Классификация предметов по признакам задания для дошколят. Задания на классификацию. Игра «Как назвать предметы одним словом»

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Грузы в фургонах».

Игра предназначена для воспитателей детей дошкольного возраста и родителей. Игру можно использовать с детьми 2-7 лет для закрепления и обобщения полученных знаний.

Цель: учить детей классифицировать предметы по разным признакам.

№1 «Каждый фургон везет груз своего цвета».

Играть могут четыре ребенка 2-3 лет.

Задачи: закреплять умение различать и запоминать 4 основных цвета.

Для игры взять фургоны и грузы красного, желтого, зеленого, синего цвета.
Установка. Фургоны приехали на склад. В каждый фургон нужно загрузить предметы того же цвета, что и сам фургон.
С учетом возраста детей добавляем грузовики и предметы другого цвета.

№2«Фургоны везут предметы природного и рукотворного мира».

Могут играть 10 детей 3-4 лет.
Задачи: учить различать предметы природного и рукотворного мира.
Для игры на два фургона любого цвета закрепить карточку с изображением дерева (природный мир) и руки человека (рукотворный мир).
Установка. В фургон с деревом загрузить предметы, относящиеся к природному миру, а в фургон с руками человека загрузить предметы рукотворного мира.
Побеждает участник, загрузивший все предметы правильно и объяснивший свой выбор.

№3. «Фургоны везут предметы определенной группы».

Могут играть 10 детей 3 - 7 лет.
Задачи: учить детей объединять предметы по общему признаку, запоминать обобщающее слово.

Вариант №1
Установка: (в качестве примера).
Красный фургон везет одежду;

Синий – обувь;
Зеленый – цветы;
Жёлтый – овощи;
Розовый – фрукты; и т.д.
В этом случае закрепляем знание цветов радужного спектра и понимание обобщающего слова.
Побеждает ребенок, быстро загрузивший фургон и правильно подобравший предметы к обобщающему слову.

Вариант №2.
На каждый фургон прикрепляем карточку с изображением объекта перевозки (цветок, животное, насекомое и прочее).
Побеждает ребенок, быстро загрузивший фургон и правильно назвавший обобщающее слово.


№4. «Фургоны везут определенное количество грузов».

Могут играть 10 детей 4 - 7 лет.
Задачи: закреплять счет в пределах 5 и 10 и способствовать запоминанию цифр от 0 до 9.

Для игры взять все фургоны и все карточки с предметами.

Установка.

Вариант №1.
Взрослый говорит:
Красный грузовик везет 1 предмет;
Желтый – 2;
Красный - 3; и т.д.
Побеждает ребенок, загрузивший правильное количество предметов.

Вариант №2.
На каждый грузовик прикрепляется карточка с числом от 0 до 10. Дети должны загрузить нужное количество предметов.
Побеждает ребенок, загрузивший нужное количество предметов.

№5 «Фургоны движутся в определенном порядке».

Задачи: закреплять умение порядкового счета, понятия "влево", "вправо".
Играют дети 4-7 лет.
Для игры берем только фургоны.

Установка: Фургоны поедут по дороге в колонне по одному влево (вправо).
Первым в колонне находится красный фургон, вторым – зеленый и т.д.
После выполнения задания ребенок отвечает на вопрос: «На каком по счету месте стоит фургон такого-то цвета?»

№6. «Фургоны везут предметы, в названии которых есть определенный звук».

Могут играть 10 детей 5 - 7 лет

Задачи: учить различать звуки.
Вариант №1.
В красном фургоне везут грузы, название которых начинается на звук А;
В синем – У;
В желтом – О; и т.д.

Вариант №2.
Установка:
В красном фургоне везут грузы, в названии которых есть звук А:
В синем фургоне везут грузы, в названии которых есть звук У;
В желтом фургоне везут грузы, в названии которых есть звук О; и т.д.
Побеждает ребенок, правильно подобравший картинки, сумевший четко артикулировать заданный звук в слове.

Логическое мышление детей существенно отличается от логического мышления взрослого человека. Современные психологические исследования детского мышления подчеркивают, что в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а далее – к логическому мышлению, которое формируется на протяжении всей жизни. Поэтому в старшем дошкольном возрасте мы можем говорить лишь о формировании основ логического мышления. Практически все психолого-педагогические исследования подчеркивают значение логических операций как «фундамента» логического мышления. При условии правильно организованной учебно-воспитательной работы уже пяти-шестилетний ребенок способен овладеть такими логическими операциями как анализ, синтез, классификация, сериация, обобщение и сравнение. Рассмотрим их более подробно.

