Традиции, обычаи и приметы рождества. Рождество Христово: история, какого числа, богослужение в храме, традиции

7 января, в первый четверг 2016 года, православные христиане будут отмечать один из самых главных праздников - Рождество Христово.

Это один из самых главных праздников для всех христиан (после Пасхи), поскольку в этот день Дева Мария родила Иисуса Христа. В Православии входит в число так называемых Господских двунадесятых праздников.

Церковь почитает Рождество, как триумф божественной любви. В этот день во плоти родился Сын Божий, которого Бог-Отец послал на нашу грешную землю, зная, что ему предстоит пройти тяжелейший путь и погибнуть за грехи человечества. Однако перед этим его ждет долгий путь, и все это время он будет открывать людям дорогу к спасению, дарить надежду, помогать бедным и больным, спасать безнадежных и тех, кто попал в большую беду.

Так что Рождество - это не только знак жертвенной любви Бога-Отца к своему Сыну, но и праздник надежды на спасение и уверенности: какой бы трудной ни казалась жизнь, впереди всегда можно увидеть свет. Народная культура также отмечает Рождество, как праздник новых надежд. Однако по традиции этот день больше связан не с отдельной личностью, а с абстрактным представлением о том, что один календарный цикл уже закончился и начинается другой.

Рождество - не единственный праздник этого цикла. Отмечать рождение Христа начинают в Сочельник (вечер 6 января), а продолжают 8 января. На второй день после Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы - в это время почитают Деву Марию и персон, к ней приближенных. В том числе - святых Иосифа и Иакова (сын Иосифа от его первой жены, который считается братом Христа), а также царя Давида

Рождество предваряется постом . Он называется Рождественским и является одним из самых продолжительных - длится 40 дней. Традиция соблюдать перед Рождеством Христовым Великий пост служит очищению... Ограничивая себя в пище сорок дней, а, особенно, в Сочельник, человек очищается и на физическом, и на ментальном плане и возрождается, как Иисус, чтобы продолжить свою жизнь на новом, более качественном уровне.

Кстати сказать, если вы не соблюдаете пост, то можете просто сходить в русскую баню или, в конце-концов, принять душ. Так как вода имеет свойство «смывать» с человека всю накопленную информацию и, соответственно, очищать от грехов.

Освободившись пред Рождеством от всего плохого, что накопилось за год, нужно было «засеять» душу новыми, энергетически чистыми зернами удачи и благополучия. Именно с этим связана еще одна рождественская традиция, «посевание».
Поэтому утром 7 января всегда колядуют, разбрасывая по углам комнаты зерна риса, пшеницы, проса. При этом «посевающие» всегда желают хозяевам дома счастья, достатка и здоровья.


Сочельник, вечер накануне Рождества (Свят вечер)

Сочельник - последний день поста. В этот день до первой звезды есть запрещено.
Звезда, которая восходит первой, символизирует Вифлеемскую. Именно она возвестила миру о рождении Спасителя, и она же вела волхвов на поклонение Христу.
С появлением звезды начинается новый жизненный виток.

Современная культура воспринимает Рождество по большей части как дополнительный выходной, который в России становится частью новогодних каникул. Это повод порадовать близких подарками, съездить на отдых или просто побыть дома в кругу семьи. Но с каждым годом все больше людей обращаются к традициям и отмечают Рождество так, как делали наши предки 50, 100, 200 лет назад - и речь не только о том, чтобы сходить на праздничную службу.

Наши предки были уверены: стрелки прошли по кругу и начинают новый отсчет, а значит, можно оставить в прошлом все старое, тяжелое и ненужное, чтобы войти в новый период жизни, «перезагрузиться» и родиться заново. Потому-то многие рождественские обряды и традиции в более или менее явной форме демонстрируют идеи умирания, рождения и обновления.

