Если парень цыган а я русская. Цыганские семьи

Цыгане считаются вольным и загадочным народом, которому характерно неоднозначное отношение общества. Это обусловлено их образом жизни, традициями и обычаями. Одни не любят народность за мошенничество и обман, другие «души в ней не чают» и приглашают ее представителей на различные мероприятия и праздники, чтобы насладиться песнями и танцами. К признакам, как выглядят цыгане, относятся яркая внешность и одежда, которые выделяют их из толпы.

Характерные признаки цыган

Цыгане - многочисленный этнос индийского происхождения. Распространенное самоназвание - рома, ром (или ромалы в звательном падеже). Однако используются и иные этнонимы: финские и эстонские народы именуют цыган «черными» (кале), французы - богемцами, англичане - египтянами. Также их называют синти, мануш и так далее.

С древности народность кочует по городам и странам, не имея собственного государства.

8 апреля 1971 года на Первом Всемирном Цыганском конгрессе они провозглашены единой нетерриториальной нацией. С тех пор эта дата значится как международный день цыган. По традиции вечером они зажигают свечу и проносят по улице.

Территории, где живет народ, включает страны Европы, Северной Африки, Северную и Южную Америку, Австралию. По данным википедии, численность европейских цыган составляет 8-12 миллионов. В России на 2010 год количество представителей народности равно 220 тысячам. Во многих странах цыган мало, и они рассеяны по всей территории. Такие немногочисленные группы встречаются у хорватов или в Китае.

Однако точно сказать, сколько цыган проживает на конкретной территории, затруднительно. Это обусловлено их характерной чертой - отсутствием «правовой видимости». Цыгане и их дети живут табором, часто не зарегистрированы, не имеют документов, паспорта, числятся «без вести пропавшими».

Народность относится к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Они говорят на цыганском языке индоарийской группы индоевропейской семьи, какой распадается на ряд диалектов.

Вероисповедание цыган включает христианскую религию, ислам. Представители народности православной веры очень почитают Бога и соблюдают церковные праздники и обычаи. Значимыми событиями для христиан выступают Пасха и Рождество.

Самоназвание цыган, исповедующих ислам - Оглы.

В зависимости от территориальной принадлежности, выделяют 6 ветвей народности.

К западным цыганам относятся:


Восточные цыгане:


Помимо названных, встречаются узкие группы: британские, скандинавские кале, романичелы и так далее. В Венгрии сформировался этнос, известный как ловари. В состав большой ветви рома входят также различные группы, например, котляры, представленные на фото.

В европейский странах присутствуют этносы, близкие к цыганам по образу жизни: ирландские трэвэлерс, центральноевропейские ениши. Однако у них иное происхождение.

По-настоящему антропологически похожи на цыган индусы. Первые выделяются высоким ростом, для венгерских представителей характерны средние показатели.

Лицо и форма головы

Для цыган свойственны долихоцефалия (длинноголовость), прямой и слегка покатый лоб.

На фотографии изображен знаменитый боксер Иоганн Вильгельм Тролльман «Рукели».

Цыгана легко отличить по смуглому цвету лица, напоминающему оттенок шоколада или старого пергамента.

Глаза

Преимущественно цвет глаз у представителя народа темный, карий, возможен зеленый.

Последний особенно почитаем цыганами, поскольку характеризуется магической силой. А вот голубоглазых людей они избегают из-за «дурного взгляда», способного наслать неприятности.

На фото изображена актриса, танцовщица, певица Соледад Миранда, трагически погибшая в 27 лет.

Цыгане отличаются выразительным, пронзительным и быстрым взглядом, который вводит человека в состояние, сходное с гипнозом, помогает видеть прошлое и будущее.

Нос

Формы органа обоняния у цыган разнообразны. Преимущественно встречается нос крупного размера. При этом он бывает длинным, тонким. Форма возможна прямая или орлиная с горбинкой.

На фото представлен футболист Златан Ибрагимович.

Волосы

Для цыган признаком счастья выступают волосы - чем длиннее, тем лучше. Раньше их часто остригали изгнанным и изолированным. Поэтому женщины и мужчины стараются не носить слишком короткие прически.

Характерны темные и вьющиеся волосы, притягивающим счастье считается рыжий цвет. Также у цыган присутствуют каштановые, золотисто-русые оттенки.

На фото представлены танцовщица, модель, артистка Аделина Плахотная и певец, участник группы «Корни» Александр Бердников.

Аделина Плахотная

Александр Бердников

Во Франции встречаются Житаны - голубоглазые представители народности со светлыми волосами.

Цыгане-блондинки представлены на фото.

Внешность цыганки

Образ представительницы слабого пола у цыган отличается яркостью, обязательно присутствует выразительный макияж, пышные цветные юбки, красивые украшения из золота: кольца, броши, цепочки.

При этом современные западноевропейские стандарты красоты для них чужды - они не демонстрируют длинных обнаженных ног.

Считается, что область ниже пояса чиста только у молодых девочек до рождения детей. После она становится «скверной» и прикасаться к этому участку нельзя. Две пышные юбки до пят прикрывают «грязную» область, при этом одной недостаточно.

На фото представлены цыганки в традиционных костюмах.

Лицо

Взгляд красавицы-цыганки завораживает, в ее «алмазные» глаза можно смотреть бесконечно. Их цвет преимущественно карий или зеленый.

Волосы пышные, длинные, густые, черного, темно-каштанового, рыжего, русого оттенков. Часто вьются. Кожа обычно смуглая, но возможен и светлый окрас.

Одной из самых красивых женщин-цыганок признана актриса, модель, танцовщица Рита Хейворт.

Фигура

Хорошо рассмотреть фигуру цыганки позволяют традиционные цыганские пляски.

Такие танцы помогают отцам присмотреть девушек, кто подойдет в невесты для их сыновей.

Для цыганок характерно гибкое, изящное тело. Молодые девушки стройны, хрупки, нежны.

На фото представлена актриса и певица Диана Савельева.

Поскольку для цыган свойственны многодетные семьи, фигуры женщины к зрелости округляются, полнеют. Однако на природные изящество и грацию многочисленные роды не влияют.

Цыганские имена и фамилии

Полное имя у народности включает в себя 3-5 частей:

  • официальное;
  • светское;
  • отчество;
  • фамилию;
  • прозвище ветви семьи.

Официальное имя - это зарегистрированное в документах или полученное при крещении.

Светское широко используется при общении в повседневной жизни с цыганами или другими национальностями. Сюда относят:

  • Прозвище - своеобразная характеристика человека или происходящих с ним событий («Водяной», «Ворона»).
  • Крестильное - если оно отличается от официального;
  • Имя на цыганском или другом экзотическом языке (Тагари).

Светские имена могут совпадать с официальными или быть их сокращениями: Дмитрий - Мито. При этом человека так называют не только в детстве и юности, но и на протяжении всей жизни.

Отчество применяется, когда нужно представиться официально (при взаимодействии с госструктурами, при торжественном поздравлении и так далее).

