которых не хватает ребенку незаметно для самого малыша.

В каком возрасте отдавать ребенка в кружок или секцию

Несмотря на многообразие различных групп раннего развития лучше, если до трех лет ребенок занимается с мамой. Во-первых, на таких кружках, как правило, проводятся занятия на развитие мелкой моторики и координацию движений, чем можно заниматься и дома исходя из предпочтений ребенка. Во-вторых, большинство детей именно в возрасте 2-3 лет начинают посещать детский сад, что само по себе стресс для ребенка и смена деятельности и круга общения.

Оптимально знакомить малыша с кружками и секциями будет в возрасте 3-5 лет, когда родители уже могут включить новое занятие в привычный распорядок дня и понаблюдать за реакцией ребенка на новую нагрузку.

По этой же причине не стоит предлагать школьнику новые виды деятельности до второго класса. Когда учебный процесс станет привычным, и Вы сами сможете оценить, сколько времени необходимо ребенку на отдых от занятий и приготовление домашних заданий.

Кружки и секции для дошкольника

Для дошкольника целесообразно выбирать нетравматичные виды спорта:

  • плавание;
  • легкая атлетика;
  • скалолазание;
  • аэробика;
  • фигурное катание;
  • гимнастика;
  • танцы.

Соревнования дошкольников по танцам.

К выбору командных видов спорта в этом возрасте необходимо подходить с определенной долей осторожности. Навыки общения в коллективе только формируются, и при отсутствии должной подготовки тренера к занятиям с малышами возможно возникновение конфликтов и полная потеря интереса со стороны ребенка к любым занятиям в команде.

Если вы бы хотели отдать дошкольника на борьбу, лучше так же выбирать наименее травмоопасные и «агрессивные» виды, такие как дзюдо и айкидо.

Благотворно скажутся на развитии дошкольника любые виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики:

  • лепка;
  • рисование;
  • прикладные искусства;
  • оригами.

Становлению речевых навыков и навыков общения будут способствовать различные театральные кружки, в том числе кукольный театр, хоровые занятия музыкой. Развитию пластики и слуха будут способствовать ритмика и занятия танцами.

Отлично малыши воспринимают и посещение различных живых уголков. Контакт с животными благотворно скажется на эмоциональном состоянии ребенка.

Дополнительные занятия для школьника

В возрасте старше 6 лет круг возможных кружков и секций, которые можно предложить ребенку расширяется. Уже можно без опаски предлагать все виды командного спорта:

  • футбол;
  • хоккей;
  • баскетбол;
  • волейбол.

В этом возрасте можно уже выбирать спортивные занятия более узкой направленности, например спортивная или художественная гимнастика, синхронное, подводное или скоростное плавание. А так же более агрессивные виды единоборств — карате, тхэквондо.

Силовые же виды спорта целесообразно подключать уже в подростковом возрасте — организм малыша еще плохо адаптирован к чрезмерным нагрузкам.

Школьникам так же можно предложить занятия требующие усидчивости и внимания:

  • робототехника;
  • моделирование;
  • основы программирования;
  • шахматы;
  • занятия, направленные на развитие специализированных навыков.

Любое дополнительное занятие должно гармонично дополнять привычный распорядок дня малыша. У него обязательно должно оставаться свободное время на игры и отдых. В этом случае Вы не только не перегрузите ребенка, но и максимально поможете ему проявить свои способности в новом виде деятельности.

Музыкальная школа или футбольная секция, бассейн или художественная школа, танцевальная студия или боевые искусства? Подобные муки выбора - не редкость для современных родителей. Школа и город сегодня предоставляют огромные возможности для дополнительного образования. Есть желания и способности ребенка, ожидания и амбиции родителей... Эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании объясняет, на что нужно обратить внимание, выбирая кружки и секции для ребенка.

Зачем ребенку секция бокса или театральный кружок?

