"Краса Руси": русский идеал женской красоты. Лики женской красоты в русской живописи. Пленительные образы

В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины, тема материнства. У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину, какие мифы ее окружали и помогали Ее творить. Точно одно - во все века и времена женский характер привлекал, привлекает и будет привлекать особое внимание художников.

Созданные в портретном искусстве образы женщин несут в себе поэтический идеал в гармоническом единстве его душевных качеств и внешнего облика. По портретам мы можем судить, как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись.

Представляем вам разнообразные образы женщин в живописи разных направлений

РЕАЛИЗМ

Суть направления в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе, открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма». Противоположен романтизму и академизму. В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления - натурализм и импрессионизм. Натуралистами называли художников, которые стремились как можно более точно, фотографично запечатлеть действительность.

Ивана Крамской «Неизвестная»



АКАДЕМИЗМ

Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Академизм воплощал в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры. Для русского академизма первой половины XIXвека характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством.

Красота женщины в живописи разных направлений

Бугро «Настроение»

Кабанел «Рождение Венеры»

ИМПРЕССИОНИЗМ

Представители стиля стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы. Вместо этого импрессионизм сосредоточивается на поверхностности, текучести мгновения, настроении, освещении или угле зрения. Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не нарушали общественные проблемы, обходили и такие проблемы, как голод, болезни, смерть. Были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальному академизму. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь - это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении.




СИМВОЛИЗМ

Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм стали образцом для большинства современных направлений искусства. Они использовали символы, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением часто являлся пессимизм, доходящий до отчаянья.В отличие от других направлений в искусстве, символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических идей, образов Вечности и Красоты.


МОДЕРН

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Вследствие этого - интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. Художники модерна черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и древних цивилизаций. Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира.


ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Экспрессионизм является одним из самых влиятельных художественных движений XX века. Экспрессионизм возник как реакция на острейший кризис первой четверти XX века, Первую мировую войну и последующие революционные движения, уродства буржуазной цивилизации, что вылилось в стремление к иррациональности. Были использованы мотивы боли, крика, принцип выражения стал преобладать над изображением.

Модильяни. С помощью тел и лиц женщин он пытается проникнуть в души своих персонажей. «Меня интересует человеческое существо. Лицо – величайшее творение природы. Я им без устали пользуюсь», – повторял он.

Красота женщины в живописи разных направлений

КУБИЗМ

Кубизм - модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти 20 века, которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Возникновение кубизма традиционно датируют 1906-1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. В целом кубизм был разрывом с традицией реалистического искусства, сложившейся в эпоху Возрождения, в том числе с созданием зрительной иллюзии мира на плоскости. Творчество кубистов было вызовом стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости импрессионистской живописи. Входя в круг бунтарских, анархиствующих, индивидуалистических течений, кубизм выделялся среди них тяготением к аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам и элементарным мотивам.



Восприятие красоты очень различно. Даже в рамках одной страны, например в современной России можно увидеть разные представления о красоте. Дабы далеко не ходить, загляните в социальные сети, посмотрите страницы популярных пользователей, почитайте комментарии к фотографиям и увидите, насколько они разные.


Конечно, огромная масса негативных комментариев пишется по причине зависти неудовлетворенных людей, но многие высказывают мнение на основе своего истинного восприятие, которое может отличаться от моего и вашего. В результате мы имеем разнообразные представления о красоте.


Хотя существуют и стандарты красоты, Милитта уже не раз писала на данную тему, например, в публикации – . А сегодня давайте вспомним историю красоты. Как воспринимали красоту девушек наши предки – русские, жившие много лет назад.



Красивые девушки и красота в русских традициях


Красота (баса, басота, хорошество). Народное наименование привлекательности, в основном относящееся к девушкам, пребывающим в девичестве и не успевшим выйти замуж.


В традиционных русских представлениях красота очень сильно связана с девичеством, отсюда различные высказывания типа - красная девушка, девицы-красавицы. Как правило, «красивой» считалась девушка до замужества. Это представление нашло отражение в различных песнях, сказках и частушках

.

Моя маменька Елена в поле цветик сорвала.
Красоту мою сгубила, рано замуж отдала.



После замужества и утраты девственности, утрачивалась и красота. Таковы были народные представления. При этом с красотой можно было расстаться даже не выходя замуж, а просто распрощавшись с девственностью. Вот так все строго.


«Как начнет не тем заниматься, – говорили наши предки – так она и повяла. А если будет все время сама себя держать, так и двадцать пять, и тридцать – она все еще молодая». Понятие красоты здесь фактически совпадает с понятием девичества.



Интересно получается, сегодня глянцевые журналы, различные психологи, доктора и ученые утверждают, что хранить девственность не надо и даже опасно. Будто девственность после определенного возраста является причиной разных женских проблем и болезней. Выходит, наши предки были совсем дикими и заблуждались?


Вовсе нет! Если глубоко изучить многие науки, медицину, психологию, историю, социологию, прекрасно разбираться в искусстве и глубоко понимать сущность бытия за счет богатого опыта и духовных знаний можно понять, что наши предки не заблуждались и девство само по себе богатство. Правда в современном мире все изменилось, и теперь многие из нас имеют твердое убеждение в необходимости секса, ведь нас пронизывает множество информационных потоков, которые подвигают нас к различным экспериментам и приключениям.


Посему среднестатистическая современная девушка будет страдать от отсутствия близких отношений, и в результате приобретет обещанные докторами и учеными проблемы и болезни. Только виной тому не девство или отсутствие регулярных интимных отношений, а неудовлетворенность собой, ведь она убеждена, что живет не так, как надо, и ее жизнь не соответствует нормам современного общества. По современным стандартам она неудачница!


