Индивидуальные особенности ребенка: учет и развитие по возрасту. Черты характера человека, плохие и хорошие

Воспитание характера начинается с первых дней жизни малыша. Если поначалу он наблюдает за взрослыми, то со временем начинает копировать их действия...

Воспитание ребенка должно строиться с учетом особенностей его характера. Общительность, щедрость, активность, инициативность, доброта или, напротив, замкнутость, жадность, скованность, вялость – все это черты характера. И в подавляющем большинстве случаев они формируются именно под влиянием воспитания.

Воспитание характера начинается с первых дней жизни малыша. Если поначалу он наблюдает за поведением взрослых, то со временем (обычно после трех лет) начинает копировать их действия и реакцию. Именно поэтому говорят: яблоко от яблони недалеко падает, имя в виду схожесть характеров родителей и их чад. Все хорошее или плохое в ребенке – только от значимых взрослых, чаще всего – родителей.

Чем раньше начать корректировать недостатки характера, проявившиеся вследствие дурного влияния окружающий, тем более успешным будет результат. – тот возраст, когда разумные доводы могут оказать влияние на создания дошкольника. Обсуждая разные ситуации, описывая свое видение того или иного действия, поступка, можно влиять на поведение чада, формируя положительные стороны его характера.

Характер и темперамент

Безусловно, особенности характера ребенка зависят от врожденных особенностей его нервной системы – темперамента. Работоспособность нервных клеток, скорость протекания реакций торможения и возбуждения в коре головного мозга являются основополагающими для формирования одного из четырех типов темперамента:

  • сангвинический;
  • флегматический;
  • холерический;
  • меланхолический.

Жизнерадостный, активный сангвиник обладает сильным уравновешенным характером. Столько же активен холерик, однако ему присуща вспыльчивость и неуравновешенность. Маленького человека холерического склада легко воодушевить, но активный посыл быстро проходит, сменяется полным равнодушием к занятию, прежде вызывавшему энтузиазм.

Слабый духом меланхолик не способен долго выдерживать напряжение, его дух неустойчив. Ребенок такого склада очень талантлив и чувствителен, отличается богатой фантазией и оттого чересчур раним. А вот схожий с ним, но уравновешенный флегматик – самый «удобный» с точки зрения воспитания тип. Флегматичного малыша трудно чем-то сильно расстроить, испугать, разгневать. Он упорно и настойчиво будет работать над трудной задачей, не стремясь поскорее разрешить ее, но и не пасуя перед трудностями.

Темперамент значительно влияет на характер, однако не может являться причиной проявление в нем дурных или хороших черт. Более того, именно характер человека, получившего хорошее воспитание, помогает обуздывать холерическую необузданность или меланхоличное безразличие.

Педагоги уверены: правильное воспитание способно направить темперамент в нужное русло, контролировать его, выработать устойчивый характер. Главное, что должны запомнить родители: нельзя требовать от малыша невозможного, сравнивать его с другими детьми и пытаться подогнать под общий шаблон.

Как формировать характер?

Способы формирования характера подчиняются . Однако нужно помнить, что лишь индивидуальный подход к малышу может принести нужный результат. Дело в том, что одну и те же черту — например, трудолюбие, у флегматика и сангвиника следует формировать по-разному. Если флегматик примется за работу с упорством и настойчивостью, предварительно обдумав все до мелочей, то сангвиник примется за дело мгновенно. Результат их работы никогда не будет одинаковым, и это не повод для того, чтобы обижать одного сравнением с другим. Терпение и любовь к малышу помогут выбрать правильный путь его развития.

Как можно сформировать характер ребенка? Прежде всего, ориентируясь на возрастные особенности психики малыша и следуя общепедагогическим принципам.

  • Игровая деятельность . Формирование нрава маленьких детей происходит в процессе естественной для них деятельности – игры. Малыш играет постоянно, поэтому для занятий не нужно выбирать какое-то отдельное время. Трудолюбие и ответственность можно формировать без напряжения и усилий, просто поручая ребенку какую-то простейшую домашнюю работу. Например, уход за горшечным растением можно превратить в увлекательное продолжение любимой сказки.
  • Занятия с педагогом . Прекрасный способ формирования характера – занятия в секции или кружке. Не обязательно водить малыша в десять студий. Даже один кружок потребует от него таких качеств, как ответственность, целеустремленность, дисциплинированность, особенно когда придет время посещать занятия самостоятельно, без сопровождения родителей.
  • Определение границ . Дети с первых дней познания мира проверяют его границы. Поэтому важно вовремя объяснить ребенку, что можно и что нельзя, а затем твердо и последовательно соблюдать установленные правила. Не нужно думать, что запреты и ограничения – это всегда плохо. Напротив, они облегчают малышу жизнь.
  • Ведущая роль родителей . Значимый взрослый сделает для малыша больше, чем самая правильная книга. Это требует от родителей большей ответственности к себе, однако окупится сторицей. Поэтому родители должны крайне требовательно относиться прежде всего к себе, подавать только хороший пример.
  • Групповое воспитание . Общительность или замкнутость, умение дружить и делиться – все эти черты являются следствием навыков взаимодействия детей в группе. И здесь роль взрослых первостепенна. Именно они должны направлять ребенка по пути правильного воспитания. Со временем простейшие правила общения станут основой для формирования других черт характера: ответственности, решительности.
  • Создание воспитательных условий для формирования характера . Закрепление навыка в постоянном повторении – вот путь для выработки устойчивых черт поведения.

В том, как действует ребенок, как решает возникающие перед ним задачи, на что направлен фокус его внимания, проявляются особенности его характера. Грубость и тактичность, вежливость и бесцеремонность, целеустремленность или безынициативность – все эти черты обусловлены воспитанием.

Доктор Харви Карп знает, почему поведение ребенка от 1 до 4 лет редко нравится его родителям: просто . Также хорошее или плохое поведение (со взрослой точки зрения) во многом объясняется характером ребенка — вычислите его с помощью теста, и вам точно станет легче.

Три типа характера ребенка

Каждый малыш обладает своей индивидуальностью. Она неповторима, как отпечатки пальцев. Ее образуют интеллект, чувство юмора, личные особенности, и все вместе это называется характером.

Именно характер определяет взаимодействие человека с окружающим миром: его цели, подходы, степень приспособляемости и настрой в целом. Осмотрителен он или смел? Упрям или покладист? Кроток или вспыльчив? Именно характер объясняет, почему некоторые из нас могут спать под телевизор, тогда как другие не выносят ни малейшего шума, почему одни легко прощают, а другие не забывают ничего никому и никогда.

Зная характер своего малыша, вы будете понимать, когда лучше проявить мягкость, а когда стоит нажать на него. Итак, какой характер у вашего ребенка? Кто он — спокойный маленький Будда или Аттила-завоеватель?

В целом существует три основных типа характеров: легкий, осторожный, боевой. Правда, некоторые дети имеют промежуточные характеристики, но по крайней мере троих из четырех малышей идентифицировать легко.

Легкий характер

Эвану два года и два месяца. Он просыпается в хорошем настроении и отправляется на кухню завтракать. Когда выясняется, что его любимые хлопья почти закончились (осталось всего несколько штук), Эван проявляет легкое недовольство. Его отец, Чак, быстренько высыпает в миску хлопья другого вида. «М-м-м, — Чак облизывается, — это тоже твои любимые хлопья! Попробуй!». Эван зачерпывает ложкой хлопья с молоком и быстренько все съедает!

Легкий характер имеют около половины детей. Они всегда встают «с той ноги», жизнерадостные и готовые к встрече с новым днем. Активные (но не буйные), они спокойно воспринимают перемены и радуются новым людям и новой обстановке.

Осторожный характер

Джессу полтора года. Он — осторожный парень. Его мать, Джоди, говорит: «Он произносит всего четыре слова, но при этом Джесс — мыслитель. Прежде чем что-то сделать, он тщательно все обдумывает. В парке он несколько недель наблюдал, как дети проползают по маленькому тоннелю, прежде чем решился последовать их примеру. Но, сумев сделать это, он был так рад и горд собой, что прополз по нему 20 раз подряд!»

