Технологии развития связной речи дошкольников по триз попова. Логопедический квест как форма организации коррекционной работы по развитию речи дошкольников с нарушениями речи

лиля колитенко
Квест как средство познавательного развития дошкольников

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру» , к себе и окружающим людям, ребенок стремится познавать новое . Именно эти составляющие лежат в основе познавательного развития воспитанников .

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко определены задачи :

развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации ;

формирование познавательных действий , становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие немыслимо без активности ребенка, поддерживать которую одна из задач современного педагога. Необходимо подбирать такие формы, средства и приемы работы , которые позволят ребенку быть лично вовлеченными в деятельность, помогут в становлении таких черт, как воображение, любознательность, развитие речи , формирование мышления и памяти. Наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира , для ребенка дошкольного возраста является игра.

Именно поэтому мы обратили свое внимание на использование в работе по познавательному развитию дошкольников такой формы игры как квест .

Что же такое квест ? В переводе с английского (Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений» . Это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными : активными, творческими, интеллектуальными.

В образовательном процессе квест - это проблемное задание c элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи , поставленные педагогом. Это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, предполагающая активность каждого участника. Квесты помогают отлично справляться с командообразованием, сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость. Идея игры проста – команды (одна или несколько, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи :

Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск , расширение кругозора, эрудиции.

Развивающая - развитие интереса , творческих способностей, воображения дошкольников , стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности.

Воспитательная - воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам :

1. Доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребёнка, так как квест может применяться в работе с детьми, начиная уже с младшей группы.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов .

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста .

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

В зависимости от сюжета квесты могут быть :

Линейными, в которых игра построена по цепочке : разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

Штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

Кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест , но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Структура образовательного квеста может быть следующей :

Введение (в котором прописывается сюжет, роли) . Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду» , особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы» .

Задания (этапы игры, вопросы, ролевые задания) . В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.) . Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

Оценка (итоги, призы) .

Игроков сопровождает взрослый. Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

Педагогу, разрабатывающему квест , необходимо определить цели и задачи квеста ; целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста , написать сценарий; определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; назначить дату и заинтриговать участников.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Остановимся подробнее на структуре и содержании одного из квестов , разработанного для детей младшего дошкольного возраста .

Тема квеста – «Поиск исчезнувших страниц» .

Сюжет квеста – линейный .

Цель : развитие познавательного интереса детей через формирование сенсорных навыков

Задачи :

1. Образовательные :

Закреплять понятие детей об основных цветах, умение их различать и называть

Формировать умение определять название предмета, опираясь на обоняние.

Создать условия для закрепления знаний детьми сказок, через узнавание и называние персонажей.

2. Развивающее :

развивать зрительное восприятие детей, внимание, воображение

Формировать задатки логического мышления.

развивать речь , наблюдательность, мыслительную активность

Продолжать развивать умение детей понимать заданный вопрос.

3. Воспитательные :

Воспитывать интерес к литературным произведениям.

Способствовать сплочению детского коллектива, умению работать сообща

Воспитывать в детях радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной деятельности.

Квест – игра начинается в группе, где дети случайно находят новую книгу. Охотно соглашаясь прочесть ее содержание, рассмотреть иллюстрации, дети обнаруживают, что из книги пропало несколько страниц. В поиске ответа на вопрос, куда пропали страницы, на помощь детям приходит игровой персонаж мудрая ворона, роль которой на себя взяла воспитатель. Она рассказала, что нужно идти в сказочную страну искать подсказку, которую разорвал ветер на части, и разбросал по цветочным полянам, это и определило игровую «легенду» квеста . Для поддержки мотивации, игровой персонаж ворона «превращает» детей в сказочных героев и вручает карту-путеводитель, которая помогает определить путь продвижения и порядок выполнения заданий. Чтение карты происходит при непосредственном участии взрослого , где воспитатель помогает детям приобрести первоначальные умения пользоваться картой-схемой.

Следующей структурной частью стали непосредственно игровые задания , которые простроены таким образом, что игроки могут перейти к следующему заданию, только получив часть потерянной подсказки за правильно выполненное задание на данном этапе. Хочется отметить, что это и является отличительной особенностью квеста от игры-путешествия .

Все задания были подобраны в соответствии с возрастом детей и имели не только игровой характер, но и решали поставленные задачи, направленные на познавательное развитие . Содержание заданий было следующим : найти подсказку не в зеленом и не в красном домике, в коробочке с запахом апельсина, определив героев сказки «Репка» по тени и выложив их в нужной последовательности, найдя рисунок по заданному образцу.

Собрав все полученные подсказки вместе, дети увидели, что сложившийся пазл является фотографией одного из уголка группы, где условным обозначением отмечено место нахождения пропавших страниц. Проверив свое предположение, ребята обнаруживают пропажу. С помощью воспитателя собирают книгу и с большим удовольствием слушают продолжение сказки.

Идея квеста идеально подходит для дошкольников : дети сталкиваются с различными ситуациями или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как с ними справляться и в конце игры подходят к определенному результату.

Таким образом, правильно организованный квест – эффективное педагогическое средство , позволяющее решать задачи познавательного развития дошкольников .

Квест – это весело ! В такой игре даже взрослый активно включается в ту или иную роль, что уж там говорить о детях, они перевоплощаются в героев полностью.

Квест развивает ! Задачи квеста направлены на развитие логики , творческого мышления. Задания достаточно каверзные, но в то же время доступны для детей.

Квест сближает ! Командный дух и общая цель делает участников квеста ближе друг к другу .

Конспект НОД в форме логопедического квеста "Найди ответ за 25 минут" для детей подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи

ГБДОУ детский сад №34 комбированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга Новаш Ольга Алексеевна учитель-логопед Тихонова Ольга Александровна

учитель-логопед

Аннотация: В данном конспекте представлена непрерывная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи. Данное направление выбрано в связи с тем, что дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны неустойчивость и истощаемость психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) , недостаточно развитая мелкая и общая моторика. Поэтому коррекционная работа предполагает не только исправление речевых расстройств, но и личности детей в целом в игровой форме. Квест - это развлекательная игра для команды из нескольких человек, в специально подготовленном помещении при условиях дефицита времени, во время которого участникам нужно пройти череду препятствий для достижения цели. В процессе квеста необходимо применять знания, логику, а так же работать в команде. Ограничение во времени нацеливает детей на быстрое выполнение игровых заданий; смена заданий позволяет удерживать интерес детей к квесту.

