Парень цыган девушка русская. Роль мужчины в традиционном цыганском обществе

Мы продолжаем знакомить читателей с бытом, традициями и обычаями разных народов Крыма. Сегодня речь пойдет о цыганах. Об этом свободолюбивом народе сложилось множество стереотипов. Дескать, кочуют цыгане по городам и весям, гадают, танцуют да подворовывают… Чтобы отделить правду от вымысла и узнать, как живут ромы в Крыму, «Газета» встретилась с цыганским бароном, а по совместительству руководителем общественной организации «Ромский культурно-просветительный союз» Германом Филипповым.

- Герман Петрович, кто такой цыганский барон? В чём заключаются ваши обязанности?

Барон - это руководитель группы людей или племени (как это было раньше). Этот титул достался мне от отца, ему - от его отца. Барон - это вроде верховного судьи. Я могу наказывать нарушителей по нашим законам. Есть законы российские, а есть и наши внутренние - законы предков, законы ромов. Самое страшное наказание - это изгнание человека из цыганского общества. Но есть и другие. Например, раньше было так: провинился человек, что-то украл - кнутом его били. Да и сейчас это практикуется, просто очень редко. Уже перестали воровать, грабить, заниматься плохими делами. А раньше я помню, как мой дед брал кнут и при обществе бил им человека до потери сознания, и тот больше никогда в жизни этим не занимался.

Слово барона все должны беспрекословно выполнять. Если кто ослушается, то уже другие цыгане будут смотреть на него косо и общение с ним прекратят, вплоть до того, что выгоним его из нашей общины. Ну а если я вынесу приговор изгнать человека, то это распространится по всему миру - не только по России, но и по Америке, Франции, Италии, Югославии… Это очень жестокое наказание. Цыган лучше согласится в тюрьме 10 лет отсидеть, чем на этот приговор.

- А правда, что есть «нецыганские» профессии, которые для ромов под запретом?

Нет, такого нет. Просто есть профессии, которые исторически большинству людей ромской национальности знакомы. Это кузнечное дело, допустим. Кузнецами они, можно сказать, родились - ковали коней, подковы делали, мечи… А современные люди занимаются чем угодно: кто-то металлоломом, кто-то оборудованием, есть и журналисты, и доктора наук, и писатели… Даже президент был один. Николя Саркози. Он чистокровный цыган, хотя уже давно в изгнании. Потому-то он и мстил цыганам вплоть до их депортации из Франции. Много было известных цыган, взять хотя бы актёра Чарли Чаплина.

- А есть ли какая-то особая традиция, объединяющая всех цыган?

Если приедет цыган, с которым я не знаком, скажем, из Румынии или из Москвы и он будет беден - у него не будет ни денег, ни еды, ни крыши над головой - мы обязаны ему помочь. И морально, и материально - и деньгами, и продуктами, и жильём.

- И часто такие «гости» приезжают?

В последнее время часто. Как началась война на Украине - беженцы из Донецкой области поехали. Мы им помогаем по мере возможности - собираем деньги, продукты, одежду. Наша общественная организация занимается этим уже более года. И на квартиры им собираем деньги, кто-то своё жильё им предоставляет, если уезжает куда. Мы всем помогаем - не только цыганам, но и русским. Для нас нет особой разницы в национальности. Если человеку плохо, если он беден и обратился за помощью - мы просто обязаны ему помочь.

- Все наслышаны о «цыганской магии» - это просто способ заработка или некий особый дар?

Это ни в коем случае не способ заработка. Это действительно есть в генах. Но некоторые недобропорядочные люди используют свою магию для наживы. Этого делать нельзя, через какое-то время такой человек потеряет свой дар. Верьте только тем людям, которые могут вам предсказать будущее или помочь без денег, которые не назовут цены. Если вы уже сами решите отблагодарить, то, конечно, можете принести продукты или дать два-три рубля. А если вам называют конкретную стоимость - не верьте, это шарлатаны, мошенники и аферисты.

Я вам больше скажу, есть и гипноз цыганский. Люди, которые обладают магией, владеют и гипнозом. Порой гипнозом владеет человек нехорошей души. Среди нашей нации таких много. Встретит она вас на улице, посмотрит в глаза и скажет: «Сними цепочку, сними кольцо!» И вы это сделаете. Это мошенница. Если мы таких видим, сразу же изгоняем. Если не слушаются - обращаемся в милицию. Мы в Крыму живём уже 52 года, нас знают с хорошей стороны, как добропорядочную семью. Знали моего отца, моего деда. Противозаконного мы ничего не делаем, живём своей жизнью, занимаемся немножко бизнесом… Но воровать - такого у нас нет.

