Суровые нравы иракских езидов. Армения: езидские девочки обречены на ранний брак

Езид - национальность, исторической родиной которой считается Месопотамия. Это прямые потомки древних вавилонян. Само вероисповедание носит название «езидизм» и является своеобразным отголоском государственной религии которая уходит своими корнями в давно ушедшие тысячелетия. По другой версии возникновение этой веры связывают со смешением доисламских верований и суфийского учения с христианскими гностическими взглядами.

Кто такие езиды

Национальность езиды в основном распространена на территориях Ирака, Турции, Сирии, но люди этого вероисповедания также живут в России, Грузии, Армении, некоторых странах Европы.

Последние данные о численности свидетельствуют о наличии 0,3-0,5 млн езидов. Существует общепринятое мнение, что они являются обособленной группой курдов. Но каждый езид национальность своего народа считает уникальной, категорически отрицая родство с курдами. Сейчас на международном уровне их признали представителями отдельной этноконфессиональной группы. Значительную роль в этом сыграли усилия востоковедов Армении, для которых это открытие послужило одним из важных факторов сохранения национальной безопасности. Причиной тому служит отведение от Армении серьезной угрозы иметь репутацию страны с «курдским фактором».

Но все же многие исследователи настаивают на связи по национальности «курд - езид». Например, Н. Я. Марр считает, что езидизм - это курдская религия, которую исповедовала большая часть курдов до принятия ими ислама.

Национальность «езид»: корни

Происхождение названия этого народа также является спорным вопросом. Согласно первой версии, слово «езид» имеет персидские корни и в переводе означает «бог». Вторая версия гласит, что название народа происходит от имен гениев добра и света, одних из самых главных героев зороастрийского учения. Приверженцы третьей версии утверждают, что оно произошло от имени халифа Йязида, который был сыном халифа Моавии. Но, как известно, созвучие не всегда означает родство понятий, поэтому последняя версия имеет много противников. Есть и другие причины, по которым сами езиды не хотят верить в связь своей национальности с именем кровожадного убийцы халифа Йязида.

Ясно одно: данная национальность является одной из самых древних. Этот народ делает все возможное для сохранения своей самобытности, языка, обрядов, традиций и праздников. Езиды - национальность (фото расположено ниже) очень сплоченная и жизнелюбивая.

Лалеш - главная святыня езидов

Большинство святынь располагается на территории Северного Ирака. Самой крупной является Лалеша Нурани. В народе ее называют пресветлым или священным Лалешем. В обязанность каждого езида входит совершение паломничества в это место хотя бы один раз в жизни. Если проводить параллели, то можно сказать, что значимость Лалеша соизмерима со значимостью Иерусалима у христиан, Мекки у мусульман или горы Фудзияма у синтоистов. Лалеш - это место нахождения гробницы Шейха Ади ибн-Музаффара, который считается основателем и реформатором этой религии.

Праздник «Аида Эзида»

На середину декабря приходится главный праздник этого народа. Называется он «Аида Эзида». Считается днем примирения. Отмечается во вторую пятницу декабря. Последние три дня перед праздником - это время строжайшего поста. Пока не зайдет солнце запрещено принимать пищу, что бы то ни было пить, курить. Вечер четверга духовники и миряне проводят у священнослужителей, распевая религиозные гимны и танцуя. Пятница - это день посещения собратьев по национальности, которые недавно потеряли кого-нибудь из близких. Через неделю после «Аида Эзида» наступает другой важный праздник - «Аида Шамс», считающийся днем Солнца. Церемониальная подготовка к нему практически такая же.

Праздник «Хыдыр Наби»

«Хыдыр Наби» - это праздник, который почитают все езиды. Национальность, вера, образ мыслей - все это, по мнению данного народа, должно быть главным выбором каждого человека. А Хыдыр Наби - это имя ангела-покровителя, помогающего исполнению праведных желаний в случае верного выбора. Наби является покровителем влюбленных, воссоединяет половинки одного целого. В праздник каждый молодой парень и каждая девушка должны поесть соленых лепешек, чтобы увидеть во сне свою судьбу. Для специалистов очевидно некоторое сходство с праздником святого Саргиса, который существует у армян.