Вот такие дела, только мы отвлеклись от истории, давайте вернемся в прошлое.



Косметические средства и стандарты красоты в русской истории
Основой народной косметики были беление лица и тела, крашение щек, чернение бровей, то есть в косметике культивировалась та же триада: белый – красный – черный, что использовалась в расцветке восточнославянской и индоевропейской народной одежды.


Представления о красоте тела сводились, главным образом, к признакам физического здоровья - полные ноги, белое и румяное лицо – «кровь с молоком».



Кожа лица
Чтобы лицо оставалось белым, девушки и молодые женщины избегали загара, закрываясь во время полевых работ низко надвинутым на глаза платком. Девушки умывались молоком или молочной сывороткой, огуречным рассолом, березовым соком. Для использовали различные белила.


Девушки беляночки, где вы набелились?
– Мы коровушек доили, молочком умылись.



Румяна русских красавиц
Румянца достигали, натирая щеки бодягой, ягодами ландыша, красной свеклой, водочным настоем красного сандала, раствором квасцов, и иными средствами.



Брови и ресницы
Для бровей готовили специальную краску из сурьмы, а чаще просто из сажи, смешанной с жиром, или наводили брови углем. «Собольи брови» – важная составляющая девичьей красоты, постоянно упоминаемая в фольклоре.


В некоторых регионах были периоды, когда прижился обычай чернить зубы, только такое сомнительно средство для красоты продержалось недолго. В основном всегда и везде большинство девушек хотели обладать максимально белыми зубами. Для отбеливания зубов существовали свои давние рецепты, о которых мы еще поговорим в будущем.



Красота и замужество
Раньше, как и в наши дни, красивая девушка обладала большими шансами на удачное замужество, ведь красота всегда была наиважнейшим фактором выбора. Хотя в целом русские мужчины из прошлого выбирали «красивую» невесту по своему вкусу и возможностям.



Некрасивые девушки
Не всем повезло родиться красивыми, кто-то не соответствовал стандартам традиционной русской красоты. Это в первую очередь очень маленькие и наоборот чрезмерно высокие девушки, худые девушки и девушки с худыми ногами. Недостатком считалась плохая походка и сутулость.



Посему многие особенно старательные девушки даже тогда, сотни лет назад работали над своей внешностью. У них не было в распоряжении салонов красоты и пластической хирургии, но имелось много народных средств. При этом, как и сегодня, в те давние времена высмеивали красавиц, чья красота казалась чрезмерно искусственной.


О таких красотках слагали даже стихи и частушки - кудри у нее навитые, а щеки и губы намазаны румянами и помадой!


Прошло много лет, но ничего не изменилось. Сегодня так же много людей терпеть не могут . Хотя в большинстве случаев эта нетерпимость и тогда, и сегодня была основана на зависти.



Помимо материальной косметики пользовались девушки и иными средствами. Для наведения красоты русские девицы читали разные заговоры, молитвы, которые так и назывались - «на красоту». Произносились эти заговоры и молитвы во время, когда девушки умывались, одевались, ухаживали за лицом, телом и волосами. Сия практика может показаться нелепой, но на самом деле это действенно, ведь девушки сами себя убеждали в своей красоте, благодаря чему, чувствовали себя лучше и уверенней.


Девушка настраивала себя на то, что будет самой красивой, чтобы все на нее «зрели и смотрели, очей ясных не сводили», «любили, уважали, все почитали». Более действенными эти слова становились, если произнести их в Чистый четверг или Иванов день, умываясь первой утренней водой. Заговоры «на красоту» можно рассматривать как способ психологической подготовки перед публичным появлением на молодежном игрище.



Волосы русских красавиц


Современные девушки редко заплетают косу, кому-то лень этим заниматься, а большинству попросту заплетать нечего, если только жиденький хвостик.


Раньше коса очень ценилась. Коса была еще одним символом красоты и девичества. Девушки использовали различные природные и магические средства для роста волос и богатства косы. Длина и толщина косы являлись предметами гордости и похвальбы перед подружками.


Если же девушка растрачивала свое девство в случайных связях до замужества, во многих регионах ее лишали права носить косу. Считалось, что с потерей девства ушла и красота, посему косу расплетали или обрезали.



Во время свадьбы с косой тоже приходилось распрощаться, ее торжественно расплетали и укладывали волосы по-бабьи, скрывая их под головной убор.


: венцы, ленты – носили название «красота». Перед свадьбой на последнем девичнике невеста отдавала эту «красоту» своим подружкам, иногда только одной, любимой подружке или младшей сестре, что означало пожелание ей выйти замуж. «Красоту» могла символизировать елочка или иное деревце, украшенное лентами, сластями и поставленное на столе во время девичника. Девушки, прощаясь с невестой, оплакивали ее «красоту».



Взрослые женщины не лишались красоты, но в понимании наших предков они обладали иной красотой, которая ассоциировалась с плодородием.


«Курица несется – и гребень красный; перестала нестись – и гребень посинел», – гласит пословица, намекая на то, что женщина сохраняет красоту, пока рожает детей. Вместе с тем беременности и роды, со временем уносили женскую красоту, которая передавалась детям.


По мнению наших предков, особенно быстро уходила красота у женщин, которые рожали исключительно девочек, ведь каждой надо было отдать частичку своей красоты – каждая должна вырасти красавицей.


