Байкал шаманский камень. Шаман-камень на Байкале: истории и легенды

Одной из удивительных достопримечательностей Байкала, покоривших сердца людей, является заповедная скала Шаман-камень, что лежит у истока Ангары (часто его путают с другой байкальской «знаменитостью» – горой Шаманкой, которая находится на мысе Бурхан).
Эта скала (Шаман-камень) с давних времен окружена таинственными сказаниями: издревле шаманы здесь проводили обряды, также местные жители считали ее местом обитания Ама Саган Нойона, хозяина Ангары, и складывали о ней красивые легенды.

И вот одна из них.
Это случилось очень давно. В те времена, когда на Земле жили могучие богатыри и доблестные витязи. Был тогда Байкал несметно богат и велик, и все уважали и почитали его. Была у него дочь – красавица Ангара, и все преклонялись перед ее красотой. Байкал любил и баловал Ангару, была она отрадой его сердца. Росла дочь Байкала своенравной и гордой, но шло время, и настал черед Ангаре выбрать мужа.
В ту пору стояло лето – приближался праздник сурхарбан. Призвал Байкал к себе окрестных богатырей, дабы те могли помериться силою и отвагой своей покорить сердце его единственной дочери. И был среди них, кто был ему особенно люб – молодой богатырь Иркут. Но сколько б отец не нахваливал удалого Иркута, сердце дочери оставалось непреклонным.
Наступил праздник, сошлись богатыри силой мериться, и был среди них один – Енисей, сын могучего Саяна, – который превзошел их всех, и его отвага и доблесть покорила сердце Ангары.
Но Байкал не захотел дать своего родительского согласия, и пришлось молодым расстаться. Долго уговаривал отец свою дочь выйти замуж за Иркута, но Ангара отвечала отказом. Тогда Байкал заточил ее в темницу, где в одиночестве томилась она без своего возлюбленного. Когда же отец сказал ей, что дал согласие Иркуту на брак, решилась Ангара бежать и попросила младших братьев своих – ручейков помочь ей. И пришли они своей старшей сестре на помощь, размыли стену темницы – вырвалась Ангара на свободу.
В гневе кричал вслед беглянке Байкал. Над Землей поднялся страшный шторм. Этот шторм сотряс небо и землю, и от него в страхе бежали звери и птицы. Кинулся вслед за Ангарой молодой Иркут… Вдруг молния расколола старую гору – подхватил Байкал осколок горы и кинул вслед дочери, чтобы преградить ей дорогу. Но поздно – уже рядом с Енисеем была Ангара, и подхватил он ее в свои объятья. С той поры так и остались они неразлучны.
Слезы горя и радости, что выплакали Байкал, Ангара, Иркут и Енисей со временем превратились в воду и с той поры так и остались там. А осколок скалы, который кинул вслед дочери Байкал, люди прозвали Шаманским камнем. Легенда гласит, что ежели сильно осерчает Байкал, то в гневе смоет он водой Шаман-камень, и затопит тогда весь мир. Дабы умилостивить грозный Байкал, издревле люди приносили ему на этом месте щедрые жертвы.

По этой же легенде, если внимательно всматриваться в скалу, можно увидеть лица старых шаманов, которые в древности совершали в тех местах свои ритуалы... Вот уже как несколько лет скала разрушается, и люди видят в этом дурное предзнаменование.
Шаман-камень расположен в 70 км от Иркутска, в селе Листвянка. И это действительно то место, которое стоит увидеть воочию.

В древности еще проверяли супруг на преданность. Девушку оставляли на ночь на Шаман - камне, и если она до утра оставалась на нем - верна, если нет, то...

Новость отредактировал zolalex - 25-03-2013, 21:45

В истоке реки Ангара находится, выступающая по середине реки, скала. В древности местные жители Приангарья наделяли Шаманский камень чудодейственной силой. По древним верованиям, это было место обитания хозяина Ангары – Ама Сагаан нойона. На Шаманском камне проходили особо важные шаманские обряды, здесь давали клятвы и молились, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, сюда на ночь привозили преступника и оставляли его одного над холодным, леденящим потоком, чтобы к утру он сознался в содеянном.

