Упражнения для развития мелкой моторики. Чтобы маленькие пальчики не скучали. Развитие и коррекция мелкой моторики руки у учащихся младших классов

(32 голоса : 4.06 из 5 )

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации. Среди расстройств языка и речи у детей нарушения звуковой ее стороны являются наиболее распространенными.

Нарушения звукопроизношения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, могут вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Отсюда - необходимость повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формирования звукопроизношения детей.

Поскольку учёные доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, автору опыта представляется возможным оптимизировать логопедическое воздействие путём включение в систему работы над звукопроизношением заданий на развитие тонких координированных движений рук. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Современная коррекционная педагогика и научно-методическая литература предлагают логопедам разнообразные методики, влияющие на развитие артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников. Однако, при коррекции звукопроизношения младших школьников работе по развитию мелкой моторики не придается должного значения. Так, пальчиковые игры включаются в занятия как небольшой элемент, что-то вроде физкультминутки.

Анализ результатов исследования мелкой моторики позволил выявить характерные для школьников с нарушениями речи особенности: недоразвитие тонких координированных движений, низкую способность регуляции мышечных усилий, несформированность навыков контроля и коррекции амплитуды движений, слабую переключаемость, трудности координирования и соизмерения одновременных движений, чрезмерно быструю утомляемость, низкую работоспособность.

Основными формами лого-коррекционной работы в зависимости от характера и степени выраженности речевого нарушения были выбраны:

  • индивидуальные занятия с ребёнком, во время которых ребёнку передаётся способ деятельности с тем или иным материалом, в процессе которой возможно получение нового знания, с обязательной опорой на самостоятельную практическую деятельность ребёнка и получаемые им чувственные впечатления;
  • занятия с группой детей;
  • консультации родителей и учителей.

Для того чтобы у ребенка была положительная динамика, чтобы к следующему занятию он не терял навыки, приобретенные на предыдущем автор опыта учла следующие факторы: для детей младшего школьного возраста наиболее значимыми субъектами являются их родители, поэтому участие родителей создаст благоприятную среду для успешной работы логопеда и ребенка. Это участие будет более эффективным, если оно станет осознанным и долгосрочным. Автор опыта предлагает целенаправленно формировать позицию "активного родителя". Присутствие родителей на индивидуальных и групповых занятиях - обязательное условие в работе. Это позволяет учителю-логопеду обучить их способам и приемам работы над речью, и моторикой, дисциплинирует родителей и детей при выполнении домашних заданий. Домашние задания даются обязательно, их выполнение строго требуется и контролируется. Каждый ребенок имеет тетрадь для занятий. Практика логопедической работы показывает, что успех формирования правильной речи у детей с ее нарушениями во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления речевых и моторных умений и навыков в свободном общении: во время игр, прогулок, походов в магазин и т. п., то есть в повседневной жизни. Эффективность преодоления дефектов речи зависит не только от системы коррекционных занятий, но и от осознанного участия семьи в воспитании ребенка.

Этапы и содержание логопедической работы по устранению нарушений звуковой стороны речи у младших школьников.

Основной целью логопедического воздействия при нарушениях звукопроизношения является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. отличать один звук от другого по акустическим признакам); отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи. Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели логопедического воздействия. С целью повышения эффективности работы по формированию правильного звукопроизношения предлагаем сочетать упражнения, традиционно используемые на каждом из этапов работы, с упражнениями на развитие мелкой моторики.

1. Подготовительный этап.

Основная цель его - включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач. Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: педагог должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми. Важной является задача формирования производных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научиться выполнять инструкции педагога, активно включаться в общение. Решению этих задач может способствовать активное включение в практику рисуночных методик. Рисуночные методики можно использовать с разными целями:

  • для установления контакта с ребенком;
  • пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;
  • сплочения группы детей, участвующих в занятиях;
  • изучения динамики коррекционного процесса и т.д.