Гости в доме

Ужин, который ставят на стол в Сочельник (вечер 6 января), особенный. Согласно поверью, за этим ужином собираются не только живые члены семьи. В это особенное время Бог отпускает души мертвых обратно на землю , чтобы они могли проведать своих родных и близких. Так что за столом находятся и умершие родственник, которые становятся покровителями и «с той стороны» помогают живым. Все они приходят к своим близким в Сочельник. Поэтому, прежде чем сесть за стол, на лавку или стулья часто дуют - чтобы ненароком не придавить сидящую там душу.

Частенько, что для душ на стол ставят отдельную тарелку , на которую кладут понемногу каждого блюда. Утром еду из нее отдают хозяйским животным: считается, что это подарит им здоровье.

По этой же причине тарелки со стола на ночь не убирают : родные еще будут трапезничать. Ложки складывают, а посуду не моют. Кроме того, для гостей «с той стороны» могут ставить на окошко рюмку с водой, а на подоконниках раскладывать горбушки хлеба.

На праздничный ужин принято приглашать гостей, в особенности бедных и неимущих. Это особенный день, когда нужно порадовать тех, кто не имеет возможности отметить Рождество как подобает.

Кроме того, существовало поверье, что на ужин в преддверии Рождества может прийти сам Господь , и никогда не знаешь, в каком обличье он явится. Может быть, бедняком в оборванной одежде? Так что путников в Сочельник всегда принимали радушно и с большим уважением, хотя в гости в этот вечер ходить не принято .

Еще одной примечательной традицией Рождества стало определять первого гостя - человек, который первым заходит в дом и «впускает» Рождество . Иногда такого человека даже специально нанимают, чтобы все было сделано надлежащим образом, так как есть суеверие, связанное с первым гостем. Первый гость должен держать в руке еловую веточку. Ему преподносят хлеб-соль или какой-то небольшой подарок как символ гостеприимства.
Первый гость обязательно должен быть темноволосым мужчиной. Если первой гостьей дома вдруг окажется женщина - это плохая примета.

Рождественский стол

Трапеза в канун рождения Спасителя - это не ужин в привычном понимании. Скорее, полноценный обряд, который проходит в соответствии со строгими правилами. Сейчас это скорее повод собраться за щедро накрытым столом и отметить знакомый с детства праздник - но, если присмотреться, станет ясно, что и блюда, и подача, и вся обстановка переплетены с сутью праздника - его связью с миром живых и мертвых, идеями умирания старого и рождения нового.

Рождество предваряется 40-дневным постом - в предпраздничный вечер мясного есть еще нельзя , и всем блюдам надлежит быть постными.
Их число - 12 . Это количество христианская традиция связывает с двенадцатью апостолами, которые сопровождали Христа в его земной жизни, однако с точки зрения нехристианской традиции символизм числа несколько шире. 12 - сакральное число, которое было знакомо не только славянам, но и более древним культурам.

Так, персы почитали его как символ порядка и целостности - в году 12 месяцев и столько же знаков Зодиака. Так что 12 блюд, которые готовятся к празднику, очень символичны с общекультурной точки зрения.

Рождественское меню включает два главных элемента - сочиво (от этого слова происходит и название праздничного вечера - Сочельник), и кисель. Последний при желании можно дополнить взваром (узваром) - вкуснейшим компотом из сушеных ягод и фруктов.

Сочиво (рождественская кутья) представляет собой кушанье, приготовленное из размоченного зерна. В блюдо добавляют мак, орехи, изюм и т.п. Это ритуальное кушанье - разновидность кутьи, только оно полужидкое, а кутья рассыпчатая.
Сочиво готовят только к Рождеству . Для него используют зерно, из которого делают хлеб - рожь или пшеницу. Иногда готовят сочиво и из риса. Зерна, которые после замачивания уже готовы к прорастанию, символизируют жизнь.

Рождественская кутья из риса


Современный кисель отличается от традиционного, который раньше использовали в ритуалах. Изначально под этим словом подразумевали напиток из забродившего овса. Такой кисель представлял собой полностью распавшееся зерно - финальную стадию его развития, то есть смерть. Современный кисель варят из фруктов и ягод. Плоды берут исключительно зрелые, что тоже сближает напиток, пусть и в новом «прочтении», с той же идеей завершения жизни.