- Я слышала, что цыгане к кражам относятся лояльно и даже считают, что им сам бог позволил воровать…

Это просто красивая легенда. Говорят, что когда казнили Иисуса Христа, то пятый гвоздь цыганка украла и спрятала в волосах. Поэтому Иисусу его не забили, а бог в награду за это разрешил цыганам воровать. Я в это не верю и воровство осуждаю. Но ведь в каждой нации - не только у цыган - есть воры и жулики.

- А как распределяются обязанности в цыганской семье?

Женщина должна быть хранительницей очага, а мужчина - зарабатывать. Конечно, и женщина не должна оставаться в стороне, если она молодая. Вы наверняка видели, что на Центральном рынке стоят цыганские девочки, продают обувь, одежду… Это их бизнес, так они зарабатывают. Кто-то продавщицей работает, кто-то парикмахером, кто-то яблоки собирает.

Женщина, конечно, должна слушать мужчину. Она не может без разрешения мужа уйти куда-то, даже к подруге. Даже если муж изменит, а женщина об этом узнает, она должна молчать и не перечить. То есть мужчинам можно всё, а женщинам ничего.

- Вашим женщинам это не кажется несправедливым?

Они считают, что это очень справедливо, и осуждают тех, кто вытворяет что им вздумается. Наши женщины рассуждают так: у меня есть муж, у меня есть семья. Так почему на меня кто-то должен смотреть? Почему я должна быть в таком месте или в таком обществе, где на меня будет кто-то смотреть? Нашим женщинам от одних таких мыслей становится не по себе. Они очень верные и нам не изменяют. А мы изменяем.

- И вы так спокойно об этом говорите?

Да, а что тут такого? Я и прессе, и кому угодно могу это сказать, даже своей жене. У нас это нормально, даже двух жён можно иметь. Но это только с моего разрешения. Я таких случаев мало знаю. Может, одному или двоим разрешил. Но только тем, кто способен обеспечить семью, дать знания детям… Не всякий на это пойдёт. В наше время и одну жену тяжело прокормить, не то что двоих.

- А сколько детей в обычной цыганской семье?

По-разному, бывает и по одно-му-два, но чаще по пять-семь-восемь… Даже по двенадцать есть. Но детей мало наплодить. Надо дать им знания, культуру, образование, урок жизни… Есть семьи, которые с этим не справляются. Мы с этим боремся. Наша общественная организация (и я сам) ездит по Крыму. Порой заходим к семье, в которой много детей, а они все неграмотные сидят - ни читать, ни писать не умеют. Иногда нет денег на то, чтобы ребёнка в школу собрать, иногда их одноклассники обижают. Если денег нет - одеваем этих детей, покупаем им тетрадки, учебники. С директорами школ общаемся, чтобы класс такой дали, где не будут обзывать и обижать… Бывает, что родители сами не хотят детей в школу отправлять. Жили раньше своей кочевой жизнью - вот и привыкли, что в мире можно и неграмотному прожить. Мол, вырастет ребёнок - пойдёт картошку продавать, и ничего ему не надо знать, кроме этой картошки да денег… Но ведь это чушь! Приходится объяснять людям, что сейчас время другое, что нужно давать детям образование.

■ На территории Крыма проживает около 17 тысяч цыган.

■ В XVIII-XIX вв. из чешской области Богемия во Францию переселилось множество цыган. Французы стали называть их богемцами. Поскольку творческая часть высшего общества Франции вела такой же шумный, эксцентричный и разгульный образ жизни, как цыгане, её окрестили богемой.

■ Есть мнение, что именно цыгане придумали танец живота и распространили его в арабских странах. Учёные до сих пор не могут ни подтвердить, ни опровергнуть эту теорию.

■ Необъяснимый, но очень интересный факт: цыгане никогда не болеют проказой. Причину этого загадочного феномена современная медицина пока не установила.

Фото: oldro.me; личного архива Германа Филиппова

2. Своим национальным безалкогольным напитком цыгане считают чай. В чёрный чай добавляются различные травы и ягоды

3. Из алкогольных напитков цыгане больше предпочитают крепкие. Для мужчин предпочтительнее водка, для женщин – коньяк. Виноградные вина, как правило, не употребляются. Почётным считается много пить, но при этом не пьянеть

4. Молодым ромалам обычно запрещается употреблять алкогольные напитки при представителях старших возрастов или же предписывается спрашивать их разрешения

5. Культ возраста у цыган выражается уважением не просто к пожилым людям, а уважением к тому, кто старше, вообще. Мнение старших по возрасту воспринимается как авторитетное. Страшным преступлением считается поднять руку на старого человека, даже если он физически крепок

6. У многих цыган отношение к молодой женщине непочтительное до тех пор, пока она не родит ребенка. Зато статус матери окружён почётом

