Что умеет ребенок в 1 и. Развитие ребенка в год: советы родителям

Общаясь с другими мамами и их детьми непроизвольно сравниваешь своего ребенка с его ровесниками. И очень сильно переживаешь, если твой ребенок в чем-то уступает соседскому малышу. Масла в огонь часто подливают родственники и знакомые «осведомленные» о том, что должен уметь ребенок в этом возрасте и рассказывающие о каких-то фантастических малышах, умеющих в год чуть ли не читать стихи.

Помимо этого в Интернете много статей с перечнем того, что должен уметь малыш в 1 год, после прочтения которых складывается впечатление, что твой ребенок безнадежно отсталый.

Надо понимать, что у каждого ребенка свои индивидуальные темпы роста и развития. Однако есть определенные возрастные нормы и, если те или иные навыки и умения не сформируются у ребенка к 1 году, то можно говорить о задержке развития.

Давайте попробуем разобраться, что же всё-таки должен уметь годовалый малыш. Ниже мы собрали таблицу развития ребенка в 1 год.

Физическое развитие ребенка в 1 год

По данным ВОЗ средний рост девочек в 12 месяцев составляет 74 см (границы нормы от 71,4 до 76,6 см) при весе 8,9 кг (границы нормы от 7,9 до 10,1 кг).

Средний рост мальчиков в 12 месяцев составляет 75,7 см (границы нормы от 73,4 до 78,1 см) при весе 9,6 кг (границы нормы от 8,6 до 10,8 кг).

Нормы ВОЗ разработаны с учетом того, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, набирают вес медленнее ровесников, находящихся на искусственном вскармливании.

Также хотелось отметить, что к году у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна, показатель того, что зуб скоро появится.

Таблица развития ребенка приведена на основе издания доктора медицинских наук, профессора - Шабалова Николая Петровича.

Развитие ребенка в 1 год соответствует норме если он умеет:

  • ​Уверенно самостоятельно сидеть.
  • ​ Активно ползать (за исключением малышей, которые начинают вставать и ходить, минуя период ползания, что также является вариантом нормы).
  • ​Лазить по лестнице вверх или вниз.
  • ​Забираться на невысокие предметы, мебель.
  • ​Вставать на ножки из любого положения и уверенно стоять на них.
  • ​Ходить при помощи взрослого, держась за одну или две ручки.
  • Кушать с ложки, пить из чашки. Предпринимать попытки самостоятельно пить из чашки и есть ложкой.
  • Держать в руках нетяжелые предметы и перекладывать их с места на место.
  • Показывать рукой на интересующий предмет (указательный жест).

Развитие речи ребенка в 1 год. Умственное и психологическое развитие соответствует норме если он:

  • Понимает значение хотя бы 10-30 слов.
  • Понимает простые бытовые инструкции, типа «найди», «дай», «отнеси».
  • Понимает понятия «можно» и «нельзя».
  • Понимает, когда его хвалят или ругают.
  • Выражает свои эмоции. Плачет или сердится, если его ругают. Радуется, увидев близкого взрослого.
  • Различает интонации голосов и выражения лиц и по-разному на них реагирует.
  • Узнает голоса и лица членов семьи.
  • Реагирует на своё имя, знает имена близких людей или заменяющие их слова «мама», «папа» и т.п.
  • Знает и реагирует на некоторые бытовые звуки - шум машины, лай собаки, звонок телефона.
  • Проявляет интерес к своему изображению в зеркале.
  • Несколько минут удерживает внимание на одном действии, например, рассматривание картинки в книжке или просмотр мультфильма.
  • Лепечет, повторяет слоги, подражает различным звукам, повторяет звуки за взрослыми.
  • Подражает действиям взрослых.

Что действительно должно насторожить в развитии ребенка 1 года:

  • Речь малыша лепетная, практически нет слогов, он не использует слова.
  • Его не интересуют игры с другими детьми.
  • Не стремится подражать действиям взрослых.
  • Не прислушивается к звукам музыки, к речи взрослого.
  • Не обращает внимания на свое отражение в зеркале и не гримасничает.
  • Игры ребенка носят разрушительный, а не конструктивный характер.
  • Не может выполнить простейшие просьбы взрослого, например, найти или принести.
  • Не может удерживать в руках игрушки и не может их подать по просьбе взрослого.
  • Не умеет ползать на четвереньках (некоторые дети предпочитают ползать по-пластунски, но если надо, то становятся на четвереньки).
  • Не может сделать несколько шагов держась за руки взрослого или ходит с поддержкой за счет опоры на носки.
  • У ребенка выраженное ограничение действий у той либо другой руки.

