Что нужно для развития 10 месячного ребенка. Переходим на общий стол. «Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев? Главное достижение месяца - ползание на четвереньках. Окружающий мир становится теперь более доступным. У ребенка совершенствуется крупная и мелкая моторика, развивается мыслительная деятельность, речь приобретает коммуникативную функцию.

В 10 месяцев у многих детей появляется любимое занятие - танцевать под музыку, совершая пружинистые движения ногами. В этом возрасте груднички также любят бывать на природе, наблюдать за животными и птицами. Им нравятся активные игры, забавы с водой и песком. Малыши этого возраста какое-то время могут провести спокойно, разглядывая картинки в книжке или складывая кубики. Психологи рекомендуют поощрять разные виды развивающих игр - пассивных и активных. Однако перегружать десятимесячного малыша методиками раннего развития не стоит. Самая совершенная обучающая программа - окружающий мир, а лучший методист на свете - мама.

Моторные навыки

Что должен уметь малыш в 10 месяцев? Какие движения крупной и мелкой моторики у него закрепились, а какие только формируются?


В 10 месяцев малыш уже свободно перемещается по всему дому на четвереньках. Важно давать детям эту свободу, но при этом не забывать о мерах безопасности. Нужно внимательно осмотреть пространство на уровне глаз ребенка и убрать из поля видимости и досягаемости горячие, тяжелые, острые вещи, лекарства, средства бытовой химии. Кроме того, обязательно следует поставить заглушки на розетки, убрать провода, поставить крючки на шкафы с ценными, опасными и хрупкими предметами.

Особенности психоэмоционального развития

Психоэмоциональное развитие грудничка нельзя отделять от формирования его моторных навыков. Эмоции, чувства, интеллект, речь, зрительные, слуховые реакции и двигательная активность взаимосвязаны между собой.

  • Исследование предметов. Раньше малыш мог вращать игрушку в руках и не придавать особого значения ее форме, цвету, конструкции. Теперь все изменилось. В 10 месяцев дети умеют внимательно осматривать игрушку, различают ее крупные и мелкие детали. Например, если дать малышу куклу или мягкую игрушку, он будет показывать, где глазки, носик, ушки и т.д. В этом возрасте малышам интересны игрушки, которые можно собирать и разбирать, вкладывать и выкладывать, катать (пирамидки, матрешки, машинки, мячи). У детей этого возраста пока что недостаточно сил и понимания, чтобы разобрать какую-то игрушку на детали. Но им интересно, как устроен предмет, что у него внутри. Теперь малышу знаком не только цельный образ предмета, но он также узнает его по деталям.
  • Мыслительная деятельность. Грудничок начинает осознавать многие причинно-следственные связи между предметами и действиями. У него развивается воображение, зрительная, слуховая, кратковременная и долговременная память, пространственное восприятие, логика. Например, чтобы добыть пульт, который лежит на телевизоре, ребенок может сначала залезть на диван, а оттуда добраться до телевизора. Чтобы увидеть, что лежит на столе, необходимо попытаться взобраться на стул и т.д.
  • Коммуникативные навыки и понимание речи. Что может ребенок в 10 месяцев, когда общается с близкими людьми? У него работает эмоциональная сфера: малыш может выражать удивление, радость, заинтересованность, но также и протест, гнев, страх, обиду, настороженность. В 10 месяцев грудничок может вести «диалог» и хорошо понимать родную речь. Кроха выполняет просьбы, правильно называет части тела, знает имена своих близких, названия игрушек и предметов быта.
  • Страхи и недоверчивое отношение к незнакомцам. Осторожность по отношению к незнакомым людям начала проявляться примерно с 7 месяцев. Теперь даже самые открытые и общительные груднички осторожничают и не идут на руки к незнакомцам. Такое поведение объясняется формированием чувства безопасности и личностных границ. Дети начинают разграничивать людей на «своих» и «чужих». Также у них зарождается чувство симпатии: кому-то они улыбаются, а кого-то сильно боятся. Испугать малыша в этом возрасте может необычный вид (прическа, усы, борода, макияж, меховой воротник или шапка), а также резкие звуки и действия. Некоторые дети в этом возрасте все еще боятся звуков работающей бытовой техники (фен, пылесос, кухонный комбайн).
  • Копирование действий взрослых. Дети этого возраста смешно повторяют действия родителей. Иногда можно увидеть, как ребенок причесывается, красит губы, как мама. Также малыши пытаются в любой деятельности взрослых помогать им: месить тесто, мыть полы, «читать» журналы и т.д. Такую инициативу, если она безопасна, нужно только поощрять.

Удивительно, но чувство юмора закладывается у ребенка уже в этом возрасте. Его смешат многие неожиданные вещи: гримасы, звуки, необычные позы, животные, одежда и т.д. Вообще в этом возрасте малыш много улыбается и смеется.

Речевые навыки малыша в 10 месяцев

Какие речевые навыки ребенка в 10 месяцев закрепляются, а какие новые открытия в речи происходят?

  • Осознанное повторение слогов. Если усадить грудничка к себе на колени и четко произносить слоги, он начнет следить за артикуляцией и повторять слоги за мамой.
  • Осмысленное произнесение слогов. В 10 месяцев слоги «дай-дай», «ба-ба», «ма-ма», «ну-ну», «бах-бах» дети могут произносить с осмыслением и лексическим значением. Так появляются первые слова в речи.
  • Интонирование и сила голоса. Грудничок искусно владеет интонацией, выделяет слоги ударениями, паузами и силой голоса. Его лепет вплетается в ритмический рисунок родной речи.

