Психологическое развитие ребенка: с рождения до трех лет. Питание ребенка от рождения до трех лет Дети от рождения до 3 лет

Стадия развития ребёнка определяется возрастным периодом, в течение которого определенные потребности, особенности поведения, навыки и возможности, проявляются наиболее ярко. Каждый этап посвящен решению конкретных задач, относящихся к определенной цели. Например, способность двигаться проявляется в возрасте двух-трех месяцев. Соответствующей целью для ребенка, может быть контроль мышц глаз. Ребенок должен овладеть текущей задачей, прежде чем он перейдёт к решению следующей. Существует определенная последовательность в процессе развития ребенка. В то время, как существуют определённые общие контрольные показатели, дети развиваются разными темпами.

От рождения до шести месяцев

Важный навык для трехмесячного ребенка - умение держать голову, когда его кладут на живот.

С момента появления на свет, новорожденные начинают приобретать сенсорные способности. У них сразу начинают функционировать зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, они реагируют на температуру и боль. Они спят до 20 часов в день и едят примерно 7 раз в день. В эмоциональном плане, они уже чувствуют напряжение, радость и горе.

На рубеже двухмесячного возраста, младенческий организм уже отличается от новорожденного. Его двигательные способности улучшаются, ребёнок контролирует глазные мышцы и пытается поднимать голову, лёжа на животе. Он также локализует звуки. Эмоционально он тоже развивается. В возрасте два-три месяца, ребенок будет фиксировать взгляд на лице человека, улыбаться, и будет успокаиваться при укачивании. Он начнет узнавать свою мать, и делать различие между знакомыми лицами и лицами незнакомых людей.

Начиная с четырех месяцев, ребенок начинает лепетать, он начинает издавать большинство гласных звуков и примерно половину согласных звуков. Теперь он ест три-пять раз в день, он в состоянии есть не только молоко, и ему нужно начать давать другую пищу (прикорм), чтобы организм развивался в физическом смысле.

Ближе к концу рассматриваемого периода движения рук становятся целеустремленными. Теперь ребёнок полностью признает свою мать, больше не улыбается всем без разбора и ожидает кормления, одевания и купания.

Шести до двенадцати месяцев

Ребенок в настоящее время превратился в человека, уверенно управляющего руками, ногами и туловищем. Он сидит без поддержки и ползает. Ребенок может эмоционально протестовать против отделения от своей матери, это говорит о том, что он чувствует привязанность. Кроме того, он может испытывать гнев и страх по отношению к незнакомым людям. У него появляется любопытство. Ребенок будет реагировать на его собственное имя, слова типа "бай-бай", и может понять слово "нет". Он также начнет брать и давать предметы.

Примерно в 10 месяцев, ребенок может произносить простые слоги, имитировать звуки и реагировать на простые команды.

Одного года до трех лет

В 12-месячном возрасте ребенок начинает демонстрировать индивидуальность.

В 12 месяцев, дети, как правило, едят три раза в день и получают два перекуса, спят, в общей сложности, 12 часов в сутки. Увеличивается длительность и частота прогулок, ребенок начинает понимать причину и следствие, например - при использовании карандаша и бумаги.

Постепенно возникает личность. Способность двигаться к 18 месяцам, развивается настолько, что ребёнок может бегать и пинать мяч, в два года, он может укладывать шесть кубиков в башню. К 18 месяцам малыш будет пытаться есть самостоятельно. Иногда в этом возрасте появляются истерики, малыш будет часто делать противоположное тому, что ему говорят.

В возрасте двух лет, малыши могут использовать в среднем 200 слов. Малыш будет использовать короткие предложения, он исследует язык, будет использовать местоимения. Двигательные способности развиваются, ребёнок может прыгать, кататься на трехколесном велосипеде, использовать карандаши и строить башню из 9 - 10 кубиков. Кроме того, в два года, малыш начинает контролировать мочевой пузырь и кишечник.

Когда малыш будет приближаться к трехлетнему возрасту, он будет различать выражения лица, классифицировать их, понимать выражения гнева, печали и радости. В три года ребенок приобретает чувство юмора. Он может стоять на одной ноге и прыгать. В это время он ласков к своим родителям, но, иногда будет сопротивляться родительским требованиям и настаивать на равноправии. Самодостаточность становится важным делом.

В три года, ребенок постигает понятие совместной деятельности. Он начнет самостоятельно одеваться. Он в состоянии скопировать квадрат и треугольник. Он будет готов к интерактивным играм с другими детьми. Ребенок будет использовать около 2000 слов.

Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет Валерия Вячеславовна Фадеева

Автор-составитель Валерия Вячеславовна Фадеева Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет

Из книги КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ: Безопасный выход или угроза будущему? автора Мишель Оден

Лактация начинается до рождения ребенка Между физиологией родов и физиологией грудного вскармливания есть очевидная связь, и это подтверждается множеством примеров.Млекопитающим вообще и женщинам в частности помогают справиться с родовыми болями морфиноподобные

Из книги Беседы детского доктора автора Ада Михайловна Тимофеева

Меню ребенка от полутора до трех лет После года можно давать ребенку более разнообразную пищу. Можно ввести поджаренную картошку, сырники, творожную запеканку. Можно давать и более острые вещи, например, сок от квашеной капусты, что очень полезно. Саму капусту ребенок

Из книги Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет автора Уильям и Марта Серз

Как сохранить фигуру после рождения ребенка В течение месяцев после родов ваше тело красноречиво рассказывает о том, что вы носили в себе и родили ребенка. Избыточный жир, накопленный во время беременности, – нормальное явление. Запасы энергии впрок для вас и ребенка

Из книги Грудное вскармливание автора Марта Сирс

СЕКС ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА Да, секс после родов и во время кормления грудью есть, но это может оказаться совсем не тем, к чему вы привыкли. Брошенные отцы часто делились со мной: «Все, что она делает, это кормит», «Мы не занимаемся любовью неделями», «Ладно, с гормонами, у

Из книги Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях автора Людмила Шаргородская

Людмила Вячеславовна Шаргородская Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях

Из книги Правильное детское питание. От рождения до 3-х лет автора Елена Владимировна Доброва

ГЛАВА 2 ПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА На первом году жизни малыши очень быстро растут и развиваются, поэтому и потребность в питательных веществах у них намного выше, чем в какие-либо другие периоды. У младенцев все органы пищеварения и выделительной системы

Из книги Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза автора Лилия Мефодьевна Савко

Мебель для ребенка от рождения до года Еще только ожидая появления младенца, нужно правильно подобрать для него мебель и предметы ухода. Очень ответственно следует подойти к выбору кроватки. Она должна стоять устойчиво, не шатаясь и не перекашиваясь в ту или иную сторону.

Из книги Как безопасно родить в России автора Александр Владимирович Саверский

5.4. Государственная регистрация рождения ребенка Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим государственную регистрацию рождения ребенка, является Федеральный закон от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» , в частности, глава

Из книги Настольная книга будущей мамы автора Мария Борисовна Кановская

Игры для ребенка от рождения до года Малыш постоянно развивается: еще вчера вы могли только нежно ворковать с ним и петь песенки, а сегодня можете поиграть в какую-нибудь увлекательную игру. Хотя на самом деле играть с малышом вы можете с первых дней его появления на свет.

Из книги Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет автора

Развитие ребенка от года до трех лет

Из книги Кормление ребенка грудью автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Валерия Вячеславовна Фадеева Кормление ребенка грудью Практические советы для молодой

Из книги Здоровье женщины во время беременности автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Фадеева Валерия Вячеславовна Здоровье женщины во время беременности Практические советы для молодой

Из книги Детские болезни от рождения до трех лет автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Из книги Безопасность ребенка. Первая помощь автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Валерия Вячеславовна Фадеева Безопасность ребенка. Первая

Из книги Тайны мозга вашего ребенка автора Сандра Амодт

Глава 2 Начало: внутриутробное развитие Возраст: от зачатия до рождения Когда мы наблюдаем за строительством дома, то часто удивляемся, как быстро возводится опорный каркас. Снаружи дом выглядит почти готовым уже вскоре после начала строительства, но отделка интерьера и

Из книги Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам автора Роберт С. Мендельсон

4. ЗАЩИТА РЕБЕНКА ДО ЕГО РОЖДЕНИЯ И В ПЕРВЫЕ ДНИ ЖИЗНИ Многие из нас полагают, что ответственность родителей за здоровье ребенка начинается с момента, когда младенца привозят из роддома. На самом же деле решения, определяющие здоровье и жизнеспособность ребенка,

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения истина, что подоплека особенности закладывается в раннем детстве, следовательно, воспитывать малыша необходимо от рождения. Первые три года жизни ученые выделяют в особый период - период раннего детства, что обусловлено существенными качественными и психофизиологическими особенностями детей этого возраста. В период раннего детства происходит становление и развитие детей во всех психических процессах - восприятия, памяти, наглядно-действенного мышления, речи, воображения и т.д. Малыш получает представление об окружающих предметах, начинает ориентироваться в их форме и величине.