Если к утру вода не забирала его, если он не погибал от страха и студеного дыхания Байкала, его прощали. Свидетельством почитания священного камня является усыпанное монетами дно вокруг Шаманского камня.

МЫС РЫТЫЙ

Мыс Рытый расположен на западном берегу Байкала, напротив самого широкого места озера. Для местного населения это место является священным и запретным для посещений. Ни под каким предлогом ни один из аборигенов не соглашается высаживаться здесь на берег.


Некоторые считают, что на этом месте когда-то был древний город, о чем свидетельствует искусственная каменная стена. Другие говорят о повышенном радиоактивном фоне. До сих пор на Рытом соблюдаются старинные запреты: нельзя рубить дерево, стрелять зверя, иначе будет обеспокоен местный дух.
На мысе нет деревьев и никаких поселений, одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо, до этого места не доходит автомобильная дорога, и здесь нет даже тропы по побережью. По неизвестным причинам на посещение мыса местным населением было наложено табу, и этот запрет действует и в наше время. Жители старательно избегают посещений, именуя его проклятым местом, но, разговорившись, могут поведать много загадочных историй, связанных с этой священной местностью. Стоит добавить, что этот мыс входит в территорию , и, чтобы здесь высадиться на берег, нужно специальное разрешение от администрации. Заповедный режим в сочетании с местными шаманскими запретами посещать священный мыс сделали свое дело: только редкие одиночки осмеливаются заходить в глубь ущелья, а их рассказы о загадках Рытого превратили его в главное аномальное место на Байкале. Последние годы вокруг этого района сложено немало легенд. Ответвляющий разлом ущелья р. Риты обладает аномальными особенностями, и с древних времен на его посещение наложено табу местными жителями. Больших причин нет нарушать эти запреты и сейчас, нет смысла просто ради любопытства заходить в «страшное и священное место», где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры и наводящие порчу на посетителей их жилища. Шаманские заклятия действуют и в наше время, в этом легко убедиться, отследив судьбу людей, нарушавших вековой запрет и проникавших в ущелье. Многие из них преждевременно и скоропостижно ушли из жизни. По местным обычаям, нельзя проезжать мимо этого места, не почтив духов Рытого.

МЫС ХОБОЙ

Мыс Хобой (по-бурятски хобой – «клык, коренной зуб») – самый северный мыс на . Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря, имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах с востока и запада.


Местное название скалы – Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это – окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» – превратили ее в скалу.

Мыс Хобой избран сейчас различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти «представители» не постеснялись наследить, оставив на самом видном месте рериховский знак – красный круг с тремя точками внутри. Но истинный, сокровенный знак острова совсем не этот. Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах мыса два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Почитание этой птицы как духа острова сохранилось до наших дней.



С мысом Хобой связана легенда о драконе, который, пролетая над священным озером, обронил свой клык. Упав на Хобой, клык мифологического животного ушел глубоко в землю, оставив в очертаниях острова характерный след. Некоторые ученые предполагают, что это предание связано с воспоминаниями о падении некоего космического тела (возможно, небольшого метеорита), случившемся много тысяч лет тому назад. Именно такая локальная катастрофа и могла стать причиной сильной геомагнитной активности, проявляющейся в этой части Ольхона. Парапсихологи, часто посещающие Хобой, отмечают в районе мыса постоянный мощный выход астральной энергии, что сопряжено с многочисленными случаями появления здесь призрачных субстанций. Местные жители уверяют, что иногда на мысе можно встретить духов своих умерших предков или даже увидеть собственные прежние воплощения. Особую известность получил дух Белого шамана, выходящего из вод Байкала. Считается, что увидеть духа – к большой удаче.

Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитной скалы. Встречаются здесь редкие и реликтовые травы. Зимой можно осмотреть гроты, сказочно украшенные наплесковым льдом и прозрачными сосульками. Находятся они на уровне уреза воды, их входы ориентированы на север. В скалах, на уровне воды, на мысе, имеются гроты длиной до 22 метров, осмотреть их можно только зимой со льда.

