Поздравления от родителей жениха на обряде хлеб-соль. Свадебные традиции и обряды

Встреча молодых после бракосочетания с караваем является давней традицией и обязательным ритуалом, с которого всегда начиналось праздничное свадебное застолье. Этот хлебный продукт принято выпекать накануне в четверг или пятницу из пшеничной муки украшая верхнюю часть шишками и колосками, символизирующими богатство и плодородие, а также голубями, олицетворяющими любовь.

Как же встречать молодых с караваем? По приезде свадебного кортежа к месту празднования на пороге новоиспеченных мужа и жену встречают их родители. При этом мать жениха традиционно преподносит на рушнике каравай с солью как символ благосостояния и гармонии совместной жизни. Родители высказывают пожелания, напутствия и благословение. Не стоит в этот момент произносить длинные речи, возможность красноречиво высказаться будет во время самого праздничного обеда, когда каждый из родителей наряду с общими гостями будет произносить поздравительный тост. Молодые должны отломить от каравая кусочки, и обмакнув в соль угостить один другого тем самым признавая, что готовы заботиться друг о друге во время совместной жизни. Зачастую кусочки от каравая молодожены откусывают, и при этом считается, у кого кусок оказался больше, тот и будет главенствовать в семье. Соль в этом случае означает, что они последний раз друг другу насолили. У отца жениха в руках икона Николая Угодника или Божьей Матери, символизирующая духовность и христианские традиции совместной жизни. Мать и отец невесты преподносят молодым мед и шампанское, тем самым напутствуя сладкой жизни и знаменуя начало медового месяца. Шампанское необходимо выпить до дна, а сами бокалы разбить. По осколкам бокалов принято считать, кто будет первенцем в новой молодой семье. Если крупные осколки, то мальчик, если мелкие соответственно девочка. Молодые супруги благодарят при этом родителей, низко кланяются им и трижды целуют каждого в щеки.

Сам каравай ставится на стол к молодым супругам, где он находится до конца праздничного застолья. К концу вечера принято делить каравай, центральная верхняя его часть оставляется молодоженам, дальше все раздается родителям и гостями, при этом принято взамен на кусок каравая каждому из гостей одаривать молодых. Как правило, на специально приготовленное блюдо или разнос гости кладут деньги, соблюдая традиционную старинную заповедь, «одаривай и одариваемым будешь».

Примерные слова матери жениха при встрече молодых с караваем:

    Милые дети! Поздравляем вас с бракосочетанием и рождением новой семьи! Благословляем вас на долгую счастливую жизнь и преподносим вам каравай символ любви, достатка и благополучия. Совет вам да любовь! - Дорогие дети! Примите искренние поздравления в этот знаменательный праздник, день рождения вашей семьи! Желаем вам на протяжении всей жизни пронести в своих сердцах те светлые чувства любви друг к другу, которые вас вместе свели. Живите в достатке и счастье!

    Любимые наши детки! Очень рады, что вы нашли друг друга и соединили свои искренние чувства, образовав новую семью. Любите, цените и доверяйте друг другу! Пусть всегда ваш дом будет полной чашей, а обиды и невзгоды пусть обходят вас стороной!

    Дорогие дети! Рады вашему сознательному выбору! Благословляем вас на счастливый брак с искренними взаимными чувствами любви! Проявляйте уважение и заботу друг к другу. Вместе делите все взлеты и падения, радости и печали! Совет вам да любовь!

Время чтения: 4 мин.

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»
Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.
Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.
Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.


Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.
Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.
«Божий дар»
Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.
В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.
В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.
«Без соли и стол кривой»
Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.
Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.
Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.
В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».
Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.
Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

В нашей жизни не так много масштабных и публичных событий, а таких, как свадьба — вообще ограниченное количество. И вполне резонно хотеть, чтобы это мероприятие и все его фазы прошли на высшем уровне. Свадьба - отдельный шаг, отдельные эмоции, отдельные обязательства. Сегодня все меньше и меньше пар хотят пожениться традиционно, все обряды отходят в прошлое, на их смену приходят свадьбы иного толка. Можно пожениться под водой и в воздухе, на черных байках или салатовых запорожцах с цыганами на крыше. Главное - идея. Если молодая пара не захочет делать экстецентричную шоу-свадьбу, то здесь остается один вариант - обратиться к традициям.

