Егорьев день – первый выгон скота. Егорий Вешний (Юрьев день) День юрия 6 мая в году

Егорий и Юрий - имена, разницы которых наши предки не признавали. На Руси отмечалось два Егория: один холодный - 9 декабря, а другой голодный - 6 мая. И действительно, в это время пояса приходилось потуже затягивать. Зимние запасы кончались, а ранней весной пополнить их было нечем. Но так как Егорий считался покровителем домашней скотины, к этому дню приурочивали первый выгон скота в поле, на весеннюю траву. Воспринимался он как большой праздник и обставлялся различными обрядами, приговорами и песнями.

Сначала, по старому обычаю, на 6 мая делали «соченое молоко» - чтобы узнать, здоров ли скот. Для этого сметали по закромам конопляное и льняное семя, перемешивали, толкли в ступе и разводили водой. Животные, пившие это «молоко», считались больными и в общее стадо не брались. Остальных, наголодавшихся за зиму, но вполне здоровых, ребята-подпаски сгоняли со всех дворов в огромное стадо и отправлялись с ним на пастбище. Провожали их всей деревней, а скотину стегали вербой, оставленной от вербной недели, и кричали: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья! Верба, хлест - бей до слез! Бери хворостинку, выгоняй скотинку!»

6 мая выгон проходил, как правило, на утренней зорьке. Ведь Юрьева роса, по уверениям людей сведущих, помогала животным стать на удивление тучными и здоровыми. В некоторых областях России к хвосту первой в стаде коровы привязывали зеленую ветку: сметая с травы ночную росу, она как бы обеспечивала идущим вслед за ней богатый удой.

По старинному обычаю пастухов окатывали колодезной водой, «чтоб во все лето не дремали», а потом угощали их мирской яичницей. По вечерам в деревнях для «коровьих поводырей» устраивался настоящий праздник: накрывались столы, разыгрывались хороводы, пелись обрядовые песни, которые всегда оканчивались припевами о сохранении стад.

Но как бы ни был важен первый выгон скотины на пастбище, большинство примет, связанных с 6 мая, все же обращены к предстоящему лету и будущему урожаю: «Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом», то есть зима установится, будет хороший санный путь; «Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку», «Сей рассаду на Егория, будет щей вдоволь», «На Юрья снег - урожай на гречу, на Юрья дождь - в грече недород», «На Юрья роса - будут добрые проса».

Впрочем, Юрьева роса ценилась и за иные качества. Раньше, например, выходили в Егорьев день крестьяне на засеянные поля служить молебен с водосвящением, окропляя нивы святой водой. После этого мужчины и женщины катались по полю, чтобы стать сильными и здоровыми, как «Юрьева роса»: «Юрьева роса - от сглазу, от семи недугов».

И еще одно любопытное предание связано в народном календаре с Юрьевым днем. В незапамятные времена крестьяне начинали производить торговые сделки и, по старому обычаю, нанимались в работники «с весеннего Юрия по Семен день или по Покров». Почему, спросите вы, именно этот временной отрезок выбирали? А дело в том, что жило в народе предание, будто есть в Лукоморье люди, которые 9 декабря умирают, а 6 мая оживают. Перед смертью они сносят свои товары в определенное место, где зимою соседи могли их брать за известную цену и без всякого обмана. С обманщиками и бессовестными покупателями рассчитывались весною, расправляясь с ними нещадно. Звались эти удивительные люди торговым народом, а как они точный учет покупок вели - никому неведомо.

В этот день была распространена традиция устраивать гуляния на улицах. Говорили, что в этот день наступает весна. Именно 6 мая считалось днем, когда пастухи, наконец, выгоняли стадо овец в поле. Говорили, что утренняя роса обладает целебной силой именно на Егория. Если ее собрать, то можно использовать целительную влагу для лечения болезней и снятия сглаза. Однако такую росу можно собрать только до восхода солнца.

