Сценарий праздник березки в начальной школе. Сценарий праздник русской березки для детей. Долго не торгуйся

Елена Ефимчева
Картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе

Сентябрь

Поликлиника.

Цель. Продолжать знакомить детей с деятельностью медицинского персонала. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Воспитывать уважение к профессии врача.

Детский сад.

Цель. Закрепить знания детей о работе медсестры, врача, прачки, повара, дворника, заведующей и других работников детского сада. Воспитывать интерес и уважение к их труду. Развивать у детей чувство благодарности за труд взрослых для них, желание оказывать им посильную помощь. Развивать умение применять полученные знания и умения в коллективной творческой игре.

сюжет игры . Закрепить знания о функционировании магазина. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Путешествие на пароходе.

Цель. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры . Формировать представление о видах водного транспорта, о значимости труда взрослых -работников порта для городов и сел страны.

Правила уличного движения.

Цель. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры . Закрепить знания названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте.

Военный корабль.

сюжет игры . Формировать у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Расширять знания детей о подвигах воинов-моряков. Дать детям представления о типах военных кораблей : подводная лодка, крейсер, эсминец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордость за свою Родину, восхищение героизмом людей.

сюжет игры . Расширять и закреплять знания детей о разных формах почтовой связи : почта, телеграф, телефон, радио. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к товарищам и близким.

Столовая.

Цель. Закреплять культурные навыки, умение сервировать стол. Расширять знания о том, как готовится еда. Воспитывать уважение к труду поваров.

Библиотека.

Цель. Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры . Создавать интерес к работе в библиотеке. Продолжать знакомить с правилами пользования книгой. Пробуждать у детей интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное отношение к ним.

Парикмахерская.

Цель. Продолжать знакомить детей с деятельностью парикмахера. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Воспитывать уважение к профессии парикмахера.

Цель. Знакомить и приучать дошкольников к режиму школьной жизни. Продолжать учить детей реализовывать и развивать сюжет игры .

Цель. Продолжать учить детей развивать сюжет игры . Дать детям понятие, что в магазине существуют разные отделы, кассы, за которыми работают кассиры. Помочь детям в распределении ролей и подготовке атрибутов . Воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах.

Строительство завода.

Цель. Формировать у дошкольников конкретные представления о строительстве, о его этапах. Закрепить знания и рабочих профессиях. Воспитывать уважение к труду строителей.

Парикмахерская.

Цель. Дать детям понятие, что в парикмахерской работают дамский, мужской и детский мастер. Учить детей устанавливать очередность в выполнения главной роли. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми во время игры.

Космонавты.

Цель. При строительстве ракеты уточнить знания детей ее частей - нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления. Воспитывать у дошкольников ответственного отношения к учению. Совершенствовать физическую подготовку . Учить самостоятельно развивать сюжет игры .

Поликлиника.

Цель. Продолжать знакомить детей с кабинетом отоларинголога, с работой врача - окулиста и обязанностями медсестры. Дать детям понятие, что очки по рецепту можно заказать и купить в оптике. Воспитывать уважение к профессии врача.

Детский сад.

Цель. Учить детей самостоятельно распределять роли между собой, объединять несколько сюжетов в одной игре . Воспитывать отзывчивость, доброжелательные отношения.

Рыболовецкое судно.

Цель. Познакомить детей с трудом рыбаков. Дать элементарные знания для чего они ловят так много рыбы. Развивать интерес к игре. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Цель. Уточнение знаний детей правил поведения на проезжей части дороги. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры .

Больница.

Цель. Дать детям элементарные знания, что в больницу кладут тяжелобольных людей. В больнице работают врачи разных специальностей, медсестры, повара, нянечки. Все они заботятся о скорейшем выздоровлении пациента. Учить детей заботится о ближних, уметь сопереживать и оказывать помощь в трудную минут}".

Цель. Продолжать знакомить дошкольников с работой учителя, распорядком дня учеников. Учить детей развивать сюжет игры .

Цель. Расширять кругозор детей, продолжать знакомить с различными отделами в магазинах. Познакомить с магазином, в котором продают ткани. Закрепить действия продавца, покупателя, кассира. Закрепить знания о функционировании магазина.

Цель. Продолжать знакомить детей с работой почтальона - доставляет письма, газеты, журналы, телеграммы. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры .

Цель. Закрепить представления детей о театре. Развивать интерес в игре. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Пограничники.

Цель. Дать элементарные знания о службе пограничных войск - учения и тренировки солдат, дрессировка собак, охрана границы. Воспитание у детей смелости и выносливости.

Цель. Дать детям знания о том, что артисты выступают не только в театре. Они ездят с гастролями по разным городам, выступают с гастролями перед солдатами. Развивать интерес к игре.

Больница.

Цель. Знакомство детей с хирургическим отделение, работой хирурга - делает операции, работой медсестры - берет кровь на анализ, делает процедуры, которые назначает врач. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Учить детей справедливо распределять роли в игре.

Столовая.

Цель. Дать детям знания о работе поваров и официантов в столовой, о том, что посетители знакомятся с меню, заказывают блюда. Воспитание чуткости, внимания. Закреплять культурные навыки поведения за столом и в общественных местах.

Цель. Продолжать закреплять знания сигналов светофора, умение переходить улицу в установленных местах. Воспитывать правила поведения на улице и в общественном транспорте.

Цель. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Учить детей справедливо распределять роли в игре. Побуждать детей воспроизводить в игре бытовой и общественно полезный труд взрослых.

Цель. Знакомить с работой продавцов и кассира в обувном магазине. Помочь детям в подготовке атрибутов и места для игры. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми во время игры.

Цель. Продолжать учить детей четко играть роль взятую на себя. Капитан с матросами ведет корабль по курсу, врач следит за здоровьем команды, кок готовит еду. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры . Формировать представления о значимости труда взрослых работников речного порта.

Библиотека.

Цель. Познакомить детей с работой читального зала, о правилах поведения в нем - нельзя шуметь, книги для чтения выдаются по формулярам, хранятся они на стеллажах. Создать интерес к работе в библиотеке. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Космонавты.

Цель. Воспитывать ответственное отношение к учениям, подготовке к полетам . Развивать знания о работе космонавтов - изучение звезд, грунта. Космонавтов проверяют врачи. Учить самостоятельно развивать сюжет игры .

Поликлиника.

Цель. Познакомить детей с работой рентгенолога, раскрыть смысл деятельности медицинского персонала. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Воспитывать чувство уважения к профессии врача, медсестры.

