Игнорирование, как способ "воспитания". Меня не принимают! Как помочь ребёнку, если его игнорируют сверстники

Игнорирование – такой прием в общении, когда один делает вид, что не видит другого. Люди, искусно владеющие этим приемом, знают, что это действенный способ лишить окружающих покоя.

При этом игнорирование позволяет избежать ответственности, ведь вы «вообще ничего не делаете», когда игнорируете других, какие к вам могут быть вопросы?

Часто мы используем игнорирование автоматически, спонтанно, когда на кого - то обижены. Так мы отгораживаемся от обидчика, даем ему понять, что не собираемся вступать в контакт.

В супружеских парах игнорирование обычно использует один супруг: он обижается и не разговаривает со вторым. Второй обычно выдерживает это дело недолго и начинает всякими способами устанавливать контакт: предлагает поговорить о важном или затевает разговоры на бытовые темы, а иногда провоцирует ссору. Все лучше, чем лед молчания. Молчащего супруга такая ситуация может выводить из себя, если контакт устанавливается слишком для него быстро.

Наиболее тертые калачи - те люди, которые столкнулись с молчанкой в своем детстве, таким образом родители наказывали их за провинности. В результате такого опыта люди перенимают эту систему наказания супруга или ребенка, применяют ее, выводя близких из равновесия и вынуждая навязчиво стремиться к контакту. Но, возможен и другой исход ситуации: тот, кого наказывали в детстве молчанием, находит себе партнера, который ведет себя так же - в обиде прерывает контакт.

Несмотря на неприятности, которые может принести в жизнь игнорирование, это действенный способ избавиться от некоторых неприятных черт в поведении близких людей.

Так игнорирование нежелательного поведения ребенка, иногда отличный способ это поведение прекратить.

Важно проводить границу между игнорированием отдельного поведения ребенка и игнорированием его самого. Игнорировать ребенка нельзя, для него прерывание контакта с самыми главными фигурами – родителями - это тяжелое испытание. Подробнее об этом можно прочитать .

Как применять игнорирование на практике

Игнорирование действий ребенка происходит, когда родитель делает вид, что вообще не видит, что ребенок делает или говорит. Тогда предполагается, что ребенок, разочаровавшись в «публике», перестанет вести себя неподобающе. Зачем, если все равно никто не обращает внимания?

Совет «просто не обращай внимания» недостаточен, а, возможно, вреден, если понимать его неправильно. Родители часто пытаются его применять и в лучшем случае получают то же поведение, а в худшем поведение еще более неприятное и яркое. Часто игнорирование приводит к самым печальным последствиям для отношений ребенка и родителей.

Чтобы игнорирование пошло на пользу всем участникам отношений, нужно применять его, учитывая несколько условий.

1. Игнорировать можно только отдельные действия ребенка, но не его самого . На деле часто игнорирование превращается в отвержение. Например, если ребенок грубит вам, а вы в ответ «не видите» его, перестаете обращать на него внимание на неопределенное время – то вы наказываете его за грубость отвержением. Это значит, что вы игнорируете самого ребенка, а не отдельные части его поведения.

Игнорирование эффективный, но довольно ограниченный прием воздействия на детей. Не нужно пытаться решить с его помощью все педагогические задачи. Ребенка нельзя научить вежливости, мягкости, уму и сдержанности просто игнорируя проявления резкости, грубости и прочих нежелательных качеств.

Родители, которые слишком часто применяют прием игнорирования, скорее всего, выросли в семьях, где их собственные родители наказывали их отвержением. Эстафета была передана и теперь при любом проступке ребенок попадает в опалу.

Важно научиться отличать игнорирование, как ограниченный и точечный прием и отвержение ребенка, как широкую систему реагирования на то, что вам не нравится.

При игнорировании вы «не видите» отдельные элементы поведения ребенка, при отвержении вы перестаете общаться с ребенком в результате его неблаговидного поступка. Первое может принести пользу, второе почти всегда вредно.

Хороший пример игнорирования:

В ответ на требование отца убрать со стола 7 летний Миша, скроил неприятную физиономию («как меня все достали»). Отец оставил без внимания выражение лица (игнорирование), сказав, как закончишь, будем обедать.

