Виды сексуальной ориентации и ее формирование. Как сменить ориентацию

Изменить сексуальную ориентацию, очень и очень неоднозначен. Нельзя утверждать, что человек не может изменить сексуальную ориентацию, но также неверно думать, что это под силу любому. Возможность или невозможность изменить ориентацию зависит от многих факторов: возникновения ориентации, вид нетрадиционной ориентации (би- или гомосексуальность), желание или нежелание самого человека изменить свою ориентацию. Причем здесь нужно заметить, что одного желания человека для изменения своей ориентации далеко не достаточно.
Например, многих раздражает, что их смотрят не только на них, но и на других женщин. И если жена будет упрекать в этом мужа, он ответит: "Я тут ни при чем, это мужская природа, и я не могу ничего с ней поделать". Или он может при ней вид, что не смотрит на других женщин - но не более того. Так вот, это и есть то, что "природа", или влечение.

Говоря о сексуальном и эмоциональном влечении, обычно его разделяют на естественное и противоестественное. Также ориентацию можно разделить на традиционную ("нормальную") и нетрадиционную. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. Например, к какой ориентации можно отнести бисексуальность: к традиционной или нетрадиционной? Так, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд утверждал, что все люди рождаются с врожденной бисексуальностью. И лишь в процессе развития человек становится моносексуальным.
Можно сказать, что человеку с бисексуальной ориентацией "повезло" больше, чем с гомосексуальной. Ведь у него есть возможность вступить в с партнером противоположного пола, и при этом не идти своей природы. Хотя это не будет означать, что бисексуальная ориентация изменится на гетеросексуальную. Это будет означать отдавать предпочтение отношениям с партнером противоположного пола.

Прежде чем пытаться изменить гомосексуальную ориентацию, нужно понять причины ее возникновения: генетическая предрасположенность, воспитание, психологическая травма, или даже все вместе взятое. В случае приобретенной гомосексуальности нетрадиционная ориентация может быть последствием воспитания как ребенка противоположного пола, длительное нахождение ребенка в окружении людей противоположного пола, различные психологические травмы и другие факторы. В случае врожденной гомосексуальности ребенок может ощущать себя лицом другого пола, а по результатам некоторых исследований, часто в крови у таких детей содержится повышенное содержание гормонов противоположного пола. К слову сказать, наука пока не может дать точное объяснение причины возникновения врожденной гомосексуальности. А большинство психотерапевтов и сексологов утверждает, что вылечить врожденную гомосексуальность невозможно. Если, конечно, считать нетрадиционную сексуальность болезнью, а не индивидуальной особенностью человека.

Действительно, существуют случаи изменения сексуальной ориентации с помощью психотерапии. Правда, по поводу изменения ориентации с помощью психотерапии пока не существует однозначного мнения. Во всяком случае, противники конверсионной (репаративной) терапии считают ее весьма сомнительной и даже опасной для психики. По сути, это методы перепрограммирования мозга человека, и насколько это этично - вопрос очень спорный. Учитывая, что в прошлом в методиках репаративной терапии использовались такие методы, как электросудорожная терапия (электрошок) и аверсивная терапия, использовавшая вызывание тошноты и рвоты с помощью медикаментов при демонстрации пациенту гомоэротических материалов.

Вообще, мнения по поводу изменения сексуальной ориентации зависят в основном от отношения к ней. Некоторое время назад нетрадиционная ориентация считалась болезнью, которую должны лечить психиатры. В наше время нетрадиционная сексуальность уже не считается расстройством психики. Сторонники конверсионной психотерапии считают ее психологическим расстройством, которое (опять же) нужно исправить, а многие религиозные люди - грехом, с которым нужно бороться. Не говоря уже о гомофобах, в которых говорит страх перед инаковостью. В то же время многие психотерапевты, сексологи и ученые считают гомосексуальность не более чем из направленностей сексуальности. Поэтому все большую поддержку получает гей-аффирмативный подход, направленный на принятие своей сексуальности, обретение внутреннего равновесия и гармонии. "Помните: неважно,

Что интересно, с традиционной ориентацией этот вопрос не возникает. Абсолютное большинство принимает ее как нечто вполне естественное и не помышляет сопротивляться самому факту того, что их сексуальная ориентация – гетеросексуальна.

Но в случае если гомосексуальность возникает даже как перспектива, хотя бы в виде сомнений в направленности своего влечения – у человека возникает немало проблем.

Прежде всего, это страх – быть не таким как все, страх осуждения, отвержения со стороны родственников и знакомых, страх социальной изоляции, преследования в обществе, страхи не создать семьи и не смочь воспитать детей.

И именно с таким запросом ко мне не раз приходили взрослые люди: «не хочу быть геем !», «как поменять ориентацию »? Если вы уже осознаете свою гомосексуальность или выраженную бисексуальность – то это маловероятно.

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Альбомная и книжная ориентация страницы в MS Word

По-умолчанию, текстовый редактор MS Word предлагает страницы в т.н. «книжной» ориентации, то есть высота страницы значительно выше ширины. Однако, иногда, например, при печати на листе больших таблиц, гораздо удобнее использовать «альбомную» ориентацию.

Чтобы сменить ориентацию страницы, перейдите на вкладку «Разметка страницы» , и в группе «Параметры страницы» , воспользуйтесь инструментом «Ориентация» . Ошибиться как видите невозможно — варианта у нас всего 2. Один щелчок мышью на понравившееся варианте, и вуаля, все страницы нашего документа тут же «перевернуться» и автоматически подстроятся под выбранный шаблон положения.

Сделать это очень просто и с задачей справится без всякой подготовки почти любой пользователь «ворда». Гораздо более не тривиальной, выглядит следующая задача:

Как изменить ориентацию одной страницы в Word?

Как вы заметили, при смене ориентации страницы, «переворачивается» сразу весь документ. Выглядит это мягко говоря странно — скорее всего та самая «большая таблица» у вас всего одна, поэтому в ваши планы не входит сдавать из-за неё годовой отчет или диплом в виде альбома. То есть изменить ориентацию на альбомную, нужно всего у одной-двух страниц , а все прочее, пускай идет в давно привычном «книжном» виде. Проще говоря, нам требуется в одном Word документе поместить страницы с разной ориентацией.

Как же быть? Некоторые умельцы не мудрствуют лукаво, и просто создают «книжные» и «альбомные» страницы одного документа в разных файлах, а потом, уже при печати, «сводят» все это в единый документ. Проблему это конечно отчасти решает, зато создает новую — как быть с нумерацией страниц, с «разорванными» текстовыми блоками и неровной версткой?

На самом деле, ничего сложного здесь конечно нет, и сейчас вы в этом убедитесь на примере.

Я создал 6 пустых страниц в ворде и собираюсь изменить ориентацию одной из них на альбомную

Предположим, в моем документе 6 страниц. 5 из них — стандартные «книжные», но одну страницу, например 3-ю по счету, я хочу сделать альбомной ориентации.

Первым делом, я ставлю курсор на странице идущей ДО искомой (т.е. на 2-ой), и перехожу на уже знакомую вкладку «Разметка страницы» , в группу «Параметры страницы» . Обратите внимание — в правом нижнем углу группы есть притаившийся значок «параметры страницы» . Нажимаем на него и выводим на экран одноименное окно.

Первая вкладка этого окна называется «Поля» . Посмотрите чуть ниже и увидите уже знакомые нам форматы отображения страниц: «книжный» (активен сейчас) и «альбомный». Выбираем нужный нам вариант и… не спешим нажимать на кнопку «Ок», а смотрим ещё ниже.

Видите надпись: «Применить… Ко всему документу «? Смело меняем эту строку на «Применить… До конца документа «, и вот теперь уже нажимаем заветный «Ок».

Окей, в нашем документе теперь содержаться страницы разной ориентации… Но есть куда двигаться дальше!

Смотрим что получилось. Чудеса в решете! Первые две страницы остались «книжными», а вот все остальные стали альбомными. Не расстраивайтесь — мы на верном пути. Осталось совсем чуть-чуть.

Финальный штрих — разворачиваем «ненужные» страницы в обратную сторону

Ставим курсор, теперь уже на нашу «альбомную» страницу (она у нас под номером три, если не забыли), и опять открываем «Параметры страницы», и меняем все обратно: вместо «альбомной» ориентации ставим «книжную», а пункт «Применить…» оставляем в том же положении, что и раньше: «До конца документа». Опять нажимаем «Ок» и видим совсем другую картину.

задача решена — нам удалось сделать так, что страницы нашего документа имеют разную ориентацию — и книжную и албомную

Как видите, поставленная задача полностью выполнена: нам удалось поменять ориентацию одной страницы в MS Word… Хотя задача эта не из тех, решение которых лежит на поверхности.

Также вас может заинтересовать:


В статье рассматривается эффективность и уместность терапевтического вмешательства в случаях смены сексуальной ориентации. Обсуждается сама концепция сексуальной ориентации и ее функциональная значимость для клиники. Описываются попытки изменить модель сексуального возбуждения в рамках различных психотерапевтических традиций, а также в религиозной перспективе. Автор подчеркивает, что попытки помощи гомосексуально ориентированным людям, которые хотели бы изменить свойственные им паттерны сексуального возбуждения, могут проводиться с соблюдением этики, и должны быть доступны клиентам, обращающимся за такой помощью.

С 1972 года в науках о психическом здоровье наблюдается колебание в оценке статуса гомосексуальности по отношению к психическому здоровью. В последние три десятилетия гомосексуальность последовательно признавалась нарушением или возможным нарушением, если говорить о классификации эго-дистонической гомосексуальности по DSM-III, а совсем недавно она стала рассматриваться как нейтральное явление по отношению к психическому здоровью индивида (Rubinstein, 1995).

