Ольга Свиблова: биография, личная жизнь. История успеха ольги свибловой

»). Академик РАХ .

Окончила математическую школу . Поступив на биологический факультет МГУ, после третьего курса прервала обучение и поступила на психологический (выпускница 1978 года ). В 1987 году окончила аспирантуру факультета (без защиты диссертации ).

С 1984 года является куратором многочисленных художественных и фотовыставок, в том числе, зарубежных . С 1986 года снимает фильмы об искусстве (режиссёр, автор сценария); четыре ленты получили награды международных фестивалей документального кино.

В 1996 году стала инициатором создания Московского Дома фотографии , который со временем превратился в крупный музейно-выставочный комплекс, ныне известный как «Мультимедиа Арт Музей ». Основатель и художественный директор Международной фотобиеннале в Москве (1996) и конкурса «Серебряная камера ». Была художественным директором международных фестивалей «Москва глазами русских и зарубежных фотографов» (1997) и «Спорт в фотографии» (1998) . Является организатором и художественным директором Московского Международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии» который проводится один раз два года , начиная с 1999 года .

В 2007 и 2009 годах была куратором Российского павильона 52-й и 53-й Венецианской биеннале современного искусства.

Член Российской академии художеств и Общественной палаты РФ .

Фильмография

Проекты

Куратор, со-куратор и координатор

  • 1984 г. - куратор однодневных художественных выставок молодёжного современного искусства в выставочном зале Московского Союза художников на Кузнецком Мосту;
  • 1987 г. - куратор кино- и поэтических программ в рамках 17 молодёжной выставки на Кузнецком Мосту;
  • 1988 г. - куратор 1-го фестиваля русского авангардного искусства в Финляндии и выставки «Три поколения семьи Родченко», Иматра, Финляндия ;
  • 1988 г. - «Игорь Ганиковский», галерея Julia Tokaer, Париж; «Евгений Дыбский», галерея «Кай Форсблом», Хельсинки; «Игорь Ганиковский», галерея «Пелин», Хельсинки; приглашенный профессор Королевской академии, Амстердам;
  • 1989 г. - выставка исландских художников, Музей декоративно-прикладного искусства, Москва; выставка российских художников на Международном фестивале современного искусства в Глазго; «Ирина Затуловская», галерея «Кай Форсблом», Хельсинки; «Захар Шерман», галерея «Пелин», Хельсинки; «Сергей Шутов», галерея «Кай Форсблом», Хельсинки;
  • 1990 г. - выставка русских художников в Национальной галерее Исландии, Рейкьявик; выставка украинских художников, галерея «Кай Форсблом», Хельсинки; выставка грузинских абстракционистов, галерея «Кай Форсблом», Хельсинки; «Франциско Инфанте », галерея «Кай Форсблом», Хельсинки; «Искусство как деньги, деньги как искусство», Всемирный экономический форум, Давос, Швейцария;
  • 1991 г. - куратор корпоративной коллекции РИНАКО; «Common Land» / «Общая земля», совместный англо-российский проект в шести музеях Великобритании: Peterborough Museum, Art Gallery; Aberdeen Art Gallery; Grundy Art Gallery; Wakefield Museum and Art Gallery; York City Art Gallery; Salford Museum and Art Gallery; Usher Gallery; создание и общее художественное руководство творческими мастерскими в Трёхпрудном переулке, старт программы «Искусство как удовольствие, удовольствие как искусство»: программа существовала в течение двух лет, и каждый четверг открывалась новая выставка; «Искусство как власть, власть как искусство», выставка современных российских художников, ЦДХ, Москва; «Дональд Джадд», Выставочный зал Фонда Культуры, Москва;
  • 1992 г. - выставка современного русского искусства, Caisse des Depots et Consignations, Париж; «Валерий Кошляков», Центр современного искусства La Base, Париж;
