Во сколько малыш начинает улыбаться. Вопрос мам и пап: "Когда ребенок начнет улыбаться?"

Первой осознанной улыбки в исполнении младенца с нетерпением ждут все мамы. Она является признаком налаженного эмоционального контакта и для родителей означает очень многое. В этой статье мы расскажем, когда дети начинают улыбаться и можно ли их этому научить.

Как развивается навык?

Осознанная улыбка становится возможной тогда, когда младенец успешно проходит первичный этап психического и эмоционального развития. Новорожденный почти не контактирует с внешним миром, он находится в состоянии глубокого внутреннего сосредоточения. Это важно для того, чтобы процесс адаптации к новой среде обитания, отличной от внутриутробной, протекал более быстро. Единственный способ контакта в этом возрасте – плач. Им ребенок показывает свое неудовольствие мокрыми пеленками или усталость, голод или боль.


Улыбка как реакция на узнавание, на родного человека приходит позже, чем неосознанная улыбка. Многие замечали, как новорожденные улыбаются во сне. Трудно судить, снятся ли им сны, но этого наука не исключает. Однако улыбка или полуулыбка в этом случае является выражением становления нервной системы малыша – непроизвольным импульсным сокращением лицевых мышц.

Такая первая улыбка не связана с эмоциями, она исключительно физиологическая. А вот эмоционально улыбнуться маме малыш может не раньше, чем он начнет узнавать ее лицо и выделять его из других лиц и предметов. Зрение малыша к концу второго месяца жизни становится более острым, он уже может сосредотачивать ненадолго взгляд на лицах и предметах, расположенных недалеко от собственного лица. Именно к этому возрасту грудничок и может продемонстрировать свою первую настоящую улыбку.


Умение улыбкой выражать эмоции имеет большое значение и никогда не появляется изолированно от некоторых других навыков. Как только карапуз в 2-2.5 месяца начинает узнавать маму, папу, он не только может улыбкой показать это, но и демонстрирует общее оживление: в ответ на мамин голос или прикосновение начинает интенсивно размахивать ручками, ножками, выгибать спинку, поднимая животик вверх. Некоторые в 2 месяца начинают гулить и агукать, и первые звуки в большинстве случаев тоже совпадают с первой полноценной улыбкой.

Все эти признаки означают своевременное и нормальное эмоционально-психическое развитие, которое для малютки является не менее важным, чем развитие физическое.

В будущем, когда малютка начнет учиться сидению, ползанию, ходьбе, именно нормальное психическое развитие обеспечит ту самую необходимую мотивацию для освоения всего нового. Без нее замедлится и физическое развитие.


Причины его отсутствия

Нарушение сроков эмоционального развития может наблюдаться у детей недоношенных, рождение которых произошло преждевременно. Некоторое время им приходится «догонять» ровесников по многим позициям, а потому и эмоциональная сфера малышей начинает развиваться несколько позднее. Но непроизвольная улыбка даже у недоношенных детей обычно проявляется уже в первые дни жизни. Такие малыши наравне с доношенными могут закатывать глаза, когда засыпают и улыбаться.

Определенное нарушение сроков психологического созревания может наблюдаться и у детей, которые в период беременности испытывали физическое неблагополучие – резус-конфликт, гипоксию, хроническую нехватку витаминов и минералов. Родовые осложнения, травмы головы, шейного отдела, а также кровоизлияние в мозг после рождения также могут привести к нарушению работы некоторых отделов коры головного мозга и замедлению психического созревания или к развитию психических заболеваний, но диагностировать их в столь нежном возрасте практически невозможно.

Врачи давно заметили, что дети, от которых отказались в роддоме и которые оказались в доме малютки, начинают улыбаться очень поздно, а некоторые, вообще, не хотят этого делать. В связи с этим специалисты заключили, что контакт с матерью (тактильный, голосовой) очень нужен младенцу с самых первых дней. Лишенный этого контакта грудной ребенок чувствует себя одиноким, развитие его эмоциональности идет очень медленно.