Это первый вопрос, на который родителям нужно честно себе ответить. Опросы показывают, что есть три основных вектора выбора дополнительных занятий для ребенка:

  • Для общего развития
  • Для успехов и достижений
  • Для коррекции и/или преодоления каких-либо личностных особенностей ребенка и трудностей в общении

В первом случае обычно решается задача занятости ребенка, удовлетворения его актуальных интересов и развития общих способностей. Обычно семья идет по этому пути, если малыш не проявляет каких-то очевидных способностей или склонностей к чему-то конкретному. В этом случае ребенок обычно посещает несколько кружков и студий, часто может менять их.

Иногда это тревожит родителей: им кажется, что интересы ребенка изменчивы и непостоянны, и он не доводит дело до конца. Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то именно разнообразие кружков и секций открывает ребенку возможность пробовать себя в разных областях, нащупывая таким образом, что ему более интересно, что у него лучше получается.

Второй вектор выбирается семьей, если ребенок с раннего возраста проявляет (или родители думают, что проявляет) особые способности к чему-либо. С целью максимального развития специальных способностей и достижения в этой области результатов родители и подбирают дополнительные занятия. Движение в этом направлении предполагает высокую занятость ребенка, переход от уровня к уровню овладения навыками. Данный путь часто выбирают родители - профессиональные музыканты (художники, спортсмены) или мамы и папы, которые по каким-то причинам не реализовали собственную мечту детства быть хоккеистом, скрипачом, танцором и т.д.

Третий вектор - возможность компенсировать особенности или трудности ребенка. Например, если малыш стеснительный и тревожный, его записывают в театральную студию, чтобы он там раскрепостился. Не может постоять за себя? На боевые искусства. Слабое здоровье? На плаванье или фигурное катание. Проблемы с речью? На хор в музыкальную школу. Данное направление может трансформироваться как в первое, так и во второе в зависимости от стиля семейного воспитания.

Дополнительное образование существует для того, чтобы:

  • ребенок мог максимально раскрыть свои способности;
  • у ребенка была возможность почувствовать себя успешным в каком-либо виде деятельности;
  • ребенок смог сформировать представление о своих возможностях, интересах, предпочтениях;
  • семья и общество были спокойны, что дети под присмотром, заняты интересным и полезным делом.
Ребенок посещает кружки и секции потому, что то, что он там делает, ему интересно!

Где найти дополнительные занятия для детей?

Как только будет получен от самих себя честный ответ на первый вопрос, можно определяться, где решать поставленные задачи.

В первом случае подойдут кружки в школе, студии детского творчества, занятия в которых построены по проектному принципу: достижение конкретного, видимого практического результата за какой-то органичный (не очень длительный) срок, затем переход к новым задачам. Это могут быть школьные театральные или музыкальные студии с подготовкой концертов и спектаклей к праздникам, спортивные секции с участием в соревнованиях между классами или школами, творческие мастерские с подготовкой выставок или декораций к спектаклям, научно-познавательные кружки с подготовкой к защите проектных и исследовательских работ и т.д. Основная задача в этом случае - заинтересовать ребенка, подержать и развить возникший к какой-либо деятельности интерес.

Если решено развивать специальные способности, у ребенка есть ресурсы (здоровье, характер) и желание, а у родителей - время помогать ему достигать результатов в конкурентной среде, можно выбрать музыкальную, спортивную, художественную школу. С пониманием того, что эти занятия с большим трудом можно назвать "дополнительными": они будут занимать много времени, потребуют большого труда и занятости всей семьи как минимум на 5 лет.

Также нужно быть готовым к тому, что даже самый успешный юный спортсмен или музыкант не раз будет готов бросить дело, на которое затрачено столько времени и сил, и родителям вместе с ребенком придется принимать в этом отношении непростое решение. Но если семье этот путь по плечу - бонусы очевидны: это воспитание характера, высокая самоорганизация, умение трудиться, альтернативный круг общения со сверстниками, занятыми делом, и конечно, специальные навыки и умения.

