Эстетика питания. Японская кухня: эстетика питания. Правила поведения за столом для взрослых и детей

Диетолог советует

Желающим поправиться надо есть 3–4 раза в день, в одни и те же часы. Несоблюдение режима питания, еда второпях, всухомятку, «бутербродное» питание могут нарушить пищеварение и привести к снижению массы тела.

Чтобы поправиться, позаботьтесь о своей нервной системе, душевном комфорте. Несколько увеличьте время сна, в выходные дни после обеда можно полежать в течение часа.

Как и при тучности, не занимайтесь самолечением! Это относится и к медикаментам, и к экспериментам с модными диетами. Так, некоторые люди прибегают к голоданию в расчете на то, что впоследствии усилится аппетит и результатом будет прибавка массы тела. Однако голодание, как правило, приводит к ухудшению аппетита, общей слабости.

Еще один совет. Не надо слишком долго придерживаться чрезмерно щадящих диет (протертых супов и др.), назначенных врачом на период обострения желудочных заболеваний. Такие диеты могут приводить к снижению массы тела.

В заключение напомним, что худощавому человеку, желающему поправиться, необходимо посоветоваться с врачом, чтобы удостовериться в том, что именно диета может вернуть ему нормальную массу тела.

…Нормальная и полезная еда есть еда с аппетитом, еда с испытываемым наслаждением.

И.П. Павлов

Название этого раздела, возможно, чрезмерно звонкое и многообещающее. Автор книги «Энциклопедия питания» Д.В. Каншин, выпустивший свой труд в 1885 году, обсуждая аналогичное заглавие, считал, что, может быть, было бы более правильно говорить не об эстетике, а о гастрономии питания. Слово «гастрономия» происходит от греческих слов: gaster – желудок и nomos – закон. Д.В. Каншин называл гастрономом человека, который «…умея извлечь наибольшую сумму вкусового удовольствия из данных припасов, сверх того умеет приготовить их так, чтобы они не только были вкусны, но и при этом легко усваивались желудком и доставляли нам наибольшее питание».

Не откажем себе в удовольствии процитировать и далее автора «Энциклопедии питания»: «Можно ли красиво кушать? Да, можно кушать опрятно, ловко, можно и кушанье подать красиво; и все это вместе делает такое впечатление, что садишься за стол без малейшего аппетита, а посмотрел, что и как кушают собеседники гастрономы, и аппетит явится, и покушаешь с удовольствием… Гастроном никогда лишнего не съест; он предоставляет это обжоре, которого презирает потому, что он воплощен в своем желудке, для него только живет и не знает меры еде. Гастроном нисходит к слабости лакомки, который увлекается вкусом какого‑нибудь кушанья и подчиняется своим слабостям. Гастроном допускает, что дамы могут быть лакомками и отдавать преимущества сладким блюдам… Сам гастроном всегда действует сознательно и у него тело в подчинении уму; вот почему гастрономом человек не развитой и не дальнего ума быть не может. Нужно быть очень развитым, чтобы быть гастрономом, потому что он все разбирает, все замечает, все соображает: и причины, и последствия, и способы приготовления, и форму, и вкус, и запах».



Обратившись к истории, узнаем: у древних греков и римлян, помимо поваров, были еще и гастрономы, которые изобретали новые блюда. Древнеримский полководец Лукулл вошел в историю не столько ратными подвигами, сколько главным образом необыкновенно роскошными пирами («лукуллов пир»). Еще в древние времена высоко ценилось (и не только морально) искусство повара, причем к работе поваром допускались в те времена только мужчины.

В «Энциклопедии питания» есть и такие строчки:

«…чем менее человечество удовлетворяет своему вкусу, т. е. чем хуже пища, тем сильнее пьянство, и наоборот, в странах, где хорошо едят, если и пьют вино, то пьяных встречаешь крайне редко… Вкусом называется соединенное впечатление на мозг нервов рта, языка, носа и глаз. Не язык определяет вкус; он только один из инструментов вкусовых впечатлений». Каншин считает: «…состав обеда, т. е. меню, – есть высшая школа кулинарного искусства и эстетики питания». Он пишет: «Для нас не столько важен обед, сколько то душевное настроение, которое чувствуется после него, и мы предпочитаем простой бульон и кусок курицы… чем самый изысканный обед».

В понятие «эстетика питания» входят многие атрибуты, условия комфорта во время обеда: хорошее освещение зала, удобные стулья, красивая сервировка, приятная негромкая музыка. Очень большое значение для возникновения аппетита и активизации пищеварения имеет аромат блюд.

Вновь обратимся к Каншину: «Дело не в том, чтобы давать за обедом дорогое и крайне редкое, дайте кусок хлеба, но такой, который был бы вкуснее, чем у других, и за это уже найдете признательные вам желудки… Не в деньгах дело, и не имея их, можно сделать хороший обед; сколько ни кидай денег невеже, он не добьется обеда, равного по достоинству тому, который в десять раз стоит дешевле, но к которому приложены знание, умение внимание, искусство и пр.». Можно согласиться с автором, что к понятию «эстетика питания» следует отнести все, чем отличается питание животных от питания разумного человека, и насколько нет предела разуму человека, настолько же беспредельны и требования этого разума, – требования тысячи безделиц. Но если, пишет Каншин, безделицы эти составляют весь комфорт жизни, то немудрено, что их может быть множество, и почему тогда не изучать и не удовлетворять их!