Цель: Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие» ,
  • «Речевое развитие» ,
  • «Физичкское развитие» .
  • «Социально-коммуникативное развитие» .

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Развитие фонематического анализа и синтеза.
  2. Закрепление навыка элементарного чтения и письма.
  3. Совершенствование умения контролировать поставленные звуки в свободной речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие связной речи.
  2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.
  3. Развитие творческих способностей, воображения.
  4. Упражнение в согласовании движений с текстом.
  5. Формирование четкой дикции.
  6. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитание взаимопомощи, работы в команде.
  2. Развитие эмоциональности, выразительности.

Приемы:

  • беседа
  • наблюдение

Оборудование:

  • сейф, ключ
  • карточки с правильно и неправильно напечатанными буквами
  • картинки для составления звуковой схемы слов
  • цветные карандаши (синий, зеленый, красный)
  • карточки для составления слов по первым звукам
  • разрезные картинки скороговорок
  • схема зала
  • слова для составления предложений
  • предметы обстановки с игрушками
  • воздушные шары (синие, красные, зеленые) .

Планируемые результаты:

  1. Совершенствование навыка работать со сверстниками, отвечать на вопросы и давать развернутые ответы.
  2. Совершенствование грамматического строя речи.
  3. Развитие диалогической формы речи.
  4. Выполнение взаимосвязанных ролевых действий, понимание и называние своей роли (капитан команды) .
  5. Совершенствование выразительности речи.

I. Организационный момент.

Дети заходят в зал.

Логопед:

Квест мы начинаем и соревнование предлагаем.

Логопед:

Разделитесь на три команды по цвету футболок (белые, синие, оранжевые) .

Дети делятся на команды и получают первое задание

II. “Картинку собери и скороговорку проговори”.

Логопед:

Ребята, вот вам конверты, соберите картинку и узнайте скороговорку.

Дети выполняют задание и по парам проговаривают скороговорку, отхлопывая между собой в ладоши.

Логопед:

Молодцы!

Сюрпризный момент. Неожиданно звучит стук в дверь, скрежет замка, хихиканья и фрагмент музыки из к/ф “Звездные войны”.

Логопед:

Ребята, кто-то закрыл дверь. Давайте проверим, действительно дверь закрыта.

Неожиданно, серьезно
Дверь закрыта
Все не просто.
Ключ от двери спрятан в сейфе.

В сейфе зашифрованный замок.
Чтобы шифр отгадать
Цифры нужно вам собрать
И заданья разгадать.

Логопед: Каждая команда выполняет свои задания, за которые получает часть цифры. Сложив все части, узнаете код к сейфу.

III. Игровое задание “Отгадай слово по первым звукам”.

Логопед:

Посмотрите, у каждой команды карточка с картинками, отгадайте слово по первым звукам.

  1. команда: муха, ананас, самолёт, кошка, автобус (маска) .
  2. команда: корова, улитка, кокос, лук, апельсин (кукла) .
  3. команда: курица, носки, индюк, гном, арбуз (книга) .

Каждая команда, выполнив свое задание, получает часть цифры.

Логопед:

Какая первая цифра получилась? (2)

III. Игровое задание “Будь внимательным, узнай слово”.

Логопед:

Каждая команда ищет свои предметы (куклу, маску, книгу) .

Дети находят предметы и конверты с следующим заданием и частью следующей цифры.

Логопед:

Зачеркните неправильно написанные буквы и заполните клеточки правильно написанными - отгадайте слова.

  1. команда (слова: пион, гвоздика, ландыш, роза) .
  2. команда (слова: ворона, аист, ласточка, филин) .
  3. команда (слова: жук, пчела, муха, бабочка) .

Каждая команда получает часть цифры.

Логопед:

Какая вторая цифра? (5)

Логопед:

Команды назовите обобщающее слово (цветы, птицы, насекомые) . Найдите их в зале.

Дети находят в цветах, среди птиц и насекомых схему зала, где отмечено место спрятанного конверта с заданием.

IV. Игровое задание “Разукрась звуковую схему слова”.

  1. команда составляет звуковую схему слова сумка.
  2. команда – слова лист.
  3. команда – слова мишка.

Дети выполняют задание и получают части цифры.

Логопед:

Какая третья цифра? (3)

V. Игровое задание “Составь предложение”.

Логопед:

Найдите в зале воздушные шары, соответствующие вашей звуковой схеме.

В каждом шарике спрятано одно слово. Задача детей достать из шарика записку любым придуманным ими способом и составить из найденных слов предложение (одинаковое для всех команд) .

Логопед:

Прочитайте предложение (Задание спроси у гостей) .

Дети читают предложение и получают часть цифры.

Логопед:

Какая четвертая цифра? (1)

VI. Игровое задание “Отгадай, что в коробке”.

Дети подходят и узнают у гостей следующее задание.

Гость:

Угадайте, что спрятано в коробке? (замок) На ваши вопросы мы будем отвечать только да или нет.

Дети задают вопросы:

Этот предмет большой (нет) .

Этот предмет легкий (нет) и т.д.

Дети угадывают предмет и получают цифру.

Логопед:

Какая пятая цифра? (4)

Молодцы, код угадали.

Ребенок набирает цифры (25314) , сейф открывается, дети достают ключ и открывают дверь. Квест пройден!

VII. Прощание с гостями.

Мы – это группа номер три.

На нас скорее посмотри.

- Задание решали:

Дима, Тима, Максим, Вадим и Влад, И Маша.

- Ребят хороших здесь немало:

Максим, Полина, Рита.

Вы не глядите так сердито.

Я – Ваня, а я – Елисей.

Нас сосчитайте поскорей.

Я – Тихон, вместе много нас

И мы уходим в первый класс.

Мастер – класс для педагогов

Квест «От игры к правильной речи»

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию формы квест-игры в работе с детьми и родителями.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с понятием «квест-игра».

2. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер – класса между собой.

3. Продемонстрировать приёмы использования: технологии невербального общения (В.А. Лабунской) для развития мимической речи детей; технологии «Заколдованные картинки» (А.Р. Лурия) для профилактики оптической дисграфии.

4. Показать наглядное использование технологии Т.А. Ткаченко «Звуковой анализ и синтез слов».