Лепет - повторение однотипных, многотипных, закрытых, открытых слогов. Это важный этап доречевого развития грудничка, который формируется во втором полугодии жизни. Говорливость малыша зависит от его темперамента. Но также важно, чтобы с ним разговаривали взрослые: эмоционально, ласково, выразительно, с различной силой голоса.

Что должен уметь малыш в 10 месяцев? Наиболее важные умения этого возраста: ребенок активно ползает на четвереньках, встает с опорой, уверенно сидит. Также развивается двусторонняя координация и мелкая моторика. Коммуникативные навыки, общение с близкими людьми, мышление, эмоции и речь заметно совершенствуются.

Распечатать

Что умеет ребенок в 10 месяцев?

Самое главное для 10 месячного ребенка – делать все, «как большой». Ребенок уже достаточно овладел и движениями рук, кистей и пальцев, и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми. Будьте внимательны – ваш случайный жест может настолько понравиться вашему чаду, что потом вы будите отучать его месяцами. Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой…

Однако, хоть это может показаться вам странным, кроха еще не способен к переносу этих действий на другие предметы. Т.е. качая мишку, он не будет качать собачку до тех пор, пока вы не покажите, что это можно делать. Следовательно, «репертуар» малышовых игр напрямую зависит от вашего воображения, желания научить и показать. Нагружайте кубики в самосвал и коробку на веревочке, кормите зверят, имеющихся в вашем доме, укладывайте их спать, водите на прогулку…

Малыша начинают занимать связи между предметами. Если вы дадите ему поговорить по телефону с бабушкой, он потом будет внимательно рассматривать трубку, словно пытаясь заглянуть внутрь и обнаружить, где же там бабушка спряталась.

Аналогичный интерес провоцирует ребенка «ломать» игрушки. На самом деле малыш не ломает их специально, ему интересно узнать, как они действуют и из чего состоят. К тому же частенько он просто не может рассчитать силу, прикладываемую к хрупкой вещице.

Появляется новое умение – с помощью одного предмета ребенок может достать другой: лопаткой подвинуть к себе кубик, ложкой приблизить сухарик. Конечно, с такой возможностью карапуза сначала надо познакомить, хотя некоторые дети «доходят» до этого сами, путем неожиданного и удачного эксперимента.

Малыш с восторгом хватает мельчайшие крошки, найденные на полу или где-нибудь еще. На самом деле будет гораздо лучше, если свой интерес к мелочам кроха удовлетворит, играя с безобидной крупой под вашим надзором.

Если вы занимаетесь с ребенком лепкой и рисованием, он уже уверенно водит по бумаге мелками, фломастерами или красками, а при работе с тестом учится отрывать от большого куска маленькие и может прилеплять их на дощечку, придавливая пальчиком.

Спуски и подъемы

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать . Теперь он передвигается по квартире как маленький метеор. Многие дети отрывают коленки от пола и бегают на четырех лапках, как обезьянки. Ребенок 10 месяцев уже может подолгу сидеть прямо, не наклоняясь в стороны, уверенно стоит, переступает вдоль опоры.

Пришло время осваивать подъем и спуск. Очень удобно делать это на не высоком диване или, если у вас свой дом, небольшой лесенке с двумя-тремя ступеньками – больше ребенку пока не под силу. Научите кроху залезать на диван, подтягиваясь на ручках и отталкиваясь ножками от пола. А спускаться надо попкой вперед – так малыш никогда не разобьет носик!

К 10 месяцам у малышей обычно формируется и выделяется «любимы» вид деятельности. Одни с наслаждением рисуют, другие переступают и ритмично приседают под музыку, третьи могут целый час ставить кубик на кубик, четвертых не оторвешь от наблюдения в окно за машинами, пятые замирают с книжкой в руках, шестым не надо ничего, кроме пары стаканчиков и тазика с водой, седьмым требуется постоянное общество других детей… Обратите пристальное внимание на постоянные интересы вашего ребенка и постарайтесь удовлетворять их ежедневно.

На 10 месяце жизни, после постоянного цепляния за маму, наконец, наступает время, когда малыш обращает свое внимание на других людей. Именно поэтому данный возраст хорош как для отлучения от груди (если вы не намерены кормить до двух лет), так и для начала посещения развивающих групп или клубов «мама+малыш».

С того момента, как ребенок встал, ходите гулять – хотя бы минут на 15-20 в день на детскую площадку, где ваше чадо сможет бродить вокруг песочницы, качаться на качелях, а главное, видеть, как играют другие дети и принимать в этом посильное участие.

Играют маленькие ручки

Игры на мелкую моторику , которые может освоить малыш в 10-12 месяцев:

  • перебирание, пересыпание из одной емкости в другую бусин, пуговиц, крупы, орехов;
  • выкладывание спичек, зубочисток, фасоли, орехов, ватных палочек, фигурных макаронных изделий, камешков;
  • откручивание крышек – больших (от пластиковых бутылок) и маленьких (от тюбиков из-под крема);
  • рисование пальцами по муке, песку, мелкой крупе;
  • пальчиковые игры со стишками (типа «Сороки-воровки»);
  • игры со шнурками, узелками, ленточками;
  • использование ложек разного размера для еды;
  • копание или пересыпание песка или снега совком, грабельками, лопаткой, палочкой. формочками.

Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками. а не только правой. Ведь в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга, за которое «отвечает» левая рука. А действие двумя руками одновременно (особенно, когда они выполняют разные движения) ведет к развитию межполушарных связей.

Играем с друзьями!

Играть в хоровод очень просто. Сначала мама поет песенку и исполняет танец сама или вместе с куклой, а малыш сидит и смотрит. Если крохе понравилось, предложите ему поменяться с куклой местами: «Давай мы потанцуем, а Ляля посмотрит». Возьмите малыша за руку или на руки и медленно начинайте танец, выполняя все движения его ручками, ножками, головкой.