Примечательно, что самым важным является именно тактильный контакт. Это легко понять, проанализировав, как дети, глухие или слепые от рождения, учатся улыбаться. Они делают это примерно в те же сроки, что и здоровые ровесники, при обязательном условии, что мама рядом, она прикасается к малышу, гладит его, кормит грудью.

Недостаточный уровень общения замедляет малыша в развитии психики и полноценных ответных реакций.

Многое зависит и от характера самого малыша, от типа темперамента, с которым он появился на свет. Так, сангвиники и холерики начинают расцветать ответными улыбками несколько раньше, чем сонливые и ленивые меланхолики. Есть, вообще, детки, которые первым делом начинают хмуриться – это выглядит очень смешно и необычно. Но это тоже можно считать проявлением нормального психического развития.




Что означают улыбки?

Поскольку грудной малыш существенно ограничен в способах выражения своих эмоций, то его крик и его улыбки могут означать довольно большой спектр эмоций. Это не только радость от узнавания родного лица, но и свидетельство благополучия. Так, малыш может улыбаться просто так, когда он сыт, когда ему сухо и тепло, когда он спит и его ничего не беспокоит – ни колики, ни газики, ни посторонние звуки. Именно так следует понимать распространенную ситуацию, когда грудничок, которого покормили, переодели и уложили в комфортную кроватку, смотрит в одну точку на потолок и улыбается. Ему просто хорошо и это не должно тревожить родителей.


Неуместные улыбки играют большую роль в диагностировании психических заболеваний, нарушений аутистического спектра, но только после того, как ребенку исполнится 3 года. К этому возрасту психические недуги, если они имеются, будут иметь и другие симптомы и проявления.

По мере развития речевой функции дети начинают улыбаться более адресно, а также могут улыбаться во сне, когда видят знакомые образы или им снится мама. Другие виды улыбки (издевательская, например) малышам не знакомы. С ними они познакомятся позднее, обычно после двух лет.


Учить ли малыша?

Обучение искусству улыбаться должно начаться с первого дня жизни ребенка. И лучшее упражнение – собственный пример. Чем чаще ребенку улыбаются взрослые, чем чаще он видит такую мимику, тем больше вероятность, что ему захочется повторить ее и улыбнуться в ответ. Поэтому главное – это общение, эмоциональный обмен радостью в сочетании с прикосновениями, нежным голосом. Все это поможет ребенку быстрее понять, что находится он в полной безопасности, что мир, в которой он пришел, совсем не враждебный.

Часто бывает так, что после первой улыбки кроха перестает радовать ею родителей и достаточно долго не повторяет этой мимики. Такое бывает.

Мало научить малыша, нужно постоянно поддерживать в нем этот новый эмоциональный навык.


Порой родители не замечают, что сами большую часть дня проводят с угрюмым и суровым выражением лица. Дети, как высокочувствительные детекторы, мгновенно «считывают» это и стараются подражать родным людям. Таким родителям нужно учиться улыбаться и проявлять собственные эмоции вместе с ребенком.

Чуть позднее ребенок начнет смеяться, обычно это происходит к 5 месяцам. И поначалу странные звуки могут пугать его самого. Тут родителям лучше не вмешиваться, довольно быстро грудничок поймет, что странные пугающие звуки он может производить самостоятельно, а потому они совершенно не опасны. С этого момента начинается период смеха без причины – ребенок просто «репетирует», а мама начинает переживать, что он смеется всему и постоянно.


Когда нужно обратиться к врачу?

Показать ребенка доктору-педиатру с жалобами на отсутствие улыбок в частности и наличие слабой эмоциональной картины в целом нужно в том случае, если есть дополнительные трудности в его развитии. Отсутствие улыбки у двух-трехмесячного младенца в сочетании с общей мышечной слабостью и отсутствием даже малейших попыток установить зрительный контакт и попыток удерживать голову в положении лежа на животе – очень тревожный признак.