Положение женщины в древнерусском праве было гораздо выше, чем в древнегреческом и римском, перед лицом которых женщина всегда нуждалась в опекуне и не обладала правоспособностью. В Древней Руси женщины владели правом на приданое, наследство и некоторое иное имущество. Еще в дохристианский период жены имели свое имущество, а княгини и другие знатные женщины владели крупными состояниями, городами, селами. Так, княгине Ольге принадлежал собственный город, свои места птичьей и звериной ловли.
Женская худоба на Руси считалась серьезным недостатком и даже признаком болезни. В источниках можно найти сведения, что настоящие красавицы должны были быть весом не менее 5 пудов (80 килограмм).
Белоснежная кожа и яркий румянец на щеках также свидетельствовали о здоровье, именно поэтому на Руси широко применялись белила и румяна.
Большое значение придавалось походке. Ходить следовало плавно, не спеша. О таких женщинах говорили «словно лебедушка плывет».

Одежда

Внешний облик русских женщин Древней Руси представлен больше в изображении княжеских семей. Женская нижняя одежда кроилась длинной и имела рукава, намного превышавшие длину руки. Верхняя одежда знатных княгинь и боярынь шилась из восточных вышитых шелков или плотной ворсистой ткани с золотой или серебряной нитью, похожей на бархат. В холодное зимнее время женщины Древней Руси носили меховую одежду: более состоятельные - из дорогих мехов, менее знатные - из дешевых. Меха упоминаются уже в «Повести временных лет». Дорогие меха (горностаи, соболя и пр.) упомянуты в летописи лишь применительно к женской княжеской одежде. Известно, что в XIII в. знатные русские женщины охотно украшали горностаевыми шкурками опушку платьев, а наиболее состоятельные делали из них накладки по подолу одежды, доходившие по ширине до колен, что не могло не поражать путешественников-иностранцев. Шубы в то время носились женщинами только мехом вовнутрь, относились к ним с большой бережностью и передавались от матери к дочери.
Древние фрески говорят о том, что одежда знатных женщин была многоцветной и предполагала яркие сочетания и сочные тона. Излюбленным цветом в костюме женщин всех сословий был красный. Обилие красных оттенков в костюмах древнерусских женщин объясняется и тем, что красный цвет был цвет-«оберег», и тем фактом, что существовали многочисленные естественные красители, окрашивавшие ткани именно в красно-коричневые цвета: гречишник, зверобой, кора дикой яблони, ольхи, крушины.
Своеобразной и яркой частью древнейшей женской одежды был головной убор - обязательное дополнение любого костюма русских женщин. Он имел в древнерусском костюме не только эстетический смысл - завершал одежду, но и социальный - показывал достаток семьи, а также этический - «мужатице» позорно было ходить простоволосой. Традиция шла от времен язычества, когда покрывание головы означало защиту самой женщины и ее близких от «злых сил». Отличительной чертой головного убора замужней женщины было то, что он целиком закрывал волосы. Девушки были свободны от этого жесткого предписания. Они чаще заплетали в одну косу, оставляя макушку открытой.
Одними из самых распространенных на Руси женских украшений у всех сословий древнерусского общества, были височные кольца. Способы крепления колец к головному убору или волосам были разнообразными. Кольца могли подвешиваться на лентах, ремешках или косичке, могли прикалываться к ленте, как бы образуя цепочку. Иногда височные кольца продевались в мочку уха, как серьги.

украшения

Женские серьги встречаются реже височных колец и шейных украшений как в описаниях ранних письменных источников, так и среди археологических находок.
Не менее популярными у женщин всех сословий были шейные украшения, и прежде всего стеклянные бусы. Они насчитывают сотни разновидностей, каждая - со своей неповторимой орнаментацией, формой, окраской. Наибольшее распространение имели бусы из разноцветного «рубленого бисера». Очень ценным и дорогостоящим шейным украшением женщин привилегированного сословия были цепи.
Среди украшений знати известны также медальоны, фибулы, стеклянные браслеты, перстни.

Уход за телом и лицом

На Руси с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами.
Древние славяне хорошо знали полезные свойства растительных средств, собирали дикорастущие травы и цветы, которые потом использовали в том числе и в косметических целях.
Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.).
Основные процедуры по уходу за кожей проводили в бане: очищали ее специальными скребками, массировали ароматными бальзамами. Для придания телу свежести делали массажи с мазями, приготовленными на травах. Для того, чтобы получить ощущение свежести, тело протирали так называемым «холодном» - настоем из мяты. А для придания коже аромата свежеиспеченного ржаного хлеба на горячие камни специально лилось пиво. Менее состоятельным девушкам, семья которых не имела бани, приходилось мыться и париться в русских печах.

Макияж

Сведения об использовании женщин Древней Руси косметики в основном содержится в иностранных источниках. И источники эти порой противоречат друг другу. Но вот в чем точно у иностранных авторов не было разногласий, так это в том, что русские женщины злоупотребляли косметикой.
Вдвойне удивляло иностранцев, то что русские женщины пользовались косметикой не тайно от своих мужей. Почти самый беднейший мужчина покупал румяна и краски своей жене. То есть на Руси считалось вполне обыденным, когда муж ехал на базар, чтобы купить своей жене белила и румяна. По свидетельствам некоторых иностранных путешественников, необычным было как раз неупотребление русскими женщинами косметики. Даже если женщина от природы красивее, она все равно должна была краситься.

К началу XVII века европейцы стали более снисходительно относиться к накрашенным русским женщинам, так как в Европе появилась мода на белила, и европейки стали также походить на кукол.
В качестве румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел.