  • 1993 г. - выставка корпоративных коллекций международного современного искусства Caisse des Depots et Consignations, ЦДХ, Москва; «Франциско Инфанте », Центр современного искусства La Base, Париж; «Анатолий Журавлев», Центр современного искусства La Base, Париж;
  • 1994 г. - «Мария Серебрякова», Центр современного искусства La Base, Париж; «Олег Васильев», Центр современного искусства La Base, Париж; групповая выставка современного русского искусства, Центр современного искусства La Base, Париж;
  • 1995 г. - «Игорь Шелковский», Центр современного искусства La Base, Париж;
  • 1996 г. - «Исламский проект» группы AES+F , галерея La Base, Париж; групповая выставка современных российских фотографов, Центр современного искусства La Base, Париж;
  • 1997 г. - «Фотографии Александра Гринберга 1920-1930-х гг.», галерея «Черный квадрат», Париж; «Фотографии Юрия Еремина 1920-1930-х гг.», галерея «Черный квадрат», Париж; «Александр Викторов», галерея «Черный квадрат», Париж; арт-директор и куратор фестиваля «Москва глазами русских и зарубежных фотографов», 72 выставки, Москва;
  • 1998 г. - «Фотографии Макса Пенсона 1920-1930-х гг.», галерея «Черный квадрат», Париж; «Фотографии Михаила Дмитриева конца XIX - начала XX века», галерея «Черный квадрат», Париж; «Игорь Мухин», галерея «Черный квадрат», Париж; «Ольга Чернышева », галерея «Черный квадрат», Париж; «История Москвы в фотографиях», Musée Carnavalet - Musée de l’Histoire de Paris, Париж; «Советская фотография - зеркало своего времени», выставочный зал Pavilion des Arts, Париж;
  • 2000 г. - «Советская фотография - зеркало своего времени. 1917-1991 гг.», художественный музей Хельсинки
  • 2002 г. - «Фотопровокации» Сергея Чиликова , фестиваль «Международные фотографические встречи в Арле»; «Макс Пенсон. Ретроспектива», «Международный месяц фотографии в Париже», выставочный зал Исторической Библиотеки, Париж; «Новый стиль в русской фотографии», «Международный месяц фотографии в Париже», выставочные залы Национального Архива, Париж; «От пикториализма и модернизма - к соцреализму. Советская фотография 1920-1930-х гг.», Музей истории, Вена;
  • 2003 г. - «Новое начало / Современное искусство из Москвы», Кунстхалле, Дюссельдорф; «Сергей Чиликов », «Международный месяц фотографии», Рим «Русская фотография. Ретроспектива», Арт-музей, Рейкьявик; «Современная российская фотография. 1991-2003 гг.», Франкфурт-на-Майне;
  • 2004 г. - «Советская фотография 1920-1930-х гг.», Фотомузей Винтертура, Винтертур;
  • 2005 г. - «Тихое сопротивление. Русский пикториализм. 1900-1930-е», Fondazione Scientifica Querini Stampalia Onlus, Венеция; «Александр Родченко . Московские открытки» в рамках «Европейского месяца фотографии», Еврейский музей, Вена; «Дмитрий Бальтерманц . Ретроспектива», Европейский Дом фотографии, Париж; «Street, Art and Fashion» в рамках фестиваля EUROPALIA.RUSSIA 2005, Фотомузей Антверпена, Антверпен; «Русский взгляд на Европу» в рамках фестиваля EUROPALIA.RUSSIA 2005, Брюссель; Фотографический раздел выставки «Авангард. До и после» в рамках фестиваля EUROPALIA.RUSSIA 2005, Дворец изящных искусств, Брюссель; «Вторжение» в рамках 1-й Московской биеннале современного искусства, Москва;
  • 2006 г. - «Визуальное оружие. Советский фотомонтаж 1917-1953», Пассаж де Ретц, Париж;
  • 2007 г. - «

Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Львовна Свиблова родилась 6 июня 1953 года в Москве.

В 1993 году она открыла французский филиал ассоциации. В середине 1990-х годов Свиблова устраивала персональные выставки русских художников в парижской галерее "Ля Баз", собирала коллекцию современного русского искусства для компании РИНАКО (1991 — 1992).