Когда мы говорим об эстетике питания, которая должна способствовать не только получению ощущения сытости, но и душевному комфорту, которая предполагает разнообразное меню, невольно обращаемся к одной из лучших кулинарных книг, многократно издававшейся в начале прошлого века. Это книга Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», включающая в себя рецепты 4163 различных блюд!

Нельзя забывать и о такой, казалось бы, небольшой детали рационального и лечебного питания, как пряности: можно назвать более 150 видов пряностей, которые получают из растений и которые вряд ли можно заменить искусственно приготовленными. Ценятся пряности за своеобразный вкус и аромат, обусловленный эфирными маслами, алкалоидами и гликозидами.

Пряности способствуют хорошему тонусу организма, выработке пищеварительных соков, повышают аппетит, активизируют пищеварение.

«Удивительное дело, – писал Стефан Цвейг, – стоит только в самое незатейливое блюдо подбавить одно‑единственное зернышко индийских пряностей – крохотную щепотку перца, сухого мускатного цвета, самую малость имбиря или корицы, – и во рту немедленно возникает своеобразное, приятное раздражение. Между ярко выраженным мажором и минором кислого и сладкого, острого и пресного начинают вибрировать очаровательные гастрономические обертоны и промежуточные звучания».

Как и всякому человеку, школьнику приходится принимай пищу в разных условиях: дома, в столовой, в гостях, в дороге и т. д. Разумеется, та или иная обстановка накладывает определенный отпечаток на внешние стороны процесса еды, но i любых условиях следует стремиться к тому, чтобы прием пищи осуществлялся аккуратно, красиво, изящно, в соответствии с существующими гигиеническими правилами.

Многими поколениями людей выработаны определенные этические и эстетические нормы поведения человека за столом, соблюдение которых доставляет удовольствие не только тому, кто принимает пищу, но и окружающим. Помимо «секретов» сервировки стола, техники пользования ложкой, вилкой и другими атрибутами будничного и праздничного застолья, воспитанному школьнику необходимо научиться красиво есть, изучить правила поведения за столом, уметь пользоваться ими в соответствии с конкретной обстановкой. Поведение воспитанного человека за столом характеризуется естественностью и непринужденностью, уважением к окружающим. Достичь этого можно при условии, если знание норм поведения за столом у человека превращаете в привычку, становится для него естественной потребностью Разумеется, само по себе подобное не приходит: здесь необходимо терпеливое и постоянное самовоспитание, настойчивое усвоение правил поведения за столом.

Итак, что же надо знать школьнику, чтобы он мог правильно вести себя за столом? Ты в гостях. Не так часто, но все же приходится иногда слышать грустное заявление подростка: «Не очень люблю ходить в гости, так как чувствую себя стесненно, не знак как вести себя за столом». Подобное откровение заслуживает внимание и наводит на размышление о том, как лучше! помочь человеку в подобной ситуации. Полезными здеа могут оказаться следующие советы: 1. Услышав любезное приглашение хозяина или хозяйка! «Прошу к столу!», не проявляй излишней поспешности, старайся занять место «получше», дети не должны садиться раньше взрослых, мальчики раньше девочек. Грубую ошибку допускает тот, кто садится за стол раньше, чем последует обычное приглашение к столу. Хорошо, если мальчик или юноша помогает удобно сесть за стол своей соседке, уступает ей то место, которое может считаться лучшим. Усаживаясь за стол, не приближайся к нему излишне близко, но и не удаляйся от него чрезвычайно далеко. Не разваливайся на стуле, не откидывайся на нем, сиди ровно, непринужденно расправь плечи, не сутулься. Когда сидишь за столом, не клади локти на стол и не расставляй их широко (локти следует держать поближе к туловищу).Во время приема пищи не говори слишком много и громко. Некрасиво (и даже опасно!) говорить и смеяться, когда рот заполнен пищей. Разговаривая с кем-либо, не отворачивайся спиной к соседу, а тем более к соседке. Неприлично разговаривать с кем-либо через соседа. Не рекомендуется вести за столом разговоры, которые i могут испортить аппетит и настроение другим, делать замечания в отношении блюд, подаваемых к столу, отказываться от них, ссылаясь на то, что кушанье тебе не нравится или оно противопоказано по состоянию здоровья. Отказываясь, от предлагаемого блюда, делай это деликатно, не объясняя причины отказа.