Волосы

В уходе за волосами также применялись природные компоненты. Подорожник, листья крапивы, мать-и-мачехи, корни лопуха применяли при перхоти и выпадении волос. Яйца использовали для промывания волос, настои трав применяли как ополаскивать.
Для изменения цвета также использовали растения: шелухой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в светло-желтый.
Распущенные женские волосы, особенно у замужних женщин, не приветствовались. Это считалось признаком непокорности, дерзости, гордыни и не почитания традиций.
Косы толщиной в руку считались эталоном женской красоты. Те же, кто не мог похвастаться шикарной шевелюрой, шли на маленькую хитрость и вплетали в свои косички волосы из конских хвостов.
Для женщин коса являлась таким же символом чести. Длинная коса была символом сохранения энергии для будущего мужа. После замужества косы сменялись пучками – символом концентрации энергии для чего-то одного, то есть для мужа и семьи.
Сорвать головной убор с женщины считалось самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», т. е. опозориться.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

ИДЕАЛ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ В РУССКИХ СКАЗКАХ

Исследовательская работа

Елена Петровна Шашкова,
учитель русского языка и литературы

Ленинск-Кузнецкий

2014

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Определение понятия «идеал красоты»…………………………….5
3. Глава 2. Идеал женской красоты с древних времен до наших дней………..7
4. Глава 3. Социальный опрос на тему «Понятие идеала красоты» …………9
5. Глава 4.
Идеал женской красоты в русских сказках………………………..13 6. Заключение……………………………………………………………………15
7. Литература………………………………………………………….................16
8. Приложение…………………………………………………………………....17

Введение

Во все времена девушки стремились соответствовать неким идеалам красоты. Удивительно, что в разные эпохи у представителей различных национальных культур имелось свое мнение о красоте и идеале. Так, в Индии идеальной считалась полная женщина, поскольку ее пышные формы свидетельствовали о здоровье, богатстве и изобилии. Телесный вес являлся показателем общественной значимости, весомости. Женщина «в теле» являлась подтверждением того, что муж богат и занимает высокое положение в обществе. И в Италии настоящей матери положено было иметь полную фигуру, так как женщина считалась центральной фигурой в семье, сосредоточием мира. Материнство в мире людей символически связывалось с изобилием Матери-Природы. Однако в нашем современном обществе, где почти не осталось места культу материнства, к полноте многодетной матери относятся с равнодушием или осуждением, провозглашая моду на стройных манекенщиц и актрис. Этот интерес вызван, прежде всего, к голливудским звездам, начиная с Джейн Мэнсфилд и заканчивая Мэрилин Монро. Но почему в современном мире исказилось представление о женской красоте? Почему изменилось представление об идеале красоты русской женщины, и какие народные черты сохранила русская женщина в наше время?
Актуальность исследования обусловлена изучением представлений об идеале женской красоты в разных культурах и выявлением особенностей красоты русской женщины. Чтобы познать идеал красоты русской женщины, мы обратились к русским литературным и народным сказкам. Поэтому объектом исследования служат русские народные и литературные сказки, а предметом исследования – женские образы в русских народных и литературных сказках.

Нами выдвинута гипотеза : красота русской женщины будет идеальной, если ее внешность будет соответствовать духовному миру.

Цель исследования состоит в раскрытии понятия идеала красоты русской женщины на примере русских сказок. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи :

1) рассмотреть, как менялся идеал женской красоты в разные эпохи;
2) провести опрос учащихся на предмет представления об идеале красоты;
3) проанализировать русские народные и литературные сказки и выяснить, какой идеал женщины в русском национальном сознании представлен
в сказках; составить собирательный образ идеальной русской красавицы.
При выполнении исследовательской работы использовали теоретические методы: изучение научной литературы, анализ полученных результатов; практические методы: анкетирование, наблюдение и сравнение.

Глава 1. Определение понятия «идеал красоты»

Что такое красота? Что такое идеал? Существует ли в наше время идеал женской красоты? Каковы основные эталоны красоты нового времени? Эти вопросы волновали ни одно поколение. Остановимся на определениях этих понятий и обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля: « Красота ж.- свойство прекрасного, отвлеченное понятие красивого, изящество. Соединение истины и добра рождает премудрость,
в образе красоты. Красота лица, пригожество. Красота слова
, изящество выражения . Красота приглядится, а ум вперед пригодится...»
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова находим такое определение: «Красота - это все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Красота русской природы. Красота поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (разг.)».
И определение понятия «
Идеал - это то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы. Совершенное воплощение чего-нибудь. Наилучший вид, элитный образец чего-нибудь ».
Определение «идеала эстетического» дано в «Словаре литературоведческих терминов»: «идеал эстетический - (от греч. idea - идея, понятие, первообраз, представление) - художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении искусства: изображение прекрасного как должного. Идеал эстетический - высший образец красоты, добра, истины, воплощенный в образе человека, а также в общественном устройстве. Художники каждой эпохи тяготеют к своему идеалу,
его характер определяется общественными тенденциями».
Этало́н ( étalon ) - (или комплекс средств измерений), обеспечивающее воспроизведение или хранение , а также передачу её размера нижестоящим по средствам измерений и утверждённое в качестве эталона в установленном порядке».
5

Поэты и художники в разных странах и в различные эпохи разрабатывали трактаты о красоте и пытались создать свой идеал красоты. Так, например, Питер Пауль Рубенс внес свой вклад в определение понятия идеала красоты, написав «Трактат о теле человеческом», где утверждал: «Говоря о женской фигуре, следует заметить, что очертания и контуры мышц
женщины, ее манера стоять, идти, садиться, все ее движения и все ее
действия представлены таким образом, что в них нельзя разглядеть совершенно ничего, свойственного мужчине. Напротив, в соответствии со своим первоначальным элементом, коим является окружность, она вся круглая, нежная, гибкая и во всем противоположна мощной и мужественной форме».
Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин» дает нам свое представление об идеале красоты в эпоху Ренессанса: «Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной... волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм…»