Новый год

Как и многие древние народы, езиды ведут летоисчисление не с зимы, а с весны, а точнее, с апреля. Новый год совпадает с национальным праздником, отмечаемым в первую среду месяца. История его возникновения связана с именем Малак-Тавуса - слуги Бога, который непосредственно выполняет волю Верховного Всевышнего. Малак-Тавуса переводится как Царь-Павлин. Под этим именем у езидов почитается Эзраил, как высший среди семи ангелов, созданных Всевышним. Он считается падшим ангелом. Его отождествляют с Люцифером в христианстве и Шайтаном в мусульманстве. Именно данное верование стало причиной того, что у многих соседних народов об езидах сложилось впечатление как о «чертопоклонниках». Кто знает... Национальность (езиды, во всяком случае, точно себя не относят к этой категории) сложно назвать таковой, ведь в самом вероисповедании много дружественных и добрых традиций. Сами они уверены, что в конце времен произойдет примирение Бога с павшим ангелом. Из-за этого в религии езидов строго запрещено проклинать Сатану. Кстати, часто представители других религий рьяно критикуют данную веру за праздника для женщин - это время печь большой ритуальный пирог (гату). Форма его округлая, готовится из сдобного теста. Интересно, что внутрь гаты езиды запекают бусы. Руководит всем процессом самая старшая женщина в семье. По наступлению праздника главный мужчина семейства раздает гату всем родным. Кто получит кусок с бусами, тот весь год будет удачлив. Также с апрелем у этого народа связывается еще одно поверье: апрель - это как бы «невеста» всех других месяцев, поэтому у езидов существует строгое табу на проведение в апреле свадеб; также нельзя заниматься строительством дома, возделыванием земли, менять место жительства.

Езиды и армяне

Езид - национальность, насчитывающая в Армении десятки тысяч представителей. Отношение этих народов друг к другу формировалось с древних времен. Они всегда были дружественными народами. Их связывают похожие судьбы, ведь и те и другие в борьбе за свою веру подвергались гонениям и лишениям, что вынудило их уйти со своей исторической родины, спасаясь от преследователей. Многие езиды впоследствии обосновались на территории Восточной Армении.

Армения - единственное государство, где есть образовательные учреждения, изучающие езидский язык. Их примерно 23. В стране несколько издательств выпускают учебники и художественную литературу на езидском языке. Действует фонд, способствующий развитию езидской науки и искусства.

Езидские поселения очень сильно пострадали во время разрушительного землетрясения, которое произошло в Армении в 1988 году. По рекомендации тогдашнего премьер-министра СССР посещавшего зону бедствия, многие из них (примерно 5,5 тысяч человек) перебрались в Краснодарский край.

Хоть это и горестно отмечать, но мы, по словам классика, «ленивы и нелюбопытны». И даже на сегодняшний день далеко не полностью осведомлены о живущем с нами бок о бок таком древнем народе, как езиды. Многие сведения неточны и размыты. Но одно известно точно. Езид - национальность, представители которой сумели пройти все испытания, сохранив при этом свой исторический облик и самобытность. А

Традиции езидов

Для езидов характерно кастово-теократическое устройство общества. Это означает, что они могут вступать в брак только с представителем одной и той же касты. Браки с людьми другого вероисповедания запрещены вовсе.

Священнослужители из поколения в поколение выбирают одну и ту же дорогу жизни. Причем представители других каст не могут стать священнослужителями.

По мнению езидов, они - избранный народ, и это является наследственным фактором, то есть передается от старших поколений к младшим.

Об истории формирования и развития их веры практически нет письменных доказательств. Их тоже почти никогда полностью не отражалось на бумаге. Они очень берегли свою веру и считали, что сохранить письменно оформленные священные тексты от рук иноверцев очень сложно. А они могут раскрыть таинства их традиций и обрядов. Исторические факты о народе, каноны вероисповедания, тексты молитв, - все это передавали из уст в уста многие века.

Священные тексты

Немногочисленные писания все же существуют. Само религиозное учение излагается на страницах двух священных книг - Джилва и Масхафе Раш. Первая - это «Книга Откровения», вторая - «Чёрная книга». Их содержание вряд ли под силу понять представителю другой религии, ведь книги написаны на южнокурдском диалекте.

По причине все той же боязни иноверцев езиды вместили в свою письменность столько тайных премудростей, что ни один чужестранец не мог разобрать их тексты.

