7 месячный ребенок развитие. Тест на развитие малыша. Что умеет малыш

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев? В этом возрасте хорошо закрепляются навыки, усвоенные ранее, - переворот на живот со спины, уверенное удерживание головы, координация движения «глаза-руки». Что появляется нового? Как развивается мелкая и крупная моторика, мышление, эмоции, речь?

Родители могут наблюдать, как семимесячный малыш начинает не только сидеть, но и делает первые ползательные движения. Они пока что несовершенны, грудничок может перемещаться медленно, по-пластунски или угловатыми рывками. Эти движения говорят о том, насколько окрепли мышцы рук, ног, спины, шеи. Но двигательная активность обусловлена потребностью малыша открывать для себя новое пространство, изучать действия и свойства предметов.

Двигательная активность и моторные навыки

Что должен уметь 7 месячный ребенок? Какими новыми движениями овладевает? Какие старые навыки закрепляются?

  • Положение лежа на животе. В полгода грудничок научился опираться не на предплечья, а на таз и раскрытые ладони, которые теперь плотно соприкасаются с поверхностью. Упражнение «лодочка» и удерживание равновесия на животе с приподнятыми руками и ногами совершенствуется. Теперь малыш может пробыть в этом положении дольше, чем раньше. Появляется и новшество. Можно провести такой эксперимент. Ребенку, лежащему на животе, предлагают игрушку. Малыш приподнимет одну руку, чтобы схватить игрушку, а на другую ладошку будет опираться. В таком положении грудничок может удержаться несколько секунд.
  • Виртуозный переворот со спины на живот и первые попытки ползания. Что должен уметь ребенок в семь месяцев? В этом возрасте переворачивание на живот становится ловким, быстрым и целенаправленным. Сначала грудничок будет тренироваться переворачиваться на одну сторону, но через несколько недель попробует это сделать и на другую сторону. Умение переворачиваться на живот важно для развития дальнейших навыков, поскольку именно из этой позиции малыш впервые встанет на четвереньки и начнет ползать. Уже в 7 месяцев можно наблюдать первые попытки приподниматься на четвереньки и передвигаться. В этом положении кроха еще раскачивается, ползание напоминает рывковые движения.
  • Положение сидя. Некоторые семимесячные груднички сидят довольно уверенно, уже не заваливаются набок. Но если малыш в этом возрасте еще не садится, это в пределах нормы. Примерно до 9 месяцев формируется этот навык. Как узнать, на какой стадии формирования это умение? Для этого нужно приподнять малыша, лежащего на спине, за ручки и усадить. В этом положении грудничок опирается на руки и удерживается несколько секунд, после чего может наклониться вперед или в сторону. Такие тренировки должны быть регулярными, но непродолжительными. Не рекомендуется усаживать ребенка надолго, обкладывая его подушками и одеялами. Навык сидения должен формироваться естественным способом. Если форсировать события, можно навредить формированию позвоночника. Во сколько месяцев можно сажать девочку и мальчика, и есть ли в этом какая-то принципиальная разница, читайте в других наших статьях.
  • Игра с собственными ногами. Если раньше объектом внимания были собственные руки, теперь возникает интерес к ногам - стопам и коленкам. Малыш настолько гибкий, что с легкостью может попробовать свою пятку на вкус.
  • Вертикальное положение и опора ног. Реакция опоры ног наблюдалась и ранее. Но теперь появились новые движения. Если ребенка взять под мышки и поставить на твердую поверхность, он не только выпрямляет коленки, но и начинает подпрыгивать. Пружинистые движения чем-то напоминают танец, и кроху это новое открытие чрезвычайно забавляет. Он может приседать глубже на корточки, отталкиваться, останавливаться, совершать шаговые движения. Не все дети при опоре на ноги делают пружинистые движения. Но кроху можно подтолкнуть к освоению этого навыка при помощи игры: многократно поднимать ребенка над поверхностью и опускать, сопровождать эти движения потешками.
  • Хватание и удерживание предмета. Нужно усадить малыша к себе на колени и на обеих ладонях предложить ему два одинаковых предмета небольшого размера (кубики, игрушки). При этом младенец не должен отвлекаться на посторонние объекты и шум. Малыш в 7 месяцев должен уметь брать игрушки в одну и другую руку. Если грудничок взял только один предмет, нужно предложить ему второй, пододвинув ладонь поближе к нему. Это упражнение показывает, насколько симметрично развивается навык захватывания и удерживания предмета.
  • Развитие мелкой моторики. Пальчики грудного ребенка становятся все проворнее. Кроха может совершать некоторые тонкие движения, которые говорят о нормальном психическом и физическом развитии. Семимесячные дети любят нажимать кнопки, их любимой игрушкой может стать пульт от телевизора. Если раньше грудничок захватывал предмет всей ладошкой, то теперь способен удерживать небольшой круглый предмет (например, шарик диаметром до 3 см) одними только пальчиками. Важно, чтобы пальцы левой и правой руки работали одинаково. В этом возрасте взрослым нужно следить, чтобы ребенок не засовывал в рот мелких предметов, поэтому их лучше убирать с поля зрения малыша, не давать игрушек с мелкими деталями.
  • Удерживание ложки в руке. В этом возрасте грудничок хорошо удерживает бутылочку в обеих руках, а за обедом может орудовать ложкой. Конечно, в этом возрасте кроха не умеет самостоятельно есть, у него не настолько развита координация движения «рука-рот». Первые попытки заканчиваются размазыванием каши по лицу и кормлением собственного уха, глаза или носа.