Определение идеала красоты современной женщины дано и в «Энциклопедии красоты»: «Идеал красоты женщины состоит из двух взаимосвязанных вещей: внешней красоты и здоровья.
В моде плавность и гибкость линий, отсутствие излишне богатых
форм, худоба лица, но главное – ухоженность и холеность».
Таким образом, мы видим, что точного определения понятия «идеал красоты» нет ни в одной справочной и энциклопедической литературе, так

как у каждого народа в разные эпохи было свое представление об идеале
красоты.
6

Глава 2. Идеал женской красоты с древних времен до наших дней

Вглядимся в зеркало времен и понаблюдаем за тем, как менялся
идеал женской красоты. В первую очередь, вечная или истинная
красота была связана с библейским образом Евы, прародительницей человечества, красивой женщины с округлыми формами. Вне зависимости от времени, от модных тенденций искусство всегда предпочитало создавать образ пышных женщин. И этому есть объяснение. Изначально мир был сотворен по образу и подобию круга: земля, солнце, луна, звезды,
атомы – все имеет круглую форму. Полнота, или округлость форм, ближе к совершенству – райскому состоянию единения с Богом. Эта истина отразилась в символике мифов, сказок, верований разных народов. Не случайно округлость фольклорных героев считалась признаком здоровья.
В Античности вес тела не имел значения, главное, чтобы тело было пропорциональное и натренированное. Так, в древней Греции эталоном красоты стала скульптура Афродиты. В раннее Средневековье земная красота считалась греховной, а наслаждение ей – недозволенным. В это время идеалом средневековой женщины стала пресвятая дева Мария. В XII-XIII веках люди перешли к почитанию богатства, и в женской моде появилось подчеркнутое великолепие. Существовал некий собирательный образ Прекрасной Дамы со стройной фигурой, светлыми волосами. Рыцари такую женщину сравнивали с розой – нежной, хрупкой и изящной. Чувственные, цветущие женщины эпохи раннего и высокого Возрождения сменили стройные тела средневековых женщин. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Красота теперь снова неотрывно связана с телом. К женской красоте перестали относиться, как к дьявольскому искушению, а к телу – как к греховному сосуду. Напротив: красота теперь – дар Божий, заслуживающий поклонения, а прекрасные женские тела появляются на картинах всех выдающихся живописцев. И вновь искусство вознесло на пьедестал материнство. Идеалами той эпохи стали Мона Лиза,
7

увековеченная великим Леонардо да Винчи, и красавицы Рубенса , Рембрандта и других художников венецианской школы. [Приложение 1]
Начало эпохи романтизма проявилось в женской моде естественностью и худобой, девушки облачались в корсеты, чтобы подчеркнуть свои формы. Идеал европейской женской красоты ввел в моду хрупкость и изящество, которое к началу XX века перешло на женскую фигуру.
В XX веке главным достоянием женщины стала свобода, которая открыла возможность самовыражения. Больше всего у женщин ценился ум, энергия, умение зарабатывать деньги. В 20-е годы в моду вошли женщины со стройной фигурой, короткой прической и кукольным лицом. Идеальная женская фигура стала походить на мужскую. Мода всего лишь соответствовала духу времени, она поддерживала идею равенства полов. Но гениальное искусство вне зависимости от идеалов и вкусов своей эпохи отдавало предпочтение пышным, округлым формам, воплотившихся в произведениях Пикассо, Брака, Бекманна, Кустодиева. С началом эры кино законодателем мод на идеальную женскую фигуру стал Голливуд. Марлен Дитрих и Грета Гарбо, затем Мэрилин Монро и Джина Лолабриджида стали считаться идеалом женской красоты для миллионов людей XX столетия.
В XXI веке эталоном красоты являются стройные, спортивные женщины, которые не согласны мириться с лишними килограммами веса и довольно далеко отошли от первооснов человеческого бытия. Вышли из моды и признаки зрелой женственности, на смену пришел идеал девочки-подростка, затянутой в джинсы с татуировкой на теле.
Из сказанного можно сделать вывод, что понятие о женской красоте на протяжении многих веков менялось, что в мире не было как такового общепринятого понятия идеала женской красоты. Каждая женщина искала для себя что-то свое, чем подчеркивала прелести своей фигуры.
Но во все времена ценились уверенные в себе женщины – те, кто игнорировали свои недостатки и принимали свое тело таким, каким создала его природа.
8

Глава 3. Социальный опрос на тему «Понятие идеала красоты»
В анкетировании на тему «Понятие идеала женской красоты» приняли участие учащиеся 8-11-х классов МБОУ СОШ № 1, всего было опрошено 50 учеников, среди них 38 девочек и 12 мальчиков. Анкета содержала семь вопросов, посвященных теме нашего исследования:

    Красота в вашем понимании?

    Красота в наше время – это…

а) внешность, б) внутренняя составляющая, в) другое

    Согласны ли вы с утверждением «Красота – страшная сила»?

    Для вас красота - важный показатель?

    Идеал женской красоты – это…

    Каковы основные эталоны женской красоты нового времени?

    Кто для вас является идеалом женской красоты?

Результаты опроса:

1. Красота в вашем понимании?