Несколько лет назад мы оказались свидетелями противодействия любым попыткам консультирования клиентов при смене ориентации с гомо- на гетеросексуальную. Davison(1976), Martin(1984) и Haldeman(1994) выдвинули тезис, согласно которому психотерапевтическая помощь в вопросах смены ориентации является делом неэтичными. В 1997г., после двух лет обсуждений и специальных исследований, Американская Психологическая Ассоциация (АРА) приняла резолюцию, в которой выражались опасения, что клиенты могут обращаться за такого рода помощью по причине «социального невежества и предрассудков, существующих в вопросах однополой сексуальной ориентации», «семейного принуждения и/или недостатка информации» (АРА, 1997; Sleek , 1997). В марте 1998г. Американская ассоциация консультантов приняла схожую резолюцию (АСА, 1998).

Практика под угрозой

Резолюция АСА была выдвинута комитетом по правам человека Ассоциации и была нацелена на то, чтобы поставить АСА в оппозицию любым формам конверсивной терапии. Первоначальный текст предложенной резолюции был следующим: «Да будет впредь установлено, что Американская ассоциация консультантов противостоит использованию так называемых "конверсивных " или "репаративных " терапий при консультировании клиентов, ориентированных в сексуальных отношениях на свой пол; противостоит изображению лесбиянок, гомосексуалистов и бисексуалов как психически больных по причине их сексуальной ориентации; и поддерживает распространение точной информации по вопросам сексуальной ориентации, психического здоровья и допустимых терапевтических вмешательств.АСА призвана противодействовать предубеждениям, основанным на невежестве, или необоснованным убеждениям относительно однополой сексуальной ориентации» (АСА, 1998, р. 1-2).

Во время прений по поводу резолюции руководящий совет Ассоциации удалил из текста первую фразу, относящуюся к оппозиции конвер-сивным терапиям (АСА, 1998). Тем не менее, оппозиция остается, если конверсивная терапия изображает «лесбиянок, гомо- и бисексуалов как психически больных», или если консультант распространяет неточную информацию или имеет «необоснованные убеждения» относительно сексуальной ориентации (АСА, 1998, р. 1-2).

Трудно оценить масштаб последствий резолюции в том ее виде, в каком она принята. Резолюция очевидно не поощряет попыток обеспечить смену гомосексуальной ориентации на гетеросексуальную, и почти явным образом противостоит этому. Если бы она прошла в своем первоначальном виде, она оказала бы огромное влияние на практику. Консультанты в области психического здоровья были бы принуждены говорить клиентам, желающим изменить паттерны своего сексуального возбуждения, что их цель ошибочна. Консультанты, которые убеждены, что гомосексуальность может быть изменена, находились бы в опасности быть обвиненными в нарушении этического кода. Даже те консультанты, которые не являются членами АСА, были бы под угрозой, поскольку большинство штатов учитывают этический код АСА в законах о лицензировании консультирования.

Эта резолюция АСА, вместе с резолюцией, поддерживающей однополые браки, породила серьезные противоречия в Ассоциации (Lee, 1998). Собрание западного региона Ассоциации проголосовала за то, чтобы управляющий совет отменил предложенные резолюции, а Собрание южного региона высказалась за пересмотр вопроса (Gerst, 1998).

Таким образом, давление на консультантов, использующих конвер-сивные техники, а также прения по данной теме внутри Ассоциации создают ситуацию, которая требует вернуться к изучению основных вопросов, поднятых резолюцией.

Является ли конверсивная терапия эффективной и этичной?

Резолюция АСА выступает против конверсивной терапии по причине ее, якобы, неэффективности и неэтичности. Исследуя вопрос, насколько эффективной и этичной является помощь клиентам в вопросах смены сексуальной ориентации, я, прежде всего, обращусь к понятию сексуальной ориентации, затем представлю обзор литературы по изменению сексуальной ориентации, и, наконец, попытаюсь проанализировать, насколько этичной является сама резолюция АСА по конверсивной терапии.

В обзоре литературы, посвященной проблеме изменения сексуальной ориентации, использованы некоторые специальные термины. Термин «вос становительная (репаративная) терапия» стал популярным благодаря Джозефу Николоси (Joseph Nicolosi, 1991,1995), который считает, что психологическая поддержка гея или лесбиянки (в выбранном ими стиле жизни) не будет удовлетворительным разрешением вопроса сексуальной идентификации. Таким образом, терапия называется восстановительной, потому что она помогает клиенту восстановиться в более подходящей форме сексуальности. «Конверсивная терапия» - термин, который отражает направление терапии при смене сексуальных предпочтений. Некоторые консультанты бихевиорального направления говорят об изменении паттернов сексуального возбуждения (Barlow & Durand, 1995). На наш взгляд, будет точнее называть психотерапевтические подходы, которые направлены на изменение паттернов сексуального возбуждения, «конверсивной терапи ей». Конверсия предполагает глубокие изменения, что безусловно имеет место, когда кто-то меняет свою сексуальную ориентацию.

Несколько слов о сексуальной ориентации

Хальдеман предположил, что, прежде чем рассматривать вопрос изменения сексуальной ориентации, клиницисты и исследователи должны проанализировать «сложную природу сексуальной ориентации и ее развития у индивида» (Haldeman, 1994, с.222). Я поддерживаю это замечание и утверждаю, что, прежде чем противостоять сексуальной переориентации, объявляя ее неприемлемой, противники конверсивных терапий должны также уделить самое пристальное внимание указанному вопросу.

Как утверждает Хальдеман, понятие сексуальной ориентации не получило удовлетворительного определения. Первое его упоминание содержится в работе Кинси (Kinsey , Pomeroy & Martin , 1948), который предположил, что сексуальная ориентация может быть описана как континуум от полностью гомосексуальной (оценка «6», по Кинси) до полностью гетеросексуальной (оценка «О») (House & Miller , 1997). Гонсьерек, Селл и Вайнрих рекомендовали рассматривать однополую и гетеросексуальную ориентации раздельно, а не как изменения по единой шкале (Gonsoriek, Sell and Weinrich, 1995, c.47). Они предложили каждую ориентацию рассматривать как протяженность.

Хотя по-своему и интересные, эти шкалы малопригодны для применения в клинических условиях, когда необходимо определить эффект, которым сопровождаются те или иные попытки изменить сексуальную ориентацию. Почему? Нет никаких норм или определенных точек на этих континуумах, по которым клиницисты могли бы установить выраженность заданной сексуальной ориентации. Если исследователи расходятся во мнениях, где именно на континууме располагаются точки, на основе которых можно утверждать, что клиент является «чистым геем» или «чистым натуралом», то как клиницистам узнать, помогли ли они клиентам сменить одну ориентацию на другую?

Гонсьерек и др. указывали, что основным средством установления сексуальной ориентации является самоотчет, а также подчеркивали, что «у этого метода нет каких-либо значимых ограничений» (Gonsoriek et al, 1995, р.44). Однако очевидно, что здесь встает проблема субъективности самоопределения. Разные люди могут определять для себя гомосексуальность по-разному. Одни определяют свою сексуальную ориентацию по поведению, другие - на основе своих влечений или фантазий, а третьи -руководствуясь сочетанием этих факторов. Подводя итоги трудностей в определении сексуальной ориентации, Гонсьерек и др. заявили: «По причине столь значительных трудностей измерения, можно сделать вывод, что существуют серьезные сомнения в валидности самого концепта сексуальной ориентации» (с.46). Гонсьерек и др. также замечают: «Возможно, самое драматичное ограничение современных представлений о сексуальной ориентации - это ее изменения во времени. В сущности, нет ни одного лонгитюдного исследования, где изучается стабильность сексуальной ориентации в течение жизненного цикла взрослого человека» (с.46). Но если нет исследований по изменениям сексуальной ориентации, то как профессиональные ассоциации могут быть уверены, что ориентация не может измениться? Таким образом, предстоит еще немало работать над определением понятия сексуальной ориентации, и консультанты без всякой предвзятости имеют основания говорить о его неточности.

В отсутствие какого-либо точного метода определения сексуальной ориентации не должно быть никакого ограничения в оказании помощи тем, кто за ней обращается. Даже если кто-то заранее убежден, что ориентация не поддается изменению, как можно знать, когда установилась сексуальная ориентация индивида? В отсутствие более точного способа ее определения, мы, вероятно, должны уделить значительное внимание самоотчетам клиентов. Тем, кто хочет измениться, нельзя говорить, что это невозможно, поскольку мы не можем судить с уверенностью, насколько жестко их ориентация закреплена, и, следовательно, не можем утверждать, что иного пути для них не существует.

Изменение сексуальной ориентации возможно

Если и можно на основании анализа литературы прийти к какому-либо выводу, то только к такому, что изменение сексуальной ориентации действительно возможно. В своем обзоре литературы по вопросам женской однополой ориентации, Бриджес и Крото (Bridges and Croteau, 1994) указывают, что 25-50% лесбиянок, по различным отчетам, хотя бы раз состояли в гетеросексуальном браке. И хотя гетеросексуальный брак не может служить абсолютным критерием сексуальной ориентации, выяснение всех обстоятельств таких браков приводит к некоторому пониманию динамики сексуальной идентичности указанных женщин. Киркпат-рик (Kirkpatrick, 1988) сообщает, что нередко они вступали в брак, потому что были влюблены в своих мужей. Исследуя перемену в сексуальной ориентации, Шарбонно и Лэндер (Charbonneau and Lander, 1991) обнаружили две общих причины этого явления: представители одной группы всегда чувствовали себя лесбиянками и просто однажды стали до конца откровенны, другая же группа рассматривала смену ориентации лишь как «выбор среди различных сексуальных возможностей». Если консультанты не должны оказывать помощь клиентам в смене ориентации, то как, по мнению руководящего совета АСА, консультантам удовлетворять нужды тех женщин, которые хотят быть более уверенными в своем выборе лесби-идентичности?