Цель. Помочь детям в распределении ролей, подготовке места для игры . Воспитывать у детей чуткости, стремления проявлять заботу и внимания к окружающим. Зоопарк.

Цель. Закрепить и обогатить знания о животных, об их внешнем виде, повадках. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Воспитывать доброе отношение к животным.

Цель. Продолжать знакомить детей со школьными принадлежностями, обязанностями учеников. Напомнить детям о том, что учитель учит ребят читать, писать, рисовать и т. д., ученики выполняют домашнее задание. Воспитывать чувство уважения к труду учителя.

Российская Армия.

Цель. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Развивать у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащать знания детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков. Расширять представления детей о типах военных кораблей. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, восхищение героизма людей.

Строительство.

Цель. Формировать у дошкольников конкретных знаний и представлений о строительстве, о его этапах. Закреплять знания о рабочих профессиях. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Воспитывать уважение к труду строителей.

Детский сад.

Цель. Закрепить знания детей о режиме в детском саду, об обязанностях сотрудников дошкольного учреждения - заведующей, завхоза, воспитателей, помощников воспитателей и других. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.

Разделы: Работа с дошкольниками

Мы говорим – “игра”, подразумеваем – “детство”.

Известно, что игра является традиционной ведущей деятельностью дошкольника. Учебная деятельность (а в педагогическом процессе она занимает весомую часть времени) таковой не является, следовательно не может в достаточной степени влиять на развитие новообразований этого периода жизни ребёнка. Но трудно представить себе эти два вида деятельности отдельно существующими. Учебная деятельность проистекает из игры, они взаимно переходят друг в друга и нет оснований для их противопоставления.

Включение игр в обучение слабовидящих детей повышает его эффективность, так как игра:

  • создаёт позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;
  • непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребёнка;
  • способствует раскрепощению детей, стимулирует к поиску творческих решений.

Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника. В ней ребёнок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определённую роль, дошкольник создаёт особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое в сюжетно-ролевой игре имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Игра имеет неоценимое значение прежде всего для социального развития ребёнка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью.

Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудности в учёбе и общении.

Вашему вниманию предлагается конспект сюжетно-ролевой игры “Путешествие по времени” в подготовительной группе детского сада для детей с нарушением зрения.

Конспект сюжетно-ролевой игры “Путешествие по времени” в подготовительной группе.

Задачи:

  • Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о развитии жизни на земле (от динозавров к современному человеку).
  • Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей.
  • Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
  • Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.
  • Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей.
  • Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.
  • Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.
  • Развивать глазомер детей, способствовать снятию зрительного утомления с глаз.

Информационная часть: раскрашивание детьми динозавров, мамонтов, “древних людей”; изготовление из папье-маше яйца динозавра; чтение глав из книги “Энциклопедия для дошкольника”, посвящённых эпохе динозавров; рассматривание сквозь стереоочки книги о динозаврах “Волшебные картинки”; беседы о Времени, о Космосе, о динозаврах; конструирование из бумаги деревьев, травы и т.д.

Атрибуты: бейджи, пульт управления, карта полёта, наушники. Для исполнения роли повара (“тубы с провизией”), роли врача (походная аптечка, витамины), учёным – пробирки, кисточки, лупа; журналистам – фотоаппарат, видеокамера, блокноты с ручкой; астронавту – скафандр, шланг; спасателям – лазерные пистолеты; звукозаписи пуска ракеты, пения птиц; видеокассета “Динозавр” (момент с яйцом динозавра, с падением метеорита). Картины, нарисованные детьми (динозавры, мамонт, древние люди); вода, стаканчики; телевизор, видеомагнитофон; наглядные пособия: яйцо, в нём динозавр, кости динозавров; ножницы, бумага, резинки; песок, вода; рисунки динозавров в яйце.

Активизация словаря: учёные-палеонтологи; метеорит; метеоритный дождь; названия динозавров; древние люди; мамонты; извержения вулкана и т. д.

Индивидуальная работа по зрению: снятие зрительного напряжения у Ильи и Данила.

Создание проблемной ситуации:

“Тай, тай, налетай,
В интересную игру поиграй
Всех принимаем и не обижаем
А кто опоздает –
В небо улетает”.

Раздаётся сигнал “стук сердца”.

– Что вы думаете это такое?

Дети размышляют. Воспитатель включает отрывок из видеофильма “Динозавр”, когда яйцо попадает в беду.

– Ребята, по-моему этот стук сердца раздавался из яйца. Кто бы это мог быть?

– Наверное, яйцо попало в беду и ещё не родившийся динозаврик посылает нам сигналы бедствия, чтобы мы спасли его.

– Когда же жили динозавры? (В далёком прошлом.)

– А мы с вами где находимся? (В настоящем.)

– А завтра где будем? (В будущем.)

Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.

То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет
И его не знают люди”.

– Как же нам попасть в прошлое? (Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль и т. д.)

– Поднимите руки, кто хочет лететь в прошлое? Для путешествия нам нужно выбрать руководителя полёта. Каким он должен быть? Кого вы предлагаете? (Выборы участников).

– Людей каких профессий нам необходимо взять с собой? (Штурман – помощник руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет; учёных – Какие учёные изучают динозавров? (учёные-палеонтологи); тележурналистов – они снимут фильм о жизни динозавров в прошлом, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во время полёта; спасателей – мы не знаем какие опасности подстерегают нас в прошлом; астронавта – во время остановки во времени он будет выходить из корабля, т.к. у нас есть только один скафандр с запасом воздуха; остальные дети и я будем туристами).

– Приступить к строительству машины времени! (Дети строят машину времени, одновременно, взяв на себя ту или иную роль, готовятся к её выполнению запасаясь необходимым материалом).

Полёт. Во время полёта руководитель полёта переговаривается со штурманом, отдаёт команды, врач выдаёт всем витамины.
Руководитель полёта предупреждает, что в полёте могут быть лишь три остановки, после которых машина вернётся домой в настоящее.

Руководитель полёта: Обьявляю, трёхминутную готовность!

Штурман: Есть трёх минутная готовность!

Руководитель полёта: Экипаж к полёту во времени готов?

Штурман: Экипаж готов к полёту во времени!

Руководитель полёта: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск.

Штурман– Есть пуск! (Запись пуска ракеты).

Руководитель полёта: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?

Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!

Руководитель полёта: Предлагаю сделать первую остановку во времени. Астронавту приготовиться к выходу из корабля. Экипаж остаётся на своих местах.

