Развитие одаренных детей. Особенности развития одаренных детей

Одаренность мы будем понимать здесь в смысле проявления таланта, присущего (подаренного) человеку от рождения.

Расхожая фраза: «не талантливых людей не бывает » отражает между тем опыт культурного развития человечества, записанный в его коллективном бессознательном . Если расширить понятие «талант» на все сферы человеческой деятельности, не ограничиваясь только интеллектуальной, то его следует понимать, как неотъемлемую способность любой личности развиваться в том направлении, где это получается легче и успешнее всего: будь то сложение стихов, рукоделие, игра в мяч, решение математических задач и т.д. и т.п. Почему же тогда одаренных людей единицы? Куда деваются таланты с годами?

Одни усыхают, будучи невостребованными обществом. Другие выкорчевываются, оказываясь вредоносными для своих обладателей.

Причин этого несколько, и лежат они как в плоскости , так и Если кратко, то состоят они в том, что талант (одаренность) либо не замечается (пропускается) как таковой взрослыми людьми – родителями, преподавателями, наставниками и т. п., либо замечается, но губится самим субъектом (одаренным ребенком) в процессе взросления и все большей его социальной обусловленности. Так или иначе, все эти причины, очевидно, связаны с особенностями развития одаренных талантом детей.

Внешние причины закапывания таланта

Рассмотрим причины, по которым одаренность ребенка не замечается либо намеренно игнорируется взрослыми. Эти причины будем относить к внешним.

Во-первых, понятие одаренности современная психологическая и педагогическая науки тесно связывают с понятиями обучаемости, интеллекта и креативности (творческих способностей) ребенка. Предполагается, что эти три способности выступают важнейшими залогами успеха в будущей специальности молодого человека. Таким образом, одаренность де-факто как бы раскрывается лишь на этапе, когда ребенок получает образование. (Не случайно «обучаемость» стоит первой в списке признаков одаренности.) Очевидно, что такой подход уже сам по себе сужает поле проявления талантов и время их раскрытия. Действительно, одаренность ребенка может начать проявляться гораздо раньше, чем он будет отдан родителями в образовательное учреждение. Если быть внимательным к своему дитя, то его склонности становятся заметными его родителям (или тем, кто постоянно рядом с ним). Музыкальные дети начинают петь, или просто качать в такт головкой еще до того, как произнесут первые свои слова. Тоже и со спортивно одаренными детьми. Будущий чемпион СССР по скалолазанию Михаил Хергиани (за которым закрепилось уникальное звание «Тигр скал») еще в младенчестве удивлял взрослых цепкостью и крепостью кистей. А сколько тысяч подобных будущих чемпионов не состоялось из-за того, что их необычные способности раннего развития не были замечены, одобрены и развиты при помощи взрослых наставников?

Во-вторых, неявная корреляция одаренности с интеллектом, общепринятая в психологии и педагогике, сужает круг попадающих в круг одаренных детей, оставляя за бортом всех тех, кто тяготеет к художественному творчеству, к спорту, ремеслам и т.п.

В-третьих, сама система общего образования настроена на некий стандартный средний уровень. Все, начиная от рутинных учебных программ и оканчивая профессиональными интересами педагогов, противоречит индивидуальному подходу к одаренным детям. Апофеозом подобного «уравнительного» подхода к воспитанию и образованию служит печально известное постановления ЦК ВКП(б) от 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», призывающее запретить выявление одаренных детей. В самом деле, тоталитарному государству невыгодно и неудобно выращивать нестандартно мыслящих и действующих граждан.

Что касается обычного учителя средней школы, то ему привычнее и проще не заметить одаренности ученика в определенном предмете, чем возиться с его нестандартностью. Возьмем хотя бы критерии оценки сочинений, где во главу угла ставится грамотность и правильность раскрытия образа, а любые отклонения от «курса» и тем более грамматические ошибки сурово наказываются.

Уравнивающий, стандартизированный подход к обучению губителен для талантливого ребенка. Но, именно он, оказывается технологичным в системе среднего и профессионального образования. Здесь уместна аналогия с огранкой драгоценных камней. Если шлифовать кристалл вдоль тех граней, которые даны ему самой природой, то на выходе получим бриллиант. Ну, а если все драгоценные камни свалить в «общую бетономешалку» то на выходе получим окатанную гальку, годящуюся разве что для заливки фундамента или для общего пляжа.

