Физическое развитие в 6 месяцев. Развиваем ребенка: от шести месяцев до года. Проблемы с введением прикорма

Первая в жизни ребенка знаменательная дата – это полгода. Начиная с этого возраста, малыш постепенно превращается в личность. Каждый день ваш кроха будет удивлять вас появлением новых навыков в общении, проявлением своей индивидуальности и характера. Развитие ребенка в 6 месяцев приносит огромные изменения в психическую и физиологическую сферы малыша, особенно это касается изменений в питании и режиме.

Физиологическое развитие

Для того, чтобы оценить физическое развитие ребенка педиатры пользуются центильными таблицами, в которых указываются нормы по месяцам. Для мальчиков и девочек они различны. Кроме массы и длины тела, в таблицах имеются показатели окружность головы и груди, которые тоже важно учитывать при оценке физического развития малыша. Ребенок в 6 месяцев должен иметь следующие показатели: вес 6.8 – 8.4 кг (± 1 кг), рост 64 – 67 см (± 3 см) .

Что умеет ребенок на 6 месяце

  1. Ребенок уже .
  2. К этому возрасту у всех детей пропадает физиологический как в ручках, так и ножках.
  3. Лежа на животе, ребенок может облокачиваться на одну руку, а другой захватывать игрушку.
  4. Крепко держится пальчиками за вашу руку при подтягивании из положения лежа. Самостоятельно подтягивается так, что вам почти не приходится прилагать усилия. Некоторые малыши уже способны сидеть сами ( ?).
  5. Пытается ползать по-пластунски или на четвереньках, подползает к игрушке ( ?).
  6. При поддерживании за подмышки, упирается и отталкивается ножками, «пританцовывает».
  7. Некоторые дети пытаются вставать, держась за край кроватки.
  8. Хватает предметы одной рукой, берет из одной ручки в другую. Держит в каждой руке по игрушке. Ощупывает вещь всей ладонью. Поднимает упавшую игрушку и снова кидает.
  9. Если спрятать игрушку, начинает ее искать. Сам находит предмет, прикрытый чем-то.
  10. Самостоятельно играет до 10 — 15 минут. Помногу раз повторяет то, что у него получается: открывает и закрывает коробочку, заворачивает и разворачивает платочек.
  11. В полгода может проклюнуться первый зубик, как правило, это нижний центральный резец (о том, ). В 6 месяцев ребенок первый раз посещает стоматолога, который оценит правильность строения челюсти и уздечек под верхней и нижней губами.

Психоэмоциональное развитие

  1. У ребенка все больше совершенствуется лепет. Крик и плач отходят на задний план и появляются при физиологическом дискомфорте. В речи младенца происходит слияние согласных и гласных звуков в различном сочетании. Из-за этого может казаться, что малыш уже произносит слова и говорит, но это пока не так. Просто ребенок уже мастерски имитирует услышанные звуки, но смысловой нагрузки «речь» пока не несет. К концу 6-го месяца ребенок произносит до 40 разных звуков.
  2. Теперь малыш не просто поддерживает с вами «диалог» или повторяет, он пытается понять смысл сказанного вами. Ребенок способен найти взглядом ту вещь, о которой говорится.
  3. Малыш может узнать родителей по голосу, не видя их при этом. Если ребенок услышит голос матери в другой комнате, то криком дает понять, что знает о ее присутствии. Просится на ручки.
  4. Многие дети уже способны на проявление ласки и нежности. Могут прижаться к маме, когда сидят у нее на коленях. Посторонних уже не боятся так, как раньше, но в общении с ними держат дистанцию и активности не проявляют.
  5. В мышлении ребенка формируются простейшие причинно-следственные связи. К примеру, малыш понимает, что если нажать пальцем на кнопку в игрушке — заиграет музыка, игрушка упадет – раздастся стук, если он закричит – мама подойдет. Но о настоящем продвижении в интеллектуальном развитии можно будет думать только, когда у малыша появится страх – признак того, что ребенок не только улавливает связь между событиями, но и может предвидеть их.
  6. Ребенок начинает интересоваться практическим применением окружающих предметов. Из-за этого общение с ним теперь носит не только эмоциональный характер, а приобретает черты сотрудничества: малыш привлекает ваше внимание лепетом, чтобы получить интересующий его предмет и познать с вашей помощью его функции и качества.

Тест на развитие малыша в полгода

  • На расстоянии 20- 30 см от ребенка держите игрушку. Он должен уметь переводить взгляд от окружающей обстановки к игрушке, выделяя ее от всего остального.
  • Предложите ребенку сначала бутылочку с молоком, а потом игрушку. Реакция малыша должна быть разной: увидев еду, малыш открывает ротик и может совершать сосательные движения, при виде игрушки будет реакция оживления.
  • Когда малыш лежит, позвените перед ним колокольчиком, а затем медленно отодвигайте его. Ребенок с вашей помощью начнет подниматься и перейдет в сидячее положение.
  • Поговорите с ребенком, меняя мимику. Кроха начнет повторять за вами: сморщит лобик, улыбнется.
  • Попробуйте отнять у малыша игрушку, которую он держит в руке. В 6 месяцев ребенок будет крепко держать предмет и сопротивляться, выражая недовольство.
  • Если вы часто называете кроху по имени, то в этом возрасте малыш уже должен реагировать на него комплексом оживления.

Что должно насторожить

  • Ребенок не может и не пытается сидеть, даже при поддержке.
  • Когда вы поддерживаете кроху за подмышки, он не «пританцовывает».
  • Не перекладывает предмет из одной ручки в другую.
  • Не реагирует на звуки, шорохи, которые находятся вне поля зрения.
  • Не просится на ручки.
  • Не лепечет, не улыбается, не узнает родителей.

Дополнительная информация:

Развитие ребенка в 6 месяцев видео 1

Введение прикорма

Самый благоприятный возраст для начала введения прикорма – это полгода. До этого времени грудное молоко обеспечивает детский организм во всех необходимых веществах. При кормлении смесью первый прикорм вводится немного раньше — с 4 — 5 месяцев. Когда речь идет о сроках введения прикорма, то имеется ввиду конец месяца, в котором его начинают.