7. Традиционно цыгане много курят. Первая причина - мистическая. По древним поверьям, огонь и дым отпугивают бесов и неупокоенных мертвецов. Чтобы они точно не добрались до человека, курить надо непрерывно. Вторая причина - эстетическая. Считается, что от курева голос становится правильным для пения

8. Самый популярный вид цыганских сказок - страшилки. Обычными персонажами таких страшилок являются ожившие мертвецы и упыри, что, похоже, является отзвуком фольклора индийских предков, а также мелкие духи вроде леших и домовых

9. У некоторых цыган считается, что человеку на том свете нужно все тоже самое, что и в обычной жизни. Если умирает человек, то, в зависимости от его пола, родственникам или друзьям передают через гроб 3 предмета: икону (умер мужчина - мужскую, женщина - женскую), постель и ковёр, символизирующий дорогу

10. Из украшений, у цыган популярны сделанные из золота перстни. У восточноевропейских представителей этой народности в большой моде наборы из восьми перстней примерно одной толщины, по перстню на каждый палец руки, кроме больших, обязательно различающихся узором

11. Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье

12. Со стороны женщины считается невежливым проходить перед мужчиной, если можно обойти его сзади, и стоять спиной к мужчине, если он сидит

13. Короткие волосы у цыган – это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане избегают совсем коротких стрижек

14. У цыган есть «нежелательные» профессии, которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из своего общества. Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика

15. Цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому они так любят некоторые индийские фильмы

16. У цыган не принято говорить вслух о любви, нельзя прикоснуться к чужой женщине даже в танце

17. Чаще всего, это очень талантливые, веселые и доброжелательные люди, богатые на песенные традиции, которые оказали большое влияние на культуру России

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Большинство наших представлений о цыганской культуре - правда. Они действительно обожают яркие украшения и вычурность, а еще не скупятся на эмоции: если свадьба, так чтобы весь мир узнал, если ссора, так чтобы еще несколько будущих поколений друг с другом не разговаривали.

Современные общины, скажем, американских цыган выглядят несколько иначе, чем мы могли бы себе представить: женщины вовсе не обязательно одеты в длинные цветные юбки и платки. Однако есть то, чему неукоснительно следуют все члены общины.

Например, получить образование для цыганки большая редкость. Мы в сайт немало удивились этому и решили узнать и о других правилах поведения, которым должны следовать цыганские девушки.

Традиции замужества

Цыгане свято чтут свою культуру, и пришельца со стороны, претендующего на руку цыганки, называют Gorger - то есть тот, кто не принадлежит к их общине и не является цыганом. Девушки в основном находят свою любовь среди общины, за редким исключением. Желание сохранить собственную культуру настолько велико, что браки между двоюродными братьями и сестрами здесь не редкость.

Замуж девушка должна выйти девственницей. Что случится с цыганкой, не сохранившей свою невинность до свадьбы? Она считается грязной и осквернившей общину. Поступив так, она рискует остаться на мели: ни один мужчина-цыган не пойдет против правил общины, женившись на ней после того, как она отдалась другому.

Кстати, средний возраст замужества - 16–17 лет у девушек и 18–19 лет у парней, и этот брак, согласно традициям, должен сохраниться на всю жизнь. Цыганка, вышедшая замуж, может даже не помышлять о разводе. В цыганской общине повторные браки не приветствуются, и, чтобы не «осквернить» общину, женщина может вступить только в один брак на всю жизнь.

Крайне редко женщины все же расстаются с мужьями. И, как правило, они уже не вступают в новые отношения. В глазах общины это бросает тень не только на нее, но и на ее дочерей.

Подчинение родителям

Девочка, растущая в цыганской общине, с раннего возраста окружена правилами, которые диктуют родители. Конечно, такая система присутствует и в большинстве других культур, но в цыганской культуре родители (и в особенности отец) имеют огромный авторитет, и дочь обязана делать то, что ей скажут. Когда она становится старше, ей разрешается выходить из дома только в сопровождении членов семьи (и это не обязательно родители - сопровождать цыганку могут сестры, братья, тети и дяди).

По этой же причине родители часто выбирают мужа для своей дочери, не полагаясь на ее мнение. Браки по договоренности среди цыган не редкость. А после того как родители выдадут цыганку замуж, она будет обязана почитать и слушаться мужа точно так же, как и родителей.

У мальчиков в этом плане свободы намного больше - они могут выходить из дома в одиночку, самостоятельно выбирать невесту и т. д.