Хорошо, если все это будет происходить перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть ваше и свое отражение – так он быстрее поймет, что от него требуется. Разумеется, на первых порах малыш сможет выполнять лишь самые простые движения: похлопать в ладоши, быть может, топнуть ножкой. Освоив движения вместе с мамой, ваш ребенок будет прекрасно танцевать и с другими детьми.

Пошел король
  • Пошел король по лесу,
  • По лесу, по лесу
  • Искать себе принцессу,
  • Принцессу, принцессу (ходим мо кругу друг за другом).
  • Давай с тобой попрыгаем,
  • И ножками подрыгаем,
  • И ручками похлопаем,
  • И ножками потопаем,
  • Головкой покиваем -
  • И снова начинаем (И больше не играем – для окончания игры).

Хоровод-зарядка поможет малышу научиться выполнять простейшие движения, разовьет координацию всего тела и крохотных пальчиков. Для совершенствования моторики рук не нужно большого количества народа – достаточно вас и крохи.

Мельница
  • Мельница, мельница мелет муку (выполняем круговые движения руками).
  • Ветер, ветер дует сильней – у-у-у-у (дуем, как ветер).
  • Еще быстрее мельница мелет муку (ускоряем движения).
  • Намололи мы муки
  • Вот таку-у-ущие мешки – (показываем объем, подняв руки над головой).
  • Будем делать пироги.
  • Из муки, из муки напечем мы пироги, (ладошками делаем пирожки).
  • Тушки-тушки, сделаем ватрушки, (пальчиком рисуем круг по другой ладошке).
  • Ладушки, ладушки, испечем оладушки (производим хлопки).

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 9 минут

А А

Десятимесячный ребенок активно познает окружающий мир и получает первый опыт общения с новыми людьми. Он стремительно развивается физически и психологически. Родственникам доставляет огромное удовольствие видеть успехи малыша, принимать участие в его забавах, помогать в приобретении новых полезных навыков. Наблюдая за его развитием, родители невольно начинают сравнивать своего малыша с другими детьми. Чтобы избежать необоснованных тревог, нужно знать, что должен уметь ребенок в 10 месяцев. Это поможет подобрать развивающие игры и методы воспитания, вовремя увидеть возможные проблемы и избежать их. Узнаем, что про развитие ребенка в 10 месяцев говорит Комаровский.

Физическое развитие: таблица роста и веса

Несмотря на то, что все дети индивидуальны, медики придерживаются основных показателей согласно возрасту. Благодаря возросшей физической активности, малыш меньше прибавляет в весе, чем раньше: в среднем десятимесячные детки поправляются на 300-450 грамм в месяц, при этом рост увеличивается примерно на 1-1,5 см.

Рост и вес ребенка в 10 месяцев, а так же размеры головы и родничка представлены в таблице:

Навыки ребенка в 10 месяцев

Перечень того, что должен уметь делать 10-месячный ребенок, достаточно разнообразен. Двигательные навыки малыша поднимаются на новый уровень, он готов учиться самостоятельно ходить.

  • Ребенок должен хорошо садиться из положения лежа или стоя и уверенно сидеть, при этом поворачиваться в стороны, не теряя равновесия. Ползая, без особых усилий преодолевать небольшие препятствия. Например, залезть на небольшое возвышение и правильно слезть с него.
  • Держась за перекладины кровати, манеж, мебель или другие устойчивые предметы вставать на ноги и довольно долго стоять. А, если опора позволяет, то и передвигаться на несколько шажков вдоль нее.
  • Со временем движения будут все уверенней и ребенок научится перемещаться, опираясь на предметы одной рукой, в другой он сможет нести игрушку. В этом случае родителям нужно поощрять ребенка. Это приближает момент, когда малыш будет делать свои первые самостоятельные шаги.

Скорость и этапы перехода от ползания к хождению индивидуальны.

Некоторые дети мало ползают, предпочитая сразу становиться на ножки. Другие, даже освоив навыки хождения, предпочитают перемещаться ползком.

  • Ребенок должен уметь откусывать и пережевывать твердую пищу, кушать ложкой и пить из чашки с помощью мамы.
  • Малыш осознано выбрасывает игрушки из кроватки и манежа. Открывать дверцы шкафов и выбрасывать оттуда все вещи – еще одно его любимое занятие. Ребенок в этом возрасте часто ломает игрушки, не сердитесь. Ему просто интересно узнать, из чего состоит игрушка, а рассчитывать силу он пока не умеет.
  • Продолжается развитие мелкой моторики рук. Ребенок учится брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Складывая пирамидку или пытаясь вложить один предмет в другой, проявляет завидное упорство.

Ребенок по-прежнему все тянет в рот. Следите, чтобы он не делал этого с грязными, хрупкими, опасными для здоровья предметами.

Аспекты понимания:

  • Понимает, что вы от него требуете. Например, на вашу просьбу дает игрушку, катит мячик, повторяет движения и звуки.
  • Подражает простым действиям взрослых: засовывает зубную щетку в рот, к уху прикладывает телефон, пытается самостоятельно кушать с ложки.
  • При встрече со знакомыми людьми малыш машет «привет», а при расставании – «пока» или посылает «воздушный поцелуй», обнимается.
  • Прекрасно различает, когда его ругают и хвалят. Может выражать недовольство, если запрещают что-то делать или взять.
  • Проявляется мышление. Чтобы добраться до нужной игрушки, все попавшиеся на пути предметы разлетаются по сторонам. Детям до года вообще очень нравится кидать предметы, экспериментируя со всеми попавшими под руку вещами.
  • Начинает проявляться интерес к другим деткам и желание играть и ними.