Отсутствие узнавания, реакции на голос матери, на ее прикосновение, отсутствующий взгляд, плохой аппетит, беспокойный сон и частый плач, не связанный с голодом или потребностью в замене подгузника, – вот те признаки, которые являются сигналом к тому, чтобы обратиться к педиатру, получить направление на обследование головного мозга одним из существующих методов, а в последующем – получить лечение.


Ребенок начинает улыбаться тогда, когда соблюдены все необходимые для этого условия – как внутренние, так и внешние. А потому начать следует с себя и анализа общения с чадом. И только тогда, когда ничего не помогает, на помощь придет медицина.

О том, когда ребенок начинает улыбаться, смотрите в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок

Все неприятные впечатления, полученные в роддоме, хроническое недосыпание и усталость мамы от настигших ее забот и хлопот в последнее время непонятно куда улетучиваются, когда начинает улыбаться новорожденный малыш.

Когда появляется первая улыбка у новорожденного?

Неосознанно новорожденный может улыбаться буквально через пару дней после рождения. Однако это является ничем иным, как рефлекторным проявлением, не связанным со способностью малыша видеть и слышать. Такая улыбка чаще всего наблюдается во время сна, купания или после кормления.

Для того чтобы ребенок начал улыбаться осознанно, должно пройти некоторое время. И это само собой разумеется, ведь в появлении такой улыбки задействуется порядка 17 лицевых мышц, что для новорожденного является непосильной задачей.

Кроме того, возникновению улыбки предшествует сложный мозговой процесс, включающий в себя узнавание эмоций близкого человека, передачу нервных импульсов в определенную зону головного мозга и последующее возвращение мышц лица в расслабленное состояние.

Когда новорожденный начинает улыбаться осознанно?

Примерно к 4-8 неделе жизни, когда у ребенка совершенствуется зрение и появляется способность различать приближенные к нему лица, он начинает выражать свою радость при помощи улыбки.

Так, в этот период улыбка малыша может быть ответной реакцией на:

Ребенок постепенно учится налаживать зрительный контакт со взрослыми, реагировать на ласковые прикосновения, интересные звуки, поэтому его улыбку могут предопределять теперь и окружающие его факторы.

И хотя малыш еще не умеет слушать внимательно, в этом возрасте с ним полезно не только разговаривать ласковым голосом, но и включать спокойную музыку, прикреплять к детской кроватке мобиль с приятной мелодией и забавными игрушками.

Одновременно с тем, как малыш начинает улыбаться своим родителям и близким, он может активно сучить ручками и ножками, сопровождая подобные действия характерным для новорожденных «гулением».

Педиатры называют подобные проявления комплексом оживления, который в том и заключается, что ребенок фиксирует перед собой лицо близкого человека или приятный для него звук и реагирует на них улыбкой, двигательной активностью, радостными вскриками, учащенным дыханием.

Однако все эти действия могут возникать у малыша еще до того, как взрослый к нему обратится. В таком случае, по утверждению специалистов в области психологии, комплекс оживления у ребенка становится еще одним способом, помимо крика и плача, манипулировать взрослыми, то есть таким образом он как бы пытается привязать к себе внимание окружающих.

Считается, что комплекс оживления формируется примерно с 3 недели жизни малыша и наибольшего пика достигает в возрасте 3-4 месяцев. Если ребенок так и не начал активно улыбаться спустя 8 недель после рождения, то это не означает, что его развитие происходит неправильно. Ведь здесь играет роль собственная индивидуальность каждого малыша.

Тем не менее, по наблюдениям ученых, недостаток телесного и эмоционального контакта с мамой прямо отражается на развитии ребенка. Так, составляющие комплекса оживления могут быть выражены слабее, а некоторые из них (такие, как «гуление»), могут и вовсе отсутствовать.

Неспособность или нежелание улыбаться очень редко наблюдаются сами по себе. Обычно они сопровождаются дополнительными физиологическими признаками или функциональными нарушениями. В случае серьезных проблем, педиатры и невропатологи, помимо улыбки, отмечают сразу несколько отклонений:

  • физиологические отклонения в шейном отделе позвоночника, когда ребенок не может держать головку;
  • отклонения психического характера, при которых выражается нежелание контактировать с окружающим миром;
  • нарушения в координации движений, когда малыш не способен фокусировать свое внимание на внешних факторах.