Находясь за столом, не старайся говорить за всех, быть’ в «эпицентре» застольной беседы: умей не только говорить, j но и терпеливо слушать. Нельзя шептаться с соседом (соседкой) - это признак дурного тона. Нежелательно слепоj следовать пословице: «Когда я ем, я глух и нем». Ледяное’ молчание так же неприлично за столом, как и неудержимое,’ разглагольствование. Если включен телевизор, не делай вида, что изображение на экране полностью захватило твое внимание и к происходящему вокруг ты полностью потерял интерес. 3. Не ешь быстро и жадно - это, во-первых, некрасиво и, во-вторых, отрицательно сказывается на твоем пищеварении. Народная мудрость гласит: «Хорошо прожуешь - сладко проглотишь». Если человек слишком быстро ест, он лишает себя удовольствия насладиться вкусом и запахом пищи, всей процедурой приема ее. Кроме того, плохо разжеванная пища хуже переваривается, может травмировать слизистую оболочку желудка и кишечника. Наконец, вид человека, не-: терпеливо набрасывающегося на еду и стремительно поглощающего её, производит на окружающих неприятное и даже удручающее впечатление. Не откусывай сразу больших кусков и вообще не наполняй рот большим количеством пищи - это некрасиво и негигиенично. Не объедайся: после приема пищи не должно быть ощущения переполненного желудка. Во время приема пищи нельзя читать, так как это неприлично и, кроме того, чтение и вообще всякое значительное мысленное отвлечение от процесса приема пищи грубо нарушает первую фазу пищеварения, которую академик И. П. Павлов назвал условно рефлекторной. Дело в том. что отвлечение от акта еды тормозит выделение так называемого’ «запального» желудочного сока, отчего процесс пищеварения ухудшается. Старайся жевать с закрытым ртом, не издавать звуков. Некрасиво чавкать, причмокивать, прихлебывать, дуть на горячую еду или напитки, громко сморкаться, стучать ложкой по тарелке или стакану. Очень некрасиво выглядит тот, кто позволяет себе за столом облизывать ложку и, что совсем ужасно- пальцы. Последнее к тому же противоречит не только этике, но и гигиене.

Некоторые считают признаком «хорошего» тона оставлять на тарелке после еды значительные количества пищи. Поступать так, значит демонстрировать свое неуважение к хозяйке, которая много труда и старания вложила в подготовку стола. 4. Как брать пищу со стола? Если хочешь достать то, что тебе необходимо, не тянись через тарелку другого, а тем более через весь стол: вежливо и негромко обратись за помощью к соседу. Плохо выглядит гость, который из общего блюда выбирает себе лучшие куски мяса или другой пищи: бери себе тот кусок, который поближе к тебе, даже если он намного хуже других. Будь джентльменом: не опережай девочек (девушек) в заполнении своей тарелки пищей, позаботься о том, чтобы твои соседки воспользовались этой возможностью раньше тебя. Постарайся деликатно помочь им в этом.