Психическое развитие

Общение с крохой в этом возрасте доставляет массу удовольствия! Малыш открыт и эмоционален, радуется и расстраивается очень искренне, каждый день удивляет новыми навыками и способностями.

Однако, стоит помнить, что 10-месячный ребенок — настоящий манипулятор. Он уже понимает слова «да» и «нет», но зачастую, с помощью плача, пытается «раздвинуть» рамки дозволенного. В этом возрасте самое время заняться воспитанием малыша — мягко, но настойчиво ему следует показать, что его любят, но некоторые вещи делать нельзя.

Не злоупотребляйте словом «Нельзя». Запрещайте ребенку только тогда, когда его действия могут нанести вред ему или окружающим. Объясните малышу, почему нельзя

В десять месяцев ребенок должен:

  • Откликаться на свое имя, понимать некоторые просьбы взрослых и выполнять их.
  • Понимать слова «нельзя» и «нет». Доктор Комаровский советует говорить эти слова редко, но твердо. Нельзя отменять свой запрет, даже если ребенок сильно плачет. Правила должны быть согласованы со всеми членами семьи. Не должно быть такого, чтобы папа запретил что-то делать, а мама разрешила.
  • Ребенок должен повторять за окружающими их действия. Если вы покажете, как катать машинку, раскладывать кубики, кормить куклу, укачивать зайчика, он будет это повторять. Но обобщать и переносить свои действия на другие подобные игрушки малютка еще не может. Поэтому показывайте одно и то же действие, используя различные предметы.
  • Ребенок узнает членов семьи по голосу, а по тону понимает настроение. Хорошо воспринимает музыку, под детские песенки приседает, хлопает в ладоши, притопывает.
  • У малыша появляется понимание того, что предметы пропадают из его поля зрения не навсегда, они могут возвращаться. Поэтому он начинает спокойно воспринимать ситуацию, когда мама выходит из комнаты, оставляя его на некоторое время одного.
  • У детей в 10 месяцев начинает появляться понятие о постоянстве величин. То есть, увидев знакомый предмет издали, когда он кажется меньше, чем есть на самом деле, ребенок тем не менее в состоянии правильно определить его величину.
  • Малыш имитирует звуки, которые слышит вокруг, подражает речи взрослых, варьирует громкость произношения. Может говорить простые слоги и слова, например, мама, баба, дай. Впрочем, некоторые дети ограничиваются лепетом и не произносят отдельные слова достаточно долго. В этом нет ничего страшного, если вы видите, что кроха воспринимает многое из того, что вы ему говорите. Если вы хотите ускорить процесс, больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему сказки, читайте детские книжки. Показывайте свою радость при удачной попытке произнести слово. Чаще повторяйте короткие стандартные легкие в произношении фразы, побуждая ребенка повторять их за вами.


Эмоциональное развитие

Десятимесячный ребенок уже не так сконцентрирован на маме и начинает проявлять интерес к окружающим, хотя и опасается незнакомых людей и новых мест. Он может достаточно долго играть сам или вместе с другими детьми.

Образ жизни 10 месячного ребенка должен быть разнообразным. Привычная домашняя обстановка, игрушки, постоянно знакомые лица быстро превращаются в обыденность. Кроме прогулок на свежем воздухе, старайтесь посещать с ребенком магазины, ходить в гости, ездить на машине, бывать в общественных местах. Конечно, приучать к обществу необходимо постепенно, без нанесения психологического вреда ребенку.

В этом возрасте ребенок проявляет чувство юмора, он смеется над некоторыми действиями взрослых и повторяет их. Некоторые дети проявляют чувство ревности. Оказавшись не в центре внимания родных, капризничают. Появляется привязанность к определенным занятиям и вещам, например игрушкам или еде. Малыш может плакать, если ему не давать любимую игрушку, принимать вместо нее какую-либо другую он категорически отказывается.

Для ребенка очень важно понимать, как к его действиям относятся родители. Если он подмечает, что какое-то его действие нравится взрослым, он целенаправленно будет воспроизводить его, ожидая поощрения.

Ребенок должен видеть, как играют другие дети, и пытаться следовать их развлечениям. Родителям рекомендуется как можно чаще посещать детские площадки. Игры и забавы вызывают положительные эмоции и повышенную активность.

Если к концу десятого месяца малыш не выбрасывает игрушки, не может покивать головой в знак согласия и помахать ручкой на прощанье, не делает попыток повторять движения за окружающими, проконсультируйтесь у доктора.

В этом возрасте разница между детьми на искусственном и грудном вскармливании практически стирается. Прикорм становится основным видом питания, порции и разнообразие растут. Если вы не приучили ребенка кушать ложкой самостоятельно — сейчас самое время.

Чтобы ваш ребенок был здоров, стоит придерживаться основных правил и рекомендаций педиатров:

Запрещено:

  • Грибы, соленья, копчености
  • Острые, жареные, кислые блюда
  • Специи
  • Крупные куски
  • Перекармливание (не пытайтесь ребенка накормить против его желания — «за маму, за папу, за всех соседей поименно»)
  • Баловство за столом (приучайте ребенка к культуре питания и к бережному отношению к еде. Это облегчит и ему, и вам жизнь впоследствии). Если вы видите, что ребенок заскучал, начал играть с едой, перекладывать или переливать — значит он наелся. Не заставляйте его доедать, просто в следующий раз положите чуть меньше, лучше дать добавки. Со временем ваш малыш поймет, как надо себя вести за столом
  • Не приучайте ребенка просить со взрослого стола. Ваша еда для него чересчур соленая, пряная, жесткая — т.е. не подходит для нежного желудочка малыша. Кроме того, так он не будет «кусочничать» в школьном возрасте и не испортит себе желудок
  • Овощи и нежирное мясо на пару (не жарить!)
  • Небольшие порции (соразмерно возрасту)

Основные нюансы:

  • Обязательно в питании должны присутствовать витамины: соки, фруктовые пюре лучше давать в первой половине дня.
  • Вся еда должна быть вареной или приготовленной на пару, не жирной, но питательной.
  • В рационе должно быть: нежирное мясо и рыба по 50 г; яичный желток; кисломолочные продукты (опять-таки не жирные) 150 г; фруктовое пюре 100 мл;овощное пюре 200 г; адаптированная молочная смесь 200 мл. Добавляем в еду сливочное и подсолнечное масло по 5 г (отдельно друг от друга).