Особенность системы имен присутствует у котляров. Они могут иметь отчество по отцу, матери или по обоим родителям.

Цыган устраивает светское имя, которое употребляют даже вдвоем с фамилией.

Фамилии применяются также, как у других европейцев. При многочисленной семье к фамилии добавляют специальное прозвище. В России оно обычно происходит от светского имени знаменитых предков.

В цыганском обществе хорошими именами считаются те, которые связаны с верой, Богом, драгоценностями, солнцем. Это Богдан (данный Богом), Злата, Вера, Драго (драгоценный), Рубина, Алмаз и так далее. Также приветствуются «цветочные» имена для женщин: Лилия, Жасмин, Роза и прочие.

Чтобы обозначить в человеке черту характера называют: Веселина (веселая), Светлана (светлая), Шанита (спокойная), Шуко (красивый) и так далее.

Происхождение

В мире

Корни цыганской народности берут начало в Индии. Об этом свидетельствует их генетический анализ. Гаплогруппа H (Y-ДНК) присутствует у цыган (60%) и коренных индийских жителей (27%). Также она встречается у таджикских, сирийских народностей, калашей, курдов из Туркмении.

Родом цыгане с северо-запада Индии и появились около 1,5 тысяч лет назад. Влияние на их язык оказали персы и греки. Родиной цыган определяют Раджастан, Кашмир и Гуджарат.

Спустя 6 веков произошла иммиграция народности в Европу, скорее всего, по причине их притеснения мусульманами. При этом отмечается смешение крови с другими национальностями. Основная часть представителей народности занимает территорию Европы, но больше всего насчитывается румынских и венгерских цыган. Их численность находится в пределах 2,5-8 миллионов человек. В Болгарии доля народности составляет 4,7% населения (370 тысяч человек). Достаточное количество представителей среди сербов.

На фото изображены цыгане в Румынии и Венгрии.

Цыгане в Румынии

Цыгане в Венгрии

Описание истории во время тирании немецких фашистов во главе с Адольфом Гитлером включает массовое уничтожение цыган, наряду с евреями.

Издавна отношение других национальностей к цыганской народности неоднозначно. До XV века европейцы были настроены к ним доброжелательно, но затем ситуация изменилась на обратную. Почему это произошло, объясняется поведением цыган: оказалось, что они воруют, обманывают, попрошайничают, чем заслужили репутацию мошенников и бродяг.

После этого началось вытеснение народности с территорий, гнобление, издевательства над ними и даже убийства. Однако через 3 века ситуация стабилизировалась, к цыганам относятся терпимее.

В народности происходит деление на оседлые касты, полуоседлые и кочевые. Последние жили в таборе, главным в котором выступал вайда - вождь. Он разрешал внутренние конфликты, представлял людей перед властями страны, где в тот момент кочевали.

Оседлые или полуоседлые приживались повсеместно, подстраиваясь под религиозные обычаи и принимая веру народа, где располагались.

В России

Пути, откуда взялись цыгане на русской земле - это балканские страны (в XV веке), Германия, Польша (в XVI-XVII веках). Появились они в XVII веке на территории современной Украины.

Увеличение численности цыган произошло при расширении границ России. При присоединении части Польши возникли польские ромы, Бессарабии - молдавские, Крыма - крымские.

До революции 1917 года мужчины занимались торговлей конями, женщины - гаданием и магией. Кочевники увлекались попрошайничеством, предсказаниями и колдовством, иногда кузнечным делом. Осевшие в Петербурге цыгане в 30 года XIX века пополняли состав хоров, многие из которых освобождены правительством от крепостного права. Популярность народа и его культуры в то время была чрезвычайно высока. Знатные люди женились на цыганских девушках.

После революции выходит указ, чтобы народ организовал образ жизни, подходящий для трудовой деятельности. Так цыгане влились в советскую семью, народности вместе сражались с врагом в годы Великой Отечественной войны.

Единственным цыганом, которому присвоили звание «Герой Советского Союза», стал Тимофей Прокофьев, морской пехотинцев. Благодаря цыгану, немцы не разгромили Николаевский десант. Он вел пулеметный огонь до последнего и даже после смертельного ранения в голову, собрав силы, выпустил очередь по подошедшим фашистам.

В 1956 году снова вышел указ, после которого основная доля кочевников приняла оседлый образ жизни. Современные цыгане наделены правами: выбирать сферу труда, получать среднее и высшее образование. Однако только единицы ими пользуются.

Происхождение цыган известно ученым, но повсеместно ходят слухи, кто они такие и откуда появились. Есть версии, что это молдаване или румыны. А то и вовсе цыгане выступают потомками затонувшей Атлантиды. Молдавский и румынский народ относится к другим этническим группам. А версия о принадлежность к Атлантиде обусловлена мистическими способностями этноса.

Народность правильно пишется во множественном числе «цыгане», несмотря на то что поэма Александра Пушкина называется «Цыганы» - это устаревшая форма.

Особенности характера и жизни цыган: обычаи и законы

В 1971 году после Всемирного цыганского конгресса приняты национальные гимн и флаг, представленный на картинке.

В качестве герба народ использует символы: колоду карт, подкову, колесо.

Для цыгании характерен вольный образ жизни. Ее представители и по сей день занимаются исконными делами: поют, красиво танцуют, гуляют, играют на гитаре, дрессируют медведей и других животных, любят гадать. При этом в общине складываются преимущественно дружные и теплые отношения.

Развеселых балагуров приглашают по заказу на праздники: день рождения, свадьбы, юбилеи.

Цыган часто представляют мошенниками, попрошайками. Их можно встретить на вокзалах, в трамваях, троллейбусах, электричках, сидящих на обочинах дорог с малыми детьми, где просят милостыню.

Они пристают к прохожим с предложением погадать, являются отличными психологами, способными втереться в доверие. Если человек разговаривает и отвечает, они внушением выпрашивают у него подаяние. При этом пострадавший добровольно отдает все деньги из кошелька.

Представляет интерес этническая группа морских цыган - баджо, кочующая по Индийскому океану. Живут они в хижинах над водой, занимаются рыбной ловлей. На сушу выходят исключительно для торговли, ремонта лодки, восполнить запас пресной воды или в случае похорон.

Однако современные молодые морские цыгане часто не желают жить по правилам предков. Они переселяются на сушу, учатся и работают в нормальных условиях, что у предыдущих поколений было не принято.

О жизни цыган, правилах и традициях делают кино: «Возвращение Будулая», «Табор уходит в небо», «Цыган» и так далее. Многие актеры с мировым именем имеют цыганские корни.

Например, народная артистка России Екатерина Жемчужная, представленная на фото.

Известный актер и комик Чарли Чаплин являлся цыганом.

О принадлежности к народности многих знаменитых людей ведутся споры. Приведены данные, что известный певец Элвис Пресли родом из семьи немецких цыган, эмигрировавших в США.

Особенность жизни народности заключается в том, что ее представители зачастую или сказочно богатые, или нищие. В первом случае их дома напоминают дворцы с роскошной и дорогой обстановкой.