С точки зрения практики, я, конечно, не могу быть уверен в том, что я успешно провел терапию по смене ориентации клиента, поскольку не знаю, как в точности определить сексуальную ориентацию, и является ли вообще это понятие клинически валидным. Но как бы то ни было, я консультировал клиентов, которые в начале процесса испытывали в основном влечение к лицам одного с ними пола, а сейчас утверждают, что в основном их привлекает противоположный пол. Боюсь, что резолюции, подобные принятым АСА и АРА, будут препятствовать получению таких результатов, которые весьма позитивно расцениваются самими клиентами.

Какие исследования выявляют успешность терапии?

Сторонники гей-аффирмативной модели Мартин и Хальдеман (Martin, 1984; Haldeman, 1994) провели обзор исследований, которые, как утверждалось, показывали изменение сексуальной ориентации. Они пришли к выводу, что не существует эмпирических исследований, которые бы подтверждали идею о том, что конверсивная терапия может изменить сексуальную ориентацию. Однако они обошли вниманием ряд очень важных отчетов, и игнорировали выводы тех исследователей, которые указывали на возможные изменения.

Я утверждаю, что для того, чтобы выступать против конверсивной терапии, ее оппонентам нужно показать, что не существует клиентов, получивших какие-либо улучшения от этих процедур, или что даже если эта терапия и помогает, любые улучшения достигаются объективно слишком высокой ценой. Доступные данные поддерживают наблюдения многих консультантов: множество людей с влечением к своему полу смогли изменить свою сексуальную ориентацию в ходе психологического консультирования.

Психоаналитический подход

Начиная с З.Фрейда, сторонники психоанализа выдвигали многочисленные объяснения тому или иному развитию сексуальной ориентации (Bieber et al., 1963). Согласно Биберу, Фрейд предложил «континуум между природной заданностью и опытом» (с.З) в качестве общего объяснения генезиса гей- или лесби-ориентации. Таким образом, в определенных случаях сексуальная ориентация может быть обусловлена, в основном, генетически, а в других главным фактором должно быть признано воспитание. По поводу гомосексуальной ориентации Фрейд писал матери гея: «Мы полагаем, что это является вариацией сексуального функционирования, которое образовалось из-за определенной фиксации в развитии» (Freud quoted in Bieber et ah, 1962, c.275). Согласно Биберу, Фрейд считал, что фиксация в развитии происходит в виду возросшего страха кастрации. Мужчина-гомосексуалист избегает женщин потому, что боится потерять свой мужской орган, либо потому, что стремится избежать бессознательных инцестуальных чувств к матери, которые провоцируют страх кастрации перед лицом отца. Находясь в рамках этой парадигмы, Бибер интерпретировал клинические случаи развития гомосексуальности, акцентируя «скрытый, но непреодолимый страх перед лицами другого пола» (Bieber et ah, 1962, с.ЗОЗ).

Хотя сам Фрейд занял негативную позицию в отношении изменения сексуальной ориентации, значительное число его последователей, включая и дочь Анну (Freud, 1951), предпринимали попытки терапии с целью изучения смены ориентации (напр., Bieber et ah, 1962; Fairbairn, 1952; Mayerson& Lief, 1965; Ovesey& Woods, 1980; Рое, 1952; van denAardweg, 1986; Socarides, 1978; Sullivan, 1953;Wallace, 1969).

Бибер и др. (1962) опубликовали данные о психоанализе 106 геев. Из полностью гомосексуальных клиентов 19% закончили психоанализ полностью гетеросексуальными. Половина из тех, кто были признаны бисексуальными, после терапии также перешли в статус гетеросексуальных. Из всей выборки в 106 человек 27% клиентов признали наличие изменения сексуальной ориентации. Если принять во внимание, что одна треть из этих 106 человек не желали менять свою ориентацию, процент изменений даже более впечатляющ. Бибер и др. (1962) также указывают, что шестеро из тех, кто стали гетеросексуальными, не высказывали желания подобного изменения в начале. Хотя мотивация к изменениям здесь очень важна, люди могут изменить паттерны сексуального возбуждения, даже не ставя это в качестве главной цели терапии.

Хаттерер (1970) описал поддерживающий и отчасти активный психодинамический подход к терапии геев-мужчин. Он предложил традиционное «инваиронменталистское» (через влияние окружающей среды) объяснение гомосексуальной ориентации, включая страх по отношению к женщинам и отделенность от мужской идентичности, а также предоставил клиническую информацию о 143 клиентах, оцененных по шкале сексуальной ориентации Кинси, которым была оказана помощь. 49 мужчин (34%) были признаны достигшими гетеросексуальной ориентации, 18 - «частично восстановившимися» и 76 (53%) остались без изменений.По результатам исследования можно также прийти к выводу, что моти вация клиента и степень идентификации себя в качестве гея являются ключевыми факторами изменения сексуальной ориентации в процессе терапии. Например, только 4,6% тех, кто был оценен как «полностью гомосексуальный», отмечали смену ориентации на гетеросексуальную. Большинство из этих мужчин не проявляли мотивации к изменениям. Среди 21 клиента, набравших по шкале Кинси 4 и 5 баллов, изменения составили 57%. Каждый из этих клиентов был, по крайней мере, умеренно мотивирован к тому, чтобы реализовать гетеросексуальный результат.

Сокаридис (Socarides, 1979) писал на основе своей практики 1966-1977гг., что 20 из 45 (44%) геев, проходящих психоаналитическую терапию, достигли полноценной гетеросексуальности.

Макинтош (Macintosh, 1994) сообщает об опросе 285 психоаналитиков, которые обследовали 1215 клиентов, подвергшихся психоанализу (824 мужчины и 391 женщина). Респонденты исследования отмечали, что 23% их гей- и лесби-клиентов сменили ориентацию на гетеросексуальную. Аналитики также сообщили, что 84% клиентов отмечают значительные позитивные результаты терапии.

В своем обзоре конверсивных терапий Хальдеман (Haldeman, 1994) критикует теорию гомосексуального развития, предложенную Николоси, однако он не включил в свой обзор оценку положительных результатов, полученных Николоси и его коллегами, которые недавно предложили систематический подход к смене сексуальной ориентации (Nicolosi, 1991, 1995). Николоси детально и по различным направлениям прописаны предпосылки гомосексуального возбуждения и психоаналитический подход к работе с теми, кто борется с нежелательной гомосексуальной ориентацией. Николоси приводит многочисленные истории клиентов, которые от полностью гомосексуальной идентичности перешли к гетеросексуальной адаптации. Относительно функции гомосексуальной ориентации у мужчин, Николоси заявил, что «для многих мужчин гомосексуальный эротизм служит символическим восстановлением дефицита мужской силы» (с. 157). Поскольку у многих геев в детстве были феминизированные интересы и поведение, они обычно испытывали отвержение со стороны своих отцов и сверстников. Это отвержение ведет к тому, что Николоси назвал «защитным отделением» от отца (1991, с.57). Это защитное отделение заставляет будущего гея отвергать мужественность своего отца, но в то же время стремиться к близким отношениям с сильным мужчиной.

Николоси и другие современные клиницисты-психоаналитики показали некоторый успех, помогая людям приобрести гетеросексуальное влечение. Например, Николоси, Берд и Поттс (Nicolosi, Byrd and Potts, 1998) сообщают о результатах национального обследования 882 клиентов, проходивших терапию по сексуальной реориентации. До начала терапии 318 человек из выборки оценивали себя как имевших влечение исключительно к своему полу. После терапии 18% из этих 318 оценили себя как полностью гетеросексуальных. 17% оценили себя как «почти полностью гетеросексуальных», а 12% рассматривали себя больше как гетеросексуальных. Таким образом, 47% подгруппы, оценивавших себя на 6 по шкале Кинси, пришли к оценке менее 2 по Кинси. Из всех 882 клиентов после терапии только 13% остались полностью или почти полностью ориентированными в сексуальных контактах на свой пол.

Чтобы принять во внимание упреки в том, что реориентационные терапии могут вредить личности, в этой работе также исследовались психологическое состояние клиентов и их межличностная сфера до и после терапии. Респонденты исследования отмечали значительные улучшения по таким показателям, как самопринятие, сила личности, самоуважение, эмоциональная стабильность, депрессивность, и духовность (Nicolosi, Byrd& Potts, 1998).

Итак, психоаналитический подход показывает уровень изменения сексуальной ориентации в 19-44% клиентов. Уровень частичного изменения, модификации сексуальной ориентации по некоторым отчетам даже выше. Ни один из документов не зафиксировал негативного побочного эффекта этой практики, и все они, безусловно, указывают на положительные результаты для значительного числа участников исследования, даже для тех, кто не сменил ориентации. Клиенты, у которых до этого был какой-то гетеросексуальный опыт, больше мотивированы к изменению и, похоже, чаще отмечают изменение сексуальной ориентации.

Бихевиоральный подход

Есть множество отчетов по бихевиоральным интервенциям, которые повлекли изменение паттернов сексуального возбуждения. Обзор Хальдемана (Haldeman, 1994) в основном касался аверсивной (внушающей отвращение, антипатию) терапии, хотя здесь используются и другие бихеви-оральные техники, такие как скрытая сенсибилизация, систематическая десенсибилизация, тренинг ассертивности и мультимодальные подходы.

