Проблемы общения животных между собой. Луговые собачки не так просты, как кажутся. Язык жестов у собак

Как известно, животные не могут разговаривать, как люди. Но каждый знает также, что животные умеют издавать звуки.

Звуки животных - это сигналы, которые выражают их состояние, желания, чувства. Рычанье льва слышно на всю округу – этим царь зверей заявляет громогласно о своём присутствии. Вожак слонов, самый старший и умный в стаде, призывно трубит, подняв хобот, собирая слонов в поход по джунглям в поисках хороших пастбищ. Лось издаёт громкий клич, идя сражаться с соперником за самку. В брачный период голуби нежно воркуют, аисты курлыкают и исполняют танцы, тетерева издают громкие звуки, а соловьи устраивают сольные концерты, чтобы затмить соперников. Сверчки-самцы своим стрекотанием привлекают самок.

Волшебные трели птиц - это, как правило, песни самцов. И поют они чаще не для того, чтобы привлечь самок (как обычно считается), а для предупреждения, что территория находится под охраной.

Звуковая сигнализация существует у всех видов животных. К примеру, курицы издают 13 разных звуков, лягушки – 6, петухи – 15, синицы – 90, грачи – 120, свиньи – 23, вороны – до 300, дельфины – 32, лисицы – 36, обезьяны – более 40, лошади – около 100 звуков. Эти звуки передают общее эмоционально-психическое состояние животных – поиск корма, тревогу, агрессивность, радость общения.

Даже рыбы не молчат! Они издают много разных и характерных звуков, используя их для общения в стае. Издаваемые ими сигналы изменяются в зависимости от состояния рыб, окружающей среды, от их действий. Американские учёные установили, что рыбы кашляют, чихают и хрипят, если вода по температуре не соответствует тем условиям, в которых они должны находиться. Производимые рыбами звуки похожи иногда на урчание, писк, лай, карканье и хрюканье (в частности, у сциены), а у рыбы цинглоссус – необычайный набор звуков, напоминающий басы органа, кваканье жаб, колокольный звон и звуки арфы.

Но сигналы-звуки - это только один из способов связи между животными. У них есть и другие способы передачи информации друг другу.

Кроме звуков есть своеобразный «язык» жестов и мимический «язык». Оскал морды или выразительность глаз животного сильно различаются в зависимости от его настроения – спокойного, агрессивного или игривого.

Шимпанзе используют для общения богатую мимику. Например, плотно сжатые челюсти с обнаженными деснами означают угрозу; хмурый взгляд – запугивание; улыбка, особенно с высунутым языком, – дружелюбие; оттягивание нижней губы, пока не покажутся зубы и десны, – умиротворенную усмешку. Надувая губы, мать-шимпанзе выражает свою любовь к детенышу. Частая зевота означает замешательство или затруднение. Шимпанзе часто зевают, когда заметят, что за ними кто-то наблюдает.

Хвост животных тоже является выразителем их эмоционального состояния. Кошки держат его «трубой» при виде собаки или во время драки, а если кошка машет хвостом влево-вправо, значит, она в ярости. У собак же, наоборот, хвост виляет при встрече хозяина, выражая безмерную радость. А при чувстве вины собака поджимает хвост.

В животном мире широко распространён «язык» запахов. Животные семейства кошачьих, куньих, собачьих «метят» границы территории, где они обитают. По запахам животные определяют зрелость особей, выслеживают добычу, избегают врагов или опасные места – ловушки и капканы. Насекомые с помощью запахов привлекают к себе особей противоположного пола. Для этого они выделяют вещества - феромоны (аттрактанты) в виде пахучих газов или жидкостей, которые образуются в специальных железах на брюшке или во рту.

Мыши-полевки общаются с помощью пахучих меток, почти как собаки. К сожалению, их моча испускает ультрафиолет, а это излучение хорошо видят главные враги полевок - пустельга и другие хищные птицы.

Жесты и движения животные используют для общения так же, как и человек. Гориллы бьют себя в грудь - этим они предупреждают сородичей об опасности. Кенгуру, приметив опасность, начинает барабанить по земле хвостом или задними лапами. В период размножения многие животные и птицы устраивают настоящие брачные танцы. И у каждого вида такой танец свой, не похожий на другие! Пчела-разведчица с помощью танца рассказывает соплеменницам, где находится новый источник нектара, и побуждает их лететь за ним.

Даже цвет у животных используется как элемент общения. Весной, в период размножения, у многих видов лягушек и жаб горло приобретает яркую окраску. Так они не только привлекают партнера, но и подают зрительный сигнал, предупреждающий, что территория занята.

Имеются и другие способы контактов между животными, связанные с биоэлектромагнитными полями и акустическими сигналами: электромагнитная локация у рыбки нильского слоника, ультразвуковая эхолокация у летучих мышей, высокочастотные звуковые сигналы – свисты у дельфинов, инфразвуковая сигнализация у слонов. Эти виды сигналов человек может зафиксировать только с помощью приборов. И мы пока знаем о языке животных очень мало. По крайней мере, многое из того, что они "говорят" друг другу, мы перевести не можем и не всегда хорошо знаем, как именно общаются особи того или иного вида.

Главное средство общения, которым обладает человек, это слово. Ни одно животное не может общаться словами, но многие животные способны общаться друг с другом.


Самым распространенным языком общения является запах. Антилопы обозначают границы своих владений выделениями из придаточной железы. Помеченные кусты и деревья «сообщают» чужаку о том, что эта территория уже занята. Кошки и собаки проделывают подобные манипуляции при помощи мочи. Медведи царапают когтями деревья, трутся о них спинами. Почти у всех животных прекрасно развит орган обоняния, тонкое чутье позволяет улавливать посторонние запахи на больших расстояниях.