Свиблова награждена медалью города Парижа за заслуги в пропаганде искусства фотографии России, орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, Орденом Дружбы. В мае 2012 года Свиблова была удостоена высшей государственной награды Италии - .

Свиблова лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин России "Олимпия", конкурса "Инновация" в номинации "За лучший кураторский проект", "Европейской премии" (вручается за укрепление связей России и Европы в области культуры, науки и бизнеса) в номинации "Современное искусство".

Ольга Свиблова замужем за французским бизнесменом , основателем центра современного искусства "Ля Баз" Оливье Мораном. От первого брака с поэтом Алексеем Парщиковым у нее есть сын Тимофей Парщиков, знаменитый фотограф.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Искусствовед Ольга Свиблова одной из первых в России доказала, что куратор может быть таким же полноправным творцом, как художник. В 1996 году создала и возглавила Московский дом фотографии и объяснила столичной публике, что фотография - это тоже искусство. Теперь Дом - один из главных арт-центров города, а фотобиеннале, которые организует Ольга Свиблова, всегда заметные события в пестрой художественной жизни Москвы. Любовь к искусству сыграла роль и в семейной жизни - муж Ольги владеет галереей в Париже. Лауреат многочисленных премий, одна из самых элегантных и успешных женщин Москвы, Ольга Свиблова носит исключительно черное, от фотографии отдыхает в кино и известна крайне пылкой любовью к своей работе - об искусстве она может говорить часами. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Город, в котором я живу

Москва

Париж

День рождения

Где родилась

Москва

У кого родилась

«Мама всеми силами пыталась избежать того, чтобы дочь одевалась в школьную форму. Чтобы как-то изменить этот скучный повседневный образ, сшила как-то несколько чулок вместе, и получилось то, что сейчас все именуют колготками. Тогда еще никто о таком предмете одежды и не подозревал. И чтобы новое изобретение выглядело весело, покрасила их в зеленый, желтый и красный».

Где и чему училась

Окончила психологический факультет МГУ, училась в аспирантуре психфака, специализировалась на психологии творчества.

«Мне люди просто неинтересны. Поэтому я ушла из психологии. Надо очень любить человека, бесконечно им интересоваться, чтобы с ним долго работать. Мне скучен человек вне дела! А когда он в деле - мне интересен результат, который будет достигнут».

Где и как работала

С середины 80-х куратор и организатор художественных выставок, фестивалей, проектов и конкурсов российского и зарубежного искусства на родине и за рубежом.

Основатель и президент ассоциации «Искусство конца века». В 1993-м открыла французский филиал ассоциации.

Организовала и возглавила Московский дом фотографии в 1996-м.

«Я понимала, что в России есть возможность получить широкую аудиторию, которая придет смотреть на фотографию как на документ. Потому что в это время в России существовала дикая потребность понять самих себя... Историю хотелось увидеть и прочувствовать, так как перед страной стояла проблема выбора будущего... Фотография давала возможность закрыть прорехи после более чем вековой изоляции советских людей от всего мира».

Открыла Московскую школу фотографии и мультимедиа имени А. Родченко.

«Я очень надеюсь, что из этой школы будут выходить не только фотографы и бильдредакторы, а в первую очередь художники».

Что такого сделала

Режиссер фильмов «Кривоарбатский переулок, 12», «Черный квадрат», «В поисках счастливого конца», «Дина Верни».

«Мне до сих пор снится, что я сижу на монтаже».

Достижения

Способствовала возрождению интереса к российской фотографии.

Дела общественные

Приняла участие в благотворительной акции «Вместе мы - сила!» (2008), проводимой в пользу детей и родителей из многодетных семей.

Общественное признание

В 2008-м вошла в число 12 самых успешных женщин в рейтинге журнала «Карьера».

Документальные фильмы «Черный квадрат», «Кривоарбатский переулок, 12» и «Дина Верни» отмечены призами кинофестивалей в Швейцарии, Франции, Англии, Индии и России.