Взвар - тоже ритуальный напиток. Только готовили его по другому поводу - по случаю рождения ребенка. Поэтому присутствие взвара на праздничном столе поддерживает идею жизни. Так главные блюда в трапезе на Сочельник тесно сплетаются с идеей Рождества. В народной культуре это - окончание одного жизненного цикла и начало нового, а в библейской традиции - прощание со старозаветным миром и приход Спасителя, который дарит надежду на будущее.

Кроме сочива и киселя, на стол обязательно ставят рыбу - ее можно отварить или запечь . Появление водоплавающего существа на столе также очень символично. Оно отсылает к апостолам, один из которых - Андрей - был рыбаком, а также к библейской истории о том, как Христос накормил несколькими рыбами пять тысяч голодных. Можно усмотреть в этом еще и сравнение Иисуса с рыбаком, который вылавливает из житейской пучины души грешников.

Предлагаю усредненный вариант, подходящий для любого стола.

1. Кутья.
2. Узвар.
3. Салат из соленых огурцов или кислой капусты.
4. Салат из свеклы и чернослива.
5. Винегрет
6. Постный борщ или грибная суп.
7. Вареники с капустой или картошкой.
8. Рыба жаренная.
9. Тушеная капуста с грибами.
10. Голубцы с рисом, тушеной морковью.
11. Вареная картошка с маслом и толченым чесноком.
12. Пшенная каша с грибной подливой.

Интересно, что на столе в этот вечер не было горячих блюд. Даже первое подавали едва теплым: приготовив, его оставляли в печи или на плите, чтобы медленнее остывало. А все потому, что праздник Рождества - семейный. За столом должны быть все - и живые, и мертвые. Так что хозяйке дома не приходилось мотаться от стола на кухню и менять блюда: все ставилось на стол за один раз, а дальше - только тихое празднование.

7 января, в Рождество, пост заканчивался, и постные блюда на столе можно дополнить скоромными - содержащими продукты животного происхождения. Теперь к трапезе добавляют и вино. Сочиво, кисель, взвар и рыба также остаются в меню, а к ним подают заливное, колбасу, жаркое, гуся или курицу, блины, а также пряники, колядки и другую выпечку, на которую расстарается хозяйка перед праздником. Рождественский стол должен быть пышным и щедрым!
Традиционно на Рождество накрывался пышный стол. Но связано это было не только с любовью наших предков к вкусной пище. Красивые яства привлекали добрых духов, которые в эту ночь тратили очень много сил на борьбу со всякой нечистью. Конечно же, им надо было хорошенько подкрепиться, чтобы защитить хозяев дома от разных невзгод.

Чтобы полностью выдержать традицию, при сервировке стола на него кладут пучок сена . Это делается в память о яслях, в которые Мария положила своего новорожденного сына. Кроме того, на столе обязательно должна быть скатерт ь. Главное блюдо - сочиво - посвящено духам предков, и принимать их за непокрытым столом считается неуважением.

В полночь все обмениваются подарками, поздравляют друг друга и загадывают желания.
Среди девушек распространены Рождественские гадания. Считается, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Все загаданные на Рождество желания обязательно должны быть добрыми.

Народные приметы

Рождественские праздники - особенное время года, когда высшие силы могут подсказать людям, что их ждет в будущие 12 месяцев. Так что в это время стараются следить и за знаками, которые посылают погода и обстоятельства, и за своим поведением - неправильными поступками можно здорово себе навредить.