Если родители заметили один или несколько перечисленных выше признаков, то следует обратиться за советом к педиатру. Надеемся такая таблица развития ребенка в 1 год поможет вам разобраться, что должен уметь малыш.

Содержание статьи:

Первый год жизни – это особый период в жизни малыша и его родителей. В это время кроха очень интенсивно развивается, ни в каком другом периоде вы не заметите такого стремительного темпа изменений. Однако, чтобы развитие ребенка в 1 год соответствовало норме, родители должны прилагать свои усилия. Ведь дети, с которыми занимались с первых дней жизни развиваются быстрее своих сверстников, чем невероятно гордятся родители.

Что должен уметь ребенок в 1 год

Первый год очень непростой для новорожденного, ведь ему нужно освоить массу навыков. В 12 месяцев малыш обладает базовыми умениями:

Наблюдает глазами за тем, как перемещается объект (луч света, мама, домашнее животное).

Следит за источником громких или мелодичных звуков (погремушка, мелодия).

Улыбается близким людям.

Держит головку в вертикальной позиции.

С лёгкостью переворачивается со спины на живот и наоборот.

Тянет ручки к интересующей игрушке.

Самостоятельно сидит.

Начинает гулить (произносит цепочки, состоящие из гласных и некоторых звуков, напоминающих согласные).

На эти навыки будут основаны дальнейшие достижения младенца.

Физическое развитие ребенка 1 года

К годовому рубежу кроха уже умеет сидеть, стоять, придерживаясь ручкой за взрослых или окружающие предметы. Он встаёт на ножки и активно ползает, хотя некоторые дети сразу пытаются ходить. Новорожденный может подниматься на ножки из любой позиции.

Больше всего годовалые дети любят ходить вдоль опоры или требуют водить их за одну или обе ручки. Некоторые малыши уже самостоятельно ходят, и даже пытаются бегать.

То есть, физическое развитие ребенка в 1 год стремительно развивается:

Кроха ступает по лестнице с поддержкой мамы.

Он с удовольствием ползает по лестнице под присмотром родителей.

Младенец пытается выкарабкаться на различные предметы мебели (стулья, диваны и т. д.).

Новорожденный спускается с кровати или дивана с поддержкой близких.

Крохе под силу многие «вершины», а поэтому не оставляйте его одного в комнате, где открыты окна, розетки, тяжёлые предметы, которые он может столкнуть на себя. Даже если окно высоко он может вылезть на какую-нибудь возвышенность или подтянуть свой стульчик и добраться до цели.

Если вы желаете ускорить развитие крохи, то дайте ему быть более самостоятельным. Не стоит хватать его на руки или поднимать по первому же требованию, говорите с ним на расстоянии, зовите к себе, чтобы он попытался подойти к вам. Такие «тренировки» нужны, когда грудничок хочет добраться к любой цели. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки, но основную работу позвольте выполнить самостоятельно.

Психомоторное развитие ребенка в 1 год

Умственное развитие ребенка тоже идёт вперёд семимильными шагами. Ему интересно, из чего состоит игрушка, как детали конструктора соединяются вместе и т. д.

Умения ребенка в 12 месяцев:

Собирает и разбирает пирамидку, которая состоит из 2 – 3 элементов.

Строит «башню» из двух кубиков.

Снимает и надевает крышки на кастрюли, коробки, может положить в ёмкость какой-то предмет и накрыть её.

Играется с простыми сортерами, правильно подбирает предмет (не с первой попытки) и вставляет его в отверстие.

Играет с посудкой, имитируя процесс приёма пищи.

Пытается расчесать волосы кукле, кормит её и укачивает.

С интересом играется со своей одеждой.

Берёт предмет в одну руку и перекладывает его в другую.

Берёт небольшие предметы указательным и большим пальцем.

Пытается толкать предметы перед собой (коляска, машинка, мяч и т. д.).

Старается бросать и ловить предмет, который летит (мяч, воздушный шар).

Открывает и закрывает дверцу шкафа, ящики, достаёт и складывает обратно вещи.

Пытается копировать действия других детей: копает, хлопает, стучит предметом об другой предмет.

Повторяет действия взрослых: ремонтирует что-то как папа или делает макияж, как мама.

Так выглядит программа развития мальчиков и девочек в 1 год.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в 1 год

Психическое развитие ребенка зависит от того, какие люди его окружают:

Годовалые дети чаще выражают свои эмоции с помощью звуков и мимики, а не только плачем.

Малыш активнее выражает чувства с помощью объятий, поцелуев (по отношению к родителям, игрушкам, другим детям).

