Как воспитывать любознательным ребенком. Как развивать любознательность у ребенка и желание учиться. Факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника

Давно не секрет, что дошкольный возраст является одним из важнейших моментов в жизни человека. Детство-это время развития умственного, физического, душевного; время приобретения знаний об окружающем мире, формирования личности и характера. Каждый человек рождается любознательным, с первых минут жизни он начинает получать знания об окружающем мире. Моя задача, как воспитателя- помочь ребенку, то есть научить его учиться, не ограждая маленького исследователя от окружающей его жизни. Очень важно сделать познавательный процесс веселым и увлекательным для того, чтобы правильно и всесторонне развить ребенка, подготовить не только к школе, но и к успешной жизни в целом.

Творческая личность невозможна без хорошо развитого воображения. Для ребенка, получающего знания на занятиях в образовательных областях: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» необходимо закрепить через предметно-развивающую среду

В нашем детском саду получив навыки счета, ребенок, поднимаясь по лестнице, которая ведет к группе, видит на ступеньках «Числовую лесенку» с пропущенными числами; не решенные примеры. Сделано это для того, чтобы ребенок сам мог догадаться, какое число пропущено, решить пример с пропущенным слагаемым или знаком.

При ознакомлении с окружающим, дети закрепляют знания о диких животных растениях, занесенных в «Красную книгу», проходя по одному из лестничных проемов. В другой рекреации ребенку помогают расширить знания о достопримечательностях г.Балакова- это репродукции и фотографии о городе, которые расположены на стенах. Дети их узнают и называют

Изучая жизнь на земном шаре, ребенок закрепляет и получает новые знания, рассматривая плоскостной макет земного шара на стене в группе. Здесь можно увидеть в какой части света живут те или другие животные, растут растения; что люди имеют разный цвет кожи, живя в разных частях земного шара.

Атрибуты и пособия, которые рассматривают дети, оказывают огромное воспитательное воздействие на ребенка, что вызывает интерес, желание узнать больше о данном материале.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация – практикум «Как развивать у ребенка творческие дарования?»

Развитие творческих способностей современного дошкольника - это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами...

Консультация для педагогов и родителей "Как развивать у ребенка чувство ответственности"

Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными. В представленной консультации описаны составляющие ответственности; уровни развития ответственности и условия развития чувства ответс...

Дети любознательны с самого рождения, но родителям необходимо постоянно поддерживать их естественное желание познавать мир. Развитие любознательности прививает ребенку тягу к новым знаниям, которая пригодится и во взрослом возрасте.

Если родители, бабушка и дедушка, няня будут всячески поощрять стремление своего чада к накоплению знаний, из него вырастет активный и старательный ученик. Если же родители будут препятствовать детским исследованиям, то интеллектуальный азарт маленького почемучки остынет или исчезнет вовсе.


Отвечайте на детские вопросы. Малышей интересуют многие вещи, поэтому не удивляйтесь нескончаемому потоку вопросов из их уст. Попытайтесь внимательно выслушивать все, что говорит малыш и давать четкие ответы, даже если это пятидесятый вопрос «Что это?» за день. Если взрослые не объясняют ребенку непонятные для него явления или отмахиваются со словами «ты еще очень маленький для этого», он может перестать ними интересоваться.

Поощряйте исследования малыша. Родителям бывает непросто смириться с экспериментами малыша, особенно, если в качестве «испытуемых» выбраны комнатные цветы, домашние животные или дорогие вещи. Конечно, вредные и разрушительные опыты нужно прекращать, заменяя их гуманными и безобидными. Под вашим контролем малыш может смешивать пищевой краситель и воду, просеивать песок через сито и т.д.

Открывайте ребенку мир. Постоянно расширяйте поле любознательности ребенка: водите его в театры, музеи, посещайте парки аттракционов, магазины, организовывайте научно-кулинарные шоу , ходите по оживленным улицам и уединяйтесь на природе. Каждое новое место - площадка для опытов и источник информации о мире. Наблюдайте за тем, что происходит, вместе с малышом, спрашивайте и комментируйте увиденное.



Позвольте малышу получать разные впечатления. Врослые ограждают свое чадо от некоторых видов деятельности, а вместе с тем - лишают его эмоций, важных для развития любознательности. Пусть ребенок играет в мяч, сервирует стол, сажает растения, нажимает на кнопку звонка и вместе с вами месит тесто.