Около 15% малышей осторожны, предусмотрительны и медленно осваивают новый опыт. Часто они отличаются повышенной чувствительностью. Такие малыши сразу отреагируют, если молоко немного остыло или штанишки оказались «колючими».

Они легко расстраиваются, пугливы, цепляются за маму и ходят за ней из комнаты в комнату, не любят перемен. Предпочитают следовать четко заведенному распорядку и очень внимательны. Именно такие малыши узнают место, в которое вы идете, и могут начать плакать за квартал до кабинета врача! Часто они рано начинают говорить и поздно — ходить, а их девиз: «Если есть сомнения, лучше не надо!».

У вашего осторожного малыша период «ужасных двух лет» может начаться рано (в 15-18 месяцев), но, если вы проявите терпение и уважение, к концу четвертого года жизни он будет счастливым и уверенным в себе ребенком.

Робкие, осторожные малыши должны быть избавлены от давления и жесткой критики. «Нажим» приведет лишь к тому, что ребенок останется нерешительным на всю жизнь.

Боевой характер

У 15-месячной Джины весь день ни минуты свободной: она занимается то одним, то другим. Как говорит ее мама, Оливия, «если у нее не получается открыть дверь, она попросту выбьет ее!». Джина довольна только тогда, когда находится в движении. Однако это означает, что за ней нужен глаз да глаз, родителям постоянно приходится заботиться о том, чтобы дом был безопасным для ребенка, и с ней надо часто и подолгу гулять на свежем воздухе.

Один из десяти малышей оказывается бойким и упорным проказником. Жизнь с таким ребенком — как катание на американских горках. Он не знает никаких границ. А когда искры стресса смешиваются с тротилом его неуемного темперамента... происходит взрыв!

Родители обычно сразу понимают, что им достался непростой малыш, потому что это детки, характеристики которых начинаются со слова «более». Они:

  • более активные (дальше бегают, выше прыгают, дольше крутятся);
  • более нетерпеливые (терпеть не могут делиться и ждать своей очереди);
  • более импульсивные (легко отвлекаются и часто набивают себе шишки);
  • более непослушные (выбегают на тротуар, оглядываются на вас и... прыг на проезжую часть!);
  • более неподатливые (сильно расстраиваются и продолжают плакать даже после того, как получат то, что хотели);
  • более эмоциональные (очень сильно радуются, огорчаются или буянят);
  • более чувствительные (их легко обидеть).

Эти сверхактивные дети демонстрируют и жизнерадостность, и угрюмость, и упрямство, и непослушание. К счастью, боевые малыши обычно вырастают в счастливых, полных энтузиазма детей, если им дают возможность много играть на улице, устанавливают для них разумные границы и щедро дарят им любовь и терпение.

Характер ребенка: тест

Давайте определим характер ребенка. Взгляните на девять основных характеристик поведения ребенка и отметьте те из них, которые лучше описывают вашего малыша. Та колонка, где вы отметили больше качеств, и будет соответствовать характеру ребенка.

Легкий Осторожный Боевой
Активность Активный Любит тихие игры Беспокоен и очень активен
Постоянство Время сна и принятия пищи предсказуемы Непредсказуем
Первая реакция на новых людей Интерес Нежелание общаться Или восторг, или отторжение
Отношение к неожиданным переменам Легкое Воспринимает неохотно, без радости Легкое или же, наоборот, сильно расстраивается
Интенсивность эмоций Средняя/умеренная Может быть средней или высокой Высокая / очень высокая
Обычное настроение Счастливое/радостное Хорошее, но легко впадает в уныние Резкие спады и подъемы
Упорство и настойчивость Спокойно воспринимает, если что-то идет не по его Может уступить или заупрямиться Не уступает
Отвлекаемость внимания Не отвлекается во время игры Очень сосредоточен на игре Легко отвлекается
Чувствительность к шумам и запахам Незначительная Очень чувствителен Незначительная или, наоборот, повышенная

Все еще не можете определиться, к какой категории отнести вашего малыша? Тогда выполните небольшой тест — благо, перед новогодними праздниками он часто происходит сам собой. Отправляйтесь в многолюдный торговый центр. Отпустите руку ребенка 2-4 лет и повернитесь к нему спиной на пару секунд. Что он сделает? Останется стоять на том же месте? (Легкий характер.) Примется плакать? (Осторожный.) Ринется к ближайшей витрине и даже не оглянется на вас? (Боевой.) Поведение ребенка в данной ситуации даст вам достаточно четкое представление о его характере.

Купить эту книгу

Обсуждение

Самая полезна статья

Комментировать статью "Какой вам достался ребенок? 3 типа характера: тест для родителей"

Плохим учителям всегда легче рассказывать, что дети достались некачественные и необучаемые. Ну в бизнесе клиенты, у учителя родители и дети, у врача пациенты и их родственники. Везде люди с разными характерами.

Обсуждение

главное - это то, что у дрессировщиков детей отняли кнут, а пряник сильно побледнел в глазах обучаемых. И все.

В хороших школах есть и кнут (отчисление и позор среди одноклассников)
и пряник - олимпиадные успехи и/или очень высокий ЕГЭ.

Пэтому там хоть что-то и происходит хорошее.

всегда учеба основывалась на принуждении,

"Нормальный моряк должен быть постоянно чем-то напуган, должен быть постоянно в чем-то уличен, виноват должен быть и ходить должен с видом
недоделанной работы. Если моряк не напуган, значит, он нагл и ненормален."

Написано на мой взгляд слабо, по стилю смесь формалистского языка с разговорным, на уровне школьного сочинения.

И в обсуждении позабавили отклики потенциальных педагогов: "Мои родители хотят меня заставить.Но я не хочу им быть и кстати 1 минус не правдивый некоторым и большенству учителей доют много денег". И ведь вполне есть шанс, что через пять лет такое чудо придет в школу, и будет рассказывать о следующем поколении плохих детей, которые "ложут и ложут".

"После десяти лет непрерывного стажа учитель имеет право на год оплачиваемого отпуска." Это правда, что у учителя с 10-летним стажем есть возможность год отдыхать, получая отпускные? Как-то даже не верится.

Уважаемые родители! В Главном корпусе Дворца, каб. 3-09 психологи нашего комплекса проводят для Вас Родительский клуб. Телефон: 8-499-137-84-69 , эл.почта [email protected], [email protected] Родительский лекторий будет проходить во время недели детской Книги. Родительский лекторий проходит в формате семинара и консультирования. Свободное посещение. 28 марта. Как выбрать профессию подростку. Основные шаги и направления действий 29 марта. Мой ребенок особенный. Дети с особенностями...

Актуально! Конкурсы. Тесты. Калейдоскоп. Если это не холостые/незамужние дети с родителями, а еще и их партнеры, то я не встречала положительных примеров. Всегда на это какие-то веские причины, чаще материального характера. И как минимум 1-2 человека из этого...

Обсуждение

Ваши же плюсы легко становятся минусами для родителей, например, которые не хотят помогать ухаживать/присматривать за внуками. Баловать - да, а вот воспитывать и заботиться - нет.

А у Вас даже такие страшные слова как "постоянная помощь".

Вот если бы Вы написали, что плюсы - это постоянная помощь родителям своим или супруга, постоянный уход за ними, то шанс наверное был бы.

А так маловероятно. Так как когда смотрят в первую очередь только со своей колокольни - что выгодно лично мне, а не тем, с кем собираюсь жить, то ничего хорошего не получается.

Сможете ли Вы без возражений ухаживать за мамой/папой супруга, если те тяжело заболеют? О помощи по уходу за детьми уже речи даже не будет. Ведь совместная жизнь с родителями это дорога с двух сторонним движением. И обстоятельства могут сложиться как угодно.

мне 44, муж, 3 сына, школьный год с сентября по май мы живем у моей мамы. В основном потому, что я остро понимаю, как мало ей осталось и вот искренне хочу побыть с нею, это наши последние годы. С возрастом стала понимать, как все быстротечно, шатко, что вот уже как 6 лет папа покинул нас и мама это все, что есть.