Если семья хочет преодолеть какие-то трудности в развитии ребенка и в качестве средства для этого выбирает кружки и секции, важно понимать, что в этой ситуации (как, впрочем, и в любой другой) главный принцип - "Не навреди!". Родителям необходимо проконсультироваться со специалистом. Если ребенок идет в сферу спорта, то логично будет заранее обсудить это с врачом-педиатром и тренером; если в театральный кружок или на курсы иностранного языка - то с логопедом; если в творческую студию - то с педагогом дополнительного образования. И в каждом из этих случаев ценную информацию можно получить в беседе с педагогом-психологом. Неудачный выбор кружка или дополнительного занятия может как помочь, так и усугубить сложности, которые испытывает малыш.

По мере взросления ребенка каждый родитель сталкивается с вопросом его разностороннего развития. В наши дни существуют студии, кружки и секции на любой вкус и кошелек. Как сделать оптимальный выбор с учетом возраста, увлечений и склонностей конкретной личности, АиФ.ru рассказала психолог Мария Ефимова.

Время пришло

Наталья Кожина, АиФ.ru: Мария, с какого возраста надо приобщать ребенка к кружкам и секциям?

Мария Ефимова: Психологи рекомендуют возраст 5-6 лет. Это оптимальное время, когда ребенок готов учиться, слушать взрослого и повторять «как надо». До этого же позволяйте малышу самореализоваться в своих творческих стремлениях: рисовать что-нибудь своё, петь, придумывать истории.

— Как понять, что нравится вашему ребенку, и вовремя направить его усилия в нужное русло?

— В раннем возрасте интересы ребенка только начинают зарождаться, поэтому вопрос, что ему нравится, а что нет, не решит проблемы. Большинству детей нравится заниматься самыми разными делами. Более явная склонность к какому-либо направлению проявляется только в подростковом возрасте.

До этого правильным будет такой подход: старайтесь развивать своего ребенка во всех направлениях. Пусть он попробует и лепку, и танцы, и какой-либо вид спорта, и игру на музыкальных инструментах, и шитье мягкой игрушки, и рисование. Подобное разнообразие поможет понять его склонности. Наблюдайте за своим ребенком в процессе игр — возможно, вы заметите ярко выраженную способность к чему-то особенному.

Представьте, перед вами список: виндсерфинг, вейкбординг, скрапбукинг (оформление вручную фотоальбомов, — ред .) — и у вас пытаются узнать, что из перечисленного вам нравится больше? Но вы просто не знаете, что значат эти слова! Именно понимание того, что стоит за каждым понятием, и поможет дать ответ. Следовательно, чтобы разобраться в склонностях своего ребенка, нужно сначала познакомить его с разными видами деятельности и дать в них поучаствовать.

— Что делать, если ребенок вообще не хочет ничем заниматься?

— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, почему подобное происходит. Возможно, ребенок просто не знает, что ему там может быть интересно, или у него нет опыта общения в коллективе. В любом случае, заставлять малыша идти туда, куда вы считаете нужным, — ошибка, которая травмирует его психику.

Следует помнить, что бывают социально активные дети и те, которые комфортно себя чувствуют в привычной обстановке, в окружении знакомых людей. Чтобы не нанести психическому развитию ребенка непоправимый вред, не стоит насильно выводить его «в люди», вовлекать в игры или занятия. Процесс социализации должен быть мягким и постепенным. Вы можете договориться прийти в студию и посмотреть, чем занимаются детки, и если ребенок заинтересуется — принять участие. Возможно, для малыша важно, чтобы во время занятий мама была рядом, а не сидела в коридоре.

Главный постулат: посещение кружка должно приносить ребенку удовольствие!

Не хочу, не буду

— Стандартная ситуация для многих детей: ребенок сначала с азартом чем-то увлекается, а спустя несколько занятий говорит, что ему не нравится ходить в выбранную секцию. Стоит ли уговаривать его остаться там?

— Во-первых, стоит разобраться, почему ребенок изменил свое мнение. Поговорите с ним об этом в спокойной обстановке, узнайте, в чем причина: что-то не получается, не нравится руководитель кружка, задирают другие дети или сами занятия проходят вяло? Вполне может оказаться, что ваш малыш опережает основную группу в развитии, и предложенные задания недостаточно сложные, чтобы вызывать интерес — следовательно, он начинает скучать.