К старшему дошкольному возрасту у детей развивается умение определять причину схожести и различия предметов. Начинают формироваться операции сравнения – особого способа мышления, направленного на выявление схожести и различий между предметами и явлениями и обобщения – умения находить существенные признаки объекта, отделять существенные признаки от несущественных. Операции анализа и синтеза как и классификации и сериации тесно взаимосвязаны. Анализ – это логическая операция разложения предмета на составляющие части, каждая из которых потом исследуется отдельно, для того чтобы выделенные элементы соединить с помощью синтеза в одно целое. Классификация предусматривает умение мысленно разделять предметы на классы по их наиболее существенным признакам.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем несколько упражнений для самостоятельного выполнения на формирование логических операций анализа, синтеза, классификации, сериации, обобщения и сравнения. Предлагаемые упражнения предназначены для детей старшего дошкольного возраста и могут выполняться как во время самостоятельной деятельности, так и во время индивидуальных занятий с ребенком.

Упражнения на развитие анализа

1. КАКОЙ КУСОЧЕК ПОДОЙДЕТ?

Материал : рисунок А и рисунок Б.


Задание: внимательно рассмотреть рисунки А и Б. Найти на рисунке А такую же фигуру как на рисунке Б.

2. НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ.

Материал: таблица с геометрическими фигурами.


Задание: рассмотреть предложенные геометрические фигуры, назвать их. Найти два одинаковых треугольника.

Упражнения на развитие синтеза

1. ЧТО ЗА ЧЕМ?

Материал: карточки с рисунками.


Задания: рассмотреть внимательно рисунки, пронумеровать порядок выполнения рисунка.

2. СОБЕРИ КАРТИНКУ

Материал: карточка с несложным рисунком, разделенная на несколько частей.

Задания: рассмотреть части рисунка, соединить их так, чтобы получилась целая картинка.

Упражнения на классификацию

1. ТРИ ОБРУЧА.

Материал: лист бумаги А4 с тремя кругами, наклейки геометрических фигур.


Задание: разместить в каждом круге геометрические фигуры соответствующего цвета. Задание можно усложнить, например, предложить детям разместить фигуры так, чтобы в красном круге не было фигур с углами и т. д.

2. РАЗЛОЖИ ЦИФРЫ

Материал: пять наборов цифр от 1 до 5 разного вида.


Задание: разложить цифры каждого вида в отдельный ряд таблицы.

Упражнения на сериацию

1. РАССТАВЬ ПО-ПОРЯДКУ.

Матер иал: карточки с рисунками.

2. РАЗЛОЖИ ПО РОСТУ.

Материал: бумажные полоски разного размера и цвета.


Задание: разложить полоски по длине, начиная с самой длинной.

Упражнения на сравнение

1. НАЙДИ МЕСТО.

Материал: схема с рисунками, набор геометрических фигур.


Задание: рассмотреть схему, найти среди предложенных геометрических фигур такие же как на схеме, заполнить схему.

2. НАЙДИ ЗАПЛАТКУ.

Материал: таблицы с рисунками, наклейки геометрических фигур.


Задание: найти заплатку соответствующего цвета и формы.

Упражнения на обобщение

1. Что лишнее?

Материал: таблица с рисунками.


Задание: рассмотреть фигуры, назвать чем они похожи, какая фигура лишняя и почему.

2. НАЙДИ ЗНАКОМЫЕ ФИГУРЫ

Материал: карточки с рисунками.


Задание: рассмотреть рисунки, определить, что на них изображено, какие геометрические фигуры для этого потребовались, найти все треугольники на рисунках.

Следующий оптимизирующий память детей приём – классификация информации. Мыслительная операция «классификация» заключается в умении распределять предметы по группам по сходству или различию между ними.

Часто материал просто необходимо разделить на чётко обозначенные группы - классы. Отсюда, собственно, и название приёма – классификация. Какие это могут быть группы?

Например:

  1. дикие и домашние животные,
  2. животные Севера и животные Африки,
  3. существительные и глаголы,
  4. твердые и мягкие согласные и тому подобное.

