Развитие мелкой моторики ребенку 2 года. Игры, развивающие мелкую моторику разными способами. Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем

Раннее развитие ребенка всегда подразумевает в том числе и развитие мелкой моторики, т. е. обучение его держать и оперировать мелкими предметами. Способы развития мелкой моторики рук существуют разные: каждый родитель волен выбрать то, что по душе и ему, и ребенку. Ниже рассмотрены основные нюансы, связанные с развитием мелкой моторики, дан ответ на вопрос о том, зачем нужно ее развивать, а также представлены игры, которые наверняка увлекут вашего малыша.

Зачем и когда нужно развитие мелкой моторики?

Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка. Те дети, с которыми мамы регулярно играют в , которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях. Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга), легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.


Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?

Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

От рождения до полугода

В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры.

  • Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками.
  • Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки.
  • Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать.
  • Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.

С 7 месяцев до года

В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других.

  • Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень.
  • Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы.
  • Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями.
  • Конструктор.
  • Кубики.

С года до двух лет

Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода.

Также в игровую копилку можно добавить необычные атрибуты.

  • Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости.
  • Шнурки и шнуровка.
  • Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы.
  • Китайские палочки.
  • Пазлы и мозаика.
  • Рисование.

С 2 до 3 лет

Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.

  • Работа с тестом.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Оригами.
  • Работа с ножницами и цветной бумагой.


Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.

Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.

Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.


Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.

Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто. Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать). Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.

Рецепт соленого теста

Вам потребуется:

  • мука – 250 грамм;
  • соль – 250 грамм;
  • вода – 125 мл.

Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.

Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.


Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием.

Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ.

Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.


Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.

Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.

  1. Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя. Например, можно использоваться потешку:Вставай, Большак!Вставай, Указка!

    Вставай, Середка!

    Вставай, Сиротка,

    И крошка-Ерошка!

    Привет, ладошка!

  2. К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей.Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.
  3. С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.


Игрушки для развития мелкой моторики

Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга.

  1. Пирамидка.
  2. Кубики.
  3. Ребристые погремушки.
  4. Мячики разных размеров.
  5. Сортер.
  6. Книжки с выпуклыми картинками.
  7. Конструктор.
  8. Счеты.
  9. Пазлы.
  10. Лабиринты.
  11. Рамка со шнуровкой.
  12. Бусы.
  13. Кнопочные игрушки.


Развитие мелкой моторики по методике Монтессори

В методике Марии Монтессори большое внимание уделяется именно развитию мелкой моторики рук. В ее записях имеется множество игр, которые способствуют этому. Ниже представлены самые интересные из них.

«Как взрослый»

Дайте ребенку губку и несколько грязных чашек. Пусть кроха, подражая маме, вымоет посуду. Вам кажется это легким занятием? Для негибких детских пальчиков довольно сложно удержать чашку в воде и не выронить ее, также такое упражнение будет отличной тренировкой гибкости пальцев и развитием мелкой моторики рук.

Пуговицы

Дайте чаду кофту, куртку или другую вещь, на которой есть пуговицы, крючки и другие застежки. Можно сделать малышу специальный тренажер: объединить несколько застежек на одной вещи. Такое упражнение полезно для мелкой моторики, а также тренирует навык самообслуживания.

Сортировка

Возьмите две миски. На стол насыпьте горох и гречку (макароны и фасоль – выбирайте любые крупы). Попросите ребенка отсортировать одно от другого и разложить в две миски.

Слишком напоминает задание, которое мачеха придумала для Золушки? Возможно. Но такое задание является отличной тренировкой для маленьких детских пальчиков.

Только не переусердствуйте. Не нужно заставлять ребенка перебирать крупы, если ему это надоело или он устал.

Рисование на муке

Насыпьте на стол муку (манку, песок, сахар). Предложите крохе порисовать на присыпанной поверхности. Достоинство такого рисования в том, что рисунок можно легко стереть и начать заново.

Лоскутки

Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой. Шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите чаду потрогать каждый и описать свои ощущения.

Шнуровка

Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить кроху на примере его собственных ботиночек.

Губка

Попросите кроху перенести воду из одной миски в другую с помощью обычной губки для мытья посуды. При этом малыш должен стараться, чтобы на стол попало как можно меньше капель. Это не только хорошее упражнение для пальчиков, но и обучение аккуратности.

Сборщик

Рассыпьте по полу мелкие предметы и попросите ребенка собрать их в миску или сумку. Можно также просить малыша называть цвет или «имя» каждого предмета.