Нельзя звонить в полицию

Как правило, цыгане выясняют свои дела громко и шумно, зачастую бросаясь в драку с представителями враждебной семьи. И это тоже часть их традиций. Однако все проблемы решаются внутри семей, без привлечения закона. Подать в суд или вызвать наряд полиции не в их правилах: цыгане скорее придут толпой в дом соперников или устроят разборки на свадьбе. В худшем случае семья отречется от того, кто вызовет полицию на разборки. Любой человек в цыганской общине обязан знать, что поступать так - против правил. Мужчины это принимают, но некоторые девушки все еще пытаются призвать разбушевавшуюся родню к порядку с помощью закона.

Придется смириться с насилием

Статистика домашнего насилия в цыганских общинах невероятно высока. Исследование в Англии показало, что 61 % замужних цыганок в Англии подвергаются насилию со стороны супруга. Женщины вынуждены мириться с этим. Участница шоу Gypsy Sisters Мелли рассказывает, что однажды бывший муж запер ее в трейлере, а когда она сумела выбраться, несколько раз ударил ее. Семья девушки убедила ее принять мужчину обратно. Девушка объясняет, почему так: «Это цыганская традиция, и ее нужно чтить».

Поддерживать чистоту в доме

Если в большинстве стран женщина может позволить себе не быть домохозяйкой и иногда лениться делать уборку, то для цыганки такое непростительно. Гигиена в культуре цыган занимает важное место, и за поддержание чистоты в доме отвечает именно женщина. Она должна соблюдать несколько правил, в частности ни с кем не делиться своей посудой или столовыми приборами, в том числе и с супругом. Все предметы посуды промываются несколько раз: под проточной водой, в отдельной чаше с кипятком и снова под проточной водой.

Стирать мужскую и женскую одежду полагается отдельно. Верхняя часть тела считается чистой, в то время как нижняя - грязной, так что одежда «до пояса» и «ниже пояса» стирается отдельно друг от друга. Ну и само собой, нижнее белье тоже подлежит персональной стирке.

Беременность - особый период

Беременная женщина не должна вступать с кем-либо в физические контакты. В это время она даже не спит в одной кровати с супругом. Принимать водные процедуры полагается только в освященной воде. Кроме того, цыганская женщина, носящая ребенка, освобождается от выполнения домашних обязанностей: в этот период готовит пищу и содержит дом в чистоте ее муж.

Американские цыгане, впрочем, иногда пренебрегают этим правилом - их женщины более независимы.

Носить яркую и провокационную одежду

Несмотря на то что поведение цыганки должно быть целомудренным, ее наряд должен прямо-таки кричать об обратном. Таким образом, она может привлечь внимание будущего мужа, не прилагая к этому никаких усилий (потому что знакомиться с парнями первой цыганская девушка не может). Наиболее яркий пример такого поведения - это американские цыгане, которые каждый день наряжаются как на праздник. А уж если намечается свадьба или день рождения, в ход идут самые эффектные украшения и самые роскошные платья.

Нельзя подниматься на 2-й этаж

Фотограф Евгений Доманский запечатлел, как мужская и женская части табора цыган-котляров заходят в автобус через разные двери, чтобы не соприкасаться.

В цыганской культуре все еще широко распространено понятие «скверны», с которой напрямую связано то, что нижняя часть тела считается грязной. Это не относится к девочкам и девственным девушкам, а вот половозрелая замужняя женщина считается «нечистой» ниже пояса, и прикоснуться к ее юбке или обуви означает «оскверниться». Из-за этого, если семья живет в 2-этажном доме, женщине запрещалось подниматься на 2-й этаж - туда допускались только дети и юные девушки. Но в некоторых домах цыган на 1-м этаже имеется гараж, поэтому женщина автоматически оказывалась на 2-м. Про людей, живущих в таких домах, другие цыгане говорят, что они «опоганились». По этой же причине, из-за «скверны», во время застолья женщины сидят отдельно от мужчин.

Гости к мужчинам и женщинам тоже приходят отдельно

У цыган-котляров принято, что замужняя женщина может носить только юбку. Кирилл Кожанов рассказывает , что незамужние девушки-котлярки нередко носят джинсы, а после брака могут надеть юбку прямо поверх них.

Определенно, некоторые особенности цыганской жизни устарели. Мало того, они еще и довольно жестоки по отношению к девушке. А что вы знаете о каких-нибудь еще подобных традициях в других странах?

Цыгане и белорусы держатся обособленно друг от друга. В основном потому, что за века и у них, и у нас уже сложилось традиционное мнение друг о друге. Стереотипы эти, как всегда, не только меряют всех под одну гребенку и не меняются со временем, но и трудно искореняемы в принципе. Впрочем, есть один способ – просто узнать цыганские национальные обычаи и попытаться понять их. Именно поэтому в собеседники мы выбрали Олега Козловского, главу общественного объединения «Белорусская цыганская диаспора».

