Как приучить ребенка к самостоятельности? Советы родителям. Сочинение на тему «Cамостоятельность Хорошо ли быть самостоятельным и почему

Лишить самостоятельности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. самостоятельность независимость, автономность; самостийность, самобытность, нетрадиционность, единоличность,… … Словарь синонимов

самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта… … Большая психологическая энциклопедия

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Англ. self dependence; нем. Selbstandigkeit. Независимость, склонная полагаться скорее на себя, чем на других, и не искать поддержки у других. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

самостоятельность - чего и в чем. Самостоятельность взглядов (во взглядах). Он нередко демонстрировал самостоятельность суждений (в суждениях) … Словарь управления

Самостоятельность - положительное духовно нравственное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

самостоятельность - полная самостоятельность … Словарь русской идиоматики

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - 1. Вообще – характеристика любой системы, когда во всех ее отдельных частях проявляется или отражается модель всеобщей совместимости всех ее компонентов. Когда рассматривается такая система, как опросник или тест, используется термин внутренняя… … Толковый словарь по психологии

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность м поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

самостоятельность - savarankiškumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Esminė asmenybės savybė, leidžianti protingai pasirinkti veiklos ir bendravimo tikslus, priemones ir būdus, aktyviai ir produktyviai veikti. Tai vienas iš savaveiksmiškumo bruožų, rodančių… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Книги

  • Внутренняя самостоятельность Финляндии , Р. Даниельсон. Внутренняя самостоятельность Финляндии. Ответ на новые нападки. Автор Рихард Даниельсон. Перевод. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1892 года (издательство "Борго,…
  • Самостоятельность судебной власти , Коллектив авторов. Сборник содержит доклады участников научной конференции, а также иные материалы, анализирующие научное наследие Веры Ивановны Анишиной, темы и проблемы, которые звучали в ее трудах и… электронная книга

У нас сегодня классный час. У любого классного часа или урока должна быть тема. Тему нашего классного часа я пока объявлять не буду. Мне бы хотелось, чтобы вы сами догадались, о чём мы будем с вами говорить сегодня на классном часе.

Я думаю, что после прослушивания сказки вы сразу поймёте. Сказка называется «Белочка -Припевочка».

В одном самом обыкновенном лесу, на одной из зеленых елей жила-была самая обычная беличья семья: мама, папа и дочка - Белочка-Припевочка. На соседних елях тоже жили белки. Ночью все спали, а днем собирали орехи, потому что очень их любили.

Мама и папа учили Белочку-Припевочку, как доставать орешки из еловых шишек. Но каждый раз Белочка просила помочь ей: «Мамочка, я никак не могу справиться с этой шишкой. Помоги мне, пожалуйста!». Мама доставала орешки. Белочка ела их, благо-дарила маму и прыгала дальше. Так Припевочка прыгала, веселилась, а когда ей хотелось съесть орешек, она звала на помощь маму, папу, тетю, дядю, бабушку или еще кого-нибудь.

Проходило время. Белочка росла. Все ее друзья уже хорошо собирали орехи и даже умели делать запасы на зиму. А Белочка всегда нуждалась в помощи. Она боялась сделать что-то сама, ей казалось, что она ничего не умеет. У взрослых уже не было достаточно времени, чтобы помогать Белочке. Друзья стали звать ее неумехой. А Припевочка стала печаль-ной и задумчивой. «Я ничего не умею и ничегошеньки не могу сделать сама», - грустила она.

Однажды пришли дровосеки и срубили зеленый ельник. Пришлось всем белкам и бельчатам отправиться на поиски нового Дома. Они разошлись в разные стороны и договорились встретиться вечером и рассказать друг другу о своих находках. И Белочка-Припевочка тоже отправилась в дальний путь. Страшно и непривычно было ей прыгать по веткам в одиночестве. Потом стало ве-село, и Белочка была очень довольна, пока совсем не устала и не захотела есть. Но как же ей достать орехи? Никого нет рядом, не от кого ждать помощи.

Прыгает Белочка, ищет орехи - нет их и нет. День уже близится к концу, наступает вечер. Села Белочка на ветку и горько плачет. Вдруг смотрит, а на веточке шишка. Сорвала ее Припевочка. Вспомнила, как ее учили орешки доставать. Попробовала - не полу-чается. Еще раз - опять неудача. Но Белочка не отступала. Она перестала плакать. Подумала немножко: «Попробую-ка я свой способ орешки доставать!».