Родители начинают лучше понимать язык тела ребёнка.

Новорожденный узнаёт людей, которых он часто видит, он сможет их показать в живую или на фотографии. Он сможет найти на картинке кошечку, собачку и т. д.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год выражается и в том, что он радуется возвращению папы с работы или появлению новой игрушки. Он может расплакаться, если с ним заговорит посторонний человек или он услышит от родных слово «нет».

Кроха копирует поведение взрослых, понимает интонацию, мимику родителей.

Новорожденный может выполнить простые просьбы: «дай игрушку», «покажи собачку», «где ротик» и т. д.

Не стоит на месте и творческое развитие ребенка. Он может потанцевать или попытаться подпеть под любимую песню по примеру родителей или самостоятельно.

Кроха с удовольствием играет в первые игры: хлопает в ладошки, играет в «ку-ку» и т. д.

Детишкам нравится смотреть на себя в зеркало, они могут длительное время рассматривать отображение.

Все эти навыки станут под силу вашему малышу, главное регулярно с ним заниматься.

Речевое развитие детей 1 года

В 1 год происходит активное развитие речи, ребёнок понимает, что ему говорит мама, ориентируясь на её интонацию и мимику. Чем чаще вы говорите с крохой, тем больше слов становится в его пока ещё пассивном словаре. В идеале годовалый ребёнок может произносить от 2 до 10 слов (слова и звукоподражания, например, «мяу», «мама» и т. д.).

Не стоит сразу паниковать, если ребёнок в 1 год не разговаривает. Постарайтесь чаще с ним говорить, чтобы он начал вас понимать. Если малыш продолжает упорно молчать, то его необходимо показать специалисту. Причин этому явлению может быть несколько: расстройства слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические или психологические заболевания. Многие отклонения легко компенсируются в этом возрасте, если вовремя начать лечение.

Программа развития для девочки и мальчика в 1 год:

Кроха отвечает на вопрос «Кто это?» словами: папа, мама, ав и т. д.

Малыш с удовольствием показывает знакомые ему действия, когда его просят: улыбается, машет головкой, хлопает в ладошки и т. д.

Откликается на своё имя поворотом головы или звуками.

Понимает слова «да», «нет», «можно» или «нельзя».

Чтобы ускорить речевое развитие новорожденного часто с ним разговаривайте, при этом следите за чистотой своей речи.

Навыки самообслуживания годовалых детей

Уже в 12 месяцев кроха хочет быть самостоятельным, благодаря чему у него формируются следующие умения:

Ест (или пытается) из ложечки, некоторые малыши уже освоили ложку и пробуют кушать вилкой.

Самостоятельно пьют из специальной чашечки.

Малыш пытается самостоятельно одеться, если родители никуда не торопятся, то нужно дать ему возможность потренироваться.

С удовольствием кушают твёрдую пищу (корочку хлеба, банан, детское печенье и т. д.).

Если мама учит, то малыши умеют мыть ручки и вытирать их полотенцем.

Некоторые дети с интересом осваивают горшок, любят на нём посидеть во время игры.

Мама должна объяснить крохе зачем нужен горшок, чтобы он соотносил мокрые колготки со своими естественными потребностями.

Некоторые дети издают специальный звук, который сигнализирует о том, что они хотят на горшок. Хотя у многих это происходит несколько позже. Однако мама может воспроизводить этот звук, когда будет садить ребёнка на горшок, и он быстро его запомнит.

Режим годовалого ребёнка

Родители многих детей, которые достигли рубежа в 1 год часто сталкиваются с проблемой смены режима. В этом возрасте ребёнок тяжело засыпает днём в одно и то же время, поэтому дневной отдых отодвигается на более позднее время. Как правило, так себя ведут «совы», которые просыпаются в 9 – 10 часов дня, а потом отдыхают в 14 – 15 часов. То есть, ребёнок спит 1 раз в день 2 – 3 часа, примерно с 15 до 18 часов, а ночью укладывается в 22 – 23 часа.

После подобных изменений необходимо пересмотреть режим питания крохи. Если малыш перешёл на однократный длительный дневной сон, то покормить его 5 – 6 раз не получиться. Тогда кроха кушает 4 раза, например, в 9.00 у него завтрак, в 13.00 – обед, в 17.00 – полдник и 21.00 – ужин.

Если режим новорожденного не изменился, то ничего менять не нужно.

Как развить ребенка в 1 год

Чтобы ваш ребёнок был всесторонне развитым, мама должна помочь ему в этом:

1. Носите кроху на руках всё реже и реже.