1. Слонам помогают общаться друг с другом вибрации почвы. Топчась на месте и сотрясая землю ногами, слон способен послать через почву сообщение на расстояние 32 км — гораздо дальше, чем расстояние, на которое распространяется в воздухе звуковой сигнал.


2. Африканские слоны умеют к тому же отлично копировать звуки. Ученые, например, записали на пленку, как они мастерски имитируют грохот мчащихся по близлежащей автостраде грузовиков. Правда, зачем они это делают – не понятно.


3. Кенгуру общаются с помощью хвоста. Стоит одному из членов стада рыжих кенгуру заметить хищника, как он тут же принимается барабанить по земле тяжелым хвостом или задними ногами. Кроме того, рыжие кенгуру умеют щелкать, а самки серых кенгуру подзывают своих детенышей особым звуком, похожим на кудахтанье.


4. Сравнение «тихая как мышка» вовсе не верно. Помимо писка мыши издают и множество других звуков. Самцы мышей распевают для своих невест настоящие серенады! Правда, мы их не слышим, потому что они поют в ультразвуковом диапазоне.


5. Полевки общаются, почти как собаки, с помощью пахучих меток. К сожалению, их моча испускает ультрафиолет, а это излучение хорошо видят главные враги полевок — пустельга и другие хищные птицы.


6. Крысы перекликаются между собой, чуть слышно посвистывая.


7. Животным со скромными музыкальными талантами приходится использовать искусственные усилители звуков. Самцы медведок (насекомых, родственных кузнечикам и сверчкам) стрекочут самкам из глубины пещерок, специально вырытых для этого в земле.


8. Жаба золотистый арлекин (Atelopus zeteki) — редкая амфибия, обитающая в Коста-Рике и Панаме, — общается с сородичами с помощью особых жестов. Например, чтобы уведомить их о том, куда лежит его путь-дорога, арлекин совершает круговые движения передними и задними конечностями.



9. Потрясающим звуковым репертуаром обладают самцы одного из видов китайских лягушек: они способны воспроизводить рев обезьян, птичье щебетанье и даже издавать низкочастотные звуки, напоминающие пение китов. Рев североамериканской лягушки-быка слышен за несколько километров.


10. Змеи, чтобы отпугнуть врага, издают совершенно неприличные звуки. Зоологи, изучавшие два вида змей, обитающих на юго-западе США, — аризонского аспида и свиноносую змею, — собственными ушами слышали оглушительный грохот, который издают эти змеи. Дальнейшие исследования показали, что эти хлопки возникают в результате выброса кишечных газов.

Михеева Анастасия

Научная мысль постоянно расширяет границы наших знаний и находит ответы на множество вопросов, которые ставит перед нами живая природа. Учёные используют новейшие теории и технологии, чтобы проникнуть в тайны и растений и животных, Земли и Космоса. Люди изучают колонии муравьёв, взбираются на склоны вулканов, бурят вечную мерзлоту в полярных областях, ведут наблюдение за бескрайними просторами Вселенной. Но даже последние достижения науки не делают природу менее загадочной.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема работы : используют ли животные язык?

Задачи исследования:

  1. доказать предположение, что в разных ситуациях животные могут «разговаривать» между собой,
  2. выявить различные способы общения животных.

Актуальность проблемы.

Нас повсюду окружают голоса природы. Эти звуки – странные, забавные или пугающие – чаще всего сигналы, используемые для передачи информации. Но существует ли в дикой природе язык? Попытаемся ответить на этот вопрос. Учёные определяют язык как одну из форм символического и творческого общения. Это не просто последовательность сигналов, признанная дать немедленный эффект.

  1. при совместном добывании пищи;
  2. период размножения;
  3. призывая своих сородичей на помощь в случае опасности.

Рассмотрим один из способов общения. Пример – общение петуха с курами. Как показывают многочисленные наблюдения, звуковые сигналы, подаваемые петухом, не просто объявляют курам, что он обнаружил корм, но и сообщают о качестве находки. Проведём эксперимент. Предложим птицам червей, горох и арахис.

Найдя червей или горох, петух призывал кур быстрыми короткими сигналами, на которые они немедленно сбегались. А при виде арахиса петух издавал протяжный звук, выражавший разочарование, на который реагировала лишь часть кур.

У некоторых видов общение происходит в таких сложных формах, что исследователи готовы сравнить его с языком. Понаблюдаем за пчёлами. Когда одна из сборщиц находит источник пищи, она, вернувшись в улей, передаёт сведения о нём другим пчёлам, исполняя особые танцы. Если расстояние от гнезда до корма менее ста метров, пчела просто бегает кругами по соту, чтобы привлечь внимание. Информация о более удалённом источнике пищи передаётся с помощью виляющего танца: пчела движется, описывая восьмёрки. Наконец, пчёлы получают информацию и о качестве пищи – им достаточно понюхать танцовщицу, и сразу станет ясно, на каких цветах она побывала.

Также у насекомых существуют и химические запахи. Например, муравьям они помогают обмениваться информацией об источнике пищи. Найдя её, насекомые выделяют из брюшка феромон и метят им весь обратный путь к гнезду. Наткнувшись на такую пахучую тропинку, любой муравей направляется к её началу. Вскоре тропинка превращается в оживлённую трассу. Феромоны позволяют также отличать своих от чужих.

Человека всегда забавляла способность животных имитировать его речь. Главные мастера в этом – попугаи. Они с лёгкостью и, пожалуй, с удовольствием подражают почти любым услышанным звукам. Недаром возникло выражение «повторять, как попугай». Однако можно ли считать удивительную способность попугаев настоящим общением?