У детей грудного возраста интенсивнее развивается правое полушарие, которому соответствует левая рука. Правое полушарие - это воображение, творческое мышление. А левое (соответственно - правая рука) отвечает за логику, рациональное мышление. Следует одинаково развивать и нагружать как правую, так и левую руку. Захват мелких предметов и удерживание их пальчиками - важный для интеллектуального развития навык. В этом возрасте уже можно наблюдать, что какая-то рука рабочая и более активна.

Психоэмоциональное развитие и восприятие мира

В 7 месяцев дети умеют выражать позитивные и негативные эмоции. Они испытывают радость от движения и удачных действий, которые дают желанный результат. Но при неудачах ребенок плачет, нервничает. В этом возрасте дети уже способны «обижаться» на конкретные действия взрослых.

  • Привязанность к близким. Грудной ребенок эмоционально привязан к тому взрослому, который чаще всего с ним находится. В первую очередь - это мама и папа. Но также ребенок охотно общается со всеми родственниками, которых он часто видит. Коммуникативные навыки расширяются. Дети не только улыбаются и смеются, но также могут показать ручкой «пока», кивнуть, осознают, когда их хвалят или что-то запрещают. В 7 месяцев у грудных детей нарастает осторожность по отношению к незнакомым людям. Далеко не каждый малыш добровольно пойдет на руки к незнакомцу. Первая реакция грудничка - оценивание человека, после чего он может ему улыбнуться, а может и расплакаться в ответ.
  • Интерес к игрушкам. Если раньше кроха был пассивным наблюдателем, то теперь он предпринимает активные действия, чтобы овладеть игрушкой. Можно провести такой эксперимент. Выложить ребенка на живот и на небольшом расстоянии перед ним положить яркую игрушку. Новый объект в поле зрения дает стимул для двигательной активности и хорошо развивает навык ползания. Малыш будет стремиться захватить игрушку. Если у него не получится этого сделать, может возмутиться, проявить негативные эмоции.
  • Интерес к действиям. Раньше кроха с удовольствием рассматривал лица близких людей. В 7 месяцев малыш умеет угадывать эмоции, настроение взрослых по выражению лица, мимике, интонации. Теперь его внимание переключается на действия, которые выполняют взрослые. Ему интересно, как мама складывает одежду, моет полы, вытираете пыль, убирает игрушки и т.п.

Семимесячный малыш становится подвижным и ловким. Чтобы обезопасить кроху от падений с высоты, игровое пространство организовывают либо в закрытом манеже, либо на полу, постелив коврик. Расширение пространства важно для психомоторного развития малыша.

Лепетная речь малыша в 7 месяцев

Речевые навыки ребенка в 7 месяцев совершенствуются. Дети этого возраста хорошо знают, как их зовут, понимают значения многих слов. Благодаря ежедневным речевым тренировкам и общению с близкими, лепет приобретает ритмический рисунок родной речи.

  • Слоговые цепочки. Из усвоенных ранее гласных и согласных звуков грудничок воспроизводит однотипные и разнотипные слоги. Можно слышать такие вариации: «ма-ма», «да-да», «та-та», «ба-ба», «дай-дай», «йэ-йэ», «ге-хе», «ме-ме», «грр» (с гортанным «р») и другие комбинации звуков.
  • Ударение и интонации. Ребенок выделяет некоторые слоги из потока речи ударением, делает паузы, также произносит слоги и звуки с разной силой и интонацией.