Таблица введения прикорма с 6 месяцев (Кликабельно)

После 6 месяцев ни грудное молоко, ни смесь уже не могут компенсировать энергетические затраты, которые уходят на интенсивный рост, физическое развитие. Организм малыша начинает нуждаться в большом количестве минералов, микроэлементов и растительных белков.

Если начинать прикорм позже крайнего срока (6 – 7 месяцев), то ребенку потом будет трудно адаптироваться к новой пище и ее консистенции. Позднее введение прикорма чревато возникновением дефицитных состояний (гипотрофия, анемия, рахит), плохим развитием жевательного навыка и вкусового восприятия, а также необходимостью одновременного введения нескольких продуктов, что может вызвать аллергическую реакцию или нарушение в пищеварении.

Важно, чтобы ребенок был готов к прикорму. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром прежде чем давать новую пищу. Если малыш поперхивается или выплевывает еду, то повремените немного с нововведением.

Итак, начинать прикорм удобней в первой половине дня, перед кормлением. Детям, склонным к запорам или с избыточной массой тела, лучше начинать с овощных пюре из кабачка, цветной капусты, брокколи. Худышки могут начать с безглютеновых каш: греча, рис или кукуруза, сваренных на воде без соли и сахара. Первые пюре и каши должны быть монокомпонентные, то есть содержать только один овощ или злак.

Летом и осенью обычно есть возможность найти качественные овощи. Перед употреблением их необходимо обработать и сварить, лучше на пару (так остается больше питательных веществ). Пюре должно быть гомогенным, то есть не содержать комочков и не очень густое. Для этого используйте блендер и, при необходимости, добавьте воды или отвара, на котором варились овощи. Либо используйте готовые детские пюре в баночках. Приучайте малыша сразу есть с ложечки. Бутылки с соской используйте только при необходимости (в дороге). Не давайте горячую пищу или из холодильника, оптимальная температура 37 0 C.

Вводить начинают с 1\2 — 1 чайной ложки, а потом докармливают молоком или смесью. За 5 — 10 дней доводят до 150 — 180 г и полностью заменяют одно грудное кормление. В остальное время продолжайте кормить по требованию. Новые продукты вводятся только после того, как привыкли к предыдущему. Нельзя вводить более одного нового продукта. Многокомпонентные пюре и каши можно будет давать только примерно с 7 месяцев.

Следите за стулом и аллергическими реакциями у ребенка. Если есть аллергия на что-то, то отмените этот продукт и попытайтесь ввести позднее.

Читаем:

Отучаем от соски

Отучение от соски: если у крохи уже появился первый зубик обязательно постарайтесь отучить его от пустышки. Давление, которое оказывает соска на десна, может привести к искривлению зубов. Лучше купите малышу кольцо-прорезыватель. Во время введения прикорма отучить от соски легче, так как малыш начинает учиться пить из чашечки, а ночное кормление из бутылочки уже становятся редкостью или полностью исчезает.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Сон малыша в 6 месяцев (режим)

После 6 месяцев ребенок спит около 14 часов в сутки: два сна по 1.5 – 2 часа — днем и ночью — до 6 — 7 часов подряд. Но все равно режим остается индивидуальным. Многие грудные дети продолжают по несколько раз за ночь просить грудь – это нормально и может длиться, пока вы не перестанете кормить грудью. Наберитесь терпения. Чтобы ребенок подольше спал ночью:

  • Интервал между последним дневным сном и ночным укладыванием должен быть не меньше 4-х часов.
  • Купайте малыша перед сном. Теплая вода расслабляет и успокаивает.
  • После купания покормите ребенка.

Как помочь малышу развиваться — игры

Продолжайте стимулировать развитие речи у малыша, как и в предыдущие месяцы. Купите ребенку несколько небольших красочных книжек с картонными страницами, которые он сможет сам переворачивать. Лучше, если книжки будут не просто с картинками, а с коротенькими стишками или потешками, в которых повторяются слова и фразы. Дети, которым с 6 месяцев читали стишки начинают раньше говорить.

Центры, которые отвечают за мелкую моторику и речь находятся в головном мозге очень близко и взаимосвязаны между собой, поэтому важно проводить с ребенком занятия, направленные на активность пальцев рук:

  • Малыши в этом возрасте обожают игры с коробочками или формочками разного размера, матрешками.
  • Сделайте несколько мешочков с разными наполнителями: сушеный горох, фасоль, крупная соль, пшенка, камушки, пуговицы.
  • Возьмите шарик 5 – 6 см в диаметре, вложите его в ладошки малыша. Своими руками сожмите снаружи его ручки с шариком внутри и покатайте его там. Можно прокатывать грецкий орех. Делать 3 – 4 минуты ежедневно.
  • Делайте массаж пальчиков: нежно массируйте их по очереди и легонько потягивайте. Делать 2 – 3 минуты каждый день.
  • «Причесывание»: по очереди поднимайте ручки ребенка и плавно двигайте их вдоль головы назад и вперед.
  • Сжимание и разжимание игрушки-пищалки.
  • Игрушки-спирали, по которым нужно двигать фигурки.


Актуальными остаются игры в «Сорока-ворона», «Ладушки», «Ку-ку», «Идет коза рогатая».

Если у малыша получается сделать что-то новое обязательно хвалите его. Ребенок уже чувствует, что вы довольны им.

Увеличение количества игрушек в геометрической прогрессии – это проблема, с которой сталкиваются все родители. Чтобы не захламлять дом десятью очередными неваляшками и кубиками, которые надоедают малышу уже на 3-й день, разделите все игрушки на две части. Одну часть предоставьте малышу для игр, а остальные спрячьте. Раз в 4 – 5 дней меняйте игрушки. Учитывайте, что в 6 месяцев ребенок может одновременно играть максимум с двумя игрушками.

Читаем обзоры:

Малыш скоро начнет ползать, поэтому в кроватке или манеже ему становится тесновато. Предоставьте крохе ковер на полу и разложите на нем несколько игрушек, пусть малыш пытается подползать к ним.

Продолжайте проводить гимнастику и массаж с закаливающими процедурами ежедневно.