Если все же ребенку удалось, вопреки средне-школьной программе не утратить нестандартного мышления и творческого отношения к делу, то такой молодой человек чаще бывает неудобен обществу в своей последующей взрослой жизни и профессиональной деятельности. Особенность одаренного индивида – дивергентное мышление (по Дж. Гилфорду), при котором поиск к решению проблем ищется сразу в нескольких направлениях. Как правило, эти направления отличаются от общепринятых. Неудивительно, что подобному вольнодумцу будут чаще бить по рукам, чем помогать в процессе его деятельности.

Внутренние причины закапывания таланта

Рассмотрим теперь причины, по которым одаренному ребенку удобнее задавить в себе талант, чем развивать его. Эти причины будем относить к внутренним.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические представления и эмпирические данные об особенностях развития одаренных детей. На основании обзора современных отечественных и зарубежных исследований описываются показатели познавательной, мотивационной, эмоциональной и психосоциальной сфер одарённой личности. Также в статье рассматриваются особенности одарённых детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, показываются особенности психического развития неуспешных одарённых детей. Описаны сложности и проблемы одарённого ребёнка, которые сопровождают его в процессе развития и творческого самовыражения.

Ключевые слова: особенности одарённых детей; гармоничный и дисгармоничный тип развития одарённости; проблемы одарённого ребёнка.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Тема «одарённости» одна из старейших научных тем. Однако, по сравнению с предыдущими исследованиями, на современном этапе её изучения можно наблюдать важную тенденцию смещения вектора с изучения одаренности, как уникального явления и ее идентификации, на изучение особенностей и условий, в которых развивается одаренность и качественные показатели психического развития одаренного человека: по гармоничному или негармоничному (неравномерному, диссинхронному типу).

Очень часто одарённость остаётся неоцененной или даже незамеченной в

ситуациях, когда ребёнок недостаточно успешен в учебной деятельности. Ведь большинство учёных (и педагогов) напрямую связывают одарённость и школьную успеваемость. По нашему мнению, одарённость необходимо рассматривать как потенциал, а детские достижения в учебной деятельности, как одно из проявлений этого потенциала. Такой подход отличается от общепринятого тем, что происходит смещение акцентов от отбора к содействию реализации возможностей одарённой личности. В таком аспекте важным становится понимание проблем и трудностей одарённого ребёнка в учебной деятельности, выявление причин школьной неуспеваемости с целью оказания психологической помощи и поддержки в их преодолении.

Авторы «Рабочей концепция одаренности», выделяя детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, пишут о том, что одаренность с гармоничным типом следует считать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту психологической и физической зрелостью. По мнению авторов, именно эти одаренные дети, повзрослев, добиваются неординарных успехов в предпочтенной ими профессиональной деятельности [Богоявленская, Шадриков, 4]. У детей с дисгармоничным типом развития дела обстоят иначе. По мнению авторов, их особенности определяются другими генетическими ресурсами, а также другими механизмами возрастного развития.

Познавательная сфера.

К. Хеллер, анализируя данные по высокоодаренным и среднеодаренным детям, делает ряд интересных выводов. Высокоодаренным детям в большей степени свойственны высокие интеллектуальные способности: сверхчувствительность к знаниям, интерес к дивергентным задачам, высокая концентрация внимания. Их отличают выдающиеся креативные способности. Сюда автор относит оригинальность мышления, продуктивность мышления, ассоциативность мышления. По мнению Хеллера, высокоодаренные дети обладают феноменальной памятью, высокой способностью к бы-

строму усвоению знаний, интеллектуальным любопытством.

Однако, неординарные особенности детей могут быть восприняты окружающими как нарочитое желание выделиться, что, в свою очередь, может вызвать неодобрение учителей и насмешки сверстников . Возникновение сложностей в обучении одарённых детей, как правило, бывает связано с их стремлением к самостоятельному исследованию интересующих их тем и целостному восприятию картины мира. Зачастую способность выявлять и понимать сложные причинно-следственные связи, высокая скорость мыслительных процессов, высокий уровень развития вербальных способностей позволяет одарённым детям строить собственные теоретические гипотезы и модели, которые могут вступать в противоречие со строго последовательной системой учебного материалам, особенностями подачи и изложения занятий.

К. Хеллер в своих исследованиях показывает, что одарённым детям присуща позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой. Способность к реальной самооценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного ребенка в себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества. Наряду с этим, одарённые дети могут восприниматься и отвергаться за «зазнайство» и заносчивость. Развитая оценочная функция может выражаться в слишком высоких требованиях по отношению к себе, чрезмерной самокритичности и недовольстве

собой. Частыми проблемами одарённых детей являются чувствительность, мнительность и ранимость.