Сказано - сделано. Поддалась шишка. Достала Белочка орешки. Поела, развеселилась. Огляделась, а вокруг большой ельник. На еловых лапах шишек видимо-невидимо. Перепрыгнула Белочка на другую елку, сорвала шишку - там орешки, другую сорвала - и та полная. Обрадовалась Белочка, собрала немного орешков в узелок, запомнила место и поспешила на назначенную встречу с ветки на ветку, с ветки на ветку. Прибежала, видит ее родные, и друзья сидят грустные. Не нашли они орешки, устали, проголода-лись. Рассказала им Припевочка про ельник. Достала орешки из узелка, накормила. Обрадовались мама и папа, улыбнулись друзья и родные, стали Белочку хвалить: «Как же мы тебя неумехой звали - всех обогнала, всем силы придала и новый дом нашла! Ай, да Белочка! Ай, да Припевочка!».

На следующее утро белки пришли на то место, о котором рассказала Припевочка. И действительно, орехов там оказалось очень много. Устроили праздник-новоселье. Орешки ели, да Белочку-Припевочку хвалили, песни пели и хоровод водили.

Работа над содержанием сказки.

Почему белочку называют «припевочкой»? (Жила беззаботно, припеваючи, прыгала, скакала, ничем себя не утруждала.)

А жить беззаботно жить хорошо? (До определённой поры.Но наступает в жизни такое время, когда человек должен надеяться только на самого себя.)

А что же случилось с нашей белочкой? (Она осталась одна, без еды и оказалась беспомощной)

Вот и наступило для нашей белочки как раз такое время, когда никого нет рядом и надеяться не на кого. Нужно задуматься, правильно ли ты живешь?

Ребята, вы уже знаете, что любая сказка нас воспитывает и чему-нибудь учит.

Ну, кто уже догадался, о чём мы будем говорить сегодня?

Итак, тема классного часа - Что такое самостоятельность? Что значит быть самостоятельным?

Мы с вами узнаем, что такое самостоятельность, нужна ли она человеку, как можно её развивать, насколько в нас развита самостоятельность.

А чтобы раскрыть понятие САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, давайте порассуждаем и составим динамическую таблицу.

Я предлагаю вам главные качества самостоятельного человека- это ответственность, взрослость и свобода дополнить эти понятия отвечая на вопросы.

Ответственность за что? (за результат)

Взрослость в чем? (в выполнении действий без подсказок)

Свобода в чем? (в выборе решения)

Ребята, а вы сможете сформулировать определение понятия «самостоятельность» опираясь на таблицу.

Самостоятельность-это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих; это способность рассчитывать только на свои силы и нести ответственность за это действие.

Сейчас поиграем в игру, которая называется «свободный микрофон» Я беру у вас интервью.

Приходилось ли вам проявлять самостоятельность по дороге в школу; на контрольной работе; когда оставались одни дома; приготовлении еды; выбор одежды. В чем проявляется самостоятельность?

Много ситуаций когда вы должны проявить самостоятельность. А что это значит?

Физминутка

Кто самостоятельно может провести физминутку?

А сейчас мы с вами проведем групповую работу «Кто больше?»

Мы разделим вас по рядам, на 3 команды. Сейчас вам нужно выбрать одного представителя от команды, который будет защищать ваш проект. Сейчас я раздам вам карточки с составляющими самостоятельность.

Итак, сначала вы совещаетесь в парах. Первый ряд, подумайте, когда и какие решения вы можете принимать. Второй ряд- у вас на карточке написано быть независимым, от кого и от чего можно быть не зависимым. Третий ряд- быть успешным, в чем?

Определим какая из команд самая самостоятельный.

Вы работали в группах, это и есть самостоятельность, вы сами без подсказок справились с заданием.

Сейчас давайте определим степень самостоятельности каждого из вас. Сейчас проведем не большое анкетирование.

1.Я выполняю домашнюю работу…

2.Я выполняю домашние обязанности…

3.Я хожу в магазин…

4. Покупаю одежду…

5.Я хожу на кружки, потому что…

Посчитайте одинаковое количество букв. Если у вас преобладает количество букв «А»- то вы очень самостоятельный, то «Б»- то еще не совсем самостоятельной, «В»- то вам нужно работать над своей самостоятельностью, «Г»- задумайтесь над своими действиями.

Остаются прежние команды по рядам, проведем игру под названием «Сделай сам». Сейчас мы раздадим вас составляющие части какого то действия, ваша задача расположить в правильном порядке. Первый ряд-приготовление обеда; второй-уборка комнаты; третий-работа над рефератом. Кто выполнит поднимите руку(проверка на слайде). Для того чтобы проявлять самостоятельность, нужно разобраться в обстоятельствах. Чтобы самостоятельность не навредила. Иногда проявление излишней самостоятельности может навредить. Сейчас мы убедимся посмотрев известный вам мультфильм «Лунтик». В чем ошибка Кузи? (сам-ть ответственность за результат, не умеешь не берись).