Фокусник

Положите несколько предметов в шляпу или непрозрачный пакет. Ребенок на ощупь должен определить, что находится в пакете. Попросите кроху вытащить ту или иную вещь. Прежде чем исполнить это, ребенок будет долго изучать вещи пальчиками.

Заключение

Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.

Очень важно регулярно заниматься с малышом, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.

Каждая мама знает о важности развития мелкой моторики рук. Но о том, как именно это происходит, знают не все, равно как и некоторых особенностях самой мелкой моторики. При этом мелкая моторика в значительной степени влияет на развитие речи детей раннего возраста. Итак, какие действия особенно полезны в развитии мелкой моторики у детей 2 лет?

Особенности мелкой моторики у детей 2 лет

Мелкой моторикой называется способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук и ног, кистями в результате координации действий таких основных систем организма, как мышечная, костная, нервная. Нередко относительно развития пальцев УК используется термин «ловкость».

К области мелкой моторики детей относятся самые разнообразные движения, от самых простых жестов вроде захвата игрушки, до сложнейших движений – рисования, письма. Поэтому развитие мелкой моторики исключительно важно для каждого ребенка с периода рождения. Изначально малыши просто изучают свои руки и только после этого обучаются науке управления ими.

Основная и важнейшая особенность мелкой моторики непосредственно связана с нервной системой, памятью, вниманием и восприятием ребенка. При этом она тесно взаимосвязана с малышей. Объясняется эта связь близким расположением в головном мозге центров речевого и моторного. Поэтому активация речевого центра происходит при стимуляции пальцев рук. Помимо речи мелкая моторика оказывает огромное влияние на формирование почерка, скорость реакции и ловкость рук ребенка.

Занятия на развитие мелкой моторики у детей 2 лет

На основании некоторых особенностей развития мелкой моторики ребенка в этом возрасте можно судить в дальнейшем и о готовности его к обучению в школьных учреждениях. Если все в норме, то ребенок сумеет мыслить логически, уже имеет основные задатки для обучения письму, отличается достаточной концентрацией внимания и памятью, воображением и связной речью.

Развитие мелкой моторики – это непрерывный процесс, при этом постепенный и индивидуальный. В ходе совершенствования мелкой моторики негармоничные и неумелые детские движения постепенно улучшаются, становятся точнее.

Игры, упражнения и занятия на развитие мелкой моторики у детей 2 лет

На сегодняшний день разработано множество упражнений, игр и комплексных занятий, которые направлены на развитие мелкой моторики ребенка. В общем виде они разделяются на такие группы, как:

— игры с мелкими предметами;

— пальчиковые игры;

— массаж пальчиков;

— рисование и лепка.

Среди наиболее простых и при этом эффективных игр выделяются игра в ладушки, массаж ладошек, разрывание бумаги и многие другие. Все они становятся интересными детям примерно с полугодовалого возраста. Но есть и другие способы развития моторики. Это:

1.​ Различные конструкторы, в том числе Лего. Подобные конструкторы не только полезны для моторики рук. Ведь они еще и очень интересны детям, которые занимаются с ними с большим удовольствием. Для детей 2-х лет оптимальным вариантом станут наборы с достаточно крупными деталями.

2.​ Шнурки, пуговицы, молнии, кнопки, липучки. Все это доступно любому ребенку, но не каждый родитель понимает полезность этих предметов. Конечно же, в 2 года ребенок еще не готов самостоятельно одеваться, но регулярные попытки проделывания отдельных манипуляций с одежной являются отличной тренировкой для мелкой моторики рук. Причем все малыши отличаются хорошей памятью, поэтому уже после первого показа родителями порядка действий с удовольствием стремятся их повторить. С течением времени дети самостоятельно осваивают одевание.

3.​ Рисование – это еще один прекрасный способ развития мелкой моторики у детей 2 лет и старше. Не важно, чем именно малыш будет рисовать – фломастерами, красками, карандашами. Изначально он будет попросту заляпывать бумагу некими бесформенными пятнами и изображениями. Но со временем ему обязательно удастся постичь всю сложность процесса рисования.

4.​ Игрушки из разнообразных подручных средств. В любом доме немало вещей, которые подойдут в качестве игрушек для 2-3-х летних малышей. Это ложки, пуговицы и другие предметы. Особый интерес дети проявляют к игре с бельевыми прищепками, из которых прекрасно составляются интересные композиции и фигуры. Они развивают не только моторику, но и воображение.