Сегодня мы поговорим об одной важной и достаточно традиционной процедуре, которая именуется как «встреча молодых хлебом-солью». Вне зависимости от того, какой формат свадьбы выбрали молодожены, родителей и близких родственников всегда приглашают на торжество. И именно родители встречают пару у дома с караваем. Все чаще и чаще крыльцо родной обители с удовольствием заменяют яркие своды различных кафе и ресторанов. Но одно остается неизменным- хлеб и соль молодым подают их родители.

Как встречать молодых хлебом-солью?

Для всей процедуры понадобится:

  • Один каравай, который сегодня самостоятельно можно и не готовить. Можно заказать такой свадебный кулич в любой булочной или кафе.
  • Солонка с солью
  • Расшитый рушник, на котором и будет поднесен хлеб молодым. Такие рушники можно без труда найти в отделе «Все для свадьбы».
  • Бокалы или рюмки (в зависимости от того, что будет выпито) и алкоголь.

Манипуляции родителей, жениха и невесты во время встречи хлебом-солью:

  1. Молодые обязаны поклониться родителям и выслушать все, что для них приготовили
  2. От родителей потребуется приветственно-напутственная речь. Это должна быть красивая смесь поздравлений и напутствий в семейную жизнь. Как правило, все приготовления остаются на родителях, в том числе и приветствие. И вот здесь лучше невесте и жениху немного проконтролировать креатив родителей. Во-первых, не должно быть слишком затяжных и слишком волнительных речей, икон и заламывания рук. Приветствие детей в качестве семьи, конечно, действие волнительное, но излишний драматизм только помешает. Если родители разволнуются и не сразу смогут найтись, лучше иметь в кармане заготовки. Подобные «родительские обращения» в прозе и стихах можно найти в интернете и различных поздравительных брошюрах, которые продаются в любом газетном киоске.
  3. Далее молодожены должны отломать часть хлеба, посолить его и накормить друг друга. Здесь еще можно добавить и кормление друг друга медом — так иногда делают, мед здесь символизирует сладкую и приятную супружескую жизнь.
  4. После «еды» молодежь и старшее поколение выпивают по бокалу шампанского. Можно и не допивать, а вылить через плечо — тоже традиция.
  5. Некоторые бьют бокалы на счастье, но это не обязательно.
  6. После всего жених вносит невесту на руках в дом (ресторан).


Напутственная речь родителей

Все же будет правильнее позаботиться о вступительно-напутственной родительской речи заранее. Поэтому нижеследующее приводим специально для родителей, которые заранее знают, что будут сильно взволнованы. Небольшая шпаргалка никогда не помешает.

Если вы, дорогие родители рискнете заговорить стихами, тогда желаем вам удачи. Самое главное - выбирайте короткие стишки, чтобы ничего не забыть по ходу церемонии. Лучше всего, если они будут простыми с точки зрения лексики и будут легко запоминающимися.

Возможно, эти небольшие стихотворные напутствия помогут вам в приготовлении речи. Их всегда можно дополнить или сократить, или написать специально для той или иной пары, добавить их имена или указать характерные черты характера молодоженов. Можно говорить и от лица все и «по ролям», как в школе. Все зависит от того, как вообще по композиции будет выглядеть речь родителей.

Поздравить мы хотим вас с сочетанием.
Теперь вы стали мужем и женою.
Приложены немалые старания.
Зато и пир, как говорят, горою.
Живите мирно и всегда в согласии.
Не обижайтесь друг на друга часто.
Не растеряйте счастья понапрасну,
Ведь ваша жизнь лишь только в вашей власти.

Мама невесты :
Мне тебе, мой милый зять,
Дочь свою пришлось отдать.
Ты ее не обижай
И во всем ей помогай!
Вы теперь одна семья,
И спокойна буду я,
Если дочь моя с тобой
Обретет свой дом родной!
Пусть вам будет вместе сладко,
И дорога жизни гладкой!

Мама жениха:
Принимаю в дом я дочку,
В паре с дорогим сыночком.
Мир вам, и любовь — совет,
Пусть хранит вас Бог от бед,
Дети будут Вам наградой,
Я же внуков нянчить рада.
Счастье сыну - счастье маме,
Я счастлива буду с вами.

Можно использовать и прозу. Это упростит вам многое, ведь при ошибке всегда можно будет подобрать «свои» нужные слова, а не судорожно вспоминать стихотворные строчки.