Во втором случае цыгане живут в крайней нищете при отсутствии элементарных бытовых условий. Часто выступают нелегалами.

Едят цыгане простую пищу, в блюдах национальной кухни прослеживаются венгерские, болгарские, румынские тенденции. Они любят курицу, баранину, говядину, супы из свеклы, квашеной капусты, готовят тумалы (тамалы) - рубленое мясо, завернутое в кукурузную лепешку, харбу - изделие из крови, печени и сала. Национальный напиток - черный чай с травами и ягодами.

Жизнь цыган наполнена обычаями и правилами, многие из которых подлежат обязательному исполнению.


У других национальностей присутствуют поверья, связанные с цыганами. Если приснился табор, сонник гласит о желании беспорядочной половой жизни с частой сменой партнеров. Сон, когда цыгане едут верхом с места на место, сигнализирует о ностальгии по прошлому. Гадалка видится к вручению судьбы не тому человеку. В целом, к чему снятся цыгане, означает поспешность решений, действий. Если ехал что-то покупать у них, это предвещает потерю денег.

Свадьба

Обряд отвечает за переход молодых парня и девушки к новому иерархическому статусу. Это причина, почему цыгане рано женятся. Если девушка 19 лет не замужем, она считается старой девой. Во сколько лет женятся молодые, часто решают родители. Девушка признается потенциальной невестой после 14 лет. Только при поздних браках учитываются чувства и выбор влюбленных.

Свадьбе предшествует обручение, которое совершают родители. При ранних браках решение о женитьбе не зависит от воли детей.

Возможен выкуп невесты, но в этом случае от нее ожидается отработка затраченных средств.

Девушка выходит замуж девственницей. Доказательство в виде окровавленной простыни предоставляется после брачной ночи. Если цыганская девушка не девственница - это считается у нации позором.

Браки между представителями народности разных государств маловероятны. Это равносильно свадьбе с не цыганом, что не поощряется цыганским законом. Повторные браки не одобряются.

Похороны

Обряд, как проходят похороны, обусловлен поверьем, что человеку в потустороннем мире требуются вещи, что и в жизни. К погребению цыгане готовятся заранее, дети копят деньги, чтобы достойно проводить родителей. Роскошной считается могильная плита внушительных размеров, где умерший изображен в полный рост.

Когда хоронят человека, родственникам или друзьям через гроб передают 3 предмета: икону (мужскую или женскую), ковер и постель. Внутрь кладут вещи первой необходимости и спиртное. На 40 дней завешивают зеркала, траур соблюдают год.

Цыганские проклятия

Ритуалы признаны несущими магическую силу и считаются среди других национальностей причиной, чем опасны цыгане. Однако далеко не всем из них свойственны мистические способности. Настоящий маг не станет попусту проводить сложные ритуалы. Поэтому проклятья от рассерженных гадалок обычно пустой звук.

Цыгане могут проклясть при нанесении обиды роду. Обычно за него плата не взимается.

Признаками наличия у человека проклятия считаются:

  • потеря или набор веса, ухудшение самочувствия, внешнего вида (стареет);
  • развитие заболеваний, которые не поддаются лечению;
  • апатия;
  • ночные кошмары;
  • верующий человек не носит крестик, отказывается от посещения церкви из-за страха;
  • скандалы в семье;
  • уход из дома домашних животных.

Для снятия порчи целесообразно использовать воду - умываться утром в реке на протяжении 12 дней, произнося специальный заговор. Также для избавления от порчи применяют кладбищенские обряды и прочие.

Цыганский закон

Представляет собой неписаный свод правил для исполнения в цыганском обществе и вне его. В настоящее время свой закон существует в каждой стране и даже внутри нее у разных видов народности.

За соблюдением следят пожилые члены сообщества, конфликты и нарушения разбирает цыганский суд, в состав которого входят авторитетные люди.

Самый страшный приговор - изгнание преступника.

Главный постулат закона - соблюдение правил и ограничений нецыганского общества при отношениях с ним.

Запрещены убийства, изнасилования, нанесение тяжелого физического ущерба.

Также озвучены правила поведения внутри цыганского общества: одежда, праздники, бытовой расклад, обзор профессий и так далее.

Распространенные стереотипы

Стереотипы о цыганах пошли от многочисленных рассказов о их жизни, историй пострадавших от мошенничества и собственных наблюдений людей, поскольку цыгане присутствуют практически в каждой стране мира.

  • Не имеют родины. Цыгане - люди без определенного гражданства, в котором им часто отказывают даже при условии рождения в данной стране. Признание народности нетерриториальной сделало их юридически «невидимыми».
  • Не любят учиться. Представители народности отдают детей в школу, чтобы научить элементарным знаниям: читать, писать, считать. Зачастую после этого ребенок бросает занятия, помогая родителям в торговле.
  • Почетным у цыган считается много пить и при этом не пьянеть.
  • Цыгане хорошие психологи, обладающие гипнозом. По этой причине их следует сторониться, гадание у них принесет больше вреда, чем пользы. Главная цель цыганки - получить доход. Способностью предсказаний обладают редкие личности, остальные создают вокруг себя магический образ: колдовские шары, карты таро и прочую атрибутику.
  • У цыган высока статистика домашнего насилия. Жена несет тяжелое бремя, подчиняясь мужу-тирану, при этом вынуждена терпеть, поскольку традиция предполагает брак на всю жизнь.
  • В семье цыган должен быть хоть один сын. Если этого долго не случается, мальчика берут из приюта, невзирая на его национальность. Это стало одной из причин, объясняющей утверждение, что цыгане воровали детей. Часто люди, увидев в таборе светлого, голубоглазого и совершенно непохожего на других ребенка, заявляли, что его украли.
  • Если у семьи двухэтажный дом, женщина не может подняться на второй этаж, если муж находится на первом

КАК ОТВАДИТЬ ЦЫГАНКУ (инструкция)

Все слышали про то, что цыганки обманывают людей. Предлагают погадать, избавить от порчи... И всего-то ничего нужно, чтобы жизнь спасти - сумму денег в платок завернуть. Естественно, чем больше - тем эффективнее защита. А потом деньги исчезают мистическим образом в известном направлении - в кармане гадалки или её подружек.

Кажется, что никто не поведётся на такой простой развод. Но тут уже в силу вступает так называемое нейро-лингвистическое программирование. Цыганка много и правильно говорит, тем самым затуманивая сознание.

Есть способ не попасться на удочку.
Не просто слушать, развесив уши, а неожиданно задавать дурацкие вопросы, тем самым сбивая мошенницу с накатанного плана. Теряются они сразу! Послушал я этот совет, и запомнил.

Шёл не так давно мимо Финляндского вокзала, весь в свои мысли погружённый. А тут сбоку выскочила цыганка замызганная и как давай без остановки тараторить:
- Вай, милый, дай сигарету, а я тебе правду всю про тебя скажу. Как звать, как жить, как врагов отвадить и друзей прибавить. Всё расскажу, ничего не утаю...