Награждена медалью города Парижа за заслуги в пропаганде искусства фотографии России, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, Орденом Дружбы.
Лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия», конкурса «Инновация» в номинации «За лучший кураторский проект» за проект «Вторжение», «Европейской премии» (вручается за укрепление связей России и Европы в области культуры, науки и бизнеса) в номинации «Современное искусство».

Впервые создала и придумала

Организатор XVII Молодежной выставки в Москве в 1987-м, на которой впервые были показаны работы неофициальных художников.

Известна тем, что…

Иногда участвует в модных показах в роли манекенщицы.

Мне интересно

история

спорт

экстремальные ситуации

Люблю

черный цвет в одежде

«Обожаю русских дизайнеров - Таню Парфенову, Андрея Шарова, Симачева и Ромину. Их работы - произведения искусства».

«Я очень люблю кино, и для меня сеанс - лучший способ отдохнуть».

Ну, не люблю

летать на самолетах

«Если есть такая возможность, я пользуюсь поездом. К тому же на короткие расстояния это получается быстрее, чем самолетом: пока до аэропорта доберешься, пока регистрацию пройдешь...»

Семья

Муж - французский бизнесмен Оливье Моран.

«Мой муж действительно француз. Познакомились в 91-м году. С тех пор неразлучны, живем вместе, счастливы. Жизнь с человеком другой национальности всегда непростая вещь: менталитет разный. Я думаю, я счастлива, потому что мой муж уважает мою русскую душу... Когда мы познакомились, у него был центр современного искусства. Он любит современное искусство».

«У меня времени не хватает ни на семью, ни на здоровый сон... Я всем своим сотрудникам говорю: чем больше работаете, тем меньше скандалов дома. Тебя же там нет - так чего скандалить?»

Сын (от первого брака) Тимофей Парщиков, фотограф.

И вообще…

«Я очень жесткий человек. Если я говорю "да", то у меня пойдет кровь из носа, но я это сделаю, и если я говорю "нет" - то я этого никогда не сделаю. А если я говорю, что подумаю, то буду думать. Но когда мне задают вопрос и требуют однозначного ответа - это для меня вещь за гранью выполнимого...»

«Самые опасные люди - те, которым нечего терять. Если за тобой стоят семейные, национальные традиции, то это вынуждает не терять человеческого достоинства - ни своего, ни чужого».

«Я человек в своих вкусовых пристрастиях очень постоянный: ем одни и те же продукты годами! Я довольно пристрастна к своей одежде, которую практически не меняю. А ведь многим это физически нужно. Мне нет! Но искусство меня возбуждает. И в искусстве у меня огромное количество потребностей...»

«Современное искусство дает возможность заглянуть в будущее, и это единственное, что мне интересно».

Георгий Пинхасов, фотограф: «Ольга Свиблова и Московский дом фотографии сделали свое черно-белое и цветное дело. Они в хорошем смысле навязали российскому зрителю интерес к фотографии. Когда я уезжал из России в 80-е годы, в этой области была пустота, просто ноль».

Алекс Лахман, коллекционер, галерист: «Лучшее, что здесь есть, - Oльга Свиблова. Все, к чему она прикасается, превращается в золото. Она самая ценная фотография, винтаж».

Свиблова Ольга, биография которой характеризует ее как человека, обладающего удивительным талантом и уникальными способностями, 6 июня отметила 60-летний юбилей. Директор Мультимедиа Арт Музея и искусствовед родилась в столице нашей родины в 1953 году. В 1979 году она отучилась в МГУ на психологическом факультете, а позже, в 1987 году, окончила аспирантуру по специальности «Психология творчества». Свиблова является доктором философских наук, член-корреспондентом Академии художеств.

Свиблова Ольга. Биография. Начало карьеры

Художественными выставками и творчеством Ольга Львовна занимается с 80-х годов. Так, в этот период времени она организовала свою первую выставку, была куратором многих фестивалей и проектов, конкурсов искусства в СССР и за границей.

Свою крупную долю славы она получила в 1987 году, когда в Финляндии работала над несколькими проектами и была куратором фестиваля авангардного искусства. Также в 87 году Ольгой был снят первый документальный фильм. Дебютное кино молодого искусствоведа получило приз на фестивале, посвященном архитектуре Лозанны.