  • Дорогие дети! Поздравляем со вступлением в законный брак. Желаем счастья, здоровья, долгих лет супружеской жизни. Милости просим в наш дом — ваш дом. Отведайте наш хлеб-соль, а мы посмотрим, кто в доме хозяин будет.
  • Дорогие детки! Поздравляем вас, теперь вы — семья. И сейчас мы проверим, кто будет хозяином в доме. Не стесняйтесь, ломайте хлебушек и кормите друг друга. Пусть не только ваши ушки получат наслаждение. Ведь не одними поздравлениями сыты вы будете. Угощайтесь и угощайте других.
  • Дорогие мои дети, вы попробовали по кусочку от каравая. Мы хотим, чтобы в ваших сердцах сохранилось то тепло, которое сохранил для вас этот каравай. Пусть ваш дом всегда будет полон гостей и каждому достанется по маленькому кусочку угощения. Пусть раздача вашего первого каравая будет началом вашей гостеприимности.

Существует еще один вариант для самых стеснительный и волнующихся родителей - это тамада. На некоторых свадебных церемониях именно тамада может спасти родителей в самый ответственный момент. Поэтому можно не особенно переживать, такой помощник обыграет конфуз и поможет вам выйти из неудобной ситуации. Как бы молодых не встретили, праздник все равно удастся, а это — самое главное!

Всеобъемлющим символом является сочетания соли и хлеба. Преподнося хлеб, желают богатство и благополучие, а соль - защиту от влияний враждебных сил.

Обычаи наших предков

Традицией стало встречать молодоженов в доме жениха после венчания с караваем и солью. Такой обычай возник в те времена, когда молодая жена приезжала в семью мужа на постоянное жительство. Дома были большие, и в них проживало не одно поколение - прадеды, деды, родители, молодые и их дети.

Встречая молодых у порога дома хлебом с солью, родители приветствовали рождение новоиспеченной семьи. Еще одно значение имел хлеб - символ тела , а соль, в свою очередь, должна была придавать остроту ощущений в семейной жизни .

Выпечка хлеба (каравая)

Караваи выпекались родственниками невесты, которые к ней хорошо относились. Невеста «оплакивала» свою молодую девичью жизнь на девичнике , а в это время аккуратно и нежно замешивалось тесто для хлеба. Чтобы муж не бил жену - тесто не взбивали, а чтобы жизнь была легкой, его делали пушистым и мягким. Доверяли выпекание свадебного каравая только близким людям, чаще матери. Мысли, с которыми она это делала, должны быть светлыми и чистыми.

Кто главный в семье

Традицией покормить на свадьбе жениха и невесту хлебом с солью стало уже значительно позже. Это было придумано ведущими свадьбы, скорее всего для смеха и развлечения. Но многие относятся к этому с большой серьезностью. Ни одна жена не хочет быть «битой». Но, не смотря на это, она с удовольствием отдавала право откусить больший кусок каравая мужу - предоставляя ему возможность стать главным в семье и нести ответственность за ее благополучие.

После того, как молодоженов встретили у порога дома, свекровь относила каравай в церковь, как пожертвование. Считалось, что Господь благословит на богатство, лад и покой в молодой семье.

Сохранение традиций: как проходит обряд

Современная молодежь старается как можно быстрее отделиться от своих родителей и жить самостоятельно. Поэтому встречают молодоженов родители с обеих сторон уже непосредственно перед началом свадебного застолья в ресторане. Потерялся и обычай выпекания каравая матерью невесты. Намного проще заказать специальный хлеб у кондитера или пекаря за день до предстоящего торжества.

Для встречи молодых с хлебом - солью необходимо приготовить рушник. Раньше невеста сама должна была расшить специальным орнаментом рушник. Сейчас склоняются к покупке кухонного полотенца с вышивкой, на которое кладется каравай. Для соли нужно приготовить открытую солонку, наполнить ее и поместить в специальное углубление на вершине каравая.

Встречая молодоженов, мать жениха должна держать на рушнике каравай с солью, а отец - икону, благословляя, таким образом, детей на счастливую семейную жизнь.

«Горько, горько» - кричат молодым еще в ЗАГСе, а уже потом, на пороге ресторана, который заменил дом жениха, родители жениха встречают молодую семью хлебом и солью. Что это значит, откуда взялось и зачем мы, такие современные, продолжаем это делать?