В этот день ждали прилета ласточек, потому что они возвращались из теплых краев именно в это время. Также в этот день появлялись майские жуки.

В православной церкви 6 мая почитали память святого Егория и считали его покровителем полей. Именно поэтому, в этот день проводили большое количество обрядов для хорошего урожая в будущем. Священники также освящали поля водой и произносили молитву. Говорили: «Сей рассаду на Егория – будет овощей довольно».

Выгон скота 6 мая для крестьян был большим праздником. Животных подгоняли вербными веточками, которые были специально для этого заготовлены в вербное воскресенье. Также в поле ставили стол, на него – икону. После этого совершали молебен. Пастухов принято было кормить яичницей, одарять холстом, деньгами, чтобы они не спали и охраняли стадо.

Егорий также известен как Георгий Победоносец. Его считали покровителем полей и земных плодов, а потому и была распространена традиция освящать поля. Считалось, что Георгий защищает домашний скот, и крестьяне старались именно в день 6 мая помолиться святому, чтобы попросить его уберечь лошадей, коров, овец от болезней и мора. Существовала даже особая молитва, которая называлась скотопасом.

В народе говорили, что заботу о скоте следует доверить Егорию, который заключал договор с лешим, и последний не прикасался к домашним животным. Но существовали особые условия этого соглашения – например, нужно было принести лешему молока. Также была распространена традиция, согласно которой пастух произносил специальный заговор и бросал в лес замок, запертый на ключ. Лешему необходимо было этот замок поднять и отпереть или оставить прежним – так он подтверждал или опровергал продление договора.

Святого Георгия часто воспринимали как хозяина всех лесных зверей. Верили, что именно Георгий разъезжает по селам на белом коне и дает приказы лесным животным. Кроме того, Георгия считали покровителем невест, и девицы молились ему о послании хороших женихов. Водили хороводы, но посиделки в это время уже не проводились. В некоторых селах могли проводить обряды, связанные с лошадьми, замечать приметы. Коней мыли, купали, кормили специальными печеньями в форме креста, выпеченными на Крещение.

Народные приметы на 6 мая

  1. Теплая погода на Егория – скоро лето наступит
  2. Нельзя ничего вязать 6 мая и даже просто держать в руках изделия из шерсти – волки всех овец в стаде перегрызут
  3. Нельзя кричать и ругаться в этот день – может убить грозой
  4. Сильный дождь на Егория – травы много вырастет
  5. Растущая луна, сильные ветер, который гонит тучи на пасмурном небе – такая погода сохранится еще достаточно долго
  6. Комары 6 мая в стаи сбиваются – жди потепления в ближайшее время
  7. Выступила роса на Егория – будет хороший урожай проса. Если идет снег или град, на деревьях заметен иней – гречка уродится. Дождь предвещает, напротив, неурожай гречихи, но отличный рост хлеба
  8. Сильно разлились реки на Егория – примета к тому, что трава будет на Николин день (22 мая)
  9. Ясное, безветренное утро – ранние посевы будут удачными, и можно будет собрать богатый урожай. Если погода изначально была плохой, но в течение дня улучшилась – удачными будут поздние посевы
  10. Ночь с 6 на 7 мая очень теплая – хлеб успеет созреть до первых морозов
  11. Дует южный ветер – будет богатый урожай. Северный ветер 6 мая предвещает ранние заморозки осенью
  12. Крупный лист на березе – год будет урожайным
  13. На ночь вывешивали влажное полотенце. Если утром оно высохнет – урожай огурцов будет богатым

На день памяти святого Георгия Победоносного приходится Юрьев день. На Руси он знаменовал определенные хозяйственные и финансовые взаимоотношения. Благодаря экономическим реформам Бориса Годунова словосочетание «Юрьев день» получило негативную окраску.

Юрьев день: истоки

Один из ранних христианских святых – Георгий – завоевал своими поступками и крепостью в вере немало сердец и способствовал обращению большого количества людей в христианство. На Руси Святой Георгий известен также как Юрий или Егорий.