Из салатницы или общего блюда клади закуску- в свою тарелку отдельной ложкой, лопаточкой или вилкой. Ни в коем случае не пускай при этом в ход свою ложку или вилку, особенно, если ты уже начал пользоваться ими. Из общего блюда пищу бери аккуратно: не сгребай её через край блюда на свою тарелку, так как в противном случае ты можешь запачкать скатерть и придать пище в общем блюде неприятный вид. Не клади в тарелку сразу много пищи («про запас»): лучше положи поменьше, а потом добавь ещё, если в этом будет необходимость. 5. За столом могут возникнуть неприятные случайности с тобой или твоими соседями. Например, ты сделал неловкое движение и разбил бокал. Не надо из этой оплошности делать большое «событие», громко заявлять: «Я куплю такой же бокал или даже ещё лучше!» Конечно, нечаянно разбитая посуда ставит тебя в неловкое положение, но воспитанная хозяйка или хозяин помогут тебе выйти из этой ситуации традиционной фразой: «Нечаянно разбитая посуда - к счастью». Видимо, эта фраза когда-то родилась не как особая примета, а как прием, помогающий выйти человеку из неловкого положения. А. П. Чехов сказал: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-то другой». Следуя этому мудрому совету, ты не станешь «ахать» и «охать», если твоя соседка или твой сосед по столу прольет пищу на скатерть или допустит другую оплошность. При необходимости ты поможешь им выйти из неловкого положения, не привлекая к этому внимание окружающих. Случается так, что кусочек пищи роняется на скатерть: в такой ситуации следует концом чистого ножа (но не рукой) подхватить упавший кусочек и положить его на свою тарелку. В процессе приготовления пищи в неё может случайно попасть какое-либо инородное тело - кусочек волоса, косточки и т. п. Обнаружив это «тело» в пище, не обостряй на нем внимание окружающих и как ни в чем не бывало продолжай свою трапезу. 6. Как пользоваться ножом, ложкой и вилкой? Никогда и ничего не ешь с ножа, не подноси его ко рту, не накладывай пищу на вилку с помощью ножа. Не играй ножом или вилкой за столом, старайся их не ронять, но если уронил, не привлекай к этому внимание окружающих, спокойно попроси другой нож или вилку. Во время еды держи нож: в правой руке, а вилку в левой; не перекладывай их из руки в руку пока не справишься с блюдом. После окончания еды нож и вилку клади не на скатерть, а на тарелку (складывай их параллельно, ручками в правую сторону). Вилка при этом лежит выпуклостью вниз. В том случае, когда необходимо вилку и нож положить на тарелку с ещё несведенным блюдом, их кладут в перекрещенном виде. Это значит, что еда будет продолжена. Во время еды вилку держат выпуклостью кверху, если надо наколоть ею кусочек мяса, картофеля или другой плотной пищи. Если же вилкой подхватывается (как ложкой) мягкая пища, то выпуклость её зубьев обращена вниз. Держать нож надо так, чтобы кончик указательного пальца находился на границе между лезвием и ручкой ножа. Примерно так же держат вилку, придавая ей небольшой угол наклона. Излишне пускать в ход нож, если ты ешь пудинг, желе, лапшу, яичницу, омлет, макароны, вермишель, молотую или рубленую пищу. Здесь можно воспользоваться вилкой, а при необходимости ложкой. Столовые, десертные, чайные, компотные ложки применяют с учетом их назначения. Невозможно дать полный перечень строгих рекомендаций, когда за столом лучше действовать вилкой или ложкой, а взамен вилки воспользоваться руками. Все же полезно знать, что рыбу с помощью ножа не едят: это опасно, ибо ты можешь ножом раскромсать кости, а мелкие кусочки их невозможно отделить от мякоти и их придется проглатывать. Удобно есть рыбу двумя вилками. Для того, чтобы освободить рыбу от костей можно поступить иначе: в правую руку взять вилку, а в левую корочку хлеба и орудовать ими. Рыбьи кости кладут на вилку и осторожно пристраивают на краю тарелки. Так же поступают с мясной косточкой, хрящам, жилкой. Делать это надо, no-возможности, незаметно. Плеваться за столом, разумеется, нельзя, как бы незаметно ты не пытался это сделать. Ложку следует удерживать так, чтобы она сжималась большим и указательным пальцами. Её заполняют пищей не полностью. Это позволяет не проливать жидкую еду на скатерть и костюм. В рот ложку не засовывают и с конца <>ё пищу не принимают: ложку надо подносить ко рту не боком, а наискось. Чтобы уверенно и свободно орудовать ложкой, вилкой и ножом в гостях, старайся и дома пользоваться ими правильно. Тогда приобретенные умения и навыки будут закрепляться и превратятся в прочную привычку, станут естественной потребностью твоего поведения за столом, где бы ты ни находился. 7. Как есть хлеб и другие изделия из муки? Прежде всего бери хлеб из общей горки не вилкой, а рукой (это касается пирожков, печенья и т. п. но не пирожных, которые кладут себе на тарелку лопаточкой или специальными щипчиками). Когда берешь ломоть хлеба, старайся не приказать и рукой к другим кускам. От целого куска хлеба не кусают: необходимо отламывать от куска маленькие кусочки и неторопливо съедать их/ Целый кусок хлеба не следует намазывать маслом: надо от куска хлеба отломить (но не отрезать) кусочек, намазать его маслом и съесть. Если ты хочешь съесть большой бутерброд, например, хлеб с маслом и ветчиной, его можно разрезать ножом пополам. Маленькие бутерброды едят без помощи ножа (чтобы он не распался, можно воспользоваться бумажной салфеткой). Слоеные крупные бутерброды удобно есть при помощи ножа и вилки. Таким же образом поступают, когда едят куски пирога. Если ты хочешь съесть хлеб с вареньем, сначала нарежь на своей тарелке полоски хлеба, положи рядом немного варенья, намажь им кусочек хлеба и понемногу откусывай. Так же едят хлеб с медом или повидлом. Пирожное можно есть чайной ложечкой, если нет специально предназначенной для этого вилочки. Пряники, сухие пирожные допустимо брать рукой. Печенье целое не кусают, от него отламывают кусочки и отправляют их в рот. Так поступают с кренделями, куличами и другими изделиями, которые при откусывании могут крошиться. 8. Немного о десерте. Чай, кофе, компот, сладкие соки, фрукты подают к столу обычно в конце праздничной или будничной трапезы. Наливай чая, кофе в чашечку или стакан столько, чтобы жидкость не стекала по их стенкам, не разливалась, когда ты начнешь пить. Перед тем, как поднести ко рту чашку или стакан, вынь чайную ложку, положи её на блюдце. Размешивая сахар, не слишком усердствуй, старайся делать это не шумно. В тех случаях, когда к чаю или кофе подают торт или пирожные, позаботься о том, чтобы на краях стакана или чашки не оставались отпечатки губ (пользуйся салфеткой). Если торт ты запиваешь чаем, сначала проглоти то, что было во рту, а затем делай глоток чая. Не старайся пить слишком много чая или кофе (тем более крепкого) - это отрицательно скажется на нервной и сердечнососудистой системах. Если чай и кофе слишком горячие, не дуй на них, а терпеливо подожди пока жидкость можно будет пить, не обжигаясь. Сахар не клади в чашку или стакан своей ложкой, а воспользуйся той, которая есть в сахарнице с песком (для сахара в кусочках подаются щипчики). Готовясь