Старайтесь, чтобы все занятия и игры с ребенком были простыми и при этом полезными. Не перегружайте малыша, его психика не готова пока к длительным занятиям. Теперь ребенку еще больше нужны ваша любовь и внимание. Если хотите сделать его жизнь радостной, следите за каждым вашим словом и действием, которые теперь впечатываются в подсознание маленького человека.

Развитие ребенка в шесть месяцев видео 2

Шестой месяц жизни. Календарь развития ребенка. Видео 3

Как развивать своего малыша в 6 месяцев? Полугодовалые малыши развиваются в геометрической прогрессии. Их физическая форма дает простор для движения, осознанная координация вместо рефлекторных «хватаний» позволяет манипулировать предметами. А развитие психоэмоциональной сферы на этом фоне открывает большие возможности для познания окружающего мира, чем малыш и пользуется. Естественно, задача родителей, как и на всех предыдущих этапах, – помочь крохе развивать и совершенствовать необходимые ему навыки. Как им развивать своего ребенка в 6 месяцев?

Полгода – важный возраст

Ребенок в полгода – настоящий крепыш и смышленыш. Его мускулатура и скелет окрепли настолько, что позволяют ему садиться, вставать на ножки, держать спинку ровно, ползать по-пластунски (а некоторые даже могут делать это «по-настоящему», вставая на четвереньки). Поэтому родителям 6-месячного ребенка и дома, и на улице, и в гостях необходимо постоянно быть начеку: есть риск упасть, удариться, схватить что-то опасное.

Психические и мыслительные процессы тоже не стоят на месте. Так, кроха может без труда узнать голос своих родителей, даже не видя их. Он окликнет их в ответ, а увидев, будет сам проситься на ручки. Многие детки сейчас уже умеют выражать нежность к родным: прижиматься, гладить по лицу, обнимать. При этом общение с родителями уже не сводится к простому тактильному или речевому контакту. Крохе важно, чтобы взрослые помогали ему изучать свойства интересующих его предметов. Тем более что простейшая логика в его сознании уже есть. Он понимает, что если маму звать, она придет, если игрушку стукнуть – будет звук, если бросить – она упадет.

Если обобщить все умения малыша в этом возрасте, то они выглядят так:

  • кроха ползает по-пластунски или на четвереньках;
  • сам сидит (с небольшой опорой);
  • хватаясь за опору, пробует подниматься на ножки;
  • пробует переступать, держась за опору;
  • интересуется маленькими деталями и предметами, захватывает их с помощью трех пальчиков;
  • уверенно держит в руках игрушки, может стучать ими друг о друга, перекладывать из ручки в ручку, бросать, поднимать упавшие игрушки;
  • может кушать из ложечки и или поильника при помощи мамы;
  • лежа на животике, опирается на одну ручку, чтобы достать игрушку другой;
  • лежа на спине, крепко держится за пальцы взрослого, приподнимаясь до сидячего положения и даже вставая на ножки;
  • учится вкладывать мелкие предметы в те, что побольше;
  • если игрушка потерялась во время игры, кроха начинает ее искать;
  • находит предметы, прикрытые чем-то;
  • может развлекать себя игрушками самостоятельно примерно 15 минут, много раз повторяя выученные манипуляции (стучать, открывать, бросать, нажимать);
  • узнает в зеркале свое отражение, радуется ему, откликается на свое имя;
  • по просьбе мамы может показать на знакомый предмет или повторить выученные действия («полетели», «ладушки», «привет», «пока»);
  • начинает понимать речь взрослых, обращенную к нему, различает интонации, реагирует на мимику, уже точно знает значение слова «нельзя» и реагирует на него;
  • речь малыша вступила в стадию лепета: гласные и согласные в его речи сочетаются в различных комбинациях. Ребенок прекрасно может имитировать услышанные звуки, подражает словам взрослых, но до первых настоящих слов пока далеко – это просто звуковые цепочки.

Важные аспекты: что развиваем?

Развивать ребенка в 6 месяцев необходимо в соответствии с тем, какие умения у него уже есть, совершенствуя и усложняя их. Если малыш какие-то навыки освоил плохо (не умеет , перекладывать игрушки, переступать ножками), этому стоит уделить отдельное внимание, ведь все эти умения с каждым днем будут нужны ему все больше. Но в любом случае важно развивать малыша разносторонне, чтобы во всех сферах он достигал новых вершин.

Итак, что сейчас особенно важно?

  • Физическое развитие (зарядка, упражнения, укрепляющие мышцы ног, спины, тазобедренные суставы; массаж, закаливание). Немаловажное значение при этом имеет рацион крохи. Обычно именно с 6 месяцев детки начинают получать прикорм. Родителям важно следить за отсутствием аллергических реакций и сбалансированным питанием.
  • Координация движений и равновесие. Эти навыки нужны для того, чтобы малыш мог уверенно чувствовать себя в окружающем пространстве, прежде всего, во время ходьбы, которую он освоит всего через несколько месяцев.
  • Речевые навыки. На пути к первым самостоятельным словам необходимо уделять внимание простым речевым упражнениям, пальчиковым играм, мелкой моторике.
  • Развитие слуха. Ребенок сейчас хорошо слышит разные звуки. Поэтому важно пополнять этот багаж, учить кроху распознавать ритм речи, музыки. Это поможет ему в будущем правильно строить собственную речь.
  • Умственные способности малыша также требуют внимания. Простейшие игры на логику, память, внимание помогут в этом.
  • Эмоции. Положительные эмоции помогают развиваться правильно и гармонично, вызывают привязанность к близким людям, создают ощущение комфорта, закладывают основы чувства юмора.

Чтобы у малыша хватало сил на все его ежедневные «подвиги», постарайтесь обеспечить ему полноценный дневной и ночной отдых, а также включите в режим дня частые прогулки и игры на свежем воздухе, если позволяет погода. Это благотворно скажется на работе всех отделов мозга ребенка.

Во что будем играть?