Ход мастер-класса:

1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса « От игры к правильной речи». Я предлагаю Вам помочь мне провести его в форме квест – игры. Вы знаете, что такое квест? Слово квест – это в переводе с английского означает поиск, выполнение заданий. Суть любого квеста – анализировать информацию, взаимодействовать друг с другом, находить способы решения проблемы. Сегодня будут взаимодействовать друг с другом родители и дети. Такое взаимодействие будет способствовать развитию воображения, логического мышления и коммуникативных функций речи.

Предлагаю выбрать две фокус – группы по 3 человека. Первая фокус – группа – родители, вторая – дети. Кто желает? Определились с выбором? Взаимодействуем в паре родитель – ребёнок. Может кто – то желает работать индивидуально?

Итак, фокус группы сформированы.

Ребята, вас приветствует хозяин этого дома – домовенок – Кузя. (Кто такой домовой? И т.д.) Кузя следит за порядком в доме, много видит и слышит. Но многое ему не понятно. У него к вам большая просьба, расскажите о своей маме без слов и это его первое задание. (Раздаю детям фото мамы). Мамы внимательно смотрите на своих детей и озвучьте их. Нам с Кузей понравилось, как вы справились с этим заданием.

Ребята, у Кузи возникла еще одна проблема. В детском саду он услышал речь детей младшей группы. Он не может разобрать, что они говорят. Что будем делать? (Дети: Поможет им). Хорошая идея, давайте попробуем. А ваши родители вам помогут. Ведь работать вместе так здорово!

Объясните, что такое:

1. БОГАТЯ.

2. ПИТУБАЧИ.

3. ТОБАМОТ. Я вами горжусь.

Третье задание: Мама забрала вас из детского сада, вы пришли домой, но попасть в квартиру вы не можете, так как дверь закрыта, и вы не можете её открыть? Что нужно делать? Кузя: Ребята, вас нужна моя помощь? Чтобы узнать кодовое слово на вашем домофоне, посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столе. По первым звукам слов составьте слово, а затем найдите этот предмет, на заколдованной картинке, выделите его при помощи штриховки, раскрашивания или иным способом, который вам нравится. В этом вам помогут ваши мамы. (Группы работают). Логопед: Замечательно, вы необыкновенные! Вы быстро нашли выход из сложившейся ситуации. Теперь вы точно попадёте в свой дом. Не забудьте взять картинки с собой. Кузя с вами прощается.

Теперь вы снова стали педагогами. Вас заинтересовало что – то? Что вам понравилось? Вы взяли для себя что – то новое? Что вы почувствовали, когда были детьми? Что на ваш взгляд не удалось? Спасибо всем большое. Очень приятно было с вами общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для педагогов ДОО «Использованиепальчиковых игр для развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Использованиепальчиковых игр для развития речи у детей младшего дошкольного возраста»....

Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"

Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"...

мастер-класс для педагогов ДОУ "От линии к художественному образу"

Анализ раздела «Художественно-эстетической развитие» ОО программы «Детство», выделение задач, направленных на формирование графических навыков у дошкольников. Обобщение с...

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ (по ТРИЗ) Попова В. Р. , доцент кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ НИРО

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный ТОЛЧОК К РАЗРАБОТКЕ В ПЕДАГОГИКЕ ТЕХНОЛОГИЙ, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях Отличительная особенность этой педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности Показателем уровня развития умственных способностей ребенка является богатство его речи Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников Ульяновские ученые разработали для ДОУ технологии работы с детьми дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческих продуктов в речевой деятельности

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ СРАВНЕНИЙ МОДЕЛЬ СОСТАВЛЕНИЯ СРАВНЕНИЙ: 1)воспитатель называет какой-либо объект (№ 1); 2)обозначает его признак; 3)определяет значение этого признака; 4)сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте (№ 2) С 3 -х лет: Отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. Пример: 1)цыпленок (объект 1); 2)цвет (признак); 3)желтый (значение признака); 4)такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект 2); ИЛИ: «мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко» Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка) Именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам На прогулке предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике»

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК (Модель 1) С 3, 5 лет. Вывешивается табличка с изображением модели составления загадки (Слева – Какой? Справа - Что бывает таким же? Детям предлагается составить загадку про к-л объект (например, дети выбрали объект - самовар). Далее дети дают образные характеристики по заданным признакам: Какой? - Какой самовар по цвету? - Блестящий. Запись слова в 1 -ой строчке левой части таблицы - Какой самовар по действиям? – Шипящий. Запись во 2 -ую строчку левой части таблицы - Какой он по форме? – Круглый. Заполняется 3 -я строчка левой части таблицы Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы: Что бывает таким же? Блестящий - Монета; Шипящий - Вулкан; Круглый - Арбуз Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (в правой части таблицы). Пример: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета. Табличка может выглядеть следующим образом: - Блестящий/Начищенная монета: - Шипящий/Проснувшийся вулкан; Круглый/ Спелый арбуз После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз" После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета)

МОДЕЛЬ СОСТАВЛЕНИЯ СРАВНЕНИЙ (продолжение) На пятом году жизни задачи усложняются: в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята) в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег) при составлении сравнений детям дается больше самостоятельности, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению В возрасте 5, 5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (по цвету, форме, действию и т. д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака Пример: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком)

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК (Модель 2) Методика работы с моделью 2 аналогична работе с моделью 1 Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части). Что делает? Что (кто) делает так же? Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет: - Что делает ежик? - Пыхтит, собирает, семенит. - Пыхтит как кто или что? - Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение"). - Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение"). - Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение"). - Собирает как жадина (сравнение на "занижение"). - Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение"). - Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение"). Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» , «Но не» … Пример: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить". Пример: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК (Модель 3) Особенностью освоения модели 3 является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное: На что похоже? Протокол составления загадки (про гриб): - На что похож гриб? - На мужичка - А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды - Еще на что похож? - На дом, но без окон - А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке»

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ МЕТАФОР Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов Мыслительные операции, позволяющие составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4 -5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана Сначала целесообразно использовать НАИБОЛЕЕ ПРОСТОЙ АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ МЕТАФОРЫ: Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора У него выявляется специфическое свойство (разноцветная) Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна) Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя) Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя) Составить предложение с этими словами: «Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя»