Рисуночные методики могут быть элементом занятия. Одним из главных преимуществ использования рисуночных методик в работе логопеда становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи - когда ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-то, т.е. когда речь ребенка встроена в его общее развитие и жизнь. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют более широкий спектр применения, быстрее автоматизируются, но остаются открытыми для анализа и рефлексии.

Оптимальным путем освоения рисуночных методик в практике представляется изучение базовых рисуночных упражнений. Их можно модифицировать относительно разных целей работы логопеда. Например, рисуночное упражнение "Свободный полет" (закорючки).

Это упражнение упоминается в работах многих западных и отечественных психологов (Е.Е. Кравцова, К. Виттакер). Оно позволяет установить контакт с замкнутым ребенком, постепенно разговорить его, включить механизмы использования речи.

Логопед просит ребенка нарисовать на чистом листе бумаги любую линию, и затем дорисовывает ее до чего-нибудь осмысленного. Потом логопед предлагает ребенку рисовать друг другу разные закорючки и без слов продолжать их, а затем описывать рисунки друг друга. Важно использовать два карандаша разного цвета, чтобы видеть исходную линию и то, что дорисовывает партнер по игре. Условия можно варьировать.

К специальным логопедическим задачам подготовительного этапа относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются целенаправленно. Работа ведется над отдельными собственно речевыми движениями, которые не сформировались у ребенка в процессе речевого развития. На данном этапе работы автор опыта предлагает проводить сопряжённую гимнастику, объединяющую традиционные артикуляционные упражнения и моторный пальцевый тренинг. Эти упражнения помимо формирования артикуляторных движений и навыков способствуют энергетическому обеспечению деятельности мозга, нормализации тонуса мышц, развитию подкорковых структур. Комплексы гимнастики разработаны на основе методических рекомендаций А.В. Семенович и А.Л Сиротюк.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать). Постановка звука достигается применением технических приемов, подробно описанных в специальной литературе. Традиционно выделяются три способа: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный.

Для работы на уровне произношения изолированного звука, звукосочетания автор опыта предлагает использовать прием рисования вальдорфских форм. Рисовать можно ручкой, фломастером на листе бумаги, пальчиком на ладони другой руки. Например: произносим звук громче - спираль раскручивается, звук тише - закручивается, звук от громкого к тихому, спираль переходит из раскрутившейся в закрутившуюся.

С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука - в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы. Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Для оптимизации процесса задания по автоматизации правильно сформированных у детей звуков речи в словах, предложениях, самостоятельной речи сочетались с пальчиковыми играми и упражнениями. Использовались следующие виды заданий (речевой материал подбирался с учётом фонетического дефекта, по устранению которого проводилась работа) : игра "Волшебный мешочек" (определить на ощупь и назвать, какие предметы находятся в мешке или найти одинаковые предметы в разных мешочках); пальчиковые игры с палочками; элементы Пальчиковой азбуки и др.

С учётом характера речевого нарушения, в ряде случаев проводилась работа по разграничению поставленного звука с другими звуками, т. е. по дифференциации. В основе этого процесса лежит дифференцировочное торможение. При работе над дифференциацией звуков одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большое количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Работа по дифференциации заключалась в тренировочных упражнениях с использованием заданий и игр, развивающих мелкую моторику: контуров и вкладышей, шнуровок и др.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель его - сформировать у ребенка умение и навык безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Для достижения цели на занятиях широко применялись тексты, а не отдельные слова, использовались различные формы и виды речи, творческие упражнения (например, "Теневой театр" или "Театр поз": с помощью разнообразных пальчиковых поз и серий движений обыгрывается сюжет рассказа, сказки.

Как показала практика, реализация данной методики коррекционной работы с младшими школьниками, а именно, одновременная работа над исправлением звукопроизношения и развитием мелкой моторики, повышает результативность и сокращает сроки коррекции звукопроизношения.