Поощряйте импровизации ребенка. Малыша учит не только окружающая реальность, но и выдуманный мир фантазий. Попасть в него возможно благодаря книгам, кино, театру и детским играм, в которых ребенок может примерить на себя роль Кота в сапогах, врача или любого другого героя.

Не позволяйте ребенку часто смотреть телевизор. На детском сайте для родителей можно найти информацию, что досуг перед телевизором для ребенка вреден. Безусловно, многие телепередачи могут пополнить запас знаний малыша, но далеко не все. К тому же, такой метод обучения - пассивный: ребенок может привыкнуть к тому, что ответы должны приходить сами собой, в виде мелькающих картинок на экране. Гораздо полезнее, когда малыш сам становится активным участником познавательного процесса.



Включайте обучение в повседневную жизнь. Это довольно простой и эффективный способ развить любознательность у дошкольников. Например, познакомить кроху с цифрами можно за обедом («Тебе сколько? Одну или две ложки каши?»), с цветами - когда собираетесь на прогулку («Сегодня ты наденешь синюю или зеленую кофту? Это синий, а это - зеленый»). Обучение буквам может стать не менее интересным («Видишь большую букву «М»? С нее начинаются слова «мама» и «молоко»). Таким образом родителям удастся заинтересовать малыша математикой, чтением или рисованием.

Подавайте собственный пример. Покажите малышу, что вы тоже любите заниматься исследованиями, постоянно чему-то учитесь, познаете то, чего раньше не знали и не умели делать. Вы увидите, что желание учиться заразительно, а ребенок поймет, что обучение - это процесс длиною в жизнь.

Детскую любознательность не должны сдерживать ни стены квартиры, ни излишняя родительская строгость. Важно, чтобы мама и папа поощряли исследования малыша, направленные на познание мира, объясняли непонятное, отвечали на вопросы. Только так любознательность ребенка войдет в привычку.

Консультация для родителей.

Воспитание любознательности у детей.

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.

Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.

Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет.

В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми воспитатели детских садов слышат такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка, учительницей», «Пойду на завод, как мой старший брат».

Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.

В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об этом.

Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника. Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие вопросы: характеристику познавательных интересов детей; особенности их развития в дошкольном возрасте; условия и методы формирования любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду. Осуществляется эта работа в детском саду в форме родительского собрания, консультаций, бесед. Целесообразно провести просмотр родителями в детском саду какого-либо занятия или игры детей с тем, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы воспитания познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может быть разным по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с природой с использованием проблемных вопросов и т. д. Можно организовать в группе выставку детских работ и пригласить на нее родителей.


Как уверяют психологи, только один из ста детей рождаются с врожденной любознательностью. Другим стать такими помогает окружение и родительский вклад в воспитание ребенка. Именно поэтому так важно помогать малышу познавать мир, играя с ним и разговаривая, объясняя ему устройство окружающих предметов и прививая заинтересованность в познании мира. Чтобы ребенок рос любознательным, родителям необходимо помнить о тех важных направлениях, которые так важны для правильного развития малыша:

1. Совместные игры. Родители должны играть с ребенком минимум 2-3 часа в день. Сначала это будут игры с погремушками, потом с крупными игрушками или небольшими деталями. Игры должны быть наполнены азартом, радостью и интересом со стороны родителей. Скучающий и сидящий рядом родитель, словно отбывающий часовую повинность, вряд ли сможет привить ребенку любовь к познанию мира. Кроме того, у ребенка должно быть довольно много разнообразных игрушек, например, набор детской посуды, который можно купить на сайте babyweby.ru, куклы, мягкие игрушки, машинки, конструкторы и другие интересные вещи, с которыми было бы интересно заниматься мальчику или девочке.

2. Путешествия. Один-два раза в год ребенка полезно брать в далекие путешествия. Путешествовать можно смело с 3-4 лет, хотя многие родители не боятся это делать даже с грудными детьми. Однако именно с 3-х лет у ребенка сформирована память, и яркие факты из жизни в этом возрасте у него будут сохранены на всю жизнь. В путешествии важно заострять внимание на интересных деталях, рассказывать о стране или городе, куда вы отправляетесь в путешествия, устраивать вашему чаду походы по детским достопримечательностям посещаемой вами местности (детские музеи, выставки и пр.) Кроме того, необходимо устраивать и поездки в места, не отдаленные далеко от дома: музеи, близлежащие города, выставки и пр.