Свиблова Ольга, биография которой богата интересными фактами, принимала участие в выставках в Париже и Финляндии. Ее следующий фильм «Черный квадрат» рассказывал об андеграунде советского периода (1953-1988 годы). Фильм потряс публику и получил массу кинонаград, среди которых приз критиков главный приз Чикагского фестиваля, награда от Всесоюзного фестиваля. Также среди работ Ольги фильмы «Кривоарабский переулок, 12», «Дина Верни» и другие были лауреатами множества кинофестивалей.

Свиблова Ольга. Биография в 90-х годах

1991 год начался для Ольги Львовны довольно успешно. Она стала президентом и основателем ассоциации под названием «Искусство конца века», позже она открыла филиал своей ассоциации во Франции. Она всячески поддерживала молодых художников России, организовывала их выставки в «Ля Баз».

1996 год у Ольги был посвящен фотоискусству. Тогда она возглавила Московский дом фотографии, который стал первым музеем, специализирующимся на этом виде искусства. Спустя три года Ольга - художественный директор международного фестиваля, посвященного моде и стилю в фотографии.

Свиблова Ольга Львовна. Биография настоящего времени

В 2006 году Ольга Львовна открыла школу мультимедиа и фотографии им. В данной школе обучают художников, а также фотографов, которые работают в жанре современного искусства, художественной фотографии и готовятся к профессиональной деятельности в средствах массовой информации. В 2008 году ее занесли в список 12 успешных женщин по версии журнала «Карьера», также она состоит в рейтинге 100 влиятельных людей мира искусства.

Ольга Свиблова, Дом фотографии которой до сих пор успешно функционирует и процветает, олицетворяет собой тот симбиоз ума и красоты, к которому стремится большая часть женщин. Успешная и влиятельная дама, она всегда знала, чего хочет, и старалась творить не только для себя, но и для других.




А когда же вы находите время на себя?

У меня не всегда есть возможность подумать о том, как организована моя жизнь. Муж брал часть этих вопросов на себя, думая о нашем быте. Я бы никогда ничего сама не построила — вот эту дачу, например. У меня на это не хватило бы времени. Я живу на работе. МАММ сегодня — один из самых посещаемых музеев в России. Значит, то, что мы с коман-дой делаем, кому-то нужно. Это дает силы. Но радоваться успехам у меня тоже нет времени, потому что каждый день нужно делать что-то новое. И лучше, чем вчера. Будущее всегда интересовало меня больше, чем настоящее.

I)&&(eternalSubpageStart


"Я живу искусством": в гостях у Ольги Свибловой в Горках-10

Ее жизнь - настоящий арт-нон-стоп. Она постоянно путешествует по миру, чтобы показывать работы звезд мирового искусства в своем Мультимедиа Арт Музее, но всегда возвращается в любимый дом. HELLO! взглянул на личное пространство Ольги Свибловой.

Подмосковный поселок Горки-10, где находится загородный дом Ольги, мы приехали в воскресенье к двум часам дня.

Мне нужно хоть раз в неделю выспаться, - предупредила она перед встречей. - И не везите никаких стилистов и визажистов - я всегда делаю все сама.

Легкий макияж, волосы, мгновенно собранные в пучок, и фирменные бусы - Ольга Свиблова верна своему стилю уже много лет. Она встречает нас на пороге и сразу же говорит фотографу:

Ловите солнце, пока оно не ушло.

Условия съемки диктует хозяйка дома - искусствовед, кинорежиссер-документалист, основатель и директор Мультимедиа Арт Музея. Заслуги Свибловой признаны во всем мире. В 2011-м она вошла в сотню самых влиятельных деятелей искусства по версии издания Le Journal des Аrts, в том же году получила орден "За заслуги перед Итальянской Республикой" степени командора, а в этом - стала офицером французского ордена Почетного легиона.