Мотивационная сфера. Как отмечает Д.Б. Богоявленская, уровень и направленность мотивационного развития ребенка является системообразующим фактором в структуре одаренности. Именно характер мотивационного профиля, за которым стоит система личностных ценностей, может быть как стимулирующим фактором, так и фактором, тормозящим развитие способностей одарённого ребенка.

Особенность мотивации одаренных детей состоит в значительном доминировании внутренней мотивации над внешней. Внутренняя мотивация присуща всем одаренным людям, ее конкретная наполненность во многом определяется типом одаренности. При интеллектуальной одаренности изначально у ребенка ведущую роль в структуре мотивации играет познавательная мотивация, проявляющаяся в страстном стремлении понимать окружающий мир, разгадывать его тайны и познавать новое. Мотивация достижения и мотивация компетентности характерны для всех типов одаренности, являясь основой, определяющей смысл деятельности в контексте базовых потребностей в саморазвитии, совершенствовании и достижения в ней высоких результатов, независимо от того, совершенное исполнение это или новый продукт.

Чрезмерная поглощенность одаренных детей интересующих их делом, непомерное упорство в достижении поставленных целей, способность к длительному сохранению интереса могут приводить к противодействию необходимости прервать или прекратить свою деятельность. Жесткие временные ограничения при выполнении заданий могут приводить к фрустрации и способствовать полному отказу даже от интересной работы.

Чрезмерное упорство и высокая устойчивость поведения в достижении цели могут приводить к стремлению доводить все до полного совершенства.

Увлечение какой-либо деятельностью или идеей сверх отведенного для этого

времени может расцениваться как отсутствие гибкости и саморегуляции, упрямство и своеволие. Настойчивость и эмоциональная увлеченность выбранным делом, творческим процессом может приводить к физическому и нервному истощению и перенапряжению одаренных людей.

Несмотря на убежденность ранних исследователей одаренности в ее неразрывной связанности с психической и физической патологией, современные исследования показывают, что одаренные люди, как правило, отличаются здоровьем, как физическим, так и психологическим. Проблемы с психическим и физическим здоровьем – не условие одаренности, а следствие высокой настойчивости или одержимости выполняемым делом, ей свойственные. Широта интересов и большая любознательность могут вызывать трудности их согласования с учебными задачами. Одаренные дети не всегда способны рассчитать свои силы, часто берутся одновременно за множество дел или проектов. Сильная потребность в самоактуализации мотивирует одаренных детей следовать их интересам, но она же может вызывать фрустрацию при отсутствии такой возможности, потерю уверенности в своих силах, вплоть до полного отказа заниматься такой деятельностью.

Эмоциональная сфера. Анализ исследований относительно особенностей эмоциональной сферы одарённых детей не позволяет сделать однозначного вывода об этой сфере. В одних исследованиях подчёркивается, что в основном одарённые дети высоко мотивированы, хорошо адаптированы, социально зрелые, независимые, спокойны в ситуации неопределённости.

По результатам некоторых исследований, некоторые группы детей (например, из неблагополучных семей, исключительно высокоодарённые) могут попадать в зону риска неуспешной социальной адаптации. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях может принимать довольно «острый» характер, проявляясь в склонности к бурным, ярким аффектам, в других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, проявляясь в излишней застенчивости в общении, в трудностях засыпания, а иногда и в некоторых психосоматических заболеваниях. Отмечены случаи психопатического поведения. В целом обзор зарубежных и отечественных исследований позволяет говорить о том, что в качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Источником ее является, как правило, сверхчувствительность, которая обусловлена особенностями интеллектуального развития.

В некоторых исследования мы находим данные о том, что одаренные учащиеся могут подвергаться опасности развития внутренних нарушений, обусловленных тем, что они чаще, чем обычные дети, подвергаются изоляции и одиночеству. Их повышенные чувствительность, эмоциональность и интенсивность также могут вносить свой вклад в нарастание тревожности и страхов. Появление высокого уровня тревожности у одарённых детей может провоцироваться их чрезмерным стремлением соответствовать ожиданиям взрослых. Родительские, собственные, социальные требования быть успешным могут вести к боязни неудачи, ощущению собственной неполноценности или к перфекционизму.