Я раздаю карточки, на них написаны качества, на слайде написана фраза, «Для развития моей самостоятельности, мне надо…» Сейчас поставьте + возле тех качеств, которые вы считаете правильными продолжением для фразы.

Ответственность

Доверие

Справедливость

Рассеяность

Невнимательность.

Сохраните эти листочки и работайте над своей самостоятельностью.

Итак, самостоятельность... Вдумайтесь еще раз в смысл этого слова. Само-стоять, т.е. стоять самому, без поддержки, не быть в доме просто жильцом, иждивенцем, стоять прямо перед лицом трудностей, испытаний. Если ты будешь таким, все, в том числе и родители, признают за тобой право на самостоятельность, будут считать взрослым человеком. Какой вывод сделали для себя? Что в занятии заставило задуматься?

Что особенно понравилось? Что не понравилось? Что пригодится в будущем?

Во-первых, самостоятельность – это признак наличия твердого характера, иметь который – а речь идет о мужчинах – весьма нелишне. Таких мужчин уважают окружающие, и самому обладателю такого характера есть, за что себя уважать.

Во-вторых, самостоятельность – это признак самодостаточности мужчины, и привычка быть верным самому себе. Славная, знаете ли, привычка. Опять-таки, уважительная во всех смыслах.

А в-третьих, самостоятельность – это независимость от внешних воздействий; нашептываний, наветов, чужих мнений, даже начальственного принуждения и способность обходиться без посторонней помощи. А еще это отсутствие нужды и желания просить какую-либо помощь. Поскольку если вам исполнят вашу просьбу, вы невольно становитесь должником этого человека. Обязанным ему. Какая уж после этого, к черту, самостоятельность.

Самостоятельность подразумевает инициативность, решительность и смелость. Это уже в-четвертых. Инициативным, решительным и смелым интереснее жить. И веселее. А еще таких любят девушки. Одни плюсы...

Резюмируя вышесказанное, самостоятельность – это черта, нет, свойство достойного и гордого человека. То есть человека, в частности, мужчины, находящегося ныне в страшном дефиците.

А что еще означает самостоятельность?

Умение и желание самому ставить цели в жизни. Выбирать их. А возможно, находить и самому, если это позволит Всеведущий. И следовать этим целям неукоснительно.

Возникают проблемы?

Самостоятельный человек решает их сам. За собственный счет, так сказать.

Самостоятельность – это свобода выбора. И способность самому оплачивать эту свободу. Поскольку все имеет свою цену, и чем дальше по жизни, тем выше цена. И еще самостоятельность – признак взрослости. И ответственности личной. За все, что происходит с тобой и вокруг тебя.

Самостоятельность – это самоконтроль. А не контроль со стороны. Если вас кто-то контролирует извне – вы не свободный человек. А значит, и не самостоятельный.

Что такое самоконтроль?

Ну, к примеру, вы очень сильно хотите вдарить мерзавцу по уху. Но не делаете этого, поскольку контролируете свои эмоции. Вы просто ударяете паскудника под дых, а когда он складывается пополам – добавляете ему по шее. Вот что такое самоконтроль.

Самостоятельность – это ответственность за собственный выбор. И готовность к цене за этот выбор. А она может быть ох, какой немалой. И если вы рассчитаетесь по предъявленной вам цене и останетесь на ногах – вы человек вполне самостоятельный.

Конечно, самостоятельный человек обеспечивает себя сам, а не выпрашивает на пиво или квартиру у родителей и родственников. Более того, он не разрешит содержать себя кому бы то ни было, как, к примеру, Гоша в исполнении Алексея Баталова из фильма «Москва слезам не верит». Самостоятельный человек не позволит жить за счет даже дорогого ему человека, и вывернется наизнанку, но сможет обеспечить и себя самого, и человека, который ему дорог.

И вообще, самостоятельный человек – это хорошо.

Несамостоятельный же – просто слабак...

Самостоятельность - это очень желаемое, но в отдельных случаях труднодостижимое качество. Каким образом повлиять на его формирование у ребенка? Как достичь того, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? И когда можно начинать прививать своему чаду это полезное качество?