С Францией у Ольги особенные отношения. Ее второй муж, владелец культурного центра и страховщик Оливье Моран, был французом, и именно он создавал дом, в который нас пригласили.

Насыщенный зеленый цвет для экстерьера дома и мебели на первом этаже внутри выбран не случайно. Его можно встретить на картинах художника Ильи Кабакова, к творчеству которого был неравнодушен муж Ольги Свибловой, и которого очень любит она сама

Думаю, что главным талантом Оливье, которого, к сожалению, уже три года как нет в живых, было строительство и обустройство разных жизненных пространств. Все наши дома во Франции, включая плавучий домик в Камарге (заповедник на юге Франции. - Ред.), были невероятной красоты. Плавучий дом Оливье строил для меня, смешивая элементы колониальной архитектуры конца XIX - начала ХХ века и русской деревянной архитектуры. Для юга Франции деревянные постройки нетипичны. Наша подмосковная дача тоже вся из дерева - поэзия простоты и функциональности, то, что мы с Оливье обожали и в жизни, и в искусстве. Вы видите здесь много зеленого цвета - между собой мы называли его цветом художника Ильи Кабакова, чье творчество для нас очень много значило.

И благодаря которому вы влюбились в Оливье?

Я влюбилась в мужа в 1991 году, когда попала в его художественный центр La Base в Париже. Снаружи я увидела огромную зеленую дверь того самого "кабаковского" цвета. Внутри меня поразило потрясающее художественное пространство "легкого дыхания", переделанное из промышленного ангара, типичного для французских арт-ателье, со стеклянной крышей. В конце выставочного зала располагалась маленькая лесенка, которая вела во встроенный домик — офис La Base. Прямо на входе красовались две мои любимые картины Ильи Кабакова из серии "Праздники". Эти работы я знала еще по Москве, когда Илья Кабаков создавал их в своей мастерской. А потом появился и сам Оливье: человек, который придумал весь этот центр, который на аукционе купил мои любимые картины и за пять минут приготовил самый вкусный ужин из тех, что я когда-либо пробовала. Я влюбилась в первый раз и с первого взгляда. Оливье обладал удивительным даром art de vivre, который позволял нам быть счастливыми на протяжении 23 лет совместной жизни.


"Дом — единственное место, где я могу побыть одна. Хотя, конечно, мне было бы лучше, если бы я была здесь вместе с мужем", — говорит Ольга. С Оливье Мораном Ольга Свиблова прожила 23 года, в 2014-м его не стало

Это французское понятие "искусства жизни" вам тоже близко?

Конечно. Сейчас мы показываем в МАММ выставку Константина Бранкузи — знаменитого скульптора, основоположника мирового модернизма. Творчество Бранкузи удивительно гармонично сочеталось с его образом жизни. Именно это заинтриговало меня, когда я начала работу над экспозицией. Мастерская скульптора, в которой устраивались дружеские вечеринки с вином и зажаренным в большом камине бараном, была центром притяжения для великих художников, писателей, мыслителей, композиторов. Завещая все свое творчество Центру Помпиду, Бранкузи поставил условие — полная реконструкция его мастерской, где все скульптуры, рабочие инструменты и элементы быта должны оставаться на тех местах, на которых они были при его жизни. В моем доме во Франции, в квартире в Москве и здесь, на даче, я тоже ничего не меняю. Все остается так, как задумал и создал Оливье.

Вы много времени проводите здесь, в Горках?

Я очень люблю дачу, но при своих переездах и перелетах бываю на ней не так часто, как хотелось бы. Зато каждый день и каждая ночь, проведенные в нашем зеленом домике, для меня — праздник. Летом, в 4-5 часов утра, могу вскочить и радоваться солнечным лучам, пронизывающим дом на восходе. Ловлю этот момент на телефон, для себя. Именно свет в его изменении дает разные перспективы пространству дома. Здесь мало вещей, только необходимый минимум — они для меня как вторая кожа, в которой я чувствую себя естественно. Поэтому я обожаю оставаться здесь одна, хотя, конечно, мне было бы лучше вдвоем с Оливье. Вид из окна — русский лес, такой родной для меня, потому что возвращает в детство. Я росла на даче в Болшево с бабушкой и в окна видела такие же сосны и березы. Поэтому и здесь лес растет в своей естественности. Даже мысль о ландшафтном дизайне для меня ужасна.