В случае неудачи одаренные ученики не способны контролировать свой негативный аффект, так как они почти не обладают опытом преодоления неудач. Так, в одном зарубежном исследований было обнаружено, что в конце начальной школы академически одаренные школьники демонстрировали более сильные отрицательные эмоции и физиологические реакции стресса в ответ на экспериментально введенную неудачу, по сравнению с группой неодаренных сверстников. Есть сведения о том, что одаренные дети имеют такой же или даже меньший риск возникновения внутренних проблем, как и их неодаренные сверстники. Было показано, что они проявляют, ту же самую степень интереса

и удовольствия при работе в классе; испытывают меньше стрессовых событий, демонстрируют столько же или меньше внутренних негативных симптомов, случаев депрессии и мыслей о самоубийстве, как и другие учащиеся. В нашем исследовании одарённых старшеклассников и студентов первого курса (победителей олимпиад по математике) были получены достаточно интересные данные. В следствие наших наблюдений, одаренным детям присущ как высокий индекс общего психологического благополучия, так и низкий. Было выявлено, что представителям третьей подгруппы было свойственно низкие значения по шкале «самопринятие», «цели в жизни» и «личностный рост». Результаты корреляционного показали, что уход от проблем у таких детей, сопровождается обшей неудовлетворенностью собственной жизненной ситуацией.

В возрасте, когда их ровесники со средними способностями искали лишь партнеров для игры, одаренные дети начинали искать близкую и устойчивую дружбу, основанную на доверии и безоговорочном принятии. Большинство исключительно одаренных детей в возрасте 6-7 лет уже демонстрировали концепции дружбы, которых не было у детей со средними способностями до возраста 11-12 лет.

Обзор современных отечественных и зарубежных исследований, посвящённый исследованию одарённости показал, что полученные данные в этой области достаточно разнообразны и противоречивы. Отличительной особенностью научных изысканий в этой области становится изучение качественных показателей, особенностей и условий развития не только успешных одаренных детей, но и неуспешных. Такой подход особенно важен, ведь именно сложности и трудности в различных сферах жизнедеятельности, которые испытывают одарённые и чрезвычайно одарённые дети, требуют особого внимания и изучения. Речь идёт о создании особых условиях и в школе, и в семье, позволяющих раскрывать и развивать одарённость, ограждать её от возможных опасностей, которые сопровождают или даже препятствуют творческому развитию ребёнка. Мы предлагаем основное внимание уделить не отбору одарённых детей, а содействию реализации одарённости через изучение и понимание проблем одарённого ребёнка в различных сферах жизнедеятельности.

Так как, одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости, хочу сравнить одарённого человека с яркой звёздочкой на небосклоне, требующей к себе особого внимания. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

Желание работать нестандартно,

Поисковая активность, любознательность;

Знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

Готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

Нетворческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: "участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Другими словами, от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:

1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям. Диагностика потенциальных возможностей детей. Психолого – педагогическое сопровождение детей.

2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов. Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования. Работа Центра по поддержке одаренных детей.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

4. Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ. Грамоты и призы в рамках конкурса «Одаренный ребенок». Стенды «Ими гордится школа», «Наши достижения». Материальная поддержка талантливых и одарённых детей.

5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании и в рамках заключительного этапа конкурса «Ученик года»).

6. Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на уроке и во внеурочное время». Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

7. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.

Список литературы -

1. Одаренные дети / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.А. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 376 с.

2. Психология одаренных детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Академия, 1996. 95 с..

3. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники. М.: Изд-во БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011. 245 с.

Педагогические особенности развития одаренных детей

В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они так же обладают огромным словарным запасом, они с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Многие одаренные дети имеют математический склад мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме или задаче, умеют учиться, обладают учебными навыками и учебными умениями, таким образом, одаренные дети осознают все этапы учебно-познавательной деятельности. У одаренных детей повышена склонность к умственной деятельности, такие дети много читают, им присуща высокая организованность и, как следствие организованности, самоуверенность. Они очень чувствительны и склонны к игровой деятельности, к фантазиям, они так же хорошо понимают юмор, но им недостает эмоциональности, очень часто им присуще чувство страха, недовольства собой.

«Творческие дети – «нестандартные» дети, у них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового и более высокая скорость мышления. По мнению Ж. Пиаже, «Для мозга так же естественно учиться, как для легких дышать»» Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга значительно выше. Одаренных детей уже в раннем возрасте отличает способность к абстрактному мышлению, а так же умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Кроме того, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя. Дать возможность каждому «гадкому утенку» превратиться в прекрасного лебедя, не допустить того, чтобы обитатели «птичьего двора» заклевали его, – вот задача педагога.