При применении приёма классификации нагрузка на память снижается ровно во столько раз, на сколько групп был разделён запоминаемый материал. Классификация информации тесно связана с другой мыслительной операцией – «обобщение». Формируя одну, мы одновременно развиваем и другую.

Классификация: обучение ребёнка

Обучение детей обобщению и классификации предметов (или их изображений) полезно будет начать с самого простого: цвета, формы, величины. Уже в 3,5 года многие дети достаточно легко выполняют задания такого типа.

Игры на классификацию и обобщение

Лучше всего приём классификации формируется в игровой деятельности. Игры дидактические, подвижные могут проводиться индивидуально и коллективно.

Игра «Волшебный мешочек»

В непрозрачный мешочек, желательно полотняный, положите кружки разного цвета. Ребёнок достаёт по одному кружку и выкладывает их перед собой, называя цвет. Обведите выложенные кружки пальцем (объединяющий жест) и спросите: «Что перед тобой лежит?» Принимается ответ: круги, кружки.

Аналогично играйте и с другими геометрическими фигурами. Если за основной признак взять цвет или величину, то можем провести аналогичные игры с этими признаками предметов.

Обычно обобщающие понятия «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» формируются в повседневной жизни. Но очень полезны и специально организованные игры. Ниже приведены примеры.

Игра «Поможем малышу»

Поставьте на стол несколько небольших игрушек ребёнка. Попросите назвать их. Спросите, что с ними можно делать. Подведите итог: раз с этими предметами можно поиграть, то всё это игрушки.

Игра «Угостим гостей чаем»

Сперва пригласим в гости кукол и накроем для них стол. Ставим чайную посуду, называя каждый предмет. В конце спрашиваем, что мы поставили на стол. Ответ: посуду. На втором этапе привлекаем ребёнка к сервировке стола, когда приходят всамделишные гости. На следующем этапе рассматриваем предметы на картинке и выбираем из них посуду.

Подобным образом можно играть в игры:

  1. «Оденемся на прогулку» - закрепление прядка одевания, название предметов одежды и, наконец, введение обобщающего слова «одежда»
  2. «Оборудуем комнату для куклы» - аналогично.

Когда ребёнок научится обобщать конкретные предметы или их изображения на картинках, переходим к обобщению без использования наглядности.

Игра «Как назвать предметы одним словом»

Инструкция для ребёнка: «Я тебе назову несколько предметов, а ты назови их все одним словом». Перечислите по очереди нижеследующие группы предметов:

  1. свинья, лошадь, корова, баран;
  2. волк, лисица, медведь, заяц;
  3. морковь, свёкла, помидор, капуста;
  4. шуба, шарф, куртка, кофта;
  5. туфли, сапоги, ботинки, тапочки;
  6. борщ, гуляш, каша, макароны;
  7. липа, берёза, ёлка, сосна;
  8. трактор, грузовик, трамвай, метро.
Игры под общим названием «Четвёртый лишний»

Чтобы выделить лишний предмет надо определить общие и различные свойства предметов, найти основной, существенный признак и уже на его основе объединять предметы вместе и проводить классификацию.

I. Начните с самого простого – с геометрических фигур. Пусть ребёнок ориентируется на один признак. Пример на рис. 1 (в начале текста).

II. Затем предложите ему картинки предметов, значительно отличающихся по назначению, например:

  1. стол, кресло, шкаф, поезд;
  2. шапка, костюм, куртка, чайник;
  3. лук, репа, морковь, диван;
  4. лошадь, свинья, собака, звезда;

Если задание выполняется правильно, но ребёнок затрудняется объяснить свой выбор, сделайте это сами. Постепенно и малыш научится делать самостоятельно такие выводы.

III. Усложните задания. Примеры:

  1. платье, сарафан, джинсы, шуба;
  2. сапоги, кроссовки, валенки, босоножки;
  3. торшер, фонарь, настольная лампа, солнце;
  4. тюльпан, мак, роза, гриб;
  5. сосна, ёлка, лиственница, берёза;
  6. кружка, кастрюля, чайник, ваза;

IV. На этом этапе в задание вводится конфликтная ситуация. Пример:

  1. жёлтый шар, жёлтое яблочко, жёлтая груша, оранжевый мандарин;
  2. большой апельсин, большая репа, большая груша, маленькое яблоко;
  3. помидор, редис, красное яблоко, свёкла;
  4. красное яблоко, морковка, помидор, редис;
Игра «Подходит - не подходит»

Положите перед ребёнком три-четыре картинки однородных предметов, например: тарелку, чашку, ложку. Поодаль - предметы (поначалу их только два): сковорода и ботинок. Один предмет можно отнести по назначению к группе, а другой нет. Задача ребёнка выбрать подходящий предмет. Здесь ему надо самостоятельно обобщить предметы по назначению и найти лишний предмет.