17 июня в «Новом книжном» известный психолог, сотрудник Института психологии РАН, автор и ведущая ТВ-программ для родителей Ольга Маховская встретится с читателями и представит свои новые книги о воспитании и развитии детей. В книге «Американские дети играют с удовольствием, французские – по правилам, а русские – до победы» не только анализируются и сравниваются три во многом различные системы воспитания, но и проводится увлекательный экскурс по семейным, культурным, образовательным и бытовым...

КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПРОСТА, основана на здравом смысле и вырастает из глубочайшего чувства любви и сочувствия к нашим детям. Все родители любят своих детей, но, к сожалению, не все занимаются эмоциональным воспитанием. Осознание его необходимости не вытекает автоматически из их любви или из решения использовать теплый и позитивный настрой в общении с ребенком. Эмоциональное воспитание больше похоже на искусство, оно требует осознанности, умения слушать и поведения...

ПО следам моих постов недельной давности. Я столкнулась с тем, что подробное описание моего опыта вызвало во многих опытных мамах резкое неприятие, вплоть до полного отторжения. Причины тут вижу разные:) Хочу написать своё мнение по поводу целесообразности делиться новичкам своим опытом. Вот представьте, молодая неопытная мама 5-месячного младенца. У младенца режутся зубки и он не даёт покоя своей матери ни днём, ни ночью. И вот мама с 5-месячным опытом встречает, гуляя в парке, маму с...

11.12.2014 00:32:13, stitchmag

Мне так кажется, что это сообщество и создано, что бы делиться, помогать, советовать. Лично мне Ваш опыт очень близок. Но дети у всех разные, поэтому и реакция разная. Моя девочка похожа на Вашу и в свое время я пришла к таким же мыслям, что и Вы. Удачи Вам и пишите, делитесь!

Так что надо жить с тем что досталось и не ломать это а потихоньку обстругивать, и обстругивать не под себя, делая из него какую то картинку из своей головы типа образцовый ребенок, и кстати ребенок о существовании того образца в вашей голове и не подозревает)...

Обсуждение

Моя тоже на меня совсем не похожа характером и прочим. Мало того, вся семья заторможенная, а ребенок на голове стоит. Лично я считаю, что это мне дано, для чего-то, а не для того, чтоб я от этого ныла. Ну да, сложно с таким темпераментным и резвым детем, которое везде сует носит, закручивает ногу в кроватке так, что фик вытащищь, отнимает игрушки у всех и свои никому не дает, много чего вытворяет. Ну и что. За то умненькая, красавица, люблю-целую, радуюсь всем изменениям, радуюсь тому, как меняется и люблю за то, что она другая,не такая, как мы. А папа так вообще млеет....
Не сравнивайте ее с собой, смотрите, как на подарок Вам такой другой и классный. Пусть не слушается пока, может потом от Вас не отойдет. Ведь так интересно, каким вырастет ребенок, живя в вашем доме. Перестаньте нагнетать и примите, как должное. Это Ваш ребенок и вырастет таким, каким хотите вырастить. Успокойтесь.
РСы: скоро 3г., ребь на голове стоит, уже представляю, что может быть в школе, про подростковый возраст вообще заикнуться боюсь, но верю, что все будет правильно.

Знаете, даже одним пипом и одной маткой выношенные дети - разные. И двойняшки тоже бывают разными.

Развитие логики. 1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.). 2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету). 3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет). 4. Собери из частей – игры из...

Часто мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей? Хорошо ли мы справляемся с нашими родительскими обязанностями по воспитанию и развитию наших детей? То есть, какие мы родители? Тест "Какой Вы родитель?" поможет в этом разобраться и во время исправить свои ошибки. Проверьте себя, честно отвечая на вопросы: "нет", "да", "иногда". Кроме Вас самих все равно результат никто не узнает! Может быть, Вам есть над чем работать?

Наверное, немного найдется детей, которые не любят смотреть мультики. Для детей мультфильмы - волшебная возможность окунуться в сказку. По мнению психологов, для ребенка герой любимых мультфильмов – второй по значимости авторитет после родителей, своеобразный пример для подражания, а значит, довольно мощное воспитательное средство. Экранные герои живо воздействуют на детское воображение, показывают, как надо вести себя в той или иной ситуации. Дети часто копируют поведение и речь мультяшных...

Обсуждение

1. На мой взгляд нормальный - это ребенок способный вести себя адекватно в любой ситуации. Разумеется, это не означает абсолютно послушного тихоню, ребенок может и пошалить и даже быть выгнанным с урока. Но это может случится эпизодически, а в целом ребенок способен адаптироваться, внимать ситуации и так далее. В большей степени - это огромная работа родителей, чтобы донести до ребенка правила поведения и объяснить "что такое хорошо и что такое плохо".
2. Маму тут сложно осуждать огульно, возможно, она допустила промахи в воспитании вседозволенностью, а может у ребенка действительно какие-то психо-неврологические проблемы и ей с ним невозможно справиться. В любом случае, искать педагогов, которые с пониманием и знанием специфики смогут помочь ей в воспитании ребенка - это правильный шаг.

У нас в школе случай был-тоже ребенок,мама его гордо "индиго" именовала,говорила,мол,он нормальней всех вас,вы примитивны,а он гений.и всем покажет.кстати мама педагог-психолог сама,если что.
Хамил на уроках,вставал с места,бил детей,девочкам платья задирал,учился с 2 на 3,мог в тетрадях рисунки скабрезные рисовать(это уже в 6-7 классе).
Короче,парень сейчас в стационаре психиатрическом,диагноз-шизофрения.Время лечения упущено.

Школа № 975 приглашает принять участие в мероприятии для будущих первоклассников и их родителей, которое пройдёт 17 мая в здании Центра образования № 975. В программе мероприятия – пробные уроки для детей, тренинги для родителей, а также презентация возможностей ЦО № 975 для реализации инновационных методик личностно-ориентированного обучения. Школа № 975 известна тем, что эффективно внедряет в общее образование инновационные технологии личностно-ориентированного обучения, которое позволяет в...

Актуально! Конкурсы. Тесты. Калейдоскоп. Афиша. Мне кажется это врожденное в основном, может гены каких-то предков одному достаются а другому нет. Сколько случаев что в одной семье несколько детей, их родители воспитывают абсолютно одинаково, а результат разный.

Обсуждение

Мое мнение: если люди хорошие, но при этом плохие родители - то так и получается.

Мне кажется это врожденное в основном, может гены каких-то предков одному достаются а другому нет. Сколько случаев что в одной семье несколько детей, их родители воспитывают абсолютно одинаково, а результат разный.

Даже если усилия старших и талант самого малыша принесут ему успехи на профессиональном поприще, риск столкнуться с глубочайшим разочарованием остается. Положив последние силы, выращивая великого танцора или пианиста, человек подсознательно ждет «возвращения» своих вложений и вознаграждения за труды. Но обычно ребенок выплачивает такие долги не родителям, а уже своим детям. А у родителя, посвятившего жизнь карьере дочери или сына, возникает обида на неблагодарных детей. Наконец, тот, кто...

Недавно с одной мамой семилетнего сына, пришедшей ко мне на прием, произошел такой случай: В школе учительница сказала ей, что мальчик слишком творческий, и это мешает ему заниматься: ребенку не хватает внимания. На вопрос мамы, почему он не слушал на уроке, тот ответил: «А мне было неинтересно. Она неинтересно говорила». У матери возник вопрос к специалисту: а где находится грань, когда мы, родители, должны перестать стимулировать творчество ребенка, и начать жестко прививать дисциплину? И...

Обсуждение

здравствуйте! мне очень понравились ваши альбомы с детскими книгам. что это за школа семейной альбуки. где можно прочитать про это? я хочу делать такие же книжки с моим ребенкм.