Для того чтобы объяснить сексуальное влечение и поведение, консультирующие бихевиористы указывают на обучение как на основной принцип. Гей- или лесби-возбуждение устанавливается с большей вероятностью тогда, когда такое поведение получает физическое или социальное подкрепление, а гетеросексуальное поведение сопровождается негативными событиями, например, наказанием или унижением. Цепочка событий, подкрепляющих одну модель сексуальной ориентации и являющаяся аверсивной для другой, скорее всего, приведет к поведению, основанному на ориентации, получившей подкрепление (Greenspoon& Lamal, 1987). Аверсивные терапии, начиная с работ Макса (Мах, 1935), были первыми попытками в рамках бихевиорального подхода изменить сексуальную ориентацию.Например, Фельдман, МакКулох и Орфорд (Feldman, MacCulloch and Orford, 1971) сообщают результаты исследования 1963-65гг., касающегося клиентов, желающих изменить сексуальную ориентацию. Индикаторами изменений были прекращение гомосексуального поведения, только случайные гомосексуальные фантазии или влечение, и сильные гетеросексуальные фантазии и влечение. По этим индикаторам исследователи сообщили, что изменили свои предпочтения 29% тех, кто до этого не имел гетеросексуального опыта, и 78% тех, у кого был этот опыт ранее, что дает порядка 65% по всей группе. Банкрофт, Форпе, Шмидт, Браун и Кастелл, Ларсон (Bancroft, 1974; Thorpe, Schmidt, Brown and Castell, 1964; andLarson, 1970) также отмечали успех процесса реориентации с использованием различных видов аверсивного обусловливания.

Каллахан, Кедрик и МакКулох, Мандель, а также Сегал и Симе (Callahan, 1976; Kedrick and McCullough, 1972; Mandel, 1970; andSegal and Sims, 1972) представили положительные результаты терапии с использованием скрытой сенсибилизации. Например, Кэллахан (Callahan, 1976) описывает использование скрытой сенсибилизации и тренинга ассертив-ности применительно к 25-летнему мужчине, который пережил сексуальное насилие в возрасте 6 лет со стороны своего дяди. У клиента было несколько опытов с партнерами своего пола в средней школе. Он указал также на трех девочек в старших классах, но к ним у него не было особого влечения. Каллахан сказал своему клиенту, что гомосексуальному возбуждению научаются, и «потому оно может быть и изменено, и воспринято как естественное и нормальное для человека» (с.235). Клиент воспринял это объяснение как поддержку своего решения заменить гомосексуальное возбуждение на гетеросексуальное. Скрытая сенсибилизация является техникой, при которой в пару с негативным образом ставятся гомосексуальные фантазии (Callahan, 1976).После интенсивной фазы такой терапии клиент «отмечал спонтанное сексуальное возбуждение при виде незнакомых женщин» (Callahan, 1976, с.242). После четырех с половиной лет постконсультационной поддержки клиент женился и сообщал, что у него хорошо закрепилось отсутствие сексуального возбуждения по отношению к субъектам своего пола.

Были исследованы также неаверсивные классические техники обусловливания с использованием сексуально возбуждающих материалов. Например, МакКрейди сообщал об успешной терапии 27-летнего гея, у которого были случайные гомосексуальные опыты с 16 лет. Однако, «когда он начал терапию, он, по моральным и практическим причинам, был сильно мотивирован к развитию гетеросексуального поведения и уменьшению гомосексуального» (McCrady, 1913, с.257). МакКрейди показывал клиенту образ обнаженной девушки, который потом изменялся, путем слияния, на обнаженный мужской образ. Во время терапии клиент сообщал о возникновении гетеросексуальных фантазий. После пятой сессии клиент начал говорить о себе: «Когда я был гомосексуалистом...»(с.260). Барлоу и Аграс (Barlow and Agras, 1973) сообщали о похожих техниках, однако в их процедуре изображения обнаженных мужчин менялись наженские. Эти исследователи сообщают о физиологических измерениях возбуждения, которое по окончании возросло в гетеросексуальном направлении у всех трех субъектов их исследования.

Систематическую десенсибилизацию в бихевиоральной терапии начали применять для того, чтобы помочь изменить сексуальную ориентацию (Bergin, 1969; Huff, 1970; Kraft, 1967; James, 1978; Philips, Fischer, Groves& Singh, 1976; Ramsey& van Velzen, 1968). Например, Филипс и др. (1976) пишут о мужчине-гее 31 года, который обратился за помощью в сексуальной реориентации. Клиент испытывал тревогу относительно гетеросексуальных физических контактов. По завершении терапии он смог сам установить гетеросексуальный контакт и в течение 18 месяцев посттерапевтического наблюдения сообщал о полном отсутствии гомосексуальной активности.

Многие консультанты бихевиорального направления отстаивают право использования различных техник для достижения сексуальной реориентации (Barlow, 1973; Barlow & Durand, 1995; Bergin, 1969; Blitch& Haynes, 1972; Freeman& Mayer, 1975; Gray, 1970; Greenspoon& Lamal, 1987; Hanson& Adesso, 1972; Marquis, 1970; Rehm& Rosensky, 1974; Stevenson& Wolpe, 1960; Tarlow, 1989; Wilson& Davidson, 1974). Так, например, Стивенсон и Вольпе (1960) описывают использование техники переобучения и тренинга ассертивности в успешном реориентировании двух геев. В первом случае речь идет о 22-летнем гее, чей сексуальный опыт с представителями своего пола начался в 14 лет. Клиент стал считать себя полностью гомосексуальным и рассматривал консультирование как последнюю возможность изменить это положение. Консультант высказал предположение, что молодой человек «преждевременно причисляет себя к группе окончательных гомосексуалистов», и что гомосексуальная активность молодого человека «в основном была продиктована желанием дружить с другими мужчинами» (с.738). После 10 сессий поддержки посредством репетиции поведения клиент решился на брак. Этот молодой человек отмечал закрепление гетеросексуальности в течение 3 лет посттерапевтического наблюдения. Подводя краткий итог, следует отметить значительное развитие бихевиоральных подходов от преимущественно аверсивных к сложным мультимодальным. Мультимодальные техники направлены на то, чтобы погасить влечение к своему полу, а затем поддержать и усилить гетеросексуальное реагирование. Как отмечает Крафт (Kraft, 1970), техники десенсибилизации предпочтительнее аверсивных, поскольку они направлены на установление гетеросексуальной активности, тогда как аверсив-ные техники только элиминируют гомосексуальное влечение.Грине пун и Лэмэл (Greenspoon & Lamal, 1987) предположили, что эффект офисных программ обусловливания может быть сведен на нет при отсутствии поддержки гетеросексуального функционирования. Они ставят акцент на развитии социальных навыков, необходимых в гетеросексуальных ситуациях, которые вырабатываются с помощью ролевых игр, домашних заданий и поддерживающего консультирования.

Когнитивный подход

В 1959г. Эллис (Ellis, 1959) дал описание терапевтической работы с геем, который был «одним из первых клиентов, которого консультировали с помощью нового терапевтического подхода, разработанного терапевтом после многих лет работы в рамках ортодоксального психоанализа и психоаналитически ориентированной терапии» (там же, с.339). Эллис затем описал свою рациональную терапию, позднее получившую название рационалъно-эмотивной поведенческой терапии (РЭПТ).

У клиента никогда не было гетеросексуального опыта, и он очень боялся быть отвергнутым. Эллис не пытался избавить клиента от гомосексуальных чувств; он подчеркивал, что, скорее, цель терапии заключалась в том, чтобы помочь клиенту «преодолеть иррациональные блоки против гетеросексуальности» (с.339). По сообщению Эллиса, на двенадцатой неделе рациональной терапии клиент «изменился от стопроцентного фиксированного гомосексуала до буквально стопроцентного гете-росексуала» (Ellis, 1959, с.342).

Эллис не дал точной цифры уровня изменений, но он писал о своем новом подходе в 1965г.: «Через мою частную практику в Нью-Йорке за последние 10 лет прошло множество гомосексуальных клиентов, и я убедился, что рациональный терапевтический подход гораздо эффективнее... чем был мой прежний психоаналитический подход к терапии» (Ellis, 1965, с.109).

Эллис не верит больше в то, что ориентация на собственный пол является знаком неотъемлемого эмоционального нарушения, в 1992г. он писал, что люди свободны «попробовать на некоторое время определенный сексуальный образ жизни, например, гомосексуальный, а затем решить отказаться от него ради другого образа, например, гетеросексуального» (Ellis, 1992, с.34). Самый последний по времени показатель убежденности Эллиса в том, что возможности выбора клиента не должны ограничиваться, было его участие в Committee of Concerned Psychologists(ССР, 1995). Когда АРА в 1995г. впервые рассматривала резолюцию, не поощрявшую использование конверсивной терапии, и группа психологов выразила протест против этого предложения, Эллис был одним из 40 участников группы, подписавших письмо, которое настаивало на том, чтобы отвергнуть предложение, и клеймило его как «беззаконное, неэтичное, ненаучное и тоталитарное» (ССР, 1995, с.4).

Групповая терапия

Роджерс, Робак, МакКи и Калхун (Rogers, Roback, McKee& Calhoun, 1976) исследовали вопрос, каковы терапевтические результаты сексуальной реориентации в рамках групповой терапии. Они провели обзор соответствующей литературы и пришли к выводу, что «гомосексуалисты могут успешно излечиваться в групповой терапии, вне зависимости от того, является ли главной целью терапии изменение сексуального паттерна приспособления, или редукция сопутствующих проблем» (Rogers et ah, 1976, с.24).

