Второй год жизни ребенка — первое полугодие. Развитие и воспитание детей второго года жизни

Вашему малышу исполнился год. «Самое страшное — позади», — поздравляют вас друзья и родственники. Да вы и сами так думаете. Малыш подрос, он уже говорит, бегает, играется. «Теперь будет легче», успокаивают вас. И действительно, на первый взгляд, ваша работа вроде бы и облегчается. Но это только на первый взгляд…

Физическое развитие

На втором году жизни малыша темпы его роста несколько замедляются — своего активного развития требует уже умственная сфера. Что касается увеличения массы тела, то этот показатель в среднем достигает 30-50 г за неделю или около 1-1,5 кг за полугодие. Вспомним, что за весь первый год малыш приобрел в массе до 7 кг! Иногда вашу тревогу может вызывать тот факт, что за месяц малыш «совсем» не «набрал массы». Если ваш ребенок — «сгусток энергии», то своей подвижностью, резвостью, игривостью он, безусловно «расплачивается» и тем количеством энергии, которое закладывается для увеличения массы тела. Ничего патологического в этом не ищите. Время догонит свое. И масса тела, особенно ее увеличение с месяца в месяц, не имеет такого существенного значения, если малыш чувствует себя хорошо, интересуется окружением, «растет» в психологическом и социальном планах, хорошо ест и спокойно спит.

Рост малыша увеличивается за первое полугодие второго года жизни на 3-5 см, причем теперь этот процесс постепенно замедляется. Иногда на протяжении нескольких месяцев его показатель может не изменяться, что также соответствует индивидуальному темпу развития вашего малыша. Иногда родители спрашивают, не маловато ли белковой еды получает ребенок, поскольку он «почему-то» не растет. Если вы кормите малыша согласно его возрастным потребностям (об этом можете узнать у своего врача), то здесь дело не в питании, а в наследственности. Очевидно и вы, будучи таким же ребенком, имели похожие темпы роста. Да и рост родителей также бывает разным. Поэтому, казалось бы, малыши одного возраста, а уже со своими особенностями в росте.

Чтобы определить, правильно ли развивается ребенок, вместе с весом и ростом специалисты всегда оценивают и пропорциональность тела. Например, считается, что окружность груди является большей от окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу. Чем меньше ребенок, тем большая у него голова и более короткие конечности. И действительно, давайте обратим внимание: едва лишь ребенок поднимается на ноги, тело его сразу кажется непропорциональным — с большой головой, плохо развитыми ручками, кривенькими ножками, узенькими плечиками и грудью и большим животиком. Но успокойтесь, этот «гадкий утенок» у вас на глазах, вместе с приобретением навыков ходьбы, постепенно «расцветет». Через год-два тренировок в хождении ситуация существенно изменится: фигура станет достаточно стройной, с относительно длинными ногами и руками, коротким туловищем и пропорциональной головкой.

Но есть в этом периоде жизни и свои трудности. Малыш, который научился ходить, бегать и преодолевать препятствия, со свойственным человеку любопытством может попасть в разные опасные ситуации. Если вы оставите табуретку возле тумбочки с телевизором, он может забраться не только на табуретку, но и на телевизор. Когда забудете переносную лестницу возле полки с книгами, малыш может подняться и на нее, конечно, подвергая себя опасности не только падения с высоты, но и нервного стресса от внезапного испуга. Поэтому не оставляйте ребенка в одиночестве, особенно в таком возрасте.

Позаботьтесь о здоровье

На втором, а активнее всего третьем году жизни происходит окостенение позвоночника и конечностей, хотя в полном объеме этот процесс занимает более длительный период. Но уже с раннего возраста, начиная с двухлетнего возраста, необходимо следить за осанкой детей, достаточным объемом их движений.

У однолетнего ребенка проходит совершенствование сердечнососудистой и дыхательной систем, в частности, замедляется частота пульса (от 140-160, как было у новорожденных, до 120-125 ударов за минуту), увеличивается объем крови, которая выбрасывается из сердца с одним сокращением, расширяется объем легких и замедляется частота дыхания (в норме частота дыхания в возрасте 1-1,5 года составляет 30-35 дыхательных движений за минуту). Такое постепенное совершенствование систем организма одновременно приводит и к вероятности легкого нарушения функций.

Много забот приносит родителям и прорезывание зубов. До одного года у малыша появляется обычно 8 зубов, до года с половиной их количество удваивается — добавляется 4 резца и 4 коренных, а до двух лет добавляется еще 4 передних зуба. Полностью прорезывание так называемых молочных зубов завершается лишь в 2,5 года. Обычно дети переносят этот процесс болезненно, с расстройствами сна, нарушением аппетита, становятся капризными. И здесь нужно быть особенно деликатным и выдержанным, перетерпеть эти пару дней, пока боль не стихнет. Можно также порекомендовать, только, конечно, если малыш способен это выполнить, полоскание полости рта теплым раствором шалфея. Если не помочь ребенку в эти тяжелые дни, а наоборот, кричать, стыдить и наказывать за капризы и плач, то расстройства сна и аппетита могут стать у него постоянными и даже перерасти в нервные заболевания.

Необходимо учитывать некоторые особенности возраста однолетнего ребенка. С одной стороны, малыш уже тянется к самостоятельности, а с другой — как бы осознает свою полную зависимость от взрослых, в первую очередь, от матери. Поэтому часто могут возникать даже казусы. Например, ребенок только что по требованию мамы выполнил те или иные действия, но когда с такой же просьбой обращается к нему незнакомый человек, у малыша ничего не получается. Он еще чрезвычайно тесно связан со своими воспитателями, то есть с вами. Но такое будет продолжаться недолго.

«Ложку за папу, ложку за маму…»

Питание в возрасте от года до полутора также имеет некоторые особенности. Чем они обусловлены? У малыша после первого года жизни происходит последующее развитие и совершенствование центральной нервной системы, все разнообразнее становятся вкусовые восприятия. Своего развития достигает вторая сигнальная система, поэтому у ребенка уже может формироваться рефлекторная фаза секреции желудочного сока (на запах пищи). Наличие зубов также «помогает» разнообразить меню. Развитие жевания позволяет вашему малышу осуществить и гимнастику для челюстей, и наслаждение для желудка.

К году с половиной режим питания, то есть количество приемов еды, остается таким же, как и во втором полугодии жизни — 5 раз. Суточный объем еды для детей от 1 до 1,5 года составляет в среднем 1000-1200 мл.

Что же касается разделения суточного рациона на протяжении дня, здесь также есть свои особенности. При пятикратном питании малыша пища по калорийности (то есть энергетической ценности, которую она несет) должна распределяться следующим образом: первый завтрак — 20%, второй завтрак — 10-15%, обед — 30-35%, полдник — 10-15%, ужин — 20%.

Практически, малыш может есть все, что и взрослые члены семьи. Постепенно переходите в питании малыша от употребления перетертых продуктов к еде кусочками. Наступило время предоставить преимущество сырым, не протертым овощам и фруктам. Острые и экстрактные вещества (майонез, кетчуп, чеснок, лук, редиска, петрушка и т.п.) также вводите в питание постепенно, в небольших количествах, чтобы не вызывать отвращения к этим продуктам. Да, есть люди, которым с детства не понравился, скажем, лук, и они «обходят» его всю жизнь. Желательно ограничить употребление сладостей (конфеты, шоколад, мороженое) и мучных изделий. Хотя сахар является необходимым в питании ребенка, но его количество не должно превышать 50 г в сутки. Всем известно, что избыточное употребление сахара приводит к снижению аппетита и способствует в последующем развитию паратрофии и ожирения. Из кондитерских изделий можно предложить малышу мармелад, повидло, варение или фруктовые карамельки. Если ребенок хорошо переносит мед, давайте понемножку и его. Но запомните, что кондитерских изделий ребенку стоит употреблять не больше 10-15 г в сутки. И лучше всего их давать как приправы к кашам, запеканкам, блинам и т.п. Не приучайте ребенка к сладостям! Поговорите со своими друзьями и родственниками, чтобы они не приходили к вам в гости с конфетами или шоколадом для малыша. Шоколад и шоколадные конфеты не только не очень полезны, а просто вредны для детей раннего возраста (до трех лет жизни). Они не только аллергизируют малышей, но и вызывают возбуждение нервной системы — дети становятся раздражительными, плохо спят, капризничают. Лучше принимать в подарок фрукты или какую-нибудь интересную игрушку.