У ребенка школьного возраста обязательно спрашивайте, в какой кружок или секцию ему хотелось бы пойти, не записывайте просто по своему выбору. Помните, нет «правильных» или «неправильных» занятий творчеством. Не стоит заставлять ребенка посещать какую-либо студию только потому, что «все наши знакомые туда ходят» или «это престижно».

Выяснив причину, родители должны или разрешить проблему, или выбрать другое место для занятий. Если ребенок категорически против продолжения учебы, то не стоит заставлять его. Лучше договориться с ним о посещении последнего занятия, чтобы окончательно понять, будете ли вы туда ходить или стоит поискать другой кружок.

— Бывает так, что ребенок очень хочет заниматься, например, балетом, но педагоги уверены, что у него нет для этого способностей. Нужно ли идти на поводу у специалистов, чтобы избежать дальнейших разочарований?

— С одной стороны, наличие таланта — прямой путь к достижению значимых успехов в выбранной области. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг высот, заниматься ему следует тем, к чему не просто лежит душа, но и есть предрасположенность. К тому же, если способностей нет, то в престижные школы и студии ваше чадо вряд ли возьмут, как бы велико ни было желание. Но это относится лишь к тем секциям, где изначально необходимо обладать определенными навыками.

С другой стороны, показательна история знаменитого Карузо , которому в детстве учитель пения сказал, что у того нет голоса. И лишь вера матери в его талант помогла мальчику поверить в свои силы и продолжить занятия. Она сказала: «Не слушай никого. Ты поёшь, как самый прекрасный соловей в мире. Я это точно знаю!».

Ребенку очень важна поддержка родителей. Если он хочет танцевать — пусть танцует, даже если ему не хватает пластики. Да, не факт, что он станет знаменитым танцором, но, по крайней мере, будет счастлив — а это гораздо важнее!

— Какое количество кружков и секций оптимально?

— Их может быть столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас — денег. Главное не теряйте контакт с ним. Перегруженный ребенок становится вялым, сонным, теряет инициативу и интерес к жизни. Обязательно следите за состоянием и настроением своего малыша. Насколько он бодр и активен, хватает ли у него времени на игры? Тревожный звонок — если учителя жалуются, что ребенок спит на уроках, или вы замечаете, что он отказывается играть даже дома, потому что слишком устал и хочет отдохнуть.

Да, всестороннее развитие ребенка — это хорошо и правильно. Но оно должно идти рука об руку с заботой о его физическом и психологическом здоровье!

Каждый родитель мечтает увидеть в своём ребёнке чемпиона, или, как минимум, желает воспитать в нем интересную и развитую личность. Разнообразие секций и кружков зачастую вызывает у родителей чувство растерянности. Куда отдать ребёнка , чтобы оправдать ожидания: в спортивную секцию, музыкальную школу, «научный кружок» или уроки прикладного творчества?

По мнению психологов 5-6 лет – возраст, с которого дети готовы учиться, принимать наставления преподавателя, спокойно воспринимать критику тренера. Но это совершенно не значит, что нужно сидеть «сложа руки» до наступления этого возраста. С самого рождения ребёнок открыт к творчеству, играм и общению. К пяти годам родитель, скорее всего, уже знает об интересах своего чада.

Прежде чем выбрать секцию или кружок , задайтесь вопросом - какие способности вы наблюдаете у ребёнка? Возможно, малыш с детства удивляет своими рисунками, читает стихи или с удовольствием гоняет мяч во дворе. Ничего страшного, если никаких особенных талантов вы не отмечаете. Главное, чтобы у вашего сына или дочери было желание заниматься.

Мнение ребёнка играет важную роль

Обязательно посоветуйтесь с ребёнком, узнайте его мнение, обсудите с ним возможные варианты. Лучшим выбором будет направление, к которому у него есть и склонность, и интерес.