Развитие мелкой моторики у младших школьников

Учитель начальных классов

МКОУ «Ялымская СОШ»

Ильтякова Т. П.



Развитие мелкой моторики и координации движений руки у детей позволяет детям:

  • овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
  • лучше адаптироваться в практической жизни,
  • научиться понимать многие явления окружающего мира.

Обогащать словарный запас

Способствовать развитию творческих способностей

Тренировать тонкие движения пальцев рук

Стимулировать зрительное

и слуховое восприятие

Развивать память и связную речь

Формировать координацию движений пальцев и кистей рук

Развивать навыки ручной умелости

Основные задачи


Средства развития мелкой моторики

  • Игры с пластилином
  • Игры с конструктором, мозаикой
  • Игры с пуговицами – пуговичный массаж
  • Игры с крупами
  • Шнуровки
  • Рисование
  • Игры с бумагой
  • Игры со скрепками
  • Упражнения с пипеткой
  • Игры с зубочисткой
  • Пальчиковые игры

подготовка руки к письму для развития графического навыка следует использовать:

Графический диктант

Силуэтные штриховки

Копирование узоров

Рисование линий: прямые и фигурные дорожки

Рисование линий: по точкам, контурам, клеточкам


Мы ручку правильно берём,

Кладём на средний палец.

Теперь большим её прижмём,

И указательным ведём,

Чтобы она качалась.

Гимнастика с учебными предметами






"Посчитай и раскрась"


Пальчиковые игры и упражнения

Цели и задачи

  • Развитие согласованных движений обеих рук
  • Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
  • Развитие внимания

Методы обучения

  • Показ действий.
  • Действия руками ребёнка.
  • Самостоятельные действия ребёнка.

Организация занятий

Занятия проводятся индивидуально или группой детей. Длительность зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры и упражнения, которые хорошо знакомы детям, можно проводить на уроках, переменах, в свободное время.


Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

  • Стимулирует развитие речи, способствует улучшению артикуляционных движений.
  • Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Развивается память.
  • Развиваются воображение и фантазия.
  • Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений.

« ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ »

Раз, два, три, четыре, пять, ( Загибают пальчики, начиная

с большого)

Будем листья собирать. ( Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, ( Загибают пальчики, начиная

Листья рябины, с большого)

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. ( « Шагают » по столу пальчиками.)


По тропинке, по дорожке

«Рисуем» соединёнными ладонями обеих рук на столе тропинку. Разъединяем ладони - рисуем дорожку.

Топают к нам чьи-то ножки.

«Пошлёпать» ладошками по столу.

Это ёж – колючий бок,

Движения вправо-влево соединёнными ладонями (пальчики растопырить).

По грибам большой знаток!

Указательным и большим пальцами правой руки «нанизываем грибочки» на пальчики левой руки.









Игры с мозаикой (внеурочная деятельность)





В этой статье:

Логопеды и детские психологи установили прямую связь между развитием речи и мелкой моторикой рук. Планомерное развитие мелкой моторики будет являться своеобразной гарантией такого же планомерного развития речи. Неспособность ребенка к основным действиям пальцев, соответствующим его возрасту, в большинстве случаев будет связана и с отставанием в развитии речи.

Как и почему связаны мелкая моторика и речь ребенка младшего школьного возраста? Корни этой связи уходят в далекое прошлое. Много тысяч лет назад люди для общения пользовались жестами, сопряженными с отдельными выкриками. Результатом стало отличное развитие мелкой моторики рук с попутным увеличением площади двигательной проекции кистей рук в человеческом мозге. Развитие речи происходило в несколько этапов.

Примерно такую же картину можно наблюдать у детей. Первоначально у них развиваются пальцы рук, которые они используют для изучения окружающего мира, и только после этого стартует процесс развития речи.

Руки и мозг неизменно связаны между собой. Все психологические процессы, происходящие в мозге, обязательно найдут отражение в жестах и движениях рук.