Самостоятельно справиться с вышеописанными проблемами невозможно. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к врачу, который назначит комплексное обследование организма, в результате чего выяснит причину психического или физиологического нарушения у новорожденного.

Так или иначе, главное, даже при наименьших сомнениях вовремя среагировать и начать действовать. Ведь только своевременное лечение избавит от проблем дальнейшее развитие малыша.

И в заключение. Пока ребенок еще не научился использовать улыбку в качестве одного из способов взаимодействия со взрослыми, ему нужно обязательно помочь. Для этого будет достаточно как можно чаще брать его на руки, поглаживать, ласково с ним беседовать, петь песни, рассказывать стишки и, конечно же, чаще улыбаться.

Такие простые действия со стороны любящей и заботливой мамы со временем приведут к тому, что ребенок однажды широко распахнет глазки и просияет ей своей невинной и, безусловно, радостной улыбкой.

Когда ребенок начинает улыбаться - родители и близкие люди радуются. Еще бы, наконец-то этот маленький человечек не только плачет, но и смеется. Но важен этот элемент развития не только с эмоциональной стороны, но и с физиологической. Вовремя появившаяся первая улыбка - признак нормального умственного развития ребенка.

Во сколько ребенок начинает улыбаться маме в ответ - скажет любой педиатр. В среднем, это возраст 6-8 недель. Иногда чуть раньше или чуть позже. Многое зависит от окружающих ребенка людей. Если его часто носят на руках, поют ему, с ним разговаривают, ласкают - ребенок начинает улыбаться осознанно уже в 1 месяц , если же эмоциональной сфере уделяется меньше внимания, то в 2 месяца. Но не стоит верить мамочкам, которые рассказывают о том, что их дети начали улыбаться еще в роддоме, то есть сразу после рождения. В таком раннем возрасте возможны только гримасы, но не осознанные улыбки. А в ответ улыбнуться ребенок уж точно не сможет, поскольку еще довольно плохо видит.

Улыбка - одна из составляющих так называемого комплекса оживления - эмоционально-двигательной реакции малыша на взрослого человека. Эта реакция начинает проявляться примерно в 3 недели жизни ребенка. В таком раннем возрасте он только замирает и сосредотачивается, когда к нему обращаются. Немного позднее появляется улыбка, гуление и двигательное оживление, как реакция на общение со взрослым человеком. Своего апогея комплекс оживления достигает к 4 месяцам. Позднее поведение ребенка становится более сложным и разнообразным. На незнакомых взрослых людей, даже если те с ним ласково разговаривают, он может реагировать наоборот плачем. Зато в таком возрасте он уже не просто улыбается, а заливисто хохочет.

Как сделать так, чтобы ребенок побыстрее начал улыбаться? Просто любите своего малыша и все обязательно получится. Обязательно с ним разговаривайте, даже если вы считаете, что он еще ничего не понимает. Дети, с которыми не разговаривали родители, медленнее развиваются. Они позднее начинают не только улыбаться, но и гулить, издавать звуки и говорить.

Улыбка новорожденного во время сна – зрелище, несомненно, милое. Наши предки верили, что в этот момент им снятся ангелы. В современном мире о том, почему младенцы улыбаются во сне, размышляют лучшие умы медицинского сообщества.

Большинство из них склоняются к мнению, что такое поведение ребенка может многое рассказать о его самочувствии и психоэмоциональном состоянии.

Особенности сна ребенка

Рождение и знакомство с неизвестными условиями – занятие весьма утомительное для любого грудничка. Именно этим объясняется такая большая продолжительность сна у малышей в первые месяцы жизни, по сравнению со взрослыми.