2. Читайте ему вслух, следите за тем, чтобы ваша речь звучала красиво. Можно потихоньку вводить иностранные слова, ведь мозг младенца, как губка – он впитывает массу информации.

3. Если новорожденный ползает, но ещё не ходит, то мягко подталкивайте его к этому следующим образом:

Поставьте любимую игрушку на высоту, до которой он сможет дотянуться. Когда кроха поднялся на ножки и уже тянется к игрушке, отодвиньте её немного дальше, чтобы он сделал в её сторону пару шагов. Не стоит резко увеличивать расстояние, всё делайте постепенно и мягко.

Когда кроха освоит предыдущее задание, создайте ему несколько точек в виде любимых игрушек. Пусть он переходит от дивана к стулу, от кроватки к креслу и т. д.

Часто дети боятся сделать шаг из-за страха падения. В таком случае дайте ему игрушку для равновесия, отойдите небольшое расстояние и попросите младенца принести её вам. Часто дети так делают свой первый шаг.

Во время прогулки показывайте вашему чаду детей, которые ходят самостоятельно. Кто знает, может кроха тоже захочет попробовать.

Не садите ребёнка в ходунки часто, так как это приспособление формирует неправильную осанку. Отдавайте предпочтение игрушкам-каталкам или специальным вожжам.

Если ребёнок упал, не бегите к нему сразу же, дайте ему возможность подняться самостоятельно. Если не получается, то помогите.

Кроме того, можно поиграть с малышом в сюжетные игры, например, если вы увидели на прогулке грузовой автомобиль, то попробуйте разгрузить детскую машинку кубиками. Также можно устроить целый спектакль с помощью пальчикового театра.

Развитие ребёнка в первую очередь зависит от родителей! Поэтому старайтесь больше времени проводить с ним, разговаривайте, читайте вслух, позволяйте крохе быть самостоятельным (но под вашим присмотром). Так малыш получит бесценный опыт, а вы будете приятно удивлены результатом.

Из крохотного комочка он превратился в самостоятельного человека. Но ему еще многому предстоит научиться. Часто родители задаются вопросом, что умеет делать ребенок в 1 год и как проходит развитие их малыша. К годовалому возрасту большинство детей должно овладеть набором навыков, о которых вы узнаете в нашей статье.

Физическое развитие ребенка в 1 год

Темпы физического развития малыша после 12 месяцев начинают замедляться. Рост и вес младенца будут увеличиваться теперь не так быстро, как это происходило в первые месяцы жизни. Регистрировать эти показатели необходимо каждые 1-3 месяца, чтобы убедиться, что развитие ребенка не отклоняется от нормы.

Таблица веса и роста ребенка от 1 года до 2 лет по месяцам

Месяц Девочка Мальчик
Рост Вес Рост Вес
12 (1 год) 73,8 9,5 75,5 10,3
13 (1 год 1 мес.) 75,0 9,8 76,8 10,6
14 (1 год 2 мес.) 76,1 10,1 78,0 10,9
15 (1 год 3 мес.) 77,2 10,3 79,0 11,1
16 (1 год 4 мес.) 78,3 10,6 80,0 11,3
17 (1 год 5 мес.) 79,3 10,8 81,0 11,5
18 (1 год 6 мес.) 80,3 11,0 82,0 11,7
19 (1 год 7 мес.) 81,3 11,2 83,0 11,9
20 (1 год 8 мес.) 82,2 11,4 83,9 12,1
21 (1 год 9 мес.) 83,1 11,6 84,7 12,2
22 (1 год 10 мес.) 84,0 11,7 85,6 12,4
23 (1 год 11 мес.) 84,9 11,9 86,4 12,6
24 (2 года) 85,8 12,1 87,3 12,7

Параметры роста и веса могут не укладываться в норму, это может быть как отставание в росте, так и опережение усредненных педиатрами параметров. Каждый ребенок растет и созревает по своему собственному графику. О нарушении темпов развития можно говорить лишь тогда, когда ребенок имеет аномально низкий или высокий рост/вес по сравнению со своими сверстниками.

Основные моменты по увеличению роста и веса малыша к одному году, сколько раз кушает годовалый ребенок и какие навыки он начинает осваивать в этом возрасте также рассмотрены в этом видео:

Пропорциональность тела

Внешний вид малыша в год меняется сильнее, чем размеры тела. Самые большие части тела у годовалого крохи – голова и животик, который выпячен вперед. Лицо имеет округлые, мягкие контуры. Ручки и ножки ребенка относительно тела короткие, мягкие, без намека на мускулистость.