Учителя первых и вторых классов часто отмечают проблемы в координации движений пальцев рук у детей с диагностированным отставанием в речевом развитии. Как правило, таким детям сложно делать что-то самостоятельно, в том числе и по образцу, они имеют проблемы с ориентацией как в пространстве, так и во времени.

Также для младших школьников с подобными проблемами характерен низкий темп работы в области графической деятельности, что, в свою очередь, становится причиной слабой успеваемости в школе.

На самом же деле, если своевременно диагностировать проблему, можно начать работу по ее устранению и помочь малышу овладеть мелкой моторикой рук, а заодно и усовершенствовать речевые навыки.

Как правило, учителя и логопеды, планируя развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста, разрабатывают несколько направлений работы. С малышами занимаются:

  • пальчиковой гимнастикой;
  • играми для развития пальцев рук;
  • прикладным трудом.

Подробнее о каждом методе воздействия на мелкую моторику детей младшего школьного возраста мы расскажем ниже.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика - один из самых эффективных и доступных методов, позволяющих ускорить развитие мелкой моторики, а вместе с этим и речи, памяти и воображения.

Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой помогут пальцам детей младшего школьного возраста стать более
гибкими, ловкими и податливыми. Обычно дети такие занятия воспринимают как часть игры, в которой они с удовольствием принимают участие. В ходе выполнения гимнастики младшие школьники учатся быть внимательными и сконцентрированными. Выделяют несколько вариантов упражнений из раздела пальчиковой гимнастики.

  1. Ладони смыкаются таким образом, чтобы пальцы касались друг друга попарно и находились в разведенном состоянии, после чего ребенку предлагают их соединить, по очереди свести и развести, похлопать сначала разведенными, потом сведенными пальцами.
  2. Руки кладут на парту, оставляя кисть в приподнятом положении, после чего касаются поверхности парты каждым пальцем по очереди.
  3. Ладонь с прижатыми пальцами лежит на столе, после чего пальцы сгибают в кулак и выпрямляют.
  4. Ладонью касаются поверхности парты, после чего сжимают ее в кулак, поворачивают ребром.

На всю разминку в среднем уходит около двух минут. Достаточно проводить ее несколько раз в неделю, чтобы увидеть положительную динамику развития мелкой моторики.

Лепка для развития мелкой моторики

Лепка - отличный вариант занятия, стимулирующего развитие мелкой моторики рук, но не только. Во время работы с материалом дети младшего школьного возраста получают возможность как интеллектуального, так и эстетического развития. Вылепливая фигуры и композиции, ребенок учится:

  • развивать трудовые навыки;
  • укреплять пальцы;
  • улучшать ловкость рук.

По ходу укрепления пальцев развивается и речь ребенка. Для того чтобы он прогрессировал, задания по лепке необходимо менять, постепенно усложняя их добавлением новых приемов, подразумевающих
задействование разных движений рук.

В процессе работы с пластилином дети отрабатывают различные приемы, раскатывая, защипывая, сплющивая материал. Все эти действия способствуют укреплению кистей, позволяют пальцам и рукам стать более чувствительными.

Регулярные занятия лепкой позволяют малышу:

  • развлечься в свободное время;
  • научиться отличать цвета и формы;
  • развивать воображение и фантазию;
  • освоить взаимодействие рук;
  • воплощать в жизнь свои идеи.

Лепить с детьми младшего школьного возраста можно не только из пластилина, но и из глины, а также из соленого теста. Поделки из теста можно будет запечь в духовке, раскрасить кисточкой или пальцами и сохранить на память.

О пользе аппликации

Аппликация - это разновидность изобразительной техники, которая заключается в вырезании фигур и элементов и наклеивании их на основу с фоном. Элементы могут быть выполнены не
только из бумаги, но и из кожи, ткани, шерсти и даже природного материала.