Развивающие игры

В своих видео уроках Евгений Комаровский всегда делает акцент на то, что родители должны уделять достаточное количество времени ребенку, а не надеяться, что познать мир и учиться всему новому он должен самостоятельно. Первый год жизни малыша считается фундаментом для дальнейшего развития. Совместные игры — лучший способ для получения новой информации.

Десятимесячный ребенок играет увлеченно, в этот период ему нужны разнообразные по форме, цвету, назначению и новые занятия. Игры должны основываться на том, что умеет ребенок в 10 месяцев, и давать возможность дальнейшего развития.

Игры на координацию

  • Играйте в «Ладушки», рассказывая стихи или считалки, иллюстрируйте слова движениями и характерными звуками, предлагая ребенку повторять все за вами.
  • Водите с малышом хоровод, выполняйте ритмичные движения, держа его за обе ручки. Танцуйте под музыку с крошкой на руках. Можете покачать или покружить его.
  • Предложите ребенку с небольшого расстояния забросить разные по форме, весу и размерам игрушки в ящик.

Игры

  • Пересыпание достаточно мелких предметов, например фасоли, камешков или пуговиц, из одного ведерка в другое. Контролируйте ребенка в этот момент, чтобы он не потянул это в рот!
  • Открывание и откручивание крышечек разного размера от кастрюлек, баночек, бутылок.
  • Игра с сыпучими веществами. Предложите ребенку сгрести ладошками в горку или наоборот рассыпать по поверхности стола крупу, пересыпать ложечкой из одной емкости в другую манку или чай.
  • Игра со снегом. Покажите как слепить снежок, если не получится — лепите сами и давайте ребенку бросать.
  • Разрывание на мелкие кусочки листов бумаги или пресного теста.

Желательно, чтобы играя, ребенок использовал обе руки. Это будет способствовать развитию обоих полушарий головного мозга и связей между ними.

Обучающие игры

  • Игры с пирамидками, кубиками, матрешками или другими предметами, которые можно сначала разобрать на части, а потом обратно соединить в одно целое.
  • Ролевые игры: в телефон, кормление кукол, катание машинок — остаются важным для обретения новых знаний.
  • Игры в прятки в различных вариациях: от простого закрывания глаз ладошками до поиска игрушки, спрятанной под подушкой, или бабушки в соседней комнате.
  • Приветствуются все виды рисования – карандашами, фломастерами, мелками, красками пальчиками и ладошками.

Если у ребенка не получается манипулировать некоторыми предметами — используйте метод пассивных движений, когда взрослый человек управляет руками ребенка, выполняя поставленную задачу. Несколько повторов — и ребенок справится самостоятельно.

Режим дня и время сна

У детей первого года жизни режим дня постоянно меняется. Так, в 10 месяцев ребенок может перейти с 3-х на 2-х разовый сон. Если раньше сон длился 40 минут в утреннее и вечернее время, а дневной — 1,5-2 часа, то теперь все по-другому.

  • Просыпаясь в 6-7 утра, продолжительность бодрствования продлится до 10-10:30 часов дня. В это время будет второй завтрак, а после — первый сон длительностью 1,5-2 часа.
  • После пробуждения кроха играет — можно отправиться на прогулку.
  • Ближе к 14:00 наступает время обедать, а потом опять можно заняться изучением мира.
  • В 15:00 – 15:30 подходит время второго сна, длительность которого может быть до 2 часов. После сна можно повторить прогулку.
  • Не стоит укладывать ребенка позже 22:00.

Гигиенические процедуры

На вопрос «зачем ребенка купать каждый день» некоторые мамы отвечают — чтоб он был чистым. Однако, целью водных процедур является не только чистый ребенок, но и:

  • Активное движение и выплеск накопившейся энергии;
  • Закаливание организма;
  • Предотвращение кожных заболеваний;
  • Положительные эмоции для всех.

Совместное времяпрепровождение и общение в процессе водных процедур помогают укрепить эмоциональную связь с ребенком не только мамам, но и папам. Очень важно, чтобы при купании участвовал и папа малыша. Ребенку надо видеть, что рядом сильный отец, который его любит.

Посмотрите видео о том, чем можно занять малыша во время купания:

Приучение к горшку

К концу первого года жизни ребенок должен быть . Для этого потребуется время и терпение.

9-10 месяцев — лучший возраст для знакомства ребенка с горшком. Пусть в 10 месяцев он еще плохо будет понимать для чего нужен этот предмет, зато в 1,5 года вы с уверенностью сможете обходиться целый день без подгузника.

Ваш ребенок в 10 месяцев уже потихоньку пытается быть самостоятельным, осваивая новые движения, пищу и изучая окружающий мир. Кроха в этом возрасте очень непоседливый, может пытаться делать свои первые шаги, держась за опору. О том, как воспитывать, чем кормить и как развивать 10 месячного ребенка мы сегодня расскажем мамочкам.