  • Ясная безветренная погода сулит дачным грядкам или фермерским гектарам щедрый урожай.
  • Чистое, усыпанное звездами небо ночью - знак того, что животные в хозяйстве будут хорошо плодиться, а летом и осенью из лесу можно будет возвращаться с полными корзинами ягод и грибов.
  • Метель в эту ночь - тоже добрый знак: она сулит отличный урожай пшеницы. Радуются снегу с ветром и пчеловоды - насекомые-медоносы будут хорошо роиться. Богатый урожай злаковых культур сулят также снег, который выпадает крупными хлопьями, и иней.
  • Снегопад считался хорошим признаком в Сочельник, который обещал каждому дому процветание, урожай и достаток.
  • Теплая погода, с одной стороны, сулит отличную пшеницу, но с другой - сообщает, что до весны еще долго: тепло настанет гораздо позже, чем обещает календарь.
  • А если в ночь перед Рождеством ударит мороз - семья проживет год дружно, в любви и согласии
  • Если праздник выпадает на новолуние, хлеб уродит плохо. Плохой приметой в народе считали и оттепель, если она случится в рождественское утро. Такой каприз природы сулит скудный урожай овощей в ближайший сезон.
  • Особое внимание уделяли поведению - своему и членов семьи. Рождество - светлый праздник, и ссориться, вздорить, спорить (особенно с родственниками) считалось большим грехом. Тех, кто нарушал правило, могли ждать неудачи в отношениях с близкими в течение всего года.
  • В Рождество запрещалось работать. Даже несложные дела, которые хозяин и хозяйка не выполнили раньше и не смогли отложить, могли накликать беду. Считалось, что кипучая деятельность вместо молитвы и ожидания великого чуда привлекала в дом нечистую силу.
    Один из самых строгих запретов касался шитья: в народе верили, что хозяйка, вздумавшая шить в один из трех рождественских дней, накличет на кого-то из членов своей семьи слепоту.
  • 12 постных блюд, которые появляются на праздничном столе, «кодируют» будущий год на достаток. Хозяйка, которая уделит ужину достаточно времени и сил, приготовив трапезу по всем правилам, обеспечит свою семью благополучием и здоровьем, так что кухонные работы перед Сочельником и Рождеством составляют серьезную часть подготовки к празднику.
    По материалам ya2016.com

Православные традиции Рождества предписывают веселиться вплоть до Крещения Господня (19 января) - это время называется «Святки»

Рождество Христово и Новый год - одни из главных праздников, которые ежегодно празднуются людьми во всем мире. Как известно, у каждого праздника есть свои традиции, соблюдение которых делает празднование интересным и дарит людям праздничное настроение. Наши предки верили, что по погоде на Рождество можно предсказать будущее. В этих целях они также проводили магические обряды и ритуалы, которые со временем не потеряли своей актуальности.

  • Показать всё

    Приметы на Рождество Христово

    Сочельник и Рождество - главные зимние праздники христиан во всем мире. Люди с давних времен отмечают их в кругу семьи, рядом с самыми близкими и дорогими людьми. Чтобы праздник прошел хорошо, надо соблюдать приметы, которые пришли к нам от предков.

    Славяне считали, что заниматься физическим трудом в Рождество Христово - это грех, особенно если работать весь день. Так человек может привлечь нечистую силу в свой дом. Поэтому все приготовления делали заранее. Мужчины заканчивали работу по хозяйству, женщины собирались вместе и готовили традиционные блюда.

    На Руси женщины сами шили себе одежду и были настоящими мастерицами. Но в праздник им не разрешалось заниматься рукоделием. Люди верили, что игнорирование этой традиции негативно скажется на здоровье женщины и членов ее семьи. Шитье накликает слепоту в дом.

    В некоторых источниках написано, что в Рождество нельзя мыться. Однако это нельзя считать традиционным запретом. Каждый человек должен самостоятельно решить для себя, следовать этому правилу или нет. Для многих важно искупаться перед праздником, убрать свой дом и навести в нем порядок.

    В этот день нельзя ссориться и выяснять отношения с людьми. Иначе весь год пройдет в спорах и конфликтах. На Рождество в сердцах людей должны царить мир и покой. Светлый праздник Рождества Христова дарит людям надежду на счастливое будущее. Встречать его нужно с чистым сердцем и добрыми намерениями.