Здравствуйте. Расскажу про своего старшего сына и попрошу совета.
Андрейке скоро будет 6,5 лет. Добрый, не агрессивный, коммуникабельный ребёнок. С 3х лет ходит в детский сад. С сентября ходит в школу на подготовку.
Любит творчество и не любит делать что-либо по образцу. Например:
1. В 3-4 года давала ему простенькую раскраску, показывала раскрашенный образец - он находил свободный уголок бумаги и рисовал там машинку.
2. Ему подарили конструктор Лего - самолет, более 100 деталей, с инструкцией. Самолет был собран по инструкции папой всего 1 раз. Потом Андрей делал из этих деталей множество др. игрушек, больше всего мне запомнились 10 самых разных газонокосилок.
3. Не любит собирать пазлы - это занятие ему быстро надоедает. Небольшой набор может собрать 1-2 раза и забросить, большой - найдет взрослого и заставит собирать.
4. Учится читать. Прочитает половину слова, вторую половину придумывает.
5. Любит играть в ролевые игры. Правда в последнее время играет в них мало, потому что задают много уроков.
6. С удовольствием учит стихотворения. Но если вдруг забыл строчку в самый ответственный момент - тут же сочинит ей замену и с уверенным видом расскажет, как будто так и было.

Основной вопрос у меня в том, нужно ли заставлять ребёнка читать.
Сейчас на подготовке учитель задает на дом: читающим детям - прочитать небольшой текст, ответить на вопросы, нечитающим - читать звуки и слоги по букварю (2 страницы, не менее 10 раз). Само собой, 10 раз читать одно и то же мы Андрея не заставляем, потому что уже к 3му разу он всё заучивает наизусть и не читает, а вспоминает, где какое слово написано. Как видите, дети уже сейчас делятся на 2 "сорта" - читающие и нечитающие. Добавлю, что им каждый раз задают раскрасить образцы в тетради - мой раскрашивает неаккуратно. Ну скучно ему заниматься этим нудным занятием. Если я попрошу что-то подрисовать, закрасить потщательнее - сделает, но всё равно далеко от идеала. И каждый раз после раскрашенных образцов учитель пишет "Не старался!", "Старайся!".
Буквы пишет более-менее нормально, но переделываем иногда по нескольку раз. Вижу, что ему это не нравится, но заставляю.
Легче всего дается математика и логические задачки.
В школу ожидается конкурс 1,5-2 человека на место. Если Андрей к весне не научится читать - боюсь, он не поступит. Это обычная общеобразовательная школа, она считается сильной, не гимназия и не лицей. Выбрали ее, потому что она удобно расположена, есть подземный переход, рядом большая транспортная развязка (нам с мужем удобнее утром ехать на работу, как отведем Андрея). Территориально наш дом относится к другой школе, она считается еще более сильной, но до нее надо переходить 2 дороги с оживленным движением.
Я не хочу, чтобы мой ребёнок учился вместе с детьми из неблагополучных семей и с мигрантами, в самом худшем классе. И давить на него не хочу слишком сильно. Посоветуйте, что мне делать. Заранее спасибо.

Актуально! Конкурсы. Тесты. Калейдоскоп. Афиша. Очень тяжело с такими детками, но в награду нам достался очень умный, сообразительный, стремительно развивающийся ребенок. не получается..У нас и в 3 .5 года такие закидоны бывают, ой-ой-ой, характер типа...

Обсуждение

Вот моя тоже орет когда что-то хочет. причем зачастую сначала наорется, а потом только скажет чего собственно хотела. Иногда дело не стоит выеденного яйца, например-компота хотела (а чего не попросить просто?) или колготки не те ей приготовили (ну скажи, Блин!) Надеюсь что просто перерастет. когда совсем наглеет то получается волшебным тапком по мягкому месту. Тогда хоть ясно чего орет.

У меня такая девочка. К тому же детка приемная. Фиг знает какая у нее наследственность и генетика. Дома с 8 месяцев. Орала всегда. При чем есть детки, которые, когда расстраиваются, то ПЛАЧУТ и их жалко, моя ОРАЛА. Вся моя жалость к обиженной девочке растворялась в ее крике, в децибелах.
Причины крика-ора были разные: потеряла соску, закончился сок в бутылочке, в руках у мамы бутылка горячего молока (которую мама силится скорее остудить), не дают стописятпятую чашку ягод с куста (деточке на минутку год и 3 месяца, вроде бы не стоит злоуполтреблять ягодами), потом позже: не получается играть игрушкой, не получается в ведро набирать песок-снег-камушки (или, О Боже, содержимое ведерка просыпалось), не получается с горки кататься как большие дети, забрали нужную лопату (в пакете еще штук 5, но не подходят)..... Продолжать можно бесконечно.
Специально по врачам я не бегала. А на обычной комиссии невролог проблем не видела.
Давала курсами ЭДАС-306 когда совсем ребзя шкалило.
Очень тяжело с такими детками, но в награду нам достался очень умный, сообразительный, стремительно развивающийся ребенок. Для ее развития мне не приходится прикладывать усилия, она везде и всюду САМА. Поэтому баланс плохого и хорошего, пожалуй присутствует.
Иной раз, глядя на флегматичных детей, я грущу, что моя дЕвица с таким жутким и настырным храктером, но потом понимаю, что ее характер - это ее двигатель в развитии.
Из практических советов ни чего дельного сказать не могу. Я испробовала ВСЕ: утешала, отвлекала, жалела, ругала, умывала холодной водой, брызгала святой водичкой, игнорила, пугала, шлепала (очень корю себя за несдержанность, благо это было несколько раз и то по причине моих нервных срывов). Не помогает НИЧЕГО. Особенно до двух лет. Это время надо просто перетерпеть. После двух, особенно когда они начинают говорить, становится легче и проще. Сейчас деточка все еще крикливая, но она по крайней мере понимает человеческую речь и может сама объяснить ЧТО ей не нравится. А там уже по ситуации: или разруливаю проблему, или дочку в игнор если ор от борзоты.
Удачи, коллега. Персен нам в помощь.

И типа получается что из этих довольно развитых детей один самый умный а остальные дураки что ли? В Европах, например, вообще другой подход ко всему этому, и никаких таких тестов для таких малышей нет.

Обсуждение

Если он стопроцентно знал ответы на вопросы, которые ВДРУГ ни с того ни с сего завалил - значит, дело не в объективных знаниях, а в том, что ребенок спасовал перед незнакомыми людьми. Можно предположить, что ребенок нервничал, потому что а) при подготовке к тестированию вы сами явно или неявно нервничали, и это ему передалось; б) люди, проводившие тест, психологически давили на ребенка (например, торопили или как-то неочевидно выражали недовольство). Вариант б) очень нехорош тем, что застраховаться от подобной ситуации невозможно. Наверное, это повод пообщаться с хорошим психологом и поговорить о методах формирования уверенности у малыша... Как ни обидно, в нашем жестком мире этому приходится учить с малолетства...

А не рано вам заморачиваться со школьными тестами? Всё-таки 4 года и 8 месяцев пока что всего. Остановитесь, дайте ребёнку побыть ребёнком!

Актуально! Конкурсы. Тесты. Калейдоскоп. Проводятся конференции типа "что нового", но главное - родители встречаются между собой и обсуждают инфу "по темам", группами - обучение или психоанализ Театр, кстати - отлично идет совместно для родителей и детей.

Обсуждение

Для меня роль группы поддержки играет этот форум. так что форма онлайн вполне актуальна. ну а очно... я бы предпочла найти спецрв, которые бы работали с ребенком.

Мне кажется, что в форме онлай такая группа не только имеет право на сузествование, но и будет более эффективной.

В Европе сузествует несколько видов групп. Во-первых, ассоциации родителей. В них состоят и специалисты, но это специалисты. которые "понимают,что нужно делать", или "хорошие". Проводятся конференции типа "что нового", но главное - родители встречаются между собой и обсуждают инфу "по темам", группами - обучение или психоанализ (бывает и такое), диета, медикаменты (тоже встречается) и т.д. В этом случае если идет общение со специалистами, но вопросы им задаются соответствующие - "по специальности" (опять же диета, медикаменты и т.д). Я не представляю себе, чтобы 1 человек, даже если он психолог, мог контролировать группу с таким числом людей.
Другое - встречаются просто родители у кого-нибудь дома, если это небольшая ассоциация, до 15-20 человек (у нас дома были). В этом случае если приходят специалисты, то и вопросы им задаются опять же по специальности, поскольку обсуждат тему получения материальной поддержки со специалистом по occupational therapy смысла нет - вы оба потратите время. Но даже в этой достаточно тесной группе люди разбиваются на подруггы из максимум 3-4 человек. Во-первых, темы обсуждаются разные. Во-вторых, каждому хочется высказаться или задать вопрос. В итоге из 15 человек получается 4-7 групп, разговариваюших по отдельности. Если Вас не ждут дома, но вы можете обсуждать проблемы хоть целый день, сидя вкружок и поднимая руку, но всех ждут дома дети, обычно группы встречаются на 2-4 часа, и шансы, что Вам интересные темы будут оябзательно затронуты, невелики. Именно поэтому сайты разбиваются на темы - кому что интересно, тот то и обсуждает. При этом темы могут повторяться от встречи к встрече, поскольку новая информация приходит, новые люди, происходят новые события с детьми. Сложно будет психологу очно сказать 15 родителям "обсудим тему обучения", если у них сейчас вопрос стоит о материальной поддержке, и есть пара человек, кому это тоже интересно сейчас. Не будет же психолог ставить на голосование тему каждый раз?