На первый вопрос «Красота в вашем понимании» ребята отвечали весьма разнообразно: и душа, и внешность, и гармоничное сочетание внутренней и внешней красоты... Для одних, красота - это все прекрасное, для других, красота - это все то, что вдохновляет и имеет интерес. Но большинство опрошенных все-таки сошлись в едином мнении о красоте, как о внутреннем составляющем, гармонирующим с внешним обликом. Радует, что среди наших ребят есть те, кто ценит не только одежку, но и ум, и душу. Были и другие варианты ответа: «идеальное состояние внешности человека и его духовного мира», «это богатство внутреннего мира», «красота души».

2. Красота в наше время – это

а) внешность, б) внутренняя составляющая, в) другое.


9
Результаты опроса показали, что большинство учеников (56%)
под красотой понимают гармонию внутренней и внешней красоты. Но некоторые считают, что в наше время в человеке важна только внешность. Вероятно, эти ребята выбирают себе собеседника по внешним параметрам. Наверно, с такими людьми достаточно тяжело общаться, ведь для них приоритетнее то, как выглядит человек, но никак не духовный мир.

Рис. 1. Определение понятия красоты

3. «Красота - страшная сила»?

Эта крылатая фраза Фаины Раневской стала культовой в наше время. « Красота – страшная сила», порой требующая самых невероятных жертв и проявлений. Иногда она может обернуться против обладателя красоты и принести ему немало неприятностей и страданий . А может изменить мир в лучшую сторону, так как человек всегда стремится к прекрасному. Главное, чтобы красота была не разрушительной, а созидательной силой. И с этим согласны 74% учащихся. А 26% ребят считают, что истинная красота - это скромность, естественность без риска здоровью и что ее роль в обществе
невелика.

4. Красота - важный показатель?

При встрече или знакомстве мы всегда оцениваем человека внешне, то есть обращаем внимание на то, как он выглядит. Нам интересно было узнать, является ли важным показателем для ребят красота. Из всех 50 опрошенных
10

только 19 считают, что красота - это важный показатель. Внешнюю привлекательность они ставят выше внутренних качеств. Такие ребята весьма критичны к внешнему виду человека, они не будут общаться с человеком, обладающим внешними изъянами. 25 других думают о том, что это не совсем важный показатель. Ведь в данном случае во внимание берется внешний облик. Такие ученики просты и некритичны по отношению к другим, для них неважна яркая оболочка, так как ценна внутренняя суть. Для двух ребят красота совсем не играет никакой роли в человеке. Из ответов учащихся мы увидели, что для большинства из них красота не является важным показателем, такие люди более просты в общении и в выборе друзей и ценят в них только душевные качества.

5. Идеал женской красоты.

При выборе качеств, характеризующих идеал женской красоты почти все ученики, ответили, что для них женским идеалом является обладательница богатого внутреннего мира и хороших внешних данных
(90%). Остальные 10% ответили весьма оригинально: 7 % посчитали идеалом совокупность хороших качеств в женщине: ухоженность, аккуратность, воспитанность, естественность, а другие 3 % и вовсе посчитали идеал, как и слово «совершенство», понятием быстротечным, но ярким. Для них идеалом послужила беременная или влюбленная женщины.
6. Каковы основные эталоны женской красоты нового времени?
В результате анализа ответов, выяснилось, что лидера среди эталонов женской красоты не наблюдалось. Варианты были самые разные, все они отражают господствующие критерии красоты современного общества:
1. Дистрофийное телосложение. 2. Осиная талия, длинные ноги, параметры тела (90/60/90); модельная внешность. 3.Тату, вульгарная и вычурная одежда. 4. Обеспеченная девушка: наличие дорогой машины, квартиры, дизайнерской
11

одежды. 5. Ухоженная женщина с маникюром, ярким макияжем и с индивидуальным стилем. Таким образом, эталонов красоты нового времени множество, и они отвечают критериям современного общества.

7. Кто для вас является идеалом женской красоты?

По результатам опроса среди идеалов женской красоты лидирует мама.

Рис. 2. Определение идеала женской красоты

Большинство ребят (44%) из этой категории выбрали в качестве своего идеала маму, то есть родного человека, которого знают с самого рождения и для них, безусловно, она лучше всех. На втором месте число ребят (24%), у которых идеал женской красоты совсем отсутствует. Думаю, это связано с неспособностью видеть прекрасное, хотя, может быть, в жизни этих ребят еще не появился человек, который заинтересовал бы своей индивидуальностью. На третьем месте те ученики (20%), чей выбор в пользу кинозвезд: Одри Хепберн, Вивьен Ли и другие. Остальные ученики (12%) выбрали в качестве идеала красоты принцесс из сказок и мультфильмов.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что женская красота для учащихся нашей школы понятие неоднозначное, большинство главным качеством красоты считают внутренний мир человека. Идеалы женской красоты в нашем мире существуют, но для каждого ученика они индивидуальны, у многих опрошенных идеал - мама. Эталонов красоты много, и они отражают критерии красоты современного общества.
12