Итак, развивающие игры для детей в 6 месяцев должны быть разноплановыми. Приведем в пример лишь некоторые такие занятия. Родители могут подобрать и множество других. Главное, чтобы они приносили удовольствие ребенку, вызывали его интерес и не утомляли: продолжительность их не должна превышать нескольких минут.

  • Физическая форма.

Это, прежде всего, движение. Пусть ребенок как можно больше ползает, встает, тянется за игрушками, поднимает их. Не стоит ограничивать пространство вокруг малыша, но его нужно сделать максимально безопасным: убрать, закрыть, закрепить все, что может травмировать или быть опасным при проглатывании. Чтобы стимулировать ребенка к ползанию, можно раскладывать перед ним яркие игрушки, за которыми ему захочется тянуться. Если он уже умеет сидеть, полезно катать мячик от мамы к нему, побуждая его толкать мячик обратно маме или тянуться за ним.

Если карапуз встает на четвереньки, можно создавать перед ним искусственные препятствия в виде небольших подушек или игрушек, преодолевая которые на пути к зовущей маме, он будет осваивать навык ползания.

  • Координация и вестибулярный аппарат.

Прекрасные игры для этого – катание на плечах. Можно сажать кроху на плечи и, придерживая, наклоняться вперед-назад. Мама также может качать ребенка на ноге, меняя темп: сначала медленно, затем быстро. Прекрасно, если такие игры будут сопровождаться веселыми потешками. Тогда они точно принесут малышу, помимо практической пользы, массу положительных эмоций.

Кроме этого, хорошо развивают вестибулярный аппарат упражнения со сменой положения в пространстве. Малыша полезно переворачивать, раскачивать на руках или одеяле. Можно кружиться с ним по комнате, особенно под приятную ему музыку, играть в «неваляшку»: подтягивать за ручки из положения на спине и легонько толкать в исходное положение.

Раскачивать ребенка можно и на фитболе. Кроху укладывают на мяч сначала животиком, затем – спиной, медленно раскачивая вперед и назад. Лежа на животике, ребенок может доставать во время движения вперед ручками до пола. Особенно если там его ждет красивая игрушка.

  • Слух.

Слух у ребенка должен развиваться как общий (распознавание всех звуков и шумов), так и музыкальный (различие медленной и быстрой музыки, чувство ритма), и фонематический – распознавание звуков и отдельных слов на слух.

Для общего развития полезно слушать самые разные звуки (природы, бытовых приборов, животных, звуковых игрушек) со сменой громкости. Например, если звук раздается в другой комнате, можно спрашивать, где это звучит, объясняя, что именно издает звук и как его можно назвать (звон, шум, гудение, шипение, шелест). Интересно малышу будет пошелестеть газетой, полиэтиленовыми пакетами или фольгой. Важно только внимательно следить, чтобы он не тянул все это в ротик, ведь этого способа познания пока еще никто не отменял.

Слуховое восприятие прекрасно развивают игрушки, издающие разные звуки (гремящие, шелестящие, звенящие), детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, ксилофон, барабан, клавишные инструменты типа простейшего детского пианино).

Полезные развивашки мама легко может сделать самостоятельно, наполнив пластиковые и металлические банки разным содержимым (монетками, крупами, мелкими деталями конструктора). Если показать крохе, что звуки в каждой емкости отличаются, он вскоре начнет трясти их сам и прислушиваться. Другой вариант – налить в несколько одинаковых стеклянных бутылок разное количество воды и показывать ребенку, что звон они издают разной высоты.

Ну а для развития фонематического слуха достаточно постоянно говорить с малышом, особенно повторять стихотворные строки, ритмично или нараспев.

  • Мышление.

В этом возрасте малышу нужно давать представление о простых логических действиях и их последствиях (если игрушку бросить – она упадет, но ее можно поднять и снова играть ею; если мама спряталась, то она не исчезла, ее нужно просто поискать – то же самое относится к игрушкам). Также ему важно осваивать новые способы манипуляций с предметами. Например, помещать меньшую деталь игрушки-вкладыша в большую.

Полезные игры для развития мышления не отличаются сложностью. Например, прятки (прятать можно маму, ребенка или игрушки, накрывая их платком или салфеткой). Главное, чтобы «отыскивание» приносило положительные эмоции.

Игра в прятки может быть несколько усложнена. Мама на некоторое время выходит из комнаты, а затем появляется. Такой прием поможет вам приучить ребенка к тому, что мама его не бросает, а всегда возвращается. Ведь впереди у него период сепарационной тревожности, когда появится страх, что мама потерялась и больше не придет. Эта игра помогает отлично подготовить кроху к этому этапу.

Если дать ребенку в каждую ручку по игрушке, а затем предложить ему третью, он сначала попытается взять ее, но вскоре сообразит, что для этого придется какую-то игрушку отложить, чтобы освободить одну ручку.

Еще одна полезная в этом возрасте игрушка – пирамидка. Малыша нужно учить разбирать ее, поочередно снимая одно кольцо за другим. А всевозможные баночки и коробочки научат его открывать и отвинчивать крышки.

Речевые навыки

Речевые занятия с ребенком должны включать несколько видов игровой деятельности.

  • Пальчиковые игры («ладушки», сорока-ворона», «коза рогатая» прекрасно подойдут), массаж и разминание пальчиков.
  • Развитие мелкой моторики. Для этого можно наполнить несколько маленьких мешочков разным содержимым (крупами, пуговками, фасолью, полиэтиленом, ватой) и давать крохе их трогать. Можно сжимать и разжимать резиновые мячики или игрушки-пищалки, катать в ладошках маленькие мячики или орехи.
  • Чтение книжек с яркими картинками, забавных стишков, потешек, пение песенок, колыбельных.
  • Речевое окружение. С ребенком нужно постоянно говорить. Рассказывать обо всем, что его окружает, что происходит вокруг, что делает мама, из чего состоят предметы, для чего они нужны и т. д. Важно повторять за малышом то, что он произносит, участвуя в общении: используя мимику, интонации, меняя громкость голоса. Вскоре кроха начнет повторять за взрослыми. Тогда нужно будет произносить новые для него звуки медленно, артикулируя четко, утрированно, чтобы он мог запомнить движения губ взрослого.