Увеличение объема головы

Окружность головы в этом возрасте достигает 46,6 см и к полутора годам увеличивается до 47,9-48 см. На протяжении второго года жизни объем головы может увеличиться на 2,5 см. К двум годам размер головы малыша будет составлять почти 90% от стандартного размера головы взрослого человека.

Количество зубов

Данный показатель в больше степени зависит от наследственности. Немалое значение имеет и достаток кальция в организме. В среднем цифра может варьироваться от 4-6 до 10 прорезавшихся зубов. Важно, чтобы в питании младенца присутствовали молочные продукты (грудное молоко, детский творожок, кефир), а также витамин Д.

На заметку! Оценить физическое развитие ребенка в один год педиатр может на основании пропорциональности, которая учитывается наряду с массой и длиной тела. У хорошо сложенного малыша окружность груди больше окружности головы на количество сантиметров, равное возрасту ребенка.

Различия в развитии мальчиков и девочек в год

По стандартным данным ВОЗ у детей разного пола различаются параметры роста и веса. Сравнить показатели с года до двух лет по месяцам можно по вышеприведенной таблице. Рост и вес в год по усредненным данным ВОЗ у годовалых малышей такие:

  • Мальчики. Вес – от 10,0 кг до 10,9 кг. Рост – от 75,3 до 78 см.
  • Девочки. Вес – от 9,0 кг до 10,6 кг. Рост – от 74,0 до 77,4 см.

Что касается навыков, то у мальчиков и девочек они развиваются примерно одинаково, хотя, по наблюдениям специалистов, девочки могут начать говорить раньше. Также некоторые исследования говорят о том, что мальчики более активны и подвижны в играх, но эта разница не слишком значительна.

Первые достижения – какие навыки ребенок осваивает к году

Зная, какие умения малыш должен освоить к 12 месяцам, родители смогут лучше понять своего ребенка и прийти ему на помощь при возникших сложностях. Стоит помнить: чем сложнее навык, тем больше времени уйдет на то, чтобы им овладеть. К примеру, первые шаги малыш может сделать как в 11, так и в 15 месяцев. Если вы замечаете предпосылки для освоения ребенком новых умений, то не за горами и настоящие успехи.

Таблица развития основных навыков у ребенка в 1 годик
Слух Узнает звуки предметов (стиральная машина, часы, телефон) и простые мелодии; пытается подражать звукам (автомобиль едет – “жжж”) и голосам животных (корова мычит – “мууу”).
Речь Произносит около 10 слов (в т.ч. лепетных); имитирует звуки из окружения.
Моторика Делает самостоятельные шаги без поддержки; приседает и наклоняется.
Игра С интересом рассматривает своё отражение в зеркале; на бумаге рисует короткие штрихи и ставит точки; по просьбе взрослого может показать части своего тела.
Эмоции К окружающим относится по-разному; реагирует на слово “нельзя”; начинает сопереживать.
Социальное развитие Ребенок понимает и выполняет простые просьбы (дай/возьми); указывает пальцем на интересующий предмет; удерживает чашку с водой и пьет из неё; вставляет ноги в обувь.

Речь ребенка в 1 год

Малыш с года начинает понимать буквально все, о чем говорит ему взрослый. Отзывчивость ребенка располагает к общению с ним. С годовалым крохой можно постепенно учиться называть предметы, цвета, части тела, не заменяя их правильное название “детским” языком. Подавая пример правильной речи с малого возраста, вы поможете ребенку научиться произносить слова с минимумом затруднений.

Основные моменты развития речи в данном возрасте:

  • Показывает пальцем предметы или картинки в книге, которые ему называют родители (“где мячик?”, “покажи собачку!”).
  • Произносит несколько простых слов (к 15-18 месяцам);
  • Выполняет простые инструкции и просьбы (“пойдем завтракать”, “принеси куклу”);
  • Пытается повторять услышанные слова;
  • Выражает отрицание, крутя головой (“нет”).

Возможно, пройдет время, прежде чем вы научитесь понимать своего ребенка, в том числе его жесты. Помните, никогда нельзя смеяться над речевыми ошибками малыша, даже если они кажутся вам забавными. Произношение постепенно улучшится, надо только быть терпеливыми и внимательными к своему чаду.

Не без трудностей: кризис 1 года жизни

В двенадцать месяцев у ребенка начинает проявляться “кризис негативизма”, который проявляет себя в полной мере к двум годам. О его существовании можно догадаться по некоторым признакам:

  • малыш демонстрирует неповиновение, упрямство, становится неуправляемым;
  • поведение ребенка противоречиво, его невозможно предсказать;
  • ярко выражено стремление к независимости и самостоятельности.