Дни Великомученика Юрия в церковном календаре отмечают дважды: весной и осенью. Весенние празднования приходятся по григорианскому календарю, принятому у православных на 6 мая. Католики день памяти святого Георгия встречают 23 апреля.

Какого числа Юрьев день в 2018 году

Осенняя встреча дня Святого Юрия приходится по юлианскому календарю на 26 ноября, а у православных – на 9 декабря. Это празднование Освящения церкви великомученика Георгия. Церковь была выстроена в Киеве царем Ярославом Мудрым, а 26 ноября (по старому стилю) 1051 года храм был освящен, и Ярослав издал указ праздновать этот день на всей Руси. 9 декабря принимают поздравления именинники Георгий, Егор и Юрий.

Таким образом, в 2018 году Юрьев день приходится на 6 мая и 9 декабря. Эти даты неподвижны и всегда приходятся на одни и те же дни.

В старину на Руси дни великомученика Егора имели хозяйственно-бытовое значение. На весеннего Егора(Егорий Осенний) впервые выгоняли скот на пастбища, селяне выходили на поля, и священник читал молитвы о будущем урожае и плодородии.

На осеннего Егора заканчивался финансовый год и все работы, связанные с урожаем. К этому дни привязывали все денежные выплаты, крестьяне выплачивали помещику плату за пользование землей. Именно с этой датой связано выражение «объегорить», то есть обмануть при расчетах.

Вплоть до 15 века крепостное право на Руси было не абсолютным. Крестьянин, расплатившись с помещиком, мог в любое время уйти к другому землевладельцу. Это заставляло землевладельцев «приманивать» крестьян материальной помощью, снижением податей, выплатой подъемных.

Абсолютное крепостное право на Русь пришло в 15 веке с судебными уложениями царя Ивана III. Отныне уйти от землевладельца крестьяне имели право только в недели, привязанные к Юрьеву дню: неделя до и неделя после осеннего Егория. Иван Грозный закрепил данные положения в Судебнике 1550 года. Отныне крестьяне на Руси потеряли право свободного ухода от помещика, а Юрьев день стал ассоциироваться с крепостным правом и получил негативную окраску.

Георгий стал одним из ранних христианских святых, который завоевал сердца верующих во всех странах и вдохновил множество художников на яркие выразительные полотна. Необыкновенной была вся жизнь святого Георгия. Житие рассказывает, что родился великомученик в 3 веке в Палестине, в городе Лиде. Его семья была очень богата и исповедовала христианство.

Святой отличался силой, мужеством и умом. Он стал тысячником и любимцем императора Диоклетиана. Когда начались гонения на христиан, он открыто встал на их сторону и раздал свое имущество бедным. За принадлежность к христианству его схватили и пытали. Пытки великомученика Георгия проходили 7 дней, но каждый день все раны чудом исцелялись.

Святому ломали кости, бросали в негашеную известь, пытали раскаленным железом, поили ядовитыми отварами – ничто не могло повредить ему. Также он держался во время пыток с небывалым мужеством и не отрекся от веры в Иисуса. Ему приснился Спаситель с золотым венцом на голове, который обещал ему рай.

Слуга записал сон мученика, как и его распоряжение отвезти его тело в Палестину. Предсмертным желанием святого стало посещение храма Аполлона. В храме Георгий осенил крестным знамением статую Аполлона, вынудив беса в статуе объявить себя идолом. После этого все идолы в храме разрушились.

Императрица Александра на коленях просила мученика простить грехи ее мужа – увиденные чудеса заставили ее обратиться в христианство. Диоклетиан велел казнить обоих: Георгия и императрицу Александру. Великомученик принял смерть с ясной улыбкой. Также известны посмертные чудеса Святого Юрия: воскрешение человека, воскрешение быка, битва с драконом.