То есть, исходя из этого, люди общаются согласно их "интересам". Я встречалась со многими лично, и мы обсуждали множество тем, но даже за иностранцами я не замечала желания обсуждать "семейные", "личные" проблемы перед людьми, которых не очень хорошо знаешь. С другой стороны, обсудить такие проблемы со специалистом, которого я знаю и уважаю, даже если он не работает в этой области - это другое. Это как обсудить это с другом. Мне кажется, у нас другие отношения между людьми - более осноавны на "дружбе и взаимопонимаии", извините за штамп. То есть такая группа в принципе может существовать как группа друзей, но ее эффективность будет зависеть от численности -как ни странно, тем меньше, тем эффективней, поскольку может обсуждаться более число вопросов, важное для большинства.

К тому же некоторые работают, поэтому найти время, устраивающее всех, очень трудно. Именно поэтому сайты online очень популярны и удобны - где вы можете почти анонимно задать наболевшие вопросы, получить как моральную поддержку, так и рекомендации опять же хороших специалистов. К тому же обсуждать только интересуюшую вас тему.

Страничка для родителей

Уважаемые родители! Здесь вы можете рассказать об особенностях здоровья, характера и поведения вашего ребенка. Эта информация поможет педагогам организовать более эффективное обучение и общение с ним.

Уважаемая Елена Владимировна!

Мой сын Витя Романов имеет аутичные черты. Это выражается в следующем:

1. Желание точно знать свой распорядок дня.
2. У него есть проблемы с общением с другими детьми и следованием нормальным образцам поведения.
3. Ожидание и боязнь неудачи. Неуверенность в собственных силах.
4. У Вити недостаточное: представление о себе и об окружающем, понимание других людей, овладение навыками коммуникации и взаимодействия, бытовая неприспособленность и социальная наивность.
5. У Вити очень слабая эмоционально-волевая сфера.
6. В напряженной ситуации Витя может больше пугаться, замолкать, уходить в себя и совсем переставать соображать или, наоборот, активно протестовать, шуметь и отказываться от работы.
7. Витя брезглив, испачканные руки вытирает салфеткой, а в отсутствии её может вытереть об себя.
8. Витя испытывает трудности концентрации внимания и произвольной организации, которые проявляются как рассеянность, медлительность, трудность включения в работу и переключения от одного ее этапа к другому.
9. Витя может сначала не реагировать на общую инструкцию: чаще ему требуются персональные краткие и четкие инструкции.
10. Испытывает трудности с организацией свободного времени.
11. У него моторная неловкость и речевые проблемы, может «зацикливаться» на каком-нибудь действии или слове, фразе.

В то же время Витя:

1. Знает буквы и цифры, порядковый счет, умеет читать, писать и считать (считать даже по-немецки).
2. У него очень хорошая механическая память.
3. Любит заниматься музыкой, принимать участие в общих подвижных играх (особенно если понимает правила).
4. Умеет самостоятельно плавать и нырять, лазать по шесту, кататься на взрослом велосипеде, ездить на лошади, плавать с дельфином.
5. Витя очень тянется к общению.
6. Проявляет большую симпатию к девочкам.
7. Абсолютно неагрессивный и ласковый ребенок.
Благодарю Вас за понимание и поддержку.
Мама Пронина Инга Викторовна

Перед каждым началом учебного года я, как родитель, пишу учителю о своем ребенке. Это страниц 7-8.
Первое о его аллергиях и диете. Я подробно пишу что он может и что не может кушать. А также пишу, что если он съест на каком-либо школьном парти кусочек пиццы,- я не буду возражать. Но не каждый день:)
Второе. Я пишу подробно о том что ребенок любит кушать. Какие фрукты, овощи,какую рыбу, какие напитки, короче все все все. Для того, чтобы учителям было легче найти с ним контакт, - приманить:) , если что.
Третье. О том что ребенок любит делать.
Например, Он любит читать. Какие книги. О чем, любимые авторы, объемы, понимание.
Также со всеми остальными занятиями. Какие фильмы, что любит писать и рисовать. Что любит изучать, какие предметы. Какой предмет, или изучение самое любимое. Другие занятия - любит делать фотографии, танцевать,- опять же, что. Какую музыку слушает, какую музыку пишет. Какие игры нравятся. Куда он любит ходить - в театр, музеи, что там смотрит. Что любит гулять. Какой спорт нравится. Любит ли парти, что там ему больше нравится. Что любит делать дома и как это получается. Как общается в семье, со сверстниками, соседями.
Какой у него характер.
Потом тоже самое пишу о том что ребенок не любит. Начиная с еды и по списку.

Мне кажется стоит давать родителям перечень всего этого. Потому как если просто попросить написать о ребенке, многие просто напишут: любит учиться и не любит есть кашу. И этого явно мало:)

Вообще весь год мы ведем переписку с учителем. У нас есть дневник, общая тетрадь. И каждый день учитель (учителя) пишут что они с ним делали, какое было поведение. Просьбы и вопросы. И я каждый день им отвечаю.
Например, последняя запись в дневнике. Пишет учитель по социальным занятиям. - У нас было очень хорошее занятие. Мы занимались по программе социального развития языка. Необходимо было перевести заданную тему в вопросы преподавателю. То есть Вася задавал учителю вопросы, которые она подталкивала и направляла, но не произносила.

По каждому дню конкретные вопросы набираются.

Рождается ли ребенок с определенными чертами характера или приобретает их позже? Есть ли смысл бороться с некоторыми его склонностями или нужно научиться принимать малыша таким, какой он есть? В поисках ответа на эти вопросы обратимся к последователям Фрейда.

Современные родители и педагоги не перестают задаваться вопросом о том, что в поведении и характере ребенка зависит от воспитания, а что нет. Желая разобраться в ситуации, наш соотечественник, Виктор Толкачев, доработал теорию Фрейда о связи физиологии с личностными качествами и выделил 8 типов характера.

Его ученица, Людмила Перельштейн, сравнивает детский коллектив с индейским племенем и дает его членам следующие звания:

    • — Вождь
    • — Нюхач
    • — Болтушка
    • — Художник
    • — Слухач
    • — Калькулятор
    • — Копуша
    • — Силач

В своей книге «Осторожно, дети!» она описывает каждый тип и рассказывает, какой из способов общения с ними наиболее эффективен. Давайте рассмотрим каждый из типов по отдельности.

ВОЖДЬ

Черты характера:

Лидер, душа компании. Очень чувствителен к критике. Всеми силами добивается одобрения и признания. Смелый, решительный, любит пробовать что-то новое. Не способен долго концентрироваться на том, что считает скучным. Поддержание порядка в своих вещах - не его конек.

Чтобы построить хорошие отношения с Вождем, нужно, чтобы он чувствовал, что его мнение принимается в расчет. Давайте ему возможность принимать решения самостоятельно, даже если вы видите, что они неудачные.

Вождь жаждет похвалы, и это может стать проблемой в отношениях с другими. Поэтому старайтесь ориентировать его на то, чтобы он сам оценивал свои успехи. Для этого констатируйте факт его достижения и спрашивайте, что он чувствует и думает по этому поводу.