"Летом, в 4-5 часов утра, могу вскочить и радоваться солнечным лучам, пронизывающим дом на восходе. Ловлю момент на телефон, для себя", - говорит Ольга. Стены в доме выкрашены в абсолютно чистый белый цвет. Белое пространство Ольга полюбила, когда впервые увидела его у своих финских друзей в начале 1980-х годов

Почему-то представлялось, что у вас в доме обязательно будет много фотографий или картин, но их почти нет…

У меня много работ, которые я покупала сама или вместе с мужем. В основном вся наша коллекция во Франции. Хотя скоро сюда ко мне пере-едут любимые "Праздники". Картину из этой серии Илья Кабаков обещал мне с 1988 года. Наконец-то сделал. Что касается фотографий, то в спальне есть одна работа моего сына (фотографа Тимофея Парщикова. — Ред.), которую он подарил Оливье. Там изображены утки на замерзшей Москве-реке. Оливье был охотником и часто ходил на уток в Камарге, поэтому это фото было для него очень важно. А другие фотографии, которые есть в доме, все из семейного архива Оливье — на них изображены самолеты Моранов. Его дядей и крестным был один из двух легендарных братьев Моран, которые создали авиа-цию во Франции. У нас дома в Париже стоит еще и пропеллер самолета Моранов — скульптурная форма божественной красоты. Для меня она ни в чем не уступает скульптурам Бранкузи. После смерти мужа я все собираюсь перевезти этот пропеллер сюда, на дачу. Я тоже люблю самолеты с детства. Мой папа работал конструктором у Сергея Королева и, когда я была маленькая, часто говорил мне: "Посмотри на небо, какая красота". Самолеты все время летали над нашей дачей в Болшево, так как неподалеку был военный аэродром.

Сколько часов длится ваш рабочий день?

14-18 часов. Я живу искусством. Я нахожусь или в офисе, который тоже проектировал Оливье, или в выставочном зале. В музее экспозиции сменяют друг друга. Каждая выставка — признание в любви к художнику. В начале дня я обхожу залы: работы успокаи-вают, настраивают и дают энергию. То же делаю и перед уходом домой. Иногда брожу по выставке одна, иногда — с друзьями. Каждый раз открываю для себя новые смыслы. Заново радуюсь шедеврам на стенах у себя дома — в нашем музее. Смена экспозиции для меня — трагедия. Я так привыкаю к работам, что нужно найти в себе силы для того, чтобы сконцентрироваться и развесить новую выставку. Залы в музее имеют номера, а я для себя всегда зову их именами художников. И когда новый артист заезжает в чужую "квартиру", нужно перевести дух и настроиться на новую волну.

"Мой муж обожал старую посуду. Он 20 лет собирал мне по тарелочке старые сервизы, которые находил на аукционах
и блошиных рынках во Франции"

Выставки в вашем музее действительно сменяют одна другую с невероятной быстротой. Как вы живете в таком бешеном ритме?

Жизнь не длится вечно, поэтому за отпущенное время хочется сделать как можно больше. Это инстинкт. Так же, как и инстинкт делиться своим восхищением искусством, поэзией, музыкой, кино, теат-ром. Если что-то приводит меня в восторг, я должна это показать в музее. Через мои руки в прямом смысле слова прошло более полутора тысяч выставок. Когда по ночам стихают телефоны и ты на монтаже решаешь, как заселить в пространство новые работы — 5 см выше или 7 см левее, это счастье. Белое пространство музея — чистый лист, а каждая выставка — новый текст. Его нужно правильно написать на белом листе. Я обожаю белое пространство. Помню, как в своей маленькой советской "двушке" в Ясенево в самом начале 1980-х я на девятом месяце беременности красила стены в белый. Этот цвет я подглядела у финских друзей. В Советском Союзе белых стен не было, как и белых обоев. Поэтому пришлось покупать наиболее светлые и закрашивать. (Смеется.).