Заниматься с 6-месячным ребенком нужно больше, чем с детками младшего возраста. Далее эта тенденция будет сохраняться. Но плоды родительских усилий будут очевидны. Особенно если кроха растет в уверенности, что его любят, что он нужен, а в мире под названием «семья» тепло и безоблачно.

В этой статье:

Полугодовалый малыш отличается от того, который был еще месяц назад. Это возраст условного взросления, обычно именно в 6-месячном возрасте малыши приобретают умения ползания и сидения. Развитие 6-месячного ребенка стремительно, жажда познания окружающего мира все сильнее.

Физическое развитие

Многие детки в возрасте 6 месяцев уже умеют сидеть, но если ваш кроха самостоятельно еще не садится, то паниковать не стоит. Тем более не стоит принудительно сажать чадо, как любят советовать бабушки — в подушки. Нет, нет и еще раз нет, наукой давно доказано, что если малыш не сел, значит, его кости еще не достаточно окрепли и принудительное сажание может привести к заболеваниям позвоночника или тазобедренных суставов.

Полугодовалый малыш уже активно переворачивается с живота на спинку и обратно, многие пытаются стать на четвереньки, а некоторые уже уверенно на них стоят. Нередко можно увидеть, как лежа на животе ребенок выпячивает попу вверх и пытается ползти, изображая гусеницу. Помогите своему чаду — подставьте ладонь под его ступни, чтобы он отталкивался. Стимулируйте ребенка — положите впереди яркую игрушку, чтобы он пытался ее достать.

Не стоит огорчаться, если ваш малыш не ползает, некоторые дети сразу начинают ходить. Однако и пускать на самотек не стоит, всячески старайтесь помочь малышу, попытайтесь его научить.

Психическое и сенсорное развитие

В возрасте 6 месяцев у ребенка сохраняется режим дня 5-месячного. Ночью кроха спит спокойнее и дольше, днем все больше бодрствует. Полугодовалый непоседа активно изучает все вокруг, пытается дотянуться до всего, что его интересует, и многое пробует на зубок. Игрушку ребенок может рассматривать долго, перекладывая ее из руки в руку и переворачивая.

В этом возрасте дети не любят оставаться наедине с собой и требуют больше внимания. Делают попытки сесть и иногда даже встать. Если дать малышу руки, когда он лежит, то он будет подтягиваться, опираясь ножками.

Все, что попадает в поле зрения, изучается, ощупывается и пробуется на вкус. Малыш уже может отличить интонации в голосе родителей, реагирует на звуки извне. Для того чтобы успокоить малыша, нужно поговорить с ним. Обычно в возрасте 6 месяцев дети уже могут отзываться на свое имя, если нет, то почаще называйте его по имени, чтобы ребенок запоминал.

Речевые навыки

К полугодию ребенок обычно активно гулит, в его речи появляются слоги, чаще всего па-па-па, ма-ма-ма, ка-ка-ка и так далее. Можно уловить различные интонации в гулении, а также при пускании пузырей из слюны ребенок урчит и рычит.

Для развития речи нужно как можно больше разговаривать с ребенком и способствовать развитию мелкой моторики. Если вы по каким-то причинам до сих пор не начали читать ребенку, то скорее начинайте это делать.

Что кушает 6-месячный ребенок

Наверняка к этому возрасту вы уже поняли, что показателем нормального развития и здоровья крохи является не количество съеденного, а прибавки в весе. Предположительно, за один прием пищи полугодовасик съедает около 200 граммов молока (или смеси).

Как правило, деток на искусственном вскармливании начинают прикармливать раньше, чем грудничков. Если ваш грудничок в 6 месяцев еще не знаком с прикормом, то самое время познакомить. По поводу прикорма нужно советоваться с педиатром, ведь каждый случай конкретен и имеет свои особенности. Если ребенок уже знаком с фруктовыми и овощными пюре, то можно вводить в рацион 6-месячного ребенка новые продукты, но при условии, что ребенок не аллергик.

Число кормлений 6-месячного ребенка обычно равно 5 — через каждые 4 часа. Прикорм вводить рекомендуется в дневное время, чтобы со временем обед перевести полностью на взрослую еду. Внимательно следите за реакцией ребенка на каждый новый продукт.

Режим дня

Режим для младенца 6 месяцев не сильно отличается от 5-месячного. Утром после пробуждения — водные процедуры в виде умывания, чистка носа при необходимости. Купать ребенка нужно за час до сна и подмывать днем после каждого стула.
Прогулки нужны ребенку для крепкого здорового сна и укрепления иммунитета. Гуляйте минимум 2 раза в день по 2 часа. Летом можно гулять и больше.

Играйте в развивающие игры для маленьких деток, но ненадолго оставляйте ребенка одного, он должен привыкать, что мама не может постоянно находиться рядом. Игрушки для 6-месячного ребенка должны быть максимально безопасными, чтобы не было мелких деталей.

Обязательно делайте зарядку — гимнастика для 6-месячного ребенка многое значит. Приговаривайте потешки во время всех процедур, напевайте песенки. Не забывайте о массаже, его нужно делать не менее чем через час после еды. Будьте в тактильном контакте с ребенком, он должен чувствовать тепло маминых рук.

Не нужно подгонять ребенка в развитии, всему свое время, он обязательно всему научится. Будьте терпеливы, побольше говорите с ребенком, читайте ему книги и тогда ваш малыш будет здоровым и психически, и физически.

Полезное видео о развитии малыша в 6 месяцев

Время чтения: 8 минут

Совсем еще недавно ваш малыш был маленьким комочком, который принесли из роддома. Всего за полгода он сильно изменился, вырос, уверенно держит головку, улыбается маме. Развитие ребенка в 6 месяцев поражает своей скоростью, мальчики и девочки делают невероятные успехи, обучаются новому, меняют рацион питания, получают навыки общения, проявляют индивидуальность.

Как выглядит ребенок в 6 месяцев

Всего полгода прошло с момента рождения вашего карапуза, а он уже вовсе не похож на то беззащитное и крошечное существо, которое вы запечатлевали на первых фото. Пропорции его тела меняются, приближаясь к параметрам, характерным для взрослого человека. За 6 месяцев у крохи мог поменяться цвет глаз, вырасти первый зуб. Многие потеряли первые пушковые волоски и получили новые, уже взрослые.