СКАЛА ШАМАНКА

Одно из самых загадочных байкальских мест – скала Шаманка на мысе Бурхан, состоящая из белого мрамора, гранита и кварца.
Шаманка ранее именовалась «камень-храм». Первые исследователи Байкала - в частности, известный российский исследователь Владимир Обручев - отмечали, что это место вызывает суеверный ужас прибайкальских бурят. Никто, кроме шамана, не имел права приближаться к заповедному месту. Если же нужда заставляла, то копыта коней обматывали войлоком и кожей, чтобы не потревожить цоканьем покой хозяина Байкала. Женщинам полагалось обходить скалу за две версты.


Через скалу Шаманка насквозь проходит пещера. По меркам спелеологов, она не столь уж большая: длина - примерно на 12 метров, в ширина - до 4,5 метров, высота - местами 6,5 метров. Однако, именно эта пещера стала центром культового поклонения.

Буряты были уверены, что в пещере Шаманской скалы живет эжин - хозяин Байкала. В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах - сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с небес вершить суд над людьми и выбрали разные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай поселился в пещере Скалы Шаманка.



По свидетельствам жителей поселка Хунжир, расположенного неподалеку от мыса Бурхан, на протяжении столетий пещеру посещали шаманы многих народов, населявших древнюю Сибирь. Жрецы языческих религий проводили в пещере ритуалы, связанные с очищением родовой кармы и снятием проклятий; впадая в транс, получали возможность созерцать картины прошлого и будущего.

МЫС БОГАТЫРЬ НА О. ОЛЬХОН

Большой притягательностью для служителей шаманских культов с незапамятных времен обладает Богатырь – мыс самого крупного . Старинное название мыса – Огненный – связано с тем, что первые русские путешественники, приплывшие к острову в конце XVI века, неожиданно увидели огромный столб огня, взметнувшийся перед ними из байкальских вод к небу. Огненная стена будто не пускала иноземцев на священную землю острова. Подобное явление на мысе время от времени отмечалось и позже.


Со слов бурятского шамана Уирбека известно, что на мысе Богатырь принято проводить ритуалы, связанные с заклинанием стихий силы: огня, ветра и воды. Вплоть до первой четверти XX века среди вождей и старейшин местных племен и селений было принято приносить на мыс новорожденных младенцев мужского пола. Считалось, что попав в это место, будущий вождь или воин обретает особую физическую и духовную силу и получает долголетие.

ОЗЕРО ШАРА-НУР

Неподалеку от Байкала, по пути к пади Ташкинэй, окруженное дремучим лесом и сопками, расположено небольшое озеро Шара-Нур, что в переводе с бурятского означает «Желтое озеро». Подобное название оно получило за мутный цвет воды, чрезвычайно насыщенной сероводородом. По этой причине в наши дни водоем привлекает людей, страдающих заболеваниями суставов. Говорят, недуг бесследно проходит после нескольких купаний больного в водах Шара-Нура. В прежние же времена местное население боялось погружаться в озеро, так как верило, что в нем обитает гигантский желтый змей – Шара-Каая.


Местные легенды гласят: когда-то в этих краях жил смелый богатырь, который прогневил злого духа Эркина, не уступив ему в жены свою красавицу сестру. В наказание злой дух превратил богатыря в огромного змея, повелев ему вечно жить в водах озера и питаться падалью озерной да человечиной. Считается, что именно поэтому в Шара-Нуре никогда не находят тел утопленников – их поедает Шара-Каая. Правда, по предположению ученых, Шара-Нур, расположенный более чем на 100 метров выше уровня моря, соединен с Байкалом сетью подземных туннелей, через которые вместе с вытекающей водой и уходят тела утопленников. Однако и в наши дни местные охотники и рыболовы утверждают, что иногда слышат доносящиеся из мутных вод звуки, похожие на рычание неведомого гигантского существа.