В неудачном варианте отец мог бы перестать «видеть» и разговаривать с сыном в процессе и даже после уборки. Это было бы уже отвержением ребенка.

2. Игнорирование означает «ничего-не-делание».

Часто родители уверены, что фраза «Я на такой тон отвечать не буду, попроси вежливо» - это и есть игнорирование невежливого обращения. Но, это как раз обратное, это поощрение вниманием!

Когда вы игнорируете, вы никак не показываете, что поведение оказывает на вас хоть какое - то воздействие, что вы вообще его видите.

Пример «псевдо игнорирования»

Одна женщина, мама 3 летнего мальчика, уверявшая, что игнорирование никогда не работает, описала мне, как она применяет этот прием. Малыш часто обзывался, в ответ мама говорила «Я не слышу тебя». Повторяла она это столько раз, сколько «обзывалок» придумывал мальчик (а он отлично владел речью, и у него было хорошее воображение). Разумеется, все это превращалось для ребенка в игру и никак не работало в смысле ограничения грубости малыша.

3. Игнорирование невозможно при большом эмоциональном накале.

Игнорирование - это «делание вида», что вы ничего не слышите и не видите. Но, на самом - то деле вы прекрасно воспринимаете все то, что вас раздражает в поведении ребенка.

Тебя лучше всего видят тогда, когда делают вид, что не замечают.

Айшек Норам

И у того, чтобы «делать вид» есть определенный и весьма небольшой запас прочности. Поэтому не слишком удачный выбор применять игнорирование там, где ситуация раскалена, там где вы или ребенок (а чаще всего оба сразу) находятся во взвинченном состоянии.

Например, по - настоящему сложно игнорировать громкий крик ребенка, особенно в общественном месте.

Вы можете успешно проигнорировать какие - то элементы поведения ребенка, если они не слишком яркие и не слишком выводят вас из себя.

4.Воздействовать с помощью игнорирования можно только на то поведение, которое прямо рассчитано на вашу реакцию.

Иногда родители возлагают надежды, на игнорирование в тех областях, где поведение никак не питается вниманием окружающих. Если ребенок получает удовольствие или какую - то пользу от своих действий, то ваше игнорирование не приведет к тому, что поведение исчезнет. Если ребенок толкает брата, прыгает на вашей кровати, таскает из шкафа сладости или с криками носится по ресторану, то его поведение продиктовано прямой выгодой, оно доставляет ребенку удовольствие само по себе и не нуждается в вашей реакции. Игнорирование такого поведения не может привести к хорошему результату. Поэтому, если ваш ребенок стоит в общественном месте на ушах, не нужно надеяться, что ваше игнорирование его остановит.

Но, если ребенок с хитрой улыбкой (прекрасно зная, что вы будете недовольны) тянет в рот окурок, подобранный на улице, то, возможно, он как раз проверяет вашу реакцию, как бы спрашивает: «Ну, и что ты будешь делать?». В таком случае надо игнорировать вот именно эту хитрую улыбку, просто без эмоций отобрать окурок.

Хорошо корректируется игнорированием так называемое вызывающее поведение . Например, ваш ребенок, глядя в глаза, сбрасывает со стола чашку.

В этом случае вы имеете дело с двумя принципиальными обстоятельствами: чашка сброшена на пол и вас пригласили к войне. Родителям трудно реагировать на такие ситуации, потому, что ни отчетливо видят мотив ребенка: ребенок совершает что-то нежелательное намеренно, стараясь досадить родителям, вызвать реакцию.

Часто в таких ситуациях дается совет – уделить ребенку повышенное внимание, дескать, он в момент таких воин чувствует себя беззащитно, поэтому провоцирует, пытаясь привлечь к себе внимание. Возможно, это и так, но внимание нужно уделять ребенку не после того, как он сбросил чашку, а в другие моменты. Окружать вниманием ребенка в ответ на его грубые проявления наоборот не нужно ни в коем случае. Иначе вы учите ребенка привлекать к себе внимание хулиганским образом.