Запреты и предписания

Вероучение езидов очень много запрещает своим последователям. Только следование всем предписаниям и запретам в течение всей жизни позволяет оставаться истинным приверженцем религии.

Самыми многочисленными являются пищевые запреты. Во внешнем виде также есть много табу. Нельзя, например, носить одежду синего цвета.

Также известны запреты, связанные со стихиями: огнём, водой и землёй. Скорее всего, корни этих предписаний лежат в зороастрийском учении, запрещающем осквернять вышеупомянутые стихии.

Открытие нового места паломничества в Армении

Недавно в Армении произошло очень важное для езидов событие, на которое собралось большое количество паломников из разных стран. Вблизи села Акналич в Армавирском марзе они открывали новое место паломничества. Именно это событие послужило причиной того, что 29 сентября (день открытия) согласно распоряжению Национального совета езидов всего мира, теперь празднуется эти народом как День паломничества езидов. Храм получил название, созвучное с главным святилилищем езидов, которое расположено в Северном Ираке, Лалеш.

Целью делегации было также посещение мемориала жертв на Цицернакаберде, где в 1915-1918 гг. было истреблено более 1,5 миллиона армян, среди которых было достаточно много представителей национальности «езид».

Что за нация без святилища на родной земле. Новый храм - первый культовый объект езидов за пределами Курдистана. Он может вмещать 30 человек, по форме напоминает езидские конусообразные святилища. Материалом для постройки послужил кирпич, а сверху здание облицовано мрамором. Рядом находится трапезная, вмещающая 2 тысячи человек.

Одним из знаковых событий последнего времени в обществе езидов явилось проведение 30 июня 2008 года в Ереване конференции езидов мира, которую посетили верующие со всего света. Именно там прозвучал призыв для 2 миллионов езидов со всего мира к объединению, чтобы сохранить и передать потомкам историю, религии, традиций, искусства. «Все езиды мира, присоединяйтесь — хола, хола, хола, хола Султан Езиде сора!» Так звучит кредо и главная цель езидов.

Этот этнос выжил не только благодаря тому, что большая часть представителей занимала труднодоступные территории в горной местности. На протяжении столетий езиды держали оборону и защищались от многочисленных завоевателей, что позволило сохранить религию предков и по сей день.

Подводя итог, следует сказать, что езидизм - это вера, езид - национальность. мусульмане - не национальность, а приверженность религии (исламу), поэтому отождествление этих понятий не является корректным.

Езидская свадьба начинается ранним утром в жилище жениха с обязательным приглашением музыкантов. Церемония бракосочетания предполагает присутствие самых хороших знакомых и давних соседей. Примерно около полудня жениха направляются к дому невесты. Там, посреди двора, родители новобрачной организуют небольшой стол с напитками и яствами.

Произносятся обязательные в таких случаях слова о торжественности данного дня. Среди гостей присутствуют те женщины, что приносят подарки невесте на так называемых сэни (круглых подносах) или в руках. Езидская свадьба предполагает особое отношение к дарам: подарки самым искусным образом разложены, они предварительно упаковываются в прозрачный материал и перевязываются разноцветными лентами. Езидская свадьба предусматривает не менее пяти подносов, но они обязательны. На одном из них обязательно находятся хэли (красная шаль) и платье для невесты, в котором она будет на свадьбе. На подносах также лежат сладости, стоят бутылки с шампанским и прочие подарки. Под веселую задорную музыку родные невесты принимают дары и отвечают своими подарками доверенным жениха. Сейчас в Москве проводятся достаточно часто, и уже перестали быть экзотическими.

Совместный танец «Гованд» предваряет отъезд невесты из родительского дома. Но перед этим все гости обязательно заходят в дом. Там со словами благодарности устраивается показ всех принесенных подарков всем присутствующим. Родственники невесты вручают жениху кольцо, которое вскоре наденет ему невеста во время самой церемонии. Новые езидские свадьбы проводятся с соблюдением всех традиций и обязательной демонстрацией приданого. Его забирают доверенные жениха, чтобы затем доставить до приезда молодых в дом. Приданое в основном состоит из постельного белья (нэвине буке): одеял, матрасов, подушек. Символична еще одна церемония перед началом трапезы в доме невесты - связывание воедино двух шалей - той, которая подарена женихом, с той, которая уже имеется у невесты. Новобрачная остается в них на протяжении всей дальнейшей церемонии. Общая продолжительность трапезы в доме невесты - в среднем от двух до трех часов.