V. С этого момента с ребёнком можно играть в игры на классификацию информации.

Игра «Цвет и форма»

Дайте ребёнку геометрические фигурки разного цвета. Перед малышом они лежат в одной куче. Отдельно положите 2 карточки (скажем, синего и красного цвета) – это будут образцы.

Инструкция: сюда положи такие фигуры (показывается карточка нужного цвета), сюда такие (карточка другого цвета). Ребёнку надо подобрать к каждой карточке различные фигуры одного с ней цвета, т.е. сгруппировать предметы по цвету.

Аналогично группируются геометрические фигуры по форме. Инструкция: здесь положи все треугольники, здесь все круги, здесь все квадраты.

Можно просто сказать ребёнку: раздели все фигуры на две кучки.

Метод предметной классификации применяется для исследова­ния процессов обобщения и абстрагирования. Он состоит в рас­пределении предметов по группам в зависимости от их сходства и различия. Кроме того, применение этого метода дает возмож­ность выявить особенности внимания, личностных реакций испы­туемого на свои успехи и неудачи.

Для проведения исследования необходимо иметь набор из 70 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа. Для получения достоверных данных следует пользоваться стандартным набором карточек.

Методика классификации предметов применяется как для ис­следования взрослых, так и детей (от 6 лет). В зависимости от воз­раста испытуемого из общего набора или исключают часть кар­точек (измерительные приборы, учебные пособия), или отбирают небольшое число карточек (20 штук), которые распределяются на простые группы, хорошо известные детям.

Для наиболее простого варианта методики необходим набор из 25 картинок. Всегда в одном и том же порядке предлагаются 20 за­ранее пронумерованных картинок: яблоко, диван, коза, лошадь, стол, ребенок, велосипед, телега, сливы, женщина, пароход, шкаф, собака, арбуз, моряк, этажерка, кузнец, кошка, самолет, груша.

Перед ребенком кладут 5 непронумерованных ориентировоч­ных карточек: лыжник, кровать, грузовик, вишня, овца.

Показывают ребенку пачку картинок: «Эти картинки разло­жим по группам - что к чему подходит». Затем предъявляют ре­бенку первую картинку - яблоко: «Куда мы положим яблоко?» При затруднениях в речи ребенок может показать жестом. Если он показывает верно, экспериментатор одобряет: «Правильно, положи к вишне. Это фрукты». (Обобщающее понятие дает сам экспериментатор.) Если попытка испытуемого не удалась, экспе­риментатор объясняет сам: «Положи к вишне, это фрукты».

Затем показывают вторую картинку - диван - с тем же вопро­сом: «Куда положим диван?» При неправильном решении экспе­риментатор опять объясняет, что эту картинку нужно положить к кровати, так как это мебель.

Экспериментатор продолжает раскладывать и объяснять, давая обобщенные понятия до тех пор, пока ребенок не начнет расклады­вать сам. В протоколе отмечается номер картинки, с которой ребе­нок начинает правильно соотносить предметы по обобщенному признаку (нумерация картинок облегчает запись в протоколе).

Эти записи позволяют лучше разобраться в особенностях про­текания процессов анализа и синтеза, понять, доступно ли ребен­ку установление обобщенной связи между предметами или он объединяет их по конкретным признакам.

Поскольку обследование носит характер обучающего экспери­мента, то при анализе данных решающее значение приобретают число этапов, необходимых для усвоения принципа действия, и возможность применения этого принципа в дальнейшей работе того же рода (т. е. возможности «переноса»).

В протоколе отмечаются номера картинок, вопросы и объяс­нения экспериментатора, действия ребенка, его вопросы и выска­зывания. Этот вариант методики у детей с первично сохранным интеллектом не вызывает затруднений. В большинстве случаев после совместного разбора 2-3 (иногда I) картинок дети улавли­вают принцип классификации и дальше выполняют работу само­стоятельно без ошибок или с единичными ошибками.