ГОРА АЛХАНАЙ

Самая высокая гора на территории Агинского Бурятского национального округа – Алханай (1665 м) – связана с историей буддизма и именем Чингисхана.
Это одна из буддистских святынь бурят. У ее основания находится храм Великого блага. Одно из интересного здесь – естественный грот, в своде которого есть трещина, уходящая в глубину скалы, и из нее сочится вода, которая считается целебной. Верующие пьют воду и делают подношения – зерном или монетами.


Астрологические вычисления буддийских монахов показали, что именно эта вершина является местом посещения среднего мира, в котором живут люди, миром Всевышним, где обитают боги. А главным покровителем самой высокой точки Алханая является божество Дэмчог - один из пяти главных Будд, имя которого в переводе с тибетского языка означает Вечное благо.

С древних времен племена бурят и монголов одухотворяли эти места. На Алханае находится 12 святынь. Самая почитаемая из них – Уудэн Сумэ (Храм Ворота). Эта природная арка в скале, как считают ламы, образует канал, связывающий наш мир с Шамбалой.



Каменный брусвер высотой с метр окружает тропу, по которой паломники идут к храму. Паломники поднимают с тропы камни и таким образом облегчают путь идущим за ними. Под аркой находится субурган – небольшая буддистская ступа, возведенная в 1864 году.

СТОЛ ЧИНГИСХАНА

Легендарное место, связанное с именем великого воина, - это Стол Чингисхана («Чингис хаанай шэрээ») в междуречье Угутэрэ и Барун-Хандагай. Он представляет собой огромный валун, на который, по легенде, были нанесены древние письмена. Расположен в предгорьях Тункинских Гольцов, в 4 км западнее бывшего Хандагатайского дацана. Его размеры – 8х6х1,5 м, форма снизу яйцевидная, а сверху плоская.


С северной стороны «камень-стул» размером 3х1,5 м. Почитаемое у местных жителей место совершения буддистских и шаманских обрядов.

Очень большое значение вкладывается в слово «шэрээ»: это не просто стол, а престол.

БЕЛАЯ ГОРА

Священное эвенкийское место. Находится в центральной части Витимского плоскогорья, на восточной окраине Мало-Амалатской впадины, на левом берегу реки Багдаринка. У подножья Белой горы находится центр Баунтовского эвенкийского района – с. Багдарин. Село названо в честь горы – ее эвенкийское название Багда-урэ (белая гора).


Высота горы – 170 м. Она сложена светло-серыми доломитами, и поэтому издалека кажется белой. Крутой юго-западный склон полностью лишен почвы и растительности. Верхняя часть украшена целым рядом отвесных причудливых скальных останцев в виде башен, пирамидок, столбов.
Белая гора имеет статус священного места. С давних времен совершают здесь молитвенные обряды с жертвоприношениями, предназначенными величественному и всемогущему духу горы.

ГОРА ЖИМА

Жима – высочайшая точка Ольхона, являет собой гору 1276 метров высотой над уровнем моря. Находится на востоке острова, на мысе Ижимей.
«Ижимей» уходит корнями к слову «эжин», означающему «хозяина местности». В шаманской мифологии древних говорится о боге грома, отпрыске самого Божественного Неба, возжелавшим обитать подле знаменитого ольхонского шамана Нагре-бо. Позднее дворец горы Жима перешел чете шаманов, Угэтэ-нойон переселился ближе к кромке воды.


Аборигены чтят гору, относятся к ней как святыне. Согласно преданиям, на Жиме обитали боги и духи. Макушку горы раньше венчала избушка, сложенная из дерева, также стоял сосновый шалаш, созданный руками ольхонских шаманов. Воплощение духа горы – седовласый и бородатый старик. Местные жители нередко рассказывали истории о заплутавших путниках, коим помог выйти к людям некий древний старец.

Восхождение на гору вкупе со спуском займет весь день, а тропа как таковая попросту не существует. Идти придется, прибираясь сквозь густые заросли леса и источников воды на пути не встретится. Поэтому живительную влагу стоит захватить с собой.