пить чай, сначала налей заварку, а затем добавь кипяток из чайника. Компот тебе могут подать в стакане или вазочке: в первом случае пей компот как пьют из стакана любую другую жидкость, во втором случае пользуйся компотной ложечкой обычной чайной). Косточки из фруктов осторожно выплевывай на ложечку, а затем клади их на блюдечко или тарелку в одну кучку. Ты некрасиво будешь выглядеть, если косточки станешь выплевывать прямо изо рта на блюдце, а ещё хуже - в стакан или вазочку. Как есть фрукты? Правила хорошего тона диктуют пореже хвататься руками за фрукты, чаще прибегать к помощи ножа и вилки. Яблоко или грушу разрезают вдоль на четыре части. Затем, захватив вилкой кусочек, очищают его ножом от кожуры и сердцевины. Далее, пользуясь ножом и вилкой, лежащий на тарелке кусочек неспешна съедают. Чтобы очистить апельсин от кожуры, надо сделать несколько продольных надрезов до мякоти и снять кожицу. Затем ножом удаляют белую мякоть и режут апельсин на 8 долек. Не пытайся апельсин очищать от кожуры спиралеобразно. Это касается и мандарин, которые легко освобождаются от кожицы без ножа. Ягоды и виноград отправляют в рот, незаметно выплевывая косточки в кулак. Когда тебе предлагают сливы, разламывай их пальцами, а косточки складывай на тарелку. Дыни и арбузы многие едят так: режут их на ломти, а затем съедают каждый ломоть, удерживая его двумя руками. Такой способ заманчиво прост, но вид человека, жадно уплетающего подобным способом арбуз или дыню,не всегда привлекателен: следы еды остаются на щеках и подбородке, сок стекает по пальцам рук. За праздничным столом более приемлем такой прием: отрезанный ломоть арбуза кладут на тарелку, а затем отрезают кусочек мякоти, освобождают его ножом от семечек и вилкой отправляют в рот. Для дыни вместо вилки лучше воспользоваться ложечкой. 9. Несколько слов о салфетках. Во время еды приходится пользоваться салфетками - бумажными или матерчатыми. Бумажные салфетки применяются для вытирания губ и кончиков пальцев. Старайся делать это изящно, но без манерничанья. После употребления такую салфетку немного сминают и кладут на освободившуюся от еды тарелку. Матерчатая салфетка находится обычно на тарелке, будучи сложенной вдвое или «вчетверо. Она предназначена для защиты костюма или платья от возможного попадания на них капель или кусочков пищи, которые могут оставлять после себя пятна. Поэтому их кладут на колени, но не засовывают за воротник и не раскладывают на груди, как это делали раньше. Нельзя вытирать матерчатой салфеткой лицо и губы: к губам салфеткой можно лишь слегка прикоснуться, Недопустимо пускать в ход матерчатую салфетку для тоги, чтобы вытирать пустой бокал или стакан, пальцы рук. После того как ты поел, не старайся слишком аккуратно сложить салфетку и придать ей прежний вид: салфетку можно без нарочитой небрежности просто положить на стол. 10. В доме ждут гостей: как лучше сервировать стол? Приступая к сервировке праздничного стола, необходимо J иметь в виду прежде всего две главные цели: а) накрытый г стол должен быть красивым, привлекательным; б) находящиеся на столе предметы, посуда, пища, напитки расставляются так, чтобы можно было ими удобно пользоваться, не мешая другим гостям. Некоторые полагают, что праздничный стол немыслим без того, чтобы он не ломился от обилия пищи и напитков, Это мнение ошибочное. Каким должно быть число приглашенных на торжественное застолье? Этот вопрос решается в зависимости от конкретных условий, но ясно одно: необходимо учитывать наличие сидячих мест (стульев, кресел и т. д.)г количество по- ‘ суды (желательно однотипной), площадь помещения. Плохо, если вы пригласили слишком много гостей и кто-то из них волей-неволей оказывается на правах «бедного родственника», пристраиваясь на углу стола, да еще в неудобной, стесненной позе. До прихода гостей постарайся все необходимое приготовить и расставить на стол. Стол лучше накрыть белой скатертью, в центре его хорошо поставить цветы. Посуда, ложки, вилки, ножи, которыми сервируется стол, должны быть идеально чистыми. В окончательном виде стол накрывают примерно за 1-2 часа до прихода гостей, чтобы закуски и другие блюда сохраняли свежий вид. Накрывая стол, тарелки располагай на расстоянии около 2 см от кромки стола (это касается также вилок и ножей). Старайся, чтобы приборы «выстроились» в ряд по строго прямой линии, на одинаковом расстоянии друг от друга. Суповую и десертную ложку клади за тарелкой, параллельно краю стола, выемкой вверх, так, чтобы ручка ложки была обращена вправо. Справа от тарелки размещают нож (перпендикулярно кромке стола) таким образом, чтобы своим лезвием он был обращен в сторону основной тарелки. Вилка кладется слева от тарелки, зубьями вверх. Если ты хочешь положить у одного прибора 2 - 3 ножа и столько же разных вилок, размещай их параллельно между собой на расстоянии около 1 см друг от друга. Если подается только один нож, рядом с ним можно разместить и суповую ложку (правее ножа). Хлебную тарелку и мисочку с салатом (или вазочку с компотом) ставят слева от основной тарелки. На хлебную тарелку помещают полотняную салфетку. Справа позади прибора ставят стакан, фужер, бокал. К каждому общему блюду (с салатом, мясом и т. д.) подается отдельная ложка, вилка, лопаточка и т. п. Специальный нож кладут с маслом. Солонку и горчицу ставят вместе с маленькими ложечками. Чашечки или стаканы для чая и кофе подаются только На блюдце, на котором справа кладут ложечку. Чашечку или стакан в подстаканнике ставят так, чтобы ручка была обращена вправо. Не обязательно стол перегружать блюдами: часть из них можно разместить на вспомогательном столике и, по мере Необходимости, предлагать гостям. Для хозяина или хозяйки существуют определенные правила застольного поведения. Так, будучи хозяйкой или хозяином, старайся побольше времени быть с гостями. Плохо, например, если хозяйка долгое время находится на кухне и готовит там то, что можно было бы приготовить до прихода гостей. Хозяину или хозяйке не следует заканчивать свое блюдо раньше, чем это сделают гости, просить вторую чашку кофе или чая, пока гости не закончили первую. Быть гостеприимным хозяином (или хозяйкой), это не значит настойчиво, непрестанно угощать гостей, назойливо упрашивать их что-то съесть или выпить, чрезмерно расхваливать какое-либо блюдо, откровенно огорчаться, если гости или кто-то из них отказывается от какого-либо блюда или напитка. Если гости принесли торт или коробку конфет, хозяева их непременно ставят на стол. Так поступают даже в такой ситуации, когда на столе уже есть точно такие же конфеты или торт, приобретенные ранее хозяевами. Считается неприличным, если хозяин или хозяйка заводят разговор с гостями о стоимости тех или иных продуктов и напитков, которые находятся на столе. Недопустимо, чтобы хозяйка или хозяин подавлял гостей своей неудержимой болтливостью, бесконечными остротами и шутками, не давали возможности гостям говорить друг с другом и повеселиться. В заключение следует сказать, что соблюдение этических и эстетических норм поведения за столом - долг каждого школьника.