Признавая приоритет семейного воспитания, государство предоставило матери возможность воспитывать ребенка до трех лет дома. Однако, как показала жизнь, далеко не все семьи смогли воспользоваться такой возможностью для полноценного развития своих детей.

Нужно понимать, что основные направления работы дошкольного учреждения с наименьшими - это обеспечить эмоциональный комфорт, создать внутренние предпосылки для дальнейшего психического и личностного развития детей, оказать квалифицированную помощь родителям в воспитании и обучении детей. Поэтому для малышей в детских садах должны быть созданы определенные условия, специфический режим, а содержание и методы воспитания должны быть отличны от тех, которые используются на последующих возрастных этапах.

С первых дней новорожденный ребенок требует от взрослого ласкового, приветливого внимания, ласкового отношения к себе. Начиная с двухнедельного возраста ребенка, нужно заботиться о развитии у него зрения, слуха и положительных эмоций. Для этого во время гигиенического ухода, подготовки к кормлению и активного бодрствования надо ласково разговаривать с ребенком, проговаривать все действия, которые выполняет взрослый, называть, предметы, но не слишком эмоционально. Нежное отношение к ребенку - главное условие формирования положительного отношения его к людям с первых недель жизни. Малыш еще не осознает, но чувствует свою значимость для близких, а это и есть основа его активности.

Первая реакция на действия взрослого (ритмичный стук, разговор, осязание) является предпосылкой к общению, которое выражается сосредоточенностью и зрительным поиском. В первые дни жизни это основная реакция ребенка на обращение взрослого. В конце первого месяца младенец начинает улыбаться взрослому. Психологи утверждают, что улыбка является первой социальной реакцией ребенка, сообщает взрослому о приятном ощущении его присутствия.

Очень важно заметить и поддержать эту социальную реакцию ребенка на взрослого. Активное, эмоциональное общение взрослого с ребенком побуждает к рождению первых социальных контактов младенца.

Улыбка как проявление позитивных эмоций появляется позже от плача - при зрительном сосредоточении на предмете или в ответ на ласковые слова и улыбку взрослого. Впоследствии у ребенка (второй-третий месяц жизни) вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция - комплекс оживления: сосредоточенный взгляд на лицо взрослого, оживленные движения руками и ногами, тихие звуки. Это проявление первой социальной потребности ребенка в общении со взрослым.

В четыре - пять месяцев ребенок начинает отличать своих от чужих, к своим проявляет радость, к чужим – негативное отношение. Сразу после рождения резко изменяется форма взаимодействия организма ребенка и среды. Чрезвычайно быстро происходят изменения в деятельности различных систем, органов и организма в целом в течении нескольких дней, даже часов после рождения. От скорости этих адаптивных изменений и преобразований, возникающих в организме новорожденного ребенка в связи с переходом в существенно новые условия среды, зависит степень физиологической полноценности и развития в постнатальном периоде.

Через две - пять недель после рождения, движения обоих глаз становятся хорошо согласованными, координированными, развивается реакция сосредоточенности, которая проявляется в остановке взгляда на предмете и прекращении в этот момент всех двигательных и голосовых реакций, а в три - пять месяцев появляется способность фиксировать взгляд на предмете в поле зрения.

Дети рано начинают различать цвета. Уже в три месяца можно выработать условный рефлекс на некоторые цвета (желтый, красный, зеленый), а с шести месяцев - на все цвета. Первые реакции на звук у новорожденного ребенка имеют характер ориентирующих рефлексов и проявляются в закрывании глаз, открывании рта, в разных мимических движениях. Малыши могут различать звуки одинаковой интенсивности, но разные по тембру и высоте. Разнородные звуки дети начинают различать из двух - трех месяцев, позже точность различения увеличивается. Функциональное развитие слухового анализатора длится до шести - семи лет.

В течение первых месяцев жизни ребенка органы зрения и слуха быстро совершенствуются, что обусловлено развитием нервной системы, особенно головного мозга. Развитие детей проходит очень интенсивно.

Ребенок начинает задерживать взгляд на неподвижных предметах, следить глазами за движением предметов, реагировать на нерезкие звуки и голос взрослых. На зрительные и слуховые раздражители возникает кратковременная задержка движений головы, рук, ног, прекращается плач - происходит зрительное и слуховое сосредоточение. Итак, совершенствуются реакции на внешние раздражители.

Зрение и слух развиваются быстрее, чем движения. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, является взрослый человек, который активизирует ее ориентировочные реакции. Правильное воспитание обуславливает переход ребенка от ее непосредственного общения со взрослым в совместной деятельности, в которой взрослый руководит действиями ребенка. Большое значение при этом имеет способность ребенка подражать действиям взрослых. Действия ребенка, которыми он овладевает под руководством взрослого, составляют основу для его психического развития.

С чего же начинать учить ребенка? Как его воспитывать? Анализ теоретических и экспериментальных исследований, анализ методик развивающего обучения свидетельствуют о том, что чем раньше начинать обучать малыша, тем выше будет интеллектуальное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Лучшие учителя для малыша - это его родители. Далеко не все они понимают, что умственное развитие детей зависит от их участия в воспитании и обучении. От семейного воспитания зависят и эмоциональные переживания ребенка, формируются ощущения. Малыш учится воспринимать окружающий мир, запоминать предметы, действия, ориентироваться в пространстве, выполнять умственные и практические действия, конечно, учится правильно разговаривать.

Полноценное развитие детей, обеспечивается в процессе его активной деятельности:
- Первый год - эмоциональное общение;

Второй год - предметная деятельность;

Третий год - игровая деятельность.

Начиная с двух-трех недельного возраста ребенка, нужно заботиться о развитии у него зрения, слуха и положительных эмоций. Родители должны знакомить малыша с теми предметами, которые его окружают, с игрушками разных цветов и разной формы. При этом надо стараться сосредоточить взгляд ребенка на предмете. Если взрослый держит младенца, вертикально на руках, то необходимо сосредоточить его взгляд на своем лице. Это способствует выработке у ребенка умения удерживать голову и развития зрительных реакций в вертикальном положении.

В возрасте двух с половиной - трех до пяти - шести месяцев продолжают развиваться органы зрения и слуха, вырабатывается умение находить источник звука, реагировать на присутствие взрослых, агукать, брать игрушки из рук взрослых. Ребенок начинает различать предметы, их цвет и форму, интонацию речи взрослых, у него формируются действия с предметами и активные движения.

Исследованиями было доказано, что, начиная с трех лет, младенца можно знакомить с буквами, цифрами, различными предметами, игрушками. При этом ученые рекомендуют использовать наглядный материал: игрушки, математические наборы, комплекты алфавита, рисунки предметов, картины художников, кассеты с классической и современной детской музыкой. Занятия с дидактическим материалом следует проводить три раза в день во время бодрствования ребенка. Для занятия взрослый выбирает такое время, когда младенец чувствует себя хорошо и может заниматься. Надо найти для малыша удобное место. Взрослый показывает перед глазами ребенка один предмет, громко называет его и побуждает ребенка смотреть на него. Это нужно делать очень быстро и заканчивать эмоциональной проявлением радости и похвалой ребенка. Такие занятия занимают 1-2 минуты.

Через пять дней один предмет или одно изображение предмета на картинке (растения, животные, написанные слова и др.) взрослый заменяет на новый предмет или его изображение. Быстрая замена взрослым одного предмета другим побуждает ребенка запоминать сам предмет и его название. Учеными доказано, что малыш лучше «фотографирует» предметы, которые быстро перемещаются перед его глазами. Если ребенку становится неинтересно, то виноват взрослый, слишком медлительный в своих действиях. Главное, чтобы взрослому и ребенку было интересно, и занятия приносили удовольствие. А когда нет удовольствия, то надо немедленно прекращать такие занятия. Основным методом на таких занятиях выступает игра. Взрослый играет с ребенком и в процессе игры знакомит его с новым материалом.