Вес и рост

Основные показатели, которые используют педиатры для оценки развития малыша, – это вес и рост. Мальчики и девочки имеют массу вдвое большую, чем при рождении. Вес ребенка в полгода варьируется в пределах от 6,8 до 8,4 кг. Допустимы отклонения от этой среднестатистической нормы в 1 кг в большую или меньшую сторону. К полугодовалому возрасту темпы, с которым малыши набирают вес, замедляются. За шестой месяц они прибавляют 600-650 граммов. Рост ребенка в полгода составляет от 64 до 67 см. Показатели роста считаются в пределах нормы, если больше или меньше приведенных цифр на 3 см.

Развитие 6-месячного ребенка

Мальчики и девочки развиваются по-разному, что становится заметно уже у шестимесячных крох. Отличаются они средними показателями веса и роста: девочки часто чуть меньше мальчиков. Психическое развитие детей в 6 месяцев тоже разнится: юные кокетки раньше начинают лепетать, проявлять эмоциональность. Разница в поведении и физическом развитии не всегда заметна.

Что должен уметь ребенок

Развитие ребенка в возрасте 6 месяцев движется гигантскими темпами. Для шестимесячного периода характерна высокая физическая и эмоциональная активность, быстрота обучения. Можно назвать несколько навыков, которые должны освоить шестимесячные мальчики и девочки. Перечень, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, включает следующие пункты:

  • поднимать тело на вытянутых руках;
  • пытаться ползать;
  • лепетать;
  • самостоятельно переворачиваться на живот, набок;
  • пытаться принять вертикальное положение;
  • самостоятельно садиться;
  • умеет держать игрушки, перекладывать предметы из руки в руку;
  • хорошо держать голову и контролировать ее положение.

Двигательная активность

Когда карапуз рождается, детская нервная система, которая регулирует работу мышечного аппарата, является незрелой. Полугодовалый малыш уже обладает способностью делать осознанные и упорядоченные движения. Нормальное развитие ребенка в полгода проявляется навыками крупной и мелкой моторики. Малыш к 6 месяцам должен научиться переворачиваться, уверенно держать голову, некоторые из детей уже умеют ползать. Удерживание игрушек, ощупывание предметов ладошкой – важные достижения.

Зрительное восприятие

Зрение малышей продолжает развиваться. Мальчики и девочки, достигнув возраста полугода, уже могут фокусировать взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии около 8 см от маленького носа. Карапузы различают больше цветов, предметы на дальнем расстоянии приобретают более четкие очертания. Разглядывая игрушки, кроха может щуриться, а от яркого света – жмуриться. Это естественные рефлексы, которые не должны вызывать беспокойства.

Слуховое восприятие

У новорожденного к 6 месяцам активно развиваются слуховые возможности. Карапуз отчетливо слышит негромкие звуки, крутит головой в поисках источника шума. Резкий и громкий звук может испугать ребенка. Даже ночью, когда кроха спит, внезапный шум вызывает беспокойство. Младенцы прислушиваются, когда люди разговаривают, улавливают интонации общения взрослых.Им становятся интересны музыкальные игрушки, погремушки.

Речевые навыки

Помимо двигательных навыков, важнейшим этапом развития является речевая активность. В шестимесячном возрасте кроха уже не только плачет и гулит, но и издает активный лепет. Малыши пробуют произносить слоги, иногда повторяя сочетания букв десятки раз. Если взрослые с радостью реагируют на детское «ма-ма-ма», то карапуз лепечет еще старательнее, будет дальше повторять звуки.

Речевые навыки ребенка в 6 месяцев позволяют карапузу имитировать интонации взрослых, говорить тише или громче, покашливать. В этот этап речевого развития малыш начинает вступать в «диалог». Когда взрослые произносят реплику, кроха молчит, а потом продолжает разговор. Вставляйте фразы, когда карапуз замолчал, и увидите, что ребенок будет на реплики отвечать на своем детском языке.

Психоэмоциональное развитие

Для проявления эмоций кроха уже использует не только плач, но и мимику, звуки, жесты. Малыши показывают настороженность при виде незнакомого человека, проявляют осторожность при попадании в новую обстановку. Ребенок нуждается в эмоциональном общении, старается удерживать внимание близких, особенно мамы. Некоторые мальчики и девочки способны проявлять нежность и ласку, прижимаясь к маме, когда сидят у нее на коленях.

Тест на развитие малыша в полгода

Проводить тестирование нужно в привычных условиях, в момент, когда кроха себя хорошо чувствует, активен и весел. В тест можно включить следующие занятия:

  1. Положите любимую игрушку на расстоянии 20-30 см от карапуза. Малыш должен перевести на игрушку взгляд, выделить среди окружающей обстановки.
  2. Общайтесь с карапузом, меняя мимику. В ответ малыш должен делать попытки повторить выражение лица: улыбаться, хмуриться, морщить лоб.
  3. Дайте крохе игрушку, а затем попробуйте ее забрать. Малыш недоволен? Крепко держит предмет? Значит, все в порядке!

Уход за ребенком в 6 месяцев

Развитие ребенка в 6 месяцев вносит изменения в детское питание и режим. Если до сих пор малыш питался грудным молоком или смесью, то к 6 месяцам вводят прикорм. Пора предлагать грудничку взрослую пищу, контролируя реакцию организма. В рационе малыша постепенно появляются каши, овощи, фрукты. Прежде чем менять питание, проконсультируйтесь с врачом. К детскому питанию нужно подходить продуманно и осторожно, ведь пищеварительная система еще не сформирована полностью. Присматривайтесь к изменениям в детском организме после введения новых продуктов.

Важно соблюдать режим дня. Приемы пищи проводите в одно и то же время, сохраняя равные промежутки. Вместо 3 дневных снов к 6 месяцам остается 2, карапуз может проспать без ночных кормлений 7 часов. Для здоровых малышей важно проводить бодрствование активно. Должно проводиться достаточное число физических упражнений. Делайте массаж, гимнастику, укрепляя мышцы спины, ножек и ручек. Между дневными снами проводите прогулки, играйте с дочкой или сыном. Гигиенические процедуры не претерпевают изменений. Чаще мойте ручки, ведь грудничок много времени проводит на полу.