Что касается мучных изделий, — предоставляйте преимущество хлебу из ржаной или пшеничной муки грубого помола. Именно такие продукты особенно богаты на витамины группы В и растительные белки.

Старайтесь, чтобы малыш приучился есть сам, пользуясь ложкой, вилкой и чашкой, умел самостоятельно сидеть за столом, хоть и в специальном креслице.

Уже в это время могут появиться капризы, связанные с едой. Чтобы их избежать, не стоит фиксировать внимание ребенка на том, что он не съел, например, порции каши. Лучше заменить ее другим блюдом.

Попытки преувеличить возможности ребенка, принуждая съедать всю порцию еды, положенную ему на тарелку, определенную по вашему личному решению, часто приводят лишь к нервному срыву, появлению невротического заболевания — анорексии (отказы от еды), которое впоследствии неблагоприятно отразится на развитии высшей нервной деятельности с возникновением расстройств сна.

Спи, мой маленький, спи…

У однолетнего ребенка ночной сон должен составлять 10-12 часов. Кроме того, в течение первого полугодия некоторые дети нуждаются во сне еще два раза в день по 1,5-2 часа.

Много родителей сталкивается с проблемой вечернего засыпания — дети укладываются спать иногда лишь после прикрикивания на них, часто они возбуждены и не могут сразу заснуть. Здесь ученые предлагают следующую схему. Необходимо выработать свой \»ритуал\» подготовки ко сну: сначала это гигиенические мероприятия, потом — переодевание в ночную одежду, особенный разговор с малышом и, наконец, желание ему \»Спокойной ночи\». После этого малыш должен привыкнуть, что вы отойдете от его кроватки и пойдете в свою комнату. В случае необходимости, этот \»ритуал\» повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Можно также проявить свою инициативу, напевать под собственную мелодию лучшие детские стихотворения. Это не только помогает спокойному засыпанию, но и снабжает ребенка информацией для осмысления жизни.

Посеешь привычку — пожнешь характер

В раннем возрасте, который длится от года до трех, в психике ребенка закладывается основной фундамент будущего «умного» существования. И все это будет происходить при вашей существенной помощи. Именно через взрослых малыш открывает для себя весь окружающий мир, учится общаться, познает новые вещи и людей, начинает осознавать свое собственное \»я\». В этом возрасте формируются первые симпатии к другим, способность любить, доверять. Иногда появляются проявления самостоятельности, настойчивости, а то и упрямства. Такому росту и расширению сферы познания малыш обязан… ходьбе. Ведь перед ним открылся целый мир. Замкнутое пространство кроватки уже не ограничивает его, а все вокруг такое интересное и новое!

Если вы решили начать воспитание малыша, то приготовьтесь, что иногда вас будет ожидать разочарование, только вы ни в коем случае не раздражайтесь. У вашего ребенка доминирующая роль познания реализуется через зрение. Скажем, если вы попросите малыша подать вам определенную вещь, которая находится достаточно вдалеке от него, то он сначала обязательно пошагает в направлении, которое вы указали. Но если вдруг на траектории движения появится что-то другое «любопытное», то это непременно отвлечет внимание ребенка. Он переключается на новую доминанту, и ваша просьба сразу забывается. Это нормально! И не считайте такую ситуацию дефектом воспитания или проявлением непослушания. Все будет прекрасно, только немного позже.

Еще один момент, который всегда тревожит родителей, — капризность ребенка. Интересуясь всем на свете, малыш путешествует по вашему дому и вдруг замечает, что почему-то в одну комнату его не пускают. Какая реакция? Вероятно, сначала это будет попытка все же туда попасть — силой отворить двери. Если это не срабатывает, тогда — требовательный крик. Не помогло. Дальше следуют плач, шумиха, а временами и настоящая истерика. Как будем вести себя? Одни родители (или бабушки с дедушками, что бывает чаще) бросаются к запрещенному уголку и открывают ребенку пространство для освоения. Другие — настаивают на своем, не пуская малыша. Как поступить лучше? Решать вам конкретно в своей семье. Но, наверное, не стоит воспитывать в собственном доме тирана. Малыш должен знать, что есть границы дозволенного. Только никогда не применяйте силу. Лучше воспользуйтесь способностью ребенка переключаться, попробуйте отвлечь внимание от запрещенного места.

Понимают однолетние дети и необходимость навыков гигиены. Их уже можно приучать к горшку, но делать это нужно спокойно, ненавязчиво. Главное, чтобы ребенок правильно воспринимал ваши требования. Он уже и сам начинает предчувствовать наступление этих потребностей. Сначала весь напрягается, словно застывая в одной позе, лицо может краснеть или, напротив, бледнеть, часто дети начинают плакать, говоря, что они хотят «пи-пи» или «кака». И не всегда поначалу им удается удержаться. Это необходимо учитывать и не наказывать малыша за первые неудачи. Важно, чтоб он чувствовал наступление потребности в мочеиспускании или опорожнении, ведь иногда сфинктеры мочевого пузыря и прямой кишки у детей формируются с опозданием, следовательно, появление навыков также запаздывает. До 2,5 лет такое запаздывание не должно волновать родителей.

Поговори со мной

Ваш малыш уже привык к тому, что вы много и часто разговариваете с ним. После того, как ему исполнился год, каждое ваше слово, каждая фраза, сказанная вами, приобретают особое значение. Ведь именно период от одного до трех лет является определяющим для всего последующего психического развития ребенка, а особенно — развития речи. Если в этот период малыш не будет слышать родного языка, не будет иметь возможности практиковаться в произнесении сначала отдельных слов, фраз, а позже — небольших предложений, то в дальнейшем это может проявиться трудностями в школьной учебе.

Ребенок уже знает отдельные слова. Называет вещи своими именами. У него формируется словарь понятий. Причем, из огромного количества значений одного слова он выбирает далеко не все, а лишь отдельные свойства, наиболее характерные для данного предмета, чаще всего те, с которыми впервые познакомился (например, собака — это только Бобик, который живет дома, и никакой другой). Только когда малыш будет намного старше, он выучит и поймет, что собака — это животное на четырех лапах, мохнатое, которое умеет гавкать и т.п. Причем, таким словом можно называть всех похожих животных.

Ребенок имеет уже большой опыт познания мира: достаточно четкие представления о родителях, еде, окружающем мире, игрушках. Он последовательно учится связывать образ предмета с определенным сочетанием звуков, которые неоднократно произносят родители. Поэтому очень важно, чтобы родители, разговаривая со своим ребенком, употребляли слова так, как принято в литературном языке. «Детский язык» и ласкательно уменьшенные названия наподобие «биби», вместо «машина», «цаца», а не «игрушка», что употребляются родителями, во-первых, не облегчают малышу понимания сказанного (как иногда ошибочно считается), а во-вторых, — препятствуют формированию активного, правильного словаря ребенка, которым придется общаться с другими людьми. Ведь, овладевая языком, малыш изучает полностью новые для себя слова и позже, если он усвоит именно такие названия предметов, его придется переучивать.

И так ребенок в этом возрасте знает в среднем от 30-40 до 100 слов, но употребляет их достаточно редко. Малыш уже достаточно хорошо понимает язык взрослых. После года с половиной резко растет объем его как активного, так и пассивного словаря. До двух лет ребенок понимает практически все слова, которыми взрослые обозначают окружающие предметы, свои и чужие действия. Однолетним детям для их языкового и интеллектуального развития уже можно показывать рисунки несложного содержания, приучать к осмыслению ситуаций, изображенных на них, к выражению словесно их прямого и скрытого значения.

На втором году жизни малыш очень сильно отличается от того беспомощного свертка, который его близкие принесли из роддома. Второй год жизни примечателен, прежде всего, совершенствованием основных движений, ребенка, особенно ходьбы; его необычайной подвижностью; быстрым и разноплановым развитием предметно-игрового поведения. Очень быстро развивается речь крохи, но понимает окружающих он по-прежнему лучше, чем говорит. В конце второго года жизни в активном словаре малыша насчитывается уже от 200 до 300 слов, то есть, его речь уже можно рассматривать как основное средство общения со взрослыми.