Дети помогают астронавту выйти из корабля. Астронавт берёт пробы воды и воздуха, находит картину с изображением древних людей, возвращается на корабль. На корабле происходит обсуждение того, что увидел астронавт в прошлом, пробуют воду, рассматривают воздух в пробирке, делают вывод, что вода пригодна для питья, а воздухом можно дышать. Полёт продолжается дальше.

Руководитель полёта: Полёт продолжается!

Штурман: Есть продолжить полёт!

Руководитель полёта: Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу тубы с продуктами).

Руководитель полёта: Приготовиться к остановке во времени!

Штурман: Есть, остановка во времени!

Руководитель полёта: Стоп машины!

Штурман: Есть стоп машины!

Руководитель полёта: Спасатели выходят первыми, за ними приготовиться к высадке экипажу!

Спасатели выходят из корабля, осматривают местность, докладывают командиру о том, что опасности нет, экипаж может выходить. Дети рассматривают изображённого на картине мамонта, фотографируют его, возвращаются на корабль. Полёт продолжается. Рассматривают мамонта, сравнивают его со слоном, делают вывод: слоны – это предки мамонтов, а древние люди – это наши предки.

Руководитель полёта: Приближаемся к конечной цели нашего полёта! Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полёта: Задание экипажу: обследовать планету и доложить о том что увидели (Дети рассказывают о том, что эту планету населяют динозавры, они нашли яйца динозавров).

Руководитель полёта даёт задание учёным-палеонтологам найти останки динозавров в земле, в воде; остальному экипажу помочь родиться детёнышам динозавров (вырезают из бумаги), а так же приготовить для динозавров траву и растения (делают из бумаги). Тележурналисты всё снимают на видеокамеру, фотографируют, записывают.
Воспитатель обращает внимание на то, что в то время, когда жили динозавры часто происходили извержения вулканов, предлагает посмотреть, как это происходило (показывает опыт).

Руководитель полёта: А куда же исчезли динозавры?

Дети излагают свои версии. Воспитатель показывает на видео падение метеорита, метеоритный дождь. Он предупреждает, что становится опасно и нам надо возвращаться на корабль. Дети забирают с собой маленького динозаврика, свои находки и возвращаются на корабль.

Руководитель полёта: Приготовиться к возвращению в настоящее!

Штурман: Есть приготовиться к возвращению в настоящее!

Руководитель полёта: Пристегнуть ремни, начать отсчёт времени: 5-4-3-2-1-0 – пуск!

Штурман: Есть пуск!

Воспитатель: Куда на земле мы поместим свои находки? (Отдадим в музей; динозаврика в зоопарк).

Руководитель полёта: Приготовиться к приземлению!

Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!

Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полёта: Разрешаю всем покинуть корабль!

После окончания игры предлагаю построить музей, зоопарк…, раскрасить динозавриков и т. д. Игра по желанию детей может быть продолжена дальше.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хмелитская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

Праздник Русской Березки

(Сценарий открытого мероприятия)

Составители сценария

Учителя МБОУ Хмелитской СОШ

Карапка Е.С. и Смирнова Е.П.

Праздник открывается презентацией.

Звучит песня "От чего так в России березы шумят"

Вед. – Здравствуйте, гости дорогие! Мы очень рады, что вы к нам в гости пожаловали. Мы многое вам расскажем и покажем.

Издавна у нас на Руси отмечали разные праздники. А наш сегодняшний праздник мы посвящаем березке. Березу всегда любили и уважали на Руси.. Ее сажали, когда в семье рождалась девочка – дочка, и дерево становилось как бы двойником человека, его покровителем – оно оберегало, лечило, согревало, передавало часть своей силы, а при болезни человека могло и зачахнуть. Слайд

На полянке,

На пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая березка -

Символ Родины моей

Песня «У моей России»

Береза считается символом России. И неудивительно, что о ней сложено немало песен и написано множество стихов. И сегодня мы тоже будем славить и прославлять березу – березку.

1 девочка: / выходит на середину зала/

Девчонки! Идите сюда!

/девочки подходят, шепчутся/

Девочки /хором/:- Пошли!

1 мальчик:/выходит на середину зала,

смотрит девочкам вслед/

Мальчишки! А куда девчонки то

подевались?

Мальчишки /хором/:- Не знаем!

2 мальчик: - А я знаю! Они в лес пошли

Будут березку украшать да

хороводы водить.

3 мальчик: - Как это?

2 мальчик: - Да я сам никогда не видел,

только слышал.

3 мальчик: - Вот бы подсмотреть!

2 девочка /выбегает/: - Не надо

подсматривать! Вы с нами

3 девочка: - А вот и наша березка!

Принарядилась красавица!

Березка, будем тебя чествовать,

величать. Твою красоту

воспевать.

Ведущий: Сегодня вы услышите много признаний в любви к нашей русской красавице, узнаете много интересного об этом дереве.

Чтобы насладиться красотой белоствольных красавиц, отправимся в лес, пройдемся по лесным полянкам и сейчас я приглашаю вас на «Полянку знакомств» , Слайд

Отгадайте загадку Слайд

Стоит Аленка, платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан,

Дети (хором) Береза! Слайд

Встречам березу. Выходит ученица в наряде березы

Береза.

Здравствуйте, дети! Как я рада,
Быть в этот осенний день рядом
Спасибо, что березку не забыли,
Ей этот светлый праздник посвятили.

От меня вам поклон земной, вас на этом счастливом празднике я приветствую всей душой. Я – береза, лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название я получила по цвету коры. Корень «бер» - означает ясный свет. Светлый, белый. Прежде меня звали берзой (теперь березой, березонькой

В старину в народе говорили обо мне «как о дереве об четырёх делах»:

Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),
Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),
Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).

Ученик

Береза, моя березонька, березка моя белая,
Береза кудрявая, стоишь ты, березонька
Посередь долинушки, на тебе березонька,
Листья зеленые, под тобой березонька,
Трава шелковая…

Ведущий:

А сейчас я приглашаю вас на «Поэтическую полянку» , где вы услышите много поэтических стихов, посвященных нашей русской красавице. Слайд

Ученики Слайд

Белолицая, белоствольная
Как невеста, горда и нежна,
Словно русская песня раздольная
К небесам устремилась она. Слайд

На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка -
Символ Родины моей. Слайд

Опять о них – кудрявых и белых
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть вечность колеси. Слайд

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками
С зелеными сережками.
Люблю ее заречную
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую… Слайд

Ты до того, березонька, красива
И в жаркий полдень, и в часы росы
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Чуть пригрело солнце откосы
И стало в лесу потеплей.
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей. Слайд

Белая береза под моим окном,
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой,
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

ГИМН БЕРЕЗЕ(Светлана Герасимова)

Если мне воспеть берёзу

Свыше дан наказ,

Я её святые слёзы

Воспою для Вас.