- Олег, почему же, на Ваш взгляд, происходит взаимное дистанцирование цыган и белорусов друг от друга?
- Это явление присутствует не одно десятилетие, а, может быть, и столетие. Давно существуют стереотипы про цыган. Они ассоциируются с каким-то криминалом, недоверием, если кто-то из чиновников узнает, что в бизнесе участвует цыган, то начинает подозревать, что там что-то нечисто. Даже если есть какое-то хорошее начинание, часто бывает, что чиновники не хотят за это браться, потому что боятся лишних кривотолков.
Раньше очень много говорили и том, что цыгане крадут детей. Есть даже семьи, в которых детей пугают цыганами, мол, придут, тебя заберут. Все происходит из-за негативного видения нашей жизни, наших особенностей. Одни побороть это мы никогда не сможем, нужна помощь государства везде, где живут цыгане. Первым делом нужно поднять образование нашего населения. Чтобы они могли войти в общество нормальными людьми, которые бы трудились на благо родины. Проблема и в том, что многие цыгане пошли по криминальной стезе. И делают они это не потому, что хотят именно этим заниматься, а потому что им больше негде достать средства к существованию. Ну правда же, что их не хотят брать на работу. Любого другого возьмут быстрее.

- Но ведь и у цыган есть деление на своих и чужих?
- Да, и это правда. Есть «рома» - наша нация, и «гаджи» - все остальные. Еще есть «корохайя» или «калэ», как мы еще говорим, - это азиатские люди, темные. От «гаджи» мы всегда жили отдельно. Мы живем в таком закрытом состоянии. Наши обычаи, наши проблемы мы никогда не выносим на общее обсуждение, мы все решаем в своей семье. У нас существуют свои цыганские суды. Суд чести, так называемый. Если ты согрешил или где-то соврал, то мы заставляем человека поклясться в правдивости своих слов. И клятва дается только одному человеку. Она окончательна. Ты можешь поклясться перед нецыганом, и это ничего не будет стоить, как говорится, три копейки не будет стоить.

- Продолжая тему судов. Кто имеет право судить?
- Суд состоит из старейшин. Исходя из сегодняшней жизни, это необязательно люди пожилого возраста, могут быть цыгане, зарекомендовавшие себя с хорошей стороны, как надежные и правдивые люди.

- А в белорусской диаспоре сколько таких Вы можете назвать?
- Их немало. У нас в каждом городе есть свои суды. То есть в каждом городе три-четыре-пять человек состоит в суде.

- И за какие преступления судят?
- Преступлений очень много. Допустим, если молодой человек без причины оставляет девушку, на которой женился, это уже наказуемо. Ты должен объяснить, почему ты это сделал. Кроме этого, бывают коммерческие споры. Есть у нас такое понятие, как «магирдо» - это человек, исключенный из общества. Если он обманул, ему поверили, потом еще раз обманул… Он не имеет права ни за столом находиться, ни взять рюмку или вилку. Наказание это хуже смерти.

- Что насчет других национальных обычаев? Насколько произошла ассимиляция?
- Прежде всего, мы уже не ходим в национальных одеждах. Во-вторых, мы забыли многие слова из цыганского словаря. И в нашей речи уже присутствует русский язык. Ведь у нас нет школ или даже отдельных классов по изучению нашей истории, культуры, танца. На это, с одной стороны, нет денег, с другой - нет преподавательских кадров. Хотя всех детей в семьях учат двум языкам – русскому и цыганскому.

- А в плане обрядовой стороны праздников?
- Цыганские обряды не многим отличаются от белорусских или русских. Единственное условие - девушка должна быть чистой. Это номер один, и простыня показывается всем.

- Это сохранилось до сих пор или это просто формальность?
- Это сохранилось до сих пор и обязательно на каждой свадьбе. В остальном свадьба такая же, к какой привыкли белорусы. Только песни и танцы цыганские. Все без исключения цыгане поют, особенно, когда выпьют. И еще у нас мужчины сидят отдельно, а женщины отдельно.

- А почему?
- Мужчина есть мужчина, а женщина - это женщина. О чем ты можешь разговаривать за столом с женщинами? Ты с мужчинами должен общаться. Дома для жены есть время.

- Насколько я знаю, брак цыгана и нецыганки не приветствуется…
- Да, это так. Растворение крови. Если такое происходит, она должна принять цыганские законы целиком и полностью и жить по цыганским обычаям. Женщины у нас не ходят в брюках. Женщина не говорит, когда говорит мужчина. Когда к цыгану в гости приезжают цыгане, женщина только подает угощение, она не имеет право сидеть за столом. Мужу она подчиняется душой и телом.