Абсолютно не думая, достал пачку, протянул сигарету. А она продолжает:
- Вижу, что живёшь плохо, но станет лучше, если меня слушать будешь. Будет достаток и любовь, будет карьера и уважение…

Безостановочный поток слов даже немного завораживал. Честно! Пока не прозвучала «кодовая» фраза:
- Ты денюжку возьми, в платок положи, я погадаю, поколдую, и всё будет, как хочешь.
Ты добрый, честный. Сигарет не жалеешь. И судьба для тебя жалеть не будет.

Тут-то я и включился. Ах ты ж, сволочь, думаю! Будет тебе платочек с баблом! Делаю страшные глаза, набычиваюсь весь, к её лицу нагибаюсь и говорю (только не смеяться):
- Имени Христа тебе не слышать. А Христу тебя не видеть! Скроет очи его пелена, а с глаз Сатаны спадёт. Сатана посмотрит, Сатана прикажет. Как скажет - сделаешь. Как скажет - умрёшь. Будешь во тьме ходить, не видеть света. Будешь детей своих в пасть Нечистому
с радостью отдавать. Будешь слепа и глуха. Будешь грязна и убога. Будешь в Аду гореть!
Не знать тебе счастья. Не знать тебе любви. Будет так, как я сказал!

Потом еще что-то пробормотал, пострашнее… Рукой замысловатый жест сделал. Отвернулся и пошёл своей дорогой.
Цыганка глаза выпучила и стоит, вслед смотрит...
А потом вдруг взяла и за мной побежала:
- Стой! Подожди! Сними проклятие! Ну сними, дорогой. Я всё сделаю!

Во как! Поверила! Стою и смотрю на неё мрачно.
- Денег дать? На! Возьми… - протянула рублей пятьсот.

Я деньги взял, и сказал:
- Брысь отсюда, червина! Чтоб я тебя не видел. Увижу ещё - на следующий день ослепнешь!

Боже мой, как она чесанула от меня! Юбки подобрала и убежала. Вот так, оказывается, они тоже боятся. И на них тоже влиять можно...
Может, я и не прав, но виноватым себя не чувствую. Ни за тот бред, что говорил, ни за деньги, что взял. Если ещё такая ситуация будет - сделаю так же, а может, ещё что придумаю… Поэффектнее…))

А за всем этим мент смотрел, курил. Глаза по восемь копеек!!!
Говорит:
- Ишь ты! Шоб цыганку, да так шустро!...
А у меня выражение лица ещё измениться не успело.
- Эй, ты только на меня так не смотри, ладно? Я что, я ничего. Просто тут стою, курю…

И этот испужался... Да ещё так смешно. Глазки выпучил и рот открыл…
Улыбка пробивается, но всё же нашёл я в себе силы мрачно отвернуться и только потом за углом рассмеяться. Ну, чтоб не портить впечатление… Заодно и карманные деньги на пиво и сигареты заработал…

Окутанные легендами и домыслами, цыгане зачастую кажутся нам какими-то сказочными существами. К цыганкам ходят гадать, но пугают ими детей, пляшут «цыганочку» и любят цыганскую музыку, но стараются держаться подальше, встретив на улице.

Накануне Международного дня цыган, который отмечается 8 апреля, мы смогли уговорить цыганку Ольгу Иванову, которая живет в Чапаевске, рассказать нам про традиции своего народа.

Чтобы добраться до Владимирского поселка, нужно проехать на электричке мимо вокзала и выйти на следующей станции 1053 километр. Если повезло оказаться в первых вагонах, то получится выйти на бетонный перрон, а вот остальным приходится спрыгивать прямо на насыпь из щебня и идти по раскисшей весенней грязи.


Сам поселок появился еще в начале прошлого века, здесь жили рабочие заводов по производству пороха и химического оружия. Теперь дома заняты преимущественно цыганами и выходцами из бывших союзных республик, сбежавшими в Чапаевск в поисках лучшей жизни.

Передвигаться по поселку из-за весенней распутицы лучше на болотоходе, но в маленьком домике Ольги очень чисто и уютно и совсем не похоже на быт цыган, с которыми мы встречались в таборе возле села Яицкое. И различий очень много — начиная с диалекта, заканчивая основополагающими традициями.

- Мы — русские цыгане, — рассказывает Ольга. — Никакие не «русские рома», кто это придумал? Мы так и называем себя — «русские цыгане». У нас народов много, мы даже между собой не можем общаться на своем языке, мы разговариваем по-русски.

- У нас, например, как у русских хоронят. Только стол не убирается, день и ночь люди идут. На третий день хоронят, ну или на четвертый-пятый, если кого из родственников ждут. А вот у нас зять умер из и удивление взяло, что на ковре лежит гроб, а не на лавках. А у нас — так же, как у русских. Только чуть-чуть побогаче! И земля у нас не падает на человека. У вас же вот сколько выкопают земли, столько и засыплют, а у нас навес. Гроб как под столом оказывается, понимаете, нет?


В каждой комнате у Ольги есть уголок с иконами. Русские цыгане в основном исповедуют православие — по крайней мере, как они его понимают. Собственные традиции и христианство сплелись в такой клубок, что родились собственные легенды.

- Мы же православные, я верю в Бога. Хотя много горя я пережила — брат утонул, дочка разбилась, но все равно в Бога верю. Мы и Рождество справляем. Приходим друг к другу, посидим. По старшинству ходим — сначала к старшим идем, а потом к младшим.

Рождество, Пасха, Родительскую — все отмечаем. А своих праздников у нас нет, только православные. Русские праздники мы больно не признаем, Новый год не отмечаем.

Да, есть такой разговор, что, когда Иисуса распинали, цыган спрятал пятый гвоздь, который для сердца. Поэтому Бог благоволит к цыганам. Он сказал, что и воруют они, и гадают, и продают — и это входит в их обязанности! Но это все раньше было. Раньше же бедно жили, женщина все тащила на себе. Она и по дому, и к скотине и… весь кусок этот доставала. А сейчас и мужики работают!

Я скажу даже за своих братьев. Вот в Ульяновской области, где они жили, Петро, Платон, который утонул — там их вообще лелеяли в этой Смальковке. Даже отпускать их оттуда не хотели, они из-за меня сюда переехали.

Вот раньше чем женщина работала? Просили. Гадали. И воровали, что уж сказать. Вот даже так было. Даже такие ученые, институты кончали — подходят (погадать) к цыганке. Потом цыганка что-то берет — и она (ученая) кричит. Да ты ученая, а цыганка — никто!

Вот даже я — думаете, у меня карт нет? Есть у меня карты. Вот одна потеряла все документы, и я ей сказала — через казенный дом всё будет. И правильно, через ГАИ ей все документы нашли. Вот что я за вас скажу. Вы простой человек и доверяете людям, сколько раз обмануты были.

Я пытаюсь вернуть разговор на традиции и взаимоотношения между цыганами и другими народами. Но Ольга говорит об обидах неохотно. Главная ценность цыган — это семья, и все воспринимается через личные и соседские взаимоотношения.