Как развивать ребенка в 6 месяцев

Огромное влияние на полноценное развитие ребенка с 6 до 7 месяцев оказывают игры и занятия, которые способствуют освоению и закреплению новых навыков. Чтобы научить кроху ползать и переворачиваться, карапуза чаще оставляют на полу, где на некотором расстоянии от него находятся игрушки. Развивать речь младенца можно, читая книги, рассказывая стишки, называя окружающие предметы, цвета, форму, расположение в пространстве.

Психологи и логопеды утверждают, что мелкая моторика – это основа для развития речи. Шестимесячному малышу предложите пирамидки, кубики, грызунки. Разные фактуры материалов, яркие цвета предпочтительны для детей. Под присмотром родителей допустимо использование мелких предметов: пуговиц, фасоли, камушков, крупы. Положите элементы в мешочки и дайте крохе.

Игры

Чтобы развивать речевые навыки, интеллект, логику и способность к общению, недостаточно интересных игрушек. Только взрослый способствует росту достижений, помогает понимать окружающий мир. Для ребенка важны игры, например, вы можете предложить малышу следующие занятия:

  1. Прятки. Есть несколько способов играть. Ребенок может прятаться сам, закрывая лицо ладонями или пеленкой. Помогайте ему, пока он не научится это делать самостоятельно. Радостно приветствуйте кроху, когда «найдете» его. Взрослому можно спрятаться за занавеской или спинкой кроватки. Зовите малыша по имени, дополнительно способствуя развитию слуховых навыков.
  2. Пальчиковые игры. Известные «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Ладушки» будут полезны и интересны вашему ребенку.
  3. Игры с мячом. Небольшой мячик – ваш помощник для развития координации движений, мелкой моторики, сенсорики. Усадите малыша (если нужно, с опорой) и катните мячик так, чтобы он смог поймать его руками.

Упражнения

Когда вы делаете карапузу массаж или проводите сеанс гимнастики, включайте в процедуру ряд упражнений, направленных на физическое развитие крохи. Укрепляйте мышцы спины, живота, массируйте пальчики. Один из проверенных способов укрепить иммунитет, мышечную систему ребенка – посещение бассейна. Для дома используйте следующие упражнения:

  1. Положите кроху на спину, возьмитесь за голени. Согните в колене одну ногу, а вторую распрямите. Меняйте положение ног, укрепляя суставы, мышцы.
  2. Положите ребенка на фитбол животом. Придерживая за спину, покачивайте мяч влево-вправо, вперед-назад. Упражнение эффективно действует на мышцы живота.
  3. Разминайте и легко потягивайте каждый пальчик по очереди. Уделяйте массажу 2-3 минуты каждый день.

Видео для 6-месячного ребенка

Интернет пестрит развивающими мультфильмами, предназначенными для детей от 6 или даже 3 месяцев. Польза от такого видео сомнительна. Специалисты утверждают, что, привлекая карапуза к экрану, вы отрицательно влияете на орган зрения, в некоторой степени ограничиваете двигательную активность. Шестимесячный ребенок еще не может осознанно воспринимать происходящее на экране.

Частые проблемы

Большинство родителей сталкиваются с новыми проблемами, когда карапузу исполняется 6 месяцев. К самым распространенным неприятностям, объясняемым ранним возрастом, относятся следующие:

  1. Дискомфорт от прорезывания зубов. Десны набухают и чешутся, вызывая капризы. Используйте охлаждающие гели, специальные прорезыватели, чтобы минимизировать неприятные ощущения.
  2. Пробуждения по ночам. Часто малыши несколько раз просыпаются за ночь. Улучшить сон крохи поможет купание на ночь и кормление после него. Проследите, чтобы между последним дневным и ночным сном прошло не меньше 4 часов.
  3. Травмы. Возросшая активность приводит к тому, что шансы травмироваться у ребенка увеличиваются. Падения с кровати, удары о мебель при попытках ползти и другие неприятности родители могут предупредить, только если обеспечат постоянный контроль. Осмотрите помещение, где находится карапуз, сделайте его максимально безопасным.

Видео

Полугодовалый малыш уже оставил позади первую, самую трудную часть своего младенчества, а родители научились узнавать настроения и желания ребенка, обустроили свой быт и установили комфортный для всех членов семьи режим.

Шестимесячный карапуз начинает активно познавать окружающую обстановку, в этом ему помогает развитие его тела. С 6 месяцев ребенок свободнее двигается – управляет обеими ручками, переворачивается на живот, потом садится и начинает ползать на четвереньках. Он узнает вкус не только материнского молока или смеси, но и более взрослой еды.

С полугодичного возраста можно уже развивать как физиологические механизмы навыков ребенка, так и его умственные способности, восприятие прекрасного. Чтобы ваши старания были направлены в верное русло, разберемся, что может уметь шестимесячный карапуз.

Физическое развитие полугодовалого малыша: нормы и особенности

Нужно отметить, что каждый человек, в том числе и младенец - это индивидуальность, поэтому любые нормы развития организма оцениваются лишь примерно. Как взрослые люди разнятся по своему весу, росту и темпераменту, так и дети могут быть худыми или полненькими, приземистыми или высокими, но при этом здоровыми. Беспокоят обычно серьезные отклонения, из-за которых человек неполноценно живет и не вливается в социум.

К 6 месяцу жизни мальчик или девочка набирают соответственно 500-600 г к своему весу при рождении, а рост увеличивается на два сантиметра. В среднем вес полугодовалого малыша достигает 9 кг, а рост может находиться в пределах от 65 см до 70 см.