Бирк (Birk, 1980) сообщает, наверное, о самом высоком уровне успешности среди всех терапевтов. Комбинируя групповую поведенческую и индивидуальную психотерапию, Бирк констатирует, что 100% полностью гомосексуальных клиентов, желавших изменить паттерны сексуального возбуждения, смогли достичь гетеросексуальной адаптации. Из 14 клиентов, которые изменились, по окончании терапии удачно женились 10 (71%). Вопреки предположению Хальдемана, который писал, что люди из группы Бирка могли иметь «предшествующие гетероэротические тенденции» (Haldeman, 1994, с.223), одним из критериев для включения в анализируемую группу было то, что эти клиенты полностью гомосексуальны и никогда не вступали в гетеросексуальные связи (Birk, 1980). Бирк указывал на мотивацию перед терапией как на главный ключ к пониманию результатов. Только 4 из 15 клиентов (27%), не выражавших какой-либо заинтересованности в изменении сексуальной ориентации, сообщали о сдвиге в сексуальной адаптации.

Религиозно ориентированный подход

Принадлежность к религиозной традиции часто мотивирует людей с гомосексуальной ориентацией искать сдвига в паттернах сексуального возбуждения (Wolpe, 1973), и некоторые из них достигают желаемого изменения. Pattison & Pattison(1980) представили описание случаев 11 белых мужчин, которые сообщали, что изменили ориентацию через участие в церковном сообществе. Члены группы идентифицировали себя в качестве геев в среднем с 11 лет. Девять из них до изменения имели оценку 6 по методике Кинси, остальные - 4 и 5. В последующем пятеро членов группы оценивали себя на 0, трое - на 1 и двое на 2.

Многие отчеты об изменении сексуальной ориентации представляют собой свидетельства, подготовленные службами для экс-геев. Например, Пресвитерианская Церковь в США поддерживает группу OnebyOne«службу, которая готовит конгрегации Пресвитерианской Церкви в США для миссии помощи тем, кто находится в конфликте с собственной сексуальностью» (OnebyOne , nd, c.l).В своем буклете « Touched by His Grace» семеро бывших геев и четыре бывших лесбиянки описывают свой опыт приобретения гетеросексуальной адаптации и духовной свободы (OnebyOne, nd).Exodus International и Transformation Ministries также являются известными службами поддержки для экс-геев.

Как указывает Хальдеман (1994), есть, конечно, некоторые экс-геи, которые стали экс-экс-геями. Однако нельзя преуменьшать значения тех историй и исследовательских отчетов, которыми делятся те, кто считает себя бывшими гомосексуалистами. Очевидно, что есть люди, которые изменили свою сексуальную ориентацию, следуя своим религиозным взглядам (Davies & Rentzel , 1994; Saia , 1988).

Хотя вопрос, каковы оптимальные методы по достижению сексуальной реориентации, продолжает оставаться дискуссионным, вышеприведенные отчеты показывают, что изменение сексуальной ориентации -вполне реальная перспектива для ряда клиентов. Предлагая различные техники, консультативные подходы, терапевты, похоже, согласны в том, что главными задачами консультирования в этой области являются следующие:

1) повышение ассертивности;

2) работа с приобретенным страхом взаимоотношений с лицами про
тивоположного пола;

3) развитие гетеросексуальных социальных навыков.

Каждый подход также подчеркивает роль мотивации и социальной поддержки для закрепления изменений.

Колебание уровня изменений от исследования к исследованию может быть связано, скорее, с относительной недостаточностью систематических исследований в этой области, а не с предполагаемой неспособностью людей изменить сексуальную ориентацию. Будущие исследования и клиническое изучение этого вопроса могут помочь специалистам в области психического здоровья осуществлять более целенаправленные усилия в пользу тех, кто хочет достичь изменений.

Мы пропускаем часть, посвященную обсуждению этичности конверсивной терапии, поскольку полемика касается, в основном, Кода этики Американской Психологической Ассоциации. Автор указывает на то, что неэтично стеснять свободу клиента, если он хочет измениться, и тем более неэтично пытаться навязать ему свои убеждения, что особенно важно в случае работы гей-аффирмативных терапевтов с религиозными клиентами 2 .

Этот обзор преследовал цель показать, что терапевтическая помощь в изменении паттернов сексуального возбуждения была успешна во многих случаях, и должна быть доступна клиентам, желающим получить такую помощь. Я убежден, что имеющаяся по этому вопросу литература не оставляет никаких сомнений в том, что некоторая степень изменения возможна для некоторых клиентов, желающих достичь этого изменения.

Публикации по вопросам терапевтической помощи в сексуальной ре-ориентации неожиданно почти полностью прекратилась в начале 70-х годов, но клиенты, желающие меняться в этом направлении, не перестали обращаться за консультированием. Я лично имею опыт с клиентами, ко торые хотели получить помощь в изменении паттерна сексуального возбуждения, и на основании их отчетов я верю, что такое изменение возможно.

Как указано выше, концепция сексуальной ориентации обладает ограниченной пользой для клиники. Поскольку определение сексуальной ориентации является спорным, я беру на себя смелость утверждать, что клиенту не следует говорить, что ориентация не может быть изменена или модифицирована. Белл и Вайнберг (Bell and Weinberg, 1978), в их большом исследовании гомосексуализма в округе Сан Франциско, определяли как гомосексуалиста любого, чьи оценки по Кинси были не менее 4. В цитированной выше литературе уровень смены ориентации для лиц с оценкой 4-5 по Кинси составляли 57-78% (Feldman, MacCulloch & Orford, 1971; Hatterer, 1980; Mayerson& Lief, 1965). Таким образом, большинство определенных Беллом и Вайнбергом клиентов были способны изменить сексуальную ориентацию. От того, как узко определять сексуальную ориентацию, если ее вообще можно определить, зависит, допустимо ли говорить, что сексуальная ориентация была изменена.

Что же делать специалистам в области психического здоровья, сталкивающимися с клиентами, которые обращаются за помощью в сексуальной реориентации? Я предлагаю им руководствоваться следующими принципами:

1. Ни гей-аффирмативная, ни конверсивная терапии не должны рассматриваться в качестве предпочтительных. В общем случае, гей-аффирмативная терапия или переадресация к терапевту этого профиля должныпредлагаться тем клиентам, которые ищут большего удовлетворения всвоей гомосексуальной ориентации. Конверсивная терапия или направление к специалисту этого профиля должны предлагаться тем клиентам,которые решили изменить или преодолеть гомосексуальные паттернысексуального возбуждения. Должна быть проведена оценка для того, чтобы выявить силу и стойкость желания клиента.

2. Тем клиентам, которые находятся в стрессовом состоянии в связисо своей сексуальной ориентацией, и еще не определились относительнореориентации, специалисты не должны говорить, какой подход является лучшим. Им следует проинформировать клиентов о том, что многие специалисты считают, что ориентация не может быть изменена, в то времякак другие считают наоборот. Клиенты должны быть информированы отом, что некоторые специалисты в области психического здоровья, а также некоторые исследователи оспаривают концепцию неизменной сексуальной ориентации. Консультанты обязаны объяснить, что не все клиенты, участвующие в гей-аффирмативной терапии, достигают удовлетворительного гомосексуального приспособления, равно как и не все клиенты,стремящиеся к сексуальной реориентации, добиваются успеха. Когда клиент не может решить, какому терапевтическому курсу последовать, консультант может ему предложить выбрать тот вариант терапии, который соответствует его ценностям, личным и/или религиозным убеждениям(Nikolosi et al, 1998).

3. Поскольку религиозную принадлежность клиента по этическимпричинам консультанты обязаны уважать, они должны проявлять боль шую осторожность в советах клиентам, неудовлетворенным гомосексуальной ориентацией по причине религиозных убеждений. Чтобы помочьтаким клиентам, консультанты должны провести экспертизу по методам сексуальной реориентации или подготовить подходящие адреса помощи.

И, наконец, консультанты в области психического здоровья обязаны уважать достоинство и желания всех клиентов. АСА и другие ассоциации по психическому здоровью не должны стремиться ограничить выбор людей с гомосексуальной ориентацией, желающих измениться.