В процессе работы над аппликациями дети учатся развивать координацию движений, владеть ножницами, развивают пространственное мышление, изучают формы, цвета. Кроме того, аппликация, так же как и лепка, стимулирует развитие мелкой моторики рук.

Мозаика для развития моторики

Дети младшего школьного возраста дома и на уроках труда с удовольствием работают с цветной мозаикой, складывая узоры по образцу. Такие занятия стимулируют развитие мелкой моторики и речевых навыков, учат детей доводить начатое до конца, быть внимательными и сконцентрированными.

По мере успехов младшего школьника в процессе сборки мозаики можно усложнять ему задания, предлагая поработать с более мелкими деталями, собирать узоры без образца или придумывать орнаменты самостоятельно.

О пользе изобразительной деятельности

Развитие мелкой моторики рук будет особенно успешным в случае привлечения ребенка к изобразительной деятельности. В процессе малыш сможет не только поработать над ловкостью пальчиков, но и научиться различать цвета и оттенки, стать более восприимчивым.

Рисовать
младший школьник может как кисточкой, так и пальчиками. Последний вариант особенно нравится детям, независимо от возраста. Так называемые пальчиковые картины могут быть самыми разнообразными пополнить коллекцию достижений малыша. Самые красивые и аккуратные работы дети могут презентовать друзьям и родным на праздники.

Развивать навыки рисования, а вместе с ними ловкость рук и воображение можно с помощью обычных карандашей, фломастеров и мелков. Отличный вариант - рисование с помощью веревочки. Младшим школьникам обычно особенно нравится такой нестандартный подход, поэтому они с удовольствием создают свои оригинальные картины. Суть рисования веревочкой заключается в следующем: используя контрастного цвета веревочку и бумагу с определенного цвета фоном, можно складывать на ней из веревочки разные фигуры.

Рукоделие - оригинальный метод развития пальцев рук

На развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста отлично влияет рукоделие. Естественно, что больше удовольствия от возможности вышивать, вязать, шить или работать с бисером получат девочки, однако не исключено, что подобная деятельность сможет увлечь
и мальчиков, которых можно научить самым простым вещам: пришиванию пуговиц или штопанью дырок.

Так же как и в случае с занятиями, описанными выше, в ходе уроков по рукоделию нужно будет постоянно усложнять задания, построенные на тонких, ловких и четких действиях.

Игры с мячом

Работать над развитием мелкой моторики рук детей можно с помощью игр с небольшими мячами, имеющими разную форму, структуру, размер и цвет. Подбирать мячи можно в соответствии с возрастом и особенностями ребенка для развития не только ловкости рук, но и зрительной чувствительности, умения сравнивать, мышечного чувства.

Достаточно часто дети младшего школьного возраста, имеющие проблемы с развитием мелкой моторики, не справляются с заданиями, подразумевающими использование мяча. Сложности возникают при выполнении даже простых действий, что вызывает чувство досады и разочарования у ребенка, и он отказывается продолжать работу.

Именно поэтому начинать занятия лучше с небольшого утяжеленного
мешочка, который будет имитировать мяча. Когда ребенок научится управлять им каждой рукой поочередно, можно будет подключить к работе мяч.

Чтобы игры с мячом положительно влияли на развитие мелкой моторики у ребят младшего дошкольного возраста, необходимо заниматься с ними регулярно. Чтобы школьник не потерял интереса к упражнениям, необходимо будет наполнять их новыми оживляющими элементами, например хлопками, поворотами торса и пр.

Наиболее эффективные варианты игр с мячом для развития моторики:

  • подбросить маленький мяч вверх и поймать его одной рукой;
  • менять руки при подбросе мяча и улавливании его;
  • с жонглированием сначала двумя, а потом тремя мячами двумя руками;
  • с жонглированием двумя мячами одной рукой.

Чем чаще младшие школьники будут работать над такими упражнениями, тем заметнее станет их прогресс в отношении развития мелкой моторики рук.