5.​ Лепка. Это также особенно полезное занятие для ребенка. Ведь в то время, когда ребенок пытается вылепить ту или иную фигуру из пластилина, он задействует все мышцы ладони. Со временем он будет стремиться к красивым формам, развивая тем самым ловкость.

Важность и необходимость развития мелкой моторики у детей 2 лет ни в коем случае нельзя недооценивать. Ведь чем быстрее и лучше она будет освоена, тем проще малышу будет даваться все последующее обучение, в том числе и в непростые школьные годы.

Барсукова Светлана
Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет .

Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей освоиться с собственными руками так же трудно, как и для взрослого с нуля научиться вышивать или плести кружева. Для скорейшего освоения ребенком этой науки ему нужно помочь.

Наряду с собственными руками – сложной кинематической цепи, составленной из мышц, костей, суставов и нервов – малышу приходится подключать к процессу обучения и мозг. Цель развития мелкой моторики , в не меньшей степени, – это стимулирование воображения малыша, его умственных способностей .

Лучше всего детьми 2-3 лет усваивается информация, преподанная им в формате игры. Исключением не является и развитие мелкой моторики рук – большую часть времени ребенок будет проводить за активными занятиями, использовать особые игрушки. И если ребята до 2 лет собирают несложные пирамидки, то для 2-3 летних нужны вызовы посерьезнее.

Конструктор ЛЕГО.

Сами создатели этого революционного для своего времени игрового комплекта считали его очень полезным для моторики рук . Да и заставлять детей часами упражняться в мастерстве владения пальчиками не придется. Только не забывайте и о мерах безопасности. Для 2-летних ребят используйте только наборы с крупными деталями во избежание случайного их проглатывания.

Пуговицы, шнурки липучки, кнопки, молнии.

Для малыша 3 лет совсем не страшно не уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Однако регулярные попытки проделать манипуляции с одеждой без помощи взрослых – замечательный способ тренировки мелкой моторики рук . Малыши обладают очень цепкой памятью, и задача родителей – на примере показать, как застегиваются вещи. Дальше их ребенок станет подражать манипуляциям взрослых, и со временем освоит такую непростую задачу, как одевание.

Рисование.

Рисование – замечательный способ развития мелкой моторики у детей 2-3 лет . Просто предоставьте малышу краски, карандаши или фломастеры, а остальное он сделает сам. Даже если на первых порах у него получается только заляпывать бумагу бесформенными пятнами, не отчаивайтесь. Любовь к прекрасному вы ему уже привили, а также он освоит захват предметов кистью, со временем освоит и более сложную манеру рисования.

Игрушки из подручных средств.

В любом доме или квартире найдется немало вещей, которые вполне сойдут за игрушки для 2-3-летних малышей. Например, ложка и мелкие предметы (пуговицы, изюм) могут стать экскаватором и грузом соответственно. Параллельно ребенок попрактикуется и в обращении со столовыми приборами. Но особенно увлеченно дети предаются играм с бельевыми прищепками, ведь из них можно составлять фигурки и сложные композиции. Это и неплохой способ дать волю своему воображению.

Очень полезное занятие – лепка. Когда ребенок творит фигурки из пластилина или глины, задействованы все мышцы ладони. Поначалу он будет просто мять подручный материал и наслаждаться этим, но скоро поймет, что придавать ему красивые формы намного интереснее, и для этому ему придется развивать ловкость . Не помешает, если вы позволите своему чаду помочь вам замешивать тесто.

Важность развития мелкой моторики у детишек возрастом 2-3 лет нельзя недооценивать. Пусть она и зовется «мелкой » , чем быстрее будет освоена, тем легче ребенку будет вступать во взрослую жизнь в качестве школьника.

Публикации по теме:

Коврик с пробками Возраст: для детей младшей группы Описание материала: игра изготовлена с целью развития у детей мелкой моторики рук и.

Перспективный план на 5 лет «Формирование связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный.

Хочу представить Вашему вниманию занимательное пособие для развития мелкой моторики,память,речи и внимания "Книжка-малышка" В ходе работы.

Хочу представить вам поделки изготовленные своими руками для развития у детей мелкой моторики. Использую для этого различный материал: ткань,.