Ребенок уже обладает хорошими навыками самостоятельного передвижения, и сейчас он легко может добраться до мест и предметов, которые раньше были для него недоступными. Сейчас малыш — исследователь и испытатель. Он все рассматривает, трогает; он знает содержимое и кухонного шкафа, и книжного, и бесконечно проводит с окружающими его вещами опыты по установлению их размеров, формы и даже прочности.

Родителям такие опыты доставляют много беспокойства, им приходится постоянно контролировать местонахождение и действия ребенка. Однако, им следует не раздражаться, а радоваться его стремлению познавать этот мир, создавая малышу для этого все условия. Прежде всего, нужно позаботиться о безопасности крохи, убрав подальше лекарственные средства, режущие, колющие и бьющиеся предметы, а электрические розетки закрыв специальными заглушками.

На самом деле, найти компромисс между стремлением ребенка исследовать каждый уголок в доме и желанием родителей обезопасить его от травм, а имущество — от порчи, очень просто. Например, можно сделать несложную перестановку в кухонных шкафчиках: найдя место для бьющихся предметов и продуктов на верхних полках, нижние оставить для кастрюлек, эмалированных мисок и пластмассовой утвари. На журнальном столике лучше разместить детские книжки с картинками, в незакрывающихся ящиках письменного стола — разнообразные коробочки, игрушки и т.д.

Двигательная активность ребенка на втором году жизни

Для здорового малыша этого возраста характерно постоянное движение во время бодрствования. Именно подвижность является одним из основных стимулов ребенка к развитию, она дает ему возможность для знакомства с окружающим его миром, способствует психическому развитию ребенка. При мышечной работе, сопровождающей движение, снижается нервное напряжение.

Поэтому подвижность малыша должна только радовать его родителей. Тревожиться им нужно, когда ребенок на втором году жизни не проявляет желания познакомиться с окружающим миром, он малоподвижен и тих. Если малыш проявляет гиперактивность, следует сдерживать его подвижность, переключая детское внимание на занимательные, но более спокойные игры.

Чем выше становится двигательная активность крохи, тем большее значение приобретает качество обуви, которую ему надевают. Однако, дома необходимо позволять ему ходить босиком. Дело в том, что хождение босиком способствует развитию мышц стопы. В этом возрасте формируются своды детской стопы, и, когда подошвенная поверхность стопы контактирует с полом, она чутко реагирует на характер поверхности. Это способствует напряжению маленьких мышц, участвующих в образовании сводов. Когда ребенок постоянно носит обувь, эти естественных физиологические моменты просто не имеют возможности влиять на его развитие.

Чтобы помочь малышу на втором году жизни расширить свои двигательные возможности и освоить более сложные движения, родители не должны ограничивать его стремление к постоянному перемещению, если только действие, которое он задумал, не грозит ему какой-то опасностью.

В этот период времени ребенок научится не только подниматься на возвышение, но и спускаться с него, преодолевать невысокое препятствие, бегать, и все время, пока он будет осваивать эти навыки, родители должны помогать ему и, в случае необходимости — подстраховывать. Однако, когда малыш падает, не следует показывать ему свой испуг и бежать к нему со всех ног, лучше дать ему возможность самостоятельно подняться. Усилия, которые он при этом предпримет, не просто укрепят его мышцы, но и позволят приобрести неоценимый опыт поведения на улице и в следующий раз обойти место, где его настигла неприятность.

Нужно помнить, что, осваивая различные виды движения, ребенок получает уверенность в своих силах, он развивает свою смелость, сообразительность и упорство в достижении цели, поэтому он всегда должен встречать поощрение своей двигательной активности и необходимую помощь близких.

Развитие речи ребенка на втором году жизни

В развитии речи ребенка следует выделить два направления: малыш учит значения слов и учится произносить их. Как мы сказали вначале, понимание в этом возрасте развивается с опережением активного произнесения.

Чтобы развивать активную речь ребенка, родителям следует побольше с ним разговаривать и употреблять при этом простые предложения. Нужно учить его просить нужные ему вещи, это будет способствовать усилению необходимости в общении со взрослыми и интереса к самостоятельному произнесению слов. Также очень полезно разыгрывать короткие сценки с игрушками, в которых действия всех участников сопровождаются речью.

Игры ребенка на втором году жизни

Еще долго, вплоть до начала школьной жизни, игра будет для ребенка самым эффективным и доступным средством умственного, физического и эмоционального развития. Навыки самостоятельной игры у него появляются не сразу, сначала родители должны играть вместе с ним. Но со временем малыш захочет сам выбирать сюжет игры и устанавливать в ней правила.

Дети, достигшие года, любят играть в подвижные игры. Особенно полезно проводить их на свежем воздухе. Малыш уже может гулять без коляски, и станет исследовать все, что встретится ему на пути. Если это не будет иметь вид окурка, осколка стекла или другой опасной или грязной вещи, не нужно его одергивать. Если интерес малыша все же вызовет нежелательный предмет, следует мягко переключить его внимание на что-то другое.

Очень полезны для ребенка этого возраста игры с мячом. Они способствуют развитию ловкости, глазомера, улучшению координации движений и приносят ребенку большое удовольствие. Малыш на втором году жизни умеет бросать и толкать мяч, а также пытается его ловить и удерживать.

Вместе с тем, подвижные игры следует чередовать со спокойными и отводить достаточно времени на то, чтобы кроха сосредоточился на своих игрушках. Складывая свои карандаши, снимая и надевая колесики на машинки или разбирая их на запчасти, он развивает мелкую моторику пальцев, что чрезвычайно полезно для развития его нервной системы и речи.

В этом периоде своего развития ребенок может подолгу играть с книжками-картинками. У него уже есть любимые изображения, а на фото он узнает людей, в обществе которых проводит много времени.

Безусловно, малыш уже в этом возрасте нуждается в своем уголке. Однако, не следует загромождать его игрушками, так как их обилие будет рассеивать внимание ребенка, кроме того, он еще не в состоянии поддерживать там порядок. Следует давать ему по несколько игрушек и периодически их менять, а остальные держать отдельно.

В это время важно приучать ребенка оставаться одному в комнате, и легче всего это удается делать, когда он увлеченно играет. Если рядом с ребенком неотлучно будут взрослые, он впоследствии будет бояться остаться один, что создаст очень много сложностей. Поэтому следует учить кроху преодолевать этот страх, поощряя его самостоятельность и постепенно удлиняя периоды, когда он остается один.

Игрушки ребенка на втором году жизни

Правильный подбор игрового материала дает возможность ребенку не только развлекаться, но также активно приобретать и развивать различные навыки и знакомиться с разнообразными проявлениями окружающего его мира.

Прежде всего, в этом возрасте ребенок очень любит строить, поэтому нужно позаботиться, чтоб у него было достаточно «стройматериалов» — кубиков.

Полезно будет обзавестись тележкой на веревочке или с ручкой, которую он будет возить за собой, загружая и разгружая, ведь в это время малыш с удовольствием все толкает, тянет, возит.

На втором году жизни ребенок уже начинает рисовать, поэтому необходимо, чтобы у него были цветные карандаши или мелки. Это занятие полезно и для родителей, ведь, пока кроха будет представлять себя художником, они получат несколько драгоценных минут покоя.

После полутора лет ребенку необходимы игрушки, развивающие ловкость рук, например, формочки, имеющие разную величину и цвет, которые можно вставлять друг в друга. Также следует позаботиться, чтобы он имел все необходимое для игры в песочнице: лопатку, грабли, совочек, ведерко и т.д.

Полезно покупать малышу ситуативные игрушки, ведь с помощью самолетов, машин, домиков, гаражей, кукол, детской посуды и т.д. он сможет воспроизводить действия взрослых, изучая их мир.

Незаменимой игрушкой для малыша такого возраста является мяч. Сначала ребенка нужно познакомить с возможностями его использования, поиграть с ним вместе, подключить к игре других детей. Однако, если малыш допускает ошибки, не следует его укорять, а лучше предложить ему еще потренироваться.

На втором году жизни ребенок уже сможет пользоваться самокатом, который полезен для повышения двигательной активности детей и выработке у них двигательных реакций. Нужно следить, чтобы он периодически менял ногу, которой он отталкивается от земли, чтобы физическая нагрузка распределялась равномерно. Выбор самоката определяется ростом ребенка.