Я её печальный облик

В рифму облеку,

Шёпот листьев, птичий оклик.

Раны на веку...

Как светло-то на просторе.

Дивный свет струит;

На высоком косогоре.

Милая, стоит...

Подойду я и, любуясь,

Косоньки ветвей

Соберу-ка в прядь тугую...

Вей же, ветер, вей!

Нe сломить березу в бурю

Коль душа алмаз,

Даже средь осенней хмури

Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.

На краю села.

На обрыве-то, над кручей,

Как же ты мила!

А весною... Боже правый!

Красивее нет!

Молодых листочков нежен,

Изумруден цвет!

Ты в любое время года

Чудно хороша

И для русского народа

Ты его душа!

Ведущий:

Вот мы и добрались до «Полянки умельцев» Слайд

Здесь вам предложат изделия из березы.

На таланты наши родина щедра,
Всюду русские в почете мастера.
Сделать вещь красивую ловко -
Всегда нужна сноровка. Слайд

Эй, народ! Товары у меня славные,
Занятные и забавные,
Есть, прехитрые штуки, позабавят от скуки.
Дешево продам, насовсем отдам!
Мой товар забава – мужикам по нраву. Слайд
Вот к топору – топорище , коли сильна у вас ручища,
Раз махнешь одной рукой, накидаешь дров горой! Слайд
Хочешь быстро пробежать? Надо лыжи покупать.
Смотри не любуйся, а долг не торгуйся.
Веник венику не брат, этот жарит в бане, Слайд
Этот веник – вот чудак, пыль метет в чулане. Слайд

Взгляните, товар оцените! Дешево продам,
Что по сердцу все отдам. Чтобы печь быстрей зажечь,
Надо вам лучину иметь. Слайд
Коли ты рыбак отменный, цевки купишь непременно.
А они из березовой коры. Слайд Жалко денег? Делайте вы.
А вот это – туесок! Слайд Он не низок, не высок,
По грибы в лесок иди, полный туес принеси.
Девица, красавица! Гляди сюда! Нравится? Слайд
Шкатулка просто диво! Изящна и красива,
Драгоценности свои ты в шкатулочке храни.

Ведущий Русский народ давно оценил полезность этого дерева, все из берёзы идёт в дело.

Слайд

Березка. Человек научился использовать это дерево до того, как изобрел бумагу. Люди писали на бересте и получались берестяные грамоты - так в древности называли письма и документы.

Слайд

Березка . Из бересты мастерили туеса, лукошки для сбора грибов и ягод, из веток плетут корзины, делают мётлы, веники.

Ведущий:

А мы с вами пришли на «Полянку здоровья» Слайд

Березка В народной медицине используют почки, кору, сережки, листья березы, а сок моего дерева полезный и вкусный. Но собирать его надо осторожно, чтобы не навредить дереву. Раненое дерево быстро погибает. Слайд

Сценка «Берёзовое царство – хорошее лекарство»

Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.)

Врач : Проходите. Садитесь. (Больная, скрипя и охая, садится.)

На что же жалобы, хорошая моя?

Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня!

Слышь, как суставы щёлкают, скрипят.

Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?

(Больная кивает.)

Врач: (Подаёт бутылочку.)

Принять лекарство « Сок берёзы» вы должны,

Две полных чайных ложки вам нужны.

(Больная пьёт… Выпрямляется.)

Врач: Что, полегчало, милая, немножко?

Как ваши поясница, ручки, ножки?

Больная: (С лёгкостью встаёт.)

Да, очень, очень полегчало!

Спасибо, доктор, я спешу!

Пока-пока! Я поскакала!

(Убегает, забыв про костыли.)

Врач: Следующий.

(Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая.)

Вас слушаю.

На что есть жалобы, больная?

Больная: (Сквозь кашель.)

Удушье, доктор, видно, доконает.

И кашель напрочь одолел!

Бронхит до смерти надоел!

Врач: Мне эти жалобы знакомы.

У вас и астмы все симптомы.

(Больная приходит в ужас.)

Врач: Да не рыдайте, дайте срок –

Болезни лечит из берёзы сок.

(Достаёт бутылочку с соком.)

Примите ложечку-другую.

(Больная принимает лекарство.)

Ну что? Я верно вам толкую?

Больная: Да, белый свет я увидала!

Не кашлю! Свободно задышала!

Спасибо, доктор, побегу.

Теперь и прыгать я могу!

(Убегает.)

Врач: Если что-то у кого-то

Вдруг внезапно заболит,

Наша русская берёзка

Непременно исцелит.

Береза А как можно представить себе русскую парную без моего березового веника, он и хворь всю выгоняет и силу телу придает. Слайд

Сценка «Дед, баба и русская баня»

Выходит старый сгорбленный старик и старуха с веником и шайкой.

Слайд

Дед. Домик на горе стоит,

Из трубы дымок валит.

Веник я сломал большой,

Буду парится с душой!

Не из клена, не из дуба,

А с березы возле клуба.

Наломал охапок пять,

Будет в бане чем махать.

Слайд

Старуха. Баня топится с обеда!

Парься лучше, дорогой,

Будешь вечно молодой!

Слайд

Дед уходит с веником за декорацию париться.

Ведущий. Долго дедушка пыхтел,

Выходить он не хотел!

Так прошел один часок,

Перестал валить дымок.

Смотрит бабка - перед ней

Королевич Елисей! Слайд

Из бани выходит помолодевший дед.

Старуха. Где мой дед? Скажи на милость!

Что со старым приключилось?

Дед. Ты, старуха, глаз раскрой,

Пред тобой твой дед родной!

Здесь во всем он виноват. (Показывает на веник)

Старуха подхватывает веник, исчезает в бане.

Слайд

Дед Покупайте веники!

Дед. Вы не пожалеете!

Хором. Лет на 20 сразу с ними

Вы помолодеете.

Слайд

8 ученик. А еще береза придает человеку силу и энергию. Подойдите к березе, прижмитесь к ней всем телом и почувствуете, как в вас вливаются силы этого дерева, проходит тоска, боль, улучшается настроение и на душе становится спокойно и радостно. Но оказывает она помощь не каждому. Завистливый, недоброжелательный, злобный человек не может на нее рассчитывать. Не даст она ему своего тепла и силы. Людей же добрых одаривает сверх нормы. Слайд

1 ученик. На Руси существует праздник - Троица. Празднуют его в июне. Люди прощаются с весной и встречают лето. Главным персонажем праздника является березка.