    Еще одна примета, которая соблюдается по сей день, гласит: «как Рождество проведешь, таким и будет следующий год». Поэтому люди стараются в этот день остаться со своей семьей. За большим праздничным столом царит атмосфера любви и тепла, а гости едят блюда, заботливо приготовленные хозяйкой.

    Примета на деньги и на удачу

    На Рождество человек должен быть очень внимательным. Потерять личную вещь в этот день - плохой знак. Он предвещает финансовые потери. Если же удалось найти какую-либо вещь, то год будет успешным. Особенно если это было ювелирное украшение или любое другое ценное изделие.

    Разлить за праздничным столом чай - к успеху. Человека весь год будет сопровождать удача. Его дела пойдут в гору, получится осуществить давние мечты. Но есть небольшая оговорка: примета не имеет никакого отношения к спиртным напиткам. Потому что пьянство в этот светлый праздник осуждается.

    Исполнение желаний

    У славян была необычная примета, которая сулила человеку исполнение желаний. В наше время она может показаться достаточно своеобразной. Люди верили в то, что ложка, найденная на берегу реки, принесет человеку удачу. Важно отметить, что берег был символом стабильности и покоя. Поэтому если совершить прогулку по берегу реки, то желание человека исполнится. Но не стоит просто так бродить, погрузившись в свои мысли. Надо сконцентрироваться и про себя повторять свое желание.

    Рождественские магические ритуалы

    Приметы и обряды на Рождество Христово - неотъемлемая часть празднования. Для людей самое главное, о чем они всегда просят - это здоровье. Самый популярный обряд связан с полотенцем. Шестого января семья должна приобрести льняное полотенце. Его заговаривают, чтобы оно приобрело способность исцелять. Если кто-то из членов семьи заболеет, его надо обтереть этим полотенцем. Его целебные свойства помогут человеку выздороветь и быстро вернуться к активному образу жизни.

    Чтобы желания человека исполнились, он должен ежедневно в течение сорока дней по утрам, начиная с седьмого января, повторять свою мечту. Мысленно надо создать образ желаемого. Визуализация - мощное средство, эффективность которого уже давно доказана. На сороковой день человек должен взять дома хлеб и накормить им птичек. Можно во дворе построить скворечник, это усилит действие ритуала.

    В соответствии со вторым способом человек должен нарисовать ангела, а затем вырезать его из бумаги. Держа его в руке, надо про себя четко произнести желание и нарисовать ангелочку один глаз. Фигурку надо спрятать, например, в страницах любимой книги. Второй глаз надо нарисовать только после того, как желание начнет исполняться.

    Новогодние приметы

    Новый год - любимый взрослыми и детьми праздник. Нарядная елка, горящие огни, подарки и теплая семейная атмосфера - всего этого ежегодно ждут миллионы людей. В этот день существуют запреты:

    • Чтобы год прошел без скандалов, нельзя бить посуду.
    • Ссора за столом - к невезению. Во всех начинаниях в Новом году человек потерпит фиаско.
    • Чтобы не навлечь на свой дом финансовые трудности, надо радужно принимать гостей.
    • Скудный стол - к бедности. Хозяева должны накрыть пышный праздничный стол из традиционных новогодних блюд.
    • Нельзя выбрасывать еду со стола - это к несчастью. Крошками от мучного можно накормить птичек, а костями со стола с удовольствием полакомятся собаки.

    Человек должен сам привлечь удачу в свой дом. Для этого надо сделать следующее:

    • Купить веник на кухню и поставить его в углу на кухне. Он должен обязательно быть украшен широкой ярко-красной лентой.
    • В России не распространена эта примета, но на западе люди строго соблюдают ее. Речь идет о венке из еловых веток, который вешают над входной дверью. Его можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно.
    • Славяне оставляли для Домового немного вина и праздничный салат. Можно сделать ему небольшой подарок. Известна любовь Домовят к маленьким вещичкам и сувенирам.
    • Перед приходом гостей в комнате надо зажечь свечи. Когда придут гости, их надо затушить.
    • Новый год надо встречать с чистой совестью и с легким сердцем. Поэтому есть традиция, по которой люди просят друг у друга прощения.