Обучение - это игра, которую нужно остановить раньше, чем устанет ребенок. Таким образом, предлагает проводить уроки живописи и знакомить малыша с художниками и их картинами. По такой методике можно рекомендовать родителям и воспитателям обучать детей родному языку, математике, знакомить с элементами географии, истории, биологии.

При правильной организации воспитания и обучения ребенка с первых дней жизни у малыша возникает любознательность, постепенно он овладевает простыми способами действий с предметами, начинает действовать на основе представлений. Большое значение приобретает общение взрослого с ребенком.

Взрослый активно разговаривает с малышом. Потребность в общении является основой для развития речи. После трех месяцев ребенок в хорошем настроении подает звуки гуление, в четырехмесячном возрасте младенец часто подражает ритм звуков воспроизводимых взрослым. Во втором полугодии многое лепечет, пытается повторить склады, произнесенные взрослым. Лепет способствует постепенному совершенствованию голосового аппарата. Вещание развивается на основе зрительного восприятия. Когда взрослый спрашивает у ребенка о каком-то предмете, то это вызывает у него ориентировочную реакцию, и он показывает этот предмет. В результате многократных повторений возникает связь между произнесенным словом и предметом, на который указывают. К концу первого года жизни возникает связь между названием предмета и самим предметом. Это и есть начальная форма понимания речи. Ребенок ищет предмет, чтобы продолжить общение со взрослым. Такое общение, когда младенец понимает речь взрослого, приносит ему большую радость. Причем сначала ребенок, только смотрит на предмет, позже - тянется к нему, а затем - представляет этот предмет взрослому или указывает на него.

Ребенок вместе со взрослым участвует в несложных учебных и подвижных играх. Взрослый учит выполнять игровые действия, постоянно поощряет его, хвалит. Итак, в конце первого года жизни дети уже выполняют действия, основанные на простых связях между предметами и их свойствами, производятся первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления.

На втором году жизни ребенок учится произносить отдельные слова, объединять по два, а потом и по три слова, образуя простейшие комбинации слов, которые иногда имеют характер предложений. Малыш начинает произносить новые слова только после многократного повторения их взрослым. Ребенок учится запоминать маленькие стишки, сказки и пытается их рассказывать. Взрослый должен постоянно поддерживать интерес и желание к восприятию художественных произведений.

В первые три года у ребенка развиваются все функции языка, а с ним и мышления. Язык становится средством общения со взрослыми и детьми, средством познания. С его помощью ребенок сравнивает, устанавливает сходство, делает обобщения, элементарные условия, выводы.

Систематические занятия по родному языку, сенсорного воспитания, физической культуры, музыки позволяют ребенку ознакомиться с окружающим миром и постепенно войти в активную жизнь в нем.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований дает возможность выделить принципы, которыми надо руководствоваться педагогам и родителям в воспитании и обучении детей раннего возраста:

Лучшие учителя для малыша - это родители;

Обучение - это игра, которую надо останавливать раньше, чем устанет ребенок;

Не надо проверять своего ребенка;

Любознательность поддерживается быстротой и новизной;

Не следует принуждать ребенка к обучению.

Следовательно, от того, насколько успешно будут реализовываться эти принципы, будет зависеть развитие детей. Своевременное начатое и правильно осуществляемое воспитание и обучения детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития независимо от того, где растет и воспитывается ребенок, в семье или в детском саду.


Второй год жизни ребенка Ребенок впервые идет в ясли-сад

Третий год жизни ребенка

Возрастные особенности организма

Вашему сыну или дочери исполнилось уже 2 года. За прошедший период в организме ребенка произошли весьма существенные изменения, которые в основном носят количественный характер. Малыш заметно подрос, имеет довольно много зубов, научился ходить, самостоятельно есть, начинает активно разговаривать, у него появились привычки, наметились некоторые черты характера, наблюдаются самые разнообразные проявления эмоций. Все это свидетельствует о постепенном совершенствовании основных функций детского организма.

Однако организм ребенка в этом возрасте остается чрезвычайно ранимым, пластичным, по-прежнему отмечается повышенная чувствительность к воздействиям окружающей среды. Поэтому на физическое развитие ребенка, становление его внутреннего мира надо влиять путем осторожного целенаправленного воздействия.

С вашей помощью у ребенка на 3-м году жизни, помимо дальнейшего развития двигательной активности, будут развиваться внимание, память, речь. Вы увидите, как станет возрастать запас слов, появятся попытки применить грамматику. Если мышление 2-летнего ребенка носит предметно-действенный характер, то мышление 3-летнего малыша носит более отвлеченный характер, ребенок начинает фантазировать, используя свой жизненный опыт. Такой характер мышления позволяет с успехом воспитывать ребенка, применяя метод словесного внушения. Полезно использовать в качестве средства воспитания сказки, мультфильмы, детские книжки. Помните, когда ребенок слушает чтение взрослых, он не остается пассивным, а горячо и искренне переживает за судьбы героев книжки. Старайтесь обращать внимание малыша на положительные качества и поступки персонажей.

В физическом отношении ребенок 3-го года выглядит еще непропорциональным: у него сравнительно короткие по отношению к туловищу ноги и большая голова.

Мальчики в этом возрастном периоде не намного опережают девочек. Показатели массы и длины тела и тех, и других почти одинаковы. На 3-м году жизни малыша детскую поликлинику надо посетить не менее 2 раз. Свои посещения поликлиники приурочьте к таким возрастным срокам малыша, как 2 года 6 мес и 3 года. Хорошо, если день посещения врача совпадает с датой рождения малыша.

Возрастные особенности строения и функций внутренних органов и систем ребенка на 3-м году жизни примерно те же, что и в 2-летнем возрасте, за небольшим исключением. Так, у детей в возрасте 3 лет несколько реже частота дыхания (в 1 мин 27 дыхательных движений вместо 31), пульса (95- 112 ударов в 1 мин вместо ПО-115).

Кожа ребенка на ощупь такая же мягкая и бархатистая, а брови и ресницы имеют ту же длину, что и у взрослых. В костной системе появляются новые точки окостенения - в плечевой кости. На 3-м году жизни малыши имеют уже все молочные зубы, поэтому не пропустите этот период для начала профилактики болезней зубов. Приучите малыша полоскать рот после каждого приема пищи и чистить зубы на ночь и утром.

Очень важно, чтобы детская мебель отвечала определенным гигиеническим требованиям. Малышу должно быть удобно ею пользоваться. Помните, неправильная поза во время сна, приема пиши и т. д может привести к нарушению осанки Ни в коем случае нельзя ребенка укладывать спать на раскладушку или мягкую перину. Легко вдавливаемые поверхности деформируют (искривляют) позвоночник

Развитие ребенка

Развитие речи малыша на 3-м году жизни происходит на основе приобретенного ранее запаса слов, способности ребенка легко подражать слышимым словам и фразами.

Для своевременного и правильного формирования детской речи родителям необходимо выполнять следующие требования:


чаще упражняться в произношении различных незнакомых для ребенка звуков;

развивать у ребенка умение слушать, помогать ему различать звуки человеческого голоса, т. е. развивать речевой слух;

постоянно совершенствовать способность ребенка к подражанию речи взрослого, используя для этого специальные упражнения на подражание (небольшие стихи, звукосочетания, например, «Гуси-гуси-га-га-га...», «Идет бычок...», «Наша Таня громко плачет..» и т. д.); развивать понимание сложной речи. Называемые действия взрослых не всегда должны совпадать со словами. Полезно делать с ребенком одно, а говорить про другое (например, одевая ребенка перед выходом на улицу, говорить ему о том, что будет на прогулке); стараться воспитывать у ребенка потребность в речевом общении и специальными приемами переключать ребенка от употребления жестов и мимики к словесному общению; следить за тем, чтобы речь взрослого в общении с ребенком была внятной, правильной, культурной, эмоциональной, доступной для понимания ребенка, нацеленной на вызов ответной активной реакции.

Ни в коем случае нельзя удовлетворяться любой речью ребенка Не ленитесь исправлять его речевые ошибки, показывая, как надо говорить. Иногда дети довольно забавно искажают слова («ихилям» - сахар, «ахолех» - орех, «лябако» - яблоко и т. п.). Не стоит слишком долго умиляться этому и тем более произносить слова по-детски, коверкая их.

Обучайте ребенка правильному с точки зрения грамматики и фонетики языку. Помните, развитие речи - это сложнейший процесс для ребенка и здесь особенно нужна ваша помощь.