2 ученик. К празднику заготавливалась троицкая зелень - срубленные молодые березки, ветки березы, клена, дуба, липы, рябины, орешника, а также травы и цветы; затем из нее плели венки, носили их голове, украшали зеленью дома снаружи и внутри, затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы.

3 ученик. Молодежь с венками на голове водила хороводы, играла в горелки давайте и мы поводим хороводы

Дети поют песню "Во поле береза стояла" и водят хоровод.

Своей красотой неброской
Во всех краях, во все года
Родные русские березы,
Сердца пленяют навсегда.
Красивы при любой погоде
А пуще – в солнечные дни,
В своем зеленом хороводе
Они лебедушкам сродни.
Белы, стройны и горделивы,
Без них, и мир не так чудесен
И не слагается мотив
Народ создал немало песен
Березкам русским посвятив.

Слайд

А теперь мы побываем еще на одной полянке «Песенной».

Песня «Березки России»»

Про нашу русскую красавицу народ сложил немало частушек

Дети исполняют частушки

Наша встреча без частушки,

Как береза без макушки.

И поэтому сейчас

Частушки мы споем для вас.

Ты, березонька кудрява,

Ты, березка стройная

Символ ты России нашей

Березка белоствольная.

Ой, подружка дорогая,

Завтра в школу не пойдем,

Соберемся под березкой

О кудрявенькой споем!

Я стояла под березкой

Шевелились веточки

Подошел ко мне мальчонка

Беленький, да в кепочке.

Я надену сарафан.
Заплету косички,
Будем рядом мы с берёзой
Девочки – сестрички!

Ой,мальчишка – хулиган,

Не трогай ты березоньку,

А не то растреплем чуб

И выбросим кепчоночку.

Говорят все про березу

Стройная, кудрявая!

Я еще сказать хочу:

Ты чудо несказанное!

Улыбнулась мне березка,

Растрепались косыньки.

Шелестят на ней сережки

Утром горят росыньки.

Я надену сарафан.
Заплету косички,
Будем рядом мы с берёзой
Девочки – сестрички!

Мне милы твои серёжки
И нарядный сарафан.
Побегу я по дорожке
Обниму твой тонкий стан.

Зелена ты и красива,
Милая берёзонька,
Я люблю тебя, родная,
За чистые слёзоньки.

Ветерок к тебе спешит,
Сарафанчик твой шуршит.
Кудри развеваются,
Девчушки развлекаются.

Летом я к тебе приду
И в тенёчке посижу.
Ты прохладой освежишь.
И в жару ты охладишь.

И зимою ты красива,
Белоснежна. Горделива.
Все любуются тобой,
Глядя на наряд чудесный твой!

Ну, а коль весна пришла –
Ты стоишь вся зелена.
Твой наряд такой красивый.
Он любому сердцу милый!

Мы частушки петь кончаем,

На березку поглядим.

Поглядим, да поскучаем

Еще частушек сочиним.

Слайд

А теперь мы отправляемся на Поляну Памяти

Слайд

Ведщий Удивительна судьба русской березки. В мирное время – она радость, подруга, советчица, а в войну – она воин. В грозные годы войны береза была символом непобедимой России.

Слайд

Я помню ранило березу осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы по изувеченной коре
За лесом пушки грохотали, клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли, спасли березу под Москвой.
И рано – раненько весною береза белая опять
Оделась новою листвою и стала землю украшать,
И с той поры на все угрозы мы неизменно говорим,
Родную русскую березу в обиду больше не дадим.

Слайд

Фонограмма "В лесу прифронтовом".

2 ученик. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны, лучших свидетелей не найти.

3 ученик. В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березку, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Слайд

4 ученик. За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп,

Я узнал солдатские березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки от их взрывов и огня...

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

"Ты бы злую боль не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез".

Для меня березка – часть России.
Есть она, и будет, и была...
Вот березку росы оросили,
И стоит она белым-бела.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня:
Верил я не в присказку, не в сказку,
А в березку, ждущую меня.
Ты, березка, искренне поведай
Эту быль подснежника весны,
Как ждала меня, ждала меня с победой
Сорок с лишним месяцев войны! ...
Снова у родного перекрестка
Я стою, взволнованный, с утра –
Вот она, заветная, березка,
Теплый образ света и добра!

Ведущий:Пройдя по березовым рощам, мы добрались до «Природоохранной полянки». Слайд

Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, – ведь оно живое! Много бы жалоб поступило от березы, если бы они могли говорить. Особенно весной плачут они горькими слезами. Чтобы напиться сока, люди по-варварски разрубают топором, губят тем самым белую кору.

Здесь нас встречает лесник Иван Степанович, который поведет нам свой грустный рассказ.

Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок, он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы. Зимой березку обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега. Осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями.

Чтец.

В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы –
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь прозрачная, как слёзы.

Ведущий: Давайте вспомним правила поведения в природе.

    Не ломайте ветки деревьев.

    Не повреждай кожу деревьев.

    Не повреждай ягодные кустарники.

    Не рви цветы.

    Не разоряй муравейники.

    Не трогай птичьи гнёзда.

    Не шуми и не сори.

Белая береза, милая сестра

Ты расти не бойся злого топора

Белая береза – птицы по ветвям,

Я тебя в обиду никому не дам,

Белая береза. Дует ветерок

Он к тебе заглянет в синий вечерок

Белая береза он к тебе с высот

Из-за синя моря песню принесет

Белая береза – мой поклон тебе

Ты в судьбе России и в моей судьбе

Белая березка – русская земля,

И печаль. И радость. И любовь моя

Да, человек беспощадно уничтожает леса,. И стоит задуматься над тем, как нам сберечь красоту наших лесов.

Слайд

«Прощальная полянка» Вот мы на последней полянке. Красавицей русских лесов называют люди березку. Стройная, с длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекает внимание во все времена.

Давайте на прощание украсим березу листочками. (Дети подбирают имена прилагательные к слову береза): светлая, белоствольная, грустная, чудная, снежная, любимая, родная и т.д.

Звучит мелодия, и дети прикрепляют свои листочки.

И где бы не росла русская березка, везде она людям радость,

Везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса.

И будет стоять вечно!
И не найти ее красивей, на радость нам она цветет,
В ней образ матери – России неувядаемый живет!

ПРАЗДНИК

«РУССКОЙ

БЕРЕЗКИ»

4 класс

Оборудование: В оформление можно включить репродукции картин известных русских художников: Н.М. Ромадина «Молодые березки», А.И. Куинджи «Березовая роща», И.И. Шишкина «Березовая роща», И.И. Левитана «Березовая роща» и др. Можно подготовить стенд с ри­сунками ребят. На стене плакат «Вечно шуметь березовым рощам!» Звучит песня «С чего начинается Родина?» (ел. М. Матусовского, муз. В. Баснера). Исполняют все дети или группа ребят.