Если малыш проявит интерес к трехколесному велосипеду, то можно приобрести и его. Скорее всего, это случится в конце второго года жизни. Катание на велосипеде полезно для укрепления мышц и тренировки равновесия. Задача родителей — подогнать велосипед к росту малыша, чтобы он сильно не сгибался при езде. В катании нужно делать перерывы и давать крохе каждые 15-20 минут возможность направить свою энергию в другие виды физической активности, например, побегать, поиграть с мячом, или просто отдохнуть.

В зимнее время отличным развлечением для малыша будут санки. Причем, не нужно его все время катать, следует помогать ребенку только тогда, когда он взбирается с ними на гору, а в остальное время пусть он трудится и толкает их сам.

Как видим, второй год жизни малыша принесет ему значительные изменения и в физической, и в интеллектуальной сфере его развития. Но одно останется неизменным еще долгие годы: его потребность в вашей любви, в вашем понимании и в вашей уверенности в его силах и способностях. Именно эта уверенность и огромное терпение родителей являются главным условием успешного развития ребенка.

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия,которые видят.

К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность. непосредствеиность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых.

Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно "деловое". Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации "чистого общения", "контактов взглядов", "эмоциональные игры". Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи.

В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность обобщения - это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т.д.

Предметная деятельность - ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобраэительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий.

Необходимо создание предметно-игровой среды.

Важен также комплексный метод руководства играми детей :

I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей;

2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей;

3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей);

4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.

Своеобразие обучения : усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Организация жизни детей второго года

В условиях правильного гигиенического ухода, питания и воспитательных мероприятий дети второго года жизни за каждый месяц прибавляют в весе 170-190 г, вырастают на 1 см. К двум годам вес ребенка в среднем достигает 12-12,7 кг, рост - 85-86 см. У двухлетнего ребенка - 20 молочных зубов. Увеличивается работоспособность нервной системы: в первом полугодии дети могут активно бодрствовать 3-4 час., во втором - 4-5 час. Соответственно уменьшается суточное время сна - с 14 до 12,5 час.
В первые 2-3 месяца второго года жизни сохраняются особенности физического и психического развития, характерные для предшествующего этапа. Совершенствуются уже приобретенные ребенком движения, действия с предметами, речевые реакции. В это время в основном продолжается педагогическая работа, начатая с детьми в конце первого года жизни.
Темп психического и физического развития детей на втором году жизни менее интенсивен, чем на первом. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает изменение режима дня, задач и методов воспитания не поквартально (через каждые 3 месяца), а по полугодиям.
Группа второго года жизни комплектуется детьми в возрасте от 1 года до 2 лет. Детей до 1,5 лет должно быть не более 1/3 списочного состава: если в группе 18 малышей, то детей первого полугодия должно быть примерно 6, второго - 12.
В этом возрасте у детей увеличивается продолжительность бодрствования. До 1,5 лет дети могут бодрствовать 3-3,5 часа, после 1,5 лет - 5 час. Дети первого полугодия спят днем 2 раза: по 2-2,5 часа и 1-1,5 часа; после 1,5 лет - один раз 2,5-3 часа.
Перевод детей на режим с однократным дневным сном совершается постепенно, в течение нескольких месяцев. Сначала, в 1 год 3 месяца - 1 год 5 месяцев, укладывание на первый дневной сон отодвигается на более позднее время - вместо 9 час. 30 мин. в 10 час. Если дети, уложенные на второй дневной сон, подолгу не засыпают, их к 1 году 5-8 месяцам (в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья) переводят на одноразовый, более продолжительный дневной сон. Вначале переведенные на этот режим дневного сна дети чувствуют себя хорошо, но постепенно у них накапливается утомление, вызванное увеличением отрезка бодрствования: они плохо едят во время обеда, иногда засыпают за столом, становятся возбудимыми. В этом случае детей следует временно вернуть на режим с двумя дневными снами, а спустя примерно две недели снова перевести на одноразовый дневной сон.
Комплектование группы детьми первого и второго полугодия позволяет разделить ее на две подгруппы: во время бодрствования одной другая подгруппа спит. Это дает возможность больше внимания уделить детям, которые еще очень нуждаются в помощи взрослых.
Выполнение режима в группе второго года имеет свои трудности, поэтому очень важно четко распределить обязанности между воспитателем и няней.
Все режимные процессы должны проводиться с учетом принципа постепенности. Это значит, что воспитатель или няня включают в процесс столько детей, сколько одновременно могут обслужить, а каждый ребенок должен затратить на режимный процесс столько времени, сколько требуется ему одному, а не всей группе детей. Остальное время он должен играть.
Малышей до 1,5 лет поднимают и кормят постепенно по мере пробуждения по 3-4 человека. Дети после 1,5 лет завтракают, обедают и ужинают все вместе.
Во время кормления, одевания, туалета дети привлекаются к посильной самостоятельности. К 1 году 3 месяцам они начинают пользоваться ложкой, в 1,5 года - самостоятельно едят, по напоминанию воспитателя вытирают рот салфеткой, задвигают стульчик, выходя из-за стола, и т. п. Детей учат при умывании подставлять руки под струю воды, принимать участие в вытирании лица и рук, проявлять активность при одевании и раздевании.
К двум годам дети должны уметь самостоятельно есть все виды пищи, знать свое место за столом, правильно пользоваться салфеткой, отодвигать и задвигать стул, выходя из-за стола. Во время переодевания дети снимают колготки, штаны, ботинки. Эти действия они осуществляют под руководством и при помощи взрослого.
К концу первого года жизни ребенок начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Эти предпосылки определяют его развитие на втором году жизни. Поэтому ведущими умениями являются: совершенствование ходьбы, развитие действий с предметами, возникновение сюжетной игры, становление речи и на ее основе формирование взаимоотношений со взрослыми, потом со сверстниками.

Движения

Важную роль в развитии движений у детей второго года жизни играет организация специальных условий бодрствования, проведение подвижных игр, гимнастических упражнений.
Ведущим видом движений в это время является самостоятельная ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, поэтому она вызывает у него положительные эмоции. Ходьба дает малышу возможность лучше ориентироваться в мире предметов, познавать их свойства, взаимосвязи и т. д.
Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем, стимулируют развитие психических функций (ощущений, восприятия, памяти, внимания, наглядно-действенного мышления).
По мере того как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Он может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их. К концу второго года ходьба настолько автоматизируется, что ребенок убыстряет шаги, свободно преодолевает препятствия, встречающиеся на его пути, бегает.
Однако автоматизация ходьбы и координация движений рук и ног определяются специальными условиями, которые создаются взрослыми. Мебель, пособия расставляются вдоль стен так, чтобы середина групповой комнаты была свободной, при этом ковры, дорожки должны быть убраны. Во избежание травм ряд предметов и мест группового помещения (батареи, шкафы с посудой, туалеты и пр.) должны быть недоступны детям.
Наряду с обеспечением свободного пространства необходимо иметь специальное оборудование для формирования у малышей различных видов двигательной активности (горку с лесенкой, площадкой и скатом, на которую они могли бы входить и спускаться с нее, и др.). Горку целесообразно поставить у окна, чтобы дети, взобравшись на площадку, могли наблюдать происходящее за окном. Кроме того, в группах должны быть столики со стульчиками по их росту; диванчики, предметы для развития движений, перелезания, влезания (ящики, бревно и т. п.).
Для развития координации движений ног и рук необходимо иметь набор игрушек, которые дети могли бы переносить в руках {крупные мягкие игрушечные животные, куклы, мячи, корзинки, ведра, мешочки и др.), возить за тесьму (машины, коляски и т. п.) возить, подталкивая вперед (каталки, крупные игрушки на колесах и пр.).
Воспитатель, руководя самостоятельной деятельностью детей, обязан следить, чтобы они все были активны, деятельны. Важно обеспечивать смену движений у детей, предупреждая возможное утомление при однообразных манипуляциях. Регуляция двигательной активности, побуждение к тому, чтобы дети не только ходили, но и выполняли другие движения (присаживание, вхождение на горку и т. д.),- важное условие их физического развития. Предупреждая утомление разбегавшихся детей, нужно усаживать некоторых из них за столы для спокойных игр.
Обязательным является проведение подвижных игр, которые имеют большую педагогическую ценность. Эмоции удивления, радости, испытываемые детьми во время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений. Так, в играх в прятки дети, отыскивая спрятанные игрушки, выполняют самые разнообразные движения: встают на носочки, чтобы заглянуть на полочку, подвешенную к стене, нагибаются и смотрят под мебель и т. д. При организации подвижных игр не следует обязывать детей ходить парами или строем. Уровень развития произвольных движений у них еще низок, и они не могут двигаться организованно, например, взявшись за руки, идти в одном направлении.
Значительную ценность для общего развития детей имеют подвижные игры с музыкальным сопровождением: притопывания, приседания и т. п. в такт музыке содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.
Важную роль в формировании двигательной активности ребенка второго года жизни играют занятия гимнастикой. Они проводятся с применением специального оборудования (лесенок-стремянок для влезания, скамеек для ходьбы и пр.). Это оборудование применяется только на занятиях и не предоставляется детям для самостоятельного использования.
Гимнастические упражнения ценны тем, что в процессе их выполнения ребенок осваивает такие виды движений и их отдельные элементы, которыми он не может овладеть самостоятельно (ходьба по наклонной доске, перешагивание через веревку, лежащую на полу или приподнятую на высоту 5-15 см, и т. п.).
Большое значение для формирования четких движений и координированной ходьбы имеет методически верная организация прогулки. В холодное осенне-зимнее время и ранней весной прогулка назначается только детям, научившимся устойчиво держаться на ногах и ходить. Не умеющим же хорошо ходить в теплой верхней одежде (валенки, рейтузы, шуба, шапка, шарф), живущим на режиме с двумя дневными снами рекомендуется заменять прогулку сном на свежем воздухе (на веранде или в прогулочной комнате).
В теплое время года, когда дети могут быть вне помещения в легкой одежде, возможно организовать прогулку и для тех, кто только еще начинает ходить. Передвижение по неровностям земли, преодоление препятствий (бугорков, ямок, густой травы и т. п.) содействуют развитию координации движений, укрепляют у детей чувство уверенности при ходьбе. В теплое время на участке возможна организация со всеми детьми подвижных игр и гимнастических упражнений.
Учитывая большую потребность в движениях детей второго года жизни и организуя для этого специальную обстановку, следует помнить, что двигательная активность не должна мешать формированию сосредоточенности, умения спокойно заниматься игрушками. Важно следить за правильным чередованием движений и спокойных занятий. Надо удовлетворять потребность детей в движениях, но так, чтобы это не шло в ущерб другим видам их деятельности.