За последний месяц ваш малыш успел прибавить в весе 500-550 грамм, хотя девочки растут менее интенсивно, чем мальчики. Зато девочки опережают мальчиков в развитии, раньше становясь на ножки. В целом малыш к этому возрасту уже умеет:

  • Стоять на ногах, держась за опору.
  • Бегать в ходунках.
  • Садиться без поддержки.
  • Сам сползает с дивана: поворачивается к краю попой, а потом спускает ножки на пол.
  • Быстро-быстро ползать.
  • Вставлять предметы в отверстия, соответствующие их форме.
  • У него есть целых 4 зуба, которыми он легко пережевывает пищу средней плотности.
  • Смеется над простыми шутками взрослых.
  • Может петь песенки, которые пока состоят из наборов звуков.
  • Если кроха хочет что-то достать, то ему хватит смекалки притянуть к себе нужный предмет с помощью длинной игрушки.
  • Малыш может на протяжении 10-15 минут серьезно заняться игрой, катая мяч, детскую каталку или машинку.
  • Интересуется мультфильмами, но не стоит увлекать ребенка просмотром ТВ.
  • Играет с мелкими предметами, проявляет интерес к взрослой работе, пытается помогать маме в уборке, но делает это неловко.
  • Может играть с другими детьми под присмотром родителей.

Также ребенок уже может выполнять знакомые действия по просьбе родителей: «Попей!», «Дай игрушку (название)!», «Потанцуй!» и другие.

Режим дня

Если еще несколько месяцев назад кроха «радовал» мамочку бессонными ночами, то к 10 месяцам он практически не просыпается в темное время суток. Ночной сон занимает в жизни ребенка около 10-11 часов, поэтому не упустите время и позаботьтесь о режиме дня:

  • 4-5 приемов пищи с интервалом 3-4 часа.
  • 2 дневных сна.
  • Прогулка занимает 1,5-2 часа до и после обеденного сна.
  • Обеденный сон составляет около 1,5-2 часов.
  • После второй прогулки не забудьте уделить время развивающим занятиям.

Как наладить сон?

Дети, привыкшие просыпаться в любое удобное время для кормления сложно приучаются к режиму. Чтобы наладить хороший сон придерживайтесь следующих советов:

  • Поставьте детскую кроватку недалеко от родительской, чтобы иметь возможность быстро укачать проснувшегося малыша.
  • Если ребенок уже не употребляет грудное молоко ночью, то давайте ему из бутылочки сок или подслащенный чай.
  • Включайте небольшой ночник, чтобы малыш не пугался темноты.
  • Если у вас есть ночное кормление, то его лучше проводить в промежутке с 3 до 6 часов ночи, чтобы кроха имел возможность доспать еще 2-3 часа.

Четко выработанный режим поможет мамочке наладить сон крохи.

Особенности питания

Ребенок такого возраста уже умело пережевывает первыми зубами твердую пищу, хотя жилистое мясо и рыбу еще необходимо тщательно измельчать. К этому возрасту малыш знаком с разными видами новых блюд, но из рациона крохи пока нельзя исключать грудное или искусственное молочко. Суточный объем любого вида молока составляет 500-600 мл.

Остальные приемы пищи заменяются взрослой едой, рассмотрим примерное меню на день:

  • Завтрак (6-7 утра) – молоко.
  • Второй завтрак в 10 часов. В это время ребенку предлагают любую кашу (овсяная, рис, гречка), сваренную на воде или молоке.
  • В 13-00 малышу предлагают овощной суп, перетертое мясо, сухое печенье и сок.
  • Полдник в 17-00. Во время этого приема пищи крохе лучше дать тарелку творога, фруктовое пюре и любой напиток (компот, кефир).
  • В 19-00 ужин, во время которого малыш может съесть блюдо из мяса или рыбы, кашу или овощное пюре.
  • В 21-00 малышу предлагают молоко (грудное или смесь).

Заметим, что ребенок в 10 месяцев уже редко просыпается на ночное кормление, поэтому мамочку ожидает долгий и сладкий сон. Этот возраст станет прекрасным временем для введения в меню таких продуктов как рыба, некоторые сладости.

Чем нельзя кормить малыша в этом возрасте?

  • Мед, который может стать причиной ботулизма.
  • Орехи, шоколад и другие продукты-аллергены.
  • Сырые яйца и мясо.
  • Стоит избегать и морепродуктов, от которых у малыша может развиться аллергия.
  • С осторожностью в рацион включают яркие соки (вишневый, клубничный, черешневый и другие).
  • Жирные и острые соусы.
  • Жирную рыбу.

Всем вышеперечисленным продуктам мама может найти адекватную замену – это нежирная рыба, фрукты вместо сладостей, сметана и т. д.

Как ухаживать за ребенком 10 месяцев?

Некоторые мамочки начинают приучать десятимесячных малышей к горшку, что похвально. Но малыши, носящие памперс и справляющие нужду с помощью горшка должны в обязательном порядке купаться 1-2 раза в день. Уход за малышом состоит из таких этапов:

  1. Утреннее умывание. Кроху можно уже приучать чистить зубки.
  2. После каждого приема пищи малыша стоит умывать, чтобы предупредить сыпь на коже.
  3. Вечернее купание, во время которого кроха может плавать с кругом.
  4. После купания не забудьте использовать крем под подгузник или присыпку.

Совет! Если ребенок десяти месяцев страдает от сыпи или плохо спит, то обязательно практикуйте ванные с чередой или ромашкой. Они благотворно влияют на нервную систему малыша, успокаивая раздражения на коже.

Какие занятия интересны малышу?