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ (продолжение) Рассматривание зимнего пейзажа (на заснеженных елях сидят снегири) Задача: составить метафору относительно птиц. Работа идет в форме обсуждения На листе бумаги воспитатель обозначает последовательность рассуждения: - Что за птицы изображены на заснеженных елях? - Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву "С" и ставит стрелку вправо). - А какие они? - Круглые, пушистые, красные (уточняет - "красногрудые", и ставит букву "К" на листе бумаги) - А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой? - Вишня, яблоки… (ставит стрелку вправо от буквы "К « и рисует яблоко) - Снегири красногрудые, как яблоки. - А где снегири находятся? На заснеженных елках (ставит стрелочку вниз от буквы "С" и рисует схематично ель) - Давайте теперь объединим эти два слова (обводит круговым движением руки изображения яблока и ели). - Произнесите эти два слова подряд! - Яблоки заснеженных елей. - Кто составит предложение с этими словами? «В зимнем лесу появились Яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников»

ПРИМЕРЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ МЕТАФОР (продолжение) Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом) Дождь идет из туч (находится место расположения объекта) Слова для метафорической фразы: «слезы туч» Метафорические фразы: «Осенью тучи часто льют свои слезы» «Слезы туч были очень грустными и холодными» Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом) Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта) Словосочетание: «костер вечернего неба» Метафорическая фраза: «За лесом пылал костер вечернего неба» Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления Не обязательно называть детям термин «метафора» Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ «Цепочка» . Учить выделять признаки объектов. Ведущий показывает картинку с изображением объекта, ребенок называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Назвать как можно больше признаков и не повториться (с младшего возраста) «Угадай по описанию» . Учить по описанию определять объект. Показывается картинка с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает его (не называя) так, чтобы играющие догадались, о чем идет речь. Правило: объект описывается, следуя от общего к частному «Выбери признак, который есть у других объектов» . Учить выделять характерные и специфичные значения признаков объекта. Ведущий называет объект. Играющие называют значения его признаков. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение «очки круглые, солнечные» (со среднего возраста) «Я назову признак, а вы перечислите его значения» . Учить подбирать разные значения одному признаку. Ведущий называет к-л признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т. д.). В ст. дошк. возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак «светящийся - светящимся бывает цвет» ; «холодным бывает температура вещества» (со ср. возр. с последующим усложнением) «Что (кто) делает так же? » Учить выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…» , «Какой… - что такое же у другого объекта» , «Что делает так же? » . Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. Пример: - Воробей что делает? - Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь. Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не Мышка» (со среднего возраста)

СОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ Для развития словесного творчества детей ТРИЗ предлагает использовать лимерик. Лимерик - короткое стихотворение, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик Характеристика текста лимерика: 1. Это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом: Первые две строчки рифмуются между собой. Третья и четвертая строчки рифмуются между собой. Пятая содержит вывод и не рифмуется 2. По содержанию лимерик строится по следующей модели: 1 строчка Жил - был (объект). 2 строчка - Сравнение или указание на свойство объекта 3 строчка - 4 строчка. Действие или взаимодействие с другими объектами 5 строчка Вывод (утверждение или мораль) 3. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Например: Жил-был старичок меж ульями, От пчел отбивался он стульями Но не учел Числа этих пчел, И пал смертью храбрых меж ульями Жил да был медведь болотный Был он добр, но очень мокрый По болоту он ходил Всех лягушек подавил Вот какой неуклюжий был медведь Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов можно начинать с 3 -х лет Основная форма работы - игровые задания и упражнения, проводятся в определенной последовательности

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ 1. «СКЛАДНЫЕ КАРТИНКИ» - подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются. Ход: Воспитатель поднимает картинку и просит найти парную по рифме. Игра закончена, когда сложено 20 пар слов. Можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20 -25 2. «ПРИДУМАЙ РИФМОВАННОЕ СЛОВО» - самостоятельно подбирать рифмованные слова. Ход: дети придумывают рифмовки к названному слову. Воспитатель говорит "миска", дети добавляют: "Киска, мурыська, сосиска". Можно проводить в ст. возр. с усложнением. Так, воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети придумывают рифмующееся слово той же части речи: - называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали"; - существительное "улица", подбирается рифма "курица"; - прилагательное "пшеничный", добавляется "яичный"; - наречие "широко", добавляется "далеко" 3. «ПРИДУМАЕМ РИФМОВАННЫЕ СТРОЧКИ» - составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию. Ход: воспитатель предлагает выбрать к-л рифмованную пару (для начала - существительные) и сочинить рифму: "Жил-был ктото и был похож на что-то". Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию («Жил-был рак и был похож на мак») Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак) В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак) Эту игру можно проводить с детьми 4 -хлетнего возраста

4. «СОСТАВЛЕНИЕ ЛИМЕРИКОВ» (с детьми 4, 5 лет) – познакомить с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы. Ход: Восп. предлагает сочинить смешные стишки Вывешивает табличку с моделью составления лимерика: 1/Жил-был объект 2/Какой? 3/Что делал? 4/С кем общался? 5/Вывод. Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка - синичка, бежала - лежала). Эти слова подставляются в 1 -4 строчки. Вместе с детьми восп. сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется неск. раз детьми. Пример: Жила-была певунья-птичка, Была красивой, как синичка. По дороге она за жуком бежала, А потом на травке долго лежала. Вот какая беззаботная птичка. Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет восп-ль 5. «СОЧИНЯЕМ РАЗНЫЕ ЛИМЕРИКИ» - создавать варианты рифмованных текстов. Ход: восп. предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало " Если бы…, но не…": Если бы певунья-птичка была красивой, как синичка, По дороге б она за жуком не бежала, А потом на траве долго не лежала. Вот какое правило должна знать птичка. Затем предл. новые слова зачина "Что было бы…, если бы…" и самостоятельно переделать знакомый лимерик: Что было бы, если бы певунья-Птичка Была не такой красивой, как синичка, То за жуком бы она не бежала, И долго потом на траве не лежала. Лучше пусть бы она в небесах полетала.