- Не хочу обидеть, но русский народ… он с тобой поест, попьет, а идет по улице — и не скажет «здравствуй». У меня сосед, мы с ним каждый год воду делаем, идет с женой по улице — ну что ты, боишься «здравствуй» сказать?

Это такая часть народа, которая потеряла свои традиции. Вот тут мы дружим, а вышли в город, встретили цыганку — и прошли мимо.

Или вот идут навстречу с ребенком, мальчишке лет 6 от силы. И одета я не то чтобы по-цыгански совсем, ну юбка длинная, все такое. И он говорит: «Ой, бабушка, смотри, цыганка идет! Пойду к ней погадаюсь!» Это же так настраивают. А раньше детишки собирали камни и кидались.

Один цыган украл — на остальных думают, что все такие. Вы спрашиваете, что просить — это традиция. Да как нужда заставит. Никто из нас, семерых, никто, кроме меня и сестры, не знал, как милиция открывается. Никогда ни за что не привлекались, работали и работают.

Я за свою маму расскажу. Она женщина была очень простая, ни гадать не умела, ни воровать. Отец у нас лошадей воровал, а она не могла так. Мы стояли у церкви. Она только циферки знала и буковки. Но всех нас семерых все же научила. Мы же по два, по три класса кончили. Но ни один родитель не пошлет своего ребенка воровать.

Женская тема у нас становится главной в разговоре, и я спрашиваю о браке.

— Ну что сказать, у всех по-разному. В Стромилове в 13-14 лет выдают замуж. У меня одна дочь вышла на 21-м году, другая — на 18-м году, Рада — на 17-ом году. Я выходила на 16-ом году, меня родители отдали в 1976 году. Отдали и так мы жили, пока не умер. Родители понимали, где их ребенок может лучше жить, отдали в более богатую семью. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был устроен.

Стромиловские (цыгане из Яицкого), они один раз замуж выходят и всё. Но там родители еще калым берут. А у нас, если есть возможность, сделай девичник. Жених делает или совместно как-то. Нас они считают за русских.

Чтобы выйти замуж не за цыгана, нужно переступить свой закон, хотя женятся и уходят. И живут иначе, конечно. Но вот даже то, что мы с вами сидим и общаемся — из-за этого могут быть уже разговоры. Знаете, охота уже перешагнуть через это всё. Выступить в защиту своего народа и сказать: ну сделайте хоть что-то для наших детей.

Ольга с одной стороны признает, что перемены в укладе необходимы, и без «выхода во внешний мир» цыгане будут всё глубже увязать в своих проблемах. Но когда речь идет о молодежи, не желающей жить по-старому, начинает хмуриться.

- В штанах стали девки ходить, это раз. Вот этот телефон — «алё, алё» по всем ночам, ноутбук. Маленькие быстро перенимают. Что русские делают, то и наши. От традиций отходят. Могут просто взять и не прийти. Вот скажу даже за внучонка. До армии с цыганкой общался, а пришел — татарку взял. Устроился на работу инкассатором, живет там. Может, и расписался уже, я не знаю, они далеко живут.

— Это хорошо или плохо?

— Конечно плохо! Он отбился от своего народа.


Решение проблемы Ольга, как и многие другие цыгане, видит во внешнем воздействии. Ей кажется, что государство должно заставить цыган учиться и работать — тогда все наладится.

— Главное — это школа. Раньше хоть приходили, милицией пугали: «Иди в школу!» А сейчас нет этого. В городе одна школа принимает, восьмая. Она принимает все народы без различия. Очень хорошие учителя, удивительные. Вот иди в тринадцатую — не возьмут цыгана. Простому человеку в такую сложно попасть. Хотя по ЕГЭ наша школа хорошие результаты показывает.

Цыганских детей много ходит в школу, но они как учатся — день ходит, два — больной, на третий — выходной. А если бы они немножко действовали на родителей… Вот не придет завтра твой ребенок — я позвоню в милицию, и всё. Я понимаю, по семейным обстоятельствам все может быть. После меня пять человек было, я бы выучилась. Но «Оля, чего в школу не пошла? — Мама пошла в деревню просить, не с кем детишек оставить».

С одной стороны, это звучит по-детски наивно. Но цыгане мерят по себе. Неожиданно входная дверь открывается, и на пороге показывается русский парень, робко переминаясь с ноги на ногу. Ольга собирает миску котлет и передает ему.

- Заходи, Андрюш. А чего бокал не принес? У тебя там хлеб есть?

Андрей кивает, забирает миску и уходит, плотно затворив за собой дверь.

— Вот, русский пацан. Освободился в октябре. Диплом есть, паспорт, а прописки нет. Все, живет всю зиму в домике рядом. Ну а что, помогает по дому, на работу иногда провожает, снег уберет. Ну а что, бедно живет, страдает. У нас раздела нет, что сами едим, то и ему. У него дом был, а когда сидел, дом снесли. И теперь надо что-то делать. А ведь и не пьет пацан .

Ольга не называет такую помощь чисто цыганской традицией, но цыгане стараются поддерживать не только друг друга, но и соседей, и своих знакомых. Общинные традиции с одной стороны держат их в изоляции, но с другой — помогают выжить.


Поднимаем тему иерархии в цыганском обществе, и Ольга смеется:

— Я вам честно скажу, хоть на расстрел меня отведите, я так скажу — никогда не было у цыган барона! Был умный человек, у которого была бумажка (удостоверение личности). Вот к примеру, милиционер остановил (табор) и женщин спрашивает:

- Где муж?
— Разошлась!

А детишек-то полно. Вот и порхали своей одеждой яркою, и от крика милиция уже уходила. А остальные в лес убегали. Оставался только один, который бумажечку имел и говорил с милицией.

- Ты табор ведешь?
- Да, я!

Но никто его не выбирает. Просто так получается, что люди сами идут к умному человеку. Кто грамоту знает, законы, может помочь справку какую-нибудь оформить. Но и полномочий у него не так много. Вот, например, я торгую, а он не может мне запретить. Ничего он мне не сделает.

Вот меня по телевизору показали однажды, и тут же пошли ко мне за помощью — «трудоустрой меня!» А что я могу сделать? У нас же никакой службы нет, никакой помощи.

Нужно прямо объявление написать: «Цыганский народ, кто желающие идти на работу! Ваш вопрос будет решен!»

Возможно, в таком наивном призыве Ольга права. Положение цыган само по себе не может измениться к лучшему, а проблемы одного народа порождают проблемы у остальных. Человеку с двумя или тремя классами образования практически невозможно социализироваться, он не знает своих прав, не понимает обязанностей. В Чапаевске, где найти работу сложно даже образованному человеку, малограмотные цыгане оказались в бедственном положении.

Цыгане нередко вспоминают указ об оседлости от 26 октября 1956 года — «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». И если раньше меры в отношении цыган считались жестокими, то теперь всё чаще сами цыгане говорят о том, что сейчас они бы согласились на такую помощь.