ЛИТЕРАТУРА

  • American Counseling Association.(1995). АСА code of ethics and standards of practice. Alexandria, VA: Author.
  • American Counseling Association. (1998, March). On appropriate counseling responses to sexual orientation. // Adopted by the American Counseling Association Governing Council, March 27, 1998.
  • American Psychiatric Association. (1994). Diagnostic and statistical manual of mental disorders, // Fourth edition. Washington, DC: Author.
  • American Psychological Association.(1997, August). Resolution on appropriate therapeutic responses to sexual orientation. // Adopted by the American Psychological Association Council of Representatives, August 14,1997.
  • Bancroft J. (1974). Deviant sexual behavior. - Oxford: Clerendon Press.
  • Barlow D. (1973). Increasing heterosexual responsiveness in the treatment of sexual deviation: A review of the clinical and experimental evidence. // Behavior Therapy, 4,655-671.
  • Barlow D. & Agras W.S. (1973). Fading to increase heterosexual responsiveness in homosexuals. // Journal of Applied Behavior Analysis, 6, 355-366.
  • Barlow D., & Durand V.M. (1995). Abnormal psychology: An integrative approach. - New York: Brooks/Cole Publishing Company.
  • Barret R. & Barzan R. (1996).Spiritual experiences of gay men and lesbians. //Counseling and Values, 41,4-15.
  • Bell A.P. & Weinberg M.S. (1978). Homosexualities: A study of diversity among men and women. - New York: Simon & Schuster.
  • Bergin A.E. (1969). A self-regulation technique for impulse control disorders. // Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 6, 113-118.
  • Bieber L, DainH.J, Dime PR., Drellich M.G., Grand KG., Gundlach R.H., Kremer
  • M. W., RifkinA.H., Wilbur C.B. & Bieber T.B. (1962). Homosexuality. -New York: Basic Books, Inc.
  • Birk L. (1980). The myth of classical homosexuality: Views of a behavioral psychotherapist. In J. Marmor (Ed.), // Homosexual Behavior (p.376-390). NewYork: Basic Books.
  • Blitch J. & Haynes S. (1972). Multiple behavioral techniques in a case of female homosexuality. // Journal of Behavioral Therapy & Experimental Psychiatry, 3, 319-322.
  • BridgesK.L.
  • & Croteau J.M. (1994). Once-married lesbians: Facilitating changing life patterns. // Journal of Counseling and Development, 73,134-140.
  • Callahan E.J. (1976). Covert sensitization for homosexuality. In J.Krumboltz, Carl Thoresen (Ed.) // Counseling methods (p.234-245). New York: Holt, Rinehart and Winston.
  • Cautela J.R. (1967). Covert sensitization. // Psychological Reports, 20, 459-468.
  • Charbonneau
  • . & Lander P.S. (1991). Redefining sexuality: Women becoming lesbian in midlife. In B.Sang, J. Warshow & AJ. Smith (Eds.) // Lesbians at midlife: The creative transition (p.35-43). San Fransisco, CA: Spinsters Book Company.
  • Cohort C. (1972).Olfactory aversion therapy for homosexual behavior. // Journal of Behavioral Therapy & Experimental Psychiatry. 3, 185-187. Committee of Concerned Psychologists. (1995). Letter to the American Psychological Association Council of Representatives. // Quoted in Narth Bulletin, 3(2), 4-5.
  • Davies B. & Rentzel L. (1994).Coming out of homosexuality. // Downers Grove, IL: InterVarsity Press.
  • Davison G.C. (1976). Homosexuality: The ethical challenge. // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 44, 157-162.
  • Ellis A. (1959). A homosexual treated with rational psychotherapy. // Journal of Clinical Psychology, 15,338-343.
  • Ellis A. (1965). Homosexuality: Its causes and cure. -New York: Lyle Stuart, Inc.
  • Ellis A. (1992, September/October). Are gays and lesbians emotionally disturbed? // The Humanist, p.33-35.
  • Evans D.R. (1968). Masturbatory fantasy and sexual deviation. // Behavior Research and Therapy, 6, 17-19.
  • Fairbairn W.R.D. (1952). Psychoanalytic studies of the personality.-London: Routledge & Kegan Paul.
  • (1965). The application of anticipatory avoidance learning to the treatment of homosexuality: I, Theory, techniques and preliminary results. // Behavior Research and Therapy, 3, 165-183.
  • Feldman M.P. & MacCulloch M.J. (1971). Homosexual behaviour: Therapy and assessment. - New York: Pergamon Press.
  • Feldman M.P, MacCulloch M.J. & Orford J.F. (1971). Conclusions and speculations. In M.P.Feldman & M.J.MacCulloch: Homosexual behaviour: Therapy and assessment (p. 156-188) - New York: Pergamon Press.
  • Freeman W. & Meyer R. G. (1975). A behavioral alteration of sexual preferences in the human male. // Behavior Therapy, 6, 206-212.
  • Freud A. (1951). Clinical observations on the treatment of manifest male homosexuality. // Psychoanalytic Quarterly, 20, 237-238.
  • Garnets L., Hancock K., Cochran S., Goodchilds, J. & Peplau L. (1991).Issues in psychotherapy with lesbians and gay men. // American Psychologist, 46, 964-972.
  • Gerst R. (1998, May). Letter to the editor. // Counseling Today, 4.
  • Gold S. & Neufeld I.L. (1965).A learning approach to the treatment of homosexuality. // Behavior Research and Therapy, 2, 201-204.
  • GonsoriekJ.C, SellR.L.
  • & WeinrichJ.D. (1995). Definition and measurement of sexual orientation. // Suicide and Life Threatening Behavior, 25(Supplement), 40-51.
  • Gray J. (1970). Case conference: Behavior therapy in a patient with homosexual fantasies and heterosexual anxiety. // Journal of Behavioral Therapy & Experimental Psychiatry, 1, 225-232.
  • Greenspoon J. & Lamal P. (1987).A behavioristic approach. In L. Diamant (Ed.) Male and female homosexuality: psychological approaches, (p. 109-127). -New York: Hemisphere Publishing Corp.
  • Haldeman D. (1994).The practice and ethics of sexual orientation conversion therapy. // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 62 (2), 221-227.
  • Hanson R. & Adesso V. (1972). A multiple behavioral approach to male homosexual behavior: A case study. // Journal of Behavioral Therapy & Experimental Psychiatry, 3, 323-325.
  • Hatterer L. (1970).Changing homosexuality in the male. - New York: McGraw-Hill Book Co.
  • House R.M. & Miller J.L. (1997). Counseling gay, lesbian and bisexual clients.In D. Capuzzi & D. Gross, (Eds). Introduction to the counseling profession (2nd ed.) (p.397-432). - Boston, MA: Allen & Bacon.
  • HuffF. (1970). The desensitization of a homosexual. // Behavioral Research Therapy, 8,99-102.
  • James S. (1978). Treatment of homosexuality II. Superiority of desensitization/arousal as compared with anticipatory avoidance conditioning: Results of a controlled trial. // Behavior Therapy, 9, 28-36.
  • Kendrick S. & McCullough J. (1972). Sequential phases of covert reinforcement and covert sensitization in the treatment of homosexuality. // Journal of Behavioral Therapy & Experimental Psychiatry, 3, 229-231.
  • Kinsey A., Pomeroy W.B. & Martin C. (1948).Sexual behavior in the human male. - Philadelphia: Saunders Co.
  • Kirkpatrick M. (1988). Clinical implications of lesbian mother studies. In E. Coleman (Ed.). Integrated identity for gay men and lesbians: Psychotherapeutic approaches for emotional well-being (p.201-211). - New York: Harrington Park Press.
  • Kirkpatrick M. & Morgan C. (1980). Psychodynamic psychotherapy of female homosexuality. In J. Marmor (Ed.).Homosexual behavior (p.357-375). - New York: Basic Books, Inc.
  • Kraft T. (1970). Systematic desensitization in the treatment of homosexuality. // Behavior Research and Therapy, 8, 319.
  • Larson D. (1970). An adaptation of the Feldman and MacCulloch approach to treatment of homosexuality by the application of anticipatory avoidance learning. // Behavioral Research & Therapy, 8, 209-210.
  • Lee C. (1998, May). Promoting a healthy dialogue. // Counseling Today, 5.
  • McConaghy N. (1976). Is a homosexual orientation irreversible? // British journal of Psychiatry, 129, 556-563.
  • McConaghy N., Armstrong M.S. & Blaszczynski A. (1981). Controlled comparison of aversive therapy and covert sensitization in compulsive homosexuality. // Behavior Research and Therapy, 19, 425-434.
  • McCrady R. (1973). A forward-fading technique for increasing heterosexual responsiveness in male homosexuals. // Journal of Behavioral Therapy & Experimental Psychiatry, 4, 257-261.
  • Macintosh H. (1992). Attitudes and experiences of psychoanalysts in analyzing homosexual patients. // Journal of the American Psychoanalytic Association, 4, 1183-1206.
  • MandelK. (1970). Preliminary report of a new aversion therapy for male homosexuals. // Behavioral Research & Therapy, 8, 93-95.
  • Marquis J. (1970). Orgasmic reconditioning: Changing sexual object choice through controlling masturbation fantasies. // Journal of Behavioral Therapy & Experimental Psychiatry, 1,263-271.
  • Martin A.D. (1984). The emperor"s new clothes: Modern attempts to change sexual orientation. In E.S. Hetrick & T.S. Stein, (Eds.). Psychotherapy with homosexuals. (p.24-57). - Washington, DC: American Psychiatric Association.
  • Mayerson P. & Lief H.I. (1965). Psychotherapy of homosexuals: A follow-up study of nineteen cases. In Marmor, J. (Ed.). Sexual inversion, (p.302-344) - New York: Basic Books, Inc.
  • Max L.W. (1935) Breaking up a homosexual fixation by the conditioned reaction technique: A case study. // Psychological Bulletin, 32, 734.
  • Nicolosi J. (1991). Reparative therapy of male homosexuality. - Northvale, NJ: Jason Aronson, Inc.
  • Nicolosi J. (1993). Healing homosexuality. - Northvale, NJ: Jason Aronson, Inc.
  • Nicolosi J., ByrdA.D. & Potts R.W. (1998). Towards the ethical and effective treatment of homosexuality. Unpublished manuscript. One by One. (nd). Touched by His grace. - Rochester, NY: Author.
  • Ovesey L & Woods S. (1980). Pseudohomosexuality and homosexuality in men.In J. Marmor (Ed.), Homosexual behavior (p.325-341). -New York: Basic Books, Inc.
  • Pattison E.M. & Pattison M.L. (1980). «Ex-gays»: Religiously mediated change in homosexuals. // American Journal of Psychiatry, 137, 1553-1562.
  • Phillips D., Fischer S.C., Groves G.A. & Singh R. (1976). Alternative behavioral approaches to the treatment of homosexuality. // Archives of Sexual Behavior, 5, 223-228.
  • Рое J.S. (1952). Successful treatment of a 45-year-old passive homosexual based upon an adaptational view of homosexual behavior. // Psychoanalytic Review, 39, 23-36.
  • Ramsey R.W. & Van Velzen V. (1968).Behavior therapy for sexual perversions. // Behavior Research and Therapy, 6, 233.
  • Rehm L. & RozenskyR. (1974). Multiple behavior therapy techniques with a homosexual client: A case study. // Journal of Behavioral Therapy & Experimental Psychiatry., 5, 53-57.
  • Rogers C,
  • Roback H., McKee E. & Calhoun D. (1976). Group psychotherapy with homosexuals: A review. // International Journal of Group Psychotherapy, 26, 3-27.
  • Rubinstein G. (1995). The decision to remove homosexuality from the DSM: Twenty years later. // American Journal of Psychotherapy, 49, 416-427.
  • Saia M.R. (1988). Counseling the homosexual. - Minneapolis, MN: Bethany House Publishers.
  • Segal В. & Sims J. (1972). Covert sensitization with a homosexual: A controlled replication. // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 39, 259-263.
  • Sleek S. (1997", October). Resolution raises concerns about conversion therapy. - Monitor, 16.
  • Smith J. (1980). Ego-dystonic homosexuality. //Comprehensive Psychiatry, 21, 119-127.
  • Socarides C. (1979). The psychoanalytic theory of homosexuality: With special reference to therapy. In I.Rosen (Ed.). Sexual deviation (2nd ed.) (p.243-277). - New York: Oxford University Press.
  • Solyom L. & Miller S. (1965). A differential conditioning procedure as the initial phase of the behavior therapy of homosexuality. // Behavrior Research and Therapy, 3, 147-160.
  • Stevenson I. & Wolpe J. (1960). Recovery from sexual deviations through overcoming non-sexual neurotic responses. // American Journal of Psychiatry, 116, 737-742.
  • Sullivan H. (1953). Conceptions of modern psychiatry (2nd ed.). - New York: W.W. Norton & Co., Inc.
  • Tarlow G (1989). Clinical handbook of behavior therapy: Adult psychological disorders. - MA: Brookline Books, Inc.
  • Thorpe J.G., Schmidt P.T., Brown P.T. & Castell D. (1964). Aversion relief therapy: A new method for general application. // Behavior Research and Therapy, 2, 71-82.
  • Van den Aardweg G. (1986). On the origins and treatment of homosexuality: A psychoanalytic reinterpretation. - Westport, CT: Praeger.
  • Wallace L. (1969). Psychotherapy of the male homosexual. // Psychoanalytic Review, 56, 346-364.
  • Wilson G & Davison GC. (1974). Behavior therapy and homosexuality: A critical perspective. // Behavior Therapy, 5, 16-29.
  • Wolpe J. (1973). The practice of behavior therapy (2nd ed.). - New York: Pergamon Press, Inc.