ГОРА-БЫК (БУХА-НОЙОНОЙ-ХЭБЭТШЭ – СВЯЩЕННАЯ ГОРА)



Гора возле села Торы Бурятии к северу от реки Иркут. Связана с культом сакрального предка представителей бурятского племенного союза булагатов Буха Нойона – земного божества, покровителя стихии земли и пастбищ, скотоводства. Культ Буха Нойона в дальнейшем заимствован хонгодорами. В настоящее время на этом месте проводят шаманские и буддистские обряды все тункинские буряты.

ГОРА ЕХЕ-ЁРД

На правом берегу реки Анги в всего в двух километрах от Байкала, в восьми километрах от поселка Еланцы над долиной возвышается в форме купола курган высотой в 42 метра. Очертания кургана, сложенного гнейсами, гранитными пегматитами, кварцевыми жилами, кажутся рукотворными, хотя до сих пор геологи не нашли признаков, указывающих на то, что эти плиты сюда привезли люди. Нет и на горе Ерд или рядом характерных обо – культовых пирамидальных груд камней, которые свидетельствовали бы, что в древние времена к горе Ерд, во время какого-либо праздника приносили или привозили камни.

Гора Ехе-Ёрд находится на одной прямой от Малой Ердинской сопки к священной горе на берегу озера Байкал, напротив этих двух сопок на скалах левого борта долины реки Анги хорошо сохранились наскальные рисунки с изображением животных. О древности рисунков свидетельствует и то, что нижние из них засыпаны осадочными породами. Древние рисунки включают в себя большое количество изображений бегущих оленей и рисунки рогатых людей.

В хорошую погоду над водой видна лишь верхушка Шаман-камня, выступающая на 1-1,5 метра, но под водой кроется скальный массив, благодаря которому река Ангара не замерзает зимой. В незамерзающей полынье протяженностью от 5 до 15 км обитают до 15 тысяч водоплавающих птиц. Это единственная во всей северной Азии незамерзающая зимовка.

Уникальный геологический объект (паспорт)

Категория : Уникальный геологический объект (УГО)
Геологический профиль: Геоморфологический
Общая площадь: 0.05 га
Год создания: 1981
Статус: Региональное значение

Нормативно-правовая основа функционирования: Утвержден, Решение облисполкома от 19.05.81 N 264
Перечень основных объектов охраны: островок в истоках Ангары, сложенный нижнеархейскими гнейсами, кварцитами, амфиболитами

Краткое описание геологического объекта: На нет, пожалуй, более популярного и легендарного места, чем крохотный островок в истоке Ангары, носящий название Шаманского камня. Это все, что осталось здесь от Приморского хребта после размыва его в незапамятные времена водами Ангары. У камня довольно обширное скальное основание, образующее своего рода порог перед байкальскими глубинами.

Географическое положение: исток р. Ангары, в 0.5 км от условного створа

Широта: 51.87 Долгота: 104.8 (градусы)

Дополнительные сведения: Шаманский камень окружен водами, и пока един­ственным неосуществившимся покушением на его це­лостность можно считать предложение о взрыве для быстрого наполнения водохранилища Иркутской ГЭС.

Камень, заставляющий вздрогнуть

Многие люди знают чудесную легенду о появлении этого камня, ко­торым старик Байкал пытался преградить путь своей своенравной и прекрасной дочери, тайно убегавшей к красавцу Енисею.

При строжайшей опеке своего отца Ангара чувствовала себя не­вольной затворницей, и всячески молила небесные силы о своём осво­бождении.

«О вы, тэнгэринские боги,

Хоть сжальтесь над пленной душой

Не будьте суровы и строги

Ко мне, окружённой скалой.

Поймите, что юность в могилу Толкает запретом Байкал...

О дайте мне смелость и силу

Раскрыть эти стены из скал...»