3. Интересные книги. Именно книги могут пробудить в ребенке интерес познавать новое. Понаблюдайте, чем больше всего ребенок интересуется, и купите ему большую, хорошо иллюстрированную книгу на эту тему. Энциклопедии по теме интересов малыша обязательно привлекут его внимание и будут прочитаны не один раз.

4. Познавательные передачи. Если вы разрешаете смотреть ребенку телевизор 1-2 часа в день, пусть половина из этого времени займут интересные передачи (о животных, путешествиях, строении человеческого тела, удивительных загадках природы). Диски с познавательными передачами, адаптированными под нужный возраст ребенка, можно купить в любом магазине, продающем видеодиски.

Дети рождаются с природным интересом к окружающему миру. Им любопытно, как же здесь все устроено и что будет, если... И когда малыши становятся чуть старше, с удовольствием узнают что-то новое, задают множество вопросов, всюду суют свой очаровательный носик, трогают, нюхают и пробуют на зуб этот мир, что подчас действует родителям на нервы.

Желание учиться - это способ удовлетворить свою любознательность, и чтобы это желание не пропало в течение всей жизни, нужно поощрять и развивать в ребенке это качество.

Что говорит наука? Подтверждают это утверждение и ученые. Исследования показали, что любознательность, а не принуждение, имеет ключевую роль в желании учиться. А дети наилучшим образом справляются с заданиями, когда учителям удается вызвать их искреннее удивление от неожиданного результата продемонстрированного опыта.

Любознательность заставляет ребенка находится в постоянном поиске новых знаний, ему нравиться ставить перед собой сложные задачи и искать решение. Как развить в ребенке это важное качество?

1. Поощряйте интересы ребенка. Найдите то, что нравится вашему ребенку больше всего и делайте это вместе с малышом. Радиотехника, авиа моделирование, чтение книг и просмотр фильмов на излюбленную тематику, занятия творчеством - все это будет подогревать интерес ребенка.

2. Создайте интересное пространство. При покупке игрушек выбирайте те, которые будут развивать малыша (сортеры, конструкторы, пазлы, товары для творчества) и подходят ему по возрасту.

3. Поощряйте игры, которые стимулируют воображение. Яркие пластиковые игрушки на батарейках совершенно бесполезны для ребенка с этой точки зрения. Не ребенок играет ими, подключая фантазию и воображение, а они сами играют с ребенком. В этом смысле бесценны игры с пустыми коробками, деревянными кубиками, пластилином и песком. Они дают огромное пространство для проявления любознательности во время игры. Не подсказывайте ребенку, что он должен делать с этими предметами и как правильно играть, пусть он сам найдет им применение.

4. Используйте открытые вопросы. Не давайте ребенку готовых решений, пусть он сделает это самостоятельно, а вы лишь подтолкните его с помощью правильных вопросов. Избегайте вопросов, которые требуют однозначных и односложных ответов «да» или «нет». Почаще спрашивайте: «Что ты думаешь о...?», «А как бы ты поступил на его месте?», «Почему?».

5. Устраните из жизни ребенка факторы, которые убивают в нем любознательность и стремление к новым знаниям. Такие как, боязнь ошибиться, ограничения творчества и отсутствие интереса родителей к занятиям ребенка.

Опасные факторы, которые мешают развитию любознательности

Страх. Объясните ребенку, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому любой имеет право на ошибку. Когда ребенок скован страхом, потребность в новых знаниях и опыте сводится к нулю. А от того как вы помогает справляться ребенку со стрессом зависит его способность к адаптации, которая будет очень важна для него во взрослой жизни.

Ограничения. Наши категоричные запреты: «Стой! Не трогай! Не разбей! Не испачкайся! Не лезь! Не кричи!» напрочь убивают в ребенке желание познавать нечто новое. Помогите малышу исследовать этот мир, и старайтесь поменьше запрещать. Обязательно обосновывайте свои запреты, если они действительно важны для здоровья и безопасности малыша, а не диктуйте их в форме ультиматума.

Отсутствие интереса родителей. Ребенку очень важно делиться своими открытиями с близкими людьми. И если родители самоустраняются от его занятий, он быстро теряет к ним интерес. Участие родителей обеспечивает малышу благоприятную эмоциональную среду для его исследований, а также дает чувство безопасности и того, что его усилия одобряют. А это, в свою очередь, приводит к формированию здоровой самооценки.

А еще обязательно узнайте

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.