6. «СТИШОК ПРО НАС» - создавать рифмованные тексты из 5 -6 строк на основе пережитых событий. Ход: воспитатель предлагает вспомнить случаи, которые происходили с ними, и написать про это стишок. Пример: Саша занимался у логопеда и стал хорошо произносить звуки; воспитатель помогает ребенку составить стишок: Жил-был мальчик по имени Саша, И во рту у него была каша. У логопеда он занимался И звуки произносить старался. Теперь Саша научился красиво говорить. Если бы девочка Светочка Не ела часто конфеточки, То прыщики бы у нее не появлялись И сильно бы они не чесались. Меньше надо есть сладкого, Света! Дети обмениваются между собой стишками. Восп-ль предлагает сочинить стишок про девочку, у которой аллергия на конфеты: Стихи на основе пережитых событий начинают сочинять с детьми 5 года жизни 7. «ПРИДУМАЕМ СТИШОК ПРО ЗАНЯТИЯ» - упр. в создании рифмованных текстов на основе знаний, полученных на занятиях. Ход: в конце к-л. занятия воспитатель предлагает составить стишок о том, что они узнали. ФЭМП: Жила-была единица клыкастая, / И была она немного зубастая. / Но с ноликом она подружилась, /И в десяток она превратилась. Теперь мы научились писать цифру 10. РИСОВАНИЕ: Если бы кисточка была умелая, /То она была бы и смелая. /Неаккуратные пятна бы не оставляла / И хорошими работами нас удивляла. /Ох, как тяжело работать с палитрой. Но мы все равно научимся. СКАЗКА: Жила-была мачеха вредна/ И была она не бедная. /Золушке все время работу давала/ И делать ее заставляла. / Нет, чтобы пожалеть бедную Золушку. Игровые упражнения проводятся в конце занятий, при условии, что дети усвоили модель составления лимериков. Необходимо побуждать детей самостоятельно составлять рифмованные тексты по итогам занятий

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ 1. «О ком? О чем? » - анализировать содержание стихотворения, устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте. После чтения небольшого стих. , вопросы: О каком объекте идет речь? Какими признаками наделен объект? Какие действия он совершал? Какой вывод сделал автор? Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на 4 вопроса 2. «Доскажи словечко» - подбирать рифмующиеся слова. Восп. читает стихотворный текст и произносит лишь 1 -й слог последнего слова каждой строчки. Остальное слово должны назвать дети. Игроаой мотив: у восп-ля то появляется, то пропадает голос. Вариант игры: восп. читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму 3. «Склад-несклад» - подбирать рифму к заданному слову. Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала). Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке 4. «Чистоговорки» - подбирать рифму к звукосочетанию. Водящий задает звукосочетание, играющие сочиняют двустишье с ним: Са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - мы нашли в траве клеща. Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний 5. «Сочини дальше» -подбирать рифму к заданному слову. Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, дети сочиняют дальше: «В море плавает тюлень. . » . Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень» . Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы»: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень» . Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки. Дети должны составить двустишье про изображенный на картинке объект

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ (продолжение) 6. «Исправь меня» - согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу. Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя 7. «Сочиним стишок и его запишем» - составлять рифмованный текст и записывать его схемами. Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т. д. 8. «Дразнилка» - подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов. Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т. д.). Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»)

ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ Недостатки МРР: ребенок сам не строит рассказ, а повторяет образец или предыдущий рассказ с незначительными изменениями. За одно занятие дети выслушивают 4 -5 однотипных рассказов, и этот вид деятельности им становится неинтересен Надо ли заставлять детей слушать однообразные рассказы? Нужны ли образцы воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине? Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов? Необходимо изменить способы работы педагога на занятии по обучению детей составлению рассказов по картине. Технология ТРИЗ рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине 1 -ый тип: «Текст реалистического характера» - составление описательных рассказов по картине. Виды получаемых текстов (выделены условно): 1)рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей; 2)описание картины как раскрытие темы; 3)развернутое описание конкретного объекта; 4)словесно-выразительное описание изображенного на картине с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т. д. ; 5)создание рифмованных текстов по содержанию картины 2 -ой тип: «Текст фантастического характера» - составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине. Виды получаемых текстов (выделены условно): 1)рассказ как фантастическое преобразование содержания; 2)фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени; 3)рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой; 4)сказки по мотивам содержания картины; 5)рифмованные тексты фантастического плана Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня

1 ЭТАП: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КАРТИНЫ Творческая речевая деятельность напрямую зависит от уровня развития мышления ребенка. В новой технологии обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ, на каждом из них представлена к-л мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы специальных приемов Цель этапа «ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВА КАРТИНЫ»: развивать мыслительные действия, ведущие к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка). Базовая информация: Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов). При наличии однородных объектов на картине производится группировка по к-л признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т. д.

1 ЭТАП: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КАРТИНЫ (продолжение) Приемы для выделения объектов и деталей одного объекта: 1) «Подзорная труба» . Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его; 2) «Аукцион» , 3) «Охота за подробностями» , 4) «Кто самый внимательный» и др. Прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т. д. – для обучения классификационным умениям. Классификационная группа обозначается обобщающим словом Прием моделирования детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска (лист бумаги), на которой модели располагаются аналогично композиции картины По окончанию необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений Окончательный итог игры - рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные « Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины 1) Перечисление объектов на картине (в т. ч. и частей); 2) Моделирование объектов; 3) Группировка по заданному признаку; 4) Обобщение перечисленных объектов; 5) Рефлексия

2 ЭТАП: УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ НА КАРТИНЕ Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Базовая информация: соединить 2 объекта из выделенных ранее, объяснить, почему их можно соединить. Взаимодействия между ними м/б на уровне связей физических (касание, давление…), эмоциональных (нравится, не нравится, заботится, не любит, родственных (брат - сестра, мама - дети…) и др. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: Пришел волшебник "Объединяй «, объединил 2 объекта (воспитатель указывает на них). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Например, игры с картиной "Кошка с котятами»: 1) Игра с волшебником «Объединяй»: дети «объясняют» ему, что блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на коврике» . 2)"Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Пр: "Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы - кошки и любят вместе играть". 3)"Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат". Пр: "Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть". Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна. 4)"Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит" - объяснить прич-следств. отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами. Пр: "Шкафу очень тяжело держать полки с книгами, он теряет силы, а книжкам так важно стоять аккуратно в шкафу. Книги благодарны полкам, что им помогают". Или «На полу играет кошка с котятами, но лапкицарапки могут сделать больно и коврику, и полу. Котятам хорошо играть - они нашли удобное место, а коврик и пол могут пораниться» Правило: «когда играешь, не надо портить то, на чем играешь» . Вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они д/б расположены в следующем порядке: 1/сначала говорится, что с чем связано, 2/затем почему, в конце – 3/подтверждение (вывод). Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине: 1/Выделение двух объектов на картине. 2/Обоснование связей между ними. 3/Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины. 4/Рефлексия