Мощи Юрия хранятся в городе Лод в Палестине (это родной город мученика – Лидда). Над гробницей Юрия выстроен Храм Святого Георгия – храм Иерусалимской православной церкви. Меч святого хранится в Риме.

Житие Святого Георгия поразило сердца верующих во всем мире. Нашлось ему место и на Руси. В России Юрий существует как бы в двух ипостасях. В первой ипостаси Юрий – покровитель домашнего скота, защитник их от болезней, падежа и волков. Данной ипостаси Егория поклонялись крестьяне, увязывая дни его памяти с временем первого выгула скота и проведением денежных расчетов.

Также Егорий покровительствует земледельцам, поскольку имя мученика означает «земледелец». На день Святого Юрия освящают поля. Вторая ипостась святого – воин, отважный и преданный. В этой ипостаси святой покровительствует солдатам, мужественным и честным защитникам Родины.

Также Юрия считают покровителем путешественников. Некоторые племена цыган считают святого Георгия своим покровителем. В день святого Егория поздравляют именинников, а также всех знакомых. В поздравлениях на Юрьев день желают благополучия воинам, а также успехов в крестьянском труде, приплода и здоровья домашнему скоту.

На весеннего Егора впервые поет соловей и кукует кукушка. Важной приметой на Юрьев день считалось кукование кукушки. Кукование в голом лесу на весеннего Егора предвещает тяжелый год и для скота и для человека. Услышать кукушку, имея деньги в кармане – весь год иметь деньги.

Девушки спрашивали у кукушки, долго ли пробудут у отца. Молчание в ответ означало брак в том же году. Каждое кукование означало год, проведенный в отчем доме, в ожидании свадьбы. В Егоров день роса почиталась целебной. Ранним утром нужно было выйти на луг и умыться росой, поваляться в покрытой росой траве.

Императрица Екатерина Великая 26 ноября 1769 года учредила Орден Святого Георгия Победоносца. Орден имел 4 степени и мог быть пожалован офицерам и нижним чинам за проявленную храбрость, мудрость и мужество при защите Отечества. К ордену полагалась ежегодная пенсия. Орден мог быть отозван за порочащие поступки награжденного.

В 2000 году орден Святого Георгия восстановлен Указом Президента в РФ. Одновременно с орденом Екатерина учредила георгиевскую ленту. По описанию: шелковая лента из двух желтых и трех черных полос. Ленту носили в петлице, на шее или на перевязи. К ней также прилагалась пожизненная пенсия.

В 2005 году в Росси началась акция «Георгиевская лента» - в знак памяти подвига ветеранов Великой Отечественной войны. Девиз акции «Я помню, я горжусь». День святого Юрия – это день памяти Георгия Победоносного, известного своим мужеством и нерушимой верой.


Юрьев день (Егорьев день)

Егорьев день (Юрьев день) — 23 апреля — заменяет занесенное к нам из-за чужеземного рубежа первомайское празднование встречи весны-красавицы . «Пришел Егорий — и весне не уйти!», «Не бывать весне на Святой Руси без Егорья!», «Чего-чего боится зима, а теплого Егорья — больше всего!» — можно услышать во многих уголках русского простора.
Святой великомученик Георгий, живший в конце III века по Р. Х., считается покровителем стад и земледелия . Само греческое слово георгос, георгиос означает земледельца. Святой Георгий обыкновенно представляется на белом коне, поражающий копьем дракона. Ему приписывают спасение девицы от дракона в ливийских степях. Девушка была принесена в жертву, но Георгий поразил дракона копьем, когда тот уже разинул пасть и собирался проглотить ее. Дракон имеет таинственное значение: под ним подразумевают сокрушение языческого служения, на развалинах коего возродилась христианская церковь.
Георгий Победоносец в большом почете у русских земледельцев. В России он украшает еще государственный герб и в его честь есть один из важнейших военных орденов; его изображение выбивают с государственным гербом на деньгах
В Егорьев день домашние коровки, кони, овечки да козочки первый раз выходят на свежую травку после зимовки, хозяйки их вербной веточкой погоняют, пастухов угощают-одаривают, приговаривая:

Ты спаси нашу скотинку
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

На этом празднике пастухов веселятся все поселяне. Разыгрывались вечерние хороводы, пели песни, которые всегда оканчивались припевами о сохранении стада. В Тульской губернии выходили на засеянные поля служить молебен с водоосвящением. После чего мужчины и женщины катались по росе на полевых межниках. Кто по Юрьевой росе покатается, будет, — гласит поверье, — «силен и здоров, что Юрьева роса». Наберется, бывало, деревня силы-здоровья от Юрьевой росы, а наутро — за яровой сев. А и чудесные же свойства у этой росы: ею до сих пор пользуются знахарки — вещие бабки — «от сглаза, от семи недугов». Эта же роса, по орловскому поверью, просам на пользу идет: «На Егория роса — будут добрые проса!»
В день Егория повсюду совершаются молебны, которые заканчиваются семейным угощением . Волка, пироги и яйца составляют непременное кушанье, кроме других яств, которые приготовляются по желанию и благосостоянию хозяев. Лучшим угощением считались пироги-дерунчики да мирская яичница .
Дерунчики — это пироги с первой весенней зеленью. В старину для начинки собирали молодую крапиву, сныть, редиску вместе с листьями, ревень и папоротник, медуницу, лесной клевер «заячью капусту». Сегодня можно предложить любую зелень, особенно сочную, как сельдерей, вкусную, как щавель, и витаминную, как листовой салат. Нам нужно 2-3 стакана нарубленной зелени. Тесто дрожжевое: в подогретое молоко (0,5 стакана) добавить разведенные дрожжи (30 г «живых» или 0,5 пакетика сухих), муку (3 стакана), чуток соли и сахара. Форма пирожков обычно длинная, похожа на палочку. Мы раскатываем прямоугольник, посредине выкладываем полоску зелени, завертываем с боков и защипываем по центру, сверху вилочкой накалываем узор и смазываем сладким чаем. Пусть постоит в теплом месте минут 20, и пожалуйте в духовку. Есть еще вариант — сразу смешать тесто и зелень, тогда получатся булочки витаминные.
Чтобы перекусить на природе, делали общую, мирскую яичницу.
Иногда готовили прямо на месте гулянья, но чаще делали дома нечто похожее на закрытый бутерброд сразу для всей компании. Представьте, как пышный свежевыпеченный каравай разрезают по кругу, кладут на дышащий хлеб молоденький зеленый лучок и всякую другую зелень, перекидывают со сковородки огромную шкворчащую яичницу с сальцем, а то и 2-3 яичницы этажами, но с зеленной прослойкой. Всю красоту присыпают крупной солью и закрывают румяной каравайной корочкой. А пахнет! Это вам не пицца худосочная. Такой хлеб заворачивали в большую салфетку или полотно, а затем в скатерть-столешник.
Но вот все угостились, теперь и поиграть можно.
Есть в России местности, куда приводит Егорий-вешний и свои особые игрища, являющиеся отголоском старины. Таков, например, обычай «вождения Юрия», состоящий в том, что всей деревнею выбирают красны девушки молодого красивого парня, обшивают его зелеными венками и кладут ему на голову большой круглый пирог, убранный цветами. Толпою идет деревенская молодежь в поле, оглашая воздух припевами, обращенными к святому Юрию. Трижды обходят красные девушки с молодыми парнями засеянные поля. Потом разводится на перекрестке межников небольшой костер — в виде кольца, посреди которого кладется на землю принесенный пирог. Все пришедшие садятся с песнями вокруг костра, начинается дележ пирога: каждому должно достаться хоть по малому кусочку. Кому из девушек достанется в пришедшемся на ее долю куске больше всех начинки — та выйдет по осени замуж. Доев пирог, молодежь возвращается по своим дворам, приплясывая да припеваючи:

Мы вокруг поля ходили,
Мы Егора-свет водили,
Мы Егория кликали... и т. д.