Дело в том, что ребенок в течение второго года жизни находится в постоянном стремлении делать самостоятельные шаги, но в то же время держать маму рядом с собой. Он может отойти от родителя и проверить свои способности и навыки “в деле”. Но мысль о том, что он отдельный независимый человек, пугает малыша. Ему в большой мере нужна забота и тепло, особенно когда ребенок устал, обижен, или плохо себя чувствует.

Как справиться с эмоциональной нестабильностью младенца?

Обеспечивайте ребенку как можно чаще физический контакт. Ваша цель – укрепить у него чувство защищенности и благополучия. Сидите рядом, обнимайте, будьте внимательны к настроению малыша. Реагируйте, когда он счастлив и когда расстроен. Поддержка и необходимая дисциплина помогут ребенку миновать непростой период.

Важно! Объяснять правила поведения или наказывать кроху в год – совершенно бесполезно. Ребенок вас просто не поймет, а регулярные подобные действия приведут к озлобленности и агрессии с его стороны. Лучший способ помочь годовалому крохе восстановить уверенность в себе – предоставить ему необходимую поддержку и внимание.

Еще советуем посмотреть видео с опытом молодой мамы, которая рассказывает о достижениях своего годовалого ребеночка:

5 полезных занятий для годовалого малыша

Основная цель игр с ребенком в возрасте года – это общение и удовольствие. Малышу необходимо выражать свои эмоции, развивать ловкость и моторику рук. Развивающие пособия пока лучше отложить в сторону, не стоит перегружать ими интеллект. Осваивать знания ребенок сможет с помощью крепкой базы в виде навыков, которую и необходимо для начала создать.

Игры с водой

Малыши любят плескать в воде, это факт. Чтобы совместить приятное с полезным, устраивайте пару раз в неделю водные игры. Переливание воды из стакана в стакан, плавающие утята, водный конструктор с присосками и пищащие игрушки/брызгалки – все это доставит маме с ребенком море удовольствия и поспособствует развитию навыков малыша.

Простые аппликации

Аппликации помогают развивать воображение, мелкую моторику и усидчивость. Нарежьте из цветной бумаги простые геометрические фигуры – круги, квадраты, треугольники. Покажите малышу, как из прямоугольника и двух кругов получится машина. Слегка смазав клеем-карандашом, предложите крохе прилепить нос или ушки медведю. Такие простые занятия вместе с родителем принесут младенцу много положительных эмоций.

Сенсорика с сыпучими материалами

Годовалый ребенок только начинает знакомиться с различными материалами, развивая свое восприятие ощущений. Хороший способ развить сенсорику внешнего восприятия – игры с крупой. Начните с малого: насыпьте в баночки из-под детского питания крупу или мелкие макароны, дайте ребенку их потрясти. Будем интереснее, если в каждую баночку добавить пищевой краситель. Также можно поиграть с манкой – распределите крупу на подносе и порисуйте с малышом пальчиками на ней.

Учимся лепить

Отличный способ развить мелкую моторику крохи – дать поиграть ему с кусочком обычного теста. Покажите малышу, как можно сминать тесто в ком. Делая мелкие движения кистями и пальцами рук, у ребенка формируется ловкость, стимулируется развитие мозговой деятельности.

Интересно! Для занятий подойдет и солёное тесто. Сделать его очень просто: нужно смешать 200 г муки, 200 г соли, 125 мл воды и 2 ст.л. растительного масла. Первые “поделки” малыша или отпечаток ладошки на тесте можно подсушить на воздухе и сохранить на память.

Очень хорошее видео – пальчиковая гимнастика для малышей. Полезно для развития вашего малыша:

Читаем сказки

В годик удержать внимание на книге и её прослушивании малыш еще не сможет, но он непременно обратит внимание на яркие иллюстрации. Знакомьтесь с простыми сказками – “Колобок”, “Теремок”, “Курочка Ряба”. Ребенок постепенно будет запоминать героев, а после полутора лет может пытаться воспроизводить фрагмент из полюбившейся истории. Добрые сказки с детства учат правильному поведению и навыкам общения.

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенку в возрасте 1 год обычно доступны следующие двигательные навыки:

  • подползает под препятствие;
  • вползает по наклонной поверхности, сползает;
  • залезает, карабкается на диваны, кресла, спускается на пол;
  • стоит без опоры;
  • приседает, выпрямляется, наклоняется;
  • ходит, держась одной рукой;
  • поднимается на лесенку детской горки приставным шагом (с помощью взрослого);
  • делает самостоятельно несколько шагов без поддержки или самостоятельно проходит три-пять метров;
  • подражает знакомым движениям взрослого;
  • подражает простым движениям сверстника (хлопает, трясет, стучит).