Здесь, в доме, у вас тоже белые стены…

И зеленые стеллажи — проект Оливье. Между книжными полками он встроил манометры, барометры и другие старинные измерительные приборы, которые сегодня потеряли свою функциональность, но не красоту. Их Оливье покупал на блошиных рынках во Франции. Каждую субботу очень рано утром он отправлялся на Marche aux puces. Лучше всего было прий-ти туда до рассвета: тогда с фонариком можно было первым выбрать наиболее ценные объекты. Между собой мы называли эти его походы "охотой". Если меня не было в Париже, я звонила и спрашивала: "Как прошла охота?" Иногда он радовался, потому что удалось купить красивое зеркало или старинный абажур, а иногда приходил с пустыми руками. Я тоже люблю блошиные рынки. Но в отличие от Оливье, который всегда знал, что ищет, я там мгновенно теряюсь. Глядя на россыпи "бриллиантов", мне хочется купить или все, или ничего. Уверенно я себя чувствую только в разделе старой одежды. Там я выбираю точно и функционально. Терпения и умения собирать по одной тарелке старые сервизы в течение многих лет, как у Оливье, у меня нет…

"Дача — может быть, единственное пространство, где у меня царит относительный порядок, который меня устраивает. Мне здесь комфортно", — говорит Ольга. Встроенные в стеллаж манометры муж Ольги покупал на парижском блошином рынке. А картину с фламинго по его заказу нарисовал обычный уличный художник. Этих птиц очень много во французском Камарге, где у Ольги Свибловой есть еще один дом

Ольга, а сложно все время быть первой? Вам часто приходилось пробивать стены, ломать стереотипы?

Я никогда не ставила и не ставлю задачу быть первой. Как писал Мандельштам: "Не сравнивай: живущий несравним". Каждая жизнь имеет ценность, а социальные награды и рейтинги по гамбургскому счету не имеют никакого смысла. В то же время в детстве я много занималась спортом. На соревнованиях надо выкладываться, даже если до финиша ты добегаешь, харкая кровью. Я — перфекционист. И, занимаясь любым делом, стараюсь довести его до лучшего результата, хотя иногда это стоит бессонных ночей и дикой затраты усилий. Я очень строгий судья, прежде всего по отношению к самой себе. Это касается и профессиональной деятельности, и мелочей жизни: посуду надо мыть чисто, пыль вытирать до конца. Кстати, нужно срочно положить замачиваться грибы, скоро придут гости. (Смеется.)

Ваша работоспособность — она от мамы? Я прочитала, что вам удалось заставить ее уйти на пенсию только в 80 лет.

Маме сейчас 92 года, и она, к сожалению, ходит на ходунках, так как в прошлом году сломала шейку бедра. Но до этого она жила абсолютно автономно, и все мои попытки помочь ей или найти помощницу по хозяйству заканчивались ничем. Маму я действительно в 80 лет оторвала от того, что она делала всю жизнь — учила немецкому языку. Она была гениальным преподавателем, могла стул научить. Но вот меня не научила… На мой вопрос, почему так вышло, она сказала: "А ты не хотела". Я говорю: "Ну какой же ребенок хочет учиться?" (Смеется.) Выйдя на пенсию в 80, мама неожиданно начала писать статьи про кино. Получалось очень неплохо. Порекомендовать ее как журналиста в знакомые мне издания было бы странно. Поэтому на вопрос, где она может опубликовать свои статьи, я посоветовала ей найти сайты про кино. Она быстро, лучше, чем я, освоила Интернет и нашла два электронных издания, которые печатали ее статьи девять лет. Когда сайты закрылись, а маме было уже 89, она просила меня только об одном: "Найди мне работу, я не могу жить, ничего не делая". Для меня тоже жизнь и работа — синонимы. Самое большое интервью, которое я дала с удовольствием, было газете "Есть работа". Оно называлось: "Счастье — это когда есть работа".

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.