  • К 7 месяцу он должен спокойно перекатываться с животика на спинку и обратно . Ваш ребенок значительно более подвижным, может упасть с обычной кровати на пол, если за ним не присматривать - оставлять одного малыша можно только в манеже с защитой.
  • В возрасте 6-7 месяцев некоторые ребятки уже садятся самостоятельно или подтягиваются , держась за что-то или кого-то руками. В этом возрасте позвоночник ребенка еще не окреп, он не выдерживает веса ребенка долгое время, поэтому ваш малыш должен сидеть не более 15-20 минут за раз. Еще не время приобретать ходунки, сидячие слинги и качели (рекомендуем прочитать: ).
  • В 6 месяцев ребенок активно начинает использовать обе ручки . Вертит в них игрушки, может тянуться за ложкой во время прикорма, перекладывает предметы из одной ручки в другую.
  • По достижении полугода многие малыши начинают ползать, а некоторые даже стоять, держась за опору (рекомендуем прочитать: ) . Если ребенок еще этого не умеет, то обычно использует другие забавные способы перемещения - он может перекатываться с боку на бок, тянуться, хвататься за все ручками и подтягиваться, приподнимать верхнюю часть туловища, лежа на животике, пытаться что-то схватить.
  • В этот период важно не ограничивать физическую активность младенца: старайтесь часто оставлять его свободным от одежды на пеленальном столике, выкладывайте на кровати или на одеяле на полу, чтобы ребенок мог подвигаться столько, сколько захочет.


Активное использование обеих ручек - отличительный навык этого периода, который говорит о правильном развитии моторики и психики малыша

Еще один важный процесс, который активизируется у ребенка в шесть месяцев - это прорезывание зубов. Если малыш активно тянет ручки, игрушки и посторонние предметы в рот, стал капризным или вялым, отказывается от еды и любимых развлечений – скоро покажется первый зуб.

Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Возможность по-новому, более полноценно воспринимать окружающий мир способствует тому, что ребенок в полгода проявляет уже больше эмоций, раскрывает свой темперамент и показывает характер. Он четко фокусирует взгляд на предметах и людях, осознанно улыбается, копирует звуки, понимает, когда его хвалят или ругают. Реже плачет, а причина плача становится все чаще понятной для взрослых. Самое главное – многие малыши уже идентифицируют себя, реагируют, когда окружающие произносят их имя.

Один из наиболее популярных педиатров современности Комаровский считает, что именно с 6 месяцев можно начинать развивающие занятия с вашим сыном или дочкой в игровой форме. Выделите несколько игрушек, на которые ребенок обращает наибольшее внимание, рассказывайте простые истории, читайте маленькие сказки и стихи - ребенок будет слышать правильную речь и его собственная быстрее разовьется.

Используйте новые физиологические возможности вашего малыша, развивайте эти умения. Купите игрушки для улучшения моторики, кубики, мячи, крупные пазлы и сортеры (рекомендуем прочитать: ). Можете играть с горохом и фасолью, макаронами, но следите, чтобы ребенок сам не контактировал с мелкими предметами, ничего случайно не проглотил, ведь именно с этого возраста карапузы тянут в рот инородные предметы из-за беспокоящих десен, желания попробовать все на вкус.

Купите прорезыватели для зубов, игрушки, сшитые из разных тканей – пусть он знакомится с текстурой вещей. Полезен кинетический песок и пластилиновое тесто, пирамидки и пасочки, деревянные игрушки, книжки с картинками и музыкальные инструменты для самых маленьких. Также можно включать коротенькие развивающие видео.

Что должен уметь маленький непоседа в этом возрасте?

Шесть месяцев - возраст, когда у ребенка начинает проявляться его темперамент. Спокойные малыши больше заняты созерцанием окружающего мира и изучением своих ручек, тогда как активные детки меньше спят, все время находятся в движении, любят гулять и играться. Развитие деток с 6 месяцев протекает по-разному: один долго ползает и не торопится ходить своими неокрепшими ножками, другой сразу начинает бегать. Родители не должны выискивать в своем чаде болезни и признаки отставания.

Стандартные пункты удовлетворительного физиологического и нервно-психического развития полугодовалого малыша по доктору Комаровскому:

  • ребенок самостоятельно переворачивается со спины на животик;
  • любит делать прыжки на коленях и попе;
  • садится, если его потянуть за руки (рекомендуем прочитать: );
  • берет игрушки обеими руками;
  • гулит, кряхтит и смеется;
  • эмоционально реагирует на обращение, отмечает приход родителей, чужих людей;
  • пытается имитировать звуки, к примеру, мяуканье кошки;
  • пьет из бутылочки и ест с ложечки.

Малыш становится деятелем: он ищет сотрудничества со взрослыми, активно взаимодействует с предметами - уже не просто похлопывает по игрушкам, а умело манипулирует ими - рассматривает, достает, трясет, перекладывает из руки в руку, бросает. Родители по-настоящему имеют основания беспокоиться и обращаться к врачу, если после достижения 6-месячного возраста ребенок однообразен в двигательной активности, не реагирует на обращение, не интересуется происходящим вокруг него.

Определяем уровень развития полугодовалого малыша при помощи тестов

  • Определите развитие внимания: возьмите в руки игрушку и держите ее на дистанции 20-30 см от ребеночка. Он сфокусирует на ней взгляд.
  • Дайте своему малышу бутылочку с молоком или соком, потом предложите любимую игрушку. К 7 месяцам реакция младенца уже должна быть неодинаковой. При виде занимательной игрушки - оживление, интерес, попытка схватить предмет. При виде еды – сосательные движения, открытый ротик.
  • Когда малыш лежит, позвените прямо над ним колокольчиком или включите музыкальную игрушку, а потом медленно отодвиньте ее. Ребенок сам или с небольшой помощью взрослого поднимется, стараясь забрать игрушку.
  • Поговорите наедине с сыном или дочерью, глядя в глаза, эмоционально и меняя мимику. Карапуз должен хоть немного повторять за вами.
  • Попытайтесь отобрать у вашего ребенка любимую игрушку, которую он сейчас крепко держит в ручке и намеревается поиграть. Малыш должен упрямо держать предмет, сопротивляться, выражать свое недовольство, даже расплакаться.
  • Если вы и родные часто обращаетесь к ребенку по имени, то в возрасте полугода карапуз уже должен оживляться и реагировать на него мимикой, гулением.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.