Всем привет! Надеюсь, вы меня еще не потеряли Столь длительному перерыву в публикации статей у меня есть оправдание – я с головой ушла в свой новый проект . Работа над проектом продолжается, но теперь я обещаю писать статьи чаще Предлагаю также поддерживать связь в Инстаграме , Вконтакте и Facebooke .

Ну а сегодня я хотела бы опубликовать давно обещанное продолжение статьи про игры на развитие моторики для детей от 2 лет. В статье я расскажу о том, какие развивающие игрушки будут интересны двухлетнему малышу, и какие игры можно сделать дома своими руками. Ну и чтобы ничего не упустить, не забудьте также посмотреть первую часть статьи:

Итак, во что еще можно поиграть с ребенком дома, чтобы это было интересно и полезно:

1. Находим недостающие фрагменты картинки


Как известно, самые интересные и простые игры получаются из подручных средств и того, что вы как раз собирались выбросить Поэтому не спешите утилизировать старые журналы, открытки, прошлогодние календари и ненужные фотографии! Из них можно сделать много всего интересного. Как пример – вот такая развивающая игра на «залатывание дыр». Вы можете сделать в картинке прорези как одинаковой, так и совершенно разной формы, чтобы было интереснее.

Для игры лучше всего подойдет большая картинка, примерно формата А4 (Я использовала прошлогодний календарь). И, чтобы ребенку было удобнее играть, желательно, наклеить картинку и получившиеся детали на чистый лист или картон.

2. Веселые упражнения для пальчиков

(Ozon , My-shop , KoroBoom ) сам по себе очень привлекает внимание детей, редкий ребенок не захочет примерить эти хорошенькие маленькие игрушки на свои пальчики. Между тем игра с такими пальчиковыми игрушками может быть очень полезной, ведь ее можно превратить в настоящую пальчиковую зарядку! Как это сделать? Для начала наденьте себе и ребенку по одной игрушке на указательные пальчики обеих рук (впоследствии можно будет подключать и другие пальцы).

  • Игрушки кланяются (пальчик сгибается в фаланге);
  • Кружатся (пальчик поворачивается туда-сюда);
  • Прыгают;
  • Ходят;
  • Спят;
  • Обнимаются друг с другом;
  • Встают на голову;
  • Ползают;
  • Катаются с импровизированной горки и т.д.
  • Дети, как правило, выполняют движения обеими руками одновременно. Но, когда освоитесь, можно попробовать и усложненную версию – разные движения на разных руках. Например, зверушка на одной руке прыгает, а на другой – просто спит или смотрит на первого. Или совсем сложный вариант: один прыгает, другой кружится.

Для взрослого это все может и элементарно, а вот для ребенка 2-3 лет это задачка совершенно нового уровня, это же нужно понять, как вывернуть руку, чтобы зверушка на пальчике покланялась или прилегла Получается очень полезная работа для пальчиков в увлекательной игре.

3. Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем

Зайдя в магазин крепежа и прикупив там за относительно небольшую сумму набор болтов и гаек последовательно увеличивающихся размеров, вы можете получить замечательную развивающую (и в то же время очень практичную) игру, которая позволит вашему малышу:

  • Развивать глазомер, подбирая к гайкам подходящие болты;
  • Потренировать пальчики, освоив весьма полезный навык «вкручивания»;
  • Ранжировать болты и гайки по размеру.

Нам с Тасей играть было интересно, думаю, мальчикам будет еще интереснее.


4. Игра «Подбери ключик»

Занятие аналогично предыдущему, только на этот раз мы будем подбирать ключики к замочкам и соответственно овладевать навыком открывания замков. Прикладываю фото, найденное в интернете, так как мы с Таисией в такую развивашку играли в детском клубе, а не дома. К сожалению, в представленном примере ключики и замочки не сильно отличаются по размерам, желательно, найти замочки с более заметным отличием.

Любителям маленьких ключиков и замочков также будет интересен вот такой домик с замочками от Melissa & Doug , цена на него, правда, ужасно подскочила с повышением курса доллара.

5. Выкладывать макароны/пуговицы по линиям


И еще одна игра, которую можно сделать за 2 минуты из подручных средств. Такая игра способствует совершенствованию моторики и, конечно, аккуратности. В чем суть развивашки, думаю, понятно из фото – по начерченным дорожкам аккуратно выкладываем макароны. Подойдут также пуговицы. Если вы используете материалы разных цветов, то для каждой дорожки можно определить свой цвет, тем самым добавится еще и цветная сортировка.