Екатерина Сафонова - психолог портала "Я-родитель" - проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

«Мнение родителей практически единогласно: ребёнок должен посещать кружки и секции, так как это способствует его всестороннему развитию. Но силы ребёнка, время и деньги, к сожалению, не резиновые, поэтому перед родителями часто стоит вопрос: как из такого многообразия различных кружков выбрать именно тот, в котором ребёнок сможет самореализоваться? Проверить это можно только методом проб и ошибок. Главной действующей силой должно являться желание ребёнка. К школьному возрасту дети обычно уже имеют представление о разных сферах деятельности и могут осознавать, чем они хотят заниматься, а чем – нет.

Часто бывает так, что родители отдали малыша в секцию, а он отказывается её посещать. В этом случае не стоит заставлять ребёнка делать что-то через силу. Конечно, иногда детишки ленятся, но чаще им действительно не нравится этот вид деятельности. Уважайте их желания! Если ребёнок Вам говорит, что он совсем не хочет заниматься лепкой, но ему нравится бокс, удовлетворите его просьбу. Если ребёнок ходит на секцию с удовольствием, значит, Вы всё делаете правильно».

Какие способности и качества развивают отдельные виды кружков и секций?

Подумайте, что именно вы хотите получить от тех или иных занятий. Каждое направление имеет ряд преимуществ, которые стоит учитывать при выборе.

Всем известно, что спорт укрепляет здоровье, вырабатывает выносливость, силу и ловкость. Благодаря занятиям в детской спортивной секции формируется характер ребёнка: появляется уверенность в себе, он легче преодолевает трудности и усталость.


Музыкальная школа или вокальная студия – направления, которые прививают любовь к музыке, совершенствуют музыкальный слух, формируют чувство ритма. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, память, усидчивость и дисциплинированность.

Занятия в хореографических кружках развивают в ребёнке гибкость, ловкость и координацию движений, формируют правильную осанку, способствуют развитию мышц и связок, помогают выработать чувство ритма. Ребёнок, занимающийся танцами , как правило, уверен в себе, имеет твёрдый характер, легче воспринимает трудности и неудачи, более открыт миру.


Уроки в студии актерского мастерства способствуют развитию коммуникативных навыков. Ребёнок учится выражать мысли и чувства, красиво и складно говорить, обретает контроль над своими эмоциями. Дети, обучающиеся театральному искусству, имеют возможность к самовыражению, они более внимательны, обладают хорошей памятью и ярким воображением.

Занятия в художественном кружке вырабатывают в ребенке способности к нестандартному мышлению, развивают воображение, формируют творческое отношение к окружающему миру. Работа с различными художественными материалами и ручной труд тренируют мелкую моторику, что крайне важно для детей младшего возраста.


Что ещё необходимо учесть, при выборе кружка или секции для ребёнка?

Роман Алехин, Маркетинговая группа Алёхин и партнеры

«Я вижу два равнозначных критерия. Первый – это полезность для будущей профессии и второй – это соответствие желаниям ребенка. Именно эти критерии желательно учитывать, чтобы кружок не был просто потраченным временем и нервами ребенка и родителей. Например, мы видим, как развивается мир вокруг нас и видим, что в будущем большинство работ будут выполнять роботы с искусственным интеллектом, соответственно, своего 12-летнего сына я в этом году поведу в кружок робототехники и программирования . Будет он там заниматься или нет - зависит и от наполнения, и от преподавателя, и от того насколько ему это подходит. Я постараюсь сделать так, чтобы ему было интересно, и чтобы он знал, что интересным может быть не только футбол , которым он увлекается. Нет-нет, с футбола я его забирать не буду, его он так же будет посещать 3 раза в неделю, так как развитие должно быть сбалансированным и спорт, особенно командный, развивает не только физическую силу, но и коммуникации, доверие и умение работать в команде, что очень важно для жизни и работы в любой сфере».


Не забудьте взять во внимание территориальность заведения, которое будет посещать ребёнок. Сможет ли он добираться до места один, если не будет возможности провожать его? Сколько времени он будет тратить на дорогу?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.