Количество обрядов, которые проходят до отъезда невесты из родительского дома, этим не исчерпывается. Следуют еще два. В первом брат невесты (если таковой, конечно, имеется) трижды обвязывает и развязывает вокруг её талии ленту. Второй - выкуп женихом невестиной подушки. Как только действо состоялось, невесту, наконец-то, можно с чистой совестью и радостным сердцем увозить от порога родительского дома. У порога дома жениха его мать осыпает молодых сладостями, после чего жених встает на возвышение, возлагая на голову нареченной яблоко, - символ плодородия и размножения.

Во время следования в дом на плечи молодоженам попеременно кладется лаваш - символ семейного достатка. У порога дома одновременно ногами жениха и невесты должна быть разбита тарелка. Если это удается жениху - первым родится мальчик, если невесте - девочка. На свадебному пиру мужчины и женщины сидят отдельно. Езидская свадьба - это танцы и песни, причем музыка сопровождает весь церемониал. Для соблюдения традиций назначается тамада.

Ези́ды - этноконфессиональная группа, говорящая на курдском диалекте курманджи и в основном проживавшая на севере Ирака, в частности в провинции Мосул, а также на юго-востоке Турции. После первой мировой войны в большинстве своем мигрировали в Армению, далее в Грузию и Россию, а также в страны Европы.

Чем же празднование езидской свадьбы отличается от свадеб других народов?

Традицией считается начинать езидские свадьбы в жилище жениха с раннего утра. Туда же приглашают и музыкантов. На церемонии бракосочетания присутствуют получившие приглашения родственники, хорошие знакомые и соседи. Около полудня жених отправляется за своей будущей супругой.

В доме невесты накрывают небольшой стол с угощениями прямо во дворе. Прибывшие подходят к столу, говорят какие-нибудь торжественные слова, касающиеся свадьбы, пьют и едят. Гости женского пола приносят невесте подарки на подносах. Их красиво раскладывают, заворачивая в прозрачный материал и перевязывая разноцветными ленточками. Традиция предполагает, что езидская свадьба не может обойтись без красной шали в качестве подарка для невесты. Также девушке дарят и свадебное платье, в котором она будет на торжестве.

Музыканты веселят всех своими мелодиями, а родственники невесты также дарят жениху кое-какие подарки. Перед тем, как жених заберет невесту из родительского дома, на езидской свадьбе исполняется танец «гованд». Его танцуют будущие молодожены.

Родители невесты также демонстрируют всем присутствующим все те подарки, которые девушка получила от родных жениха. Они благодарят за дары, дарят жениху от себя кольцо (его жених оденет невесте на свадебной церемонии). Еще чуть позже родители невесты показывают всем ее приданное, друзья жениха забирают приданое в его дом. Приданое должно включать все необходимое для жизни новой семьи. Основное в нем: одеяла, матрасы, подушки и постельное белье.

Перед трапезой невеста облачается в шаль, которая имеется у нее, и в шаль, которую ей преподнес будущий супруг. В них она находится в течение всей свадебной церемонии. Трапезничают гости в доме невесты не более трех часов. Потом гости наблюдают еще два обряда. Один, когда брат невесты трижды завязывает и развязывает ленточку вокруг талии девушки. Второй представляет собой выкуп подушки невесты у ее родных. После прохождения «испытаний» молодые уходят из дома невесты. Они следуют в жилище жениха.

Перед домом мать парня осыпает молодых сладостями. Жених же становится на возвышенное место и кладет яблоко на голову любимой. Яблоко символизирует плодородие и размножение.

Также на плечи молодоженам кладут символ богатства - лаваш. Перед порогом жених и невеста одновременно бьют по тарелке ногой, чтобы разбить ее. Если тарелку разбивает жених, то первым ребенком будет мальчик, если невеста - то девочка. Осколки тарелки собирают друзья новобрачных.

Когда проходят езидские свадьбы, музыка постоянно «в ходу». На свадебном пире женщины сидят отдельно от мужчин. Для правильного проведения свадебной церемонии назначается тамада.