Перевод с англ. В.С.Стрелова
Стрелов Владимир Сергеевич - аспирант кафедры социальной педагогики РГСУ.

Нетрадиционная ориентация - факт человеческой жизни, который существовал во все времена наряду с традиционной ориентацией, что достаточно ясно доказывают исторические документы из разных мест и эпох.

Влечение к людям противоположного пола существовало в среде людей как бы «по умолчанию», было очевидно, что это - доминирующий тип сексуального влечения. Однако оказалось, что не все способны испытывать влечение только к противоположному полу.

В разные периоды истории и в разных культурах формировалось разное отношение к тем, чья сексуальная ориентация была нетрадиционной - от открытого преследования до принятия такого рода контактов в качестве ритуальных практик, от брезгливости до утверждения равенства перед законом.

С одной стороны, эти люди действительно оказывались и оказываются в меньшинстве, а большинство продолжает испытывать влечение к представителям противоположного пола. С другой - это меньшинство достаточно устойчиво. По разным оценкам оно составляет 3-7% от общего числа людей.

Естественно, статистические данные трудно собрать из прошлых исторических эпох, однако исследователи склоняются к мнению, что этот процент остается практически постоянным во все времена.

Сексуальная ориентация в природе не предполагала полной однозначности: в среде животных нетрадиционное сексуальное поведение встречается во многих видах, от червей до млекопитающих, причем примерно в том же процентном соотношении, что и у людей. И следовательно - сложно говорить о том, что нетрадиционная ориентация - что-то «неестественное».

Сексуальная ориентация: гипотезы о ее происхождении

Почему у некоторых людей нетрадиционная сексуальная ориентация?

Современное научное сообщество так и не выработало единой гипотезы по поводу того, как формируется сексуальная ориентация. Где только не искали - в генах, исследовали различные участки мозга, гормональные факторы, и, конечно же - культурный, социальный контекст, ранний детский опыт и воспитание вообще.

Обо всем этом можно прочесть в любой современной энциклопедии. Но есть то, в чем сходится большинство ученых однозначно:

Сексуальная ориентация и сексуальность вообще - то, что формируется как минимум с раннего детства, а глубинные основы сексуальности человека закладываются еще во внутриутробной среде.

Если мы посмотрим на развитие плода, то выяснится, что любой человек в утробе матери проходит стадию гермафродитизма: зародыш имеет зачатки как мужских, так и женских половых органов.

Под действием различных биохимических факторов, в том числе и гормонов, зародыш в итоге приобретает черты того или другого пола. Однако, это происходит не со всеми - есть и те, кто даже при рождении имеет не вполне определимый анатомический пол. Существование гермафродитов было известно во все времена - достаточно посмотреть на некоторые древнегреческие статуи.

Этот феномен внутриутробного развития позволил некоторым исследователям, в частности, Фрейду, Кинси, Вейнигеру, сделать вывод о том, что человек в своей основе является бисексуальным, даже если его анатомический пол к моменту рождения сформирован без отклонений.

Однако позже, с развитием полового сознания один из векторов - влечение к противоположному полу или к своему, конкретная сексуальная ориентация - начинает доминировать, а бисексуальность становится латентной, т.е. скрытой, не осознаваемой, остается в потенциале.

На формирование плода и того, с каким набором внутренних, не осознаваемых пока самим человеком, склонностей придет он в этот мир, влияет слишком многое: биохимия организма матери, наследственные (генетические) факторы, даже эмоциональный фон окружения, в котором протекает беременность, может влиять на формирование будущей сексуальности ребенка.

Но мы пока не в состоянии точно проследить всю цепочку формирования такого сложного комплекса реакций, как сексуальная ориентация: ведь младенец не может рассказать о том, как он осознает себя, свой пол, свои пробуждающиеся влечения. Да и осознает он пока крайне мало.

И намного раньше того, как пол и сексуальная ориентация вообще осознаются, на ребенка начинают влиять социальные факторы: ожидания родителей, нормы полового поведения, принятые в данной культуре, представления о приемлемости проявлений сексуальности в конкретной семье.

К тому моменту, когда человек заканчивает период полового развития и становится, к тому же, полноценным членом общества - он, по сути, уже сформирован и его сексуальная ориентация тоже.

Но не все так просто. Только в случае если сексуальная ориентация - традиционна, она не вызывает вопросов. Подростка поддерживают в его пробуждающихся влечениях или, как минимум, не придают этому значения.

Но в случае, когда так или иначе проявляется нетрадиционная ориентация, или подросток не может определиться, к кому он испытывает больше влечения, развитие происходит с большим компонентом невротических факторов - возникающих вопросов к самому себе, страхов, тревоги, неприятия себя или наоборот - открытого протеста.

Вызвано это тем, что в обществах разных культур нетрадиционная ориентация является чем-то негативным, неприемлемым, патологией. И об этом ребенок узнает достаточно рано, как правило.

Несмотря на длинную историю попыток ученых доказать, что нетрадиционная ориентация - вариант сексуальной нормы, обывательское сознание страшится подобных проявлений.

Углубляться в объяснения, почему нетрадиционная ориентация отвергалась представителями разных культур в разные времена можно долго.

Скажу лишь, что нечто отличающееся от большинства так или иначе пугает многих, создает ощущение небезопасности, а дальше люди уже мало задумываются о том, есть ли для страха основания - многим проще запрещать, чем разбираться, и это - уже вопрос ограниченности интеллектуальных ресурсов.

В современном нам обществе большинству родителей кажется, что если ребенок проживет свою жизнь по понятным и привычным для родителей схемам, он проживет ее более безопасно.

И к моменту совершеннолетия такой подросток уже не может в полной мере отличить, что в его пробуждающейся сексуальности - действительно истинно, что - является плодом его же собственной веры в то, «как правильно», сформированной под большим воздействием мнения родителей и социума, а что - протестным поведением или защитным механизмом.

К моменту, когда человек начинает разбираться в себе с этой темой - он уже сформирован полностью, и у него внутри сложилось его подлинное ядро влечения, но многое в нем самом вытеснено в бессознательное, а потому поиск того, какова его истинная сексуальная ориентация, может продолжаться уже во взрослом возрасте.

Но давайте поговорим о том, что же вообще бывает в этом смысле с человеком.

Виды сексуальной ориентации

Какие бывают виды сексуальной ориентации у людей?

Основные виды сексуальной ориентации - гетеросексуальная (влечения к людям противоположного пола), гомосексуальная (влечение к людям своего пола) и бисексуальная (влечение к обоим полам, но не обязательно в равной степени и в один и тот же период жизни).

Иными словами, бисексуал может в один период жизни испытывать влечение к женщинам, в другой - к мужчинам, может быть так, что выбор сексуального объекта зависит не столько от его пола, сколько от человеческих качеств, а может быть и так, что в один период жизни его увлекают то женщины, то мужчины в равной степени.

Однако, виды сексуальной ориентации этим не исчерпываются.

Асексуальность тоже считается одной из разновидностей сексуальной ориентации, когда человек в принципе не испытывает полового влечения или испытывает его в очень слабой степени.

Чем это вызвано и считать ли это вариантом нормы - тема для отдельной статьи, однако сами люди, идентифицирующие себя как асексуалы, могут быть вполне реализованы во всех остальных сферах жизни, исследования не подтверждают наличие у большинства из них каких-либо психических отклонений и патологий личности.