Легенду знают многие, но мало кто осведомлён в том, что камень славен не только и не столько этим легендарным прошлым, но и тем, что служил культовым пристанищем для молитвенных обря­дов бурятских шаманов. Не менее интересно то, что он был своего рода «клятвенным» местом, на которое отправляли людей, которых подозревали во лжи или измене, особенно в этом плане «везло» не­верным женам. Считалось, что человек, высказывающий неправду, обязательно будет наказан за свой грех на этом камне. Важное свиде­тельство об этих фактах можно найти у Г.Ф. Миллера - немецкого историка, описавшего Сибирь в 18 веке. Он на основании бурятских поверий писал о наличии Aiesha-tscholo «заставляющей вздрогнуть скалы» в истоке Ангары и отмечал, что данное и аналогичные места «пользуются таким почитанием, что лица обвиненные в престу­плении и желающие доказать свою невинность, прибегают к подоб­ной скале и обхватывают её обеими руками, будучи твёрдо убеждены в том, что если ложно поклянутся, то непременно умрут».

Как предполагают некоторые исследователи, легенда о неесте­ственном перемещении шаманского камня является подтверждением того, что в не столь давнее время древние люди были реальными сви­детелями геологических катаклизмов на берегах . В частно­сти, это касается катастроф, в ходе которых возникали новые стоки из озера и перекрывались старые, например, в районах Култука или Бугульдейки (см. материал об этих местностях).

Вблизи от Шаманского памятника в 1972 году появилось ещё одно памятное для иркутян, и не только их, место - каменный обе­лиск на берегу истока Ангары, вблизи которого погиб известный рос­сийский драматург, тридцатипятилетний Александр . Он - полурусский-полу бурят - утонул здесь, не справившись со сту­дёной водой. Предчувствуя свою судьбу, в своем дневнике он как-то записал: «Я никогда не буду старым».

Одна из весьма известных достопримечательностей Байкала – Шаман-камень. Его еще называют одиноким гольцом, который разделяет между собой озеро Байкал и реку Ангару, интересно, что по нему также можно определить, где начинается Байкал.

Это место имеет очень интересную и далекую историю, поэтому я решил приехать и своими глазами посмотреть на легендарный Шаман-камень на Байкале, а не на фото в интернете.

Почему сюда стоит приехать

Стоит приехать сюда, чтобы посмотреть на это прекрасное и удивительное место, послушать легенды из уст местных и насладиться неземной красотой озера Байкал, как это сделал я и о чем ни капли не жалею.

Чтобы получше рассмотреть Шаман-камень, стоит направиться на две площадки у берега, которые располагаются возле камня Черского и камня Вампилова. Именно отсюда становится видно, что Шаман-камень является одиночной скалой, разделяющей поток реки Ангары на две части. Я наблюдал прекрасную панораму с камня Черского, вид действительно восхитителен.

Буряты в эпоху древних времен считали, что духи могут быть отличными детекторами лжи. Если человека обвиняли в преступлении, то отправляли на камень на всю ночь, предоставляя духам вершить правосудие. Было три варианта последствий:

  • человек мог выжить и остаться при своей памяти – значит, духи его простили;
  • человек мог сойти с ума – это было наказание духов;
  • человека могли не найти к утру – значит его вина была так велика, что духи забирали человека к себе.

Как добраться до Шаман-камня

Чтобы посетить на легендарный Шаман-камень, необходимо добраться в поселок Листвянка, который располагается в 70 км от Иркутска. Попасть сюда можно тремя способами:

  • Общественный транспорт . Возле иркутского автовокзала находится стоянка маршрутных такси №524, которые ходят в эту сторону ежедневно (расписания точного у них нет – все зависит от наполняемости). Если вы сторонник большей точности, то направляйтесь к кассам и берите билет на рейсовый автобус (первый уходит с вокзала в 8-30 утра), которые ходят по маршруту каждые полчаса. Время, затраченное на поездку, составит около 1 часа. На билет вы потратите 80 рублей.
  • Собственный транспорт . При наличии автомобиля добраться до поселка и достопримечательности не составит труда. Необходимо при выезде из Иркутска выбрать трассу на Листвянку, которая проходит вдоль берега – ошибиться очень трудно. Для антуража и достоверности купите в киоске путеводитель.
  • Автостоп . В сезон в сторону Шаман-камня непрерывным потоком направляются туристы. Если у вас есть опыт и желание, то воспользуйтесь старым добрым автостопом. Только будьте внимательны и соблюдайте правила собственной безопасности.