В понятие «эстетика питания» входят гигиенические правила и вся обстановка приема пищи — помещение, освещение, мебель, посуда, сервировка стола, внешний вид пищи, поведение за столом, порядок приема пищи, навыки самостоятельной еды, настроение ребенка.

Чем раньше ребенок научится правильным навыкам еды, тем лучше они закрепятся и войдут в привычку. Поэтому уделять внимание эстетике питания следует уже на 1-м году жизни.

Кормление в строго определенные часы является одним из основных правил эстетики питания. При этом появляется хороший аппетит, заинтересованность в еде, воспитывается положительное отношение к самому процессу приема пищи. Уже в первые месяцы жизни все виды «инородной» пищи (соки, фруктовые пюре и др.) необходимо давать ребенку с ложки. В последующем ребенку дают в руку кусочек хлеба, сухарь, печенье.

В возрасте 7 — 8 мес ребенок уже проявляет желание самостоятельно есть. Следует поддержать его в этом стремлении — дать в руки ложку, научить держать чашку. При этом со стороны родителей должно быть проявлено достаточно внимания и терпения, следует немного помогать ребенку, не ограничивая его самостоятельность (кормить второй ложкой). При правильном воспитании указанные навыки закрепляются и к 1 году ребенок может сравнительно легко справляться с этой задачей.

С первых месяцев жизни следует приучать ребенка к соблюдению гигиенических правил и к аккуратности. Перед едой ребенку обязательно надо вымыть руки, надеть нагрудник или повязать салфетку. Во время еды вытирать рот и руки салфеткой, следить за порядком на столе, пролитую пищу сразу вытирать, воспитывая привычку к чистоте.

Ребенка, не умеющего самостоятельно сидеть, кормят на руках у взрослого, сидящего за столом. Нельзя кормить ребенка в кровати (если он не болен). Совершенно недопустимо, укладывая ребенка спать, давать ему бутылочку со смесью, соком, чаем и оставлять без присмотра. Это может привести к несчастному случаю.

Когда ребенок уже может хорошо сидеть, во время кормления его надо сажать на высокий детский стул или специальное подвесное кресло, укрепленное на спинке стула.

Ребенка, научившегося есть самостоятельно, лучше сажать за отдельный детский столик, что обеспечивает более удобное положение во время еды. Если ребенка кормят за общим столом, то ему нужно отвести постоянное место.

Важно следить за красивой сервировкой стола, накрыть его салфеткой или цветной клеенкой, выделить для ребенка красочную посуду, поставить вазочку с цветами. Посуда должна быть легкой, устойчивой, хорошо моющейся, по объему соответствующей возрасту ребенка. Накрывая на стол, следует говорить о предстоящем приеме пищи, приятном виде, вкусе, запахе. Детей старше 1 1/2 — 2 лет надо привлекать к сервировке стола.

Во время кормления ребенка не рекомендуется ставить на стол сразу все блюда, которые предполагается дать ребенку, так как это иногда приводит к снижению аппетита, нарушению порядка приема блюд, ребенок может потребовать сладкое, отказавшись от первого или второго блюда.


«Питание детей», Е.Ч.Новикова,
К.С.Ладодо, М.Я.Бренц

Большое значение имеют поведение и настроение ребенка перед кормлением. Он должен садиться за стол спокойным, в хорошем настроении, неутомленным и не возбужденным. Поэтому непосредственно перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, далеких прогулок. Нельзя внезапно прерывать увлекательную игру и сразу начинать кормление ребенка. Необходимо за 20 — 30 мин до еды вернуть ребенка с…


Эстетика еды.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет всё то, что включает в себя понятие «эстетика питания». За время пребывания в детском саду ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (вилкой, ножом, ложкой), приобретает определенные навыки культуры питания.

Начинать прививать все эти умения необходимо с раннего возраста. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепляются и станут хорошей привычкой.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным и утомленным. Для этого воспитатели в группе должны позаботиться о создании спокойной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

За 20-30 минут до очередного приема пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия или игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи.

Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, а дежурные (начиная с 3-4 лет), принимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок должен иметь постоянное место за столом. А столы и стулья должны соответствовать росту ребенка. (маркировка)

Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого необходимо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, по объему соответствующую возрасту детей, столовые приборы. Столы застилают индивидуальными красивыми салфетками, ставят салфетницы в центр стола. Блюда подают по возможности красиво оформленными, не очень горячими, но и не холодными. Для украшения блюд используется свежая зелень, яркие овощи и фрукты.

В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, о её полезности, стараются сосредоточить внимание ребенка на еде. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать её большими кусками, съедать всё, что предложено.