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника




Рождество с 1991 года в странах бывшего СССР вновь является официальным праздником. 7 января считается официальным выходным днем, а церковь и правительство делает все, чтобы возродить дореволюционные традиции и обряды празднования Рождества.

Что касается дореволюционных традиций, то праздновать Рождество на Руси стали со времен крещения князя Владимира в конце Х века. Рождество: традиции и обычаи этого праздника формировались веками. Если учесть, что христианские общины были еще в древнем Киеве, то историки полагают, что празднование Рождества может иметь и более древнюю историю.

Это интересно! Раньше было принято заключать трудовые и финансовые договоры на год в период с Рождества и вплоть до Масленицы.

Традиции и обычаи рождества в России очень разные, некоторые пришли от разных народов. К примеру, в начале XVIII века из Польши в России проникла традиция вертепного театра. Со сцен с помощью кукол разыгрывались специальные рождественские представления. Чаще всего они касались рождения Иисуса в пещере, укрытие младенца от царя Ирода. Позже также стали появляться другие сюжеты. Традиция таких кукольных представлений под Рождество на площадях города продолжалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года.



Кстати, традиции празднования рождества не всегда были связаны с новогодней елкой. Такая традиция, ставить украшенные ели на площадях города и дома укоренилась в России, Украине только в конце XIX века, а только в начале XX века приносить подарки под Рождество русским детям начал аналог западного Санта-Клауса – Дед Мороз. Снегурочка, та и вообще никак не связана с Рождеством. Она была придумана советскими детскими писателями в середине XX года, в честь праздника Нового года.




После Октябрьской революции все символы Рождества, в том числе и театр, и рождественская елка, и подарки искоренялись в атеистическом государстве. Вплоть до 1935 года в стране вообще не праздновали новогодние праздники. С 1935 года государство начинает популяризации Нового года как главного зимнего праздника. Он тянет на себя и обычай ставить елку, и традицию показывать тематические представления. Рождественская елка, какой она была дореволюционной России, сегодня воспринимается как новогодняя елка.

Рождество: традиции и обычаи сегодня возобновляются. Светлый праздник, который отмечают верующие 7 января, занимает свое законное и официальное место в череде зимних праздников.

Народные традиции Рождества

В некоторых местностях, особенно, в деревнях, накануне Рождества сохранилась традиция колядования. В ночь накануне Рождества ряженые носят по домам традиционное блюдо – , и предлагают хозяевам дома ее отведать, также ряженые поют рождественские песни, за что хозяева должны дать ряженым угощение или деньги.




Рождество является началом Святок – каждый день после праздника имеет свое религиозное значение, в том числе это время для почитания мертвых. Святки продолжаются вплоть до 19 января – Крещения. Это время с 7 января по 19 января является отличным временем для гаданий и совершения разных ритуальных таинств. Гадали чаще всего молодые девушки, собираясь вместе. Кстати, этот процесс отлично описан в повести Николая Гоголя «Ночь накануне Рождества». Молодые девицы хотели знать, когда они выйдут замуж, каким будет их муж и новая семья. Именно по этой причине большинство рождественских гаданий имеют такую тематику.

На территории древней Руси считалось, что если в Рождество первой в дом входит женщина, это значит, что в будущем году все женщины в семье будут болеть. Также к Рождеству были принять мыться в бане, убирать дом, надевать чистую одежду. 6 января можно было только пить воду и ничего не кушать до появления на небе первой звезды.

На рождественский стол, за которым было принято собираться всей семьей, надо было обязательно ставить традиционные блюда. К ним относился холодец с хреном. Также разнообразные блюда из свинины: зажаренный поросенок, фаршированная свиная голова, заливное. На столе 7 января должно быть много блюд из мяса, ведь в Рождество заканчивается долгий пост. Принято запекать птицу или рыбу целиком, такое блюдо символизирует единство семьи в новом году.