- А измена?
- О, карается. Женщина отлучается от общества, если она изменила. Чаще всего она уезжает в другой город, где ее не знают.

- А как с женским образованием?
- На нижайшем уровне. Если ребята сейчас начинают поступать в учебные заведения, то девочек совсем мало. Отношение примерно один к девяти.

И вот ваша организация выступает за повышение уровня образования цыган с одной стороны, а с другой вы обязаны подчиняться национальным законам, по которым женщина не может противоречить мужу…
- Да, есть такой парадокс. Вот нам такая европейская организация Центр по защите прав цыган говорит: вы не имеете права женить детей в пятнадцать-шестнадцать лет, это противоречит демократии. А как же мы не имеем права, если это входит в наши законы? Что может решить девушка в шестнадцать-семнадцать лет? За кого ей выйти замуж, решают ее родители, и в 90 процентах без ее согласия.

- А зачем девушку так рано отдавать замуж?
- Чем раньше это произойдет, тем лучше, тем быстрее она привыкнет. А когда ей 20-25, у нее уже сформированы какие-то увлечения, которые могут завести не в ту сторону, мы от этого оберегаемся. Бывает, что молодые, которые полюбили друг друга, убегают. Потом возвращаются, но что ж уже сделать - приходится их женить. Но это не приветствуется.

- А детям, может, по каким-то правилам даются имена?
- Нет, имена нам даются православные. Правда, лет 30-40 назад была мода называть детей как в индийских фильмах - Артуры, Раджи. На самом деле я немного знаю цыганских имен - пять-шесть. Мерикла от слова «бусы», Патрина от слова «картина», мужские Забаро, Лачо, Гожо. Мы их сейчас редко применяем, потому что нет их в церковном словаре, чтобы крестить ребенка.

- Чаще всего цыганский народ ассоциируется с гаданием…
- Гадание - исконно народное цыганское занятие, несмотря на то, что по христианским законам узнавать будущее - это грех. Секреты гадания передаются из поколения в поколение по женской линии. Это у них в крови. И ведь в большинстве своем цыганки угадывают многое. А насчет гадалок на улице… Белорусских женщин чаще всего подводит собственное любопытство и желание кого-нибудь приворожить.

- Цыгане и медведи – тоже уже вроде как неразделимые понятия…
- Что касается отношения к животным, то цыганам Богом дано понимать их. Они всегда говорили на языке животных. Медведей сейчас, наверное, ни у кого нет. Хотя вот когда я был маленький, лет восемь, брат купил медвежонка. Как я его любил! Хотя и сторожить его приходилось, чтобы не убежал. А когда из соски молоко пил, так смешно урчал. Потом мы его кому-то отдали.

- А какие черты характера Вы можете назвать национальными?
- Номер один - цыган в доме хозяин. Из этого следует наша устойчивая семейная жизнь, и меньше от этого разводов. А в целом, можно сказать, что цыгане - горячий народ.

Окутанные легендами и домыслами, цыгане зачастую кажутся нам какими-то сказочными существами. К цыганкам ходят гадать, но пугают ими детей, пляшут «цыганочку» и любят цыганскую музыку, но стараются держаться подальше, встретив на улице.

Накануне Международного дня цыган, который отмечается 8 апреля, мы смогли уговорить цыганку Ольгу Иванову, которая живет в Чапаевске, рассказать нам про традиции своего народа.

Чтобы добраться до Владимирского поселка, нужно проехать на электричке мимо вокзала и выйти на следующей станции 1053 километр. Если повезло оказаться в первых вагонах, то получится выйти на бетонный перрон, а вот остальным приходится спрыгивать прямо на насыпь из щебня и идти по раскисшей весенней грязи.


Сам поселок появился еще в начале прошлого века, здесь жили рабочие заводов по производству пороха и химического оружия. Теперь дома заняты преимущественно цыганами и выходцами из бывших союзных республик, сбежавшими в Чапаевск в поисках лучшей жизни.

Передвигаться по поселку из-за весенней распутицы лучше на болотоходе, но в маленьком домике Ольги очень чисто и уютно и совсем не похоже на быт цыган, с которыми мы встречались в таборе возле села Яицкое. И различий очень много — начиная с диалекта, заканчивая основополагающими традициями.

- Мы — русские цыгане, — рассказывает Ольга. — Никакие не «русские рома», кто это придумал? Мы так и называем себя — «русские цыгане». У нас народов много, мы даже между собой не можем общаться на своем языке, мы разговариваем по-русски.

- У нас, например, как у русских хоронят. Только стол не убирается, день и ночь люди идут. На третий день хоронят, ну или на четвертый-пятый, если кого из родственников ждут. А вот у нас зять умер из и удивление взяло, что на ковре лежит гроб, а не на лавках. А у нас — так же, как у русских. Только чуть-чуть побогаче! И земля у нас не падает на человека. У вас же вот сколько выкопают земли, столько и засыплют, а у нас навес. Гроб как под столом оказывается, понимаете, нет?