НЮХАЧ

Черты характера:

Очень чувствителен к запахам. Часто нюхает еду и предметы. Регулярно заболевает респираторными инфекциями. Любопытен, но осторожен и осмотрителен. Домосед. Предпочитает роль наблюдателя.

Как вести себя с таким ребенком:

Если Нюхач уверяет вас, что обнаружил неприятный запах у еды, которая вам кажется совершенно свежей, будьте уверены, что он ничего не выдумывает, и не заставляйте его есть.

Не ругайте ребенка-Нюхача за то, что он ковыряет в носу, лучше расскажите о том, что нос лучше прочищать в туалете, ведь это интимный процесс.

В силу характера малышу-Нюхачу тяжело общаться со сверстниками. Позвольте ему налаживать контакт со взрослыми, ведь это тоже учит коммуникации.

Чем меньше внимания вы обратите на «нехорошие слова», тем быстрее он их забудет.

БОЛТУШКА

Черты характера:

Как вести себя с таким ребенком:

Для Болтушки очень важно ощущать вкус пищи, так что если из-за любви к еде у ребенка появился лишний вес, не пытайтесь посадить его на «безвкусную» диету. Лучше подберите менее калорийное, но вкусное меню.

Болтушки проявляют интерес к нецензурным словам просто потому, что им нравится, как они звучат. Поэтому не стесняйтесь и не ругайте малыша, если он вдруг выдаст что-то подобное. Чем меньше внимания вы обратите на «нехорошие слова», тем быстрее он их забудет.

Мы много говорим о воспитании характера у маленьких детей. На самом деле всё обстоит несколько иначе. Ведь закладывается уже при рождении. Мы же только развиваем заложенное в него, направляем в нужное русло.

Можно ли изменить характер детей?

Взрослым, занимающимся воспитанием малыша, ещё в раннем детстве очень важно почувствовать, понять, какие именно черты присущи тому или иному крохе.

Только на основании верных выводов можно построить точную систему воспитания разносторонне развитой личности, которой будет комфортно существовать в обществе. В противном случае можно сломать характер детей ещё в раннем детстве, зародить в душе малышей неуверенность в себе, ненависть или страх к окружающему миру.

На самом деле изменить характер ребёнка практически невозможно. Это как сделать брюнета блондином или представителя превратить в европеоида. Внешне достичь кое-каких перемен возможно, но генотип останется прежним. И новые волосы будут расти того цвета, ген которого присутствует в ДНК человека.

Поэтому само понятие «воспитание характера» в прямом значении практически не используется. Обычно это словосочетание обозначает воспитание у ребёнка настойчивости, честности, упорства, то есть некоторых качеств, необходимых для развития успешной личности.

4 у детей

От того, насколько верно взрослые определят заложенные при рождении склонности, особенности малыша, зависит будущее человека, который вырастет из крохи. Психологи всего мира пытаются классифицировать характер детей.

Существует вариант подразделения детей (да и всех людей) на четыре типа:

  • сенситивный (чувствительный);
  • активный;
  • коммуникативный;
  • рецептивный.

Сентитивный (чувствительный) тип

Каждому типу характера соответствуют определённые особенности. Причём проявляться они начинают в раннем детстве.

Например, считается, что сентитивный характер маленьких детей определяется их повышенным проявлением эмоций, чуткой душевной организацией, восприимчивостью к переживаниям других людей. Такие малыши болезненно реагируют на свои промахи, сильно расстраиваются даже из-за мелких неудач. Таких детей не стоит лишний раз стыдить, высмеивать, иронизировать над ними, наказывать, одёргивать во время проявления эмоций.

И уж точно не стоит отвлекать расстроенного малыша, пытаясь его рассмешить в тот момент, когда он переживает очередную бурю эмоций. Тем более не стоит показывать ему накал своих страстей, связанных с событиями, изменить которые или повлиять на которые малыш не в состоянии.

Положительные особенности характера ребенка, относящегося к чувствительному типу, - это возможность воздействия на него при помощи проявления своего недовольства мимикой или всего лишь несколькими словами, описывающими своё грустное настроение: «Я расстроена…» или «Как мне стыдно за тебя!» Такого ребёнка не нужно ругать, взывать к его чувствам и тем более наказывать.

Однако этот тип характера ребенка развивает в нём неуверенность в себе, зажатость, страх что-то сделать не так. Поэтому они обычно малообщительны, стеснительны. Это не самые лучшие качества. И если не корректировать эти черты характера ребенка, то вряд ли можно надеяться на то, что из него впоследствии вырастет уверенный в себе успешный человек, способный самостоятельно принимать решения, совершать поступки.

Очень важно достичь с таким малышом понимания. Он должен почувствовать, что рядом живут люди, которые тоже так же переживают, что и у них бывают неудачи. Но они умеют бороться с ними.

Пусть малыш общается с детьми подобного типа - не стоит заставлять его дружить с лидерами, грубыми и властными детьми, которые будут подавлять его. Но воспитывать чувство собственного достоинства следует начинать уже с раннего детства. При необходимости ребёнок должен уметь противостоять насилию, отказывать, говорить «нет».

Обычно из таких детей вырастают художники, писатели, музыканты. Немало из чувствительных натур появилось врачей, педагогов, психологов. Да и учёные часто в детстве были склонны посидеть в сторонке в одиночестве в то время, пока другие ломали игрушки, забирались на крыши гаражей или беспощадно дрались друг с другом.

Активный тип

Само название этой разновидности характера уже говорит само за себя. Главные черты характера ребенка активного типа - это подвижность, любознательность, общительность. Они всегда находятся в движении, им скучно сидеть неподвижно даже минуту, они хотят постоянно что-то делать, узнавать. Зачастую эти стремления чреваты сломанными игрушками, порванными штанишками, сбитыми коленками. При малейшем ослаблении внимания со стороны взрослых малыши могут натворить бог весть что, выдумать игру, которая связана с риском для жизни.

Особенности характера ребенка активного типа заключаются в том, что для него главным является действие, а не переживания. Воздействовать на его поведение сведёнными бровями или недовольным покачиванием головой невозможно. Да и более сильные методы мало эффективны. Крики, ругань, наказания могут озлобить малыша. А зачастую он просто перенимает такую манеру поведения и сам в ответ начинает грубить, кричать, запугивать, угрожать.

Взрослые должны приложить все усилия к тому, чтобы дети дошкольного типа были постоянно заняты полезным делом. Похвала как стимул к новым достижениям - вот единственный способ воспитания в ребёнке

Обычно из таких детей вырастают настоящие лидеры. Поэтому так важно научить малыша быть руководителем, направлять его неуёмную энергию в нужное русло. Если ребёнку привить ответственность в раннем возрасте, то впоследствии из него может вырасти успешный уверенный в себе человек, который сможет добиться в жизни многого.

Сложность воспитательного процесса в том, что качества характера ребенка-лидера без чуткого руководства могут взрастить отъявленного хулигана, бесстрашного и бесшабашного организатора преступной группировки, безжалостного и упрямого эгоиста.

Коммуникативный тип

Сравнивая виды характера ребенка, можно установить некоторую схожесть между ними. Коммуникативный тип довольно близок к активному. Ведь в обоих случаях ребёнок живёт не эмоциями, а действиями. Только если активному типу присуще желание командовать другими людьми, то главной целью коммуникативного малыша становится именно познание. Такие дети хватаются за всё, им всё интересно, они любят начинать. Но рутина, обыденность им претит.

Если активного малыша можно приучить к порядку, используя похвалу, награду, поощрения, то коммуникативному на всё это глубоко плевать. Напротив, даже обычное повторение привычных действий вызывает в нём протест.

Как же быть с таким малышом, для которого хаос является нормой? Как приучать его к порядку? Как добиваться того, чтобы маленький человечек доводил начатые дела до конца? Наверное, есть только один вариант - перемены в образе действия, включение в любую деятельность нотку новизны. Стал убирать игрушки, быстро надоело, бросил, ушёл играть с котёнком? Не стоит ругать его и читать ему нотации! Можно просто добавить к рутине уборки игровой элемент: «Только что была объявлена срочная эвакуация всех игрушек - близится цунами! Вот корабль (коробка для игрушек), который через пять минут отплывает! Необходимо быстро произвести загрузку на его борт всех игрушек!»