Графические задания

Помимо вышеперечисленных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у младших школьников, существуют еще и графические занятия, улучшающие координацию рук, внимание и зрительную память. Младшим школьникам работа над выполнением графических заданий также позволяет улучшить навыки письмом.

Выбрать можно из следующих упражнений.

Дидактические игрушки и их роль в процессе работы над моторикой

На развитие мелкой моторики у ребят младшего дошкольного возраста отлично влияют правильно подобранные дидактические игрушки. Во время манипуляций с такими игрушками дети не теряют интерес к процессу, ищут варианты для экспериментов, неожиданные конструктивные решения.

Чтобы понять принцип игры с такими игрушками, детям
необходимо запоминать алгоритм действий, показанных взрослым, стараться воспроизвести их в той же последовательности, что дополнительно развивает зрительную память и внимание.

Дидактические игрушки предлагают младшим школьникам поработать с нанизыванием предметов друг на друга или на основу, с прокатыванием, раскладыванием и так далее. Выбирая дидактические игры для ученика младших классов, нужно изначально ставить перед малышами посильную задачу и усложнять ее по мере выполнения.

В заключение отметим, что детям младшего школьного возраста развитие мелкой моторики рук необходимо не только для корректировки речевого развития, но и для расширения общего кругозора, коррекции эмоционального фона, тренировки навыков самообслуживания, обучения работе в команде со способностью прибегать к взаимопомощи.

Областной Ресурсный центр

по проблемам инклюзивного образования

детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

на базе МОУ «С(К)ОШИ № 3» г. Магнитогорска

Развитие мелкой моторики

у младших школьников

с ограниченными возможностями здоровья

как условие развития речи
ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


г. Магнитогорск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3»

города Магнитогорска

Развитие мелкой моторики у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

как условие развития речи

г. Магнитогорск

2015
Развитие мелкой моторики у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья как условие развития речи. - Магнитогорск: МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3» г. Магнитогорска. 2015 - 14 с.

пособие адресовано логопедам, учителям и воспитателям начальной школы, работающим с детьми с ОВЗ.

Составитель: учитель - логопед высшей категории

Ерополова Лидия Васильевна

Мелкая моторика и ее значение в речевом развитии человека.


  1. Диагностика развития мелкой моторики.

  2. Направления работы по развитию мелкой моторики.

  3. Формы работы по развитию мелкой моторики.

  4. Рекомендации педагогам и родителям.

  5. Список литературы.

  6. Приложения.

Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.

В.А. Сухомлинский

Введение
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Она принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Исследования и наблюдения в этой области показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений.

Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

 Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)

 Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона в постинсультном состоянии)

 Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.).

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ, при нарушениях зрения, дизартрии, аутизме и т.д.

М.М. Кольцова пришла к выводу, что у некоторых учащихся моторные затруднения могут быть связаны с леворукостью и обусловлены тем, что детей пытались переучивать. Таким детям необходимо пробовать выполнять задания той рукой, которой работать легче, удобнее.

Большие трудности в развитии мелкой моторики испытывают учащиеся с нарушением интеллекта. У данных школьников хуже развита кинестетическая чувствительность. Вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений.


  1. Диагностика развития мелкой моторики
Для того чтобы вести развитие мелкой моторики, важно знать насколько сформированы движения пальцев. Существует немало методик по диагностике. Одна из них - диагностика по методу Сосниной С П

Данная диагностика проводится индивидуально. Перед диагностируемым кладут лист с заданием. Его задача состоит в том, чтобы внимательно выслушать задание и приступить к его выполнению. Все задания (таблица 1) выполняются простым карандашом.

Таблица 1




Задание

Оценка

1

Перед ребенком лист бумаги в линию. Ребенку необходимо провести прямые линии между полосками на листе. На задание отводится 60 секунд.

Выполнено 10 строк и более - 3 балла, от 6 до 9 - 2 балла. 5 и менее строк - 1 балл.