Чтобы ответить на этот вопрос, американский психолог Айрин Пепперберг сначала научила попугая жако таким простым словам, как «пробка» и «морковка». Затем она предъявляла птице предмет и, если та произносила нужное слово, поощряла это угощеньем. Таким способом попугай быстро научился правильно называть примерно десяток предметов и даже просить, когда не мог видеть их.

Как и этот учёный попугай, многие животные вкладывают в свои крики, рыканье, ржанье, чириканье определённый смысл. Их звуковые сигналы, вероятно, несут какую-то информацию, понятную представителям того же вида. Одни из самых удивительных в мире мелодий – так называемые песни китов. Они могут петь пол часа без перерыва, но, главное, используют богатейший репертуар звуков, сочетая разными способами лай, писк, свист, рыдание и жужжание. Веками моряки верили, что эти таинственные звуки издают русалки или сирены.

Наблюдая в зоопарке за поведением шимпанзе, выяснила, что для общения они используют широкий набор мимики, жестов, поз и звуковых сигналов. Они часто приветствуют друг друга поцелуями и объятиями.

Животные, как и люди, любят играть. Для них игра не просто забава, а важная часть подготовки к борьбе за выживание, это лучший способ обучиться общественному поведению. Она развивает умение прятаться, выслеживать, подкрадываться, бросаться из засады и убивать. Игры наблюдаются только у млекопитающих и птиц.

Понаблюдаем за семейством кошачьих. У кошки Мурки три котёнка. Двое из них чаще занимаются уходом за шерстью, любят поиграть с собственным хвостом, а у третьего котёнка на уме только салочки. При более пристальном наблюдении выявляем различия в игровом поведении детёнышей разного пола. Самки играют меньше, интенсивность и продолжительность игр зависят обилия и доступности пищи.

Выводы.

  1. акустический: песни, крики;
  2. оптический: жесты, позы, характер оперения или шерсти;
  3. химический: выделение пахучих веществ;
  4. тактильный: путём прикосновений (во время игры, при выпрашивании корма у родителей);
  5. электрический: испускание электрических импульсов многими рыбами.

Новоалександровская районная открытая научная конференция школьников «Шаг в будущее»

Секция: биология

Название работы «Используют ли животные язык?»

Место выполнения работы: г. Новоалександровск

МОУ лицей «Экос», 4 класс.

Научный рук.:

г. Новоалександровск, 2009.

Используют ли животные язык?

Михеева Анастасия, г. Новоалександровск, МОУ лицей «Экос», 4 класс.

Научный рук.: Снурникова Елена Александровна,

учитель начальных классов, МОУ лицей «Экос»

Задачи исследования:

1) доказать предположение, что в разных ситуациях животные могут «разговаривать» между собой,

2) выявить различные способы общения животных.

Актуальность проблемы. Научная мысль постоянно расширяет границы наших знаний и находит ответы на множество вопросов, которые ставит перед нами живая природа. Учёные используют новейшие теории и технологии, чтобы проникнуть в тайны и растений и животных, Земли и Космоса. Люди изучают колонии муравьёв, взбираются на склоны вулканов, бурят вечную мерзлоту в полярных областях, ведут наблюдение за бескрайними просторами Вселенной. Но даже последние достижения науки не делают природу менее загадочной.

Учёные определяют язык как одну из форм символического и творческого общения. Это не просто последовательность сигналов, признанная дать немедленный эффект.

Однако в отличии от людей животные «разговаривают», как правило, только в трёх специфических ситуациях:

1) при совместном добывании пищи;

2) период размножения;

3)призывая своих сородичей на помощь в случае опасности.

В результате проведённого эксперимента и различных наблюдений пришли к выводу :

У каждого вида животных существуют свои способы общения, однако можно выделить пять основных:

1) акустический: песни, крики;

2) оптический: жесты, позы, характер оперения или шерсти;

3) химический: выделение пахучих веществ;

4) тактильный: путём прикосновений (во время игры, при выпрашивании корма у родителей);

5) электрический: испускание электрических импульсов многими рыбами.

Таким образом, чтобы выжить в природе, надо прежде всего уметь находить пищу и спасаться от врагов, а значит необходимо общаться. Способы передачи информации у животных разнообразны и оригинальны.

В человеческом обществе основным средством коммуникации является речь. В животном мире не произносятся слова, звери и птицы приспособились к общению другими способами. А как общаются животные? Они говорят друг с другом посредством звуков, запахов, окрасов.

Самым распространенным языком общения является запах. Антилопы обозначают границы своих владений выделениями из придаточной железы. Помеченные кусты и деревья «сообщают» чужаку о том, что эта территория уже занята. Кошки и собаки проделывают подобные манипуляции при помощи мочи. Медведи царапают когтями деревья, трутся о них спинами. Почти у всех животных прекрасно развит орган обоняния, тонкое чутье позволяет улавливать посторонние запахи на больших расстояниях.

Не менее важен и язык звуков. Животные не владеют большим словесным запасом, всего несколько звуков способны выразить: боль, страх, предупреждение или удовольствие. Собаки лают, скулят, повизгивают и воют. Коты мяучат, мурчат и шипят. Иногда один и тот же звук способен выразить как обычное общение, так и сигнал. Для этого животному достаточно сменить тембр голоса или продолжительность звука. Громкое коровье «Му» может звучать призывом, а тихое высказывать одобрение.

Стадные животные более разговорчивые, чем живущие в одиночку. К примеру, обезьяны считаются болтунами, их лексикон может насчитывать до 40 звуков. Млекопитающие тоже не прочь «поговорить», киты и дельфины подают звуковые сигналы разной частоты. Недавно проведенные исследования показали, что у дельфинов способность к имитации звуков больше, чем у попугаев.