Лепет семимесячного грудничка становится эмоционально окрашенным, приобретает коммуникативную функцию. Малыш может лепетать, когда сильно чем-то увлечен, играет самостоятельно, но чаще всего эмоциональность в речи включается при общении с близкими людьми.

Что может ребенок в 7 месяцев? Важные моторные навыки этого возраста: удерживание равновесия на животе при опоре на одну руку, пружинистые, «танцевальные» движения в вертикальном положении, попытки самостоятельно садиться, удерживание пальчиками мелких предметов. Также наблюдается расширение эмоциональной сферы, развитие коммуникативных навыков, эмоциональная привязанность к близким, совершенствование лепетной речи.

Распечатать

Ваш малыш стремительно растет. Ведь правильно говорят, что за первый год жизни ребенок успевает столько, что нам взрослым для этого надо минимум 10 лет. Давайте узнаем, что должен уметь ребенок в 7 месяцев.

В семь месяцев рост мальчиков составляет от 65 до 75 см, а девочек немного меньше и колеблется в пределах от 63 до 74 см.

Вес мальчиков так же немного больше, чем у девочек и составляет 7,6 – 8,9 кг (мальчишки) и 7,3 -8,4 кг (девчонки). Прибавка в весе составляет приблизительно 600 грамм. Эти показатели тоже могут колебаться в зависимости от наследственности ребенка и типа питания ().

Практически все дети такого возраста имеют зубы: два верхних и два нижних. Но бывают ситуации, когда зубы появляются позже, это тоже вариант нормы.

Грудная клетка у малышей увеличивается в размере и тело теперь становится более пропорциональным.

Зрение ребенка улучшается и теперь малыш все видит в полном цвете.

Двигательная активность малыша

Возросшая подвижность – главная особенность этого возраста даже по сравнению с предыдущими месяцами. Теперь нужно следить за крохой ежеминутно, ведь он уже сидит и многие начинают активно ползать.

Вот что умеет делать ребенок в 7 месяцев:

  1. Из положения лежа на спине с легкостью совершает переворот на живот и обратно;
  2. Сидит самостоятельно, но некоторым деткам еще нужна опора (особенно это касается девочек, они садятся немного позже и торопить их не стоит);
  3. Некоторые малыши в этом возрасте начинают ползать, вперед или назад, бывает по -разному;
  4. Бывают и такие детки, которые пытаются встать. Однако это нельзя назвать преимуществом. Рано поднимать ребенка не надо: он сам даст понять, когда придет время. Раннее вставание может привести к искривлению опорно-двигательного аппарата;
  5. Кисти рук уже достаточно развиты. Они захватывают предметы. Малыш перекладывает их из рук в руки.

Эмоциональное развитие ребенка в 7 месяцев

  • Появляется сильная привязанность к одному из членов семьи, чаще это мама, так как именно она проводит больше всего времени с малышом. Ребенок расстраивается, если мама уходит или исчезает из поля зрения;
  • Боится незнакомых людей. Даже может расплакаться, если кто-то неизвестный попытается заговорить или взять его на ручки. Об этом есть интересное видео, которое я предлагаю вам посмотреть:

  • Ребенку нравится здороваться или прощаться, махая ручкой. Все эти действия доставляют огромное удовольствие крохе;
  • Понимает слово «нет» или «нельзя». И очень расстраивается, если что-то запрещают;
  • Показывает пальцем на предмет, который интересует;
  • Очень нравится смотреть на себя в зеркало;
  • Нравится слушать музыку и даже подпевать, издавая разные звуки.


Речевое развитие

В 7 месяцев ребенок начинает понимать, о чем говорят окружающие его люди. Эта способность, начало речи ребенка. Умственное развитие малыша тесно связано с его речевыми навыками.

  1. Деткам очень нравится лепетать и звуки с каждым днем усложняются. Малыш не только гулит и лепечет, выражает интонацией свое отношение, но и пытается подключить жесты. Поэтому родителям нужно учить малыша новым способам общения;
  2. Подражает звукам;
  3. Нравится слышать свое имя;
  4. Научился цокать языком;
  5. Может произносить двойные слоги типа: МА-ПА-ДА. Поэтому родители иногда говорят, что ребенок сказал первое слово.