Партнёрский материал, подготовленный в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области»

(На примере кочевых русских цыган и котляров XIX — XX веков).

Для начала - два факта, которые известны тем, кто читает жёлтую прессу, и действительно являются фактами.

1) За ежедневный прокорм в традиционной цыганской семье отвечает женщина.

2) Муж в традиционной цыганской семье имеет право ничего не делать.

«Баба целый день крутится, а мужик лежит, курит и чешет пузо и иногда даёт звезды обидчикам жены, и это есть древний кочевой обычай».

Как и в любом патриархальном обществе, у цыган было чёткое деление обязанностей, зависящих от возрастной категории, семейного статуса и пола. Никаких обязанностей не было у малышей; после них по разгруженности шли дети 7-12 лет и старики, которые вроде и совсем не бездельничали, и не работали особо. Уже больше работы давали подросткам. Больше всего домашней работы приходилось на молодую женщину (статус женщины, как и мужчины, зависел не от возраста, а от семейного положения), как правило, младшую невестку, а больше требований по «добыче» возлагалось на зрелых женщин, уже хорошо обучившихся ремеслу гадания (читай - умения быстро определить проблему клиента и дать меткий, хороший совет или позитивную «установку»). Прежде, чем мы перейдём к мужчине, небольшое лирическое отступление про женщин.

Котлярка с детьми в городе. 1940-е годы.

Что у котляров , что у русских цыган основным женским заработком были гадание и выпрашивание. Таким образом добывались «куски», т.е. простая пища, вроде ломтей хлеба, овощей, крупы, яиц, молочных продуктов, а также поношенная одежда, которая перешивалась, пускалась на тряпки и лоскуты (лоскуты отличались от тряпок тем, что использовались при изготовлении и починке одежды, постельного белья (!), полотенец и тканевой части шатра). В городе за гадание давали в основном деньги, как правило, «медь», т.е. мелочь - копейки, на которые на обратном пути в табор и закупалась ежедневная провизия. Но в города заходили чаще котлярки , нежели русские цыганки. Иногда женщин также просили сплясать, но в отличие от городских хоровых цыганок, для простых кочевых такой заработок был случайным, редким, и считался скорее детским. За серьёзную постоянную работу кочевыми цыганами это не считалось; хотя умение танцевать и было обязательным - но не по причине профессиональной, так сказать, ориентации. Полунасмешливое отношение к артистам, как к людям, занимающимся на постоянной основе чем-то «детским», осталось до сих пор. Кроме того, как и у русских, у цыган считается, что «творческая интеллигенция», или попросту «богема», ведёт более распутный образ жизни, чем другие цыгане. За обоснованность мнения ничего не скажу.

Перед уходом и по возвращении женщина хлопотала по хозяйству: носила воду, делала непременный чай (у русских цыган - в самоваре), кормила детей, готовила ужин (взрослые цыгане и подростки ели фактически раз в день, вечером), стирала-шила-подметала. Короче, как пишут в советских справочниках, положение приниженное, весь день по уши в хлопотах, и лично мне простую таборную женщину жалко. Впрочем, не могу сказать, что русские крестьянки не были так же по уши в хлопотах.

Ещё лирическое отступление: каждый вечер после ужина женщина отдыхала. Это был обычай - всем вместе готовить ужин (если табор не слишком большой), всем вместе его кушать, а потом всем вместе сидеть и лежать возле костра, ведя беседы, петь, играть и танцевать. Всеобщий релакс, выход напряжения, позволяющий тем же женщинам не сойти с ума от постоянных забот. Может, оттого и были молодые замужние цыганки веселей своих деревенских русских товарок. А может, это цыганский и русский стереотип - не поручусь.

Русские цыгане за чаепитием. Документальный кинокадр 1931 года.

Теперь вернёмся к простой и суровой таборной жизни.

Чай и сахар (а чай любили с сахаром вприкуску кушать) в деревнях цыганкам не подавали, он стоил денег. После удачной «работы» в городе их, конечно, могла купить и простая цыганка, но всё же обычно на бабьи заработки тут надеяться было нечего. А чай пили как минимум два раза в день: утром и вечером. Кроме того, вечером мужики любили пропустить рюмочку водочки. Причём деревенский самогон не сильно котировался, отношение к нему было настороженное. То есть, покупали водку в трактире - опять деньги. Мужик ходил в сапогах, при том, что сами цыгане их тачать не умели, а у крестьян - для людей с особо буйной фантазией - хороших сапог своего размера не наворуешься. На зиму русские цыгане вставали на постой в деревнях, ибо холодно, и тут гаданием не расплатишься. На крестины и свадьбу принято приносить подарки - «куски» и «медь» не сойдут! Потом, если ты отец жениха, то ты вообще всю свадьбу оплачиваешь, а там яства, вино, мясо - баба на столько не нагадает. Сундуки-ковры-перины, без которых кочевая жизнь тяжка, тоже тебе в окошко не подадут. И, наконец, дело чести семьи - чтобы бабы в семье ходили с серьгами и кольцами, которые заодно же приносят семье удачу. Вот тут и выступает на сцену цыганский мужик.

Краткая справка: мужик - это уже женатый цыган мужского полу. Стариков (имеющих внука от сына) тоже можно к ним отнести, но это более высокий социальный уровень. Почётный, так сказать, «мужчино».

Котляры решали эту проблему просто. Новички, не падайте в обморок - они, вообще-то, имели постоянное ремесло. Ходили по городам и весям с воплем «лудить-паять», а также изготавливали тазы-кастрюли-чайники-корыта и продавали сию полезную в хозяйстве хрень, самолично расхаживая с ней по дворам и улицам. Летом они добирались и до относительно северных городов, зимой кочевали всё больше по югам Российской Империи, поскольку снимать помещение в Румынии, откуда у них корни растут, были не привыкши, не было в Румынии обычая постоя. Надо сказать, котлярский бизнес отлично процветал и при СССР, с учётом постоянного дефицита разного рода предметов необщественного хозяйства. Более того, цыганские артели освоили и работу с колхозами и заводами, производя для них по договору мусорные и кухонные баки, подносы для столовых, баллоны и прочую несложную, но нужную фигню. Отдельные умельцы, если верить рассказам, даже умудрялись делать крышки для закатывания банок (в отличие от влахов , которые эти крышки сначала где-нибудь оптом скупали, а потом уже перепродавали втридорога) на радость хозяйкам.

Котляр за работой. Конец 1980-х. Фото из книги Е.Друца и А. Гесслера.

Русские же цыгане, как известно, постоянного всеобщего ремесла не имели (разного рода хоровых, военнослужащих и рабочих в расчёт не берём, с ними, кажется, всё ясно без специальных объяснений, и к тому же, это были тогда ещё не особо распространённые профессии).

Русский цыган-коновал. Этнографическая зарисовка XIX века.

Чем же, спросите вы, зарабатывали цыганские мужики? А вы напрягитесь и вспомните русский фольклор. Нет, я не про киднэппинг. Так, а весёлые вдовушки, это уже скабрёзность и вообще «гусары денег не берут!». Ну? Ну-ну-ну?!?! Правильно! Цыгане продавали лошадей!!! Даже дворянам и государству (для армии). И были это именно русские цыгане.