Язык жестов также широко используется среди животных. Проследите за поведением котов, когда они всем довольны, то поднимают хвост трубой, трутся о ноги хозяина. Разгневанное животное активно машет хвостом в разные стороны. Испуганная кошка выгнется дугой, распушиться. У собак дела обстоят иначе, довольный пес машет хвостом, а в момент опасности держит его в напряжении. Испуганное животное подберет хвост под себя. Злость и агрессию можно продемонстрировать не только с помощью хвоста, можно ощетинить шерсть, продемонстрировать острые клыки. Гиббоны устрашают противника яростным криком и ударами кулаками в грудь. Соперник задумается, стоит ли ему претендовать на чужую самку или территорию.

А какие танцы устраивают самцы, чтобы вовлечь даму в любовные сети! Все их движения словно говорят: «Выбери меня! Я лучший!» И пусть у них нет конфетно-букетного периода, как у людей, нежности им не занимать. Дикие коты: львы, тигры, пумы вылизывают, нежно ластятся и покусывают друг друга. Жирафы длинной шеей нежно обнимают своих подруг, а в момент опасности яростно ей сражаются.

Беззвучное общение может происходить при помощи окраса. Яркоокрашенные животные намекают на свою агрессию, отпугивая хищников, или сообщают о своей несъедобности. Самцы в дикой природе часто имеют более яркий окрас, нежели самки. Таким образом, «сильная» половина пытается привлечь к себе внимание противоположного пола. Самочка видит издалека претендента на роль отца своего потомства и делает свой выбор в пользу того или иного претендента.

Может и людям перестать говорить и научиться общаться, как это делают животные? Немногословность разучила бы нас врать и перемывать друг другу кости. Длинные и бессмысленные разговоры сменились бы на конкретные и лаконичные фразы. Мы бы не занимались пересудами, а оставили бы свои силы для истинно полезного и важного в своей жизни.

Введение.

На протяжении всей эволюции человек был близок к природе и тесно связан с окружавшими его животными. Они издавна были его верными помощниками и друзьями, поэтому человек невольно переносил на них свои взгляды и привычки. Животные часто рождаются слепыми, всегда – беспомощными, а подрастая, ведут себя, как дети – подвижные, шаловливые, игривые. Очень скоро в них начинают проявляться так трогающие людей качества: преданность, привязанность к хозяину, искренность чувств, постоянная готовность прийти на помощь. Естественно поэтому, что человек издавна общался со своими животными – независимо от того, птицы это или звери – так, как он привык относиться к детям: ухаживал, ласкал, кормил, выводил на прогулку, общался с ними, делился своими мыслями, чувствами.

Речевое общение человека с животными было важным фактором в их одомашнивании, оно вошло в привычку, стало неотъемлемым свойством связи между ними. Всем животным в доме люди давали имя, кличку или прозвище и, когда было нужно, звали их, словами выражая свой приказ или просьбу. Сами действия человека служат сигналом для животного. Животные также взаимодействуют между собой, одним из видов их взаимодействия является общение. Здесь речь идет уже не только о домашних животных.

Проводится множество исследований с целью выявления особенностей языка и общения животных. Однако вопрос об их коммуникативных способностях на сегодняшний день остается открытым.

В данном реферате я попытаюсь изучить некоторые особенности языка и общения животных, а также рассмотреть экспериментальные исследования, которые проводятся с целью обучения животных языку.


Язык и речь животных.

Важное значение для животных имеет звуковой язык, с помощью которого они не только выражают своё эмоциональное состояние, но и передают друг другу весьма существенную информацию о своих намерениях, об окружающей обстановке, необходимых коллективных действиях.

Издавна люди считали, что у каждого вида животных есть свой язык, присущий и понятный только им самим. Используя его, птицы неугомонно переговариваются, сбиваются в стаи и кочуют с места на место в поисках тепла и корма или улетают, услышав сигнал опасности и тревоги. В брачный период голуби нежно воркуют, аисты курлыкают и исполняют танцы, тетерева издают громкие звуки, а соловьи устраивают сольные концерты, чтобы затмить соперников.

У животных имеется свой «язык», выражающий их состояние. Рычанье льва слышно на всю округу – этим царь зверей заявляет громогласно о своём присутствии, и от этого стынет кровь у косуль и антилоп в саванне. Вожак слонов, самый старший и умный в стаде, призывно трубит, подняв хобот, собирая слонов в поход по джунглям в поисках хороших пастбищ. Лось издаёт громкий клич, идя сражаться с соперником за самку.

Звуки, издаваемые животными – это сигналы, выражающие их состояние, желания, чувства ярости, тревоги, любви. Язык человека выражается через его разговорную речь и определяется богатством словарного запаса – у одних людей он яркий, большой, у других – простой, примитивный, бедный по содержанию. Нечто подобное происходит у птиц и животных: у многих из них издаваемые сигналы-звуки разнообразные, многоголосные, а у других редкие и невыразительные. Но есть и совершенно немые птицы – грифы, которые не издают ни единого звука.

В животном мире широко распространён «язык» запахов. Животные семейства кошачьих, куньих, собачьих «метят» границы территории, где они обитают. По запахам животные определяют зрелость особей, выслеживают добычу, избегают врагов или опасные места – ловушки и капканы. Имеются и другие каналы связи между животными и средой, связанные с биоэлектромагнитными полями и акустическими сигналами: электромагнитная локация у рыбки нильского слоника, ультразвуковая эхолокация у летучих мышей, высокочастотные звуковые сигналы – свисты у дельфинов, инфразвуковая сигнализация у слонов. Рыбы издают много разных и характерных звуков, используя их для общения в стае. Издаваемые ими сигналы изменяются в зависимости от состояния рыб, окружающей среды, от их действий. Американские учёные установили, что рыбы кашляют, чихают и хрипят, если вода по температуре не соответствует тем условиям, в которых они должны находиться.