Рождество: традиции и обычаи сегодня какие-то забыты, а какие-то возрождаются с удвоенной силой. Мы предлагаем обратить внимание на красивый обычай первого гостя. Первый гость – это человек, который впускает Рождество в дом. Поэтому, важно, чтобы он входил в гости с чистыми и добрыми мыслями, дабы принести в семью счастью и благополучие. В руках первого гостя должна быть еловая ветка, он должен обязательно войти через парадную дверь квартиры или дома. Хозяева должны первому гостю обязательно подарить подарок. И помните, что первый гость женщина – не самая хорошая примета на Рождество. Так что, зовите по возможность мужчину раньше!

Еще больше интересных фактов вы можете узнать из нашей статьи о

Обряды на Рождество по своей силе могут быть одними из самых мощных магических инструментов. Действие некоторых из них распространяется на всю жизнь, остальные обычно работают в течение всего года.

В статье:

Обряды на Рождество на желание

Считается, что во время Рождества ангелы спускаются с небес и смотрят, как живут люди, и именно поэтому обряды на Рождество одни из самых действенных. Во время зимних праздников принято загадывать желания. Самые сокровенные из них ангелы исполняют. Самый простой способ - загадать желание на Рождество перед тем, как ложиться спать. После этого желательно ни с кем не разговаривать до утра и сосредоточиться на своей мечте, тогда ангелы исполнят ее.

В некоторых регионах принято вечером в Рождество писать список желаний. Его размещают на подоконнике перед сном. Считается, что ангелы читают такие списки, и если ваше желание не причинит никому зла, оно исполнится.

Однако не в каждый дом заглядывают ангелы. Для того чтобы привлечь их внимание, следует зажечь на подоконнике свечу, лучше всего церковную. Иногда на окно вешают электрические гирлянды, изображающие звезды. Рождественская звезда на вершине елки тоже способна привлечь к вашему дому добрых духов.

Ночью с 6 на 7 января рисуют на белой бумаге и вырезают ангела. Постарайтесь, чтобы он был красивым, если не умеете рисовать, воспользуйтесь трафаретом. Теперь загадайте желание и нарисуйте ангелу один глаз. Это очень важно. Глаз должен находиться на обычном для него месте, просто не рисуйте второй. Его следует рисовать только тогда, когда исполнение вашего желания начнет приближаться. Это очень действенный обряд. Хранить бумажного ангела следует вдали от посторонних глаз.

Считается, что этой ночью открывается небо. Многие выходят на улицу в три часа ночи и, глядя в небо, просят о помощи, исцелении и исполнении желаний. А днем 7 января зажигают свечу возле иконы Спасителя и молятся об исполнении желания.

Ритуалы на Рождество для здоровья

Рождество - это один из особенно важных для магов дней. В это время можно сделать очень сильный для всей семьи. Делается это 6 января. Следует купить новое полотенце, которым никто до этого не пользовался. Оно должно быть изготовлено изо льна. На него наговаривают такие слова:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Заговариваю я от семидесяти семи хворей,
От любой боли, от ночной маяты,
Напускной сухоты, от рака едучего,
Припадка падучего,
От порчи, от ночной корчи.
Мать Богородица Сына Своего обмывала,
Полотенцем льняным обтирала.
Благослови, Боже, и мой лен тоже.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Кого я (имя) этим льном оботру,
С того я все семьдесят семь хворей сотру.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.

Тот, кого человек, указывающий свое имя в этом заговоре, оботрет этим полотенцем, обязательно выздоровеет и избавится от любой болезни. Этот метод поднимает на ноги даже тяжелобольных членов семьи.

7 января можно провести другой ритуал для здоровья. С утра, как только проснетесь, идите в ванную и три раза читайте заговор:

Спаситель родился, свет миру объявился.
Спасусь и я (имя) через Иисуса Христа.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Сразу после этого следует умыться. Вода может быть любой, из-под крана, можно умыться святой водой, водой из природного источника или минеральной. Мнений по этому поводу много, а заговор работает как у тех, кто берет воду из-под крана, так и у тех, кто старается раздобыть воду из чем-либо особенного источника.