В каждой комнате у Ольги есть уголок с иконами. Русские цыгане в основном исповедуют православие — по крайней мере, как они его понимают. Собственные традиции и христианство сплелись в такой клубок, что родились собственные легенды.

- Мы же православные, я верю в Бога. Хотя много горя я пережила — брат утонул, дочка разбилась, но все равно в Бога верю. Мы и Рождество справляем. Приходим друг к другу, посидим. По старшинству ходим — сначала к старшим идем, а потом к младшим.

Рождество, Пасха, Родительскую — все отмечаем. А своих праздников у нас нет, только православные. Русские праздники мы больно не признаем, Новый год не отмечаем.

Да, есть такой разговор, что, когда Иисуса распинали, цыган спрятал пятый гвоздь, который для сердца. Поэтому Бог благоволит к цыганам. Он сказал, что и воруют они, и гадают, и продают — и это входит в их обязанности! Но это все раньше было. Раньше же бедно жили, женщина все тащила на себе. Она и по дому, и к скотине и… весь кусок этот доставала. А сейчас и мужики работают!

Я скажу даже за своих братьев. Вот в Ульяновской области, где они жили, Петро, Платон, который утонул — там их вообще лелеяли в этой Смальковке. Даже отпускать их оттуда не хотели, они из-за меня сюда переехали.

Вот раньше чем женщина работала? Просили. Гадали. И воровали, что уж сказать. Вот даже так было. Даже такие ученые, институты кончали — подходят (погадать) к цыганке. Потом цыганка что-то берет — и она (ученая) кричит. Да ты ученая, а цыганка — никто!

Вот даже я — думаете, у меня карт нет? Есть у меня карты. Вот одна потеряла все документы, и я ей сказала — через казенный дом всё будет. И правильно, через ГАИ ей все документы нашли. Вот что я за вас скажу. Вы простой человек и доверяете людям, сколько раз обмануты были.

Я пытаюсь вернуть разговор на традиции и взаимоотношения между цыганами и другими народами. Но Ольга говорит об обидах неохотно. Главная ценность цыган — это семья, и все воспринимается через личные и соседские взаимоотношения.

- Не хочу обидеть, но русский народ… он с тобой поест, попьет, а идет по улице — и не скажет «здравствуй». У меня сосед, мы с ним каждый год воду делаем, идет с женой по улице — ну что ты, боишься «здравствуй» сказать?

Это такая часть народа, которая потеряла свои традиции. Вот тут мы дружим, а вышли в город, встретили цыганку — и прошли мимо.

Или вот идут навстречу с ребенком, мальчишке лет 6 от силы. И одета я не то чтобы по-цыгански совсем, ну юбка длинная, все такое. И он говорит: «Ой, бабушка, смотри, цыганка идет! Пойду к ней погадаюсь!» Это же так настраивают. А раньше детишки собирали камни и кидались.

Один цыган украл — на остальных думают, что все такие. Вы спрашиваете, что просить — это традиция. Да как нужда заставит. Никто из нас, семерых, никто, кроме меня и сестры, не знал, как милиция открывается. Никогда ни за что не привлекались, работали и работают.

Я за свою маму расскажу. Она женщина была очень простая, ни гадать не умела, ни воровать. Отец у нас лошадей воровал, а она не могла так. Мы стояли у церкви. Она только циферки знала и буковки. Но всех нас семерых все же научила. Мы же по два, по три класса кончили. Но ни один родитель не пошлет своего ребенка воровать.

Женская тема у нас становится главной в разговоре, и я спрашиваю о браке.

— Ну что сказать, у всех по-разному. В Стромилове в 13-14 лет выдают замуж. У меня одна дочь вышла на 21-м году, другая — на 18-м году, Рада — на 17-ом году. Я выходила на 16-ом году, меня родители отдали в 1976 году. Отдали и так мы жили, пока не умер. Родители понимали, где их ребенок может лучше жить, отдали в более богатую семью. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был устроен.

Стромиловские (цыгане из Яицкого), они один раз замуж выходят и всё. Но там родители еще калым берут. А у нас, если есть возможность, сделай девичник. Жених делает или совместно как-то. Нас они считают за русских.

Чтобы выйти замуж не за цыгана, нужно переступить свой закон, хотя женятся и уходят. И живут иначе, конечно. Но вот даже то, что мы с вами сидим и общаемся — из-за этого могут быть уже разговоры. Знаете, охота уже перешагнуть через это всё. Выступить в защиту своего народа и сказать: ну сделайте хоть что-то для наших детей.