Исключение предметов (четвертый лишний )

Методика предназначена для исследования умения делать обобщения и давать логическое объяснение правильности обоб­щений. В некоторых методических пособиях эту методику назы­вают упрощенным вариантом классификации предметов.

Важным условием применения методики является речевое обоснование выбора. В отношении детей с нарушениями речи до­пустим ответ одним словом, с поясняющими жестами, если это дает экспериментатору возможность понять принцип, которым руководствовался ребенок. При обследовании детей, которые из-за речевых дефектов не могут объяснить свой выбор, данный ме­тод имеет более ограниченное применение.

Для проведения эксперимента необходимо иметь набор карто­чек, градуированных по степени трудности. На каждой карточке нарисовано по четыре предмета, три из которых объединяются одним общим понятием, а четвертый предмет под это понятие не подходит. Например: карманные часы, настольные часы, будиль­ник, пятикопеечная монета; керосиновая лампа, электрическая лампочка, солнце, свечи и т. д.

Можно и самим составить наборы, но обязательно с соблюдени­ем особенностей подбора и оформления карточек (нефиксированное положение «лишнего» предмета, включение цветных рисун­ков).

Все карточки, которые будут предлагаться ребенку, заранее располагают в порядке возрастающей сложности и складывают стопкой на столе. Инструкция дается на примере самой легкой карточки: «Здесь нарисовано четыре предмета. Три предмета по­хожи, их можно назвать одним словом. А один предмет к ним не подходит. Найди какой?»

Если ребенок сразу правильно выделяет предмет, его просят объяснить: «Почему этот предмет не подходит? Как эти предметы можно назвать одним словом?» Если же ответ ребенка неверный, экспериментатор вместе с ним разбирает первую картинку, дает обозначение трем предметам и объясняет, почему надо исключить четвертый предмет.

Следующую карточку, по трудности одинаковую с первой, предъявляют ребенку с более короткой инструкцией: «Здесь тоже один предмет не подходит к другим. Посмотри, что здесь надо убрать?»

Если задание выполнено правильно, спрашивают: «Почему не подходит? Как одним словом назвать эти три предмета?» При не­правильном исключении предмета с помощью вопроса выясняют его мотивацию. Затем говорят ребенку, что он сделал неправиль­но, и повторяют на примере этой карточки подробный разбор вместе с ребенком.

В протоколе отмечаются номер карточки, вопросы и замеча­ния экспериментатора, исключаемый предмет, объяснения ребен­ка и обобщающее слово.

Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. (3, стр. 337) Данное деление игр можно отнести к классификации по использованию материала.

Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей в игре, по роли воспитателя. (5)

· математические

· сенсорные

· речевые

· музыкальные

· природоведческие

· для ознакомления с окружающим

· по изобразительной деятельности

Математические игры направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Они позволяют педагогу сделать процесс обучения детей счету (дидактические игры «Какой по счету?», «Один - много», «Чего больше?», «Назови число» и др.), решению арифметических задач (игры «Занимательные задачки», «Сколько будет?» и др.), освоения величин, простейших зависимостей и измерительной деятельности (это игры «Кто выше?», «Лесенка», «Ленточки»), восприятия детьми пространственных и временных отношений и ориентировок (дидактические игры «Который час», «Путешествие», «Когда это бывает?» и др.) более увлекательным и интересным.

Сенсорные игры направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи», «Разноцветные дорожки», «Где, чей бантик?» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству («Пуговицы для кукол», «Сервиз» и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. Таким образом дети подводятся к овладению сенсорными эталонами с помощью дидактических игр.

Речевые игры способствуют развитию речи у детей. Содержание таких игр так же разнообразно и зависит от целей, с которыми их использует педагог. «Путешествие по комнате», «Кто, что делает?», «Назови одним словом», «Скажи по-другому», «Закончи предложение», «Режим дня», «Кому угощение?», «Зоопарк», «Сравни предметы», « Разговариваем по телефону», « Что бывает…. Какое бывает…», « Что сначала, что потом», « Угадай, кто это?», «Живые слова» и др.

Музыкальные игры направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями. В работе с дошкольниками используются такие игры, как «Кто громче?», «Какой инструмент звучит?», «Повторяй за мной», «Какая песенка звучит», «На чем играю», «Солнышко и дождик», «Кто как поет?», «Веселые нотки» и другие.