После этого несложного обряда вы можете избавиться от болезни, если она у вас есть. Если вы полностью здоровы, он прибавит вам физических и душевных сил.

Считается, что если первой гостьей на Рождество будет женщина, семья или тот, кто откроет ей дверь, будет болеть целый год. Иногда болезни визит женщины предвещает только женщинам, которые живут в этом доме. Чтобы этого не случилось, каждый из жильцов должен осенить себя крестным знамением и сказать:

Родился Христос, родилось здоровье.

Обряды на Рождество Христово для защиты

Если провести этот мощный защитный обряд на Рождество, вы будете защищены от всех несчастий, которые указаны в заговоре. Всего их девять. Действует эта защита до следующего Рождества, то есть, год. Поэтому повторять обряд следует каждый год. Делать это следует ночью, точного времени нет, но важно, чтобы на улице уже стемнело.

Желательно остаться в полном одиночестве, чтобы в доме никого не было. Но чаще всего это сложно, поэтому следует хотя бы дождаться, пока ваши родственники или соседи заснут, и только после этого ставить на себя защиту. Во время обряда на вас должен быть нательный крест.

Снимите обувь, босиком встаньте на пороге своего дома, лицом внутрь него, и тихо говорите:

Отведи от меня Господи девять стрел, защити Господи меня от ножа, суда, вора, огня, от петли и воды, от наговора, от посягателя лихого на тело и мой кров, убереги от порчи на кровь. Аминь.

Слышать вас никто не должен. Во время произнесения заговора следует успеть медленно перекреститься три раза.

Если у вас есть враг, и вы знаете, где он живет, можете провести специальный , который делают только на Рождество. Требуется для его проведения только топор и тряпка. Желательно, чтобы топор был не декоративным, а настоящим, предназначенным для рубки древесины. Впрочем, даже если вы живете в квартире, скорее всего, у вас есть такой, ведь нужен он не только жителям дома с печным отоплением.

Важно, чтобы топор был изготовлен из стали. 6 января до наступления темноты вынесите его на улицу. Важно, чтобы в это время погода была морозной. Когда стемнеет, занесите топор в дом и оботрите появившийся на лезвии конденсат с такими словами:

Сталь запотела, стрела прилетела. Сталь остыла, зло про меня навсегда позабыло. Аминь.

Тряпку следует отнести к дому недоброжелателя. Лучше всего положить возле калитки или на порог, но можно подкинуть и на рабочее место и даже в сумку, если у вас есть такая возможность. При подкладе тряпки надо повторять вышеуказанный заговор три раза.

На Рождество Христово можно провести . Он довольно сильный, препятствует проникновению в ваше жилище нечистой силы и негативной энергии, защищает от сглаза и порчи. Некоторые маги рекомендуют его людям, живущим в домах, в которых занимались общением с духами мертвых и другими опасными видами магии.

Заговор читается в канун Рождества, в самой большой по размеру комнате вашего жилища:

В избе углы да в каждом углу по иконе. Бревна окладные, двери под замком, ворота под запором. С Господним забором да с хозяином домовым. Чур от злого, лихого, чужого домового. Аминь.

Некоторые после этого крестят каждый угол дома и кропят его святой водой, но даже без этого заговор будет действовать.

Рождественские обряды очищения

Среди множества ритуалов на Рождество Христово существует один, который в старину называли голодным очищением. Его могут делать даже те, кто не соблюдали пост, хотя этот ритуал - завершительный этап Великого поста. Непродолжительное воздержание в пище полезно не только с магической, но и с медицинской точки зрения.


До появления первой звезды на небе голод утоляют только сочивом , кроме него ничего не едят. Это любые злаки, запаренные в воде. Пить можно только воду. Садиться за праздничный стол следует после того, как появится Вифлеемская звезда.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.