Стоит помнить о том, что если второй раз ещё такая игра сработает, то уж в третий раз точно будет бесполезна. И взрослым следует придумать новую историю.

Следует отметить и положительные черты характера ребенка коммуникативного типа. Они обычно очень общительны, умеют подстраиваться под окружение, легко сходятся с другими людьми. Поскольку им чужда рутина, эти дети сами вносят разнообразие в любую деятельность. Это они заражают всю толпу желанием свернуть с привычной дороги и покататься на льдинах по реке во время ледохода или измерить глубину лужи сапогами…

Впрочем, им всё равно, пойдут ли за ними другие, ведь свернуть они могут и в одиночку. Главное - это то, что они пойдут непроторенным путём. Из таких людей часто вырастают первооткрыватели, альпинисты и водолазы, археологи и геологи. Нередко из них получаются писатели и актёры, но только в том случае, если всё получается сразу хорошо. Работать над написанным, разбирать и раскладывать всё по полочкам, повторять маршрут - не для них.

Поэтому в таких детях прежде всего следует развивать настойчивость, терпение, усидчивость. Нельзя сказать, что это так уж просто. Но возможно. Просто следует им позволять делать перерывы в работе со сменой рода занятий, почаще переставлять мебель в помещении, менять обложку у тетради, одежду.

Рецептивный тип

Наверное, это самый удобный для воспитателей тип характера. Ведь дети с рецептивным типом характера обожают правила, постоянство, ритм, режим, повтор одних и тех же действий. С ними легко «управляться» в детском саду и в школе, они легко поднимаются по утрам, без напоминаний умываются и чистят зубы, легко справляются с заданиями, которые тщательно отработали. Но вот ситуации, когда вдруг появляется новизна, когда нужно проявить смекалку или совершить какое-то действие, заранее необговоренное, «блокируют» психику ребёнка. Из таких детей получаются прекрасные исполнители, но они никогда не станут лидерами. Принять самостоятельно решение для них сродни совершению подвига.

Рассматривая характер относящихся к рецептивному типу, следует отметить, что им, как и малышам, относящимся к сенситивному типу, свойственны чувствительность и склонность к переживаниям. Это очень чуткие и отзывчивые ребятишки. И если умело воспитать в них способность принимать самостоятельные решения, то из них получаться замечательные семьянины, верные друзья.

Начинать воспитывать самостоятельность можно в раннем детстве. Например, следует позволить им что-то купить себе в магазине, заплатить самостоятельно за покупку, выбрать подарок для сестры или воспитательницы. Даже выбор одежды по утрам - это уже поступок. Любые мелкие действия, которые малыш совершит сам, руководствуясь своим желанием, следует поощрять. И ни в коем случае не нужно обижать недоверием человечка в том случае, если он совершает ошибку. Объяснить - да, показать другой вариант действия - да. Но не ругать, не наказывать, не выставлять на посмешище.

Существуют ли «чистые» типы характера?

Конечно же, нельзя со сто процентной уверенностью отнести ребёнка к одному конкретному типу. В одной личности вполне уживаются черты, характерные как двум, так и трём типам. Например, активному лидеру вполне может быть присуща чувствительность и эмоциональность. Иначе откуда бы взяться руководителям организаций по защите бездомных животных? Тот же лидер вполне может иметь такую черту характера, как ненависть к рутине и порядку. Желание сделать всё совсем иначе, чем это было раньше, многим руководителям сыграло на руку: именно они делают прорыв, вводя в работу завода новый режим, изменяя в корне даже само направление в выпуске продукции.

Или, например, человек сенситивного склада вполне может быть наполовину рецептивным любителем порядка и размеренности. Как, впрочем, зачастую в таком человеке может присутствовать стремление к переменам.

Тип акцентуаций характера

Чрезмерное проявление главных типовых черт характера в индивидууме называют акцентуацией. Это те самые дети, которые в большей степени соответствуют конкретной подгруппе. Существует даже тест на тип характера, составленный К. Леонгардом и Н. Шмишеком. Он имеет вид опросника из 88 утверждений, которые следует группировать в 10 шкал. На основе полученных результатов можно дать ответ, к какому типу наиболее всего относится человек.

Что говорить, провести такой тест, чтобы определить характер ребенка в год, невозможно, он ещё только начинает познавать членораздельную речь. Также довольно сложно провести тест на тип характера с малышом дошкольного возраста, ведь он не только не сможет ответить на многие вопросы, но даже не поймёт смысла многих вопросов!

Хотя внимательные взрослые вполне могут довольствоваться собственными наблюдениями за своим чадом и делать самостоятельные выводы. Например, как отнесётся малыш до года к тому, что бабушка вдруг впервые наденет очки? Ребёнок сенситивного и рецептивного типа расплачется или просто расстроится, а вот коммукативный сразу же станет «знакомиться» с новой бабулей. Активный малыш также не останется в стороне, а попытается отнять и изучить «новую игрушку».

Также можно сделать вывод по тому, как кроха реагирует на новую игрушку. Рецептивный склад характера не позволяет сразу же брать новую вещь в руки - сначала нужно привыкнуть, приглядеться. Чувствительные эмоциональные дети иногда реагируют на новые вещи очень бурно, особенно если эта механическая игрушка двигается либо издаёт звуки. Вполне возможно, что малыш так никогда и не примет её, разразившись плачем в день первого знакомства.

Коммуникативный тип характера всегда рад всему новенькому, поэтому, если малыш радостно принимает любую игрушку из рук даже малознакомого человека, знайте - у вас растёт именно такой человечек.

А вот если кроха не просто радуется новой вещи, а серьёзно хмурит бровки, стараясь оторвать кукле голову, или с силой бросает её на пол, следует сделать вывод, что он не просто хулиганит, а пытается познать, что же там у неё внутри. Ведь это - активный тип характера, и с этим ничего не поделаешь.

Другая градация типов характеров

Часть психологов считает нужным иначе подразделять людей, нежели это было описано выше. Они считают, что детей следует делить на:

  • обладающих практичностью;
  • склонных к обучению;
  • склонных к управлению;
  • талантливых мастеров.

Определить, к какому из перечисленных типов относится тот или иной ребёнок, достаточно легко. Один предпочитает познавать всё новое, легко обучаем. Тут всё понятно и без уточнений.

Другой, независимо от своих знаний и навыков, постоянно всех поучает, везде находится впереди - заводила, одним словом. Ясно же, что это - будущий лидер, ведь склонность к управлению налицо. Хотя часто обучаемость и лидерство прекрасно уживаются в одной личности.

Третий очень аккуратен, щепетилен, обязателен во всём. Этот-то уж точно обладает практичностью! Но где написано, что он не будет склонен к обучаемости и в нём нет ни грамма желания покомандовать?

Собственно, и «чистых» творцов найти довольно сложно. Обычно художники и писатели не получаются из людей, которые не любят познавать новое.

8 ролевых типов характера

А некоторые психологи считают, что всех детей следует делить не на 4, а на 8 подгрупп:

  • руководитель;
  • тайный вождь;
  • художник;
  • ночной сторож;
  • охотник;
  • хранитель очага;
  • политик;
  • работяга.

Руководитель - это типичный лидер, модели поведения которого рассматривались выше: инициативен, свободолюбив, решителен.

Интересен тип «тайного вождя». Это не умеющий руководить лидер, он мечтает завоевать власть, но сам неактивен и не обладает ни одним необходимым для этого качеством. Обычно реализует он свою тягу к властвованию в семье. Это - семейный тиран. И родителям стоит обратить на это факт особое внимание. Ведь именно из таких типов детей получаются маньяки, домашние садисты, преступники. Поэтому иной раз следует даже поработать с психологом, чтобы предотвратить нежелательные последствия.

Художник - творческая личность. Часто в коллективе бывает «белой вороной». Но с близкими людьми - родными, друзьями, любимыми - художники бывают нежны безмерны.

Ночной сторож - это «сова», активная по вечерам, с трудом просыпающаяся по утрам, часто мнительная и боязливая натура.

Охотник - личность жёсткая, властная, быстрая, активная. По сути, это лидер, но не ощущающий стремления к руководству. Поэтому, несмотря на то, что часто он как раз и возглавляет команду, вполне может действовать в одиночку.