Соблюдение гигиенических требований - одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Особенно это важно в группах раннего возраста, когда у малышей активно формируются и закрепляются навыки и привычки. Детей младшего возраста приучают спокойно сидеть за столом, умело пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5-2 лет едят ложкой самостоятельно, а с 3 лет - едят вилкой. В дошкольных группах детям рекомендуют давать полный столовый набор (ножи не должны быть острыми). Дети старшей и подготовительной групп должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа её как в правой, так и в левой руке.

После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами и ягодами, печеньем или конфетой.

При кормлении детей, особенно раннего возраста, необходимо соблюдать последовательность процессов, не заставлять детей долго сидеть за столом в ожидании начала еды или смены блюд. Очередное блюдо подается сразу после того, как было съедено предыдущее. Детям, раньше других окончивших есть, можно разрешить выйти из-за стола и заниматься спокойной игрой или готовиться ко сну.

Большое внимание воспитатели уделяют детям с пониженным аппетитом. При кормлении таких детей особенно важно соблюдать рекомендуемые возрастные нормы, учитывать их индивидуальный вкус и привычки. Слишком большое количество еды может только отпугнуть малыша и привести к еще большему снижению аппетита.

Также не следует кормить ребенка насильно, развлекать его во время еды игрушками, картинками, рассказывать сказки и т.п. Детям с плохим аппетитом можно перед приемом пищи предложить небольшое количество воды или фруктового сока, чтобы они могли запивать плотную пищу. При ребенке не следует вести разговоры о его плохом аппетите, избирательном отношении к блюдам, их непереносимости. Для этого очень важно пообщаться с родителями вновь поступивших детей с целью выяснения таких подробностей.

Особый подход нужен к детям с избыточной массой тела, склонных к ожирению или с развившимся ожирением. При отсутствии к ним внимания со стороны воспитателей, такие дети часто переедают. Обычно во время кормления их отсаживают за отдельные столы (по возможности), чтобы они не чувствовали себя обиженными, если их будут ограничивать в питании. Если ребенок с избыточным весом отказывается от части еды, не нужно настаивать на дальнейшем продолжении приема пищи. Таким детям не следует есть быстро - воспитатели должны следить за тем, чтобы они неторопливо ели пищу, тщательно ее пережевывая. Дальнейшие рекомендации по питанию таких детей разрабатываются совместно с родителями, педиатром, диетологом и медицинской сестрой.

Зачастую за столом приходится общаться с людьми различного возраста, пола, профессии, национальности, разного культурного уровня, психического склада и т. д. В своем поведении надо стремиться к тому, чтобы каждый из присутствующих чувствовал себя свободно и непринужденно за столом, получая удовольствие не только от вкусно приготовленных блюд, но и от хорошей сервировки, а также от общения.
Поэтому очень важно умение правильно вести себя в обществе, твердое знание норм поведения и правил этикета.


Этикет — это совокупность исторически сложившихся правил поведения человека в обществе. Правила этикета обычно складываются в тесной связи с развитием культуры народа, его национальными традициями и основаны на воспитании в людях вежливости, внимания, уважения друг к другу. Правила этикета предусматривают, в частности, умение держать себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами и т. п., умение, которым в одинаковой степени должны обладать и хозяева, и гости.
«Эстетика еды» тесно связана с красотой сервировки стола. Еда должна быть красивой до мелочей». Посуда и сервировка воспитывает эстетический вкус человека. В основе правил поведения за столом лежит соблюдение эстетических норм, удобство и целесообразность.


Так, не рекомендуется сидеть слишком далеко от края стола или слишком близко и класть локти на стол. Этим вы можете стеснить соседа. На стуле следует сидеть прямо, не нагибаясь над тарелкой. Если же вы слишком далеко откинетесь на спинку стула, то можете закапать костюм соусом. Не полагается тянуться через стол — положить блюдо на тарелку может официант. Взяв салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, нужно развернуть ее и положить на колени, чтобы предохранить костюм или платье от капель, брызг, крошек. После еды салфеткой можно вытереть концы пальцев, но для губ правильнее пользоваться собственным носовым платком. Закончив еду, салфетку, не складывая, кладут на стол.Детям салфетку заправляют за воротник.


Во время еды необходимо следить за собой, соблюдая сложившиеся правила. Неэстетичная манера есть вызывает раздражение у окружающих. Есть с аппетитом не значит есть торопливо. Если блюдо нравится, можно доесть его до конца, но некрасиво выглядит кусочек хлеба на конце вилки, которым иногда очищают тарелку от остатков блюда.
Обычно кушанье берут, пользуясь вилкой, ложкой, лопаточкой или щипцами, но ряд продуктов берут руками. Это хлеб, печенье, пирожное, фрукты и цитрусовые, сахар (если для него не положены щипцы). Такой порядок принят не случайно: эти продукты не нужно делить ножом или вилкой, они не пачкают пальцев, рука касается только одного куска, который затем кладут себе на тарелку или в чашку.



Ряд правил вызывается требованиями эстетики. Так, некрасиво откусывать от большого куска хлеба или целой булки, поэтому от них по мере надобности отламывают пальцами маленькие кусочки; иногда хлеб предварительно нарезают небольшими кусочками. При подаче икры ее предварительно кладут лопаточкой на тарелку, а затем намазывают на небольшие кусочки хлеба. Съев первый кусочек, можно намазать второй и т. д. Точно так же едят паштеты, масло, используя специальные ножи для намазывания.