Да и в целом грудные детки спят совершенно иначе, нежели их родители. Фаза глубокого сна у ребенка наступает примерно через полчаса. Длится она недолго, и через некоторое время ее сменяет этап поверхностного сна. Его продолжительность гораздо больше, из чего можно сделать вывод о том, что новорожденные большую часть времени спят некрепко. По этой причине их сон можно считать очень чутким, а самих младенцев – чрезвычайно восприимчивыми к внешним раздражителям.

Зачастую во время поверхностной фазы маленькие дети демонстрируют различные эмоции: они могут плакать, кряхтеть или же, напротив, улыбаться и даже смеяться.

Уделяя пристальное внимание поведению ребёнка во сне, можно судить о его физическом и психологическом состоянии. Например, своим плачем малыш способен показывать, что его беспокоят кишечные колики, а у кряхтящего чада нередко выявляется запор. В свою очередь, улыбка, по мнению большинства исследователей, говорит о благоприятном эмоциональном фоне и отсутствии каких-либо нарушений в работе детского организма.

Таким образом, по большей своей части неглубокий сон новорожденных, изобилующий различного рода проявлениями, несет в себе защитную функцию. Именно благодаря таким внешним признакам можно на ранней стадии заподозрить у ребенка наличие каких-либо физиологических или психоэмоциональных проблем и, соответственно, их ликвидировать.

Объяснение докторов об улыбке грудничков во сне

Любоваться тем, как маленькие детки спят, родители могут вечно. Однако увидев, что младенец улыбается во сне, мамы и папы начинают размышлять о причинах такого явления. У многих это вызывает удивление, поскольку распространено мнение о том, что грудничкам сниться еще ничего не может и, соответственно, вызывать положительные эмоции – тоже.

На самом же деле, заставить новорожденного улыбнуться способно самое настоящее сновидение, но не только.

Сновидения

Учеными давно доказано, что детям снятся сны. Естественно, главным героем для ребенка в его сновидениях является мама. Когда новорожденный улыбается во сне, можно предположить, что он видит мамино лицо, слышит ее голос, стук сердца, чувствует тепло ее груди или даже чувствует родной запах.Именно этот объект вызывает у младенца самые радостные эмоции и ассоциируется с едой, уютом и комфортом.

Со временем сны малыша будут становиться более разнообразными за счет того, что с каждым днем он будет познавать окружающий мир все больше и больше. Таким образом, число объектов сновидений будет постепенно увеличиваться. Все это, несомненно, будет отражаться на его лице, когда он спит.

В научной среде также бытует мнение, что грудничок во время сна получает доступ к информации, заложенной в генах. Исследователи предполагают, что в своих сновидениях малыши способны воспроизводить образы из жизни своих предков. Такая память генов активно стимулирует развитие чувств и мышления.

Другие причины

Причиной тому, что дети во сне улыбаются, могут быть и вполне естественные физиологические процессы. Так, врачи-педиатры считают, что улыбка младенца означает лишь гримасу. Мышцы лица у новорожденного могут самопроизвольно напрягаться и расслабляться, что вызывает некое подобие улыбки.

Кроме того, каждый день богат для новорожденного новыми впечатлениями и открытиями. Данные обстоятельства влияют на психическое состояние грудничка, повышая его возбудимость и активность. Такой эмоциональный фон, вне всяких сомнений, будет отражаться на поведении спящего ребенка и его мимике. Для того чтобы снизить вероятность таких проявлений, рекомендуется несколько ограничивать количество развлечений и новых впечатлений в жизни нового человека.

Тот факт, что грудничок смеется во сне, возможно свидетельствует о том, что произошла смена фаз сна – с медленной на быструю. Помимо смеха, могут наблюдаться и другие проявления: бормотание, кряхтение, беспорядочные движения конечностями и др.