3 ЭТАП: ОПИСАНИЕ НА ОСНОВЕ ВОЗМОЖНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕКТОВ КАРТИНЫ РАЗНЫМИ ОРГАНАМИ ЧУВСТВ Цели: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. Базовая информация: для создания речевых зарисовок восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить, какие признаки объектов могут быть "считаны" разными органами чувств: 1)нос воспринимает запах, 2)ухо – звук (то и другое м/б приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным – однородным); 3)язык ощущает вкус, 4)рука - дает тактильные ощущения (дают информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях); 5)глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки (о пространственном расположении объекта, размере и цвете) Составляя рассказ-описание с помощью слухового и обонятельного анализаторов, нужно представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов (как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами), представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т. д.

3 ЭТАП - ОПИСАНИЕ НА ОСНОВЕ ВОЗМОЖНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕКТОВ КАРТИНЫ РАЗНЫМИ ОРГАНАМИ ЧУВСТВ (продолжение) Используется прием "вхождения в картину". Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т. д. Даются творческие задания: Пришел волшебник "Я слушаю" («Я ощущаю запахи» , «Я пробую на вкус» , «Я ощущаю лицом и руками» и т. п.): назови объекты, которые могут издавать звук СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора. Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: "Я слышу, как…", "Я чувствую запах…", "Когда я трогаю руками …". Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине. Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс. Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины. Активизируйте в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения. Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины (мини-театр) Алгоритм мыслительных действий 1/"Вхождение в картину". 2/Выбор органа чувств, который помогает "путешествовать" по картине. 3/Речевая зарисовка ощущений

4 ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК И МЕТАФОР ПО КАРТИНЕ Цели: познакомить с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия, необходимые для составления загадок и метафор. Базовая информация: чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т. д.). ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК: 1. У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос "Какой? " и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. Например: "Репейник, какой? Колючий - как еж, кактус, елочка. Лохматый как собака, шуба, медведь. Приставучий как липучка, жвачка, смола". Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки "как" или "но не" сравниваются с другими объектами. Итог: "Колючий, как еж, лохматый, как собака, приставучий, но не смола" 2. Выделяются действия объекта и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены. Например: "Лягушка что делает? Прыгает как заяц, мяч. Ныряет как водолаз, утка. Плавает как лодочка, рыба". Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки "как" или " но не" сравниваются с другими объектами Итог: "Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка"

4 ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК И МЕТАФОР ПО КАРТИНЕ (продолжение) 3. В объекте выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями. Например: "Часы: стрелки как у компаса, цифры как в математике, круг как полная луна". Выбирается лучший вариант. Строится содержание загадки аналогично предыдущим моделям. Итог: "Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не полная луна" 4. У объекта выделяются части, обозначается их количество, ищутся объекты с такими же характеристиками. Строится содержание загадки. Итог: « 60 точек как звезды, с двумя стрелками как указки, на одном круге, но не на полной луне" На основе данных моделей можно составить смешанный тип загадки. В ней построчно могут собираться различные типы сравнений МОДЕЛИ МЕТАФОР 1. Выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим объектом. Например: "Снежинки кружатся как балерины". Далее обозначить место, где находится объект. Например: "Снежинки падают с неба". Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место нахождения этого объекта в речевой фразе. Например: "Балерины неба". Вставить в смысловой контекст картины. Например: "Над деревьями кружились балерины неба". 2. Выделить объект на картине и взять его какое-либо свойство. Например: "Занавеска кружевная". Сравнение переделать из прилагательного в существительное - "кружево". Данное слово должно отражать признак другого объекта. Например: "Кружево зимы". Метафора вставляется в контекст: "Мама повесила на окно кружево зимы « Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью

5 ЭТАП: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ВО ВРЕМЕНИ Цели: учить мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты. Базовая информация: Картина рассматривается, как остановившийся миг. Детям предлагается представить, как развивается сюжет во времени. Линия времени у всех объектов своя. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира - в рамках суток. Рукотворные объекты - с момента появления и вторичного использования. Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Составляется рассказ-фантазия: объект и его изменение во времени Методика работы с детьми: используется «Машина времени» (для перемещения во времени). Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком). Советы педагогам: В рассказе использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше - позже, до того - после того…). Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего. Придумывать название рассказа-фантазии Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени 1/Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать. 2/Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы. 3/Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта. 4/Назвать рассказ.

6 ЭТАП: ОПИСАНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА КАРТИНЕ Цели: учить пространственной ориентировке на картине; алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; форм-ть умение переносить ориентировки 2 -мерного пространства в 3 -мерное, активизировать пространственные наречия Базовая информация: любой объект на картине имеет место, которое м/б описано через ориентировки 2 -мерного и 3 -мерного пространства, соответствующий словарь (центр. часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы; ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после Методика работы с детьми: Игры: «Да-Нет» , «Ожившая картина» . Игра «Да-Нет»: ведущий загадывает объект, дети с помощью вопросов устанавливают его место на картине. Найденный объект "оживает" и находит себе место на сцене (3 -мерное пр-во). Ребенок описывает объект по месту на картине, а затем на сцене. Так выстраивается композиционная модель картины на сцене Советы педагогам: Дети должны знать правила игры "Да-Нет": вопрос по месту нахождения загаданного объекта задается так, чтобы ведущий смог ответить только "Да" или "Нет» (поле поиска постепенно сужается, отсекается лишняя часть плоскости). Сценой для моделирования композиции картины м/б ковер. После нахождения своего места на сцене, ребенок составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно др. объектов. Объемная модель картины наблюдается 5 -7 сек. , поощряется аплодисментами Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине 1/ Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости. 2/Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему: а) с позиции постороннего наблюдателя; б) в роли самого объекта