Существуют определенные правила и при пользовании столовыми приборами.
Так, холодные закуски едят закусочными вилкой и ножом;
горячие из кокотницы или кокильницы — кокотной вилкой или чайной ложкой;
рыбу в горячем виде — рыбными ножом и вилкой;
горячие мясные блюда — с помощью столового ножа и вилки;
десертные блюда (пудинг, мороженое) — с помощью ложки;
фрукты — с помощью фруктовых ножа и вилки и т. п.

Ложку держат так, чтобы большой палец лежал сверху на ее ручке. Суп едят, черпая ложкой от себя, иначе можно забрызгать костюм. Зачерпывать надо столько жидкости, сколько, не пролив, можно поднести ко рту. Надо следить за тем, чтобы суп не стекал с ложки обратно в тарелку.
Ложку подносят ко рту левым широким краем.

Охлаждать суп, перемешивая ложкой, не полагается, лучше подождать, когда он немного остынет. Точно так же нельзя дуть в тарелку, чашку или ложку. Суп едят тихо, бесшумно; чтобы доесть его до конца, не возбраняется слегка приподнять левой рукой край тарелки по направлению от себя. Окончив есть суп, ложку надо оставить в тарелке. Точно так же поступают, не доев суп до конца. Клецки, фрикадельки в супе делят на части не ножом, а ложкой. Если суповое мясо подается отдельно на блюде или в миске, нужно взять кусочек, нарезать его при помощи ножа и вилки и только после этого положить в тарелку с супом. Гущу съедают одновременно с жидкостью. Добавляя себе суп, ложку оставляют в тарелке. Бульон и суп-пюре сервируют главным образом в чашке и едят обычно десертной ложкой, причем левой рукой держат ручку чашки. Из чашки допивают лишь остатки.


Пользуясь во время еды вилкой и ножом, нож держат в правой, а вилку — в левой руке.
Когда едят только вилкой, ее берут в правую руку.
Не следует брать вилку, нож или ложку чересчур близко к основанию.
Нельзя брать ложкой то, что можно взять вилкой.
Брать на вилку можно столько, сколько на ней умещается, не сваливаясь.


К помощи ножа приходится прибегать довольно часто. Им разрезают рыбную гастрономию, мясо (говядину, свинину, баранину, телятину, мясо лося, кабана, сайгака, медвежатину, зайчатину, птицу, дичь). Не стоит нарезать сразу несколько кусочков — мясо остынет и станет невкусным. Так можно резать только детям, которые еще не привыкли есть самостоятельно или умеют пользоваться лишь вилкой. Клецки, галушки, вареные овощи не режут ножом, а в случае необходимости делят на кусочки вилкой.

Если на столе котлеты, зразы, тефтели, голубцы или другие рубленые блюда, употребление ножа излишне. Их едят вилкой, держа ее в правой руке. Кусочком хлеба правой рукой можно помочь положить на вилку кусок блюда с тарелки. Такие блюда, как омлеты, овощи, запеканки, едят только при помощи вилки. Ножом, которым режут мясо, не берут соль из солонки, еду из общего блюда. В соус или иное блюдо не стоит крошить хлеб. Не сумев съесть соус с основным продуктом — мясом, птицей, рыбой, лучше оставить его на тарелке.


Если приходится временно прерывать еду, чтобы выпить воды, взять хлеба, положить кусок мяса, нож и вилку кладут на тарелку так, как их держали: нож ручкой вправо, а вилку — влево.


Окончив еду, нож и вилку кладут в тарелку параллельно ручками влево рядом друг с другом. Это знак (официанту, обслуживающим лицам) убрать тарелку.
Если кто-либо попросит передать прибор, то ножи, вилки, ложки передают ручкой вперед. Самому можно в таком случае взять прибор за нейтральную середину (например, в том месте, в котором нож соединяется с ручкой). Это позволит избежать загрязнения прибора пальцами.


Если вы пользуетесь ножом и вилкой, то все время держите вилку в левой руке, нож в правой, не перекладывая их из руки в руку. В случаях, когда к еде предложен какой-либо напиток, следует раньше проглотить то, что находится во рту и только потом запить. Хорошо до этого протереть губы салфеткой, чтобы не оставлять на стакане жирных пятен. Некрасиво доливать из бутылки только себе. Взяв бутылку или графин, сначала предложите соседу по столу. Невежливо выбирать из порций, лежащих на блюде, лучшую. Берите тот кусок, который лежит к вам ближе. Не следует обмакивать хлеб в соус, но уж если нет сил удержаться, помогайте себе при этом вилкой, а не пальцами. В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха. Если в солонке нет ложечки, соль набирают кончиком своего ножа, но нож при этом должен быть чистым.


Решительно нельзя садиться к столу с сигаретой, а на домашних приемах курить между блюдами. Позволить себе закурить можно только после полного угощения, во время кофе. В самом крайнем случае между последним блюдом и десертом - обычно в этот момент бывает небольшой перерыв по случаю перемены приборов. Но лучше подождать, пока не предложат хозяева.


Сидеть за столом следует прямо, но не так, словно вы "аршин проглотили". Нельзя класть на стол локти, особенно если вы держите нож или вилку. При еде сидят, чуть наклонившись над столом, такая же поза остается и когда вы пьете. Ложку, которой едят суп, держат в правой руке, ко рту ее подносят чуть наискось. Некоторые виды супов, бульоны и фруктовые холодные супы, которые подают в чашке, едят десертной ложкой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.