Ведущий: Березку милую, родную издавна считают символом Рос­сии, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, жи­вописи и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тон­кими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распро­страненное дерево. Символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной по­ляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов - такая картина запоминается на всю жизнь!

Презентация про русские берёзы.

(Выходят четыре чтеца.)

Ученик 1: Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Ученик 2: Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные - сережки. А когда появятся на березе желто-лимонные листья, - значит, сентябрь на дворе. Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов.

Ученик 3: Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Ученик 4: Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я не мыслим без твоей красы.

Ученик 1: Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплые летние сутки до сорока ведер влаги.

Ученик 2: И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты - она отделя­ется тонкими, как бумага, слоями - народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

Ученик 3: На поляне, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокорая березка –

Символ Родины моей.

Песня в исполнении девочек «Край берёзовый»

Побегут в моря воды вешние,

Зацветет земля, сердце радуя,

Ах ты Русь моя, песня нежная,

Сторона моя неоглядная.

Ах ты Русь моя, песня нежная.

Сторона моя неоглядная.

Ты изведала горя горького. Но всегда была всем заступницей, Ах ты Русь моя, песня гордая, Беззаветная, неподкупная. Ах ты Русь моя, песня гордая, Беззаветная, неподкупная.

Ты дала мне силы несметные. Ты любовь моя и спасение. Ах ты Русь моя, песня светлая, Край березовый, край Есенина. Ах ты Русь моя, песня светлая. Край березовый, край Есенина.

Побегут в моря воды вешние, Зацветет земля, сердце радуя, Ах ты Русь моя, песня нежная, Край березовый, бесконечный край, Ах ты Русь моя, песня нежная. Край березовый, бесконечный край


(Ученик читает стихотворение С. Есенина «Белая береза».)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

С какой любовью к березке писал Сергей Есенин:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Ведущий: Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из дере­вьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и срав­нений. Где бы ты не был, всматриваясь в березовый лес, разглядывая летящие к небу стройные, белые стволы, ты всегда вспоминаешь нашу Родину.

Ученик 4: Молодые березки - стройные, прямые, как бы на цыпоч­ках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, русыми косами.

Ученик 1: Хороша ты любою порою.

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя

И недаром тебе лишь вручали

Все невесты Отчизны моей

И девичьи мечты, и печали,

Словно старшей подруге своей.

Ученик 2: Нельзя представить себе жизнь наших предков без бе­резы. Источником света им служила березовая лучина, которая много веков освещала их жилища.

Всего насчитывается более 140 видов берез. Они растут по всему северному полушарию - от субтропиков до тундры.

Ученик 3: В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет.

(Девочки уходят переодеваться на танец)

Ученик 4: Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лучший гребешок?

Ученик 1: Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:

«О, любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

Ученик 2: Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

И так вдохнувши глубоко,

Сказал под звон ветвей:

«Прощай, моя голубка,

До новых журавлей».

Ученик 3: Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой...

Ученик 1 : Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Ученик 2: У красы-березки

Платье серебрится,

У красы березки

Зеленые косицы.

Со двора к березке

Выскочили козы,

Стали гнуть березку,

А березка в слезы.

Защитить березку

Мы бежим гурьбою,

Чтоб краса-березка

Выросла большою.

Танец «Белая берёза» на мотив песни «Во поле берёза стояла»

Выход: держатся за руки по цепочке идут простым шагом, образуя круг на сцене.

На каждую строку песни:

1- 3 - сход в круг, поднимая руки вверх (в руках платочки)

2- 4 - выход из круга, опуская руки.

1-2 – идут по кругу взявшись за руки вправо;

2-3 – идут по кругу взявшись за руки влево.

Руки перед грудью, пальчики в кулачок, а указательный вытянуть вперёд. На каждое слово смена рук, пальчик подносить к щеке и держать целое слово.

(во поле – (смена руки с пальчиком) – берёза - (смена руки с пальчиком) - стояла- и т.д.)

1-2 – кружатся вокруг себя переступанием вправо, руки внизу ладошки в сторону;

3-4 - кружатся вокруг себя переступанием влево, руки внизу ладошки в сторону;

1-2 – карусель – левая рука поднимается вверх в центр круга, а правая внизу ладошка в сторону, идут по кругу вправо;

3-4 - карусель – правая рука поднимается вверх в центр круга, а левая внизу ладошка в сторону, идут по кругу влево;

1-2 -3-4 – идут по кругу взявшись за руки, расцепляются направляющий и последний, и направляющий уводит всех из класса, а последний машет платком.

Ведущий: Кто из нас не любит березовый сок или настоянный на нем квас? Если надрезать ранней весной ствол березы, из него застру­ится прозрачная, чуть сладковатая жидкость - березовый сок. Он идет на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попада­ют вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое березу и не калечить ее.

А вот умелое ее использование в лечебных целях не повредит де­реву. Целебными свойствами обладают молодые листья березы, нерас­крывшиеся почки, гриб-тутовик - чага: плодовые желвакообразные наросты с растрескавшейся черной поверхностью. Их собирают круг­лый год. Но, собирая почки и листья, обязательно помните о том, что это нужно делать не во вред дереву.

Ученик 3: Средь избранных дерев береза

Не поэтически глядит;

Но в ней - душе родная проза

Живым наречьем говорит.

Милей всех песней сладкозвучных

От ближних радостная весть.

Ученик 4: Хоть пара слов собственноручных,

Где сердцу много что прочесть.

Почтовый фактор на чужбине

Нам всем приятель дорогой;

В лесу он просек, ключ в пустыне

Нам проводник в стране чужой.

Ученик 1 : Из нас кто мог бы хладнокровно

Завидеть русское клеймо?

Нам здесь и ты, береза, словно

От милой матери письмо.

Ведущий: Удивительна судьба русской березки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она - воин.

Ученик 2: За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня...

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

Ученик 3: С той поры остались на березках

Черные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез...

Ведущий: В грозные годы войны береза была символом непобе­димой Родины.

Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая береза» М. Бубеннов.

«...Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла...

А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на неболь­шом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

Стоит! - изумленно пошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что при­шло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».

Ученик 4: Затихли военные грозы,

Свинцовый не цокает град,

Но горькие раны березы,

Как память о прошлом хранят,

Их ливни целуют косые,

Ласкают их ветры, трубя,

Никто, никогда их, Россия,

Не в силах отнять у тебя,

Летела б во мраке планета,

И трудно бы людям жилось

Без этого доброго света

Исконных российских берез.