7 ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ОТ ЛИЦА РАЗНЫХ ОБЪЕКТОВ Цели: обобщить знания о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица Базовая информация: Для составления творческих рассказов от первого лица сначала уточнить знания: А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях: грустный - веселый, радостный - печальный, спокойный – возбужденный; Б) О разнообразных чертах характера: добрый - злой, трудолюбивый - ленивый, вежливый - грубый, умный - глупый…; В) Признаки проявления того или иного эмоционального состояния: веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…); грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…); добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет…); Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это м/б любой объект (главный или второстепенный персонаж, предмет или любой объект живой - неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи

7 ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ОТ ЛИЦА РАЗНЫХ ОБЪЕКТОВ (продолжение) Методика работы с детьми: Перед обучением составлению творческих рассказов от первого лица провести творческие задания: 1)"Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот « 2)"Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств « 3)"Превратись в кого-(что) нибудь. Опиши твои чувства « Для обучения творческим рассказам от лица к-л объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Ребенок представляет себя объектом, "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Подробно описывает его состояние, отношения с окружающим миром и возникшие проблемы. Воспитатель побуждает детей к решению проблем героев картины Советы педагогам: 1) Учитывать возраст ребенка 2) Побуждать брать роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки-мамы) или места происходящего (я - сарай, в котором находится кошачья семья) 3) От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) переходить к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…)

7 ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ОТ ЛИЦА РАЗНЫХ ОБЪЕКТОВ (продолжение) 4) Применять разные формы организации: коллективные, когда все дети сочиняют рассказ от лица одного героя; подгрупповые - разные подгруппы описывают противоположные характеристики одного героя (рассказ про котенка на картине: одна подгруппа - про веселого, другая - про грустного); индивидуальные задания, которые м/б предложены воспитателем или самостоятельно выбраны ребенком 5) Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: 1/сначала назвать своего героя "Я - тот-то…", 2/потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер, 3/далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя, 4/предложить решение проблемной ситуации. 5/Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. 6/По окончании рассказа ребенок дает ему название Алгоритм мыслительных действий: 1/ Выбрать объект (героя) на картине. 2/ Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. 3/ Войти в образ героя. 4/ Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой. 5/ Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины

8 ЭТАП: СМЫСЛОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРТИНЫ Цели: развивать мыслительные действия, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл. Базовая информация: Более глубокое осмысление содержания картины приходит через пословицы и поговорки (с прямым или иносказательным смыслом). Смысл пословиц, поговорок так емок, что можно по-разному толковать его и поэтому использовать при составлении рассказа по картине любого содержания. Важно обосновать выбор самых подходящих к содержанию данной картины. Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиции рассуждающего. Методика работы: Подготовительный этап - углубленная работа на понимание детьми пословиц и поговорок и обучение объяснять их с точки зрения опыта ребенка. Осмысление содержания картины детьми строится как игра "Объясни, почему так названа картина? ". Ее организация основана на методе "Каталог". Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину? Следующая игра "Найди самое удачное название картины". Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать 1 -2 самых подходящих, объяснить выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ – рассуждение Алгоритм мыслительных действий при передаче смысла картины 1/ Выбор пословицы или поговорки. 2/ Представить содержание картины через призму выбранной пословицы или поговорки. 3/ Объяснение-рассуждение ребенка, почему эта пословица может быть названием картины. 4/ Целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу пословицы или поговорки

9 ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ-ФАНТАЗИЙ Цели: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; составлять рассказы фантастического содержания. Базовая информация: Для таких сочинений по картине надо знать ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ: "Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления к-л свойства объекта); "Деление-объединение" (деление объектов на части, объединение их в др. последовательности или взаимообмен своими частями); "Оживление-окаменение" (объект наделяется св-вами динамики или статики); "Специализация - универсализация" (расширение /ограничение ресурсов объекта); "Наоборот" (приобретение объектом др. свойств); "Ускорение - замедление" (остановка к-л процессов, увеличение скорости, перемещение во времени и др.). Этими приемами можно преобразовать к-л объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главная идея - согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром. Методика работы: Для обучения составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник…". Приглашаются волшебники: 1)Увеличения-Уменьшения (реб-к выбирает объект и его свойства, производит их фантастическое преобразование); 2)Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется св. частями с др. объектами); 3)Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве); 4)Могу. Все-Могу. Только (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах); 5)Наоборот (у объекта выявляется к-л свойство и меняется на противоположное); 6)Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени)

9 ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ-ФАНТАЗИЙ (продолжение) Воспитатель предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы: 1) Что происходит с этим объектом? 2) Какие ощущения он испытывает? 3) Как он теперь воспринимает окружающий мир? 4) Как окружающий мир относится к преобразованному объекту? 5) Каковы положительные и отрицательные последствия преобразований? 6) Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром? 7) Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов? 8) Как окружение может согласоваться с измененным объектом? Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения Пример: Картина "Кошка с котятами". Рассказ-фантазия про клубок ниток, с которым играл котенок. Составлен двумя детьми 7 -го года жизни «Клубок, который научился летать» Жил был клубочек ниток. Он был круглым и синим. Лежал в корзинке, и никто его не трогал. Однажды пришли котята, свалили корзинку, и он упал и покатился. Котенок Рыжик стал им играть. Больно стало клубочку, и решил он попросить у волшебника Объединения крылышки. Только Рыжик хотел царапками схватить клубок, как тот взлетел и стал под потолком летать. Удивился котенок, нет, все котята и кошка и стали смотреть, как летает клубок. А лампа сказала: "Что ты тут летаешь, сгореть можешь". Клубок летал до вечера. Котята легли спать, а клубочек в корзинку залез. Только после этого лампа включилась, и он не сгорел"

9 ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ-ФАНТАЗИЙ (окончание) Советы воспитателям: Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого «Волшебника» Когда объявляется фантастическое преобразование, то 1) выбирается сначала объект или его часть, 2) приглашается "Волшебник", 3) производится преобразование, 4) а затем объект с необычным свойством описывается Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования Фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно В дальнейшем необходимо дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и предложив составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана Можно инсценировать с детьми придуманные рассказы или оформить книжки-малышки с их текстами Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий 1/ Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть. 2/ Пригласить одного из Волшебников. 3/ Преобразовать объект или его часть. 4/ Составить фантастический рассказ