Видео езидской свадьбы

Подпишитесь на рассылку сайта!

Езиды – это народность, проживающая в основном в северной части Ирака и разговаривающая на курдском языке. Они имеют свою тысячелетнюю историю происхождения и интересные исторические традиции, в том числе и свадебные.

В настоящее время езидские свадьбы получили широкое распространение и в России, поэтому они уже не являются такими экзотическими, как раньше. Рассмотрим подробнее, как же проводятся езидские свадьбы, и какие традиции на них существуют.

Традиции езидской свадьбы

Перед езидской свадьбой обязательно проводятся смотрины, или по-нашему . В старые давние времена невесту молодому сыну выбирали его родители, в частности мама. Молодой человек не имел права выбора.

В настоящее время большинство молодых езидов предпочитают самостоятельно выбирать свою будущую жену.

По старинным езидским обычаям, на смотрины в родительский дом невесты приходят 3-4 человека со стороны жениха. При этом сам жених не приходит.

Гости сообщают хозяевам дома о цели своего визита, а те в свой черёд впускают их в свой дом, чтобы поговорить. Родители, считающие, что их дочери ещё рано вступать в брак, должны вежливо отказать гостям.

Осмотреть предполагаемую невесту гости могут, попросив её принести попить воды. При этом один из гостей очень медленно пьёт воду, чтобы более близко посмотреть на девушку, а она, в свою очередь, ждёт возврата стакана в свои руки.

Если девушка приглянулась гостям, то они обговаривают с хозяевами дома дату своего будущего визита.

Если в итоге переговоров родители невесты соглашаются выдать свою дочь замуж, родители со стороны жениха одаривают её каким-либо ценным подарком, например, золотым кольцом. Это свидетельствует о том, что смотрины прошли успешно и далее следует начинать готовиться ко дню обручения.

Езидские свадьбы принято начинать с самого утра в доме жениха, куда обязательно приглашают музыкантов.

На таких свадьбах обычно присутствуют самые близкие родственники и друзья, а также давние соседи. К обеду родители и гости со стороны жениха направляются к дому невесты, где их встречают за праздничным столом, накрытым посреди двора.

Гости со стороны жениха торжественно произносят поздравительные слова, затем пьют и кушают еду со стола, а потом вручают невесте подарки на специальных подносах в форме круга (сэни), которые заблаговременно до этого момента тщательно подготавливаются и украшаются.

Подарки

В качестве подарков выступают: обязательно красивое платье на свадьбу под стать невесты и красная шаль, а также разнообразные сладости, алкоголь и прочее. Таких подносов с дарами должно быть обязательно не менее 5 штук.

По традиции, невеста может переступить порог родительского дома, когда все гости, как взрослые, так и дети, танцуют весёлый зажигательный танец гованд.

После танца все сразу входят в дом, где с благодарственными словами проходит всеобщий показ подаренных даров. Затем родные люди невесты передают её будущему мужу золотое кольцо. Это колечко невеста будет одевать ему при обручении.

После того, как жених примет дар, родные невесты приступают к показу гостям её приданного, которое затем родные жениха доставляют в его дом.

  1. во-первых, необходимо связать между собой две шали, одну, которая уже была у невесты, а вторую, которую ей подарили гости со стороны жениха. Невесте необходимо в ходе всей последующей церемонии оставаться в этих связанных шалях.
  2. во-вторых, родному брату невесты (при его наличии) необходимо намотать по талии сестры и затем развязать три раза ленточку. Каждый из трёх узелков что-то символизирует: первый узел – это благой помысел, второй узел – благое намерение, третий узел – благое дело.

Если жених справляется с этой задачей, то его избранницу выпускают из родного дома, при этом принято родственникам невесты несколько раз слегла ударить жениха выкупленной подушкой по макушке головы, приговаривая напутственные слова, типа: «Быть вместе вам до старости».

Затем вся шумная компания во главе с невестой отправляется в дом жениха.

В тоже самое время их поездке сопутствует весёлая национальная мелодия.

Перед вхождением в дом, мать жениха осыпает молодых конфетами и печеньками.

А затем её сын встаёт на ступени или иное возвышение и кладёт своей избраннице на макушку головы яблоко, символизирующее плодородие и напутствие к размножению.