Весной игры были особенные: беговые, с прыжками, с топотом, чтобы будить землю . Даже день такой был игровой — «Розбрыки». Лучше всего это получается во время игры «Горелки». Еще хочется напомнить про «чехарду», «вышибалы», «цепи». Взрослые тети и дяди, не вы ли у своей школы всю землю расчерчивали под «классики»? А как крутили «удочку» — узелок с песком на веревке, — и если ты зазевался, не перепрыгнул, задел за веревку, то уже стоишь в стороне и все равно следишь за «удочкой», и все равно автоматом подпрыгиваешь. Потом носились в «третий лишний», «кошки-мышки», в прятки.
После Егорьева дня поселяне принимались сеять рожь, ячмень и овес, и вообще это время начала всем полевым работам.

Встреча бойцов по смешанным единоборствам в легком весе, выступающих под эгидой UFC, действующего чемпиона Хабиба Нурмагомедова (Россия) и временного чемпиона Дастина Портье (США) состоится в рамках турнира "UFC 242", который будет проведен в Абу-Даби, столице Объединенных Арабских Эмиратов.

Россиянин Хабиб Нурмагомедов вернется в восьмиугольник, чтобы побороться за объединение "легких поясов". При этом, по словам отца Хабиба, встреча не будет спокойной прогулкой, поскольку Портье заслужил право на этот бой по спортивному принципу и нельзя принижать его достоинства.


То есть, дата боя Хабиба Нурмагомедова и Дастина Портье:
* 7 сентября 2019 г.

Хотя, конечно же, не все родительские дни приходятся на субботу. Так, первый родительский день после Пасхи в 2019 году, который называется Радоница, проводится во вторник через неделю после Светлого Христова Воскресенья.


Пасху православные верующие отмечали в 2019 году 28 апреля, соответственно Радоница приходится на 7 мая 2019 года .

То есть, какого числа будет Радоница (родительский день после Пасхи 2019 года):
* во вторник 7 мая 2019 г.

В некоторых российских регионах дата 7 мая 2019 года объявлена выходным днем. С учетом майских праздников, в начале мая 2019 года у жителей этих регионов будет 10 выходных дней.

Ураза-байрам в 2019 году - выходной или рабочий день:

В некоторых регионах страны первый день Ураза-байрам (в 2019 году - 4 июня) является официальным нерабочим днем, дополнительным выходным.

Отдыхают в честь праздника следующие регионы РФ:
* Республика Адыгея.
* Республика Башкортостан (Башкирия).
* Республика Дагестан.
* Кабардино-Балкарская Республика (Кабардино-Балкария).
* Карачаево-Черкесская Республика (Карачаево-Черкессия).
* Республика Крым.
* Республика Татарстан.
* Чеченская Республика.

В перечисленных регионах вторник 4 июня 2019 года является выходным днем, а понедельник накануне (3 июня 2019 года) - коротким рабочим днем.

ЕГОРИЙ ВЕЛИКИЙ

Это - один из самых популярных сельскохозяйственных праздников. Множество пословиц и поговорок связано с этим днём: "На Егория вешнего только ленивая соха не выезжает в поле"; "Юрий работу начинает, Юрий (зимний) и кончает”; "Храбрый ты наш Егорий, ты паси нашу скотину в поле, и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого".

Так как Егорий считался покровителем и заступником скота, то в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище, на,так называемую,"Егорьеву росу". Выгоняли скот прутьями вербы, сохранившимися от Вербного воскресенья. К важному этому событию из хлебного теста готовили символические изображения коров, лошадей и других домашних животных; такие же изображения изготовлялись к этому дню и из глины. В народе верили, что 6 мая (23 апреля по ст.ст.) сам святой Георгий незримо выезжая на своём белок коне в поля, чтобы охранять скотину от хищных зверей и всякой другой напасти.