В первые 6 мес 3-го года жизни происходит и дальнейшее развитие восприятия окружающего мира. Если малыш обучен этому, то он может по образцу подбирать фигуры разной геометрической формы - шар, кубик, кирпичик, а также различать 4 цвета.

Важное значение имеет игра ребенка Как писал известный педагог А. С. Макаренко, игра для ребенка, что для взрослых работа В этом возрасте детская игра носит сюжетный характер. В игре ребенок отображает то, что видит в окружающей жизни. Роль родителей заключается в том, чтобы подсказать возможное усложнение игры. Самостоятельная игра ребенка если его учили играть и умело руководили этим процессом, развивает ряд положительных качеств в характере, а именно - самостоятельность, инициативу, творчество, усидчивость. Когда малышу интересно, он может 15-20 мин подряд заниматься одной игрой. Можно показать ему, как строить дом, затем разместить в этом доме куклу или гараж для машин. После показа малыш может самостоятельно выполнить постройку из кубиков, назвать ее (дом, гараж и т. д.).

В тех семьях, где родители проявляют к игре ребенка внимание, тем малыш лучше развивается, реже капризничает, он веселый, жизнерадостный, много смеется, легко вступает в контакт, проявляет устойчивый интерес к окружающему.

В первом полугодии 3-го года жизни ребенок способен аккуратно есть, самостоятельно одеваться, хотя завязать шнурки или застегнуть пуговицы еще не может. Эти навыки появятся позже, поэтому пока ему надо помогать.

К концу 3-го года с вашей помощью к имеющимся умениям ребенка прибавляются новые. Например, малыш может во время еды пользоваться салфеткой, не допуская размазывания пищи на подбородке или около рта, садиться за стол, вымыв руки без напоминания, не брать пищу руками, не есть с чужой тарелки. При укладывании на сон аккуратно складывать свою одежду в отведенное для этого место. Все эти навыки ребенка требуют постоянного контроля со стороны взрослых, так как они еще крайне ^неустойчивы и легко могут исчезнуть. В этом возрасте уже можно воспитывать словами, не прибегая к показу.

Перед родителями стоит важная задача воспитания положительных черт личности в ребенке. Воспитайте малыша так, чтобы он спокойно подчинялся вашим требованиям - по первому предложению шел есть, спать, гулять, убирать игрушки. Хорошо, если он делится с вами конфетами, фруктами, сладостями. Малыш в этом возрасте уже вполне может быть вежливым - благодарить после еды, охотно помогать в уборке квартиры, мытье посуды и т. п. Это начало трудового воспитания, поэтому всячески поощряйте желание малыша помочь кому-либо.

Если ребенок воспитывался неправильно, то на любое предложение взрослого он может реагировать резко, неадекватно - топать ногами, падать на пол, кричать и т. д. Нередко в его характере отмечаются отрицательные черты: эгоизм, жадность, драчливость. С таким ребенком трудно и родителям, и воспитателям. Повышенная раздражительность, частьк вспышки возбуждения и для самого малыша совсем не безразличны, так как приводят к утомлению и переутомлению еще не окрепшей нервной системы.


От двух пет до двух пет 6 мес

В этом возрастном периоде несколько замедляется темп физического развития ребенка: за полгода рост малыша может увеличиться всего на 3-4 см и масса тела на 1 кг, В то же время ребенок становится более выносливым, увеличивается работоспособность его нервной системы, поэтому ему разрешается бодрствовать по 6-6"/г ч подряд Следует особенно внимательно подойти к организации такого длительного периода бодрствования. В противном случае нарушения режима дня, как и неправильные методы воспитания, могут стать причиной вспышек резкого возбуждения малыша, повышенной раздражительности, упрямства, капризов. Следовательно, перед родителями стоит очень важная задача - предупредить формирование негативных свойств в характере ребенка, способствовать закреплению положительного начала в поведении, уметь быстро нормализовать различные нарушения возбудимости нервной системы ребенка, т. е. обеспечить его уравновешенное поведение.

Дети к 2х/2 годам постепенно овладевают грамматическими формами активной речи, предложения становятся более многословными.

С ребенком этого возраста можно вспоминать о чем-то, ранее ему известном, таким образом тренируется память малыша, умение восстанавливать в сознании свершившиеся события.

Обратите внимание, ребенок уже подбирает предметы 4 основных цветов (красный, синий, зеленый и желтый) по предъявляемому образцу («найди такого же цвета, как эта машина»). На первых порах помогите малышу справиться с этой задачей.

Значительное место в играх ребенка занимает отобразительная игра Наблюдая за игрой детей этого возраста можно заметить отражение в ней отношений между родителями, некоторых черт их поведения. Поэтому не позволяйте себе в присутствии ребенка такие действия и выражения, которые нежелательны в поведении вашего малыша Пришло время воспитывать в ребенке такие формы взаимоотношений с детьми, как сочувствие, забота интерес к действиям другого малыша умение поступиться своим интересом в чью-то пользу, оказание посильной помощи и др. Эти нормы взаимоотношений легче формировать, когда в семье имеются двое или более детей.

У ребенка в этом возрасте можно и нужно вырабатывать терпеливость, умение спокойно ждать, если этого требуют обстоятельства Задача новая для родителей, но вполне посильная. Основными способами регулирования поведения малыша должны быть речь взрослого, его словесные указания. Дальнейшее совершенствование координации движений делает ребенка более ловким и подвижным, более самостоятельным в процессах кормления, одевания-раздевания, в игре на прогулке. Ходьба становится более ритмичной, малыш может подниматься по лестнице и спускаться с нее чередующимся, иногда и переменным шагом, легко перешагивает через препятствия на полу, на земле. Очень характерная черта в поведении ребенка этого возраста - стремление все сделать самостоятельно. Любое лишение его активности, насилие со стороны взрослых вызывают обоснованный негативизм в поведении, капризы, слезы. В таком случае правильнее будет предоставить ребенку самостоятельность, ласково подбодрить его, незаметно помочь, создать впечатление, что ребенок сам преодолел все трудности - сам оделся, разделся, сложил одежду, сам убрал игрушки, что-то принес, полил цветы, поставил посуду.

Деятельность ребенка в этом возрасте очень разнообразна. Игра детей может носить сюжетный характер, например куклу умывают, одевают, кормят, укладывают спать; заводят машины, нагружают их, везут, разгружают, ставят в гараж, играют в солдатики - выстраивают, стреляют, кричат «ура» и т. п. Очень полезно малышу играть с так называемыми дидактическими играми или игрушками (пирамидки, складные кубики, предметные лото, парные картинки). Если вы хотите, чтобы ребенок заинтересованно и подолгу играл в эти игры, сначала покажите ему, как с ними обращаться. Когда ребенок увлечен игрой, он способен заниматься ею в течение получаса.

В период самостоятельной деятельности ребенок не только играет, но и наблюдает. Наблюдение за окружающим может быть достаточно длительным - до 20 и более минут, если велика его заинтересованность. Малыш очень любит книжки, может самостоятельно рассматривать картинки в знакомых и незнакомых книжках. Любят они и слушать, когда им читают, поэтому родители должны обязательно уделять 20-30 мин ежедневно этому занятию.

Известно, что дети начинают рисовать с двух лет, сейчас можно и дальше развивать это умение. Надо познакомить ребенка с разноцветными карандашами, кисточкой, красками, затем обучить простым правилам пользования ими. Малыш в 2У2 года может проводить прямые и замкнутые линии. Вот сколько разнообразных и полезных дел умеет выполнить ваш малыш, и все это, конечно, с вашей заботливой помощью.

Когда ребенку исполнится 2 года 6 мес, не забудьте посетить детскую поликлинику, даже если ваш малыш здоров, не болеет часто острыми респираторньгми заболеваниями у него нет предрасположенности к аллергическим реакциям и т д. Когда же имеются какие-либо отклонения в состоянии физического и психического здоровья, развитии или воспитании малыша, то необходимые рекомендации по оздоровлению ребенка вам даст участковый детский врач.

От двух лет 6 мес до трех пет

Скоро исполнится 3 года со дня рождения малыша, а сколько у него уже полезных навыков и умений. За этот период времени ребенок приобрел столько, сколько он уже не получит за любые последующие трехлетия жизни. Именно этим и отличается период раннего возраста - от рождения до трех лет. Поэтому мы так спешим обогатить малыша восприятием внешнего мира, чему-то обучить, сформировать навыки, развить его движения, умение пользоваться речью.