Действия с предметами

На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования ряда вещей, предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям - умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом.
Учитывая большое значение овладения этими действиями для психофизического развития детей, в «Программе воспитания в детском саду» раскрытию их посвящается специальный раздел.
В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. Например, малыш 1 года 6-7 месяцев может правильно оценивать расстояние, он уже не тянется, как раньше, к высоко расположенной игрушке, а просит воспитателя достать ее. По предложению взрослого он может на ощупь вынуть знакомый предмет из мешочка.
В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.
Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры. Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы - по 2-3 ребенка, при этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических игрушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет продумана воспитателем.
Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительно занимающихся с одной и той же игрушкой и выполняющих при этом одни и те же заученные действия, следует переключать их на деятельность с другими игрушками.
Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды деятельности - основные моменты организации воспитателем предметной деятельности детей.

Речь

Второй год жизни - ответственный период речевого развития. На базе речевых умений у годовалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой деятельности различен. В первом полугодии наиболее интенсивно развивается понимание речи, во втором (точнее, в последней четверти года) - активная речь.
Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно. Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т. п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.
Детей на втором году жизни надо учить отыскивать нужные им предметы. Для этого на занятиях их учат выбирать названный предмет из нескольких: «Я спрячу, а ты поищи». Усложнение задания заключается в увеличении числа предметов, среди которых ребенку нужно отыскать требуемый; в различении, узнавании в чем-то сходных предметов: по звучанию названия (шар, шарф), по внешнему виду (утка, курица); в подборе, группировке предметов одного названия, но имеющих разные внешние признаки (большая, маленькая, зеленая, красная машины). Эти задания в зависимости от сложности даются детям на протяжении всего второго года.
После 1 года 6 месяцев малыши овладевают умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий. Чтобы научить этому, используют показы-инсценировки. С детьми надо разговаривать не только о том, что они видят в данный момент, но и о хорошо знакомом по прошлому опыту, например, о том, что видели на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях («Кошка спит и девочка спит. Кошка спит на коврике, а девочка - в кроватке»). Это обогащает смысловое содержание слов, помогает сравнивать и обобщать.
В этом возрасте важно также научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения детей.
На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом их мысленное объединение. Сначала дети обобщают предметы по внешним более ярким признакам: кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое (шубку, шапку). Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго года жизни дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по их назначению, а также если эти предметы изображены на картинке. Названия многих действий тоже становятся обобщенными. Способность обобщать предметы и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.
Развитию функции обобщения способствует наличие в группе однородных игрушек, различающихся по цвету, величине, материалу: куклы матерчатые, целлулоидные, резиновые, большие, маленькие; машины разные по величине, окраске, внешнему виду и т. п. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и пр. Способность обобщения формируется, если ребенок, слыша название предмета или действия, воспринимает их одновременно разными анализаторами: видит, слышит, осязает, проделывает сам разнообразные действия.

Активная речь

В начале второго года жизни дети еще много лепечут. Лепет их разнообразен, эмоционально выразителен и сопровождает почти все действия. Подражание звукам и звукосочетаниям в этом возрасте совершенствуется, что способствует постепенному увеличению словаря. По принятым в нашей стране показателям развития детей, к полутора годам активный словарь составляет 30, а к двум - 200-300 слов. На развитии активного словаря отражаются индивидуальные особенности и условия воспитания.
К двум годам облегченные слова заменяются обычными. В речи детей появляются слова, обозначающие не только предметы и действия, но и доступные их пониманию качества и отношения между предметами (например, наречия). Личными местоимениями к концу второго года жизни ребенок пользуется без особого труда.
Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. Включенное в предметную ситуацию, оно заменяет предложение. Возглас «мама!» в одном случае означает «возьми меня на руки», в другом - «дай мяч». Словом «бах» малыш сопровождает падение игрушки и, обращаясь к взрослому, жалуется, когда падает сам. В конце второго года в предложениях может быть до 3-4 слов. Дети начинают изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делают еще много ошибок.
Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым звукам, словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого следует, как и на первом году, поддерживать лепет ребенка, устраивая с ним перекличку звуками, вызывать его на подражание легким звукосочетаниям («топ-топ») и на подговаривание («шш-уу, полетели», «гуси-гуси - га-га-га»), учить его по просьбе взрослого отвечать: «Как тикают часы? Тик-так. Скажи: «Тик-так». Чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произносить их в сопровождении правильных, например: «Спи, ляля, бай-бай». Как только у ребенка появится легкость подражания слышимым словам (примерно с 1 года 3-4 месяцев), надо перейти в общении с ним к обычной правильной речи. К ребенку после полутора лет нужно обращаться с различными словесными поручениями, давая образец для подражания: «Пойди позови Галю, скажи: «Галя, иди гулять».
Активная речь ребенка будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Она возникает, когда взрослый, часто и по разным поводам обращаясь к ребенку, разговаривает с ним. В этом случае у малыша устанавливается эмоциональный контакт со взрослыми. Помогают этому контакту веселые игры, чтение потешек («Поехали-поехали», «Сорока-белобока»). Но сводить все лишь к эмоциональному общению нельзя. Ценнее общение, основанное на деятельности: во время игры, манипулирования с предметами или наблюдения за окружающим.
Важно поддерживать каждое речевое обращение ребенка к взрослому, надо постараться понять и удовлетворить его просьбу. И наоборот, не отвечать на обращение жестом, мимикой. В этом случае нужно спросить: «Что ты хочешь? Машину? Скажи: «Машина». Надо ставить ребенка в положение, вынуждающее что-то сказать.