А чтобы торговать лошадьми, их нужно держать и разводить. Красть тоже, конечно, забавно, я это отдельным постом раскрою, но русские люди, в общем и целом добрый народ, за украденную лошадь вообще-то убивали, потому как нет лошади - помрёшь с голоду. Так что если бы цыгане, постоянно живущие бок о бок с русскими, занимались бы в основном конокрадством, да ещё притом преимущественно у крестьян, то их бы сейчас уже не осталось . Так что как-то больше разводили... Даже если семья была слишком бедная, или мужик ленивый, и лошадей на развод не было, то для кочевья всё равно нужны были кони - возок с пожитками тащить, так что они в любом случае в семье были. Ч истили-мыли-выпасали их (причём хорошие хозяева вскакивали посмотреть, как там кони пасутся, даже ночью, несколько раз), соответственно, мужчины. И лечили - мужчины. Если вы думаете, что лечить лошадей приходится редко, то вы просто не знаете, что летом их любят кусать огромные мухи, отчего на шкуре появляются болячки. Вот эти болячки надо было обрабатывать каждый день (или так считалось, что надо), чистить - тоже каждый день. А ещё надо было чинить конскую упряжь и время от времени - возок, без которого ни с места ни сдвинуться, ни шатра не поставить. Хворост приносили подростки, а вот «брёвнышки» покрупнее, для костра или шестов, рубили мужики, они же обрабатывали шесты, полируя их. Мужики ставили шатёр и складывали шатёр (а у русских цыган это не две палки воткнуть, а хитрое и сложное сооружение на основе телеги), причём, если в таборе были вдовы или сироты-подростки, не только себе, но и им. А ещё, кстати, в таборах частенько держали свиней, их содержание тоже было на подростках - а вот когда уже свинью пора было забивать, звали мужчину. Б ольшим грехом считалось при убийстве животного на мясо его мучить, так что старались всё сделать быстро и аккуратно, и купленных на праздник коров - не знаю, как свиней - перед убийством оглоушивали.

Русский цыган с хомутом. Документальный кинокадр 1931 года.

Кадр из фильма «Последний табор». 1935 год.

Время от времени цыганским мужикам приходилось также подрабатывать возкой дров и пахотой. Что вы тут в обморок падаете? Пахотой, говорю. Это и была настоящая причина, почему цыгане становились на постой в основном у вдов - чтобы расплачиваться не деньгами. Вдовам мужской руки-то не хватает - я уж молчу про сарай подправить и посеять хлебушка, а пахать-то надо, на земледелии жизнь в деревнях держалась. Вот и заключался бартер: цыганская семья ко вдове на постой, а взамен по весне крестьянка получала конский навоз (не морщитесь, это вообще-то удобрение, оно при земледелии имеет ценность) и вспаханные поле-огород. Именно от традиции постоев русские цыгане переняли привычку к полотенцам, постельному белью, самоварам и бане, а также в отдельных случаях навыки типа вязания-вышивания. А они-там-в-Европе спрашивали - как научить, как приучить?! Личным примером, ребята, личным примером, педагогика более эффективного способа не знает.

И - да не закидают меня тапками котляры - но их предки из-за отсутствия традиции постоев переняли все те же привычки значительно позже. Что не отменяет их общей уважаемости с моей стороны.

Цыгане на рынке в Волгограде. 1967 год.

Кстати, одежда женщин и детей особо на имидж семьи не влияла. Лохмотья на детях считались нормой жизни, потому что «на них всё горит» (кто знает цыганят, подтвердит, что на них и сейчас всё горит), а у женщин одежда очень быстро снашивалась от частой (ведь целый день в пыли по дорогам и улицам) грубой стирки золой, залатать всё часто не было никакой возможности. При этом всё равно женщины старались держать марку, и одежду при изготовлении обязательно старались украсить: пуговками, оборками, бантиками, тесёмками. Шатёр также украшался, и даже круче, чем в сериалах и фильмах, потому что истинный облик киношники стремаются повторять - слишком уж театрально, зритель скажет: «слащаво!». Русские цыганки украшали шатры не только яркой каймой и сборками навеса, но и теми же бантами-лентами-фестонами-кисточками, вот так. А вы говорите - «Табор уходит в небо» слишком красочный, ага!

Кадр из ленты «Последний табор» (1935 год).
Фильм игровой, но палатка, украшенная фестонами - настоящая.

Далее, в обязанности цыганского мужчины входила подготовка к зиме. Сюда входил не только поиск места для постоя, но и добыча сена (обычно выпрашивали, так или в обмен на что-то), срочная продажа «лишних» коней (в крестьянскую конюшню больше трёх-четырёх не поставишь, а могло быть их и семь, и у восемь у одного хозяина) и покупка шуб-полушубков-тулупов на всю семью (для лёгкости передвижения по весне эти лишние в походе вещи продавались).

Кроме шестов, сами цыгане делали только кнуты, зато как делали: узорчато, сложно, от кнутовища и до ремня. Кнут был священным мужским предметом, женщина его даже коснуться не могла. Он был гордостью и украшением мужчины, он был дорогим подарком от старшего цыгана - младшему, его могли отдавать в придачу к коню - и такая «придача» здорово поднимала коню цену. Более того, кнут был вместилищем торговой удачи, своего рода талисманом!

А всё оставшееся от вышеперечисленного время, напомню, цыган действительно пользовался своим правом отдыхать и ничего не делать.

Как же изменилась жизнь мужчины в цыганском обществе после оседания?

А очень по-разному.

У котляров она изменилась несильно. Многие из них продолжают работать с «жестью», другие расширили традиционные профессии до возни с автомобилями и ресайклинга металлолома (сбора по улицам или списанного с заводов и дальнейшей продажи-починки-сдачи). В связи с этим припомню очень понравившуюся фразу от котляров :

Зря руска рома рожу-то кривят, металлолом - дело хорошее, им вон и пионеры занимались .

Стало считаться особым шиком, чтобы семья жила полностью за счёт мужчины, теперь это считается признаком особой крутости и профессиональной успешности. Жена-гадалка - отныне признак бедствующей семьи, с необоротистыми мужчинами. При этом на сторонний взгляд кажется, что мужики - трутни трутнями, ведь они нигде не работают, а за металлоломом или с баками-корытами не каждый день ездят.

У русских цыган изменение роли мужчины пошло по двум разным сценариям. Когда стало незачем делать шесты и некому чистить шкуру, в одних семьях мужики нашли аналоги этим занятиям и стали «мужской рукой в доме», а также продолжали зарабатывать деньги в семью, только уже новыми способами (сейчас круг профессий русских цыган очень широк, как правило, это работы, требующие не более чем среднего образования, но поскольку в XX веке появились и цыгане с высшим образованием, то можно встретить инженеров, скульпторов, врачей и теде и тепе). В таких семьях мужчина на данный момент является основным добытчиком, хотя и женщины часто работают. Не работают, как правило, у бизнесменов (имеющих в анамнезе предков - крупных барышников... семейная жилка).