Одаренность в основном определяется тремя факторами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. В сфере опережающего развития познания отмечается следующее.

«Во-первых, одаренные люди отличаются, большим любопытством в исследованиях окружающего мира и не терпят никаких ограничений или запретов. Ученые утверждают, что у одаренных, талантливых людей значительно повышены биохимическая и электрическая активность мозга. Они стимулируют себя тем, что «переваривают» огромное количество информации и всегда этим заняты.

Во-вторых, одаренных людей, начиная с детского возраста, отличает способность прослеживать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы. Их самое интересное занятие – строить логические модели, приводить все в систему.

В-третьих, такие люди обладают великолепной памятью, что позволяет им классифицировать информацию и опыт, умело распоряжаться приобретенными знаниями и умениями, почти всюду применять системный подход»

Наконец, одаренные люди с удовольствием берутся за решение самых сложных задач, концентрируя на них внимание, а по результатам, как правило, предлагают неординарные, нетрадиционные пути решения.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым людям свойственно очень развитое чувство справедливости, что влияет на установление ими достаточно высоких требований к себе и окружающим. Их яркое воображение все время порождает игровые ситуации, они стремятся к изобретательности, творчеству. При таких существенных различиях с обычным окружением, они очень часто пытаются защитить себя через хорошо развитое чувство юмора, игру слов, несообразности, веселые жизненные коллизии, которые многие просто не замечают. Это своеобразная защита тонкой психики одаренных и талантливых людей.

«Поскольку проблемы, которые они пытаются решить, очень часто «не по зубам» коллегам по работе, а одаренные люди этого сами на понимают, у них появляется «эффект ореола» – преувеличенные ожидания подобных же действий от других членов организации. Очень часто на этой почве возникают конфликты, некое отторжение талантливых людей от основной массы работников, недоброжелательность.»

Однако такое непонимание скорее зависит от недостаточности нашей культуры, нашей меньшей восприимчивости к происходящим явлениям.

«Практика управленческой деятельности знает немало примеров, когда талантливых людей начинают обвинять в эгоцентризме – воззрении, ставящем в центр всего мироздания индивидуальное «я» человека. Представляется, что эгоцентризм не означает эгоизм с его обычной негативной окраской. Скорее всего, это одностороннее восприятие. Поэтому многим руководителям зачастую очень трудно общаться с такими неординарными людьми: они бывают неспособны воспринять другую точку зрения, особенно если она основана на параллельном опыте.»

«Физические характеристики одаренных и талантливых людей обычно сопровождаются двумя соперничающими стереотипами. Первый – это тощие, физически ослабленные «очкастые», «ушедшие в себя люди». Другой образ – красивые, здоровые, улыбающиеся личности. Вряд ли следует придерживаться этих стереотипов. Во многом это зависит от наследственности, социальной среды, внимания личности к своему физическому и психическому здоровью. Но одно можно утверждать точно: одаренные и талантливые люди всегда привлекательны своим интеллектом, навыками культуры, мягкостью общения с окружающими. Их всегда отличает высокий энергетический уровень.

Для людей талантливых, с выдающимися способностями почти всегда характерна модель поведения со стремлением преуспеть. Поскольку одаренные и талантливые дети проявляют большое упорство в достижении цели, их высокая увлеченность может приводить к не очень желательному стремлению все доводить до полного совершенства. Эти завышенные личные стандарты делают талантливых людей весьма уязвимыми».

Одаренные и талантливые дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно. Поэтому им трудно находить соответствия между энтузиазмом и прагматизмом. Такой баланс обретается с практическим опытом и доброжелательным отношением со стороны окружающих. Он должен нести в себе хорошую продуктивность, культуру формирования приоритетов и постановки цели.

Талантливые люди, имея определенную долю упрямства, часто могут получить как выдающиеся результаты, так и встретиться с неудачей. В последнем случае их усиленные эмоциональные переживания могут привести к депрессии, разочарованию в своих способностях.

«Для одаренных людей характерна довольно стандартная ситуация, когда в беседах они безапелляционно прерывают собеседника, поправляют его, демонстрируя свои собственные знания, а иногда даже превращая окружающих в предмет насмешек. Это случается по причине того, что они уже знают ответ, торопятся его огласить, схватывают мысль на лету. Собеседник, которого перебивают, естественно, чувствует угрозу или скрытый вызов Товарищам кажется, что тот или иной «умник» хочет выделиться на их фоне. В результате одаренные дети наталкиваются на отчуждение, неприятие».

Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности» Это зависит и от семьи, социальной среды, куда попадает человек. Многие творчески одаренные, талантливые люди, немало сделавшие для науки и искусства, увлекались своей очень узкой сферой познания или творчества и вряд ли могли быть названы разносторонними личностями.

Главными задачами преподавателя являются выявление талантливых детей, создание условий для их деятельности, устранив причины, препятствующие творческому росту. «Существуют причины снижения творческой активности человека:

Эмоциональные – страх ошибиться, выглядеть смешным, осуждения остальными сотрудниками, быть некомпетентным.

Профессиональные – неопытность, соперничество, наличие слишком категоричных суждений, отсутствие альтернативных вариантов, узкоспециальные знания.

Причины восприятия – односторонность мышления, отсутствие соответствующего интеллектуального уровня.

Личностные – чувствительность, лень, самомнение, эгоизм, консерватизм.

Творческие способности могут заглушаться, когда: отсутствуют четко определенные цели; имеется подмена целей; проявляется боязнь поражения; появляется страх перед успехом; существует боязнь перемен; ярко выражено стремление к безопасности и др.

Следует помнить, что творческие, талантливые личности обладают рядом особенностей, которые несвойственны обычному человеку:

Такие люди склонны в отношениях к игре и импровизации, остроумны, действуют всегда не по правилам, ориентированы на новые впечатления, спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях.

Они испытывают трудности в делах, требующих точности и пунктуальности.

Им характерно эстетическое восприятие окружающего мира.

Они энтузиасты, часто склонны к идеализации.

Такие люди могут видеть в событиях и предметах то, что не замечают другие.

У них есть стремление действовать, а не только размышлять.

К проблемам они относятся как к очередной возможности реализовать себя. Они страстны в достижении результата и одержимы идеями и целями, к которым стремятся. Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Они знают, когда нужно завершить дело и уйти, как подвести черту. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, чем занимаются. Им свойственны смелость в поступках и незаурядная воля, умение концентрироваться и собирать все силы и энергию для достижения, казалось бы, простых целей».

Это далеко не исчерпывающая характеристика людей творческих, однако, ее нельзя рассматривать как бесспорную.


Этапы развития одаренного ребенка

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Первый этап диагностический. Он предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей и других людей, имеющих контакт с ребенком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, педагог и вместе с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития.

Второй этап уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.

В детском саду заведующая проводит психолого-педагогический консилиум, на который приглашает также и педагогов по дополнительному образованию. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, определяют группу сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.

Третий этап- проведение развивающей работы с одаренным ребенком в кружке, студии в детском саду, учреждении дополнительного образования; консультативной и другой работы с родителями. На данном этапе в детском саду активно используют возможности учреждений дополнительного образования. Руководитель дошкольного учреждения заключает договор о сотрудничестве детского сада и учреждения дополнительного образования. На этом этапе проводятся мероприятия, объединяющие детей, педагогов детского сада, учреждения дополнительного образования, родителей. Данный опыт создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции дошкольного и дополнительного образования.

Четвертый этап- анализ промежуточных результатов сопровождения одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят в середине, конце учебного года и по необходимости чаще диагностику успешности развития одаренного ребенка и корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций. Педагоги дошкольного и дополнительного образования организуют в детском саду разнообразные формы презентаций результатов развития одаренного ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моно-спектакли, фестивали, конкурсы и др.

Эффективность сопровождения одаренного ребенка возможна, если система сопровождения тщательно выстроена, строго индивидуализирована.

Психосоциальная чувствительность.

    Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

    Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

    Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

    Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

    Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

    Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

    Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

    Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

    Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

    Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Познавательная потребность как интеллектуально-личностное «ядро» развития одаренности.

Психологи давно обратили внимание на повышенную потребность одаренных детей в умственной деятельности, в их, без преувеличения, постоянной потребности в познании. Эта черта резко отличает их от обычных детей. Один ребенок придумывает свое государство, его язык, конституцию. Другой маленький интеллектуал, обложившись словарями, целый день ищет и конструирует «самый первый язык». Одаренные дети постоянно ищут и усваивают знания. Педагоги и родители одаренных детей не перестают удивляться их непрерывной потребности в познавательной деятельности. В этой любви к познанию, к умственной деятельности - одна из причин развития способностей у этих детей. Психологи рассматривают потребность ребенка в познании, т. е. их познавательную потребность, как одну из сильнейших потребностей человека, на равных конкурирующих с такой, как потребность в общении.