Каковы же плоды правильного воспитания? Малыш сам моет руки перед едой, сам ест, притом аккуратно, пользуясь салфеткой, сам одевается и раздевается, умеет застегивать и растегивать пуговицы и пряжки, завязывать и развязывать шнурки и поясок, самостоятельно играет, придумывая себе какую-либо роль на основе впечатлений от окружающей среды, может лепить и рисовать, любит слушать чтение книжек вслух и рассматривать их.

А как подрос ваш ребенок! Давайте посмотрим, какие показатели физического развития характеризуют уровень развития малышей в возрасте трех лет. Мальчики могут иметь средний рост 95,7 см±3 см, а массу тела 14 955 г + ± 1685 г. Если учесть допустимые колебания в этих показателях, то максимальный рост мальчика может быть в пределах 99,4 см, масса тела 16 640, а минимальные цифры - 92.0 см и 13 270 г.

Девочки в этом возрасте почти не отстают от своих сверстников. Так, средний рост девочки - 95,3 см + 3,8 см, масса тела-14 850 г +1535 г. Минимальны; и максимальные величины роста и массы тела девочек в данном возрасте почти такие же, как и у мальчиков, т. е. 91,5 см и 13 315 г, 99.1 см и 16 385 г соответственно.

Обычно в этом возрасте большинство малышей в нашей стране посещают детские дошкольные учреждения и там получают комплекс необходимых воспитательных и оздоровительных воздействий. Но в любом случае-и тогда, когда малыш посещает ясли-сад, и тогда, когда находится в условиях семьи, - родители должны хорошо знать, как правильно воспитывать ребенка на том или ином этапе его жизни, что можно требовать от малыша, какие условия создавать для своевременного и гармоничного развития.


Если у ребенка речь развита соответственно возрасту то он должен много говорить по разным поводам (почти не закрывая рта), строя уже сложноподчиненные предложения задавая разнообразные вопросы. Словом, это уже интересно собеседник, и задача взрослых состоит в том, чтобы, ребенка становилась все более гибкой, совершенной.

Игры детей в этом возрасте очень занимательные, творческие. Часто ребенок в игре берет на себя какую-либо роль, выполняет определенное дело. Если игрушки в детском уголке подобраны соответственно возрасту, то малыш может играть довольно длительное время (до 30 мин). Купите ребенку наборы «Строитель», «Конструктор» и покажите, как ими пользоваться. После 6-7 показов он освоит игру и будет с удовольствием заниматься так называемой конструктивной деятельностью, сооружать различные постройки.

Дети в этом возрасте любят лепить из пластилина простые предметы (шарик, лепешка, колбаски, складывая из них грибок); рисовать несложные сюжеты (дорожка, «идет дождь», изображая его линиями или точками на бумаге) и т. п. Обучая ребенка лепке или рисованию, помните, что это очень полезные занятия для всеобщего развития малыша.

Какие же навыки самостоятельности могут быть у малыша в этом возрасте. При одевании - малыш сам может одеться. Помощь взрослого допускается лишь при завязывании или при застегивании. Во время еды - малыш должен сам аккуратно кушать, пользуясь салфеткой без напоминания.

Если ребенок обладает всеми перечисленными умениями и навыками, вы можете быть уверены в правильности его воспитания и своевременности развития.

Режим дня

Режим дня для ребенка 3-го года жизни должен соответствовать возрастным нормам длительности периодов бодрствования, сна, пребывания на свежем воздухе, проведения игр и занятий дома В случае прихода или посещения гостей режимные процессы ребенка должны проводиться независимо от этого. Всякое нарушение режима дня приводит к повышенной возбудимости ребенка и к переутомлению его нервной системы. Малыш начинает капризничать, и вы, видя непослушание ребенка, наказываете его, говорите с ним в раздражительном тоне, сами нервничаете. А причина такого поведения ребенка кроется в нарушении распорядка дня, привычной- последовательности и длительности режимных процессов.


Характерным в режиме дня детей этого возраста является наличие однократного дневного сна длительностью 2- 2i/2 ч и 4-разового кормления. Допустимая " длительность одного отрезка бодрствования не более 61/2 ч. Ночной сон должен продолжаться не менее 10 ч. Приучите малыша ложиться спать и вставать в одни и те же часы. Комнату, где спит ребенок, надо проветрить, туда не должен проникать шум. Помните, что недосыпание ведет к раздражительности, капризам, частому плачу малыша.

Обратите внимание на то, какой сон у вашего ребенка: как он засыпает (быстро, медленно, спокойно, беспокойно), каковы характер сна (глубокий неглубокий, спокойный, неспокойный) и его длительность (длительный, укороченный, нормальный). Если ребенок здоров и воспитывается в правильном режиме дня, то он быстро и спокойно засыпает, сон у него глубокий и нормальный по длительности.

В периоды бодрствования ребенка (до и после дневного сна) следует обращать особое внимание на двигательную активность ребенка, бороться с малой его подвижностью. Очень важно добиваться активного участия самого малыша в режимных процессах - кормлении, туалете и т. д., постепенно развивая его самостоятельность. К сожалению, не v всех родителей хватает терпения: иная мать спешит все сделать за ребенка, считая, что так удобнее (сам малыш ест примерно 25-30 мин, а взрослый его может накормить за 8-10 мин). Однако от этой «скорости» в проигрыше остается как ребенок, так и его родители, которые скоро пожалеют о том, что своевременно не привили сыну или дочери навыка самостоятельной еды.

Кормление малыша лучше организовать за отдельным маленьким столом (детский, журнальный), можно использовать для этого табурет, желательно всегда в одном и том же месте. Неправильно поступают те родители, которые кормят ребенка то на кухне, то в комнате, да еще перед телевизором или с книжкой. Такая обстановка не настраивает малыша на еду, и это может привести к снижению аппетита. Перед каждым кормлением полезно провести небольшой ритуал - сказать малышу, что скоро он будет есть; попросить его принести все необходимое для еды на место (салфетку, ложку и т.п.), поставить стул, проверить, вымыл ли он руки перед едой Выполняя ваши поручения, малыш привыкает к порядку, при этом у него создается соответствующее настроение- и развивается аппетит. К моменту кормления ребенок должен испытывать чувство голода. Следует считаться со вкусами ребенка - ведь, он уже умеет отличить вкусную пищу от невкусной и с большим удовольствием ест суп «красивый» с кулинарной фантазией, например со «звездочками» или «колечками», чем просто с макаронами.

Проверьте, какой аппетит у вашего малыша - хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, имеется ли избирательное отношение к пище.

В режиме дня большое значение имеют прогулки. Дети очень любят гулять, да и их родителям полезно чаще бывать на воздухе. Выходите на прогулку при любой погоде. Если на улице ветер, дождь, мороз, время прогулки можно сократить, но делать их чаще. Одевая ребенка для выхода на улицу, следите, чтобы его одежда всегда соответствовала погоде - это один из самых простых способов закаливания детского организма. Во время прогулки с ребенком надо играть. Старайтесь создать у малыша бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывайте у него положительное отношение к окружающим: людям, живым существам, природе. Ребенок должен легко вступать в контакт с другими детьми и взрослыми, активно и самостоятельно играть, быть дружелюбным, охотно улыбаться и смеяться.

Детям обычно очень нравится, когда они «трудятся» - подметают, поливают, копают, носят, убирают, зимой - лепят из снега, летом - играют в песочнице. Все эти занятия очень полезны для малыша.

Неправильно организованная прогулка утомляет ребенка. К такому утомлению приводят отсутствие радостных, ярких эмоций, преобладание однообразных движений, длительное бездействие из-за отсутствия интересных игрушек или игровых ситуаций. Наиболее, частая ошибка родителей использование прогулки с малышом для похода по магазинам.

Чтобы ребенок получал максимум пользы от пребывания на свежем воздухе, родители должны многому научиться: разделять радости, интересы и огорчения малыша, участвовать в его играх и затеях, умело направляя детскую активность и любознательность на дальнейшее формирование интеллекта и оздоровление малыша.

Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка и его родителей устойчивой привычкой, превратиться в потребность.

Напомним, малыш в возрасте от двух лет до двух лет 6 мес спит днем 1 раз в течение 2-21/2 ч, бодрствует 6-б1 ч, его ночной сон должен начинаться спустя 1-1J/2 ч после ужина и длиться 10-11 ч. Завтрак ребенку можно подавать через 1-1 /г ч после пробуждения.