Занятия

В условиях детского учреждения нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. В этом случае может оказаться, что дети более активные, часто по своей инициативе обращающиеся к взрослому, будут узнавать больше, а менее активные и часто нуждающиеся во внимании окажутся в стороне. Поэтому для всестороннего развития детей следует проводить организованные занятия, которые являются экономной (объединено несколько детей) и эффективной формой обучения.
Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются раздельно для двух возрастных подгрупп. В первом полугодии проводится каждый день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим числом детей (5- 6 человек); во втором - занятия планируются по подгруппам с учетом пятидневной недели по два в день. Распределяются они следующим образом:
по развитию речи и ознакомлению о окружающим - 4
с дидактическими игрушками и строительным материалом - 3
по развитию движений -
музыкальное -
Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда условий. Вся возрастная подгруппа детей (6-12 человек) может участвовать в занятии при непринужденной форме его организации (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей основаны на подражании (музыкальные), а также если ведущая деятельность - зрительное восприятие (инсценировки с игрушками, организованное наблюдение за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия (рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруппы (3-6 детей).
Длительность занятий также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов деятельности могут продолжаться до 10-15 мин.; требующие же сосредоточенного внимания - от 5 до 8 мин.
Уровень развития детей, объединенных в одну подгруппу, должен быть примерно одинаковым. Вновь поступивших малышей к занятиям привлекают постепенно. Кроме специфических задач, во всех видах занятий ставится цель - научить детей заниматься: слушать, отвечать, сохранять рабочую позу.
На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе с детьми до 1 года 3 месяцев прежде всего ставятся задачи моторного характера: научить детей катать шарики, нанизывать кольца на стержень, класть друг на друга и в ряд кирпичики, перекладывать предметы (в мисочки, ведра), открывать и закрывать коробки, матрешки и т. д. (Сборные игрушки должны легко открываться, разбираться; размер их должен быть таким, чтобы ребенок мог легко охватить их ладошкой.)
По мере развития детей в занятия включаются задачи сенсорного, конструктивного, предметно-орудийного характера, которые постепенно усложняются. Сначала малыши учатся нанизывать кольца двух контрастных размеров: все большие, потом все меньшие. Затем добавляются кольца среднего размера, и наконец, дети собирают пирамидку из 5-6 колец смежных размеров. Подобным образом они учатся действовать с матрешкой.
Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с использованием метода пассивных движений.
Постепенность в усложнении задач соблюдается и при ознакомлении детей с цветом. Вначале дается одноцветный материал, позже - выбор из двух цветов (положить-красные палочки в красный стаканчик, синие - в синий), потом предметы трех цветов. В два года дети должны уметь выбрать предмет нужного цвета из четырех разных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
В занятиях со строительным материалом малыши учатся ставить кубики, кирпичики друг на друга (башня), потом рядом (дорожка, поезд, забор). Детей обучают располагать кубики, кирпичики в разном пространственном отношении друг к другу (лестница, кровать, диван). Постепенно вводятся постройки из разных форм (стол и стул вместе). На заключительном этапе детей обучают умению делать перекрытия (скамейка, ворота, дом). В конце занятия они каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины) для обыгрывания построек.
Этот вид занятий планируется с учетом разных темпов развития понимания и активной речи у детей в первом и втором полугодии второго года жизни. В первом полугодии содержание занятий должно быть направлено больше на развитие пассивного словаря, во втором - на усложнение собственной речи детей.
С целью развития понимания малышами речи широко используется показ предметов с называнием и моментами сюрпризности - внезапного появления игрушек. Многолетний опыт практиков позволил создать разнообразные варианты демонстрации игрушек, предметов: «Кто в домике живет», «Карусель», «Катание игрушек с горки» и т. п. Сначала детей знакомят с одним, потом с несколькими предметами, учат выбирать названный предмет из группы, к контрастным добавляют похожие, учат различать их, объединяют несложным сюжетом. Когда дети научатся различать реальные предметы, игрушки, их заменяют изображениями на картинке. Показ их от занятия к занятию усложняется по тому же принципу, что и демонстрация игрушек.
Речь детей активизируется приемами речевого подражания («Как кричит петушок, лает собачка?»). Они включаются во все виды занятий. Часто дети, захваченные зрелищем, не слушают воспитателя, отвлекаются, не реагируют на его просьбу произнести то или иное слово,- в этом возрасте им трудно одновременно слушать и товорить. Хороший результат дает разговор об игрушке в ее отсутствии. Надо ставить ребенка перед необходимостью говорить. Например, детям показали красивую куклу, они рассмотрели ее наряд, поиграли с нею, после чего куклу прячут.
Детям хочется снова ее увидеть. Воспитатель предлагает: «Позовите лялю, скажите: «Иди, иди, ляля».
Во втором полугодии наряду с расширением запаса понимаемых слов следует большое внимание уделять активизации словаря детей. С этой целью им задают вопросы. Вначале они отвечают односложно. Воспитателю следует формулировать вопросы так, чтобы дети, отвечая на них, пользовались знакомым словом в разных ситуациях: «Кто сидит? Чья кровать? Кто спит? Где платья?» и т. д. В других случаях, наоборот, ребенку задают один и тот же вопрос по поводу разных предметов, действующих лиц: «Кто спит?» (ляля, собачка, кошка). Такие вопросы подводят детей к обобщениям объектов и их действий. Этому способствует подбор соответствующих картинок.
После полутора лет, используя лексические образцы и вопросы, надо стимулировать развитие у детей фразовой речи. Занятия по развитию речи планируются на неделю. В течение месяца каждое занятие с усложнениями повторяется 4-6 раз. Всякое нововведение следует повторять чаще хорошо освоенного. Задачи по развитию речи детей в этом возрасте решаются не только на специальных речевых занятиях, но и во всех других их видах.

Организация игр

Самостоятельная деятельность детей второго года жизни становится более разнообразной: это действия с предметами и строительным материалом, движения, наблюдения, игры с сюжетными игрушками. Организуя ее, воспитатель заботится о соответствующих игрушках и пособиях, которые должны удовлетворить интерес детей к разным видам деятельности.
Развитию действий с предметами способствуют дидактические игрушки (пирамидки, бочонки, вкладыши, шаробросы, формочки для песка, средний строительный материал), развитию движений - мячи разных размеров, машины, тележки, каталки, из пособий - лесенка-горка, доски разной ширины и длины, бревно и т. п.
Для сюжетной игры необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели (стол, стул, кровать). Мебель должна быть крупной и прочной, так как дети часто усаживаются на нее сами. Нужно иметь предметы для ряжения (косынки, передники), лоскутки для завертывания кукол.
Игрушки размещаются по видам деятельности в разных частях комнаты. Определенное место хранения игрушек приучает детей к порядку, воспитывает организованность и самостоятельность. Малыши сами могут найти необходимый для продолжения игры предмет. Хорошо располагать игрушки комплектами: рядом с куклой положить одеяло, расставить на столике посуду; в тележку положить кирпичики, посадить куклу или другую образную игрушку. Это поможет ребенку использовать в игре не один, а несколько предметов, что усложнит игру.
Организуя деятельность детей, надо, следить, за тем, чтобы они использовали игрушки по назначению, не отвлекались, доводили до конца начатую игру. Воспитатель принимает участие в детских играх, создает условия для активного участия в них всех детей. Во время самостоятельной деятельности малыши должны быть спокойны, заняты, активны.
На протяжении второго года жизни игровые действия детей заметно усложняются. В начале года они воспроизводят лишь разученные действия, причем преимущественно на тех игрушках, с которыми действовал воспитатель. Постепенно ребенок учится переносу действий с одних игрушек на другие. После полутора лет благодаря умению подражать дети начинают включать в игру действия, самостоятельно подмеченные в жизни. Так у ребенка возникает отобразительная деятельность, но сюжетной игры еще может не быть, поскольку дети часто не заботятся о правильной последовательности действий, их привлекает сам процесс игры. Возникновению сюжетной игры, установлению взаимосвязи и взаимопоследовательности действий помогают показы-инсценировки с сюжетными игрушками. В заключительной части инсценировки следует давать детям предметы, аналогичные тем, с которыми действовал воспитатель во время показа. Показы-инсценировки способствуют уточнению представлений у малышей и усложнению сюжетной игры.
В конце второго года жизни в действиях детей можно подметить элементы сюжетной игры. Они выполняют игровые действия в логической последовательности; общаясь друг с другом, воспроизводят действия, которые обычно проделывает с ними взрослый: кормят, лечат, причесывают. В игре начинают использовать не только игрушки, но и заменители реальных предметов (кубик вместо мыла).
Руководя самостоятельной деятельностью детей, надо стараться формировать у них потребность по разным поводам обращаться к воспитателю: попросить помочь в игре, дать нужную игрушку, привлечь внимание к чему-то интересному. Кроме того, следует приучать детей выполнять требования взрослых, правила поведения: не отнимать игрушку у другого ребенка, уметь подождать, пока другой поиграет.
На втором году жизни продолжают формироваться взаимоотношения ьгежду детьми. Для создания у них положительного отношения друг к другу следует предупреждать возникновение конфликтов. Конфликты довольно часто возникают между детьми потому, что у них еще плохо развита речь, они не могут объяснить свое желание, а игрушка в руках другого ребенка всегда привлекательна. Иногда отрицательное отношение к сверстнику является следствием интереса к его деятельности и вместе с тем неумения действовать вместе.
Из положительных форм раньше всего проявляется эмоциональное общение. Дети второго года улыбаются друг другу, охотно играют в разученные с воспитателем игры (прятки, догонялки). Опираясь на доброжелательное отношение малышей друг к другу, следует начинать формировать у них предпосылки совместной деятельности: умение спокойно действовать рядом со сверстником, сосредоточенно заниматься своей игрой, не мешая другому ребенку, иными словами, формировать игру рядом.
А. П. Усова отмечала несколько форм взаимодействия детей 1,5-2 лет в играх рядом. Так, при механическом взаимодействии дети, играя индивидуально, воспроизводят разнородные действия. Взаимодействие возможно и на основе интереса друг к другу, к содержанию игры. Учитывая это, взрослый должен учить детей согласовывать свои действия. Организуя игру и наблюдая за ней, воспитатель создает ситуацию, где детям приходится подождать своей очереди, например при катании тележки; предлагает каждому ребенку выполнить какое-либо задание: одному накладывать кубики в машину, другому - возить, третьему - снимать; дает поручения: «Пойди, дай Оле мячик» и т. д.
В этом возрасте ребенок должен хорошо понимать значение слов «нельзя», «можно» (нельзя играть некоторыми вещами, ломать игрушки, отнимать их, кричать и т. п.). Когда требование или желание ребенка невыполнимо, а причину отказа он еще не может понять, его следует отвлечь, переключить внимание на другой объект.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