«Горький» обряд многовековой и с годами сильно изменился. Если раньше невеста, обходя гостей, предлагала им выпить за здоровье нового брака (не самих молодых, а именно новой семьи!), то сейчас гости наливают сами, пьют сами и хмельными голосами требуют поцелуев от молодоженов. Символизм прост: все горести и тяготы предстоящей семейной жизни (а наши предки знали и понимали, что семья это не поваляться на диване под телевизором) невеста и жених делили со своими гостями – людьми, на глазах которых создавалась семья. Ведь семья признавалась семьей только после отгулянной на глазах всего честного народа свадьбе, если даже было так называемое «тайное» венчание, его требовалось засвидетельствовать в течение трех-четырех месяцев перед всеми людьми свадебным пиром– иначе брак считался аннулированным или, еще хуже, не состоявшимся. А молодая девушка, соответственно, обесчещенной. Но вернемся к водке. Горька вода – именно такое понятие несла водка для наших предков и, созданная для медицинский целей арабами, применилась на нашей земле уже как лекарство и от душевных недугов. Предлагая водку гостям невеста на глубоком символическом уровне просила поддержки у общины, у соседей, у друзей и несла свои предстоящие горести заранее разделить с ними. Гость, принявший водку, выпивал и подтверждал «горько» - обозначая что выпил именно водку, что она горька и что он взял на себя часть обязательств по сохранению новой семьи и помощи ей. Интересно «присоседился» этот обычай и к хлебосольной встрече молодых: сейчас на каравай ставят молодым рюмку водки, которую они должны выпить, а затем разбить через плечо. Символиз этого «новородка» также прост: на входе в семейную жизнь молодые принимают часть символичных горестей и разбивают тару, в которых они хранились, о то место, где стоит черт (обычно просят молодых разбить за левое плечо). Выпиваем, понимаем что горько, но понимаем и что глупые ссоры – и выбрасываем «тару» глупых размолвок к черту. Другая версия: соединение традиции бить тарелки на свадьбу и иную посуду. Бились тарелки для того, что бы больше они никогда не бились (битая тарелка символ и раздора и ухода благосостояния). Соответственно, разбита рюмка может символизировать и попытку разбить все горести прямо здесь и сейчас.

Хлеб да соль. Встречая молодую, свежеиспеченную семью, на пороге с хлебом и солью, родители жениха приветствуют рождение новой семьи. Хлеб – это символ тела. Семья, как нам известно на подкорковом уже уровне – ячейка общества. Новое тело. Семья отныне неразлучна и для общины выглядит как новое целостное тело. Соль – придает радость и, в определенном смысле, остроту ощущениям в семейной жизни. Каравай выпекался женской стороной общины, хорошо настроенной к невесте. Тесто замешивалось в то время, как невеста оплакивалась свою молодую жизнь на девичнике, и обязательно с любовью к невесте – замешивалось аккуратно и нежно, не «билось» как тесто для обычных караваев – делалось это для того, что бы муж не бил жену. Делалось мягким и пушистым – что бы семейная жизнь проходила легко, да и брачное ложе было «пушистым». Традиция «покормить» друг друга посоленными кусочками хлеба из большего введена от безделья теми, кто ведем свадьбы. Для смеха. Тем не менее, в обряде этом нет ничего смешного и отнестись к нему следует с уважением. Особенно невесте, если она не хочет в браке быть «битой». Доверять выпекание свадебного каравая незнакомой тетке по объявлению – странная затея. С какими мыслями она пекла этот каравай? Что она там себе думала о невесте? Неизвестно. В таком случае уж пусть лучше родная мама испечет шарлотку J Тем не менее, каравай кусали, мерялись, кто в доме будет главный. Жена в этом случае не хватала с феминистическим настроем кусок как у мужа – спокойно отдавая ему право быть главным и нести, внимание, девушки! – ответственность за семью и за, дважды внимание, девушки! – духовное состояние жены. Откусили больше – не жалуйтесь, что муж вас обижает J В последствии хлеб относился матерью жениха в церковь, где клался как пожертвование. В таком случае, считали наши предки, Господь дополнительно благословит семью на лад и покой. Да и богатство.

Чтите традиции наших предков – все они медитативны и рассчитаны на помощь вам, молодой семье, а не на то, что бы весело провести время в ожидании возможности надраться в сани.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.