Берестяные грамоты

Этим кусочкам березовой коры - бересты - по несколько сотен лет! Когда их осторожно, с большим трудом развернули, ученые увидели, что на них нацарапаны слова. Написаны они, оказалось, на том древнем русском языке, на каком разговаривали сотни лет назад. Это были не государственные договоры, не царские указы, а обыкновенные письма и даже записки. Крестьяне писали «челобитье» Хозяину: «У кого кони, те плохи, а у иных нет. Как, господин, жалуешь крестьян?»

Очень интересны 12 берестяных листов, принадлежавших Онфиму. Он любил рисовать сражения, где бились насмерть всадники в шлемах, летели стрелы. Онфим старательно учился: почти все его «грамоты» исписаны азбукой, обрывками фраз.

На одном из писем Онфим нарисовал зверя, похожего на жирафа, и надписал: «Я зверя». А наверху: «Поклон от Онфима ко Даниле». Видимо, письмо к другу.

Уже десять веков назад грамотность была распространена среди простых русских людей. В Новгороде археологи под руководством А.В. Арциховского нашли сотни берестяных грамот - так в древности называли письма и документы. Когда-то их потеряли или выбросили. А теперь они поведали нам и о высокой древней культуре, и о жизни простых людей, которые их написали. Берестяные грамоты с хорошо сохранившимся текстом были найдены при раскопках в других наших древнейших городах - Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Твери. Нашли грамоты также в Москве. Причем грамот этих много, не десятки, а со­тни. Значит, были на Руси грамотные, изобретательные люди, которые придумали свой собственный российский «папирус».

Кору бересты кипятили, чтобы она приобрела прочность и эластич­ность, обрезали по краям, чтобы получилась ровная грамотка, и про­царапывали, выдавливали буквы железным или костяным стержнем, который назывался «писало».

В XVIII в. в отдельных уголках России еще нередко писали на бересте. И даже во время Великой Отечественной войны береста со­служила ценную службу советским патриотам. В 1942 г. в Беларуси в одной из лесных типографий на березовой коре печаталась газета «Партизанская правда».

Несколько номеров ее бережно хранятся в архивах Минска.

Ведущий: Воспевали красавицу не только русские поэты. Дань восхи­щения отдавали ей многие поэты и писатели других национальностей.

Ученик 1: Хотелось мне постичь простую прелесть –

Увидеть вас, кудрявых, на ветру,

На девушек похожи, что распелись

Про ласковое солнце поутру.

А ночью вас тайком целуют звезды

И оставляют на листве росу.

Ревнивый месяц ищет вас, березы,

А вы, смеясь, скрываетесь в лесу.

Ученик 2: Красавицы свои у всех народов,

Вы в белых шубках –

Русская краса.

Столетьями стоят под небосводом

России белоствольные леса!

Березы белые, красавицы лесные,

Вновь ваши песни сердцем я ловлю.

Постичь нельзя вас, не познав России,

И полюбить, как я ее люблю.

Ученик 3: Березка белоствольная,

О чем шумишь - поешь?

В листке твоем - сияние

И радостная дрожь.

Кудрявая, ветвистая,

Молитву я творю.

Про солнышко лучистое

Любовно говорю.

Ученик 4: Про то, что птичка Божия,

Резва и весела,

Гнездо для малых детушек

В ветвях моих свела.

Пушистых желтых птенчиков

Прилежно кормит мать,

И любо мне листочками

Гнездо их прикрывать.

Вокруг лужайка пестрая

На солнышке цветет,

И птичка светлогрудая

Мне песенку поет.

Ведущий: И где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет!

Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно!

Приятно и радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. После дождя под березами появляются желтенькие упругие лисички. Там, где береза растет в бору вперемежку с сосной, на поверхность поднима­ются подосиновики с красно-желтыми шляпками. Но особую радость испытаешь, когда увидишь золотистую, загорелую шляпку белого гри­ба, слывущего среди грибов царем.

Ученик 1: И не найти ее красивей,

На радость нам она цветет.

В ней образ матери - России

Неувядаемой живет.


Мальчики исполняют песню «Берёзовый сок»

(на фоне песни презентация о берёзах относительно слов песни»

1 куплет Лишь только подснежник распустится в срок. (слайд) Лишь только приблизятся первые грозы, (слайд) На белых стволах появляется сок, (слайд) То плачут берёзы, то плачут берёзы.
2 куплет Как часто пьянея средь светлого дня, (слайд) Я шёл на угад по весенним протокам, (слайд) И Родина щедро поила меня, (слайд)
3 куплет Открой мне Отчизна просторы свои, (слайд) Заветные чащи, открой ненароком, И так же как прежде меня напои, (слайд) Берёзовым соком, берёзовым соком. 4 куплет Где эти туманы родной стороны (слайд) И ветви берёз, что над заводью гнутся, (слайд) Сюда мы с тобой непременно должны (слайд) Однажды вернуться, однажды вернуться (слайд, когда 2 последние строки повторяются)

Праздник русской березки

Ход мероприятия.

Цель: расширить знания детей о русской березке, познакомиться с именами художников и поэтов, прославлявших красоту этого дерева, представить березу как символ России, как символ русских традиций, воспитывать эстетический вкус детей, чувства любви к природе, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

I . Организационный момент.

Загадка: - Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан .

II.Сообщение темы и цели мероприятия.

Наш праздник посвящен русской березке. Сегодня мы услышим много признаний в любви к настоящей русской красавице, узнаем много интересного об этом дереве.

Сейчас мы отправимся в путешествие, и первой нашей остановкой будет

«Полянка знакомств»

Ученица в образе березы:

Люди добрые, здравствуйте! От меня вам поклон земной. Вас на этом празднике я приветствую всей душой. Я – береза, лиственное дерево с тонкими розовато – коричневатыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название я получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде меня звали берзой, а теперь березой, березкой.

Береза я березонька,

Береза я белая,

Береза кудрявая.

Стою я, березонька.

Посредь долинушки,

На мне, березоньке,

Листья зеленные,

Подо мною, березонькой,

Трава шелковая.

-Белый ствол, чуть поникшие ветки.

Задушевный, задумчивый взор.

Тихо дремлют родные березы,

Украшая России простор.

Образ России немыслим без русской березки. Белоствольная, с развивающимися на ветру зелеными кудряшками. То немного задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не

восхищался светло- изумрудной зеленью распускающихся листочков березы, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой. А ее осенний золотой наряд украшает хмурый пейзаж. А какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем серебристом уборе!