Один совет : чтобы сделать занятие более интересным, поставьте по краям дорожек маленькие игрушки, и объясните, что ваша миссия – построить для игрушек мост из макарон, иначе им никак не встретиться.

6. Играем с пипеткой

Еще одна простая игрушка, которая всегда есть под рукой и которая способна надолго завладеть детским вниманием, — это пипетка. Если ваш малыш еще не знаком с этим приспособлением, то начать лучше с (можно купить в KoroBoom ), и при этом просто переливать воду из одной посуды в другую. Ну а когда ребенок уже уловит последовательность действий (нажать – опустить пипетку в воду – разжать пальцы и т.д.), то можно уже и задачки посложнее предлагать. Например, разлить водичку по ячейкам при помощи маленькой пипетки.

В качестве ячеек идеально подходят детали лего. Водичку для этого развивающего занятия желательно подкрасить гуашью, так будет виднее, какие ячейки уже заполнены, а какие еще нет.

Для тех, кто уже совсем хорошо освоился, можно предложить продвинутый вариант – чередовать цвет водички при заполнении рядов ячеек.

7. Вырезаем ножницами

Если вы еще не начали вырезать ножницами, то обязательно начинайте прямо сейчас! Дети это занятие просто обожают. Сначала их любовь, как правило, ограничивается простым кромсанием бумаги по краям. И это совершенно нормально, к этому нужно подготовиться, предложив ребенку большую пачку бумаги, газет или журналов, а также безопасные детские ножницы . (Кстати, можно еще вот такой полезный инструмент использовать для совершенствования навыков работы с ножницами).

И только после того, как ребенок полностью убедится в своем умении держать ножницы, он начинает интересоваться вырезанием по линиям. Совершенно идеально для этого подходят тетради «Кумон» из серии «» (Лабиринт , My-shop , Ozon ). Встречаются и подобные более бюджетные пособия, например, у нас еще была тетрадь из серии «Disney. Играй и учись ». Таисия заинтересовалась подобными тетрадями в 2 года 3 месяца и ее уже было не оторвать

Тетради «Кумон» выстроены так, что все задания представлены в порядке возрастающей трудности и если в начале для успешного выполнения задания достаточно сделать только пару надрезов ножницами, то ближе к концу тетради линии становятся все более извилистыми и замудренными. «Кумон» замечателен также своим небольшим форматом, благодаря которому ребенку удобно удерживать вырезаемую поделку. Напоминаю также, что вы можете скачать большинство тетрадей «Кумон» .

8. Конструкторы и кубики

9. Выкладываем простые закономерности, длинные/короткие дорожки

С помощью таких простых материалов как кубики, мозаика (вот такого типа ), счетные палочки можно решать первые логические задачи, а именно:

  • Выкладывать длинные и короткие дорожки, сравнивать их, считать, сколько деталей в каждой из них.
  • Выкладывать широкие и узкие дорожки, сравнивать их.
  • Выкладывать дорожки заданных цветов. Эта задача становится гораздо интереснее с кубиками Никитина «Сложи узор» (Лабиринт , My-shop , KoroBoom ). Дело в том, что при игре с мозаикой или обычными кубиками ребенку достаточно просто выбрать красный или синий элемент из кучи. А если же он имеет дело с кубиками Никитина, у которых каждая грань окрашена в свой цвет, то ему нужно будет сначала найти соответствующую грань на кубике, а затем поставить кубик нужной стороной вверх. Вроде просто, да? Но двухлетнему малышу нужно будет немного поразмышлять:)

  • Выкладывать простые закономерности. Для начала попробуйте самое простое – чередование цветов 1 через 1. Вы начинаете – малыш продолжает. Если ребенку будет это интересно, переходите к закономерностям потруднее.

И никогда не забывайте, что любое занятие можно оживить, придумав простой сюжет. Например, в данном случае вы не просто строите с малышом закономерности, а выкладываете дорожку для игрушек, чтобы они могли попасть друг к другу в гости.



10. Шнуровка-планшетик

Часто молодые мамы слышат от врачей и педагогов (да и от более опытных мам, читают на форумах и так далее), что необходимо развивать мелкую моторику малыша. Но что это и как развивать? Да и для чего? Может, сама разовьется?