Глава 4. Идеал женской красоты в русских сказках

«Красота спасет мир», - писал Ф.М. Достоевский. Но какая красота спасет мир? Ведь у каждого народа свой эталон красоты. Что значит красота русской женщины? Прежде всего, идеал русской женщины проявился в сказках. И это не случайно, потому что русская сказка – это путь понимания народной мудрости, выражение духа народа. Она повлияла на наше национальное сознание, привела к пониманию христианской жизни.
Исследуя женские образы в русских сказках, попытаемся определить отличительные черты русской женщины. Народный идеал русской женщины, прежде всего, представлен внешностью сказочных героинь: девиц с белым лицом, румянцем на щеках, с бровями «черна соболя», глазами, словно «звездами», осанкой «лебединой», походкой «павиной», с длинной русой косой. Но только ли внешность героинь определила эталон красоты женщины? Обратимся к сказкам и понаблюдаем за судьбами сказочных героинь.
Тяжело пришлось в жизни Настеньке из сказки «Морозко». Трудолюбивую, кроткую падчерицу невзлюбила мачеха и решила погубить. Несмотря на жестокие испытания холодом и трудом, Настенька не озлобилась ни на отца, ни на Морозко. Настенька является идеалом терпеливости, трудолюбия, силы духа и светлой души.
В сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» Аленушка пострадала от зависти и ревности сестер. В семье она была младшей дочерью, « отец любил ее больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее». Не за подарки она «молвила слово доброе и сердечное», как это делали сестры. Аленушка жалела своего отца, заботилась о нем, он был для нее самым дорогим человеком. И ради его спасения она была готова покинуть отчий дом и принести себя в жертву чудовищу. Аленушка стала идеалом
доброты, сострадания, жертвенности и родительского почитания.


Василиса Премудрая в сказке «Царевна-лягушка» по воле зло
колдуньи была превращена в лягушку. Снять заклятие ей помогла любовь Ивана. Эта героиня обладала мудростью, хитростью и способностью творить чудеса. Она была прекрасной хозяйкой, мастерицей: и рубаху могла сшить, и каравай испечь, и ковер выткать. Василиса - идеальная невеста, так как помогала своему жениху достойно пройти все испытания и обрести семейное счастье. Василиса Премудрая стала олицетворением мира и семейного очага.
Марья Моревна, заглавная героиня народной сказки «Марья Моревна», прекрасная царевна, смелая воительница, осталась преданной в разлуке с мужем, помогла ему победить Кащея. Все завидовали Ивану и говорили, что «такой красавицы во всем свете поискать – другой не найти». Для народа Марья Моревна служит идеалом порядочности, верности и любви.
В сказке «Белая уточка» княжна, нарушив запрет мужа не выходить в сад в его отсутствие, ослушалась и была превращена колдуньей в белую уточку. Вскоре она вывела деточек и вырастила. Но случилась беда, ребята случайно забрели на княжеский двор, ведьма узнала их и омертвила. Материнское сердце уточки почуяло горе, она отправилась на поиски детей и нашла их «белые тела» на княжьем дворе. «Кинулась она к ним, крылышки распустила и завопила: «Мои деточки, я нуждой вас выхаживала, я слезой вас выпаивала, темную ночь недосыпала, сладок вкус недоедала!» Почуял князь неладное, снял с уточки заклинание, и обратилась она в молодую княжну. В образе княжны воплотился идеал материнства, заботы и нежности.
Таким образом, сказки помогли определить эталон красоты русской женщины и прийти к выводу, что русская красавица – это женщина-славянка с богатым внутренним миром и силой духа, в ней отразились лучшие национальные черты: красота, мудрость, доброта, нежность, терпение, трудолюбие, смелость, милосердие, любовь и верность. Она – идеальное воплощение материнства, носительница семейных ценностей, хранительница
14

семейного очага. [Приложение 1] Своей особой красотой, уступчивостью, самоотверженностью русские женщины и сегодня привлекают мужчин всего мира, так как в них идеально гармонируют внешность и духовность.

Заключение

Подводя итоги исследовательской работы, можно подтвердить рабочую гипотезу, что красота русской женщины будет идеальной, если ее внешность будет соответствовать духовному миру, поэтому мы попытались проанализировать народные женские идеалы, выраженные в русских сказках. Это помогло составить собирательный образ идеальной русской красавицы: славянки с богатым внутренним миром и силой духа, в которой отразились лучшие национальные черты, семейные ценности русского народа. В ходе исследования были изучены и описаны идеалы красоты женщин различных эпох, сделаны выводы об относительности понятия идеала красоты, эталонов женской красоты.

По результатам анкетирования учащихся сделаны выводы о неоднозначном понимании идеала женской красоты, эталонов красоты нового времени.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его материалы и выводы можно использовать при подготовке классных часов, для проведения элективных занятий по МХК и уроков литературы.

Литература

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2 – М.: Русс.яз., 1989. 877 с.

2. Ожегов, С.И., Шведова Ю.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. –М.: Азбуковник, 1999. 944с.

3. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974. 509с.

4. Ресурс [Электронный ресурс] – режим доступа – Википедия – версия энциклопедии на русском языке.

5 . Ресурс http : // byaki . net / [ Электронный ресурс] – режим доступа – Н.М. Аршавская. Идеал красоты в разные эпохи от Средневековья до конца 19 века.

6. Ресурс www passion . ru [ Электронный ресурс] – режим доступа – Энциклопедия красоты.

7. Пропп, В.Я. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. / Подготовка текста, предисловие и примечания В. Я. Проппа. - М.: Государственное Издательство Художественной литературы (Гослитиздат), 1978

Приложение

Идеалы женской красоты

Идеал Античности

Идеал Средневековья

Пресвятая Дева Мария

Идеал эпохи Возрождения

Мона Лиза

Идеал эпохи романтизма

Идеал красоты женщины XX века

Мэрилин Монро

Идеал красоты современной женщины

Русские красавицы


Идеал русской женщины

Русская красавица – это женщина славянской внешности с богатым внутренним миром и силой духа. В ней отразились лучшие национальные черты: красота, мудрость, доброта, нежность, терпение, трудолюбие, смелость, самоотверженность, милосердие, любовь и верность.
Она – идеальное воплощение материнства, носительница семейных ценностей, хранительница семейного очага. Она такая же тайна, как и сама русская душа.