Рост и вес ребенка 1 года данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 1 год данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 1 года

Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием:

  • подражая действиям взрослого,
  • самостоятельно.

Открывает и закрывает крышечки:

  • по подражанию,
  • в самостоятельной игре.

Ставит один кубик на другой (по подражанию).

Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормит, вытирает, причесывает. Выполняет по отдельности два-три действия:

  • по подражанию,
  • в самостоятельных играх (если игровая ситуация создана),
  • по просьбе взрослого.

Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает, сыплет, ломает, тянет.
Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах.
Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 года

Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой.
Радуется заводным игрушкам, веселым играм со взрослым.

Недоволен:

  • при слове "нельзя",
  • резким тоном голоса взрослого,
  • при неумении выполнить желаемое действие.

Радуется приходу близкого человека.
Подражает мимике взрослого.
Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.
Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях.
Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.
Улыбается, узнавая фотографию близкого человека.
Проявляет интерес к картинкам в книжках.
Улыбается, подпрыгивает, "подпевает" или спокойно прислушивается к звукам музыки, к песенке.

Речевое развитие ребенка 1 года

Понимание речи:
Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого.
Показывает на одну из четырех знакомых игрушек, на одну из двух картинок после просьбы взрослого: "Покажи то-то".
Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
Выполняет просьбу: "положи", "отдай", "отнеси", "закрой", "открой".
Подчиняется словам "нельзя", "можно".
Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека).
Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает).

Машет рукой при словах взрослого "до свидания":

  • когда кто-то уходит,
  • когда уходит сам.

Разводит ручками на слово "нет".

По просьбе взрослого:

  • играет в "ладушки",
  • показывает, как что-то летает (машет руками),
  • показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),
  • прячется, играя в "ку-ку",
  • "вытирает" нос платком,
  • "вытирает" лицо, прикладывая полотенце.

Активная речь (8-12 произносимых слов):
Облегченными словами отвечает на вопрос взрослого: "Кто это?".
Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).
Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет, поет, кричит за животных).
Подражая, "говорит" по телефону.
Подражает интонациям песенки.
Подражает понятным словам других детей.
Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).

Бытовые навыки ребенка 1 года

Пьет из чашки, придерживая ее руками.
Откусывает и жует хлеб, печенье.
Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого).
Приносит свои вещи при одевании (знает их названия).
Тянет руки к воде при умывании, "вытирается" полотенцем.
Недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками).

Этот возраст называют самым капризным и травматичным в развитии детей. В 1 год 4 месяца ваш малыш переменчив, как ветер в мае, поэтому наберитесь терпения и очень внимательно следите за своим ребенком.

Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша

  • Рост. Для мальчиков оптимальным считается в районе 78 см. Средний рост девочек в этом возрасте чуть больше 80 см.
  • Вес. Девочки этого возраста весят в среднем 10,6 кг, мальчики немного больше — 11.3 кг.
  • Окружность головы — 45,6-48,9 см, груди 47,3-53,1 см.
  • Зубы . По общепринятым нормам, в этом месяце появляются верхние клыки, а также начинают прорезываться первые коренные зубы.

Считается, что клыки прорезываются наиболее тяжело, поэтому запаситесь успокаивающими гелями, прорезывателями и крепкими нервами.

Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца

Дети этого возраста полны энергии и жизнерадостности. Очень важно ребенку, кроме возможности попрыгать и побегать, удовлетворить эмоциональное любопытство и сенсорную жажду. Пусть малыш изучает окружающий мир, используя все органы чувств, и трогает, изучает предметы на вкус и ощупь.

Что умеют дети к этому возрасту

  1. Ребенок уже самостоятельно встает, ходит, придерживаясь за опору, садится и поворачивается в разные стороны.
    Особо можно отметить умение малыша ходить по лестнице: подниматься и спускаться, придерживаясь за руку взрослых или перила. Кроме того, он демонстрирует попытки залезать на стулья, кресла, диваны.
    В этом возрасте в разы возрастает риск получения травм, поскольку движения малыша не скоординированы, а страх перед падением отсутствует.
    Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра даже на несколько минут!
  2. Дети начинают довольно уверено держать ложку в кулачке, пытаются самостоятельно есть, пить из кружки.
    Запаситесь терпением и слюнявчиками. Дайте малышу возможность самостоятельно есть густые продукты — пюре, творожок, кашу.
  3. Малыш уже умеет выполнять несложные действия — поднимать руки вверх, вперед, отводить за спину, в стороны, вращать кистями, шевелить пальцами. Делать эти действия он может как самостоятельно, так и по просьбе взрослых.
    Кроме того, считается обязательным умение выполнять просьбы взрослых «Покажи. Принеси. Дай.»
  4. Ребенок эмоционально реагирует на разные ситуации: расставание с родителями, возвращение с прогулки, приход бабушки и т. п.
  5. Дети этого возраста выговаривают 4-10 слов , знают названия животных, фруктов, овощей, частей тела, предметов обихода.
  6. Совершают с игрушками определенные действия , играют в простые сюжетные игры: умеют насыпать в ведерко песок, могут перелить воду, покормить игрушки, укачать куклу.


Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца : уход и рацион питания ребенка

Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.

В остальном всё, как обычно:

  • утреннее умывание;
  • чистка зубов;
  • вечерние водные процедуры.
  • дневной сон — 2-3 часа;
  • обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.

В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.

Очень важно соблюдать режим дня. Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.

Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.

Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира стоит сохранить для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.

Примерный размер порций на каждый прием пищи

Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.

Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю

Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.

Важно менять меню малыша, чтобы блюда не повторялись больше двух раз в неделю.


Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша

В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.

  • Словарный запас у ребенка в 1 год 4 месяца сильно колеблется. У одного это может быть всего 10 слов, у другого же более 50-ти.
  • Стимулируйте развитие речи у крохи чтением вслух стихов, поскольку рифмованные строчки воспринимаются легче.
  • Выбирайте для чтения яркие иллюстрированные книги. Они помогают усваивать информацию не только на слух, но и визуально.
  • Во время чтения поощряйте попытки малыша произнести какое-либо слово, при этом указывайте на изображение, к которому это слово относится.

На этом этапе значительно расширяется спектр эмоций:

  • малыши радуются, когда у них что-то получается и расстраиваются, если терпят неудачу;
  • пытаются согласие или несогласие выражать мимикой и жестами;
  • реагируют по-разному на знакомых и незнакомых людей.

Особенностью этого возраста является способность «заражаться» эмоциями и чувствами — кроха может заплакать или засмеяться «за компанию». Дети:

  • удивляются новому и пугаются неожиданных действий;
  • легко переключают внимание с одного на другой предмет.

Всё больше становится заметна разница между мальчиками и девочками в поведении и эмоциональном плане. Мальчики более самостоятельны и независимы, меньше реагируют на эмоции окружающих. Девочки более восприимчивы, чаще плачут, любят сидеть на руках или обниматься.

Чем занять малыша в 1 год и 4 месяца: развивающие занятия и игры для ребенка

Игры малыша в этом возрасте носят подражательный характер — они очень любят повторять за родителями все, что те делают. Поэтому запаситесь игрушечной посудой, веником, утюгом и другими подобными игрушками, которые помогут ребенку почувствовать себя взрослым.

Правильно подобранные развивающие игры сделают досуг ребенка насыщенным и интересным.

  1. С большим удовольствием детки сейчас занимаются играми, развивающими мелкую моторику, а значит, и речевые центры. Например, разнообразные мозаики с крупными и яркими элементами. Также пользуются популярностью разнообразные шнуровки и яркие конструкторы с цепляющимися детальками.
  2. Самая простая, доступная и увлекательная игра — нанизывание бусин или пуговиц на леску или безопасную проволоку.
  3. Отличными игрушками будут пирамидки и стаканчики разной величины и цветов, вставляющиеся друг в друга.
  4. В этом возрасте можно уже обращать внимание малыша на более сложные развивающие игры: простые лабиринты, фигурки с вкладышами, игры связанные с перекладыванием или пересыпанием всевозможных предметов.

Девочки и мальчики этого возраста отдают предпочтение разным игрушкам и играм.

  • Мальчики предпочитают более активные, с мячом и машинками, но при этом меньше времени проводят, сосредоточившись на каком-либо занятии.
  • Девочки же любят больше заниматься мелкими предметами и сюжетные игры: убирают дом, кормят кукол, лечат зверей.

На этом этапе можно начинать играть в развивающие игры на изучение окружающего мира: цвета, формы, свойства предметов: большой — маленький, мягкий — твердый, гладкий — шершавый и т. п.

В этом возрасте дети не осознают необходимости делиться игрушками и не желают ждать даже минуту. Психологи советуют в таких случаях переключать внимание малыша на другой предмет или занять его простой игрой, например, развлечь его пальчиковыми играми.

Только не переусердствуйте с развивающими играми, чтоб ребенок не утратил познавательный интерес.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.