Далее плечи молодожёнов украшают лавашами, которые обозначают богатую жизнь в новой семье. Ещё один обряд – это совместное разбивание тарелки молодыми. Они это делают одновременно ударив её ногой.

При этом если тарелка разбилась от удара ногой жениха, в новой семье первым родится мальчик, если наоборот – то девочка. После этого молодым необходимо тщательно собрать все осколки, оставшиеся от разбитой тарелки.

По традиции перед свадебным торжеством молодые парни и девушки наряжают дерево фруктами, конфетами и денежными купюрами.

В день езидской свадьбы со стороны жениха трясёт это дерево над молодыми, как символ счастливой супружеской жизни.

Всем обрядам в день езидской свадьбы должна сопутствовать весёлая заводная музыка национального характера. За праздничным столом женщины находятся отдельно от мужчин.

Таким образом, езидские свадьбы имеют свою изюминку и свои исторические традиции. И для того, чтобы они были правильно соблюдены, на свадебное торжество приглашается с опытом работы на езидских свадьбах.

Езиды или эзди, как сами они называют себя, - этнонациональная группа, прародиной которой является иракская провинция Мосул. Народ этот - одна из ветвей этнических курдов. До Второй мировой войны эзди жили в основном в Ираке, а сегодня сплоченные группы представителей этой национальности проживают на Кавказе, в Турции, Иране, США. Езиды - дружный и хорошо организованный, хотя и немногочисленный, народ. У них есть даже глава, объединяющий эзди, живущих в разных концах света.

Езидские свадьбы: исторические традиции

Как и все представители этой этнической группы, езиды любят и умеют отмечать праздники. Будь то рождение ребенка, крестины или любое другое семейное торжество, оно не обходится без старинных обрядов, танцев и национального пения. Одним из самых красочных и ярких обычаев является свадьба. Семья для эзди - главная составляющая их быта, поэтому рождению новой семьи уделяется много внимания, а посвященное бракосочетанию торжество празднуется с большим размахом. Езидские свадьбы в Тамбове, Коннектикуте, Баку или Стамбуле проходят примерно одинаково. В некоторых районах до сих пор действует Бешкертум - обряд, согласно которому родители могут сговориться о свадьбе даже новорожденных детей. Однако далеко не все так тщательно придерживаются традиций: свадьба езидов сегодня - дело добровольное, и принимать решение о ней могут сами молодые. Однако молодежь с удовольствием придерживается Ширани (аналога нашего сватовства), когда родители жениха с подарками отправляются в дом невесты для знакомства с ее семьей.

Через несколько недель поход с подарками повторяется, но на этот раз родители уже обсуждают детали бракосочетания. А деталей езидские свадьбы содержат множество. На рассвете назначенного дня в домах молодых собираются их родственники. Подруги невесты накрывают стол в ожидании жениха, а его гости до обеда веселятся, и только потом с песнями, танцами, национальной музыкой отправляются за невестой. Впереди всех на высоко поднятых руках старшие женщины несут не меньше пяти подносов с Сэни - подарками для новобрачной. Главное место занимает традиционная красная шаль - символ чистоты и любви. Так как к такому празднеству начинают готовиться в момент рождения ребенка, то езидские свадьбы поражают своим богатством и размахом. Войдя в дом невесты и отведав предложенных сладостей, родственницы жениха одевают невесту под национальное пение.

Пока старшие заняты одеванием, подружки невесты показывают всем принесенные женихом подарки, а ее родители одаривают жениха. После этого, уже все вместе, гости отправляются в дом жениха, ни на минуту не прекращая исполнять обрядовые и просто веселые народные песни. Войдя в дом жениха, старую шаль невесты свекровь связывает узлом с новой, только что подаренной красной шалью. Это значит, что теперь невеста стала частью своей новой семьи.

Езидские свадьбы: современность

Сегодня проведение торжеств уже не совсем такое, как раньше. Несмотря на то, что езидские свадьбы проходят по похожим сценариям, они, конечно, отличаются одна от другой. Во-первых, накладывает отпечаток место проживания народности. Во-вторых, все меньше остается людей, до тонкости помнящих национальные традиции. И все-таки езидские свадьбы - это очень веселое, трогательное и очень национальное зрелище.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.