2

На листе бумаги нарисованы 2 дорожки.Нужно провести линию посередине дорожки. Не отрывая карандаш от бумаги.

Без ошибок - 3 балла, 1-2 ошибки - 2 балла, более 2 ошибок - 1 балл.

3

На листе изображены мячики и кегля. Нужно «попасть» мячиками в кеглю, т е провести прямые линии, не отрываясь от бумаги.

Если все линии прямые и ведут точно - 3 балла, 1-2 ошибки - 2 балла, 3 ошибки - 1 балл

4

На листе изображен рисунок. Нужно обвести рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

1-2 раза сошел с линии - 3 балла, 2-4 раза сошел с линии - 2 балла, более 4 раз - 1 балл.

5

Не отрывая карандаш от листа бумаги нужно продолжить рисовать узоры.

Без ошибок - 3 балла. С ошибками - 2 балла, не смог выполнить - 1 балл.

6

Продолжить рисовать узор по клеточкам.

Без ошибок - 3 балла, ошибка в одном узоре - 2 балла, в двух - 1 балл.

7

Нужно нарисовать узор в последовательности: 2 клетки вверх. 1 направо, 2 клетки вниз, 1 направо и т д.

Без ошибок- 3 балла, 1 ошибка - 2 балла, более 2 ошибок - 1 балл.

8





9

Нужно нарисовать такую же фигуру по клеточкам.

Без ошибок - 3 балла, 1- 2 ошибки - 2 балла, более 3 ошибок - 1 балл.

10

Нужно нарисовать такую же фигуру по клеточкам.

Без ошибок - 3 балла, 1- 2 ошибки - 2 балла, более 3 ошибок - 1 балл.

11

Нужно скопировать такую же фигуру по образцу.

Без ошибок - 3 балла, 1- 2 ошибки - 2 балла, не смог - 1 балл.

Интерпретация результатов
1 группа

27 и более баллов - высокий балл, свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности.
2 группа

17 до 26 баллов - достаточно сформированы и автоматизированы навыки графической деятельности. Хотя существуют вопросы, над которыми необходимо поработать.
3 группа

Менее 16 баллов, что говорит о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля над выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Учащимся 2 и 3 группы требуется целенаправленная работа на развитие мелкой моторики.

Для детей 2 группы целесообразно выполнять пальчиковые игры на основе потешек, стихов, доводя движения пальцев до высокой автоматизированности. Примерные игры приведены в таблице 2.

Таблица 2


Название

Текст

Действия

Пирожки

Я купила масло,

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

Пирожки пеку, пеку.

Всех друзей я в гости жду.


1. Поочередно загибаем пальцы при перечислении продуктов, начиная с мизинца; 2. имитация лепки пирожков (ладони полусогнуты); 3. движения ладонями раскрытыми вперед, имитирующие подзывание гостей.

Дятел

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.


1. 6-7 раз подряд постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; 2. наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой; 3. соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка ударять по ладони левой руки, пальцы которой развести в стороны, изображая дерево; 4.пальцами левой руки, изображающими клюв, постучать по ладони правой руки.

Капустка

Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём, Мы капустку жмём-жмём.


1. Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора, вверх, вниз - движения повторяющиеся, ритмичные; 2. поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны в щепоть - имитация соления; 3. потирание кулачка о кулачок - движения вертикальные, вверх - вниз; 4. энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем - движения ритмичные, одновременные.

Пальчик-мальчик

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.


1 строка - показать большие пальцы обеих рук (одновременно) 2 - соединить большой палец с указательным пальцем той же руки (одновременно двумя руками) 3 - соединить большой палец со средним пальцем той же руки (одновременно двумя руками) 4 - соединить большой палец с безымянным пальцем той же руки (одновременно двумя руками) 5 - соединить большой палец с мизинцем той же руки (одновременно двумя руками)

Встреча

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»

Два щенка: «Ав-Ав!»