Звуковая сигнализация существует у всех видов животных: курицы издают 13 разных звуков, лягушки – 6, петухи – 15, синицы – 90, грачи – 120, свиньи – 23, вороны – до 300, дельфины – 32, лисицы – 36, обезьяны – более 40, лошади – около 100 звуков. Эти звуки передают общее эмоционально-психическое состояние животных – поиск корма, тревогу, агрессивность, радость общения.

Разные виды животных имеют свой язык, который является средством коммуникации, общения. Благодаря ему передаются подробные сведения обо всём, что с ними происходит.

В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. У шимпанзе, например, мы находим относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношении - человекоподобна. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это - система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. В разнообразных формах жестомимического и пантомимического общения шимпанзе на первом месте находятся эмоционально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и оттенкам.

У животных, кроме того, можно обнаружить выразительные движения, связанные с так называемыми социальными эмоциями, например специальные жесты - приветствия друг друга. Высшие животные, как показывает опыт внимательного наблюдения за их общением, прекрасно разбираются в жестах и мимике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои эмоциональные состояния, но и побуждения, направленные на другие предметы. Самый распространенный способ общения шимпанзе в таких случаях состоит в том, что они начинают то движение или действие, которое хотят воспроизвести или к которому хотят побудить другое животное. Этой же цели служат хватательные движения, выражающие желание обезьяны получить от другого животного какой-либо предмет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи.

Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных реакций, но также средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль, формирующаяся в онтогенезе речь, первоначально выполняет и у человека, по крайней мере, в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также еще не связана с интеллектом. Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет иного пути кроме означивания речевых высказываний, т.е. отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщенного абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами.
В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции неврожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности. С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не слышавших человеческого голоса. Это также данные многочисленных неудачных опытов обучения высших животных языку человека, умению пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь.

С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека.

Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные ее аспекты.


Язык обезьян, дельфинов, собак.

Язык обезьян. В стае или небольшой группе обезьян очень много крика, шума, энергичных и выразительных жестов. С их помощью они обмениваются с сородичами необходимыми сведениями, общаются на своем языке обезьян. Они даже различают голос каждого члена группы.

Французский учёный Пьеркон де Жамблу в 1844 году составил обезьяний словарь-разговорник. В нём приводилось 11 слов-сигналов, используемых южноамериканскими обезьянами. Вот некоторые из них: «кэх» - «мне лучше», «ококо» - сильный испуг, «уик» - тихая просьба, «гепокики» - тревога. У шимпанзе с острова Ява звук «гхо» означает приветствие, а «гак» - еда.

Немецкий учёный Г. Швидецкий в 1931 году доказывает, что древние языки многих народов – монголов, китайцев, индейцев, индогерманцев происходят от языка обезьян. Древнекитайское слово «манг» означает возмущение, а «ганг» - злоба. Они происходят от обезьяньего «мыгак», «ыгак», выражающих у животных гнев, возмущение, негодование. Немецкое слово «шнабернак» - шутка – могло возникнуть много тысяч лет назад от обезьяньих словосочетаний и возгласов «гак-м-ыгак», что в переводе с обезьяньего тоже означает «шутка».

Известный американский учёный Р. Гарнер пришёл к выводу, что обезьяны по-настоящему говорят на своём родном языке обезьян, который отличается от человеческого степенью сложности и развития.

Учёный-приматолог Е. Н. Панов считает, что шимпанзе могут намеренно передавать друг другу сведения о пространственном расположении объектов на основе существующего у них способа передачи сообщений.

В языке маленьких резвых обезьян в Кении есть звуки, обозначающие такие понятия, как «безоружный человек», «человек с винтовкой».

Дельфиний язык. Дельфины вызывают большой интерес своей хорошей обучаемостью и разнообразной игровой деятельностью, проявляемой при контакте с человеком. Дельфины легко имитируют различные звуки и подражают словам человека. Они обладают богатством звуковых сигналов и активно общаются между собой с помощью самых разных звуков – частых тональных свистов и резких пульсирующих звуков-щелчков. У каждого дельфина свой характерный свист – «голос», присущий только ему одному. Находясь вдвоём или в группе, дельфины ведут активный «разговор» - обмениваются сигналами: пересвистываются, издают щелчки. Когда один дельфин подаёт сигнал, то другой в этот момент молчит или свистит. Общаясь с детёнышем, самка дельфина издаёт до 800 различных звуков.

Общение между дельфинами происходит непрерывно и в том случае, если они отделены, но могут слышать друг друга. Если изолировать дельфинов даже на 8 тысяч километров, но установить между ними радиосвязь, они взаимно реагируют на сигналы «собеседника».

Звуки дельфинов отражают их эмоциональное состояние и выражают собой сигналы, связанные с поиском пищи, заботой о потомстве, защитой.

Собачий язык. Среди домашних животных собаки пользуются наибольшей популярностью. В связи с этим для них создаются благоприятные условия жизни. Сегодня у многих собак обеспеченная жизнь: витамины, сбалансированное питание и прогулки, друзья для общения, а некоторые посещают личного парикмахера и стоматолога.

По мнению немецкого профессора Венцеля речь собак состоит из звуков: А, Б, Ф, Х, И, Н, П, Р, У и слогов: Паф, Пиф, Баф, Бау, Кнур, Ау. Они выражают определённые состояния: паф – желание, пиф – возмущение, бау – сообщение о новости, кнур – враждебность. Если собака лает отрывисто – «ам!», глядя на человека и приподняв одно ухо – это означает вопрос, недоумение; когда она поднимает морду и издаёт протяжное «ау-у-у» - ей тоскливо; если повторяет несколько раз «мм» - что-то просит; рычание со звуком «ррр!» - угроза.