10 ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Цели: обучать приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста Базовая информация: Для составления такой сказки по картине необходимо определить место, где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом (лужайка около леса). Далее перечисляются объекты, изображенные на картине, как правило, неодушевленного плана (елка, лужа, прутик, трава, цветы…). Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека (елка - мудрая, лужа - грязнуля, прутик - труженик, трава - равнодушная, цветы - болтливые…). Идет описание жизни объектов в обозначенном месте, происходит случай - появление необычного объекта или природного явления (в лужу упал мяч). Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю. Каждый герой сказки высказывает свое отношение к Случаю, что является основанием для обозначения его характера, нравственных качеств. Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст сказки и придумывается ее название. Методика работы: 1) Предложить детям сочинить сказку по картине. 2) Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. 3) Назвать героев сказки. 4) Наделить объекты свойствами или чертами характера человека. 5) Предложить сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был). 6) Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации. 7) Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. 8) Обсуждение мнения каждого героя. 9) Провозглашение морали мудрым объектом. 10) Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали. 11) Придумывание названия сказки

10 ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (продолжение) Пример: «История на лужайке» "На одной лужайке около леса жили-были болтливые Цветы, равнодушная Трава, Прутик- труженик и грязнуля Лужа. Вдали росла очень умная Елочка. Она смотрела кругом и много думала. Цветы все время говорили что-то, их равнодушно слушали Травинки. Прутику некогда было слушать болтовню Цветов, потому что он все время находил какое-то дело. Грязная-прегрязная Лужа смотрела на все и радовалась своей грязи. Мудрая Елочка думала свои умные мысли и молчала. Так они и жили. Однажды в Лужу упал красивый резиновый Мяч. Он сразу испачкался. "Ура! - закричала Лужа, - он тоже стал таким же грязным как я! « "А нам все равно, что Мяч в Лужу прыгнул. Главное, чтобы к нам не попал!", - сказала равнодушная Трава. Цветы не переставали болтать и говорили всякую чепуху. Никто не посочувствовал Мячику, кроме Прутика. Он стал быстро-быстро разгонять воду, и Мячик к краю Лужи стал подплывать. Елочка все это видела издалека и стала раскачиваться из стороны в сторону, чтобы ветер помог Мячу из Лужи выбраться, ведь она знала: "Помогаешь другому в беде, и тебе помогут!" Советы педагогам: Уточнить знания детей о разных нравств. качествах и чертах характера, обыграть их с помощью эмпатии, используя мимику, жесты и др. выразит. средства. Дать возможность детям в процессе сочинения сказки включать приемы театрализации. Целесообразно использовать моделирование (схематическое обозначение объектов и буквенное обозначение черт характера). От коллективного сочинения сказки необходимо переходить к инд. сочинительству. При коллективном сочинении каждому предлагается придумать собственное название сказки и сообщить педагогу по секрету. Воспитатель записывает название сказок, затем объявляет конкурс названий. По мотивам сказки можно предложить детям сделать рисунки или организовать театральное действие Алгоритм мыслительных действий 1/ Определить место событий. 2/ Выбрать героев, наделить их человеческими свойствами или характеристиками. 3/ Объявить Случай. 4/ Составить текст сказки. 5/ Придумать название сказки

11 ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ ПО КАРТИНЕ Цели: познакомить с моделями составления рифмованных текстов. формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию картин. Базовая информация: для составления рифм. текстов по содержанию картины необходимо обсудить с детьми признаки выбранного объекта (связи, место действия, действия). Объектом м/б не только центральный или второстепенный объект, но и обобщенное понятие (дети…, семья…, посуда…), его действия м/б как реальные, так и предполагаемые. Слова в высказываниях должны рифмоваться. Для создания рифмованного текста можно пользоваться опорой: Жили-были как-то кто-то, / Ой, какие были кто-то, / Что-то делали они, / На картину посмотри. / И закончив, говори: / "Вот какие кто-то / На картине такой-то…". Варианты создания рифмованного текста: со слов "Если эти кто-то…, то они чегото…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то, потому что был такой-то…". Удачность созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем интерпретации содержания картины Последовательность работы: Сначала проводится игра «Складушки-ладушки» (подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию картины). Затем педагог побуждает детей составлять двухстрочные рифмующиеся фразы. На последнем этапе идет создание полного рифмованного текста по содержанию картины в соответствии с алгоритмом Советы: Заучивая (читая) детям стихи, проводить их анализ. Чаще включать в пед. процесс игры по составлению рифмы. Проводить лексические упражнения (подбор признаков, действий - активизация прилагательных и глаголов). Целесообразно возвращаться к сочиненным рифмованным текстам с целью их модификации. Алгоритм мыслительных действий при составлении рифмованных текстов 1/ Выбор объекта, определение его свойств, действий и места разворачивания событий. 2/ Подбор рифмующихся между собой слов. 3/ Работа по алгоритмам создания рифмованного текста. 4/ Выразительное чтение текста

Квест как форма организации образовательной деятельности в группе для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Учитель-логопед: Деева ОА

МБ ДОУ дс кв «Кирпичики»

Квест - это игровая педагогическая технология. Педагогами и психологами давно доказано, что хорошо организованная игра сама по себе - лучшее средство достижения детьми эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальных и физических сил. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.

В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах:

    полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение (амплификация) детского развития;

    построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

    содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

    поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

    возрастная адекватность дошкольного образования(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

Так же и принципы коррекционной системы обучения и воспитания детей определяют необходимость связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с общим недоразвитием речи, которые прямо или косвенно препятствует эффективной коррекции их речевой деятельности.

Поэтому образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для учителя-логопеда и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Квест (заимствование англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей)

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений, в том числе речевых умений.

Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, дидактической игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.

Квест- технология имеет ряд особенностей:

    образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;

    целенаправленно мотивируется речевая, интеллектуальная и эмоциональная активность ребенка.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. учитель-логопед определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

По типу образовательных задач (классификация Б.Доджа и Т.Марча) квесты могут иметь следующие формы: перевод – создание рассказа по заданной теме; планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий; аналитическая задача – поиск и систематиза­ция информации; таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Все вышеперечисленные образовательные задачи могут решаться группой или индивидуально; быть как кра­ткосрочными – одно занятие, так и долго­срочными.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество речевых, интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт. Это может быть: решение ребусов, кроссвордов, головоломок; тематическое прохождение препятствий, и т.д.

Достоинства квестов для детей дошкольного возраста с ОНР:

    Позволяет логопеду выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.

    Квест дает возможность введения в игру разнообразных речевых заданий, а так же позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.

    Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

    Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.

    Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

    Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

    В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.

    В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.