Игры ребенка

Все мы знаем, что игра это самое лучшее обучение. В семь месяцев кроха может:

  • Играть в «Ладушки», «Сороку -ворону» с помощью мамы;
  • Находить спрятанный под салфеточкой предметы;
  • Учится собирать пирамидки и кубики;
  • Смотрит за взрослыми и повторяет их действия. Например, берет ложку и пытается есть;
  • Нравится смотреть книги с большими и яркими картинками. А если при этом мама будет озвучивать героев книги, например, мычать как корова, или лаять как собачка, ребенок придет в невероятный восторг;
  • Очень нравится трясти погремушками и нажимать на клавиши музыкальных инструментов, слушая разные звуки;
  • Любят все попробовать «на зуб». Каждый предмет, попавший в руки, сначала надо облизать.

Родители, обязательно развивайте своего ребенка, общайтесь с ним. Он должен чувствовать, что нужен вам. Если малыш еще не разговаривает, это не означает, что в его присутствии можно молчать или, не обращая на него внимания, смотреть телевизор. Иначе в будущем вы получите отставание в речевом развитии.

Для развития речи чаще говорите с крохой, стимулируйте его лепет, выражайте различные интонации, отчетливо выговаривайте звуки. Все это способствует развитию мозга и речи в дальнейшем.

Стучите по предметам, при этом приучайте стучать ручками по очереди. Эти действия стимулируют реакции сообщения между двумя полушариями. В развитии мелкой моторики хорошо помогают пальчиковые игры.

Режим дня ребенка в 7 месяцев

Конечно, все детки разные и очень сложно выработать одни правила для всех. Ведь есть малыши жаворонки, как и совы, которые любят долго поспать. Но предлагаю вам приблизительную таблицу режима дня малыша: сколько малыш спит, а сколько бодрствует согласно своему возрасту.


Питание

Вопрос о прикорме, который остро возникает к полугодовалому возрасту ребенка, отошел на второй план. Если прикорм начинался с кисломолочных продуктов, к 7 месяцев малыш уже ест кефир, можно пробовать слабенькие молочные кашки (например, гречневую).

Если прикорм начинался с фруктовых и овощных соков, разрешено пробовать кефир. Каши лучше начать с 7-8 месяцев.

Грудное молоко занимает в рационе ребенка все меньшее место. И все же без причины от него пока лучше не отказываться, поскольку кроха пока только начинает осваивать взрослую пищу, и ему необходима поддержка иммунитета.


Можно и нельзя

Поскольку в семь месяцев ребенок начинает активно двигаться, важно оборудовать для него игровую зону, чтобы избежать травматизма. Постелите на пол мягкий ковер и огородить игровое пространство подушками или другими мягкими предметами.

Положите игрушки, развивающий коврик. Так вы убережете малыша от падений и травм, а сами сможете заняться другим делом, на время оставляя кроху одного и не боясь за его здоровье.

Если полностью оградить кроху не получается, четко определите сферу запретов. В день должно звучать не более трех таких «нельзя!». Если повторять это слово постоянно, малыш привыкнет, и запрет не будет для него значимым.

Не следует строить жизнь повзрослевшего ребенка только из запретов. Если кроха тянется к некоторым бытовым предметам, разрешайте брать те, которые не принесут ему вреда.

Например, если малыш стянул покрывало или полотенце, взял ложку, дайте ему вволю наиграться. Рассыпанная в кухне крупа тоже может стать предметом исследования, но игра с ней требует присутствия и контроля взрослых.

Так что разрешайте малышу исследовать этот мир. Такое познание в младенческом возрасте обеспечит развитые навыки и эмоции в старшем возрасте.

Следует обратиться к врачу

Помните, что все дети развиваются по разному. Не стоит мерить ребенка по общему плану.

Обязательно проконсультируйтесь с педиатром, если заметили следующее у своего малыша в 7 месяцев:

  • Не проявляет привязанности к маме или воспитателю, который больше всего проводит времени с ребенком;
  • Не реагирует на звуки вокруг себя;
  • Не пытается получить предметы, находящиеся в его досягаемости;
  • Не издает никаких звуков;
  • Не смеется и не визжит;
  • Не переворачивается с живота на спину и наоборот;
  • Кажется очень напряженным, мышцы плотные, как камень;
  • Или наоборот, ребенок очень мягкий и пластичный, как кукла.

Развитие недоношенного ребенка в 7 месяцев

Отдельной темой идет развитие деток, которые родились немного раньше положенного срока. В этом возрасте их нельзя сравнивать с детками, родившимися в срок. Поэтому давайте рассмотрим особенности.