Примерный режим дня:

Подъем, зарядка 7.00

Завтрак 8.00

Прогулка, игры 9.00-11.30

Дневной сон 13.30 15.30 Гимнастика, закаливающие

процедуры (5.45

Полдник 1ЬЛ»

Прогулка, игры 17.00-19.00

Гигиенические процедуры,

купание 20.00

Ночной сон у21.00

Режим дня ребенка, имеющего возраст от двух лет 6 мес до трех лет, строится примерно таким образом:

Подъем, зарядка 7.00

Завтрак 8М

Прогулка, игры 9.00 12.30

Дневной сон 13.30-16.00 Гимнастика, закаливающие

процедуры 16]5

Полдник 10:1и „Л п„

Прогулка, игры 17.00-20.00

Ужин 2000 Гигиенические процедуры,

купание 21.00

Ночной сон 21.30

Отклонения в режиме дня допускаются в пределах получаса, если ребенок утром просыпается раньше или позднее указанного времени. Однако неизменными должны сохраняться кратность приемов пищи и интервалы в кормлении, длительность дневного и ночного сна, отрезков бодрствования.

Рациональное питание

Рациональное питание - один из важнейших факторов в укреплении здоровья, повышении устойчивости детского организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Питание ребенка 3-го года жизни в качественном и, количественном отношении почти не отличается от питания ребенка на 2-м,году жизни: несколько увеличивается объем пищи, включается ряд новых продуктов.

Завтрак, полдник и ужин не должны длиться более 20 мин, обед - 25 мин. Ужинать ребенок должен за 1 "/г-2 ч до сна.

Вы уже знаете, чем накормить ребенка, научили его есть разные блюда: молочные, мясные, овощные, фруктовые, крупяные. Очень важно разнообразить меню ребенка, улучшать вкусовые и питательные качества пищи зеленью.

В период интенсивного роста ребенка велика потребность его организма в витаминах. Перечислим самые необходимые из них.

Витамин С (аскорбиновая кислота) повышает устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды. Содержится во фруктах, овощах, ягодах, зелени.

Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормального функционального состояния центральной нервной системы. Содержится в бобовых, злаковых культурах, ржаном и пшеничном хлебе, печени, почках, яичном желтке, дрожжах.

Витамин В2 (рибофлавин) влияет на рост и развитие детского организма, в частности на течение обменных процессов. Содержится в печени, яйцах, молоке, твороге, сыре, дрожжах, зерновых и бобовых культурах.

Витамин РР (никотиновая кислота) участвует в белковом обмене, нормализует и улучшает работу органов пищеварения. В наибольшем количестве содержится в молоке, мясе, картофеле, гречневой и рисовой крупах.

Витамин В6 (пиридоксин) обеспечивает нормальное усвоение белков и жиров, играет важную роль в азотистом обмене. Содержится в дрожжах, яичном желтке, рыбе, мясе, молоке, горохе, овощах.

Витамин А (ретинол) необходим для нормального роста организма, хорошего состояния органов зрения, кожи, волос. Им особенно богаты печень (тресковая), яичный желток, масло, сыр, рыба, морковь, зеленый лук, салат, щавель, помидоры, укроп, абрикосы.

Витамин D (кальциферол) является стимулятором роста костной ткани. Основные его источники - продукты животного происхождения: сыр, яичный желток, печень некоторых сортов рыб.

Недостаточное или избыточное поступление витаминов может привести к нарушениям в организме ребенка.

Очень важно своевременно развить жевательный аппарат ребенка. К сожалению, встречаются еще дети в этом возрасте, которые не умеют жевать и принимают только измельченную пищу. Зачастую 3-летнему малышу готовят пищу, про-да через сито или взбивая в «миксере».

От двух пет до двух лет 6 мес

Если у вашего ребенка плохой аппетит, избирательное отношение к пище, надо попытаться найти и устранить причины этого и ни в коем случае не кормить насильно. Очень важно следить, чтобы порции не превышали нормы, рекомендуемые для данного возраста Можно иногда в виде исключения разрешать ребенку есть не за столом, а там, где он захочет. Но если у малыша один только вид тарелки с едой вызывает рвоту, надо сменить обстановку кормления, обратиться за помощью к -педиатру .

При пониженном аппетите надо соблюдать питьевой режим, особенно в жаркое время года. Нельзя давать ребенку сладости, хлеб до приема пищи, запрещены копчености, пряные и острые блюда Будьте осторожными в отношении включения жиров в питание малыша. Сливочное масло лучше заменить на сливки (1 чайная или десертная ложка на порцию). Чтобы повысить аппетит ребенка, полезно давать ему кефирно-яблочную смесь (100 г кефира +1 столовая ложка яблочного пюре), настой шиповника вместо питья. Способствует возбуждению аппетита умывание ребенка перед едой холодной водой.

После еды для профилактики различных заболеваний зубов и носоглотки приучите малыша полоскать рот от остатков пищи, а на ночь - чистить зубы. Помните, что все умения и навыки у малыша еще очень непрочны и легко разрушаются, если повседневно, систематически не следить за их выполнением.

От двух лет 6 мес до трех лет

В этом периоде жизни ребенок должен получать Разнообразную пищу в жидком, полужидком и твердом виде, поскольку v него уже хорошо развит жевательный аппарат, сформировалось вкусовое восприятие, имеется соответствующая активность ферментов пищеварительных соков. Новое в питании ребенка -включение в рацион мяса или рыбы в виде жареных котлет, рагу.

Каждый день в меню ребенка должны быть «вощи фрукты, молоко, хлеб, сахар, масло и мясо. Такие продукты как рыба, сыр, сметана, творог, ребенок может потреблять не каждый день, но в течение недели их необходимо давать хотя бы по одному разу.

Примерное меню для ребенка, составленное на день, может включать следующие блюда:

Творожная запеканка (каша молочная, омлет)

Кофе с молоком -15и-и

Хлеб с маслом (сыр, джем)

Салат из сырых овощей

Борщ (суп рыбный, бульон куриный)


Котлеты {мясные, рыбные) -60,0

Гарнир (овощной, крупяной) -100,0

Компот (кисель, сок) -100,0

Кефир с булочкой -200,0 Фрукты

Рагу (или пюре) овощное

(молочная каша) -150,0

Молоко (чай) -200,0

Вкусовые качества пищи, ее питательную ценность значительно улучшают приправы из зелени (укроп, петрушка, сельдерей, зеленый лук, щавель). Старайтесь не завышать детскую порцию еды, так как зачастую это приводит к снижению аппетита Блюда, подаваемые ребенку, должны иметь красивый вид, приятный запах и соответствующий вкус.

Гимнастика

Для успешного физического развития ребенка большое значение имеет гимнастика. Регулярные занятия гимнастическими упражнениями оказывают положительное влияние на своевременное и правильное развитие двигательных умений, улучшение их качества - движения становятся более экономными, координированными и ритмичными. Кроме того, было установлено, что гимнастика хорошо действует на сон ребенка, который становится глубже и спокойнее. Здоровый малыш непоседлив, ему свойственна большая подвижность, он кажется неутомимым и от движений получает много радости и удовольствия.

До сих пор нередко приходится видеть семьи, где предпочтение отдается спокойным играм ребенка и длительным просмотрам телепередач. У детей дома много дорогих игрушек, детской литературы, есть все необходимое для лепки, рисования. Но вы не найдете там скакалки, гимнастической палки, обруча и т. д. Более того, почти никто из родителей не мог показать, как они занимаются с ребенком гимнастикой. Многие любят с восторгом рассказывать о творческих способностях своего сына или дочки, показывая рисунки, лепку, а вот об успехах в физическом развитии говорят значительно реже.

Возможно, кто-то считает, что если дети проводят все время в движении, то нет необходимости учить их каким-то специальным упражнениям. Однако это мнение неправильное: произвольные движения ребенка нельзя приравнивать,к определенным гимнастическим, с помощью которых оказывается целенаправленное воздействие на его опорно-двигательный аппарат.

При проведении гимнастических упражнении с ребенком 3-го года жизни надо придерживаться тех же правил, о которых мы уже говорили: охватывать нагрузкой все группы мышц, чередовать упражнения с отдыхом, менять исходное положение, стремиться к тому, чтобы гимнастика доставляла ребенку радость.

Кроме гимнастики, для физического воспитания ребенка очень важны подвижные игры, которые следует проводить на прогулке или в периоды бодрствования ребенка дома.


Попросите малыша сбегать за мячом, дотянуться до мяча, перепрыгнуть через ручеек, перебраться с «кочки на кочку», прокатить мяч по полу, пройти по коридору между препятствиями и т. п. Игры надо проводить эмоционально, заинтересовывать ими ребенка.