Игры природоведческого характера способствуют воспитанию у детей любви к природе. Через игру, в частности дидактические игры, ребёнок, играя, учится понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и другое (игры «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Опиши поры года», «Узнай по описанию», «Птицы перелетные -- неперелетные», «Кто, где живет?», «Парные картинки», «Составь рассказ», «Какая погода?», «Найди ошибку художника» и многие другие).

Для ознакомления с окружающим так же используются различные дидактические игры - «Кто, что делает?», «Что сначала, что потом?», «Кому, что нужно для работы?», «Режим дня», «Загадки», «Что на картинке?», «Чаепитие», «На прогулке», «В театре», «Магазин» и др.

· Дидактические игры по изобразительной деятельности были внедрены в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений сравнительно недавно, но их значение очень велико для развития дошкольников, формирования у них знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности, декоративно-прикладной деятельности. «Раскрась по образцу», «Что нарисовано», «Дорисуй», «Собери цветок», «Нарисуй по-другому», «На что похож листочек», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что за картина?», «Чей орнамент?» - это малая часть дидактических игр, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Все перечисленные виды дидактических игр организуются педагогом в соответствии с программными требованиями.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

· словесные

· настольно-печатные

· с предметами и игрушками

· с картинками

· компьютерные дидактические игры

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего ми преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор. В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения знаний детей («Летает - не летает», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Кому, что нужно?» и др.).

Дидактические игры с предметами и игрушками очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п. Чаще используются в младшем дошкольном возрасте, так как у детей данного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания(3, стр.336). Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли.

Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями.

Настольно-печатные игры так же разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. К настольным играм относятся разнообразные игры:

· пособия, типа картинок, предметного лото, домино, тематические игры («Где что растет?», «Когда это бывает?», «Кому это нужно» и др.);

· игры, требующие двигательной активности, сноровки (Летающие колпачки», «Гусек», «Попади в цель» и др.);

· игры типа мозаики;

· настольно-двигательные игры («Бильярд», «Хоккей»);

· интеллектуальные -- шашки, шахматы, игры-головоломки.

Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнеров.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и др.

В играх типа лабиринт, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.

Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, пазлы, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. (3)

Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных областях воспитательно-образовательного процесса. Таких игр множество, задача педагога - выбрать необходимую, в соответствии с поставленной задачей, возрастом ребенка и программными требованиями. Существуют даже целые программы, состоящие из дидактических игр, систематизированных по определенным программным задачам, направлениям воспитательно-образовательного процесса.

Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий:

· игры-путешествия

· игры-предположения

· игры-предположения

· игры-поручения

· игры-загадки

· игры-беседы

· подвижно-дидактические игры

Цель игры-путешествия -- усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое -- через загадочное, трудное -- через преодолимое, необходимое-- через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение, задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки и многое другое. Сюда можно отнести такие игры, как «Путешествие в сказочный лес», «Наш поезд едет в Далекую страну», «В гости к пекарю» и др.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

Игры-предположения «Что было бы..?», «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии, а игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии или с поставленными условиями созданными обстоятельствами.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент, например, игра «Кто быстрее сообразит?» (Сорокина)

Игры-загадки - в основе этих игр лежит принцип загадывания и отгадывания загадок, игры могут быть самыми разнообразными по содержанию и организации. Как известно, содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир, в них отражаются достижения науки, техники, культуры. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. («Отгадай загадку - покажи отгадку», «Найди, где спрятано», «Путешествие», «Сундучок с секретом» и другие).

Игры-беседы (диалоги) ? основа игр общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета -- темы игры, познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть -- сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей, воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение, развивает умение участвовать в беседе. Сюда можно отнести такие игры, как «Сядем рядком да поговорим ладком», «У нас в гостях Незнайка», «Расскажи о себе», «Что случилось с нами..», «Как ты провел выходные», «Где бывали, что видали» и др.

Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а так же происходит закрепление материала, полученного на других занятиях - «К названному дереву беги», «Секрет», «Путешествие», «Отгадай загадку - покажи отгадку» и другие.

Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:

· коллективные

· групповые

· индивидуальные

Коллективные игры организуются со всей группой, групповые - с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.

Мы рассмотрели основные виды дидактических игр, теперь остановимся на руководстве педагога дидактическими играми в разных возрастных группах, так как только грамотное руководство со стороны взрослого поможет осуществить задачи, поставленные игрой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.