До самого Шаман-камня мне пришлось топать пешком от остановки, на которую приезжает маршрутка №524. По расстоянию это где-то 4 километра. В поселке нет общественного транспорта, поэтому приходится рассчитывать только на собственные силы. Ну а если идти пешком лень, вы можете нанять лодку в порту Листвянки и домчаться до Шаман-камня за несколько минут, но такое удовольствие обойдется вам в 300-500 рублей.

Как подобраться поближе

Я, как и все туристы, посещающие этот памятник природы, достаточно быстро осознал, что просто стоять и смотреть на него с берега – не самое веселое занятие. Поэтому местные жители могут предложить вам несколько вариантов путешествия к самому камню.

Летом

В первую очередь в летний сезон здесь часто устраивают теплоходные туры на суднах типа «Ракета», чтобы гости могли совершить круг почета вокруг этой достопримечательности. Обойдется такое удовольствие примерно в 500 рублей.

Также можно прогуляться по берегу или по воде на лодочке, изучая пейзажи. Это прекрасное место для тихого отдыха, приятного единения с природой и погружения в собственные мысли.

Зимой

Если вы прибыли зимой, то не нужно расстраиваться – предприимчивые местные быстро придумали, как доставлять к камню туристов, которые жаждут впечатлений. Они перевозят гостей на небольшом аэробусе – этакий аэроход на воздушной подушке, здесь он называется хивус. Воспользоваться столь оригинальным транспортным средством вы сможете в порту поселка Листвянка.

Что интересно, в зимний период здесь собираются ученые, которые с восторгом наблюдают за единственной в северной Азии незамерзающей зимовкой, где можно увидеть не менее 15 тысяч птиц – зрелище потрясающее.

Притронуться к прекрасному мне помог местный житель всего за 300 рублей. Он усадил меня в моторный катер и прокатил до камня.

Где остановиться

Проблем с проживанием здесь быть не может: поток туристов увеличивается каждый год, поэтому гостиниц очень много. Можно выбирать между двумя соседними поселениями: Никола и Листвянка. Если вам хочется находиться поближе к знаменитому камню, то лучше остановить свой выбор на поселке Листвянка, как сделал я.

Легенды о Шаман-камне

С самых давних времен те места, где располагается глубочайшее озеро на планете, прославились как самые красивые, живописные, а также весьма таинственные по происхождению. За все то время, что человек проживает на землях Байкала, родились и умерли несколько красивых легенд, сказаний и мифов.

В истоках реки Ангары расположился легендарный Шаман-камень, который давно стал символом озера. Из-за созвучия иногда возникает неразбериха между этим камнем и второй известной достопримечательностью Байкала – .

Таинственность этого места основана на множестве легенд и преданий, согласно которым древние бурятские шаманы использовали эту скалу как место жертвоприношений, а древние аборигены почитали Шаман-камень как дом хозяина Ангары – Ама Саган Нойона (о нем в бурятском эпосе можно найти множество легенд и мифов).

Самая красивая легенда о появлении этого камня связана с древними временами, витязями и трагичной любовью.

В те времена Байкал был олицетворенной сущностью, которая символизировала богатство и величие этих земель. И, согласно легенде, у него была дочь, считавшаяся самой красивой девушкой, перед которой все падали ниц. Как и положено красавицам, Ангара требовала к себе внимания, но была гордой и своенравной. И когда настал час выдавать ее замуж, отец Байкал решил в летний период в честь празднования сурхарбана устроить богатырский турнир, в котором победитель получал сердце и руку красавицы.

На этом турнире отец проявлял свое благосклонное отношение к молодому воину по имени Иркут. Но чем чаще о нем говорил отец, тем упрямее становилась Ангара, которой приглянулся другой воин, красавец Енисей, победивший во всех сражениях. Однако отец не дал согласия на их брак, стараясь склонить свою дочь к супружеству с Иркутом. После многочисленных попыток, Байкал пришел в негодование, прогнал Енисея, запер Ангару в темницу и ответил за нее согласием молодому Иркуту. Когда до девушки дошли эти новости, она позвала на помощь своих братьев – ручейков, и сбежала с любимым. Отец Байкал был в страшном гневе, он вызвал шторм, от которого трепетали все животные.