В такой момент правильно было бы игнорировать сам факт вызова, но реагировать на вторую часть – сброшенную чашку. Не говорить ребенку «Ах ты, паршивец, ты, что над матерью издеваешься!» Это реакция на первую часть, на приглашение к войне. Нужно сказать «Теперь неси тряпку, эту лужу нужно вытереть». Это будет реакцией на вторую часть, на беспорядок, учиненный ребенком.

Такая реакция обеспечит вам правильную формулу взаимодействия:

- вы игнорируете только действие ребенка, но не его самого. В этом случае вы игнорируете призыв к конфликту.

- вы действуете в связи с требованиями ситуации, лужу все - таки необходимо убрать.

Иногда, правда приходится игнорировать и более длительные эпизоды. Например, если малыш упал на пол и кричит в ответ на ваш отказ немедленно выдать ему что-то непозволительное, и никак не реагирует на отвлечение. Самый разумный вариант – это игнорировать такую форму проявления требовательности.

Здесь родители, преимущественно мамы, совершают одну глобальную ошибку. Они сидят с каменным видом и ИГНОРИРУЮТ. Именно этим целенаправленно и заняты. Более мягкий вариант – заняты своим телефоном, что для ребенка почти тоже самое. Ребенок обычно никак не хочет успокаиваться в такой ситуации и кричит все громче.

Ребенок младшего возраста не в состоянии понять, почему его мама, обычно нормальная хорошая мама вдруг заморозилась. Ему страшно. И он кричит громче, а потом начинает дергать маму, висеть на ней, пытается внимание все – таки к себе привлечь. Обычно, мама не выдерживает первая и начинает как – то действовать: говорить, давать то, что просит ребенок и прочее.

Если вы решили игнорировать какие – то действия ребенка, надо не сидеть с каменным видом, а встать и чем - то заняться несложным: складывать вещи, мыть овощи или подметать. Желательно не работать в этот момент с компьютером, так как для ребенка это выглядит не как действия мамы, а как сидение спиной к нему. Ребенок должен видеть, что мама чем - то занята, ведет обычную жизнь, а не замерла и сидит не подвижно, не обращая на него внимания.

Также нужно понимать, что для того, чтобы ребенок получал точную информацию, заканчивать игнорирование нужно, как только нежелательное поведение заканчивается. Если ребенок, навалявшись и накричавшись, подходит к вам уже более спокойный, улыбнитесь ему, давая понять, что вы открыты для контакта. Неправильно в такой ситуации продолжать сидеть с недовольным или отстраненным видом, потому, что ребенок вас до этого довел. В таком случае ребенок не увидит разницы в реакции мамы на разные его виды поведения: что кричал и валялся, мама недовольная молча сидела, что подошел спокойный, она продолжает так же сидеть.

Если применять игнорирование точно, от него можно получит много пользы.

© Елизавета Филоненко

РЕБЕНОК МЕНЯ НЕ СЛЫШИТ! «Сколько раз можно повторять?» Вспомните, какие эмоции вызывала у вас эта фраза, когда вы были ребенком! Наверняка, ответ в комментариях не нуждается. И тем не менее, мы продолжаем вопрошать, повторять, нудить и делать вывод: мой ребенок меня не слышит, все делает назло, ребенок закрывает уши и прочее…

Почему ребенок нас не слышит (образно говоря, закрывает уши)? На самом деле он все прекрасно слышит. Просто не придает этому значения. Например, вы пришли домой из детского сада и с порога говорите: разденься, вымой руки и только потом трогай игрушки. Требование разумное. Но оценить степень его целесообразности 4-5 летний ребенок не может! Потому что ему пока не дано предвидеть последствия своих поступков. Он не был дома весь день, он соскучился по своим игрушкам, в конце концов, он провел в саду около 8 часов, подчиняясь при этом режиму, требованиям воспитателей, коллективу. Неужели, вы думаете, что вернувшись, наконец, домой, он будет думать о том, что сначала необходимо снять уличные штанишки, переодеться в домашнюю одежду и только потом начинать играть?

Или, вы по двести раз на дню повторяете: «Надень тапочки!» А ребенок вас не слышит, все равно бегает босиком.
Знакомая ситуция? Что же делать, спросите вы? Вообще не предъявлять никаких требований? Идти на поводу? Все позволять? Разумеется, нет!