В первую очередь следует уточнить, что, собственно, подразумевается под словом «самостоятельность». Это, если верить толковому словарю Ушакова, предполагает следующее: «существование отдельно от других, независимо». Кроме того, самостоятельность означает решительность, способность на независимые действия, инициативность и отсутствие страха перед ошибками, свободу от влияния окружающих и помощи посторонних.

Очень часто родители неверно истолковывают понятие «самостоятельность». По их мнению, ребенок будет самостоятельным, если будет беспрекословно делать то, что ему скажут взрослые. Но в действительности это, скорее, умение следовать инструкциям и указаниям, то есть повиновение. А самостоятельность ребенка - это в первую очередь его "отдельность" и автономность.

Ребенку очень рано становится интересно выполнять определенные действия. В семь месяцев он радуется, когда у него получается достать самостоятельно игрушку. В год он доволен, если ему дают возможность самому садиться, а после начинает кушать без помощи взрослых. То есть самостоятельность начинает проявляться рано, но при этом это качество требует развития и закрепления.

Приемы для развития самостоятельности у ребенка

Чтобы в будущем ваш малыш старался все, что может, делать сам и получать от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания. Во-первых, очень важно поощрять в ребенке самостоятельность. Маленький ребенок захочет сам выполнить какое-либо действие только в том случае, если его усилия дадут положительный результат. К тому же для него очень важно, как к этому отнесутся окружающие взрослые. Ребенок хочет получать от старших похвалу и одобрение. Именно по этой причине родители должны стараться поощрять самостоятельность в своем ребенке.

Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный, и нужно набраться терпения. Не спешите помогать своему малышу, наберитесь терпения. Постарайтесь, чтобы он сам справился со сложной ситуацией, а затем похвалите его. Помогайте только в том случае, если ребенок точно не сможет сделать это сам, но при этом не делайте вместо него, а действуйте вместе с ним.

Формирование самостоятельности у детей

Пассивность и безынициативность - это главная и детей младшего дошкольного возраста. Самостоятельность школьников формируется еще тогда, когда ребенку не исполнилось семи лет. Но родители часто не придают этому значения, надеясь, что ребенок просто подрастет. До этого же они все делают за него, не дожидаясь, пока он проявит инициативу. Но на самом деле школьный возраст сам по себе не станет тем волшебным периодом, когда ребенок вдруг начнет проявлять такие качества, как ответственность и самостоятельность. Это неправильно, с зависимостью ребенка от взрослого нужно начинать бороться еще в раннем возрасте, когда малыш начнет сам ходить, кушать и так далее.

Постепенно ребенок должен самостоятельно выполнять то, что ему под силу. А родители не должны слишком вмешиваться в его деятельность, но обязаны учить свое чадо связывать его действия с полученным результатом, то есть ответственности.

Как приучить ребенка к порядку

Родителей очень часто огорчает тот факт, что их уже подросший ребенок совершенно не хочет поддерживать порядок и заботиться о вопросах самообслуживания. Постель он заправляет только после напоминаний, вещи разбросаны по комнате, а посуда после еды не убирается. Как не допустить развития такой ситуации? По мнению большинства взрослых, единственной является раскладывание игрушек по местам. Но опытные педагоги уверяют, что приучать ребенка к порядку лучше в возрасте до пяти лет. Позже это будет сделать гораздо сложнее. Малыш в состоянии принести себе чашку, поставить тарелку в мойку и выполнять еще много разных простых поручений уже в полтора года, если вы, конечно, предоставите ему такую возможность. Если же вы все делаете за него, то как же он научится самостоятельности?

Самостоятельность подростков

Вопрос о том, как приучить подростка к самостоятельности, очень важен для родителей. Этот период является кризисным, так как он связан с осознанием ребенка себя как личности со своими особенностями и характером. Для него огромное значение имеет оценка сверстников, через которую преломляется само восприятие подростка. В этот период он, как и двух-трехлетний малыш, старается проверить правила на прочность, для того чтобы сформировать свой морально-этический кодекс. Тем не менее, это лишь продолжение формирования мышления автономного человека, отдельного от взрослых, а не начало развития самостоятельности.

Почему ребенок становится зависимым от родителей? В основном потому, что он привыкает, что за него все решают и делают родители. Это снижает его чувство собственной компетентности и формирует зависимость от мнения и подсказок других. Ребенок становится старше, но при этом продолжает думать, что он неспособен что- либо сделать или решить без помощи взрослых.

Для чего нужно развивать в ребенке самостоятельность

Это очень важный процесс взросления человека. При этом цель развития самостоятельности заключается не только в том, чтоб научить ребенка самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки. Ведь гораздо легче приниматься за дело, если оценка окружающих не имеет особого влияния.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.