Когда собака хочет, чтобы ей дали что-то определённое, она будет настойчиво и требовательно этого добиваться. Но если собака просит открыть дверь, звуки её голоса будут совершенно другими, их никак нельзя спутать с теми звуками, когда она просит поесть.


Эксперименты по обучению человекообразных обезьян языкам-посредникам.

Алена и Беатрис Гарднеры обучали шимпанзе американскому варианту жестового языка глухонемых (ASL – AmericanSignLanguage).

Первая ученица Гарднеров, шимпанзе Уошо, появилась у них в 1966 г. В течение четырех лет она освоила 132 жестовых знака и самостоятельно научилась их комбинировать в цепочки из 2-5 слов. Первые такие комбинации касались самых жизненно важных для обезьяны вещей: “Дай сладкий” и “Подойди открой”. Позднее Гарднеры передали Уошо Р. Фаутсу для работы в Приматологическом институте в Оклахоме, а их следующий проект был связан с другой работой, в которой четыре шимпанзенка росли в лаборатории и общались с людьми, хорошо владевшими языком жестов. В этих условиях обезьяны обучались гораздо быстрее.

Дэвид и Энн Примэки приступили к работе с рожденной на воле шимпанзе Сарой в тот же год, что и Гарднеры. Они впервые разработали искусственный язык, прообразом которого, возможно, служил “жетонный язык”, используемый Вольфом. С Сарой общались с помощью набора различных по цвету, размерам, форме, текстуре кусочков пластика. Их обратная сторона была металлической, так что они могли удерживаться на магнитной доске. Каждый кусочек выполнял функцию отдельного слова.

Дуэйн Румбо и его коллеги по Йерксовскому приматологическому центру (Атланта, штат Джорджия) разработали управляемую компьютером экспериментальную программу для изучения способностей к освоению языка у двухлетней шимпанзе Ланы. Она обучилась пользоваться клавишами на панели. На каждой клавише (первоначально их было 25) имелась лексиграмма на йеркише (так называли язык, который осваивала Лана). Она сама научилась составлять “фразы” на дисплее и стирать те, в которых имелись ошибки. Если порядок слов в ее просьбе был правильным, то машина выдавала ей напитки, кусочки банана, музыку, фильмы. Однако машина оказалась бессильной, когда однажды ночью Лана попросила: “Машина пожалуйста пощекочи Лану точка”. Лана адекватно употребляла слово “нет”, когда хотела выразить протест, например, если кто-то в ее присутствии пил кока-колу, а ей это было недоступно.

Дуэйн Румбо и Эмили Сью Сэвидж-Румбо позже проводили опыты с группой обезьян в Йерксовском Приматологическом Центре штата Джорджия. В первых опытах участвовали 5 особей Pan troglodytes (Лана, Остин, Шерман, Панпанзи и Меркюри) и 5 карликовых шимпанзе-бонобо Pan paniscus (Матата, Кэнзи, Мулика, Панбаниша, Тамули). Они общались с помощью раскладной клавиатуры, с набором символов на йеркише, и это средство общения брали с собой на прогулки, укладывая в детские рюкзачки. Бонобо обнаружили настолько значительные успехи, что свою книгу о Кэнзи Сэвидж-Румбо и Левин назвали: “Кэнзи: обезьяна на грани человеческого сознания”.

Бонобо использовали до 400 знаков и обнаруживали незаурядные творческие способности. Самый способный из них - Кэнзи - мог употреблять символы “бескорыстно”, без предварительного обучения, усваивая их из контекста общения, как это делают маленькие дети. Например, он нажимал лексиграмму “мяч” и подталкивал руку человека к мячу или же сам брал мяч в руки и играл им. Нажав на лексиграмму “одеяло”, Кэнзи начинал играть в прятки, надевая одеяло на голову. Поедая яблоко или дыню, он подходил к клавиатуре и нажимал клавишу “яблоко” или “дыня”, то есть комментировал ситуацию и называл предметы, а не просил их.

Кроме шимпанзе, в проектах “говорящие обезьяны” участвуют и другие антропоиды. Орангутан Чантек использовал до 150 знаков ASL . Он, в частности, адекватно употреблял слова “плохо” и “хорошо” (Miles, 1993). Язык жестов использует и горилла Коко, милейшее животное, которое рядом со своей миниатюрной воспитательницей и исследовательницей - белокурой Франсин Паттерсон смотрится как настоящий Кинг-Конг. В проекте “говорящие гориллы”, который стартовал в 1976 г. на острове Мауи (штат Гавайи), принимали участие две обезьяны, Коко и Мишель. Коко родилась в зоопарке Сан-Франциско, и была воспитана Паттерсон с младенческого возраста. Родина Мишеля - Камерун (Африка), он был приобретен в трехлетнем возрасте. Гориллы росли вместе и были очень привязаны друг к другу. В 2000 г. Мишель внезапно умер от сердечного приступа. Он был вполне говорящей обезьяной и употреблял около 500 жестовых слов. Коко - самая известная среди людей горилла - сотрудничает с исследователями до сих пор. Жесты она использует несколько замедленно, смотрит при этом грустно и вообще выглядит меланхолично, что усиливает эффект от употребляемых гориллой шуток и метафор. Например, длинную трубу она однажды назвала “слон”, и затем пояснила: “хобот”. Зебру Коко называла “белый тигр”. Еще в детстве Коко использовала 375 “слов” и 645 “языковых моделей”. Сейчас в ее словаре более 1000 “слов”.