Оптимальные условия для здорового сна ребенка

Для того чтобы обеспечить своему любимому чаду максимально комфортный и здоровый сон и видеть только улыбку на его лице, важно создать для этого необходимые условия:

  • Постарайтесь сделать так, чтобы ночное время суток максимально использовалось для отдыха. Ориентация маленьких деток во времени еще неразвита, поэтому для формирования режима не нужно бояться будить малыша днем, а ночью позвольте ему выспаться вдоволь.
  • Создавайте благоприятную атмосферу для погружения в сновидения. Для этого надо избегать любого вида активности перед сном, отдавать предпочтение максимально спокойным занятиям.
  • Укладывайте малыша примерно в одно и то же время каждый день, чтобы его биологические часы со временем самостоятельно стали подсказывать ему, когда пора спать.
  • Не забывайте о температурных условиях в детской комнате – воздух не должен быть холоднее 20 и теплее 23 градусов. Также обращайте внимание на уровень влажности в помещении, он не должен опускаться ниже 55%. В этом поможет регулярное проведение влажной уборки и использование увлажнителя воздуха.

Улыбка младенца, вне всяких сомнений, вызывает умиление у окружающих. Однако когда эмоции перестают казаться такими безобидными и становятся чересчур выраженными, родители начинают волноваться. А поводы для беспокойства действительно есть.

Тревожные симптомы

Порой у чрезмерно впечатлительных детишек легкая улыбка перерастает в настоящий смех. Подобная чрезмерная эмоциональность может свидетельствовать о каких-либо нарушениях, прежде всего, неврологических.

Нередко случается, что психоэмоциональный фон у новорожденного во сне резко меняется: сначала он внезапно начинает плакать, а затем – смеяться. При этом успокоить кроху практически нереально, малыш ни на что не реагирует. Через некоторое время подобные проявления так же быстро, как и возникли, исчезают.

Однако даже если ваш ребенок ведет себя подобным образом, не стоит сразу бросаться на поиски у него потенциальных симптомов.

То, что грудничок начинает смеяться или даже хохотать во сне, но при этом хорошо себя чувствует, спит, ест и не отличается низкой активностью, говорит о том, что это всего лишь его особенность и для волнений нет поводов. В любом случае для установления точной причины следует обратиться к врачу и пройти необходимые обследования.

Мнение специалистов

Среди медиков до сих пор не существует единой точки зрения относительно смеха спящих детей. Ниже приведены мнения, пожалуй, двух самых популярных российских врачей на этот счет – Евгения Комаровского и Елены Малышевой.

Известный доктор Комаровский не видит в улыбке младенца во время сна ничего страшного. Такая мимика подтверждает то, что в своих сновидениях ребенок вспоминает что-то, что вызывает у него положительные эмоции.

Однако улыбка, перерастающая в смех, по мнению специалиста, является следствием несоблюдения должного режима в жизни ребенка в течение дня и, в частности, перед сном. Причиной такой реакции может быть так называемый детский стресс, вызванный самыми разными обстоятельствами: походом в гости, резкой сменой обстановки, знакомством с новыми людьми и т.д. Чрезмерную эмоциональность у младенца во время сна способен вызвать элементарный просмотр телевизора в вечернее время.

Таким образом, любая активность должна быть дозированной и, при необходимости, заменяться более спокойными занятиями.

Телеведующая Малышева

По мнению Елены Малышевой, смех во сне может представлять собой форму эпилептоидного припадка. В своей телепередаче врач говорит о том, что такие проявления характерны для детей с доброкачественной опухолью мозга, называемой в медицинской среде гамартомой гипоталамуса. Зачастую смех сопровождается мышечными судорогами и закатыванием глаз. Еще одним признаком данного недуга является депрессивное состояние ребенка в период бодрствования, низкая активность, отсутствие интереса к чему-либо.

Для исключения или, наоборот, подтверждения представленного диагноза достаточно пройти МРТ головного мозга. В качестве лечебных мер используют лечение гормональными препаратами или оперативное вмешательство.

Улыбаться спящие новорожденные могут по разным причинам. Вызвать смех у грудничков могут приятные сновидения или обычные сокращения лицевых мышц. В то же время спровоцировать такую реакцию может излишняя возбужденность или более серьезные проблемы со здоровьем. В такой ситуации необходимо проконсультироваться с врачом, который поможет устранить проблемы, если они есть, или же успокоит родителей и даст необходимые рекомендации.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.