К семи месяцам у недоношенного малыша вес увеличивается практически в три раза, по сравнению с начальным весом. Если сравнить двух деток, то внешне недоношенный малыш по размерам будет напоминать 3-4 месячного ребенка.

К семи месяцам, при надлежащем уходе, ребенок может следующее:

  • переворачиваться со спины на животик и обратно;
  • отличает чужих от своих;
  • узнает голос мамы;
  • удерживает игрушку в руке;
  • гулит, издает разные звуки, агукает.

При надлежащем уходе и хорошем наборе веса к годику вы уже не сможете отличить недоношенного ребенка от своих сверстников.

Конечно, от вас требуется немного больше: постоянное посещение педиатра и невропатолога, соблюдение всех рекомендаций, массаж, плавание. А вот доктор Комаровский рекомендует как можно больше находиться рядом с малышом: носить, обнимать его, наладить тактильный контакт.

Хорошо сказывается на развитии недоношенных деток грудное вскармливание, если вам удалось его наладить. Кормите так своего малыша минимум до года.

;

Масса ребенка 7 месяцев - в среднем 8–9,5?кг. При этом, если ориентироваться на специально разработанные для оценки физического развития детей таблицы (называемые центильными), допустимы колебания массы от 7,4 до 9,9?кг у мальчиков и 7,2–9?кг у девочек. По окончании седьмого месяца кроха «тяжелеет» в среднем на 600 г, увеличивая при этом свою массу с момента рождения примерно на 4,9?кг.

Рост малыша в возрасте 7 месяцев равен в среднем 67–71?см, за месяц кроха вырастает на 2?см. В целом за первые 7 месяцев жизни рост ребенка увеличивается примерно на 17?см.

Время прогулок

В теплое время года мама с малышом могут много времени днем проводить на свежем воздухе, возвращаясь домой только в часы кормления. В зимнее время прогулки отменяются при температуре воздуха ниже –15 С. Проливной дождь, резкий ветер также не способствуют выходу на улицу. Заменить прогулку в ненастные дни может недолгое пребывание крохи в коляске на веранде или застекленном балконе.

Сон и бодрствование

На 7 месяце малыш может спать ночью без перерыва. Продолжительность ночного сна составляет примерно 10 часов. Некоторые дети ненадолго просыпаются: груднички могут «настаивать» на прикладывании их к маминой груди, а искусственники – просить бутылочку с молочной смесью или водичкой. Следует отметить, что сосание ребенком материнской груди ночью стимулирует выработку грудного молока; лактация у женщин, сохраняющих ночные кормления, продолжается дольше, чем у молодых мам, которые от них отказываются.

В дневное время кроха отдыхает 2 раза примерно по 1,5–2 часа.

Внимание, опасность!

Следует помнить об опасности мелких предметов, которые малыш может найти во время своих перемещений. Подозрение на попадание таких предметов в носовые ходы или трахею ребенка требует немедленного обращения за медицинской помощью. Настороженность должны вызвать внезапное изменение характера дыхания малыша (одышка, появление свистящего звука, хрипов), цвета кожи (синюшность лица), раздувание крыльев носа.

В семье, где есть маленький ребенок, взрослым необходимо быть очень внимательными. Следует помнить о том, что любопытный малыш может открыть нижние дверцы шкафов и добраться до их содержимого, может оказаться вблизи открываемых в этот момент дверей. Объекты повышенной опасности – лестницы, острые углы (в том числе мебели), низкие столики с посудой, а также свисающие со столов края скатертей, которые могут привлечь внимание крохи. В местах, доступных малышу, не должны находиться предметы бытовой химии и лекарства!

Что умеет малыш?

Речевое развитие. На седьмом месяце жизни ребенок произносит гласные и согласные звуки. Появляется лепет – многократное однотипное повторение простых слогов типа «ба», «ма», «па» и т. д. Лепет часто имеет эмоциональную окраску; легко можно понять, что кроха чем-то раздосадован или, наоборот, доволен.

Для развития малыша «лепетный» период очень важен, поэтому взрослые могут «провоцировать» кроху на произнесение слогов, повторяя их вместе с малышом.

Эмоции. Проявление эмоций малыша становится разнообразнее. Кроха может выражать радость, улыбаясь и смеясь, неудовольствие (например, если ему не дают приглянувшийся предмет). Выражая различные эмоции, младенец привлекает внимание взрослых. Ребенок уже настолько «большой», что может иметь определенное настроение!

Малышу комфортно в окружении знакомых людей, а вот присутствие чужих может испугать его.