Исследователи пришли к выводу о том, что языковые символы, которые усваивают обезьяны, основаны на формировании внутренних представлений о соответствующих им предметах.


Психические основы обучения животных человеческой речи.

Исследование этой важной проблемы – труднейшая задача, и над её решением работают во всех странах. В подходах к ней учёные разделились на две основные группы.

Одни из них считают, что психические процессы у животных не отличаются от таковых у человека и разница между ними лишь в степени и характере развития этих процессов. По мнению учёных этой группы, в области психики животные обладают всем тем, что есть в человеке, а разница состоит лишь в степени развития уровня психической деятельности у животных по сравнению с человеком. Животные, находясь в своей среде обитания, не испытывают потребности в развитии и совершенствовании этой деятельности, если к ним не предъявляются новые требования, т. к. они вполне соответствуют среде. Но при необходимости они могут развить имеющиеся у них большие возможности и овладеть речью хотя бы в примитивной форме.

С точки зрения других зоопсихологов, у животных имеются всего лишь предпосылки того, что люди называют разумом, сознанием, мышлением и интеллектом. У животных поведение, умственная и психическая деятельность покоятся на врождённых, наследственно обусловленных инстинктах, закреплённых в генетической программе на протяжении всей эволюции. Животных не следует во всём уподоблять человеку. У животных есть биологические предпосылки мышления, но не зачатки этого качества.

Но если внимательно анализировать особенности психических процессов у животных, особенно у выдающихся и одарённых их представителей, то можно прийти к выводу, что животным нельзя отказать в разуме, абстрактном мышлении, наличии сознания и самосознания.

На основе тщательного анализа уровня рассудочной деятельности животных Л. В. Крушинский приводит последовательность их способности к решению задач: на первом месте находятся млекопитающие – обезьяны, дельфины, бурые медведи, собаки, лисы, кошки; на втором месте птицы – вороновые; на третьем месте – амфибии и рыбы.

Научные дискуссии учёных по коренным вопросам зоопсихологии и зооэтологии продолжаются многие десятилетия и не утихают в настоящее время в связи с новыми открытиями в этих областях.

Специалисты-зооэтологи по китообразным заявляют, что изучение мозга дельфинов позволяет перейти от оценки уровня развития центральной нервной системы китообразных к определённому утверждению, что этот уровень выше уровня развития мозга исследованных человекообразных обезьян и ближе к уровню развития человека.

Животные после обучения различают фонемы – звуковой эквивалент буквы и понимают человеческую речь. Животные способны различать звуковые характеристики отдельных букв, звуковых сочетаний, полученных на электронных синтезаторах человеческой речи, и даже сложные звуки, входящие в состав целых предложений.

Не исключено, в таком случае, что животные, особенно наиболее талантливые, после обучения понимают смысл произносимых слов и что возможен активный диалог между человеком и животным.

Произносимые воронами и попугаями слова выражают определённые смысловые ассоциации, то есть понятия и символы, несущие значения слов и связи между ними.

После длительных исследований И. С. Бериташвили пришёл к заключению, что у животных имеется четыре вида памяти:

Свежая, краткосрочная, возникающая после нескольких минут восприятия объекта;

Длительная, долгосрочная, проявляющаяся через много дней;

Условно-рефлекторная, устанавливающаяся после выработки условного рефлекса;

Эмоциональная, выражающаяся в повторном эмоциональном возбуждении.

В жестовой речи у приматов и в разговоре высокоодарённых птиц прослеживаются элементы словесно-логической памяти и самосознания. Животные умеют созерцать, решать логические задачи, изменять модели поведения, наслаждаются картинами, играми, нуждаются в общении. Дельфины с упоением готовы играть с мячом в бассейне, слоны с удовольствием играют в футбол, а любовь к пению отмечена у всех животных – от лягушек до обезьян и китов. Любовь и преданность, жалость и сострадание, альтруизм и жертвенность – все эти высокие морально-этические качества человека в равной мере присущи животным.

Несомненно, большие различия лежат между миром людей и животных: отличия в социальной, культурной жизни, производственной деятельности, материально-эстетических ценностях и в наличии совершенного по структуре языка и речи – великих эволюционных завоеваний человека.

Животные существуют как бы в другом измерении – на лоне природы, в свободных условиях, со своей организацией жизни, с иными требованиями и законами, отличающимися от созданных человеком. Но то, что животные мыслят разумно и говорят человеческим голосом, признано всеми. Это является неоспоримым фактом, не вызывающим сомнения, поскольку многократно проверено учёными, известны приёмы, способы и методы, с помощью которых животных обучают человеческой речи.

Животные способны принимать мысль, передаваемую мозгом человека. Это явление дистантной передачи мысленного сообщения, образа, внушения, приказа получило название телепатии. Во всех случаях, известных в науке о говорящих животных, человек является инициатором и исполнителем происходящих событий. Предоставленные сами себе животные остаются теми, какими мы их знаем – ласковыми и боязливыми, пугливыми и любознательными, добрыми и сердитыми, смелыми и трусливыми нашими меньшими братьями.

Те, кто увлечены и давно занимаются йогой и учениями о душе, смогут привести объяснение всем этим необыкновенным случаям. В Природе идёт непрерывный кругооборот энергии, материи и сознания. Всё живое обладает разумом, сознанием, душой, и происходит бесконечное перевоплощение одного существа в другое: человек может в своём эволюционном развитии прожить несколько жизней – быть собакой, кошкой, растением, камнем, а затем вновь перевоплотиться в человека.

Разум находится в любом живом существе. Степень одарённости, уровень сознания, способность к обучению у разных видов разные. Говорящие одарённые животные – именно те, в которых наиболее ярко проявляется человеческая сущность, находящаяся в них.


Общение животных.