Красота и макияж женщин древней России!

Ещё иностранцы, приезжавшие в допетровскую Россию, отмечали удивительную вещь - при том, что знатные женщины практически никуда, кроме церкви, не ходили, они всегда были накрашены - набелены и нарумянены. И мужья охотно тратили деньги на их издержки в косметике! Почему?


Упоминание о чрезмерном увлечении московских женщин косметикой мы найдём в записках и дневниках многих европейских дипломатов: в бумагах барона Мейер-берга, Рейтенфельса, Койэта, Шлессингера и Корба. Они пишут, что румяна и пудра у русских женщин считаются эталоном красоты и вкуса. Малейший загар на лице благородной женщины был признаком «чёрных» крестьянок, а румяные щёки, наоборот, признаком хорошего здоровья.




Выходить на улицу без румян, сурьмы, белил женщине было просто неприлично. Женщины, не стесняясь, сурьмили ресницы и брови, раскрашивали шею и руки коричневой, белой и голубой красками. Особенно увлекались косметикой женщины из боярского сословия. Переняв привычку у татарок, они даже чернили зубы. Доходило до смешного — девицы были буквально красными, древний макияж скорее портил природную красоту, чем украшал.


Некоторым женщинам, красивым от природы, приходилось подчиняться моде, чтобы не быть осмеянными, и краситься как все. Княгиня Черкасская очень долго сопротивлялась, не желая портить свой лик краской, но вынуждена была смириться.


Иностранцы недоумевали - «у них на лице столько краски, будто они покрыли его с помощью кисти». Вот как писал о русских женщинах Адам Олеарий — преподаватель Лейпцигого университета, математик, физик и историк, библиотекарь и антиквар на службе у герцога Голштинского. Дважды он участвовал в голштинском посольстве в Россию: в 1633-1634 и в 1635-1639 годах. Адам Олеарий опубликовал свои записки о путешествиях в Россию.


«…Женщины среднего роста, в общем, красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы. Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна), чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной».


В Москве белила и румяна продавались в самом центре у торговых людей в белильных и овощных рядах в Китай-городе, возле Лобного места, у храма Василия Блаженного.


А со второй четверти XVII века здесь установили белильный ряд, но торговать можно было только срук, точнее с коробов, лавки здесь возбранялось ставить. Хранили белила и румяна в белильницах и румянницах, они представляли собой небольшие коробочки, обшитые золотом и серебром, низанные жемчугом, иногда серебряные, украшенные финифтью и каменьями.




У каждой женщины были такие коробочки, которые служили для клеельницы и суремницы, в них держали клей для волос и сурьму для бровей. В свою очередь эти коробочки «берегли» в ларцах, ящиках и шкатулках. Кроме них там лежали ароматница, разные бочечки, тазики, чашечки с необходимыми косметическими средствами: бальзамами и помадами, хрустальные скляницы с водами и водками.


При таком обильном использовании косметики, большое внимание уделялось красоте кожи и личной гигиене. Обязательным было утреннее омовение с мылом и розовой водой (отваром шиповника) или же «водою, в которой парена есть романова трава» (отвар ромашки). Зубы чистили «корою дерева горячего и терпкого и горького, на язык шкнутаго (жёсткого). Поскольку «лицевая чистота», даже без «углаждения» специальными притираниями, почиталась «украшением лица женского», даже женщины из простых семей по утрам непременно «измывали себя».



Особое внимание в древности уделялось чистоте тела. Бани с использованием травяных настоев были важной и необходимой вещью. В банях проводили уход за кожей, её очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причём проделывали эту процедуру без боли.


Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав или пиво, придающее запах свежеиспечённого ржаного хлеба. Для смягчения и питания кожи хорошо наносили на кожу мёд…


Так почему же, имея и добиваясь естественной красоты, русские женщины так неумело, но рьяно стремились к искусственной? Над этой женской загадкой ломали голову многие великие мужи. Одни пытались объяснить эту моду тем, что, облачившись в платья из ярких тканей, славянские красавицы видели свое ненакрашенное лицо бледным, эстетически несопоставимым с таким убранством, и это вызывало потребность завершить свой образ, придав ланитам столь же яркие цвета, что преобладали в тканях и драгоценных камнях их уборов.



Другие полагали, что это может быть связано со страстной натурой русских людей… И коли они жили в столь контрастном мире: в природе — холодная зима и жаркое лето, в обществе — богатый и нищий, то и в своём быту они повторяли этот контраст, и захотелось им видеть свою кожу не просто светлой, а белоснежной, а румянец — ядрёным и густым. Красавицы воспринимали буквально и белизну снега и красный маковый цвет, и прямо и непосредственно воспроизводили то, что казалось им красивым.



Писатель Николай Чернышевский считал, что подобная манера краситься имеет восточное заимствование. «Красивая славянская организация, миловидное славянское лицо искажались сообразно восточным понятиям о красоте, так что русский мужчина и русская женщина, могшие следовать требованием тогдашнего хорошего тона, придавали себе совершенно азиатскую наружность и совершенно монгольское безобразие».


Историк Василий Ключевский сделал, пожалуй, самый интересный и скандальный вывод: этот обычай «… делал красивых менее красивыми, а дурных приближал к красивым и таким образом сглаживал произвол судьбы в неравномерном распределении даров природы. Если так, то обычай имел просветительно-благотворительную цель, заставляя счастливо одарённых поступаться долей полученных даров в пользу обездоленных…».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.