Навыки и умения. К концу седьмого месяца жизни большинство малышей с удовольствием ползают. Причем часть детей сначала ползает не вперед, а назад, что абсолютно нормально: пройдет совсем немного времени – и малыш будет ползать в разных направлениях (и вперед, и назад, и в стороны).

Перемещаясь «на четвереньках», кроха может быть довольно проворным, поэтому забот у родителей явно прибавится: нужно следить за тем, чтобы на пути малыша не встретилось опасных преград. Задачу облегчает помещение ребенка в детский манеж, но не все дети относятся к такому ограничению свободы с пониманием. Малышам нравится исследовать взрослый мир, поэтому попытки ограничения его передвижения могут вызывать неудовольствие, в том числе плач крохи.

В этом возрасте большинство детей умеет сидеть без опоры. Некоторые малыши сидят, опираясь одной или двумя ручками, но их спинка уже выпрямлена.

Кроха тянется за заинтересовавшей его игрушкой, активно берет ее в руку. Малыши любят стучать игрушкой об стол или пол, их привлекают музыкальные игрушки. Как и в предыдущие месяцы, ребенок закрепляет свои знания о предметах, пробуя их «на зуб»; малыш тянет в рот игрушки и заинтересовавшие его предметы, кусая их деснами.

Некоторые дети к концу 7 месяца могут вставать на ножки, опираясь на бортик манежа или детской кроватки в течение непродолжительного времени.

На 7 месяце жизни малыш уже знает некоторые предметы из своего окружения. Конечно, он пока не может произнести их названия, но на вопрос взрослого, где же находится любимая игрушка малыша (мишка, собачка и т. д.), ребенок может «поискать» глазами хорошо знакомый ему предмет.

Возможно, вам будет интересна статья "Грудное вскармливание: от рождения до года " на сайте mamaexprt.ru

Питание крохи

Если до полугода здоровому малышу вполне достаточно было получать мамино молоко или адаптированную молочную смесь для «искусственников», то на 7 месяце жизни одного «молочного» питания для полноценного роста и развития крохи будет явно мало. Пришло время введения блюд прикорма. С какого из них начать – с овощного пюре или каш – определяет врач-педиатр, основываясь на темпах физического развития малыша (так, более «худенькие» дети начинают есть кашу, а не овощное пюре), особенностях стула ребенка (малышам, склонным к запорам, лучше начинать прикорм с овощного пюре).

Каждый прикорм требует привыкания к нему малыша, поэтому на полное введение как каши, так и овощного блюда отводится не менее 7–10 дней. Ребенку предлагают новое блюдо начиная с минимальных объемов – половинки чайной ложки, постепенно доводя объем до максимального (150 г в сутки). Прикормы вводятся последовательно, а не одномоментно. Это также дает возможность ребенку адаптироваться к новому продукту. Начинать вводить новые блюда прикорма в рацион крохи лучше в первой половине дня, чтобы отследить его реакцию.

Все новые продукты предлагаются малышу до его привычной пищи. Так, если ребенок находится на грудном вскармливании, то в начале кормления он получает кашу (или овощное пюре), а затем – мамину грудь. Тот же порядок соблюдается при вскармливании молочными смесями.

Таким образом, если все идет по плану и введение прикормов не нарушалось какими-то обстоятельствами (например, болезнью), то к концу 7 месяца жизни в рационе ребенка должны присутствовать каша и овощное пюре.

Стул и мочеиспускания

У большинства детей данного возраста стул ежедневный, однократный. У здоровых малышей возможны непостоянные эпизоды задержки стула (на сутки) или его учащения (до 2–3 раза в день). Временная неустойчивость стула в возрасте малыша более полугода может быть связана, в том числе, с введением прикормов. Вместе с тем именно на характер стула обращает внимание врач-педиатр, решая, какой из прикормов вводить малышу. Так, при склонности к запорам овощной прикорм будет предпочтительнее. Мочится кроха в среднем 10–12 раз в сутки.

Каких врачей нужно посетить

В возрасте 7 полных месяцев ребенка должен осмотреть педиатр детской поликлиники. При необходимости могут быть назначены консультации «узких» врачей-специалистов. Плановые вакцинации в этом возрасте не предусмотрены. Если они проводятся, то это вакцинация по индивидуальному графику малыша.