В исследовании Н. Б Шумаковой изучались особенности развития постановки вопросов как одной из форм проявления поисковой, творческой активности в период от 5 до 20 лет.

Результаты исследования позволили выделить два критических периода в развитии способности детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом.

Первый критический период наблюдается в возрасте от б до 8 лет. Если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью , то с переходом к школьному обучению значительная часть детей (20-25%) становятся пассивными; вместе с тем у 20-25% детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства -50-60% - активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество - поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного.

В подростковом периоде (11-14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носят исследовательский характер . К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возможностях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни.

В этот критический период происходит дальнейшая дифференциация детей по их активности в постановке исследовательских вопросов, вопросов-гипотез.

К концу подросткового возраста четко выделяются два крайних полюса активности в постановке вопросов, проблем, построении догадок - проблемный (творческий) и непроблемный (нетворческий) .

Подростки с проблемным типом активности обнаруживают в ситуации неопределенности большие способности к самостоятельному порождению задач, вопросов, проблем и поиск их решения. Они отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования.

В дальнейшем, в период от 15 до 20 лет , эти различия между людьми не сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать.

Список использованный литературы:

    Белова, Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.

    Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии 1966. № 6. С. 80–91.

    Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с.

    Доровской, А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.

    Гильбух, Ю. З. Умственно одаренный ребенок. Киев. 1993.

    Кулемзина, А. В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск. 1999.

    Лейтес, Н. С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.

    Личностно-оринтированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие) . Синягина Н. Ю. , Чирковская Е. Г. М. : Вузовская книга. 2001 – 131с.

Как-то раз, во время посещения одной из школ Санкт - Петербурга я наблюдала такую картину. Маленький мальчик, ученик 2 класса стоял отчужденно в уголочке, а вокруг него буйствовали одноклассники, вырвавшиеся на свободу.

Я спросила у учительницы: «А это кто у вас? Почему он стоит так одиноко?» И молодая учительница ответила, как заклеймила: «Да, он у нас самый талантливый! ». А я подумала — вот удел нестандартного ребенка, когда его нестандартность не умеют реализовывать педагогически верно.

Вопросы одаренности собственных детей испокон века волнуют многих родителей. Они и страшатся, и надеются. Вдруг в их семье удалось вырастить нового Моцарта или Ландау. «Интересно, мой Андрюша способный или неспособный?». «Моя Света неспособна в математике. Вся в меня!», «Ау моего соседа талантливый мальчишка. Так в компьютерах разбирается!»

Чтобы разобраться в том, на что можно рассчитывать, и нужно ли это делать, разберем основные понятия, терзающие души многих родителей. Для этого выстроим цепочку: способности — одаренность — талант.

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления в данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми декреты воспитания в вопросах и ответил для нее знаниями, умениями и навыками (А.В. Петровский).

Одаренность — это компонент способностей, который определяет конечный итог развития. Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все. Талантливый (способный или одаренный) ребенок зачастую находится в замкнутом пространстве своей одаренности. У него другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что, безусловно, затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений. Нет нужды говорить, что подобные дети уже в силу своего «творческого одиночества» нуждаются в особом педагогическом внимании, будь то со стороны родителей, или со стороны учителей.

Рассматривая феномен одаренности применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту необходимо отметить два момента:

Ребенок может в своем развитии опережать сверстников. Это проявляется в индивидуальном усвоении опыта такими детьми и реализации его результатов среди сверстников. Как правило, одаренные дети хорошо учатся. Они любознательны, активны в постижении предоставленных им истин и поиске ответов на интересующие их вопросы.

Но с другой стороны, одаренный ребенок может выделяться не только наличием способности в более качественном и креативном усвоении данных, получаемых им в ходе своей жизнедеятельности. Его отличает нестандартное видение этих данных, нешаблонное мышление в использовании полученных знаний о мире в решении жизненно-практических задач. Причем, способности могут быть и не очень заметны для окружающих его людей, а нестандартность мышления и видения может быть принята как некое «бунтарство», попытка выделиться среди сверстников.

Безусловно, с такими детьми всегда труднее, чем с обычными, послушными, не «выпадающими» из общих мерок. Вундеркинды часто вызывают даже озлоб-ленность окружающих. Особенно, если таковые не имеют способных детей, да и сами не блещут особыми талантами.