Речь должна идти только о разумных требованиях и в разумных количествах. Например, вполне возможно приучить ребенка вымыть руки по возвращении с улицы. Причем начинать нужно с младенчества, когда малыш еще сам не в состоянии это сделать. Если каждый раз после прогулки вы, продолжая обсуждать с ребенком какие-то его проблемы, ласково проводите его в ванную и там вымоете ему ручки, при этом невзначай объясните как это важно, затем сделаете это сами, то уже к трем годам для карапуза это станет незыблемым правилом. При этом все остальные ритуалы лучше свести к минимуму и помочь ребенку с ними справиться. Тогда к шести - семи годам вы не будете тратить нервы и время на бесполезные крики вроде: сколько тебе говорить, ты, что не слышишь меня - вымой руки, переоденься, надень тапочки! Психолог Владимир Леви в одной из своих книг предлагает родителям хотя бы примерно подсчитать, сколько раз в день они редъявляют ребенку те или иные требования. Затем поставить себя на его место и честно ответить на вопрос: «А какова была бы моя реакция?» Вы бы взвыли! Это, как минимум. Максимум - стали бы делать наоборот, назло. Что, собственно, наши дети и делают. А как им еще защищаться? Вот и получается: в том, что ребенок периодически нас не слышит или ребенок закрывает уши, виноваты мы сами.

Личный пример. Есть ряд правил, которые малыш должен усвоить. И лучше всего у него это получится, если он будет видеть, что вы сами их соблюдаете. В самом деле, если мама или папа позволяют себе лечь спать, не убрав за собой, например, разбросанные журналы, клубки нитокили разложенные по всем возможным поверхностям бумаги, то ждать от ребенка, что он перед сном уберет свои игрушки, по меньшей мере, наивно.
Конечно, ситуации бывают разные… Но если ваша комната преимущественно напоминает «Последний день Помпеи», то вам очень долго придется повторять (а позже - кричать, а потом - биться головой о стену): «Я сколько раз буду повторять: убери свои игрушки! Не разбрасывай свои вещи! Убери за собой тарелку».

Детское время закончилось? Бывают ситуации, когда требовать чего-либо от ребенка в данный момент просто бессмысленно. Например, дети увлеченно рисуют или играют, и тут на пороге, как гром среди ясного неба, появляется родитель со словами: «Все детское время закончилось! Всем мыться и спать!» Конфликт неизбежен, ведь малыш не способен так быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, тем более, оторваться от желанного и увлекательного. Здесь как нельзя лучше сработает такой прием: вы входите в комнату, интересуетесь, чем занято чадо, несколько минут с ним это обсуждаете, а затем говорите: «Очень здорово, у тебя есть еще десять минут, а потом пора готовиться ко сну». Или так: «Смотри, когда большая стрелочка дойдет до цифры 6, я приду за тобой и мы пойдем мыться». За эти десят минут, которые, поверьте, мало что решают, особенно если вы их учли и предупредили малыша немного раньше, он сможет «переварить» необходимость прервать игру и будет эмоционально к этому готов.

Проверка на прочность.
«Если 4-5 летний ребенок вас не слышит, он всего лишь логически продолжает ряд бесконечных «нет», которыми он отвечал на любую родительскую реплику в 2-летнем возрасте, объясняет детский психолог Гарри Иферган. На этом этапе развития малыш находится в оппозиции по отношению к внешнему миру и одновременно занимается самоутверждением. Это абсолютно нормальная фаза развития личности, хотя, разумеется, родителей такое поведение утомляет и даже приводит в отчаяние». Этот же психолог утверждает, что гораздо большую тревогу вызывает ребенок, который делает все, о чем его попросят, никак не проявляя свою реакцию. Не стоит забывать также, что дети всегда проверяют родителей «на прочность», дабы установить границы дозволенного. И это нормально. Поэтому все зависит от вашего терпения, последовательности и знания как управлять гневом. Ведь в этот непростой период, который растягивается на несколько месяцев (и, увы, рискует еще не раз повториться), родителям необходимо неуклонно отстаивать свою позицию. Если уж вы попросили ребенка что-либо сделать, очень желательно, чтобы просьба была выполнена. При этом совсем необязательно жить в состоянии постоянного конфликта - нужно поискать способы мирного решения проблемы. Но прежде чем предъявить требование, подумайте, насколько оно разумно, своевременно и, вообще, в состоянии ли ребенок выполнить его самостоятельно. Стоит ли добавлять, что кричать в подобной ситуации бессмысленно. Накопившееся раздражение вы, может быть, и выплеснете, но заодно продемонстрируете свое бессилие и несостоятельность, а дети очень тонко чувствуют подобные вещи.