Не забудьте про утреннюю зарядку. Сразу после пробуждения в течение 3-5 мин надо сделать с ребенком несколько энергичных свободных движений руками, ногами, туловищем. Цель утренней зарядки разбудить ребенка после сна, привести его в активное состояние в отличие от гимнастики, с помощью которой воспитывается точность движений.

Родители должны знать, что ни в коем случае нельзя наказывать ребенка физическим бездействием. Помните, что движение - это жизнь, а для ребенка - органическая потребность. Лишая ребенка движений, мы причиняем ему много страданий и наносим вред его организму.

Большое влияние на развитие координации, четкости, красоты в движениях ребенка оказывает музыкальное сопровождение занятий гимнастикой, так как при этом различные формы двигательной активности всегда ярко эмоционально окрашиваются. Если у вас дома есть магнитофон, проигрыватель, то сопровождайте занятия физкультурой соответствующим музыкальным аккомпанементом.

Об успешном физическом воспитании ребенка говорят такие показатели, как хорошее развитие движений соответственно возрасту и правильная осанка малыша.

От двух лет до двух пет 6 мес

День малыша надо начинать с утренней зарядки. Ее проводят сразу после пробуждения, используя при этом сюжетные рассказы. Например, «часики идут - тик-так» (ходьба), «стрелки крутятся - раз-два» (круговые движения руками).

Занятия гимнастикой включают специальные физические упражнения для развития всех мышечных групп. Упражнения должны строиться из разных исходных положений, быть в виде ходьбы, бега, лазания, подвижной игры, движений с гимнастическими снарядами.

Комплекс упражнений.

1. Ходьба обычная, а также на носочках, внутреннем и наружном сводах стопы.

2. Наклоны туловища попеременно в разные стороны с поднятием рук в стороны.

3. Поднятие выпрямленных ног из исходного положения лежа на спине.


4. Сбор разбросанных по полу мелких предметов но-

5. Пролезание под скамейкой (табурет, журнальный столик). Расстояние от пола до скамейки 24 см.

6. Перепрыгивание через препятствия.

Одежда ребенка во время занятий гимнастикой должна быть облегченной (трусики и футболка). Можно заниматься на коврике босиком. Не забудьте перед этим проветрить комнату или открыть в ней форточку. Длительность занятия должна быть не более 15 мин, чтобы ребенок не устал и не потерял интерес к гимнастике.

Много радости доставляют малышу подвижные игры («догонялки», «пряталки»), танцы под музыку и т. д.

От двух пет 6 мес до трех пет

Основная задача занятий гимнастикой в этом возрасте - воспитание правильных движений рук, ног, туловища в ползании, сидении, стоянии, ходьбе, беге. Начиная занятие с ребенком, надо предварительно дать ему словесную инструкцию о предстоящем упражнении Во время гимнастики у малыша будет хорошее настроение, если вы начнете с любимых упражнений ребенка и ими же закончите занятие.

Соблюдайте известные вам правила - учитывайте равномерность нагрузки для всех мышечных групп, чередуйте упражнения с различными исходными положениями, следите за правильностью выполнения каждого упражнения, не забывайте об отдыхе и расслаблении мышц.

На 3-м году жизни не менее половины гимнастических упражнений ребенок должен сделать из исходного положения лежа. Занятия физкультурой проводятся в облегченной одежде, босиком на коврике при открытой форточке (летом можно открыть окно, балкон).

Комплекс упражнений.

1. Ходьба вдоль ограниченной прямой (скамьи, веревки, палки) для воспитания правильной ходьбы.

2. Поднятие выпрямленных ног или присаживание с фиксацией стоп, упражнения выполняются из исходного положения лежа на спине.

3. Перешагивание или перепрыгивание через ряд препятствий.


4. Ходьба по ребристой поверхности или сбор пальцами ног мелких предметов, разбросанных на полу.

5. Пролезание под скамью, стул, стол или в обруч на четвереньках.

6. Приседание с гимнастической палкой или обручем, которые поддерживаются взрослыми.

Закаливание

Важной стороной физического воспитания детей является закаливание. О закаливании знают все, но тем не менее среди населения этот навык распространен недостаточно широко. Редко встречаются семьи, где все - от мала до велика - занимались бы систематическим закаливанием. Такие семьи- сенсация, о них пишут, их показывают по телевидению, их опыт изучают ученые и журналисты.

Если вы еще не приступили к закаливанию малыша, не поздно начать это и теперь. Ведь с помощью основных закаливающих средств - воздуха, воды и солнечных лучей - можно повысить выносливость детского организма. В результате ребенок будет реже болеть так называемыми простудными заболеваниями. Считается, что частая заболеваемость (4 раза в год и более) ухудшает физическое развитие ребенка, снижает все жизненные процессы в его организме. Такие дети хуже растут, плохо прибавляют в массе тела.

Чтобы ребенок рос здоровым, крепким и жизнерадостным, шире и смелее используйте естественные факторы природы. Детям полезны воздушные ванны, водные процедуры, ношение облегченной одежды во все времена года, ходьба босиком по полу (зимой), по траве (летом), плавание в ванне с заплывом в «холодную» каплю и т. д.

На 3-м году жизни малышам разрешается купание в открытых водоемах. Эту закаливающую процедуру можно широко использовать в летние месяцы года. Допустимая температура воды не ниже 23°С а воздуха 25°С Купаться малышу рекомендуется не чаще 1 раза в день. В домашних условиях для закаливания используются душ, ванна, любая емкость для воды Душ - довольно эффективная закаливающая процедура, которую можно применять в этом возрасте ребенка Температуру воды душа желательно постепенно снижать с 36°С до 28°С зимой и до 24°С летом. Не забудьте после купания и душа интенсивно растереть ребенка махровым полотенцем.

Существует много разновидностей водных закаливающих процедур, например умывание, обтирание, обливание ног Детям после 2 лет можно мыть руки до локтя, лицо, шею и верхнюю часть груди. Обтирание проводят, начиная с температуры воды не ниже 32° С, затем она постепенно снижается до 25°С.

Хороший способ закаливания - контрастное обливание ног ребенка. Эту водную процедуру можно проводить детям всех возрастов.

Успех закаливания воздухом зависит от того, гуляете ли вы с ребенком ежедневно, достаточно долго, в любую погоду. Одежда ребенка должна соответствовать температуре воздуха, чтобы малыш ощущал комфорт, не потел и не мерз. Есть еще такие родители, которые стремятся кутать малыша, даже сшивают вместе 2-3 пары рейтуз, чтобы легче было сразу все их одеть. Однако «заботливые» родители совсем забывают, что многослойная одежда стесняет движения малыша, способствует перегреванию организма, потливости. Эффективность от такой прогулки сводится к нулю.

Есть и другие родители, которых впадают в противоположную крайность - закаливают детей нетрадиционными способами, можно сказать необычными и опасными: разрешают им ходить босиком по снегу, стараются постоянно держать раздетыми, обливают водой комнатной температуры, существуют даже дети-моржи. Вопрос о таких методах закаливания спорный. У них имеются свои сторонники, которые пытаются научно обосновать применение столь сильнодействующих приемов. Большинство же специалистов ( , педагоги) считают, что такие нетрадиционные методы закаливания не только не приемлемы для малышей, но даже вредны, так как создают определенные перегрузки для детского организма, которые могут иметь разные отрицательные последствия для будущего здоровья ребенка.

Под влиянием использования разумных средств закаливания улучшаются состояние нервной системы ребенка, его аппетит, сон, настроение и укрепляется здоровье. При этом важно соблюдать систематичность - проводить все закаливающие процедуры круглогодично.

Водные процедуры лучше проводить после сна-в зимнее время, а летом - перед обедом, сочетая эффект закаливания с гигиеническими процедурами.

С целью закаливания во время прогулок детей можно использовать различные средства физического воспитания, например спортивные занятия и развлечения - катание на санках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и др. Катание на велосипеде позволяется ребенку в этом возрасте в умеренном темпе не более 15 мин.

С трех лет малыша можно обучать ходьбе на лыжах. Купите ему спортивный костюм, лыжи подберите по росту. Сначала надо разучить определенные движения без лыжных палок, а затем и с палками. Длительность ходьбы на лыжах в начале обучения не должна превышать 20 мин, а когда малыш освоит основные движения и навыки владения техникой лыжной ходьбы - 40 мин.

Для развития выносливости, силы, решительности в характере ребенка рекомендуется и катание на санках. В данном случае процесс обучения достаточно прост, и малыш быстро сумеет научиться этому виду спортивного развлечения.