Покровительствуя скоту, внимательно следит Георгий за работой пастухов, тех, от кого зависит благополучие скота. Отсюда и возник древний обычай: отпуская пастухов в этот день на пастбище, их окачивают холодной водой - чтоб были бдительнее и не дремали. Часто приговаривали и сами пастухи, также возлагавшие большие надежды на помощь святого Георгия: "Хоть все глаза прогляди, а без Егорья за скотом не уследишь".

Праздник святого Георгия в народном восприятии - это весеннее празднество земли (недаром имя "Георгий” в переводе о греческого означает "земледелец"). Отсюда и множество поговорок о радостном "Побуждении земли: "Егорий землю отмыкает"; "Егорий весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет"; "Егорий храбрый - зиме ворог лютый"; "Пришел Егорий, и весне не уйти".

В православном календаре этот дань - тоже очень важная дата. С именем святого Георгия, по преданию зверски замученного при императоре Диоклетиане, связано множество ярких легенд, на протяжении многих столетий поражавших воображение православных христиан.

Самая известная на них, та, которая и создала прославленный многочисленными иноками зримый образ святого, - это предание о том, как святой Георгий победил змея, в течение долгого времени жучившего жителей Бейрута. Змей этот обитал в озере, неподалеку от города, и, выходя из своего логова, похищал многих людей, пожирая их затем в глубинах озера, а воздух города и его окрестности заражал своим зловонным дыханием, отчего в стране этой жители умирали от мучительных болезней.

Много раз выходили отважные воины на битву со змеем, но всякий раз бывали побеждены им, а растерзанные трупы их поглощали волны страшного озера. И вот граждане Бейрута собрались и устроили совет, как им избавиться от кровожадного чудовища. Но не могли найти ответа. И тогда некий маг и волшебник подсказал им, что озёрный гад тогда лишь успокоится и перестанет поганить землю бейрутскую, когда жители города согласятся каждый день по жребию отдавать ему своих сыновей и дочерей.

Поверили несчастные обитатели Бейрута магу и поклялись исполнять его совет. Царь же бейрутский, чтобы скрепить эту клятву своим словом, сказал своим подданным, что когда дойдёт до него черёд, то и он отдает свою единственную прекрасную дочь ненасытному чудищу. На том и порешили. Каждый день отсылали жители города на берег, озера юношу или девушку, и каждый день пожирал змей свою новую жертву, оставляя родителей её в неутешном горе и слезах. Вот дошла очередь до царского дома. И не мог царь нарушить своя царскую клятву.

Горько оплакивая свою единственную дочь, нарядил он её в красивейшие одежды, украсил драгоценнейшими камнями и отвёл на берег озера в урочное место. Сам же с большой свитой и толпами опечаленного народа отошел на безопасное расстояние от проклятого озера. И вот в этот момент, когда из вспенившихся черными валами вод, появился готовый сожрать новую жертву змей, свершилось чудо - неизвестно откуда прискакал на белом коне юноша с золотым копьём в руке. Обратившись к царевне, которая уже приготовилась к смерти, он сказал:"Не бойся, царевна, потому что именем Бога истинного спасу я тебя от змея.

Осенив себя крестным знаменем, ринулся юный воин на чудовище, ударил его копьём в горло, проколол его и прижал к земле, конь же потоптал чудище ногами. Отважным этим ратником и был святой Георгий Победоносец. Поразив змея, он велел царевне связать змея своим поясом и отвести в город как покорного пса, что та и сделала.

Жители Бейрута, видя эту процессию, в ужасе стали разбегаться, но змей уже был лишен своего колдовского могущества и не мог больше причинять людям никакого вреда. После этого святой Георгий умертвил змея мечом посреди города, а жители сожгли труп чудовища за пределами городских стен. Многие же из них приняли христианство, и с тех пор город этот не подвергался нападениям злобных чудовищ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.