Запрещенные и разрешенные выражения. Если ребенок вас не слышит, если ребенок закрывает уши, обратите внимание еще вот на что…
Психологи пришли к выводу, что есть слова и выражения, которые, на первый взгляд, как будто безобидны, однако при частом повторении способны раздражать не меньше, чем явная грубость или крик. Так вот, в списке запрещенных (то есть бессмысленных, бесполезных, непродуктивных и неконструктивных) высказывание «Сколько можно тебе повторять?» стоит на почетном первом месте! Далее следуют:

Я сказала - сделай! Нет, ты это сделаешь!
- Ты что, не понимаешь?
- У всех дети как дети, а ты…
- За что мне такое наказание?
- Не можешь сделать нормально - не лезь!
- И в кого ты такой?
- Неужели тебе трудно запомнить?
- Мы тебе тысячу раз говорили!

Взамен психологи предлагают список «продуктивных» обращений к ребенку:

Давай попробуем решить эту проблему вместе!
- Как ты думаешь…
- Ты мой любимый…
- Только ты мог так здорово придумать!
- Я не сомневалась, что ты у меня самый добрый (догадливый, находчивый)!
- Когда ты хочешь это сделать?

Например, вы можете предложить малышу выбор: «Ты почистишь зубки до того, как я почитаю тебе сказку или после?», «Ты уберешь игрушки сейчас или после того, как мы попьем чаю?». Такой вариант даст ребенку понять, что он имеет право выбора, что с его мнением считаются. И тогда малыш начнет к вам прислушиваться. Если у вас сложилось свое мнение по данному вопросу, поделитесь ним на форуме «Как воспитывать детей в любви «. И что бы ни случилось - помните, как воспитывать детей в любви и не позволяйте плохому здоровью или настроению разрушить ваши отношения с ребенком! Будьте доброжелательными так часто, как это только возможно, а еще лучше - всегда и тогда картину, как ребенок закрывает уши, вы вероятнее всего больше не увидите!

Каким должен быть идеальный ребёнок? Большинство мам ответит на этот вопрос: «Послушным». Но – увы! – послушное дитя достаётся далеко не всем родителям.

Редкие семьи не сталкиваются с проблемой, когда ребёнок игнорирует просьбы родителей и совершенно не желает воплощаться в их идеал. Как в таком случае найти общий язык с ним? Об этом своим читательницам спешит рассказать женский сайт «Красивая и Успешная».

Непослушный ребёнок: почему он так себя ведёт?

Чем старше становится малыш, тем больше ему хочется чувствовать себя самостоятельным. Когда кроха начинает осознавать себя как личность, у него появляется необходимость принимать осознанные решения. Поэтому на предложения и просьбы мамы он всё чаще отвечает: «Не хочу».

Упрямство маленького человечка не всегда является капризом или проявлением избалованности. Сопротивляясь воле близких, кроха старается найти себя. Психологи выделяют несколько основных причин, по которым ребёнок начинает игнорировать просьбы взрослых:

  1. Он хочет иметь личное пространство. Педагоги заметили одну закономерность: особое упрямство проявляют дети самых требовательных мам, пытающихся полностью контролировать все действия своих чад. В подобном случае малыши, страдая от гиперконтроля, пытаются вырваться из плена маминой , сопротивляясь её желаниям. Разумеется, в силу своего возраста, им сложно дифференцировать эти желания на полезные и неполезные для себя. Поэтому они сопротивляются всему без разбора.
  2. Он чрезвычайно любопытен. Детям с высоким уровнем познавательной активности настолько интересен окружающий их мир, что они просто не всегда успевают услышать мамины запреты или просьбы. Любопытство заставляет их забывать об опасностях.
  3. Ему не хватает силы воли бороться с искушениями. Порой кроха, который прекрасно знает, что определённые вещи делать нельзя (например, лакомиться конфетами перед обедом), не может устоять перед соблазном съесть конфетку, когда мама не видит. А всё потому, что та сила воли, которая помогает маме и папе в похожей ситуации устоять перед искушением, у малыша пока не успела сформироваться.
  4. Мама предъявляет к нему слишком много требований сразу, поэтому он просто игнорирует её: выполнить все поручения всё равно невозможно, а выбирать среди них самое важное он не умеет, поэтому он просто не обращает внимания на мамины просьбы.
  5. Ещё одна причина, по которой ребёнок игнорирует маму – это непонимание, зачем мама от него требует того, что он не хочет. Малыш считает, что выполнять просьбы мамы ему невыгодно. Если же его убедить в обратном, он будет вести себя по-другому.
  6. Он заигрался и игнорирует мамины вопросы просто потому, что не слышит их. Как ни удивительно, такое может происходить с детьми абсолютно любого возраста.

У непослушания могут быть и другие причины, но, какими бы они ни были, внимательные, любящие родители смогут их найти и устранить, чтобы найти со своим ребёнком общий язык.

Ребёнок игнорирует просьбы взрослых: как решить проблему?

Как удалось выяснить сайту сайт, завоевать уважение и внимание ребёнка родители смогут, если сами будут внимательны к нему. Маме и папе следует строить свои отношения с ребёнком на следующих принципах:

  • Взаимопонимание и взаимоуважение вместо полного подчинения ребёнка воле взрослым. Каким бы маленьким и слабым пока ни был ребёнок, он уже человек, обладающий чувством собственного достоинства. Поэтому нельзя с малышом всё время разговаривать в приказном тоне, вынуждать его делать то, чего он не хочет. Для того, чтобы кроха не совершал роковых ошибок, ему следует предложить выполнять определённые действия, показав их в максимально привлекательном свете. Малыш не желает мыть ручки перед едой? Тогда можно не мыть их, а поиграть в морскую войну с безжалостными микробами, в которой победителем станет обладатель самых чистых ручек.
  • Предъявление реальных требований. Если ребёнок игнорирует маму и папу из-за того, что они требуют от него слишком многого, правильнее всего будет начать конкретизировать свои требования. Не кричать: «Наведи порядок на столе!» — а давать чёткую пошаговую инструкцию: «Сложи тетради в папку, ручки и карандаши – в пенал, учебники поставь на полку, рабочую поверхность протри от пыли влажной тряпкой».
  • Прежде, чем что-то сказать, устранить все отвлекающие факторы. Бесполезно обращаться с просьбой к ребёнку, увлечённому просмотром телевизора или игрой в компьютер. В такие минуты дети игнорируют родителей, воспитателя и других взрослых, поскольку теряют связь с внешним миром. Достаточно приглушить звук колонок – и малыш вернётся в реальность, в которой сможет услышать маму и её требование.

  • Нужно обязательно объяснять ребёнку, для чего ему нужно делать то, чего от него ждут взрослые. При этом важно помнить, что отдалённые цели плохо мотивируют детей. Не стоит говорить школьнику, что ему пригодятся для расширения профессиональных возможностей. В 7-8 лет малыш вряд ли переживает за будущую карьеру. А вот рассказ о том, что занятия музыкой – это возможность завоевать авторитет у ровесников и учителей, а также шанс заполучить в качестве награды за усердную учёбу заветную игрушку, может подействовать так, как нужно.
  • Важно не приказывать, а просить. Если ребёнок игнорирует воспитателя или родителя, можно попробовать выразить просьбу такими словами, чтобы упрямец понял: выполнив её, он совершит очень благородное дело, почти подвиг. Ну какой малыш откажется на пару минуток почувствовать себя настоящим рыцарем? Какому не захочется примерять на себя роль супергероя?
  • Разговаривать с ребёнком нужно не только тогда, когда от него что-то требуется, но и в те минуты, когда сам малыш обращается с вопросом, просьбой, рассказом. Если он будет чувствовать, что его слышат, он и сам научится быть внимательным к другим людям.
  • Иногда, когда это не будет опасным для жизни ребёнка, нужно позволять упрямцу претерпеть последствия непослушания. Например, позволить капризуле испачкаться в луже, а потом не пойти в магазин за лакомством, поскольку его туда в таком виде «не пустят».