Адаптация подобных детей протекает неравномерно и достаточно трудно. Трудности эти связаны как с социальными условиями, в которых находится одаренный ребенок, так собственно и с его нестандартностью.

Выделим некоторые проблемы адаптации одаренных детей:

Трудности общения со сверстниками и взрослыми . Одаренный ребенок отличается от детей, окружающих его. Его мироощущение имеет своеобразную палитру. Реакции на внешние раздражители, как правило, тоже не укладываются в стандарты, к которым привыкло общество во взаимодействии с детьми. Одноклассников может раздражать его постоянная готовность правильно ответить на любой вопрос учителя. А взрослых — его знания в разных (или в одной какой-либо) областях. Взрослые часто рассматривают наличие таких знаний как покушение на их взрослый авторитет.

Трудности управления модификациями своего поведения. Одаренные дети не любят монотонной и скучной работы. Их девиз — творческий «взрыв». Как правило, такие дети теряют интерес к деятельности до ее окончания. Их даже не интересует результат.

Трудности развития творческой активности. Одаренные дети направлены в основном на глубокое и прочное усвоение знаний, на расширение своего кругозора. Их может затруднить творческое задание, предложенное учителем или родителем. Кажется, парадоксальная ситуация. Но именно так обстоит дело с большинством одаренных детей.

Трудности развития эмоциональной сферы. Умственное развитие одаренных детей опережает их физическое и эмоциональное развитие. Этакий тихий «бота-ник» — герой «Ералаша». Одаренные дети предпочитают одиночество и предмет своего интереса. Конечно, мы ни в коем случае не хотим представить одаренного ребенка в роли лишенного эмоций робота. Просто развитие эмоциональной сферы у него может быть в норме, то есть соответствовать возрасту, а интеллектуальная сфера опережать в своем развитии нормальные возрастные показатели.

Способность имеет сложную структуру, обусловливаемую совокупностью психических качеств личности. Каждый вид деятельности требует своей особой совокупности качеств. Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, педагогическими, литературными и другими, соответственно видам деятельности, способностями. В каждую структуру входят свои виды деятельности и частные способности, составляющие систему, владение которой делает человека особенным, выпадаю-щим из обычного ряда. То есть в структуру способностей входят общие и специальные качества, ведущие и вспомогательные. В каждом индивидуальном случае их преобладание и приоритет разный.

Именно разная формула способностей, достигшая высшей ступени, и определяет талантливость ребенка. Талант — это возможность реализации способностей в их высшей фазе. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять. Сколько талантов погублено в истории человечества. Особенно как ни странно губительна для талантов стабильность. Сколько талантов реализовалось в эпохи, переживающие катаклизмы, или, наоборот, возрождение. А стабильность, как болото для таланта, ему трудно пробиться наверх, себя показать — свежего воздуха не хватает.

Талант как сложнейшее психическое качество, как правило, не определяется одной, даже сильно развитой способностью. Это система способностей. Она и образует структуру умственной одаренности, которая проявляется у подавляющего большинства талантливых детей и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдельности. Специфические же различия талантливости детей проявляются в направленности их интересов. Кто-то становится великим ма-тематиком, кто-то физиком или биологом. Дальнейшее развитие комплекса их способностей происходит в конкретной деятельности.

Одаренность, как мы отмечали выше, тоже входит в состав таланта и, на наш взгляд, несколько выше способностей, так как определяет конечный результат развития. Понятие «одаренности» толкуется разными авторами по-разному и отражает их научные подходы к данной проблематике. Нам близок подход А.И. Савенкова, который выделяет три группы одаренных детей:

Первая группа — это дети с высоким показателем по уровню общей одаренности. Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей. К примеру, мальчик, описанный нами выше.

Вторая группа — это дети успешные в каком-либо определенном виде деятельности. Это может быть ребенок, который любит и умеет хорошо рисовать или петь. Это может быть школьник, влюбленный в биологию и отдающий ей все свое время. В последнее время исследователи отмечают одаренных детей в области компьютерных технологий. Такой ребенок легко овладевает необходи-мыми навыками работы с компьютерными программами, выступая зачастую «консультантом» в этой области для родителей или учителей.

Третья группа — это дети, хорошо обучающиеся в школе, такие маленькие «академики». Кто не знает таких школьников! У них все всегда получается. Их оценки — «отлично» по всем предметам. Если нужно решить задачу разными способами, то не сомневайтесь, такой ребенок решит ее всеми доступными способами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.