Чтобы остановить строптивицу, Иркут побежал за ней, а рассердившийся Байкал кинул вслед кусок отколовшейся скалы, чтобы преградить путь. Однако она упала за спиной Ангары, а Иркут успел схватить ее лишь за край подвенечной фаты. Девушка попала в объятья любимого Енисея, и теперь они будут вместе навсегда.

А реки и озера стали полноводными, потому что горько плакал жених Иркут и отец Байкал, и счастливо лили слезы влюбленные Енисей и Ангара. А тот самый обломок, пущенный рукой отца, и есть Шаман-камень, обозначающий границу между отчимом домом и сбежавшей дочерью.

Кстати, вариантов этой легенды несколько. Согласно одному, это был не турнир, а Ангара просто узнала от перелетных птиц о красавце Енисее и захотела к нему сбежать. А у более трагичного варианта финал событий таков: обломок скалы попал в Ангару и она не досталась никому: ни Енисею, ни Иркуту, ни Байкалу, находясь теперь между ними.

Мистические верования

У этой легенды есть продолжение: местные верят, что однажды Байкал окончательно рассердится, и как только смоет этот одинокий островок, то следом смоет и весь мир. Поэтому они взяли на себя благородную миссию по защите мира от страшной катастрофы – долгое время жители приносили сюда подношения, а ныне бросают монетки.

Я рекомендую прогуляться по берегу, рассматривая камень, чтобы вы смогли увидеть несколько старческих ликов – это те шаманы, что были допущены к особым обрядам и жертвоприношениям в древнюю эпоху. К сожалению, влияние воды и ветра приводит к постепенному, но медленному разрушению скалы, в чем люди начинают видеть недобрый знак.

Антропогенное влияние человека

Влияние туристов на здешнюю местность велико – это направление бизнеса очень и очень сильно развивается. Напротив Шаман-камня была построена вертолетная площадка, которая со временем стала туристическим центром: летом здесь открыты несколько торговых павильонов с сувенирами и продуктами, а пристань уставлена небольшими лодочками, которые можно взять напрокат и добраться прямо до подножия Шаман-камня: большая его часть располагается под водой.

ГЭС и экология

Много лет назад было завершено строительство Иркутской ГЭС. В связи с этим вода в Ангаре поднялась на столько, что сейчас Шаман-камень располагается под водой. Теперь при хорошей погоде туристы могут полюбоваться исключительно на вершину некогда легендарной скалы – ее высота сейчас не больше 0,5 метров над уровнем озера. До постройки ГЭС это была возвышенность высотой более 3 метров.

Одно время шли большие народные возмущения, когда умельцы из Гидроэнергопроекта предложили совсем убрать Шаман-камень. Это было связано с тем, что он является серьезным ограничителем, который не дает большому объему воды попасть в сработку водохранилища. Из-за этого снижена пропускная способность истока Ангары, что выливается в большой расход воды ГЭС, особенно в те периоды, когда ее уровень в озере Байкал сильно опускается.

Значительное влияние оказывал тот факт, что если уровень воды снизится, то экология, сельское хозяйство и рыбный промысел понесут огромные убытки. И все логичные доводы были дополнены бурным протестом общества, благодаря чему проект не реализовали.

Люди пришли к единому заключению, что легенда не должна умереть, а свидетель тех эпох будет продолжать украшать здешние места.

Вместо заключения

Шаман-камень – это не только прошлое народов Байкала, это и мистическая составляющая здешних мест, и прекрасный элемент пейзажа, и место поклонения. Уверен, что всем необходимо посетить это место, чтобы оценить его прелесть, послушать местные легенды и насладиться прекрасными видами.

Что интересно, упоминание об этом камне есть в песне «Плач», которую исполнил лидер группы «Алиса» Константин Кинчев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.