Чтобы решить проблему, что делать, если ребёнок игнорирует просьбу родителей, когда речь идёт об избалованном, капризном, чрезмерно эгоистичном малыше, можно попробовать тоже игнорировать его просьбы: пусть поймёт, что его поведение отражается на поведении взрослых.

А порой маме и папе маленького упрямца стоит проявить чуть больше твёрдости с ним, чтобы позже у них не возникло более серьёзной проблемы.

К сожалению, многие современные родители превращаются в рабов собственных детей, а потом пожинают печальные плоды своей неправильной позиции.

Психологи и педагоги напоминают: в воспитании ребёнка не должно быть крайностей. Ищите золотую середину, учитесь понимать своего ребёнка и внушать ему полное доверие, и тогда проблем с ним возникать не будет.

С самого младенчества ребенок практически полностью зависит от эмоциональной заботы взрослых, в особенности матери. Если его чувства игнорируются, на плачь закрывают глаза, радость не поддерживают, он ощущает себя эмоционально брошенным, а значит, не чувствует безопасности в окружающем мире. Человек, который жил в среде с дефицитом эмоциональной поддержки, впоследствии вырастает неуверенным в себе и своих чувствах. У него формируется неустойчивая психика (люди-истерики или эмоционально зажатые люди), которую он тщательно старается скрыть за излишне рациональными решениями, нацеленными на подстройку под общепринятые стандарты. Естественно, последнее не делает его счастливым…

Почему ребенок нуждается в адекватной эмоциональной поддержке?

Принятие чувств ребенка, понимание его переживаний и проблем, умение родителей поддерживать в трудную минуту дарят ребенку способность выстраивать нормальные взаимоотношения с миром. Во-первых, он вырастает уверенным в себе, потому что его самого принимали таким, какой он есть. Его чувства уважали, достоинства ценили, значит, с ним все в порядке, он хороший! Во-вторых, ребенок, который чувствует свою нужность и важность, учится получать удовольствие от отношений. Он умеет просить и сам оказывать поддержку, не боится проявлять симпатию, инициативу, а главное, доверять. Это важный навык, который станет основой для счастья в личной жизни.

Как взрослые игнорируют чувства ребенка?

Пожалуй, самое явное нарушение в воспитании, которое допускает практически каждый родитель, – это игнорирование или даже обесценивание эмоциональных переживаний и страхов ребенка: «прекрати реветь», «да что тут страшного, дурачок», «ты уже взрослый, будь смелее», «что значит, не хочешь с ним играть?». Еще один пунктик, которым родители выказывают свою некомпетентность, – это завышенные требования к чаду вместе с постоянным недовольством: «я в твои годы сама читала», «он не такой красивый, как Ванечка», «посмотри на Маню, какая она послушная». Таким образом, родитель констатирует постоянное недовольство умом, внешними данными или характером своего отпрыска. Ребенку ставят в упрек его собственное «я», что заставляет его закрываться от мира, сомневаться в собственных способностях.

Получается, родитель вроде бы и любит, хочет как лучше, но ребенок не чувствует эмоционального принятия, ему запрещено быть собой. Еще хуже, когда в семье практически отсутствует телесный контакт – поглаживания, объятия, поцелуи – потому что он может «испортить» малыша. Или когда ребенка ставят на место такими фразами, как «будешь плакать, отдам тебя злой тете», «каприза никому не нужен». Ребенок нуждается в поддержке и утешении, но не получает этого. Общения с родителями тоже не происходит, постоянные приказы и чтение нотаций – далеко не диалог. Он не чувствует уважения к себе, боится просить о помощи, боится огорчить родителя или разозлить. Так и вырастает закомплексованный взрослый, который не знает самого себя, чего он хочет, что чувствует на самом деле.