Прорезывание зубов

Начиная с возраста 6 полных месяцев у малыша могут прорезаться нижние резцы (молочные зубки, располагающиеся по центру нижней десны). Процесс прорезывания часто сопровождается беспокойным поведением крохи (он капризничает, плачет, отказывается от еды, чаще, чем обычно, просится к маме на руки, плохо спит и т. д.). Малыш может «покусывать» кулачки, тянуть в рот игрушки, «почесывая» ими разбухшие десны, которые могут чесаться, зудеть или болеть.

Малыш изменяется день за днем. Он получает новые умения и учится воспринимать окружающий мир. Он ведет себя, как полноправный член семьи. Развитие ребенка в 7 месяцев протекает очень активно, грудничок много двигается, получает новое питание. Теперь от мамы требуется всегда быть на страже его безопасности.

  • Малыш уже умеет ползать. Впрочем, если ребенок пока не научился ползать, это не считается отклонением от нормы. В некоторых случаях дети сразу начинают ходить, минуя этап ползания. В любом случае необходимо выполнять с малышом упражнения для развития навыков ползания. Например, когда младенец лежит на животе, положите впереди него интересный предмет, затем приставьте свою руку к ножкам ребенка, чтобы он мог оттолкнуться и ползти.
  • Грудничок может уже сидеть. Если это не так, следует обратиться к детскому врачу, чтобы он порекомендовал физиологические процедуры или массаж. Это поможет крохе начать садиться.
  • Находясь возле деткой кроватки, ребенок попробует удерживаться за нее и стоять на ножках. Но самостоятельно стоять без поддержки он пока не умеет.
  • В семь месяцев грудничок проявляет сильную привязанность к маме. Если мама куда-то уходит, он уже способен испытывать страх и волнение, начинает плакать. Это проявление эмоционального развития.
  • Малыш должен уметь различать значение слов. Если родители много общались с ребенком, называли предметы, объясняли свои действия, то младенец запомнил, как называются разные вещи. Если вы спросите у него, где диван или где окно, ребенок посмотрит на предмет и укажет на него.
  • Кроха должен уметь есть прикорм с ложечки, а пить из чашки. Чтобы не было необходимости прекращать грудное вскармливание, не давайте ребенку прикорм из бутылочки. С раннего возраста нужно вырабатывать культуру питания и приучать кроху к опрятности. Вскоре он сам будет замечать, что испачкался, и показывать испачканное место маме.

Питание

Питание 7-месячного малыша состоит преимущественно из грудного молока или молочной смеси. Количество кормлений за день обычно равно пяти. Необходимо продолжать вводить прикорм для малыша. Это могут быть:

  • нежирное мясо, творог, фруктовый сок;
  • каши, не содержащие глютен (пшенная, кукурузная, рисовая и гречневая каши).

Одно из кормлений может включать в себя только готовое детское питание. В конце седьмого месяца малыш может кушать яичный желток , богатый микроэлементами. Его в малых количествах крошат в кашку или пюре.

Ниже приведено типичное расписание кормлений для 7-месячного ребенка.

  1. Шесть часов утра — грудное молоко или смесь.
  2. Десять часов утра — небольшая порция фруктового пюре, затем докармливают молоком.
  3. Два часа дня — каша, грудное молоко или смесь.
  4. Шесть часов вечера — овощное питание, в которое покрошили четвертинку яичного желтка (желток добавляется несколько раз в неделю).
  5. Девять часов вечера — грудное молоко или смесь.

Если до 7-месячного возраста у малыша еще не появились первые зубки, то скорее всего это произойдет сейчас. Впрочем, педиатры говорят, что в норме первый зубик может появиться и в 8 , и даже в 9 месяцев. Поэтому паниковать не следует. Большое влияние оказывает наследственность. Если у мамы и папы зубки начали расти после 8 месяцев, то и у ребенка их появление будет поздним.

Сначала прорезаются нижние резцы, затем верхние резцы. В период появление первых зубов кроха испытывает зуд в деснах. Он начинает капризничать. Иногда наблюдается повышение температуры или даже жидкий стул. Нередко ребенок просыпается ночью. В этот период мама может вспомнить первый месяц после роддома, когда ей приходилось вставать по несколько раз за ночь.

Чтобы малыш мог почесать зудящие десны, нужно купить специальные прорезыватели для зубов. Возьмите сразу две-три штуки, чтобы предложить их ребенку на выбор. Карапуз вскоре определит самый удобный и станет его использовать, а порой и просто играть с ним.

Игрушки и развлечения

Какие игрушки будут полезны для развития крохи в семимесячном возрасте? Ниже указаны самые актуальные.