Два жеребенка: «Иго-го!» Два быка: «Му-у-у!» Смотри, какие рога.


На каждую строчку соединять поочередно (одноименные) пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать «рога», вытянув указательные и мизинцы, подогнув в кулак остальные (одновременно двумя руками).

С детьми 3 группы необходимо проводить цикл занятий по развитию мелкой моторики, включающий конструктивные виды деятельности: лепка, аппликации, поделки из природного материала, раскрашивание, рисование пальцами и карандашом и др.

После цикла развивающих занятий проводится повторная диагностика уровня развития мелкой моторики (таблица 1).

Как правило, организованные занятия по развития мелкой моторики дают положительную динамику.

Оригинальный "пальцевый" тест был предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом A.M. Мустафиным для определения "бюджета способностей" ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. "Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше "бюджет" мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом", - пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.


        1. Направления работы по развитию мелкой моторики

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление.

Для успеха в работе важны:

 систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

 последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой (при левшестве - наоборот); при успешном выполнении - на обеих руках одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

 все игры и упражнения должны проводиться на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оцененным;

 если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп:

1. игры на развитие тактильного восприятия,

2. игры с водой и песком,

3. фольклорные пальчиковые игры,

4. упражнение с предметами,

5. игры на выкладывание,

6. игры на нанизывание,

7. игры с конструкторами и природным материалом

8. различные виды продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование и раскрашивание, работа с бумагой и крупой, плетение, вязание и т.д)

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей во взаимодействии со взрослыми способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую ведет ребенка его к успешному обучению в школе.


        1. Формы работы по развитию мелкой моторики


        1. Рекомендации педагогам и родителям по проведению игр и упражнений на развитие моторной ловкости

  1. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.

  2. Выполнение упражнения должно быть регулярным.

  3. Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

  4. Время выполнения упражнения не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность, включать игры в другие развивающие занятия.

  5. Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.

  6. Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.

  7. Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной. Например, к упражнению «Шофер» (см.описание игр): «Ты – шофер, а эта фишка – твоя машина. Прижми фишку указательным пальцем и медленно двигай по столу, чтобы объехать «дома и людей».

  8. Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Приложение 1

Изображения заданий для диагностики мелкой моторики


Задание 1



Задание 2



Задание 3



4 Графический диктант "Парусная яхта"

5 Графический диктант "Верблюд".

1 Знакомство с пальчиковой гимнастикой .

Оборудование : альбом, трафареты, фломастеры на водной основе для каждого.

Ход занятия

Вводная беседа.

Ребята, я думаю, что всем вам хочется хорошо учиться. А именно красиво, правильно и аккуратно писать. Для этого необходимо уметь применять свои знания и самое главное - уметь учиться. Занятия будут необычные. Мы будем играть пальчиками, работать одновременно двумя руками. На занятиях разовьете зрительное внимание, воображение, координацию движений пальчиков. научитесь обращаться с карандашом и ручкой, Через несколько занятий вы сможете удивлять своих родителей и знакомых.
Пальчиковая гимнастика.
«Пальчики просыпаются» Правая рука в кулаке. (Выполняем ведущей рукой). Поочередно разгибаем пальцы руки, начиная с большого пальца, под счет: раз, два, три, четыре, пять. (3 раза).
«Пальчики засыпают» Поочередно сгибаем пальцы руки, начиная с большого под счет (3 р).

Работа с трафаретами.

1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.
2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.
3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать салфетку из линолеума).
4. Обводим линии на трафарете левой и правой рукой одновременно.
5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

По этим дорожкам, которые вы нарисовали, будут бегать зверьки, а кто, догадайтесь сами.

Графический диктант.
Загадка:

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится…
Угадали? Это… (кот)


Рисунок дополняем элементам, раскрашиваем, оцениваем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.