Переживание эмоциональной брошенности и внутренний конфликт

Без адекватной поддержки близких ребенку трудно реализовать себя в мире. Повышенная тревожность, мнительность, страх не оправдать желания любимых людей делает маленького человека чрезмерно зависимым от окружающих, неуверенным в себе и безинициативным. У него не только рождается страх неудачи, но еще и формируется глубокий внутренний конфликт, который может привести к серьезным проблемам во взаимоотношениях: «меня не любят, а я хочу любви и буду ее выпрашивать всеми способами» или «меня не любят, значит, буду одиноким волком». В любом из случаев он будет ощущать себя выкинутым из отношений, недостойным любви, у него сформируется неправильное представление о себе: «я плохой», «недостоин счастья», «я жертва».

Как это влияет на жизнь взрослого? Восстановление чувства внутренней опоры
Взрослые, которые недополучили эмоционального тепла в детстве, часто вырастают излишне сдержанными в эмоциях. Они боятся столкнуться с сильными, реальными чувствами, поэтому стараются удержать контроль над жизнью с помощью заранее установленных рамок и договоренностей. Такие люди либо во всем стараются угодить, чтобы заслужить похвалу, либо отчаянно ищут человека, который заполнит внутреннюю пустоту. Конечно, попытки избавиться от одиночества с помощью партнера не приводят к хорошему финалу – их доверие предают, ожидания не оправдывают, и они снова остаются один на один с ощущением собственной никчемности.

Можно ли отыскать в себе точку опоры? Да, если прекратить убегать от боли. Посмотрите вглубь себя, разрешите себе наконец-то встретиться с обиженным ребенком внутри, чтобы выразить то, что так давно наболело. Это можно сделать на консультации у психолога, а можно и самостоятельно через саморефлексию. Нужно заново прожить боль, выплакать подавленные слезы, высказать то, что всегда хотели, но боялись. Это позволит получить облегчение и понять, что не нужно искать поддержку, она уже у вас внутри.

Исцеление не лежит в объятиях очередного партнера, прежде всего нужно учиться понимать самого себя, принимать свое одиночество. Только тогда вы получите покой, а жизнь откроет возможность для новых отношений, полных любви и эмоциональной поддержки. Дайте волю обиженному ребенку внутри себя, проживите боль, а затем заново выстраивайте мир чувств. И будьте счастливы!

Пропасть растет

Когда в семье появляется ребенок, мы, родители, уверены, что уж своего малыша мы знаем лучше всех. Вкладывая все сердце и душу в воспитание подрастающей личности, мы отдаем ребенку то, чего никогда не имели сами. Стараясь идти в ногу со временем, мы изучаем новейшие методики воспитания, не жалеем денег на развивающие игрушки, обучающие материалы, именитых педагогов и платные школы. Иногда балуем ребенка подарками и развлечениями, особенно когда хочется отметить первые успехи малыша.

Все вроде бы идеально: взаимопонимание, доверие, общение.

Но чем старше становится ребенок, тем больше он начинает отдаляться. Чем ближе пресловутый период пубертата, тем он все чаще молчит, погруженный в свои мысли, все меньше делится своими успехами или огорчениями. Совместное времяпрепровождение его не радует, он больше хочет побыть один, начинает ощущаться проблема в общении, растет стена между подростком и его родителями.

Ребенок слушает, но не слышит, понимает, но игнорирует, находится рядом, но не раскрывается. Любые просьбы его раздражают, предложения отвергает, вопросы пропускает мимо ушей. Он витает в облаках где-то далеко, в своем мире, впуская в него отдельных людей, но только не родителей.

Как вернуть былой уровень доверия? Что вообще происходит и когда был потерян тот тесный контакт с ребенком? С чем связано подобное отдаление от родителей?

А может ли это быть чье-то дурное влияние? Как узнать, не попал ли ребенок в секту или банду, не принимает ли наркотики? Или это, может быть, депрессия, гормональный сдвиг, неразделенная любовь или травля в школе?

Обычные родительские опасения «через себя»: вот я таким не был, чего ему не хватает, это все телевизор/приставка/телефон/Интернет/улица - практически никогда не отвечают действительности. К тому же принудительные разговоры «по душам» и с пристрастием тоже не приводят к ожидаемым результатам.

Корректор: Елена Лавецкая

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.