На протяжении второго года жизни у детей происходят значительные изменения в физическом и нервно-психическом развитии. Однако теперь масса тела и рост: ребенка не изменяются так интенсивно, как это было на первом году жизни: к 2 годам масса тела увеличивается на 2500-3000 г, а рост - на 12-13 см. У детей изменяются пропорции тела, особенно за счет роста конечностей, объем груди становится больше объема головы.

Наиболее характерной особенностью поведения ребенка этого возраста является высокая двигательная активность, эмоциональность, повышается любознательность и познавательная деятельность . Как и на первом году жизни, ребенок стремится к частому общению со взрослыми и у него возникают положительные взаимоотношения с детьми.

Второй год жизни условно делится на два периода:

от 1 года до 1 года 5-6 месяцев

от 1 года 5-6 месяцев до 2 лет.

Каждый из них имеет свои качественные особенности.

ПЕРИОД ОТ 1 ГОДА 5-6 МЕСЯЦЕВ

Физическое развитие.

В первом полугодии второго года жизни дети физически еще очень ранимы, легко заболевают, быстро устают. Высокая двигательная активность у них сочетается с недостаточной координа-цией движений. Поэтому они, например, неуверенно двигаются на участке, часто падают, испытывают трудности в преодолении препятствий. Научившись ходить, ребенок 1 года - 1 года 3 мес почти все время двигается, но еще не может пройти большое расстояние без перерыва, остановки или смены движения. Детей пугает пространство. Овладевая ходьбой, ребенок передвигается в сравнительно быстром темпе, так как при этом легче удерживается равновесие. Каждый шаг сопровождается множеством сопутствующих движений рук и всего тела. Шаги короткие и неравномерные, походка шаркающая. Сначала дети переходят от предмета к предмету сравнительно маленькие расстояния (до 3 м), постепенно овладевают умением ходить в прямом направлении уже на большие расстояния (до 10 м) и даже с игрушкой в руках. Малыши при ходьбе не всегда могут вовремя остановиться, обойти препятствие, при встрече уступить дорогу друг другу. Ребенку трудно еще производить одновременно движения руками и ногами, он делает их поочередно: на предложение взрослого «потанцуй» - он сначала потопает ногами, потом похлопает в ладоши. При ходьбе дети часто сутулятся. Еще в конце первого года жизни они научились взбираться на горку (из трех ступеней), а теперь самостоятельно влезают на невысокий диванчик, и позже к 1,5 годам, на лесенку-стремянку высотой 1 м приставным (поставил ногу, рядом другую) или чередующимся шагом (попеременно правой и левой ногой). Спускаются с лесенки приставным шагом. К 1 году 6 мес дети могут двумя руками бросать большой мяч (циаметром 15-20 см) вниз из положения стоя и одной рукой - маленький мяч (диаметром 5-6 см) на расстояние 50 см. Совершенствуется навык ползания: появляется более четкая координация движений рук и ног, быстрота, способность перебираться через препятствия (бревно), проползти в отверстие (обруч). Помимо совершенствования основных движений, у детей к 1,5 годам появляются, а позже развиваются подражательные действия, которым их обучает взрослый - «как ходит мишка», «как прыгает зайчик» и т. д. В этом возрасте дети учатся ходить по ограниченной площади: по нежащей на полу доске шириной 25-30 см (1 год 2 мес) или по этой же доске, но приподнятой с одного мжца на высоту 10-12 см (1 год 4 мес); они также перешагивают через палку, лежащую на полу, а позже - приподнятую на 5-10 см от пола; у детей хорошо развиваются действия пальцев руки. Они могут целенаправленно собирать пирамиду из 3-5 колец, 2-местную матрешку, самостоятельно пользоваться ложкой.

К 1,5 годам дети становятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования увеличиваются до 4-4,5 ч, г они переходят на одноразовый дневной сон.

Умственное развитие.

У ребенка повышен интерес ко всему, особенно яркому, движущемуся, звучащему, но внимание его еще неустойчиво, он легко отвлекается и находится как бы во власти зрительного восприятия: увидел мяч, играет с ним, заметил куклу, оставляет мяч - берет куклу. Более тонкими становятся зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Ребенок к 1,5 годам легко различает резко контрастные формы предметов (шар, куб), может правильно среди разных по величине шариков отобрать маленькие в одну коробку, а большие - в другую. Особенно хорошо развивается понимание речи: к 1,5 годам дети понимают смысл целых предложений о часто повторяющихся событиях и явлениях, а также названия знакомых предметов и, действий с ними. Если годовалый ребенок все пушистое и меховое называл «кихя» или «кх» (киса), то теперь уже в 1 год 4 мес он кошку называет «кихя», меховую шапку и шубу - «ся», а плюшевых мишку и обезьянку - «мись». Ребенок все активнее и правильнее повторяет слова, произнесенные взрослыми. Появилась вопросительная форма: годовалый ребенок показывает на предмет и спрашивает «кы?», ему отвечают «коробочка», в знак согласия он лишь кивает головой или что-то лепечет, похожее на это слово. Этот же малыш в 1 год 3 мес старательно повторяет за взрослым это же слово «коба» (коробочка). Дети очень любят подражать звучащим предметам (машина - «би», паровоз «ту-ту»), животным. Интересно отметить, что, если взрослый говорит ребенку как кошка пищит («мяу»), то ребенок старается повторить это слово, копируя интонацию взрослого, но если дать ребенку послушать звучание в оригинале, то он достаточно точно и мелодично воспро-изводит звук. Ребенок старается подражать речи взрослых - произносит облегченные слова, ударные слоги, при этом у него очень выразительны мимика и жесты. Ребенок сердится, когда взрослый не понимает его, или повторяет его «детские» слова, копируя произношение. Растет запас активного словаря; к 1,5 годам у многих он достигает 30-40 слов. Примерно до 1 года 3-4 мес дети заменяют предложение одним словом, дополняя жестами и мимикой, а к 1,5 годам появляются предложения из двух слов - «мама, ди», при этом ребенок показывает направление рукой (мама, иди туда), или «Витя-гуя» (Витя хочет гулять в саду). Ребенок в возрасте 1 года 4-6 мес. понимает сюжет или несколько взаимосвязанных действий; при рассказе взрослого пытается повторять знакомые слова, очень заинтересованно слушает и любит повторения в рассказе; свою активную речь сопровождает движениями. Изменяется и характер игры ребенка. Первые 3-4 мес. второго года жизни ребенок в самостоятельной игре повторяет только те действия с игрушкой, которые неоднократно подсказывал ему взрослый: кормит куклу именно из той посуды, из которой кормила воспитательница, хотя рядом находятся и другие чашечки. К 1,5 годам ребенок в игре начинает выполнять словесные просьбы взрослого. Ребенок играет индивидуально, но иногда подходит к другим детям, отнимет игрушку или отдаст свою, если потерял к ней интерес.