В этом возрасте ребенка интересуют больше предметы быта, чем игрушки. Он хочет брать мамин телефон, хватает косметику и пульт дистанционного управления от телевизора. Чтобы малыш имел возможность расходовать свою энергию, мамочка обязательно должна с ним заниматься:

  • Предложите крохе поиграть на музыкальных инструментах, купив нужный набор в магазине.
  • Если крохе интересен пуль ДУ или ваш телефон, купите ему аналогичные детские игрушки со звуковыми эффектами.
  • Для развития мелкой моторики используйте крупы или муку. Самое популярное упражнение заключается в том, что мама делает из крупы дорожку, по которой ребенок должен аккуратно пройтись пальчиками.
  • Превратите уборку игрушек в увлекательное занятие: в центре комнаты ставится корзина для игрушек, в которую малыш забрасывает свои вещи (только не хрупкие).

Занятиям нужно уделять до 1 часа в день, но заниматься не целых 60 минут подряд, а по 10-15 минут каждый час. Такие дробные занятия не утомят кроху.

Какие игрушки выбрать для ребенка такого возраста?

Для крохи стоит выбирать игрушки, который помогут ребенку быстрее развиваться и разговаривать:

  1. Мягкие книжки, которые ребенок сможет рассматривать самостоятельно.
  2. Музыкальные инструменты.
  3. Интерактивные игрушки, которые будут говорить различные фразы, читать сказки, петь песенки.
  4. Мягкие карандаши и книги-раскраски, в которых кроха сможет без ограничений рисовать.
  5. Пластилин, который кроха будет отрывать, а потом клеить на специальную доску.
  6. Мелки и доску для рисования.

Обязательно не только рассматривайте, но и читайте книжки, чтобы ребенок запоминал как слова и интонации, так и сам текст. Если у ребенка много игрушек, то давайте ему не более 3-4, меняя набор каждую неделю. Малыш не потеряет интерес, а вы не будете спотыкаться о всевозможные кубики-книжки, лежащие на полу.

Упражнения для развития

По 20 минут в день дома или на улице занимайтесь с крохой гимнастикой:

  • 5-10 минут ходьбы за руку.
  • 5-10 минут самостоятельной ходьбы с опорой или по стенке.
  • 10 минут ползания по полу.
  • 5 минут приседаний с поддержкой за ручки.

Выбирайте разные упражнения, чередуйте их, после занятий легко разомните ручки и ножки малыша, улучшая кровообращение.

  1. Не ограничивайте ребенка, давая ему в разумных рамках свободу передвижения. Пускай кроха ходит, придерживаясь ручками за предметы, пускай залезает на диван. Для безопасности ребенка закройте все кабеля и розетки, уберите острые предметы, лекарства и т. д.
  2. Приучайте кроху кушать самостоятельно, давая ему безопасную пластиковую ложечку.
  3. Если малыш что-то хочет попробовать с взрослого стола, то дайте ему небольшое количество самого безопасного блюда.
  4. Чаще говорите с крохой, вкладывая в голос эмоции. Уже совсем скоро он начнет болтать, повторяя за вами простые слова.
  5. Обязательно проговаривайте названия предметов, просите кроху что-то дать вам, учите его не хватать все подряд. Именно в 10 месяцев ребенок начинает познавать окружающий мир, поэтому нужно постараться привить ему минимальные правила поведения и безопасности.

Наконец-то первая «круглая» дата – 10 месяцев. Малыш стал настолько шустрым, что мама иногда и не успевает за ним. Формируется характер ребенка, и серьезное, осмысленное выражение лица у малыша вызывает умиляющую улыбку у всех родных. Умеет ли малыш делать все, что положено в этом возрасте и в норме ли его развитие узнаете, прочитав эту статью.

Главное в статье

Нормы развития ребенка в 10 месяцев

Каждый малыш развивается по-своему, но существуют определенные этапы, которые, к моменту окончания первых 10 месяцев уже прошли все малыши.


Согласно усредненных норм, принятых для предостережения отставания малыша от сверстников, ребенок в 10 месяцев должен уметь:

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

  • Вес 10 месячного крохи должен быть 6,5-10 кг, за месяц нормальной прибавкой считается 400-450 г.
  • Рост должен достигать отметки для девочек в 66-72 см, а для мальчиков 69-75 см, если ваш малыш больше или меньше не расстраивайтесь, ведь это усредненные нормы.
  • Зубов обычно в таком возрасте насчитывается 6, 4 верхних и 2 нижних, но все зависит от генетической предрасположенности. У некоторых в 10 появляется лишь первый зуб.
  • Спать должен кроха 14 часов в сутки.

В 10 месячном возрасте, вы должны посетить поликлинику и показаться своему педиатру для оценки физического и психического развития.

Эмоциональное и социальное поведение ребенка в 10 месяцев

  • Проявляются первые эмоциональные реакции на разные действия.
  • Для «высказывания» своих эмоций пользуется движениями и мимикой.
  • Возбужденно реагирует на все новое.
  • Учится играть с детьми.

Речь ребенка в 10 месяцев

  • Появляются первые четкие слова «мама», «папа». Обычно ребенок радует папу, говоря первое слово «папа».
  • Пытается вести диалог с родителями, на «своем» языке.

Развитие моторики и статики ребенка в 10 месяцев

  • Хорошо и довольно быстро ползает.
  • Самостоятельно стоит при поддержке.
  • Совершает первые попытки к ходьбе, держась за руку родителей.
  • В движениях появляется смысл, делаются они целенаправленно.
  • Достает и собирает игрушки.
  • Умеет правильно сложить пирамидку.
  • Умеет брать предмет двумя пальчиками.