Цыгане. 1984 год. Фото: Борис Мужамедзянов.

В других семьях мужики спокойно сказали:

— Шатров нет, коней нет, так что делать мне нечего, могу весь день лежать кверху пузом!

И лежат, а вы что думаете. И сыновей так воспитывают. Что характерно, именно в этих семьях крайне остро стоят вопросы домашнего насилия (не имея другого способа реализоваться, проявить своё превосходство над женщиной, жён бьют смертным боем и держат в ежовых рукавицах гораздо круче, чем в семьях первого типа, женские нужды и желания ни во что не ставят), а также именно такие семьи поголовно криминализовались либо маргинизировались в дикие 90-ые,

По счастью, в наше время молодки стали соображать, что такой образ семейной жизни - не единственно возможный, и массово покидают граждан хулиганов, алкоголиков и тунеядцев в пользу мужчин первого типа или даже простой женской свободы.

На том позвольте откланяться. Надеюсь, вам понравилось!

п.с. Если кто начнёт спрашивать «А кузнецы-то, кузнецы-то где?» - а кузнечеством занимались в России сэрвы и влахи , но о них я не стала, потому что их бабушки мне пока не попадались. Зато русских цыган в России больше всего.

Иногда бывает жаль, что у нас нет большой многочисленной семьи, где все друг другу помогают, всегда поддерживают и стоят горой друг за друга. Однако приятно собираться большой семьей за столом на праздники, видеть родные и близкие лица и знать, что в любое время к тебе придут на помощь.

Цыгане по своей сущности являются кочевниками, но в современном мире очень редко можно встретить такие кочующие с одного места на другое, таборы. У них не принято жить отдельно и часто в одном месте проживают все члены огромной цыганской семьи: бабушки, дедушки, сестры, братья, тети и дяди.

В прошлые времена, когда цыгане собирались в таборы, свадьбы оговаривались уже тогда, когда дети еще только начинали ходить. Родители полностью решали судьбы своих детей, и свадьба тогда уже была простой формальностью, общим пышным торжеством.

У цыган существовал обычай похищение невесты, но это было очень опасное занятие, потому что в том случае, если жених сможет увезти свою любимую так далеко, чтобы их не поймали, тогда через какое-то время их признают мужем и женой. Если же вора цыгана поймают тогда уже не избежать жестокой расправы над смельчаком.

В настоящее время этот обычай сохранен, но он осуществляется только с согласия родственников и считается лишь дополнительной игрой, хотя выглядит все довольно серьезно. Невесту сажают на резвого скакуна и увозят ее в неизвестном направлении.

В некоторых цыганских семьях до сих родители решают судьбу своих детей, и часто происходит, что жених и невеста видят друг друга только в день собственной свадьбы. Выбор цыганской невесты определяется положением ее семьи, богатством, а также красотой самой невесты и ее способностью вести хозяйство.

Однако любовь у цыган тоже имеет место быть, а любить цыгане могут жарко и долго. Современные цыгане естественно знакомятся, как и все обычные люди, могут быть и смешанные браки, но семейные традиции и традиции цыганского народа сохранились и в настоящее время.

В обязательном порядке проводится сватовство, когда родителям невесты выплачивают солидный выкуп. Однако часть этого выкупа потом все равно возвращается молодоженам в качестве свадебных подарков.

Подарков цыгане привыкли дарить очень много и если еще учесть безумное огромное количество различных родственников, то можно сказать молодожены будут практически обеспечены полностью всем необходимым для семейной жизни. Во время сватовства от невесты требуется всего лишь ее согласие, больше от нее на тот момент ничего не нужно, все остальное решают уже родители.

Самое грандиозное событие – это цыганская свадьба. На свадьбу съезжаются все родственники, поздравляют молодоженов и дарят подарки. Застолье является заключительной частью свадьбы, после чего молодые становятся официально мужем и женой.

Для цыганской девушки главное выйти замуж девственницей. Этот факт устанавливается после брачной ночи, когда мать невесты демонстративно выносит простыни, испачканные кровью, на обозрение всей семьи. До сих пор ни одна цыганская девушка не опозорила свою семью близкими отношениями с другим мужчиной.

В цыганской семье оба супруги равны, все обязанности распределяются всегда поровну и обычно семьи цыган очень крепкие. Между супругами возникает взаимное уважение, они живут, душа в душу и воспитывают своих многочисленных детей в любви и уважении к родителям и старшему поколению.

Если же цыганская жена не справляется со своими обязанностями хозяйки и матери, муж в праве выгнать из дома такую женщину, раз она не способна держать на себе дом. В свою очередь, жена может пожаловаться на мужа главе семьи, если муж поднимает на нее руку или ведет себя недостойно.

В любом случае, свадьба для цыган является очень важным моментом в жизни. После свадьбы молодожены какое-то время могут жить со своими родителями, но со временем обзаводятся собственным жильем. Однако все расходы, связанные с оплатой с покупкой жилья для молодых берут на себя родители, а также полное обустройство дома.

Цыгане всегда рады появлению ребенка в семье, даже, несмотря на то, что с появлением каждого очередного младенца расходы семьи увеличиваются. Это никогда не останавливало цыган, потому к детям они относятся с любовью и очень редко наказывают своих детей. С самого раннего детства детей начинают приучать к труду и к суровой правде жизни. В них воспитывают любовь и уважение к традициям семьи и традициям народа.

Финансовыми вопросами у цыган обычно занимается мужчина, любыми способами стараясь заработать достаточно денег для того, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Однако и женщины тоже стараются быть полезными и зарабатывают на жизнь тем, чем могут, а именно своими способностями, которые передаются из поколения в поколение – тайна гадания.

Цыганки помогли многим людям найти свой путь в жизни или исправить свою жизнь и те, кто столкнулся с настоящей цыганкой, никогда не забудут ту помощь, которую она оказала.

Кроме свадьбы семьи цыган всегда собираются по праздникам вместе, и за столом всегда собираются все родственники, считая даже самых маленьких детей. Отмечаются все семейные торжества, юбилеи, дни рождения, а также все традиционные праздники. Они празднуются в том месте, где проживают цыгане. Несмотря на то, что застолья собираются довольно часто, цыгане пьют очень мало, увидеть пьяного цыгана большая редкость.

Кроме праздников случаются и неприятности, и несчастные случаи. В такие моменты вся семья приходит на помощь пострадавшему, и каждый вкладывает свой посильный вклад при болезни ребенка, одного из родственников и также в случае смерти.

Похороны для цыган это тоже своеобразный ритуал, когда можно наблюдать очень интересные традиции. На похоронах за столом мужчины и женщины всегда сидят отдельно, а в похоронной процессии нельзя идти парами, потому что считалось, что одна смерть может привести ко второй. На обратном пути нельзя оглядываться назад, чтобы душа покойника не могла взять за собой оглянувшегося.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.