  • Мячики, шарики и машинки — их можно катать и возить.
  • Погремушки все еще интересуют малыша, но теперь нужно выбрать более интересные — например, сложные по форме, с мордочками и т.п.
  • Большие надувные предметы, в которые можно залезть — надувной домик, корабль, машина.
  • Пирамидка, состоящая из колец. Спирали или бусы с крупными бусинами, которые можно передвигать или снимать. Такие игрушки развивают мелкую моторику рук. Элементы не должны быть слишком мелкими, чтобы малыш не смог их проглотить.
  • Кубики — их можно складывать и переворачивать, а еще кидать.
  • Книжки с крупными картинками.

Развивающие игры с крохой

В семь месяцев малыш должен уметь сидеть, при этом он нуждается в поддержке спины. Усадите карапуза на пол возле дивана так, чтобы он мог спинкой опираться на диван. Возле него положите две-три игрушки. Кроха будет разглядывать их, дотягиваться и брать в ручки. Вероятно, игрушку он возьмет в рот, немного покусает и оближет. Это нормально для данного возраста.

Так как малыш сидит все еще неустойчиво, не оставляйте его играть одного. Всегда будьте рядом. Совместные игры очень полезны. Подготовьте небольшую пластиковую корзинку или картонную коробку. Сложите в нее несколько игрушек и разместите возле карапуза. Он будет с любопытством вытаскивать предметы из коробки и бросать их.

Вы можете обращаться с просьбами к малышу. Просите, чтобы он поднял кубик или бросил мячик. После выполнения просьбы хвалите кроху. Научите карапуза показывать рукой на предметы, махать рукой и хлопать в ладошки. Эти действия очень полезны для физического развития.

Не забывайте также много общаться с ребенком, чтобы развивать его речь. Называйте все предметы и описывайте словами ваши действия, а также действия малыша. Он должен уметь различать вашу интонацию. Поэтому старайтесь говорить выразительно, используя самые разные интонации в зависимости от ситуации: радость, восторг, задумчивость, огорчение, удивление и т.д.

Любимые игрушки и занятия

Всем малышам в возрасте 7 месяцев нравится игра «Попался». Расстелите на полу одеяло. Уложите карапуза на животик. Встаньте недалеко от него на четвереньки. Приближайтесь к младенцу со словами: «Я тебя поймаю». Кроха попытается отползти. Поймайте его и немного пощекочите. Ребенок радостно засмеется. Только не забывайте, что активные игры нельзя устраивать перед сном. Малыш перевозбудится и не сможет заснуть.

Чтобы развивать координацию движений крохи, играйте с шариками и мячиками. Катайте их туда-сюда, пусть грудничок попробует поймать игрушку.

В семь месяцев будут полезны любые игрушки, которые нужно катать. Например, машинки.

В этом возрасте у малыша появляются любимые занятия и любимые игрушки. Если рядом нет той самой игрушки, он начинает хныкать. Точно так же реагирует на нелюбимые занятия.

Интерес ребенка теперь охватывает не только игрушки, но и все остальные предметы, до которых он сможет дотянуться. Прячьте мобильные телефоны и пульты от телевизора.

Не забываем о безопасности

Наступает пора обучать ребенка слову «нельзя». Малыш много двигается и нередко подвергается опасности. Поэтому он должен понимать запреты. Подумайте, что вы будете ему запрещать.

Запретов на первое время может быть не более трех. В противном случае ребенок просто перестанет их воспринимать.

Произносить слово «нельзя» следует строгим голосом. Однако мамочки, которые то и дело кричат ребенку «не трогай, нельзя», совершают ошибку. Ребенок сообразителен. Он будет изучать запретный объект тогда, когда мама не видит. А это может обернуться большими проблемами.

С 7-месячного возраста остро встает вопрос о безопасности квартиры для малыша. Специальные приспособления продаются в магазинах. К ним относятся:

  • фиксаторы для дверей, чтобы карапуз не прищемил пальчики и не ударился;
  • заглушки для розеток;
  • блокираторы для выдвижных ящиков и дверей шкафов;
  • мягкие уголки на мебель;
  • защитные ленты для бытовой техники — духового шкафа, стиральной машины и т.д.

Таким образом, для 7-месячного карапуза важно активно развиваться, много играть и общаться с родителями. Он должен уметь садиться и ползать. Его лепет становится более осознанным, возрастает и понимание речи. В познании мира он движется семимильными шагами.

Как избавиться от растяжек после родов?

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих - в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

Заболевание

Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи - он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.