Виды сексуальной ориентации могут иметь и более сложную структуру. Например, в моей практике были клиенты, которые были в большей степени сфокусированы на влечении не к анатомии человека, а скорее к его психологическому гендеру.

Например, мужчина испытывал влечение к молодым людям, как к анатомическим мужчинам, так и к анатомическим женщинам-трансгендерам, планировавшим операцию по смене пола или частично совершившим переход.

Важно было не то, какие анатомические особенности характеризовали данную личность, а то, что психологически это был мужчина - это было самым важным в возникновении и развитии влечения у моего клиента.

Этот мужчина считал себя гомосексуальным, а в случае контакта с женщиной, идентифицировавшей себя как мужчина и стремившейся занять подобающую социальную роль, выглядевшей соответственно и готовившейся к операции по смене пола, он считал, что анатомия ему просто «не мешала» получать удовлетворение от отношений и сексуального контакта.

Также помню женщину, идентифицировавшую себя как гетеросексуалку, при этом у нее было два эпизода отношений с маскулинными женщинами, в которых она чувствовала себя все той же женщиной, за которой ухаживает мужчина. Психология для нее тоже была важнее, чем анатомические особенности.

Или, например, мужчину, считавшего себя бисексуальным, однако однозначно предпочитавшего или женщин-натуралок или мужчин-транссексуалов, выглядящих как женщины, надевающих женскую одежду, при этом не обязательно стремящихся сменить пол.

Все это, теоретически, можно относить к бисексуальности, однако, виды сексуальной ориентации включают в себя термин «пансексуальность» , который подчеркивает влечение к людям с определенным набором качеств вне зависимости от их анатомии.

По поводу терминологии ученые продолжают спорить, однако, я привел эти примеры лишь с одной целью: показать, что сексуальная ориентация включает в себя не только фактор анатомии. Как и пол не состоит только из конфигурации половых органов, а включает в себя и психологию, и социальную роль, и идентификацию.

Стоит также сказать о варианте сексуальной нормы. В сексологической практике принято следующее определение:

Сексуальная норма - сексуальные действия достигших половой и социальной зрелости дееспособных субъектов, осуществляемые по взаимному согласию и не предполагающие нанесения ущерба здоровью, а также не нарушающие границ третьих лиц.

Проще говоря, если эти взрослые люди отвечают за свои действия, осознают их, не совершают насилия, не прибегают к сексуальным действиям с не осознающим себя полностью человеком (ребенок, психически больной человек), не вовлекают в процесс тех, кто не давал своего согласия на участие, и не наносят друг другу серьезные увечья - они имеют право на все, что в этих рамках могут осуществить.

Но в каждом обществе существуют дополнительные ограничения, которые, как правило, проистекают из множества факторов, в основном, ценностных, моральных и порой как следствие - законодательных, которые могут ограничивать право людей заниматься сексом так, как им хочется.

Рассматривать все виды сексуальных действий с позиции «норма/патология» - не задача данной статьи, но если возвращаться к теме сексуальной ориентации, то половой контакт двух взрослых людей одного пола, осуществляемый по обоюдному согласию и без причинения вреда здоровью, является вариантом сексуальной нормы.

Нетрадиционная ориентация или традиционная? Грани развития и шкала Кинси

Было бы просто и легко, если бы мир был устроен однозначно. Белое или черное, плохое или хорошее, верх или низ, право или лево. «Чистые» гомосексуалы и такие же «чистые» гетеросексуалы. Но в реальности поделить мир на такие простые и понятные уму категории не удается.

Зоолог и сексолог Альфред Кинси, исследуя половое поведение людей и животных, пришел к выводу, что «чистая» однозначность в этом вопросе бывает редко. Посмотрите на эту шкалу, и вы все поймете сами:

Кинси подтвердил свою гипотезу обширными статистическими данными, но выяснился еще один интересный факт. Мало того, что человек может не быть «чистым» представителем своей ориентации, его не представляется возможным оценить по этой шкале раз и навсегда, потому что разным возрастным периодам могут быть свойственны разные проявления.

Например, в подростковом возрасте, когда сексуальность только пробуждается, достаточно легко перепутать ситуационные проявления гомосексуальности с истинной гомосексуальностью. В те периоды жизни девочки и мальчики существуют в своих, преимущественно однополых, компаниях или по парам друзей.

Дружба в этом возрасте может иметь очень важное значение, она по-настоящему интимна в этот период, и многие мои клиенты признавались, что испытывали влечение, например, к подруге или другу собственного пола.

Иногда это приводило даже к каким-то ситуативным половым контактам, любопытство относительно сексуальности было сильно, а на контакты с противоположным полом еще было сложно и страшно решиться.

Но потом подобные порывы угасали, а с дальнейшим взрослением и при появлении более широкого доступа к противоположному полу, выработки навыка общения и знакомства, поддержания отношений, те «случайные приключения» начинали восприниматься как игра и даже надолго забывались.

Нередко при работе с подростками я сталкивался с тем, что восторженное обожание, например, старшего по возрасту учителя принималось за влюбленность и подросток начинал задавать себе вопрос: у меня - нетрадиционная ориентация?

Но, как правило, для большинства подобные влюбленности не несут в себе никакой информации о том, какой будет реальная сексуальная ориентация взрослого человека в будущем.

Они служат совершенно иной цели: открыть самому подростку силу его эмоций, они позволяют проявить сексуальное любопытство, изучить себя, свои реакции. Зрелые чувства и настоящие сильные влечения приходят, как правило, позже.

Бывает и строго наоборот. Человек, который в подростковом возрасте был «ни сном ни духом» относительно сверстников своего пола, повзрослел, живет обычной гетеросексуальной жизнью, вдруг начинает уже в зрелом возрасте испытывать сильное влечение к своему полу.

Как такое возможно? Как правило - это следствие жесткого воспитания . Если ребенку с ранних лет активно внушать ужас перед гомосексуальностью, подчеркивать, что нетрадиционная ориентация - это позор и кошмар, то даже латентные проявления собственной бисексуальности (которая - помним! - заложена в каждом природой) ребенок постарается изо всех сил подавить и вытеснить.

В результате его влечение начнет формироваться не так, как требует его природа, а так, как требует социум. Причем, у девочек и мальчиков это происходит по-разному. Мальчикам какое-то время под действием сильных юношеских гормонов кажется, что девочки вполне удовлетворяют их желания.

На деле же сказывается общая неразборчивость мужских юношеских влечений, особенно у тех, кто обладает сильной сексуальной конституцией.

Инстинкт в момент пика сексуальности настолько мощно требует выхода, что порождает способность удовлетворяться практически любым более или менее подходящим объектом.

А с учетом того, что девушка всеми вокруг награждается ярлыком «правильный объект», то всеобщее одобрение этого шага юноши подогревает его пыл. И только когда тема самоутверждения в социуме отступает на второй план, может проявиться истинная сексуальная ориентация человека.

В моей практике случались клиенты-мужчины, которые успевали на волне самоутверждения жениться и даже завести детей. Но позже, когда для влечения нужны были уже иные факторы, более глубокие, влечение к жене пропадало начисто, а нетрадиционная ориентация «вдруг» заявляла о себе неожиданной, но страстной и непреодолимой влюбленностью.

С женщинами чаще происходило несколько иначе: многие из них заводили отношения с мужчинами, вообще не руководствуясь сексуальными порывами, если только любопытством. Для многих важно было другое - душевная дружба, обеспеченность, поддержка в желании женщины стать матерью.

«Я думала, что секс - не самое главное, - говорила про тот период жизни одна моя клиентка, - мы прекрасно ладили, у нас родился ребенок. И только позже я поняла, что уже действительно хочу получать удовольствие в постели, мне искренне захотелось секса, но при этом я поняла, что этот секс я по-настоящему хочу не с мужем и даже не с мужчиной вообще…».

Встречались примеры и такие, когда человек осознает свою ориентацию, развивает вполне «обычные» отношения, но при этом вдруг испытывает порыв «попробовать новое» именно с партнером своего пола. В общем, вариантов развития очень много.

Все эти примеры я привел для того лишь, чтобы показать: сексуальная ориентация сама по себе формируется рано, но проявляется по-разному, в разные периоды жизни, с разной интенсивностью, и самое важное - может быть до определенной поры не осознаваемой, особенно если это - нетрадиционная ориентация.

Не так уж много людей попадают на крайние точки шкалы сразу, как только вообще осознают свою сексуальность. И в этом нет ничего страшного: человеческая природа пластична не просто так, это - определенный ресурс, который человеку дан природой.

Для чего? Ну, хотя бы для того, чтобы в ситуации отсутствия половых партнеров противоположного пола мочь хотя бы на какое-то время переключиться на партнеров своего. Секс - функция, существующая не только для продолжения рода, и среди животных встречается непродуктивный (не ведущий к зачатию) секс.

Секс помогает выживать виду вообще, потому что, среди прочего, служит формой закрепления союза между людьми, источником творчества, способом самовыражения и т.д. У него очень много важных функций помимо деторождения.

Как один из интересных примеров - некоторые рыбы меняют пол в процессе жизни. Так природа контролирует равновесие самок и самцов в популяции. А в отношении людей некоторые ученые склонны предполагать, что нетрадиционная ориентация - способ регуляции численности популяции.

Как минимум до появления вспомогательных репродуктивных технологий эти люди были теми, кто, по сути, отказывался от активного размножения, сохраняя при этом способность к зачатию, и мог при необходимости все-таки принять участие в процессе размножения.

А в следующей части статьи мы поговорим о том, можно ли изменить сексуальную ориентацию, какие вещи могут этому препятствовать и для чего вообще это может понадобиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.