Сенсорные реакции малыша в 10 месяцев

  • Подражает взрослым, копирует движения, речь.
  • Знает название предметов и частей тела.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

  • Вырабатывать самостоятельность. Развитие опорно-двигательного аппарата находится на стадии завершения. Он самостоятельно долго сидит и встает на ножки, начинает учиться ходить. Самое время приучать его к самостоятельности, засыпать одному в своей кроватке, садиться на горшок.
  • Играть в развивающие игры. К таким можно отнести догонялки, когда мама со словами «догоню-догоню» ползет за ним. Всем известная игра в «ку-ку» приобретает особый смысл и вызывает у крохи бурю эмоций. Научите его делать «сороку-ворону», это поможет весело провести время.
  • Знает что такое запрет. В 10 месяцев ребенок должен четко понимать запретительные слова и проявлять реакцию, услышав их.
  • Преодолевать преграды. Теперь небольшая ступенька, огромная игрушка и другие вещи для движения крохи больше не помеха. Он умеет перелезать через них. Также следует показать ему, что слезать с кровати или дивана необходимо попой назад.

Режим дня ребенка в 10 месяцев


Биоритм каждого ребенка индивидуален, поэтому кто-то рано ложится вечером, а кто-то встает спозаранку. Некоторые едят только в отведенные часы, а другие еще и перекусывают. Но режим есть режим, и каждодневное повторение одних и тех же действий никто не отменял.

  • Сон. Ночной сон 10 месячного малыша составляет 10 -12 часов. Если в 9 месяцев вы этого не сделали, то сейчас самое время перевести дневной сон из трехразового на двухразовый по 1,5-2 часа за раз. Ночью допускается одно кормление, если малыш на грудном вскармливании.
  • Питание. В этот период заканчивается знакомство с продуктами. Вводятся кисломолочные продукты, и в рационе появляются фрукты. Питание крохи шести разовое, через каждые 4-5 часов, первое и последнее – грудное молоко либо смесь. Подробней о введении определенных продуктов, можно прочитать в статье
  • Прогулки. Очень важно гулять с малышом на свежем воздухе. В теплое время года гулять следует 2 раза по 2,5-3 часа. Такие прогулки не должны припадать на самое жаркое время, поскольку малыш может получить тепловой удар. В зимний период прогулка может длиться от 30 мин до 1,5 часа.
  • Бодрствование. Период бодрствования у ребенка приблизительно по 4 часа между сном. В это время он активно играет, кушает и ходит на прогулку. Когда настает время сна, малыш показывает маме что хочет спать, начиная тереть глазки. Очень важно уложить его в этот момент, в противном случае кроха «перегуляет» и тогда обеспечен целый день капризов.

Уход и питание ребенка в 10 месяцев


От того как мама ухаживает за своим малышом зависит его здоровье и дальнейшее развитие. Режим дня 10 месячного ребенка включает сон, кормление и активное провождение времени.

  1. Температура воздуха в помещении остается прежней 19-20°С, не отменяются ежедневное проветривание и влажная уборка.
  2. Купание можно проводить через день. Температура воды 33-34°С, воздуха 21-24°С. Дети быстро засыпают после водных процедур.
  3. С утра занимайтесь гимнастикой. Для нее подойдут круговые движения ручками и ножками, их загибание и разгибание. Закончить процедуру можно расслабляющим массажем.
  4. Проводите утреннюю гигиену: умывание, подмывание (после снятия памперса после ночи).
  5. Можно использовать ходунки, это будет стимулировать кроху к быстрейшему самостоятельному хождению.


К концу 10 месяца полностью заменяются дневные грудные кормления, на «взрослые» продукты, ребенка переводят на общий стол. Грудь и смесь даются только перед сном и ранним утром.

В этот период ребенку необходимы витамины и минералы, поэтому рацион должен быть сбалансированным. Примерное меню малыша пяти разовое и выглядит так:

  • Завтрак – грудное молоко или смесь.
  • Второй завтрак – каши, сок или чай.
  • Обед – овощной суп, мясо или рыба, компот.
  • Полдник – творог, яблоко.
  • Ужин – грудное молок или смесь.

Если у крохи в 10 месяцев уже есть зубы, то стимулируйте его к жеванию продуктов. Измельчайте пищу не блендером, а разминайте вилочкой.

  1. Разговаривайте с ребенком. Отвечайте, на его лепет, вполне нормальной речью, поддерживая с ним диалог. Делайте это медленно, что бы малыш мог разобрать и запомнить сказанные слова. При этом показывайте или указывайте на предмет, о котором говорите.
  2. Называете кроху по имени. Чтобы малыш воспринимал себя как отдельную личность и знал, что речь идет о нем, называйте его по имени. «Лиза возьми ложечку», «Теперь у Лизы есть ложечка» «Лиза пойдет на улицу».
  3. Дайте ему волю. Ребенок очень активен, предоставьте ему возможность выплеснуть энергию. Отгородите часть комнаты для малыша, убрав оттуда травмоопасные предметы. Пускай наползается вволю.
  4. Объясните ребенку что можно, а что нельзя . Поскольку ребенок вовсю изучает окружающий мир, то следует показать ему вещи, которых делать не стоит. К примеру, возьмите кружку с горячей жидкостью и дайте ребенку прикоснуться на секундочку к ней, при этом говорите, что это горячее и трогать это нельзя. После нескольких таких уроков малыш сам будет чувствовать, где горячо и демонстративно показывать или «говорить», что это трогать нельзя.
  5. Развивайте малыша. В этом возрасте можно познакомиться с карандашами и пластилином. Превратите процесс в забавную игру. Если ребенок не будет интересоваться предложенным занятием — не настаивайте, придет время, и вы его не оттяните от него.


Десять месяцев - интересный возраст в развитии ребенка. Следите за его развитием, обращайте внимание на необходимые навыки, учите самостоятельности. Время быстро пролетит и вы будете вспоминать первый шаг, первое слово, серьезную реакцию. А вот чего вам ждать в следующем месяце, можно прочитать в статье: .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.