Взаимоотношения “общественных” животных достигает порой значительной сложности. Уже у животных, живущих большими объединениями, можно наблюдать не только сложное инстинктивное поведение, но и необычайно развитые инстинктивные реакции на “язык” отдельного представителя сообщества. (язык - система сигнализации, всякое средство передачи информации).

Было установлено, что пчела, возвращаясь в улей со взятком и совершая определенный узор движений (“танец”), информирует тем самым все пчелиное сообщество о расположении медоносных цветов.

“Язык” животных – это позы, акустические сигналы, химическая (“обонятельная”) информация, всевозможные касания.

Поведение насекомых в сообществе поражает наблюдателя общей целесообразностью и согласованностью. Однако эта согласованная целесообразность обусловлена стереотипными реакциями животных, принимающих информацию. В их реакциях нет ни малейшего осмысливания, никакой переработки информации; сразу после получения сигнала возникает выработанное в эволюции действие. То есть большинство коммуникационных взаимодействий у животных формируется не в процессе научения, а на основе сочетания врожденных способностей одних особей передавать жизненно важную информацию, а других – адекватно на нее реагировать. Классический пример такого рода – общение взрослых серебристых чаек со своими птенцами. Вылупившийся птенец клюет красное пятно у основания клюва взрослой чайки, что вызывает у нее отрыгивание частично переваренной пищи в рот птенцу. Здесь пример двухстороннего обмена информацией, то есть общения.

В сообществе высших животных (птиц, млекопитающих) существуют определенные формы взаимоотношений. При этом всякое объединение животных в какое-либо сообщество неизбежно вызывает появление “языка”, необходимого для контакта членов сообщества.

Во всяком сообществе установлено биологически рациональное неравенство – сильные животные подавляют слабых. Сильным достается лучшая часть пищи, они наиболее свободно держатся среди членов сообщества. Слабые животные, являясь добычей животных других видов, служат гарантией спасения лучших экземпляров своего вида. Слабые животные, в свою очередь, располагают средствами, обеспечивающими им относительную безопасность внутри сообщества. К числу таких средств относится особая “поза подчинения”, которой животное, терпящее поражение в столкновении с более сильным противником, сообщает о неспособности продолжать борьбу.

Кроме “языка” поз, касаний, существует еще “язык” слышимых сигналов. Описана сложная сигнализация у врановых птиц, дельфинов, обезьян. Издаваемые звуки выражают эмоциональное состояние животного. Анализ голосовых реакций шимпанзе показал, что каждое звукопроиведение обезьяны связано с определенной рефлекторной деятельностью. Установлено несколько групп звуков: звуки, издаваемые при еде, ориентировочно-оборонительные, агрессивные, звуки, связанные с проявлением половых функций и другие.

Животные одного сообщества ориентируются на голосовые реакции друг друга. Голосовые реакции дополнительно информируют членов сообщества о состоянии собратьев и тем самым позволяют ориентировать поведение внутри сообщества. Голодные перемещаются туда, где раздается аппетитное похрюкивание, издаваемое поедающим что-либо животным; на агрессивные звуки дерущихся обезьян мчится вожак, чтобы навести в стаде порядок; тревожный сигнал опасности срывает с места все стадо.

Также большую роль в коммуникации животных играют химические стимулы. Они могут распространяться в воздушной или в водной среде и восприниматься, соответственно, обонятельными и вкусовыми рецепторами. В любом случае выделение различных по химической природе веществ позволяет передавать широкий спектр специфических сообщений.

Многие химические сигналы служат для привлечения к особи ее сородичей. Широко распространены, в частности, высокоспецифические вещества, называемые половыми аттрактантами и используемые для привлечения полового партнера в период размножения.

Некоторые химические сигналы используются, главным образом, для межвидового общения. Например, отвратительный запах, разбрызгиваемой скунсом жидкости отпугивает людей, собак и многих других потенциальных врагов этих животных. Аромат цветущих растений привлекает к ним насекомых-опылителей. Это также пример межвидовой химической коммуникации.


Заключение .

Рассмотренные в данном реферате особенности языка и общения животных, говорят о том, что животные также, как и человек, могут общаться между собой, однако не всегда при помощи вербальных средств (здесь речь идет не о человеческой речи, а о своеобразном языке животных, присущем некоторым видам и проявляющемся в виде специфичных звуков), а при помощи каких-то движений, стимулов и т.д.

Одного только нельзя обнаружить в «языке» животных – «язык» животных, в отличие от людей, не может служить средством передачи опыта. Поэтому даже если предположить, что какой-либо отдельный выдающийся экземпляр в своем индивидуальном опыте найдет ряд способов наиболее легкого добывания пищи, то он будет не в состоянии передать свой опыт средствами, имеющимися в арсенале “языка” животных.

Что же касается домашних животных, а также дрессированных животных, то они не только могут «общаться» между собой, но и «понимать» речь окружающих людей. Однако это «понимание» происходит за счет условных рефлексов, которые вырабатываются в результате многократного повторения одних и тех же слов или действий.

Итак, можно сделать вывод о том, что практически все виды животных имеют свой язык, и большинство из них «общаются» посредством этого языка. Уровень «общения» напрямую зависит от уровня развития животных.


Список использованной литературы:

1. Дарвин Ч. «Выражение эмоций у человека и животных», соч. т. 5, М., 1953г.

2. Клотца Дж. У. «От создания мира» (http://www.goldentime.ru/hrs_appendyx.htm).

3. Панов Е. Н. «Общение в мире животных», М. «Знание», 1970 г.

4. Панов Е. Н. «Сигнализация и язык животных», М. «Знание», 1970 г.

5. Тинберген Н. «Поведение животных», М. «Мир», 1978 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.