Хранитель очага - это тот самый рецептивный тип размеренного, педантичного исполнителя. Ненавидит новшеств, любит животных, детей, порядок во всём.

Политик - ярко выраженный коммуникативный тип. Общителен, падок на похвалу, умеет сглаживать конфликты и легко решает жизненные проблемы. Но может от скуки создать сам интригу, сделать скандал «из ничего». Хорошо учится, но только по тем предметам, которые ему интересны. Требует внимательного отношения к себе, так как никогда нельзя быть уверенным в том, что придёт в голову «политику» в следующую минуту.

Работяга - ребёнок физически сильный, но с некоторыми отклонениями в умственном и иногда нравственном развитии. Подвижен и драчлив, достаточно смел. При недостатке внимания со стороны воспитателей и родителей может вырасти в хулигана и забияку. Но по сути добр. Поэтому при правильном воспитании из него вырастает прекрасный семьянин, хороший исполнитель - работяга, одним словом.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что все типы характеров переплетаются между собой, что каждый ребёнок - индивидуум. Поэтому не существует конкретных строгих правил на все случаи жизни. Воспитатель - творец личности, скульптор души. Поэтому от того, как точно он подберёт подход к конкретному ребёнку, зависит результат.

Примерная схема характеристики ребенка

I. Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя

Дата рождения

Общее физическое развитие

Состояние здоровья

Состав семьи

П. Особенности личностного развития

    Развитие самосознания - уровень притязаний и самооценки,

    развитие самоконтроля,

    осознание нравственных норм Нравственные черты личности Интересы и склонности, мотивы поведения Волевые черты личности Особенности развития эмоций и чувств Проявления темперамента и характера

    Особенности развития видов деятельности Изобразительная

Конструктивная Игровая Трудовая Учебная

Общение с родителями, воспитателями, сверстниками

    Особенности развития речи:

диалогической

монологической (связной)

    Особенности развития познавательной сферы личности

Внимание

Восприятие

Воображение

Мышление

    Основные направления в развитии психики ребенка

Пример характеристики

Миша Н., 1987 года рождения. Общее физическое развитие и состояние соответствует норме. Первая группа здоровья.

Семья неполная: мама, бабушка и Миша.

Воспитание носит женский характер. С мамой мальчик находится короткое время. Воспитанием преимущественно занимается бабушка.

Миша не всегда правильно оценивает свои возможности Успех в деятельности побуждает его выбирать более трудные задания. Мальчик всегда стремится достигнуть качественного результата. Придает очень большое значение тому, как оценивает его результат взрослый. Самооценка несколько завышена. Но в совместной со взрослым деятельности склонен оценивать себя адекватно.

Миша четко формулирует нравственные качества; нельзя драться, надо делиться с другими, нужно доводить дело до конца и т.д., осознает необходимость их выполнения. Адекватно реагирует на нарушение нравственных норм другими детьми. Однако нравственные нормы не всегда выполняют функцию регулятора поведения мальчика. Нормы хотя и осознаются, но нередко нарушаются Здесь обнаруживаются следующие особенности. Чаще он нарушает нормы в общении со сверстниками, чем со взрослыми. Причем это зависит от отношения к сверстнику: дружеские отношения заставляют Мишу сдерживать непосредственные побуждения. К тому же нормы чаще нарушаются в отношении воспитателей, чем в отношении мамы и бабушки. Таким образом, нравственное поведение мальчика достаточно ситуативно и зависит от личности того, с кем он общается.

Предпочтение Миша отдает дидактическим играм: лабиринты, домино, лото, увлекается конструированием. Удачное преодоление трудностей при выполнении задания вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Следовательно, можно говорить о достаточно устойчивой познавательной направленности Миши, сформированности познавательных интересов. Любимым видом деятельности остается игра, хотя сюжетно-ролевые игры не имеют для него особой привлекательности. Чаще он играет один, обыгрывая постройки из конструктора. Преобладают игровые и познавательные мотивы. Соподчинение мотивов проявляется преимущественно в присутствии взрослых. В общении со сверстниками Миша не сдерживает сиюминутные побуждения, руководствуется только своими желаниями. Однако может самостоятельно поставить цель деятельности, удерживать ее. Но это зависит от отношения к деятельности, связано с интересом. Планирование деятельности вызывает затруднения. В общении со взрослыми Миша контролирует свои эмоции. В общении со сверстниками ведет себя развязно, гримасничает, издает нечленораздельные звуки. Понимает и правильно оценивает такие социальные эмоции, как сочувствие, сопереживание, но в жизни их почти не проявляет. К сверстникам чаще проявляет антипатию или безразличие. Предпочитает общаться с двумя детьми" Аней Г. и Ромой А. Но эти контакты очень неустойчивы.

Проявляются черты сангвинического темперамента. Миша живо откликается на то, что привлекает его внимание. Живая мимика и выразительные движения. Быстро и в течение длительного времени может сосредоточивать вйимание. Энергичный и работоспособный. Может долго выполнять деятельность, не утомляясь. Уравновешены активность и реактивность. Мишу легко дисциплинировать. Быстрый темп речи. Легко сходится с новыми людьми, легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Навыки формируются быстро и легко. Преобладают положительные эмоции.

Характерны следующие особенности видов деятельности. Трудится неохотно, только по предложению взрослого. Трудовыми навыкими и умениями владеет плохо. Нередко прекращает трудиться под влиянием помех. Трудовая деятельность часто переходит в игровую.

Сформированы предпосылки учебной деятельности. Следует указаниям взрослого точно и т быстро. В случае непонимания задает вопросы. В ответах и действиях не подражает другим детям. Проявляет самостоятельность и инициативу.

Играть предпочитает один. Мотивирует это так: «Я люблю, когда тихо, спокойно, не мешают. Ну и сам себе играю». Охотно принимает в игру взрослых. Не проявляет стремления включиться в игру других детей. Отклоняет их предложения. Если иногда и участвует в сюжетно-ролевых играх, то берет на себя второстепенные роли. К лидерству не стремится.

Много времени отдает конструированию, но творчество проявляет недостаточно. Постройки стереотипны.

Рисует охотно, но динамику объектов передает редко. Сюжеты разнообразные: сказочные, бытовые, игровые. Хорошо владеет техническими навыками.

Тип общения со взрослым - внеситуативно-познавательный. Главный мотив - получение новой информации о мире предметов и явлений. Активно использует речь в качестве средства обг ения. Задает много разнообразных вопросов.

Связная речь развита недостаточно. Пересказывает неохотно и с трудом. В речи мало прилагательных. Но словарный запас большой. Слова употребляет точно по смыслу. Использует в основном простые предложения.

Цвета дифференцирует точно, знает их названия. Идентичность по цвету устанавливает с помощью зрительного соотнесения.

Преобладает непроизвольное внимание. Достаточно часто проявляется непроизвольное внимание, особенно в процессе получения новой информации. Легко переключает внимание, а его устойчивость и концентрация зависят от заинтересованности деятельностью.

Самоконтроль в процессе запоминания развит слабо, хотя может сознательно прилагать усилия, чтобы запомнить. Развита словесная память. Тексты запоминает легко. Несмотря на большой запас знаний, воображение, как произвольное, так и непроизвольное, развито слабо. В изобразительной и конструктивной деятельности преобладают стереотипы. Но особую трудность вызывает составление сказок. Хорошо развиты мыслительные операции. Легко обобщает, сравнивает, достаточно подробно анализирует.

      Необходимо постоянно ставить Мишу в ситуацию морального выбора и оценивать все его поступки для формирования нравственного поведения.

      Использовать совместную со взрослым деятельность с целью развития воображения: «Давай вместе порисуем, придумаем сказку» и т.п.

      Дать постоянное трудовое поручение, показать его значимость и важность для других.

      Заинтересовать Мишу сверстниками, сначала путем наблюдения за их деятельностью.

      Попытаться объединить в дидактических играх Мишу и сверстников со сходными интересами.

6. При проведении всех организованных форм деятельности предусматривать задания соответствующей трудности для поддержания познавательного интереса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.