«Полянка изобразительного искусства»

Обратимся к знаменитой картине А. К. Соврасова «Грачи прилетели». В ней художник запечатлел березу и прилетевших с юга птиц. Их он сделал символом обновления жизни. И. И. Левитан увековечил пейзаж с задумчивыми русскими березами. Смотришь, и кажется: вот-вот из-за берез выйдут девушки с длинными косами и поплывут в дивном русском танце.

(танцуют девочки под русскую нар. песню «Во поле береза стояла»)

«Полянка русских традиций»

С глубокой древности березка почитается у русского народа как символ весны. И многие русские традиции связаны с березой.

По народному обычаю на русский праздник Семик береза была в центре праздника.

На Семик девушки шли в лес и тайно завивали венки на березах. Через венки целовались друг с другом, обменивались колечками, лентами, платками. И становились кумушками- подружками. А песни пели такие:

Березка, березка!

Завивайся, кудрява!

К тебе девушки пришли,

К тебе красные пришли,

Пироги принесли

Со яичницей.

Под тобой, березонька,

Не мак цветет,

Не огонь горит –

Красные девушки

В хороводе стоят,

Про тебя, березонька,

Все песни поют!

А какие умельцы живут на Русской земле. Какие замечательные вещи они делают из березы.

Об этом нам сейчас расскажут веселые скоморохи.

Скоморохи:

На таланты наша Родина щедра,

Всюду русские в почете мастера.

Сделать вещь красивую ловко –

Всегда нужна сноровка.

Вот к топору топорище -Товары у меня славные,

Коль сильна у вас ручища Занятные и забавные.

Раз махнешь одной рукой Есть прехитрые штуки Накидаешь дров горой. Позабавят от скуки.

Хочешь быстро пробежать,

Надо лыжи покупать.

Смотри, да любуйся

А долго не торгуйся

Веник венику не брат,

Этот жарит в бане,

Этот веник – вот чудак,

Пыль метет в чулане.

Подходи, смотри товар.

Что надо – отдам без заклада.

Трость купи и будешь рад,

Хоть она и не забава,

А придется вам по нраву.

А вот это – туесок!

Он не низок, не высок.

По грибы в лесок иди,

Полный туес принеси.

Девица, красавица!

Гляди сюда! Нравится?

Шкатулка просто диво,

Изящна и красива!

Драгоценности свои

Ты в шкатулочке храни!

«Поэтическая полянка»

Учитель: - А теперь я вас приглашаю на «Поэтическую полянку». Я хочу вам напомнить имя замечательного русского поэта:

В этом имени - слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берез и синь – рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Юности и чистоты.

Только скажут «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты.

Вспомните стихотворение С.Есенина о березе. (чтение стихотворения)

А сейчас проведем конкурсное чтение стихотворение о березе и других поэтов.

Дети читают стихи.

П. Балацкий: М.Ероха:

Опять о них- кудрявых и белых. На полянке, на пригорке,

А что тут делать, если на Руси Под окном, среди полей

У всех дорог встречаются березы, Белокурая березка-

Хоть день, хоть вечность колеси. Символ Родины моей.

Ты до того, березонька, красива Белолицая, белоствольная,

И в жаркий полдень, и в часы росы, Как невеста, горда и нежна,

Что без тебя немыслима Россия, Словно русская песня раздольная

И я не мыслим без твоей красы. К небесам устремилась она.

В. Рождественский: О. Шестинский:

Чуть солнце пригрело откосы, Без березы не мыслю России.

И стало в лесу потеплей, Так светла по-славянски она,

Березка зеленые косы Что, быть может, в столетья иные

Развесила с тонких ветвей. От березы - вся Русь рождена.

Вся в белое платье одета, Под березами пели, женили,

В сережках, в листве кружевной, Выбирали коней на торгах,

Встречает горячее лето Дорогих матерей хоронили

Она на опушке лесной. Так, чтоб были березки в ногах.

Гроза ли над ней пронесется, Потому, знать, березы весною

Туманная ляжет ли мгла,- Человеческой жизнью живут:

Дождинки стряхнув, улыбнется То смеются зеленой листвою,

Березка- и вновь весела. То сережками слезы прольют.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,-

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется - в шуме березы

Есть русская наша душа.

Н. Рубцов: А. Прокофьев:

Русь моя! Люблю березку русскую,

Люблю твои березы, То светлую, то грустную.

С первых лет я с ними жил и рос, В светлом сарафанчике,

Потому и набегают слезы С платочками в карманчиках,

На глаза, отвыкшие от слез. С красными застежками.

С зелеными сережками.

Березка - лебедь белая, Люблю ее, нарядную,

Рядком с тобой стою, Родную, ненаглядную,

Тебе, моя, несмелая, То юную, кипучую,

Стихи я говорю. То грустную, плакучую.

Стоишь в лесу счастливая, Люблю березку русскую.

Веселым летним днем, Она всегда с подружками

Из- за тебя, красивая, Под ветром низко клонится

Светло в лесу кругом! И гнется, да не ломится!

«Полянка полезных информаций»

Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры. Береста – готовая бумага, деготь – лекарство. Дегтем пропитывали кожу при выделке, чистили обувь. Из бересты плели лапти, туфли, а из берестяных лент – ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью.

Вот как еще используется береза. Веником березовым полезно в бане париться, настоем листьев лечат ожоги, потливость ног. Березовый уголь – карболен (в медицине- активированный уголь) – принимают при отравлении. Почки березы используют как мочегонное, желчегонное, противовоспалительное средство.

Полезен и приятен березовый сок. Его издавна употребляли как напиток, делали квас. Сок пьют при цинге, ангине, малокровии, для укрепления организма. Им умываются, моют волосы для укрепления и роста. Даже больная береза помогает нам: наросты гриба – чаги используют для лечения тяжелых заболеваний, из него делают мази и капли при заболевании вен.

«Природоохранная полянка»

Сейчас мы отправляемся в гости к леснику.

Ребята, вы, конечно, узнали меня. Сейчас я расскажу вам очень грустный рассказ, а вы внимательно послушайте и сделайте выводы.

(рассказ лесника)

Ребята, что вы скажите о поступке мальчика? (ответы детей)

Вспомним правила поведения в природе.

На слайде:

    Не ломай ветки деревьев.

    Не повреждай кору деревьев.

    Не повреждай ягодные кустарники.

    Не рви цветы.

    Не разоряй муравейники.

    Не трогай птичьи гнезда.

    Не шуми и не сори.

Исполнение песни «То березка, то рябина»

III. Итог мероприятия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.