Нравственное развитие.

На втором году жизни у ребенка возникают положительные взаимоотношения не только со взрослыми, но и с детьми, образуются привычки, которые будут иметь важное значение в его дальнейшей жизни. И все-таки общение со взрослыми остается самой сильной потребностью ребенка этого возраста. Он сейчас же замечает и плачет, если мама вышла из комнаты или если он потерял воспитательницу из своего поля зрения. Оставленный без общения со взрослыми ребенок становится вялым, даже если его окружают игрушки. Ребенок уже начинает обращать внимание на своего плачущего товарища и «жалеть» его, если взрослый подсказал как это делается - дает ему игрушку, гладит по голове. Возникает некоторое понимание элементарных понятий «хорошо» и «плохо».

Развитие трудовых навыков.

Первой ступенью в развитии трудовых навыков является проявление самостоятельности - отталкивает руку взрослого, требуя ложку, чтобы есть самостоятельно; пытается надеть шапку или обувь, говоря при этом «сам».

Эстетическое развитие.

Внимание ребенка привлекает все яркое, новое. В этом возрасте дети вкладывают определенное понятие в слово «красивое-ннака!» (нюхает цветок, прищелкивает языком, улыбается). Красные ботинки с восторгом показывает и взрослым, и детям; восхищенно реагирует на разноцветный мячик, но, глядя на выпачканные руки, качает головой и объявляет- «бяка!».

ПЕРИОД ОТ 1 ГОДА 5-6 МЕСЯЦЕВ ДО 2 ЛЕТ

Физическое развитие.

К 1,5 годам ребенок становится физически более выносливым и в дальнейшем, во второй половине второго года жизни, у него резко повышается работоспособность нервной системы, периоды непрерывного бодрствования увеличиваются до 5 ч. У детей не только совершенствуется ходьба, но и развивается умение бегать, улучшается ощущение равновесия, они учатся подпрыгивать, бросать мяч в цель в определенном направлении. Теперь дети способны подчинять определенным правилам свои некоторые движения, не двигаться до сигнала, бежать в нужном направлении и т. д. Ребенок легко поднимается на лесенку-стремянку и спускается с нее чередующимся шагом (попеременно правой и левой ногой). Продолжают развиваться движения пальцев руки: при занятии со строительным материалом ребенок уже может поставить кирпичик вертикально на узкую грань; держит карандаш и пытается «рисовать»; пытается раздевать куклу. Дети могут совместно проделывать некоторые движения: держась за руки, вдвоем потопать, покружиться (к 2 годам), играть в «поезд».

Умственное развитие.

Совершенствование движений расширяет возможности умственного развития и деятельности детей. Дети становятся спокойнее, наблюдательнее, игровая деятельность - более устойчивой и разнообразной. Конец второго года характеризуется особенно значительными изменениями в развитии активной речи, словарный запас увеличивается до 200-
400 слов и более, а разрыв между пониманием и активной речью уменьшается. Многие поручения дети достаточно быстро выполняют по просьбе взрослого: "принеси мячик", «пойдем мыть руки» и др. Но сложные, многоэтапные действия выполнять им трудно. Дети хорошо понимают, когда их зовут по имени (даже издали), но обращение к коллективу - «дети, идите кушать» - ими еще не воспринимается, хотя знакомое слово «кушать» и привлекает внимание. В детской речи все больше появляется слов, обозначающих не только предметы и действия, но и доступные пониманию качества и отношения между предметами, например, наречия. В конце второго года в речи ребенка слышатся отдельные прилагательные, но их мало. Местоимениями, особенно личными, дети пользуются часто и без особого труда. К концу второго года предложения ребенка могут состоять из 4 слов, быть вопросительными, восклицательными. Начинаются изменения слов в числе, роде и некоторых падежах. Предложения чаще всего состоят из подлежащего, сказуемого и дополнения; вопрос выражается интонацией, появляются вопросительные слова: «что это?» и удовлетворяется названием предмета. Но и этого становится недостаточно, дети хотят знать, как зовут мальчика, девочку, собачку и даже воробья; их интересует вопрос, у всех ли есть мама: «у самолета мама есть?», «собачкина мама, да?». Если ребенок на вопрос взрослого «какое у девочки платье?» (синее, красное, красивое), не знает как ответить, то часто определяет - «другое». Возникновение в речи ребенка предложений является качественным изменением, которое совпадает с соответствующими изменениями в других видах деятельности . Ребенок начинает выполнять целевые, характерные действия с игрушкой: укладывать все кубики в коробку, надевать все кольца на стержень пирамидки, кормить и укладывать куклу спать. К 2 годам ребенок уже различает некоторые формы (шар, яйцо), величину предметов, цвет, пространственное расположение («принеси, пожалуйста, мячик - вон он у стола»). Игровые действия становятся разнообразнее: куклу, например, не только кормят и укладывают спать, но и лечат; с игрушками-животными воспроизводят повадки самих животных - заставляют «лаять» собачку, а плюшевого медведя - «рычать». Дети уже умеют найти предмет, необходимый для продолжения игры: затерявшуюся игрушку, одеяло для куклы; утюжок, чтобы «погладить» тряпочки. Малыши увлеченно играют лопаткой и совочком, толкают перед собой движущуюся игрушку на палочке (возить за собой машину на веревочке некоторым еще сложно). В основном игра ребенка второго года жизни находится на этапе отобразительной предметно-игровой деятельности, т. е. ребенок копирует действия взрослого с игрушкой. Но после 1,5г лет малыш постепенно начинает повторять действия взрослого по своему усмотрению: мама положила в ванну белье для стирки и девочка бросает в воду свою куклу «постиять», замешкалась санитарка, моющая пол, а «помощник» тут как тут-уже схватил тряпку. К концу второго года можно в действиях ребенка заметить элементы сюжетной игры, когда они в игре начинают использовать не только игрушки, а «заменители» реальных предметов: камешек вместо мыла для куклы, палочку вместо термометра.

Нравственное развитие.

Совершенствуются положительные взаимоотношения с окружающими детьми и взрослыми. Ребенок усваивает некоторые нормы поведения, подчиняется требованиям взрослого, выполняет поручения, обращается к воспитателю по собственной инициативе. Возникает большой интерес к сверстникам, к их деятельности. Ребенок подражает им, стремится играть рядом, делает попытки включиться в игровые действия других детей. Однако положительное взаимовлияние детей на втором году жизни еще ограничено: им легче воспринять новое от взрослого, который более умело показывает и объясняет. Увидев же примитивные действия товарища, ребенок с удовольствием подражает ему, особенно в отрицательном: возит по полу стулья, бросает игрушки. Дети получают удовольствие, когда им удается успешно завершить действие. Хорошее настроение детей обычно связано с воспитанием положительных форм общения их друг с другом. На втором году могут относительно часто возникать и конфликты, поскольку у детей еще недостаточно развита речь, повышена возбудимость. Отрицательные взаимоотношения детей иногда являются результатом подражания взрослым, если родители не сдержаны в присутствии детей. В этом возрасте у ребенка наблюдаются определенные волевые усилия, тормозные реакции: ребенок может по настойчивой просьбе взрослого выполнить посильные ему действия, спокойно подождать или выдержать неприятную процедуру.

Развитие трудовых навыков.

К 2 годам ребенок может самостоятельно производить некоторые действия по самообслуживанию: сравнительно аккуратно кушать, частично раздеваться и одеваться, вместе со взрослыми положить на место игрушки. У детей появляется желание «помогать» взрослым: нести с мамой сумку или пытаться «подметать» пол и т. д.

Эстетическое развитие.

Ребенок второго года больше прислушивается к музыке и художественному слову. Он реагирует на ритм и напевность стихов, потешек, на интонацию, с которой их произносят взрослые. Дети любят музыку плясового и спокойного характера, подпевают отдельные слоги или нетрудные слова, повторяют интонацию. Им нравится выполнять ритмичные движения под музыку. Ребенок радуется не только красивой игрушке, но и ярким цветам на клумбе, красным флагам во время праздника, он восторженными глазами смотрит на наряженную елку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.