Ольга с одной стороны признает, что перемены в укладе необходимы, и без «выхода во внешний мир» цыгане будут всё глубже увязать в своих проблемах. Но когда речь идет о молодежи, не желающей жить по-старому, начинает хмуриться.

- В штанах стали девки ходить, это раз. Вот этот телефон — «алё, алё» по всем ночам, ноутбук. Маленькие быстро перенимают. Что русские делают, то и наши. От традиций отходят. Могут просто взять и не прийти. Вот скажу даже за внучонка. До армии с цыганкой общался, а пришел — татарку взял. Устроился на работу инкассатором, живет там. Может, и расписался уже, я не знаю, они далеко живут.

— Это хорошо или плохо?

— Конечно плохо! Он отбился от своего народа.


Решение проблемы Ольга, как и многие другие цыгане, видит во внешнем воздействии. Ей кажется, что государство должно заставить цыган учиться и работать — тогда все наладится.

— Главное — это школа. Раньше хоть приходили, милицией пугали: «Иди в школу!» А сейчас нет этого. В городе одна школа принимает, восьмая. Она принимает все народы без различия. Очень хорошие учителя, удивительные. Вот иди в тринадцатую — не возьмут цыгана. Простому человеку в такую сложно попасть. Хотя по ЕГЭ наша школа хорошие результаты показывает.

Цыганских детей много ходит в школу, но они как учатся — день ходит, два — больной, на третий — выходной. А если бы они немножко действовали на родителей… Вот не придет завтра твой ребенок — я позвоню в милицию, и всё. Я понимаю, по семейным обстоятельствам все может быть. После меня пять человек было, я бы выучилась. Но «Оля, чего в школу не пошла? — Мама пошла в деревню просить, не с кем детишек оставить».

С одной стороны, это звучит по-детски наивно. Но цыгане мерят по себе. Неожиданно входная дверь открывается, и на пороге показывается русский парень, робко переминаясь с ноги на ногу. Ольга собирает миску котлет и передает ему.

- Заходи, Андрюш. А чего бокал не принес? У тебя там хлеб есть?

Андрей кивает, забирает миску и уходит, плотно затворив за собой дверь.

— Вот, русский пацан. Освободился в октябре. Диплом есть, паспорт, а прописки нет. Все, живет всю зиму в домике рядом. Ну а что, помогает по дому, на работу иногда провожает, снег уберет. Ну а что, бедно живет, страдает. У нас раздела нет, что сами едим, то и ему. У него дом был, а когда сидел, дом снесли. И теперь надо что-то делать. А ведь и не пьет пацан .

Ольга не называет такую помощь чисто цыганской традицией, но цыгане стараются поддерживать не только друг друга, но и соседей, и своих знакомых. Общинные традиции с одной стороны держат их в изоляции, но с другой — помогают выжить.


Поднимаем тему иерархии в цыганском обществе, и Ольга смеется:

— Я вам честно скажу, хоть на расстрел меня отведите, я так скажу — никогда не было у цыган барона! Был умный человек, у которого была бумажка (удостоверение личности). Вот к примеру, милиционер остановил (табор) и женщин спрашивает:

- Где муж?
— Разошлась!

А детишек-то полно. Вот и порхали своей одеждой яркою, и от крика милиция уже уходила. А остальные в лес убегали. Оставался только один, который бумажечку имел и говорил с милицией.

- Ты табор ведешь?
- Да, я!

Но никто его не выбирает. Просто так получается, что люди сами идут к умному человеку. Кто грамоту знает, законы, может помочь справку какую-нибудь оформить. Но и полномочий у него не так много. Вот, например, я торгую, а он не может мне запретить. Ничего он мне не сделает.

Вот меня по телевизору показали однажды, и тут же пошли ко мне за помощью — «трудоустрой меня!» А что я могу сделать? У нас же никакой службы нет, никакой помощи.

Нужно прямо объявление написать: «Цыганский народ, кто желающие идти на работу! Ваш вопрос будет решен!»

Возможно, в таком наивном призыве Ольга права. Положение цыган само по себе не может измениться к лучшему, а проблемы одного народа порождают проблемы у остальных. Человеку с двумя или тремя классами образования практически невозможно социализироваться, он не знает своих прав, не понимает обязанностей. В Чапаевске, где найти работу сложно даже образованному человеку, малограмотные цыгане оказались в бедственном положении.

Цыгане нередко вспоминают указ об оседлости от 26 октября 1956 года — «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». И если раньше меры в отношении цыган считались жестокими, то теперь всё чаще сами цыгане говорят о том, что сейчас они бы согласились на такую помощь.

Партнёрский материал, подготовленный в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.