Что такое мелкая моторика и зачем ее нужно развивать

Сначала давайте разберемся, что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это способность человеком, неважно, взрослым или маленьким, выполнять точные движения руками, ногами, пальчиками рук, в результате хорошо скоординированной работы мозга, мышечной и нервной систем, задействовав при этом мелкие мышцы. Если мелкая моторика хорошо развита, то человек может с легкостью выполнять различные задания: рисовать, застегивать пуговицы, вышивать бисером, лепить и так далее.

Кроме того, ученые доказали, что развитие речевого центра ребенка напрямую связано с развитием мелкой моторики, то есть чем лучше развита моторика, тем быстрее и четче заговорит ребенок. Объясняется это довольно просто: центры, отвечающие за моторику и за речь, в головном мозге расположены очень близко друг к другу. В результате, при выполнении мелких движений в головной мозг передаются сигналы, которые постепенно активизируют клетки коры головного мозга, ответственные за речь малыша. Поэтому в повседневной жизни желательно найти немного времени для простых игр, которые помогут развить моторику. К тому же, если проявить фантазию, то можно даже обойтись без специальных дорогостоящих игрушек.

Какие игрушки помогут развить мелкую моторику?

Сейчас в современных магазинах огромнейший выбор развивающих игрушек на любой вкус и кошелек. Для развития моторики лучше всего остановиться на игрушках со множеством мелких деталей (при этом они должны быть надежно зафиксированы, чтобы случайно не попасть в дыхательные пути или ротик малыша!) с разной фактурой (например, тканевые развивающие игрушки с разнофактурной тканью, различными бубенчиками, колечками, глазками и так далее) и издающие разны звуки (например, развивающая бабочка – крылышки шуршат, туловище – погремушка и так далее). Также замечательно развивают моторику различные лабиринты.

Обратите внимание не только на дорогие игрушки, среди игрушек средней ценовой категории тоже есть замечательные.
Но тратить деньги на игрушки не обязательно: мама, папа, бабушка, дедушка или другие родственники малыша самостоятельно за вечер-два могут сделать развивающую игрушку. Например, на кусок ДСП закрепить различные замочки, щеколдочки, цепочки и так далее, чтобы ребенок мог самостоятельно открывать, закрывать, двигать и так далее. А можно сшить развивающие книжки, мячики и игрушки любой формы.

Игры для развития мелкой моторики

Ну а можно использовать различные подручные средства для развития моторики. Хочу предложить несколько игр с применением «инвентаря», который есть дома. Единственное, присматривайте за ребенком в ходе игры, чтобы некрупные предметы не попали в нос или рот.

1. Нам понадобится пластиковая или металлическая банка или бутылка с широким горлышком и орехи (грецкий, фундук) или фасоль, бобы. В миску насыпаете орехи или их заменители (для малышей все же лучше взять орехи покрупнее) и пусть ребенок аккуратно по одному перекладывает их в банку или бутылку. Постепенно размер предметов и диаметр горлышка банки уменьшайте, чтобы ребенок прилагал усилия для того, чтобы поместить предмет в емкость.

2. Нанизывание крупных бусин на шнурок. Вначале возьмите самые крупные бусины, которые у вас есть, с широкой дырочкой, желательно диаметр бусин не менее 1,5-2 сантиметров. Покажите ребенку, как их нанизывать на веревочку. По мере того, как у ребенка будет получаться, заменяйте бусины на более мелкие и веревочку на более тонкую.

3. Рисовать пальчиками по крупе. Насыпьте на противень немного крупы: рис, гречку, манку, равномерно распределите по поверхности, чтобы получился «холст» для рисования. Пусть ребенок рисует узоры обеими ручками. Можно смешать крупы, чтобы получилось интереснее.

4. Пластилиновая мозаика. Распечатайте шаблон (в интернете их много, парочку прикрепляю сюда) и пусть ребенок на кружочки налепит пластилин. Кстати, перед тем, как делать аппликацию, ребенок может хорошо помять пластилин, это тоже отлично развивает мелкую моторику.

5. Дайте ребенку кусочек пластилина, скатайте вместе с ним шарик и пусть малыш вдавливает в шарик различные мелкие предметы: бусинки, пуговички, рис, гречку, фасоль, горох.

6. Можно поиграть с бумагой: рвать, сминать, расправлять. Но вот тут есть одно замечание: чтобы потом ребенок не порвал книгу, обои, журналы и прочие нужные вещи нужно показать ребенку, откуда можно брать бумагу для игры!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.