В распоряжении ребенка этого возраста должны находиться разнообразные игрушки, каждая из которых выполняет определенную функцию. Так, развитию движении малыша способствуют игры с тележкой, обручем, мячом, а для развития мелких движений пальцев рук нужны пирамидки, разборные игрушки, мозаика, лото. Чтение вслух книжек, рассматривание картинок, изображений животных, птиц полезны для совершенствования детской речи. Куклы, машины, строительный материал различной величины и формы вносят разнообразие и интерес в игры ребенка, будят творческое начало, воображение, стремление к самостоятельности. С помощью пластилина, карандашей, красок, малыш приобщается к изобразительной деятельности, которая является началом эстетического познания окружающего мира Дети в этом возрасте очень любят наряжаться, поэтому следует выделить предметы ряжения - косынки, ленты, переднички

Игрушки и предметы для игры надо хранить так, чтобы ребенку было удобно ими пользоваться, расположив по их назначению в отдельные короба, на полки и т. л. Приучайте малыша после игры складывать игрушки на свои места. Руководство родителей игрой ребенка заключается в том, что они следят, чтобы малыш находился в бодром и спокойном состоянии. Кроме того, направлять ее, развивая и поддерживая у ребенка достаточный интерес. Стремитесь расширять детский кругозор, способность к целенаправленному наблюдению за окружающим миром. Делать это надо в живой, эмоциональной форме, используя момент наибольшей заинтересованности ребенка. В «игровой» форме приобщайте малыша к выполнению ваших поручений, воспитывайте желание участвовать в домашнем труде.

Много радости дает повседневное общение с малышом: его надо приласкать, поиграть с ним в игру-шутку, потанцевать, рассказать веселую потешку. Ваши голос, движения, речь. Все должно привлекать ребенка и возбуждать в нем радостные эмоции. В целях эстетического развития малыша читайте с ним побольше сказок, стихов, смотрите диафильмы, спектакли кукольного театра, мультфильмы. Привлеките к воспитанию в ребенке чувства прекрасного: музыку, красоту окружающей природы.

Помните, что в ходе игры происходят сложные процессы воспитания и обучения малыша, которые в конечном счете обусловливают его правильное и своевременное развитие.



Психология развития ребенка от рождения до трех лет. Развитие ребенка до трех лет можно разделить на следующие периоды: период младенчества, который, в свою очередь, делится на период новорожденности, младенчество и кризис 1 года, и период раннего возраста от года до трех лет (кризис 3 лет). Рассмотрим данные периоды немного подробнее.

Период младенчества

Новорожденность - это переходный этап. Безусловные рефлексы -ориентировочные и защитные. Первые условные рефлексы появляются к концу первого месяца (ребенок реагирует на позу кормления).

Психическая жизнь . Мозг не вполне сформирован и продолжает развиваться. Ощущения новорожденного неразрывно слиты с эмоциями. Особо важные события - на 2-3 неделе возникает слуховое, а на 3 - 5 неделе зрительное сосредоточение. У ребенка специфическая ситуации развития - он беспомощен, биологически связан с матерью, зависим от взрослого человека.

Ребенок бурно реагирует на появление матери примерно в 1 месяц («комплекс оживления»). Начинается новый психологический период.

Младенчество

Познавательное развитие ребенка : к 4 месяцам ребенок не просто видит, а уже смотрит и активно реагирует на увиденное. Реагирует на свет. У него развивается пространственное восприятие. Для его развития нужно стараться, чтоб обстановка, которая его окружает, была интересной и не однообразной. У младенца появляется целостная картина мира.

Действие и движение . К 4 месяцам появляются движения рук, которые направлены к предмету. Малыш начинает ощупывать предмет. В 5 - 6 месяцев у ребенка появляется первое целенаправленное действие - он хватает предмет. После 7 месяцев в развитии встречаются «соотносящие» действия, то есть малыш начинает вкладывать маленькие предметы в большие, закрывает и открывает крышки коробочек. Первые функциональные действия появляются после 10 месяцев (подражание взрослым).

По восприятию и действию ребенка можно судить о начальных формах наглядно-действенного мышления.

Память . Первое узнавание появляется в 4-месяца, когда ребенок начинает отличать лицо знакомое от незнакомого. Воспроизведение появляется после 8 месяцев, у ребенка в памяти восстанавливаются образы.

Речь. В первом полугодии у ребенка формируется речевой слух. Во втором полугодии у ребенка после гуления появляется лепет, который обычно сочетается с жестикуляцией. К году ребенок начинает понимать 10 -20 слов, которые произносятся взрослыми, и сам произносит несколько первых слов. После, с появлением первых слов в развитии ребенка начинается новый этап.

Кризис 1 года

Период между младенчеством и ранним детством. У ребенка появляется всплеск самостоятельности, а также аффективные реакции в ответ на непонимание родителей. Главным приобретением данного периода является автономная речь. У младенца появляется своя логика, его слова становятся ситуативными и многозначными.

Ребенок пытается ходить или ходит; выполняет разные действия с предметами; так как он понимает взрослого, то с помощью речи можно организовать его восприятие и действия. Эмоциональное и познавательное развитие в первую очередь основывается на потребности в общении. Малыш становится независимым биологически.

Психология развития раннего возраста (от 1 года до 3 лет)

В раннем детстве наступает следующий этап, в котором ребенок психологически отделяется от матери.

Развитие психических функций.

Речь. Речь ребенка к трем годам приобретает предметное значение. Быстро растет пассивный и активный словарь. Ребенок к этому возрасту практически все понимает.

В раннем возрасте начинают развиваться другие психические функции - мышление, восприятие, внимание, память. Доминирует восприятие.

Восприятие. Это проявляется в том, что дети максимально связаны ситуацией. Их поведение является импульсивным. Без опоры на восприятия до 2 лет ребенок не может действовать вообще. Маленький ребенок не может солгать, что-то выдумать. Благодаря тому, что вещь привлекает ребенка, у него разворачивается импульсивное поведение - с ней нужно что-то сделать.

Память . Нет еще опоры на прошлый опыт, в основном, это узнавание.

Мышление в этом возрасте наглядно-действенное. Основывается оно на восприятии и действиях, которые осуществляет сам ребенок. Ребенок начинает переносить в другие условия уже освоенные действия.

В этот период ведущей деятельностью является - предметно-манипулятивная . Однако к концу раннего возраста все же появляется игра с сюжетом. Для развития игры важно появление замещающих и символических действий.

Эмоциональное развитие . Эмоционально ребенок реагирует только на то, что воспринимает. Его желания неустойчивы, ребенок не может сдерживать и контролировать их. Выбрать и остановиться на чем-то одном ребенок не способен - он еще не в состоянии самостоятельно принять решение.

Ребенок в этом возрасте при общении с детьми исходит только из собственных желаний, и при этом совсем не учитывает желания другого. Он не умеет сопереживать. Яркие эмоциональные реакции характерны для раннего возраста, они связаны с желаниями ребенка. Ребенка данного возраста еще легко отвлечь. Он мгновенно может переключиться и с удовольствием заняться новым делом. В 2 года ребенок узнает себя в зеркале. Ребенок осознает «я», «я сам», «я хороший» - это продвигает ребенка на другой уровень развития.

Кризис 3 л ет

В жизни ребенка это один из наиболее трудных моментов. Выделение своего «Я». Ребенок отделяется от взрослых, пытаясь установить с ними более глубокие отношения. Главный мотив действия ребенка - сделать наоборот.

В поведении ребенка меняется мотивация. Поведение ребенка определяется не желанием, а отношениями с другим человеком. Упрямство ребенка не потому, что ему чего-то хочется, а потому, что он сам этого захотел, и требует, чтобы считались с его мнением. Тенденция к самостоятельности проявляется ярко: ребенок хочет решать и все делать сам.

Обесценивание . 3-летний ребенок может отбросить или сломать игрушку, начать ругаться и т. п. У ребенка начинает изменяться отношение к себе и другим людям. Психологически он отделяется от взрослых.

Ведущая деятельность ребенка - предметно-манипулятивная, в рамках этой деятельности возникают примитивные игры. К 3 годам появляется сознание «я сам», это является центральным новообразованием этого периода. Возникает завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка мотивируется отношениями с людьми, а не только содержанием той ситуации, в которую погружен он. Поведение ребенка остается импульсивным, но уже появляются поступки, которые связаны не с сиюминутными желаниями, а уже с проявлением «я» самого ребенка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.